Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Н" (часть 2, "НАР"-"НЕВ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 2, "НАР"-"НЕВ")

Наркомат

НАРКОМА́Т (народный комиссариат) - 1) Центр. отраслевой орган гос. управления сов. республик и СССР (окт. 1917-46). Первые рос. Н. были созданы в соответствии с декретом 2-го Всерос. съезда Советов в значит. степени на орг. основе мин-в Врем. пр-ва. Позднее Н. были образованы в др. сов. республиках. В рамках своей компетенции Н. должны были осуществлять управление, планирование, предварит. подготовку законодат. актов. Еще до образования СССР сложилась система т. н. объединенных и необъединенных Н.: первые руководили отраслью на терр. той или иной республики под руковод. одноим. Н. РСФСР, вторые - самостоятельно. В 1923 возникают Н. 3-х типов: общесоюзные (т. е. действующие только в масштабе СССР), объединенные (в СССР и союзных республиках) и необъединенные (респ.). Подобная структура существовала и в разделении компетенции Н. союзных и автоном. республик. Н. возглавлялись наркомами, имевшими заместителей и коллегии в качестве совещат. органов. Н. были ответственны перед Совнаркомом и През. Центр. исп. к-та (СССР, союзной или авт. республики). В 1946 Н. были преобразованы в мин-ва.

2) В первые месяцы сов. власти и частично во время гражд. войны Н. иногда именовались отраслевые структурные подразделения местных советов, коммун, союзов коммун, совнаркомов республик, образованных не по нац., а по чисто терр. принципу.

Наровчатов Сер. Сер.

НАРОВЧАТО́В Сер. Сер. (1919-81) - поэт. Окончил Моск. ин-т истории, филос., лит-ры и Лит. ин-т им. Горького (1939). В дек. 1939 Н. пошел добровольцем на финскую войну, а затем на Вел. Отеч. войну. Сб. "Костер" (1948), "Солдаты свободы" (1952), "Взыскательный путник" (1963) - стихи о войне. Лирику Н. обогатили впечатления от путешествий на Д. Восток и тема прошлого, что сказалось в его стих. рассказах ("Старый альбом", 1955-60; "Танец кита", 1959-60), лирич. стихах ("Зеленые дворы", 1966; "Аминь, рассыпьтесь, горести и грусть!", 1967; "Последняя строка", 1968 и др.) и в поэмах, важнейшей из к-рых критика назвала "Василия Буслаева" (1967-72). Н. - автор кн.: "Лирика Лермонтова. Заметки поэта" (1964), "Необычное литературоведение" (1970), "Берега времени" (1976) и др. Переводил с евр., с укр., с казахского и др. яз.

С. С. Наровчатов

С. С. Наровчатов

"Народная воля"

"НАРО́ДНАЯ ВО́ЛЯ" - нелегальная рев. орг-ция, возникшая в авг. 1879 после раскола "Земли и воли". Программные документы "Н. В." выдвигали задачу осуществления "полит. переворота с целью передачи власти народу", содержали требования дем. свобод, передачи земли крестьянам, фабрик и заводов - рабочим. "Н. В." - централизованная, хорошо законспирированная орг-ция. Во главе нее стоял Исполнительный комитет из проф. революционеров (А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская и др.), к-рому подчинялись местные и специальные (рабочие, студенч., военные) кружки и группы. В "Н. В." различали "организацию" - дисциплинированное об-во революционеров, выполнявших программу и устав, - и "партию", б. широкий круг единомышленников. В "организации" состояло не более 500 чел., к следствию привлекалось до 2000. "Н. В." придавалаб. значение рев. пропаганде, выпускала нелег. газету "Н. В.", но на практике в отсутствие массовой поддержки гл. методом достижения программных целей стал политич. террор. В авг. 1879 "Н. В." вынесла смертный приговор Александру II. Цареубийство, по мнению революционеров, должно было привести к нар. восстанию и в конечном счете к полит. перевороту. "Н. В." подготовила 8 покушений на царя, устрашивших пр-во (к-рое пошло на определенные уступки) и обескровивших орг-цию (1879-83 - св. 70 судебных процессов "Н. В."). Убийство Александра II 1 марта 1881 оказалось вместе с тем и самоубийственным актом "Н. В.", показавшим несостоятельность ее тактики и программных предпосылок. Осн. костяк орг-ции прекратил существование в 1884.

Народная словесность

НАРО́ДНАЯ СЛОВЕ́СНОСТЬ (устная нар. словесность, нар. поэзия) - термин, широко распространенный в рус. науке, культуре, преподавательской практике для обозначения словесного худож. творчества внелит. типа. Характеризуется принадлежностью к нар. среде (преим крест-ву и гор. низам), устностью создания и функционирования, традиционностью. Согласно романтич. концепциям (Ф. И. Буслаев, О. Ф. Миллер, А. Н. Афанасьев и др.) Н. С. уходит своими корнями в доист. глубину и связана происхождением с образной природой слова и мифологией. Н. С. сопровождает жизнь народа на всем пути его истории, сохраняя древнейшие основы его миропонимания и являясь одноврем. худож. выражением исторически развивающихся его взглядов, идеалов, нравств. норм. Будучи выражением общенар. позиций, Н. С. сохраняет значение нравств. и эстетич. образца. Она представлена сказками разных видов, преданиями, легендами, быличками, песнями обряд., лирич., историч. и др., былинами, пословицами, загадками. В совр. науч. и культурном обиходе употребляются термины "устное народно-поэтическое творчество", "фольклор".

Народные дома

НАРО́ДНЫЕ ДОМА́ - разновидность клубов, просветительских учреждений для народа в кон. 19 - нач. 20 в. Первые Н. Д. создавались владельцами крупных предприятий, с 1894 - Об-вом попечительства о народной трезвости. Обычно включали в себя библиотеку-читальню (бесплатную), чайную-столовую (дешевую), курсы (напр., чертежников), мастерские, в к-рых бесплатно обучали различным ремеслам. Просветительская деят-ность заключалась в чтении лекций, организации выставок, спектаклей народного т-ра (т. е. театра для народа).

Для Н. Д. строились специальные здания: в знаменитом Литовском Н. Д. графини С. В. Паниной (построен Ю. Ю. Бенуа в 1903) в специальной башне размещалась обсерватория, Н. Д. императора Николая II в Александровском парке на Петербургской стороне представлял собой огромный культурно-развлекательный комплекс, в который входил планетарий.

Драматические т-ры Н. Д. имели ярко выраженную специфику. Они работали по специально разрешенному для народного т-ра репертуарному списку. Основу репертуара обычно составляли исторические пьесы и феерии, целью же было "безобидное развлечение и отвлечение народа от опасных пороков и увлечений".

