Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПАЛ"-"ПАР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 2, "ПАЛ"-"ПАР")

Палица богатырская

ПА́ЛИЦА БОГАТЫ́РСКАЯ (палица булатная) - оружие богатырей в былинах. Упоминается при традиц. перечне боевого богатырского снаряжения наряду с копьем, саблей и др., однако в качестве употребляемого оружия фигурирует редко. По-видимому, П. Б. принадлежит к числу эпич. предметов архаич. слоя: ею вооружен Святогор, к-рый поигрывает П. Б., подбрасывая ее под облака и подхватывая одной рукой; Илья Муромец ударяет П. Б. спящего Святогора, но тот даже не просыпается; П. Б. упоминается при опис. поединков богатыря с богатыркой, двух богатырей. Чаще в былинах богатыри - за отсутствием регулярного оружия - действуют "шалыгой подорожной" ("шелепугой") или хватают татарина за ноги и орудуют им, что можно рассматривать как пародийную замену П. Б.

"Паллада"

"ПАЛЛА́ДА" - фрегат, построенный в 1832. В 1852-54 под командой И. С. Унковского совершил плавание из Балтики в Тихий ок., чтобы доставить в Японию рус. посольство во главе с вице-адм. Е. В. Путятиным. На пути "П." побывала в Англии, на о-ве Мадейра, о-вах Зеленого Мыса, Яве, в Сингапуре и Гонконге, о-вах Бонин, в Нагасаки и Шанхае, на Филиппинах. В плавании принял участие изв. рус. писатель И. А. Гончаров, описавший его в кн. "Фрегат "Паллада"".

Палладианство

ПАЛЛАДИА́НСТВО - направление в европ. классицистич. архитектуре 17-18 вв., развивающее эстетич. принципы, залож. в творчестве итал. арх. Андреа Палладио (1508-80) и излож. в его трактате "Четыре книги об архитектуре" (1570). Собственно иск-во Палладио основано на всестороннем изучении антич. архитектуры и является одной из вершин эпохи Ренессанса. Арх. сочетал величие и монументальность форм со свободой фантазии и богатством декора. В творчестве Палладио антич. ордер становится мат-лом для многообр. вариаций, предусматривающих конкретные условия каждого стр-ва. Палладио сумел добиться органичного единства каждого отд. здания и гор. застройки. Виллы Палладио представляют собой пример гармонич. сочетания природных ландшафтов и отмеч. классич. ясностью арх. форм. Принципы Палладио нашли многочисл. последователей. В 17 в. это прежде всего И. Джонс (Англия) и Я. ван Кампен (Голландия). Расцвет П. приходится на 18 в. - эпоху Просвещения. Идеи Просвещения воплотились в архитектуре палладианцев: Р. Бойла, У. Кента, К. Кэмпбелла (Англия), Г. Кнобельсдорфа (Германия). П. в России связано с именами Ч. Камерона (комплекс сооружений в Царском Селе, 1780-93; дворец и парковый ансамбль имп. резиденции в Павловске, 1780-1801) и Дж. Кваренги (Эрмитажный т-р, 1783-87; Смольный ин-т, 1806-08, оба - в СПб.; Александровский дворец в Царском Селе, 1792-96). Здания, возвед. этими арх., отличают строгая простота, изящество форм и декор. убранства, целесообразность планировки, органичная связь с окружающей средой. П. предлагает свой вариант парковой архитектуры - англ. парки, подчеркивающие естественность природного ландшафта и призв. выразить идею Просвещения о единстве человека и природы (парк имп. резиденции в Павловске, 1772-1828, арх. Ч. Камерон, В. Бренна, П. Гонзаго).

Палладианство. Царское Село. Александровский парк. Шапель. 1825-28

Палладианство. Царское Село. Александровский парк. Шапель. 1825-28

Паллас Петр Симон

ПАЛЛА́С Петр Симон (1741-1811) - естествоиспытатель и путешественник. Акад. Петерб. АН (1767). Род. в Берлине. Окончил Берлинский ун-т. Совершенствовал знания в Англии и Голландии. В 1767 переехал в Россию. В 1768-74 возглавлял эксп., организованную Петерб. АН с целью изучения Ю.-В. европ. части России и Сибири. Иссл. обширные пространства Поволжья, Прикаспия, Башкирии, Урала, Сибири, Предкавказья и Крыма. Собранный материал о животном и растит. мире, геол. строении, этнографии посещенных терр. изложил в труде "Путешествие по различным провинциям Рос. гос-ва" (ч. 1-3, 1773-88). В 1777 впервые предложил орографич. схему Сибири. Создал теорию происхождения гор, этапную в развитии науки о Земле. В 1793-94 возглавил эксп. на Ю. России, написал "Записки путешествия в юж. губ. России с 1793 по 1794 гг." (т. 1-2, 1799-1801). Составил "Сравнительные словари всех яз. и наречий" - по мат-лам, собранным отчасти самой имп. Екатериной II (1 ч. - 1787, 2 ч. - 1789). Науч. деят-ность П. была весьма разнообразна и охватывала сферы зоологии и ботаники, минералогии и геологии, физ. географии (включая метеорологию), с. х-ва, лесного х-ва, медицины, этнографии, нумизматики и археологии, яз.-знания. Полный список науч. тр. П. помещен в "Ж. Мин-ва нар. просвещения", апр. 1895 (сост. Ф. Кеппен). Поч. чл. Лондонской и Рим. АН, чл. Берлинского, Венского, Богемского и мн. др. науч. об-в. В честь П. назв. мн. растения и животные, минералы; риф у бер. Нов. Гвинеи, влк. на о-ве Кетой в Курильской гряде; одна из улиц в Берлине.

Паломничество

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пальм Ал-др. Ив

ПАЛЬМ (псевд. П. Альминский) Ал-др. Ив. (1822-85) - писатель. Отец П. - пензен. чиновник, мать - крепостная, получившая вольную в связи с рожд. сына. Воспитывался в Петерб. кадетском корпусе, по окончании к-рого зачислен прапорщиком в лейб-гвардии Егерский полк (1842). Посещал "пятницы" М. В. Петрашевского (1847), был арестован, приговорен к смертной казни, замененной ему переводом из гвардии в армию тем же чином. После Крымской войны вышел в отставку в чине майора. Служил управляющим Полтавской казенной палатой. В 1871 обвинен в растрате 14000 руб. казенных денег и приговорен к ссылке в Самар. губ. В 1877-78 - воен. корр. "Нового времени", в 1883 - ред. газ. "Театр". Из большого лит. наследия П. самым известным стал роман "Алексей Слободин. Семейная история в 5 частях" (1872), беллетризов. история петрашевцев. Успехом пользовались и нек-рые пьесы П.: "Старый барин" (1873) и особенно "Наш друг Неклюжев" (1879), сюжет к-рой, осн. на "деле Юханцева", растратившего крупную сумму казенных денег, имел и явный автобиогр. смысл.

