Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "М" (часть 12, "МУЗ"-"МЯТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 12, "МУЗ"-"МЯТ")

Музей

Статья большая, находится на отдельной странице.

Муйжель Викт. Вас.

МУ́ЙЖЕЛЬ Викт. Вас. (1880-1924) - писатель. Род. в семье конторщика (мать, увлеченная народнич. идеями, вышла замуж за работника своего имения). Получил незаконч. ср. образование. В юности испытал влияние Л. Толстого. Осн. тема добротных бытописательских рассказов и пов. М. - жизнь рус. деревни, судьба забитого нуждой крестьянина ("Аренда", "Мужик", "Мужичья смерть", "Кошмар"). Для писателя хар-но представление о бессознат., "роевом", крест. бытии, вера в мужицкую правду "земли", к-рая обновит мир. В 1907 М. сблизился с М. Арцыбашевым и принял участие в нашумевших сб. "Жизнь" (1908) и "Смерть" (1910). В самом крупном и известном ром. писателя "Год" (1911) исследовались изменения дерев. жизни, вызванные столыпинскими реформами. Будучи во время 1-й мир. войны воен. корр. в Польше и Галиции, М. написал кн. очерков "С железом, с крестом в сердце" (1915). Окт. рев-цию встретил сочувственно.

Мультипликация

Статья большая, находится на отдельной странице.

Муляж

МУЛЯ́Ж (франц. moulage - слепок) - слепок с натуры, точно воспроизводящий объект. Напр., скульптурное воспроизведение к.-л. анатомич. органа, или целого животного, или растения (такие М. обычно раскрашены; иногда они явл. не слепками, а исполнены по обмерам вручную); также серийные копии к.-л. произв. скульптуры, являющегося классич. образцом (эталоном); чаще всего создаются в уч. целях. М. также скульпторы называют такие слепки, как маска, снятая (в осн. в гипсе) с лица известного человека; слепок с руки знаменитого музыканта и т. п.

Мунгалова Ольга Петр.

МУНГА́ЛОВА Ольга Петр. (1905-42) - артистка балета. Окончила Петрогр. хореогр. уч-ще в 1923 (ученица О. Преображенской, А. Вагановой). В 1923-42 артистка Гос. акад. т-ра оперы и балета им. Кирова. Первая исполнительница партий: Маша ("Щелкунчик"), Ольга ("Болт"), Западная комсомолка ("Золотой век"), Натэлла ("Сердце гор"), Ледяная дева ("Ледяная дева"). Среди др. ее ролей: Флорина ("Спящая красавица"), Повелительница дриад ("Дон Кихот"), Хасинта ("Лауренсия"), Мария ("Бахчисарайский фонтан"), Пахита ("Пахита"), Жар-птица ("Жар-птица"), Мирта и Жизель ("Жизель"), Тао Хоа ("Красный мак"). Большой успех пришел к М.-танцовщице, обладавшей суховато-чеканной пластикой и легким, большим прыжком, после создания ею партии Ледяной девы в одноим. балете Ф. Лопухова. Здесь М. удалось создать ориг. образ, построенный на сочетании строгого классич. танца и акробат. смелости и ловкости.

Мундир

Статья большая, находится на отдельной странице.

Муравьёв Анд. Ник

МУРАВЬЁВ Анд. Ник. (1806-74) - писатель. Из известного дворян. рода, брат декабриста А. И. Муравьева и гос. деятелей графа М. Н. Муравьева-Виленского и И. И. Муравьева-Карского. Получил дом. образование, его учителем был С. Е. Раич. Состоял на воен. службе (1823-31), затем - в Азиат. деп. Мин-ва иностр. дел (1831-33). В 1833-46 служил в Синоде, существенно влиял на управление Церковью. С 1846 - вновь на службе в Азиат. деп. В 1827 М. выпустил стих. сб. "Таврида", отмеченный эл-тами оссианизма; в то же время он создает неск. пьес ("Битва при Тивериаде", 1827; драм. дилогия "Князья Тверские в Златой Орде", 1828-29). Поэт. творчество и пьесы М. успеха не имели. После путешествия по Бл. Востоку (1829-30) выпускает кн. "Путешествие по Св. местам в 1830 году" (1832), положительно оцененную А. С. Пушкиным. С 1830-х гг. лит. занятия М. получили церк.-религ. характер. Автор мно-гочисл. соч., посв. церк. достопримечательностям ("Путешествие по Св. местам русским", 1836), церк. истории ("История рус. Церкви", 1838), богословию ("Письма о богослужении Вост. католич. Церкви", 1836), перевед. на мн. европ. языки. Он был одним из первых представ. дворян. культуры, обратившимся к опыту правосл. церкви и писавшим в русле церк. словесности.

Муравьёв Мих. Никитич

МУРАВЬЁВ Мих. Никитич (1757-1807) - поэт, прозаик-сентименталист. Род. в небогатой дворян. семье провинц. чиновника. Учился в г-зии при Моск. ун-те, затем неск. месяцев в ун-те. В 1772 начинает службу в Измайловском гвард. полку. Однако служ. карьера его интересует мало, и развивается она не очень успешно. Гл. внимание М. уделяет самообразованию, развитию своих личностных качеств. Он интересуется механикой, физикой, историей, живописью, рисует, пишет стихи. В 1773-75 печатается семь его стихот. книг. Он становится чл. лит. кружка, где чины считаются несущественными и в к-рый входят И. П. Тургенев, И. А. Львов, И. И. Хемницер, позднее Г. Р. Державин и др. В сб. "Новые лирич. опыты" (1776) М. наз. свои произв. одами, хотя одические каноны автором беспрестанно нарушаются. В последующих переизданиях слово "ода" часто будет отсутствовать, поскольку обостренный интерес поэта к поискам новой образной и метрич. систем, необходимых для адекватного описания внутр. мира чел., отчетливо указывают на сентименталист. устремления М. Границы стихот. жанров в творч. поэта размыты, а сам поэт "движется" к прозе, оказываясь предшеств. Н. М. Карамзина, а позднее и В. А. Жуковского. В 1790 М. выпускает "Эмилиевы письма" и "Обитателя предместия", позже - предромантич. пов. "Оскольд". В 1781 М. пишет стихотв. "Неверность", к-рое оказывается фактически перв. балладой в ист. рус. лит-ры. Осознано это будет поэтом позднее, в кон. 1790-х гг., когда он напишет "Болеслава, короля польского", в 1804 наименование жанра произв. будет вынесено поэтом в заголовок - "Каледонский баллад".

Муравьёв Никита Мих.

