Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "О" (часть 2, "ОБУ"-"ОДО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 2, "ОБУ"-"ОДО")

Обухов Мих. Конст.

ОБУ́ХОВ Мих. Конст. (1879-1914) - артист и педагог балета. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1898 (ученик Н. Легата, Э. Чекетти). В 1898-1914 артист Мариинского т-ра. Среди его ролей: Джемиль ("Ручей"), Мутча ("Конек-Горбунок"), Франц ("Коппелия"), Колен ("Тщетная предосторожность"), Зигфрид ("Спящая красавица"), Жан де Бриен ("Раймонда"). В 1900-14 преподавал в Петерб. театр. уч-ще. О. был первокл. классич. танцовщиком и опытным партнером. Его "коньком" считалось исполнение пируэтов и заносок. Еще более велики его заслуги как педагога строгой классич. школы. Среди его учеников: В. Нижинский, Г. Розай, В. Семенов, П. Владимиров, А. Обухов.

Обухова Над. Анд

ОБУ́ХОВА Над. Анд. (1886-1961) - певица (меццо-сопрано), выдающийся представитель рус. вокальной школы. Ученица У. А. Мазетти. В 1916-48 солистка Большого т-ра. Обладала редким по красоте, тембровому богатству и широте диапазона голосом глубокого, теплого звучания. Исп. как контральтовые, так и высокие меццо-сопрановые партии. Среди лучших партий: Любаша ("Царская невеста"), Марфа ("Хованщина"), Кармен ("Кармен"), Кончаковна ("Князь Игорь"). В концертн. репертуаре (с 1912) О. - старин. рус и зап.-европ. романсы (последние часто на языке оригинала), сольные партии в вокально-симф. произв. Моцарта и Бетховена, русские нар. песни. Нар. артистка СССР (1937), лауреат Сталинской премии (1943).

Лит.: Н. А. Обухова: Воспоминания, статьи, материалы. М., 1970; Поляновский Г. А. Мои встречи с Н. А. Обуховой. М., 1971; Его же. Н. А. Обухова. М., 1986.

Н. А. Обухова

Н. А. Обухова

Общество им. Куинджи

О́БЩЕСТВО им. КУИ́НДЖИ - объединение художников. Возникло в 1909-10 по инициативе А. И. Куинджи, к-рый передал об-ву свое состояние. Об-во стремилось сохранить и развить традиции рус. реалистич. иск-ва, устраивало выставки, ежегодно присуждало крупные ден. премии им. Куинджи, приобретало произв. художников. В деят-ности об-ва участвовали К. Ф. Богоявленский, Н. К. Рерих, в сов. время М. И. Авилов, И. И. Бродский, И. Я. Гинзбург, В. А. Кузнецов, А. А. Рылов, Е. М. Чепцов и др. Существовало до 1930. В 1931 объединилось с об-вом художников "Цех". В последние годы по своей направленности и задачам было близко к Ассоциации художников рев. России (АХРР).

Общество любителей искусства и литературы

О́БЩЕСТВО ЛЮБИ́ТЕЛЕЙ ИСКУ́ССТВА И ЛИТЕРАТУ́РЫ - основано в 1888. У его истоков стояли реж. А. Ф. Федотов, певец Ф. Ф. Комиссаржевский, художник Ф. Л. Сологуб, актер и реж. К. С. Станиславский. При артистич. клубе О. был организован знаменитый любительский драматич. кружок, к-рым руководил сначала Федотов, затем Станиславский (превратил этот кружок в постоянно действующую профессиональную труппу). Здесь начинала В. Ф. Комиссаржевская. Большая часть труппы (М. П. Лилина, М. Ф. Андреева, В. В. Лужский, А. А. Санин) перешла в 1898 в МХТ.

Общество любителей российской словесности

О́БЩЕСТВО ЛЮБИ́ТЕЛЕЙ РОССИ́ЙСКОЙ СЛОВЕ́СНОСТИ (ОЛРС) - лит.-науч. об-во при Моск. ун-те (1811-1930, с перерывом в 1837-57). Включало преподавателей ун-та, моск. писателей и просто любителей лит-ры. Устраивало ежемес. заседания, на к-рых выступали в разные годы И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, Н. А. Бунин, В. Я. Брюсов и др. Выпускало "Труды ОЛРС" (1812-21), "Сочинения в прозе и стихах" (1822-28), издало "Толковый словарь" В. И. Даля (1863-66), "Песни, собранные П. В. Киреевским" (1860-74, 1911-29) и т. д. В числе предст. были А. А. Прокопович-Антонский, М. Н. Загоскин, А. С. Хомяков, И. С. Аксаков, П. Н. Сакулин.

Общество любомудрия

О́БЩЕСТВО ЛЮБОМУ́ДРИЯ - лит.-филос. кружок в Москве (1823-25). Входили В. Ф. Одоевский (пред.), Д. В. Веневитинов (секр.), И. В. Киреевский, А. И. Кошелев, Н. А. Мельгунов, М. П. Погодин, Н. М. Рожалин, В. П. Титов, С. П. Шевырев. Чл. кружка увлекались философией Ф. Шеллинга, Б. Спинозы и др., сыграли видную роль в разв. рус. идеалистич. диалектики, филос. теории иск-ва. Со временем усилились и полит. интересы "любомудров", но после разгрома восст. декабристов они из предосторожности распустили свое О. Позднее большинство участников кружка объед. вокруг ж. "Московский вестник".

