Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "П" (часть 1, "ПА"-"ПАЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 1, "ПА"-"ПАЛ")

Па

ПА (фр. pas - шаг) - танцевальная форма: 1) танц. движение (П. jete, glissade, de chat и др.); 2) танец в бал.: П. балерины, венгерское П. и т. д.; 3) многочастная форма в классич. балете: П.-де-де, гран-П., П.-де-труа и т. д.

Пааташвили Леон Георг

ПААТАШВИ́ЛИ Леон Георг. (род. 1926) - кинооператор. Окончил ВГИК в 1954. Обратил на себя внимание ф. "Чужие дети" (1958). Ф. был снят графично, с жестким напряженным рис., при макс. контрастности изображения, создающей световую атмосферу летнего юж. города и подчеркивающей острый мелодраматизм ситуации. Важным этапом в творчестве оператора стал ф. "Бег" (1971). Работа над широкоформат. ф. заставила отдать предпочтение динамич. композициям, не утратившим напряженность и остроту, прибегнуть к проходящим через весь ф. зрительным метафорам. Наивысш. успех имел ф. П. "Романс о влюбленных" (1974). Он добился в нем показа макс. накала чувств, применив высококонтрастное освещение в моментах, когда чувства "ослепляют". П. показал себя оператором безудержно смелым в использовании прежде запрещ. приемов и всегда вынуждавшим себя сдерживаться, чтобы не "не переиграть" актеров. Эта сдержанность и эпичность изобразит. манеры проявилась в его работе над ф. "Сибириада" (1979).

Преподавал во ВГИКе и Театр. ин-те им. Шота Руставели (Тбилиси). Гос. премия СССР за ф. "Голубые горы" (1985). Приз Всес. кинофестиваля за ф. "День последний, день первый" (1960). Приз кинофестиваля в Минске за ф. "Путешествие молодого композитора" (1985).

Др. фильмы: "Под одним небом" (1961), "До свиданья, мальчики" (1966), "Голубые горы" (1984), "Нейлоновая елка" (1986), "Робинзонада, или Мой английский дедушка" (1987), "Эй, маэстро!" (1987).

Лит.: Пааташвили Л. Не только профессионализм // Иск-во кино. 1975. № 8; Голдовская М. Снимать как чувствовать // Кинопанорама. М., 1981. Вып. 3; Егоров В. Риск против стандарта // Иск-во кино. 1975. № 7.

Павел I

Статья большая, находится на отдельной странице.

Павильон

ПАВИЛЬО́Н (франц. pavillon, от лат. papilio - шатер) - небольшая легкая отдельно стоящая постройка, обычно на природе (напр., П. Трех граций, Ч. Камерон, 1801, Павловский парк); дворцовая постройка, не предназначенная для проживания (напр., П. Аничкова дворца, 1817-18, К. И. Росси, СПб.); постройка для выставочной композиции, торговли, киносъемки; в т-ре - декорация, изображ. интерьер здания.

Павленко Ник. Карпович

ПАВЛЕ́НКО Ник. Карпович (род. 1943) - артист цирка, дрессировщик. Был рабочим по уходу за животными, дрессировщиком, по окончании Моск. зоотехнич. ин-та - дир. зооцирка. В 1986 выступил с номером "Борьба с ягуаром". С 1973, приняв группу животных изв. артиста А. Н. Александрова-Федотова, демонстрирует аттракцион с тиграми. Одноврем. у П. в клетке большое количество животных (до 17). Ведет работу в мягкой, спокойной манере. Отказавшись от привычных для дрессировщиков хищников трезубца и бича, артист держит в руках лишь небольшую палочку, к-рой как бы дирижирует своими животными. Тигры строят пирамиды, ложатся на манеж, образуя своеобразный "живой" ковер, встают и идут по манежу веером, прыгают через огненное кольцо, через два заклеенных бумагой обруча, через дрессировщика, катаются на шаре, ходят на задних лапах, вальсируют. Новаторская работа П. в обл. дрессуры получила высокую оценку. Он удостоен медали им. Дурова (Германия), Гран-при на Междунар. цирк. фестивале на Кубе. В 1990 артист завоевал гл. приз - "Золотой клоун" на престижнейшем фестивале цирк. иск-ва в Монте-Карло.

Павленко Петр Анд

ПАВЛЕ́НКО Петр Анд. (1899-1951) - публицист, прозаик. Род. в Пб., в семье воин. писаря и учительницы. Учился в Тифлисском реальном уч-ще, бакинском Политехникуме. Вступил добровольцем в Кр. армию (1920). После демобилизации работал в тифлис. газетах, служил в Сов. торгпредстве в Турции. В 1928 начал работать в ж. "Красная новь" и интенсивно печататься: "Азиатские рассказы" (1929), кн. очерков "Стамбул и Турция" (1930), пов. "Пустыня" (1931), кн. очерков "Путешествие в Туркменистан" (1932), ром. о Парижской Коммуне "Баррикады" (1932) и "международный" ром. "На Востоке" (1936). Во время войны писал рассказы и очерки - сб. "Народные мстители" и "Путь отваги" (1942), "На высоком мысу" (1943). Ром. "Счастье" (1947) стал одним из наиб. одиозных произв. послевоенных лет благодаря образу Сталина, созд. в образцовых рамках лит-ры эпохи "культа личности". Та же тенденция воплотилась в сценариях ф. "Клятва" (1946) и "Падение Берлина" (1949). Публицистика П. связана с его поездками в Америку и по Европе ("Амер. впечатления", 1949; "Молодая Германия", 1951; "Итал. впечатления", 1951). В последние годы П. работал над "международным" ром. "Труженики мира".

Павленков Флорентий Фед

ПАВЛЕ́НКОВ Флорентий Фед. (1839-1900) - книгоиздатель. Род. в Тамбовской губ., сын дворянина. Совместно с М. П. Надеиным приобрел в Пб. книжный магазин. В 1866 выпустил первую кн. "Полный курс физики" А. Гано (в собств. переводе). В 1868 за участие в орг-ции похорон Д. И. Писарева был заключен в Петропавловскую крепость, в 1869 за изд. соч. Писарева выслан в Вятскую губ., а в 1877 за новую полит. провинность - в Ялуторовск Тюменской губ. В 1881 окончательно вернулся в Пб. и вновь приступил к издат. деят-ности. Среди изд. П. особой популярностью пользовалась сер. "Жизнь замечат. людей" (начата в 1889). Она объединяла 200 биографий выдающихся деятелей мир. науки, истории, лит-ры и иск-ва. П. критически подходил к ее формированию, включая преим. прогресс., с его т. зр., лиц. П. выпускал также произв. рус. и заруб. писателей - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, В. Гюго, Ч. Диккенса и др., собр. соч. писателей-демократов - Ф. М. Решетникова, Г. И. Успенского, Н. В. Шелгунова. Одним из последних прижизн. изд. был "Энциклопедич. словарь" (1899), выдержавший 7 изд. (последнее, вновь пересмотренное - в 1923). Словарь П., составленный по образцу франц. Малого Ларусса, принадлежит к числу лучших рос. справочных изд. П. создал новый дешевый тип книги большого формата - в два столбца, послуживший в дальнейшем образцом, напр., для "Роман-газеты".

