Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Одоевский Вл. Фед

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Одоевский Вл. Фед

ОДО́ЕВСКИЙ Вл. Фед. (1804-69) - писатель, философ, журналист, лит. и муз. критик, композитор, обществ. деятель, князь. Отпрыск др. рода, ведущего начало от Рюрика. Воспитанник Моск. ун-тского Благородного пансиона (1816-22). По окончании - чиновник Моск. архива Коллегии иностр. дел. После 1826 служит в Петербурге (МВД, с 1846 - пом. дир. Публ. б-ки и зав. Румянцевским музеем). В 1826 назначен сенатором в Москву. Человек уникально широких интересов, О. наиб. полно среди своих рус. современников отвечал романтическому представлению об универсально одаренной творческой личности. Он рано заявил о себе как о видном участнике интеллектуальной жизни в России. Уже в пансионе увлекается музыкой и философией, создает первые лит. произв., дебютирует в печати. В 1823 входит в число уч-ков кружка С. Е. Раича, становится одним из организаторов и руководителей Об-ва любомудрия. В 1824-25 совместно с В. К. Кюхельбекером издает журнал-альманах "Мнемозина", позднее сотрудничает в "Моск. телеграфе", "Моск. вестнике", "Северных цветах", "Моск. наблюдателе", "Современнике", "Отеч. записках" (является соред. этого ж.) и др. Начало писательской известности О. связано с его прозаич. соч. сер. 20-х гг. Часть из них, преим. в аллегорич. форме, выражала идеалы любомудрия (сб. "Четыре аполога", 1824), др. представляли собой сатиру на современность ("Странный человек", 1822; "Елладий (картина из светской жизни)", 1824; "Старики, или Остров Панхаи (Дневник Ариста)", 1824 и др.). Уже в этих произв. проявились характерные черты писат. индивидуальности О. - рационалистичность художнической мысли, стремление к соед. поэзии и философии. Расцвет творч. деят-ности О. приходится на 1830-е - нач. 40-х гг. Его соч. той поры отличаются большим тематич. и жанровым разнообразием. Так, сб. "Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозейкою" (1833) объединяет тесно связанные с ранним творч-вом социально-сатирические произведения ("Сказки о том, как опасно девушкам ходить толпою по Невскому проспекту" и др.) и, с др. стороны, предвосхищающую направление будущих поисков писателя пов. "Игоша", основанную на аналитически истолкованном фольклорном сюжете и свидетельств. о внимании к психол. проблемам. К жанру "светской" пов. относятся "Княжна Мими" (1834) и "Княжна Зизи" (1839). В родственных жанрах утопии и антиутопии созданы "4338-й год" (ок. 1840, не оконч.) и "Город без имени" (1839). Интерес О. к непознанному, загадочному в природе и человеческой психике, его многолетнее увлечение мистич. идеализмом отражают фантастические пов. "Орлахская крестьянка" (1836), "Сильфида" (1837), "Косморама" (ок. 1840), дилогия "Саламандра" (1841, 1844) и др.; с позиции естествоиспытателя, уверенного в могуществе опытного знания, те же таинств. явления истолкованы в "Письмах к графине Е. П. Ростопчиной о привидениях, суеверных страхах, обманах чувств, магии, каббалистике, алхимии и других таинственный явлениях" (1839). Ряд произв. О. 30-х гг. ("Последний квартет Бетховена", 1830; "Себастьян Бах", 1835; "Город без имени", 1839 и др.) впоследствии вошли в состав ром. цикла "Русские ночи" (опубл. 1844) - итогового произв. всего рус. филос. романтизма. Как публицист. О. до 50-х гг. приближался к славянофилам. Загран. поездки (1856, 1859) изменили его отношение к европ. цивилизации. Он продолжал верить в рус. народ, но порицал распространенные в России "лень ума" и "рукавоспустие", высоко оценивал петровские преобразования. Горячо поддерживал отмену крепост. права и др. реформы Александра II, ежегодно праздновал "великий первый день свободного труда" 19 февр. Призывал рус. дворян способствовать устранению последствий крепостничества, участвовать в работе земских и суд. учреждений, распространять знания во всех слоях народа. "В России есть все, а нужны наука, наука и наука", - считал О. К числу его заслуг (пред. Ученого к-та Мин-ва гос. имуществ с 1838) относится создание сети нач. уч-щ в селениях гос. крестьян - самых массовых учеб. заведений дореформ. эпохи. О. - автор большого числа пед. соч., методич. пособий, "наказов" и наставлений для учителей и воспитателей, "азбук" и учебников по разл. предметам, написанных образным, доступным языком. Популяризатор естеств.-науч. и техн. знаний среди крестьян, он "писал для мужиков... один во всей русской литературе". Ред. ж. "Сельское обозрение"; вместе с А. П. Заблоцким-Десятовским выпустил 20-тыс. тиражом серию брошюр "Сельское чтение" с познават. ст. и полезными советами (первый из 4-х сб-ков выдержал 11 изданий). О. открыл читателям мир рус. нац. музыки, был первым истолкователем творчества М. И. Глинки, посвятил ряд статей и худож. произв. творчеству русских (А. Н. Верстовский, А. А. Алябьев, А. Н. Серов) и зап.-европ. композиторов и исполнителей, занимался изучением рус. нар. песни и др.-рус. церк. музыки. Он изобрел оригин. муз. инструмент ("энгармонический клавесин"), сочинял музыку, написал "Музыкальную грамоту..." (1868); участвовал в создании Петерб. и Моск. консерваторий, Рус. муз. об-ва. О. - один из самых изв. рус. филантропов. Он разработал Положение о детских приютах (офиц. утвержден в 1839), по его инициативе в СПб. создана Максимилиановская больница "для приходящих" и Елизаветинская дет. больница. Организовал петерб. "Общество посещения бедных просителей" (1846-55 - закрыто пр-вом, заподозрившим в его деят-ности крамолу), чл. к-рого состояло неск. сотен человек. Благотворит. учреждения об-ва оказывали матер. помощь 15 тыс. бедных семей. Центром культурной жизни СПб., а позднее Москвы были субботние салоны у О.

В. Ф. Одоевский. Акварель А. Покровского

В. Ф. Одоевский. Акварель А. Покровского

В начало словаря