Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "М" (часть 11, "МОР"-"МУЗ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 11, "МОР"-"МУЗ")

Морской корпус

МОРСКО́Й КО́РПУС - одно из старейших воен.-уч. заведений России, учрежд. в 1752 на осн. петерб. Мор. академии и моск. Навигацкой школы (1701). На протяжении своей истории М. К. сменил неск. наименований: Мор. шляхетный кадетский корпус (1752-62), М. К. (1762-1867, 1906-15), Мор. уч-ще (1867-91, 1915-18), Мор. кадетский корпус (1891-1906). До 1771 М. К. размещался в Пб. на Васильевском о-ве, после пожара в здании был переведен в Кронштадт, в 1792 - в Ораниенбаум. В 1796 М. К. был возвращен в Пб., в 1918 расформирован, а на его осн. созданы Курсы подготовки ком. состава РККФ, в 1919 преобразованные в Уч-ще ком. состава флота, а в 1922 - в Воен.-мор. уч-ще (с 1926 - присвоено имя М. В. Фрунзе).

Лит.: Веселаго Ф. Ф. Очерк истории Мор. кадетского корпуса с прилож. списка воспитанников за 100 лет. СПб., 1852.

Мортира

МОРТИ́РА (от голл. mortier - ступа) - короткоствольное арт. орудие для навесной стрельбы. Как тип появились на Руси в 16 в. Стрельба из них велась на углах возвышения 50-75°, что обусловило небольшую длину ствола, как правило, 2-4 калибра. Дальность стрельбы из М. регулировалась не столько изменением углов возвышения, сколько величиной заряда. По назначению М. были осадные и крепостные - для стрельбы по оборонит. сооруж., полевые - для стрельбы по войскам в укрытиях, береговые - для стрельбы по палубам кораблей. Во время рус.-тур. войны 1877-78 применялись и кораб. М. для навесной стрельбы по небронир. палубам тур. броненосцев. В 1-ю мир. войну почти все воюющие страны имели на вооружении М., в т. ч. и Россия. В межвоен. период роль М. уменьшается в связи с развитием фортификац. иск-ва, на вооружение принимается 280-мм М. Бр-5 образца 1939, разработ. на сталингр. з-де "Баррикады" под рук. конструктора И. И. Иванова.

Морфема

МОРФЕ́МА - миним., т. е. не делимая на части, значимая часть слова, или общее определение: миним. двусторонняя единица яз. М. является ключевым понятием морфологии и относится к числу осн. универс. лингвист. понятий. Слова и формы слов отличаются друг от друга как по звучанию, так и по значению. Это и служит основанием для членения слов на М. Если мы, напр., сравним глаг. формы перечитыва-ю, перечитыва-ешь, перечитыва-ет, то все они, обозначая одно и то же действие, имеют разные значения лица -ю, -ешь, -ет - М., обозначающие соотв. 1-е, 2-е и 3-е лица (ед. ч. наст. вр.). Далее, форму пере-читываю можно сравнить с формами пере-писываю, пере-считываю. Все эти формы обозначают разные действия, но обладающие одним общим свойством: они совершаются повторно. Вполне естественно сделать вывод, что пере- М., выражающая знач. повторного действия. М. м. б. представлена рядом вариантов: алломорфов или алломорфем. Варьирование затрагивает либо звук. облик М. (напр., брод-ить, брож-у), либо ее значение. Варьирование второго рода - в таких случаях, как пере-читываю и пере-страиваю. М. пере- обозначают повторное действие, но во втором примере она, кроме того, указывает, что действие во второй раз совершается иначе, чем в первый. Существует неск. классификаций М. Важнейшим является деление М. на корни и некорни (аффиксы). Корневые М. обычно выражают лекс. значение, к-рое объединяет все формы одного слова (напр., корневая М. книг-, к-рая повторяется во всех формах слова книга: книг-а, книг-и, книг-е и т. д.). Без корневой М. слов не бывает. По той роли, к-рую аффиксальные М. выполняют в структурно-семант. орг-ции слов и их форм, они делятся на деривационные, или словообразоват., и реляционные, или словоизменит. Деривац. М., присоединяясь к корневой М., образует новое слово с б. сложным лексич. значением (дом + ик - домик). Реляц. М. образуют формы одного и того же слова (перечитыва-ю, перечитыва-ешь, перечитыва-ет). Корневые и реляц. М. противопоставляются деривац. М. как обязательные необязательным. Аффиксальные М. можно классифицировать по их линейной позиции относит. корня. Префиксы занимают позицию перед корнем (пона-строить), постфиксы - после корня (нагн-и-сь). Инфиксы вставляются внутрь корня, т. е. разрывают его (лат. fi-n-do - раскалываю, -n-инфикс наст. вр.). Циркумфисы состоят из двух частей, которые примыкают к корню с двух сторон (нем. ge-schrieb-en - написанный, ge..en - циркумфикс, являющ. показателем причастия). Трансфиксы разрывают корень и одновр. сами разрываются корнем (араб. к-и-т-а-б-ун - книга, к-у-т-у-б-ун - книги, трансфикс и...а служит показателем ед. ч., а трансфикс у...у служит показателем множ. ч.). Среди аффиксальных морфем различаются моносемичные и полисемичные. В словоформе перечит-ыва-ешь префикс пере- (обозначает повторное действие) и постфикс -ыва- (показатель несов. вида) являются моносем., а постфикс -ешь полисем. М., т. к. одноврем. выражает значения 2-го лица, ед. ч. и наст. вр. В рус. лингв. традиции полисем. М., к-рые обычно занимают последнюю позицию в словоформе, принято наз. окончаниями.

Лит.: Морфема и проблемы типологии. М., 1991.