Павлик Мих. Ив

ПАВЛИ́К Мих. Ив. (1853-1915) - укр. писатель, публицист, обществ. деятель, библиограф. Род. в бедной крест. семье. Деят-ность П. тесно связана с деят-ностью И. Франко, совм. с к-рым он издавал первый на Зап. Украине демокр. ж. "Громадьский друг", сб. "Дзвін" и "Молот", ж. "Народ" и др. П. поддерживал связь с чл. группы "Освобождение труда". Находясь в эмиграции в Швейцарии с 1879 по 1881, он вместе с С. Подолинским и М. Драгомановым издавал ж. "Громада". В 1895 по заказу киевских социал-демократов П. издал "Эрфуртскую программу" К. Каутского, где в популярной форме излагалась теория марксизма. В 1897 П. получил штатную должность библиотекаря в науч. Центре им. Т. Шевченко, куда он передал все имеющиеся у него издания социал-демокр. лит-ры. Для рекомендации книг читателям П. считал необходимым тщательный отбор лит-ры, являлся составителем ряда библиогр. пособий. Так, им составлена первая библиография произв. Франко (1898). П. раскрыл в ней анонимные произв. Франко, указал работы, подпис. псевд. Он также составил сб. в честь Драгоманова (1896), снабж. библиографией его произв., изд. на рус., укр. и др. яз. анонимно, под псевд. и полной фамилией. Большой интерес представляют труды П. об укр. читальнях, в частности, в одной из своих первых заметок, напечат. в коломийской газете "Рус. рада" в 1874, П. выступил за стр-во б-ки "Народного дома" вместо предполагаемого возведения гор. церкви. В ст. "Про перестрій руських читалень" (1890) он ставил перед б-ками задачу просвещения народа. П. предлагал организовать в каждом уездном городе дома, где могли бы проходить уездные нар. собрания. При них должна быть б-ка, к-рая помогла бы интеллект. развитию народа.

Лит.: Сороковская С. В. М. И. Павлик и его библиогр. деят-ность: (К 110-летию со дня рождения) // Сов. библиогр. 1963. № 2.

Павлинов Пав. Як

ПАВЛИ́НОВ Пав. Як. (1881-1966) - график, иск-вед, педагог. Учился в студии О. Э. Браза (1899-1901, СПб.), в Высш. худож. уч-ще у Д. Н. Кардовского (1903-06), в частных студиях (1906-08, Мюнхен). Чл. объединения "4 иск-ва" (1924). Автор станковых графич. работ (портреты и пейзажи), илл. к произв. рус. и заруб. классич. литры. Работал преим. в ксилографии, а также в офорте, цв. линогравюре, рис. карандашом. Строгий характер композиций имеет особую динамику благодаря свободному росчерку штриха. Осн. произв.: "Шлюз в Амстердаме" (1912), "Венеция. Гондолы" (1916), илл. ккн.: "Русалка" А. С. Пушкина (1922), "Человек на часах" Н. С. Лескова (1926), "Красное и черное" Стендаля (1949), портреты А. С. Пушкина (1924), Ф. И. Тютчева (1933) и др. Преподавал во ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИНе (1921-30), в Моск. полиграф. ин-те, Моск. худож. ин-те (1930-50).

Павлов Ив. Ник

ПА́ВЛОВ Ив. Ник. (1872-1951) - график, нар. худ. РСФСР (1943), действ. чл. АХ СССР (1947). Учился в Центр. уч-ще технич. рисования барона Штиглица у В. В. Матэ (1891-92), в Рисовальной школе Об-ва поощрения художеств (1893-94). Чл. АХРР (Ассоциации художников рев. России) - АХР (Ассоциации художников рев-ции) (1925-32). Работал в станковой графике, автор арх. пейзажей старой и новой Москвы, старых рус. городов, лирич. пейзажей. Создавал репродукционные гравюры для петерб. ж. "Родина", "Нива" (1893-1903) и др., в изд-вах И. Д. Сытина и А. Д. Ступина в Москве (1903-17). Отдавал предпочтение цв. ксилографии и линогравюре. Один из зачинателей в России станковой цв. гравюры ("Останкино", 1909; сер. "Старая Москва", 1944-47 и др.). Преподавал в Строгановском худож.-пром. уч-ще (1907-14), в Свободных худож. мастерских - ВХУТЕМАСе (1918-24, Москва).

И. П. Павлов, М. Альмгрен, К. Альмгрен

И. П. Павлов, М. Альмгрен, К. Альмгрен

Павлов Ив. Петр.

ПА́ВЛОВ Ив. Петр. (1849-1936) - создатель учения о высш. нерв. деят-ности и совр. представлений о процессе пищеварения, основатель крупнейшей в мире физиол. школы, акад. (с 1907). Род. в Рязани, в семье священника. В 1869, бросив учебу в рязанской духовной семинарии, поступил на естеств. отделение Петерб. ун-та. По окончании для пополнения знаний по физиологии обучался 3 года в Мед.-хирург. академии. Работал в клинике С. П. Боткина (с 1879), проф. Мед.-хирург. академии (с 1890). Стоял во главе трех физиол. лаб.: при Мед.-хирург. академии, Ин-те экспе-рим. медицины и АН; рук. Ин-та физиологии АН СССР (1925-36). Все работы П. по физиологии группируются вокруг трех разделов: физиология кровообращения, физиология пищеварения, физиология мозга. П. начал работу с изучения физиологии сердечно-сосуд. системы, нерв. механизмов регуляции кровяного давления. Открытие усиливающего нерва сердца (нерва П.) принесло ему славу и послужило толчком для работ, переросших в целое науч. направление - учение о нерв. трофике. При иссл. нерв. регуляции пищеварения П. сделал заключение об условиях работы каждой из пищеварит. желез, об их взаимодействии и связи, изучил иннервацию этих желез. Доказал, что их деят-ность находится под регулирующим влиянием коры головного мозга. Для проведения иссл. он разработал операции (эзофаготомии, образования постоянной фистулы поджелуд. железы, маленького желудочка), сделавшие доступным для экспериментатора весь пищеварит. тракт. Физиология пищеварения была создана им заново (Нобелевская премия, 1904). С 1903 П. приступил к изучению физиологии высш. нерв. деят-ности. П. подошел к проблеме с позиции учения о рефлексах. Он раскрыл законы образования условных рефлексов и функционирования коры полушарий головного мозга, составил представление о высш. нерв. деят-ности как деят-ности аналитико-синтетич. Наблюдая за скоростью выработки усл. рефлексов, П. создал учение о типах нерв. деят-ности, иссл. проблемы патологии высш. нерв. деят-ности сначала животных, а потом людей. В конце жизни П. развил учение о второй сигнальной системе.