Пальмин Лиодор Ив

ПА́ЛЬМИН Лиодор (Илиодор) Ив. (1841-91) - поэт. Из старинного дворян. рода. Окончил петерб. г-зию, поступил на юрид. ф-т Петерб. ун-та, но был арестован в связи со студенч. беспорядками (1861) и исключен. Один из поэтов "Искры", не очень последоват. с т. зр. конкретных рев.-демокр. идей, но честный и искренний в служении идеалам. Среди его произв. 1860-х гг. наиб. известностью пользовалось стих. "Реквием" ("Не плачьте над трупами павших бойцов..."), долгое время бывшее популярной рев. песней. В 1870-80-х гг. приобрел репутацию поэта, остававшегося всегда верным демокр. идеалам 60-х гг., привнесшего в новую эпоху не столько идеи той поры, сколько ее страсть и темперамент (таковыми, напр., считал стих. П., регулярно печатавшиеся в "Осколках", А. П. Чехов).

Пальчинский Петр Иоаким. (Акимович)

ПАЛЬЧИ́НСКИЙ Петр Иоаким. (Акимович) (1875-1929) - горный инж., один из организаторов изучения недр России и ее природных богатств. Окончил (в 1900) Петерб. горный ин-т. В 1905 осужден на каторгу, бежал в Европу, вернулся по амнистии в 1913. Основатель частного иссл. ин-та "Поверхность и недра", издатель ж. под тем же названием. Преподаватель, с 1921 - проф. Петерб. горного ин-та. В течение ряда лет пред. Рус. технич. об-ва. Пользовался большим авторитетом в предпринимат. кругах. Организатор "Продугля" - известного синдиката по продаже донецких углей. В 1917 - член Врем. пр-ва, нач. обороны Зимнего дворца. Арестован после взятия Зимнего, провел 4 месяца в Петропавловской крепости, выпущен под крупный залог. В последующие годы многократно подвергался арестам. В 1922 был назначен к высылке, но отказался покинуть Россию. В годы нэпа П. - чл. Центр. совета экспертов и Науч.-технич. совета Гл. экон. управления Высшего совета нар. х-ва, постоянный консультант Госплана. Награжден орденом Тр. Кр. Знамени, получил звание Героя Труда, В последний раз арестован по делу "Промпартии", расстрелян до суда (офиц. сообщение ОГПУ датировано 23 мая 1929). Жена П., пытаясь укрыться в провинции, работала медсестрой в Старой Руссе, но после показа в местном кинотеатре ф. "Ленин в Октябре" (1937), где П. упомянут в числе защитников Зимнего дворца, опознана и также расстреляна.

Панагия

ПАНАГИ́Я (греч. παναγία - всесвятая, пресвятая) - 1) Нагрудная икона с образом Богоматери. П. делаются из металла (часто с эмалью, сканью, чернью), из кости, дерева и др.

2) Иконографич. тип Божьей Матери в др.-рус. иск-ве, пришедший из Византии. Изображает Богоматерь "Оранту" - с поднятыми руками и младенцем-Христом у нее на груди внутри круга.

Панагия. 16 в.

Панагия. 16 в.

Панаев Ив. Ив

ПАНА́ЕВ Ив. Ив. (1812-62) - писатель и журналист. Внучатый племянник Г. Р. Державина. Учился в Петерб. высш. уч-ще, окончил Благородный пансион при Петерб. ун-те (1830). Служил в Департаменте гос. казначейства (1830), Департаменте нар. просвещения (1834-44). Начал лит. деят-ность в 1834 как поэт и автор подражат. романтич. повестей. В 1839 сблизился с Белинским и в 1840-х гг. стал сотр. "Отечеств. записок" и одним из самых известных писателей "натуральной школы". Его физиол. очерки ("Петербургский фельетонист", "Литературная тля" и др.), повести ("Онагр", "Актеон"), ром. "Маменькин сынок" (1845) - характерные жанр. образцы, созд. в рамках этого направления, как и произв. 1850-х гг. (ром. "Львы в провинции", 1852; пов. "Внук рус. миллионера", 1858; очерки "Великосветский хлыщ", "Провинциальный хлыщ", "Хлыщ высшей пробы", 1854-57). В это время П. становится офиц. ред. ж. "Современник". Большим успехом пользовались стихотв. пародии, фельетоны, обозрения петерб. жизни П., к-рые он печатал в ж. под псевд. "Новый поэт". Важное значение для истории рус. обществ. жизни и лит-ры имеют "Лит. воспоминания" П. (1861).

Панаева Авдотья Як

ПАНА́ЕВА Авдотья Як. (урожд. Брянская, по второму мужу Головачева) (1819/20-93) - писательница. Род. в семье актеров. Окончила Петерб. театр. уч-ще. В 1837 вышла замуж за И. И. Панаева и сразу оказалась в центре лит. жизни. В кон. 1840-х гг. стала гражд. женой Н. Некрасова и активно участвовала в ред. делах "Современника", где вела (вместе с И. Панаевым) отдел мод. Совм. с Некрасовым написала ром. "Три страны света" (1848-49), "Мертвое озеро" (1851). Выступала под псевд. Н. Станицкий. Среди ее самостоят. произв. (в духе "натуральной школы") выделяются рассказы, посвящ. семейному и обществ. положению женщины ("Безобразный муж", 1848; "Необдуманный шаг", 1850 и др.), ром. "Мелочи жизни" (1854), "Женская доля" (1862), в центре к-рых проблема жен. эмансипации. Самое значит. произв. П., ром. "Семейство Тальниковых" (1847), в печати не появилось. Хорошо известны "Воспоминания" П. (1889).

Панафидины

ПАНАФИ́ДИНЫ супруги Анд. Як. (1857-1902) и Ал-дра Самуиловна (1873-?) - издатели и книгопродавцы. В 1885 А. Я. П. основал в Москве "Книгоиздательство и книжную торговлю А. Я. П." (после его смерти - "Книгоиздательство и книжная торговля А. С. П."). Книж. дело начал с приобретения книж. магазина М. П. Надеина. От книж. торговли П. перешел к изд. самой разнообразной лит-ры: уч.-пед., дет., науч.-попул., произв. рус. и европ. классиков. Однако, не выдержав конкуренции с др. крупными фирмами - И. Д. Сытина, А. Ф. Маркса, А. С. Суворина, П. П. Сойкина, В. В. Думнова, П. стал выпускать однотомные полн. собр. соч. А. С. Пушкина (1899-1902), В. А. Жуковского (1902), И. С. Никитина (1912), М. Ю. Лермонтова (1914). Эти однотомники явились новым изд. начинанием, заполнили белые пятна в изд. классич. лит-ры и позволили П. успешно вести свое книж. дело. В 1911, к 50-летию со дня смерти Н. А. Добролюбова, фирма П. выпускает первое полное собр. его соч. в 4-х т. Рус. классич. лит-ру изд-во П. популяризировало также в спец. серии сб. Н. Ф. Денисюка для школ и г-зий о творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина (1905), А. Н. Островского (1906-07), А. К. Толстого (1907), Н. Г. Чернышевского (1908). После Окт. рев-ции изд-во П. успело выпустить в 1918 поэму А. С. Пушкина "Граф Нулин" и в том же году было национализировано.

