Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Паломничество

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Паломничество

ПАЛО́МНИЧЕСТВО (от лат. palma - пальма) - путешествие верующих к "святым местам", основанное на вере в то, что Божество открывается и дарует благодатную помощь в первую очередь там, где некогда его религия зарождалась или проходила решающие этапы своего становления. Различие мест П. определяется различием религ. конфессий. Так, древние иудеи в великие праздники (Пасха, Пятидесятница, Кущи) старались принести жертву в Иерусалимском храме; египтяне посещали храмы Амона в Фивах и Осириса в Абидосе; греки стремились вопросить оракула в Дельфах; германцы собирались в своих "свящ. рощах" и т. д. В христ. мире регулярные П. к "Матери Церквей" - Иерусалиму с его величайшей святыней - храмом Гроба Господня (греч. Ана́стасис - "Воскресение") начались в 4 в., после легализации христ-ва в пределах Рим. империи (313) и под влиянием примера св. Елены (матери св. Константина, первого рим. императора-христианина), путешествие к-рой в Св. Землю привело к воздвижению Креста Господня и уточнению топографии ключевых центров еванг. истории. С этого времени туда двинулись дружины паломников, охваченные "любовной жаждой видеть святые места". "Наступит ли день, - пишет подруге знатная рим. паломница в кон. 4 - нач. 5 в., - когда нам дано будет войти в пещеру Спасителя, у Гроба Господня плакать с матерью, плакать с сестрой? Целовать Крестное древо и на горе Елеонской с вознесшимся Спасителем возноситься духом и стремлением, видеть исходящего Лазаря, спутанного пеленами, чистые воды Иордана, притекшие чистейшими к Купели Господней, проникнуть в хлев пастырей, молиться у Давидова мавзолея?.. И тогда вернемся в нашу пещеру и будем петь непрестанно, часто плакать, непрерывно молиться; и, уязвленные копьем Спасителя, воскликнем: "Нашла я Того, Кого искала душа. Удержу Его и не отдам" (Добиаш-Рождественская О. А. Эпоха Крестовых походов. Пг., 1918. С. 3-4). Сами Крестовые походы также могут быть названы "огромных размеров П., расширившим русло тех потоков, к-рые задолго до 11 в. катились на Восток" (там же. С. 2). Из Палестины богомольцы привозили на родину пальмовую ветвь (отсюда и название "П." и "паломник"; синоним последнего - "пилигрим", от итал. "чужеземец"). Зап. Церковь различала "великое" и "малое" П. К первому относили П. ко Гробу Господню, в Рим, Компостелу и Лорето; ко второму - посещение местных святынь. П. было либо добровольным, либо налагалось в качестве епитимьи; богатые в этом случае могли заменить себя слугами или "профессиональными" паломниками, либо внести денежную жертву. Пунктом отправления зап. паломников служили Венеция и Марсель; здесь они запасались путеводителем, отпускали бороду и облачались в паломнич. наряд: калиги (сандалии), коричневый или серый плащ, греч. шляпу с шир. полями, обыкновенно украшенную раковинами; его дополняли клюка, сума и бутылка (выдолбленная тыква). К плащу и шляпе паломники прикрепляли красный крест.

В России П. в Св. Землю начались уже в первые времена рус. христ-ва. Ок. пол. 11 в. побывал в Палестине игумен Варлаам (1062); в нач. 12 в. - игумен Даниил, первый рус. паломник-писатель. В эту отдаленную эпоху стал складываться тип "калики перехожаго" (от названия обуви - калиги), к-рый ходил в Царьград, на Афон, в Иерусалим, потом странствовал по отеч. святыням и, наконец, превращал это странничество в профессию. Совершая свой путь гл. обр. через Константинополь, др.-рус. паломники заимствовали у зап. пилигримов костюм. Калики сыграли на Руси огромную роль в распространении легенд и апокрифич. лит-ры. Последующие века сохранили записки неск. паломников, из к-рых выделяется "Хождение священноинока Варсанофия", содержащее первое рус. описание горы Синай, 1461-62 (Правосл. Палестинский сб. Вып. 45. М., 1896). Научно-ист. эл-т в повествованиях о Св. Земле и иных др.-христ. центрах появляется в 18 в. (у Василия Григоровича-Барского), но особенно - у паломников XIX в., чьи записки соединяют в себе переживания благочестивого сердца и критич. анализ професс. писателя и востоковеда, - А. Н. Муравьев, А. С. Норов, архим. Леонид (Кавелин), архиеп. Порфирий (Успенский), А. В. Елисеев, Т. Н. Филиппов и др. В кон. 19 в. кол-во рус. паломников ко Св. местам составляло до 5 тыс. в год; большинство из них пользовались особыми "паломнич. книжками", выдававшимися Правосл. Палестинским об-вом. Записки паломников, особенно древнейшие, являются ценнейшими ист. и литургич. источниками. Кроме Палестины (священной страны для христиан, иудеев и мусульман), правосл. паломники стремились посетить Константинополь (в ср. века), св. гору Афон, итал. г. Бари, где со времени Крестовых походов находятся мощи св. Николая Чудотворца. Кроме общеправосл., в каждой поместной Церкви и даже регионе и епархии существуют местные святыни, также привлекающие к себе богомольцев. В Рус. Церкви это прежде всего Троице-Сергиева лавра (Сергиев Посад), Киево-Печерская лавра (Киев), Оптина пустынь (у г. Козельска), Псково-Печерский мон. (г. Печоры), Соловецкий, Валаамский мон. и др. Гл. святыни С.-Петерб. епархии - мощи св. кн. Александра Невского, первых собственно петербургских святых прот. Иоанна Сергиева (Кронштадтского) и Ксении Блаженной.

Центры П. зап. христиан (католиков) - Рим (первая по старшинству кафедра в др.-христ. мире, место мученич. кончины святых первоверховных ап. Петра и Павла), Лорето (место хранения св. Дома, в к-ром жила Богоматерь в Назарете и к-рый был чудесно перенесен сюда в 13 в.), Ассизи (мощи св. Франциска) - в Италии; Компостела (мощи апостола Иакова) - в Испании; Лурд (место явления Богоматери в гроте Масавьель в 1858) - во Франции; Фатима (близ к-рого явившаяся в 1917 Дева Мария возвестила скорые и тяжкие испытания, ниспосылаемые России) - в Португалии. Мусульмане совершают П. (хадж) в Мекку - к священной Каабе, в Медину - к могиле пророка Мухаммада (Саудовская Аравия), в Кербелу и Неджеф (Ирак); ламаисты - в Лхасу (Китай); индуисты - в Илахабад и Варанаси (Бенарес, Индия); буддисты и синтоисты - в Нару (Япония).

Лит.: Паломничество по св. местам конца 4 века, изданное, переведенное и объясненное И. В. Помяловским. СПб., 1889 (Правосл. Палест. сб. Т. 7. Вып. 20); "Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли" // Пам. литературы Др. Руси: 12 в. М., 1980; Странствования Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Ч. 1-4. СПб., 1885-89; Порфирий (Успенский), еп. Путешествие по Египту и в монастыри св. Антония Великого и преп. Павла Фивейского в 1850 г. СПб., 1856; Христианство: Энцикл. словарь: В 3-х т. М., 1995. Т. 2. С. 278-281 (ст. "Паломничество" с обзором лит-ры).

Паломничество. Саратовский монастырь. 1903

Паломничество. Саратовский монастырь. 1903

В начало словаря