Морфология

МОРФОЛО́ГИЯ (от греч. μορφή - форма и λόγοζ - слово, учение) - раздел яз.-знания, рассматривающий слово с т. зр. его грамматич. свойств. Изучаемые в М. свойства слова в первую очередь определяются наличием у него - помимо лексич. значения - системы сопутствующих грамматич. значений, св-ных целым классам слов и выражаемых типизированными формальными средствами - грамматич. формами. Грамматич. значения характеризуются высокой степенью обобщенности и обязательностью выражения в соотв. классах слов; так, имена сущ. в рус. яз. могут употребляться только в определ. форме числа и падежа. Грамматич. формы образуют замкнутые противопоставленные друг другу ряды с однородным значением, называемые морфологич. (грамматич.) категориями: морфологич. категория числа объединяет формы ед. и множ. числа, а категория времени - формы наст., прош. и буд. времени. Различают два осн. типа морфологич. категорий: словоизменительные и классифицирующие. Словоизменит. категории представлены формами одного и того же слова; таковы категории числа, падежа, времени, наклонения, лица. Способность слова выступать в разных формах и наличие одних и тех же форм у разных слов создает основу для членения слова на миним. значимые компоненты, наз. морфемами. Классифицир. категории выражаются в противопоставлении не отд. форм слова, а слов в целом, в совокупности их форм, и служат основанием для отнесения слова к определ. разряду. В рус. языке такой категорией является род в именах сущ., поскольку сущ. (в отл. от прилагат.) по родам не изменяются. В соотв. с присущими словам и словоформам грамматич. св-ми они распределяются по разл. классам. Самыми крупными среди них являются части речи. Внутри частей речи выделяются лексико-грамматич. разряды - группировки слов, обладающих таким общим семантич. признаком, к-рый влияет на способность слова выражать те или иные грамматич. значения. Так, относит. прилагательные, в отл. от качественных, не образуют форм сравнит. степени и кратких форм, а глаголы, относящиеся к разряду безличных, не изменяются по лицам (ср. Светает; Меня знобит). По способу образования грамматич. форм слова делятся на формальные разряды - типы склонения или спряжения. Наконец, общность состава морфологич. категорий, присущих словам и формам слова, служит основой для их разбиения на морфологич. разряды, не совпадающие с классификацией по частям речи: наличие категорий рода, числа и падежа объединяет полные прилагат. и причастия, а краткие прилагат. и причастия, изменяющ. только по числам и родам, попадают в один морфологич. разряд с формами прош. времени и сослагат. накл. глагола.

Лит.: Смирницкий А. И. Лексическое и грамматич. в слове // Вопр. грамматич. строя. М., 1955; Зализняк А. А. Рус. именное словоизменение. М., 1967; Бондаренко А. В. Теория морфологич. категорий. Л., 1976; Булыгина Т. В. Грамматич. и семантич. категории и их связи // Аспекты семантич. иссл. М., 1980; Рус. грамматика. М., 1980. Т. 1.

Мосин Сер. Ив

МО́СИН Сер. Ив. (1849-1902) - конструктор винтовки обр. 1891. Род. в с. Рамонь, ныне Воронежской обл., в семье управляющего имением. В 1861 поступил по протекции хозяйки отца (т. к. не был дворянином) в кадетский корпус, преобразованный вскоре в воен. г-зию. После окончания в 1867 поступил в Александровское воен. уч-ще в Москве, откуда был переведен в Михайловское арт. уч-ще в СПб. В 1872 зачислен в Михайловскую арт. академию. После ее окончания почти 20 лет работал на Тульском оружейном з-де нач. инструм. мастерской. В 1882 занялся конструкт. деят-ностью - переделал винтовку Бердано № 2 в магазинную. Затем конструирует неск. типов магазинов, и, наконец, венцом его конструкт. деят-ности становится знам. рус. трехлинейка обр. 1891. В 1894 назначен нач. Сестрорецкого оружейного з-да, где и работал до последних дней жизни.

"Москва"

"МОСКВА́" - лит.-худож. и обществ.-полит. ж. Издается с 1957 в Москве. Ред. ж. являлись Н. Атаров, Е. Поповкин, М. Алексеев, с 1990 - В. Крупин. В ж. печатались ром., пов. и рассказы Е. Мальцева, Л. Никулина, К. Паустовского, В. Шукшина, М. Шолохова, В. Маканина, Ю. Казакова, Ю. Либединского, стихи Д. Самойлова, Е. Евтушенко, Н. Заболоцкого, М. Светлова, Н. Асеева, Б. Ручьева, Б. Слуцкого, пьесы А. Софронова и др. Значительным событием лит. жизни была публикация на страницах "М." ром. М. Булгакова "Мастер и Маргарита" (1966, № 11; 1967, № 2). Необычными в условиях сов. действительности были также перепечатка девяти стихотв. О. Мандельштама (1964, № 8), публикация глав из "Соляного амбара" Б. Пильняка (1965, № 5). В конце 80-х гг. ж. напечатал ист. труд Н. Карамзина "История гос-ва Российского", что позволило значительно повысить тираж изд. В настоящее время в "М." сотрудничают авторы, печатающиеся также в жж. "Наш современник" и "Молодая гвардия": В. Белов, В. Распутин, В. Кожинов, А. Гулыга, М. Лобанов, В. Солоухин, И. Шафаревич, М. Лемешев, А. Проханов, Ф. Углов и др. Раздел "Из истории рус. мысли" знакомит читателя с произв. В. Розанова, Н. Бердяева и др. религ. философов. Особое внимание "М." уделяет религ.-церк. тематике. В ж. существует отд. "Домашняя церковь". По сравнению с 60-ми гг. в ж. помещается меньше материалов, посв. сегодняшней жизни Москвы.

-----------------------------------

"МОСКВА́" - ж. лит-ры и иск-ва, издавался в Москве с 1918 по 1922 (№ 1-7), ред. С. Абрамов. Наиб. значит. был отд. поэзии, где печатались стихи Вяч. Иванова, В. Брюсова, К. Бальмонта, М. Кузмина, Н. Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама, С. Есенина, Р. Ивнева, Н. Тихонова и др. Проза была представлена рассказами А. Ремизова, Б. Зайцева, М. Пришвина, В. Катаева, Н. Никитина, А. Соболя, В. Лидина. В критич. отд. преобладали работы иск-ведческого хар-ра (А. Эфрос, К. Муратова, Э. Голлербах, Я. Тугендхольд, Д. Выготский). Ж. постоянно уделял внимание графич. иск-ву. В "М." сотрудничали худож. Д. Митрохин, В. Фаворский, С. Чехонин, А. Остроумова-Лебедева и др. "М." в новых условиях стремилась продолжать традиции "мирискуснического" худож. иллюстр. ж.

Москва

Статья большая, находится на отдельной странице.

Москвин Анд. Ник

МОСКВИ́Н Анд. Ник. (1901-61) - кинооператор. С юности увлекался фотографией. Учился в Ленингр. технол. ин-те и Ленингр. ин-те путей сообщения. В кино с 1924. Был чл. ФЭКС (Ф-ки эксцентричного актера). Работал преимущ. с реж. Г. Козинцевым и Л. Траубергом. Своеобразие операт. манеры М. проявилось уже в первом снятом им ф. фэксов "Чертово колесо" (1926). М. избегал жесткой контрастности операт. рисунка, стремился наполнить кадр возд. средой, стал снимать мягкорисующей оптикой, в павильоне и на натуре широко использовал возможности разл. задымлений, динамич. святового пятна. Стремился передать "дух эпохи" в ф. "Шинель" (1926), "С. В. Д." (1927), "Новый Вавилон" (1929). М. - истинный оператор актерского кино. Разработал систему освещения актера, требующего от того не позирования перед объектом, а создания психол. образа. Мастер "светского грима". В 30-е гг. операторская манера М. стала строже и сдержаннее. В трилогии о Максиме ("Юность Максима", 1935, "Возвращение Максима", 1937, "Выборгская сторона", 1939) операт. средствами способствовал показу становления личности, передаче лиризма питерской раб. окраины. Снимал павильонные сцены в "Иване Грозном" (1-2 сер., 1944-45, реж. С. Эйзенштейн). Важной заслугой М. была съемка цветного эпизода этого ф. Работу по освоению цвета М. продолжил в ф. "Овод" (1955, реж. А. Файнциммер), "Дон Кихот" (1957, совм. с А. Дудко, реж. Г. Козинцев) и др., где раскрывал возможности сдержанной цв. гаммы, соотношения света и цвета.