Лит.: 25-летие книготорговой и издательской деят-ности фирмы А. С. Панафидиной // Кн. вестн. 1908. № 47.

Пандус

ПА́НДУС (от франц. pente douce - пологий склон) - наклонная плоскость, используемая для въезда, обычно к парадному входу здания; заменяет лестницу.

Панегирик

ПАНЕГИ́РИК (от греч. πανηγυρικόζ - всенародный, праздничный) - похвальная речь, произносимая публично при каком-либо торжеств. случае.

Паникадило

ПАНИКАДИ́ЛО - свисающая с потолка люстра в правосл. храме с неск. ярусами восковых свечей или лампад. П. служит для освещения храма, свечи или масло в его лампадах не являются жертвенными, поэтому церк. правила разрешают заменять их электрич. лампочками. П. обычно изготовлялись из меди (бронзы) и украшались хрустальными подвесками-глобусами. Их могли покупать и за границей.

Панин Викт. Никитич

ПА́НИН Викт. Никитич (1801-74) - гос. деятель, граф. На дипл. службе с 1819, секр. рус. посольства в Испании (1824), после окончания рус.-тур. войны 1828-29 - поверенный в делах в Греции. В 1832-62 П. служил в Мин-ве юстиции (1832 - товарищ мин., 1839-41 - управляющий Мин-вом, 1841-62 П. - мин. юстиции), являлся чл. Гос. совета. В 1864-67 П. главноуправляющий 2-м отделением собств. Е. И. В. канц. В период подготовки и реализации бурж. реформ в России 60-70-х гг. 19 в. П. занимал консерват. позиции, тормозил процесс отмены крепостн. права. Являлся чл. Секретного (с 1857) и Гл. (с 1858) к-тов по крест. делу, после смерти Я. И. Ростовцева с 1860 П. возглавил Редакц. комиссии. П. - автор двух истор. работ, посв. княжне Таракановой, опубликовал нек-рые док-ты семейного архива.

Панин Никита Ив

ПА́НИН Никита Ив. (1718-83) - гос. деятель, дипломат, воспитатель Павла I. Начал служить в кон. 1730-х гг. В нач. 1740-х гг. находился при дворе Елизаветы и, как утверждают, даже был соперником А. К. Разумовского и И. И. Шувалова. В 1746 был назначен посланником в Данию, а в 1747 перемещен в Швецию, где пробыл послом почти 12 лет. Являясь рус. посланником, П. успешно противостоял попыткам Франции и Пруссии заключить со Швецией союз против России. Но положение его было непрочным, особенно после падения в Пб. покровительствовавшего ему А. П. Бестужева. В 1760 П. назначают воспитателем вел. кн. Павла Петровича, и, приехав в Пб., он сближается с Екатериной и молодым двором. Известно, что незадолго до кончины Елизаветы Шувалов обращался к П. с предложением способствовать устранению Петра III и Екатерины для возведения на престол Павла. П. отказался и сообщил об этих разговорах Екатерине, чем снискал еще большую доверенность. Впрочем, действия П. после воцарения Екатерины показывают, что он надеялся видеть царем Павла, а самодерж. власть ограниченной. Ссылаясь на провозглаш. новой императрицей необходимость изменения гос. установлений, П. представляет ей проект реформы верховного пр-ва. По мнению П., высш. властью в гос-ве должен стать Императорский Совет, в компетенцию к-рого входили бы все дела, принадлежащие по уставам гос. и, по существу, самодержавной власти. И как всякое установление Совета должно было быть санкционировано императрицей, так и всякое указание самодержицы должно было быть санкционировано Советом. Впервые в России могло быть установлено коллегиальное правление. Гл. задачей П. было "установить твердую форму пр-ва", чтобы гос-во управлялось "не изволением лиц, а властью мест государственных". В дек. 1762 после долгих колебаний Екатерина II подписала манифест об учреждении Совета, затем разорвала уже подписанный лист. П. оказался в оппозиции. Он становится неофиц. идеологом дворян, стремившихся к аристократич. правлению, по преимущ. выходцев из стен Сухопутного кадетского шляхетного корпуса, среди к-рых были А. П. Сумароков, А. А. Ржевский, С. А. Порошин и др. Позднее рядом с П. оказываются и Д. И. и П. И. Фонвизины. Однако императрица не устраняет П. Он нужен ей как "противовес" влиянию братьев Орловых, и вплоть до свадьбы вел. кн. в окт. 1773 П. остается его воспитателем и не оставляет надежд на то, что Екатерина передаст престол сыну как законному наследнику. С вступлением Павла в брак императрица, богато одарив П., уволила его от должности воспитателя. Несколько ранее были удалены Орловы. "Дом мой очищен или почти очищен", - писала Екатерина через неделю после свадьбы сына. Последующее десятилетие П. проводит в занятиях проблемами междунар. политики, неизменно сохраняя репутацию безукоризненно честного человека, к-рого уважали даже его полит. противники. До конца жизни П. оказывал влияние на будущего ими. Павла, пользовался доверенностью его жены Марии Федоровны. Рассказывали, что великокняж. чета приехала к П. при первом известии о том, что здоровье его резко ухудшилось, и присутствовала при его кончине.

Н. И. Панин

Н. И. Панин

Панин Никита Петр.

ПА́НИН Никита Петр. (1770-1837) - гос. деятель, дипломат, граф, сын П. И. Панина и отец В. Н. Панина. На воен.-придворной службе с 1791. С 1795 П. - губернатор в Литве, занимался урегулированием погран. вопросов с Пруссией после раздела Речи Посполитой (1796); являлся чл. Коллегии иностр. дел. С 1797 - посланник в Берлине. Несмотря на поручение действовать в интересах сближения с Францией, П. пытался вовлечь Пруссию в конфронтацию с франц. республиканцами. Занимая пост вице-канцлера (1799), П. продолжал проводить антифранц. политику (несмотря на наметившиеся тенденции к сближению с Францией). В нояб. 1800 попал в опалу. П. был одним из организаторов заговора против ими. Павла I. После воцарения имп. Александра I П. сначала был возвращен на службу (чл. Коллегии иностр. дел, вице-канцлер), однако из-за разногласий с имп. в 1801 был вновь отставлен, а затем и выслан из столицы. Проживая в имении Дугино, П. занимался музицированием (написал оп. "Модная лавка" и "Горбуны").

