Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "О" (часть 4, "ОЛЬ"-"ОРЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 4, "ОЛЬ"-"ОРЕ")

Ольшанский Иос. Григ

ОЛЬША́НСКИЙ Иос. Григ. (род. 1917) - сценарист. Начал писать для кино с сер. 50-х гг. Больш. часть сценариев написана совм. с Н. Рудневой. Своими перв. сценариями О. утверждал новые способы сюжетосложения. В сценарии "Дом, в котором я живу" О. одним из первых показал войну сквозь призму личных судеб, утвердил принцип изображения героич. через обыденное. Тот же подход к воен. теме присутствует в сценариях "Трое вышли из леса" (1958), "Первый день мира" (1959). Этапным для О. стал сценарий "А если это любовь?", отмеч. полемич. остротой в постановке серьезной нравств. проблемы, психологизмом, вниманием к изображению жизненной среды. Снятый по нему ф. Ю. Райзмана вызвал многочисл. дискуссии. Интерес к сложным психол. ситуациями, к личной жизни героя, к деталям и подробностям повседневной жизни. Отчетливая лирич. интонация свойственна и др. сценариям 60-х гг.: "Пока жив человек" (1963), "Дорога к морю" (1966), "Не забудь, станция Луговая" (1967), "Первый троллейбус" (1963 под псевд. И. Леонидов, совм. с И. Шиловым). Интерпретацию пов. Ч. Айтматова "Верблюжий глаз" создает О. в сценарии "Зной" (1963, при участии И. Поплавской и Л. Шепитько). В 70-80-х гг. сценарное творчество О. отходит на периферию кинопроцесса. Тематика его сценариев разнообразна: спорт. "Гонщики" (1973), ист.-лит. "Старый дом" (о Герцене, 1970), детские "Возьми меня с собой" (1980, с В. Ольшанским и Б. Рыцаревым) и "Инопланетянка" (1985, с Я. Сегелем). Но значит. ф. по его сценариям не появляется. В 1985 О. снимает сериал для телевидения "Город над головой" (4 сер.).

Соч.: Киносценарии. М., 1964 (совм. с Н. Рудневой); Такая короткая долгая жизнь. М., 1981.

Лит.: Кокарева И. По дорогам войны и мира: (О сценариях И. Ольшанского) // Иск-во кино. 1960. № 1.

Омограф

ОМО́ГРАФ (от греч. όμόζ - одинаковый и γράφω - пишу) - слово, совпадающее по написанию с др. словом, но отличающееся от него произношением, в рус. яз. по преимущ. ударением: за́мок - замо́к, му́ка - мука́.

Омофон

ОМОФО́Н (от греч. όμόζ - одинаковый и φωνή - звук) - слово, совпадающее с др. словом в произношении, но отличающееся от него по написанию: ко́сный - ко́стный. В рус. языке чаще это слова, совпадающие по звучанию лишь в отд. формах: лес - лез, лук, - луг, диви́ться - деви́ца, гриб - грипп, мо́лот - мо́лод, грусть - груздь.

Омофор

ОМОФО́Р - обязат. часть архиерейского облачения, наплечник. Представляет собой длинную широкую ленту, украш. крестами. Возлагается на плечи поверх саккоса так, что один ее конец свободно спускается сзади, а др. спереди. О. является напоминанием о пастырском долге священнослужителя и символически знаменует отбившуюся от стада овцу еванг. притчи, к-рую "добрый пастырь" находит, возлагает на плечи и возвращает домой.

Омулевский Инн. Вас.

ОМУЛЕ́ВСКИЙ (наст. фам. Федоров) Инн. Вас. (1836/37-83) - писатель. Род. в семье исправника, к-рый вскоре был переведен в Иркутск в кач-ве нач. полиции. Здесь большое влияние на О. оказали ссыльные декабристы, петрашевцы и поляки. Приехав в Петербург (1856), поступил в ун-т, но бросил учебу. Сблизился с петерб. кружком (Г. Н. Потанин, Н. М. Ядринцев и др.). Потом живет то в Иркутске, то в Пб. В 1873 арестован по обвинению в антиправит. высказываниях. О. - один из самых последовательных писателей-шестидесятников. Его гл. соч.: "Шаг за шагом" (др. назв. "Светлов, его взгляды и деятельность", 1870-71) - характерный ром. о "новых людях"; при своем появлении он имел успех и пользовался популярностью в среде демокр. настроенных читателей в 1880-90-х гг. Выступал и как поэт "некрасовской школы".

И. В. Омулевский

И. В. Омулевский

Онегинская строфа

ОНЕ́ГИНСКАЯ СТРОФА́ - оригинальная строфа, созд. А. С. Пушкиным для ром. в стихах "Евгений Онегин" (1823-31); ее часто наз. "царицей рус. строф". Представляет собой 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой: AbAbCCddEffEgg (прописные буквы - жен. рифмы, строчные - муж.). Ритмич. иинтонац. О. С. распадается на 3 четверостишия разл. способов рифмовки и заключит. двустишие, обычно совпадая с композиц. членением, где 1-е четверостишие задает тему, 2-е представляет собой развитие темы, 3-е - кульминацию, двустишие - концовку; такая структура О. С. делает ее как бы "стихотворением в стихотворении", это одна из самых длинных строф в рус. поэтической практике. О. С. осталась прочно связ. с именем ее создателя и не получила масс. употребления; все позднейшие обращения к этой строфе вызывали устойчивые ассоциации с пушкинской традицией. Сам Пушкин повторяет О. С. в неоконч. поэме "Езерский", М. Ю. Лермонтов - в "Тамбовской казначейше" (1838), Н. М. Языков - 5-стопным ямбом - в поэме "Две липки" (1846). В сер. 19 в. О. С. употребляется почти исключит. в пародиях и перепевах (Д. Д. Минаев, "Евгений Онегин нашего времени", 1865-77, и др.). Нач. 20 в. отмечено новыми обращениями к О. С: М. Волошин "Письмо" (1907), С. Соловьев "Эпиталама" (1907), В. Иванов "Младенчество" (1918) и др.; в однострофных стих. Ю. Балтрушайтиса (1914-17) О. С. выступала уже в качестве твердой стихотв. формы.

