Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Нестеров Мих. Вас.

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Нестеров Мих. Вас.

НЕ́СТЕРОВ Мих. Вас. (1862-1942) - живописец. Род. в Уфе, в купеч. семье. В 1877-86 учился в моск. Уч-ще живописи, ваяния и зодчества. Большое влияние на ранний период творчества И. оказали В. Г. Перов и А. К. Саврасов. Принимал участие в выставках Уч-ща с работами бытового жанра ("Играющие дети", 1879; "Купец-банкрот в Гостинном дворе", 1881; "Домашний арест", 1883). В 1881-82 занимался в Петерб. АХ у П. П. Чистякова. В уч-ще создал ряд полотен на ист. темы ("До государя челобитчики", 1886). В 1886-89 занимался иллюстрацией. Картина "Пустынник" (1888-89) была принята на 17-ю передвижную выставку; с 1896 Н. - чл. Т-ва передвиж. худож. выставок. В 1889 посетил Вену, Венецию, Падую, Флоренцию, Рим, Неаполь, Капри, Париж, Дрезден. Цикл работ 1890-х гг. знаменовал отход от соц. идей предшествующего этапа. Предметом иск-ва Н. становится область нравств. религ. исканий, духовной жизни рус. народа ("Видение отроку Варфоломею", 1889-90). Художник стремился показать идеи чистой, возвыш., гармонич. жизни, передать представление реальности чудесного. Сверхъестеств. события изображаются в конкретной, бытовой обстановке. В 1890-95 работал во Владимирском соборе в Киеве, где создал четыре иконостаса ниж. и верх. приделов и два запрестольных образа на хорах. В ранний период испытал влияние В. М. Васнецова. В 1893 посетил Константинополь, Равенну, Палермо, Рим, что помогло ему выбрать свой худож. стиль. Создал цикл работ, посв. Сергию Радонежскому: "Юность преподобного Сергия Радонежского" (1892-97), триптих "Труды преподобного Сергия Радонежского" (1896-97) и др. Иконописная условность композиции в творчестве Н. часто соединялась с написанным в блеклых, серебристых тонах почти реалистич. пейзажем ("Под благовест", 1895). Большое значение Н. придавал раскрытию жен. образа ("Великий постриг", 1897). В 1898 Н. было присвоено звание академика.

Во 2-й пол. 90-х гг. Н. отошел от идей передвижничества, вошел в объединение "Мир иск-ва" (до 1901). Для работ 1900-х гг. характерно ощущение тревоги, внутр. одиночество ("Мечтатели", "Белая ночь в Соловецкой обители", 1903, местонахождение неизв.; росписи храма св. Александра Невского в Абастумане, 1899-1904). Итоговой стала работа "Святая Русь" (1901-05), в к-рой евангельская идея соединяется с изображением реальной сцены из жизни рус. народа. Стремление найти гармонию в жизни человека и природы, изобразить мир чистых и поэтич. побуждений отразилось в картинах "Лето" (1905), "Два лада" (1905). Интерес к характеристике духовного мира человека у Н. проявился в портретной живописи: портрет второй жены художника Е. П. Нестеровой (1905); портрет княгини Н. Г. Яшвиль (1905); портрет дочери художника О. М. Нестеровой (1906); портрет Л. Н. Толстого (1907). В 1908-11 совм. с арх. А. В. Щусевым работал над созданием храма Покрова Богородицы при Марфо-Мариинской обители в Москве, ориентируясь на достижения модерна.

После рев-ции создал ряд портретов деятелей науки и иск-ва ("А. Н. Северцов", 1934; "С. С. Юдин", 1935; "И. П. Павлов", 1935, Сталинская премия 1941; "В. И. Мухина", 1940) и лирич. пейзажей ("Осень в деревне", 1942).

Соч.: Давние дни: Встречи и воспоминания. 2-е изд. М., 1959; Из писем. Л., 1968; Воспоминания. 2-е изд. М., 1989.

М. В. Нестеров. 1907

М. В. Нестеров. 1907

В начало словаря