Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "П" (часть 3, "ПАР"-"ПАХ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 3, "ПАР"-"ПАХ")

Парад

Статья большая, находится на отдельной странице.

Параджанов Сер. Иосиф.

ПАРАДЖА́НОВ Сер. Иосиф. (1924-90) - кинорежиссер. Учился в Тбилисской конс. В 1946 поступил на реж. ф-т ВГИКа (мастерская И. А. Савченко). После окончания в 1951 был направлен в Киев, на к/ст им. Довженко. С первых шагов в режиссуре П. определил свой интерес к сказке и фолькл. традициям разных народов. Уже его дипломный ф. на этой к/ст назывался "Молдавская сказка". В 1954 молодой реж., продолжая развивать поэтику молд. фольклора, поставил ф. "Андриеш" (совм. с Я. Баазеляном). Затем П. поставил на той же студии неск. ф. на совр. тему ("Первый парень", 1958; "Украинская рапсодия", 1960; "Цветок на камне", 1962), но все они были для него неорганичны, а потому неудачны. В 1964 П. возвращается к поискам в обл. нац.-фолькл. мотивов, на этот раз укр., и ставит по мотивам повести М. Коцюбинского выдающийся ф. "Тени забытых предков". Ф. снимал молодой талантливый оператор Ю. Ильенко. Вместе с ним П. создал не столько этногр. и экзотич., сколько поэтич. кинолегенду. Ф. отличало живописное богатство, характерное для творчества П., к-рого можно назвать реж.-художником. Реж. черпал вдохновение в укр. нар. культуре, но нац. традиции иск-ва были тогда не в чести, и П. обвинили в "укр. национализме". Ему пришлось покинуть Киев и переехать в Ереван. Не отступая от своих худ. принципов, П. поставил в 1969 на к/ст "Арменфильм" поэтичную, изобразительно яркую картину на основе фолькл. традиций - "Саят-Нова" - об армян. нар. поэте средневековья. Киноязык этого ф. был изощренным и совершенным, а прохождение ф. через "инстанции" снова было трудным. На всесоюзный экран он вышел отредактированный С. Юткевичем под назв. "Цвет граната". В годы застоя П. - талантливый, свободолюбивый художник, не подчиняющийся никаким канонам и запретам, да к тому же подписавший неск. коллект. писем в защиту диссидентов, начал подвергаться организов. травле - и в Киеве, и в Ереване, и в Москве. Один за др. отвергались все его творч. планы. А затем против него было сфабриковано дело на основании сразу неск. уголовных статей. В 1974 П. приговорили к 5 годам лишения свободы. Он прошел через неск. исправит.-труд. лагерей строгого режима. После освобождения П. еще неск. лет не подпускали к режиссуре. Только в 1984 к/ст "Грузия-фильм" предоставила ему возможность снять ф. (да и то к П. "прикрепили" соавтора - актера Додо Абашидзе). И снова реж. берется за свой излюбленный жанр. В основу ленты "Легенда о Сурамской крепости" положена старинная груз. сказка. Этот романтич. ф., изобилующий живописной цветистой экзотикой, продолжил эстетич. традиции "Саят-Новы". В том же ключе был поставлен и последний ф. П. "Ашик-Кериб" (1988, совм. с Д. Абашидзе) - по мотивам сказки М. Ю. Лермонтова. В этом феерическом, праздничном ф. П. использовал фолькл. традиции трех кавказских нац. культур: азерб., арм. и груз. П. умер, не завершив своего последнего ф. под назв. "Исповедь". Уже после смерти реж. оператором Ю. Ильенко был закончен ф., сделанный по сценарию, к-рый П. написал в заключении, - "Лебединое озеро. Зона" (1990).

Лит.: Черненко М. Сергей Параджанов. М., 1989; Сергей Параджанов: "Время все поставит на свои места" // Иск. кино. 1991. № 4. С. 107-125.

Парадигма

Статья большая, находится на отдельной странице.