Среди ф.: "Одна" (1931), "Пирогов" (1947), "Дама с собачкой" (1960, совм. с Д. Месхиевым).

Лит.: Кинооператор Андрей Москвин. Л., 1971.

Москвин Ив. Мих.

МОСКВИ́Н Ив. Мих. (1874-1946) - актер. В 1893 поступил в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва, в драм. класс Вл. И. Немировича-Данченко. После окончания год провел в Ярославле, где сыграл множество разноплановых ролей, в сезоне 1897-98 служил в т-ре Корша, где сыграл Загорецкого ("Горе от ума" А. Грибоедова), Бобчинского ("Ревизор" Н. Гоголя). Со дня основания - в труппе МХТ. В спектакле "Царь Федор Иоаннович", к-рым открывался МХТ, блестяще сыграл заглавную роль. М. уделял большое внимание внешнему рисунку роли, пластич. и реч. выразительности. Бытовая конкретность, точность социальных хар-к в тв-ве М. сочетались с широтой обобщений. Особенно близки М. были произв. рус. писателей, ему удалось глубоко и психологически достоверно воплотить на сцене рус. нац. характер. В работах М. наиб. полно выразилась взаимосвязь творч. метода МХТ с традициями рус. т-ра. М. участвовал как реж. в постановках спектаклей МХАТа "Синяя птица" М. Метерлинка, "Ревизор", "Месяц в деревне" И. Тургенева, "Смерть Пазухина" М. Салтыкова-Щедрина, "Три толстяка" Ю. Олеши. Выступал как чтец, снимался в кино. С 1943 был дир. МХАТа. Среди лучших ролей: Лука ("На дне" М. Горького), Епиходов ("Вишневый сад" А. Чехова), Снегирев ("Братья Карамазовы" по Ф. Достоевскому), Протасов ("Живой труп" Л. Толстого), Фома Опискин ("Село Степанчиково" по Достоевскому), Хлынов ("Горячее сердце" А. Островского), Ноздрев ("Мертвые души" по Гоголю) и др.

И. М. Москвин (справа) и В. И. Качалов. 1938

И. М. Москвин (справа) и В. И. Качалов. 1938

Москвитин Ив. Юр.

МОСКВИ́ТИН Ив. Юр. (17 в.) - землепроходец, томский казак, первооткрыватель Охотского м. В 1636 в составе отряда атамана Д. Копылова отправился из Томска на р. Лену. Отсюда с частью отряда двинулся далее на В. Перевалил через хребет Джугджур, спустился по р. Улье и в 1639 достиг Охотского м., где провел два года, исследуя побережье и разыскивая лежбища моржей. Составил первую "Роспись", содерж. сведения о реках, нас. и х-ве Охотского края, а также первое рус. упоминание об Амуре. В 1641 отряд возвратился в Якутск, где М. (совместно с казаком Колобовым) составил отчет о путешествии. Именем М. назван мыс на сев. побережье Охотского м.

"Москвитянин"

"МОСКВИТЯ́НИН" - ежемес. ж., выходивший в Москве с 1841 по 1856 с небольшим перерывом. Издавался М. П. Погодиным. В 1840-е гг. "М." - защитник и пропагандист идеологии "офиц. народности", пользуется покровительством мин. нар. просвещения С. С. Уварова. Гл. сотр. "М." в то время, кроме издателя, были С. П. Шевырев (зав. лит.-крит. отделом), Ф. Н. Глинка, И. И. Давыдов, М. А. Дмитриев, уровень беллетр. отд. "М." был тогда в целом невысок, хотя в нем публиковались нек-рые произв. Н. В. Гоголя ("Рим", 1842) и др. крупных писателей. Особое место в ж. занимал отд. для публикации ист. материалов и источников, впервые появившийся в "толстом" ж. и сыгравший немалую роль в развитии ист. иссл. В "М." печатались, несмотря на свои расхождения с Погодиным, славянофилы. В 1845 три номера "М." подготовил И. В. Киреевский. В 1850 к рук-ву "М." приходит т. н. "молодая редакция", первонач. ядро к-рой составляли А. Н. Островский, Т. И. Филипов, Е. Н. Эндельсон, к ней примыкали Б. Н. Алмазов, А. А. Григорьев (особенно отчетливо выразивший новое направление) и др. Представляя новый этап в развитии славянофильства и в целом разделяя его мировоззрение, "молодая редакция" "М." осуждающе относилась к догматизму и тенденциозности лит. критики и худож. творчества ранних славянофилов (К. С. Аксакова, А. С. Хомякова и др.), ценя иск-во как таковое и считая его идеалом спокойное, объект. изображение действительности. Образцовым худож. критики "молодой редакции" считали творчество Островского (ст. Б. Н. Алмазова, А. А. Григорьева, Т. И. Филипова). В ж. публиковались произв. П. И. Мельникова (Андрея Печерского), Островского, А. Ф. Писемского и др. К сер. 1850-х гг. "молодая редакция" постепенно распалась и ж. прекратил свое существование.

Московка

МОСКО́ВКА - моск. денга, серебр. монета, чеканившаяся в Москве. В 15 - нач. 16 в. была равна половине "новгородки" (новгородской денги), по реформе 1534 составила половину копейки; вес М. - 0,34 г. 200 М. составляли рубль, 20 - гривну, 6 - алтын. Моск. денга равна двум полушкам. По изображению всадника с саблей М. называлась "денга сабельная" или "сабельница".

Московская консерватория

Статья большая, находится на отдельной странице.

Московская филармония

Статья большая, находится на отдельной странице.

