Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "М" (часть 10, "МОЛ"-"МОР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 10, "МОЛ"-"МОР")

Молчальники

МОЛЧА́ЛЬНИКИ - секта, отделивш. от православия, возникла в сер. 1950-х гг. на терр. Тамбовской обл. Основательницами считаются Л. Кислякова и Н. Вирятинская. Согл. их представлениям получить спасение можно было лишь в том случае, если окончательно порвать с миром, объявить ему бойкот, превратиться в живой труп. Они призывали объединяться на основе обета молчания, полностью прекратить общение с окружающими, в т. ч. с единоверцами, не желавшими принят обет. М. отказывались работать на приусад. участке, летом собирали грибы, ягоды, хворост, зимой занимались шитьем и вязанием, вели полуголодный, нищенский образ жизни, выходили на улицу только ночью, проводили время в изнурит. постах и молитвах. С 60-х гг. секта стала распадаться.

Мольберт

МОЛЬБЕ́РТ (от нем. Malbertt) - инструмент в мастерской худож., чаще всего дерев. треножная подставка, на к-рой живописец размещает во время работы картину, рис., эскиз и т. п. Существуют разные типы М., различающиеся конструкцией и конфигурацией.

Юный живописец за мольбертом. Худ. И. Фирсов

Юный живописец за мольбертом. Худ. И. Фирсов

Момбелли Ник. Ал-др.

МОМБЕ́ЛЛИ Ник. Ал-др. (1823-1902) - литератор, обществ. деятель, петрашевец. Воспитывался в Дворян. полку, выпущен прапорщиком лейб-гвардии Моск. полка в 1842, в дек. 1847 произведен в поручики. Зимой 1846/47 устраивал у себя науч.-муз.-лит. вечера с участием до 43 чел., офицеров полка. Здесь М., в ряду др. докладчиков, выступил с обзором соч. Вольтера и франц. энциклопедистов. Эти собрания-вечера, за к-рые М. приобрел репутацию ярого "либерала", были прекращены приказом дивизионного командира, вел. кн. Александра Николаевича. Осенью 1848 М. пригласил к себе М. Петрашевский. М., первоначально высказываясь за создание об-ва "взаимной помощи", проявил себя впоследствии сторонником тайной рев. орг-ции, устав к-рой предусматривал бы "наказание смертию за измену". Лично знакомый с Т. Шевченко, М. рассчитывал на выступление укр. крестьян против крепостной неволи и царского самодержавия. "С восстанием же Малороссии зашевелился бы Дон, давно уже недовольный мерами правительства, - полагал М. - Поляки тоже воспользовались бы случаем. Следовательно, весь юг и запад России взялся бы за оружие". Эти свои ожидания М. пропагандировал не только на "пятницах" Петрашевского, но и в кружке С. Дурова. Выраженной чертой мировоззрения М. был подчеркнутый атеизм; религию петрашевец признавал "ненужною для благоденствия человечества". Приговоренный по делу петрашевцев к расстрелу, М. по конфирмации получил 15 лет каторги. 22 дек. 1849 его выводили к столбам для расстрела. Вследствие этого М. заболел, и только 12 янв. 1850 его этапировали в Тобольск и затем в Александровский з-д Нерчинска. По манифесту 26 авг. 1856 М. вышел на поселение и отправился рядовым на Кавказ. В апр. 1857 зачислен в Апшеронский пехот. полк, в нояб. 1859 произведен "за отличие" в прапорщики и зачислен чиновником особых поручений и нач. горского отдела канцелярии при командующем войсками Дагестанской обл. М. много сделал для адм. устройства горцев и пользовался их большим уважением. В об-ве М. также приобрел влияние как бывший полит. узник и человек безупречных принципов. В 1862 произведен в майоры.

Монастыри в России

Статья большая, находится на отдельной странице.

Монастырские школы

МОНАСТЫ́РСКИЕ ШКО́ЛЫ - в 6-8 вв. получают распростр. в Византии и странах Зап. Европы при муж. мон. В Др. Руси М. Ш. готовили в осн. клириков для службы в церквах. Изучалось преим. богословие, в 17 в. также греч. и лат. яз., слав. грамматика, риторика. В 18 в. на основе М. Ш. создаются духовные семинарии, муж. и жен. духовные уч-ща, в дальнейшем церк.-приходские школы.

Монахов Ал-др Мих.

МОНА́ХОВ Ал-др Мих. (1894-1945) - артист и педагог балета. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1902 (ученик Н. Легата, А. Ширяева). В 1902-30 артист Мариинского т-ра, в 1920-22 управ. балетом т-ра. Среди его ролей: Ганс ("Жизель"), Иниго ("Пахита"), Фея Карабос ("Спящая красавица"), Конрад ("Корсар"), Солист ("Арагонская охота"), Абдерахман ("Раймонда"), Ли Шанфу ("Красный мак"), а также характерные танцы в операх и балетах. Участвовал в спектаклях "Русских сезонов" (1910) и труппы А. Павловой (1911). В 1905-18 преподавал в Петрогр. театр. уч-ще характерный танец. В 1931-45 М. работает в Москве - педагог в Моск. хореогр. уч-ще, репетитор и зав. труппой балета в Большом т-ре. Там же поставил "Щелкунчика" (1932, совм. с А. Чекрыгиным) и "Жизель" (1934). М. был великолепным характерным танцовщиком. Его танец отличался строгим и четким рисунком, мужеств. лаконизмом и тонким чувством стиля, присущим петерб. школе.

