Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАБ"-"НАР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАБ"-"НАР")

Набат

НАБА́Т (от араб. наубат - барабанный бой) - 1) Сигнал тревоги, подаваемый ударами в колокол, барабанным боем, звуком трещотки и т. п. для сбора людей и оповещения их о стихийном бедствии или воен. опасности. В России указами 1797 и 1851 предписывалось бить в Н. в колокола сельских церквей во время пожаров, вьюг и метелей, а с 1893 - в случае туманов по берегам Ладожского и Онежского озер. Указами 1769 и 1771 запрещалось бить в Н. во время нар. волнений и смут. За нарушение указов полагался штраф и адм. арест. Н. - колокольный звон особого рода, церковным он не считался.

2) В рус. войсках - большой медный барабан.

Набивка

НАБИ́ВКА (набойка) - вид декор.-прикладн. иск-ва, состоящий в получении ручным способом при помощи рельефных форм цв. узора на ткани. Также Н. - сама ткань с таким узором. Для получения Н. на ткань накладывают покрытую краской форму (резную дерев. доску или наборную медную пластину с гвоздиками), по к-рой затем ударяют спец. молотком. Числу печатных форм соответствует число цветов. При сложной композиции рисунка вырезали ок. 50 форм - много больше, чем кол-во разных красок. Графич. четкость контуров и обобщенный характер цв. пятен в Н. сочетаются с естеств. возникающей прерывистостью линий. Известна в России с 10 в. С кон. 18 в. Н. постепенно стала замещаться печатаньем тканей. Самый известный промысел рус. Н. - павловские платки и шали (Павловский Посад Моск. обл.).

Набоков Вл. Вл

Статья большая, находится на отдельной странице.

Набоков Вл. Дм

НАБО́КОВ Вл. Дм. (1870-1922) - юрист и правозащитник, обществ. и полит. деятель. Сын Д. Н. Набокова, мин. юстиции России в 1878-85, отец писателя В. В. Набокова. Окончил юридич. ф-т Пб. ун-та, специалист по уголовному праву, проф. Имп. уч-ща правоведения. Один из редакторов и пост. автор юридич. журн. "Право". Участник междунар. съездов юристов, выступал в защиту принципов правового гос-ва и за отмену смертной казни. Активный участник земских съездов. Один из основателей и лидеров первой либеральной партии в России - конституц. демократов (кадетов). Один из издателей и редакторов 2-х изд. партии: ж. "Вестник партии народной свободы" и газ. "Речь". Депутат 1-й Гос. думы от Петербурга, один из авторов "Выборгского воззвания". После Февр. рев-ции - управ. делами Врем. пр-ва. После Окт. рев-ции арестован как чл. Учредит. собрания, отказавшийся выполнять приказы большевиков. После объявления кадетов вне закона под угрозой нового ареста был вынужден уехать из Петрограда в Крым, где занимал пост мин. юстиции в Крымском краевом пр-ве (нояб. 1918 - апр. 1919). После занятия красными Крыма и падения Крымского пр-ва поселился в Берлине, где, по выражению В. В. Набокова (сына), "редактировал с И. В. Гессеном антисоветскую газ. "Руль"". В 1921 в Берлине в 1-м томе "Архива рус. рев-ции" были напечатаны воспоминания Н. "Временное правительство" и "Большевистский переворот", написанные еще в Крыму в 1918. Погиб в 1922, заслонив собою П. Н. Милюкова от пуль монархистов во время выступления последнего в Берлинском лекц. зале.

В. Д. Набоков

В. Д. Набоков

Наборные песни

НАБО́РНЫЕ ПЕ́СНИ (сборные песни) - коротенькие песенки, служившие приглашением участвовать в хороводе ("пожалуйте в хоровод!"; "Распожалуйте, девчата, с нами погулять!"), выбрать пары ("Ты по мыслям себе выбери удалого молодца"; "Размолодчик молодой, бери девицу с собой!").

Набросок

НАБРО́СОК - произв. живописи, скульптуры или графики, закрепляющее отд. идеи, мысли и наблюдения художника в процессе работы, обычно небольшое по размеру, исполняется бегло, по памяти или с натуры. Н., касающийся композиции будущей работы, по характеру близок к эскизу.

Наволок

НА́ВОЛОК - заливной пойменный луг; низменная долина реки. В др.-рус. яз., кроме указ. значения, означало также зем. владение, участок. Низменный мыс, п-ов. В 16-17 вв. Терским Н. называли Кольский п-ов.

Наган

НАГА́Н - бельг. оружейники и фабриканты оружия Леон и Эмиль Н. (ф-ка в г. Льеж). Авторы целого ряда конструкций стрелк. оружия, воен. образцы к-рого были приняты на вооружение в ряде стран, гражд. образцы также были широко распространены; обшеупотребит. назв. одной из конструкций Л. Нагана - 7,62-мм револьвера образца 1895, принятого на вооружение в ряде стран, в т. ч. и в России. Револьвер имел семизарядный барабан, дальность стрельбы до 100 м, был двух модификаций - одинарного действия (т. н. "солдатский") и двойного действия (т. н. "офицерский"). Особенность Н. - оригинальная система надвигания барабана на казенную часть ствола при выстреле для предотвращения прорыва пороховых газов. Состоял на вооружении в Кр. армии (только в самовзводной модификации). В силу надежности и удобства далеко не сразу уступил место автоматич. пистолету; термин "Н." часто используется в разг. речи как синоним термина "револьвер".

