Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАБ"-"НАР")
НАБА́Т (от араб. наубат - барабанный бой) - 1) Сигнал тревоги, подаваемый ударами в колокол, барабанным боем, звуком трещотки и т. п. для сбора людей и оповещения их о стихийном бедствии или воен. опасности. В России указами 1797 и 1851 предписывалось бить в Н. в колокола сельских церквей во время пожаров, вьюг и метелей, а с 1893 - в случае туманов по берегам Ладожского и Онежского озер. Указами 1769 и 1771 запрещалось бить в Н. во время нар. волнений и смут. За нарушение указов полагался штраф и адм. арест. Н. - колокольный звон особого рода, церковным он не считался. 2) В рус. войсках - большой медный барабан. |
НАБИ́ВКА (набойка) - вид декор.-прикладн. иск-ва, состоящий в получении ручным способом при помощи рельефных форм цв. узора на ткани. Также Н. - сама ткань с таким узором. Для получения Н. на ткань накладывают покрытую краской форму (резную дерев. доску или наборную медную пластину с гвоздиками), по к-рой затем ударяют спец. молотком. Числу печатных форм соответствует число цветов. При сложной композиции рисунка вырезали ок. 50 форм - много больше, чем кол-во разных красок. Графич. четкость контуров и обобщенный характер цв. пятен в Н. сочетаются с естеств. возникающей прерывистостью линий. Известна в России с 10 в. С кон. 18 в. Н. постепенно стала замещаться печатаньем тканей. Самый известный промысел рус. Н. - павловские платки и шали (Павловский Посад Моск. обл.). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
НАБО́РНЫЕ ПЕ́СНИ (сборные песни) - коротенькие песенки, служившие приглашением участвовать в хороводе ("пожалуйте в хоровод!"; "Распожалуйте, девчата, с нами погулять!"), выбрать пары ("Ты по мыслям себе выбери удалого молодца"; "Размолодчик молодой, бери девицу с собой!"). |
НАБРО́СОК - произв. живописи, скульптуры или графики, закрепляющее отд. идеи, мысли и наблюдения художника в процессе работы, обычно небольшое по размеру, исполняется бегло, по памяти или с натуры. Н., касающийся композиции будущей работы, по характеру близок к эскизу. |
НА́ВОЛОК - заливной пойменный луг; низменная долина реки. В др.-рус. яз., кроме указ. значения, означало также зем. владение, участок. Низменный мыс, п-ов. В 16-17 вв. Терским Н. называли Кольский п-ов. |
НАГА́Н - бельг. оружейники и фабриканты оружия Леон и Эмиль Н. (ф-ка в г. Льеж). Авторы целого ряда конструкций стрелк. оружия, воен. образцы к-рого были приняты на вооружение в ряде стран, гражд. образцы также были широко распространены; обшеупотребит. назв. одной из конструкций Л. Нагана - 7,62-мм револьвера образца 1895, принятого на вооружение в ряде стран, в т. ч. и в России. Револьвер имел семизарядный барабан, дальность стрельбы до 100 м, был двух модификаций - одинарного действия (т. н. "солдатский") и двойного действия (т. н. "офицерский"). Особенность Н. - оригинальная система надвигания барабана на казенную часть ствола при выстреле для предотвращения прорыва пороховых газов. Состоял на вооружении в Кр. армии (только в самовзводной модификации). В силу надежности и удобства далеко не сразу уступил место автоматич. пистолету; термин "Н." часто используется в разг. речи как синоним термина "револьвер". |
НАГРО́ДСКАЯ Евд. Аполлоновна (1866-1930) - прозаик, поэтесса. Дочь А. Я. Панаевой и А. Ф. Головачева. Удачное замужество принесло Н. богатство. Она была хозяйкой изв. лит. салона. Лит. деят-ность Н. началась с сотрудничества в ж. "Журнал для женщин", "Синий журнал", "Огонек", "Журнал журналов", "Весна", "Сатирикон" и др. Громкую популярность принес Н. ром. "Гнев Диониса" (1910), выдержавший до 1916 10 изд. В ром. проблема жен. эмансипации трактовалась по-новому, через интерпретацию ницшеанской критики "старой морали", "жизнетворческие" теории рус. модернистов и своеобразное прочтение платоновской теории любви в диалоге "Пир". В ром. утверждалась "новая" мораль", осн. на полной свободе "человека-артиста" ницшеанского типа, каким являлась гл. героиня ром. - художница Таня. Новаторство тематики сочеталось с традиц. худож. формой произв. (ром.