Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "О" (часть 5, "ОРЕ"-"ОСТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 5, "ОРЕ"-"ОСТ")

Орешин Петр Вас.

ОРЕ́ШИН Петр Вас. (1887-1938) - поэт. Род. в Саратове, в семье приказчика и швеи. Окончил неполный курс гор. школы. Служил в лавке. Жизненную школу прошел "в людях". Молодость совпала с рев-цией 1905. Первые стихи О. - в киевской и саратовской периодике (1911). Переехав в Петербург и став железнодорожником, вошел в круг писателей неонароднического направления. В 1-ю мир. войну О. в действующей армии. После Февр. рев-ции связан с изд. партии эсеров, а также со сб. "Скифы"; после октября 1917 - один из организаторов крест. писателей при Моск. Пролеткульте, участвует в газ. "Голос трудового крестьянства". Первая кн. стихов О. - "Зарево" (1918). В последующие годы - "Березка" (1920), "Радуга" (1922), "Ржаное солнце" (1923), "Соломенная плаха" (1925), "Родник" (1927) и др. В доокт. стихах О. - переживания обездоленного крестьянина, обреченного на нужду и унижения; антивоен. настроения солдата-окопника, протестующего против бойни. В послеокт. произв. О. отдал дань распространенной в 20-е гг. вере во "вселенский пожар". Поэт-агитатор с крикливыми интонациями часто уступал в стихах О. место поэту-лирику. Проявил интерес к ист.-рев. событиям и их героям ("Окровавленный май", "Вера Засулич", "9-е января", "Чапаев", поэмы "Селькор Цыганок", "Деревенский учитель" и др.). В творчестве О. всегда было сильно народное начало, тяготение к сказке, былинно-песенным стилизациям. Сказывались и творческие связи с С. Есениным, к-рый, в свою очередь, ценил О. В последнее 10-летие жизни были написаны повести "Людишки" (1927), "Злая жизнь" (1931). О. - составитель сб. "Творчество народов СССР", первого собр. фольклора разных народов; автор пер. башк. и тунгусского эпоса, белорус., евр. и укр. поэтов. В 1937 О. был арестован, в марте 1938 погиб в заключении.

Орешников Ал. Вас.

ОРЕ́ШНИКОВ Ал. Вас. (1855-1933) - историк, археолог и нумизмат, чл. Моск. археол. об-ва истории и древностей, Казанского об-ва истории, археологии и этнографии, 9 губ. ученых архивных комиссий. С 1928 - чл.-корр. АН СССР. Еще в 80-е гг. 19 в. О. составил описание монетного собр. Моск. ун-та. О. внес заметный вклад в две обл. нумизматики: антич. и рус, уделив внимание в своих работах также херсоно-византийским монетам. Дал единую классификацию рус. монет до 1547 г., фактически действующую и в наши дни. О. был ред. мн. нумизматич., ист., археол. и искусствоведч. изданий. О. всегда связывал вопросы нумизматики с общеист. проблемами, впервые в комплексе проанализировал нумизматич. и эпиграфич. источники. Ему принадлежит более 130 работ по нумизматике.

Соч.: Монеты Боспорского царства и древнегреческих городов, находящихся в пределах нынешней России. Каталог собрания древностей гр. Уварова. М., 1887. Вып. 7.; Описание древнегреческих монет, принадлежащих Московскому университету. М., 1891; Русские монеты до 1547 года. М., 1896.

Орешников Викт. Мих.

ОРЕ́ШНИКОВ Викт. Мих. (1904-87) - живописец, педагог. Нар. худож. СССР (1969), действ. чл. АХ СССР (1954). Портретист, автор картин на ист.-рев. тему. Создал галерею портретов деятелей культуры и науки, воплотив в них идеал. представления о творч. личности. Свойственны строгость, лаконичность композиц. решения, гармония цветового строя. Осн. произв.: "Портрет балерины А. Я. Шелест" (1949); "Портрет доктора физико-математических наук А. Е. Сазонова" (1963); "Портрет скульптора М. А. Керзина" (1974) и др.

Орленев Пав. Ник

ОРЛЕ́НЕВ (Орлов) Пав. Ник. (1869-1932) - выдающ. драм. актер. В 1883-86 учился на драм. курсах при Малом т-ре. С 1886 - на провинц. сцене. В 1893-95 - в т-ре Корша (Москва). В 1895-1902 - в т-ре Лит.-худож. об-ва (Пб.). С 1902 О. выступает исключит. в качестве гастролера на разл. провинц. и столич. сценах. В 1904-15 гастролирует в Германии, Англии, Швеции, Норвегии и США. Начав с комич. и характ. ролей, актер раскрывает себя в амплуа "неврастеника", к-рое от него ведет свое начало. Образы сложных личностей, неприкаянных героев, порывистых и мягких натур, нередко с болез. психикой, созд. О., отражали саму эпоху и ее героя - человека, "надорвавшего душу". Сложность психологии персонажей, играемых актером, требовала "анатомич." иссл. характеров. О. обладал мощным темпераментом, заразит. страстностью, аналитичностью. Трепетная жестикуляция, "муз. гамма" интонаций, прерывистый ритм исполнения создавали впечатляющую картину трагич. звучания. В судьбе О. бывали взлеты и падения, периоды всеобщ. поклонения сменялись забытьем, но в истории т-ра он останется как один из самых самобытных и виртуозных актеров. О. под влиянием Л. Н. Толстого ставил "нар." спектакли для крестьян. Написал кн. воспоминаний "Жизнь и творчество актера П. Н. Орленева, описанные им самим". Роли: Степан ("Школьная пора", Е. М. Бабецкий), Кнобе ("Выдержанный стиль", И. Н. Потапенко), Петр ("Шахта "Георгий"", Е. П. Карпов), Рожнов ("Горе-злосчастье", В. А. Крылов), Пахман ("Евреи", Е. Н. Чириков), Павел I ("Павел I", Д. С. Мережковский), Хлестаков ("Ревизор", Н. В. Гоголь), Кучаев ("На всякого мудреца довольно простоты", А. Н. Островский), Федор Иоаннович (А. К. Толстой), Раскольников и Митя Карамазов (инсц. ром. "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы" Ф. М. Достоевского), Вово ("Плоды просвещения", Л. Н. Толстой), Освальд ("Привидения", Г. Ибсен) и др.

Орлов Ал-др Ал-др.

ОРЛО́В Ал-др Ал-др. (1884-1974) - артист балета и оперетты. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1908 (ученик М. Обухова, А. Ширяева). В 1908-24 артист Мариинского т-ра. Среди его партий: Исаак ("Корсар"), Иван ("Конек-Горбунок"), Никез ("Тщетная предосторожность"), Ротмистр ("Привал кавалерии"), Солист ("Арагонская хота"), а также характерные танцы в операх и балетах. Одноврем. в 1909-11 участник "Русских сезонов", первый исполнитель партий Арапа ("Петрушка") и Панталоне ("Карнавал"). В 1924-34, 1941-50 комич. актер в ленингр. оперетте. В 1934-41 артист ленингр. Малого т-ра. Среди его ролей: Коппелиус ("Коппелия"), Поп ("Сказка о попе..."), Паша ("Ашик-Кериб"). О. - уникальный балетный комик, особенно удавались ему роли "простаков". Был популярен и на эстраде, исполняя рус. танцы и комич. куплеты с Е. Лопуховой.