МУРАВЬЁВ Никита Мих. (1795-1843) - декабрист, капитан Гв. ген. штаба. Сын М. Н. Муравьева - попечителя Моск. ун-та, воспитателя вел. князей Александра и Константина Павловичей, тов. мин. нар. просвещения, сенатора. Учился в Моск. ун-те (1811-12). В нач. 1812 определен коллеж. регистратором в деп. Мин-ва юстиции. В 1812 "убежал из дома на войну". Прапорщик свиты по квартирмейстерской части (1813), участник загран. походов 1813-14, награжден орденами. Переведен в Гв. Ген. штаб (1814), участвовал в воен. действиях периода "Ста дней", был прикомандирован к Гв. корпусу, с к-рым находился в Москве (1817-18), в 1820 уволился в отставку поручиком. В 1821 вновь поступил на службу в Гв. Ген. штаб; штабс-капитан (1823), исполнял обязанности див. квартирмейстера 2-й гв. пех. дивизии (нач. штаба при вел. кн. Николае Павловиче), капитан (1825). Масон, чл. ложи "Трех добродетелей" (1817). Один из основат. Союза спасения, чл. Коренного совета Союза благоденствия, чл. Верх. думы и правитель Сев. об-ва. Автор проекта "Конституции", предполагавшей установить конституц. монархию, освободить крестьян с 2 дес. земли на двор, предоставить населению демокр. свободы, избират. право, ограниченное имуществ. цензом. В восст. 14 дек. 1825 участия не принимал, т. к. находился у тестя Г. И. Чернышева в Орловской губ., где и был арестован. Осужден по 1-му разряду, приговорен к смерт. казни, по конфирмации - к 20 годам кат. работ (позднее срок каторги сокращен до 15 лет). В дек. 1826 отправлен в Сибирь, в янв. 1827 прибыл в Читинский острог. Связь с внеш. миром поддерживал через жену Ал-дру Григ., добравшуюся до Читы в февр. 1827. В 1830 переведен в Петровский з-д, жил в доме жены. В 1832 умерла жена, о к-рой сохранились теплые отзывы декабристов. При М. оставалась дочь Софья (1829-92), к-рой разрешено было вернуться в Москву только после смерти отца. В 1836 М. переведен в с. Урик под Иркутском. Совм. с М. С. Луниным М. написал "Разбор донесения Тайной следств. комиссии... в 1826 г.". Умер и похоронен в с. Урик. Автор ряда ист.-публицистич. работ.

Муравьёва Мария Ник

МУРАВЬЁВА Мария Ник. (Никиф.) (1838-79) - балерина. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1857 (ученица М. Петипа, Э. Гюге). В 1857-60, 62-65 артистка петерб. Большого, в 1860-62 моск. Большого т-ра. Первая исполнительница партий: Теолинда ("Сирота Теолинда"), Царь-девица ("Золотой петушок"); среди др. ее ролей: Лиза ("Тщетная предосторожность"), Фатьма ("Мраморная красавица"), Наяда ("Наяда и рыбак"), Метеора ("Метеора"), Сатанилла ("Сатанилла"), Жизель ("Жизель"). М. - яркое имя в истории рус. балета. Выступая в гл. партиях в балетах А. Сен-Леона, она показала себя непревзойденным виртуозом в исполнении мелких па на пуантах, однако здесь и особенно в романтич. репертуаре ее танец отличали тонкая музыкальность, искренний лиризм, умение чисто пластич. средствами создать сценич. образ. В 1862-64 М. с огромным успехом выступала на сцене Большой оперы в Париже, ее наз. "северной виллисой". В возрасте 27 лет М. оставила сцену, выйдя замуж за предводителя дворянства Н. Зейферта.

Муравьёв-Апостол Ив. Матв

МУРАВЬЁВ-АПО́СТОЛ Ив. Матв. (1762-1851) - гос. деятель, литератор, отец трех бр.-декабристов Матв. Ив., Сер. Ив. и Ипполита Ив. М.-А. В совершенстве владел древними и неск. совр. европ. языками. Служил в лейб-гвардии Измайловском полку; лит. трудом обратил на себя вним. Екатерины II, к-рая назначила его "кавалером" (воспитателем) двух ст. внуков - вел. князей Александра и Константина Павловичей. При Павле I (1797) - посланник в Гамбурге и Копенгагене. В 1800 - вице-през. коллегии иностр. дел, ближайший сотр. вице-канцлера И. И. Панина. После смерти бездетного двоюродного брата М. Д. Апостола получил разрешение именоваться М.-А. (1800). В 1802 - посланник в Мадриде (понижение по сравн. с высокой должностью в Петербурге). В 1805 отозван в Россию и уволен в отставку. На отношение Александра I к М.-А. повлияла, видимо, его дружба с Паниным, Чл. Рос. акад. (1811) и "Беседы любителей рус. слова". Автор комедии "Ошибки, или Утро вечера мудренее" (пост. в Эрмитаже в 1793), "Путешествия по Тавриде" (1823), перевел "Облака" Аристофана, сатиры Горация и мн. др., публиковался в "Сыне отечества", "Чтениях беседы любителей рус. слова" и др. ж. Сенатор (1824). Декабристы планировали включить его в состав Врем. рев. пр-ва. В 1826 во время подготовки суда над декабристами М.-А. получил повеление Николая I уехать за границу; перед отъездом ему разрешили свидание с арест. сыновьями Матвеем и Сергеем.