Монголоведение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Монета

МОНЕ́ТА (лат. moneta) - слиток металла определ. формы, веса, пробы и достоинства, к-рый служит узакон. средством обращения. Назв. М. происходит от имени богини Юноны Монеты (наставницы), храм к-рой находился на Капитолии в Риме. Металлич. деньги, чеканившиеся на монетном дворе при храме Юноны Монеты, стали наз. в Риме, а позднее и в др. странах, М. Первые чеканенные М. появились в 7 в. до н. э. в странах Средиземноморья (Лидия, Эгина). На каждой М. имеется определ. изображение и надпись - легенда. М. имеет лиц. сторону (аверс), оборотную сторону (реверс), обрез и ребро (гурт). На Руси металлич. деньги собств. чеканки появились в кон. 10 в., а со 2-й пол. 14 в. чеканились уже систематически. До нач. 18 в. слова М. в рус. яз. не было. К концу 19 в. повсеместно единств. металлом, из к-рого чеканились гл. ден. единицы, стало золото, сменившее преобл. до того биметаллы. В наст. время все находящиеся в обращении М. имеют хар-р ден. знаков, т. е. их стоимость значит. ниже их номинальной стоимости. М. - ценный ист. источник для разностороннего изучения экономики, полит. истории народов, их матер. и дух. культуры. М. являются объектом нумизматики и коллекционирования.

Монигетти Ипполит Ант.

МОНИГЕ́ТТИ Ипполит Ант. (1819-78) - архитектор. Окончил АХ в 1839, проф. с 1858. Худож.-прикладник. Автор знам. здания Политех. музея в Москве. Работы молодого М., изображающие Италию, понравились Николаю I, поэтому уже в 29 лет он становится арх. Царскосельского придворного ведомства. В Царском Селе он построил 28 дач, из к-рых сохранились две. К сожалению, полуразрушена и лучшая работа М. в этой обл. - дача кн. З. И. Юсуповой в пышном рококо: в 1940-х гг. утрачены интерьеры, в 1995 здание горело. М. построил в Екатерининском дворце парадную лестницу в стиле Растрелли, украш. китайскими вазами, и Турецкую баню в Екатерининском парке. В СПб. М. строит великолепные дворцы для кн. Воронцовой, гр. Строгановой, анфиладу личных покоев в Юсуповском дворце. С 1860 арх. высочайшего двора, оформляет интерьеры Аничкова дворца для наследника престола. М. построил имп. дворец в Ливадии (перестр.), павильон России на Всемирной выставке 1873. Построенное М. здание Политех. музея в Москве было первым гражданским зданием рус. стиля в стране.

Монорим

МОНОРИ́М (фр. monorime, от греч. μόνοζ - один и ρύθμόζ - плавность, соразмерность) - стих., напис. на одну рифму. Широко распростр. в вост. поэзии (газель, рубаи), в европ. поэзии М. встречается крайне редко, гл. обр. в эксперим. или шуточных стихах. В рус. лит-ре М. изв. с 18 в. (А. Сумароков "Двадцать две рифмы"), обращения к нему были эпизодическими (Ю. Нелединский-Мелецкий, Н. Карамзин, А. Апухтин, Ф. Сологуб, Н. Асеев).

Моностих

МОНОСТИ́Х (греч. μονόστίχοζ - одностишие, от μόνοζ - один и στίχοζ - строка, стих) - стих. из одной строки, напис. легко узнаваемым стихотв. размером. Воспринимается как стих только на фоне развитой поэтич. традиции данного размера или в контексте поэтич. книги. Изв. со времен античности. В рус. лит-ре примеры М. единичны. М. Н. Карамзина "Покойся, милый прах, до радостного утра", в к-ром легко узнавался привычный для поэзии 18 в. 6-стопный ямб; М. В. Брюсова "О, закрой свои бледные ноги" (1894), к-рый тесно связан в культурном сознании эпохи с возникновением рус. символизма. Со 2-й пол. 1980-х гг. эту форму активно культивирует иронич. поэт В. Вишневский ("Я умираю, но об этом позже").

Монотипия

МОНОТИ́ПИЯ (от греч. μόνοζ τύποζ - один отпечаток) - графич. печатная техника (известна с 17 в.; шир. распространение с кон. 19 в.); нанесение красок на идеально выровненную поверхность печатной формы для последующего печатания на станке. Оттиск на бумаге всегда уникален. М. дает возможность передать тончайшие цветовые оттенки. Рус. мастера: Р. Барто, Е. Кругликова, А. Шевченко.

Монохромия

МОНОХРО́МИЯ (от греч. μόνοζ - один, χρῶμα - цвет) - монохромная живопись, живопись, выполненная одним цветом. Один из видов колористич. решения произв. живописи, состоящий в использовании тональных градаций одного цвета, напр. серого: монохромн. роспись (в осн. охрой) Феофана Грека в ц. Спаса Преображения в Новгороде.

Монтаж в кино

Статья большая, находится на отдельной странице.

Монумент

Статья большая, находится на отдельной странице.

