Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Оглашение

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Оглашение

ОГЛАШЕ́НИЕ - первонач. ознакомление с христ. вероучением людей, желающих вступить в Церковь, предшествующее таинству крещения. Оглашаемые, или катекумены, - люди, готовящиеся к принятию этого таинства. Слав. термин "оглашение" - калька греч. κατήχησιζ - от гл. κατηχέω, означающего слышание ч.-л. из речей других. В более известном значении - процесс убедительного наставления гл. истинам к.-л. учения или правилам веры. Напр.: человек, "наставляемый законом", или "посредством закона"; "сей бе оглашен пути Господню" ("он был наставлен в начатках пути Господня" (Деян 18:25). Т. о., О. - это: 1) наставление новообращаемых язычников и 2) богослужебный чин, состоящий из определ. обрядов и священнодействий, совершаемых над "оглашенными". Сведения о предварит. наставлении желающих принять крещение восходят к сер. 2 в. Свою определ. форму ин-т катекуменов принял в 4 в., когда, после Миланского эдикта 313 (уравнявшего христ-во в правах с др. религ. Рим. империи), происходило массовое крещение язычников. По степени готовности к принятию крещения оглашаемые делились на три основных класса. 1. "Слушающие" - недавно заявившие о желании вступить в Церковь и получившие право входа в храм для слушания св. Писания и поучений; они присутствовали на предназначавшейся для них вступительной части литургии (предшествующей евхаристич. канону), получившей поэтому название "Литургия оглашенных". 2. "Припадающие", или "преклоняющие колени", отличались от слуш. тем, что имели право присутствовать в храме в продолжение всей Литургии оглашенных и выслушивать особую молитву, за них произносимую; после чего, по возгласе дьякона "Оглашеннии, изыдите!" - также покидали храм (данный возглас, в качестве анахронизма, сохранился до настоящего времени). 3. Эту ступень составляли люди, вполне подготовленные к принятию крещения. На Востоке они назывались "крещаемые", или "просвещаемые", а на Западе - "требующие". В конце Литургии оглашенных над ними произносилась особ. молитва (они покидали храм неск. позднее представителей двух первых классов, но обязательно до евхаристич. анафоры). Перед Пасхой желающие принять крещение вносили свои имена в список крещаемых; в Риме это происходило за 40 дней до крещения. С этого времени оглашаемые именовались "избранными". До самого крещения они соблюдали строгий пост, на людях появлялись с закрытыми лицами. Во время Великого поста (в четвертое воскресенье на Западе, во второе - у греков) избранные получали новые, христ. имена и исповедовались, а непосредственно перед Пасхой (к "навечерию" к-рой, т. е. к страстной субботе, приурочивалось крещение) подвергались последним испытаниям и заклинаниям. Обычный срок оглашения два года (он мог быть сокращен); для прежних языч. жрецов - три года. Четвертый класс оглашаемых - условный и непостоянный. В него низводились оглашаемые из всех первых трех классов в случае совершения ими к.-л. тяжкого греха против Церкви, когда весь путь оглашения приходилось начинать заново. Сначала они вообще не имели права входить в церковь и стояли у паперти вместе с отлученными христианами. Иногда этот класс называют классом кающихся, поскольку его члены громко исповедовали свои грехи, выкрикивая их не только перед священником, но и друг перед другом (что породило известную пословицу), при этом бия себя в грудь и посыпая пылью главу. В 6-7 вв., в связи с христианизацией империи и распространившейся практикой крещения детей, ин-т оглашаемых теряет свой первонач. смысл, но молитвы и ектеньи об оглашаемых в литургиях сохраняются в греч. Евхологиях и переходят затем в славяно-рус. Служебники. Поучения оглашаемым содержатся в рус. Требниках начиная с 14-15 вв. В совр. Требнике и в реальной приходской практике чин О. соединяется с крещением, непосредств. ему предшествуя, и надписывается как "Молитва во еже сотворити оглашеннаго".

Лит.: Долоцкий В. И. Чин Оглашения в Др. Церкви // Христианское чтение. 1849. Ч. I; Успенский Н. Византийская Литургия // Богословские Труды. Сб. 21. М., 1980. С. 26-37; Арранц М. Чин оглашения и крещения в Древней Руси // Символ. Париж, 1988. № 19. С. 69-100.

В начало словаря