Муравьёв-Апостол Матв. Ив

МУРАВЬЁВ-АПО́СТОЛ Матв. Ив. (1793-1886) - декабрист, отставной подполк. Вместе с братом Сергеем учился в пансионе Хикса в Париже, затем в Петербурге в Корпусе инж. путей сообщения, но, не кончив курса, в преддверии войны с Наполеоном поступил на воен. службу. Подпрапорщик лейб-гвардии Семеновского полка (1811), участник Отеч. войны 1812 (Бородино - "по большинству голосов нижних чинов" награжден солдатским Георгиевским крестом, Тарутино, Малоярославец; прапорщик с дек. 1812) и загран. походов 1813-14 (Люцен, Бауцен, Кульм, Лейпциг, Париж). В 1814 вернулся с полком в Пб. В 1818 в чине поручика назначен адъютантом к малорос. ген.-губернатору Н. Г. Репнину-Волконскому (Полтава). 1823 - вышел в отставку подполк., жил в отцовском имении Хомутец Миргородского у. Полтавской губ. Масон, чл. ложи "Соединенных друзей" и "Трех добродетелей" (1816-20). Был среди организаторов офицер. артели в Семен. полку. Один из основателей Союза спасения (1816), участвовал в моск. заговоре 1817. Чл. Коренного совета Союза благоденствия (1818), участник петерб. совещаний 1820. Чл. Юж. об-ва (1821). В 1823-24 - предст. Юж. об-ва в Петербурге, прилагал усилия для объединения его с Сев. об-вом. Создал управу Юж. об-ва в Петербурге. Участник восст. Черниговского полка. Арестован на поле боя 3 (15) янв. 1826. Доставлен в Пб. и заключен в Петропавловскую крепость. Осужден по 1-му разряду, приговорен к смерт. казни, замененной 20-летней каторгой (затем срок каторги сокращен до 15 лет). По личному повелению Николая I отправлен сразу на поселение в Сибирь. 1 (13) окт. 1827 выехал из форта Слава и в янв. 1828 прибыл в Вилюйск Якутской обл., где прожил в юрте до лета 1829. Затем переведен в Бухтарминскую крепость Омской обл. Участь М.-А. отягчалась тем, что в обоих местах он был единств. ссыльным декабристом. В 1836 отправлен в Ялуторовск Тобольской губ. Дом М.-А. стал одним из центров декабристской колонии, в к-рой, по его словам, "жилось и душой, и сердцем". В ссылке занимался благотворит. деят-ностью. Вместе с женой Марией Конст. (с 1832), племянницей тамож. нач. Бухтарминска, воспитал двух приемных дочерей. После амнистии поселился в Твери (1857), затем переехал в Москву (1858). Неоднокр. встречался с Л. Н. Толстым, собиравшим материалы для ром. "Декабристы". Сохранил верность "высоким и гуманным принципам" декабризма. Написал восп., к-рые отличаются точностью формулировок. М.-А., напр., принадлежит знаменитая характеристика его поколения: "Мы дети 1812 года". Мемуары в осн. опубл. при жизни автора в ж. "Рус. архив" и "Рус. старина" (1870-80-е гг.).

М. И. Муравьев-Апостол. Москва. 1857

М. И. Муравьев-Апостол. Москва. 1857

Муравьёв-Апостол Сер. Ив

МУРАВЬЁВ-АПО́СТОЛ Сер. Ив. (1796-1826) - декабрист, подполковник. Детство провел в Гамбурге, Мадриде и Париже, где учился с братом Матвеем в пансионе Хикса. 1810 - юнкер Корпуса инж. путей сообщения; прапорщик (1811); подпоручик (1812). Участник Отеч. войны 1812, загран. походов (зол. шпага за храбрость, ряд орденов). Закончил войну капитаном, в 1815 - поручик лейб-гвардии Семеновского полка. После восст. Семен. полка переведен подполк. в Полтавский пех. полк (1820), в 1822 - ком. 2-го батальона Чернигов. полка (г. Васильков Киевской губ.). Масон (1817), обрядоначальник ложи "Трех добродетелей", вышел из ложи в 1818. Один из учредителей Союза спасения (1816), участник моск. заговора (1817). Чл. и блюститель Коренного совета Союза благоденствия (1818), участник петерб. совещаний 1820. В 1822 принят П. И. Пестелем в Юж. об-во, в 1823 возглавил Васильковскую управу (вместе со своим другом М. П. Бестужевым-Рюминым). Один из дир. Юж. об-ва (нояб. 1825). Сторонник республики, установл. в рез. воен. рев-ции, освобождения крестьян. Предложил (с М. П. Бестужевым-Рюминым) ряд планов вооруж. переворота на Ю. страны - Бобруйский (1823), Белоцерковский (1824), Лещинский (1825). Совм. с Бестужевым-Рюминым вел переговоры с Польск. патриотич. об-вом (1823-24), участвовал в присоединении к Юж. об-ву Об-ва соединенных славян (1825). Пользовался доверием и любовью солдат, вел среди них агитацию, опираясь на бывших семеновцев. М.-А. был, по мнению Л. Н. Толстого, "одним из лучших людей своего, да и всякого, времени". Арестован 29 дек. 1825 (10 янв. 1826), освобожден офицерами-"славянами" и возглавил восст. Чернигов. полка. Перед строем восставших был прочитан "Правосл. Катехизис" М.-А. и Бестужева-Рюмина, предназнач. "для воззвания к возмущению против монархич. власти". 3 (15) янв. 1826 взят в плен в бою тяжело раненным и 19 (31) янв. 1826 доставлен в Пб. Осужден вне разрядов. Повешен на кронверке Петропавловской крепости.

Муравьёвы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мурадели Вано Ильич

МУРАДЕ́ЛИ Вано Ильич (1908-70) - композитор, известность получил благодаря песням гос.-патриотич. содержания. Окончил Тбилисскую конс. у С. В. Бархударяна и как дирижер у М. М. Багриновского (1931), учился в Моск. конс. у Б. С. Шехтера и Н. Я. Мясковского (1934-38). С 1939 занимал ответств. посты в рук-ве Союза композиторов, в годы войны руководил Центр. ансамблем ВМФ СССР (1942-44). М. - автор двух симфоний, первая из к-рых "Памяти Кирова" (1938) была с успехом исполнена в США (1940), опер "Великая дружба" (1947) и "Октябрь" (1961), музыки к фильмам, спектаклям, двух оперетт, мн. популярных песен, среди к-рых - "Гимн международного союза студентов", "Москва-Пекин", "Песня борцов за мир", "Партия - наш рулевой" (написана на второй день после смерти Сталина), "Россия - родина моя", "Бухенвальдский набат" (всего свыше 100).

В судьбе М. происходили драматич. события, связанные с лучшим его произв. - оперой "Великая дружба" на либретто Г. Мдивани. В образе гл. героя оперы, создававшейся 8 лет, композитор отобразил С. Орджоникидзе. Имелось решение поставить это сочинение на всех 32 оперных сценах СССР. Постановки оперы в Ленинграде (1947, Малый оперный т-р) и Москве (Большой т-р) представили публике это достаточно традиционное по муз. языку произв. с верно расставленными идеологич. акцентами и музыкой, привлекательной нац. кавказским колоритом. Сталин, побывав на премьере в Москве, не согласился с отображенной в сценарии расстановкой нац. сил, и эта опера стала поводом к печально знаменитому Постановлению 1948 г., направленному в первую очередь против Д. Д. Шостаковича и С. С. Прокофьева и начавшему кампанию травли сов. композиторов за формализм. После частичной отмены этого Постановления в 1958 М. сделал вторую редакцию "Великой дружбы".

Нар. артист СССР (1968). Лауреат Гос. премии СССР (1946, 1951).

Соч.: Из моей жизни. М., 1980.