Орлов Ал-др Анфимович

ОРЛО́В Ал-др Анфимович (1791-1840) - поэт, прозаик. Сын деревенского пономаря, впоследствии священника. Окончил семинарию Троице-Сергиевой лавры (1813) и Моск. ун-т (1821). Автор многочисл. полулубочных произв. Из полемических, но также, видимо, и коммерч. соображений выпустил серию "нравственно-сатирических романов" (практически же - небольших брошюр), как бы продолжавших известные соч. Ф. В. Булгарина "Иван Выжигин" и "Петр Иванович Выжигин" ("Смерть Ивана Выжигина", 1831; "Церемониал погребения Ивана Выжигина, сына Ваньки Каина", 1831; "Бегство Петра Ивановича Выжигина в Польшу", 1832 и др.). Их появление дало возможность Н. И. Надеждину, а затем А. С. Пушкину использовать имя и творчество О. в борьбе с Ф. В. Булгариным и его лит. союзником Н. И. Гречем.

Орлов Ал-др Мих.

ОРЛО́В Ал-др Мих. (в кадрах ОГПУ-НКВД Никольский Лев Лазаревич. Наст. имя Фельбинг Лейба Лазаревич) (1895-1973) - чекист, разведчик, невозвращенец. Учился на юрфаке Моск. ун-та. С 1916 - в армии. Чл. партии с.-д.-интернационалистов, затем РКП (б). В 1918-19 -сотр. Высш. финанс. совета. Участник гражд. войны на Ю. России. В 1920 - в Особом отд. 12-й армии. Нач. секретно-оперативной части Архангельской ЧК. В 1921-24 - следователь Верх. трибунала при ВЦИК и пом. прокурора уголовно-кассационной коллегии Верх. суда. С 1924 - сотр. Экон. управления ОГПУ и нач. погранохраны сухумского гарнизона. С 1926 - в Иностранном отделе ОГПУ. В 1926-30 во Франции. В 1930-33 - в центр. аппарате ИНО в Москве. В 1933-37 нелегальный резидент ИНО во Франции, Австрии, Италии. Майор госбезопасности (1935). В 1937-38 - резидент НКВД и советник респ. пр-ва по безопасности в Испании. С июля 1938 - невозвращенец. Жил в США.

Орлов Вл. Ник

ОРЛО́В Вл. Ник. (1908-85) - литературовед, критик, поэт. Окончил словес. отд-ние Высших курсов иск-ведения при Ленингр. ин-те истории иск-в. Работал в ИРЛИ, публиковался как критик, преподавал в Ленингр. и Тбилисском ун-тах. В годы Вел. Отеч. корр. ТАСС на Ленингр. (до 1942) и Закавказском фронтах. В 1956-70 гл. ред. "Б-ки поэта". Автор книг, статей, очерков о А. Радищеве, А. Грибоедове, Д. Давыдове, поэзии декабристов, рус. поэтах 19-20 вв. Поэзии нач. 20 в. посвящена кн. О. "Перепутья" (1976). Сост., публикатор, ред. ряда ист.-лит. изд.: антологий классич. наследия, переписки А. Блока и А. Белого, писем А. Блока жене, избранных произв. М. Цветаевой и др. Вместе с С. Чиковани написал сценарий фильма "Давид Гурамишвили" (1946). После смерти О. вышел сб. избранной лирики "Дым от костра" (1988). Основная обл. занятий О.-лит-веда - творчество А. Блока. Первая статья опубл. в 1928. Поэту посвящены кн. "Александр Блок. Очерк творчества" (1956), "Поэма А. Блока "Двенадцать"" (1962), "Гамаюн. Жизнь Александра Блока" (1978), "Поэт и город: Александр Блок и Петербург" (1980), "Здравствуйте, Александр Блок" (1984).

Орлов Григ. Григ

ОРЛО́В Григ. Григ. (1734-83) - фаворит Екатерины II, кн., ген.-аншеф. Род. в малообразованной дворянской семье. В 1749 был определен в Сухопутный шляхетный кадет. корпус, где обнаружил большие способности к языкам. После выпуска из корпуса участвовал в войне с Пруссией, отличился в сражении при Цорндорфе и стал весьма популярным в воен. среде. В 1758 сопровождал в Петербург пленного адъютанта прусского короля, был принят императрицей и представлен вел. князю и княгине Екатерине Алексеевне. О. сразу привлек ее внимание, и вскоре его переводят на службу в столичный арт. полк. Не будучи агрессивным от природы, О., обладал большой физ. силой, часто попросту не контролировал свои порывы. В это время им увлеклась вел. княгиня, и когда возникла мысль о гос. перевороте, одна из гл. ролей в его осуществлении была назначена О. и его братьям. Они принимали активн. участие в событиях 28 июня 1768.

После коронации Екатерины братья были возведены в графское достоинство, а О., кроме того, стал ген.-майором и камергером. С этого времени он надолго занимает одно из главенств. положений при дворе, дотошно вникает во все гос. дела, но действует в бол-ве случаев по совету своего брата Алексея. Он ощущает недостаточность своего образования, старается его расширить и даже вступает в переписку с Дидро и Вольтером. В нач. 70-х гг. императрица охладевает к О. Вопрос о передаче власти вел. кн. Павлу утрачивает свою остроту, и Екатерина перестает нуждаться как в группировке Паниных, так и в гвардейцах, влияние на к-рых у братьев Орловых было почти безграничным. О. между тем становится все настойчивее в просьбах тайного брака с императрицей. В 1772 Екатерина возводит графа в княжеское достоинство и, запретив входить во дворец, начальствовать над конногвард., кавалергардами и артиллер. корпусом, увольняет в отставку с пенсией в 150000 руб., предписав, однако, жить вдали от Пб. Летом 1773 О. вновь оказывается рядом с императрицей, однако появление в 1774 при дворе Г. Потемкина покончило с влиянием О. Он все еще бывает при дворе, но в 1777 Екатерине стало известно о романе О. с его троюродной племянницей фрейлиной Е. Н. Зиновьевой. Императрица распоряжается немедленно сыграть свадьбу, щедро награждает молодых и удаляет от двора уже окончательно. Нек-рое время они живут за границей и в подаренной князю Гатчине, где он строит роскошный дворец. Летом 1782 умирает от чахотки княгиня. Горе приводит О. к помешательству. Он живет еще почти год в Нескучном под Москвой, никого не узнавая, не понимая, что с ним происходит.

Орлов Сер. Сер.