Некоторые т-ры Н. Д. в большей степени служили делу просвещения. Таков был Общедоступный т-р при Литовском Н. Д. Правление Дома приняло по конкурсу проект П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской (урожд. Комиссаржевской). Эти актеры разделяли толстовские идеи, заботились о нравственном совершенствовании зрителей с рабочей окраины. Эстетически им был близок Художественный т-р. Основу репертуара составляла классика. В этом т-ре начинали А. А. Брянцев, А. Я. Таиров. Зрительный зал заполняли ученики курсов и мастерских, посетители читальни и лектория. Н. Д. воспитывал свою публику, и если на первых спектаклях зрители громко переговаривались, лузгали семечки, сопровождали действие неуместными и порой неприличными репликами, то через несколько лет в зале установилась благоговейная тишина, прерываемая лишь аплодисментами. Сформировалась значительная группа друзей Общедоступного т-ра, которые особенно ценили спектакли, концерты русской поэзии - едва ли не самый сложный для восприятия жанр. Свидетельством популярности т-ра были многочисленные зрительские письма-рецензии, направлявшиеся в газеты и журналы, гр. Паниной и руководителям театра.

Народные русские сказки А. Н. Афанасьева

НАРО́ДНЫЕ РУ́ССКИЕ СКА́ЗКИ А. Н. АФАНА́СЬЕВА - фундаментальное издание, первый в рус. науке свод рус. сказок (включая также сказки укр. и белорус). Первое издание в 8 вып. в 1855-63, последнее по времени науч. изд. 1984-85 (сер. "Лит. памятники"). Содержит ок. 580 текстов разл. жанровых видов вост.-слав. сказок, записанных более чем в 30 губ. Основу сб. составили записи самого Афанасьева, местных любителей-собирателей, тексты из архива Рус. геогр. об-ва (более трети), прежние печатные изд., а также собрание В. Даля - ок. 200 текстов. Предложенная Афанасьевым при втором изд. (1873) классификация (сказки о животных, волшебные, новеллистич., сатирич., анекдоты) сохранила практич. значение до наших дней. Вопрос о степени и характере работы Афанасьева-ред. над текстами остается открытым (наверняка можно говорить о правке языка и стиля сказок). Сб. вызвал большой отклик в науч. среде, в лит. критике. Одноврем. он стал надолго (и в известной мере остается в наст. время) осн. источником для знакомства широкой читающей публики в России и за рубежом с рус. классич. нар. сказкой. В 1870 Афанасьев издал "Русские детские сказки", кн. была признана цензурным комитетом вредной, но она заняла почетное место в кругу детского чтения, выдержав более 25 изд. Этот сб. послужил материалом для художников: его иллюстрировали И. Билибин, Г. Нарбут, Ю. Васнецов, Т. Маврина и др. Н. Р. С. начиная с 1873 выходили в пер. на мн. европ. языки.

Народные университеты

НАРО́ДНЫЕ УНИВЕРСИТЕ́ТЫ - разнообразные учреждения, ставившие своей целью распространение элементарных общеобразоват. и проф. знаний. Возникли в сер. 19 в. в ряде стран Зап. Европы, США. В России Н. У. образовывались как учебные и культ.-просвет. учреждения для взрослых. Первый Н. У. - Пречистенские курсы - был открыт в 1897 в Москве. Большую известность приобрел Моск. городской Н. У. им. А. Л. Шанявского. Н. У. активно развивались после 1917 как одна из форм внешкольного образования, особенно в 50-е гг.: обществ.-полит., естеств.-науч., с.-х., науч.-техн. и пр. Преподават. работа велась на обществ. началах, что во мн. породило формализм, отсутствие должного уровня и качества знаний.

Народные художественные промыслы

НАРО́ДНЫЕ ХУДО́ЖЕСТВЕННЫЕ ПРО́МЫСЛЫ - форма нар. творчества, включающая изготовление предметов быта, имеющих характер произведений декор.-прикл. иск-ва: вышивка, керамика, ковроделие, обработка дерева, камня, металла, кости, кожи, плетение кружев и т. д. Н. Х. П., как правило, наследуют иск-во, обладавшее яркими локальными отличиями, характерными для местной худож. культуры, и отражавшее быт, мировосприятие и эстетич. идеалы местных жителей. Для продукции Н. Х. П. обычно используют традиц. природные материалы. Для Н. Х. П. характерна коллективность творчества, имеющая конкретный производств. характер, изначально определявшаяся единством создателя и потребителя вещи, широким распространением ремесл.-худож. навыков в пределах коллектива. С формированием промыслов организуются кустарно-ремесл. производства, работающие на рынок. С сер. 19 в. Н. Х. П. под давлением фабричного производства приходят в упадок или сами приобретают характер фабрик, выпускающих тиражированные изделия. Тогда же появляется обществ. интерес к Н. Х. П., начинается собирание и изучение их продукции, с кон. 19 в. меценаты и благотворит. об-ва, часто под патронажем имп. фамилии, стремятся возродить Н. Х. П., организуют музеи, выставки, школы нар. иск-ва. В сов. время Н. Х. П. были преобразованы в произв. артели, и коллективность Н. Х. П. приобрела организованные формы.

Лит.: Народные художественные промыслы СССР. М., 1983.

Народный стих

НАРО́ДНЫЙ СТИХ - стихотв. формы, употребит. в устной нар. поэзии. В совр. стиховедении принято выделять 3 осн. типа Н. С.: 1) говорной стих - употребит. в свадебных приговорах, скоморошьих прибаутках, присказках, пословицах, поговорках, загадках и т. п. Он не связан с пением; членение текста на отрезки, не имеющие внутр. ритмич. орг-ции, осуществляется с помощью рифм (обычно грамматических), к-рые отмечают конец каждого речевого отрезка и связывают их попарно ("Сказывай тому, кто не знает Фому, а я брат ему"; "Не в к-ром царстве, не в к-ром государстве, в том, в к-ром мы живем, снег горел, соломой тушили, много народу покрушили и тем дела не решили"). Этот тип Н. С. стал основой рус. досиллабич. стиха 17 в., получив широкое распространение в сатире, интермедиях и интерлюдиях петровского времени, письмах, любовной лирике. В период господства силлабики (1660-1730-е гг.) он переходит в низовую лит-ру и лубок. В классич. поэзии говорной стих был воспроизведен А. Пушкиным в "Сказке о попе..."; в 1-й пол. 20 в. широко использовался в сов. агитац. и сатирич. произв. (В. Маяковский, Д. Бедный и др.); 2) речитативный стих - употребит. в былинах, ист. песнях, причитаниях, духовных стихах. Представляет собой чисто тонич. безрифм. стих с жен. или дактилич. окончаниями. Наиб. употребит. из размеров является 3-иктный тактовик (менее распространены 2-и 4-иктные), развившийся из обще-слав. 10-сложника ("Говорил-де Добрыня таково слово: / Государыня моя ты родна матушка! / Да мне подай-ко, мать, платье скоморошное, / Да мне подай-ко, мать, гусли хрустальныи..."). В рус. классич. поэзии речитативный стих воспроизводился в "Песнях западных славян" А. Пушкина, "Песне про царя Ивана Васильевича" М. Лермонтова; 3) песенный стих - употребит. в лирич. песнях. Наим. изученный тип Н. С. Словесный ритм в нем подчинен напеву и варьируется от относит. простых форм частушек и плясовых песен, в основе к-рых лежат дольник и хорей, до сложных форм протяжных лирич. песен, ритмич. основа к-рых до наст. времени не выявлена. Имитация частушечных и плясовых песен встречается в поэзии 19 в. (преим. в сатирической) и в стихах сов. поэтов.

