Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "О" (часть 3, "ОДО"-"ОЛЬ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 3, "ОДО"-"ОЛЬ")

Одоевцева Ир. Вл

ОДО́ЕВЦЕВА Ир. Вл. (наст. имя Гейнике Ираида Густавовна) (1895-1990) - поэт, прозаик, мемуарист. В 1918 поступила в Ин-т Живого Слова. Была чл. второго "Цеха поэтов". В 1922 вышла кн. стихов О. "Двор чудес"; в том же году О. выходит замуж за Г. В. Иванова и вместе с ним покидает Россию. В эмиграции О. писала стихи и прозу (роман "Изольда" и др.); известностью пользуются ее мемуары "На берегах Невы" (1967) и "На берегах Сены" (1983) подробно рассказывающие о культурной жизни Петрограда кон. 10-х - нач. 20-х гг. и о жизни рус. эмиграции во Франции. В 1987, пережив смерть второго мужа - Я. Н. Горбова, болезнь, О. возвратилась в Ленинград, где работала над третьей, неоконч. кн. мемуаров. Наиб. известность О. принесли ее ранние стихи, в особенности ее "баллады", в к-рых фантастика органически соединялась с картинами жизни и Пг. времени "военного коммунизма" ("Баллада о толченом стекле", "Баллада об извозчике").

И. В. Одоевцева

И. В. Одоевцева

Озерецковский Ник. Як

ОЗЕРЕЦКО́ВСКИЙ Ник. Як. (1750-1827) - естествоиспытатель и путешественник. Чл. СПб. АН (с 1782). В 1768-73 принимал участие в акад. эксп. по изучению производит. сил России, в к-рой был пом. акад. И. И. Лепехина. Автор неск. глав в соч. И. И. Лепехина "Дневные записки путешествия... по разным провинциям Российского государства..." (3 ч., 1771-1780, ч. 4 этого труда под заглавием "Путешествия академика Ивана Лепехина в 1772 году" изд. в 1805 О.). Путешествовал также по Онежскому и Ладожскому оз. (1785), оз. Ильмень (1805), верховьям Волги и оз. Селигер (1814). Собрал обширный естеств.-науч., этнограф., археол. и статистич. материал. Читал лекции во мн. уч. заведениях. В 1803-13 ред. печатного органа Мин-ва нар. просвещения, а также нек-рых изд. Петерб. АН. Чл. Рос. академии (с 1783) и ряда рус. и иностр. науч. об-в.

Соч.: Описание Колы и Астрахани. СПб., 1804; Путешествия академика Н. Озерецковского по озерам Ладожскому, Онежскому и вокруг Ильменя. СПб., 1812.

Озеров Ник. Ник

О́ЗЕРОВ Ник. Ник. (1922-97) - теннисист, спорт. комментатор, з. м. с. СССР (1947), актер МХАТа, нар. артист РСФСР (1973). Сын певца Н. Н. Озерова. Лидер сов. тенниса послевоен. лет. Завоевал рекордное кол-во зол. медалей в личных первенствах страны - 24. Чемпион СССР в одиночных соревнованиях 1944-46, 1951, 1953, в муж. парных соревнованиях и смеш. парных соревнованиях. Абс. чемпион СССР 1944 и 1953. С 1950 по 1988 спорт. комментатор Всес. радио и Центр. телевидения.

Ознобишин Дм. Петр.

ОЗНОБИ́ШИН Дм. Петр. (1804-77) - поэт, переводчик, фольклорист. Из старинной дворянской семьи. Питомец Моск. ун-тского Благородного пансиона (1819-23). В 1824-28 - цензор Моск. почтамта, позднее поч. попечитель Карсунского уездного уч-ща (с 1833) и Симбирской г-зии (1838-41, 1844-47). Участник кружка С. Е. Раича (с 1823), где исполнял обязанности секр. Полиглот, сост. пер. персидско-рус. словаря. Пом. П. В. Киреевского в собирании памятников устн. нар. творчества. В 1820 дебютировал в пансионском альманахе "Каллиопа" пер. с французского, в 1821 опубликовал в "Вестнике Европы" оригинальное стих. "Старец". В дальнейшем сотрудничал в "Сыне отечества", "Моск. вестнике", "Северных цветах", "Телескопе", "Моск. наблюдателе", "Отеч. записках", "Москвитянине" и др. В 1827 совместно с Раичем выпустий альманах "Северная лира". Творч. О. отмечено глубоким интересом к лит-рам античности и Востока, привлекавшим его естественностью и наивностью, к-рых, по мысли писателя, было лишено современное ему худ. сознание (статьи "О духе поэзии восточных народов", "Изображение санскритской литературы", обе 1826; "Отрывок из сочинения об искусствах", 1827; стих. "Тайна пророка", 1828 и т. п.). С сер. 20-х гг. О. активно переводит поэзию и прозу персидских, арабских, антич. классиков, а также зап.-европ. поэтов и драматургов. Основу оригинального творч. О. составляет любовная и пейзажная лирика ("Прости", 1830; "Ока", 1835; "21 июня", 1847 и др.), своеобразную окраску ей часто придает ориентальный колорит ("Селам, или Язык цветов", 1830; "Продавец невольниц", 1830; "Вазантазена", 1832 и т. п.). Ряд стихотв. навеян рус. фольклором - "Чудная бандура" ("Гуляет по Дону казак молодой", 1835) стала популярной песней, с сер. 19 в. записывалась как нар. Смелы и интересны ритмические эксперименты поэта ("Водяной дух", 1828 и др.). С кон. 40-х гг. О. сосредоточился гл. обр. на переводч. деят-ности. Выступал также со статьями по вопросам образования, краеведения, энографии и т. д.

Ойстрах Давид Фед

О́ЙСТРАХ Давид Фед. (1908-74) - скрипач, педагог, дирижер. С 5 лет и до окончания Одесского муз.-драм. ин-та (1926) занимался у П. С. Столярского. В 16 лет дал первый сольный концерт, затем выступал на Украине, в 1928 переехал в Москву. Победы на Всеукраинском конкурсе скрипачей в Харькове (1930, 1-я премия), Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Ленинграде (1935, 1-я премия), Международных конкурсах скрипачей им. Г. Венявского в Варшаве (1935, 2-я премия), им. Э. Изаи в Брюсселе (1937, 1-я премия) принесли О. широкую известность.

Артистический облик О. гармоничен и универсален. Его игру отличали масштабность и классическая простота замысла, ясность, уравновешенность, пластичность, задушевность и естественность фразировки, кристальная чистота интонации, легкость техники. Репертуар охватывал всю скрипичную лит-ру от И. С. Баха до совр. музыки. Многие композиторы - современники О.: Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, Н. Мясковский и др. - посвятили ему свои сочинения. Часто выступал в сонатном ансамбле с Л. Обориным, с С. Рихтером, в фп. трио с Обориным и С. Кнушевицким, с 1961 выступал и как дирижер. Гастролировал во мн. странах мира. Преподавая с 1934 в Моск. конс. (с 1939 проф., с 1950 зав. кафедрой скрипки), воспитал много талантливых отечественных и зарубежных скрипачей. Среди них - В. Климов, И. Ойстрах, Г. Кремер, Л. Исакадзе, О. Каган, О. Пархоменко, В. Пикайзен, С. Снитковский и др.