Нагродская Евд. Аполлоновна

НАГРО́ДСКАЯ Евд. Аполлоновна (1866-1930) - прозаик, поэтесса. Дочь А. Я. Панаевой и А. Ф. Головачева. Удачное замужество принесло Н. богатство. Она была хозяйкой изв. лит. салона. Лит. деят-ность Н. началась с сотрудничества в ж. "Журнал для женщин", "Синий журнал", "Огонек", "Журнал журналов", "Весна", "Сатирикон" и др. Громкую популярность принес Н. ром. "Гнев Диониса" (1910), выдержавший до 1916 10 изд. В ром. проблема жен. эмансипации трактовалась по-новому, через интерпретацию ницшеанской критики "старой морали", "жизнетворческие" теории рус. модернистов и своеобразное прочтение платоновской теории любви в диалоге "Пир". В ром. утверждалась "новая" мораль", осн. на полной свободе "человека-артиста" ницшеанского типа, каким являлась гл. героиня ром. - художница Таня. Новаторство тематики сочеталось с традиц. худож. формой произв. (ром.-исповедь). В дальнейших произв. Н. проблематика первого ром. сочеталась с усилением роли традиц. тем жен. ром., посв. проблемам психологии семейных отношений ("Борьба микробов", 1912; "Белая колоннада", 1914; "Злые духи", 1915 и др.). Нек-рые ром. Н. были экранизированы ("Белая колоннада" и др.). После рев-ции 1917 Н. эмигрировала, в Париже была хозяйкой популярных лит. "сред". Писала стихи и романы на семейно-быт. темы ("Правда о семье моей жены", 1922; "Записки Романа Васильева", 1922; сб. стихов "Тайна сонетов" и др. произв.).

Надгробие

НАДГРО́БИЕ - скульпт. или арх. сооружение для увековечения памяти умершего, установл. на его могиле. В разные ист. периоды Н. служили статуи, стелы, тумбы, плиты, мемор. стены. Н. устанавливались в церквах и на кладбищах, украшались портретами умерших, аллегорич. фигурами, эмблемами. Напр., мемор. пластика И. П. Мартоса (Н. С. С. Волконской и М. П. Собакиной); кладбище Александро-Невской лавры.

Лит.: Ермонская В. В., Нетунахина Г. Д., Попова Т. Ф. Русская мемориальная скульптура: К истории худож. надгробия в России 11-20 вв. М., 1978; Ермонская В. В. Советская мемориальная скульптура: К истории становления и развития рус. сов. худож. надгробия. М., 1979.

Надгробие на могиле Д. Мережковского и З. Гиппиус

Надгробие на могиле Д. Мережковского и З. Гиппиус

Надеждин Ник. Ив

НАДЕ́ЖДИН Ник. Ив. (1804-52) - лит. критик, журналист, философ. Сын священника. Окончил Моск. дух. академию. С 1831 - проф. Моск. ун-та, его лекции слушали Н. Огарев, К. Аксаков, И. Гончаров. В 1831-36 издавал ж. "Телескоп" и газ. "Молва", в к-рых началась критич. деят-ность Белинского. В 1836 "Телескоп" был закрыт за публикацию "Философического письма" П. Я. Чаадаева и Н. выслан из Москвы. После этого практически прекратил лит. деят-ность.

Критич. статьи Н. публиковал с 1828 (сначала под псевд. Никодим Надоумко). Опираясь на нем. философию, стремился к филос. обоснованию иск-ва, выступал против "псевдоклассицизма" и романтизма за новое "синтетическое" иск-во. Конкретные оценки Н. противоречивы: он отрицательно оценивал поэмы Пушкина и первые главы романа "Евгений Онегин", но приветствовал трагедию "Борис Годунов". Наиб. значит. среди современников Н. считал творчество Гоголя. Автор статей о Ф. Булгарине, А. Грибоедове, М. Загоскине и др. Дисс. "О происхождении, природе и судьбах поэзии, называемой романтической" (1830) написана на лат. яз.

Лит.: Каменский З. А. Надеждин Н. И.: Очерк филос. и эстетич. взглядов (1828-1836). М., 1984.

Надеждин Сер. Ник

НАДЕ́ЖДИН Сер. Ник. (1878-1934) - актер. Учился в Киев. муз.-драм. школе. На сцене с 1896. После первых сценич. успехов в моск. т-ре Ф. А. Корша переходит в т-р Неметти, затем актерская судьба бросает Н. из города в город, со сцены на сцену: Москва, Петербург, Одесса, Киев, Харьков, Баку и, наконец, снова Петербург. Здесь в т-ре С. Ф. Сабурова (он же - т-р "Пассаж", он же - т-р Комедии) сформировалось проф. мастерство комедийного актера на роли "простаков" и "светских фатов". Н. постоянный партнер ведущей актрисы т-ра Е. М. Грановской. По мнению современников, зритель шел смотреть в "Комедию" Грановскую и Н., а потом уже пьесу.

С 1917 Н. возглавил т-р Комедии, в качестве руководителя укрепил труппу сильными актерами и реж. (В. Н. Давыдов, В. И. Алексеева-Месхиева, В. Л. Юренев, В. В. Максимов). С 1918 - тов. пред. Петрогр. Сорабиса. В последние годы играл значит. драм. роли: Фирс ("Вишневый сад" А. Чехова), Пастор ("Сэдди" С. Моэма).