Московская школа древнерусского искусства

МОСКО́ВСКАЯ ШКО́ЛА ДРЕВНЕРУ́ССКОГО ИСКУ́ССТВА - сложилась в связи с усилением Моск. княжества и ролью Москвы как объединяющего центра (с 20-30-х гг. 14 в.). Первые памятники: Успенский собор (1327) и Архангельский собор (1333) в Моск. Кремле (не сохр.), белокам. стены и башни Кремля 1367 (не сохр.). Стилистически М. Ш. Д. И. складывалась в кон. 14 - нач. 15 в. на основе традиций владимиро-суздальской архитектуры 12 в.: тип 4-столпного белокам. Храма с повышенными подпружными арками и ярусами кокошников, резным декор. поясом по фасаду (Успения на Городке храм в Звенигороде, 1399; Рождеств. собор Саввино-Сторожевского мон., 1405, в 10 км от Звенигорода, теперь черта города; Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, 1412 или 1427; Спасский собор Андроникова мон., 1420 - до 1427). Щелевидные окна, перспективные порталы, декор. пояс по фасаду (орнаментально-плоскостной, в отл. от аркатурного пояса во влад.-сузд. зодчестве), сам тип храма - свидетельства развития традиций домонг. поры, прежде всего влад.-сузд., продолжавших, в свою очередь, традиции Киевской Руси. Система подпружных арок и кокошников восходит, скорее, к традициям черниговской и смоленской архитектуры домонг. поры. В живописи М. Ш. Д. И. в сер. 14 в. еще сильны архаич. традиции (Житийная икона Николы сер. 14 в., икона Бориса и Глеба - обе из Коломны). Сдержанный, лаконичный язык, подлинная эпичность свойственны М. Ш. Д. И. и позже ("Сошествие во ад", кон. 14 - нач. 15 в., из Коломны). Др. направление исходит от великокняж. двора и окружения митр. Феогнота. Это наследие Византии, усиленное в 30-40-х гг. 14 в. связями с константинопольскими мастерами "палеологовского ренессанса" (роспись совм. с греч. мастерами Архангельского собора и Спаса на Бору - не сохр.; икона "Спас Ярое Око", сер. 14 в. - Успенский собор Кремля). Расцвет М. Ш. Д. И. - с 80-х гг. 14 в. (после Куликовской битвы) связан с именами Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного. В кон. 15 в. формируется рус. централиз. гос-во, Москва становится его центром. Рус. зодчие вместе с итал. перестраивают Моск. Кремль. Школа Андрея Рублева имела огромное влияние на всю живопись 15 и даже 16 в., на прикл. иск-во (напр., оклады икон, шитье), но с кон. 15 в. правомерно говорить уже не о М. Ш. Д. И., а об иск-ве рус. гос-ва в целом.

Лит.: История рус. иск-ва. М., 1955. Т. 3; Лазарев В. Н. Феофан Грек и его школа. М., 1961; Миева Н. Е. Иск-во Московской Руси: 2-я пол. 15-17 вв. М., 1965; Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966; Его же. Др.-рус. худож. культура Москвы и прилежащих к ней княжеств 14-16 вв. М., 1970.

Икона Рождество Богоматери. Нач. 16 в. Московская школа

Икона Рождество Богоматери. Нач. 16 в. Московская школа

"Московские живописцы"

"МОСКО́ВСКИЕ ЖИВОПИ́СЦЫ" (1924-26) - объединение сформировалось из бывших чл. "Бубнового валета", ставило целью создать "действит. синтез соврем. содержания и соврем. реальной формы": И. Э. Грабарь, А. В. Куприн, П. П. Кончаловский, Б. П. Королев, А. В. Лентулов, П. П. Машков, А. А. Осмеркин и мн. др. В 1926 "М. Ж." в полном составе вошли в АХРР - Ассоциацию художников рев. России, в 1927 большая часть покинула АХРР и учредила ОМХ - Об-во моск. художников.

Лит.: Борьба за реализм в изобр. иск-ве 1920-х гг. М., 1962; Советское иск-во 20-30-х гг.: Каталог врем. выст. / Авт. вступ. ст. Е. Ф. Ковтун. Л., 1988.

"Московские церковные ведомости"

"МОСКО́ВСКИЕ ЦЕРКО́ВНЫЕ ВЕ́ДОМОСТИ" (1869-1918) - газета, изд. "Об-вом любителей дух. просвещения" в Москве. Выходила раз в неделю, объемом 1,5-2 печ. л. До 1880 носила назв. "Моск. епархиальные ведомости". С мая по дек. 1917 была закрыта, вместо нее выходил "Моск. церк. голос". "М. Ц. В." были ориентированы гл. обр. на духовенство. В них публиковались слова, речи и поучения высш. иерархов церкви, ст., касающиеся проблем церк.-обществ. жизни, а также рефераты, читанные и обсуждаемые на очередных собраниях Об-ва. Кроме того, они содержали ст. по церк. истории, материалы по вопр. пастырской практики, сведения о благотворит. и уч.-воспит. учреждениях Моск. епархии, хронику моск. церк. жизни, обозрения дух. период. изд. и лит-ры. В офиц. отд. "М. Ц. В." помещались Высочайшие повеления, указы Св. Синода, распоряжения моск. епархиальных властей, отчеты местных епархиальных учреждений и т. п. Газ. имела "Приложения", в к-рых публ. протоколы Об-ва, а также мат-лы по церк. истории и ст. на обществ.-полит. темы.

"Московский вестник"

"МОСКО́ВСКИЙ ВЕ́СТНИК" - двухнедельный журнал. Выходил в Москве (1827-30). Ред.-изд. М. П. Погодин. Основан гр. "любомудров" при ближайшем участии А. С. Пушкина. Ориентировался на узкий круг высококультурных читателей, пропагандировал идеи нем. романтич. эстетики, выступил оппонентом изд. Ф. В. Булгарина и Н. И. Греча, а также Н. А. Полевого. Публиковал произв. Пушкина, Д. В. Веневитинова, С. П. Шевырева, И. В. Киреевского, А. С. Хомякова, Е. А. Баратынского, Н. М. Языкова и др. Здесь же печатались пер. нем. авторов.

"Московский журнал"

"МОСКО́ВСКИЙ ЖУРНА́Л" - ежемес. ж., издавался в Москве Н. И. Карамзиным в 1791-92. Каждый номер делился на 5 отд.: ориг. рус. соч. в стихах и прозе; пер.; критико-библ. разд.; театр.-критич. разд.; смесь. По существу, третий, четвертый и пятый отд. узакониваются в рус. журналистике именно "М. Ж." (до этого встречались нерегулярно). Разнообразие мат-ла, постоянные рубрики, чувство современности и общее направление, в свете к-рого происходил отбор мат-лов, делают "М. Ж." изданием нового типа, предвосхищающим ж. 19 в. "М. Ж." активно развивал принципы сентиментализма. В нем печатались произв. Г. Р. Державина, И. И. Дмитриева, Ю. А. Нелединского-Мелецкого, М. М. Хераскова. Однако основу ж. составляли произв. и пер. Карамзина. "М. Ж." пользовался большим успехом, был переиздан в 1801-03.