Онежские былины, записанные А. А. Гильфердингом летом 1871 года

ОНЕ́ЖСКИЕ БЫЛИ́НЫ, записанные А. А. Гильфердингом летом 1871 года. Изд. 1-е. СПб., 1873 (в 1 т.); изд. 2-е. СПб., 1894-1900 (в 3 т.); изд. 3-е. М.; Л., 1938-1940 (только 2 и 3 т.); изд. 4-е. М., Л., 1949-1951 (в 3 т.). - первое науч. изд. былин, выполненное на высоком филол. уровне и в духе идей "рус. школы" фольклористики. Содержит записи былин, сделанные А. Ф. Гильфердингом (поездка по следам П. И. Рыбникова). В течение 48 дней он посетил районы Прионежья - Повенец, Толвуй, Пудогу, Кижи, Выг-озеро, Водлозеро, Кенозеро, Мошу, прослушал 70 исполнителей и записал 270 былин. Впервые былины расположены по исполнителям, приведены краткие заметки о каждом сказителе. Вступит. ст. "Олонецкая губерния и ее народные рапсоды" содержит характеристику бытования эпоса на Рус. С., выясняет причины сохр. сев. крест. былинной традиции, раскрывает особенности сказительского иск-ва.

Ономастика

ОНОМА́СТИКА - лингвистическая дисциплина, изучающая имена собств. Важнейшими разделами О. являются антропонимика, изучающая имена людей (т. е. личные имена, отчества, фамилии, прозвища) и топонимика - наука о географ. названиях. Наряду с этими ономастическими дисциплинами постепенно формируются и др. ветви О., посвящ. др. типам имен собств.: зоонимика (изучение кличек животных), астронимика (изучение назв. небесных объектов), прагмонимика (изучающая товарные знаки) и т. п.

Лит.: Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. М, 1978.

Онучи

ОНУ́ЧИ - куски полотна, предназначавшиеся для обвертывания ног (подвертки, портянки). Поверх О. надевалась собственно обувь (сапоги, лапти и др.).

Ончуков Ник. Евг

ОНЧУКО́В Ник. Евг. (1872-1942) - фольклорист, этнограф, краевед. Наиб. известность приобрел как выдающийся собиратель рус. фольклора. В ходе эксп. 1900-02 на Печору впервые записал более 100 печорских былин и ист. песен (сб. "Печорские былины", 1904). После второй эксп. (1907) опубликовал фундам. изд. "Северные сказки" (1908; сюда вошли также записи А. А. Шахматова и М. М. Пришвина) и сб. "Северные народные драмы" (1911; содержание его составили записи фольклорных пьес: "Лодка", "Царь Максимилиан" и др.). В 20-30-х гг. изучал фольклор в Тюменской и Ленингр. обл., на Украине, участвовал в работе над акад. "Словарем рус. языка". Последние годы провел в Пензе, здесь в 1939 арестован, по фальсифицированному обвинению осужден, погиб в заключении. Подготовленные О. сб. "Сказки Тавдинского края" и "Сказки Шокшозера" остались неопубликованными.

Лит.: Чистов К. В. Заметки о сб. Н. Е. Ончукова "Северные сказки" // Вопросы лит-ры и народного творчества. Петрозаводск, 1957. (Тр. Карело-Фин. фил. АН СССР; Вып. 8); Азадовский М. К. История рус. фольклористики. Т. 2. М., 1963; Иванова Т. Г. Н. Е. Ончуков и судьба его научного наследия // Рус. лит. 1982. № 4.

Опарин Ал-др Ив

ОПА́РИН Ал-др Ив. (1894-1980) - биохимик, акад. (с 1946). Окончил Моск. ун-т (1917). Работал там же (с 1929 - проф.). С 1935 - в созд. им совм. с А. Н. Бахом Ин-те биохимии АН СССР (с 1946 - дир.). В 1948-55 - акад.-секр отд. биол. наук АН СССР.

Научно-исследоват. деят-ность развивалась в трех направлениях: теоретич. и эксперим. иссл. по проблеме происхождения жизни; иссл. действия ферментов в живой клетке; разработка биохим. технологии пищевых произ-в. Выдвинул (1922) теорию происхождения жизни на Земле, в к-рой обобщен накопленный наукой по этой проблеме фактич. мат-л, прослежены этапы образования и последующей эволюции органич. соединений, приведшие к возникновению белковых веществ, коллоидных систем и затем первичных живых тел. Теория Опарина легла в основу почти всех совр. представл. о происхожд. жизни. Создал теорию обратимости ферментат. реакций в живой клетке (1936), объясняющую особенности роста и накопления углеводов в структуре культурных растений и ставшую науч. основой техн. биохимии. В рез-те проведенных в обл. ферментологии иссл. разработал новые принципы биохим. технологии таких пищевых произ-в, как соковарение, хлебопечение, виноделие, произ-во чая и табака. Благодаря применению этой технологии обеспечивается повышение кач-ва пищ. продуктов, резкое сокращение сроков вызревания вин и приготовления табачных изделий, увеличение сроков хранения свежих плодов и овощей.

Известен О. и тем, что в сталинские годы оказывал поддержку лжеученым - О. Б. Лепешинской и Т. Д. Лысенко. Чл. Всемир. Совета Мира (1950-59).

Междунар. об-во по изучению происхождения жизни учредило (1978) зол. медаль им. А. И. О. Герой соц. труда (1969). Лен. премия (1974).

Опекушин Ал-др Мих.

ОПЕКУ́ШИН Ал-др Мих. (1838-1923) - скульптор. Род. в с. Свечкино Ярославской губ., в семье крепостного. В 1857 приехал в Пб., учился в рисовальной школе Об-ва петербургских художников (ОПХ) и работал в мастерской скульптора Д. И. Иенсена. С 1872 - акад. Для пам. Екатерине II по проекту М. О. Микешина в Пб. выполнил 9 статуй рус. деятелей 18 в. Принимал уч. в разработке проекта и создании скульптур пам. "Тысячелетие России" в Новгороде. Гл. работой О. явилось создание пам. А. С. Пушкину в Москве (открыт в 1880), кроме того, О. - автор пам. А. С. Пушкину в Петербурге, К. М. Бэру в Тарту, М. Ю. Лермонтову в Пятигорске. Творчество скульптора характеризуется камерностью пластич. языка, отказом от излишн. детализации.

Скульптор А. М. Опекушин. Памятник М. Ю. Лермонтову в Пятигорске

Скульптор А. М. Опекушин. Памятник М. Ю. Лермонтову в Пятигорске

Опера

Статья большая, находится на отдельной странице.

Оператор

Статья большая, находится на отдельной странице.