Лит.: Вано Мурадели: Воспоминания и статьи / Сост. А. Д. Скоблионок, И. Е. Олинская. М., 1983; Персон Д. М. В. И. Мурадели: Нотобиблиогр. справ. М., 1983.

Мураново

МУРА́НОВО - усадьба в Моск. обл. В 19 в. принадлежала Л. Н. Энгельгардту. Здесь часто бывали Е. А. Баратынский (по его проекту в 1841-42 был построен дом), Д. В. Давыдов. С кон. 1840-х гг. усадьбой владел Н. В. Путята, сын к-рого был женат на дочери Ф. И. Тютчева. Усадьбу часто посещали В. Ф. Одоевский, Н. В. Гоголь, С. Т. Аксаков и др. В 1870-х гг. в М. были помещены личные вещи, книги Тютчева и фамильные портреты, усадьба стала одним из центров лит. жизни. В кон. 19 в. М. посещали И. С. Аксаков, Я. П. Полонский, А. Н. Майков и др. В 1920 здесь был открыт музей Тютчева и Баратынского.

Муратов Вал. Ив

МУРА́ТОВ Вал. Ив. (род. в 1928) - гимнаст, з. м. с. СССР (1952). Один из лучших гимнастов 50-х гг. Олимп. чемпион в команд. первенстве (1952, 1956), в вольных упр., опорных прыжках (1956). Абс. чемп. мира 1954, СССР 1953, 1956. Чемп. мира 1954, 1958 в командном первенстве, 1954 в вольных упр. и в упр. на перекладине. Неоднокр. чемп. СССР в 1950-56 в отд. видах многоборья.

Муратова Кира Георг

МУРА́ТОВА Кира Георг. (род. 1934) - кинорежиссер, сценарист, киноактриса. В 1959 окончила ВГИК (маст. С. А. Герасимова). Дипл. работа - ф. "У крутого яра" (1962, совм. с А. И. Муратовым) и ф. "Наш честный хлеб" (1965, реж. и актриса). Реж. на Одесской к/ст, на ф. А. Хамраева "Я тебя помню" была реж.-монтажером. Первый самостоят. ф. - "Короткие встречи" (1967), где М. выступила как соавтор сценария и актриса, а партнером ее стал В. С. Высоцкий. В след. картине "Долгие проводы" (1971, выпуск 1987) складывается поэтическое видение реж.: в худож. ткань ф. введены весьма индивидуальные линии поведения, обнаруживается внимание к интонации, мелким фактам, деталям обыденной жизни, к-рые выступают отнюдь не в "проходной" роли, но создают особый, неповторимый мир. Эти два и последующий ф. "Познавая белый свет" (1978, сценарий Г. Бакланова при участии М.), по собств. оценке реж., решены в эмоционально-светлом ключе, хотя в них и начинает просматриваться прихотливый "поток жизни" и насыщенный метафоризм. Следует также отметить свойственную М. творч. манеру - постоянное переключение реальности происходящего в ф. в др. измерения, своего рода амбивалентность видения. Подобный подход к киноматериалу отвечал и намечающейся тенденции в 1960-70-х гг.: открытие новой кинематографич. реальности с ее вниманием к детали и напряженным ритмом.

С ф. "Перемена участи" (1988, по рассказу С. Моэма "Записка") началось т. н. "странное" кино М. Она с блеском сочетает, казалось бы, взаимоисключающие в жизни понятия: с одной стороны, происходит максимальное погружение в неопределенность, с другой - подчеркивается стремление сделать все в ф. абсолютно реальным. После перерыва М. обратилась к экранизации повести В. Г. Короленко "Дети подземелья" (1983). Ф., повествующий о людях, выпавших из нормального быта, получил название "Среди серых камней".

Все ф. М. связаны со временем, их породившим. В этом смысле характерна своеобразная трилогия времен "перестройки": "Астенический синдром" (1989, приз "Серебряный медведь", спец. приз жюри на МКФ в Берлине, 1990, "Ника-90" за лучший игровой ф.); "Чувствительный милиционер" (1992, приз кинопрессы "За лучшую режиссерскую работу", "Кино для избранных" - спец. приз жюри на фест. "Кинотавр-92"); "Увлеченья" (1994, по повести Б. Дедюхина, М. - соавтор сценария). Интерес реж. сосредоточивается на феноменологии человеч. личности, выраженной в чудачествах и странностях человеч. природы. Представленный во всех трех ф. шокирующий материал (матерящиеся женщины, обнаженные мужчины, морг, живодерня, косноязычие гл. героев и серьезные рассуждения) не просто отражает обыденную жизнь, но и противостоит ей. Созд. в 1997, гармонично и цельно выстроенный ф. "Три истории" говорит о предельной дисгармонии и бесцельности существования.

Муромцев Сер. Анд

МУ́РОМЦЕВ Сер. Анд. (1850-1910) - теоретик права, социолог-позитивист. Учился в Моск. ун-те, где впосл. и преподавал нек-рое время. Редактировал "Юридический вестник". Еще с сер. 70-х гг. 19 в., т. е. намного раньше др. исследователей, М. настаивал на необходимости ввести в правоведение социол. методы, а право изучать как соц. явление, в связи с его взаимод. с др. частями соц. целого. Право при этом определялось как особая форма долженствования, реализуемая в серии реальных отношений и поведении людей. Обнаруживается фактич. расхождение между нормами, зафиксиров. в законе (писаное право), и фактич. правопорядком в обществ. жизни. Причины этого расхождения, его размеры, способы преодоления, участие разных соц. гр. в этом процессе - вот актуальные проблемы теоретиков права с социол. ориентацией. Идеи М. поддержали др. юристы-позитивисты: Ю. Гамбаров, Г. Шершеневич, М. Ковалевский. С нач. 20 в. подобные идеи прочно вошли в науч. практику, стали общепризн. "На Западе о М. почти не знали, в России "обстоятельства" помешали ему создать школу" (В. Кистяковский).

Соч.: Очерки общей теории гражд. права. М. 1877. Ч. 1; Социол. очерки // Рус. мысль. 1889, № 1.

Лит.: Яблочков Т. С. А. Муромцев как ученый // Юрид. записки. 1910. Вып. 7.

Мусин-Пушкин Ал. Ив

МУ́СИН-ПУ́ШКИН Ал. Ив. (1744-1817) - граф, гос. деятель, коллекционер, археограф, историк. Из старинного дворян. рода. Обер-прокурор Синода (1791-97). През. АХ (1794-99). Чл. Рос. акад. (1789). Автор ист. трудов ("Ист. иссл. о местоположении др. рос. Тмутараканского княжества", 1794 и др.). С 1775 собирал коллекцию письм. и веществ. пам. рус. истории, открыл др. список Лаврентьевской летописи, список Рус. правды, Поучение Владимира Мономаха, "Слово о полку Игореве", к-рое опубликовал под назв. "Ироическая песнь о походе на половцев удельного князя Новгорода-Северского Игоря Святославича" (М., 1800), Собр. М.-П. широко пользовались современники и в т. ч. Н. М. Карамзин, однако во время моск. пожара 1812 большая часть коллекции погибла.