Общество московских художников

О́БЩЕСТВО МОСКО́ВСКИХ ХУДО́ЖНИКОВ (ОМХ) - объединение, в состав к-рого вошли бывш. чл. "Бубнового валета", "Московских живописцев", "Бытия", "Маковца", существовало в 1927-32 (Москва), рассматривало иск-во как мощное творч. воздействие на мир, орудие активной перестройки жизни. Живописная культура являлась одним из обязат. требований ОМХ. Знание и творч. осмысление культ. завоеваний прошлого лежало в основе творч. поисков, однако в б. степени предпочтение отдавалось принципам "сезанизма", жанру пейзажа. В целом худож. ОМХа стояли на позициях реализма, стремились передать мир во всей его реальности, но реальность была у каждого своя, реализм давался через мироощущения отд. художника. В нач. 30-х гг. в творчестве омховцев большое место начинает занимать индустр. тема.

Чл. об-ва: С. В. Герасимов, И. Э. Грабарь, Н. М. Григорьев, А. Д. Древин, А. В. Куприн, А. В. Лентулов, И. И. Машков, А. А. Осмеркин, Н. А. Удальцова, Р. Р. Фальк, А. В. Фонвизин, Н. М. Чернышев, Н. П. Крылов и др. - до 70 чл. и кандидатов; после распада ОМХ нек-рые чл. перешли в АХР (АХРР).

Лит.: Советское искусство 20-30-х гг.: Каталог врем. выст. / Авт. вступ. ст. Е. Ф. Ковтун. Л., 1988; Меледина М. В. Общество московских художников (ОМХ) // Сов. искусствознание. М., 1989, № 24. С. 362-383.

Общество поощрения художеств

О́БЩЕСТВО ПООЩРЕ́НИЯ ХУДО́ЖЕСТВ (ОПХ) (до 1875 - Общество поощрения художников) - объединение любителей иск-ва, осн. в 1821 в Петербурге по инициативе меценатов: И. А. Гагарина, П. А. Кикина, А. И. Дмитриева-Мамонова и др. Ставило целью содействие распространению иск-ва в России и помощь художникам. Организовывало выставки (с 1825-26), конкурсы, лотереи, приобретало худож. произведения и способствовало их продаже. В 1824 учредило медали для награждения худож. Посылало худож. за границу для продолжения образования в качестве пенсионеров (в т. ч. К. П. Брюллова, А. А. Иванова). С 1857 ОПХ содержало "Первую Санктпетербургскую рисовальную школу для вольноприходящих" (осн. в 1839) и ее филиалы. Издавало ж. "Искусство и художественная промышленность" и сер. "Художественные сокровища России". Способствовало развитию иск-ва литографии и ксилографии в России. При ОПХ был создан музей прикладного иск-ва. Прекратило свое существование в 1929.

Лит.: Макаренко Н. Школа имп. Общества поощрения художеств, 1839-1914. Пг., 1914; Столпянский П. Н. Старый Петербург и Общество поощрения художеств. Л., 1928.

Общество ревнителей художественного слова

О́БЩЕСТВО РЕВНИ́ТЕЛЕЙ ХУДО́ЖЕСТВЕННОГО СЛО́ВА (Академия стиха) - лит. об-во в Пб. (1909-14). Первые заседания О. Р. Х. С. прошли весной 1909 на "башне" Вяч. И. Иванова и получили впоследствии назв. "Проакадемии". О. Р. Х. С. зарегистрировано в сент. 1909. Организаторами были С. К. Маковский, И. Ф. Анненский, Вяч. И. Иванов, руководил им президиум ("совет ревнителей"). Состав О. Р. Х. С. не был постоянным. Собрания проходили раз или два в месяц в редакции ж. "Аполлон", непререкаемым авторитетом в О. Р. Х. С. был Вяч. И. Иванов. Расхождение во взглядах на иск-во привело к возникновению осенью 1911 оппозиционного О. Р. Х. С. "Цеха поэтов".

Общество русских акварелистов

О́БЩЕСТВО РУ́ССКИХ АКВАРЕЛИ́СТОВ (1880-1918, до 1887 - кружок русских акварелистов) - худож. объединение Петербурга. Идея создания принадлежит Д. В. Григоровичу. Учредители О. Р. А. - Л. А. Премацци, С. Ф. Александровский. А. Н. Бенуа, А. П. Соколов, А. К. Беггров и др. Цель об-ва - устройством выставок содействовать успеху, разв., распростр. акварельной живописи в России. В разное время в состав О. Р. А. входили Л. Ф. Лагорио, А. П. Боголюбов, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, К. А. Сомов, бр. Косяковы и др. Начиная с 1910 мн. чл. О. Р. А. перешли в Об-во им А. И. Куинджи. Хорошую коллекцию произв. рус. акварельной живописи составила М. К. Тенишева. О. Р. А. организовала 38 выставок (в т. ч. в Риге, Москве, Мюнхене и т. д.).

Лит.: Андреева Е. Из истории Общества русских акварелистов (1880-1918 годы) // Искусство рисунка: Сб. М., 1990. С. 108-125.

Общество русских скульпторов

О́БЩЕСТВО РУ́ССКИХ СКУ́ЛЬПТОРОВ (ОРС) - объединение скульпторов разных направлений, ранее вход. в Об-во моск. скульпторов (1926-31, Москва). Укрепляло за скульптурой ее самостоят. положение среди др. видов изобразит. иск-ва, уделяло большое внимание повышению уровня проф. культуры, стремилось к устройству самостоят. выставок. Чл. и экспоненты О. Р. С. - Н. И. Альтман, Н. А. Андреев, В. А. Ватагин, А. С. Голубкина, В. Н. Домогацкий, И. С. Ефимов, С. Т. Коненков, Б. Д. Королев, С. Д. Лебедева, И. А. Шадр и др.