-исповедь). В дальнейших произв. Н. проблематика первого ром. сочеталась с усилением роли традиц. тем жен. ром., посв. проблемам психологии семейных отношений ("Борьба микробов", 1912; "Белая колоннада", 1914; "Злые духи", 1915 и др.). Нек-рые ром. Н. были экранизированы ("Белая колоннада" и др.). После рев-ции 1917 Н. эмигрировала, в Париже была хозяйкой популярных лит. "сред". Писала стихи и романы на семейно-быт. темы ("Правда о семье моей жены", 1922; "Записки Романа Васильева", 1922; сб. стихов "Тайна сонетов" и др. произв.). |
НАДЕ́ЖДИН Ник. Ив. (1804-52) - лит. критик, журналист, философ. Сын священника. Окончил Моск. дух. академию. С 1831 - проф. Моск. ун-та, его лекции слушали Н. Огарев, К. Аксаков, И. Гончаров. В 1831-36 издавал ж. "Телескоп" и газ. "Молва", в к-рых началась критич. деят-ность Белинского. В 1836 "Телескоп" был закрыт за публикацию "Философического письма" П. Я. Чаадаева и Н. выслан из Москвы. После этого практически прекратил лит. деят-ность. Критич. статьи Н. публиковал с 1828 (сначала под псевд. Никодим Надоумко). Опираясь на нем. философию, стремился к филос. обоснованию иск-ва, выступал против "псевдоклассицизма" и романтизма за новое "синтетическое" иск-во. Конкретные оценки Н. противоречивы: он отрицательно оценивал поэмы Пушкина и первые главы романа "Евгений Онегин", но приветствовал трагедию "Борис Годунов". Наиб. значит. среди современников Н. считал творчество Гоголя. Автор статей о Ф. Булгарине, А. Грибоедове, М. Загоскине и др. Дисс. "О происхождении, природе и судьбах поэзии, называемой романтической" (1830) написана на лат. яз. Лит.: Каменский З. А. Надеждин Н. И.: Очерк филос. и эстетич. взглядов (1828-1836). М., 1984. |
НАДЕ́ЖДИН Сер. Ник. (1878-1934) - актер. Учился в Киев. муз.-драм. школе. На сцене с 1896. После первых сценич. успехов в моск. т-ре Ф. А. Корша переходит в т-р Неметти, затем актерская судьба бросает Н. из города в город, со сцены на сцену: Москва, Петербург, Одесса, Киев, Харьков, Баку и, наконец, снова Петербург. Здесь в т-ре С. Ф. Сабурова (он же - т-р "Пассаж", он же - т-р Комедии) сформировалось проф. мастерство комедийного актера на роли "простаков" и "светских фатов". Н. постоянный партнер ведущей актрисы т-ра Е. М. Грановской. По мнению современников, зритель шел смотреть в "Комедию" Грановскую и Н., а потом уже пьесу. С 1917 Н. возглавил т-р Комедии, в качестве руководителя укрепил труппу сильными актерами и реж. (В. Н. Давыдов, В. И. Алексеева-Месхиева, В. Л. Юренев, В. В. Максимов). С 1918 - тов. пред. Петрогр. Сорабиса. В последние годы играл значит. драм. роли: Фирс ("Вишневый сад" А. Чехова), Пастор ("Сэдди" С. Моэма). |
НА́ДСОН Сем. Як. (1862-87) - поэт. Род. в семье мелкого чиновника. Окончил Павловское воен. уч-ще (1882), находился на воен. службе, в 1884, уже безнадежно больной туберкулезом, вышел в отставку. Стихи писал с раннего детства, впервые опубликовал в 1878. Вышедшая кн. принесла Н. громадную популярность, критика говорила о "надсоновском периоде" в истории рус. поэзии. Для лирики Н. характерно сочетание гражд. тематики и чувства глубокого пессимизма, отчаяния, объясняющегося как трагич. личными обстоятельствами, так и мрачной обществ. атмосферой 1880-х гг. Поэтич. манера Н. эклектична, что давало основание рассматривать его и как представителя некрасовской традиции, и как одного из предтеч символизма. |