ОРЛО́В Сер. Сер. (1921-77) - поэт. Род. в с. Мегра Вологодской обл., в семье учителя. Начал писать стихи, еще будучи учеником Белозерской ср. шк. В 1938 получил лит. премию на Всесоюзном конкурсе школьников за стих. "Тыква", к-рое полностью привел К. Чуковский в статье, напечатанной в "Правде". О. - участник Вел. Отеч. войны на Волховском и Ленингр. фронтах, лейт., был дважды ранен, горел в танке, чудом остался жив. Окончил Лит. ин-т им. М. Горького (1954). Первая кн. стихов - "Третья скорость" (1946). В лирике О. (сб. "Городок", 1953; "Голос первой любви", 1958; "Колесо", 1964; "Свидетели живые", 1971; "Мой лейтенант", 1972; "Белое озеро", 1975 и др.) - верность фронтовому братству, афористическая скупость, сдержанная сила трагедийного монолога о пути поколения; картины природы родного Белозерья, раздумье о труде человека на земле. Наиб. известность получило стих. О. "Его зарыли в шар земной..." - реквием подвигу сов. солдата. В архиве поэта осталось более 200 ненапечатанных стихотв., частично они вошли в кн. "Костры" (1978), а также составили раздел "Неопубликованное" в кн.: Сергей Орлов. "Воспоминания современников" (1980).

С. С. Орлов

С. С. Орлов

Орлова Люб. Петр.

ОРЛО́ВА Люб. Петр. (1902-75) - актриса. В 1919-22 училась в Моск. конс, в 1922-25 на хореогр. отделении Моск. театр. техникума. В 1926-33 выступала на сцене Моск. муз. т-ра им. В. И. Немировича-Данченко. В кино с 1934 (роль Эллен Гетвуд в ф. "Любовь Алены" и Грушеньки в ф. "Петербургская ночь"). Гл достижения О. связаны с ф. Г. Александрова: "Веселые ребята" (Анюта, 1934), "Цирк" (Марион Диксон, 1936), "Волга-Волга" (Дуня-Стрелка, 1938), "Светлый путь" (Таня, 1940). Прекрасно владея пластикой и вокалом, О. создала в этих картинах важный для эпохи 30-50-х гг. образ разносторонне одаренной современницы, раскрывающей свои таланты в условиях новой сов. действительности. Эти качества, а также соответствие О. интернац. критериям жен. киноамплуа 30-х гг. сделали ее первой сов. кинозвездой. Владение разными гранями характерности, острый рисунок образа особенно проявились в двойной роли ученой Никитиной и актрисы Шатровой в ф. Г. Александрова "Весна" (1947). Среди ролей О. психол. плана: Ксения ("Ошибка инженера Кочина", 1939), Паула Менотти ("Дело Артамоновых", 1941), Джанет Шервуд ("Встреча на Эльбе", 1949), певица Платонова ("Мусоргский", 1950), сестра М. И. Глинки ("Композитор Глинка", 1952). В 1960 снялась в ф.-ревю Г. Александрова "Русский сувенир". О. посвящен док. ф. Г. Александрова и Е. Михайловой "Любовь Орлова" (1983).

Лит.: Актеры сов. кино. М., 1966. Вып. 2; Романов А. В. Любовь Орлова в искусстве и жизни. М., 1987.

Орловский Ал-др Осипович

ОРЛО́ВСКИЙ Ал-др Осипович (1777-1832) - польск. и рус. живописец и график. Предст. романтизма. Участник Польск. восст. 1794. Учился в Варшаве у Я. П. Норблина (ок. 1793-1802), оказавшего большое влияние на его творчество в создании жанровых, сатирич. и юморист. рисунков и картин ("Сцена в корчме", 1795-96), портретов, сцен Польск. восст. С 1802 жил в Пб. С 1809 - акад. батальной живописи Петерб. АХ. Работал над рисунками, акварелями, офортами ("Польский всадник", 1809). С 1810 обращался к изображению представителей разл. обществ. слоев России, нар. быта, рус. деревни, улиц и окрестностей Петербурга ("Привал арестантов", 1815); создал героич. образы участников Отеч. войны 1812 ("М. И. Платов", 1812-13). Одним из первых в рус. графике обратился к жанру шаржа и полит. карикатуры ("Французский эмигрант Дю-Селон", 1806; "Ш. Л. Дидро", ок. 1810), а также к технике литографии (с 1816) (альбомы "Путешествие в Персию", 1819; "Русский альбом", 1825-26).

А. О. Орловский

А. О. Орловский

Орловский Бор. Ив

ОРЛО́ВСКИЙ (наст. фам. Смирнов) Бор. Ив. (1792-1837) - скульптор. Род. в с. Большое Столобенцкое Орловской губ., в семье крепостных. Учился в Москве у ремесленника, мастера по обработке мрамора С. П. Кампиони. В 1816 переехал в Пб. и поступил в мастерскую ваятеля П. Трискорни. Большую роль в творч. судьбе О. сыграл И. П. Мартос, у к-рого О. учился в Петерб. АХ, получив в 1822 вольную. Был направлен как пенсионер АХ в Рим (1823-28), где посещал мастерскую скульптора Торвальдсена, чье творчество оказало большое влияние на работы О. После возращения в Пб. преподавал в АХ (с 1831). Осн. произв. О. - "Парис" (1824, переведен в мрамор в 1838), пам. М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли перед Казанским собором в Петербурге (бронза, открыты в 1837), фигура ангела на Александровской колонне (бронза, 1834), декор. скульптура Моск. триумф. ворот в Пб. (32 фигуры гениев во фризе и 8 композиций из воен. атрибутов, медь, 1835-37).

В творчестве О. соединяется классицизм решений формы с романтизмом эмоциональности восприятия образа. В монумент. работах следовал принципу синтеза иск-в, успешно решая пробл. связи пластики и архитектуры. Использовал символич. образы для выражения гражд. идей. По худож. взглядам близок И. П. Витали и П. К. Клодту. Творчество О. оказало решающее влияние на развитие рус. скульптуры 2-й пол. 19 в.