Лит.: Советское искусство 20-30-х гг. Л., 1988.

Общество станковистов

О́БЩЕСТВО СТАНКОВИ́СТОВ (ОСТ) - худож. объединение. Утверждало значение и жизнеспособность станковых форм иск-ва, стремилось выработать новый изобр. язык, лаконичный по форме, динамичный по композиции. Осн. под рук. Д. П. Штеренберга, 1925-32, Москва. Осн. темы произв.: индустриализация, спорт, жизнь города. В состав об-ва входили: Ю. П. Анненков, П. В. Вильямс, А. Д. Гончаров, А. А. Дейнека, И. В. Клюн, Н. Н. Куприянов, А. А. Лабос, С. А. Лучишкин, Ю. И. Пименов, А. Я. Тышлер и др. Всего ОСТ объединял более 30 художников.

Лит.: Костин В. ОСТ (Общество станковистов). Л., 1976.

Общество станковистов. Д. П. Штеренберг. Аниська. 1926

Общество станковистов. Д. П. Штеренберг. Аниська. 1926

Община

Статья большая, находится на отдельной странице.

Община художников

ОБЩИ́НА ХУДО́ЖНИКОВ - основана в Пб. в 1910 при участии И. Е. Репина, гл. задача - повышение худож. культуры; просуществовала до 1929. В разное время в О. Х. входили: В. А. Зверев, М. И. Курилко, Д. И. Митрохин, С. В. Чехонин, А. П. Остроумова-Лебедева, И. И. Бродский, Г. С. Верейский, Л. Т. Чупятов и др. Летом 1930 О. Х. объединилась с Об-вом им. А. И. Куинджи, Об-вом живописцев и Об-вом худож.-индивидуалистов, образовав новое об-во "Цех художников".

Лит.: Лебедева И. В. Общество живописцев: К истории худож. жизни Ленинграда 1920-х гг. // Сов. искусствознание. М., 1988. № 24. С. 356-357; Община художников // Д. Я. Северюхин, О. Л. Лейкинд. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932): Справ. СПб., 1992. С. 206-208.

Объект

ОБЪЕ́КТ - компонент семантической структуры предложения, обозначающий предмет, на к-рый направлено действие или к-рый так или иначе им затрагивается; ср.: строить дом; красить крышу; вспоминать о друге. Осн. синтаксическим способом выражения О. являются разл. виды дополнений. Вместе с тем существуют и конструкции страдательного залога (пассива), отлич. особ. к-рых является, напротив, соответствие О. подлежащему; ср.: Дорогу (О., дополнение) ремонтируют уже год - Дорога (О., подлежащее) ремонтируется уже год.

О. действия противопоставляется его субъекту. Различия между ними наиб. отчетливо проявляются тогда, когда обозначаются конкретные целенаправленные физические действия субъекта по отношению к инертному О., приводящие к изменению последнего; ср. Рабочие (субъект) строят дом (объект). В таких предложениях, как У Ивана есть машина; Он боится этого человека, где это условие не соблюдается, разграничение О. и субъекта оказывается предметом дискуссий.

Лит.: Категория субъекта и объекта в языках различных типов. Л. 1982; Джусти Фичи Ф. Объект и транзитивность // Логический анализ языка. Противоречивость и аномальность текста. М., 1990; Теория функциональной грамматики. Субъектность. Объектность. Коммуникативная перспектива высказывания. Определенность. Неопределенность. СПб., 1992.

Обыденные вещи

ОБЫ́ДЕННЫЕ ВЕ́ЩИ - холст, полотенце, рубаха, пиво, творог, кресты церкви и т. п. коллективно создаваемые в течение дня во время эпизоотии или эпидемии. О. В. считались чистыми и были недоступны для нечистой силы, так как не были ей известны.

Обыденный холст (полотенце) ткали по случаю мора, падежа скота, засухи, войны и др. бедствий. До восхода солнца со всей деревни женщины собирали пряжу или нитки и ткали столько холста, сколько успеют за день. Затем через холст или под ним перегоняли скот или проводили людей, обносили холст кругом деревни; жертвовали в церковь, закапывали в землю, развешивали по селу, сжигали или вешали на придорожные кресты за деревней на "дороге смерти".

В одних случаях О. В. (холст, полотенце) образуют магич. круг, линию, через к-рые эпидемия не проходила, в др. О. В. вбирали эпидемию в себя. Через обыден. еду людям передавались свойства недоступности для нечистой силы.

Впоследствии постройку обыден. церквей, как и изготовление обыден. полотенец, стали воспринимать как выражение христ. благочестия.

Обычаи

ОБЫ́ЧАИ - стереотипизированные формы поведения, один из способов реализации традиции. Понятие О. нередко рассматривается как синоним понятия обряд (ритуал). Однако О. и обряд - крайние точки на шкале символич. форм поведения. Они отличаются прежде всего степенью обязательности для членов коллектива: последствия нарушения О. и обрядов существенно различаются (от выполнения обрядов зависит жизнь коллектива, в то время как несоблюдение О. носит, как правило, индивид., окказиональный хар-р и может сказаться лишь на нарушителе). О. и обряды принадлежат разным уровням "сценария" жизни. Обряды - высш. ритуально-мифол. уровень, О. - низш., в сфере повседневной жизни. Видимо, это обст-во дало основание нек-рым иссл. видеть их осн. различие в несовпадении прагматич. ориентаций: О. связаны с деят-ностью, имеющей практическое значение, в то время как обряды объемлют те формы поведения, к-рые являются чисто знаковыми и сами по себе не имеют практич. смысла (хотя опосредованно могут быть использованы в практич. целях). В любом случае О. выполняют функции осн. регулятора повседневности.