Монументальная пропаганда

МОНУМЕНТА́ЛЬНАЯ ПРОПАГА́НДА - план развития монумент. иск-ва, выдвинутый В. И. Лениным. Начало М. П. определено декретом СНК от 12 апр. 1918 "О снятии пам., воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов пам. Рос. Социалистич. рев-ции" ("О памятниках республики"). 30 июня 1918 СНК утвержден список рев. и прогрес. деятелей культуры всех времен и народов (69) для создания пам. Среди первых установленных пам.: пам. А. Н. Радищеву (Москва, скульпт. Л. В. Шервуд, 1918); пам. К. Марксу (Петроград, скульпт. А. Т. Матвеев, 1918); пам. Ф. Лассалю (Петроград, скульпт. В. А. Синайский, 1918); "Пам. борцам революции" (Петроград, арх. Л. В. Руднев, 1917-18) и др. Первые пам. выполнялись из непрочного мат-ла, были разными по трактовке форм: от традиц. до откровенно формалистич., от портретных до символико-обобщенных. Их открытие было всегда актом полит. пропаганды. В 1919-20 реализация плана М. П. в связи с тяжелым мат. и воен. положением ограничивалась разработкой проектов. В 20-е гг. начали сооружать памятники из прочных мат-лов: А. И. Герцену и Н. П. Огареву (Москва, скульпт. Н. А. Андреев, 1922); "Борцам рев-ции" (Саратов, скульпт. Б. Д. Королев, 1925) и мн. др. Произв. М. П. внесли ряд идей худож., арх., градостроит. хар-ра, оказавших влияние на дальнейшее развитие худож. культуры. В процессе реализации М. П. четко определились принципы партийности иск-ва, игравшие впосл. далеко не всегда положит. роль (40-50-е гг.). Процесс снятия и закрытия царских пам. повлек за собой уничтожение или сокрытие ряда монументов высокого худож. уровня ("Колонна Славы", арх. Д. И. Гримм, 1886; Бюст Александра I, скульпт. П. Н. Забелло, 1889; пам. Александру III, скульпт. П. П. Трубецкой, 1909; пам. Петру I, скульпт. М. М. Антокольский, и др.).

Лит.: В. И. Ленин и изобр. иск-во: Документы. Письма. Воспоминания. М., 1977; Толстой В. П. У истоков советского монум. иск-ва, 1917-23. М., 1983; Утраченные пам. архитектуры Петербурга-Ленинграда: Каталог выст. / Авт.-сост. В. В. Антонов, А. В. Кобак. Л., 1988.

Монументальное искусство

МОНУМЕНТА́ЛЬНОЕ ИСКУ́ССТВО - вид пластич. иск-в, произв. к-рого характеризуются значительностью идейного содержания и обретают окончат. завершенность во взаимод. с архитектурой или окр. средой. В М. И. включаются: скульптурное, живоп., мозаичное, убранство зданий, витражи, монументы. В синтезе с архитектурой или окр. средой произв. М. И. создают ансамбль, обычно являются его важной смысловой или пластич. доминантой, способствуют его эстетич. выразительности. М. И. может обладать и самостоят. худож. ценностью. Произв. М. И. - неотъемл. часть культур Др. Египта, античности, средневековья, Возрождения, нов. и новейш. времени. В России замечат. произв. М. И. относятся ко времени Киевской Руси (ансамбль Киевской Софии и др.). Высокого уровня М. И. достигает в 17 - нач. 19 в. (зд. Адмиралтейства, СПб., арх. А. Д. Захаров; постройки К. И. Росси; пам. Минину и Пожарскому, Москва, скульпт. И. П. Мартос и мн. др.). Рубеж 19 - нач. 20 вв. характеризуется успешным развитием таких видов М. И., как мозаика и витражи, созданием ряда значит. монументов (пам. Александру III, СПб., П. П. Трубецкой и др.). После рев-ции 1917 важную роль в развитии М. И. сыграл план монум. пропаганды. В 30-50-е гг. негатив. влияние на развитие М. И. оказал тоталитаризм. Шир. распростр. получают монументы вождям рев-ции (особ. И. В. Сталину). Большое значение для послед. развития М. И. оказал опыт использования М. И. в разл. ансамблях и комплексах (выставки, дворцы культуры, метрополитен и т. д.). Крупными мастерами М. И. 30-50-х гг. были П. Д. Корин, А. А. Дейнека, В. И. Мухина и др. В 60-80-х гг. М. И. достат. широко используется как при стр-ве отд. зданий, так и создании ансамблей и комплексов (особ. мемориальных), при стр-ве новых городов (напр. г. Навои, Шевченко и др.).

Монферран Август Августович

МОНФЕРРА́Н Август Августович (Огюст Рикар де М.) (1786-1858) - арх. Род. во Франции, в Шайо. Учился в Политехн. школе у арх. Ш. Персье и П. Фонтэна. В 1816 переехал в Пб., первая постройка - дом Лобанова-Ростовского (1817-20). В 1818 имп. Александр I назначил М. гл. строителем 4-го Исаакиевского собора, строившегося 40 лет. Лучшее произв. М. - Александровская колонна на Дворцовой пл. в Пб. (1829-34). По проекту М. были построены особняки Демидова (1835-40), ставшие первыми в России произв. неоренессанса, и др. здания в СПб. и провинции. Оформил в Зимнем дворце Тронный, Фельдмаршальский, Петровский, Малахитовый и др. залы. М. поднял на прочный фундамент Царь-Колокол в Москве (1836). Последняя работа М. - проект пам. имп. Николаю I на Исаакиевской пл. Возведение пам. было завершено арх. Н. Ефимовым. Тв-во М. знаменует переход от позднего классицизма к эклектизму в рус. зодчестве. Превосх. инженер, М. впервые в СПб. применил в Исаакиевском соборе цельнометаллич. купол.

Лит.: Ротач А. Л., Чеканова О. А. Монферран. Л., 1979; Арх. Огюст Монферран, 1786-1858. М., 1987.