Оперетта

ОПЕРЕ́ТТА - муз.-театральный жанр, преимуществ. веселого, развлекат. характера, где пение и инструмент. эпизоды перемежаются с разговорными диалогами. Как самостоят. жанр О. утверждается ок. сер. 19 в. "Днем рождения" ее считают 5 июля 1855, когда состоялось успешное открытие камерного театра Ж. Оффенбаха "Les Bouffes parisiens" премьерой двух его одноактных пьес "Белая ночь" и "Двое слепцов", хотя за год до этого открылся сходный театрик "Les Folies concertantes" под рук. Эрве (псевд. Ф. Ронже), во многом предвосхитившего, наряду с А. Гриссаром и Л. Клаписсоном, искания Оффенбаха. Историч. предшественниками О. являются франц. водевиль, получивший широкое распространение и на рус. сцене, англ. балладная опера и немецкий зингшпиль, к-рый часто также именовался О.

Вершинные классич. образцы О. представлены в творчестве Оффенбаха (к-рый, однако, чаще использовал в кач-ве жанрового определения своих сочинений термины opera bouffa, opera bouffon) - "Прекрасная Елена", "Орфей в аду" и др. Жанровой основой музыки Оффенбаха часто служат вальс и особ. канкан, являющийся символом ликующего оптимизма, радости жизни. Наряду с франц., особое признание в России и широкую репертуарную популярность получила венская О., связанная с именами И. Штрауса ("Летучая мышь", "Цыганский барон", "Венская кровь"), К. Миллекера ("Нищий студент"), Ф. Зуппе ("Прекрасная Галатея"), К. Целлера ("Продавец птиц"), Ф. Легара "(Граф Люксембург", "Веселая вдова"), И. Кальмана ("Королева чардаша", "Графиня Марица", "Принцесса цирка", "Фиалка Монмартра"). Особую грань в иск-ве О. явило творчество англ. мастеров Гилберта и Сэлливана (оперетта "Микадо", 1885; за три года выдержала более 9000 представлений по всему миру).

В России О. появилась в кон. 1860-х гг. Это были постановки "Прекрасной Елены" и др. О. Ж. Оффенбаха. В 1867 А. П. Бородин создал О.-пастиччо на рус. тему "Богатыри" на либретто В. А. Крылова, близкую по типу к О. Однако в последующие годы в жанре О. не было создано ничего значительного. Развитие О. в сов. период связано с именами И. О. Дунаевского и Н. М. Стрельникова. Большое влияние на О. оказали кинокомедии с музыкой Дунаевского ("Веселые ребята", 1934; "Цирк", 1936; "Волга-Волга", 1938). В О. органич. вошли песни-марши и лирич. песни. В числе лучших - О. Дунаевского "Золотая долина" (1937), "Вольный ветер" (1947), "Белая акация" (1955), имеющие в целом лирико-романтич. характер. Среди репертуарных О., созданных другими композиторами, - "Свадьба в Малиновке" Б. А. Александрова (1937); "Трембита" (1949), "Поцелуй Чаниты" (1967) и "Цирк зажигает огни" (1960) Ю. С. Милютина; "Севастопольский вальс" (1961) К. Я. Листова; "Москва-Черемушки" (1959) Д. Д. Шостаковича, а также произведения В. П. Соловьева-Седого, Т. Н. Хренникова, А. П. Долуханяна, А. П. Петрова, Н. В. Богословского и мн. др.

Опистографическая книга

ОПИСТОГРАФИ́ЧЕСКАЯ КНИ́ГА - См. Анопистографическая книга.

Опись

О́ПИСЬ - архивный справочник, представляющий собой систематизир. перечень ед. хранения, раскрывающий их состав и содержание и являющ. учетным док-том в архивном делопроиз-ве.

Оплечье

ОПЛЕ́ЧЬЕ - 1) Часть повседнев. одежды, наряда, доспехов, покрывающий, украшающий или защищающий плечо.

2) Вставной лоскут, полоска, образующий плечо мужской рубахи.

3) Составная часть княж., великокняж., царского наряда, род наплечников. Были присланы, согласно преданию, Владимиру Мономаху из Византии. Впервые летописи упоминают их в 1216. Состоят из запонов, украшенных драгоценными камнями, жемчугом, изображениями святых и т. д. О. считалось знаком княж. (великокняж. и царской) власти, вместе с "шапкой Мономаха". В 1498 "бармы" были возложены (согласно визант. обряду) на внука Ивана III, Дмитрия. В этом качестве они сохраняются до петровского правления.

Ополчение

ОПОЛЧЕ́НИЕ - 1) В Др. Руси рать, выставляемая местным населением (в отличие от дружины князя). В ср.-век. Руси феод. О. - совокупность феодалов с их боевыми послужильцами. С кон. 15 в. осн. роль начинает играть поместное О. Наряду с феод. О. известна посоха - ратники, выставляемые крестьянами и гор. жителями. Воины, входившие в О., вооружались и экипировались за свой счет или за счет выставлявших их общин.

2) В 18-19 вв. О. - вспомогат. войско, формировавшееся во время войны гл. обр. из добровольцев. О. участвовало в Отеч. войне 1812, в Крымской войне 1854-56. При введении всеоб. воинской повинности в 1874 было создано гос. О. из не служивших в кадровой армии и отбывших срок пребывания в запасе. По закону О. призывалось во время войны для пополнения действ. (О. 1-го разряда) и тыловой службы (О. 2-го разряда). В первый период Вел. Отеч. войны формировалось нар. О. из лиц, не подлежавших первоочередному призыву по мобилизации, всего ок. 2 млн чел., из к-рых было сформировано 36 дивизий, влившихся в регулярную армию, и мн. отд. частей.

Солдаты народного ополчения перед отправкой на фронт. Москва. 1941

Солдаты народного ополчения перед отправкой на фронт. Москва. 1941

Ополье

ОПО́ЛЬЕ - слабоволнистая равнина, расчлененная глубоковрезанными долинами. Обычно соседствует с плоскими равнинами. О. располагаются в погран. полосе между лесной и лесостепной зонами. Играют важную роль в земледельч. х-ве благодаря плодородию почв; почти сплошь распаханы. Термин восходит к др.-рус. "поль" - пустой, открытый. По одной из ист. версий, обязат. условием при выборе места для заложения города в Др. Руси было наличие поблизости удобного для пастбища и пашни поля - места, обладавшего сравнительно лучшими для этих целей землями. Это обстоятельство стало причиной того, что О., ист. известность к-рых закреплена в геогр. назв. (Суздальско-Владимирское, Касимовское, Подольско-Коломенское, Юрьевское, Брянское и т. п.), всегда соседствуют с др. стольными или же княж. и торг. городами. Приведенная версия объясняет и тот факт, что в разл. регионах О. называются местности с принципиально разл. ландшафтными характеристиками. По-видимому, единственно значимым признаком О. была наиб. в данном регионе приспособленность для земледельч. целей.