Лит.: Гофман А. Б., Левкович В. П. Обычай как форма социальной регуляции // Сов. этнография. 1973. № 1; Арутюнов С. А. Обычай, ритуал, традиция // Сов. этнография. 1981. № 2.

ОБЭРИУ

ОБЭРИУ́ (Объединение реального искусства) - группа писателей и деятелей иск-ва; существовала в Ленинграде в 1927-30. Программа О. характеризуется стремлением в свободном эксперименте приблизить худож. язык к дейст-сти, освободившись от догм эпигонов реализма. Этим догмам О. противопоставили пародию и гротеск, к-рые приобрели в их творчестве значение абсурда, он должен был передать трагизм жизни, разобщенность людей, их беспомощность перед драмой бытия. Принципы О. перекликаются с сюрреализмом. Манифест обэриутов, составленный гл. обр. Н. Заболоцким, был опубликован в 1928 (ж. "Афиша Дома печати"). Основание группе положили молодые поэты Д. Хармс, А. Введенский, Н. Заболоцкий; в группу вошли К. Ватинов, И. Бахтерев, А. Разумовский, Ю. Владимиров, Д. Левин. Тяготели к группе Н. Олейников, Е. Шварц. Среди художников близкими к группе были К. Малевич и П. Филонов.

Деят-ность группы вызвала резкое неприятие официальных кругов. Не имея возможности работать в лит-ре для взрослых, мн. обэриуты перешли в игровое творчество для детей, в детские ж. (Д. Хармс, Н. Олейников, А. Введенский и др.). Все участники группы в 30-е гг. подверглись репрессиям. С 60-х гг. началось возвращение О. к читателю.

Обязательный экземпляр

ОБЯЗА́ТЕЛЬНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯ́Р - один или неск. экз. каждого опубл. произв. печати, поступающий, согласно закону, в гос. книгохранилища. На основе О. Э. формируется нац. собр. произв. печати и создается нац. библиография. О. Э. появился во Франции в 16 в. В России О. Э. получали: б-ка АН (с 1783), Имп. Публ. б-ка (с 1810), Б-ка Румянцевского музея (с 1862). В 1917 для учета и распределения О. Э. была создана Рос. Книж. палата.

Овечкин Вал. Вл

ОВЕ́ЧКИН Вал. Вл. (1904-68) - писатель. Род. в семье банковского служащего. Работал сапожником, учителем, зав. избой-читальней. Был председателем с.-х. коммуны (1925-31), пред. Совета профсоюза Кисловодска (1933-34). Печататься начал с 1929. Участник войны. Широкую известность О. принесла очерковая кн. "Районные будни" (1952-56); она вызвала общест. резонанс и оказала большое влияние на дальнейшее разв. "деревенской" прозы. В жанровом отношении это очерковая пов., тяготеющая к общест.-полит. хронике, а по объему и композиционному построению - к роману. Все творчество писателя так или иначе связано с проблемами сел. х-ва (первая кн. "Колхозные рассказы" вышла в 1935). Пьесы "Навстречу ветру" (1958), "Пусть это сбудется" (1961) - своеобразное продолжение гл. книги О. "Районные будни".

Овин

ОВИ́Н - постройка, предназначенная для сушки снопов. Простейший О. (шиш) представляет собой яму, вокруг к-рой устанавливаются конусом жерди. Снопы укладывали вокруг жердей колосьями внутрь и разводили в яме огонь. В более соверш. бревенчатых О. в яме устанавливалась печь, а над ней сооружался помост для снопов. Разновидностью О. является рига, гл. отличие к-рой от О. состоит в том, что у нее нет ямы, а печь находится не под снопами, а сбоку от них. В соотв. с нар. верованиями, в О. (точнее у овинного огня) живет овинник, или подовинник, - хозяин и хранитель О.

Овины. Фотография нач. 20 в.

Овины. Фотография нач. 20 в.

Овинник

ОВИ́ННИК - в нар. верованиях дух-хозяин овина. Хорошему хозяину О. носит по ночам зерно. Защищает хозяина от банника, мертвеца. О. может предсказать несчастье. К О. ходили гадать о будущем. Он может устроить пожар в овине. Чтобы этого не произошло, О. приносятся жертвы (на пороге овина режут кур). В дни его именин запрещалось топить в овине. Такими днями считались Воздвиженье (14 сент.), день Феклы Заревницы (24 сент.) и Покрова (1 окт.).

Овсень

ОВСЕ́НЬ (варианты: Авсень, Таусень, Баусень) - традиционный припев-возглас в святочных колядках ("Ай во боре, боре Стояла там сосна Зелена, кудрява. Ой овсень, ой овсень!"; "Бай авсень, бай авсень! Мы ходили, мы будили По святым вечерам"). Песни с припевом О. были распространены преим. в среднерус. полосе и в Поволжье, будучи связаны с характерными для этих регионов обрядами. Относительно знач. слова О. существует неск. толкований. Согласно одному из них (И. Снегирев, А. Веселовский), О. связан с понятиями посева, ритуального обсыпания зерном, или обсевания. По В. Далю, Авсень - первый день весны. Согласно более распрост. мнению, опирающемуся на сравнит. лингв. анализ, О. тождествен понятиям света, утра весны как светлого времени года (А. Потебня), и наличие этого припева выражает одну из идей святочных песен - поворот в природе, приход нового года.