Надсон Сем. Як

НА́ДСОН Сем. Як. (1862-87) - поэт. Род. в семье мелкого чиновника. Окончил Павловское воен. уч-ще (1882), находился на воен. службе, в 1884, уже безнадежно больной туберкулезом, вышел в отставку. Стихи писал с раннего детства, впервые опубликовал в 1878. Вышедшая кн. принесла Н. громадную популярность, критика говорила о "надсоновском периоде" в истории рус. поэзии. Для лирики Н. характерно сочетание гражд. тематики и чувства глубокого пессимизма, отчаяния, объясняющегося как трагич. личными обстоятельствами, так и мрачной обществ. атмосферой 1880-х гг. Поэтич. манера Н. эклектична, что давало основание рассматривать его и как представителя некрасовской традиции, и как одного из предтеч символизма.

Назаренко Тат. Григ

НАЗАРЕ́НКО Тат. Григ. (р. 1944) - живописец, сереб. медалист АХ СССР (1988), училась в МСХШ (1955-68), автор многочисл. картин на ист. и быт. темы, портретов современников и автопортретов. Ранний период творчества (кон. 60-х - нач. 70-х гг.) связан с праздничной тематикой, отмечен неожиданно новым прочтением и толкованием нар. притч, праздников, аллегорий и т. п., обращением к пластич. формам нар. иск-ва, примитиву ("Дерево в Новом Афоне", 1969; "Новогоднее гуляние", 1973 и др.). В 70-х гг. усиливается интерес к отеч. истории; ист. факты, события интерпретируются на уровне вечных мировых проблем (добра и зла, правды и лжи, жизни и смерти и т. п.) ("Казнь народовольцев", 1969-72; "Пугачев", 1980 и др.). Мн. темы современности рассматриваются в контексте ист.-культ. развития об-ва, актуализированы острым соц. подтекстом ("Московский вечер", 1978; "Танец", 1980; диптих "Старость", 1985 и т. п.). Характерным композиционным приемом Н. является монтаж. Прямое использование образцов худож. решений разных эпох сближает иск-во Н. с концептуализмом ("Партизаны пришли", 1975 и др.). В 1980-е гг. в ее иск-во входят темы, связанные с религией, живописный язык в ряде работ становится более свободным (триптих "Воскресная служба", 1987-88 и др.).

Лит.: Татьяна Назаренко: Каталог выст. Живопись / Авт. ст. А. А. Каменский и др. М., 1988.

Т. Г. Назаренко. Гости в общежитии. 1975

Т. Г. Назаренко. Гости в общежитии. 1975

Назарова Марг. Петр.

НАЗА́РОВА Марг. Петр. (род. 1926) - артистка цирка, укротительница тигров. В цирке с 1954. Дублировала в съемках с тиграми актрис, исполнявших гл. роли в ф. "Опасные тропы" и "Укротительница тигров". В 1955 под рук-вом Б. А. Эдера подготовила аттракцион с группой дрессированных тигров. Свою работу с хищниками строила как мягкую, непринужденную игру с элементами юмора. В 1957 впервые в цирке показала работу с тигром в воде. Для Н. было характерно стремление отойти от традиц. приемов дрессуры. Постоянным помощником Н. был ее муж - Конст. Ал-др. Константиновский (1920-70). Исполнила гл. роль буфетчицы Марианны в ф. "Полосатый рейс" (1961). С 1987 с группой дрессированных тигров (аттракцион "Уссурийские звезды") выступает сын Н. - Ал. Конст. Константиновский (род. 1960).

Лит.: Лободин М. Маргарита Назарова. Л.; М., 1962; Абрамова Д. Маргарита Назарова. М., 1967.

М. П. Назарова

М. П. Назарова

Назлымов Вл. Аливерович

НАЗЛЫ́МОВ Вл. Аливерович (род. 1945) - фехтовальщик, з. м. с. СССР (1968). Один из сильнейших саблистов мира. Олимп. чемпион 1968, 1976, 1980 в командном первенстве по фехтованию на саблях. Чемпион мира 1975, 1979 в личных соревнованиях. Неоднокр. чемпион мира в 1967-79 в командных соревнованиях. Чемпион СССР 1975, 1977. Обладатель Кубка мира 1977. В 1975 и 1977 признан Междунар. федерацией фехтования лучшим саблистом мира.

Назывное предложение

НАЗЫВНО́Е ПРЕДЛОЖЕ́НИЕ (номинативное предложение) - разновидность односоставных предложений, главный член которых выражен формой именительного падежа (номинативом) существительного; ср.: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека (А. Блок). Н. П. используются для того, чтобы выразить наличие (существование, бытие) названного явления или предмета в описываемый момент и нередко одновременно выразить его эмоциональную оценку; ср.: Пожар!; Вот и лес; Ну и лес; Тишина; Какая тишина! Таким образом, Н. П. всегда имеют значение наст. времени. В прошедшем и будущем времени им соответствуют двусоставные предложения: Была такая тишина!; Здесь будет тишина.

В состав таких предложений часто входят детерминанты, наличие которых изменяет их семантическую и коммуникативную структуру - актуальное членение; ср.: Скоро вечер; У него неприятности; В доме шум. Актуально нерасчлененное Н. П. может в этом случае становиться расчлененным на тему, выраженную детерминантом, и рему, выраженную формой именительного падежа; ср.: Посмотри на небо. На небе (тема) тучи (рема). Такие предложения нередко рассматриваются как неполные с пропущенным сказуемым.

Лит.: Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956; Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл. М., 1976; Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 1986; Воейкова М. Д. Бытийные ситуации // Теория функциональной грамматики. Локативность. Бытийность. Посессивность. Обусловленность. СПб., 1996.