Панин Петр Ив

ПА́НИН Петр Ив. (1721-89) - брат Н. И. Панина видный воен. деятель, ген.-аншеф. Начал службу в 1735 в лейб-гвардии Измайловском полку. В 1736 за проступок во время несения караульной службы переведен в Юж. армию. Участвовал в Крымских походах, во взятии Перекопа и Бахчисарая и в 1740 вновь переведен в гвардию. В войне против Швеции (1741-43) дослужился до чина армейского полковника. Незадолго до Семилетней войны командовал Новгородским пехотным полком и считался одним из лучших командиров в рус. армии. Участвовал в Семилетней войне, к-рую завершил, став полным генералом. После воцарения Екатерины II П. назначается чл. Сенат. комиссии по воен. делам, затем через нек-рое время императрица откомандировывает его в Юж. армию, где П. находился, руководя боевыми действиями против турок, до 1770. В том же году П. увольняется в отставку. Причиной этого было недовольство Екатерины результатами боевых действий, но главное - нарастающий конфликт между императрицей и Н. И. Паниным. П. был возмущен отставкой. До императрицы доходили слухи о резких высказываниях П. в ее адрес, противники генерала обвиняли его в орг-ции чумного бунта, в попытке возвести на престол Павла и т. п. Разразилась пугачевщина, и в 1774 возникла потребность в опытном военачальнике. Екатерина колебалась. Вверить власть над армией П. ей казалось опасным. "Увидишь, - писала она Г. А. Потемкину, - что господин граф Панин из братца своего изволит делать властителя с беспредельной властью в лучшей части империи". И все же П. получает армию, хотя власть над нею была ограничена Оренбургской и Казанской секретными комиссиями. Он преследовал Пугачева, разбил его войско, а затем организовал "искоренение" последствий бунта. В авг. 1775 императрица издала рескрипт, содержащий перечисление заслуг П. перед гос-вом, а также указ о его увольнении от армии.

Панин-Коломенкин Ник. Ал-др.

ПА́НИН-КОЛО́МЕНКИН Ник. Ал-др. (наст. фам. Коломенкин) (1871/2-1956) - спортсмен (фигурное катание на коньках, стрельба), педагог, тренер, канд. пед. наук, з. м. с. (1940). Род. в купеч. семье. Окончил Петерб. ун-т (1898). Работал податным инспектором в Пб. и Царском Селе. Занимался мн. видами спорта: фигур. катание на коньках, стрельба, парусный спорт, велоспорт, легкая атлетика, футбол, теннис и др. В фигур. катании на коньках и стрельбе не имел себе равных в России: 5-кратный чемпион России (1901-03, 1905, 1907), призер первенств мира (1903) и Европы (1904, 1908) по фигур. катанию на коньках; 12-кратный чемп. России (1906-17) по стрельбе из пистолета и 11-кратный (1907-17) - в стрельбе из боевого револьвера. Единств. в дорев. России обладатель зол. медали Олимп. игр (1908, Лондон, фигур. катание) и участник двух Олимпиад (1908, 1912). После 1917 работал в орг-циях Всеобуча, затем ревизором-инструктором по налогам в г. Луга. В 1928 выиграл соревнования по стрельбе из пистолета на Всесоюз. спартакиаде. С нач. 30-х гг. преподавал фигур. катание в спорт. коллективах и в Ин-те физ. культуры в Ленинграде, с 1945 - сотрудник Ленингр. НИИфиз. культуры. Автор более 30 науч. трудов, в т. ч. двух капитальных для своего времени монографий по теории фигур. катания на коньках (1910, 1938). Среди воспитанников П.-К. - чемп. СССР по фигур. катанию П. Чернышев, Р. Новожилова, А. Гандельсман, П. Орлов и др. Похоронен в Ленинграде на Серафимовском кладбище. С 1957 в Ленинграде проводятся соревнования по фигур. катанию на коньках, посв. памяти П.-К.

Панихида

ПАНИХИ́ДА (от греч. παννυχίζ - всенощная) - правосл. богослужение по умершему. Может справляться как над телом покойного, так и на 3, 9, 20, 40-й дни после кончины, в дни рождения и смерти. Бывают как индивид., так и вселенские П.

Панихида

Панихида

Панков Пав. Петр.

ПАНКО́В Пав. Петр. (1922-78) - артист т-ра и кино. Окончил студию при БДТ им. Горького в Ленинграде (1948). Сценич. деят-ность начал в 1939 в т-ре С. Радлова. Во время Вел. Отеч. войны - в концертном ансамбле. В 1948-51 в труппе БДТ им. Горького; в 1951-52 - в т-ре им. Ермоловой в Москве; в 1952 - артист Ленгосэстрады (ансамбль миниатюр п/р И. Рахлина); 1953-57 - в т-ре им. Ленсовета; 1957-68 - артист Т-ра комедии; с 1965 до конца жизни в труппе БДТ им. Горького.

Актер незауряд. темперамента и тонкого психологизма, склонный к гротеску и острой форме, П. создатель двух несомненных сценич. шедевров - образов генерала Вараввина в спектакле Н. Акимова "Дело" по пьесе А. Сухово-Кобылина (1955, т-р им. Ленсовета; 1964, Т-р комедии) и певчего Тетерева в спектакле Г. Товстоногова "Мещане" М. Горького (1966, БДТ им. Горького). Фантасмагория и сгущенность саркастич. красок в роли Вараввина, эмоц. насыщенность, остроумие и лиризм, склонность к сценич. философствованию, масштабность мысли и незаурядность человеч. натуры в роли Тетерева определяют два полюса творч. индивидуальности П. Комедийная легкость, сатирич. заострение образа, человеч. мягкость и трогательность позволяли П. свободно существовать в разных сценич. жанрах - от социальной комедии до психол. драмы.

Среди др. ролей: священник Державин ("Мирные люди" В. Шкваркина, 1957), Допетровский ("Опаснее врага" Д. Аля, 1961) - Т-р комедии; Фамусов ("Горе от ума" А. Грибоедова, 1965), Догсборо ("Карьера Артура Уи" Б. Брехта, 1966), Копылов ("Традиционный сбор" В. Розова, 1967), Миничев ("Океан" А. Штейна, 1966).

Панно

ПАННО́ (франц. panneau, от лат. pannus - кусок ткани) - 1) Гладкая поверхность на стене, потолке, дверях, обрамл. рамой, орнаментом и т. д., для размещения рельефного или живоп. изображения.

2) Картина, исполн. маслом, темперой и т. д., предназнач. для определ. участка стены, потолка.