Арх. А. А. Монферран. Александровская колонна. Вид через арку Главного штаба

Арх. А. А. Монферран. Александровская колонна. Вид через арку Главного штаба

Моор Дм. Стахиевич

МОО́Р (Орлов) Дм. Стахиевич (1883-1946) - график, педагог, засл. деятель иск-ва РСФСР (1932). Член объединения "Октябрь". Автор газ.-журн. рисунков. Родоначальник отеч. полит. плаката. Иск-во М. пронизано патетикой рев-ции и гражд. войны - точный, выразит. рисунок, символика цвета, нередко интонации гротеска или сатиры, драматизма, даже трагизма. В газ.-журн. графике много внимания уделял атеистич. теме (газ. "Правда", "Безбожник у станка", "Крокодил"). Отд. образам присуща излишняя прямолинейность. Мн. плакаты стали отеч. классикой: "Ты записался добровольцем?" (1920), "Помоги!" (1921-22) и др. Преподавал во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1922-30), Моск. полигр. ин-те (1930-32), Моск. худож. ин-те (1939-43).

Лит.: Халаминский Ю. Д. Моор. М., 1961.

Д. С. Моор. Рисунок 1926

Д. С. Моор. Рисунок 1926

Моравская Мария Людвиговна

МОРА́ВСКАЯ Мария Людвиговна (полное имя - Мария Магдалина Фредерика) (1889-1947) - поэт, прозаик. Род. в Польше. Юность провела в Пб. В печати начала выступать с начала 10-х гг., публикуя в разл. петерб. изд. стихи и рассказы для детей. В 1911 М. вошла в "Цех поэтов". Всего опубл. три кн. стихов М.: "На пристани" и "Стихи о войне" (1914), "Золушка думает" (1915). В сер. 10-х гг. М. уехала из России в Лат. Америку, навсегда утратив связи с рус. об-вом. Стих. М. принадлежат "камерной поэзии", в совокупности своей составляя своеобр. "лирич. дневник". Лирику М. высоко ценили А. А. Блок, В. В. Иванов-Разумник.

Мордвинов Ник. Сем

МОРДВИ́НОВ Ник. Сем. (1754-1845) - гос. и обществ. деятель, экономист, граф (с 1834), сын адм. Сем. Ив. Мордвинова. Рано поступил на службу во флот, а в 1774 был послан для усовершенствования мор. иск-ва в Англию, где пробыл 3 года. В 1787-90 командовал флотилией в Черном м. В 1792 стал през. Черномор. адмиралтейства. В 1799 получил титул адм. и до 1801 был вице-през. Адмиралтейств-коллегии. В 1802 занял пост мин. мор. сил, но потом сам отказался от должности, т. к. адм. П. В. Чичагов оказывал на имп. Александра I большее влияние, и М. остался лишь чл. к-та для улучшения флота. М. был популярен в об-ве, и моск. дворянство выбрало его в 1806 предводителем моск. ополчения. Значение М. как гос. деятеля возросло с деят-ностью М. М. Сперанского, с к-рым М. связывала общность взглядов по экон. вопросам, М. был пом. Сперанского в составлении плана новой системы финансов. С учреждением Гос. совета М. был назначен его чл. и пред. Деп. гос. экономии. Последовавшая вскоре опала Сперанского вынудила М. выйти в отставку и уехать в Пензу. В 1813 М. вернулся в Петербург, но вступил в прежнюю должность лишь в 1816. Через два года вышел в отставку и два года пробыл за границей. Вернувшись в 1821 в Петербург, занял пост пред. Деп. гражд. и духовных дел, а также был чл. Финанс. к-та и К-та министров. В 1823-40 М. был в должности през. Вольного экон. об-ва. Взгляды М. были умеренно либеральными. Будучи поклонником Англии, считал, что применит. к России экон. процветания можно добиться путем создания богатой аристократии, всяческой поддержки помещ. х-в. М. не был сторонником отмены крепост. права, хотя видел единственно возможный путь освобождения - выкуп крестьянином личной свободы, но без земли и за очень большую плату - до 2 тыс. руб. за взр. работника. М. оказал большое влияние на формир. экон. мысли России, поскольку его деят-сть была направлена на развитие внеш. торговли, поддержание активного внешнеторг. баланса и развитие пром-сти в России. Мн. буд. декабристы симпатизировали М., поддерживали в осн. его экон. взгляды. М., единственный из чл. Верх. уголов. суда, отказался подписать приговор декабристам. Перу М. принадлежат многочисл. тр. по экон. преобразованиям России: "Нек-рые соображения по предмету мануфактур в России и о тарифе", "Рассужд. о могущих последовать пользах от учреждения частных по губерниям банков", "Дополнит. рассуждения по предмету мануфактур и тарифу", всевозм. записки и мнения М. собраны в изд. "Архив гр. Мордвиновых" (СПб., 1901-03. Т. 1-10).

Мордвинов Сем. Ив

МОРДВИ́НОВ Сем. Ив. (1701-77) - воен.-мор. деятель, адмирал (1764). Закончил Мор. академию (1716), изучал мор. дело во Франции (1717-22). Служил на Балт. флоте, с 1731 ком. Астраханского порта. Уволенный по болезни в отставку, М. занялся пер. с франц. яз. "Книги полн. собр. об эволюции или экзерциции флота на море". В 1736-39 М. производил опись дубовых лесов в Новг. губ. и написал "Каталог краткий для познания в молодых летах матросам в мореплавании принадлежностей" (соединение мор. альманаха с мор. таблицами) и "Полн. собр. о навигации". В 1740-44 М. плавал, командуя разл. кораблями, а с 1745 снова занялся науч.-лит., техн. и ист. работами, исполняя в то же время адм. обязанности в Кронштадте и Пб. В 1753 М. представил Адмиралтейств-коллегии 4-ю ч. "Собр. о навигации" и "Толкование о геометрии", в 1756 составил свод мор. сигналов, а также представил коллегии компас со стрелкой, намагниченной искусств. магнитом, к-рые после испытания были приняты на флоте. Во время Семилетней войны (1756-63) в 1758-61 М. командовал эскадрой, в 1762 Петр III назначил М. членом Адмиралтейств-коллегии и "Комиссии для приведения флотов в безопасное и для чести империи сходственное положение". В нояб. 1763 М. был назначен пред. комиссии по составлению новых штатов для флота. В 1777 вышел в отставку.