Мусин-Пушкин Аполлос Аполлосович

МУ́СИН-ПУ́ШКИН Аполлос Аполлосович (1760-1805) - химик и минералог, гос. деятель, поч. чл. Петерб. АН (с 1796). Род. в Петербурге. Получил дом. образование. С 1791 - советник Горн. эксп., вице-през. Берг-коллегии (с 1796). Осн. науч. работы относятся к химии и технологии платины, палладия и хрома. Первым в России иссл. платиновые металлы и получил (1797) ряд "тройных" комплексных солей платины - хлороплатинаты магния, бария и натрия. Изучал растворимость в воде хлороплатината аммония. Получил (1797) амальгаму платины восстановлением хлороплатината аммония ртутью. Разработал (1800) новый способ получения ковкой платины прокаливанием ее амальгамы. Предложил метод отделения платины от железа. Впервые получил (1797) и описал соль металлич. ртути. Открыл (1800) хромовые квасцы, получил ряд окислов хрома. Иссл. сплавы платины с медью и серебром, сернистую платину, возглавлял (1799-1805) Закавк. эксп., изучавшую мин. богатства Кавказа и Закавказья, способствовал развитию горн. дела в этом районе. Чл. ряда АН и науч. об-в.

Мусоргский Модест Петр.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мутовка

МУТО́ВКА (сев.-рус), колотовка (юж.-рус). - палочка, вырезанная из верхушки небольшой сосны; снизу оставляют неск. (3-7) сучков, длиной не более 10 см, располож. в одной плоскости и обращенных кверху. М. используют для размешивания теста в квашне, для сбивания масла в горшке. Известна мифологема о сбивании мира, творении земли, как сбивании масла. Во мн. р-нах России М. наз. небольшую примитивную мельницу. Здесь прослеживается отождествление маслобойки и мельницы через сопоставление пахтанья молочного моря с размолом зерна и получением муки.

Мухамедов Ирек Джавдатович

МУХАМЕ́ДОВ Ирек Джавдатович (род. 1960) - артист балета. Окончил Моск. хореогр. уч-ще в 1978 (кл. А. Прокофьева). В 1978-81 артист ансамбля "Моск. классич. балет". Среди его ролей: Пастух ("Весна священная"), Армен ("Гаянэ"), Тибальд ("Повесть о Ромео и Джульетте"). В 1981-90 солист Большого т-ра. Первый исполнитель ролей: Борис ("Золотой век"), Сирано ("Сирано де Бержерак"). Среди др. его ролей: Ферхад ("Легенда о любви"), Жан де Бриен ("Раймонда"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Базиль ("Дон Кихот"), Щелкунчик ("Щелкунчик"). Спартак ("Спартак"), Иван Грозный ("Иван Грозный"), Альберт ("Жизель"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Дезире ("Спящая красавица"), Петрушка ("Петрушка"). М. - виртуозный танцовщик героико-романтич. плана. Наиб. значит. роли в Большом т-ре исполнил в балетах Ю. Григоровича. Его танец отличается темпераментом, мужественностью, напористой энергией. С 1990 живет и работает в Великобритании. Исполнил гл. партии в спектаклях балет. труппы т-ра "Ковент-Гарден": "Принц Пагод", "Манон Леско", "Три сестры". Обладатель "Гран-при" 4-го Междунар. балет. конкурса в Москве (1981).

Мухина Вера Игн

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мухина Ел. Вяч.

МУ́ХИНА Ел. Вяч. (род. 1960) - сов. спортсменка, гимнастка, з. м. с. СССР (1978). Одна из лучших гимнасток 2-й пол. 70-х гг. Чемпионка мира 1978 в многоборье и командном первенстве. Победительница Кубка мира 1977 в упр. на брусьях и бревне. Чемп. Европы 1977 в упр. на брусьях, бревне и вольных упр. Чемп. СССР 1978 в многоборье, упр. на брусьях и командном первенстве. Накануне Моск. Олимпиады на тренировке получила серьезную травму, к-рая прервала спортивный путь талантливой гимнастки. Награждена Олимп. орденом (1981).

Мученик

МУ́ЧЕНИК - в христ-ве - пострадавший за веру во Христа до смерти. В православии и католичестве М. причислены к лику святых. Новозаветное словоупотребление показывает, что мученичество понимается как продолжение апост. служения. Первые сообщения о М. появились в двух формах: посланий поместной церкви - общины, потрясенной подвигом М., одного из своих членов, другой общине, а через нее и всем остальным и в форме, к-рая вскоре стала господствующей, - в виде протокола процесса над христианами. Повествования о М. называют Мученическими Актами. Они легли в основу позднее сложившегося особ. жанра христ. лит-ры - Житий святых.

Великомученик Никита. Фреска. Ярославль. 1673

Великомученик Никита. Фреска. Ярославль. 1673

Мушкет

МУШКЕ́Т (от исп. mosquete, франц. mousguet) - крупнокалиб. гладкоствольное дальнозарядное ружье, чаще всего с фитильным замком. Появилось в нач. 16 в. в Зап. Европе и в России. Предназначалось для поражения воинов, одетых в защитные доспехи. Калибр до 23 мм, масса ок. 9 кг, дальность стрельбы до 250 м. Использовался М. с подставкой для стрельбы, к-рая могла быть колюще-рубящим оружием. С кон. 17 в. М. заменяется кремневым ружьем. В России назв. М. сохранилось до нач. 19 в. за драгунским ружьем и кирасирским карабином. Разновидность облегченного М. для стрельбы дробью, имевшего на конце ствола раструб, называлась мушкетоном и предназначалась для вооружения кавалерии. Таким же назв. во франц. армии долгое время именовался карабин.

Мушкетов Ив. Вас.