ОПОЯЗ

ОПОЯ́З (Общество по изучению поэтического языка) - рус. формальная школа в лит-ведении, возникшая в 1910-х гг. как реакция на академическое лит-ведение (А. Потебня, А. Веселовский) и "импрессионистичность" критики и имевшая целью построение научной поэтики, основанной только на анализе худ. слова как такового. Круг осн. идей О. определяется группой филологов, не всегда согласных друг с другом, вступавших друг с другом в полемику, но объединенных направлением поисков новой методологии науки (В. Шкловский, Ю. Тынянов, Б. Эйхенбаум, Б. Томашевский, В. Жирмунский, Р. Якобсон, Г. Винокур и др.). Это ясно обнаруживают изд. О. - сб-ки "Поэтика", серия кн. "Вопросы поэтики", публикации в ж. "Круглый угол" и др. Провозгласив ряд тезисов, в крайней форме обозначивших идеи, за к-рыми прочно утвердилось наим. формальных (иск-во как прием, автоматизация приема, установка на выражение, язык худ. лит-ры как один из функциональных стилей языка и др.), деятели О. были явно "непоследовательны" в следовании им. Это предопределило и характер самих идей (их многообразие и противоречивость внутри формального метода), их эволюцию, судьбу школы и О. Полемика внутри О. в большей мере, чем давление марксистского лит-ведения, способствовала распаду О. и переходу гл. его деятелей на иные методологические позиции. (См., напр., В. Шкловский. Художественная проза. Размышления и разборы, 1959; "Жили-были", 1961). Исключение составляет Р. Якобсон.

Определение

ОПРЕДЕЛЕ́НИЕ - второстепенный чл. предложения, обозначающий признак предмета (в широком смысле слова); ср.: новый дом, твой отъезд, брюки в полоску, желание учиться, удар наотмашь. В предложении О. может относиться к существительному и субстантивированным формам др. частей речи; ср.: последний выходной; новые отдыхающие; твое вечное "не хочу".

В зависимости от характера связи О. с определяемым словом различают согласованные и несогласованные О. Согласованное О. связывается с определяемым словом посредством согласования, уподобляясь ему в одноименных (сопряженных) категориях рода, числа и падежа. Оно выражается формами прилагательного или морфологически подобными ему формами порядковых числительных и местоим. прилаг.; ср.: твоя первая статья, в твоей первой статье и т. д. Несогласованным называют О., связанное с определяемым словом посредством управления или примыкания. Оно может выражаться падежными и предложно-падежными формами сущ. (опушка леса, поездка на юг, охота на волков), наречием (дом напротив, яйца всмятку), инфинитивом (желание учиться, наука побеждать, умение слушать), простыми формами сравнит. степени (выбери пример посложнее).

Проблематичным остается синтаксический статус двух конструкций с определительным значением: 1) приложения: девушка-почтальон, графиня Безухова, которое рассматривается и как разновидность определения, и как особый второстепенный чл. предложения, и 2) предикативное определение: Он пришел с работы усталый; Я знал его молодым и веселым, где атрибутивный компонент совмещает признаки О. и именной части сказуемого.

Лит.: Чеснокова Л. Д. Конструкции с предикативным определением и структура предложения в совр. рус. литерат. яз. Ростов-на-Дону, 1972; Бабайцева В. В. Система чл. предложения в совр. рус. яз. М., 1988.

Определённо-личное предложение

ОПРЕДЕЛЁННО-ЛИ́ЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕ́НИЕ - разновидность односоставных предложений, содержащих спрягаемые формы глагола 1-го или 2-го лица, соотнесенные с конкретными лицами - говорящим и слушающим, но подлежащее материально не выражено; ср.: Люблю тебя, Петра творенье; Завтра едем на рыбалку. Такая структура особенно характерна для побудительных предложений; ср.: Жди меня, и я вернусь; Миша, не уходи без меня.

Отнесение О.-Л. П. к односоставным предложениям нередко оспаривается на том основании, что введение личного местоимения в них всегда возможно без изменения общего смысла предложения, а значит, соответствующий структурный образец предполагает наличие позиции подлежащего, хотя обычно и незаполняемой; ср.: Люблю тебя - Я люблю тебя. При такой трактовке О.-Л. П. считаются разновидностью неполных предложений.

Опричник

ОПРИ́ЧНИК - 1) Человек, принадлежавший к опричнине. В широком смысле слова - это все жители опричнины (дворцового удела Ивана IV), занимавшей почти пол. Рус. гос-ва. Терр. опричнины не была единой (сплошной); даже город (в частности, Новгород) был разделен на опричнину и земщину. В этом случае О. - человек, проживающий на терр. опричнины.

2) Человек, служивший в спец. отряде, войске - опричнине. 6-тысячный отряд О., находившийся в непосредств. подчинении Ивана IV, использовался для искоренения внутр. крамолы. Фактически выполнял полицейские функции. У О. были привязаны к седлу собачья голова и метла - знаки его должности, состоявшей в том, чтобы выслеживать, вынюхивать и выметать измену и грызть государевых злодеев-крамольников. О. ездил весь в черном с головы до ног, на вороном коне и в черной же сбруе.

Опричнина

Статья большая, находится на отдельной странице.

Опрощение

ОПРОЩЕ́НИЕ - один из типов исторических изменений морфемной структуры слова (ср. переразложение). О. (термин В. В. Богородицкого) проявляется в том, что членимая (т. е. состоящая из более чем одной морфемы) основа с течением времени начинает восприниматься как нечленимая. Так, состоявшая некогда из приставки и корня основа слова неделя (слово при этом означало воскресенье, день "неделанья", т. е. отдыха) в современном рус. яз. включает в себя лишь корень. Иногда О. сопровождается и изменением фонемного состава слова. Так, слова облако, оболочка этимологически связаны с глаголом обволакивать. Утрата членимости сопровождалась в этом слове утратой первого согласного старого корня.

