Статьи на букву "О" (часть 6, "ОСТ"-"ОША")
ОСТРО́Г - 1) В Др. Руси назв. ограды, частокола из острых кольев и плетня. О. устраивались во время осады неприятельских городов. С 12 в. состоял из тына, отвесно вкопанного и сверху заостренного, и бревенчатых венцов-тарас. Тын мог быть вкопан и под наклоном. По углам были башни, сообщение с полем осуществлялось через проезжие башни. Высота стен 2-3 сажени. 2) Постоянные или временные населенные пункты, обнесенные дерев. оградой. Подвижные "острожки" использовались как во время штурма, так и при осаде неприятельских городов и укреплений. 3) В 18-19 вв. - тюрьмы, окруженные стеной. |
ОСТРОГО́РСКИЙ Викт. Петр. (1840-1902) - педагог, литератор, обществ. деятель, ред. ряда пед. ж. "Детское чтение" (1877-84), "Дело" (1883-84), "Воспитание и обучение" (1885), "Мир божий" (1892-1902). Окончил Петерб. ун-т, работал в столичных г-зиях и на жен. пед. курсах, преподавал словесность. Выступал за развитие жен. образования, на Валдае на свои средства открыл бесплатную школу и б-ку для детей крестьян, являлся одним из организаторов первых воскресных школ в Пб. Внес значительный вклад в методику преподавания, первостепенное внимание уделял этико-эстетич. развитию и творч. самост. учащихся. |
ОСТРОГРА́ДСКИЙ Мих. Вас. (1801-61/62) - математик, акад. Петерб. АН (1830). Сформулировал общий вариац. принцип для неконсервативных систем, провел важные иссл. по вариац. и интегральному исчислениям. Тр. по матем. анализу, матем. физике, аналитич. и небесной механике, гидромеханике, теории упругости, баллистике. О. предложена формула, названная его именем, к-рая связывает тройной интеграл по нек-рому объему с поверхностным интегралом по поверхности, ограничивающей этот объем (1828-31). |
ОСТРО́ЖСКАЯ ШКО́ЛА - греко-слав. школа, основанная в кон. 70-х гг. 16 в. в г. Остроге киевским воеводой кн. К. К. Острожским. Изучались слав., греч., польск. и лат. яз., грамматика, риторика, математика, астрономия, богословие и философия. В школе получили образование мн. видные деятели Украины и Белоруссии, Галиции и Литвы. После смерти кн. К. К. Острожского школа из-за отсутствия средств была закрыта. |
ОСТРОМИ́РОВО ЕВА́НГЕЛИЕ - старейшая из сохранившихся датированных др.-рус. (и слав.) рукописных книг. Сведения о происхождении рукописи содержатся в Послесловии (приписке), к-рое находится на последнем, 294-м листе рукописи и является первым дошедшим до нас автографом др.-рус. автора. Автор Послесловия дьякон Григорий (его же почерком написан и осн. текст рукописи) сообщает о том, что он переписал это Евангелие для новгородского посадника Остромира, причем начал писать 21 окт. 1056, а кончил 12 мая 1057. Место создания памятника в приписке не названо, но исследователи предполагают, что это мог быть Киев или Новгород. Рукопись найдена в 1805 и с 1806 хранится в Публ. б-ке (ныне Рос. нац. б-ка) в СПб. О. Е. украшено тремя миниатюрами, изображающими евангелистов Иоанна, Луку и Марка. Большим разнообразием отличаются великолепно выполненные инициалы (загл. буквы). О. Е. является важн. памятником как старослав., так и др.-рус. яз. Изд.: Остромирово Евангелие 1056-57 года. С приложением греческого текста евангелий и с грамматическими объяснениями / Изд. А. Востоковым. СПб., 1843; Остромирово Евангелие 1056-57 года, хранящееся в имп. Публичной б-ке. СПб., 1883 и СПб., 1889. |
ОСТРОУ́ХОВ Ил. Сем. (1858-1929) - живописец и худож. деятель. Род. в купеч. семье. Учился в Моск. практич. Академии коммерч. наук. Участвовал в деят-ности Абрамцевского кружка. Обратившись к живописи уже в зрелые годы, сразу начал писать маслом, работал на пленэре. Брал уроки у А. А. Киселева, И. Е. Репина, работал в мастерской П. П. Чистякова. В передаче непосредств. восприятия природы, света, воздуха большое влияние на О. оказал В. Д. Поленов. Ранние пейзажи О. отличались простотой изображения, свежестью пленэрной живописи, продуманностью композиции ("Летний пейзаж", 1880). С 1887 О. участвовал в передвижных выставках. В 1880 совершал поездки по стране, изучал творчество старых мастеров. В 1887 посетил Италию. В пейзаже динамика чаще всего проявляется в изображении ветра с несущимися по небу облаками, клонящимися деревьями ("Облака"). В более поздних работах обратился к проблеме передачи движения. Центр. место в творчестве О. занимает картина "Сиверко" (1890), в к-рой ясно выражены худож. задачи того времени: проблемы передачи воздуха, света, движения, поиски выразительности в построении пространства картины, колористич. задачи. По эмоц. строю мн. полотна О. близки живописи И. И. Левитана. В 20-е гг. после длительного перерыва вновь обратился к живописи, используя ранние этюды. О. - чл. Союза рус. художников (с 1903), действ. чл. АХ (с 1906). В 1898-1903 являлся чл. Совета, а в 1905-13 - попечитель Третьяковской галереи. Собрал коллекцию рус. иконописи и живописи новейшего времени (в 1918 национализирована, хранителем оставался О.) Лит.: Русаков Ю. И. Остроухов. М.; Л., 1962; Кудрявцева С. В. И. С. Остроухов. Л., 1982. |