"Московский классический балет"

"МОСКО́ВСКИЙ КЛАССИ́ЧЕСКИЙ БАЛЕ́Т" - основан в 1966 как Хореогр. концертный ансамбль СССР "Молодой балет". Создатель коллектива и его первый худ. рук. И. Моисеев (затем рук. была И. Тихомирова). Репертуар составляли концерт. номера в постановке К. Голейзовского, А. Мессерера, О. Виноградова и др. (первая программа показана в 1968). С 1971 коллектив стал называться Концертный ансамбль СССР "Классич. балет" и его возглавил Ю. Жданов. Среди солистов были: Н. Осипян, А. Игнатова, Н. Данилова, Н. Ставро, О. Павлова, Д. Брянцев, Б. Надточий, Ю. Гумба, В. Емец, В. Касацкий. В репертуаре фр-ты из классич. балетов и хореогр. миниатюры в постановке Жданова, Г. Майорова, И. Чернышева, Е. Елизарьева, М. Мурдмаа и др. С 1977 дир. и худож. рук. ансамбля стал В. Василев, а гл. балетмейстером Н. Касаткина. С 1978 ансамбль называется "Моск. классич. балет". Основу репертуара составляют спектакли Касаткиной и Василева, принесшие коллективу известность, а также концертн. программы с миниатюрами Голейзовского и фр-тами из старинных балетов. Ведущим танцовщиком труппы становится С. Исаев. В 1980 фр. хореограф П. Лакот возобновляет в ансамбле старинный балет "Натали, или Швейцарская молочница" в постановке Ф. Тальони. В 1982 в репертуаре появляется "Вечер фр. хореографии", состоящий из произведений Р. Пети, М. Бежара, П. Лакота, в 1988 "Арлезианка" (балетм. Пети), в 1989 балеты "Эль Гуихе" и "Бахиана" в постановке А. Алонсо. В 1986 ансамбль преобразован в Моск. гос. т-р балета, худож. рук. Касаткина и Василев. С кон. 1980-х гг. коллектив стал обращаться к классич. спектаклям. В его репертуар впервые целиком вошли "Лебединое озеро", "Дон Кихот", "Жизель". Среди ведущих солистов театра В. Тимашева, Т. Палий, А. Сердюк, Л. Васильева, В. Цой, А. Горбацевич, В. Малахов, В. Трофимчук, И. Галимуллин. В т-ре ставит также балетмейстер С. Воскресенская.

"Московский наблюдатель"

"МОСКО́ВСКИЙ НАБЛЮДА́ТЕЛЬ" - двухнедельный "ж. энциклопедический". Выходил в Москве (1835-39). Создан в складчину гр. пайщиков - бывших "любомудров" и близких им литераторов (Е. А. Баратынский, И. В. Киреевский, Н. Ф. Павлов, М. П. Погодин, А. С. Хомяков и др.) для противодействия "торговому" направлению ("Б-ка для чтения" и пр.) в рус. журналистике. Вместе с тем выступил и оппонентом "Телескопа". В 1835-37 ред. В. П. Андросов, лит. частью руководил С. П. Шевырев. Помимо соиздателей сотрудничали А. Ф. Вельтман, Ю. И. Венелин, гр. Е. П. Ростопчина и др. В отд. пер. представлены произв. А. де Виньи, Э. Т. А. Гофмана, Ж. Санд, П. Шафарика и др. В 1838 ж. приобрел типограф Н. С. Степанов. Неофиц. ред. стал В. Г. Белинский, привлекший к участию членов кружка Н. В. Станкевича.

Московский театр драмы и комедии на таганке

МОСКО́ВСКИЙ ТЕА́ТР ДРА́МЫ И КОМЕ́ДИИ НА ТАГА́НКЕ - открыт 23 апр. 1964. В труппу вошли выпускники актер. курса Ю. П. Любимова в Театр. уч-ще им. Б. В. Щукина и молодые актеры моск. т-ров. Ранее в этом помещении работал т-р, осн. в 1946.

Гл. реж. т-ра стал Ю. П. Любимов. Репертуар в первые годы состоял, в основном, из поэтич. представлений - нового для сов. т-ра жанра. Первым сп. т-ра стал "Добрый человек из Сезуана" Б. Брехта, получивший признание как выпускной сп. студенч. курса. Ведущими актерами т-ра стали З. А. Славина, А. С. Девидова, М. В. Полицеймако, В. С. Золотухин, Н. Н. Губенко, В. С. Высоцкий, Б. А. Хмельницкий и др. Однако режиссерская позиция Любимова заключалась в том, что главенствующая роль в т-ре принадлежит постановщику, исполнитель должен выполнять его волю.

Т-р приобрел огромную популярность в стране. В теч. многих лет он был самым "кассовым" из всех театр. коллективов. Любимов превратил свою сцену в трибуну, с к-рой в годы "застоя" звучали близкие зрителю слова. Открытая конфронтационная позиция т-ра по отношению к властям вызывала у парт. и гос. чиновников негатив. реакцию. Спектакли т-ра выходили к зрителю с большими трудностями, а их постановщик подвергался пост. травле. В 1982 Любимов, находившийся в Лондоне, был лишен сов. гражданства. В 1984-87 гл. режиссером т-ра был А. В. Эфрос, к-рому не удалось установить взаимопонимания с труппой, что привело к его тяжелой болезни и преждеврем. смерти. В 1987-89 т-р возглавлял Губенко, по приглашению к-рого в 1988 приехал в Москву и начал работать над спектаклями Любимов. Сложные внутритеатр. отношения привели в нач. 1990-х гг. к расколу в труппе, созданию т-ра "Содружество актеров Таганки" во главе с Губенко, занявшего новую сцену т-ра. Оставшиеся верными своему учителю актеры (Золотухин, Полицеймако и др.) сохранили ядро т-ра на Старой сцене. После 1995 труппа пополнилась молодыми актерами, и поставленный перед 80-летием Любимова в 1997 сп. "Карамазовы" свидетельствует о преодолении т-ром творч. кризиса.

"Московский телеграф"

"МОСКО́ВСКИЙ ТЕЛЕГРА́Ф" - двухнедельный лит. и научный ж. Издавался в Москве (1825-34) Н. А. Полевым. Был ориентирован на шир. читателя, имел энциклопедич. хар-р. Яркий выразитель романтич. тенденций. Возник как единый орган дворян. и разночинной оппозиции (в состав редак. кружка первонач. входили Е. А. Баратынский, В. Ф. Одоевский, С. А. Соболевский, С. Д. Полторацкий, К. А. Полевой, ведущую роль играл П. А. Вяземский). В 1828 выступил выразителем интересов рос. "среднего класса", борцом за бурж.-демокр. прогресс. На рубеже 1820-30-х гг. вел полемику с писателями пушкинского круга. Имел репутацию радикального изд., закрыт по распоряжению Николая I вследствие публикации негативного отзыва о драме Н. В. Кукольника "Рука Всевышнего Отечество спасла". В разные годы в "М. Т." сотрудничали Баратынский, А. А. Бестужев-Марлинский, А. Ф. Вельтман, В. А. Жуковский, И. А. Крылов, А. С. Пушкин и др.; облик ж. определяли многочисл. публикации самого издателя. В отд. пер. представлены соч. О. де Бальзака, А. де Виньи, В. Гюго, Э. Т. А. Гофмана, В. Ирвинга и др. В 1830-31 выходило сатирич. прибавление "Новый живописец общества и лит-ры", в 1832 - "Камер-обскура книг и людей".