Наиб

НАИ́Б (араб. - заместитель, уполномоченный, наместник) - в нек-рых мусульм. странах зам. светского, духовного главы. Применение в рус. яз. термин получает во время Кавказ. войны (1-я пол. 19 в.), когда предводитель антиколониального движения горцев Шамиль создал воен.-теократич. гос-во - имамат. Имамат делился по терр. принципу на наибства, во главе к-рых стояли Н. Н. назначались Шамилем из наиб. авторитетных и способных горцев, как правило, простого происхождения. Н. осуществляли воен.-адм. власть, контролировали соблюдение норм шариата, назначали начальников сотен и пятисотен, духовных лиц (муфтиев), за проступки наказывали (кроме смертной казни). Важнейшие гос. вопросы решались на съездах Н. Популярными Н. Шамиля были Хаджи-Мурат, Кибит-Магома, Данияр-бек, Бук-Магомед и др.

Найдёнов Сер. Ал-др.

НАЙДЁНОВ (наст. фам. Алексеев) Сер. Ал-др. (1868-1922) - драматург. Род. в купеческой семье. Окончил Моск. муз.-драм. уч-ще. Первая же пьеса Н. "Дети Ванюшина" (1901) принесла автору шумный успех и известность. Драматург был близок с Чеховым, Буниным, Горьким, высоко ценившими его драматургич. мастерство. Н. входил в лит. кружок "Среда", печатался в сб. "Знание". В пьесах 1901-04 ("Дети Ванюшина", "Блудный сын", "Номер тринадцатый") ощутимо влияние чеховского т-ра. Это психол. драмы, герои к-рых стремятся вырваться из-под гнетущей власти среды. В годы 1-й рус. рев-ции с успехом шли соц.-быт. драмы Н. ("Авдотьина жизнь", "Стены"), бунтующие герои к-рых осознавали себя участниками ист. процесса. В 1909 Н. заболел туберкулезом и уехал в Крым. В 1910-е гг. он вновь обращается к психол. драме ("Роман тети Ани", "Работница"). Окт. рев-ция была встречена им сочувственно. Незадолго до смерти Н. создал хронику "Москва" (1921), ставшую первой пьесой о рев-ции 1905.

Найдёновы

НАЙДЁНОВЫ - купеческий род. Происходили из красильных мастеровых фабрик купцов Колосовых. Родонач. семьи Егор Ив. Н., к-рый в 1816 записался в моск. купечество по 3-й гильдии. Помимо торговли Е. И. Н. организовал небольшую ф-ку по выпуску шалей.

Наиболее видным предст. этого рода был Ник. Ал-др. Н. (1834-1905). Он достаточно рано начал участвовать в деле семейного торгового дома (с 1863 дом "А. Найденов и сыновья"). Н. А. Н. был соучредителем, а с 1871 пред. Моск. Торгового банка. Активно участвовал в обществ. жизни Москвы, с 1866 гласный Моск. гор. думы, в 1877-1905 пред. Моск. биржевого к-та. С 1872 имел звание почетного гражданина. Помимо предпринимат. деят-ности Н. А. Н. уделял большое внимание просветит. работе. По его инициативе собирались и печатались архивные материалы, посв. истории купечества и моск. церквам. За ист. поиски и публикацию док-тов в 1883 он был избран поч. чл. совета Археологического ин-та.

Не менее известной из представителей этой фамилии была Ал-дра Герасимовна Н., в девичестве Хлудова - одна из самых крупных домовладелиц Москвы. А. Г. Н. была известна своей благотворительностью. Она, в частности, содержала Яузское попечительство о бедных. Увлекалась рус. фарфором, а ее усадьба "Высокие горки" напоминала маленький музей.

"Наказ"

"НАКА́З" - соч., написанное имп. Екатериной II в 1765-67 для подготовляющейся Комиссии по составлению нового Уложения. Представляет собой проект изложения основ рус. гос. устройства и систематизации законодательства. Состоит из 20 глав, 655 параграфов. Его содержание в большинстве случаев заимствовано из произв. зап.-европ. просветителей (Ч. Беккариа, Ш. Монтескье, И.-Г.-Г. Юсти и др.), всего заимствовано ок. 466 параграфов. Осн. влияние на "Н." оказала кн. Ш. Монтескье "О духе законов" (из нее взято 294 параграфа). Перед публикацией "Н." рассматривался в кругу советников Екатерины (братья Орловы, Н. И. Панин), печ. текст по сравнению с рукописью (т. н. "Большим Н.") подвергся изменениям. "Н." активно обсуждался в Комиссии по составлению нового Уложения (1767-68) и, хотя не имел юрид. силы, способствовал либерализации рус. полит. мысли и развитию юриспруденции. Оказал заметное воздействие на публицистику. "Н." издавался на рус. яз. в 1767, 1768, 1776 и 1796, также существовали издания с параллельными нем. (1767), лат., франц. (1770) и новогреч. (1770) переводами.

Наклонение

НАКЛОНЕ́НИЕ - грамматическая категория глагола, выражающая отношение содержания высказывания к действительности с т. зр. говорящего. Н. - одно из средств выражения модальности. Категория Н. характеризует глагол в позиции сказуемого предложения и присуща прежде всего личным формам глагола. В рус. яз. морфологически противопоставлены формы трех Н.: изъявительного (читаю, читал), повелительного (читай, читайте) и сослагательного (читал бы, читали бы). В лингвист. лит-ре, наряду с этими названиями Н., широко применяются также латинские по происхождению термины, соответственно: индикатив, императив и конъюнктив. Косвенные Н. (повелительное и сослагательное) указ. на то, что глагольное действие является не реальным, а лишь желательным, возможным, требуемым, предположительным.