Народный танец

НАРО́ДНЫЙ ТА́НЕЦ - одна из древнейших форм нар. творчества, неразрывно связанная с жизнедеятельностью человека. Н. Т. возник как отражение действительности в танц.-муз. образах. Он входил в ритуальные представления, из к-рых позже выделился как обрядовый танец. Н. Т. часто изображали трудовые процессы, связанные с охотой, земледелием, животноводством, разл. ремеслами. Порой они носили воинственный характер. Нек-рые танцы посвящались теме любви, выражали поклонение женщине. Н. Т. является отражением нац. характера, традиций, что сказывается в пластике и координации движений, соотношении их с музыкой. Большую роль в Н. Т. играют нац. костюм, аксессуары, муз. сопровождение на нар. инструментах. В 1930-х гг. в СССР возникла сценич. форма Н. Т., давшая толчок его развитию и распространению во всем мире, что содействовало сохранению и популяризации Н. Т.

Исполнение сценического русского народного танца

Исполнение сценического русского народного танца

Народоведение

НАРОДОВЕ́ДЕНИЕ - 1) Устаревший синоним этнологии - этнографии.

2) Науч. дисциплина, изучающая этнографию своего собств. народа, прежде всего ист. развитие образа жизни и традиц. культуру крестьянства вплоть до современности (в отличие от фелькеркунде, иссл. народы зарубежных стран, гл. обр. неевропейских). Концепцию Н. как науки создал нем. иссл. В. Г. Риль во 2-й пол. 19 в. В качестве самостоят. науч. дисциплины Н. сформировалось в кон. 19 - нач. 20 в. в немецкоязычных странах, Скандинавии, Вост. и Юго-Вост. Европе, а также в Китае и Японии. В наст. время часто рассматривается как субдисциплина этнологии (в ФРГ, Австрии, Японии).

Нароков Ник. Вл

НАРО́КОВ (наст. фам. Марченко) Ник. Вл. (1887-1969) - прозаик. Учился в Киевском политех. ин-те, жил и работал в Казани, был офицером добровольч. деникинской армии, бежал из большевистского плена. Работал учителем математики в провинции, в Киеве. В 1932 был репрессирован и освобожден. В числе перемещенных лиц вместе с семьей был перевезен в Зап. Германию (1944), в 1950 переселился в Калифорнию (США). Опубликовал 3 ром.: "Мнимые величины" (1952), "Ниоткуда" (1961) и "Могу!" (1965), статьи о рус. лит-ре 19 в. Общая для романов Н. тема - иррациональная, почти мистически непреодолимая неподлинность жизни России при сталинском тоталитаризме - в отношениях людей, в обществ., полит. и гос. системах.

Нартов Анд. Анд

НА́РТОВ Анд. Анд. (1737-1813) - президент Рос. академии и Вольно-экон. об-ва, поэт, переводчик. Сын А. К. Нартова. Обучался в С.-Петербурге сначала в нем. и лат. классах, затем в ун-те при АН, откуда поступил в Сухопутный шляхетный кадетский корпус. В 1755 к открытию императорского т-ра Н. представил неск. переводов комедий Детуша, Гольберга и др. Тогда же Н. начал сотрудничать в журналах литераторов, связ. с кругом М. М. Хераскова. Здесь Н. помещает как свои переводы, так и оргинальные соч. Параллельно он как арт. офицер занимается изобретением разл. приспособлений для ремонта орудий. К 1763 Н. уже полковник. В 1765 он становится одним из основателей и первым секр. Вольно-экон. об-ва. В изданиях об-ва можно обнаружить статьи по с. х-ву, автором к-рых был Н. В качестве през. Рос. академии (с 1801) он внес предложение о составлении "Науки российского стихотворства" и плана переводов классич. и совр. изданий для последующей их публ. в "Ежемесячных сочинениях". Энциклопедически образованный труженик, Н. был похоронен за счет Вольно-экон. об-ва, т. к. никаких средств он сам после себя не оставил.

А. А. Нартов. Неизв. худ. 1800-е гг.

А. А. Нартов. Неизв. худ. 1800-е гг.

Нартов Анд. Конст.

НА́РТОВ Анд. Конст. (1693-1756) - токарь Петра I, советник академич. канцелярии. В 1709 в Москве Петр I обратил внимание на мастерство Н. и взял его в С.-Петербург ко двору. Через неск. лет император послал Н. для завершения техн. образования за границу, где тот пробыл до 1720. По возвращении Н. заведовал имп. токарней, к-рую пополнил вывезенными и выписанными из-за границы машинами. Токарня была рядом с покоями Петра I, и царь часто принимал в ней приближенных. В обсуждении разных вопросов участвовал и Н. В 1735 токарню со всем штатом передают в АН, и Н. назначают вторым советником акад. канцелярии. После ареста в 1742 советника Шумахера, обвиненного в интригах и растрате, академич. дела поручаются Н., к-рый "для улучшения учебной части" увольняет всех преподавателей, не владеющих рус. языком, и назначает на их место русских, в т. ч. М. В. Ломоносова. Однако в следующем году Шумахера оправдывают, и с этого времени адм. дела более не занимают Н. Он возвращается к занятиям техн. проблемами: усовершенствованию шлюзовых запоров, изобретению новых арт. снарядов и т. п. Важным трудом боготворившего Петра I Н. было составление "Достопамятных повествований и речей Петра Великого".

Нарциссов Бор. Анат.