Московский художественный академический театр

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Московское барокко"

"МОСКО́ВСКОЕ БАРО́ККО" - назв. стилевого напр. в др.-рус. архитектуре посл. четв. 17 - нач. 18 в., наз. также нарышкинским от фамилии бояр Нарышкиных, по заказу к-рых строились мн. многоярусные церкви. Это назв. условно, т. к. не только Нарышкины были заказчиками подобных храмов. Назв. "рус. барокко", к-рое встречается применит. к этому стилю, также неверно, ибо вносит неясность в использование термина "рус. барокко", относящегося б. к рус. архитектуре сер. 18 в. Наиб. верным является термин "М. Б.", ибо нарышк. стиль более всего связан географически с Москвой и ее окрестностями. Церкви "М. Б.": Покрова в Филях, 1690-93; Троицы в с. Троице-Лыково, 1698-1704, обе теперь в черте Москвы; Успенский собор в Рязани, 1693-99, арх. Я. Г. Бухвостов; из светских построек: Сухарева башня, 1692-95, арх. М. И. Чоглоков. Для церквей этого типа хар-ны симметричность в композиции, упорядоченность белокам. декора по отн. к кирпичным массам "тулова" здания, использование эл-тов ордера - первый шаг от ср.-век. безордерности к ордерной архитектуре нов. времени.

Московское хореографическое училище

МОСКО́ВСКОЕ ХОРЕОГРАФИ́ЧЕСКОЕ УЧИ́ЛИЩЕ - ведет начало от балет. классов в Воспитат. доме (1773, педагог Ф. Бекари). С 1806 танцам стали обучать в Моск. театр. уч-ще (МТУ), наряду с др. специальностями. Среди педагогов были А. Глушковский, Ф. Гюллень-Сор, И. Аблец. В МТУ воспитаны такие мастера балета Большого т-ра, как И. Лобанов, Е. Санковская, П. Лебедева, Л. Рославлева, А. Джури, Е. Гельцер. На рубеже 19-20 вв. хореогр. классы вели А. Горский, В. Тихомиров. МТУ славилось своими одареннейшими выпускниками (В. Карали, В. Кригер, С. Федорова, М. Мордкин), однако постоянной проблемой была невысокая профес. выучка кордебалета. В 1920 МТУ было временно передано Большому т-ру, среди выпускников 1920-х гг. Н. Тарасов, А. Мессерер, М. Габович - будущие педагоги и методисты классич. танца. В 1931 уч-ще становится техникумом (МХТ), в 1937 снова уч-щем (МХУ). В 1930-е гг. в моск. школу пришла целая плеяда ленингр. педагогов - В. Семенов, Е. Гердт, М. Кожухова, А. Монахов, П. Гусев, позже Р. Захаров и Л. Лавровский. МХУ стало готовить артистов балета для т-ров всей страны, а затем и для стран Вост. Европы. Такие его воспитанники, как О. Лепешинская, Г. Стручкова, М. Плисецкая, Е. Максимова, Н. Бессмертнова, В. Васильев, М. Лавровский и мн. др., стали гордостью не только отеч., но и мирового балета. С 1961 уч-ще носит звание академического.

Московское хореографическое училице. Худ.. Л. Корсаков. 1972

Московское хореографическое училице. Худ.. Л. Корсаков. 1972

Мост

МОСТ - в рус. фольклоре связан с представлениями об опасной переправе героя в "чужой", вражд. мир и решающей схватке с противником (мотив в сказке "Бой на Калиновом мосту"). Мотив мощения М. в песнях - метафора установления брачных, любовных связей через преодоление препятствий. В описании М. может заключаться также временная символика: загадка "Мостите М. на семь верст, на М. куст, на кусту цвет на весь белый свет" означает будни, воскресные дни и Пасху.

Мотыльки

МОТЫЛЬКИ́ - См. Колокольчики.

Мочалов Пав. Степ

МОЧА́ЛОВ Пав. Степ. (1800-48) - драм. актер. К сценич. выступлениям готовился под рук. отца - С. Мочалова. Дебютировал на моск. сцене в 1817 ролью Полиника в пьесе В. Озерова "Эдип в Афинах". Занял ведущее положение в трагич. репертуаре благодаря стихийному темпераменту, эмоциональности, простоте. М. создавал образы романтич. героев, бунтарей-одиночек, людей порывистых и страстных. При глубине вдохновенности мн. сценич. созданий его игра часто отличалась неровностью, грубоватостью, неслаженностью. Успех пришел к М. в сер. 1830-х гг., когда личностная тема актера приобрела обществ. звучание. Именно тогда противостояние двух крупнейших рус. трагиков - М. и В. Каратыгиных - несло в себе не только эстетич. смысл, но и мировоззр. содержание. Уступая Каратыгину в искусности и внеш. эффектности, М. покорял зрителей глубиной переживаний и мощью порывов. Среди обширного репертуара актера можно выделить роли в пер. и переделках шекспир. трагедий (Ромео, Отелло, Ричард III, Лир, с необыкновенным успехом - Гамлет), в пьесах Ф. Шиллера (Фердинанд и Миллер - "Коварство и любовь", Карл и Франк - "Разбойники", Мортимер - "Мария Стюарт", Дон Карлос - в одноим. пьесе), в заруб. и отеч. мелодраме (Мейнау - "Ненависть к людям и раскаяние" А. Коцебу, Жорж Мориц - "Графиня Клара д’Обервиль" О. Анисе-Буржуа и А.-Ф. Деннери, Жорж Жермани - "Тридцать лет, или Жизнь игрока" В. Дюканжа и Дино, Нино - "Уголино" Н. Полевого) и комедии (Радугин - "Пустодумы" А. Шаховского, Чацкий - "Горе от ума" А. Грибоедова). Отсутствие школы привело к исчерпанности таланта актера, в рез. чего в 1846 он был вынужден покинуть Малый т-р и завершил выступления на провинц. подмостках.

Мочульский Конст. Вас.

МОЧУ́ЛЬСКИЙ Конст. Вас. (1892-1948) - лит-вед, богослов, деятель религ. возрождения в среде рус. эмиграции. Род. в Одессе, окончил в 1914 Петерб. ун-т, преподавал в нем с 1916 по 1920. В 1920 эмигрировал. Преподавал в Софии (1920-22), в Сорбонне (1924-44) и в Богословском ин-те (1937-47) в Париже. В лит-ведческих работах исследовал преим. дух. аспекты тв-ва рус. писателей 19-20 вв. Наиб. известен своей фундамент. монографией о Ф. М. Достоевском. Рук. Рус. студенч. христ. движения (РСХД) и об-ва "Православное дело". Умер во Франции.