НАЗЛЫ́МОВ Вл. Аливерович (род. 1945) - фехтовальщик, з. м. с. СССР (1968). Один из сильнейших саблистов мира. Олимп. чемпион 1968, 1976, 1980 в командном первенстве по фехтованию на саблях. Чемпион мира 1975, 1979 в личных соревнованиях. Неоднокр. чемпион мира в 1967-79 в командных соревнованиях. Чемпион СССР 1975, 1977. Обладатель Кубка мира 1977. В 1975 и 1977 признан Междунар. федерацией фехтования лучшим саблистом мира. |
НАЗЫВНО́Е ПРЕДЛОЖЕ́НИЕ (номинативное предложение) - разновидность односоставных предложений, главный член которых выражен формой именительного падежа (номинативом) существительного; ср.: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека (А. Блок). Н. П. используются для того, чтобы выразить наличие (существование, бытие) названного явления или предмета в описываемый момент и нередко одновременно выразить его эмоциональную оценку; ср.: Пожар!; Вот и лес; Ну и лес; Тишина; Какая тишина! Таким образом, Н. П. всегда имеют значение наст. времени. В прошедшем и будущем времени им соответствуют двусоставные предложения: Была такая тишина!; Здесь будет тишина. В состав таких предложений часто входят детерминанты, наличие которых изменяет их семантическую и коммуникативную структуру - актуальное членение; ср.: Скоро вечер; У него неприятности; В доме шум. Актуально нерасчлененное Н. П. может в этом случае становиться расчлененным на тему, выраженную детерминантом, и рему, выраженную формой именительного падежа; ср.: Посмотри на небо. На небе (тема) тучи (рема). Такие предложения нередко рассматриваются как неполные с пропущенным сказуемым. Лит.: Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956; Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл. М., 1976; Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 1986; Воейкова М. Д. Бытийные ситуации // Теория функциональной грамматики. Локативность. Бытийность. Посессивность. Обусловленность. СПб., 1996. |
НАИ́Б (араб. - заместитель, уполномоченный, наместник) - в нек-рых мусульм. странах зам. светского, духовного главы. Применение в рус. яз. термин получает во время Кавказ. войны (1-я пол. 19 в.), когда предводитель антиколониального движения горцев Шамиль создал воен.-теократич. гос-во - имамат. Имамат делился по терр. принципу на наибства, во главе к-рых стояли Н. Н. назначались Шамилем из наиб. авторитетных и способных горцев, как правило, простого происхождения. Н. осуществляли воен.-адм. власть, контролировали соблюдение норм шариата, назначали начальников сотен и пятисотен, духовных лиц (муфтиев), за проступки наказывали (кроме смертной казни). Важнейшие гос. вопросы решались на съездах Н. Популярными Н. Шамиля были Хаджи-Мурат, Кибит-Магома, Данияр-бек, Бук-Магомед и др. |
НАЙДЁНОВ (наст. фам. Алексеев) Сер. Ал-др. (1868-1922) - драматург. Род. в купеческой семье. Окончил Моск. муз.-драм. уч-ще. Первая же пьеса Н. "Дети Ванюшина" (1901) принесла автору шумный успех и известность. Драматург был близок с Чеховым, Буниным, Горьким, высоко ценившими его драматургич. мастерство. Н. входил в лит. кружок "Среда", печатался в сб. "Знание". В пьесах 1901-04 ("Дети Ванюшина", "Блудный сын", "Номер тринадцатый") ощутимо влияние чеховского т-ра. Это психол. драмы, герои к-рых стремятся вырваться из-под гнетущей власти среды. В годы 1-й рус. рев-ции с успехом шли соц.-быт. драмы Н. ("Авдотьина жизнь", "Стены"), бунтующие герои к-рых осознавали себя участниками ист. процесса. В 1909 Н. заболел туберкулезом и уехал в Крым. В 1910-е гг. он вновь обращается к психол. драме ("Роман тети Ани", "Работница"). Окт. рев-ция была встречена им сочувственно. Незадолго до смерти Н. создал хронику "Москва" (1921), ставшую первой пьесой о рев-ции 1905. |