Орлов-Чесменский Ал. Григ

ОРЛО́В-ЧЕСМЕ́НСКИЙ Ал. Григ. (1735-1807/08) - видный воен. и мор. гос. деятель, граф (1762), ген.-аншеф (1769), брат фаворита императрицы Екатерины II Г. Г. Орлова. В 1749 начал службу в лейб-гвардии Преображенском полку. Стал заметен в воен. среде благодаря исключительной физ. силе и буйному образу жизни. В кон. 50-х гг. случайно попал в кружок лиц, близко стоявших к вел. кн. Екатерине Алексеевне. Быстро выдвинулся и через неск. лет стал одним из организаторов переворота, возведшего на престол Екатерину П. Впоследствии О. не без оснований заявлял, что имп-ца ему одному обязана престолом, а брат Григорий был в его руках не более чем орудием. Участвовал в разработке планов воен.-мор. эксп. в Средизем. м. В рус.-тур. войне 1768-74 главнокоманд. мор. и сухопут. силами в Архипелаге. В кон. июня 1770 близ порта Чесма происходит мор. сражение, в результате к-рого был уничтожен тур. флот. За эту победу по завершении войны О. получил разрешение присоединить к своей фамилии прозвание Чесменский, а за победы в Архипелаге был награжден орд. св. Георгия 1-й ст. В 1774 О. выполнил частное поручение Екатерины II по поимке т. н. "принцессы Владимирской" (известной также как княжна Тараканова), к-рая, укрывшись в Рагузе и называя себя дочерью Елизаветы Петровны, выказывала претензии на рус. престол. Разгневанная Екатерина разрешила О. подойти к Рагузе с флотом и потребовать выдачи авантюристки, а если сенат Рагузской респ. откажет в этом, то бомбардировать город. Впрочем, дело решилось проще. О. заявил "принцессе", что признает ее права, предложил руку и сердце, а также помощь в борьбе против Екатерины. Затем "принцессу" заманили на рус. корабль, где арестовали, а затем доставили в Петербург. Известно, что образ действий О. вызвал неудовольствие итальянцев, и он даже опасался покушений на свою жизнь. Граф покинул Италию и в 1775 приехал в Петербург. Однако здесь его встретили холодно. В дек. 1775 О. был уволен "навсегда от всякой службы", переехал в Москву, где основал конный з-д, на к-ром была выведена знаменитая порода орловских рысаков. В 1787 накануне рус.-тур. войны императрица предложила О. принять командование над рус. флотом в Средиземном м., однако граф уклонился от предложения. В 1796 по дороге за границу О. оказался в Петербурге, где его надолго задерживает смерть Екатерины и сопряженные с этим события. По распоряжению нового имп. О. участвовал в перенесении останков Петра III из Александро-Невской лавры в Петропавл. собор. Во время шествия граф нес корону сверженного и убитого им государя. В дальнейшем, вплоть до начала нового царствования, О. жил за границей, да и после возвращения в Россию в 1801 никакой существ. роли в гос. жизни не играл.

Орнамент

ОРНА́МЕНТ (от лат. ornamentum - украшение) - узор, выполненный на одной плоскости или рельефно, одноцв. или многоцв., сост. из ритмически упорядоченных эл-тов и использ. для украшения архит. сооружений (полов, потолков, фризов, капителей колонн и т. д.), а также произв. декор.-прикладного иск-ва, книг и т. д., выявляющий фактуру поверхности предмета, его архитектонику, зрительно организующий предмет. Изначально О. имел магич. значение.

Орнамент. Кирилло-Белозерский монастырь. Роспись центральной апсиды

Орнамент. Кирилло-Белозерский монастырь. Роспись центральной апсиды

Орнаментика

ОРНАМЕ́НТИКА - система средств декор.-худож. оформления и украшения книги: орнамент, рисунки, шрифт, композиция и т. д.

Орочко Анна Ал

ОРО́ЧКО Анна Ал. (1898-1965) - актриса. В 1917 поступила в Студенч. драм. студию под рук. Е. Б. Вахтангова (позднее - 3-я студия МХТ, с 1926 - Т-р им. Евг. Вахтангова). Ее исполнительской манере присуща эмоц. наполненность, драматизм, трагед. сила.

Роли: Адельма ("Принцесса Турандот"), Гертруда ("Гамлет"), Кручинина ("Без вины виноватые"), Электра ("Электра") и др. Преподавала в Театр. уч-ще им. Щукина. С 1959 - профессор.

Орфограмма

ОРФОГРА́ММА (от греч. ὀρθόζ - правильный и γράμμα - буква) - правильное написание, выбранное из ряда возм. на основе действующих в языке орфограф. принципов. В методике преподавания различают теоретич. и практич. О. Первые не представляют трудности для учащихся (напр., написание конечного -ть, а не -дь в формах инфинитива). Предметом изучения и тренинга являются в перв. очередь практич. О., связанные с реальными трудностями правописания.

Орфографическая реформа 1917-18

ОРФОГРАФИ́ЧЕСКАЯ РЕФО́РМА 1917-18 - реформа рус. графики и орфографии, проведенная Врем. и первым сов. пр-вами в рев. России. Устаревшие особенности рус. письма, затруднявшие усвоение грамоты учащимися, вызывали недовольство общественности, особ. педагогич., еще в 19 в. В 1862 с первым проектом реформы выступили педагоги Петербурга, в 1901 предложения по упрощению орфографии выдвигают Моск., Казан., Одесское пед. об-ва. С 1904 в работу над проектом нового правописания включается АН. Было подготовлено и подвергнуто тщательному обсуждению два варианта проекта 1904 и 1912. В работе участвовали Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов, П. И. Сакулин, Р. Ф. Брандт, В. И. Чернышев и др. видные ученые и педагоги. 11/24 мая 1917 в АН состоялось совещание, одобрившее проект реформы. Решения совещания были утверждены мин. нар. просвещения Врем. пр-ва, к-рое в мае - июне приняло два циркуляра, послуживших началом реформы. Школа активно включилась в реформу уже с нач. 1917-18 учебного года: не только в столице, но и на местах издаются документы, определяющие их ход, методич. указания по новым правилам и т. п. Но печать большей частью продолжала придерживаться старых правил. Одной из причин этого была устойчивость орфографических привычек, усвоенных грамотными людьми, в частности профессиональными наборщиками. Др. причина состояла в том, что часть интеллигенции встретила реформу неодобрительно. Решительный сдвиг произошел только после того, как декрет о новом правописании был принят сов. пр-вом (СНК) 10 окт. 1918. Что касается содержания реформы, то оно сводилось к следующему. В области графики исключались из алфавита дублетные буквы: "ять" (ѣ) с заменой через е, "фита" (Ф) с заменой через ф "и десятеричное" (i) с заменой через и; еще один дублет и - буква "ижица" (И) практически перестал употребляться уже к концу 19 в. В области орфографии отменялось написание ъ в конце слов, устанавливалось последовательно фонетическое написание приставок на з-с (ранее из этого правила были исключения), устранялся вариант -аго, -яго в написании род. пад. прилагательных, причастий и местоимений, заменяясь вариантом -ого, -его; устранялись различия в написании окончаний прилагательных и причастий в им. пад. мн. числа - устанавливалось написание -ые, -ие во всех родах; вместо написаний онѣ, однѣ, однѣx, однѣми в жен. роде устанавливалось написание с и в окончании; в род. пад. местоимения 3-го лица жен. рода устанавливалось вместо ея написание ее (её); упрощались правила переноса.

Лит.: Чернышев В. И. Фортунатов и Шахматов - реформаторы русского правописания. Избр. труды. М., 1970. Т. 2; Осипов Б. И. История русской орфографии пунктуации. Новосибирск, 1992; Григорьева Т. М. Кто упразднил ять и ижицу // Русский язык в школе. 1994. № 2.