Оптина Пустынь

О́ПТИНА ПУ́СТЫНЬ - См. Монастыри в России.

Опус

О́ПУС (сокр. "оп." или "op."; лат. opus - букв. труд, сочинение) - термин, применяемый для порядковой нумерации соч. композитора. Один О. может состоять из неск. пьес, получающих дополнит. номер внутри данного О. Так, четыре пьесы оп. 56 А. Н. Скрябина включают Прелюдию (№ 1), Иронию (№ 2), Нюансы (№ 3), Этюд (№ 4). Обозначения О. начали выставляться с кон. 16 в. издателями, что нередко приводило к путанице, и в разл. изданиях одно и то же произведение появлялось под разными номерами. Со времени Л. Бетховена композиторы стали проставлять номера О. сами, однако нередко все же оставляли многие соч. (чаще крупные театральные или мелкие танцевальные) без указания О. Например, из 15 опер Н. А. Римского-Корсакова номер О. имеют только две. Многие композиторы, в том числе М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, вообще не нумеровали свои соч., И. Ф. Стравинский - только самые ранние. Напротив, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, Скрябин, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович делали это весьма аккуратно.

При издании соч., не публиковавшихся при жизни композитора, часто применяется обозначение op. posth. (opus posthumum, лат. - посмертное соч.). Иногда посмертно производится нумерация всего наследия композитора. Так, произведения И. С. Баха приводятся обычно с номером по систематич. указателю В. Шмидера (BWV), В. А. Моцарта - по хронологич. указателю Л. Кехеля (KV).

Ораниенбаум

ОРАНИЕНБА́УМ - дворцово-парковый ансамбль 18 в. западнее Петергофа, на юж. берегу Финского залива, напротив о-ва Котлин. Основан в 1710, город - с 1780; в 1948 переименован в Ломоносов. Большой дворец (автор проекта неизв.) был построен для первого владельца О. - кн. А. Д. Меншикова, фаворита Петра I, ген.-губернатора СПб. Здесь Меншиков был в 1727 арестован. С 1743 О. становится летней резиденцией "малого двора" будущего имп. Петра III. В Нижнем саду были построены Картинный дом с театром, картинной галереей, кунсткамерой и б-кой (1755, В. Растрелли) и деревянный Оперный дом (1759, А. Ринальди; позднее перевезен в СПб). До отречения Петра III О. был одним из центров рус. муз. культуры. Крепость Петерштадт (1757-62, А. Ринальди) построена для личной гвардии Петра Федоровича, набранной в его Гольштейн-Готторпском герцогстве. В крепости - небольшой интимный дворец. В 1762 в любимом им О. Петр III подписал отречение от престола, по преданию, в Японском павильоне Большого дворца, и был арестован. При Екатерине II был создан ансамбль Собственной дачи - обширный регулярный сад сложной планировки, со множеством павильонов и интимным Китайским дворцом. В дальнейшем О. принадлежал Александру I, его младшему брату Михаилу Павловичу и его потомкам - герцогам Мекленбург-Стрелицким. В период блокады Ленинграда О. находился под защитой артиллерии Кронштадта и Балтийского флота. Дворцово-парковый ансамбль не пострадал. Большой дворец, подобно Петергофскому, обращен к морю и связан с ним каналом. Между дворцом и гаванью канала - голландский сад с партерами, цветниками и мраморной скульптурой. Композиция и фасады дворца сохранились с меншиковского времени почти без изменений; здание является шедевром петровского барокко. До 1920-х гг. существовала дворцовая церковь (1727). Остальные интерьеры Большого дворца несколько раз полностью перестраивались. Сохранились резная лестница 1730-х гг., комнаты фаворитки Петра III Елизаветы Воронцовой с изысканной плафонной лепкой А. Ринальди в стиле рококо, неск. парадных залов, отделанных в сер. и 2-й пол. 19 в. Г. А. Боссе, Л. Л. Бонштедтом, Е. Г. Прейсом и О. Паульсеном, гл. обр. в стиле 2-го рококо. Дворец Петра III в Петерштадте, Китайский дворец и павильон Катальной горки, созданные А. Ринальди, представляют собой единственный в России ансамбль стиля рококо. Во дворце Петра III наиб. ценность представляют уникальные лаковые росписи трех комнат в стиле шинуазри - экзотического варианта рококо, работы Ф. Власова (почти единственный подлинный образец "китайщины" в русской декор. жив.). Китайский дворец, или Собственная Е. И. В. дача, многие комнаты в нем оформлены в стиле шинуазри или с китайскими мотивами. Дворец - единственный в России целостный памятник гедонизма эпохи Просвещения. Катальная горка представляла собой высокий многоярусный павильон с роскошно отделан. залом и двумя кабинетами, с галереями для обозрения и скатами на колоннах для катания на колясочках (скаты не сохранились). В О. императрица праздновала завершивший рус.-турецкую войну 1768-74 Кючук-Кайнарджийских мир. В городе сохранилась гл. улица с каменными домами 1-й пол. 19 в. и параллельная ей улица деревянных дач 2-й пол. 19 - нач. 20 в. Ценность О. определяется худож. ценностью уникального и прекрасно сохранившегося ансамбля, культурной ценностью его как памятника так и не привившей в России галантной культуры 18 в. и как единственного мемориала Петра III.

Ораторский стих

ОРА́ТОРСКИЙ СТИХ (декламативный стих) - в мелодике стиха один из 3 осн. типов интонации, выделяемый наряду с говорным и напевным стихом. О. С. характерен для оды, монологов, трагедий, гражд., филос., патетич. И медитат. лирики. Его тематич. композищия, как правило, строится на логич. развертывании мысли; синтаксич. членение речи совпадает с метрическим (предложение и части предложений со стихами, строфами и т. д.), переносов и внутристиховых пауз крайне мало. Мелодич. движение в О. С. определяется свободной непредсказуемой сменой развернутых периодов и коротких предложений, обилием риторич. фигур (риторич. вопросов, восклицаний, обращений), нередко упорядочивающих О. С, внося в него определенную симметрию, к-рая, однако (в отличие от напевного стиха), никогда не распространяется на все произв. Преобладание логич., а не муз. связи стихов отражено и в тяготении О. С. к астрофичности (в небольших по объему текстах), к кр. или несимметр. строфам (в больших формах). Интонация приподнятой, торжеств. речи О. С. в значит. мере создается за счет возвыш.-патетич. лексики и фразеологии. В рус. поэзии О. С. развивался в творчестве М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, В. Я. Брюсова, В. В. Маяковского и др.