Соч.: Духовный путь Гоголя. Париж, 1934; Владимир Соловьев. Жизнь и учение. Париж, 1936; Великие рус. писатели 19 в. Париж, 1939; Федор Достоевский. Париж, 1942; Александр Блок. Париж, 1948; Андрей Белый. Париж, 1955; Валерий Брюсов. Париж, 1962.

Мощи

МО́ЩИ - 1) Останки почитаемых христ. церковью святых, чаще всего костные, независимо от их физич. сохранности. Церковное почитание М., занимающее важное место в жизни приверженцев православия и католичества (протестантизм его отвергает), строится на тех же богословских аргументах, что и почитание икон.

Начало почитания М., восходящее к эпохе гонений на христиан, первонач., видимо, было связано с заботой об останках мучеников, подвергавшихся иногда намеренному уничтожению (сохр. сведения сер. 2 в.). Сохранение М. мученика становилось знаком его реального пребывание в церк. общине. Поэтому и чудесное "обретение" М. святого воспринималось как появление заступника, посланного Богом данной общине. Развитию культа М. способствовал обычай торжеств. их перенесения (зафиксированный с сер. 4 в.), при к-ром монастырь или город обретал своего патрона и покровителя. Он приобрел особую значимость в связи с древним обычаем строить храмы на М. святых, утвержденным в качестве закона постановлением 7-го Вселенского собора (787). Позднее частицы М. стали вкладывать в престол, а в рус. традиции - зашивать в антиминс, без к-рого невозможно совершение литургии.

Почитание М. связано с приписываемым им даром чудотворения, сохраняющимся в них после смерти святого. В силу этого храмы и монастыри, сохраняющие М. особо почитаемых святых, становятся преимуществ. местами паломничества. С другой стороны, М. носят в крестных ходах, возлагая на больных и предоставляя возможность поклонения им возможно большему числу верующих. Продолжением этой практики является "путешествие" М. по городам и странам. Так, хранящиеся на Афоне (Греция) М. св. Пантелеймона уже дважды (в 1996 и 2000) посетили Россию и сопред. страны.

Укоренившийся в рус. народном сознании предрассудок - представлять М. каждого святого в виде нетленного тела - был использован сов. властью для зримого доказательства атеистического тезиса о намеренной фальсификации М. с целью "обмана трудящихся".

В последние годы в России вторично обретены и торжеств. возвращены в места прежнего хранения М. свв. Александра Невского, Серафима Саровского, Иоасафа Белгородского, Сергия и Германа Валаамских и др., считавшиеся уничтоженными в сов. период. В процессе канонизации рос. новомучеников открываются и их М. (в случае сохранности).

2) "Мощи усопшего" - тело каждого православного христианина.

Лит.: Мечев А., прот. О мощах угодников Божиих // Журнал Московской патриархии. 1993. № 12; Рогозянский А. Б. Страсти по мощам: Из истории гонений на останки святых в советское время. СПб., 1998.

Ковчег с мощами святого благоверного князя Даниила Московского

Ковчег с мощами святого благоверного князя Даниила Московского

Мравинский Евг. Ал-др.

МРАВИ́НСКИЙ Евг. Ал-др. (1903-88) - дирижер. С 1921 работал пианистом-концертмейстером в Ленингр. хореогр. уч-ще. В 1931 окончил Ленингр. конс. по композиции (класс В. В. Щербачева) и дирижированию (класс А. В. Гаука) После дебюта в качестве дирижера в балете "Спящая красавица" работал в Ленингр. т-ре оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинском), где участвовал в постановках балетов "Лебединое озеро", "Щелкунчик", а также дирижировал на премьерах балетов Б. В. Асафьева "Бахчисарайский фонтан" и "Утраченные иллюзии". В 1938 М. завоевал 1-ю премию на Первом Всесоюз. конкурсе дирижеров, после чего был назначен гл. дирижером Симфонич. оркестра Ленингр. филармонии, впоследствии - Засл. коллектива Республики. Был первым исполнителем 5, 6, 8 (посвящена М.), 9, 10, 12, 15-й симфоний Д. Д. Шостаковича, его же "Песни о лесах", а также 6-й симфонии С. С. Прокофьева и др. значит. произв. сов. композиторов, заложив тем самым традицию их исполнения. В репертуаре М. были многочисл. произв. мировой классики, в том числе симфонич. произв. П. И. Чайковского, и ряд произв. классич. и современной музыки. В основе дирижерского иск-ва М. лежала скрупулезная длит. репетиционная работа с оркестром. Серьезнейшим отношением к исполняемой музыке, глубокой сосредоточенностью и волей М. полностью овладевал вниманием оркестра. М. - один из немногих дирижеров, к-рые никогда не выступали с чужими оркестрами. Высокая интеллектуальность воспроизведения замысла автора, логич. убедительность интерпретаций поставили М. и его оркестр на одно из первых мест в мире. Нар. артист СССР (1954). Герой соц. труда (1973). Лауреат Ленинской премии (1961), Гос. премии (1946).

Лит.: Фомин В. С. Евгений Александрович Мравинский. М., 1983.

Мраморный дворец

МРА́МОРНЫЙ ДВОРЕ́Ц - арх. и ист. пам. Построен в царствование Екатерины II для ее фаворита графа Г. Орлова арх. А. Ринальди. В теч. 100 лет это был единств. дом в Пб., облицов. мрамором. Дворец служил для размещения знатных особ. В нем жил под стражей пленный рыцарь Т. Костюшко - герой борьбы Польши за независимость, - освобожденный рыцарем Павлом I. В нем в кач. гостя Павла I жил и умер польский король С. Понятовский. С сер. 1830-х гг. М. Д. принадлежал вел. кн. ген.-адмиралу Константину Николаевичу, создателю парового воен. флота, и его потомкам. Большая часть интерьеров была переделана для него. А. Брюлловым. Среди них - ротонда в центре фасада на Неву, украш. рострами, трезубцами и головами морских коньков. Уникальны первые в России мрам. лестница и зал Ринальди - шедевры итал. классицизма. Во дворце сохранился комплекс личных покоев вел. кн. Константина Константиновича, през. АН, поэта (К. Р.), созданный в 1890-х гг. В сов. время в здании находился музей В. И. Ленина, перед ним во дворе стоял знаменитый броневик, а в музее принимали детей в октябрята. Ныне там размещаются выставки Рус. музея, а на месте броневика - конный пам. Александру III работы П. Трубецкого.