С первых послеоктябрьских дней и до самой смерти П. резко критиковал большевист. власть за беззакония, произвол и репрессии, ходатайствовал за арестов. ученых, писал в пр-во письма, обличавшие систему развертывавшегося террора. Высказывалось предположение, что это стоило ему жизни (у постели выздоравливавшего П. внезапно заменили врачей).

Соч.: Центробежные нервы сердца. М., 1883; Лекции о работе гл. пищеварит. желез. М., 1897; Естествознание и мозг. М., 1910; Двадцатилетний опыт объективного изучения высш. нерв. деятельности (поведения) животных. М., 1938; Лекции о работе больших полушарий головного мозга. М., 1949.

Павлов Ник. Фил

ПА́ВЛОВ Ник. Фил. (1803-64) - прозаик, поэт, критик, публицист. Из семьи крепостного, но, видимо, был незаконным сыном помещика В. М. Грушецкого и его наложницы-грузинки. В 1811 получил вольную. Воспитывался в Моск. театр. уч-ще (1811-21), выступал на сцене. В 1822-25 студент этико-полит. ф-та Моск. ун-та. В 1827-31 служил в надворном суде. Лит. деят-ность начал переводами пьес. С 1822 выступал в печати как поэт (элегии, романсы и др.), а с нач. 1830-х гг. и как прозаик. В 1831 первым в России перевел произв. О. Бальзака, к-рый оказал влияние на его собств. творчество. Широкую известность П. принес сб. "Три повести" ("Именины", "Аукцион", "Ятаган", 1835), привлекший внимание актуальной тематикой, психологизмом, соц. остротой произв. Кн. вызвала высокую оценку критики и одноврем. недовольство властей, запретивших ее переиздание. Следующий сб. П. - "Новые повести" ("Маскарад", "Демон", "Миллион", 1839) уже не имел успеха предыдущего. В 1837 П. женился на поэтессе К. Яниш (см. Павлова К. К.) - обладательнице крупного состояния. Их дом стал одним из центров лит. жизни Москвы. В 1847 заметный резонанс получил предпринятый П. критич. разбор "Выбр. мест из переписки с друзьями" Н. В. Гоголя. В 1853 за хранение запрещ. лит-ры писатель был выслан в Пермь, после возвращения находился под надзором полиции. В 1850-е гг. выступал как критик и либеральный публицист. В последние годы издавал официозные газ. "Наше время" (1860-63) и "Рус. ведомости" (1863-64).

Павлов Платон Вас.

ПА́ВЛОВ Платон Вас. (1823/24 (?)-95) - историк, просветитель. В 1844 окончил с серебр. медалью Гл. пед. ин-т. Через 2 года защитил дисс. "О полит. мнениях афинских трагиков" и был признан магистром греч. словесности, в 1847 получил назначение в Киевский ун-т, в 1850 защитил докт. дисс. "Об ист. значении царствования Бориса Годунова", получил уч. степень д-ра ист. наук, полит. экономии и статистики. С 1850 - проф. Киевского ун-та по кафедре рус. истории, преподавал всеобщую историю в Ин-те благородных девиц и в двух г-зиях. Ок. 2-х лет провел за границей, долго жил в Лондоне, где посещал А. И. Герцена. Вернувшись в Киев, развернул деят-ность по устройству воскресных школ для народа. В 1859 переехал в Пб., заведовал каф. истории в Уч-ще правоведения, занялся устройством воскресных школ. В 1860 у арестованных студентов - чл. Харьковско-киевск. тайного об-ва нашли записи лекций П., ему пришлось уйти из уч-ща. Летом 1861 был избран проф. по каф. всеобщей истории Петерб. ун-та, но в дек. 1861 ун-т был закрыт в связи с начавшимися студенч. волнениями. В открывшемся в 1862 "Вольном университете" читал курс "Введение в историю цивилизации". После выступления с речью, посв. 1000-летию России, был выслан в Ветлугу, потом переведен в Кострому, где жил в крайней нужде. В 1866 вернулся в Пб. В 1871 наблюдение за П. было снято, ему позволили преподавать в ун-те. В 1875 вернулся в Киев, занял каф. истории и теории иск-в. АХ предложила ему читать публ. лекции в разных городах. В нач. 90-х гг. нек-рые органы печати отметили 50-летний юбилей деят-ности историка. Умер П. в петерб. больнице, практически всеми забытый.

Лит.: Биогр. словарь проф. и преподавателей Ун-та Св. Владимира (1834-84). Киев, 1884.

Павлова Анна Павл

ПА́ВЛОВА Анна Павл. (Матв.) (1881-1931) - балерина. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1899 (кл. П. Гердта), позднее совершенствовалась у Е. Соколовой, Э. Чеккети, К. Берета. В 1899-1910 артистка Мариинского т-ра, с 1906 - балерина. Среди ее ролей: Наяда ("Наяда и рыбак"), Аспиччия ("Дочь фараона"), Медора ("Корсар"), Пахита ("Пахита"), Никия ("Баядерка"), Аврора ("Спящая красавица"), Китри ("Дон Кихот"), Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"). Первая исполнительница гл. партий в бал. М. Фокина "Павильон Армиды", "Египетские ночи", "Евника", "Шопениана", а также концерт. номера "Лебедь" (на муз. К. Сен-Санса), позже ставшего знаменитым как "Умирающий лебедь". Последние гастроли в России: в 1913 в Мариинском т-ре и в 1914 в моск. саду "Эрмитаж". С 1908 активно гастролировала за рубежом, в 1909 имела большой успех в "Рус. сезонах" С. Дягилева (Париж). В 1910 создает собств. труппу, с к-рой (до 1931) неоднократно объезжает все континенты. Репертуар труппы состоял из сокращ. версий классич. балетов, а также концертных миниатюр и одноактных балетов, поставл. Фокиным, И. Хлюстиным и др. За год П. выступала до 200 раз; ее партнерами в разные годы были М. Мордкин, Л. Новиков, А. Волинин. Легкий, воздушный танец П., красота удлиненных линий ее тела, порывистая одухотворенность и музыкальность, дополненные психол. содержательным артистизмом, вернули в балет. иск-во нашего века, казалось бы, утерянные идеалы романтизма. Для зрителей и критиков сначала России, а затем и всего мира танец П., само ее имя стали легендарными. Во мн. странах ее выступления пробудили новый интерес к классич. балету.