Орфография

ОРФОГРА́ФИЯ (греч. όρθογραφία от όρθόζ - правильный и γράφω - пишу) - правописание, сист. правил, установленных в яз. для прав. передачи речи на письме, и лингвистич. дисципл., изучающая и формулирующая эти правила. О. регламентирует правила буквенной передачи фонемного облика слов, слитное, раздельное и дефисное написание слов, употребление прописных и строчных букв, способы графич. сокращения слов и словосочетаний, перенос слов со строки на строку. Термин "правописание" понимается обычно более широко - в него, помимо собств. О., включаются и правила пунктуации данного яз.

Нормы О. устанавливаются с учетом структуры и семантики язык. единиц. Так, характер написания слов (слитно, раздельно или через дефис) определяется лексико-морфологическими соображениями: слова пишутся раздельно, части слов - слитно, для переходных или неясных случаев введено полуслитное (через дефис) написание. Употребление прописных и строчных букв регулируется с учетом характера слова и его положения в предложении. Правила переноса слов определяются на основе слоговой и морфемной структуры слова.

Важнейшая часть рус. О. - буквенное обозначение звукового состава слова - строит свои правила на основе ряда принципов: 1) Морфологический (морфемный) принцип написания является ведущим и заключается в единообразном написании морфем, независимо от происходящих в них фонетических изменений. Так, приставка от- может в разных словах произноситься как [ат] (оттащить), [ад] (отдать), [am’] (оттеснить), [от] (отпуск), [од] (отдых), [от’] (оттепель) и даже [ац] (отцепить), однако в соответствии с морфол. принципом во всех этих случаях мы пользуемся одним написанием от-. Морфол. принцип не затрагивает явления двух типов: а) связанные со слоговым принципом графики - вод-а, но земл-я (в этих словах одному и тому же окончанию -а соответствуют разные буквы "а" и "я", поскольку в значение этих букв входит не только фонемный статус гласного, но и указание на мягкость / твердость предшествующего согласного); б) связанные с историческими чередованиями звуков - ног-а, но нож-ка, лез-у, но лазить и т. п.

2) Фонетический принцип ориентирует О. на произношение, при этом на письме отражаются позиционные чередования фонем, а графическое единообразие морфемы разрушается: разбить, но распилить, Играть, но сЫграть. В качестве ведущего используется редко (напр., в белорус. и сербохорват. О.). В рус. письме представлен единичными орфограммами, нарушающими ведущий морфологический принцип.

3) Исторический (традиционный, этимологический) принцип стремится сохранить написание, применявшееся ранее, выбор написания определяется этимологией или традицией: воКзал, хорошеГо, сОбака. Данный принцип широко представлен в англ. и франц. О.

4) Принцип графико-морфологических аналогий (граммематический) - выбор написания определяется стремлением к аналогии с др. словом того же грам. класса. Этому принципу написания подчинено написание буквы ь после шипящих в словах ряда морфологических категорий: ночь, рожь - как ель, режь - как брось, беречь - как брать.

5) Иногда выделяют дифференцирующий принцип - выбор написания продиктован стремлением разграничить, дифференцировать орфографическими средствами два слова: ожОг и ожЁг, кОмпания и кАмпания и др.

ОСА - Объединение современных архитекторов

О́СА - Объединение современных архитекторов (1925-31, Москва) - объединение группы конструктивистов (А. А. Веснин, М. Я. Гинзбург, А. К. Буров, А. С. Никольский и др.). Цель ОСА - преобразование окруж. среды путем созд. новых рацион. типов зданий, разв. типизации и стандартизации в массовом стр-ве, использование отвлеченно-эстетич. эл-тов для формальной выразит. сооружения или среды, созд. и использование новейших конструкций и мат-лов, анализ средств выразительности совр. архитектуры и их психол. воздействия и т. п. Активно выступало против воссоздания старых архит. форм или любого нац. стиля, связывая свои поиски с новым соц. укладом и образом жизни, единым для многонац. гос-ва. ОСА издавала ж. "Современная архитектура" (1926-30).

Лит.: Из истории сов. архитектуры. 1926-32: Документы и материалы творч. объединения. М., 1970.

Освоение Севера русскими

Статья большая, находится на отдельной странице.

Освящение

ОСВЯЩЕ́НИЕ - религ. ритуал, совершаемый служителями культа, во время к-рого матер. предметы посредством определ. действий наделяются мистич. свойствами, способностями исцелять и творить чудеса. Эти предметы используются в религ. целях как духовенством, так и мирянами. В правосл. церкви О. подлежат каждый построенный или отреставрир. храм, облачения, все культовые предметы, святые дары, используемые для причащения духовенства и прихожан, на крещение (богоявление) в храмах освящается вода, приобретающая тем самым целебные свойства и разбираемая прихожанами. Изготавливаемое в Моск. патриархии миро для обряда миропомазания освящается патриархом и рассылается по епархиям. В прошлом О. подлежали все новопостроенные здания, скот перед выпасом, только что выкопанный колодец.

Осинский Лев Ал-др.

ОСИ́НСКИЙ Лев Ал-др. (род. 1924) - артист цирка, эквилибрист. В 1938 начал работать как акробат на эстраде. В 1940 дебютировал в номере В. Волжанского "Лесная идиллия". В 1942-43 находился на фронте, где в результате тяжелого ранения потерял руку. Несмотря на тяжелое увечье, вернулся в цирк. С 1944 работал в номере эквилибристов под руководством Волжанского, с 1950 - самостоятельно с номером "Соло-эквилибр на одной руке". О. - лауреат 1-го Междунар. фестиваля циркового иск-ва в Варшаве (1956). Участвовал в гастролях в Польше, Греции, Югославии, Бельгии, Нидерландах, Франции, Японии, Германии и др. С 1975 с номером "Эквилибр на канате" работает дочь О. Марина Львовна (род. 1956). Среди исполняемых трюков - подъем и спуск по наклонному канату без страховки.

Лит.: Аронов А. Пассажир без билета. М., 1968.

Осипенко Алла Евг

ОСИПЕ́НКО Алла Евг. (род. 1932) - балерина. Окончила Ленингр. хореогр. уч-ще в 1950 (кл. А. Вагановой). В 1950-71 артистка т-ра им. Кирова. Первая исполнительница партий: Хозяйка Медной горы ("Каменный цветок"), Любимая ("Берег надежды"), Панночка ("Тарас Бульба"), Дездемона ("Отелло"), Красавица ("Блудный сын"). Среди др. ее ролей: Мехменэ Бану ("Легенда о любви"), Фригия ("Спартак"), Нина ("Маскарад"), Маша ("Щелкунчик"), Фея Сирени ("Спящая красавица"), Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Раймонда ("Раймонда"). В ленингр. Малом т-ре О. исполняла партию Клеопатры ("Антоний и Клеопатра"). В 1971-73 солистка труппы "Хореогр. миниатюры", первая исп. миниатюр "Полет Тальони", "Нимфа и Минотавр", "Жар-птица" и др. В 1977-82 в ленингр. Т-ре совр. балета под рук. Б. Эйфмана О. танцевала ведущие партии в бал. "Под покровом ночи", "Двухголосие", "Жар-птица", "Прерванная песня", "Идиот" и др. Классич. балерина, обладающая удл. пропорциями тела, совершенной красотой поз и эмоционально-сдержанной, графической манерой танца. Превосходно исполняла партии феи Сирени ("Спящая красавица"), Раймонды ("Раймонда"), Одетты ("Лебединое озеро"), однако наиб. интересны были работы О. в совр. хореографии. В 1966-70 О. преподавала в Ленингр. хореогр. уч-ще, позже снялась в ряде телебалетов и исполнила драм. роли в к/ф "Голос", "Фуэте", "Зимняя вишня".