Наливка

НАЛИ́ВКА - алкогольный напиток крепостью от 18 до 20% спирта и 30-40% сахара. Готовят купажированием спиртованных морсов и плодово-ягодных соков, спирта-ректификата, сах. сиропа, лимонной кислоты и воды. В домашних условиях настаивают ягоды и плоды с водкой и сахаром. К Н. относятся алычовая, вишневая, запеканка, спотыкач (на сушеных вишнях, черносливе, черешне), сливянка и др.

Наличник

НАЛИ́ЧНИК - декор. обрамление оконного, реже дверного проема. Состоит из фронтона, подоконной части и двух вертикальных тяг в виде колонок или полуколонок. Н. несет также функциональную нагрузку, закрывая щель между стеной и окном. Термин "Н." употребляется гл. обр. применит. к рус. дерев. архитектуре 15 - нач. 18 в.

Наличник окна дома. Солигалич

Наличник окна дома. Солигалич

Налучье

НАЛУ́ЧЬЕ - элемент вооружения рус. воина до 18 в., футляр из кожи или бархата для ношения лука, пристегивалось с лев. стороны к сабельному поясу.

Наместник

НАМЕСТНИК - должностное лицо, управляющее определ. (обычно отдаленной или обособл.) частью терр. гос-ва от имени гл. данного гос-ва. В России в удельный период и непосредств. после завершения процесса объединения земель вокруг Москвы Н. наряду с волостелями руководили местной администрацией. Н. назначались вел. князем (царем) в большие уездные города. За свою службу Н. получали с нас. "кормы" (система кормлений), т. е. натур. и ден. доходы. С кон. 15 в. обозначилась тенденция к постеп. ограничению власти Н. Земская и губная реформы 50-х гг. 16 в. привели в конечном счете к ликвидации наместнич. управления. Ин-т Н. был воссоздан в результате губернской реформы Екатерины П. Согласно "Учреждению о губерниях" 1775 Н., или ген.-губернаторами, именовались должностные лица, управлявшие губерниями. На практике, однако, при проведении губ. реформы в жизнь Н. стали назначаться по одному на две-три губернии. Отдаленными же губерниями управляли губернаторы, подчинявшиеся Н. После смерти Екатерины II в 1796 наместнич. звено в системе местной администрации было ликвидировано. В 19 - нач. 20 в. Н. управляли нек-рыми окраинными р-нами Рос. империи - Царством Польским в 1815-74, Кавказом в 1845-82 и 1905-17, Д. Востоком в 1903-05. Представляя на подведомственной им терр. особу монарха, Н. обладали широкими полномочиями.

Нансен Фритьоф

НА́НСЕН Фритьоф (1861-1930) - норвеж. полярный исследователь и океанограф. В 1890 выдвинул проект достижения Сев. полюса на судне, дрейфующем вместе со льдом. Летом 1893 на спец. построенном для этой цели судне "Фрам" Н. вышел из Норвегии; в сент. "Фрам" начал дрейф на сев.-зап. от Новосибирских о-вов и закончил его в 1896 у о-ва Шпицберген. Оставив судно, в 1895 совм. с Ф. Я. Йохансеном пытался достичь полюса на собаках, у 86°14′ с. ш. был вынужден повернуть к Земле Франца-Иосифа и летом 1896 возвратиться в Норвегию. В 1900 участвовал в эксп. на судне "Михаэль Сарс" для изучения атлантич. течений в Сев Лед. океане. Создал в 1902 Центр. океанографич. лаб. в Христиании, был одним из организаторов и чл. Междунар. совета по изучению морей (в Копенгагене). В 1913 совершил плавание вдоль берегов Сев. Лед. океана к устью Енисея, затем путешествовал по Ю.-Вост. Сибири и Д. Востоку. После 1-й мир. войны назначен верх. комиссаром Лиги наций по делам военнопленных. Один из организаторов помощи голодающим Поволжья (1921). Поч. чл. Петерб. АН (с 1898), поч. чл. Имп. Рус. геогр. об-ва (с 1896), награжден Константиновской медалью РГО (1897); Нобелевская пр. мира (1922). Именем Н. назв.: подводный хребет между Гренландией и Шпицбергеном, о-в и мыс в арх. Земля Франца-Иосифа, гора на п-ове Таймыр, пролив в Канадском Арктическом арх. и др.

Напевный стих

НАПЕ́ВНЫЙ СТИХ - 1) В мелодике стиха - один из 3 осн. типов интонации, выделяемой наряду с ораторским и говорным стихом. Н. С. наиб. употребителен в интимной камерной лирике. В построении тематич. композиции преобладает не логич. (как в говорном и ораторском), а эмоц., развивающаяся по законам муз. композиции, связь полустиший, стихов, строф и т. д. Мелодическое движение в Н. С. определяется подчеркнутой упорядоченностью интонац.-ритмич. периодов: метрич. и синтаксич. членения, как правило, совпадают, переносы редки; риторич. вопросы, восклицания и обращения не развивают самостоят. интонацию, а подчинены ритмич. строению, обычно усиливая мерность стиха благодаря симметричности самих конструкций и симметрии их композиц. распределения. Н. С. почти всегда строфичен, причем тяготеет к использованию определенных видов строф (четверостишия и шестистишия аналогичного строения). Особую роль играют разного рода повторы, параллелизмы, вносящие в мелодику стиха доп. симметрию; инструментовка (аллитерации, ассонансы) обычно более ощутима, чем в ораторском или разговорном стихе. В Н. С. принято различать 3 вида (по возрастанию сложности внутр. орг-ции): куплетный, песенный и романсный. В рус. поэзии Н. С. развивался в творчестве В. Жуковского, А. Фета, К. Бальмонта, А. Блока и др. 2) В метрике и ритмике - тактовик, имитирующий стих рус. былин и ист. песен. В таком значении термин был введен И. Рукавишниковым, использовался стиховедами (А. Квятковским), но распространения не получил.

