Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Московский художественный академический театр

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Московский художественный академический театр

МОСКО́ВСКИЙ ХУДО́ЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИ́ЧЕСКИЙ ТЕА́ТР - создан в 1898 К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. В 1902 начал работать в новом помещении. Основу труппы составили выпускники драм. отделения уч-ща Моск. Филармонич. об-ва, ученики Немировича-Данченко (О. Л. Книппер, И. М. Москвин, В. Э. Мейерхольд, М. Л. Роксанова и др.) и участники любит. Об-ва иск-ва и лит-ры, руководимого Станиславским (М. П. Лилина, М. Ф. Андреева, В. В. Лужский, А. Р. Артем). Позднее в труппу влились В. И. Качалов, Л. М. Леонидов и др. Творч. программа т-ра была разработана Станиславским и Немировичем-Данченко. Т-р изначально ориентировался на шир. круг зрителей, д. б. быть "общедоступным". Осн. внимание уделялось ансамблю, единству исполнения, содержательности репертуара. Первый спектакль "Царь Федор Иоаннович" по А. К. Толстому сразу вывел т-р на заметное место.

Фактически становление т-ра связано с обращением к драматургии А. П. Чехова: "Чайка" (1898), "Дядя Ваня" (1899), "Три сестры" (1901), "Вишневый сад" (1904). МХТ сумел найти адекватную сценич. форму новаторским произв. Чехова, созвучность современности, мыслям и чувствам интеллигенции. В этот период сформировался новый тип актера, оформились принципы режиссуры, новые средства худож. выразительности.

Большое значение в истории МХТ сыграли пьесы М. Горького - "Мещане", "На дне" (1902), "Дети солнца" (1905), оказавшие влияние на обществ. сознание.

После рев-ции 1905-07 т-р переживает недолгое увлечение символизмом, не принесшее существ. успеха.

В 1910 Немирович-Данченко обращается к инсценировке "Братьев Карамазовых". Значит. событием стала и постановка "Живого трупа".

В 1906-17 Станиславский ведет эксперим. работу по созданию системы актер. творчества. В это время в репертуаре преобладают классич. произв. - И. С. Тургенев, Ж. Б. Мольер, К. Гольдони, Ф. М. Достоевский. К работе в т-ре привлекаются молодые реж. силы.

В 1920 МХТ был включен в число академических.

После 1917 МХТ подвергается резким нападкам со стороны "левых", продолжая отстаивать реалистич. метод, к-рый в это время оформился в науч. теорию.

Станиславский и Немирович-Данченко вели пед. работу, создавая студии при т-ре. Труппа т-ра пополнялась воспитанниками студий. Возникло т. н. "второе поколение" МХАТ: А. К. Тарасова, О. Н. Андровская, А. П. Зуева, Н. П. Баталов, Н. П. Хмелев, Б. Н. Ливанов, В. Я. Станицын, А. Н. Грибоедов, М. М. Яншин и др.

В 1926 состоялась премьера "Дней Турбиных" по М. А. Булгакову, ставшая этапной в жизни т-ра. В кон. 20-х гг. т-р стал активно сотрудничать с совр. драматургами - К. А. Треневым, Л. М. Леоновым, В. П. Катаевым и др. Значит. событием становится постановка классич. пьес: "Горячее сердце", "Безумный день, или Женитьба Фигаро" - зрелищные, ярко театральные спектакли.

В 1940 Немирович-Данченко возвращается к "Трем сестрам". Его простой, поэтичный, стилистически безупречный спектакль стал одной из вершин в творчестве МХАТ.

После смерти основоположников МХАТ переживал трудный период. Его "канонизация" пагубно сказалась на возможности творч. поисков, т-р оказался заложником собств. прошлого. Несмотря на отд. удачи, прежде всего актерские, т-р утратил свое значение, терял профессионализм.

В 1972 по решению старейшин т-ра возглавить коллектив предложили О. Н. Ефремову, ученику Школы-студии МХАТ, развивавшему его традиции в т-ре "Современник". С именем Ефремова связана новая страница в истории МХАТа. После конфликта часть актеров уходит, и т-р в 1989 разделяется на две труппы, одну из к-рых возглавляет Т. В. Доронина. За ней сохраняется имя М. Горького. Т-р под руководством Ефремова получает назв. МХАТ им. Чехова. Ефремов создает цикл чеховских спектаклей, обращается к совр. драматургии, привлекает к сотрудничеству талантливых реж., создает "звездный" ансамбль.

Московский художественный театр им. А. П. Чехова

Московский художественный театр им. А. П. Чехова

В начало словаря