Лит.: Берх В. Жизнеоп. адм. С. И. Мордвинова. СПб., 1831.

Мордкин Мих. Мих.

МО́РДКИН Мих. Мих. (1880-1944) - артист балета, балетмейстер. Окончил Моск. театр. уч-ще в 1900 (кл. В. Тихомирова). В 1900-10, 1912-18 артист Большого т-ра. Первый исполнитель партий: Эспада ("Дон Кихот"), Нур ("Нур и Анитра"), Мато ("Саламбо"), Рыбак ("Любовь быстра"), Зонневальд ("Шубертиана"). Среди др. его ролей: Кастро ("Звезды"), Феб ("Дочь Гудулы"), Хитарис ("Дочь фараона"), Петроний ("Евника и Петроний"), Колен ("Тщетная предосторожность"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Альберт ("Жизель"), Дезире ("Спящая красавица"), Жан де Бриен ("Раймонда"), Солор ("Баядерка"), Конрад ("Корсар"), Базиль ("Дон Кихот"). М. был романтич. героем моск. сцены. Его танец был страстен и могуч, позы и жест картинны, артистич. импровизации раздвигали рамки привычной балет. образности. В 1910-12 М. - партнер А. Павловой в гастролях по США и Англии. Для своих многочисленных концертных выступлений сочинил ряд номеров, в 1917 на сцене моск. цирка показал хореогр. поэму "Азиадэ" (комп. И. Гиталь), по к-рой был снят к/ф. В 1918-23 М. гастролирует по стране, ставит спектакли в Киеве и Тифлисе. С 1924 М. - в США, танцует и преподает в собственной школе. В 1937-39 для труппы "Мордкин белэт" ставит б. "Золотая рыбка" (Н. Черепнин), "Весенние голоса" (И. Штраус) и др., в к-рых выступает как характерный танцовщик.

Мордовки

МОРДО́ВКИ - назв. грубых подражаний монетам допетровского времени ("чешуйкам"), изготовл. из низкопроб. серебра либо вовсе не содержащих последнего, практически всегда проколотые. Назв. М. получили по имени одного из народов Поволжья, в быту к-рого они встречались наиб. часто и использовались для традиц. украшения одежды в виде монисто. "Надписи" на них, как правило, не читаются, представляя собой набор букв или орнамент. Произ-во М. в Поволжье возникло, вероятно, еще в 17 в., когда серебряная копейка стала измельчаться, а после реформы Петра I исчезла вовсе. Нек-рые виды наиб. ранних М. из хорошего серебра могут относиться к последним годам Казанского ханства, где потребность в рус. монете могла вызвать произ-во полноценных подражаний - такие подражания встречаются в кладах Поволжья конца 16 в.

Мордовцев Дан. Лукич

МОРДО́ВЦЕВ Дан. Лукич (1830-1905) - укр. и рус. писатель, историк и публицист. Принадлежал к старин. укр. казачьему роду. Окончил Саратов. г-зию (1850), Петерб. ун-т (1854), где учился у акад. М. М. Срезневского (вместе с А. Н. Пыпиным и О. Ф. Миллером). Служил в Саратов. статистич. к-те (1854-56), редактировал неофиц. отд. "Саратовских губернских ведомостей" (1856-62), печатал ист.-этногр. и статистич. очерки, повести, рассказы и фельетоны, собирал фольклор Поволжья и Украины; в 1867-73 - правитель канц. Саратов. ген-губернатора, в 1873-85 служил в статистич. отд. Мин-ва путей сообщения. М. - один из самых плодовитых писателей (более 100 т. сочинений). Изв. был гл. обр. как автор сер. работ о рус. самозванцах и бунтах ("Пугачевщина", 1866; "Самозванцы и понизовая вольница", 1867; "Гайдаматчина", 1870; "Полит. движения рус. народа", 1871), ром. о "новых людях" "Знамения времени" (1869), ряда статей в провинц. печати, сочинений о расколе ("Движения в расколе", 1874; ром. "Великий раскол", 1884), а также многочисл. ист. романов ("Лжедмитрий", 1879; "Сагайдачный", 1882; "Господин Великий Новгород", 1882 и др.) и ист. монографий ("Рус. женщины нового времени", 1874 и др.). М. стремился к объединению ист. науки и художества и стал, по меткому выражению Б. М. Эйхенбаума, предшественником жанра "худож. диссертации".

Мордюкова Нонна Викт.