О. создал ряд транскрипций, каденций к концертам для скрипки с оркестром, редакции скрипичных произведений, переработал (совместно с автором) для скрипки и фп. флейтовую сонату Прокофьева. Был неизменным председателем жюри Международных конкурсов им. Чайковского в Москве. Автор многих статей, в т. ч. автобиографической статьи "Мой путь" (1958). Нар. артист СССР (1953). Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами "Знак Почета", многими медалями. Лауреат Гос. премии СССР (1943), Ленинской премии (1960). Почетный чл. мн. зарубежных муз. академий, в т. ч. Королевской академии музыки в Лондоне (1959), Муз. академии "Санта Чечилия" в Риме (1960) и др. В числе многочисленных записей, удостоенных "Гран-при" различных фирм, - все сочинения В. А. Моцарта для скрипки с оркестром, концерты И. С. Баха, Л. Бетховена, И. Брамса, М. Бруха, Ф. Мендельсона, А. К. Глазунова, Чайковского, Шостаковича, Хачатуряна, все сонаты Бетховена для скрипки и фп. (с Обориным) и др.

Лит.: Ойстрах Д. Ф. Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма. М., 1978; Бронин В. Давид Ойстрах. М., 1954; Ямпольский И. М. Давид Ойстрах. М., 1964; Маркиз Л. И. Давид Ойстрах. М., 1977.

Ойстрах Иг. Дав

О́ЙСТРАХ Иг. Дав. (род. 1931) - скрипач. Окончил Центральную муз. школу у В. И. Меренблюм (1949), занимался у П. С. Столярского. Окончил Моск. конс. (1955) и аспирантуру (1958) у отца, Д. Ф. Ойстраха. Лауреат Международных конкурсов на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Будапеште (1949, 1-я премия), им. Г. Венявского в Познани (1952, 1-я премия). В 1957-74 преподавал в Моск. конс. С 1958 солист Моск. филармонии, гастролирует в России и за границей. Много выступал с Д. Ф. Ойстрахом. В наст. время О. выступает и в качестве дирижера с симфоническими программами, ведет мастер-классы в Люцерне, Вене. Дискография включает обширный концертный репертуар.

Лит.: Юзефович В. А. Давид Ойстрах. Беседы с Игорем Ойстрахом. М., 1978.

Оканье

О́КАНЬЕ - диалектное фонетич. явление рус. языка, к-рое состоит в различении гласных "а" и "о" после твердых согласных в безударных слогах; ср.: дрова, голова, трава, сажал. Противопоставляется аканью. Различают полное и неполное О. Может совмещаться с ёканьем. Характерно для сев. наречия.

Окказионализм

ОККАЗИОНАЛИ́ЗМ (от лат. occasionalis - случайный) - неизвестное языку слово или выражение, образованное по язык. малопродуктивной или непродуктивной модели, используемое только в условиях данного контекста как индивидуально-авторское стилистич. средство, напр., у В. Маяковского: очки-велосипед, пых-дых, нытики-скулилы, молоткастый-серпастый, верблюдокорабледраконий, отманикюрить, людогусь. Различают морфол. О. (оттебятина, одъеготина, отменятина, увеселенчество, развлеченчество), синтаксич. О. (мы запропали с тобой в теплоход (А. Вознесенский), фразеол. О. (поживем - услышим; вот где зарыта обезьяна; подливать горючего в огонь, подлить дегтя в фимиам, вновь создать велосипед; кружиться белкой в колесе). В поэтике О. обозначаются также термином "неологизмы", однако совр. наука предпочитает различать эти явления. В отличие от неологизмов, О. сохраняют связь с исходным контекстом, осознаются как авторские слова, являются единицами речи, а не языка. Есть лит. направления и школы, культивирующие О. (романтизм, футуризм). Чаще всего словотворчество (особенно в поэзии) вызвано желанием заменить "безобразные" (забывшие "представление") слова словами "образными" (для преодоления речевого шаблона), напр., зимарь, осенебри у Вознесенского, смехачи, времери у Хлебникова и т. д.

Лит.: Винокур Г. О. Маяковский - новатор языка. М., 1943; Ханпира Э. Об окказиональном слове и окказиональном словообразовании // Развитие словообразования совр. рус. языка. М., 1966; Его же. Окказиональные элементы в современной речи // Стилистические исследования. М., 1972; Мелерович А. М., Мокиенко В. М. О принципах словаря индивидуально-авторских употреблений фразеологических единиц в совр. рус. языке // Советская лексикография. М., 1988.

Оклад

ОКЛА́Д - декор. покрытие иконы или книжного переплета из золота, серебра, золоч. или серебр. меди, обычно украш. чеканкой, сканью, басмой, чернью, эмалью, а также драгоц. или полудрагоц. камнями или их имитацией. Встречаются О. из слоновой кости (с 7-8 вв.), металлич. (с 9-10 вв.). Глухие О., открывающие лишь лик и руки образа, изв. с посл. четв. 17 в. О. получили наиб. распространение в правосл. странах. Напр.: икона "Петр и Павел", 11-12 вв., Новгород.; икона "Одигитрия" из моск. Архангельского собора, золото, эмаль, ок. 1560.

Оклад иконы «Введение Богородицы во храм». Кон. 17 в.

Оклад иконы «Введение Богородицы во храм». Кон. 17 в.

"Окна роста"

"О́КНА РО́СТА", "Окна сатиры РОСТА" - плакаты, созданные художниками и поэтами (1919-21) в системе Рос. телеграфного агентства. Сатирич. плакаты с краткими стихотв. были посв. злободневным событиям современности (события гражд. войны, борьба с интервенцией, голодом, разрухой и т. д.), выполнялись оперативно при помощи трафарета (М.) или в технике линогравюры (Пг.), в традициях нар. картинок, лубков тиражом до 2 тыс. экз. Использовались и рисованные "О. Р.", выполненные клеевой краской. В Москве в "О. Р." участвовали В. В. Маяковский, М. М. Черемных, И. А. Малютин, Д. С. Моор, в Пг. - В. В. Лебедев, В. И. Козлинский, Н. Э. Радлов, С. А. Павлов и др.

Лит.: Бутник-Сиверский Б. Сов. плакат эпохи гражд. войны 1918-21. М., 1960; Петроградские Окна РОСТА: Каталог выст. Л., 1968.