ОСТ-РУБЛИ́ - ден. знаки ссудной кассы ОСТ, выпускавшиеся от имени Вост. Торг.-пром. банка герм. военным командованием для обращения на терр. ряда оккупированных обл. России весной 1916, достоинством в 1, 3, 10, 25 и 100 руб., а также в 20 и 50 коп. На лицевой стороне купюр надписи были выполнены на нем. яз. и продублированы на польск., латыш. и литов. языках. Нем. О-Р. равнялся двум герм. маркам. В апр. 1918 в Ковно для обращения на терр. Литвы были выпущены бум. деньги - ост-марки номиналом 1/2, 1, 2, 5, 20, 50, 100 и 1000 марок. |
ОСТУ́ЖЕВ (наст. фам. Пожаров) Ал-др Ал. (1874-1953) - актер. В 1895 впервые вышел на сцену в воронежской антрепризе А. М. Медведева. В 1896 поступил на драматич. курсы Моск. театр. уч-ща (педагог А. П. Ленский). С 1898 - актер Малого т-ра. Первой знач. ролью стал Ромео, сыгранный О. с искренностью и проникновенным лиризмом. В своих героях О. подчеркивал чувство собств. достоинства, чистоту, неприятие лжи и несправедливости окружающего мира. В традициях великих мастеров Малого т-ра О. понимал актерское иск-во как служение благородным идеалам свободы и справедливости. Вершинами его творчества стало исполнение ролей Отелло и Уриеля Акосты. Отелло в исполнении О. был человеком благородным, искренним, доверчивым, вступившим в непримиримое противоречие с обществом. Борцом за идеалы гуманизма представал в его исполнении Уриель Акоста. Для актерской манеры О. характерна романтическая приподнятость и искренность в передаче чувств. Обладая от природы красивым голосом, О. придавал огромное знач. работе над голосовой партитурой роли, в молодые годы брал уроки у оперных певцов. Его пластика отличалась красотой и законченностью поз. В своих героях О. подчеркивал благородство, духовность, интеллект. начало. Лишившись к 1910 слуха, О. выработал целую систему приемов, позволившую ему продолжать выступать на сцене. Роли: Карл Моор ("Разбойники" Шиллера), Теодоро ("Собака на сене" Лопе де Вега), Марк Антоний ("Юлий Цезарь" Шекспира), Квазимодо ("Собор Парижской богоматери" по Гюго) и др. |
ОСЬМИ́НА, осмина - 1) Мера сыпучих тел - 1/8 кади - ½ чети (четверти) - 4 меры - 4 четверика. Фактический объем О. колебался в зависимости от времени и от места: в древней кади было 14 пудов, следоват. в О. около 1,8 пуда; в четверти 17 в. - 6, потом 8 пудов; следоват. в О. соотв. 3 и 4 пуда. 2) Мера земельной площади 16-17 вв., равная половине четверти (чети), т. е. около ¼ га. |
ОТВО́ДИНЫ, ОТВО́Д, ОТВО́ДЫ - назв. неск. эпизодов в свадьбе. 1) Окончательное переселение молодых (их сопровождают специальные чины "отводные"). 2) Наиб. частое значение, ставшее в этнографии терминологическим: посещение новобрачными родителей молодой иногда на следующий день после свадебного дня, иногда через 3, 7 и т. п. дней, иногда "через 6 недель по свадьбе молодые едут к ее отцу, где она берет прялку свою, гребень, донце, прощается, и этим заканчиваются все свадебные обряды" (Даль). В этом эпизоде молодые (когда молодая уже окончательно инкорпорирована в семью и группу мужа) вместе повторяют тот путь, который составляет основу свадьбы, но до сих пор полностью совершался только женихом. На др. уровне действие знаменует окончание свадьбы, окончательность отделения молодой от ее прежней семьи - она приезжает уже в гости. С др. стороны, внутр. форма слова как бы имитирует обратное движение, возврат, к-рый в действит. уже невозможен (ср. тему многих причитаний невесты - невозможность вернуться в родительский дом). Этот обрядовый эпизод, завершающий свадьбу и в то же время выходящий за ее пределы, открывая собой новое послеобрядовое поведение, структурно и семантически соответствует поминкам в похоронном обряде (на 9-й и 40-й день и т. д.), когда душа покойного посещает живых, т. е. свой прежний дом, но это возврат не окончательный, по завершении поминок она должна снова уйти. Лит.: Байбурин А. К., Левинтон Г. А. Похороны и свадьба // Исследования в области балто-славянской культуры: Погребальный обряд. М., 1990. |