Парадигматика

ПАРАДИГМА́ТИКА - раздел яз.-знания, изучающий как внутрипарадигматич. отношения, т. е. отношения между элементами парадигм, так и межпарадигматич. отношения, т. е. отношения между частными парадигмами, входящими в состав общих парадигм, а также отношения между общими парадигмами разных частей речи.

Парадигматич. отношения вместе с синтагматич. составляют два осн. типа отношений, устанавливаемых между эл-тами яз. Если синтагматич. отношения лежат в основе текста и связывают между собой составляющие его разл. единицы (т. е. они конъюнктны и непосредственно наблюдаемы), то П. отношения - это внетекстовые отношения между однородными единицами яз., обычно реализующими видовые значения одного родового признака (тем самым парадигматич. отношения дизъюнктны и одноврем. не наблюдаются). Наличие в тексте одного из эл-тов морфолог. парадигмы за редким исключением запрещает постановку в той же позиции какого-либо эл-та этой парадигмы. Данное утверждение не относится к эл-там лексич. и словообразоват. парадигм, если не обращать внимания на возникающие изменения смысла (ср.: видел тигра / лисицу; и поцеловал ручку / ручищу).

Лит.: Панов М. В. О парадигматике и синтагматике // Изв. АН СССР. Отд. лит. и яз. 1980. № 2. Т. 39.

Парадиз

ПАРАДИ́З (греч. (из перс.) παράδεισοζ - заповедник, парк, сад; библ. - Рай). Стремление к земному осуществлению идеала, претворению Рая на земле - внутреннее, органичное свойство культуры барокко. Оно проявляется прежде всего в садово-парк. искусстве и в планах идеальных городов. Самым широким замыслом земного Парадиза является преобразовательная программа Петра Великого, воплощенная СПб. и особенно его садами. В то же время это замысел превращения в П. всей России, получающей идеальную организацию (напр., Табель о рангах). Программа обозначена именем "Санкт-Петербург", который Петр Великий любил называть П., намекая на этот его сокровенный смысл.

Парадное

ПАРА́ДНОЕ (разг. - парадная) - главный вход доходного многоквартирного дома. Первоначально, подобно особняку, доходный дом имел один парад. вход. Со 2-й пол. 19 в. в доме могло быть несколько П. Они выходили, как правило, на улицу. С парадной лестницы был вход в лучшие квартиры дома. Эти квартиры всегда имели второй (иногда и третий) выход через черную лестницу во двор. Вестибюли П. часто оформлялись наподобие дворцовых; они охранялись, в них были вешалки, зеркала, камины или печи; в П. устраивались лифты. В сов. время, в связи с уплотнением - т. е. заселением квартиры для одной семьи множеством жильцов (ср. "Воронья слободка" И. Ильфа и Е. Петрова), квартиры часто делились, и черные лестницы стали равнозначны парадным. Одновременно прекратилась забота о поддержании П. в должном порядке, и спустить ванну с 4-го этажа по мраморной парад. лестнице стало нормой жизни. О П. этого времени - см. "Собачье сердце" М. Булгакова. В многокварт. домах сов. постройки противопоставление парад. и черн. лестниц и соотв. входов исчезло, за искл. особо элитных домов и домов на главных улицах; в последних П. часто бывали заколочены, и жильцы пользовались черным ходом. Соответственно, слово П. стало обозначать любой вход в дом, в обиходе их стали называть "парадняк".

Параскева-Пятница

Статья большая, находится на отдельной странице.

Парин Вас. Вас.

ПА́РИН Вас. Вас. (1903-71) - физиолог. Акад. АН СССР (1966) и Акад. мед. наук (АМН) СССР (1944). Принимал активное участие в орг-ции АМН СССР и был ее первым акад.-секр. С 1941 по 1943 - дир. и одноврем. зав. каф. физиологии 1-го Моск. мед. ин-та. В годы Вел. Отеч. войны - зам. наркома здравоохранения СССР. В 1947 вскоре после деловой поездки в США П. был арестован и по фальсифицир. обвинению в шпионаже приговорен к 25 годам заключения. Вышел на свободу лишь после смерти Сталина. В 1954-56 - зав. лабораторией патофизиологии Ин-та терапии АМН СССР. С 1960 - дир. Ин-та нормальной и патологич. физиологии АМН СССР, а с 1965 - дир. Ин-та медико-биологич. проблем Минздрава СССР. Автор фундамент. иссл. по нормальной и патологич. физиологии кровообращения, космич. и авиационной медицине, биокибернетике, один из основоположников в СССР клинич. физиологии кровообращения.