А. Осипенко, Д. Марковский в балете «Полет Талони»

А. Осипенко, Д. Марковский в балете «Полет Талони»

Осипович Анд. Осипович

ОСИПО́ВИЧ Анд. Осипович (наст. фам. Новодворский) (1853-82) - писатель. Род. в обедневшей двор. семье. После смерти отца с 13 лет самостоятельно зарабатывал себе на жизнь. Окончил Немировскую г-зию на Украине (1870), учился на мат. ф-те Киевского ун-та, но не закончил его из-за недостатка средств. Под влиянием народнических идей работал деревенским учителем. В сер. 1870-х гг. оказался в Петербурге, сблизился с кругом писателей-демократов из "Отечественных записок", большинство своих произв. опубликовал в этом журнале. Уже в первой пов. "Эпизод из жизни ни павы ни вороны" (1877) О. создал тип героя времени, народника-просветителя, осознающего свое трагич. положение между "молотом" правительственных преследований и "наковальней" крест. равнодушия и непонимания, а порой и враждебности. Разные вар. судьбы такого героя представлены в пов. и рассказах "Карьера" (1880), "Роман" (1881), "История" (1882) и др. Экспериментальность творческой манеры О., его юмор и ирония, игра с лит. стереотипами (в родословную "ни павы ни вороны" Преображенского он включает лермонтовских Демона и Печорина, тургеневских Рудина и Базарова) давали основания сближать его творчество с творчеством Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова. Высокие оценки О. давали А. И. Пыпин, М. Горький.

"Ослиный хвост"

"ОСЛИ́НЫЙ ХВОСТ" - гр. художников во главе с М. Ф. Ларионовым, отделившаяся от объединения "Бубновый валет". В 1912 М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, К. С. Малевич, В. Е. Татлин, А. В. Шевченко, А. А. Моргунов, К. С. Зданевич, М. В. Ле-Дантю организовали две выставки "О. Х." - в Москве и совм. с "Союзом молодежи" в Петербурге. В деят-ности гр. также принимали участие М. Шагал, А. В. Фонвизин и др. В своих творч. исканиях худож. тяготели к примитивизму, используя приемы лубочного иск-ва и русской иконописи. Отвергая устоявшиеся традиции и нормы худож. творчества, провозглашали свободу эксперимента и формального поиска. Большое значение в творчестве гр. имела ориентация на вост. иск-во. Популяриз. творчество Н. Пиросманишвили и др. примитивистов. Н. С. Гончарова и К. С. Малевич также обращались к зап.-европ. кубизму и футуризму. Кроме того, члены "О. Х." выступали с произв., созданными в духе лучизма (выставки "Мишень". 1913 и "№ 4", 1914).

Лит.: Ослиный хвост и Мишень: Сб. М., 1913.

Осложнённое предложение

ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕ́НИЕ - простое предложение, в котором присутствуют "осложняющие элементы", выражающие добавочное сообщение. Осложняющие элементы подразделяются на два подтипа. Во-первых, к ним относятся однородные чл. предложения и обособленные чл. предложения; ср.: Я купил хлеб и молоко; Геолог, он объездил всю страну, а, во-вторых, слова и словосоч., не являющиеся чл. предложения и не входящие в его структуру: вводные и вставные конструкции, обращения и междометия; ср.: Может быть, он дома; Летите, голуби, летите; Увы, все пропало!

Осмёркин Ал-др Ал-др.

ОСМЁРКИН Ал-др Ал-др. (1892-1953) - живописец, худож. т-ра, педагог. Чл. объединений "Бубновый валет" (1914), "Мир искусства" (1920), "Моск. живописцы" (1924), Объединения моск. художников (1928) и др. Автор портретов, натюрмортов, пейзажей. Испытал влияние кубизма. В 1948 подвергался репрессиям. Работы: "Натюрморт с часами" (1918), "Портрет Е. Т. Барковой" (1921) и др.; оформление спектаклей "Евгений Онегин" (1936, пост. А. Л. Таирова), "Горячее сердце" (1943, реж. А. Д. Дикий) и др. Вел большую преподавательскую работу.

А. А. Осмеркин. Дама с лорнеткой. 1917

А. А. Осмеркин. Дама с лорнеткой. 1917

Оснер Конрад

О́СНЕР Конрад (1669-1747) - резного и скульптурного дела мастер из Нюрнберга. Приехал в Россию по контракту, заключенному в Берлине в 1703, работал сначала в Москве, с 1710 в Санкт-Петербурге. Наиб. изв. его работой, сохранившейся до наших дней, является рельеф на Петровских воротах Петропавловской крепости "Апостол Петр, низвергающий своей молитвой Симона-волхва" (1717). Работал в Зимнем дворце "у резного каменного и деревянного фигурного и штукатурного художества" (1721), по рис. арх. Т. Швертфегера выполнял резную и штукатурную работу в Благовещенской ц. Александро-Невского мон. (1724), вырезал статуи для триумф. ворот на Невской перспективе к прибытию имп. Анны Иоанновны в Санкт-Петербург (1731). В теч. 15 лет О. исполнял многочисленные работы в Летнем саду и в Петергофе, в частности, отлил из свинца новую фигуру льва взамен обветшавшей для фонтана "Самсон" (1736), а также вырезал из дерева фигуры трех драконов для каскада против Монплезира, двух "морских быков" и кита для фонтанов в Нижнем парке Петергофа (1739), делал модели для отливки свинцовых фигур, реставрировал мраморную скульптуру в Петергофе (1731). По показанию О. делалась гробница над могилой имп. Анны Иоанновны в Петропавловском соборе (1741).