НАРЦИ́ССОВ Бор. Анат. (1906-82) - поэт и естествоиспытатель. Из семьи деревенского врача. В Тарту окончил г-зию и ун-т по химич. ф-ту. Работал химиком. Во время 2-й мир. войны попал за границу, в лагерь для перемещенных лиц. Через Австралию добрался до США. Здесь занимался исслед. работой. Стихи писал с детства. С 1958 по 1978 опубликовал 6 поэтич. сб.; в состав последнего - "Звездная птица" - вошли все предыдущие. Сквозная тема стихов Н. - гротескные отношения двух миров - реального и потустороннего, демонического, в действительность к-рого Н. твердо верил.

Нарышкин Мих. Мих.

НАРЫ́ШКИН Мих. Мих. (1798-1863) - декабрист. Из богатых дворян Моск. губ. Отец - подполк. Мих. Петр., мать - кн. Варв. Ал. Волконская. Воспитывался дома. В 1815 учился в уч-ще колонновожатых. Поступил на службу подпрапорщиком в Псковский пех. полк (1815), капитан (1822), переведен в лейб-гвардии Измайловский полк полковником (1823), в Бородинский пех. (1824), в Тарутинский пех. полк - в дек. 1825 стоял в Москве. Принят И. Г. Бурцовым в Союз благоденствия (1818). В 1823-25 - среди наиб. активных чл. Сев. об-ва. Способствовал оформлению моск. управы об-ва (1824), участвовал в разработке планов восстания в Москве. Пытался создать управу в Могилеве (1824-25). Арестован 30 дек. 1825 (11 янв. 1826) в Москве и доставлен в Петропавловскую крепость. Осужден по 4 разряду, приговорен к 12 годам каторги (срок сокращен до 8 лет) и отправлен в Сибирь (февр. 1827). Жена, Елиз. Петр. Коновницына, дочь героя Отеч. войны 1812 ген. П. П. Коновницына, последовала за мужем в Сибирь. В 1827-30 Н. находился в Читинском остроге, в 1830-32 - в Петровском Заводе. В 1833 супруги Н. прибыли на поселение в г. Курган Тобольской губ. Взяли на воспитание крест. девочку Ульяну Чупятову. Н. занимался садоводством, коннозаводством (для чего в Курган даже прислали заводских лошадей). В 1837 определен рядовым в Навагинский пех. полк Кавк. корпуса (жена поехала за Н. и на Кавказ). За отличие произведен в прапорщики (1843). В 1844 уволен в отставку с обязательством безвыездно жить в с. Высоком Тульской губ. Освобожден от надзора (1855), по амнистии с него сняты все ограничения (1856).

"Нарышкинское барокко"

"НАРЫ́ШКИНСКОЕ БАРО́ККО" - См. "Московское барокко".

Нарышкины

НАРЫ́ШКИНЫ - дворянский род из мелкопоместных тарусских помещиков. Выдвинулся на полит. арену в кон. 17 в. благодаря второму браку царя Алексея Михайловича, женившегося в 1671 на Наталье Кирилловне Н. (1651-94), воспитаннице А. С. Матвеева. Н. (отец, братья и др. родственники царицы) попали в число придворной знати. После смерти Алексея Михайловича и воцарения его сына от первого брака Федора Алексеевича (1676) началась борьба между родственниками первой жены - Милославскими и сторонниками Н. А. С. Матвеев, брат царицы Ив. Кирил. и др. Н. оказались в ссылке. 27 апр. 1682 умер Федор Алексеевич. Царем был провозглашен 10-летний сын Нат. Кирил. Н. Петр Алексеевич (в обход больного старшего брата Ивана Алексеевича, сына Милославской), что означало недолгую победу Н. Восставшие 15-16 мая 1682 стрельцы, спровоцированные Милославскими, убили А. С. Матвеева, Ив. Кирил. и Афанасия Кирил. Н. Отец царицы Кирилл Полуехтович Н. был насильно пострижен в монахи, остальные Н. сосланы. Переворот 1689, отстранивший царевну Софью, привел к воцарению Петра и новому возвышению Н. Царица Нат. Кирил. Н. была "доброго темпераменту, добродетельного, токмо не была ни прилежная и не искусная в делах, и ума легкого" (Б. И. Куракин). Во главе пр-ва встал старший из ее братьев, начальник Посольского приказа (1690-1702) Лев Кирил. Н., человек "гораздо посредняго ума и невоздержный к питию" (Б. И. Куракин). Отправляясь за границу, Петр I назначил его чл. совета по управлению гос-вом (1697). С 1699 влияние Льва Кирил. резко упало. Его сын Ал-др Львович Н. (1694-1745), двоюродный брат и любимец Петра I, в 1708-21 обучался за границей мореплаванию, служил в Адмиралтейской конторе по экипажным делам (1721), дир. Мор. академии (1722), през. Штатс-конторы (1725), през. Камер-коллегии (1726), находился в ссылке (1727-30), през. Коммерц-коллегии (1731), сенатор (1733), през. дворц. строительной канцелярии (1736), участник суда над Д. М. Голицыным и следствия над Б. К. Минихом, А. И. Остерманом, М. Г. Головкиным (1741). Его сын Лев Ал-др. Н. (1733-99) - обер-шталмейстер, провел жизнь при дворе. Любимец Петра III, во время переворота (июнь 1762) арестован как его приверженец, затем - придворный Екатерины II. Отличался веселым общительным характером. М. М. Щербатов считал, что "по обращениям своим и по охоте шутить он более удобен быть придворным шутом, нежели вельможею". Др. называли Н. "вельможей тем более опасным, что под видом шутки, всегда острой и язвительной, умел легко и кстати высказывать самую горькую правду". Мн. др. представители рода Н. также занимали видные посты при дворе и гос. должности.

А. Н. Нарышкина. Худ. Ж. Сампсуа. 1756

А. Н. Нарышкина. Худ. Ж. Сампсуа. 1756

Наседкин Ал. Арк

НАСЕ́ДКИН Ал. Арк. (род. 1942) - пианист, педагог. Учился в Центральной муз. школе у А. Д. Артоболевской. Окончил Моск. конс. по классу фп. (1966) у Л. Н. Наумова (в 1960-64 учился в классе Г. Г. Нейгауза), по классу композиции (1969) у С. А. Баласаняна. В 1966-88 преподавал в Моск. конс. (с 1985 - профессор). Среди учеников - В. П. Овчинников. Выступает как солист и ансамблист (в дуэте с В. А. Пикайзеном и Н. Г. Гутман). Лауреат Международных конкурсов в Вене (1959, 1-я премия), им. П. И. Чайковского (1962), в Лидсе (1963), музыкантов-исполнителей им. Ф. Шуберта в Вене (1967, 1-я премия), музыки 20-го века в Вене (1967, 1-я премия), камерных ансамблей в Мюнхене (1967, 1-я премия). Гастролирует за рубежом. В творческом облике Н. критика отмечает упорядоченность и рациональную организованность исполнительского процесса, содержательность и "антиэффектность". Этими чертами, в частности, отмечено исполнение сонат Л. Бетховена, концертов И. Брамса, музыки Ф. Шуберта. Важное место в репертуаре Н. занимает современная музыка: произведения А. Берга, А. Бабаджаняна, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и др. Н. - автор ряда инструментальных сонат, пьес для фп., к-рые он включает в концертные программы. Засл. артист РСФСР (1979).