МУШКЕ́ТОВ Ив. Вас. (1850-1902) - геолог и географ. Окончил Петерб. горный ин-т (1872). С 1877 преподавал там же (1896 - проф.). С 1882 - сотр. Геол. к-та. В 1872 обследовал Юж. Урал, где открыл три неизвестных в России минерала, в т. ч. мышьяковый колчедан. В 1874 совершил путешествие по зап. отрогам Тянь-Шаня, долине Сырдарьи и Бадамским горам, в 1875 - по сев. Тянь-Шаню, открыл ряд месторождений пол. ископаемых. В 1876 обследовал горн. округ Урал. В 1877-80 продолжал иссл. в Ср. Азии. Дал геол. и орографич. описание Ср. Азии, предложил первую науч. концепцию ее геол. строения. Показал, что Тянь-Шань и Памир-Алтай состоят из ряда складчатых дуг широтного простирания, созд. тектонич. движениями земной коры, и опроверг выводы А. Гумбольдта о совр. вулканизме Ср. Азии, о существовании Болора - гигантского хребта меридионального направления. В 1881 (совм. с Г. Д. Романовским) составил первую геол. карту Туркестана. После 1880 иссл. геол. строение и ледники Кавказа. Проводил геол. изыскания в Прикаспийской низм., на Украине и др. Изучал причины, последствия и обл. распространения землетрясения 1887 в г. Верном (ныне Алматы). По иниц. М. Геогр. об-во выделило комиссию для создания плана постоянных сейсмич. наблюдений. В теч. мн. лет был рук. Отд. физ. географии Об-ва. Удостоен серебр. медали (1877) и Константиновской медали (1880) РГО. Чл. Минералогич. об-ва в Петербурге и мн. др. науч. об-в. В честь М. назв.: хребет в горн. системе Нянь-Шань, вулкан в басс. р. Витим, два ледника на Тянь-Шане и др.

Соч.: Туркестан. СПб., 1886-1906. Т. 1-2; Физич. геология. СПб., 1888-91. Т. 1-2; Собр. соч. СПб, 1910-12. Вып. 1-2.

Мыльников Анд. Анд

МЫ́ЛЬНИКОВ Анд. Анд. (род. 1919) - живописец (станковист и монументалист), график, скульптор, педагог. Нар. худож. СССР (1976), дейст. чл. АХ СССР (1966); автор станковых жанр. и ист. картин, пейзажей, портретов, натюрмортов, монум. фресок, мозаичных панно. Для иск-ва М. хар-ны поиски и постижение красоты и гармонии мира, его диалектич. осмысление на уровне вечных проблем бытия: жизни и смерти, добра и зла и т. д., творч. восприятие шир. круга традиций мирового и отеч. иск-ва, строгая логика композиц. мышления, мастерство рисунка, эстетизация цвета. Произв.: "На мирных полях" (1949), "Лето" (1969), "Сон" (1969), "Прощание" (1975), "Испанский триптих" (1979). Преподает в Ленингр. ин-те живописи, скульптуры, архитектуры им. И. Е. Репина (с 1953).

Лит.: А. Мыльников: Альбом / Авт. вступ. ст. К. К. Сазонова. Л., 1977; Каганович А. Л. А. А. Мыльников. Л., 1980.

Мыто

МЫ́ТО, МЫТ - в шир. смысле - плата, вознаграждение (мзда). Во времена феод. раздробл. - плата за проезд и провоз товаров, собиравшаяся в определ. пунктах назначенными для этого лицами (мытниками) и поступавшая в княж. казну. Размеры М. устанавливались князьями и регулировались межкняжескими договорами. За попытку объехать эти пункты следовал штраф - промытье. М. следует отличать от тамги - пошлины за продажу товаров. До времени Ивана III княж. жалованные грамоты обычно освобождали от М. церк. феодалов. Упорядочение и унификация торг. сборов завершились уставом 1653, введшим единую пятипроцентную (10 денег с рубля) торг. пошлину.

Мюзикл

МЮ́ЗИКЛ (от англ. musical comedy, musical play - муз. комедия, муз. пьеса) - музыкально-театральный жанр. Зародился в 20-е гг. 20 в. на Бродвее, явился символом новой театр. эстетики и нового театр. менеджмента (в годы "великой депрессии", тотального наступления кино и радио муз. т-р вынужден был жить в условиях жесткой конкуренции). Первым образцом М. принято считать пьесу "Show Boat" (1927) Оскара Хаммерстайна и Джерома Керна по одноименному роману Эдны Ферберс, в к-рой впервые отчетливо обозначились типологич. черты жанра: единство лит-ры и музыки (стихов и пения), сценич. движения и оформления. М. как жанр впитал в себя нек-рые черты оперетты, эстрадных шоу, варьете с особым ощущением сценич. времени и темпо-ритма, броскости материала и т. п. В 1930-е гг. развитие М. связано с именами Д. Гершвина ("Тебе я пою", 1931, отмечен Пулитцеровской премией), Г. Роума ("Булавки и иголки", выдержал 1108 представлений), К. Портера, К. Вайля, Р. Роджерса и Л. Харта: "Американская милашка", 1931; "На цыпочках", 1936; "Парни из Сиракуз", 1938, либретто Дж. Эббота, хореография Дж. Баланчина, по шекспировской "Комедии ошибок". Здесь было положено начало традиции использования сюжетов "высокой" лит-ры, что особенно заметно становится в "золотой период" развития М. в 1940-50-е гг. Обращение к "чертам вечности" (А. Керр) ощутимо в М. "Оклахома!" Р. Роджерса и О. Хаммерстайна (1943, по народной пьесе), "Целуй меня, Кэт" К. Портера (1948, оригин. либретто Б. и С. Спевак по "Укрощении. строптивой" Шекспира), "Моя прекрасная леди" Ф. Лоу и А. Дж. Лернера (1956, по пьесе Б. Шоу "Пигмалион"), "Вестсайдская история" Л. Бернстайна (1957, с аллюзиями из "Ромео и Джульетты" У. Шекспира). Известны случаи адаптации в М. "высокой" музыки - Э. Грига в "Песни о Норвегии" (1943) в обработке Р. Райта и Дж. Фореста. Ими же сделана обработка музыки А. П. Бородина для М. "Кисмет" (1953, по пьесе Э. Кноблока) и И. Штрауса ("Большой вальс", 1970).

В 1960-е гг. создается ряд популярнейших М.: "Скрипач на крыше" Дж. Стайна (1964, по рассказам Шолом-Алейхема), "Хелло, Долли" Дж. Германа (1964), "Человек из Ламанчи" М. Лея и Д. Вассермана (1965, по "Дон Кихоту" Сервантеса), "Кабаре" Дж. Кэндера и Ф. Эбба (1966), "Аплодисменты" ("Все о Еве") Ч. Строуза и Л. Адамса (в сезоне 1969/70 удостоен премии "Тони" - бродвейского аналога премии "Оскар" в Голливуде; за роль в этом спектакле певица Б. Стрейзанд получила звание "лучшей актрисы десятилетия").