"Окна ТАСС"

"О́КНА ТАСС" - агитац. полит. плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Сов. Союза (ТАСС) в годы Вел. Отеч. войны (1941-45). Цель плакатов - прославление воен. подвигов современников и далекого прошлого, призывы к победе над врагом, раскрытие античел. сущности фашизма и т. п. "О. Т." выпускались в Москве, Ленинграде, Ашхабаде, Баку, Мурманске, Томске, Саратове и др. городах. Использовалась техника трафарета, к-рая постоянно совершенствовалась (число цветов доходило до 10-12 и более). В выпусках "О. Т." принимали участие А. Бубнов, В. Дени, Кукрыниксы, В. Лебедев, Б. Пророков, Л. Сойфертис, П. Соколов-Скаля и др. Тексты писали Д. Бедный, С. Маршак и др. Плакаты: "Беспощадно разгромим и уничтожим врага" (Кукрыниксы, 1941); "Пьем воду родного Днепра. Будем пить из Прута, Немана и Буга" (В. Иванов, 1943) и др.

Лит.: Окна ТАСС. 1941-1945 / Сост. Н. Денисовский. М., 1977.

Окно

ОКНО́ - проем в стене для освещения дома в дневное время. В ранних формах рус. жилища (в курных избах) О. служило и для выпуска дыма. Вплоть до 19 в. в крест. избах применялось волоковое О. с задвижным (изнутри) ставнем. В Сибири были распространены О., затянутые брюшиной. О. в избе должно быть три ("во имя св. Троицы"): переднее (у красного угла), среднее, или красное (выделялось особыми украшениями), и судное (для освещения бабьего угла). В традиц. представлениях О. - глаз дома, обеспечивающий возможность видеть происходящее за пределами дома, оставаясь в безопасности и невидимым. Через О. осуществляется символическая связь с иным миром: в О. подается милостыня нищим; в дни поминовения через О. "кормят родителей" (умерших); во время трудной смерти открывается О. для облегчения смерти. Вести, полученные через О., - вести из иного мира. С этим связан ритуальный запрет выглядывать в О., нарушение к-рого приводит героя к гибели. В О. запрещено плевать, выливать воду, выбрасывать что бы то ни было, т. к. под О. "нередко стоит ангел господен". Непосредств. связь с иным миром обусловила спец. меры по усилению защитной функции О. Существовали спец. молитвы для крепости О. Их не полагалось оставлять на ночь не перекрещенными. Роль оберега выполнял и обязат. "наряд" окон (резные наличники с определенным набором символов).

Оковы

ОКО́ВЫ (кандалы) - жел. обручи, соединенные цепью. Налагаются на руки и ноги человека для ограничения свободы его движений; также символ рабства, неволи. Издревле заключение в О. применялось к людям, совершившим тяжкий проступок или преступление. Перв. упом. о заковывании в железо на Руси встречается в Двинской уставной грамоте 1397. С петровск. времен заключение в О. считалось телесным наказанием. Их налагали также на особо опасных преступников с целью предупредить побеги. Применение О. регламентировалось Уставом о содержании под стражей, Уставом о ссыльных и законами, изданными в 1822 и 1839. От ношения О. были освобождены лица дворянского сословия и дети. По законодательству Рос. империи ножные и ручные О. налагались только на лиц муж. пола. В отношении женщин применялись только ручные. По закону 1839 они попали в разряд лиц, освобожденных от этого наказания.

Оковы. 18 в.

Оковы. 18 в.

Околоток

ОКОЛО́ТОК - р-н города в дорев. России, представляющий собой терр. подразделение внутри гор. полицейского участка и подведомств. особому должностному лицу полиции - околоточному надзирателю.

Околоточный надзиратель

ОКОЛО́ТОЧНЫЙ НАДЗИРА́ТЕЛЬ - см. Околоток.

Околыш

ОКО́ЛЫШ - деталь форменного головного убора - фуражки, кепи и др., непоср. охватывающая теменную часть головы. Цвет О. фуражных шапок в частях рус. армии 19-20 вв. обозначал принадлежность к тому или иному полку (пехота, кавалерия), роду войск (артиллерия, инж. войска), службе (воен. топографы, Ген. штаб) и т. д. Спереди на О. обычно размещалась кокарда (с 1844) или шифровка, обознач. подразделение, к к-рому принадлежит военнослужащий данной части, напр.: "1 Г. Р." - 1-я гренадерская рота, и т. д. О. фуражных шапок-бескозырок в ВМФ после принятия матросами присяги обтягиваются шелковыми ленточками с разл. надписями, обозначающими: назв. корабля, экипажа, воен.-мор. учеб. заведения и т. п.

Окручивание

ОКРУ́ЧИВАНИЕ - в свадьбе обряд надевания женского головного убора и/или причесывания волос новобрачной, часто употребляется как синоним свадьбы (окрутить) - несомненно, в этом случае подразумеваются и др. обряды, обход вокруг аналоя и т. п. (ср. пословицы о незаконном браке: вокруг куста венчались, венчали вокруг ели, а черти пели). В календарных обрядах тот же глагол может означать ряжение.

Октава

ОКТА́ВА - тосканская О. - строфа из 8 стихов на 3 рифмы (схема рифмовки: abababcc). Оформилась к кон. 13 в. в Италии, затем была освоена европ. поэзией, гл. обр. как строфа поэм. В России итал. О. впервые воспроизвел Ф. Прокопович в 1730. Период наиб. популярности О. связан с рус. романтизмом, когда О. широко используется не только в пер. и подражаниях, но и для ориг. произв., причем и в жанрах чистой лирики. В нач. 19 в. О. пишут В. Жуковский. А. Одоевский, В. Кюхельбекер, Е. Баратынский, П. Катенин и др. О. написана поэма А. Пушкина "Домик в Коломне". Рус. О. писались обычно 5-стопным или 6-стопным ямбом, в бол-ве случаев - с соблюдением правила альтернанса. По-прежнему популярная в сер. 19 в. (А. Фет, А. К. Толстой, А. Григорьев и др.), к нач. 20 в. О. постепенно уступает место др. строфам. Пример О. (А. Пушкин):

Четырехстопный ямб мне надоел:

Им пишет всякий. Мальчикам в забаву

Пора б его оставить. Я хотел

Давным-давно приняться за октаву.

А в самом деле: я бы совладел

С тройным созвучием. Пущусь на славу!

Ведь рифмы запросто со мной живут;

Две придут сами, третью приведут.