ОТГО́СТКИ - взаимные посещения (с угощением) в свадьбе и вне обряда. Внеобрядовое значение обозначает взаимность отношений гостя и хозяина. При этом глаголы отгостить и отгащивать, отгащиваться могут означать не только "наносить ответный визит", но и "приглашать в ответ того, у кого сам был гостем" (во втором случае это переходный глагол). Может означать также сер. взаимных посещений: новобрачных и родителей и др. родственников как в день свадьбы, так и после него. В свадебном обряде то же, что отводины. Это обряд, к-рым заканчивается свадьба, то же что повратки, отводины, т. е. "возвращение" новобрачных после свадебного дня в дом родителей молодой. |
ОТДА́НИЕ (от греч. άπόδοσιζ) - 1) Прощение (отпущение) грехов. 2) Отдание праздника - последний день нек-рых важн. православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжеств., чем службы предыдущих дней попразднества, иногда почти воспроизводящий службу в самый день данного праздника. 3) Отдание поклонов - окончание в страстную среду на часах земных поклонов, совершаемых во время всего Великого поста. |
ОТЕ́ЧЕСТВО - в наиб. широком смысле - все, переходящее по наследству от отца, "предков вообще", также "отчизна". В более узком смысле - родная страна, народ, племя; уже с 9 в. термин "О." ("отчизна") - одно из осн. понятий доктрины единого рус. гос- ва. При Иване III применялся для обозначения наследств. характера полит. власти и единства традиции Рус. земли от Рюрика и Владимира Святого. В специфич. смысле - родовая честь, достоинство, передаваемое из поколения в поколение, определяющее место на соц. лестнице ("по его отечеству бесчестие"), особ. в местнических спорах 16-17 вв. |
ОТЗОВИ́СТЫ - сторонники крыла в большевист. партии, отрицат. относившиеся к участию с.-д. в работе 3-й Гос. думы и др. легальных орг-циях, требовавшие отзыва (отсюда назв.) из думы с.-д. фракции. Руководящую группу О. составили А. Богданов, А. Луначарский, Г. Алексинский, С. Вольский. Платформа О. содержала характерные для лев. экстремизма взгляды о вреде "конституц. иллюзий" для пролетариата, нигилистич. отношение к профсоюз. деят-ности, призывала к подготовке "чисто пролетарской революции". Между В. Лениным и идеологами О. завязалась также полемика по филос. вопросам в связи со взглядами А. Богданова на природу чувств. восприятия, а также стремлением А. Богданова, А. Луначарского и М. Горького дополнить марксизм идеалист. учением, создав религию будущего ("богостроительство"). В сер. 1908 А. Богданов по настоянию В. Ленина был исключен из редакции большевист. газ. "Пролетарий", а в июне 1909 расширенное совещание редакции "Пролетария" признало отзовизм несовместимым с большевизмом и исключило А. Богданова из партии. В ответ О. образовали оппозиционную группу "впередовцев" (по назв. своего печатного органа "Вперед"). Кроме того, О. была основана партийная школа на о-ве Капри (Италия) на средства большевиков, находившиеся в руках А. Богданова. Деят-ность школы подвергалась постоянной критике "Пролетария", и в результате раскола она вскоре прекратила свое существование. |
"ОТКРОВЕ́ННЫЕ РАССКА́ЗЫ СТРА́ННИКА ДУХО́ВНОМУ СВОЕМУ́ ОТЦУ́" - памятник рус. духовной лит-ры 19 в. Впервые (под названием "Откровенный рассказ странника...") кн. издана как анонимное сочинение в Казани в 1881, затем под уточн. названием "Откровенные рассказы..." (с самого начала "рассказов" было четыре) переиздана там же в 1884. Кроме того, различные версии "О. Р." ходили в рукописях. По содержанию это рассказ странствующего православного мистика из народа о практике непрестанной "внутренней", "сердечной" молитвы и о скитаниях его по дорогам Св. Руси, встречах и беседах о вере с разн. людьми. Книга явилась свидетельством продолжения в нар. православии мистических традиций афонского исихазма. В отличие от подавляющего больш-ва дух.