Парис Гильом Алексис

ПАРИ́С Гильом Алексис (ок. 1756-1840) - дирижер, композитор. Ок. 1790 служил театр. капельмейстером в Брюсселе, в 1798 - в Гамбурге. С 1 марта 1799 принят на службу в театр. дирекцию в Пб. В обязанности П. входило "управлять всеми и комич. и франц. операми, а также балетами, пантомимами и дивертисментами".

7 февр. 1803 в бенефис актера В. М. Самойлова представлена оп.-водевиль П. "Оборотни, или Спорь до слез, а об заклад не бейся". Успехом пользовался дивертисмент с музыкой П. "Русские в Германии, или Следствие любви к Отечеству". П. состоял чл. Филармонич. об-ва (1802-17), дирижировал организуемыми концертами.

Паркет

ПАРКЕ́Т (франц. parquet) - 1) Небольшие дерев. строганые планки для покрытия пола (т. н. клепки), а также само покрытие (с лицевой стороны) такого пола. П. состоит из квадратных рам, связанных из сосновых досок, с крестовиной посередине. Полученные щиты оклеиваются со строганой стороны фанерой из плотного дерева, нарезанной в виде квадратов, ромбов и т. д. Сложные полихромные рис. использовались в дворцовых П. 2-й пол. 18 в., набранных из ценных пород древесины (палисандра, красного, черного, эбенового дерева и др.).

2) В садово-парковом иск-ве 18 в. - прямоугольный в плане цветник в парадной части регулярного парка.

Парланд Альфред Ал-др.

ПА́РЛАНД Альфред Ал-др. (1842-1920) - архитектор, построивший петерб. храм Спаса на Крови. Из шотландского рода. Выпускник АХ, академик (1881), преподавал в АХ с 1885, проф. (1892), действ. чл. (1905); с 1891 преподавал также в Центр. уч-ще технич. рисования бар. Штиглица. Автор трудов по истории древней рус. архитектуры, поч. чл. археолог. ин-тов в Москве и СПб. Строил немного (Петербург, Новг. и Смоленская губ., Успенская церк. в Опочке). В процессе работы над ц. Воскресения Христова в Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом (не сохр.) началось творч. сотрудничество П. с архимандритом Игнатием (Малышевым), результатом к-рого стал их совм. проект Спаса на Крови, возвед. П. в 1883-1907.

"Парнасской щепетильник"

"ПАРНА́ССКОЙ ЩЕПЕТИ́ЛЬНИК" - петерб. журнал. Выходил с мая по дек. 1770. Издатель - М. Чулков. В ж. также сотрудничали И. Ванслов, И. Постников, В. Рубан. Издание начиналось как сатир., однако уже в летних выпусках обнаруживается дидактич. и просветит. его направленность. Из-за убыточности "П. Щ." прекратил свое существование.

Парни

ПА́РНИ - половозрастная группа брачноспособной холостой молодежи муж. пола (старше подростков, но еще не женатые). Судя по ряду ритуальных привилегий (в частности, в календарных ритуалах), праву наказывать тех, кто не женился в минувшем году, и нек-рым др., - П. представляют собой ритуальную и соц. структуру. Сам термин, видимо, заимствован из иранских яз. и восходит к сакральному (в частности, культовому) термину фарн. В ист. время парень мог либо жениться (стать взрослым, мужем, мужиком), или же попасть в рекруты.

Лит.: Топоров В. Н. О происхождении нескольких рус. слов: (К связям с индо-иранскими источниками) // Этимология, 1970. М., 1972.