Октоих

ОКТО́ИХ - (букв. "Осмогласник", от греч. ’Οκτώηχοζ, ὀκτώ - восемь, ῆχοζ - глас) - богослужебная гимнографическая кн., содержащая последования с изменяемыми песнопениями для подвижных дней седмичного круга богослужения. Каждое последование седмичных дней содержит молитвословия вечерни, повечерия, утрени и литургии, а для недель (воскресений), кроме того, малой вечерни и полунощницы. Семь последований на каждый из дней седмицы поются на один напев, называемый гласом. Восемь гласов, содерж. в кн., сообщают ей название О. Песнопения каждого из дней седмицы посвящены важнейшим аспектам Свящ. истории. Служба воскресенья посвящена Воскресению Господа. В понедельник - служба в честь небесных чинов бесплотных (ангелов). Во вторник - в честь Иоанна Предтечи. В среду воспоминается предание Господа на смерть. Четверг посвящен св. апостолам и святителю Николаю. В пятницу - воспоминание страданий и крестной смерти Господа. В субботу воспоминаются преподобные, мученики и все святые, совершается поминовение усопших. Пение всех восьми гласов в продолжение восьми седмиц называется столпом. Период пения О. включает в себя шесть столпов. Пение О. в седмичные дни начинается с понедельника по неделе всех святых и заканчивается перед субботой недели мясопустной; в воскресения пение О. начинается с воскр. дня, к-рый следует за неделей всех святых и продолжается до 5-й недели Великого поста включительно. Создание О. традиция приписывает Иоанну Дамаскину, хотя он был автором только части песнопений (воскресные службы, причем не полностью). Стихиры восточные, утренние тропари, ексапостиларии, троичные каноны воскресных служб принадлежат другим авторам. Среди них - Митрофан, митр. Смирнский (9 в.), Феодор Студит (ум. 826) и его ученик Анатолий. Греческий О. в осн. сложился к 9 в., когда Феофаном Никейским (ум. 843) и Иосифом Песнописцем (ум. 883) он был дополнен песнопениями на будние дни. Иосифу Песнописцу традиция припис. окончат. оформление О. в одну кн. В дальнейшем О. дополнялся только отдельными песнопениями, написанными имп. Львом Деспотом, его сыном Константином Багрянородным (10 в.) и игуменом Евергетидского мон. Павлом Аморейским (ум. 1054). В 13 в. император Феодор Дука Ласкарис прибавил к О. особый канон Богородице, к-рый поется на утрене в праздники вел. святых. Среди творцов О. есть и слав. авторы. Кирилл Туровский (12 в.) внес нек-рые песнопения в воскр. службу полунощницы. Рукописная славянская традиция представлена О. след. типов: 1. Полный О. 2. Шестоднев служебный - воскресные службы 8-ми гласов и седмичные службы на один из гласов (понедельник - 1-й глас, вторник - 2-й и т. д.). 3. О. изборный - сборник, в к-ром песнопения собраны по типу и гласам (т. е. стихиры 8-ми гласов, седальны 8-ми гласов и т. д.). 4. Параклитик - сб. утренних канонов 8-ми гласов (без Богородичных канонов на повечерии). 5. Богородичник - каноны Богородице 8-ми гласов. Древнейшими славянскими печатными изданиями О. являются: Краковское (1491), Черногорское (1495) и Моск. (1594). Канонический состав слав. О. был установлен реформой патриарха Никона.

Октоих нотированный

ОКТО́ИХ НОТИ́РОВАННЫЙ - одна из осн. кн. др.-рус. богослужения, содержащая песнопения, исполняемые в теч. года ежедн., независимо от календаря, значимости праздника, приходящегося на к.-л. день. Структурно О. Н. представлен в рукописях след. образом: вся кн. разделена на 8 частей и в каждой части сосредоточены песнопения одного гласа: сначала 1-го, затем 2-го и далее всех 8 гласов. Каждый глас включает: 1) разд. малых и вел. вечерен, куда входит и не выделяемый самостоят. разд. утрени; 2) разд. "седмичных" (недельных) песнопений по порядку "неделя" (воскресенье) вечер, понедельник утро, понедельник вечер и т. д. Последовательность жанров на протяжении кн. остается, как правило, неизменной.

Формирование О. Н. исторически шло путем постепенного распевания отд. частей из Октоиха ненотир., древнейшие из к-рых зафиксированы в рукописях 12 в. Уже в рукописях кон. 15 в. О. Н. представлен как самостоят. кн., развитие к-рой продолжалось до кон. 17 в.

Сопоставление О. Н. с ненотир. показывает, что в нотир. кн. вошли гл. обр. все воскресные службы (без канонов) и осн. песнопения седмицы, при этом из воскресной службы сокращению подверглись разд. утрени и в большей степени литургии. Службы седмицы сокращены намного больше: кроме канонов, в них отсутствуют литургия и повечерие. Седмица в О. Н., как правило, состоит из одних богородичных, и лишь в нек-рых случаях к ним присоединяются песнопения др. жанров - мученичны и пр.

О. Н., как правило, встречается в рукописях в двух осн. видах, различающихся по принципу комп., т. е. группировки песнопений внутри кн.: 1) собств. О., где группировка происходит по гласам: сначала песнопения воскресных служб гласа 1-го, затем то же гласа 2-го и далее всех 8 гласов; 2) Шестоднев (назв. условное, в нотир. рукописях не встречается), где сначала выписаны воскресные службы всех 8 гласов, затем будничные службы всех 8 гласов.

Возможен еще один, весьма редкий вид О. Н., условно назв. "О. изборный". к-рый формируется из последовательности песнопений по жанрам: Степенны антифоны на 8 гласов, Блаженны на 8 гласов и т. д. Кроме композиц. различий, в О. Н. возможны и различия колич., т. к. число песнопений, представл. в кн. в разных рукописях, неодинаково. Это может касаться как кол-ва представл. в кн. жанров, так и кол-ва песнопений внутри каждого жанра. Изучение рукоп. показывает, что О. Н. оформился на протяжении всего времени существования в 3-х ред., условно назв. краткой, пространной и полной, наиб. распростран. из к-рых является краткая.

Октябрёнок

ОКТЯБШНОК - член младшей подготовит. группы при Всесозной пионерской организации им. В. И. Ленина (ВПО).

Первые группы О. возникли летом 1923 при пионерских отр. Москвы, получив свое название от Окт. рев. 1917, ровесниками к-рой они являлись. Октябрятская группа-звездочка объединяла детей в возрасте от 7 до 10 лет. В авг. 1924 группы официально признаны как подготовит. при пионерской орг-ции. Задачей октябрятских групп являлась подготовка детей к вступлению в ВПО, их нач. коммунистич. воспитание, оказание помощи в становлении жизненной позиции пионера "как юного строителя коммунизма". Помимо этого октябрятские группы были призваны развивать в ребенке самостоятельность, инициативность, активность при выполнении разл. обществ.-полит. и творч. поручений.

На 8-м пленуме ЦК ВЛКСМ в нояб. 1957 были утверждены новые правила О. Октябрятская звездочка состояла из 5-6 детей, один из к-рых становился командиром, избираемым чл. звездочки. Звездочки собирались по желанию ребят, хотя часто эту функцию присваивал себе учитель. От 6 до 8 звездочек образовывали октябрятскую группу (класс), к-рой руководил комсомол. вожатый или старший пионер. В 1976-86 общая численность октябрят в СССР составляла 8-10 млн чел.

После распада ВПО в 1990 октябрятские группы прекратили свое существование. В незначит. количестве бывшие октябрята пополнили младшие ветви Федерации скаутов России и организации рос. юных разведчиков, возникших в 1990-91. В наст. момент О. группы существуют при пионерских отр. коммунистич. партий.