Орбели Иосиф Абгарович

ОРБЕ́ЛИ Иосиф Абгарович (1887-1961) - востоковед, искусствовед, филолог, археолог. Окончив курс ист.-филол. ф-та СПб. ун-та, продолжал учиться (до 1911) на Вост. ф-те, в летние месяцы участвуя в раскопках Н. Я. Марра в др. столице Армении - Ани. В 1911-12 О. предпринял эксп. в Турецкую Армению, где сочетал сбор лингв. и фольклорно-этногр. материалов с работами в обл. урартской археологии (продолженных летом 1916 раскопками на Ванской скале). Один из создателей Рос. академии истории материальной культуры, где работал в 1919-31 (был дир. там же в 1937-39). Преподаватель, проф. СПб. ун-та (ЛГУ) в 1914-31. Избран чл.-корр. АН в 1924, действ. чл. - в 1935. Более трех десятков лет (с 1920) О. отдал Эрмитажу, где им был создан Отд. Востока. С 1934 О. - дир. Эрмитажа. Широко известна его самоотверженная деят-ность по эвакуации музея и по сохранению невывезенных экспонатов в блокадную зиму 1941-42. С 1942 по 1944 О. работал в Армении (в 1942-47 занимал должность през. Арм. АН). Вернувшись в Ленинград, в первые послевоен. годы занят гл. обр. восстановлением Эрмитажа. В 1946 выступает как свидетель на Нюрнбергском процессе. В 1951 неожиданно отстранен от рук. Эрмитажем (в числе других причин - отказ присоединиться к кампании критики покойного Н. Я. Марра). С 1955 по 1960 - декан Вост. ф-та ЛГУ, с 1956 до конца жизни - зав. Лен. отд. Ин-та востоковедения АН СССР. Похоронен в СПб. на Богословском кладбище.

Соч.: Развалины Ани: История. Соврем. состояние. Раскопки. СПб., 1911; Археологическая экспедиция 1916 года в Ван: Доклады / Н. Марр, И. Орбели. Пг., 1922; Сасанидское искусство // Восток. 1924. Кн. 4. С. 139-156; Сасанидский металл: Худож. предметы из золота, серебра и бронзы. М.; Л., 1935 (совм. с К. В. Тревер); Шатранг: Книга о шахматах. Л., 1936 (совм. с К. В. Тревер); Армянский героический эпос. Ереван, 1956; Басни средневековой Армении. М.; Л., 1956; Избранные труды. Ереван, 1963; Избранные труды. М.; Л., 1968; Фольклор и быт Мокса. М., 1982.

Лит.: Юзбашян К. Н. Академик И. А. Орбели. М., 1986.

Орбели Леон Абгарович

ОРБЕ́ЛИ Леон (Левон) Абгарович (1882-1958) -физиолог, акад. АН СССР (с 1935, чл.-корр. с 1932), акад. АН Арм. ССР (с 1943), действ. чл. Академии мед. наук (с 1944). Брат И. А. Орбели. Ученик и последователь И. И. Павлова.

Род. в семье, принадлежавшей к старинному армянскому роду. Учился в Тифлисской г-зии. В 1899 поступил в Военно-мед. академию в Пб. (окончил в 1904), проф. с 1925 по 1950. С 1907 начал работу в Ин-те эксперимент. мед., учрежденном И. И. Павловым. Дир. Физиологич. ин-та АН СССР (1936-50). Развил новое науч. направление - эволюционную физиологию. Способствовал решению вопроса о роли симпатических нервов в организме чел. Ввел новые представления о функции мозжечка (регулирование вегетативной функции, помимо управления моторной координацией). В исследовании центр. нервной системы уделял внимание влиянию подкорковых центров на функциональное состояние коры головного мозга. Исследовал состояние физиологии чел. в экстремальных условиях (проблемы авиационной физиологии и медицины, водолазное дело). Возглавил первую в СССР лабораторию возрастной физиологии. Руководил исследованиями физиологии и патологии высшей нервной деят-ности чел. Чл. Парижского биологич. об-ва (1930) и др. заруб. АН и об-в.

Соч.: Избр. труды: В 5 т. М.; Л., 1961-68.

Лит.: Лейбсон Л. Г. Леон Абгарович Орбели. Л., 1973; Его же. Академик Л. А. Орбели: Неопубл. главы биогр. Л., 1990; Его же: Трагические страницы жизни Л. А. Орбели / Репрессированная наука. Л., 1991. С. 283-296; Леон Абгарович Орбели, 1882-1958: [Библиография] / Сост. И. Г. Бебих. М., 1994.

Л. А. Орбели

Л. А. Орбели

Орган

ОРГА́Н (лат. organum - инструмент, орудие) - клавишно-духовой муз. инструмент. Не ранее 10 в. О. становится непременным участником католич. и впоследствии протестантского богослужения; также инструмент концертного музицирования. Благодаря своим размерам и богатым возможностям О. широко известен как "король инструментов". Существует, однако, О. малого размера (т. н. О.-позитив), с весьма огранич. ресурсами; он широко использовался в церк. практике в кон. 10-17 вв. О.-позитив известен также в домашнем обиходе.

Звук О. дает вибрация воздуха, к-рый нагнетается в мехи. Клапаны в трубах открываются через передаточный механизм нажатием клавиш на ручных (мануальных) или ножной (педальной) клавиатурах, к-рые расположены на т. н. игральном столе (пульте) О. Количество мануалов - от 1 до 4-5, редко до 7; педальная клавиатура - 1 (в прошлом в редких случаях 2). Трубы различаются по материалу (дерево и металл), размеру, форме, расположению и группируются по регистрам - опред. тембру и силе звучания каждого тона. Включатели регистров располагаются на пульте, слева и справа от мануалов.

О. - древнейший клавишный инструмент. В 3 в. до н. э. мастер Ктесибий из Александрии построил гидравлос - О., к-рый действовал под давлением воды. В 4 в. н. э. водный механизм заменен воздушными мехами. В ср-.век. Европу О. попадает, по-видимому, из Византии (8 в.). До 13-14 вв. строили большие О. с тяжелым, неподатливым механизмом, к-рый требовал приложения значит. физич. усилий. В 13-16 вв. широкое распространение получил переносной О.-портатив (organetto). В нач. 16 в. большой О. значит. усовершенствовался под влиянием легкой механики портатива и получил близкий к совр. внешний вид.