НАЙДЁНОВЫ - купеческий род. Происходили из красильных мастеровых фабрик купцов Колосовых. Родонач. семьи Егор Ив. Н., к-рый в 1816 записался в моск. купечество по 3-й гильдии. Помимо торговли Е. И. Н. организовал небольшую ф-ку по выпуску шалей. Наиболее видным предст. этого рода был Ник. Ал-др. Н. (1834-1905). Он достаточно рано начал участвовать в деле семейного торгового дома (с 1863 дом "А. Найденов и сыновья"). Н. А. Н. был соучредителем, а с 1871 пред. Моск. Торгового банка. Активно участвовал в обществ. жизни Москвы, с 1866 гласный Моск. гор. думы, в 1877-1905 пред. Моск. биржевого к-та. С 1872 имел звание почетного гражданина. Помимо предпринимат. деят-ности Н. А. Н. уделял большое внимание просветит. работе. По его инициативе собирались и печатались архивные материалы, посв. истории купечества и моск. церквам. За ист. поиски и публикацию док-тов в 1883 он был избран поч. чл. совета Археологического ин-та. Не менее известной из представителей этой фамилии была Ал-дра Герасимовна Н., в девичестве Хлудова - одна из самых крупных домовладелиц Москвы. А. Г. Н. была известна своей благотворительностью. Она, в частности, содержала Яузское попечительство о бедных. Увлекалась рус. фарфором, а ее усадьба "Высокие горки" напоминала маленький музей. |
"НАКА́З" - соч., написанное имп. Екатериной II в 1765-67 для подготовляющейся Комиссии по составлению нового Уложения. Представляет собой проект изложения основ рус. гос. устройства и систематизации законодательства. Состоит из 20 глав, 655 параграфов. Его содержание в большинстве случаев заимствовано из произв. зап.-европ. просветителей (Ч. Беккариа, Ш. Монтескье, И.-Г.-Г. Юсти и др.), всего заимствовано ок. 466 параграфов. Осн. влияние на "Н." оказала кн. Ш. Монтескье "О духе законов" (из нее взято 294 параграфа). Перед публикацией "Н." рассматривался в кругу советников Екатерины (братья Орловы, Н. И. Панин), печ. текст по сравнению с рукописью (т. н. "Большим Н.") подвергся изменениям. "Н." активно обсуждался в Комиссии по составлению нового Уложения (1767-68) и, хотя не имел юрид. силы, способствовал либерализации рус. полит. мысли и развитию юриспруденции. Оказал заметное воздействие на публицистику. "Н." издавался на рус. яз. в 1767, 1768, 1776 и 1796, также существовали издания с параллельными нем. (1767), лат., франц. (1770) и новогреч. (1770) переводами. |
НАКЛОНЕ́НИЕ - грамматическая категория глагола, выражающая отношение содержания высказывания к действительности с т. зр. говорящего. Н. - одно из средств выражения модальности. Категория Н. характеризует глагол в позиции сказуемого предложения и присуща прежде всего личным формам глагола. В рус. яз. морфологически противопоставлены формы трех Н.: изъявительного (читаю, читал), повелительного (читай, читайте) и сослагательного (читал бы, читали бы). В лингвист. лит-ре, наряду с этими названиями Н., широко применяются также латинские по происхождению термины, соответственно: индикатив, императив и конъюнктив. Косвенные Н. (повелительное и сослагательное) указ. на то, что глагольное действие является не реальным, а лишь желательным, возможным, требуемым, предположительным. |
НАЛИ́ВКА - алкогольный напиток крепостью от 18 до 20% спирта и 30-40% сахара. Готовят купажированием спиртованных морсов и плодово-ягодных соков, спирта-ректификата, сах. сиропа, лимонной кислоты и воды. В домашних условиях настаивают ягоды и плоды с водкой и сахаром. К Н. относятся алычовая, вишневая, запеканка, спотыкач (на сушеных вишнях, черносливе, черешне), сливянка и др. |
НАЛУ́ЧЬЕ - элемент вооружения рус. воина до 18 в., футляр из кожи или бархата для ношения лука, пристегивалось с лев. стороны к сабельному поясу. |