Овсянико-Куликовский Дм. Ник

ОВСЯ́НИКО-КУЛИКО́ВСКИЙ Дм. Ник. (1853-1920) - литературовед, лингвист, историк культуры. Учился в Петерб. (1871-73) и Новороссийском ун-тах. Изучал в Праге и Париже сравнит. яз.-знание и санскрит. Проф. Казанского, Харьковского, Петерб., Новороссийского ун-тов. С 1907 - почетный акад. Ред. ж. "Вестник Европы" (1913-18), "Истории русской литературы 19 века" (5 тт., 1908-10). Разрабатывал проблемы яз., психологии худ. творчества в русле идей психологич. школы А. А. Потебни. В частности, сформулированная последним проблема "яз. и нация" получила дальнейшее развитие в работах О.-К. и др. т. н. "харьковских потебнианцев" (В. И. Харциев, А. Г. Горнфельд, А. Л. Погодин). Психологич. признак был положен в основу разделения искусств: образные (скульптура, живопись) и лирические (музыка, архитектура, лирика). Этот же критерий разделил деятелей лит-ры на худ.-наблюдателей (У. Шекспир, А. Пушкин, И. Тургенев) и худ.-экспериментаторов (Н. Гоголь, Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин). Внутри же произв. О.-К. выделял т. н. "психологич. типы" (Чацкий, Онегин, Печорин и т. д.). Последний принцип О.-К. основательно провел в своей книге "История русской интеллигенции" (3 тт., 1906-11), рассматривая движение идей с т. зр. различий в "душевной организации поколений".

Соч.: Собр. соч.: В 9 т. СПб., 1912-14; Теория поэзии и прозы. М.; Пг., 1923; Воспоминания. Пг., 1923.

Лит.: Горнфельд А. Г. Экспериментальное искусство // Рус. богатство. 1904. № 7; Райнов Т. "Психология творчества" Д. Н. Овсянико-Куликовского // Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1914. Т. 5.

Овцын Дм. Леонт.

О́ВЦЫН Дм. Леонт. (1708-57) - гидрограф. Учился в Мор. академии в Пб. Плавал в Испанию штурманским учеником на корабле рус. торг. эксп. под нач. И. Кошелева (1725). В 1733 в чине лейт. назначен в Вел. сев. эксп. В 1734-38 О. был нач. отряда Вел. сев. эксп., описавшей берега Карского м. между устьями Оби и Енисея. В 1739, за знакомство с ссыльным кн. Долгоруковым, О. был разжалован в матросы и отправлен в команду Беринга, в эксп. к-рого и принимал участие. В 1741 плавал на пакетботе "Св. Петр" под начальством Беринга к бер. Сев. Америки. После возвращения из эксп. О. был восстановлен в чинах и плавал на Балт. м. В 1757 О. оставил мор. службу. В честь О. назв.: мыс п-ова Таймыр и пролив между о-вами Оленьим и Сибирякова.

Овчина-Оболенский-Телепнев Ив. Фед

ОВЧИ́НА-ОБОЛЕ́НСКИЙ-ТЕ́ЛЕПНЕВ Ив. Фед. (ум. 1539) - гос. деятель, кн., боярин и, по нек-рым сведениям, конюший (ст. боярин в думе) - с 1533 или 1534. Впервые упоминается в 1511. Один из самых способных и отважных моск. воевод. В 1510-х - нач. 30-х гг. участвовал в отражении нападений крымских татар, в походах на Литву и Казань, командовал передовым полком. Заслуги кн. оценил Василий III, в пр-ве к-рого О. играл большую роль. Его сестра, А. Челяднина, была мамкой княжича Ивана IV. После смерти вел. кн. (1533) О. стал фаворитом его вдовы Елены Глинской и возглавил борьбу боярской думы против 7 бояр, назначен. по завещанию покойного кн. опекунами малолетнего Ивана IV и его матери. В 1534 с помощью О. Елена Глинская совершила переворот, избавивший ее от опеки, и стала регентшей при сыне. Бояре-опекуны М. Глинский, М. Воронцов и М. Юрьев были арестованы, причем М. Глинский, дядя княгини, погиб в тюрьме. В 1537 О. вел борьбу против мятежа удельного кн. Андрея Старицкого, мл. брата Василия III. Получив от О. гарантию неприкосновенности, Андрей Старицкий отправился в Москву просить у невестки прощения за свое выступление, но его схватили и "посадили в заточение на смерть". О. участвовал в войне с Литвой 1534-37, от имени Ивана IV вел дипл. переговоры с иностр. послами. Возглавляемое им пр-во провело реформу ден. системы и нек-рые др. преобразования. После смерти Елены Глинской (1538) Шуйские и др. отстраненные О. от власти бояре поспешили расправиться со своим противником. Несмотря на протесты юного Ивана IV, О. был арестован и замучен в тюрьме. А. Челяднину отвезли в Каргополь и постригли в монахини.

Овчинников Вл. Аф.