Лит.: Цыпин Г. М. Портреты советских пианистов. М., 1990.

Насечка

НАСЕ́ЧКА - один из видов техники худож. обработки металлов, дерева, кости и т. д., состоящий во введении в выгравированные на материале штрихи рисунка тонкой проволоки из золота, серебра, меди и др. металлов. Н. позволяет создать изящный тонкий рисунок со сложным орнаментом. Применяется по сей день.

Насонов Арсений Ник

НАСО́НОВ Арсений Ник. (1898-1965) - историк. В 1922 окончил ист.-филол. ф-т Петрогр. ун-та. В 1924-27 работал в Гос. Эрмитаже, в 1935-65 (с перерывом, связ. с участием в Вел. Отеч. войне) в Ин-те истории АН СССР. С 1944 д-р ист. наук. Для науч. творчества Н. характерно сочетание структурного источниковедч. анализа с концептуальным решением ряда проблем рус. истории. Уже первые публ. Н. привлекли внимание специалистов. В ст. "Князь и город в Ростово-Суздальской земле" (1924) он обратился к истории гор. общины рус. С.-В. 11 - нач. 13 вв. Он пришел к заключению о сохранении здесь вечевых порядков, общих и для др. волостей того времени, отвергнув при этом тезис о ростово-суздальских князьях как самовластцах и боярах как новом эл-те обществ. устройства. Др. сферой науч. изысканий Н. в это время стало изучение на осн. архивных мат-лов вопросов соц.-экон. истории России 19 в. - темы, только начинавшей разрабатываться в сов. историографии. Естеств. продолжением занятий в рамках иссл. рус. средневековья стало монографич. обращение к малоразработанной теме "Монголы и Русь". На осн. многочисл. и разнообразных источников автор показал корни и соц. основы политики татаро-монголов, ее конкретные проявления и последствия. Осн. вывод утверждал (и это было новым словом) существование целенаправл. ордынской политики в рус. землях, являвшейся препятствием для их объединения. В работе "Русская земля и образование территории Древнерусского государства" (М., 1951) прослеживается процесс роста гос. терр. Руси, начиная с формирования "Русской земли" в Приднепровье, во взаимосвязи с соц. развитием об-ва, к-рое Н. воспринималось уже в осн. как феодальное. Большое значение имела его археографич. и источниковедч. работа. Н. были исследованы и опубл. тверские и псковские летописи, изданы Новгородская Первая летопись, Никоновская и др. Огромная работа была проделана Н. по обследованию рукописей, содержащих летописные тексты. Заключит. книгой Н. стало фундам. иссл. "История рус. летописания 11 - нач. 18 вв." (М., 1966).

Настойка

НАСТО́ЙКА - алкогольный напиток крепостью от 18 до 45 об. % спирта. Получают Н. купажированием (смешиванием) морсов, соков, ароматизированного спирта со спиртом-ректификатом, сах. сиропом, водой, пищевыми красителями, эфирными маслами. В зависимости от крепости, содержания сахара и способа получения различают горькие и сладкие Н. Первые имеют крепость от 35 до 45 об. % спирта. Их получают купажированием настоев ароматизированных спиртов, спирта-ректификата, воды и пищевых красителей (айвовая, Горный Дубняк, лимонная, старка и др.). Сладкие Н. имеют крепость 18-40 об. % спирта и 8-35% сахара. Готовят их купажированием морсов и соков, спирта-ректификата, эфирных масел, сах. сиропа, лимонной кислоты, пищевых красителей (абрикосовая, апельсиновая, брусничная, клюквенная, Нежинская Рябина, яблочная, тминная, ежевичная, праздничная и др.).

Настоятель

НАСТОЯ́ТЕЛЬ - священник рус. правосл. церкви, глава приходского причта, назначается правящим архиереем. Н. храма совершает все таинства (кроме священства), а также следит за порядком и укладом приходской жизни.

Настоящее время

НАСТОЯ́ЩЕЕ ВРЕ́МЯ - одна из трех форм глагольной категории времени, осн. значением к-рой является выражение одновременности действия с моментом речи при абс. употреблении (ср. Начинается дождь), а при относит. употреблении - с временем др. действия (ср. Он чувствовал, что начинается дождь). Морфол. показателем форм Н. В., имеющихся только у глаголов несов. вида, служат окончания лица и числа изъявит. наклонения (ср. я пишу, ты пишешь и т. п.). Аналогичные формы глаголов сов. вида имеют значение буд. времени (ср. я напишу, ты напишешь и т. п.).

Различают две осн. разновидности прямого употребления Н. В.: актуальное и неактуальное Н. В. При актуальном употреблении обозначается конкретное действие разл. степени длительности, происходящее непосредственно в момент речи (ср. Он идет в школу). К неактуальным употреблениям относят обозначение повторяющихся или потенциальных действий (ср. Он ходит в школу; Он хорошо поет). В этом случае с моментом речи соотнесен весь широкий период времени, на протяжении к-рого происходит повторение действия или возможно проявление способности, а не конкретные их реализации. Особое положение занимает обозначение постоянно существующих ситуаций - т. н. "вневременное, или всевременное" Н. В. (ср.: Биссектриса делит угол пополам; Рыбак рыбака видит издалека), соотношение к-рых с др. употреблениями Н. В. не имеет общепринятой интерпретации.

Осн. типом переносного употребления Н. В. является наст. историческое - использование форм Н. В. в повествовании о событиях прошлого (ср. Пошел к нему, стучу, звоню - никто не отпирает). Переносным обычно считают и употребление Н. В. вместо будущего времени для обозначения заранее запланированных событий (ср. Завтра я уезжаю).