НАМЕСТНИК - должностное лицо, управляющее определ. (обычно отдаленной или обособл.) частью терр. гос-ва от имени гл. данного гос-ва. В России в удельный период и непосредств. после завершения процесса объединения земель вокруг Москвы Н. наряду с волостелями руководили местной администрацией. Н. назначались вел. князем (царем) в большие уездные города. За свою службу Н. получали с нас. "кормы" (система кормлений), т. е. натур. и ден. доходы. С кон. 15 в. обозначилась тенденция к постеп. ограничению власти Н. Земская и губная реформы 50-х гг. 16 в. привели в конечном счете к ликвидации наместнич. управления. Ин-т Н. был воссоздан в результате губернской реформы Екатерины П. Согласно "Учреждению о губерниях" 1775 Н., или ген.-губернаторами, именовались должностные лица, управлявшие губерниями. На практике, однако, при проведении губ. реформы в жизнь Н. стали назначаться по одному на две-три губернии. Отдаленными же губерниями управляли губернаторы, подчинявшиеся Н. После смерти Екатерины II в 1796 наместнич. звено в системе местной администрации было ликвидировано. В 19 - нач. 20 в. Н. управляли нек-рыми окраинными р-нами Рос. империи - Царством Польским в 1815-74, Кавказом в 1845-82 и 1905-17, Д. Востоком в 1903-05. Представляя на подведомственной им терр. особу монарха, Н. обладали широкими полномочиями. |
НА́НСЕН Фритьоф (1861-1930) - норвеж. полярный исследователь и океанограф. В 1890 выдвинул проект достижения Сев. полюса на судне, дрейфующем вместе со льдом. Летом 1893 на спец. построенном для этой цели судне "Фрам" Н. вышел из Норвегии; в сент. "Фрам" начал дрейф на сев.-зап. от Новосибирских о-вов и закончил его в 1896 у о-ва Шпицберген. Оставив судно, в 1895 совм. с Ф. Я. Йохансеном пытался достичь полюса на собаках, у 86°14′ с. ш. был вынужден повернуть к Земле Франца-Иосифа и летом 1896 возвратиться в Норвегию. В 1900 участвовал в эксп. на судне "Михаэль Сарс" для изучения атлантич. течений в Сев Лед. океане. Создал в 1902 Центр. океанографич. лаб. в Христиании, был одним из организаторов и чл. Междунар. совета по изучению морей (в Копенгагене). В 1913 совершил плавание вдоль берегов Сев. Лед. океана к устью Енисея, затем путешествовал по Ю.-Вост. Сибири и Д. Востоку. После 1-й мир. войны назначен верх. комиссаром Лиги наций по делам военнопленных. Один из организаторов помощи голодающим Поволжья (1921). Поч. чл. Петерб. АН (с 1898), поч. чл. Имп. Рус. геогр. об-ва (с 1896), награжден Константиновской медалью РГО (1897); Нобелевская пр. мира (1922). Именем Н. назв.: подводный хребет между Гренландией и Шпицбергеном, о-в и мыс в арх. Земля Франца-Иосифа, гора на п-ове Таймыр, пролив в Канадском Арктическом арх. и др. |
НАПЕ́ВНЫЙ СТИХ - 1) В мелодике стиха - один из 3 осн. типов интонации, выделяемой наряду с ораторским и говорным стихом. Н. С. наиб. употребителен в интимной камерной лирике. В построении тематич. композиции преобладает не логич. (как в говорном и ораторском), а эмоц., развивающаяся по законам муз. композиции, связь полустиший, стихов, строф и т. д. Мелодическое движение в Н. С. определяется подчеркнутой упорядоченностью интонац.-ритмич. периодов: метрич. и синтаксич. членения, как правило, совпадают, переносы редки; риторич. вопросы, восклицания и обращения не развивают самостоят. интонацию, а подчинены ритмич. строению, обычно усиливая мерность стиха благодаря симметричности самих конструкций и симметрии их композиц. распределения. Н. С. почти всегда строфичен, причем тяготеет к использованию определенных видов строф (четверостишия и шестистишия аналогичного строения). Особую роль играют разного рода повторы, параллелизмы, вносящие в мелодику стиха доп. симметрию; инструментовка (аллитерации, ассонансы) обычно более ощутима, чем в ораторском или разговорном стихе. В Н. С. принято различать 3 вида (по возрастанию сложности внутр. орг-ции): куплетный, песенный и романсный. В рус. поэзии Н. С. развивался в творчестве В. Жуковского, А. Фета, К. Бальмонта, А. Блока и др. 2) В метрике и ритмике - тактовик, имитирующий стих рус. былин и ист. песен. В таком значении термин был введен И. Рукавишниковым, использовался стиховедами (А. Квятковским), но распространения не получил. |