Октябристы

ОКТЯБРИ́СТЫ - члены "Союза 17 октября", общерос. бурж. партии. Начала формироваться в нояб. 1905 в результате поляризации сил среди либералов. Социальную основу сост. торгово-пром. и финанс. буржуазия, крупн. помещики, перестраивавшие свои х-ва на капиталистический лад, "деловая интеллигенция". Среди видных деятелей партии - А. И. Гучков, М. В. Родзянко, Д. Н. Шипов. О. выступали за эволюционное развитие об-ва по кап. пути при помощи реформ "сверху", за наследств. конституц. монархию, сохр. "единой и неделимой" России.

Политика "мира" с третьеиюньским полит. режимом привела к кризису партии и ее расколу в 1913-14. В годы мир. войны, на фоне "патриотического" подъема наблюдалась консолидация либер.-бурж. элементов. После неудачных попыток спасти монархию в февральские дни 1917, О. входили в состав Врем. пр-ва. Летом 1917 в условиях неустойчивости, роста "рев. стихии" партия О. объявила о прекращ. своего существования. Мн. из ее бывших чл. после большевистского переворота 1917 участвовали в белогвардейски орг-циях, вели антисов. деят-ность в эмиграции.

"Октябрь"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Окуджава Булат Шалвович

ОКУДЖА́ВА Булат Шалвович (1924-97) - поэт, прозаик. Род. в Москве, в семье парт. работника. В 1937 родители были репрессированы: отец, 1-й секр. Нижнетаг. горкома партии, погиб; о возвращении матери из лагерей - рассказ "Девушка моей мечты" (1985). В 1942 17-ти лет ушел добровольцем на фронт, был рядовым, ранен. После демобилизации окончил филол. ф-т Тбилисского ун-та (1950). Учительствовал в Калужской обл. Первую песню "Нам в холодных теплушках не спалось" написал на фронте (1943). Начал печататься в 1953. Был поддержан П. Антокольским. Первый сб. "Лирика" (включал также поэму о К. Циолковском "Весна в Октябре") вышел в Калуге (1956). Вернулся в Москву в 1956 после реабилитации родителей. С 1957 начинается широкая известность О. - автора и исполнителя песен ("Полночный троллейбус", "Сентиментальный марш", "Король", "Песенка о солдатских сапогах", "Не бродяги, не пропойцы...", "Ванька Морозов", "Веселый барабанщик", "До свидания, мальчики", "Песенка о комсомольской богине" и др.). В конце 50-х - нач. 60-х гг. поэзия О. ввела в песенную область психологию частного чел. В песнях и стихах О. - впечатления воен. лет, романтич. преображение мира будничной Москвы, мира детства; все эмоц. и этнич. представления поэта стянуты к образу Арбата (в 80-х гг. образ-символ - "арбатство, растворенное в крови"). Стихи и песни О. вошли в сб. "Острова" (1959), "Веселый барабанщик" (1964), "По дороге к Тинатин" (1964), "Март великодушный" (1967), "Арбат, мой Арбат" (1976), "Стихотворения" (1984), "Посвящается вам" (1988). Повесть "Будь здоров, школяр!" (1961) была раскритикована за "инфантилизм" гл. героя; автор ром. "Бедный Авросимов" (1969), "Путешествие дилетантов" (1976), "Свидание с Бонапартом" (1984), пов. "Похождения Шилова, или Старинный водевиль" (1971) и автобиогр. рассказов. Написал пьесу "Глоток свободы" (1966) и кинопов. "Женя, Женечка и "катюша", или Необыкновенные достопоучительные фронтовые похождения гвардии рядового Евгения Колышкина, вчерашнего школяра" (1968, в соавт. с В. Мотылем).

Б. Ш. Окуджава

Б. Ш. Окуджава

Окунь Сем. Бенцианович

О́КУНЬ Сем. Бенцианович (1908-72) - историк, проф. (1940), специалист по рус. истории 18-19 вв., автор более 80 науч. тр. Род. в пос. Клинцы, ныне Брянской обл. В 1927-31 - студент ист. отделения ф-та яз. и материальной культуры Ленингр. ун-та. Первая науч. работа - доклад в семинаре доц. А. К. Дрезена "Восстание на крейсере "Память Азова" в 1906 г." (изд. в 1930). 1931-38 - сотр. Ленингр. отдела Центр. историч. архива, 1933 - аспирант Ин-та народов С, 1936 - канд. ист. наук. Сост. сб. док-тов "Колониальная политика царизма на Камчатке и Чукотке в 18 в." (1935), автор "Очерков по истории криминальной политики царизма в Камчатском крае" (1935), монографии "Рос.-амер. компания" (1939, докт. дисс, 1940, в 1951 пер. на англ. яз. и опубл. Гарвардским ун-том США). В 1938-41, 1944-72 преподавал в Ленингр. ун-те; в 1939 издал часть лекц. курса ("История СССР: 1796-1815"). 1941 - лектор политотдела штаба мор. обороны Ленинграда, затем Ленингр. воен.-мор. базы; 1942-44 - проф. мор. ф-та Воен.-полит. академии им. В. И. Ленина, автор ряда воен.-ист. работ. Вернувшись в ун-т, переработал лекц. курс по истории России 1-й четв. 19 в., особенно разделы по воен. и воен.-мор. истории (1948). В кон. 40-х - нач. 50-х гг. подвергался травле в связи с кампанией по "борьбе с космополитизмом". Общий курс, охватывающий всю 1-ю пол. 19 в., опубликовал с дополнениями и изменениями в виде очерков для учитителей ср. школы (1956-57. Ч. 1-2). В посл. годы жизни подготовил его нов. изд., опубл. посм. ("История СССР: Лекции", ч. 1 и 2, 1974-78). "Очерки" и "Лекции" О. - не только уч. пособие, но и серьезное науч. иссл. О. - историк декабристов, автор монографии "Декабрист М. С. Лунин" (1962, 1985), очерка "Движение декабристов в сов. ист. лит-ре" (1967), брошюры "Декабристы" (1972). Отв. ред. и автор вступ. ст. к 2 т. сб. док-тов "Крестьянское движение в России" (1850-56 и 1857-61, изд. 1962-63), участник создания "Истории Ленингр. ун-та" (1968. Т. 1-3). Интересным историографич. сюжетам посв. статьи О. об историзме Ю. Н. Тынянова и О. Д. Форш. Блистательный и артистичный лектор, при жизни ставший университ. легендой, тонкий знаток лит-ры, музыки, живописи, т-ра, консультант мн. киноф. и спектаклей на ист. темы.

Окуровщина

ОКУ́РОВЩИНА - обобщающая худож. формула из пов. М. Горького "Городок Окуров". Окуров - от окуривать, обдымлять. Для Горького окуровец - носитель и жертва духовного болота, а окуровщина - нац. болезнь духа, преодолеть к-рую надлежит самому окуровцу, иначе и ему и Окурову грозит гибель.