Вершиной органного репертуара явились произв. И. С. Баха, к-рые послужили образцом для многих композиторов 19 в. - Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Листа, М. Регера, Ц. Франка, Ш.-М. Видора, Л. Вьерна. В добаховское время значит. органными композиторами были Д. Букстехуде, Я. Свелинк, Дж. Фрескобальди и др. Достижения органной музыки 20 в. связывают с именами М. Дюпре, О. Мессиана. В России профессиональная органная школа формируется на рубеже 19-20 вв. Для О. сочиняли А. К. Глазунов, С. И. Танеев, С. М. Ляпунов, позднее - А. Ф. Гедике, Х. С. Кушнарев, Р. К. Щедрин и др.

В сов. время во главе моск. школы органистов стал Гедике, воспитавший ряд концертирующих органистов (С. Л. Дижур, Г. Я. Гродберг, Л. И. Ройзман и др.); во главе Петербург. школы был И. А. Браудо, из класса к-рого вышли Н. О. Оксентян, Л. С. Дайч, В. Н. Бакеева, В. Г. Стамболцян и др. С 1958 в СССР установлено и реконструировано свыше 40 больших О.

Органическая критика

ОРГАНИ́ЧЕСКАЯ КРИ́ТИКА - направление рус. критики 1860-х гг., разрабатываемое А. Григорьевым и продолженное Н. Страховым. А. Григорьев видел в иск-ве целостное синтетическое явление и ориентировал критику на выявление в худож. произв. специфики авторского замысла, воплотившейся в нем "мысли сердечной". Позиция А. Григорьева (понять то, что хотел сказать художник) противопоставлялась как публицистическому объективизму и "дидактизму" реальной критики (анализ того, что в произведении сказалось), так и худож. объективизму "чисто технической", эстетической критики. В семиотическом плане О. К. можно характеризовать как ориентацию на прагматику лит. образа, т. е. как один из необходимых аспектов лит. анализа.

Орден

О́РДЕН (нем. orden, от лат. ordines - порядок, правила) - 1) Объединение лиц на осн. соблюдения определ. правил: духовные О., напр., О. Иоаннитов, Тевтонский О.; светские О., напр., дат. О. Слона (1559), англ. О. Подвязки (1349), О. Зол. руна (Бургундия, 1429) и др.

2) Почетный знак, знак отличия, награда, ист. восходящая к орденским знакам отличия ср.-век. рыцарских О. (появляется в 12-13 вв.). Первонач. знаки отличия предназначались для чл. правящих династий, позже - в кач-ве награды за службу и за военные заслуги. О. как награда вплоть до нового времени сохраняет свое реликтовое значение не знака отличия, а знака причисления к ордену как объединению, чем отличается от медали. Ранние О., имеющие, как правило, форму звезды или креста, часто изображались на монетах и медалях (отд. или с орденской лентой вокруг гербового щита), однако сами О. не являются предметом нумизматики. В 15 в. стали бытовать на Руси почетные, сравнительно массовые воинские награды - "зол.". Внешне они были оформлены как монеты, но по сути своей явились прообразом наградной медали. В кач-ве почетной награды, "высочайшего" пожалования О. появляется в России на рубеже 17-18 вв., в эпоху петровских преобразований. В самом кон. 17 в. (предположительно в 1698 после взятия Азова) Петр I учредил первый рус. О. - Андрея Первозванного, к-рый оставался высш. наградой в Рос. империи до 1917. Кроме О. Андрея Первозванного, в дорев. России существовали еще 8 О.: св. Екатерины (1714), св. кн. Александра Невского (1725), св. Анны (1735), св. великомученика и победоносца Георгия (1769), св. равноапостольного кн. Владимира (1782), св. Иоанна Иерусалимского, т. н. мальтийский О. (1798-1817), польские Белого Орла и св. Станислава (1831). Представление об О. как объединении его кавалеров проявилось в существовании орденских праздников, спец. орденских храмов, одеяний и парадных сервизов (отмечено В. Н. Яранцевым). Этим же объясняется то, что О. награждали только дворян. Первый сов. О. - О. Кр. Знамени был учрежден декретом ВЦИК РСФСР от 16 сент. 1918. Каждый О. имеет свой статут. Высш. О. СССР являлся О. Ленина (учрежден 6 апр. 1930). Указом от 2 марта 1994 През. РФ утвердил "Положение о гос. награде Рос. Федерации", в к-ром определен перечень О. и медалей России. В наст. время высш. О. РФ является О. "За заслуги перед Отечеством", имеющий 4 степени (первая - высш.). Далее идут О. Жукова, О. Мужества, О. "За военные заслуги", О. Почета и О. Дружбы. Практически все совр. О. Рос. Федерации имели свои аналоги в наградной системе СССР, в то же время нек-рые символы заимствованы из арсенала наград Рос. империи.

О. называют также нек-рые тайные об-ва, напр., масонский О.

Орден Андрея Первозванного

Орден Андрея Первозванного

"Орден русских рыцарей"

"О́РДЕН РУ́ССКИХ РЫ́ЦАРЕЙ" - См. Дмитриев-Мамонов М. А.

Орденский храм

О́РДЕНСКИЙ ХРАМ - церковь, посвященная святому - покровителю гос. ордена или имеющая престол с соответствующим посвящением. В России О. Х. характерны для последней трети 18 - нач. 19 в. в СПб. Осн. обычаем О. Х. было присутствие на обедне в день престольного праздника кавалеров ордена в особых костюмах, а затем их совм. трапеза. В СПб. на фасадах этих храмов укреплялся орденский знак.

О. Х. св. Андрея Первозванного - гл. Андреевский собор Васильевского о-ва, где до сих пор сохранились возвышенные места для кавалеров. О. Х. св. Александра Невского - Троицкий собор Александро-Невской лавры; в приделе св. Александра Невского, где была рака с его мощами, на стене наряду с иконами находился портрет Екатерины II в орденском платье работы Д. Г. Левицкого. О. Х. св. Екатерины помещался в жен. ин-те (Уч-ще ордена св. Екатерины). О. Х. св. Владимира первоначально был в Софийском соборе ок. Царского Села, а затем в Князь-Владимирском соборе СПб. У ордена св. Иоанна было 2 храма: один католический (т. н. Мальтийская капелла), другой православный.

Расцвет О. Х. приходится на царствования Екатерины II и Павла I. Орденские традиции забылись уже в царствование Александра I, хотя никто не снимал орденских знаков со зданий.