А. Павлова в роли Стрекозы. 1920-е гг.

А. Павлова в роли Стрекозы. 1920-е гг.

Павлова Каролина Карловна

ПА́ВЛОВА Каролина Карловна (урожд. Яниш) (1807-93) - поэтесса, переводчица. Из семьи обрусевшего немца, преподавателя Моск. мед. академии. Получила дом. образование. Рано начала писать стихи (на фр. и нем. яз.), получила признание в лит. кругах. В 1827 стала невестой А. Мицкевича, но брак их не состоялся. В 1833 выпустила сб. переводных и оригин. стихотворений на нем. яз. "Северное сияние", в 1839 на фр. яз. вышла кн. ее переводных и оригин. соч. "Прелюдии". С 1839 выступала в рус. периодич. изд. разл. ориентации. Близкая к славянофильским кругам (см., напр., патриотич. стих. "Разговор в Кремле", 1854), П. стремилась к объединению противостоящих лит. сил. Тесно связанная с романтич. традицией, поэтесса шла в своем творчестве к объективному повествованию. Большой успех выпал на долю ее романа в стихах и прозе "Двойная жизнь" (1848), содержащего критику света. В 1837 вышла замуж за писателя Н. Ф. Павлова, однако брак оказался неудачным, и в 1853 их отношения закончились разрывом. Новое увлечение П. отразил интимно-лирич. цикл стих., посвящ. Б. И. Утину. В 1856 покинула Россию, поселилась в Германии. За границей написала цикл "Фантасмагории" (1856-61), занималась переводами. В 1863 опубликовала итоговый сб. "Стихотворения К. Павловой".

Павлова Над. Вас.

ПА́ВЛОВА Над. Вас. (род. 1956) - балерина. Окончила Пермское хореогр. уч-ще в 1974 (кл. Л. Сахаровой). В 1973-75 солистка Перм. т-ра оперы и балета им. Чайковского. С 1975 ведущая балерина Большого т-ра. Первая исполнительница партии Принцессы ("Деревянный принц"). Среди др. ее ролей: Жизель ("Жизель"), Маша ("Щелкунчик"), Китри ("Дон Кихот"), Аврора, ("Спящая красавица"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Геро ("Любовью за любовь"), Фригия ("Спартак"), Ширин ("Легенда о любви"), Эола ("Икар"), Катерина ("Каменный цветок"), Валентина ("Ангара"). На 2-м Междунар. Моск. балетном конкурсе в 1973 завоевала Гран-при. Снялась в т/ф-концертах "Дуэт молодых" и "Поэмы", в худ ф. "Синяя птица" и др. Обаятельная, техничная П. обладает большим шагом, высоким, легким, упругим прыжком, естественностью сценич. поведения. Ее дарованию близки лирич. и комедийные партии. Своих героинь П. наделяет простодушной жизнерадостностью.

Павлов-Сильванский Ник. Пав

ПА́ВЛОВ-СИЛЬВА́НСКИЙ Ник. Пав. (1869-1908) - историк. Род. в семье флотского врача. Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1892), после чего был рекомендован "для приготовления к профессорскому званию". Случайный провал на магистерском испытании (1895) закрыл для него возможность проф.-преподават. деят-ности в гос. ун-тах. С 1892 работал в Мин-ве иностр. дел, затем в Гос. архиве Мин-ва иностр. дел (с 1899). В 1905-07 преподавал рус. историю и историю рус. права в демокр. уч. заведениях Пб. (в Высш. вольной школе П. Ф. Лесгафта и др.). С 1907 проф. каф. рус. права Высш. жен. курсов. Был чл. конституц.-демокр. партии (кадетов). Науч. взгляды П.-С. сформировались под влиянием работ С. М. Соловьева и зап.-европ. позитивистов. В 90-е гг. испытал воздействие социол. идей "легального марксизма". Осн. заслуга П.-С. состоит в том, что он доказал методом сравнит.-ист. анализа наличие в истории рус. об-ва особого феод. периода его развития, к-рый однотипен с феод. строем Зап. Европы ("Феодализм в Древней Руси". СПб., 1907; "Феодализм в удельной Руси". СПб., 1910). Феод. период на Руси, по П.-С., длился с 12 в. по 1565. Осн. ячейкой феод. организма он считал "боярщину-сеньорию". Установив чисто внешнее сходство гос. и полит.-юрид. ин-тов Зап. Европы и Руси, он определил феодализм как сумму соц. и полит.-юрид. отношений. Др. направлением иссл. П.-С. были реформы Петра I ("Проекты реформ в записках современников Петра Великого". СПб., 1897) и история обществ. мысли и освободит. движения в России. Отд. работы П.-С. посвятил И. Т. Посошкову, А. С. Пушкину, волнениям крестьян при Павле I и др. темам. Умер от холеры в 1908.

Соч.: Соч. Т. 1-3. СПб., 1909-10.

Лит.: Шапиро А. Л. Русская историография в период империализма. Л., 1962; Черепнин Л. В. К вопросу о сравнит.-ист. методе изучения рус. и зап.-европ. феодализма в отеч. историографии // Средние века. М., 1969. Вып. 32; Невелев Г. А. Н. П. Павлов-Сильванский - историк декабристов // Освободит. движение в России. Сб. 1. Саратов, 1971. Ч. 53-69.

Павловск

Статья большая, находится на отдельной странице.

Паводок

ПА́ВОДОК - поднятие уровня воды в реке или др. водоеме, происходящее в рез. сильных дождей. В отличие от половодья возникает спорадически, в любое время года.