Парнок София Як

ПА́РНОК (Парнох) София Як. (1885-1932) - поэт, критик. Окончила таганрогскую Мариинскую г-зию, училась в Женевской конс. и на филол. ф-те Женевского ун-та, затем в Петерб. конс., на Бестужевских курсах. Дебютировала в печати в 1906. В 1913-16 сотрудничала в ж. "Северные записки", на страницах к-рого публиковались ее стихи, переводы с франц., крит. статьи и рецензии (под псевд. Андрей Полянин). Дружила с М. Волошиным, М. Цветаевой, к-рой посвятила поэтич. цикл "Подруга". Первый сб. стихов П. "Стихотворения" (1916) получил высокую оценку критики, отмечавшей мастерство владения словом, эрудицию, сочетание эмоциональности и сдержанности. В сб. стихов "Розы Пиэрии" (1922) представлены антологич. стихи П., ориентированные на поэзию Сафо. Лейтмотивом последующих сб. "Лоза" (1923), "Музыка" (1926) звучит тема одиночества, отверженности, достигающая кульминации в сб. "Вполголоса" (1928). П. была инициатором создания моск. лит. группы "Лирический круг" (1922), товарищеского кооперативного изд-ва "Узел" (1926-1928), выпустившего больше 14 поэтич. сборников. П. принадлежат статьи о поэзии В. Ходасевича, Ф. Сологуба, Б. Пастернака, переводы из Ж. Жироду, М. Пруста, О. Мирбо, либретто оперы А. Спендиарова "Алмаст".

Парсуна

ПАРСУ́НА (искаж. "персона", от лат. persona - личность, лицо) - усл. наименование произв. рус., укр., белорус. портретной живописи кон. 16-17 в., сохраняющего элементы формального строя иконописи. П. писались (иногда с натуры) живописцами Оружейной палаты - С. Ушаковым, И. Максимовым, И. Безминым, Г. Одольским и др.

Парсуна. М. В. Скопин-Шуйский. Нач. 17 в.

Парсуна. М. В. Скопин-Шуйский. Нач. 17 в.

Партер

ПАРТЕ́Р (франц. parterre, от par - по и terre - земля) - 1) Места для зрителей в т-ре, расположенные на плоскости пола зрит. зала. Ранней формой П. была центр. полукруглая площадка с рядами мест в древнерим. т-ре. В 16 в. в Италии впервые появился П., окруженный ярусами лож. В ряде европ. стран (Франция, Германия и др.) до сер. 18 в. в П. не было сидячих мест и публика смотрела представления стоя. В совр. т-ре места в П. располагаются рядами параллельно барьеру оркестра и разделяются проходами, ведущими к выходу из зрит. зала. Пол П. обычно повышается от сцены к задним рядам. Глубина П. не должна превосходить максим. допускаемого удаления зрителя от сцены (25 м в драматич., 27-30 м в оперно-балетном т-ре), а ширина должна обеспечивать хорошую видимость с боковых мест. В нек-рых совр. т-рах эти требования нарушены из-за стремления архитекторов к созданию залов большой вместимости (2000 и более мест). Идеальными примерами являются П. Малого и Александринского театров.

До 2-й пол. 19 в. публику П. в рус. т-рах составляли офицеры и представители ср. класса, затем места в П. становятся самыми дорогими и престижными. В 20 в. изменилась архитектура зрит. зала. На смену ярусам лож появились бельэтажи, в к-рых места располагались, как в П., параллельно сцене (зал МХАТа в Камергерском проезде, Петербург. т-ры Комедии, им. Ленсовета, им. В. Ф. Комиссаржевской и др.). В нек-рых т-рах места для зрителей устраивались только в П.

2) Элемент садово-парк. иск-ва - открытая часть парка или сада. В регулярном парке - участки правильной формы с орнаментом из буксуса, цв. песка, угля и т. д.; в пейзажном парке - лужайки. П. обычно украшается газонами, цветниками, водоемами, куртинами, фонтанами и т. д.