-нравств. кн. 19 в., для к-рых характерен книжный, "славяно-русский" язык, "О. Р." написаны живым и правильным народн. языком, что сближает их с нек-рыми произв. старообрядческой лит-ры и православных писателей - выходцев из старообрядчества (как, напр., инок Парфений, автор "Сказания о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле", 1855). Специалисты предполагают также знакомство автора и со светской худ. лит-рой (В. Ф. Одоевский, А. С. Пушкин). Авторство анонимного соч. долгое время было предметом дискуссий, среди возм. авторов назывались имена о. Амвросия Оптинского, еп. Феофана Затворника и др.; сейчас можно считать практически подтвержденным свидетельство о. Павла Флоренского о том, что автором "О. Р." (точнее первонач. рукописного текста, озаглавленного "Искатель непрестанной молитвы") был афонский инок, по возвращении в Россию рукоположенный в иеромонахи, миссионер, проповедовавший среди старообрядцев (и сам в прошлом старообрядец) о. Михаил (в миру - Макарий Космич Козлов, 1826-84). Однако в печатных изд. кн. постоянно "исправлялась и дополнялась" разными лицами. В 1911 еп. Никон (Рождественский) опубликовал кн. "Из рассказов странника о благодатном действии молитвы Иисусовой" (Сергиев Посад), содерж. три доп. рассказа, как бы продолжавших собой прежние "беседы странника". Хотя дополнительные рассказы явно не принадлежат автору первонач. текста, они в послед. изд. традиционно публикуются вместе с ним. |
ОТЛУЧЕ́НИЕ - исключение из религ. общины, церк. наказание у православных, католиков, иудаистов и др. Использовалось в целях борьбы с вольномыслием и инакомыслием, особ. с ересями, дискредитации полит. противников, противодействия антигосударственным выступлениям, массовому нар. и рев. движению. В России 18 - нач. 20 в. применение О. регулировал Духовный Регламент. Великое О. (анафема), назначаемое по определению Синода, должно было служить наказанием за "открытое хуление имени Божия, Св. Писания, церкви" и т. п. Священник мог наложить на провинившегося малое О. До 1917 отлученные от церкви ограничивались в гражд. правах, не допускались к свидетельству по гражд. и уголовн. делам. |
ОТПЕВА́НИЕ - церк. обряд, совершаемый над умершим, находящимся в храме (очное О.) или вне его (заочное О.). В прошлом в правосл. церкви заочное О. происходило в экстраординарных случаях (утонул, сгорел, растерзан зверьем), и такого термина не существовало, он вошел в церк. практику только в 1930, сейчас применяется довольно широко, поскольку номинально верующие принимают этот обряд не столько как религ.-мистич., а как традиц.-бытовой. |
ОТПУ́СТ (от греч. άπόλυσιζ - краткое, завершающее богослужение молитвенное благословение священника, произносимое на солее, по выходе из царских врат, лицом к народу, после к-рого верующие "отпускаются" из храма. О. бывают великие и малые и различаются в зависимости от дня и вида богослужения. |
ОТРА́ДА (наст. фам. Турочкин) Ник. Карпович (1918-40) - поэт. Род. в дер. Николаевка Воронежской обл. Ср. школу-девятилетку окончил в 1934 в Сталинграде. С детства писал стихи, был чл. лит. кружка Сталингр. тракторного з-да, в малотиражной газ. "Даешь трактор" - первые публикации. Учился в Сталингр. пед. ин-те. Осенью 1939 стал студентом Лит. ин-та им. М. Горького. В дек. 1939 вместе с однокурсниками М. Лукониным, С. Наровчатовым и др. ушел добровольцем на финский фронт. Погиб в марте 1940 в Карелии близ Петрозаводска, выводя из окружения свой взвод. При жизни О. вышел единственный сб. стихов "Счастье" (Сталинград, 1939). Сб. "Кочуют зеленые звезды" опубл. в 1965. На смерть друга М. Луконин в 1940 написал стих. "Коле Отраде" и очерк "Незабываемый друг". |
ОТРАСЛЕВА́Я БИБЛИОГРА́ФИЯ - обл. деят-ности по подготовке и распространению библ. информации о печатной продукции по определ. отрасли знания, науч. дисциплине. О. Б. выступает в ряде случаев в качестве вспомогат. науч. дисциплины, выполняя эвристическую и подытоживающую функции. В России первые отраслевые библ. указатели появились в 1-й пол. 18 в. |
ОТРИЦА́ТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕ́НИЕ - предложение, содержащее показатели отрицания. К ним относятся: частицы не и ни, отрицательные местоимения и местоименные наречия некого, негде, некуда, никто, нигде, никуда и др. слова с префиксами не- и ни-, безлично-предикативные слова нет, нельзя; ср.: Он не спит; Писем не пришло; На улице ни души; Ему некуда пойти; С ним невозможно спорить; У меня нет времени; Туда ехать нельзя. Помимо этого, отрицание м. б. компонентом значения слова (ср. промахнуться - "не попасть") или предложения в целом; ср.: "Много ты понимаешь". Поскольку всякое отрицание есть утверждение противоположного, отрицание и утверждение - взаимосвязанные понятия. Тем не менее О. П. характеризуются не только большей формальной сложностью, но и большей психологической сложностью по сравнению с соответствующими утвердительными предложениями. Употребление О. П. обычно стимулируется