Пагинация

ПАГИНА́ЦИЯ (от лат. pagina - страница) - нумерация страниц или столбцов текста книги. М. б. сквозной (продолжающейся из номера в номер периодич. издания или из выпуска в выпуск многотомного), раздельной (начинающейся заново в предисловии, осн. части, приложении). По форме выражения может быть цифровой (в т. ч. на осн. араб. и лат. цифр), буквенной и т. д. Сведения о П. указываются в библиогр. описании после выходных данных.

Падве Ефим Мих.

ПА́ДВЕ Ефим Мих. (1938-91) - театр. реж., засл. деятель иск-в РСФСР (1983). В 1957-60 учился в студии при Ленингр. ТЮЗе. В 1960-61 - актер Калининского ТЮЗа, в 1962-63 - актер БДТ, в 1963-64 - актер Камчатского драм. т-ра. В 1968 закончил реж. ф-т Ленинград. гос. ин-та театра, музыки и культуры (ЛГИТМиК) (кл. Г. Товстоногова). В 1968-70 работал в Таллиннском рус. драм. т-ре, в 1970 вернулся в Ленинград. В обл. Т-ре драмы и комедии первым в стране поставил пьесу А. Вампилова "Свидание в предместье" (1970). Одним из наиб. популярных спектаклей т-ра была постановка "Трамвай "Желание"" Т. Уильямса, осуществл. П. (1973). Обращался реж. и к забытой пьесе М. Горького "Чудаки" (1973). В 1973 назначен гл. реж. Малого драм. т-ра, где дебютировал пьесой Э. Володарского "Долги наши", однако подлинный успех принесла ему постановка амер. киносценария Н. Баэра "Инцидент" (1974). За исключением инсцен. по купринскому "Поединку" ("Господа офицеры", 1980), реж. обращается к совр. сов. и зарубеж. драматургии, ориентируясь преим. на молодежного зрителя. Привлекает к сотрудничеству молодых драматургов: А. Родионову, А. Галина, Н. Попову. Его лучшие спектакли тех лет были построены на контрасте лирич. героя, лирич. идеала и жестокого, с элементами натурализма обличения обывательщины, бездуховности, эгоизма: "Нина" А. Кутерницкого (1975), "Оглянись во гневе" Д. Осборна (1976), "Закон вечности" по ром. Н. Думбадзе (1981). В режиссуре П. психологизм сочетался с метафоричностью, напряженной драм. атмосферой действия. В нач. 80-х гг. в творчестве П. намечаются кризисные явления. В таких спектаклях, как "Фиеста" по Э. Хемингуэю (1982) и особенно "Даровано морем и солнцем" (1982), худож. символика упрощается до аллегории, схемы. В 1983 П. неожиданно шутливой интерпретацией пьесы Вампилова "Двадцать минут с ангелом" (1983) прощается с Малым драматическим. В Ленингр. молодежном т-ре, куда он пришел гл. реж., П. пытается резко изменить свою постановочную манеру, пробует себя в жанрах пародийного муз. обозрения ("Звучала музыка в саду", 1984) и эксцентрич. рок-оперы ("Сирано де Бержерак", 1984), но вскоре возвращается к соц.-психол. драме ("Дорога на Литтл-Дот" по Д. Стейнбеку, 1986; "Крыша" Галина, 1986). Из рус. классики его привлекает Ф. Достоевский: в Молодежном он ставит спектакль "Из записок молодого человека" по "Игроку" (1985), со студентами ЛГИТМиКа - "Преступление и наказание" (1989). Последней и наиб. значит. работой в Молодежном оказался опять Вампилов: "Утиная охота" (1988). В 1989 П. покинул т-р и спустя год с лишним погиб при невыясненных обстоятельствах.

Др. спектакли: "Экскурсия по Москве" (1977), "С весной я вернусь к тебе" (1977), "Тихая обитель" (1978), "Наваждение" (1978), "Вечер" (1984), "Какая музыка была" (1985) и т. д.

Па-де-де

ПА-ДЕ-ДЕ́ (фр. pas de deux - танец двоих) - первонач. в балет. спектакле П.-Д.-Д. - танец двоих, демонстрирующий мастерство и грацию исполнителей. Классич. форма П.-Д.-Д. начала складываться в эпоху балет. романтизма в связи с новым содержанием, появлением пальцевой техники и приемов поддержки. Она окончат. определилась во 2-й пол. 19 в. П.-Д.-Д. состоит из антре, адажио, вариаций и коды. В рус. бал. лучшие П.-Д.-Д. создал М. Петипа в "Лебедином озере", "Спящей красавице". В совр. бал. форма П.-Д.-Д. встречается редко. Один из немногих примеров - П.-Д.-Д. из бал. "Пламя Парижа", поставл. В. И. Вайноненом.

Па-де-катр

ПА-ДЕ-КА́ТР (фр. pas de quatre - танец четырех) - первонач. в балет. спектакле П.-Д.-К. - танец 4-х исполнителей. В 19 в. складывается сложная форма П.-Д.-К., состоящая из антре, вариаций каждого исполнителя и коды. Отличается богатой вариативностью. Напр., П.-Д.-К., поставл. в 1845 Ж. Перро для знаменитых романтич. танцовщиц М. Тальони, К. Гризи, Л. Гран и Ф. Черрито.

Па-де-труа

ПА-ДЕ-ТРУА́ (фр. pas de trois - танец трех) - первонач. в балет. спектакле П.-Д.-Т. - танец 3-х исполнителей. В связи с развитием сценич. хореографии в 19 в. складывается сложная форма П.-Д.-Т., состоящая из антре, вариации каждого исполнителя и коды. Примером могут служить П.-Д.-Т. в "Лебедином озере", "Пахите", "Корсаре" и др. бал.

Падина

ПА́ДИНА - замкнутое плоское понижение в степи, где скапливаются атм. осадки. На хорошо увлажн. почве П. развивается луговая растительность, пятнами выделяющаяся на фоне сухих и плоских степей.

Пажеский корпус

ПА́ЖЕСКИЙ КОРПУС (Пажеский Его Имп. Величества корпус) - привилегиров. воен. учебное заведение, куда принимали сыновей высших офицеров, готовившее кадры для рус. гвардии. Учащиеся ст. класса назначались пажами к чл. имп. фамилии для службы во время придворных церемоний. Основан в 1759, хотя пажи служили при имп. дворе со времени Петра I. Павел I передал рук-во П. К. рыцарям Мальтийского ордена, для к-рых в здании бывш. Воронцовского дворца была построена Мальтийская католич. капелла. Среди выпускников П. К. были крупные военные и гос. деятели России: И. Ф. Паскевич-Эриванский, И. В. Гурко, Н. Н. Муравьев-Амурский и др., его закончили, принятые вопреки традиции, по воле имп. Николая I, сыновья А. С. Пушкина - Александр и Григорий. Ныне в здании П. К. находится Суворовское воен. уч-ще.