Оладья

ОЛА́ДЬЯ (от греч. έλάδιον - жаренное в масле кушанье) - толстая лепешка из дрожжевого пшеничного теста, жаренная в жире. Старин. - "алатка", "аладка", уменьш. "оладка", в укр. яз. то же, что О. Подают с вареньем, медом, сахаром, сметаной. В тесто для О. иногда добавляют нарезан. яблоки, изюм, тыкву (на Ю. России). В 16-17 вв. О. делали очень мелкими ("Руку смочить в воде, захватить в оную теста и выдавливать из кулака, отсчитывая кусочки, и класть в разогретое масло коровье, кусочков по шести - осьми или более. Подавать с разогретой патокой". В. Левшин, 1795). В пам. 16 в. кроме мелких упоминают и большие О. С глубокой древности делали и пшенные О., а позднее, в 18-19 вв., - капустные, картофельные, морковные.

Олеарий Адам

ОЛЕА́РИЙ Адам (1599/1600-71) - нем. путешественник и ученый, автор соч. о России. Род. в Саксонии, в семье портного. Получил образование в Лейпцигском ун-те, где изучал философию, лит-ру, математику, астрономию и географию. После его окончания получил место асессора филос. ф-та. События 30-летней войны заставили О. покинуть Лейпциг и искать покровительства у герцога Шлезвига и Гольштейна Фридриха III. Он становится секр. эксп., к-рую Фридрих III снаряжал в Москву и Персию для ознакомления с этими гос-вами и для установления сухопут. торг. отношений. О. впервые побывал в России с авг. по нояб. 1634 в составе посольства к царю Михаилу Федоровичу; в задачу посольства входило получить разрешение на проезд через страну всей эксп., затем в составе миссии по дороге в Персию (март - июнь 1636) и при возвращении (янв. 1639). Не достигнув никаких конкретных торг. договоренностей, 1 авг. 1639 эксп. вернулась в Голштинию. Однако благодаря О. с успехом была решена др. задача столь длительного путешествия - знакомство с Россией и Персией. Итогом эксп. явилось описание путешествия по Московии, сделанное О. "Путешествие" О. впервые было издано в Шлезвиге в 1647, а затем неоднократно переиздавалось в Германии. Оно было переведено на осн. европ. языки и пользовалось бол. популярностью как всеобъемлющий ист-к по истории рус. жизни 17 в. После возвращения из Персии О. поселился в Готторпе, где стал придворным библиотекарем и математиком. В 1643 он предпринял еще одно путешествие в Москву в составе посольства. В последние годы О. занимался переводч. деят-ностью и составлением (так и не изд. впоследствии) перс. словаря.

Русские крестьяне. Гравюра из книги А. Олеария

Русские крестьяне. Гравюра из книги А. Олеария

Олег

ОЛЕ́Г (?-912) - князь. Согласно летописи - "родич" Рюрика. После смерти последнего (879) стал княжить в Новгороде, одновременно являясь опекуном малолетнего Игоря Рюриковича. В 882 с большим войском двинулся на юг, подчинил себе Смоленск, а затем обманным путем захватил Киев, умертвив Аскольда и Дира. Перенес в Киев столицу Руси. Дважды с успехом ходил на Византию. В 912 по невыясненным причинам покинул Киев, умер, по одной версии, в Ладоге, по другой - "в варягах". Народная молва связывает место захоронения О. с Новгородом, Киевом или Старой Ладогой, где высокий курган именуют Олеговой могилой. Как следует из "Повести временных лет", язычники прозвали О. Вещим, поскольку все намерения его благополучно осуществлялись.

Олейников Ник. Мак

ОЛЕ́ЙНИКОВ Ник. Мак. (1898-1937) - поэт, прозаик. Род. в станице Каменской обл. Войска Донского (ныне Ростовская обл.), в семье потомств. казака. Окончил 4-классное Донецкое окружное уч-ще. В 1916 поступил в Каменскую учительскую семинарию. Начинает писать стихи и прозу. В дек. 1917 стал красногвардейцем Каменского рев. партиз. отряда. Участник гражд. войны. В 1920 вступил в РКП (б). Сотрудничал в ростовской газ. "Молот", в газ. "Всеросийская кочегарка" (Бахмут, ныне Артемовск). Инициатор открытия в Бахмуте лит.-худож. ж. "Забой" (1923). Входил в союз пролет. писателей Донбасса "Забой". В 1925 переехал в Ленинград. Примыкал к лит. гр. ОБЭРИУ. Сотрудничает в ж. "Новый Робинзон", к-рый трансформировался в Дет. отд. Госиздата (рук. С. Я. Маршак). Один из создателей и первый ред. дет. ж. "Еж" (1928-29), редактор ж. "Чиж" (1934, 1937) и "Сверчок" (1937, Москва). Очерки и рассказы О. для детей - попытка лаконичного и занимат. изложения событий, связанных с рев-цией, гражд. войной и т. п. Нек-рые произв. О. строились на примере развернутого анекдота ("Индийская голова", 1928; "Учитель географии", 1928). Для "Ежа" О. придумал юмористич. персонаж - Макара Свирепого, приключения к-рого печатались из номера в номер; под этим псевд. вышло неск. книжек О. для детей: "Кто хитрее?" (1927), "Блошиный учитель" (1930) и др. Первая и единственная прижизненная публикация стихов О. ("Служение науке", "Муха", "Хвала изобретателям") - в ж. "30 дней" (1934, № 10). Поэзия О. жила устно, стихи переписывали, отд. строки становились поговорками. В ночь на 3 июля 1937 О. был арестован, 27 нояб. 1937 расстрелян. Реабилит. посмертно. В 60-е гг. стихотв. О. печатаются в ленингр. "Дне поэзии", 1964; ж. "Вопросы литературы", 1969, № 3 и др. Сб. стихов О. вышли в Бремене (1975), Нью-Йорке (1982), позднее - на родине: "Перемена фамилии" (1988), "Я муху безумно любил" (1990). Наиб. полно поэт. наследие О. представлено в сб. "Пучина страстей" (1990). О. называл себя внуком Козьмы Пруткова; в понимании слова, в принципе словоупотребления следовал традиции В. Хлебникова. О. пользуется в стихах "травестийным методом - игрой сменяющимися масками" высокопарного обывателя и резонера, "мудреца-наблюдателя", "служителя науки", "Технорука Н.". Юмор в стихах О. перерастает в абсурд и трагедию.

Оленин Ал. Ник

ОЛЕ́НИН Ал. Ник. (1763-1843) - историк, палеограф, гос. деятель, писатель. Род. в Москве. Дир. Публ. б-ки (с 1811), президент АХ (с 1817). В 1809 напечатал "Опыт нового библиограф. порядка для Санкт-Петерб. имп. б-ки", содержащий подробную классификацию и первую в России каталогизационную инструкцию, а также очерк истории б-ки. О. был сторонником придания фондам Публ. б-ки универс. характера как по содержанию, так и по возм. их читат. использованию. В 1815 им было предложено собирать в б-ке коллекцию "Россика".