либо предшествующим ошибочным утверждением, либо несоответствием ожидаемого действительному. Если предложение содержит несколько утверждений, соответствующее О. П. может быть неоднозначным; ср.: Он не огорчил сестру отказом, к-рое может быть понято и как "не отказался, поэтому сестра не огорчилась", и "отказался, но сестра не огорчилась". Отрицание относится к тому семантическому компоненту, к-рый находится в коммуникативном фокусе и входит в рему предложения. Поэтому отрицание сказуемого или глагольного гл. чл. односоставного предложения (как правило, относящегося к реме) звучит совершенно естественно; ср.: Вася не приехал; Мне не страшно, - тогда как отрицание подлежащего или детерминантов, к-рые обычно составляют тему предложения, требует явного указания на альтернативу; ср.: Не Вася приехал (а Петя); Не мне страшно (а тебе). В целом рус. О. П. резко отличаются по своим синтаксическим свойствам от соотносительных с ними утвердительных предложений. Двусоставным предложениям типа Проблемы существуют; Ему есть что делать соответствуют односоставные предложения: Проблем не существует; Ему нечего делать, а назывным предложениям с существ. в форме им. падежа - О. П. с существ. в род. падеже; ср.: На небе облака - На небе ни облачка. Вин. падежу прямого дополнения утвердительного предложения также может соответствовать род. падеж в О. П.; ср.: Он читает книги - Он не читает книг. Др. примером воздействия отрицания может служить приобретаемая глаголами соверш. вида в О. П. способность сочетаться с обстоятельствами типа все еще, до сих пор, характеризующими незамкнутый временной интервал, включающий момент речи, в течение к-рого действие не реализуется; ср.: Он еще (до сих пор) не приехал. В утвердительных предложениях употребление таких обстоятельств невозможно; нельзя сказать: Он еще (до сих пор) приехал. Лит.: Русская грамматика. М., 1980. Т. 2.; Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М., 1988; Падучева Е. В. Отрицание // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990; Акимова Т. Г. Значение совершенного вида в отрицательных предложениях в русском языке // Вопр. языкознания. 1993. № 1; Шатуновский И. Б. Семантика предложения и нереферентные слова. М., 1996. |
ОТРИЦА́ТЕЛЬНОЕ СРАВНЕ́НИЕ - специфич. тип поэтич. параллелизма, основывающийся на противопоставлении первого чл. сравнения ради сосредоточения внимания на втором, составляющем предмет данного произв. След. примеры показывают разл. виды О. О: Как не белая березка к земле клонится, Не зеленые листочки расстилаются, Припадает Добрыня к своей матушке. Не ясен сокол в перелет летал, Не белый кречет перепархивал, Выезжал Добрыня Никитич млад. О. С. может проходить через весь текст, организуя песенное повествование. По наблюдениям иссл. (М. Плисецкий), при поразительно широком и частом использовании О. С. в рус. песнях и былинах и наличии его в укр. песнях и думах оно почти не известно юж.-слав. и зап.-слав. фольклору и очень слабо представлено в фольклоре белорусском. Здесь большое распространение имеет сходное с О. С. и, возможно, типологически предшествовавшее ему положительно-отрицательное сопоставление типа: Только видно по горам, Что ясен сокол летае; Не ясен сокол летае, Казак Платов разъезжае. |
О́ТТО-ОНЕ́ГИН Ал-др Фед. (1845-1925) - коллекционер, пушкинист-любитель. Родился в Царском Селе, учился в 3-й Петерб. г-зии, затем в СПб. ун-те, но не закончил его. В 1866 О.-О. уехал из России и жил в Лондоне, а затем в Париже, нек-рое время работал лит. секретарем И. С. Тургенева. В 1887 добился встречи с Ж. Дантесом. Будучи поклонником творчества А. С. Пушкина, О.-О. с молодых лет начинает собирать коллекцию пушкинской эпохи. В 1909 был подписан договор между О.-О. и Рос. АН о передаче коллекции. В ее составе - более 2,5 тыс. ед. рукописей, музейный и книжный отделы. В 1928, после смерти О.-О., коллекция вернулась в Россию. Полностью собр. О.-О. экспонировалось на выставке, устроенной Пушкинским домом в 1930, а в наст. время хранится в фондах Всерос. музея А. С. Пушкина в СПб. |