Осоргин Мих. Анд

ОСОРГИ́Н (наст. фам. Ильин) Мих. Анд. (1878-1942) - прозаик, лит. критик, обществ. деятель. Из двор. семьи, бывшей в родстве с Аксаковым. Окончил юрид. ф-т Моск. ун-та (1902), начал деят-ность адвоката и революционера. За участие в работе левого крыла партии с.-р. был заключен в Таганскую тюрьму, по выходе из нее эмигрировал в Италию. Был корр. "Русских ведомостей"; издал "Очерки современной Италии" (1913), "Призраки" (1917), "Сказки и несказки" (1918), "Из маленького домика" (1921). В 1921 для Т-ра Вахтангова О. перевел пьесу К. Гоцци "Принцесса Турандот"; переводил также К. Гольдини, Л. Пиранделло. О. - один из организ. Союза писат. в Москве, пред. Всерос. Союза журналистов; участвовал в работе кооперативной Кн. лавки писателей, Всерос. Комитета помощи голодающим (ПОМГОЛ). Весной 1922 был выслан в Казань, а осенью - за границу. Парадокс судьбы О. заключался в том, что пр-во России объявило его врагом и выслало из страны, а эмигранты его не приняли, увидев в нем революционера.

В отеч. и заруб. периодических изд. О. напечатал неск. тысяч статей, заметок, эссе. Дольше всего О. сотрудничал в "Последних новостях" (1928-34). О. регулярно выступал с обзорами новинок сов. лит-ры; из этих очерков посмертно собрали книгу "Заметки старого книгоеда". Лит. известность пришла к О. после выхода в свет ром. "Сивцев Вражек" (1928), "Свидетель истории" (1932), "Книга о концах" (1935), составивших трилогию о духовных перипетиях рус. рев-ций. Всякая рев-ция для О. - вечный протест, вечная борьба с насилием над личностью; рев-ция, пришедшая к власти, - враг рев-ции, исказитель ее идей и ее убийца; но и возрат к старому - величайшее несчастье. О. создал ряд мемуарных книг ("Вещи человека", 1929; "Чудо на озере", 1931; "Повесть о сестре", 1931); наиб. известны "Времена" (опубл. в 1955). Ром. "Вольный каменщик" (1937) О. считал своим лучшим произв. Он посвящен исканиям духа и разума рус. эмигранта, ставшего франц. масоном, и представляет характерный для худож. почерка О. сплав реалистических описаний и филос. размышлений. Последнюю прижизненную кн. "Путешествия зеленого мира" (1938) представляют статьи на тему защиты природы от наступления цивилизации.

Оссиан

ОССИА́Н (по преданию, 3 в.) - легендарный кельтский бард, авторству к-рого шотландец Дж. Макферсон приписал цикл поэм (изд. 1765), в действительности являвшихся мистификацией, основанной на преобразованных в духе преромантизма мотивах кельтского фольклора. Отличительные черты героико-элегических произв. О. - лиризм, меланхолический колорит, угрюмый и величественный сев. пейзаж. Поэмы О. пользовались популярностью в Рос. преромантической и раннеромантической поры, их воздействие испытали Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, В. А. Озеров, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, поэты-декабристы и др.

Останкино

ОСТА́НКИНО - арх. ансамбль. С кон. 19 в. - в черте Москвы. Загородная резиденция графов Шереметевых (кон. 18 в. - 1917), в 1918 национализирована. Ныне - Дворец-музей творчества крепостных. Дворцово-парковый ансамбль выдержан в стиле классицизма и включает в себя дворец-т-р (центр комплекса) (1791-98, арх. Ф. Кампорези, П. Аргунов, дерев. строение с оштукатуренными фасадами, лепные рельефы - Ф. Гордеев, Г. Замараев), ряд дерев. корпусов, находящихся на одной оси, пейзажный (английский) парк (1793-95, арх. А. Миронов, П. Аргунов). Интерьеры дворца изобилуют золоченой резьбой (И. Мочалин); произв. живописи, скульптура, гравюры, мебель и т. д. В комплекс зданий входят также ц. Св. Троицы (1678-92, арх. П. Потехин, "московский стиль" посл. четв. 17 в.) и колокольня при церкви (1877-78, арх. Н. Султанов, неорус. стиль).

Останкино. Дворец. 1791-98. Арх. Ф. Кампорези, П. Аргунов

Останкино. Дворец. 1791-98. Арх. Ф. Кампорези, П. Аргунов

Остатки

ОСТА́ТКИ - обычай сохранять О. пищи, особенно ритуальной, связан с представлениями о том, что целое можно возродить из частей. Средой возрождения у земледельческих народов была земля. Поэтому О. ритуальной еды закапывали в поле, на огороде или в др. месте. Закопав весной во время сева кусочки от освященного кулича, человек верил в новое рождение хлеба. Во время обрядовой трапезы даже крошки от еды не выбрасывали, а подмешивали в корм скоту, птицам, относили на поле. Так же поступали и с костями птиц или животных.

Остерман Анд. Ив

ОСТЕРМА́Н (Генрих Иоганн Фридрих) Анд. Ив. (1686-1747) - гос. деятель, дипломат. Род. в семье лютеранского пастора (Бохум, Вестфалия), учился в Иенском ун-те. За участие в дуэли был вынужден бежать в Амстердам, а затем вместе с адмиралом Крюйсом прибыл в Россию. Поступив на рус. службу, О., хорошо знавший европ. яз. (латынь, голландский, нем., франц., итал.), изучил рус. и стал переводчиком Посольского приказа. В годы Северной войны О. служил при походной канцелярии Петра I, выполняя ответственные поручения. С 1710 - секр. Посольского приказа. В 1711 сопровождал Петра I в Прутском походе, в 1713 участвовал в переговорах со шведами. В 1718-19 О. принимал участие в работе Аландского конгресса, занимался подготовкой Ништадтского мирного договора (1721), за что получил титул барона. В 1723 О. заключил выгодный для России торг. договор с Персией, за заслуги был назначен вице-през. Коллегии иностр. дел. При Петре I О. выдвинулся в число виднейших советников по внутр. делам империи, занимался подготовкой важнейших док-тов ("Табели о рангах" и др.). С восшествием на престол имп. Екатерины I О. становится вице-канцлером (1725-41), действ. тайным сов., през. Коммерц-коллегии и чл. Верховного тайного совета (с 1726). Отличительной чертой О. было умение лавировать между соперничавшими полит. группировками. Путем беззастенчивых интриг О. добился высших гос. постов, фактически с 1731 руководил внеш. и внут. политикой России. В 1727-30 О. являлся воспитателем будущего имп. Петра II, однако, по свидетельству современников, большого влияния на своего воспитанника не оказал. С 1730 О. - граф, ему были пожалованы обширные поместья в Лифляндии. С 1731 О. становится кабинет-мин., а с 1734 - первым кабинет-мин. (О. принадлежала идея создания кабинета мин.). В период правления имп. Анны Иоанновны О. становится правой рукой Бирона. С приходом к власти правительницы Анны Леопольдовны О. сохранил прежние власть и чины и получил звание ген.-адмирала. О. пытался препятствовать вступлению на престол имп. Елизаветы Петровны, после дворцового переворота 1741 был арестован, судим, приговорен к колесованию, замененному пожизненной ссылкой в Березов, где он и провел вместе со своей женой М. И. Стрешневой последние годы жизни. В рус. истории имя О. стало нарицательным для обозначения лакейски угодливого, крайне осторожного, беспринципного политика.