ОВЧИ́ННИКОВ Вл. Аф. (род. 1941) - художник, представитель неоавангарда Ленинграда, автор гротесковых, реже лирич. композиций на темы современности. Творчество О. - синтез традиций иск-ва рус. иконы и К. Малевича, Сев. Возрождения и Б. Григорьева, художников рус. критич. реализма П. Федотова и В. Перова; развивает характерные для рус. иск-ва темы страдания, покаяния. Испытал влияние М. Шемякина. Начало худож. деят-ности относится к 60-м гг. Осн. произведения: серии картин "Очереди", "Окраины большого города", "Кентавриды" и др. (60-70-е гг.).

Оглашение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Огрызко Иосафат Петр.

ОГРЫ́ЗКО Иосафат Петр. (1826-90) - изд., типограф. Род. в Мин. губ., в семье небогатого польск. дворянина. В 1849 поступил на службу в Деп. горных и соляных дел. С 1858 владел в Пб. типографией, проданной им в 1863 В. Рогальскому и Ф. Сущинскому. За участие в Польск. восст. 1863 был приговорен к 20 годам каторги и сослан в Сибирь, где и прожил на поселении до конца жизни. Типография О., оснащ. скоропечатными машинами, имела большой запас шрифтов на всех европ. и вост. языках. К ее услугам обращались мн. гос. учреждения и науч. орг-ции, в т. ч. АН. В типографии О. было отпечатано св. 100 назв. книг. Особое место среди них занимали: многотомное изд. "Всемир. истории" Ф. Шлоссера, пед. сочинения К. Ушинского и Н. Пирогова, первое собр. соч. Н. Добролюбова (1862). О. печатал худож. лит-ру, книги по естествознанию и технике, соч. соц.-полит. тематики демократ. направления. В типографии печатались изв. рус. ж.: "Архитектурный вестник", "Журнал Министерства народного просвещения", "Горный журнал" и др. Ряд изд. был напечатан на польск. языке, в т. ч. газ. "Slowo" (1858-59), в к-рой сотрудничали мн. проф. Петерб. ун-та польск. происх. За опубликование в 15-м номере газ. письма польск. ученого и революционера И. Лелевеля она была запрещена, а ее изд. заключен в Петропавл. крепость. В нач. 1860-х гг. типография О. была полиграфич. базой польск. и рус. рев. центров.

Лит.: Баренбаум И. Е. Иосафат Огрызко (1826-1890). М., 1964; Дьяков В. А. Деятели рус. и польск. освобод. движения в царской армии. 1856-1865 гг.: Биобибл. словарь. М., 1967; Баренбаум И. Е., Костылева Н. А. Книжный Петербург-Ленинград. М., 1986.

Ода

О́ДА - в Др. Греции первоначально лирич. стихотв., исполнявшееся хором, с муз. сопровождением. Широкое распростр. получили О. Пиндара и римского поэта Горация.

В Зап. Европе жанр, сложившийся в системе лит. теч. классицизма. Преимущ. распространение получил во Франции ("Оды" П. Ронсара, давшие название жанру, Ж.-Б. Руссо, Э. Лебрена), классицистич. выражение О. получает у Малерба.

Появление О. в России непосредственно связано с возникновением рус. классицизма и идеями просвещ. абсолютизма. Термин был введен В. Тредиаковским ("Торжественная ода о сдаче города Гданска", 1743). Для О. характерен торжеств., метафорически насыщенный стиль - Феофан Прокопович, А. Сумароков, А. Кантемир, М. Ломоносов. Введение Г. Державиным в поэтику одического стиля простых рус. слов существенно расширило возможности рус. классич. О. Новым содержанием, преимущ. гражданского характера, наполнилась О. в творчестве К. Рылеева, черты одического стиля заметны в философской лирике Е. Баратынского, Ф. Тютчева. В 20 в. зачинателем О. был В. Брюсов ("Хвала человеку", "Город"). Одическое начало присуще стилю В. Маяковского ("Ода революции"), отдельные его элементы - у О. Мандельштама, Н. Заболоцкого.

Лит.: Державин Г. Р. Рассуждение о лирической поэзии // Соч.: В 9 т. СПб., 1872. Т. 7; Гуковский Г. А. Из истории рус. оды 18 века // Поэтика. Л., 1927. Вып. 3; История греч. литературы: В 3 т. М.; Л., 1946. Т. 1; Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957.

Ода музыкальная

О́ДА МУЗЫКА́ЛЬНАЯ - 1) В Др. Греции первонач. любое вокальное произведение, позднее - преимуществ. торжеств. песня. Эти значения О. М. сохраняет позднее в иск-ве Зап. Европы, будучи воплощенной в сольных, хоровых или вокально-инструментальных композициях ("Ода к радости" на стихи Ф. Шиллера в финале 9-й симфонии Л. Бетховена). В России О. М. нашла отражение в творчестве П. И. Чайковского ("К радости", 1865), как инструментальный жанр в творчестве И. Ф. Стравинского (Траурная ода для камерного оркестра, 1943), С. С. Прокофьева (Ода на окончание войны, 1945) и др.

2) Раздел богослужебной книги Ирмологий византийской традиции (в славянской традиции обычно называется "песнью"). Каждый глас данной книги содержит 9 О. М.

Одежда

Статья большая, находится на отдельной странице.

Одиннадцатисложник

ОДИННАДЦАТИСЛО́ЖНИК - в силлабич. стихосложении - стих из 11 слогов. Один из самых попул. размеров европ. силлабики (итал. О., польск. О). В рус. силлабич. поэзии 17 - нач. 18 в. О. по польск. образцу имел обязат. ударение на 10-м слоге и цезуру после 5-го, обычно парной рифмовки. О. писали С. Полоцкий, С. Медведев, позднее А. Кантемир и В. Тредиаковский. В силлабо-тонич. имитациях О. передавался 5-стопным ямбом. Пример О. (С. Полоцкий):

Господи Боже, на тя уповаю,

от гонящих мя спасти умоляю.