В отличие от европейских стран, где М. развивался под сильным влиянием американской традиции жанра, в СССР и России жанр М. в значит. степени испытал воздействие отеч. традиций - водевиля 19 в., оперетты и песни (Н. Стрельников, И. Дунаевский) и представлен именами А. Петрова ("Мы хотим танцевать"), Г. Гладкова ("Дульсинея Тобосская", "Бременские музыканты"), А. Колкера ("Овод", "Труффальдино", трилогия по Сухово-Кобылину "Свадьба Кречинского", "Дело", "Смерть Тарелкина"), М. Дунаевского "Три мушкетера"), Е. Птичкина ("Дилижанс из Руана"), А. Журбина ("Мымра", "Агент 00"), В. Дашкевича ("Белоснежка", "Пеппи Длинныйчулок"), В. Плешака ("Валенсианская вдова"), А. Сойникова ("Сирано де Бержерак") и др.

Лит.: Кудинова Т. Н. От водевиля до мюзикла. М., 1982.

Мягкий лак

МЯ́ГКИЙ ЛАК - разновидность офорта. Технология М. Л. предполагает смешивание офортного грунта с жиром, отчего он становится мягким и легко отстает; затем загрунтованная печатная форма покрывается зернистой бумагой, на к-рую наносят рис. карандашом; под давлением карандаша частицы грунта, прилипшие к бумаге, снимаются вместе с ней, и следует травление печатной формы кислотой. Гравюре, выполненной данный способом, свойственны зернистый штрих, живописность линий, что позволяет передать специфику рисунка углем или карандашом. М. Л. изобретен в 19 в., шир. применение находит в 19-20 вв. В России в этой технике работали О. Кипренский, Е. Кругликова; в Зап. Европе - К. Кольвиц (Германия) и др.

Мясин Леон. Фед

МЯ́СИН Леон. Фед. (1895-1979) - артист балета, балетмейстер. Окончил Моск. театр. уч-ще в 1912 (кл. А. Горского) и был принят в Большой т-р. В 1914-20, 1924-28 артист и балетмейстер "Рус. балета Дягилева". Среди его ролей: Иосиф ("Легенда об Иосифе"), Петрушка ("Петрушка"), а также партии характерного плана в собственных постановках: "Ночное солнце" (1915, на муз. И. Римского-Корсакова), "Парад" (1917, Э. Сати), "Проказницы" (1917, Д. Скарлатти), "Волшебная лавка" (1919, Д. Россини), "Треуголка" (1919, М. де Фалья), "Пульчинелла" (1920, И. Стравинский), "Стальной скок" (1927, С. Прокофьев), "Ода" (1928, И. Набоков). В дальнейшем ставит балеты в труппе И. Рубинштейн (1929, "Давид" А. Соге, "Альцина" Ж. Орика, "Амфион" А. Онеггера), "Рус. балете Монте-Карло" (1933, "Судьба" на муз. 5-й симф. П. Чайковского, "Прекрасный Дунай" И. Штрауса, "Хореартиум" на муз. 4-й симф. И. Брамса; 1936, "Фантастич. симфония" Г. Берлиоза; 1938, "Седьмая симфония" Л. Бетховена). В 1939-44 работает в США и Мексике, с 1947 преим. в Европе (Милан, Лондон). Для более чем 70 балетов М. хар-но редкое жанр. разнообразие: от сочных, почти фолькл. спектаклей и хореогр. комедий до бессюжетных композиций. Мастерское использование богатства классич. танца и яркая театральность обеспечили репертуарность балетов М., они исполняются на сценах всего мира, за искл. отечественной.

Л. Ф. Мясин в балете «Саратога». 1941

Л. Ф. Мясин в балете «Саратога». 1941

Мясищев Вл. Мих.

МЯСИ́ЩЕВ Вл. Мих. (1902-78) - авиаконструктор. Род. в г. Ефремове Тульской обл. Окончил Моск. высш. техн. уч-ще им. Баумана (1926). С 1925 работал в Центр аэрогидродинамич. ин-те - ЦАГИ у А. Н. Туполева. Принимал участие в создании самолетов ТБ-1, ТБ-3, ТБ-4. В 1939 был арестован и направлен в "шарашку". Там под его руководством был построен дальний высотный бомбардировщик "102", имевший прекрасные хар-ки, но по ряду причин в серию не пущенный. В 1942 М. был освобожден и назначен гл. конструктором авиазавода, где занимался модификациями Пе-2. В послевоен. годы стал зав. кафедрой в Моск. авиац. ин-те. В 1951 было воссоздано Открытое констр. бюро М. по иниц. марш. К. А. Вершинина для создания реакт. бомбардировщиков с массой более 200 т. В рез. работы КБ были созданы самолеты "201М" и "103М". В 1961 создан сверхзвуковой самолет-ракетоносец М-50, к-рый не пошел в серию по причинам полит. характера. С 1960 по 1967 М. был руководителем ЦАГИ.

Мясковский Ник. Як

МЯСКО́ВСКИЙ Ник. Як. (1881-1950) - композитор, педагог, муз. критик, обществ. деятель. Учился в Военно-инж. уч-ще (1899-1902). В 1914-16 - офицер саперных войск. Окончил Петерб. конс. как композитор по классу А. К. Лядова (1911). Среди консерваторских друзей М. - С. С. Прокофьев, дружба с к-рым продолжалась до конца жизни, и Б. В. Асафьев. После окончания конс. работал в ж. "Музыка" (Москва), в 20-е гг. - в ж. "К новым берегам", "Современная музыка" и др. С 1918 жил и работал в Москве, с 1921 - проф. Моск. конс., среди учеников - Д. Б. Кабалевский, З. А. Левина, А. Л. Локшин, А. В. Мосолов, А. И. Хачатурян и др.

Как композитор, основное внимание М. уделял симф. музыке. В 27 симфониях и др. сочинениях для оркестра М. продолжает классич. традиции рус. симфонизма, воплощает в музыке актуальные события современности, как в 4-й симфонии, отражающей события войны (1917), и в 16-й, связанной с темой авиации (1936). Он часто передает события прошлого, как в 8-й симфонии, первонач. замысел к-рой определен образом Степана Разина (1925), широко используя народно-песенный материал, цитируя изв. песни ("Карманьола", "Ĉa ira") в 6-й симфонии (1923). В произв. М. стремится к демократизации муз. форм, доступности симфонич. концепций, одновременно раскрывая новые оркестровые возможности, как в 19-й симфонии, написанной для духового оркестра (1939), а также преобразовывая симфонич. цикл, как в 21-й симфонии (1940). Последняя симфония М. (1949) - своеобразный итог 40-летней работы в симф. жанре.