Панов Валер. Матв

ПАНО́В (Шульман) Валер. Матв. (род. 1938) - артист бал., балетм. Окончил Ленингр. хореогр. уч-ще в 1957 (ученик А. Кумысникова). В 1957-64 артист Ленингр. Малого т-ра. Первый исполнитель партий: Дафнис ("Дафнис и Хлоя"), Солист ("Болеро"), Хулиган ("Барышня и хулиган"), Д’Артаньян ("Три мушкетера"). Среди др. его ролей: Паоло ("Франческа да Римини"), Петрушка ("Петрушка"), Зигфрид ("Лебединое озеро"). В 1964-72 солист Гос. акад. т-ра оперы и балета им. Кирова. Первый исполнитель партий: Ясный Сокол ("Страна чудес"), Осман ("Горянка"), Черт ("Сотворение мира"), Гамлет ("Гамлет"). Среди др. его ролей: Ленни ("Тропою грома"), Армен ("Гаянэ"), Евгений ("Медный всадник"), Арлекин ("Карнавал"), Вацлав ("Бахчисарайский фонтан"), Меркуцио ("Ромео и Джульетта"), Голубая птица ("Спящая красавица"), Альберт ("Жизель"), Базиль ("Дон Кихот"). В 1972 П. вместе с женой Г. Рагозиной решает выехать в Израиль, что им удается лишь в 1974. В 1977-83 (с перерывами) П. - солист и балетм. Нем. Оперы в Берлине. Среди поставл. им спектаклей: в Берлине "Золушка (1977), "Идиот" (1979, на муз. Д. Шостаковича), "Война и мир" (1981, П. Чайковский); в Венской опере в 1981 "Шехерезада" (Н. Римский-Корсаков), "Петрушка"; в Стокгольме в 1984 "Ромео и Джульетта". В 1984-86 П. - худ. рук. "Балета Фландрии", позже работает в Турции и Израиле. П. - яркий классич. танцовщик и артист широчайшего диапазона. Созд. им сценич. образы выделялись своей мощью, порой агрессивностью. Балетмейст. Работы П., хотя и осуществлены им за границей, как правило, связаны с рус. культурой.

Панова Вера Фед

ПАНО́ВА Вера Фед. (1905-73) - прозаик, драматург, киносценарист. Род. в Ростове-на-Дону в семье служащего банка, выходца из купеч. среды. Систематич. образования не получила. С нач. 20-х гг. по 1946 занималась журналистикой, писала для газет и журналов Ростова-на-Дону (псевд. Вера Вельтман и др.). Во время Вел. Отеч. войны жила и работала на Урале и в Перми, совершила неск. рейсов на фронт в военно-санитарном поезде. Впечатления от них легли в основу повести "Спутники" (1946). Вместе с повестями В. Некрасова "В окопах Сталинграда", Э. Казакевича "Звезда" произв. П. отразило новый подход к воен. теме, отмечено большей сосредоточенностью на судьбе человека, его внутр. мире, интимных переживаниях, приметах воен. быта. Внимание к человеку, его обществ. заботам и частной жизни, чувство времени, его движения, назревающих перемен обусловили популярность книг П. - ром. "Кружилиха" (1947), "Времена года" (1954), "Сентиментального романа" (1958). В пов. "Ясный берег" (1949) П. отдала дань лакировке действительности в изображении жизни послевоен. села. Особое место у П. занимают произв. о детях ("Сережа", 1955; рассказы "Валя", "Володя", "Трое мальчишек у ворот"). В конце жизни П. обратилась к темам рус. истории, создав цикл повестей "Лики на заре". П. - автор пьес "Илья Косогор", "В старой Москве", "Проводы белых ночей", "Сколько лет, сколько зим", киноповести "Рабочий поселок". По ее сценариям и по мотивам ее прозы сняты ф. "Сережа", "Вступление", "Високосный год", "Евдокия", "Рабочий поселок" и др., многосер. т/ф "На всю оставшуюся жизнь". Автобиогр. свидетельства содержат кн. П. "Заметки литератора" (1970), "О моей жизни, книгах и читателях" (1975).

Панорама

ПАНОРА́МА (от греч. πα̂ν - все и ồραμα - вид, зрелище) - вид пространств. иск-ва, перспективное изображение, представляющее собой лентообразную картину на круглом в плане подрамнике и предметный передний план. Для усиления оптич. эффекта часто используется искусств. освещение. Обычно П. размещается в круглом зале с площадкой для зрителей в центре. П. используется гл. обр. для изображения значит. событий с большим числом участников (напр., батальных сцен). В России П. получила широкое распространение в 19 в. (Ф. А. Рубо "Оборона Севастополя", 1902-04, Севастополь, открыта в 1905, в 1941-42 сильно повреждена, воссоздана в 1954; "Бородинская битва", 1911, открыта в 1912, Москва, восстановлена в 1962). После рев-ции над П. работали сов. живописцы М. Б. Греков, Г. К. Савицкий, П. П. Соколов-Скаля, Н. Г. Котов и др.

Пансион

ПАНСИО́Н (франц. pension, от лат. pensio - платеж, взнос) - 1) В дорев. России и нек-рых зарубеж. странах частное или гос. закрытое уч. заведение с общежитием и полным содержанием учащихся.

2) Назв. гостиницы с полным содержанием проживающих.

3) Содержание жильца с полным обслуживанием.

Московский университетский Благородный пансион. Акварель по реконструкции Б. С. Зелянкова. 1939

Московский университетский Благородный пансион. Акварель по реконструкции Б. С. Зелянкова. 1939

Пантелеев Л.

ПАНТЕЛЕ́ЕВ Л. (наст. имя и фам. Еремеев Ал. Ив.) (1908-87) - прозаик. Род. в семье офицера. В годы гражд. войны оказался беспризорником, попал в Школу социально-индивидуального воспитания им. Достоевского (ШКИД). После окончания ШКИД учился на рабфаке, в кинематогр. школе-студии, был корр. ж. "Кинонеделя", репортером газ. "Смена". Первая книга П. "Республика ШКИД" (1927, в соавт. с Г. Белых) имела шумный успех в стране и за границей, вызвала споры. Тема беспризорников была продолжена П. в рассказах "Карлушкин фокус", "Портрет", пов. "Часы" (1929). События гражд. войны отражены в пов. "Пакет" (1932), "Ночка" (1940). В кон. 30-х гг. создает цикл рассказов для малышей "Белочка и Тамарочка" (1940). Вместе с др. рассказами для малышей ("Большая стирка", 1947; "Лопатка", 1973) - это лучшие образцы прозы П., как и кн. "Наша Маша" (1966), своеобразный дневник отца и дочери. В годы войны П. пишет "блокадные" рассказы "Маринка" и "На ялике" (1943). Ему принадлежат автобиогр. пов. "Ленька Пантелеев" (1929, 1952), воспоминания о С. Маршаке, Е. Шварце, М. Горьком. В последние годы жизни публично протестовал против полит. преследований властями А. Солженицына, Л. Чуковской и др. писателей. Вел дневники, записные книжки (фрагменты: "Приоткрытая дверь", 1980). В 1991 посмертно опубликована исповедальная кн. "Верую".