Напиток

НАПИ́ТОК - жидкость для питья. В совр. смысле слово появилось в кон. 18 в. Алкогольные Н. назыв. питиями, а прохладительные в 19 в. - пойлом. Слово Н. произошло от глагола "напитать", т. е. насытить ("кофе напитчив" - сытен, питателен. В. Даль). В наст. время Н. делятся на холодные и горячие, алкогольные и безалкогольные, молочные и фруктовые и др. Старин. рус. Н.: квас, сбитень (горячий), сыть (разведенный мед), медки (слабоалкогольные), кислые щи (очень острый, сильногазиров. квас), пиво, сусло, отвар трав (лесные чаи), молоко, молочнокислые Н., морсы, взвары.

Напиток кисломолочный

НАПИ́ТОК КИСЛОМОЛО́ЧНЫЙ - получают путем сбраживания лактозы (молочного сахара), содержащегося в молоке коров, овец, коз, кобылиц, самок буйволов, верблюдов. Н. К. используются мн. народами: мацони (груз.), чатык (туркм.), варенец (укр.), простокваша (рус), айрон (узб.), ахарцем (абхаз.), кефир (мн. народы Кавказа), мацун (арм.), катык (азерб., Ср. Азия), чал (туркм.), курунга (сев.-вост. Азия), кумыс (башкир., каз.) и др. Н. К. делятся на две гр.: не содержащие спирта и содержащие его. Первые получают путем заквашивания молока при помощи культур молочнокислых бактерий (палочек, стрептококков), а вторые - с использованием заквасок, содержащих молочнокислые бактерии и дрожжи. Готовят Н. К. из цельного и обезжиренного молока. Они являются лечебно-диетич. продуктами, нормализующими микрофлору кишечника, используются при лечении туберкулеза и др. заболеваний (кумыс). Н. К., содержащие спирт, обладают тонизирующим действием, а диоксид углерода (углекислый газ) придает им освежающий вкус. Простокваша (П.) получается сквашиванием коровьего цельного или обезжиренного молока. Закваску готовят из чистых культур молочнокислых стрептококков без добавления или с добавлением др. видов молочнокислых культур. П. обыкновенная готовится из пастеризованного цельного или обезжиренного молока с применением закваски из молочнокислых стрептококков, иногда с добавлением болгарской палочки. П. мечниковская изготавливается на закваске с добавлением болгарской палочки. П. вареная готовится так же, как и обыкновенная, но из стерилизованного (в домашних условиях из топленого) молока Для изготовления П. южной используется закваска с добавлением болгарской палочки и дрожжей. П. украинская (ряженка) изготавливается из пастеризованного цельного молока и сливок, выдерживается 2-3 ч при 95°C. Кислотность всех видов П. (кроме юж.) - от 75 до 120°, а юж. - 85-150°. Ацидофилин - диетич. молочнокислый продукт, готовится из пастеризованного молока на заквасках из ацидофильной палочки с добавлением молочнокислого стрептококка и кефирных грибков. Ацидофильное молоко изготавливается на заквасках из одних ацидофильных палочек с добавлением молочнокислых дрожжей. Кислотность ацидофилина 75-150°, ацидофильного молока - 90-140°.

Слабоалкогольные молочнокислые Н. готовят на заквасках, вызывающих молочнокислое и спиртовое брожение. Они содержат молочную кислоту, диоксид углерода (углекислый газ) и этиловый спирт (этанол). Кефир готовится из цельного или обезжиренного коровьего пастеризованного молока. Закваской служат кефирные грибки, состоящие из молочного белка (казеина) и симбиоза (содружества) молочнокислых стрептококков, сбраживающих лактозу до молочной кислоты, молочнокислой палочки, придающей кефиру нужную консистенцию и вкус, и молочнокислых дрожжей. Кефир готовят слабый, созревающий одни сутки, средний - 2-суточный и крепкий - 3-суточный. Содержание спирта в этих кефирах соответственно 0,2; 0,4 и 0,6%, а кислотность 90, 105 и 120°. Кумыс готовят из кобыльего молока, в к-ром содержание казеина почти в 2 раза меньше, чем в коровьем, и поэтому консистенция его менее плотная, чем кефира. Закваска состоит из симбиоза молочнокислых культур и дрожжей. Кумыс приготавливают слабый (спирт 1,0%), средний (спирт 1,75%) и крепкий (спирт 2,5%), а кислотность его 60-80, 81-105 и 105-120° соответственно.

Наппельбаум Ида Моис.

НАППЕЛЬБА́УМ Ида Моис. (1900-92) - поэт. Род. в Минске, окончила г-зию Хитрово в Петрограде, училась в Ин-те Истории Иск-в, работала фотографом, занималась лит. трудом. Стихи начала писать с 14 лет. В 1920-21 посещала студию Н. Гумилева при Петрогр. Доме Иск-в. Впервые выступила в печати в 1922. В нач. 1920-х гг. в квартире Н. устраивались лит. понедельники, на к-рых наряду с начинающими поэтами читали стихи А. Ахматова, Ф. Сологуб, Н. Клюев и др. Н. - автор поэтич. сб. "Мой дом" (1927) и "Отдаю долги" (1990), отмеченных продуманностью композиции, точностью деталей, воспоминаний о лит. жизни Петрограда.

Наппельбаум Моисей Соломон

НАППЕЛЬБА́УМ Моисей Соломон. (1869-1958) - мастер фотопортрета. Учился в фотоателье "Боретти" в Минске. Работал в Смоленске, Москве, Козлове, Одессе, Евпатории, Вильно и в Варшаве. Несколько лет работал в США "странствующим фотографом" (Нью-Йорк, Питсбург и др. города).