Партитура

ПАРТИТУ́РА (итал. partitura - деление, распределение) - нотная запись муз. произведения для ансамбля, хора, оркестра, содержащая полный текст всех партий, исполняемых отдельными инструментами или голосами. Строки П., на к-рых записан нотный текст для конкретных инструментов или голосов, располагаются друг под другом на одной вертикали, называемой "системой". Их кол-во может превышать 30-40 в П. для большого симфонич. оркестра. Порядок расположения инструментов в системе зависит от состава и типа оркестра или ансамбля, в целом он определяется традицией. Например, для симфонич. оркестра обычна такая последовательность (сверху вниз): деревянные духовые инструменты, медные духовые инструменты, ударные инструменты, клавишные и щипковые инструменты, солисты и (или) хор, струнные инструменты. Внутри каждой группы инструменты расположены чаще всего от высоких к низким. П., кроме муз. текста, может также содержать общие указания, предназнач. для дирижера или режиссера муз. театра.

Паруса

ПАРУСА́, пандативы - эл-ты купольной конструкции в форме сферич. треугольника с вершиной, обращенной вниз, заполняющие пространство между подпружными арками, к-рыми соединяются столбы подкупольного квадрата. Тем самым П. обеспечивают переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности купола или его барабана. П. в сумме образуют круг и распределяют нагрузку купола по периметру арок. П. - одна из конструктивных особенностей визант. архитектуры (гл. обр. крестово-купольных храмов), а также характерный эл-т др.-рус. церк. зодчества.

Лит.: Кузнецов А. В. Своды и их декор. М., 1938.

Парфенович Влад. Влад

ПАРФЕНО́ВИЧ Влад. Влад. (род. 1958) - гребец, з. м. с. СССР (1979). Первый из сов. мастеров в гребле на байдарках, завоевавший 3 зол. медали на одной Олимпиаде. Трехкратный олимп. чемпион (1980) в гребле на байдарке-одиночке (500 м), на байдарке-двойке (500 и 1000 м, совм. с С. Чухраем), 9-кратный чемп. мира 1979, 1981-83 в гребле на байдарках-одиночках и байдарках-двойках (совм. с Чухраем, а затем С. Суперата). Неоднокр. чемп. СССР 1977, 1980-84 в гребле на байдарках-одиночках, двойках и четверках. Победитель 7-й Спартакиады народов СССР (1979) и соревнований "Дружба-84", обладатель Кубка СССР (1984) в гребле на байдарке-одиночке.

Паства

ПА́СТВА (в др.-рус. яз. букв. - пастьба, пастбище, пастушество, а также овечье стадо) - в христ-ве, в т. ч. в православии, обозначение рядовых верующих мирян. Церковь называет духовенство пастухами (пастырями), а верующих - овцами. Согласно христ. учению П. не способна обрести истинный путь в жизни без помощи Церкви, к-рая указывает ей путь к спасению и ведет по этому пути. Обычно П. называют верующих одного прихода, к-рые посещают один храм, а обряды и таинства для П. совершает один и тот же священник. П. также называют епархию или монастырь, для к-рых пастырем соответственно является архиерей или игумен.

Пастель

ПАСТЕ́ЛЬ (франц. pastel, от итал. pastello, уменшит. от pasta - тесто) - 1) Цв. карандаши без оправы, спрессованные из красочного порошка (пигменты с добавлением гуммиарабика, трагаканта, а также молока, мела, гипса и т. д.).

2) Произв. живописи, выполненное в этой технике. Отличается мягкой приглушенностью тонов, бархатистой поверхностью. Обычно исполняется на бумаге, картоне, грунтов. холсте, замше, пергаменте. В технике П. работали А. О. Орловский, А. Г. Венецианов, И. И. Левитан, В. А. Серов и др.