Пантелеев Лонгин Фед

ПАНТЕЛЕ́ЕВ Лонгин Фед. (1840-1919) - издатель, обществ. деятель. Окончил г-зию в Вологде (1858) и юрид. ф-т Петерб. ун-та (1862). В 1862 по приглашению А. А. Слепцова П. вступил в тайное рев. об-во "Земля и воля" и стал активным чл. землевольч. "пятерки" Н. И. Утина. 11 дек. 1864 П. арестовали "за принадлежность к С.-Петерб. рев. орг-ции с целью возбуждения и поддержания польского мятежа..." Он был приговорен к каторжным работам, замен. затем полит. ссылкой в Енисейскую губ. В 1874 П. восстановили в правах, и он вернулся в Пб. в 1876. В 1877 П. основал в Пб. собств. изд-во по выпуску науч. лит-ры по разл. отраслям знаний: естеств. наукам, социологии, истории, логике, психологии, философии. П. издал соч. мн. рус. ученых 2-й пол. 19 в. - И. М. Сеченова, А. Н. Бекетова, В. А. Манасеина, Ф. Ф. Эрисмана, М. М. Ковалевского и др. П. выпустил также 4-е изд. соч. Н. А. Добролюбова, сверенное с первым, подготовл. Н. Г. Чернышевским. Изд-во П. поддерживало тесные связи со ссыльным Чернышевским, поручило ему пер. кн. англ. естествоиспытателя В. Карпентера "Энергия и природа". П. хотел выпустить новое изд. "Эстетических отношений иск-ва к действительности" Чернышевского, но не смог этого сделать из-за цензурного запрета. Не удалась и попытка издать собр. соч. А. И. Герцена в 1893. Изд-во П. выпустило целый ряд переводных кн.: Сократа, Апулея, Тацита, Платона, Б. Спинозы, Ш. Монтескье, Б. Паскаля, тр. амер. и европ. ученых Л. Моргана, Д. Рикардо, В. Вундта, Г. Масперо, Т. Гексли, Д. Максвелла, произв. А. Лесажа, А. Мицкевича и др. В 1907 в условиях ужесточения цензуры П. решил прекратить издат. деят-ность. За 30 лет П. издал св. 250 кн.

Соч.: Воспоминания. М., 1958.

Лит.: Издания Л. Ф. Пантелеева 1877-95 / Сост. И. Г. Безгин. СПб., 1895; Издания Л. Ф. Пантелеева 1895-1907. СПб., 1907; Люблинский С. Б. Демократическое издательство Л. Ф. Пантелеева // Книга: Исслед и материалы. М., 1983. Сб. 46; Люблинский С. Б. Подвижники книги: Е. Н. Водовозова, Л. Ф. Пантелеев, А. М. Калмыкова, О. Н. Попова, М. И. Водовозова. М., 1988.

Пантомима

ПАНТОМИ́МА - вид сценич. иск-ва, в к-ром осн. средства создания худож. образа - пластика, мимика. История П. восходит к глубокой древности: первое из дошедших до нас упоминаний относится к 5 в. до н. э. Большинство исследователей и практич. деятелей т-ра сходятся на том, что П. возникла в тот день и час, когда возникло иск-во актера. Анализируя "паузы" вел. актеров, К. С. Станиславский писал: "Все они умеют досказать то, что недоступно слову; нередко действуют в молчании гораздо интенсивнее, тоньше и неотразимее, чем сама речь". Наиб. емкое определение дает основоположник совр. П. Э. Декру: "П. - суть способа драм. игры". Утверждение на подмостках новой эстетики всегда сопровождалось в истории развития т-ра ярчайшими достижениями иск-ва П. с его пластич. образностью, базирующейся на той или иной специфич. технике движения: так было в эпоху антич. мира, в эпоху средневековья, в итал. нар. комедии 16-17 вв., в клоунаде Дж. Гримальди (18-19 вв.), в романтич. П. Дебюро, в 20 в., когда в результате "рев-ции т-ра", начавшейся на рубеже веков и сказавшейся в первые десятилетия, во Франции появилась теория и школа "чистый мим", созд. Декру. Один из его выдающихся учеников - М. Марсо - способствовал возрождению П. как специфич. жанра сценич. иск-ва. Ж.-Л. Барро, др. не менее выдающийся его ученик, с успехом применил мн. открытия его школы при постановке драм. спектаклей.

Лит.: Румнев А. О пантомиме: Театр, кино. М., 1964; Маркова Е. Современная зарубежная пантомима. М., 1985.

Панторим

ПАНТОРИ́М, панторифма (от греч. πάντοζ, род. п. от πᾶζ - весь и франц. rime - рифма) - стих. или часть стих., в к-ром в качестве рифмы выступают не только конечные слова, но и стихотв. строки в целом. П. представляет собой предел углубления рифмы за счет распространения предударных созвучий на весь стих. Пример П. (Г. Золотухин): "Ласк ал-ладан лелей. Лилий путы / Ели роз венки лучшей Триват. / Ласкал ладонь Лель ей, а лиллипуты / Пели: розовенький луч шей траве яд".

Пантум

ПАНТУ́М (пантун) - малайск. поэтич. форма, представляющая собой импровизир. четверостишия с перекрестной рифмовкой, четные строки каждого четверостишия (2-я и 4-я) полностью повторяются в следующем четверостишии уже как нечетные (1-я и 3-я); последнее четверостишие заканчивается первой строкой первого. Схема П.: А’БАБ БВБВ ВГВГ... ХАХА’. В таком цепном виде П. был усвоен франц. романтиками. В России первая попытка воспроизвести П. была предпринята в кон. 19 в. П. Д. Бутурлиным. "Правильный" П. в 1914 создал В. Бородаевский:

Разносит вихорь сумрачный глагол

Бездомными червлеными листами.

Сойди ко мне в уединенный дол,

Коснись чела прохладными перстами!

Бездомными червлеными листами

Пестрят овраги и сожженный луг.

Коснись чела прохладными перстами,

Заворожи снедающий недуг.

Пестрят овраги и сожженный луг.

Зеленый луч дробится в сетке веток.

Заворожи снедающий недуг,

Твой поцелуй рассеянный так редок...

Зеленый луч дробится в сетке веток.

Смешливая синица прозвенит.

Твой поцелуй рассеянный так редок...

В какую даль лазурный взор стремит?