О́ТЧЕСТВО - рус. вариант патронима, т. е. именования по отцу. Входит в состав полного рус. личного имени, включающего в себя собств. личное имя, отчество и фамилию (Иван Петрович Павлов, Марина Ивановна Цветаева). Обычно употребляется вместе с личным именем, однако в просторечии может использоваться и самостоят. (Петрович, Михалыч, Никитична). Патронимы издавна использовались русскими в кач-ве распространителя, конкретизатора имен, при том что фамилий, т. е. родовых имен, в сущности еще не существовало. Стандартный др.-рус. патроним представлял собой притяжат. прилагательное, образованное от имени или прозвища отца, иногда сопровождаемое словом "сын": Мстислав Володимирь сын, Аввакум Петров, Тимофей Собакин. Наряду с таким "полуотчеством", употреблялись и "полные отчества", включающие в себя суффикс -ич (-ович), но лишь при именовании лиц, принадлежащих к высшим сословиям. Право называться с "вичем" рассматривалось как особая привилегия. |
ОТШЕ́ЛЬНИК - чел., добровольно подвергший себя уединению, отрекшийся от мирской суеты, соблазнов и излишеств. Отшельничество как образ жизни характерно для др.-вост. религий: брахманизма, буддизма, иудаизма. Отшельничество в христианстве изв. с 3 в. и связано как с преследованием первых христиан, так и с христ. идеей о греховности мира и спасении от греха в отказе от мирской жизни. О., или анахореты, уединялись от людей, подвергая себя разл. истязаниям, отказывались от пищи, одежды. Постепенно отшельничество стало принимать форму монашества. В правосл. церкви существует форма монашеского "скитского", или "пустынного", уединения. Ведя и без того аскетич. образ жизни, монахи-О. нередко принимали дополнит. обеты - усиленной молитвы, строгого поста, молчания. |
ОТЪЕ́ЗЖЕЕ ПО́ЛЕ - в 16-17 вв. в России - псовая охота, связ. с выездом в дальние места, отъезжая охота с ночевкой табором; позднее - любая псовая охота. В ней участвовал многочисл. егерский состав: ловчий (распорядитель охоты), выжлятники (охотники с борзыми собаками): псари, загонщики и др. Гончие "выгоняли" зверя в поле, где его ожидали верховые (реже пешие) охотники со сворами борзых, к-рыми и травили зверя. Охотились и с одними борзыми, обычно "в наездку", когда борзятники стремились сами наехать на зверя и затравить его. |
ОФИЦЕ́Р (от нем. Offizier, от лат. officium - должность) - лицо командного состава в вооруж. силах, имеющее присвоен. ему воинск. звание и выполняющее определен. обязанности. Впервые в России офицерские звания были введены в полках "нового строя" в 17 в. С 1722 (с введением Табели о рангах) стали делиться на штаб-О. (от майора до полковника) и обер-О. (от прапорщика до капитана). С кон. 1917 по 1943 лица командного состава Кр. армии О. не назывались. |
ОХА́БЕНЬ (охобень) - старинная рус. верх. одежда, широкий кафтан, имеющий прямоуг. отложной воротник, часто с откидными длин. рукавами, имевшими прорези для рук на уровне локтя; шился из объяри (шелка с золотом и серебром), атласа, бархата и парчи. О. надевали поверх кафтана. |
ОХЛО́ПКОВ Ник. Пав. (1900-67) - актер и реж. Окончил кадетский корпус, учился в Школе живописи, ваяния и зодчества и одновр. в консерватории по кл. виолончели. В 1918 О. стал актером Иркутского т-ра. В 1921 поставил на городской пл. Иркутска "массовое действо" в честь 1 Мая, в 1922 в Иркутском Молодом т-ре - "Мистерию-буфф" В. В. Маяковского. С 1923 О. работал в Москве. Был принят в т-р им. Вс. Мейерхольда и одновр. учился в Гос. театр. мастерских под рук-вом В. Э. Мейерхольда. В 1930-37 О. был рук. Реалистич. т-ра. Режиссерская манера О. формировалась в значит. степени под влиянием В. Э. Мейерхольда. Его работы отличались яркой театральностью, но в то же время тяготели к избыточной монументальности, пафосу "революционной романтики". Это проявилось уже в ранних постановках О.: "Разбег" (1932), "Мать" (1933), "Железный поток" (1933), "Аристократы" (1935). В 1938-43 - реж. и актер Т-ра им. Евг. Вахтангова, поставил спектакли "Фельдмаршал Кутузов" (1940) и "Сирано де Бержерак" (1942). В 1943-66 - гл. реж. Моск. т-ра драмы (ранее - Т-р революции, с 1954 - Т-р им. Вл. Маяковского). Во многом его спектакли в этом т-ре можно определить как синтез идей В. Э. Мейерхольда и первого назв. т-ра - Т-р Революции. В то же время О. придавал очень большое значение выразит. средствам т-ра: музыке, пластичности мизансцен и т. п. В 1961 он поставил "Медею" Еврипида, где, кроме драматич. актеров, были заняты хор и симфонич. оркестр. Первоначально спектакль шел в Концертном зале им. П. И. Чайковского. Наиб. яркие спектакли О. в Т-ре им. Вл. Маяковского: "Молодая гвардия" (1947), "Гамлет" (1954), "Гостиница "Астория"" (1956), "Иркутская история" (1960) и др. О. ставил спектакли в муз. т-ре ("Мать" и "Декабристы" в Большом т-ре, "Молодая гвардия" в Ленингр. Малом Оперном т-ре). Снимался в кино; наиб. изв. роли - Василий Буслаев ("Александр Невский"), Василий ("Ленин в Октябре", "Ленин в 1918 году"), Комиссар Воробьев ("Повесть о настоящем человеке"). Занимался пед. деят-ностью, руководил курсом мастерства режиссуры в ГИТИСе. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ОХРА́НА ПА́МЯТНИКОВ ИСТО́РИИ И КУЛЬТУ́РЫ - система междунар. мероприятий гос-ва и общественности по сохранности и защите культ. наследия. Охране подлежит широкий круг материальной и духовной к-ры, лит. и ист. пам., пам. градостр-ва и архитектуры, пам. археологии, произведения изобр. и декор.-прикладного иск-ва, док. пам. и т. д. О. П. предусматривает научно-исследоват. работу по изучению, поиску, классификации, каталогизации, публикации пам., подготовку спец. законодат. актов, разработку инструкций о порядке учета, хранения, консервации, реставрации. В России первые мероприятия по О. П. относятся ко времени Петра I. Указы 1838-39 утвердили гос. опеку над пам. С этого времени начаты их учет и каталогизация. Значит. роль в орг-ции О. П. принадлежит имп. об-ву (с 1864). В 1900-10 функционирует "Общество защиты и сохранения в России пам. искусства и старины", активными участниками к-рого были: В. А. Покровский, Н. К. Рерих, А. В. Щусев, Е. Е. Лансере и мн. др. Попытки О. П. предприняты Об-вом Возрождения худож. Руси (1916). В 1918-24 было издано более 20 декретов, заложивших основу сов. гос. системы О. П. (в т. ч. "Об учете и охране пам. иск-ва, старины и природы", 7 янв. 1924). В результате национализации созданы худож., ист., краеведч. и др. музеи, гос. реставрац. мастерские. 14 окт. 1948 Совет Министров СССР принимает пост. "О мерах улучшения охраны памятников культуры". В 1966 создано Всерос. об-во охраны пам. истории и культуры. Важнейшие вопросы правовой О. П. регламентированы Законом СССР от 29 окт. 1976 "Об охране и использовании памятников истории и культуры", "Положением об охране и использовании памятников истории и культуры" СМ СССР от 16 сент. 1982. В 50-80-е гг. в России осуществлены крупномасштабные работы по восстановлению, реставрации отд. пам., комплексов и целых городов (в Ленинграде, Москве, Новгороде, Суздале и т. д.). Важная роль в деле О. П. принадлежит ряду периодич. изд.: "Наше наследие", "Памятники Отечества", "Отечество" (краеведч. альманах) и др. |
"ОХРА́НКА" - обиходное наименование Охранного отделения Департамента полиции, наз. до 1903 "Отделением по охранению общественной безопасности и порядка". Функционально "О." являлась продолжателем традиции полит. сыска, связанной с деят-ностью III Отделения собственной Е. И. В. канцелярии (июль 1826 - авг. 1880). Первое Охранное отделение было создано в 1866 в СПб. После преобразований начала 80-х гг., перераспределения функций в рамках Мин-ва внутр. дел, находящегося в его подчинении Департамента гос. полиции, в крупнейших городах России появились Охранные отделения, числ. к-рых к 1914 достигла 26. В своей деят-ности они использовали методы "наружного наблюдения" за лицами, подозревавшимися в причастности к незаконной полит. деят-ности, в участии в совершении или подготовке "государственных преступлений" и т. п., к-рые осуществлялись спец. агентами - филерами, вскрытия частной и служебной переписки, для чего были специально созданы при почтовых отделениях т. н. "черные кабинеты". Важным направлением деят-ности "О." было обеспечение безопасности высших гос. чиновников, чл. имп. фамилии. С именами нач. "О." Г. П. Судейкина, С. В. Зубатова, А. В. Герасимова ассоциировалась практика полит. провокации как средства борьбы с рев. движением. В разл. обществ. кругах эта сторона деят-ности "О.", выдвигаясь на первый план, вызывала протесты, являлась символом морально-полит. банкротства гос. власти. Особенности деят-ности рев. орг-ций, конспиративность, подозрительность, отсутствие у их участников информации по внутриструктурным вопросам, авторитарный стиль рук-ва создавали предпосылки для проникновения в них агентов-провокаторов, ведущих "двойную игру" с орг-цией и "О." (напр., С. П. Дегаев, Е. Ф. Азеф, Р. В. Малиновский). Во время Февр. рев-ции в Петрограде одними из объектов, символизировавших старый режим, на к-рые были направлены действия толпы, были здания Департамента полиции, Окружного суда; их разгром и поджог, приведший к уничтожению значит. части документов, давал основания для предположений о сознательно спровоцированной акции. |