Натуральная школа

НАТУРА́ЛЬНАЯ ШКО́ЛА - термин, возникший в ходе полемики В. Белинского и Ф. Булгарина. В рец. на "Физиологию Петербурга" и "Петербургский сборник" Булгарин назвал эти издания "новой, т. е. натуральной лит. школой, утверждавшей, что должно изображать природу без покрова" ("Северная пчела". 1846. № 22. 26 янв.). Он хотел дискредитировать молодых последователей Гоголя, но в ответ Белинский (март, апр. 1846) писал, что его оппонент нашел удачное определение новому лит. движению как реалистическому. В наст. время термин Н. Ш. рассматривается как обозначение первонач. этапа в истории рус. реализма. Его крупнейшие представители - Григорович, Тургенев, Гончаров, Панаев и др.

Наумов Вл. Наумович

НАУ́МОВ Вл. Наумович (род. 1927) - кинореж. Вместе с А. Аловым окончил реж. ф-т ВГИКа (мастерская И. Савченко). С работы над ф. "Тарас Шевченко" началось творч. содружество с Аловым (ассистенты реж., они завершили ф. после смерти Савченко в 1951). Со студенч. лет Н. снимался в ф.: "Третий удар" (реж. И. Савченко, 1948), "Южный узел" (реж. И. Шмарук, 1964), "Гори, гори, моя звезда" (реж. А. Митта, 1969) и др. Как реж. Н. был неразрывно связан с А. Аловым вплоть до его смерти в 1983. Это был на редкость устойчивый, в своем роде уникальный реж. дуэт (причем снимали ф., как правило, по собств. сценариям).

Первые ф. Алова и Н. - "Тревожная молодость" (1954, по мотивам "Старой крепости" В. Беляева), "Павел Корчагин" (1957, по ром. Н. Островского), "Ветер" (1959, сценарий Алова и Н.) - овеяны духом рев. романтики, характерной для молодой режиссуры на переломе 50-х. Экспрессивный стиль ф. "Павел Корчагин" и "Ветер" возрождал монтажно-стилевые открытия немого кино. В нач. 60-х гг. Алов и Н. вместе с ценностными ориентирами резко меняют стилистику. Интерес к психологии и быту превалирует в ф. "Мир входящему" (1961), в т/ф "Монета" (1963, по мотивам рассказов А. Мальца). В творч. эволюции Алова и Н. многое шло от обращения к лит. сюжетам. Широк диапазон выбора: от Н. Островского к рус. и мир. классике, от Ю. Бондарева к А. Кабакову. Чрезмерно мрачный, на взгляд цензуры, сатирич. тон стал преградой между зрителями и ф. "Скверный анекдот" (1965, по мотивам Ф. Достоевского). Зато долгая экранная жизнь выпала ф. "Бег" (1970, по мотивам М. Булгакова). Юнош. романтизм реж. сменило эпич. осознание реалий рус. рев-ции. Роковое противостояние "белой" и "красной" России решалось на уровне простых монтажных аллегорий и гораздо более сложной борьбы характеров, психологии, чему способствовал блистательный актерский ансамбль (М. Ульянов, В. Дворжецкий, О. Ефремов, Е. Евстигнеев, В. Басов и др.).

Вершиной стилевого поиска Алова и Н. стала многосер. "Легенда о Тиле" (1977, по ром. Ш. де Костера). Живописная зрелищность, смысловая насыщенность ассоциаций подчинены здесь процессу мифотворчества, медленному погружению в легенду. Ф. имел три авторские редакции, существенно различные по метражу.

В нач. 80-х гг. Алов и Н. взялись за входивший в силу жанровый полит. ф. При внешней масштабности "Тегеран-43" (1981, сценарий А. Алова, Н. и М. Шатрова) построен на игре в документальность, на постоянной инсценировке вокруг подлинных событий.

Ф. "Берег" по ром. Ю. Бондарева Н. завершил после смерти Алова. Курсу на жанровое кино с полит. окраской Н. остался верен и в своих самост. ф. - "Выбор" (1987, по Ю. Бондареву) и "Десять лет без права переписки" (1990, по А. Кабакову).

Лит.: Добин Е. От эпопеи к эпизоду // Молодые режиссеры сов. кино. Л., 1962; Отверженные // Экран 1968-69. М., 1969; Блейман М. Стиль, отвечающий теме // Иск-во кино. 1971. № 4; Александр Алов, Владимир Наумов: Статьи. Свидетельства. Высказывания. М., 1989.

Кадр из фильма В. Наумова и А. Алова «Скверный анекдот»

Кадр из фильма В. Наумова и А. Алова «Скверный анекдот»

Наумов Лев Ник

НАУ́МОВ Лев Ник. (род. 1925) - пианист, педагог, композитор. Окончил Моск. конс. (1950) как пианист по классу Г. Г. Нейгауза и как композитор по классу А. Н. Александрова. С 1955 преподает в Моск. конс. (с 1976 - профессор). Как педагог пользуется заслуженным авторитетом в стране и за рубежом. Член жюри многих международных конкурсов. Среди учеников Н. много известных пианистов, широко гастролирующих в России и за рубежом: В. В. Виардо, В. К. Ересько, А. Н. Гаврилов, А. Б. Любимов, А. А. Наседкин, Б. В. Петрушанский и др. Автор ряда симфонических, камерных и фортепианных сочинений. Засл. артист России (1966). Засл. деятель иск-в России (1978).

Наумов Ник. Ив

НАУ́МОВ Ник. Ив. (1838-1901) - писатель. Род. в семье бедного чиновника. Не окончил г-зии. В 1856-60 служил юнкером, потом приехал в С.-Петербург, хотел завершить гимназический курс и поступить в ун-т, но дважды был арестован (1861, 1862). В 1864 переехал в Сибирь, где сблизился с членами Об-ва независимости Сибири Г. Н. Потаниным и Н. Д. Ядринцевым, за что в 1865 был снова арестован. С 1869 по 1884 живет в С.-Петербурге, затем возвращается в Сибирь, где служил, и занимается обществ. деят-ностью. Жизнь Н. - характерная судьба разночинца-шестидесятника, и она непосредственно отразилась в его творчестве. Изображением жизни сибирского крестьянина Н. предшествовал Д. Н. Мамину-Сибиряку и В. Г. Короленко. Н. начал лит. деят-ность в нач. 1860-х гг. в "Военном сборнике" и "Современнике". Н. и дальше был прочно связан с демократич. журналистикой, сотрудничал в "Отеч. записках", "Деле", "Русском богатстве" и др. Самые известные его соч. (сб. рассказов "Сила солому ломит", 1874; "В тихом омуте", 1881; "В забытом краю", 1882) написаны уже в народнический период рус. истории; и хотя народники использовали рассказы Н. в своей пропагандистской деят-ности, настроение, в них отразившееся, связано с предшествующей эпохой. Н. показал противоречия жизни рус. деревни без к.-л. попыток идеализации ее общинных и патриархальных основ и этим противостоял лит. народничеству.