Смешливая синица прозвенит.

Стучит желна, подъемлясь по вершине.

В какую даль лазурный взор стремит?

Ведь ты моя... Ведь ты моя поныне?

Стучит желна, подъемлясь по вершине.

Там за холмом, трубя, манит рожок.

Ведь ты моя... Ведь ты моя поныне?

Пусть затаен язвительный упрек.

Там за холмом, трубя, манит рожок.

Заноет сук надломленной березы.

Пусть затаен язвительный упрек,

Я жадно жду, когда прольются слезы.

Заноет сук надломленной березы;

Вот дождь листов пурпуровый пошел.

Я жадно жду, когда прольются слезы.

Разносит вихорь сумрачный глагол.

Пантюхов Олег Ив

ПАНТЮХО́В Олег Ив. (1882-1973) - один из основателей рос. скаутизма, лейб-гвардии полк. Род. в Киеве. Из семьи воен. врача. Учился в приготовит. классе 1-й тифлисской г-зии, в 1891 переведен в Тифлисский кадетский корпус. В 1899 поступил в Павловское воен. уч-ще, являлся фельдфебелем 2-й роты. В авг. 1901 выпущен в лейб-гвардии стрелковую бригаду. После производства в первый офицер. чин заинтересовался внешкольным воспитанием юношества. 17 апр. 1909 в Павловском парке основал 1-е звено юных разведчиков, положив начало скаут-разведческому движению. Инициатор создания добровольного об-ва "Рус. скаут" (1914). Весной 1915 отправился на фронт в составе 1-го Его Вел. стрелк. полка. Отличился в боях, полк. (1916), награжден орд. Св. Георгия 4-й ст., дважды ранен. После излечения направлен в Ялту, возглавлял Ялтинский отдел Союза Георг. кавалеров, способствовал становлению отрядов скаутов-разведчиков в Крыму. На 1-м и 2-м съездах по скаутизму в Петрограде в 1916-17 избран почетным старшим скаут-мастером. С мая 1917 - ком. 21-го Вост.-Сибирского стрелкового полка. С авг. 1917 - нач. 3-й Моск. школы прапорщиков. Участник моск. юнкерского восстания 1917, организатор обороны Кремля. После подавления восстания уехал с семьей в Ялту, работал чл. продовольств. управы. Весной 1919 переехал в Новороссийск. В июне 1919 зачислен на службу в Осведомительное Агентство Вооруженных Сил Юга России. В окт. 1919 на съездах в Новочеркасске и в Челябинске пожизненно избран Старшим Рус. Скаутом. В февр. 1920 для размещения раненых и больных на Балканах уехал на о. Принкипо (Турция). В нояб. 1920 возглавил Орг-цию рус. скаутов за границей (с авг. 1934 - Нац. Орг-цию Рус. Скаутов - НОРС). В эмиграции жил в США, вел большую исследоват. и собират. работу. С 1945 по 1957 возглавлял Орг-цию Рос. Юных Разведчиков Старшего Скаут-мастера Б. Б. Мартино и НОРС, с 1957 по 1973 - только НОРС. Умер и похоронен в Ницце (Франция).

Лит.: Пантюхов О. И. О днях былых. Семейная хроника Пантюховых. Франкфурт-на-Майне, 1969.

Панфёров Фед. Ив

ПАНФЁРОВ Фед. Ив. (псевд. Марк Солнцев; Ф. П.) (1896-1960) - прозаик. Род. в с. Павловске Саратовской губ. (ныне Ульяновской обл.) в бедняцкой крестьянской семье. С 9 лет самостоятельно зарабатывал свой хлеб - сначала подпаском, потом мальчиком в магазине (см. автобиогр. повесть "Родное прошлое", 1956). За три класса нач. уч-ща сдал экстерном и поступил в учительскую семинарию (г. Вольск). После Окт. 1917 работал в ЧК, сельским агитатором, ред. Вольской газ. "Рабочий и крестьянин". Поступил в Саратовский ун-т (1923), но через два года был отозван в Москву на работу в ред. "Крестьянской газеты". Лит. дебют П. - рассказ "Перед расстрелом" (1918). В 1921-31 П. - чл. редакции ж. "Красная новь", в 1926-29 - ред. "Крестьянского журнала". Ром. "Бруски" (1928-37) - о коллективизации - вызвал ряд дискуссий (в 1930, 1934 и 1937), наиб. острой была дискуссия о яз. (в ней участвовали М. Горький, А. Серафимович, А. Толстой, М. Шолохов, М. Слонимский и др.). В годы войны П. - корр. "Правды" (цикл очерков "Люди Урала", 1943; начало работы над трилогией "Борьба за мир", 1945-47). После войны написал и др. трилогию - "Волга-матушка река" (1953-60). С 1931 П. был гл. ред. ж. "Октябрь".

Ф. И. Панфёров

Ф. И. Панфёров

Панфилов Глеб Анат.

ПАНФИ́ЛОВ Глеб Анат. (род. 1934) - реж., сценарист. Окончил Уральский политехн. ин-т., работал на з-де, в НИИ, на Свердловском телевидении. В 1960-63 учился на операт. ф-те ВГИКа. После Высш. режиссерских курсов с 1966 - на "Ленфильме", с 1976 - на "Мосфильме". На большом экране ярко дебютировал ф. "В огне брода нет" (1968), где рев-ция и гражд. война оценивались через судьбу прирожденной художницы, простой санитарки Тани Теткиной, и получали оправдание как сила, способная раскрепостить подспудную нар. талантливость. Тема даровитого человека из народа была спроецирована на совр. материал в ф. "Начало" (1970, сценарий П. и Е. Габрилович), выдвинувшем П. в первый ряд сов. режиссеров его поколения: в девушке из худож. самодеятельности, одержимой своим призванием, Паше Строгановой открывались качества подлинно творч. натуры и черты духовного облика, сближающие работницу ниточной ф-ки с легендарной Жанной д’Арк. Незаурядна и личность героини ф. "Прошу слова" (1976), завершившего трил., однако пред. исполкома Елизавета Уварова в еще большей мере, чем Таня и Паша, ощущает сковывающее воздействие соц. среды и собств. идеологич. стереотипов. В трил., где в полной мере проявился уникальный дар актрисы Инны Чуриковой, сформировались качества авторского кинематографа П.: масштабность мышления, тяготение к острым соц.-нравств. проблемам, сочетание в рамках реалистич. стиля драм., трагич. и иронич.-комедийного начал. Размышления о взаимоотношениях незаурядной личности и об-ва включены в широкий соц.-ист. контекст предрев. рос. жизни в горьковских экранизациях П. "Васса" (1983, по пьесе "Васса Железнова") и "Мать" (1990, пр-во СССР-Италия, по мотивам произв. М. Горького, приз "за худож. вклад" на 43-м МКФ в Каннах). В этих фильмах, к-рые рождались в диалоге, иногда переходящем в спор с писателем, горьковские мотивы переосмысляются и перерастают в проблематику трагич. вины и трагич. ответственности. Др. ф.: "Тема" (1979, в прокате 1986), "Валентина" (1981, по пьесе А. Вампилова "Прошлым летом в Чулимске").