НАПИ́ТОК - жидкость для питья. В совр. смысле слово появилось в кон. 18 в. Алкогольные Н. назыв. питиями, а прохладительные в 19 в. - пойлом. Слово Н. произошло от глагола "напитать", т. е. насытить ("кофе напитчив" - сытен, питателен. В. Даль). В наст. время Н. делятся на холодные и горячие, алкогольные и безалкогольные, молочные и фруктовые и др. Старин. рус. Н.: квас, сбитень (горячий), сыть (разведенный мед), медки (слабоалкогольные), кислые щи (очень острый, сильногазиров. квас), пиво, сусло, отвар трав (лесные чаи), молоко, молочнокислые Н., морсы, взвары. |
НАПИ́ТОК КИСЛОМОЛО́ЧНЫЙ - получают путем сбраживания лактозы (молочного сахара), содержащегося в молоке коров, овец, коз, кобылиц, самок буйволов, верблюдов. Н. К. используются мн. народами: мацони (груз.), чатык (туркм.), варенец (укр.), простокваша (рус), айрон (узб.), ахарцем (абхаз.), кефир (мн. народы Кавказа), мацун (арм.), катык (азерб., Ср. Азия), чал (туркм.), курунга (сев.-вост. Азия), кумыс (башкир., каз.) и др. Н. К. делятся на две гр.: не содержащие спирта и содержащие его. Первые получают путем заквашивания молока при помощи культур молочнокислых бактерий (палочек, стрептококков), а вторые - с использованием заквасок, содержащих молочнокислые бактерии и дрожжи. Готовят Н. К. из цельного и обезжиренного молока. Они являются лечебно-диетич. продуктами, нормализующими микрофлору кишечника, используются при лечении туберкулеза и др. заболеваний (кумыс). Н. К., содержащие спирт, обладают тонизирующим действием, а диоксид углерода (углекислый газ) придает им освежающий вкус. Простокваша (П.) получается сквашиванием коровьего цельного или обезжиренного молока. Закваску готовят из чистых культур молочнокислых стрептококков без добавления или с добавлением др. видов молочнокислых культур. П. обыкновенная готовится из пастеризованного цельного или обезжиренного молока с применением закваски из молочнокислых стрептококков, иногда с добавлением болгарской палочки. П. мечниковская изготавливается на закваске с добавлением болгарской палочки. П. вареная готовится так же, как и обыкновенная, но из стерилизованного (в домашних условиях из топленого) молока Для изготовления П. южной используется закваска с добавлением болгарской палочки и дрожжей. П. украинская (ряженка) изготавливается из пастеризованного цельного молока и сливок, выдерживается 2-3 ч при 95°C. Кислотность всех видов П. (кроме юж.) - от 75 до 120°, а юж. - 85-150°. Ацидофилин - диетич. молочнокислый продукт, готовится из пастеризованного молока на заквасках из ацидофильной палочки с добавлением молочнокислого стрептококка и кефирных грибков. Ацидофильное молоко изготавливается на заквасках из одних ацидофильных палочек с добавлением молочнокислых дрожжей. Кислотность ацидофилина 75-150°, ацидофильного молока - 90-140°. Слабоалкогольные молочнокислые Н. готовят на заквасках, вызывающих молочнокислое и спиртовое брожение. Они содержат молочную кислоту, диоксид углерода (углекислый газ) и этиловый спирт (этанол). Кефир готовится из цельного или обезжиренного коровьего пастеризованного молока. Закваской служат кефирные грибки, состоящие из молочного белка (казеина) и симбиоза (содружества) молочнокислых стрептококков, сбраживающих лактозу до молочной кислоты, молочнокислой палочки, придающей кефиру нужную консистенцию и вкус, и молочнокислых дрожжей. Кефир готовят слабый, созревающий одни сутки, средний - 2-суточный и крепкий - 3-суточный. Содержание спирта в этих кефирах соответственно 0,2; 0,4 и 0,6%, а кислотность 90, 105 и 120°. Кумыс готовят из кобыльего молока, в к-ром содержание казеина почти в 2 раза меньше, чем в коровьем, и поэтому консистенция его менее плотная, чем кефира. Закваска состоит из симбиоза молочнокислых культур и дрожжей. Кумыс приготавливают слабый (спирт 1,0%), средний (спирт 1,75%) и крепкий (спирт 2,5%), а кислотность его 60-80, 81-105 и 105-120° соответственно. |