А. Н. Оленин. Худ. О. Кипренский. 1813

А. Н. Оленин. Худ. О. Кипренский. 1813

Олеография

ОЛЕОГРА́ФИЯ (от лат. oleum - масло) - вид полиграф. печати произведений масляной живописи, получивший распространение во 2-й пол. 19 в. и состоящий в многокрасочной (до 15-20 красок) литографич. печати. Иногда олеографич. оттиски лакировали и подвергали рельефному тиснению, имитируя поверхность холста и рельефность мазков масляных красок.

Олеша Юр. Карлович

ОЛЕ́ША Юр. Карлович (1899-1960) - прозаик, драматург. Род. в Елисаветграде, в дворянской семье. Окончил г-зию в Одессе, учился на юрид. ф-те. В 1919 ушел добровольцем в Кр. армию. Начал печататься как поэт в 1916. С 1922 жил в Москве, работал в газ. "Гудок", публикуя пользовавшиеся популярностью фельетоны под псевд. Зубило. Известность О. принесли сказка "Три толстяка" (1924) и особенно роман "Зависть" (1927) о судьбе интеллигенции в пору социалистических преобразований в нашей стране. В прозе О. противопоставил "старых" людей, интеллигентов с их культурой чувств, и "новых" деловых героев, освобожденных от рефлексии. О. - автор рассказов, пьес "Заговор чувств" (по мотивам "Зависти", 1929), "Список благодеяний" (1931), "Строгий юноша" (1934). На 1-м съезде писателей СССР О. выступил с покаянной речью, обещая освободиться от сомнений и страданий и создать в прозе "тип молодого человека", к-рый был бы "образцом". После этого О. долгое время ничего не писал, занимаясь инсценировками классики. Автобиогр. О. "Ни дня без строчки" была собрана и издана после смерти автора в 1961.

Олимпов

ОЛИ́МПОВ (наст. фам. и имя Фофанов Конст. Конст.) (1889-1940) - поэт. Сын поэта К. М. Фофанова, крестник И. Е. Репина. Окончил петерб. Реальное уч-ще принца Ольденбургского. О. один из основателей эгофутуризма, совместно с И. Северяниным основавший кружок "Эго" (1911), соавтор манифеста "Скрижали эго-поэзии" (1912). Печатался как поэт с 1912. В сб. стихов "Аэропланные поэзы" (1912) и "Жонглеры-нервы" (1913) О. широко пользовался неологизмами, имитировал салонную манеру И. Северянина, после разрыва с к-рым в кон. 1912 заявил о создании нового направления "олимпизма", доводящего до предела культ личности творца. В 1910 - нач. 20-х гг. О. выпустил серию стихотв. листовок-деклараций - "Глагол Родителя Мироздания" (1916), "Исход Родителя Мироздания" (б. г.), "Анафема Родителя Мироздания" (1922) и др., объединенных космической темой. С листовками тематически связана космогоническая поэма "Теоман" (1915), подвергшаяся цензурным гонениям, в к-рой изображена эволюция жизни во Вселенной. В нач. 20-х гг. О. основал недолго просуществовавшую "Академию эго-поэзии". После 1922 в печати не выступал.

Ольга

О́ЛЬГА (?-969) - княгиня, жена кн. Игоря Рюриковича, мать Святослава Игоревича, родом из Пскова или его окрестностей. Как гласит предание, после убийства мужа древлянами коварно и жестоко отомстила им.

Как государственный деятель большое внимание уделяла упорядочиванию землепользования и сборов налога в Древлянской и Новгородских землях (947). В 955 побывала в Византии, где имп. Константин оказал ей пышный прием; здесь же она была крещена (крестное имя Елена). По возвращении в Киев пыталась обратить в христианство своего сына-язычника Святослава, но тот решительно отказался. Умерла в 969 и погребена по православным обычаям. Место захоронения неизвестно. Канонизирована РПЦ. Память ее празднуется 11 июля.

Ольга Александровна

О́ЛЬГА АЛЕКСА́НДРОВНА (1882-1960) - вел. кн., дочь имп. Александра III, сестра Николая II. В 1901 вышла замуж за принца П. А. Ольденбургского. О. А. занималась живописью, покровительствовала молодым художникам, приобретала их работы. Была председательницей и почетной попечительницей Об-ва защиты детей от жестокого обращения, Об-ва помощи детям художников, детского приюта в Пскове, Псковской общины сестер милосердия, Комитета увековечения памяти погибших в рус.-япон. войне, Комиссии по поиску останков рус. разведчика Рябова, казненного в Японии (останки были найдены), Патриотич. ин-та, Воронежского об-ва заботы о прислуге, Павловской жен. г-зии Воронежской губ., Комитета помощи бывшим воспитанницам учреждений Ведомства имп. Марии, Горного клуба в Одессе, Об-ва помощи глухонемым, лазарета лейб-гвардии Преображенского полка, Рос. Палестинского об-ва, Ростовского об-ва козоводства; во время 1-й мир. войны также госпиталя Ахтырского полка в Москве, Автоколонны по вывозу раненых и ряда др. орг-ций и обществ. В 1917, после развода с П. А. Ольденбургским, вышла замуж за штаб-ротмистра лейб-гвардии Гатчинского кирасирского ("синих кирасир") полка Н. А. Куликовского. Они эмигрировали, жили на родине матери О. А. в Дании. После 2-й мир. войны О. А. была обвинена в коллаборационизме, т. к. в период оккупации Дании принимала у себя светских знакомых и дальних родственников, служивших в германской армии. О. А. выехала в Канаду, жила в бедности, зарабатывала писанием акварелей. Умерла в Торонто.

Ольденбург Сер. Фед

ОЛЬДЕНБУ́РГ Сер. Фед. (1863-1934) - востоковед: индолог и иранист; филолог и историк; иссл. фольклора и иск-ва Юж. и Центр. Азии, Ср. и Д. Востока. В 1881-85 - студент санскритско-персидского разряда ф-та вост. языков Петерб. ун-та, учился у И. П. Минаева, В. Р. Розена, К. Г. Залемана. С 1889 - приват-доц., с 1897 - и. д. экстраординарного проф. СПб. ун-та. В 1894 защитил магистерскую дисс. ("Буддийские легенды"). С 1897 и до конца жизни - ред. серии "Bibliotheca Buddhica". В 1900 избран адъюнктом АН, в 1903 - экстраординарным акад., в 1908 - ординарным акад. В 1904-29 - непременный секр. АН. Возглавлял две археол. эксп. в Вост. Туркестан (1909-10, 1914-15). Видный деятель Рус. Геогр. об-ва, инициатор создания (1917) Комиссии по изуч. племенного состава России и сопред. стран (КИПС). Дир. Азиатского музея АН (1916-30). В 1919 подвергался арестам и преследованиям со стороны новой власти за свою прежнюю общественно-полит. деят-ность (чл. ЦК Конституционно-демократич. партии, мин. нар. образования Врем. пр-ва в июле - авг. 1917), но затем достиг соглашения с большевистским пр-вом, выступая в роли посредника между ним и науч. общественностью. Без сомнения, именно гибкая и осторожная компромиссная политика О. спасла АН от разгрома в первые же годы сов. власти. В 20-е гг. О. развил широкомасшт. деят-ность, направл. на то, чтобы избавить от безработицы и голода, поддержать и сплотить науч. силы. Он возглавляет Вост. коллегию изд-ва "Всемирная литература", организует Сказочную комиссию, создает в 1921 Центр. бюро краеведения (ЦБК), пред. к-рого остается до 1927, когда ЦБК было оторвано от АН, переведено в Москву и "большевизировано". После провала кандидатов-коммунистов на выборах в АН в 1929 власти развертывают против О. кампанию в прессе, выдвигая опасные полит. обвинения ("сокрытие" в Б-ке АН "архива ЦК партии к. д." и др. "важных полит. документов"), но ограничиваются лишь смещением его с поста непрем. секр. АН. В последние годы жизни (1930-34) О. руководил созданным Ин-том востоковедения АН СССР скорее номинально, находясь под контролем "ученого секретаря"-чекиста и "ячейки Об-ва марксистов-востоковедов". Научно-организац. и обществ.-полит. деят-ность всегда занимала значительную часть времени О. и не позволяла ему браться за крупные иссл.; поэтому в списке его трудов, включающем более 550 назв., большую часть составляют историограф. обзоры, рецензии, отчеты АН, газетные выступления по случаю и т. п. Лучшие работы О. посвящены буддийскому иск-ву, индийской лит-ре, т-ру и фольклору, странствованию сюжетов с Востока на Запад.