МОРДЮКО́ВА Нонна (Ноябрина) Викт. (род. 1925) - актриса. Нар. артистка СССР (1974). Окончила актерский ф-т ВГИКа (1950, мастерская Б. В. Бибикова и О. И. Пыжовой). Снялась б. чем в 60 ролях. Дебютировала в ф. "Молодая гвардия" (1948, Гос. премия СССР, 1949) в роли Ульяны Громовой. Последующие роли М. характерны прежде всего бытовыми колоритными чертами, точной типизацией и индивид. неповторимостью. Героини М. - цельные и самостоят. натуры (напр., Доня Трубникова в ф. "Председатель", 1964). В ряду значит. созданий актрисы - Глафира ("Журавушка", 1969), Матрена ("Трясина", 1978). В ролях М. на экраны пришел истинно русский, всегда узнаваемый жен. характер, напр. в ф. "Родня" (1982, Мария Коновалова), иногда с яркими комедийными чертами - "Женитьба Бальзаминова" (1965, Белотелова), "Вокзал для двоих" (1983, дядя Миша), "Бриллиантовая рука" (1969, Плюш). Ф. "Комиссар" (1967, 1980, реж. А. Аскольдов, по рассказу В. Гроссмана "В городе Бердичеве") занимает особое место в актерской биографии М. Около 20 лет ф. оставался недоступен широкому зрителю. Героиня М., комиссар Вавилова, воплотила на экране неравную душевную борьбу обыкновенного чувства - материнского инстинкта и гражданского долга и победу последнего в соотв. с идеологией того времени. Этот ф. - значительное явление кинематографа 1980-х гг. На МКФ в Берлине (1988) он был удостоен высшей награды "Серебряный медведь" и получил целый букет призов: от премии ФИПРЕССИ до премии Междунар. Евангелич. жюри и Междунар. католич. киноорг-ции. В 90-е гг. снялась в гл. роли в ф. "Бегущая мишень" (1991, "Казахфильм") - мелодраматич. история о встрече двух одиноких людей, студента, скрывающегося от следствия, и бабы Зины (Мордюкова), к-рая дала ему приют. Др. ф. - "Луна-парк" (1992), "Ширли-мырли" (1995), "Мама" (1998). М. также автор книги "Не плачь, казачка" (1997). На фестивале "Балтийская жемчужина" (1998) актрисе был присужден приз "За оригинальное воплощение женского образа". В ежегодно издающейся в Лондоне энциклопедии "Who is who" М. вошла в число 10 самых выдающихся актрис XX столетия; премия "За высокое служение искусству" (1999) - закономерная награда актерскому мастерству М.

Лит.: Мальгин А. О тех, кто за добрый интернационал // "Литературная газета". 1989, № 8; Аскольдов А. К истории фильма "Комиссар" // "Известия". 1991, 25 апреля.

Моржовки

МОРЖО́ВКИ - См. Колокольчики.

Мориц Юнна Петр.

МО́РИЦ Юнна Петр. (род. 1937) - поэт. Род. в Киеве, в семье служащих. Окончила филол. ф-т Киевского ун-та и Лит. ин-т им. М. Горького (1961). Первая поэтич. публикация - в ж. "Сов. Украина" (1955). Первый сб. стихов - "Разговор о счастье" (1957) вышел в Киеве. В кн. стихов "Мыс Желания" (1961) отразились впечатления от пребывания М. в Арктике (1956) и на сибирских приисках (1960). В 1961 работала в ред. "Комс. правды" и в "Лит. газете". Более поздние книги: "Лоза" (1970), "Суровой нитью" (1974), "При свете жизни" (1977), "Третий глаз" (1980), "Избранное" (1982), "Синий огонь" (1985), "На этом береге высоком" (1987). М. - автор стихов для детей ("Счастливый жук", 1969; "Малиновая кошка", 1976; "Домик с трубой", 1986; "Ласковые песенки", 1988 и др.).

Ю. Мориц

Ю. Мориц

Моровое поветрие

МОРОВО́Е ПОВЕ́ТРИЕ (моровая язва, заповетрие) - быстро распространявшаяся массовая эпидем. ("прилипчивая", "повальная") болезнь, вызывавшая большую смертность, "мор". До нач. 20 в. выражения М. П., моровая язва нередко употреблялись как синоним чумы, но относились также к холере и др. тяж. эпидем. заболеваниям. До нач. 19 в. шир. использовались в офиц. документах, позднее чаще заменялись терминами "заразительная болезнь", "зараза".

Морозко Лука

МОРО́ЗКО Лука (2-я пол. 17 в.) - землепроходец, якутский казак. В 1696 с 16 казаками был послан из Анадырского острога для сбора ясака на р. Апуке (к. С.-В. от Камчатки), проник на Камчатку, достиг р. Тагиль, собрал сведения о Камчатке и Курильских о-вах. М. оставил на Камчатке небольшой отряд казаков, тем самым положив начало пост. рус. поселениям. В 1697-99 М. во главе отряда казаков, посланных В. Атласовым, совершил поход по вост. берегу Камчатского п-ова; был убит в стычке с камчадалами.

Морозов Ал-др Викулович

МОРО́ЗОВ Ал-др Викулович (1857-1934) - промышленник, коллекционер. Из богатой моск. купеч. семьи, совладелец мануфактуры "Т-во Викулы Морозова и сыновей". Собрал лучшую в России коллекцию рус. фарфора, а также коллекции рус. портретов, гравюр, литографий и икон. В коллекции фарфора были редчайшие статуэтки елизавет. и екатерин. времени, "Русские типы" з-да Ф. Гарднера, редкостные изделия частных з-дов Юсупова, Всеволожского, Поливанова, Долгорукова, выпускавшиеся малыми тиражами, изделия з-да Попова (время Николая I) - "трактирная" посуда и статуэтки "типов". Коллекция хранилась в собств. особняке на Покровке во Введенском пер. в Москве. М. смог создать целостные систематические собрания дотоле разрозненных вещей. После рев-ции собрание было национализировано с оставлением М. его хранителем, но к концу 1920-х гг. рассеяно. Осн. часть поступила в музей "Кусково".

Соч.: Каталог моего собрания русских гравированных и литографированных портретов. М., 1912.

Лит.: Музей художественной старины: Собрание фарфора. М., 1920.

Морозов Бор. Ив

Статья большая, находится на отдельной странице.