Наумова Лид. Ив

НАУ́МОВА Лид. Ив. (1902-85) - художник кино. Родная сестра нар. арт. СССР М. Жарова. В 1924 закончила ВХУТЕМАС с дипломом театр. худож. Была худож.-оформителем, занималась плакатной и книжной графикой, работала в т-рах. В кино с 1942, худож. по костюмам в ф. "Иван Грозный" (1-я сер. - 1945, 2-я - вып. 1958). Работала над костюмами с реж. И. Пырьевым, Г. Рошалем, М. Роммом, М. Калатозовым и др. преим. в ф. на ист. материале и экранизациях классич. лит-ры: "Вольница", "Пролог" (оба - 1956), "Идиот" (1958), "Северная повесть" (1960), "Метель" (1965), "Дядюшкин сон" (1967). Особого успеха добилась в ф. М. Калатозова "Летят журавли" (1956) и "Неотправленное письмо" (1960). Работу Н. отличали высокий профессионализм, чувство истории, верное ощущение стиля ф., проникновение в сущность экранизир. произв. Среди ф.: "Борис Годунов" (1955), "Долгий путь", "Убийство на улице Данте" (оба - 1956), "Девчата" (1960), "Николай Бауман" (1968) и др.

Лит.: Докучаева В. Н. Лидия Наумова: Кино. Театр. Живопись. Графика. М., 1984; Кушниров М. Лидия Наумова, судьба и биография // Кино. Рига, 1988. № 5.

Научно-популярное кино

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нахабцев Вл. Дм

НАХА́БЦЕВ Вл. Дм. (род. 1938) - кинооператор. В 1961 закончил ВГИК. Постоянно работал с реж. Э. Рязановым в ф.: "Дайте жалобную книгу" (1965), "Берегись автомобиля" (1966, оба с А. Мукасеем), "Зигзаг удачи" (1968), "Ирония судьбы, или С легким паром" (1975), "Служебный роман" (1977), "Гараж", "О бедном гусаре замолвите слово" (оба - 1980). Оператор неброского, сдержанного и вместе с тем выразит. стиля. Его манеру отличают легкий, живой и динамич. световой рисунок, точность динамич. портретных характеристик, острое чувство современности, ощущение поэзии совр. большого города, чуткость к реж. заданию. Среди ф. Н.: "Это сладкое слово - свобода" (1973), "Тот самый Мюнхгаузен" (1979), "Анна Павлова" (1983, совм. с Е. Гуслинским), "Ночные шепоты" (1986), "Убить дракона", "Куколка" (оба - 1988), "Уроки в конце весны" (1990), "Московские каникулы" (1995).

Нахимов Пав. Степ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нацизм

НАЦИ́ЗМ (национал-социализм) - герм. версия фашизма, аккумулирующая его осн. системные признаки и отличающаяся особой акцентацией расизма и милитаризма. Идейным предтечей Н. в Германии был Х. С. Чемберлен, зять Вагнера, развивший идеи герм. исключительности, обосновавший необходимость отказа от демократии, от парламентской системы как неприемлемых для немцев. Он же во многом предвосхитил антиклерикальность Н., выдвинув идею т. н. "немецкого христианства". Согласно существующей версии, непосредств. влияние на формирование нацистской доктрины в нач. 1920-х гг. оказали т. н. "русские правые" - Ф. В. Винберг, Г. Бостунич (Шварц-Бостунич), М. Э. фон Шойбнер-Рихтер, П. Шабельский-Борк, ген. В. Бискупский. В отличие от др. версий фашизма, культивировавших идеи возврата к идеализир. прошлому, Н. ставил целью решение радикальной абстрактной задачи - создания мировой империи от Атлантики до Урала, от Нарвика до Суэца. Этой задачей и была в основном обусловлена направленность геополитич. вектора нацистского режима. Мн. характерные особенности Н. вытекают из гитлеровской концепции завоевания власти, предусматривавшей создание антидемокр. режима, преодоление демокр. ин-тов общества "изнутри", без открытого применения силы. Концепции Н. получили развитие и были до известных пределов реализованы НСДАП (National Socialistische Deutsche Arbeiterpartei - Национал-социалистич. нем. рабочей партией) в 1933-45, в период существования нацистского режима в Германии.

Национал-большевизм

НАЦИОНА́Л-БОЛЬШЕВИ́ЗМ - идейное течение, возникшее в среде белоэмигрантской интеллигенции в нач. 1920-х гг., признававшее большевист. рев-цию началом необходимого этапа нац. развития и укрепления рос. государственности. Термин впервые был использован К. Радеком в отношении членов "Германской коммунист. рабочей партии", выступивших в 1918 за объединение всех патриотич. сил Германии для борьбы против Антанты. Становление и развитие идеологии Н.-Б. связано прежде всего с именами теоретиков сменовеховского движения (Н. Устрялов, Ю. Ключников, Ю. Потехин, С. Лукьянов, А. Бобрищев-Пушкин), а в России - с именем издателя ж. "Россия" (1922-26) И. Лежнева. Попытки придать термину категориальное значение приводят к необходимости изменения традиц. смыслового значения понятий "национализм" и "большевизм": нужно либо рассматривать национализм как абсолютизацию интересов не отд. этноса, а всего нас. гос-ва, либо отказать большевизму в принцип. интернационализме. Офиц. признание приоритета гос. и гос.-классовых интересов над собственно классовыми не означало отхода от осн. принципов нац. политики внутри СССР. Курс на ускоренное соц.-экон. развитие нац. окраин, коренизацию гос. и парт. аппаратов, формирование нац. интеллигенции, расширение сфер использования языков народов СССР практически не менялся и после 1929. Смена приоритетов в нац. политике наступила позже - в воен. и послевоен. годы - и была связана с установкой на форсирование процессов интернационализации, граничившей на практике не с Н.-Б., а с национал-нигилизмом.