С 1895 по 1910 работал в Минске. С 1910 жил и работал в Петербурге. Ателье располагалось на Невском пр., 72. Сотрудничал в ж. "Солнце России". Мастер погрудного и группового портрета. Чаще всего пользовался одним источником света (рембрандтовское освещение), отказался от аксессуаров, фон гладкий, композиция динамичная.

В янв. 1918 сделал портрет В. И. Ленина. В Москве организовал портретную фотостудию при ВЦИКе. Портретировал Ф. Э. Дзержинского, М. С. Урицкого, Н. К. Крупскую, Я. М. Свердлова, М. В. Фрунзе и др. полит. деятелей. Много снимал представителей культуры: М. А. Кузмина, Ф. Г. Раневскую, М. М. Зощенко, А. А. Ахматову, В. Е. Татлина, В. И. Качалова, А. П. Довженко, М. А. Волошина и др.

В 1946 в моск. Доме ученых прошла перс. фотовыставка мастера, на к-рой было представлено более 250 портретов. В 1936 был удостоен почетного звания засл. арт. РСФСР.

Соч.: Наппельбаум М. С. От ремесла к иск-ву. М., 1958.

Лит.: Морозов С. Русская художественная фотография. М., 1961. С. 125-127; Вартанов З. А. Классик иск-ва фотопортрета // Сов. фото. 1988. № 1. С. 36-37.

Фотограф М. Наппельбаум. Портрет В. Веснина

Фотограф М. Наппельбаум. Портрет В. Веснина

Направник Эдуард Франц.

НАПРА́ВНИК Эдуард Франц. (1839-1916) - дирижер, композитор, муз. деятель. По национальности чех, муз. образование получил в Праге. В 1861 был приглашен в Россию в качестве капельмейстера в оркестр кн. Н. Б. Юсупова. С 1863 работал в Мариинском театре (1869 - гл. дирижер). Активно участвовал в концертах Рус. муз. об-ва (дирижер, руководитель симфонических концертов, с 1875 - чл. Гл. дирекции и председательствующий директор Петербургского отделения). Руководил придворными концертами.

В качестве оперного дирижера осуществил и возобновил постановки многих русских опер, в т. ч. "Каменного гостя" А. С. Даргомыжского, "Снегурочки" и "Майской ночи" Н. А. Римского-Корсакова, "Пиковой дамы" и "Иоланты" П. И. Чайковского и др. Крупным событием стала постановка тетралогии Р. Вагнера "Кольцо нибелунга" (1900-05). Дирижерское искусство Н. выделялось высоким артистизмом, тщательностью работы с партитурой, точностью жеста. Выступления Н. высоко ценил Чайковский.

Как композитор Н. работал во многих жанрах, ему принадлежат оркестровые и хоровые, камерно-инструментальные и камерно-вокальные произведения, написанные в традициях петербургской муз. школы. Н. - автор нескольких опер, в т. ч. "Нижегородцы" (1868), "Гарольд" (1885), "Франческа да Римини" (1902). Наибольшей известностью пользовалась опера "Дубровский" (по А. С. Пушкину, 1894), стилистически близкая произведениям Чайковского.

Лит.: Вальтер В. Г. Эдуард Францевич Направник. СПб., 1914.

Нарбут Влад. Ив

НА́РБУТ Влад. Ив. (1888-1938) - поэт, издатель. Сын черниговского помещика. В 1906-12 учился в Петерб. ун -те. Первая кн. стихов вышла в 1910 ("Дракон"). Был секр. ж. "Гаудеамус". В 1911 вошел в "Цех поэтов", а в 1912 - в группу акмеистов. Сб. стихов "Аллилуйя" (1912) принес Н. скандальную известность: обвиненный в богохульстве и порнографии, он был вынужден покинуть Россию; до амнистии 1913 (по случаю празднования 300-летия дома Романовых) путешествовал по Африке. Издал еще 2 сб. стихов: "Любовь и любовь" (1913) и "Вий" (1915). В 1917 вступил в РКП (б), принял участие в гражд. войне. В 1918 издавал в Воронеже ж. "Сирена". В нач. 20-х гг. Н. занимал руководящие посты в южных отделениях РОСТА и радио-телеграф. агентстве Украины; в 1922 - в Москве, где работал в отделе печати ЦК РКП (б), возглавлял изд-во "Земля и фабрика". Автор сб. "Веретено" (1919), "Стихи о войне", "Красноармейские стихи", "В огненных столбах", "Плоть" (все - 1920), "Советская земля" (1921), "Александра Павловна" (1922). В 1928 исключен из партии и отстранен от издательской деят-ности, в 1936 репрессирован. Умер в лагере. Для поэзии Н. характерны яркие, подробные (иногда - натуралистически подробные) бытовые зарисовки ("Горшечник", "Пьяницы" и др.), особое внимание к "телесному", к "земному" началу человеч. существования; в 30-е гг. Н. обратился к науч. поэзии.