О́ЦЕП Фед. Ал др. (1895-1949) - сценарист, реж. Начинал в качестве критика. В 1916 пришел в кино. Как сценарист охотнее всего занимался культурной экранизацией рус. классики. Наиб. значит. сценарные работы О. связаны с именами старейших режиссеров - Я. Протазанова ("Пиковая дама", 1916; "Аэлита", 1924), А. Санина ("Поликушка", 1919), Н. Маликова ("Метель", 1918), Ю. Желябужского ("Папиросница от Моссельпрома", 1924; "Коллежский регистратор", 1925). Сценарии, как правило, писал в соавторстве. В 1925 снялся в эпизоде первого игрового ф. В. Пудовкина "Шахматная горячка". С 1926 О. взялся за режиссуру. Популярный сов. боевик "Мисс Менд" по мотивам приключенч. ром. М. Шагинян стал двойным режиссерским дебютом О. и Б. Барнета. В 1929 совм. с нем. фирмой "Прометеус" О. поставил "Живой труп" с В. Пудовкиным в гл. роли. Далее О. жил и работал за рубежом (в Германии, с 1931 - во Франции, с 1943, после побега из концлагеря, - в США и Канаде). Убедившись в равнодушии зап. проката к экранизации ("Убийца Дмитрий Карамазов", 1931; "Амок" по С. Цвейгу, 1934; "Пиковая дама", 1937; "Игрок", 1938), О. снимает чисто жанровое развлекат. кино ("Гибралтар", 1938, в сов. прокате "В сетях шпионажа", "Ныряющий труп", "Предательство", "Королева шпаги", "Та, которая рискует"). |
О́ЦУП Петр Адольфович (1883-1963) - мастер фоторепортажа и портрета. В 10 лет был отдан учеником в фотоателье Елкина в Петербурге. С 1900 работает самостоятельно как фоторепортер ж. "Огонек". Снимал рус.-япон. войну, рев-цию 1905 и др. важн. события в жизни Рос. империи. В 1-ю мир. войну О. работал на фронте фотокорр. ж. "Огонек", "Нива", "Солнце России", "Наш вестник" и франц. ж. "Иллюстрасьон", по заданию к-рого снял Г. Распутина. В 1911 в Пб. состоялась первая перс. выставка фотографа. Печать особо отметила снимки, сделанные на воен. маневрах. Снимал Февр. и Окт. рев-ции О. был единств. петроградским фотографом, снимавшим 25 окт. Смольный. Прославился съемкой порт-ретов В. И. Ленина (в Петрограде и Москве), Я. М. Свердлова, М. И. Калинина, Ф. Э. Дзержинского, М. В. Фрунзе, К. Е. Ворошилова и др. видных деятелей партии большевиков. В 1920 составил "Фотоальбом по истории рев-ции, Кр. армии и строительства советских республик". Участвовал в многочисл. выставках. В 1947 "за многолетнюю деятельность и заслуги в области советской фотографии" был награжден орд. Трудового Красного Знамени. Соч.: Сорок лет на фоторепортаже: Из воспоминаний // Сов. фото. 1939. № 1. С. 8-14. |
ОША́НИН Вас. Фед. (1844-1917) - энтомолог и путешественник. Окончил Моск. ун-т (1865). В 1872-1906 работал в Туркестане, в 1872-83 - дир. Туркестанской школы шелководства. Осн. работы посвящены систематике и изучению геогр. распространения настоящих полужесткокрылых и равнокрылых насекомых. Провел сборы насекомых Туркестана и ср. полосы европ. части России и описал мн. новых видов. Один из первых иссл. Туркестана, в 1878 возглавлял эксп. в Карабеган и Дарваз, к-рая открыла хребет Петра I и ледник Федченко. Мат-лы, собранные эксп., были использованы при составлении карт этих районов. Удостоен малой золотой медали (1882) и медали им. П. П. Семенова (1917) Рус. геогр. об-ва. Лит.: Ошанин Л. В., Азатьян А. А. Василий Федорович Ошанин: Очерк жизни и деятельности. М., 1961. |
ОША́НИН Лев Ив. (1912-96) - поэт. Род. в Рыбинске Ярославской губ. С 18 лет - чернорабочий, затем токарь на моск. заводах. Первое произв. - пов. "Этажи" (1930) из жизни школьников. Затем - стихи в ж. "Рост", "Мол. гвардия", "Огонек", "Прожектор". По командировке "Огонька" поехал на стр-во Хибиногорска. Учился в Лит. ин-те им. М. Горького (1936-39). Война застала О. во Владивостоке. По зрению мобилизации не подлежал, но, вернувшись в Москву, постарался попасть на фронт. Создал немало песен для полков и др. воинских соединений (маршал Г. Жуков назвал "Дороги", муз. А. Новикова, в числе трех лучших песен времен войны). Первый сб. стихов и песен О. - "Всегда в пути" (1948) - представляет собой поэтич. биографию автора и его поколения, комсомольской молодежи первой пятилетки. О. продолжал писать песни и в 50-е гг.; из них широко известны "Гимн демократической молодежи" (муз. А. Новикова), "Песня о тревожной молодости" (муз. А. Пахмутовой), "Течет Волга" (муз. М. Фрадкина). К 80-м гг. издано около 60 поэтич. книг О. В 70-е гг. обратился к ист. теме: "Вода бессмертия", 1976; "Талисман Авиценны", 1980. В сб. "Пока я дышать умею" (1985), "Потому что мне восемнадцать" (1987), "Только лирика" (1988) собрана любовная поэзия О. |