НАППЕЛЬБА́УМ Ида Моис. (1900-92) - поэт. Род. в Минске, окончила г-зию Хитрово в Петрограде, училась в Ин-те Истории Иск-в, работала фотографом, занималась лит. трудом. Стихи начала писать с 14 лет. В 1920-21 посещала студию Н. Гумилева при Петрогр. Доме Иск-в. Впервые выступила в печати в 1922. В нач. 1920-х гг. в квартире Н. устраивались лит. понедельники, на к-рых наряду с начинающими поэтами читали стихи А. Ахматова, Ф. Сологуб, Н. Клюев и др. Н. - автор поэтич. сб. "Мой дом" (1927) и "Отдаю долги" (1990), отмеченных продуманностью композиции, точностью деталей, воспоминаний о лит. жизни Петрограда. |
НАПРА́ВНИК Эдуард Франц. (1839-1916) - дирижер, композитор, муз. деятель. По национальности чех, муз. образование получил в Праге. В 1861 был приглашен в Россию в качестве капельмейстера в оркестр кн. Н. Б. Юсупова. С 1863 работал в Мариинском театре (1869 - гл. дирижер). Активно участвовал в концертах Рус. муз. об-ва (дирижер, руководитель симфонических концертов, с 1875 - чл. Гл. дирекции и председательствующий директор Петербургского отделения). Руководил придворными концертами. В качестве оперного дирижера осуществил и возобновил постановки многих русских опер, в т. ч. "Каменного гостя" А. С. Даргомыжского, "Снегурочки" и "Майской ночи" Н. А. Римского-Корсакова, "Пиковой дамы" и "Иоланты" П. И. Чайковского и др. Крупным событием стала постановка тетралогии Р. Вагнера "Кольцо нибелунга" (1900-05). Дирижерское искусство Н. выделялось высоким артистизмом, тщательностью работы с партитурой, точностью жеста. Выступления Н. высоко ценил Чайковский. Как композитор Н. работал во многих жанрах, ему принадлежат оркестровые и хоровые, камерно-инструментальные и камерно-вокальные произведения, написанные в традициях петербургской муз. школы. Н. - автор нескольких опер, в т. ч. "Нижегородцы" (1868), "Гарольд" (1885), "Франческа да Римини" (1902). Наибольшей известностью пользовалась опера "Дубровский" (по А. С. Пушкину, 1894), стилистически близкая произведениям Чайковского. Лит.: Вальтер В. Г. Эдуард Францевич Направник. СПб., 1914. |
НА́РБУТ Влад. Ив. (1888-1938) - поэт, издатель. Сын черниговского помещика. В 1906-12 учился в Петерб. ун -те. Первая кн. стихов вышла в 1910 ("Дракон"). Был секр. ж. "Гаудеамус". В 1911 вошел в "Цех поэтов", а в 1912 - в группу акмеистов. Сб. стихов "Аллилуйя" (1912) принес Н. скандальную известность: обвиненный в богохульстве и порнографии, он был вынужден покинуть Россию; до амнистии 1913 (по случаю празднования 300-летия дома Романовых) путешествовал по Африке. Издал еще 2 сб. стихов: "Любовь и любовь" (1913) и "Вий" (1915). В 1917 вступил в РКП (б), принял участие в гражд. войне. В 1918 издавал в Воронеже ж. "Сирена". В нач. 20-х гг. Н. занимал руководящие посты в южных отделениях РОСТА и радио-телеграф. агентстве Украины; в 1922 - в Москве, где работал в отделе печати ЦК РКП (б), возглавлял изд-во "Земля и фабрика". Автор сб. "Веретено" (1919), "Стихи о войне", "Красноармейские стихи", "В огненных столбах", "Плоть" (все - 1920), "Советская земля" (1921), "Александра Павловна" (1922). В 1928 исключен из партии и отстранен от издательской деят-ности, в 1936 репрессирован. Умер в лагере. Для поэзии Н. характерны яркие, подробные (иногда - натуралистически подробные) бытовые зарисовки ("Горшечник", "Пьяницы" и др.), особое внимание к "телесному", к "земному" началу человеч. существования; в 30-е гг. Н. обратился к науч. поэзии. |