Пазуха

ПА́ЗУХА - пространство между грудью и прилегающей к ней одеждой. Часто употребляется как синоним груди. Пространство за П. обыкновенно используется в ситуациях, связ. с колдовством, "присушиванием", гаданием, врачеванием. В нек-рых обрядах (свадебном, родинном) пространство за П. аккумулирует в себе будущее благо, достаток и удачу молодых или новорожденного, для чего за П. помещаются предметы, связ. с самой сущностью домашней жизни, символизирующие осн. культ. ценности, - хлеб, пироги, лен, шерсть, печина, деньги. Ср. "у Христа за П." - синоним абсолютного благополучия, блаженства. Побывавшие за П. предметы или живое существо перенимают свойства данного человека, а направленные вовне - распространяют характеристику освоенности и принадлежности своему миру. Нек-рые положенные за П. предметы (железо, икона, что-либо красное по цвету) приобретают способность ограждать человека от нежелат. и вредных воздействий. За П. помещают остриженные ногти и волосы, что вызвано стремлением сохранить целостность человеч. тела. За П. также помещают землю с могилы для избавления от тоски по умершему.

Паизиелло Джованни Грегорио

ПАИЗИЕ́ЛЛО (Паэзиелло) Джованни Грегорио (1740-1816) - итал. композитор. Нач. образование получил в школе иезуитов в Таранто, затем в 1754-63 обучался в конс. Сант-Онофрио а Капуана в Неаполе (по композиции у Ф. Дуранте), где решил обосноваться. Первый успех принесли П. оперы "Китайский идол" (1767), "Служанка-госпожа" (переработка оп. Перголезе, 1769), "Дон Кихот" (1769). Много писал для Болоньи и др. городов.

С 1776 по янв. 1785 занимал должность капельмейстера итал. т-ра в Пб. На придворной сцене П. поставил более 10 новых и написанных ранее опер. Из них наиб. успех имели переведенные на рус. яз. "Служанка-госпожа" и "Севильский цирюльник". Оп. П. "Лунный мир" открылся вновь отстроенный Большой кам. т-р (1783). Для придворных празднеств П. сочинены 24 дивертисмента для ансамбля духовых. С обязанностями учителя музыки вел. кн. Марии Федоровны связаны сочиненные П. 2 клавирных концерта и др. инстр. пьесы. В Пб. состоялось первое исполнение оратории П. "Страсти Христовы" (1779), др. дух. произведений.

По возвращении в Италию П. служил в капелле неаполитанского короля, в 1802-03 руководил капеллой Наполеона в Париже. В Неаполе, после неуспеха оп. "Пифагорейцы" (1808), отошел от творчества.

П. не прерывал связей с рус. поклонниками его музыки: на рус. сценах долгие годы ставились оперы П. "Нина, или Безумная от любви", "Цыгане на ярмарке" и др. Неопровержимое свидетельство популярности П. - партитуры его опер в собраниях и коллекциях Строгановых, Воронцовых, Шереметевых, Юсуповых, Разумовских и др.

Палата

ПАЛА́ТА (от лат. palatium) - 1) Кам. здание. В Др. Руси были редкостью и могли принадлежать владетельной особе, редко богатому гостю (Поганкины П. в Пскове), церк. иерарху (Патриаршие П. в Кремле); также интерьер - зала в кам. здании (Грановитая П. в Москве). Редкостью и дороговизной П. объясняется поговорка "От трудов праведных не наживешь П. каменных". С развитием кам. стр-ва в 18 в. название "П." выходит из употребления. Богатый деревянный дом наз. "хоромы".

2) Присутственное место, адм.-судебное учреждение (18-19 вв.): казенная П., гражд. П., П. уголовного суда и т. п.

3) Составная часть высшего представит. учреждения в парламентских гос-вах: П. лордов, П. общин, П. представителей, П. депутатов. П. являются Гос. Дума и Совет Федерации Федерального собрания России.

"Палата № 6"

"ПАЛА́ТА № 6" - назв. повести А. П. Чехова (1892); отделение провинц. больницы, где в чудовищных условиях насилия над личностью содержатся сумасшедшие; стало употребляться как символ абсурдной, несправедливо устроенной жизни.

Палатализация

ПАЛАТАЛИЗА́ЦИЯ (от лат. palatum - нёбо) - дополнит. артикуляция при произнесении согласных, заключающаяся в приближении средней части спинки языка к твердому нёбу, смягчение согласных. В рус. языке П. может использоваться для различения фонем. Так, лишь противопоставление палатализованного согласного непалатализов. (мягкого твердому) позволяет нам различать слова голь / гол, ряд / рад, люк / лук, конь / кон, нёс / нос. В транскрипции П. (мягкость) обозначается апострофом: [гол’], [р’ат], [лу’к], [кон’], [но’с]. В истории слав. языков термином "П." называют также ряд изменений заднеязыч. согласных [г], [к], [х]. Различают 3 вида таких смягчений. Первая П. - изменение заднеязыч. в шипящие перед j и гласными переднего ряда: [к]> [ч’], [г]> [ж’], [х]> [ш’]. Вторая П. - изменение заднеязыч. в свистящие перед ѣ и [и] дифтонгического происхождения: [к]> [щ], [г]> [з], [х]> [ш]. Третья П. - изменение заднеязыч. [к]> [ц’], [г]> [з’], [х]> [с’], [ш’] в положении после гласных переднего ряда.

Палаш

ПАЛА́Ш (от венг. pallos) - холодное колюще-рубящее оружие для рукопаш. боя с прямым обоюдоострым клинком. Длина клинка до 85 см; рукоять П. имеет предохранит. чашку - гарду или решетку для прикрытия кисти рук. П. носился в ножнах на поясном ремне или привешивался к седлу. П. появился в Европе в 16 в. и, наряду с саблей и шпагой, предназначался для замены меча. В рус. армии П. появился в кон. 17 в.; в 18-19 вв. состоял на вооружении кирасирских, драгунских и карабинерных полков тяж. кавалерии. Снят с вооружения в кон. 19 в. На флоте П. входил в состав абордажного оружия, но имел более короткий клинок. До 1917 П. являлся частью формен. снаряжения гардемаринов. В 1940 ношение П. было введено для курсантов сов. высш. воен.-мор. уч-щ, в 1958 отменено. В наст. время в ВМФ П. сохранен только как часть формен. снаряжения для ассистентов при Боевом Знамени.