Пастернак Бор. Леон

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пастернак Леон. Осип

ПАСТЕРНА́К Леон. Осип. (1862-1945) - живописец и график. Отец поэта Б. Л. Пастернака. Учился в Одесской рисовальной школе, в студии Е. С. Сорокина в Москве (1881-82) и в мюнхенской АХ (1882-85 и 1887). Посещал рисовальные вечера В. Д. Поленова в Москве. Работал в осн. над "жизненным рисунком" (в противовес академич.) - непосредственным изображением натуры, передающим ее изменчивость, подвижность. С помощью штрихового наброска создавал посредством мн. беглых линий ощущение движения. Илл. П. воссоздают эмоц. характер произв. (илл. к ром. Л. Н. Толстого "Воскресение", итал. карандаш, белила, 1898-99). Созданию настроения в произв. П. способствует светотень, с помощью к-рой выделяются одни части композиции и погружаются в тень другие. Светотень придает произв. живописность, создает тональные нюансы, усиливающие эмоциональность рисунка. П. также широко использовал прием пленэрной живописи. Создал ряд портретов ("Л. Н. Толстой с семьей в Ясной Поляне", "Заседание совета худ.-преподавателей Моск. уч-ща живописи, ваяния и зодчества" - групповой портрет, решенный как жанровая сцена, оба - 1902; "Портрет И. И. Бродского", 1920). Для портретной живописи П. характерна как недоговоренность, когда худож. ограничивается передачей общего впечатления, так и использование колористич. эффектов, яркость и напряженность цвета. С 1921 П. жил в Германии, затем в Великобритании, продолжал работать в жанре портрета.

Л. О. Пастернак. Илл. к роману Л. Н. Толстого «Воскресение»

Л. О. Пастернак. Илл. к роману Л. Н. Толстого «Воскресение»

Пастозность

ПАСТО́ЗНОСТЬ (от итал. pastoso - тестообразный) - толщина, неровность, рельефность нанесенного на грунт слоя масляной краски, создающая в наиб. выпуклых местах блики. Позволяет передать материальность, объемную предметность образа, раскрыть пластич. выразительность красочной массы. Напр., П. в работах Н. С. Гончаровой.

Пастораль

ПАСТОРА́ЛЬ (от лат. pastoralis - пастушеский) - 1) Муз.-театральный жанр или его отдельные сцены, в к-рых идиллически-наивно воспроизводится сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделенных аристократич. манерами и условно-чувствительными переживаниями. Истоки восходят к антич. эклоге, буколич. поэзии (Феокрит, Вергилий), расцвет П. наблюдается в придворном театре Франции и Италии 17-18 вв., в т. ч. в опере. П. в России известна с 18 в. (в 1760 в Санкт-Петербурге поставлена "Героическая П." Ф. Цопписа). Е. И. Фомин создал оперу-П. "Клорида и Милон". Стилизованною П. является интермедия "Искренность пастушки" из оперы "Пиковая дама" П. И. Чайковского. И. Ф. Стравинский включил П. в "Историю солдата".

2) Инструмент. или вокально-инструмент. произведение, либо одна из его частей, посвященные сельской жизни и миру чувств на лоне природы. В 18 в. распространились песни-П., в том числе в России (О. А. Козловский). В кантатах и ораториях 17-18 вв. П. нередко связывались с пастырской миссией Христа ("Мессия" Г. Ф. Генделя). П. встречается в концертах и симфониях (симфонии № 6 "Пасторальная" Л. Бетховена, одноименные № 2 А. Т. Гречанинова и № 5 Г. Н. Попова). П. для фортепиано сочиняли Козловский, А. К. Лядов, С. С. Прокофьев, Гречанинов, Г. П. Дмитриев. Стравинскому принадлежит П. для голоса и фп., Гречанинову - для виолончели и фп., А. Г. Шнитке - для скрипки и фп., С. М. Ляпунову, Х. С. Кушнареву и С. М. Слонимскому - для органа, Ю. Г. Крейну - для симфонического оркестра.

Пастухов Анд. Вас.