Морозов Вл. Ив

МОРО́ЗОВ Вл. Ив. (род. 1940) - гребец, з. м. с. СССР (1964). Один из лучших сов. байдарочников. Олимп. чемпион 1964, 1972 в гребле на четверке, 1968 на двойке (с А. Шапаренко). Чемп. мира 1966, 1970-71, Европы 1967, 1969, 27-кратный чемп. СССР в 1962-72 в гонках одиночек, двоек и четверок на разл. дистанциях.

Морозов Ив. Абр.

МОРО́ЗОВ Ив. Абр. (1871-1921) - промышленник, один из совладельцев крупной тверской текстильной мануфактуры, коллекционер, меценат. Учился живописи (частным образом) у И. Мартынова, К. Коровина, Е. Хрусталева. Окончил Политехникум в Цюрихе (1892). Составил превосх. галерею произв. живописи нов. времени, преим. Франции, к-рая давала верное представление об осн. линиях развития франц. живописи 2-й пол. 19 - нач. 20 в., включала произв., наиболее полно характеризующие манеру таких художников, как П. Сезанн, П. Гоген, О. Ренуар, П. Пикассо, Э. Дега и т. д., давала верное представление о характере эпохи. По своему худож. уровню собрание М. не уступало коллекции С. Щукина. В 1918 оно было национализировано, произв. вошли в состав Музея новой зап. живописи. М. уехал из России в 1919. Умер в Карлсбаде.

Лит.: Терновец Б. И. А. Морозов // Среди коллекционеров. 1921. № 10; Боханов А. Н. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989; Бурышкин П. А. Москва купеческая. М., 1991.

Морозов Мих. Абр.

МОРО́ЗОВ Мих. Абр. (1870-1903) - промышленник, меценат, коллекционер. Совм. с братом Иваном владел крупнейшей в России хлопчатобум. мануфактурой в Твери. Окончил ист.-филолог. ф-т Московского ун-та, читал в нем лекции, под псевдонимом "Михаил Юрьев" выпустил неск. историч. работ. Был гласным Моск. гор. думы, мировым судьей, пред. купеч. собрания; в качестве старосты Успенского собора Моск. Кремля занимался его иссл. и финансировал реставрацию. Участвовал в деят-ности Об-ва любителей художеств, Об-ва литераторов и ученых, Рус. муз. об-ва, финансировал их деят-ность, жертвовал ср-ва на приюты, больницы, Моск. консерваторию и Строгановское уч-ще, оплатил создание раздела иск-ва Греции в Музее изящных иск-в И. В. Цветаева. Увлекался театром, писал рецензии. Много путешествовал, подолгу жил в Париже, увлекся живописью импрессионистов и постимпрессионистов, приобретал их работы и полотна своих моск. друзей-художников. Его собрание включало ок. 100 картин, среди них: "Царевна-лебедь" Врубеля, "Кабачок" Мане, "Море в Сен-Мари" Ван Гога, полотна Гогена, Дега, Ренуара, К. А. Коровина, И. И. Левитана, В. А. Серова - и более 60 икон. После смерти М. его вдова М. К. Морозова передала большую часть в Третьяковскую галерею, позже зап.-европ. живопись в осн. передана Музею изобр. иск-в в Москве и Эрмитажу.

Лит.: Морозова М. К. Мои воспоминания // Наше наследие. 1991. № 6.

Морозов Ник. Ал-др.

МОРО́ЗОВ Ник. Ал-др. (1854-1946) - рев. и обществ. деятель, ученый, писатель, поч. чл. АН СССР по хим. и физ.-мат. отд. (1932); сын помещика и креп. крестьянки. В 1874 вошел в моск кружок "чайковцев", участвовал в "хождении в народ". В кон. 1874 уехал в Женеву, редактировал ж. "Работник", в 1875 вступил в секцию Парижской Коммуны 1-го Интернационала. В янв. 1875 при возвращении в Россию арестован, судился по процессу "193-х", затем освобожден. В 1878, выйдя из тюрьмы, вступил в "Землю и волю". Был одним из ред. ж. "Земля и воля". Основал "Листок "Земли и воли"". С 1879 чл. исполнит. к-та "Нар. воли" и чл. ред. коллегии газ. "Нар. воля". В нач. 1880 уехал за границу, в Лондоне познакомился с К. Марксом. По возвращении в Россию арестован. По "процессу 20-ти" (1882) приговорен к бессрочной каторге. 21 год провел в Шлиссельбургской крепости. В этот период изучал химию, физику, астрономию, математику, историю. В нояб. 1905 освобожден из заключения и в дальн. посвятил себя науч.-пед. деят-ности. С 1907 преподавал химию и астрономию в "Вольной высшей школе" в Пб. Написал кн. по химии, математике, астрономии, метеорологии и др. Был избран чл. совета биол. лаб. П. Лесгафта и проф. астрономии на открытых при ней Высших курсах Лесгафта. Преподавал в Психоневрол. ин-те. С 1918 и до конца жизни - дир. Естественно-науч. ин-та им. Лесгафта. Издал ряд книг по истории христ-ва, носящих в целом фантаст. хар-р; факты истории религии возводятся в них к разл. астроном. явлениям. С 70-х гг. 19 в. М. выступал как литератор, предст. т. н. "вольной рус. поэзии". В целом поэзия М. (как и мн. из его науч. творчества) носит дилетантский хар-р. Воспоминания М. представляют известный интерес для изуч. истории народничества.

