Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Мухина Вера Игн

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Мухина Вера Игн

МУ́ХИНА Вера Игн. (1889-53) - скульптор (станковист и монументалист), рисовальщик, успешно работала в обл. декор.-прикл. иск-ва, театр. костюма, педагог; Нар. худож. СССР (1943), дейст. чл. АХ СССР (1947); училась в студиях К. Ф. Юона, И. И. Машкова (1909-12), в Париже у Э. А. Бурделя (1912-14); член Об-ва рус. скульпторов - ОПС (1926). Автор многочисл. острохарактерных портретов, символич. и аллегорич. скульпт. композиций, пам. деятелям отеч. культуры, произв. декор.-прикл. иск-ва (вазы, мелкая пластика), театр. костюмов. В ранний период тв-ва испытывает влияние кубизма, определившее на всю жизнь отношение к конструктивности формы. В русле этого направления выполнены проекты пам. монум. пропаганды ("Пламя революции", 1922-23 и др.). В ряде станковых произв. 1920-х гг. решает специфически важные для скульптора задачи: передача движения (его динамика, сопротивление масс объема пространству и т. д.), ощущение плотности объемов, ритм их сложных ракурсов и т. д. ("Юлия", 1922; "Ветер", 1926; "Горе", 1927 и др.). Полнокровность жизненных образов, их чувств. начало сближают тв-во М. с тв-м Бурделя, Ш. Деспио и свидетельствуют о реалистич. устремлениях автора. 1930-е гг. - активный и плодотворный период тв-ва М. Участие в многочисл. конкурсах способствует развитию дарования М. как монументалиста. М. борется против бездумного украшательства, за "синтетич. содружество архитектуры, скульптуры и живописи", одновр. сама М. испытывает влияние тоталитарного об-ва, не все созданные работы худож. равнозначны, мн. творчески интересные замыслы остаются неосуществл. ("Плодородие", 1934; "Земля", "Море" - обе 1938 и мн. др.). Шир. известная скульпт. гр. "Рабочий и колхозница", украсившая Сов. павильон на междунар. выставке в Париже (арх. Б. Иофан, 1937), отражает концепцию представлений об идеальной социалистич. государственности, свидетельствует об успешном решении проблем синтеза иск-в. В послевоен. период М. реализует исполненный И. Д. Шадром проект пам. А. М. Горькому (совм. с Н. Г. Зеленской, З. Г. Ивановой, арх. З. М. Розенфельд, 1951, Москва), работает над пам. П. И. Чайковскому (арх. А. А. Заварзин, 1954, Москва), оформляет выставки, театр. спектакли и т. д. На протяж. всей жизни успешно работает в портретном жанре, создает духовно-содержательные, психологич. острые, композиционно разнообр. портреты деят. к-ры и науки. На раннем этапе заметно стремление к осмыслению классич. традиций (портрет А. А. Замкова, 1918), позднее - усиление индивид. хар-к (портреты С. А. Котлярского, 1929; С. С. Юдина, 1940 и др.), акцентирование важных сущностно-моральных черт нар., нац. характеров (портреты С. А. Замкова, 1934; Б. А. Юсупова, 1942; Н. Н. Бурденко, 1942-43; академика А. Н. Крылова, 1945 и мн. др.). Умело использовала традиц. мат-лы: мрамор, бронзу; много экспериментировала в поисках новых (алюминий, стекло), выявляя их декор. возможности. Широко и многообразно графич. наследие М. (в том числе совместно с А. А. Экстер и др. работы над театр. костюмами). Преподавала в Моск. высш. худож.-пром. уч-ще (1926-27) и ВХУТЕИНе (1926-30).

Лит.: В. И. Мухина: Худож. и лит.-критич. наследие: В 3 т. М., 1959-60; Воронов Н. В. Вера Мухина. М., 1989.

В. И. Мухина. Эскиз костюма к спектаклю «Ужин злых шуток». 1916

В. И. Мухина. Эскиз костюма к спектаклю «Ужин злых шуток». 1916

В начало словаря