Ордер

О́РДЕР - 1) Письм. приказ, распоряжение, один из эл-тов практики и делопроиз-ва адм., финанс, судебного и пр. характера. Напр., О. на получение денег, квартирный О., О. на арест и т. п.

2) О. воен. - регламентированное по направлению и дистанции взаимное расположение воен. кораблей в походе и во время боя. Термин применялся еще в петровское время.

3) О. арх. - определ. сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и худож. воплощение. О. существовали с древнейших времен (Египет, ассиро-вавилонское, др.-перс. зодчество), а их оформление в систему произошло в др.-греч. архитектуре к 5 в. О. включает несущие (колонна с капителью, базой, иногда пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз, карниз) части. Классич. О. - дорический, ионический и коринфский, получившие назв. от племен и обл. Греции. Ордерные принципы способствовали созданию тектонически ясного арх. образа, выработке соразмерных человеку арх. масштабов. Дорический О. характеризуется отсутствием базы, ствол колонны покрыт прямоугольными желобками-каннелюрами, сужается кверху, иногда имеет расширение в середине ствола; капитель состоит из трех частей: шейки, полувала, верхней квадратной плиты. Классич. форма дорического О. встречается в Парфеноне и Пропилеях афинского Акрополя. Ионический О. имеет базу, состоящую из двух валов, разделенных выкружкой, и нижнего плинта. Каннелированная колонна сужается кверху, завершается капителью, имеющей по обе стороны верхней части крупные завитки-волюты. Классич. образец ионического О. имеется в Эрехтейоне на афинском Акрополе. Коринфский О. отличается от ионического формой капители в виде корзины из стилизованных листьев аканфа и волютами. Это самый нарядный О., получивший особое распространение в архитектуре антич. Рима (Пантеон и др.). Разновидностью коринфского О. является композитный, сочетающий в себе коринфский и ионический. Неск. позже появляется тосканский О., являющийся разновидностью дорического (осн. отличие - гладкий ствол).

Особенности и правила построения О. изложены в трактате римского писателя Витрувия. В основу пропорций О. для измерения высоты отд. частей им положен модуль - ½ диаметра свода колонны у ее основания. В ср. века О. применялся редко. Значительный интерес к ордерным системам проявляется в эпоху Возрождения (впервые в Италии в 15 в. у Брунеллески).

В рус. арх. эл-ты О. встречаются с древнейших времен (Владимиро-Суздальское зодчество, ц. Воскресения в с. Коломенском под Москвой и др.). В 18 и 19 вв. ордерной системой в совершенстве владели Д. Кваренги, В. В. Растрелли, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, А. И. Воронихин, К. И. Росси и мн. др. В 20 в. использование О. характерно для арх. неоклассицизма (И. В. Жолтовский, В. А. Щуко, И. Ф. Фомин и др.). В 1940-50-х гг. чаще др. используется коринфской О., к-рый нередко теряет конструктивное назначение и используется как декор. арх. эл-т.

Лит.: Витрувий. Десять книг об архитектуре. М., 1936. Т. 1; Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве: В 2 т. М., 1935-37; Маркузон В. Ф. Архитектурные ордера // Всеобщая история архитектуры: В 12 т. 2-е изд. М., 1973. Т. 2. С. 33-42.

Орджоникидзе Григ. Конст.

ОРДЖОНИКИ́ДЗЕ Григ. Конст. (1886-1937) - революционер, деятель ком. партии и сов. гос-ва. Родился в дворянской семье, в селе Гореша Кутаисской губ. В 1901-05 учился в Тифлисской фельдшерской школе. До 1917 вел активную рев. деят-ность, неоднократно подвергался арестам, ссылкам. В 1917 входит в состав Пб. к-та РСДРП (б) и исполкома Пг. Совета. С дек. 1917 выполнял обязанности временного чрез. комиссара по Украине и Югу России. В период гражд. войны находился на военно-полит. работе в Кр. армии. В 1922-26 работал 1-м секр. Закавказского и Сев.-Кавк. крайкома ком. партии. В 1922 между О. и нек-рыми членами ЦК КП (б) Грузии возник острый конфликт в связи с объединением нац. республик и образованием СССР. При разрешении возникшего конфликта О. допускал грубость, злоупотреблял своим положением. С 1926 по 1930 он исполняет обязанности пред. УКК ВКП (б) и наркома Рабоче-крестьянской инспекции СССР и одновременно зам. Пред. СНК и Совета труда и обороны (СТО) СССР. В этот период О., являясь верным соратником И. В. Сталина, входя в его ближайшее окружение, играл важную роль в формиров. режима личн. власти, командно-адм. системы. Он несет личную ответств. за удаление с полит. арены лидеров "левой" и "правой" оппоз., за "великий перелом", осуществленный на рубеже 20-30-х гг. Работая с 6 нояб. 1930 пред. Всесоюзного совета нар. х-ва (ВСНХ), а с янв. 1932 - наркомом тяжелой пром-сти, он последовательно проводил в жизнь ускоренную индустриализацию, без учета реал. экон. возможностей, в ущерб разв. др. отраслей экономики. В связи с массовыми репрессиями в стране во 2-й пол. 30-х гг., к-рые коснулись и большой части инж.-техн. кадров, у О. возникла тревога за развитие тяж. пром-сти, он высказывал сомнения относительно сталинского тезиса о засилье вредителей в экономике. В результате возник конфликт между О. и Сталиным. Сразу после этого были арестованы ближайшие сотрудники и родной брат О. 18 февр. 1937 О., согласно офиц. версии, застрелился.

Г. К. Орджоникидзе (справа), М. Н. Тухачевский, И. Т. Смилга. 1920

Г. К. Орджоникидзе (справа), М. Н. Тухачевский, И. Т. Смилга. 1920

"Орёл"

"ОШЛ" - 3-мачтовый фрегат, первый парусный корабль, построенный в России. Построен голл. мастерами в 1668 в с. Дединово Коломенского у. на р. Оке. В 1669 в сопровожд. малых судов перешел в Ниж. Новгород, а затем по Волге в Астрахань. В 1670 "О." был захвачен разинцами, и по одной версии сожжен, а по др. загнан в протоку Кутум, где, простояв неск. лет, пришел в негодность. Водоизмещ. 250 т, дл. 24,5 м, шир. 6,5 м, осадка 2,5 т, экипаж 58 чел.

Предыдущая страница Следующая страница