Пален Петр Ал., фон дер

ПА́ЛЕН Петр Ал., фон дер (1745-1826) - воен. и гос. деятель, граф (с 1799), ген. от кавалерии (с 1798). Происходил из дворян Эстлянской губ. На воен. службе с 1760 (лейб-гвардии Конный полк). Участвовал в рус.-тур. войнах, был ранен в сражении под Бендерами в 1770. С 1778 - полковник Ямбургского полка, с 1787 - ген.-майор. С 1792 - правитель Рижского наместничества. Первый рус. ген.-губернатор Курляндской губ. (с 1795). С приходом к власти имп. Павла I положение П. сделалось неустойчивым. В февр. 1797 П. уволен в отставку, однако в сент. 1797 возвращен на службу (лейб-гвардии Конный полк, затем инспектор по кавалерии С.-Петерб. и Финляндской дивизий). С 1798 - С.-Петерб. воен. губернатор (с "подчинением гражданской части"), с 1801 - гл. директор почт. П. был также чл. Коллегии иностр. дел и Вел. канцлером Мальтийского ордена (гроссмейстером к-рого являлся Павел I). Сосредоточив в своих руках огромную власть, обладая трезвым умом и организаторским талантом, П. сумел подготовить и осуществить переворот 11 марта 1801, к-рый привел к гибели Павла I. Однако дальнейшая судьба многих заговорщиков (в том числе и П.) была незавидной. Попытки дальнейшего усиления П. встретили противодействие нового имп. Александра I. В июне 1801 П. был уволен "за болезнями от всех дел" и фактически выслан в свое курляндское имение, где и прожил последние годы жизни.

Палеография

ПАЛЕОГРА́ФИЯ (от греч. παλαιόζ - древний и γράφω - пишу) - спец. ист. дисциплина, занимающаяся изучением истории письма (эволюции написания букв, систем сокр., существовавших в разные времена, орудий письма, красок, чернил, мат-ла для письма, его формата, украшений рукописи, вод. знаков, штемпелей, клейм, эволюции шрифтов и т. д.) П. занимается прочтением текстов док-тов, установлением даты и места написания, определением их авторов. П. возникла из практич. необходимости читать древние док-ты. В качестве науч. дисциплины появляется в 17 в. в тр. Ж. Мабильона (лат. П.) как составная ч. дипломатики. В зависимости от яз. различают араб., армян., греч., груз., кит., лат., слав.-рус. П. Слав.-рус. делится на кириллич. (т. е. изучающую тексты, написанные с использованием алфавита кириллицы) и глаголич., поскольку нек-рое число древних слав. рукописей использовало алфавит глаголицы. Как науч. дисциплина возникает в 1-й пол. 19 в. с изд. палеографич. альбомов (образцы написания букв, орнаментов, вод. знаков и т. д.). В кон. 19 - нач. 20 в. были опубл. фундам. тр. по слав.-рус. П. И. И. Срезневского, А. И. Соболевского. Е. Ф. Карского, В. Н. Щепкина, И. В. Ягича. Установлено, что до кон. 14 в. в графике письма слав. стран господствовал устав, к-рый представлял собой медленное, торжеств. письмо, когда каждая буква пишется (рисуется) отдельно, буквы почти квадр., редки сокр.; уставом как торжеств. письмом пользовались до 17 в.; в сер. 14 в. с развитием лит-ры и деловой письменности появляется полуустав, более скорое, а потому и более небрежное письмо, вместо четких прямых линий, характерных для устава, допускается кривизна, вместо прямых углов - острые; геом. принцип написания букв разрушается; становится большим, чем в уставе, расстояние между буквами, мн. слова пишутся сокр., с выносными буквами под титлом над строкой, появляется наклон букв, а в отд. случаях деление на слова и фразы.

В 15 в. дальнейшее развитие письменности, особенно деловой, потребовало значит. ускорения письма, и появилась скоропись, постепенно разделившаяся на моск., киев. и белорус. С 16 в. скоропись - господств. стиль, она отличается от полуустава меньшей выс. и большей шир. букв, размашистостью, появляется мн. вариантов написания букв; для скорописи характерна свобода нажимов и взмахов, мн. связных написаний букв, мн. надстрочных букв, соединений с надстрочными (взметы).

В 20 в. опубл. немало тр. по П., а также учебников (Л. В. Черепнин, Л. П. Жуковская, М. Н. Тихомиров и А. В. Муравьев, Л. М. Костюхина и др.). П. входит в программы обучения студентов-историков. П. тесно связана с источниковедением, дипломатикой, эпиграфикой, кодикологией.

Лит.: Черепнин Л. В. Рус. палеография. М., 1956; Щепкин В. Н. Рус. палеография. Изд. 2-е. М., 1967; Люблинская А. Д. Лат. палеография. М., 1969; Николаева А. Т. Рус. палеография. Изд. 2-е. М., 1980.

Палеолит

ПАЛЕОЛИ́Т (от греч. παλαιόζ - древний, λίθοζ - камень) - древнейшая эпоха в истории человечества. В общей археол. периодизации наряду с мезолитом и неолитом определяется как кам. век. Начинается ок. 2 млн лет назад, завершается ок. 10 тыс. лет назад. Нач. период - олдувай получил свое назв. по Олдувайской пещере (Танзания), где найдены останки обезьяноподобных людей (Homo habilis - чел. умелый) и кам. орудия. В перех. период к позднему палеолиту формируется чел. совр. физич. типа (Homo sapiens - чел. разумный), т. е. ок. 35 тыс. лет назад. Орудия эпохи П. представлены оббитыми камнями - рубилами, скребками, резцами - и изд. из кости. Осн. занятия чел. того времени - охота, собирательство, отчасти рыболовство. В позднем П. возникает материнская род. община. Это также время зарождения изобразит. деят-ности и религ. представлений. На терр. быв. СССР древнепалеолитич. памятники изв. на Ю.-Вост. Европы, Кавказе, в Ср. Азии и Казахстане.

Палеотип

ПАЛЕОТИ́П - печатная книга, изд. в 1501-50. В этот период уменьшился ср. формат изд., в т. ч. появился формат ин-октаво, отсутствовавший среди инкунабул. Рус. изданий нет как среди инкунабул, так и среди П., но издания на кириллице, появившиеся в кон. 15 в., далее в 1-й пол. 16 в. получили нек-рое распространение (сохранилось ок. 70 П. на кириллице).