"Наш современник"

"НАШ СОВРЕМЕ́ННИК" - лит.-худож. и обществ.-полит. журнал. С 1956 выходил как альманах, продолжающий основанный М. Горьким альманах "Год..." (1933-55), с 1961 - ежемесячный журнал, орган СП РСФСР. Среди редакторов - В. Полторацкий, Б. Зубавин, С. Викулов, с 1990 - С. Куняев. В 60-е гг. в журнале опубликованы проза Л. Никулина, А. Авдеенко, А. Приставкина, В. Тендрякова, Ю. Нагибина, пьесы М. Шатрова, стихи А. Яшина, В. Бокова и др. В 70-80-е гг. в журнале активно печатаются и входят в его редколлегию писатели В. Белов, В. Астафьев, Ю. Бондарев, В. Распутин, В. Солоухин, поэты С. Викулов, Ю. Кузнецов, критики В. Кожинов, А. Казинцев. Помимо членов редколлегии на страницах "Н. С." выступают прозаики А. Солженицын, Л. Бородин, О. Волков, А. Проханов, В. Крупин, поэты Н. Тряпкин, Г. Горбовский, критики, философы и историки Л. Гумилев, В. Бондаренко, А. Пайщиков, И. Шафаревич, Ю. Лощиц, А. Гулыга и др. Значительны публикации из лит. наследия: В. Розанов, М. Цветаева ("Лебединый стан"), А. Ремизов ("Слово о погибели русской земли"), М. Алданов, И. Бунин, М. Кузмин и др. "Н. С." публикует много материалов, посвящ. истории отечества, рус. идее, масонству. Являясь ярким выразителем "неопочвеннических" и консервативных настроений, "Н. С." полемизирует с журналами "Знамя", "Огонек", не принимает многих изменений, происходящих в стране с 1985.

"Наши достижения"

"НА́ШИ ДОСТИЖЕ́НИЯ" - журнал худож.-док. очерка, издавался в Москве в 1929-36. Основатель и редактор первых номеров журнала - М. Горький. Основными сотрудниками журнала были В. Проскуряков, В. Бобрышев, И. Шкапа и др. Рассчитанные на самый широкий круг читателей, своей целью "Н. Д." ставили пропаганду успехов социалистического строительства, формирование нового человека посредством "организации социалистического сознания рабоче-крестьянской массы" (М. Горький). Материалы журнала, посвященные науке, технике, культуре, вопросам обороны гос-ва, сов. изобретателям, давали в целом широкую, но одностороннюю картину преобразований в стране. На страницах "Н. Д." культивировались формы очерка, зарисовки, короткого рассказа, проблемной статьи. В критич. отделе обсуждались вопросы сов. журналистики и очерка. К "Н. Д." примыкали выходивший на четырех яз. ж. фотодокументов "СССР на стройке" и ж. "Колхозник". Помимо М. Горького ("Рассказы о героях", "По Союзу Советов" и др.), в журнале печатались К. Паустовский, Л. Кассиль, М. Пришвин, И. Катаев, Е. Зозуля, А. Зорич, Т. Тэсс, ученые А. Ферсман, С. Ольденбург и др.

Нева

НЕВА́ - река, вытекающая из Ладожского оз. и впадающая в Невскую губу Финского зал. Балтийского моря (Маркизову лужу). Дл. ок. 80 км. Происхождение гидронима Н. связывается с рус. диал. невь или фин. neva - болото, трясина. Возникновение назв. может быть связано с первонач. наименованием Ладожского оз. - оз. Нево. В ср.-век. скандинавских письменных источниках р. называется Nyia. В качестве речного отрезка "Пути из варяг в греки" Н. упоминается в "Повести временных лет". С Н. связана Невская битва в устье ее притока - Ижоры, в к-рой новгородский кн. Александр Ярославич (прозванный впоследствии Невским) разбил войско шведов (1240). В истоке Н. расп. г. Шлиссельбург с крепостью Орешек, взятой Петром I (1702) в ходе Северной войны. В 1703 в устье Н. основан Санкт-Петербург, расп. по обоим ее берегам и многочисл. о-вам Невской дельты. Н. является композиционной осью С.-Петербурга, как бы его главным проспектом. На берегах Н. находятся две главнейших святыни России: Петропавловский собор - усыпальница рус. императоров и Александро-Невская лавра. В сред. теч. Н. находились многочисл. аристократич. усадьбы, в т. ч. "Островки" кн. Г. Потемкина (не сохр.) и "Пелла" Екатерины II (разобр. после ее смерти), построенные арх. И. Старовым.

Во время Вел. Отеч. войны вдоль верх. теч. Н. проходила линия фронта блокированного Ленинграда; здесь места самых ожесточ. сражений в этом р-не (Невский пятачок - сов. плацдарм на левом берегу и Синявинские высоты - место прорыва блокады).

Невежин Петр Мих.

НЕВЕ́ЖИН Петр Мих. (1841-1919) - драматург. Воспитывался в Моск. кадетском корпусе, участвовал в рус.-тур. войне 1877-78, был ранен. Две первые пьесы Н. не пропустила цензура, после запрещения третьей - "Блажь" он обратился за помощью к А. Н. Островскому. По просьбе Н. Островский переработал пьесу и хлопотал о ее пост. в Малом (1880) и Александрин. (1881) т-рах. В соавторстве с А. Н. Островским создавалась и пьеса "Старое - не новому", также вошедшая в репертуар имп. т-ров (1882, Малый т-р, 1883, Александрин. т-р). В дальнейшем Н. работал самостоятельно, написал ок. 30 драм. произв., большинство из к-рых сразу же появлялось на сценах столичных и провинц. т-ров: "Вторая молодость" (1887), "Компаньоны" (1891), "В родном углу" (1892), "В красивой оправе" (1907), "Поруганный" (1916).

В своих драмах и комедиях, насыщ. мелодрам. эффектами, Н. умело создавал "бенефисные" роли в расчете на определ. актеров, что наряду со злободневной тематикой предопределило их популярность. Н. - автор воспоминаний об А. Н. Островском, к-рому он посвятил и первое двухтомное изд. своих пьес (1898-1901).

Невельской Ген. Ив

НЕВЕЛЬСКО́Й Ген. Ив. (1813-76) - мореплаватель, исследователь Д. Востока, адм. (с 1874). Род. в Дракино (ныне Костромской обл.). Окончил Мор. корпус (1832) и Офицерские классы (1836). В 1847-49 командовал транспортом "Байкал", на к-ром прошел из Кронштадта в Петропавловск-на-Камчатке; в 1849-55 руководил экспедициями по иссл. Татарского прол., в низовьях Амура и на о-ве Сахалин. Установил островной характер Сахалина и показал, что Амур доступен для мор. судов. Основал рус. поселения в устье Амура, в т. ч. Николаевск-на-Амуре. Работы Н. способствовали окончательному установлению границы между Китаем и Россией на Д. Востоке (1858-60). В честь Н. названы: самая узкая часть Татарского пролива (открытая им), мыс в этом проливе, залив, гора и город на Сахалине, памятники Н. установлены во Владивостоке, Николаевске-на-Амуре, Солигаличе и Хабаровске.

Соч.: Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России, 1849-1855. М., 1947.

Предыдущая страница Следующая страница