И избави мя, да души моея

не хитит зубы челюсти своея

Враг, якоже лев, никому не сущу

во избаву ми, ниже спасающу...

Одическая строфа

ОДИ́ЧЕСКАЯ СТРОФА́ - 10-стишие 4-стопного ямба с канонич. рифмовкой: AbAbCCdEEd (прописные буквы - жен. рифмы, строчные - муж.). Впервые О. С. была употреблена в нач. 17 в. франц. поэтом Ф. Малербом в жанре торжеств. оды и с тех пор стала попул. строфой франц., нем. и рус. од. В Россию О. С. пришла с одой В. Тредиаковского на сдачу Гданска (1743) и одой М. Ломоносова на взятие Хотина (1739); на рус. почве ее впервые употребил А. Сумароков ("Вперяясь в перемены мира", 1740). В эпоху классицизма популярность О. С. не только утвердила ее как осн. строфу жанра торжеств. оды, но и распространила на др. жанры - элегию, медитативную и любовную лирику, песню, сатиру и др. 2-я пол. 18 в. отмечена появлением большого числа вариантов О. С. (от "зеркального" расположения клаузул - aBaBccDeeD, перемены мест 4-стишия и 6-стишия до использования в ряду О. С. 10-стиший вольной рифмовки). В 18 в. к О. С. обращаются также В. Петров, Г. Державин, А. Радищев и др. К нач. 19 в. О. С. надолго выходит из употребления, возрождаясь лишь на рубеже 19-20 вв. в стилизациях (И. Коневского, Ф. Сологуба). Пример О. С. (Г. Р. Державин):

Подай, Фелица! наставленье:

Как пышно и правдиво жить,

Как укрощать страстей волненье

И счастливым на свете быть?

Меня твой голос возбуждает.

Меня твой сын препровождает;

Но им последовать я слаб.

Мятясь житейской суетою,

Сегодня властвую собою,

А завтра прихотям я раб <...>

Одноклассные начальные училища

ОДНОКЛА́ССНЫЕ НАЧА́ЛЬНЫЕ УЧИ́ЛИЩА - в дорев. России нач. школы, образов. на основании Положения о 2-классных и 1-классных уч-щах (1869) и инструкции для 2-классных сел. уч-щ Мин-ва нар. просвещения (1875). Положение 1869 предоставляло право Мин-ву нар. просвещения открывать в крупных селах "образцовые" уч-ща, в осн. 1-классные с 3-годичным сроком обучения, с одним учителем. О. Н. У. давали более слабую подготовку, чем земские школы.

Однородные члены предложения

ОДНОРО́ДНЫЕ ЧЛЕ́НЫ ПРЕДЛОЖЕ́НИЯ - чл. предложения (главные или второстепенные), связанные с одной и той же словоформой и выполняющие одну и ту же синтаксической функцию; ср.: Усталые, но довольные, они вернулись домой; Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри (А. Пушкин); Она долго и радостно жала ему руку. О. Ч. П. произносятся с интонацией перечислен. сочинительных союзов, конкретизирующих отношения внутри ряда О. Ч. П. (сочинительного ряда). О. Ч. П., как правило, располагаются контактно, непосредственно один за другим. В силу семантической и синтаксической однотипности О. Ч. П. часто допускают перестановку; ср.: Долго ль мне гулять по свету то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком (А. Пушкин), где О. Ч. П. - по крайней мере нек-рые из них, вполне можно поменять местами. Такая перестановка возможна, однако, далеко не всегда. Обычно первым в ряду О. Ч. П. называется то, что логически или хронологически первично, традиционно имеет более высокий социальный статус, важнее для чел. с т. зр. обеспечения условий его существования, в силу чего порядок слов в следующих рядах О. Ч. П. более или менее жестко фиксирован: причина и следствие; преступление и наказание; до и после; вчера, сегодня и завтра; отец и сын; стар и млад; мужчина и женщина; жених и невеста; здесь и там; за и против; плюсы и минусы; добро и зло; жизнь и смерть; теперь или никогда и мн. др. Присутствие О. Ч. П. считается фактором, осложняющим простое предл. В этой связи можно заметить, что бол. часть предл. с О. Ч. П. м. б. представлена как результат "сочинительного сокращения" неск. самостоятельных предл. или сложносочиненного предл. с однотипными компонентами; ср.: Он жил, он жив, он будет жить - Он жил, жив и будет жить; Миша вышел погулять, и Маша вышла погулять - Миша и Маша вышли погулять.

Лит.: Падучева Е. В. О семантике синтаксиса. М., 1974; Перетрухин В. Н. Проблемы синтаксиса однородных чл. предложения в совр. рус. языке. Воронеж, 1979; Санников В. З. Рус. сочинительные конструкции. М., 1989.

Односоставное предложение

ОДНОСОСТА́ВНОЕ ПРЕДЛОЖЕ́НИЕ - конструктивно-синтаксический тип предложения, содержащий один независимый гл. чл.; ср.: Тишина; Светает; На улице никого нет. О. П. противопоставляются двусоставному предл., в основе которого лежит сочетание двух гл. чл. - подлежащего и сказуемого. В зависимости от грамматического оформления гл. чл. О. П. разграничивают глагольные и субстантивные О. П.