Остранение

ОСТРАНЕ́НИЕ - термин, введенный В. Б. Шкловским (1914) для обозначения одной из особенностей худ. речи: привычное, знакомое, очевидное описывается, изображается как незнакомое, непривычное, как будто увиденное в первый раз, т. е. как странное, неожиданное, необычное. Термин "О." (как нарушение автоматизма восприятия, как "преодоление" слова, "практического языка") стал одним из важнейших в формальной школе (Ю. Тынянов, Б. Эйхенбаум, Р. Якобсон и др.).

Островский Ал-др Ник

ОСТРО́ВСКИЙ Ал-др Ник. (1823-86) - драматург. Род. в Москве, в семье мелкого чиновника. Окончил г-зию (1840), учился на юрид. ф-те Моск. ун-та, но оставил его (1843). Служил чиновником в суде (1843-51). Лит. деят-ностью занимался с нач. 1840-х гг.

В нач. 1850-х гг. сблизился с ред. ж. "Москвитянин" (М. Погодин, А. Григорьев, Т. Филиппов и др.) и под влиянием славянофильских идей написал неск. комедий, в к-рых в купеческо-мещанской среде ведутся поиски положительных основ рус. жизни ("Не в свои сани не садись", 1853; "Бедность не порок", 1854; "Не так живи, как хочется", 1855). Эти произв. вызвали резкую полемику в критике, упреки в идеализации рус. быта (Н. Чернышевский).

С сер. 1850-х гг. окончательно сложилась форма пьес О. как "пьес жизни", изображающих разные социал. и психол. аспекты действительности, сочетающих в своем содержании отрицание и утверждение, смех и слезы в широком диапазоне от напряженного драматизма, приближающегося к трагедии ("Гроза", 1859), к мелодраме ("Лес", 1871; "Последняя жертва", 1878; "Бесприданница", 1879; "Без вины виноватые", 1884), до мягкого юмора (трилогия о Бальзаминове "Праздничный сон - до обеда", 1857; "Свои собаки грызутся - чужая не приставай", 1861; "За чем пойдешь, то и найдешь", 1861) и резкой, переходящей в гротеск сатиры ("На всякого мудреца довольно простоты", 1868; "Горячее сердце", 1869).

В 1860-е гг. О. обращается также к ист. драматургии (хроника в стихах "Козьма Захарьич Минин-Сухорук, 1862; "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский", 1867; "Тушино", 1867; комедия "Воевода", 1865), в 1873 пишет стихотворную сказку "Снегурочка". В последние годы жизни - неск. произв. в соавторстве с молодыми драматургами Н. Я. Соловьевым и М. П. Невежиным.

О. казался единств. в 19 в. рус. писателем, все интересы к-рого сосредоточились в сфере драматургии. 47 его оригинальных пьес в течение десятилетий были основой репертуара моск. Малого т-ра, имевшего даже неофициальное назв. "Дом Островского". Они широко шли на сценах Петербурга и провинции. В них играли замечательные актеры П., М., О. Садовские, П. Стрепетова, М. Ермолова и др. Творчество О. стало предметом значительных крит. статей Н. Добролюбова, А. Григорьева, А. Дружинина.

А. Н. Островский

А. Н. Островский

Островский Арк. Ил

ОСТРО́ВСКИЙ Арк. (Авраам) Ил. (1914-67) - композитор. Обучался в Центр. муз. техникуме (Ленинград) композиции у И. Белоземцева и фп. у И. Браудо, работал пианистом и аккордеонистом в разл. эстрадных группах, а в 1940-47 - в джаз-оркестре Л. Утесова. О. создал широко популярные гимнические, эстрадные, маршево-лирические, детские песни. Его творчество продолжило линию И. Дунаевского. Лучшие из песен О. написаны на стихи Л. Ошанина ("Комсомольцы - беспокойные сердца", 1948; цикл "А у нас во дворе" и "Пусть всегда будет солнце", 1962; "Красная гвоздика", 1965; "Веришь - не веришь", 1955); К. Ваншенкина ("Как провожают пароходы", 1965); З. Петровой ("Спят усталые игрушки", 1965). Засл. деятель иск-в РСФСР (1965).

Лит.: Соболева Г. Г. Жизнь в песне. Аркадий Островский. М., 1971.

Островский Григ

ОСТРО́ВСКИЙ Григ. (1756 (?)-1814) - рус. художник, портретист. Манере О. свойственно соединение нек-рых натуралистич. черт с плоскостностью и декоративностью, характерными для мастеров парсунной живописи. Творчество О. является провинц. вариантом того типа отеч. живописи, к-рый представляют Антропов и Аргунов в сер. 18 в. Произведениям О. присущи тонкая колористич. разработка, живописность, уважение, почтительность к персонажам. Портреты Д. Черевина и М. Черевиной (1774), А. Лермонтовой (1776).

Островский Ник. Ал

ОСТРО́ВСКИЙ Ник. Ал. (1904-36) - прозаик. Род. в с. Вилия Волынской губ. (ныне Ровенская обл.), в семье рабочего. Окончил церк.-приходскую школу (1913). В 1918 - подручный кочегара на электростанции, затем пом. электромонтера. В 1918 О. приобщился к рев. деят-ности, подпольной работе против оккупантов в Шепетовке. Первые лит. опыты - в период пребывания в высшем нач. уч-ще (осень 1918). В 1919 - 1-й секр. комс. ячейки школы. Добровольцем ушел на фронт (авг. 1919). Воевал в дивизии Котовского, потом в составе Первой конной армии. В 1920 дважды тяжело ранен. В окт. 1920 по состоянию здоровья демобилизован, после чего работал на стр-ве узкоколейки, спасал лесоповал на Днепре, участвовал в разгроме вооруженных банд, занимался полит. просвещением молодежи. С 1924 здоровье О. стало ухудшаться, несмотря на длительное лечение. К янв. 1927 - полная потеря подвижности, а в 1928 - и зрения. С помощью родных и близких О. упорно занимается самообразованием, учится на заочном ф-те Коммунистич. ун-та им. Я. М. Свердлова (окончил летом 1929). Неск. глав воспоминаний о "котовцах" О. послал фронтовым друзьям, рукопись была утеряна. В 1931-33 написан ром. "Как закалялась сталь" (полностью опубл. в 1935). Осенью 1933 задумал новый ром. "Рожденные бурей". Несмотря на тяжелый недуг, продолжал вести интенсивную лит. и обществ. деят-ность, писал статьи, выступал по радио, общался с молодежью, писателями-современниками, вел обширную переписку с читателями. Жизнь О. воспринималась "как образец торжества духа над телом" (М. Горький). Книга "Как закалялась сталь" стала частью истории сов. об-ва и входила в круг произв., обязат. для изучения в сов. школе.

Н. А. Островский

Н. А. Островский

Предыдущая страница Следующая страница