Соч.: Персидский извод повести о Варлааме и Иоасафе // Зап.-Вост. отд. Рус. Археол. об-ва. СПб., 1890. Т. 4. С. 229-265; Буддийские легенды. Ч. 1. СПб., 1894; Материалы по буддийской иконографии Хара-хото // Материалы по этнографии России. СПб., 1914. Т. 2. С. 79-157; Русская туркестанская экспедиция 1909-1910 года...: Крат. предварит. отчет. СПб., 1914; Жизнь Будды, индийского учителя жизни. Пг., 1919; Индийские сказки. Берлин - Пг., 1921 (переизд. - М., 1956); Европа в сумерках на пожарище войны: Впечатления от поездки в Германию, Англию и Францию летом 1923 г. Пг., 1924; Культура Индии. М., 1991.

С. Ф. Ольденбург

С. Ф. Ольденбург

Ольдерогге Дм. Ал

ОЛЬДЕРО́ГГЕ Дм. Ал. (1903-87) - африканист. Род. в г. Вильно (Вильнюс), в семье кадрового офицера. Род О. в России восходит к голштинским выходцам. О. начал свое образование в 1-м Кадет. корп. в Пб., но оно было прервано рев-цией и гражд. войной. Возобновить его О. смог лишь в 1922, когда он поступил на этнолого-лингв. отд. ф-та общ. наук Петрогр. гос. ун-та. В 1925 поступает науч. сотрудником 2-го разр. в Музей антропологии и этнографии, где и работал до конца своей жизни. В 1927-28 О. был командирован АН за границу, и в Германии, Голландии и Бельгии изучал музейное дело и африканские яз. В 1928, уже в России, он опубликовал свою первую печат. работу, а в 1929 начал свою пед. деят-ность в Ленингр. ун-те, где читал курс этногр. народов Африки. В 1934 он был также приглашен в Ленингр. Вост. ин-т им. Енукидзе преподавать яз. суахили и хауса на отд. Черной Африки. В том же году им был прочитан курс грамматики семито-хамитских яз. в Ленингр. ин-те ист., филос. и лингв. (ЛИФЛИ). Во время войны спасал родной музей в блокадн. Ленинграде, в тяжелом состоянии был эвакуирован, затем, не дожидаясь снятия блокады, вернулся его восст. В 1945 на Вост. ф-те Ленингр. ун-та была создана каф. африканистики, зав. к-рой стал О. До конца своей жизни он оставался рук. двух науч. отделов: сектора Африки в Музее антроп. и этногр. и каф. африканистики в Ленингр. ун-те. На каф. О. постоянно расширял кол-во препод. живых африканских яз., а в секторе работу своих сотрудников направил на сост. словарей и пер. на рус. яз. и издание письменных источников по этногр. и истории Африки южнее Сахары. Так он готовил кадры отеч. африканистики, придавая этому первостепенное значение. Официальными чинами и почестями власти его не баловали. В 1960 О. был избран чл.-корр. АН СССР по отделению лит. и яз., но ни в коем случае не по ист., хотя именно ею он занимался всю жизнь. За годы своей деят-ности О. опубликовал свыше 100 работ, но в ист. науки он вошел прежде всего как основатель отеч. африканистики.

Ольхин Ал-др Ал-др.

ОЛЬХИ́Н Ал-др Ал-др. (1839-97) - юрист и поэт. Сын ген.-лейт. Окончил Александровский лицей, состоял на дип. службе, но в 1865 оставил ее и стал сначала мир. судьей, а потом присяжным поверенным (с 1869). Выступал в кач-ве адвоката на процессах по делу "нечаевцев", о демонстрации на Казанской площади в Пб. (1876), "50-ти" и "193-х". В 1879 был привлечен к судебной ответственности и выслан из Пб. Жил в Вологодской, Пермской губ., в Н. Новгороде; с 1893 - снова в Пб. Печатался в "Деле", "Рус. мысли" и др. демокр. изд. Автор текста известной песни "Дубинушка".

Ольховиковы

ОЛЬХОВИКО́ВЫ - семья цирковых артистов.

Леон. Сер. (1899-1949) - гимнаст, акробат, эквилибрист. Работал во мн. жанрах. В 1926 возглавил гр. артистов, выступавшую под псевд. "Океанос". Особ. известностью пользовался номер акробатов-прыгунов с подкидной доской.

Ник. Леон. (1922-87) - сын Л., акробат, жонглер на лошади. Начинал в номерах отца. Дебютировал в цирке в 1929. В кон. 30-х гг. выпустил номер "Жонглер на лошади", в к-ром добился выдающ. результатов. Перв. стал жонглировать, стоя лицом к залу, работал без панно (спец. седла, закрепл. на крупе лошади), с заженными факелами, неск. раз вскакивал на бегущую по кругу лошадь (курс). Создатель и рук. конно-акробатич. аттракциона "Рус. тройка". В 1979 удостоен в Бельгии приза "Оскар". В цирке работал его сын Леон. Ник. (род. 1971) - жонглер на лошади.

Викт. Леон. (род. 1924) - дочь Л., дрессировщица. С детских лет участвовала в номерах отца. Затем дрессировщица ("Собаки-наездники", "Собачий футбол"). В цирке работает ее дочь - Иоланта Ник., дрессировщица попугаев.

Соч.: Ольховиков Н. Страницы жизни // Встречи с цирковым прошлым. М., 1990.

Лит.: Дмитриев Ю. Сов. цирк. М., 1963; Благов Ю. Аншлаг. М., 1987.

Предыдущая страница Следующая страница