Соч.: В огне брода нет. Начало. М., 1972; Прошу слова. М., 1976; Жизнь Жанны д’Арк (с Е. Габриловичем) // Киносценарий. М., 1976.

Лит.: Фомин В. Пересечение параллельных. М., 1976; Демин В. П. Глеб Панфилов. Творч. портрет. М., 1986.

Панфилов Ив. Вас.

ПАНФИ́ЛОВ Ив. Вас. (1893-1941) - ген.-майор (1940), один из героев Моск. битвы, Герой Советского Союза (1942, посмертно). В Кр. армии - с 1918. Участвовал в гражд. войне. В 1923 оконч. военную школу. В июле 1941 назначен ком. 316-й стрелковой дивизии, отличившейся в тяжелых оборонит. боях под Москвой в окт.-нояб. 1941 (Волоколамское направление). 16 нояб. в р-не разъезда Дубосеково группа истребителей танков 1075-го стрелкового полка этой дивизии совершила беспримерный подвиг, уничтожив 18 единиц бронетехники врага. 18 нояб. 1941 П. погиб в бою близ дер. Гусенево Волоколамского р-на. Имя П. было присвоено 316-й стрелковой дивизии.

Панцирь

ПА́НЦИРЬ - оборонит. доспех для защиты туловища воина. Слово "П.", или "пансырь", - др.-рус. заимствование из ср.-верх.-нем. яз., буквально - "то, что прикрывает живот". П. изготовлялся преимущ. из металлич. пластин (чешуек) или колец. В последнем случае он является уже разновидностью кольчужного доспеха, отличающегося более мелкими кольцами и более густым их плетением. В совр. армиях для защиты от пуль и осколков снарядов используются стальные П. и нагрудники, нейлоновые и стеклопластиковые жилеты.

Папава Мих. Григ

ПАПА́ВА Мих. Григ. (1906-75) - сценарист, журналист, критик. В 1931 окончил Моск. ун-т, в 1938 - ВГИК. Начал печататься с 1930. Первые киносценарии "Родные поля" (1945), "Далеко от Москвы" (по В. Н. Ажаеву, 1950). Написал сценарий ф. "Высота" (по Е. З. Воробьеву, 1957), "Иваново детство" (1962, с В. О. Богомоловым по его рассказу "Иван" - лучшая работа П.). Др. сценарии: "Академик Павлов" (1949), "Великий воин Албании Скандербег" (1954), "На одной планете" (1966, с С. А. Дангуловым), "Я его невеста" (1969, с А. Б. Чаковским по его пов. "Невеста"), "Жизнь испытывает нас" (1972, с В. Бабиль, по его пов.), "Процесс" (1980, с М. Каневским). П. - автор сценариев мультф. "Кошкин дом" (1938), "Желтый аист" (1951), "Каштанка" (по А. П. Чехову, 1952, два последних с Б. Бродским).

Лит.: Сотворчество писателя и режиссера // От замысла к фильму. М., 1963.

Папанов Анат. Дм

ПАПА́НОВ Анат. Дм. (1922-87) - актер кино и т-ра. Нар. артист СССР. Окончил ГИТИС (1946), с 1949 в Моск. т-ре сатиры. В кино с 1952. Создал острые, надолго запоминающиеся маски персонажей, к-рых можно охарактеризовать одним словом: Обыватель - Крохалев ("Человек ниоткуда", 1961), Аким Севастьянович ("Порожний рейс", 1963). Сокол-Кружкин ("Берегись автомобиля", 1966), Васисуалий Лоханкин ("Золотой теленок", 1968), Ипполит Матвеевич ("12 стульев", 1976). Роль генерала Серпилина ("Живые и мертвые", 1964) подчеркнула драматич. талант П., к-рый так ярко проявился в ф. "Холодное лето 1953 года" (1987), ставшем для актера последним. Промежуток в 20 с лишним лет заполнился напряженной и успешной работой над образами современников: проф. Аникеев ("Иду на грозу", 1966), Ангел ("Адъютант его превосходительства", 1969), Дубинский ("Белорусский вокзал", 1971) и др. Работал в экранизациях классич. произв. - А. П. Чехова (Ионыч - "В городе С.", 1967), Н. В. Гоголя (Городничий, "Инкогнито из Петербурга", 1978) и др. Озвучивал роль Волка в мультфильме "Ну, погоди!"

Среди др. ф.: "Приходите завтра", "Дайте жалобную книгу", "Служили два товарища", "Пена" и др.

Лит.: Линецкая М. Я. А. Папанов. М., 1972; Четыре музы Анатолия Папанова. М., 1994.

Папаха

ПАПА́ХА - зимний форменный головной убор. Состоит из высокого мехового окола и суконного верха. Введена в России в 1855 как головной убор в казачьих войсках под влиянием кавк. войн. Прообразом П. была "шапка-татарка", введенная в нек-рых частях рус. армии на Кавказе в 1817. В 1875 введена для частей регулярной армии в Сибири, а в 1913 для всего личного состава армии. В Кр. армии введена в 1940 для ген. и маршалов, а в 1943 и для полковников.

Паперть

ПА́ПЕРТЬ - помещение (обычно галерея), примыкающее к одному или неск. фасадам церкви (но не к вост., со стороны алтаря). Стало почти необходимым атрибутом правосл. Храма.

Пара

ПАРА́ (тур. para, от перс. пара - кусок) - 1) Серебр. монета Крымского ханства в 18 в.; в обращении были монеты достоинством в 2 П. и 1 П.

2) В 1771-74 во время войны России с Турцией по заказу рус. пр-ва на Садогурском частном монетном дворе чеканились медные П. для Молдавии и Валахии. Имея двойное обозначение номинала, эти монеты служили не столько платежным средством, сколько показателем соотношения местных и рус. ден. единиц, и тем самым облегчали хождение на терр. Молдавии и Валахии рус. денег, к-рые в осн. и использовались рус. армией для расчетов с нас. при закупках продовольствия и фуража. Выпускались монеты двух достоинств: 2 П. и 1 П. На аверсе монет надпись: "монета молдавская и валашская", дата чеканки и гербы княжеств Молдавии и Валахии под короной; на реверсе - двойное обозначение номинала: "2 пара - 3 копейки" и "пара - 3 деньги" на рус. яз. Монеты чеканились из трофейных тур. пушек.

Предыдущая страница Следующая страница