Нарбут Георг. Ив

НА́РБУТ Георг. Ив. (1886-1920) - художник-график, иллюстратор. Предст. мл. поколения объединения "Мир иск-ва". Род. на хуторе Нарбутовка Черниговской губ., в обедневшей дворянской семье. Юность провел в г. Глухове, где создал первые рисунки и графич. работы. В 1906-07 жил в Петербурге. Учился в Петерб. ун-те и у худож. Л. С. Бакста, К. А. Соколова. В ранних работах подражал И. Я. Билибину. Посещал рисовальную школу Хоялоши в Мюнхене. Активно участвовал в деят-ности круга С. П. Дягилева, сотрудничал в лит.-худож. и сатирич. журналах. Последние годы жизни провел на Украине. Руководил Киевской АХ, занимался преподавательской деят-ностью. Учениками Н. были графики М. Кирнарский, Л. Лозовский, Н. Алексеев. Иллюстрировал "Украинскую азбуку". Н. создал неск. стилей, образцы шрифтов, выработал новые приемы книжн. оформления. Для графич. произв. Н. характерна четкость рисунка, декоративность композиции (илл. к басням И. А. Крылова, изд. в 1911-12). В трактовке образа часто прибегал к игре, т-ру, маскараду, перевоплощениям (илл. к кн. Г. М. Лукомского "Галиция в ее старине", изд. в 1915). Автор ряда интимных портретов.

Г. И. Нарбут. «Поэзия». Литография

Г. И. Нарбут. «Поэзия». Литография

Нарежный Вас. Троф.

НАРЕ́ЖНЫЙ Вас. Троф. (1780-1825) - прозаик, драматург, поэт. Автор ист.-героич. поэм "Брега Альты" и "Освобожденная Москва" (1798), трагедии "Дмитрий Самозванец" (опубл. 1804), написанных ритмизованной прозой ист. поэм "Славенские вечера" (опубл. 1809), сб. "Новые повести" (1824). Лит. известность Н. связана прежде всего с его романами, создавшими писателю репутацию родоначальника этого жанра в России: "Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова" (частично опубл. в 1814), "Черный год, или Горские князья" (1816, опубл. в 1829), "Бурсак" (1824), "Два Ивана, или Страсть к тяжбам" (1825) и др.

Наречие

НАРЕ́ЧИЕ - знаменат. часть речи, выражающая непроцессуальный признак др. признака. Отличит. грамматич. чертами Н. служат неизменяемость (исключение составляют Н., имеющие степени сравнения) и функция обст-ва, примыкающего к глаголу, прилаг. или др. Н.: идти пешком, довольно интересный, очень успешно. Возможность употребления Н. в др. синтаксич. функциях не общепризнана. Н., являющиеся определениями к сущ. (яйцо всмятку, кофе по-турецки), иногда относят к неизменяемым прилагательным, Н. в позиции вводного слова (Вероятно, он приедет) - к модальным словам, Н. в составе сказуемого (Он был навеселе; Гулять полезно; Здесь темно) - к категории состояния. По способу обозначения признака Н. подразделяются на местоименные (здесь, там, почему) и неместоименные (быстро, очень, вдали, врасплох). Местоименные Н. сохраняют этимол. и смысловую связь с местоимениями, образуя аналогичные семантические разряды, напр., вопросительные: где? когда? зачем?; указательные: там, так, сюда; неопределенные: где-нибудь, куда-то; отриц.: никуда, нигде. По значению, синтаксич. употреблению и словообразовательным особенностям Н. делятся на обстоятельств. и определит. Обстоятельств. Н. обозначают время, место, причину, цель и др. признаки, внеш. по отношению к его носителю: там, вокруг, вчера, сослепу, в насмешку. Они немногочисленны и включают всего ок. 200 слов. Осн. же массу Н. составляют определит. Н., характеризующие с разных сторон особенности проявления признака. Определит. Н. допускают дальнейшее подразделение на подгруппы. В частности, среди них выделяются: 1) Н. со значением меры или степени (очень, крайне, немного и т. п.), к-рые, в отличие от др. Н., чаще всего определяют не глаголы, а прилагательные или Н., и 2) качественные Н. на -о (быстро, весело, ярко и т. п.), образующиеся от качеств. прилаг. и омонимичные кратким формам ср. р. прилаг. Качеств. Н., подобно качеств. прилаг., имеют степени сравнения: прыгнул высоко - прыгнул еще выше. Формы сравнит. степени качеств. Н. омонимичны формам сравнит. степени прилаг. и различаются только синтаксич. свойствами: Эта лампа ярче, чем та - прилаг. в составе сказуемого; Эта лампа светит ярче, чем та - Н. в функции обст-ва.

Нарицательные существительные

НАРИЦА́ТЕЛЬНЫЕ СУЩЕСТВИ́ТЕЛЬНЫЕ - существительные, обозначающие общие понятия, классы предметов и явлений, в отличие от собственных существительных, являющихся индивидуальными обозначениями объектов (человек в отличие от Иван Петрович, город в отличие от Челябинск и т. п.). В лингвистической литературе для обозначения Н. С. используется также термин "аппелятив" (от лат. appelare - называть).

Нарком

НАРКО́М (народный комиссар) - 1) Чл. пр-ва сов. республики или СССР, рук. наркомата в окт. 1917-46. Н. СССР и сов. республик назначались и смещались соотв. Центр. исп. к-том СССР и Центр. исп. к-тами республик, были ответственны перед ними и соотв. СНК (Советами нар. комиссаров). В качестве совещат. органа при Н. имелась коллегия наркомата. Чл. коллегии при их несогласии с решениями Н. имели право опротестовать их в СНК.

2) В первые месяцы сов. власти и частично во время гражд. войны этим термином иногда именовались рук. отраслевых структурных подразделений местных советов, коммун, союзов коммун, Совнаркомов республик, образованных не по нац., а по чисто терр. принципу.

3) В первые месяцы сов. власти и во время гражд. войны термин Н. иногда применялся к полномочным представителям сов. органов разл. уровня, надел. чрезвычайными правами в пределах поруч. им задания.

Предыдущая страница Следующая страница