НАРЕ́ЖНЫЙ Вас. Троф. (1780-1825) - прозаик, драматург, поэт. Автор ист.-героич. поэм "Брега Альты" и "Освобожденная Москва" (1798), трагедии "Дмитрий Самозванец" (опубл. 1804), написанных ритмизованной прозой ист. поэм "Славенские вечера" (опубл. 1809), сб. "Новые повести" (1824). Лит. известность Н. связана прежде всего с его романами, создавшими писателю репутацию родоначальника этого жанра в России: "Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова" (частично опубл. в 1814), "Черный год, или Горские князья" (1816, опубл. в 1829), "Бурсак" (1824), "Два Ивана, или Страсть к тяжбам" (1825) и др. |
НАРЕ́ЧИЕ - знаменат. часть речи, выражающая непроцессуальный признак др. признака. Отличит. грамматич. чертами Н. служат неизменяемость (исключение составляют Н., имеющие степени сравнения) и функция обст-ва, примыкающего к глаголу, прилаг. или др. Н.: идти пешком, довольно интересный, очень успешно. Возможность употребления Н. в др. синтаксич. функциях не общепризнана. Н., являющиеся определениями к сущ. (яйцо всмятку, кофе по-турецки), иногда относят к неизменяемым прилагательным, Н. в позиции вводного слова (Вероятно, он приедет) - к модальным словам, Н. в составе сказуемого (Он был навеселе; Гулять полезно; Здесь темно) - к категории состояния. По способу обозначения признака Н. подразделяются на местоименные (здесь, там, почему) и неместоименные (быстро, очень, вдали, врасплох). Местоименные Н. сохраняют этимол. и смысловую связь с местоимениями, образуя аналогичные семантические разряды, напр., вопросительные: где? когда? зачем?; указательные: там, так, сюда; неопределенные: где-нибудь, куда-то; отриц.: никуда, нигде. По значению, синтаксич. употреблению и словообразовательным особенностям Н. делятся на обстоятельств. и определит. Обстоятельств. Н. обозначают время, место, причину, цель и др. признаки, внеш. по отношению к его носителю: там, вокруг, вчера, сослепу, в насмешку. Они немногочисленны и включают всего ок. 200 слов. Осн. же массу Н. составляют определит. Н., характеризующие с разных сторон особенности проявления признака. Определит. Н. допускают дальнейшее подразделение на подгруппы. В частности, среди них выделяются: 1) Н. со значением меры или степени (очень, крайне, немного и т. п.), к-рые, в отличие от др. Н., чаще всего определяют не глаголы, а прилагательные или Н., и 2) качественные Н. на -о (быстро, весело, ярко и т. п.), образующиеся от качеств. прилаг. и омонимичные кратким формам ср. р. прилаг. Качеств. Н., подобно качеств. прилаг., имеют степени сравнения: прыгнул высоко - прыгнул еще выше. Формы сравнит. степени качеств. Н. омонимичны формам сравнит. степени прилаг. и различаются только синтаксич. свойствами: Эта лампа ярче, чем та - прилаг. в составе сказуемого; Эта лампа светит ярче, чем та - Н. в функции обст-ва. |
НАРИЦА́ТЕЛЬНЫЕ СУЩЕСТВИ́ТЕЛЬНЫЕ - существительные, обозначающие общие понятия, классы предметов и явлений, в отличие от собственных существительных, являющихся индивидуальными обозначениями объектов (человек в отличие от Иван Петрович, город в отличие от Челябинск и т. п.). В лингвистической литературе для обозначения Н. С. используется также термин "аппелятив" (от лат. appelare - называть). |
НАРКО́М (народный комиссар) - 1) Чл. пр-ва сов. республики или СССР, рук. наркомата в окт. 1917-46. Н. СССР и сов. республик назначались и смещались соотв. Центр. исп. к-том СССР и Центр. исп. к-тами республик, были ответственны перед ними и соотв. СНК (Советами нар. комиссаров). В качестве совещат. органа при Н. имелась коллегия наркомата. Чл. коллегии при их несогласии с решениями Н. имели право опротестовать их в СНК. 2) В первые месяцы сов. власти и частично во время гражд. войны этим термином иногда именовались рук. отраслевых структурных подразделений местных советов, коммун, союзов коммун, Совнаркомов республик, образованных не по нац., а по чисто терр. принципу. 3) В первые месяцы сов. власти и во время гражд. войны термин Н. иногда применялся к полномочным представителям сов. органов разл. уровня, надел. чрезвычайными правами в пределах поруч. им задания. |