Соч.: Стихотворения 1875-80. Женева, 1881; Откровение в грозе и буре. История возникновения Апокалипсиса. СПб., 1907; Периодич. системы строения вещества. СПб., 1907; Повести моей жизни. Т. 1-4. М., 1916-18 (последи. изд. - тт. 1-2, М., 1965); Звездные песни. Кн. 1. М., 1920; кн. 2. М., 1921; Христос. Книги 1-7. М., 1924-32.

Н. А. Морозов

Н. А. Морозов

Морозова Феодосия Прокопиевна

МОРО́ЗОВА (урожд. Соковнина) Феодосия Прокопиевна; в иночестве Феодора (1632-75) - боярыня, известная противница церк. реформ патриарха Никона. Род. в семье родственника первой жены царя Алексея Михайловича - окольничьего П. В. Соковнина. 17-ти лет была выдана замуж за боярина Глеба Ив. Морозова, брат к-рого, Б. И. Морозов, был воспитателем ("дядькой") царя Алексея Михайловича. После смерти мужа (1662) М. осталась владелицей одного из самых значит. состояний Моск. гос-ва. По возвращении протопопа Аввакума в Москву из первой ссылки (1664) М. стала его духовной дочерью, предоставила ему свой дом. После того как Аввакума вновь сослали (в том же 1664), открыто выступила как поборница "старой веры". Не поддаваясь на уговоры как церк. деятелей, так и светских властей, в 1670 приняла тайный постриг.

Свои огромные средства М. употребляла на помощь нищим и обездоленным. В нояб. 1671 М. вместе с сестрой - кн. Е. Урусовой - была арестована. Узниц пытали (1673), затем отправили в мон. г. Боровска. Еще раньше все имущество М. конфисковали. Летом 1675 обеих сестер посадили в земляную яму, где М. и умерла от голода. Старообрядцы почитают М. как "св. преподобно-мученицу", 11 сент. (ст. стиль) совершают память как М., так и всех с ней "пострадавших за правоверие".

Морозовы

МОРО́ЗОВЫ - купеческий род 18-20 вв. Родоначальником семьи был Савва Вас. М. (1770-1862), быв. крепостной помещика Рюмина, устроившего в 1797 небольшую ткацкую мастерскую, в к-рой работала вся семья М. Производившиеся шелковые ткани продавались в Москве. В 1820 С. М. с пятью сыновьями удалось выкупиться за 17 тыс. руб. ассигнациями. В 1837 М. купил у своего быв. помещика участок земли недалеко от Орехова, на к-ром построил ф-ку по произ-ву шерстяных тканей. В 1847 в Никольском М. построил крупную ф-ку по изготовлению х.-б. тканей. Сырье доставлялось из Ср. Азии, где оно скупалось по низким ценам. В 1890 на 4-х ф-ках, принадлежавших потомкам С. В., было занято 39 тыс. рабочих, производивших товаров на 35 млн руб. Расширился рынок сбыта х.-б. тканей, пряжи, ваты и ниток, они продавались как в Европе, так и на востоке, особенно в Персии и Китае. К кон. 19 в. М. владели неск. ф-ками, к-рые объединялись в четыре кр. фирмы. В 1913-14 на предприятиях М. было занято 54 тыс. рабочих, выпущено продукции более чем на 100 млн руб. Предприятия М. были национализированы в числе др. кр. х.-б. ф-к декретом Сов. пр-ва от 8 июня 1918.

Тим. Саввич (1825-89) - основатель и глава Никольской мануфактуры; мл. сын С. В. В 1861 причислен к моск. купечеству, с 1866 гласный Моск. гор. думы, пред. Моск. биржевого к-та в 1868-76. На Никольской мануфактуре при Т. С. произошла знаменитая "Морозовская стачка" (1885).

Сер. Тим. (1863-1950) - меценат. Основал Музей кустарных изделий (1885), к-рый был переведен в 1903 в спец. оборудованное здание в Леонтьевском пер. (ныне Музей нар. иск-ва). Субсидировал ж. "Мир иск-ва". Один из учредителей Рус. гимнастич. об-ва в Москве (1881), к-рое финансировал при его основании.

Савва Тим. (1862-1905) - текст. капиталист, владелец Никольской мануфактуры, меценат. Окончил естеств. отделение физ.-мат. ф-та Моск. ун-та (1885), по образованию химик. В 1893-96 для его жены З. Г. М. был построен знаменитый особняк на Спиридоновке в Москве (арх. Ф. Шехтель) - шедевр протомодерна, знаменовавший ближайшее наступление нового стиля. Был дружен с М. Горьким, являлся меценатом МХТ, финансировал стр-во его здания. Будучи чл. Моск. гор. думы, в дни рев. событий 1905 выступил против применения воен. силы в борьбе с рабочими, за право мирных стачек, союзов. Инициатор проведения совещания представителей предпринимат. орг-ций для согласования действий фабрикантов против забастовок (март 1905). Уехал в Канн (Франция) и там в мае 1905 покончил с собой, похоронен на Рогожском кладбище в Москве.

М. оставили заметный след в рус. культуре: он распространялся и на "Рус. ведомости", и филос. моск. об-во, и Худож. т-р, и музей франц. живописи, и клиники на Девичьем поле и т. д.

Морозы

МОРО́ЗЫ - в нар. календаре выделены: М. Михайловские (первые, по́зимы) 8/21 нояб.; введенские 21 нояб. / 4 дек.; екатерининские 24/7 дек.; варва́рские 4/17 дек.; никольские 6/19 дек.; рождественские 25 дек. / 7 янв.; крещенские 6/19 янв.; федосеевы 11/24 янв.; афанасьевские 18/31 янв.; тимофеевские 22 янв. / 4 февр.; сретенские 2/15 февр.; власьевские (последние) 11/24 февр.

Предыдущая страница Следующая страница