Мстёрская миниатюра

МСТЁРСКАЯ МИНИАТЮ́РА - разновидность рус. лаковой миниатюры, сложившаяся в с. Мстера (Владимирская обл.), где в нач. 1920-х гг. местные художники, издавна занимавшиеся иконописью, освоили роспись лаковых изделий. В 1923 образована артель др.-рус. живописи, с 1960 - ф-ка по произ-ву предметов прикл. иск-ва (коробки, шкатулки, ларцы). Технология М. М. заимствована у мастеров Федоскинской мин. и представляет собой живопись темперными красками на лак. изделиях, выполненных в осн. из папье-маше. Для М. М. характерны обращение к традиц. мотивам рус. иск-ва, пейзажная среда, живоп. мягкость и теплота колорита, сюжетность изображений (используются гл. обр. сюжеты бытового, фолькл., ист. хар-ра). Орнамент. композиции М. М. составлены из сочетаний растений, цветов. Часто встречается мотив натюрморта. Мастера М. М. - Н. Крылов, И. Морозов, Е. Юрин и др.

Мстёрская миниатюра. Шкатулка «Лето»

Мстёрская миниатюра. Шкатулка «Лето»

Мстислав Владимирович Великий

МСТИСЛА́В ВЛАДИ́МИРОВИЧ ВЕЛИ́КИЙ (1076-1132) - вел. кн. Киевский (1125-32), старший сын Владимира Мономаха. В 1088-1117 княжил в Новгороде, Ростове и Смоленске. В 1117-25 - соправитель отца на киевском престоле и князь Белгородский. М. В. В. принимал участие в Любечском, Витичевском и Долобском съездах русских князей. В 1093, 1107 и 1111 участвовал в походах на половцев, а в 1129, будучи уже вел. кн., организовал поход, в результате к-рого половцы были отогнаны за Дон и Волгу. Самостоятельно организовывал в правление отца, а затем продолжал и в собственное правление походы на чудь (1111, 1113, 1116, 1130). Победоносно закончились походы, укрепившие Киевское княжество, в Полоцкую землю (1127 и 1129) и в Литву (1131).

Мстиславец Петр Тим

МСТИСЛА́ВЕЦ Петр Тим. (16 в.) - типограф. По нек-рым данным род. в белорус. г. Мстиславле. Первое время работал совм. с первопечатником Ив. Федоровым, напечатав с ним в Москве "Апостол" (1564) и два изд. "Часовника" (1565). После переезда в Литву Федоров и М. основали типографию в Заблудове, в к-рой напечатали "Учительное Евангелие" (1568-69). После этого они разошлись, и началась самостоят., независимая от Федорова работа М. Переехав в Вильно в 1570, М. встретил там поддержку со стороны богатых и просвещ. правосл. Горожан - Мамоничей, к-рые помогли ему организовать типографию. В ней были напечатаны "Четвероевангелие" (1575) и "Псалтирь" (1576). Они были изданы форматом в лист и напечатаны красивым кр. шрифтом (10 строк - 127 мм), нигде ранее не употреблявшимся и впоследствии послужившим образцом для мн. напрестольных Евангелий. В обоих изд. кроме орнамента имеются гравюры иллюстративного значения: в Евангелии - четырех евангелистов, в Псалтири - царя Давида. Несмотря на мн. достоинства печатной техники М., она имела и заметный недостаток - постоянное слияние слов. В типографии Мамоничей М. издал также недатир. "Часовник". В 1576 М. разорвал отношения с Мамоничами, и по приговору гор. суда в Вильне книги, напечатанные им, были переданы Мамоничам, а типогр. оборудование оставлено М. По нек-рым свед., М. увез свое типогр. имущество из Вильны в Острог, большая часть его мат-ла обнаруживается в двух острожских изд. - "Кн. о постничестве" (1596) и "Часослове" (1602).

Лит.: Сидоров А. А. Древне-рус. книжная гравюра. М., 1951; Зернова А. С. Первопечатник П. Т. Мстиславец // Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1964. Сб. 9; Анушкин А. На заре книгопечатания в Литве. Вильнюс, 1970.

Муж

МУЖ - супруг. В др.-рус. языке обозначало мужчину вообще, но также присутствовало и значение "супруг". Это совпадение объясняется тем, что по существу только женатый мужчина, т. е. чей-то муж, являлся полноценным взрослым мужчиной, мужиком. Др.-рус. "муж" обозначает не только все существа муж. пола или всех взрослых мужчин, но и в б. узком смысле - свободных мужчин, т. е. не рабов, и даже знатных мужчин. Здесь мы видим то же соотношение соц. и "возрастного" старшинства, что и в термине "князь"; ср. также ассоциации (в том числе и воен.) слов, производных от муж (напр., мужество, ср. этимологич. фигуру "мужайтесь мужи" у Мандельштама), сопоставимые с "дружиной" и "военной" темами в свадебном обряде. Направление развития значений (семантич. переходов) весьма важно в этой сфере лексики, если для слова "жена" направление не вполне ясно (ввиду неясности этимологии), то "муж" в значении "супруг", конечно, вторично и образовано от слова со значением "человек" или "мужчина" (эти значения совпадают во мн. яз). Ср., напр., употребление (с притяж. местоим.) слов мужик, баба - мой мужик, моя (его) баба в значении "муж", "жена", ср. и слова "господин", "госпожа" в этом значении (напр., в нем. Frau - "жена").

Т. о., муж, мужчина, мужик - это прежде всего взрослый, полноправный человек, в отл. от мальчика, парня и, с др. стороны, старика, деда. Именно в это полноценное и полноправное состояние его "переводит" свадебный (переходный) обряд. Ср. также жена. В совр. лит. языке "муж" (не в значении "супруг") имеет высокую стилевую окраску, выступает как поэтизм.

Мужик

МУЖИ́К - просторечное, дерев. наименование взрослого (обычно женатого) мужчины или любого человека муж. пола. В лит. яз. употребляется (во всяком случае употреблялось до рев-ции и опред. слоями - после нее) в знач. "дерев. М., простолюдин" (иногда, но не всегда с импликацией грубости, неотесанности - ср. мужлан, слово, специфицировавшееся в этом значении).

Музееведение

МУЗЕЕВЕ́ДЕНИЕ - дисциплина, разрабатывающая теорию и методику музейной деят-ности, а также изучающая происхождение, историю и функции музеев. Осн. аспекты М. - комплектование коллекций музеев, атрибуция произв. иск-ва и иных объектов музейного хранения, отбор экспонатов для пост. или врем. показа, определение оптимального режима хранения экспонатов, разработка принципов документирования коллекций, определение тематики экспозиций и т. д. Совр. представления о М. складываются в Европе в 18-19 вв., когда мн. дворцовые коллекции произв. иск-ва преобразуются в общедоступные нац. музеи. В наст. время координация музейной деятельности в мир. масштабе осуществляется Междунар. Советом Музеев, функционирующим при ЮНЕСКО.

Предыдущая страница Следующая страница