Гл. чл. глагольных О. П. выражается спрягаемой формой глагола или включает ее в свой состав в кач-ве вспомогат. глагола или глагола-связки; ср.: Идешь домой?; За окном поют; Его не проведешь; Ему было весело; Здесь не пройти. Глагольные О. П., в свою очередь, подразделяются на 5 подтипов в соответствии с их типовым значением и формой гл. чл.: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные и инфинитивные.

В субстантивных О. П. гл. чл. выражен формой существительного. Среди них осн. разновидностью являются назывные (номинативные) О. П., в к-рых в качестве гл. чл. используется существительное в форме им. падежа (номинатива); ср.: Уже полночь. По форме с ними могут совпадать обращения в изолированном употреблении, рассматриваемые иногда как вокативные О. П. В последнее время в качестве особых разновидностей О. П. выделяются также генитивные О. П. с существительным в форме род. падежа (генитива) в качестве гл. чл.; ср.: Снегу-то здесь, а также аккузативные О. П. с существительным в форме винит. падежа (аккузатива); ср.: Хлеба и зрелищ! Дождя бы!

Лит.: Бабайцева В. В. Односоставные предложения в совр. рус. языке. М., 1968; Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в совр. рус. языке. М., 1986; Рус. грамматика. Т. 2. Синтаксис. М., 1980.

Одоевский Ал-др Ив

ОДО́ЕВСКИЙ Ал-др Ив. (1802-39) - поэт, декабрист, князь. Потомок др. дворянского рода. Получил разностороннее домашнее образование. В 1815 зачислен на службу в Кабинет Е. И. В., с 1821 - в лейб-гвардии Конном полку (1823 - корнет). Чл. Сев. об-ва (1825), в к-ром примкнул к радикальному крылу, актив. участник восст. на Сенатской площади. Приговорен в каторжную работу в Сибирь, с 1832 - на поселении. В 1837 определен рядовым в Нижегород. драгунский полк (сослуживец и друг М. Ю. Лермонтова), участвовал в воен. действиях на Кавказе. В 1825 дебютировал в "Сыне отечества" двумя лит.-критическими ст.; ранние стихотв. О. практически не сохранились. Поэтическое дарование О. раскрылось в годы каторги и ссылки. Его твор-во тесно связано с гражд. поэзией преддекабристских лет. Тема верности идеалам декабризма в стихотв. "Сон поэта" (1826); "Струн вещих пламенные звуки..." (1827-29); "Тризна" (1828) и др., характерная трактовка ист. темы с исп. аллюзий в стихотв. "Дева 1610 года" (1827-30); "Неведомая страница" (1829-30) и т. п. Вместе с тем возникающие в поэзии О. эл-ты филос. рефлексии, образный строй его соч. предвосхищают лермонтовские начала в рус. лирике - "Элегия" ("Что вы печальны, дети снов...") (1829), "Куда несетесь вы, крылатые станицы?.." (1837) и др. Наиб. крупн. произв. О. - ист. поэма "Василько" (1829-30).

А. И. Одоевский. Литография А. Скино с акварели Н. А. Бестужева

А. И. Одоевский. Литография А. Скино с акварели Н. А. Бестужева

Одоевский Вл. Фед

Статья большая, находится на отдельной странице.

Одоевский Никита Ив

ОДО́ЕВСКИЙ Никита Ив. (ум. 1689) - гос. и воен. деятель, князь, сын участника событий Смутного времени И. Н. Одоевского Большого. 1618 - стольник. В 1622 женился на дочери боярина Ф. И. Шереметева Евдокии и стал одним из крупнейших феод. собственников. 1633 - мл. воевода во Ржеве, 1635 - большой стольник, 1640 - боярин, 1640-43 - воевода в Астрахани. При вступлении на престол царя Алексея Михайловича приводил к присяге боярскую думу, двор и всех москвичей, а в день венчания на царство пожалован им в ближние бояре. В 1646-47 - на почетной должности гл. воеводы в Ливнах, руководил обороной юж. границ рус. гос-ва. Во время восст. 1648 в Москве двор О. был разграблен. В 1648 руководил комиссией из 5 лиц, менее чем за полгода подготовившей Соборное уложение 1649. Н. П. Загоскин называл его "Сперанским 17 в.". 1651-53 - первый воевода в Калуге, затем в Казани. В 1654-55 командовал передовым полком в польск. походах. В 50-70-е гг. не раз стоял во гл. рус. посольств на переговорах с польск. и швед. представителями. При Алексее Михайловиче возглавлял приказы Большой казны, Земский и Рейтарский. В 1663 руководил следств. комиссией по делу патриарха Никона, пристрастно вел следствие. На суде (1666) был гл. обвинителем Никона, заслужив от него титул "врага всякой истины". В кон. 70-х гг. боярами были представители трех поколений семьи О. При царе Федоре Алексеевиче он фактически возглавлял внеш. политику России, был нач. Аптекарского приказа, пред. Расправной палаты (с 1681). Руководил уничтожением местничества (Собор 1682). В годы правления царевны Софьи роль О. резко уменьшилась. С юных лет он исполнял также придворные обязанности: "смотрел в большой стол", "наряжал вина", участвовал в ритуале царских свадеб, в последние годы жизни Алексея Михайловича "держал государя под руку". Иностр. современники отзывались об О. как о чел. энергичном, умном, просвещ., сочувственно относившимся к новым веяниям.

Предыдущая страница Следующая страница