Среди др. произв. выделяются струнные квартеты (всего 13 произв.). Мастерство М. проявляется в отчетливом владении крупной инструмент. формой, сочетающей собственный материал с народно-песенными интонациями. Лучшие произв. - квартеты 5-й (1939), 9-й (1943), 13-й (1949). К интересным камерным произв. относятся также сонаты для скрипки и фп., виолончели и фп. Наследие М. включает также сонаты и небольшие пьесы для фп., концерты, хоровые произв., романсы и др. сочинения. Нар. артист СССР (1946). Д-р иск-ведения (1940).

Лит.: Ливанова Т. Н. Н. Я. Мясковский: Творч. путь. М., 1953; Н. Я. Мясковский: Собр. материалов: В 2 т. / Ред., сост. и примеч. С. Шлифштейна. М., 1964; Ламм О. П. Страницы творч. биографии Мясковского. М., 1989.

Мясников Ген. Ал

МЯСНИКО́В Ген. Ал. (1919-89) - худож. кино. В 1943 закончил ВГИК. В студенч. годы работал худож.-декоратором в ф. "Иван Грозный". Б-во ф. выполнены в содруж. с худож. М. Богдановым. Их первый ф. "Каменный цветок" (1946) стал важным вкладом в освоение цвета. Работал преим. в крупномасштабных постановочных ф. с большим кол-вом съемочных объектов - "Мичурин" (1948), "Пржевальский" (1951), "Герои Шипки" (совм. с болг. худож. Г. Поповым, 1954), "Первый эшелон" (1955), "Коммунист" (1957), "Хождение за три моря" (совм. с инд. худож. Ачхрекаром, 1958) и др. М. и Богданов разрешили сложнейшие худож. и произв. задачи в ф. реж. С. Бондарчука "Война и мир" (4 сер., 1966-67). Подступом к прозе Л. Толстого и его эпохе стали для М. ф. "Казаки" (1961) и "Гусарская баллада" (1962). В ф. "Война и мир" М. вел объекты, связанные с линией Болконских и образом "света". Худож. соединил тщательность графич. разработки с уникальным для сов. кино размахом стр-ва декорац. комплексов, изобретательно использовал комбинир. съемки, трансформирующиеся декорации и пр. С 1943 преподавал во ВГИКе. Автор многочисл. ст. и кн. о работе худож. в кино.

Среди ф.: "Цветы запоздалые" (1969), "Посланники вечности" (1970), "Последняя жертва" (1975), "Странная женщина" (1977) и др.

Соч.: Художник кинофильма. М., 1963; Пластич. образ фильма. М., 1985.

Лит.: Тарасова-Красина Т. Ген. Мясников. М., 1986.

Мясоедов Григ. Григ

МЯСОЕ́ДОВ Григ. Григ. (1834-1911) - живописец-жанрист. Род. в с. Пенково Тульской губ., в семье мелкопомест. дворянина. Начал заниматься рисованием в г-зии Орла под рук. И. А. Волкова. Учился в АХ (1853 (?) - 62) у А. Г. Маркова и Т. А. Неффа. Уже в ранний период обратился к бытовому жанру, использовал сюжеты из крест. жизни, опираясь на тв-во В. А. Тропинина и А. Г. Венецианова ("Урок пряжи", 1859). В 1862 получил зол. медаль за картину "Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе". В 1863-68 - пенсионер АХ в Германии, Италии, Франции. Работал над портретами, созданием самобытных нар. типов ("Испанец", этюд, 1866), много занимался проблемами светотени, хар-ром солнечного освещения. В 1870 стал одним из организаторов Т-ва передвижных худож. выставок. Осн. темой тв-ва М. стала тяжелая судьба рус. крест-ва ("Земство обедает", 1872). В 80-е гг. одновременно с тематич. картинами создал ряд лирич. пейзажей ("Скалы над морем", 1886), а также произв., посв. крест. труду ("Косцы", 1887; "Сеятель", 1888). Портреты М. преим. носят характер жанр. сцены ("Портрет И. И. Шишкина", 1891). Обращался также к ист. темам ("Самосжигатели", 1884). По идейной сущности, трактовке образов и худож. языку произв. М. характерны для движения передвижников. М. утверждает принципы реалистич. школы живописи.

Лит.: Собко Н. Г. Мясоедов: По поводу 35-летия худож. деятельности. СПб., 1895; Рогинская Ф. Григ. Григ. Мясоедов, 1835-1911. М.; Л., 1948; Масалина Н. Мясоедов. М., 1964; Шувалова И. Н. Мясоедов. Л., 1971; Г. Г. Мясоедов: Письма, документы, воспоминания. М., 1972.

Г. Г. Мясоедов. Земство обедает. 1872

Г. Г. Мясоедов. Земство обедает. 1872

Мясопустная неделя

МЯСОПУ́СТНАЯ НЕДЕ́ЛЯ ("пестрая") - последняя неделя перед Масленицей, после Всеядной недели. Назв. объясняется тем, что в ней дни скоромные чередуются с постными (среда, пятница), т. е. узаконена "пестрота". Поск. слово "пестрый" в рус. яз. нередко означает "ненадежный", "неоднородный", "пестрая" неделя считается не вполне счастливым временем, особ. для вступающих в брак, - обычно избегали свататься и устраивать свадьбы: "На "пестрой" жениться - голь да беда"; "На "пестрой" жениться - с бедой породниться"; "Оттого и баба пестра, что на "пестрой" замуж шла".

Мятлев Ив. Петр.

МЯ́ТЛЕВ Ив. Петр. (1796-1844) - поэт. Из старинной дворян. семьи. Получил дом. образование. Пяти лет был зачислен в Коллегию иностр. дел, с 1813 - корнет Белорус. гусарского полка, участник загран. походов. В 1821-36 - чиновник Мин-ва финансов; дейст. статский советник, камергер (1830). Поэт. деят-ность начал в 1820-е гг., приобрел известность юморист. стихотв., куплетами, импровизациями, стихами "на случай". В 1834 и 1835 издал сб. стихов., включавшие элегии ("Розы": "Как хороши, как свежи были розы...", 1835 и др.), пародии ("Артамоныч", 1831; "Фантастич. высказка", 1833), романсы и т. д. Лит. слава М. связана, гл. обр., с сатир. поэмой "Сенсации и замечания г-жи Курдюковой за границею, дан л’этранже" (1840-44, 3 ч.), написанной макаронич. стихом. Автор поэмы "Тарантелла" (1844), ряда стих., вошедших в песен. репертуар ("Фонарики", 1841 и др.).

Предыдущая страница Следующая страница