Лит.: Немировский Е. Л. Славянские инкунабулы и палеотипы кирилловского шрифта в книгохранилищах Советского Союза // Сов. славяноведение. 1968. № 1.

Палех

ПА́ЛЕХ - палехская миниатюра - один из традиц. рус. худож. промыслов, вид лаковой живописи. Назв. происходит от пос. Палех Ивановской обл., где в нач. 1920-х гг. на основе иконописного промысла возникло произ-во небольших лаковых изделий из папье-маше (коробок, шкатулок, портсигаров), украш. декор. росписью темперой в стиле др.-рус. живописи. Работы мастеров П. отличаются тонкостью рис., композиц. разнообразием, яркостью красок на черном фоне, обилием золота. В многофигурных композициях П. чаще всего используются мотивы рус. нар. сказок и былин. Крупнейшие мастера палехской миниатюры - И. Маркичев, И. Вакуров, И. Голиков, П. Баженов и др.

Палех. Поднос

Палех. Поднос

Палея

ПАЛЕЯ́ (от греч. Παλαιά - древняя, ветхая) - пам. ср.-век. дух. лит-ры, сост. из мат-лов истории Ветхого Завета. Существует две группы памятников: П. Толковая и П. Историческая. Последняя возникла в Византии ок. 9 в. Существуют болг., серб. и рус. редакции, каждая из к-рых основана на разл. пер. В рус. письменности П. появляется уже в 15 в. Она основывается на пер. с болг. 13 в. В России П. Историческая получила назв.: "Очи паленные", "Книга бытия небеси и земли". Содержание П. - краткий очерк ветхозавет. истории от "сотворения мира" до времени царствования Давида. Источниками П. послужили библейские книги, апокрифы, каноны Андрея Критского, на Рождество Христово и на Воздвижение креста Господня, соч. Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Федора Студита, Иосифа Флавия, житие Моисея. П. Толковая содержит события ветхозавет. истории от "сотворения мира" до царствования Соломона в одних рукоп., до царя Саула - в других, до пришествия Христа - в третьих. Весь текст сопровожден комм. и толкованиями. Так, в пам. указывается, что весь Ветхий Завет есть прообраз Нового. П. осуждает иные религии - иудейскую и магометанскую. Источниками П. Толковой, кроме перечисленных, были Шестоднев Иоанна Экзарха Болгарского, произв. Василия Великого, апокрифы "Заветы 12-ти патриархов" и др.

Палимпсест

ПАЛИМПСЕ́СТ (греч. παλίμψηστοζ - писчий материал (напр., пергамент), неоднократно использов. для письма. Ввиду дороговизны писчих мат-лов и по др. обстоятельствам начиная с 10 в. практиковалось уничтожение текста др. рукописей и повторное использование мат-ла для записей. Совр. техника позволяет восстанавливать содержание утрач. текстов рукописей.

Палиндром

ПАЛИНДРО́М - букв. перевертень (от греч. παλινδρομέω - бежать назад, возвращаться) - слово, фраза или стих, к-рые могут читаться (по буквам или по словам, редко - по звукам) слева направо и справа налево, сохраняя тождеств. смысл. Трудность создания П. в европ. яз. объясняет его первонач. ритуальное и магич. значение. Первые П. относят ко времени основания Рима, широкое распространение они получили в европ. лит-ре 10-11 вв., в частности в Италии, где назывались "рачий стих". В России под тем же назв. П. появляются в 17 в. и особенную популярность приобретают в период расцвета рус. барокко. Большинство П. того времени анонимны, нек-рые из них сохранились в виде пословиц и поговорок: "Аки лот и та мати толика / Аки лев и та мати велика". В завис. от характера единиц, образующих П., различают: буквенный П., напр., две первые строки в четверостишии Г. Державина: "Я разуму уму заря, / Я иду с мечем судия; / С начала та ж я и с конца / И всеми чтуся за отца"; словесный П., напр., четверостишие В. Брюсова: "Волн колыханье так наяд побеждает стремленье, / Моря Икарова вал, как пламенеющий Нот. / Нот пламенеющий, как вал Икарова моря, - стремленье / Побеждает наяд как колыханье волн". В стиховедении выделяют и т. н. "палиндромич. рифмы" - рифмы, в к-рых второе слово повторяет звуки или слоги первого не в прямом, а в обратном порядке (ранний В. Маяковский: резче: че-рез; В. Хлебников: бе-се: се-бе, воздух: худ зов). В 19 в. к П. обращается гл. обр. рус. стихотв. пародия, избирающая одним из возможных способов комич. переосмысления оригинала точное его воспроизведение по стихам, но в обратном порядке (снизу вверх) - пародии Н. Полевого и др. на "Евгения Онегина" А. Пушкина, пародия Д. Минаева на стих. А. Фета "Уснуло озеро..." В нач. 20 в. стихи-П. пишет Брюсов, но особенную популярность стиховой П. приобретает у поэтов-футуристов А. Труфанова и Хлебникова (поэма Хлебникова "Уструг Разина" целиком написана П.), эту экзотич. форму использует и И. Сельвинский (в кн. "Записки поэта"). В совр. лит-ре П. весьма редки.

Палитра

ПАЛИ́ТРА (от франц. palette) - обычно овальная пластинка из дерева, металла, фарфора или фаянса с отверстием для большого пальца, на к-рой художник смешивает краски в процессе работы; перен. - подбор цветов, характерный для живоп. манеры художника.

Палица

ПА́ЛИЦА - дерев. оружие ближнего боя. Означает собств. - "палка, посох, полено, дубина". Ввиду плохой сохранности дерева, в пам. археологии не обнаружено, а, возможно, не распознано. Иногда упоминается в письм. источниках. Рус. летописец считал дерев. оружие архаич., вспоминая времена, когда "палицами и камением бьяхуся". В рассказе о крещении Руси к Перуну "приставиша дванадесять паличников да биют его палицами..." В былинах П. называлась "военной", "боевой", "булатной", "медной". В последних двух случаях возможно отождествление с булавой. П. функционально близок др. аналогичный вид деревянного оружия - дубина, наз. в 11-13 вв. рогдицей (рогвицей, роговицей). Это оружие носили у пояса, в бою им стремились бить по голове и даже швырять в противника.

Предыдущая страница Следующая страница