ПАСТУХО́В Анд. Вас. (1860-99) - воен. топограф и альпинист, принимал участие в топогр. съемке высокогорного Кавказа, иссл. ряд вершин и ледников. Обнаружил следы древнего оледенения на Арагаце (Алагез). Совершил восхождение на Казбек, Б. Арарат и др. В 1890 первым из рус. поднялся на вершину Эльбруса, а в 1896 - на его вост. вершину. Отметка 4600 на Эльбрусе наз. "приютом Пастухова".

Пастырь

ПА́СТЫРЬ (лат. pastor - пастух) - первоначально почетная "профессия" у др. израильтян. Образ П. играет большую роль как в Ветхом, так и в Новом Заветах. Ветхозаветный Иаков характеризовал Бога как своего П. Этим же словом характеризовались и цари. В Новом Завете символ доброго П. - Иисус Христос. Апостолы и рук. первых христ. общин тоже ассоциировались с этим словом, будучи призваны "пасти Церковь Господа и Бога".

Пасха

Статья большая, находится на отдельной странице.

Патерик

ПАТЕРИ́К (греч. πατερικόν от πατήρ - отец) - в рус.-слав. традиции - "Отечник". Общее название раннесредневековых собраний рассказов о монахах и отшельниках, преим. вост.-христианских. Патерики не дают подробного рассказа о жизни подвижника, ограничиваясь наиболее важными и интересными эпизодами. На Руси через посредство юж. славян были известны с 11 в. Сохранившиеся в др.-рус. списках П.:

"Скитский поглавный" (6 в.) переведен, очевидно, в 10 в. в Болгарии, представляет собой сб. изречений прославившихся монахов. Афоризмы систематизированы по темам и расположены по главам. Др.-рус. рукопись 14 в.

"Синайский" Иоанна Мосха (7 в.) повествует о монашестве на Бл. Востоке, а также на островах Средизем. моря и в Италии. Др.-слав. рукописи - 11-12 вв., др.-рус. - 15 в. Отдельные рукописи из Синайского П. включались в Пролог с заголовком "Слово от Лимониса".

"Римский" - "Диалоги о житии и чудесах италийских отцов и о вечной жизни души" Григория Великого, (кон. 6 в.). Слав. перевод осуществлен с греч. перевода, предположительно слав. просветителем Мефодием, в 10 в. Др.-рус. рукописи 16 в.

"Египетский" - основу составляют "История егип. монахов" 4 в. и "Лавсаик" еп. Палладия Еллинопольского, написанный в 5 в. и повествующий о егип. монахах. Др.-рус. рукопись 15 в.

"Азбучно-Иерусалимский" (собрание "Изречений отцов", расположенных в алфав. порядке. Это собрание сложилось в 9 в., в 10 в. было переведено в Болгарии, в др.-рус. письменности отразилось уже в Изборнике 1076 и в Прологе). На его основе возникли "П. алфавитный" в 17 в. и "П. азбучный", напечатанный в Супрасле в 1791. В слав. странах были созданы также редакции "П. сводного" (Болгария, 14 в.) и "Скитского П." позднейшей редакции. Небольшие занимательные рассказы П. были очень популярны в Др. Руси, включались в Прологи, различные сборники.

Помимо переводных с греч. на Руси бытовали ориг. сочинения: Киево-Печерский П. 13 в., под его влиянием были составлены П. 16-17 вв. ("Волоколамский", "Псково-Печерский", "Соловецкий"). Др.-рус. П. непосредственно ориентировались на предшествующие им сочинения. Но, несмотря на лит. заимствования, они очень точно отражают мировоззрение той эпохи, когда они создавались, содержат много конкретных ист. реалий, что делает их ценными пам. письменности. Лит. достоинства патеричных рассказов сделали их любимым чтением монахов и мирян на протяжении всего средневековья.

Изд. и лит.: Синайский патерик. М., 1967; Пам. лит-ры Др. Руси 12 в. М., 1980; Николова С. Патеричните расказки в българската средневековна литература. София, 1980.

Патерсен Бенжамен

ПА́ТЕРСЕН Бенжамен (1750-1815) - швед. худож. Обучался в цеху живописцев-художников в Гетеборге (Швеция). В кон. 1770-х гг. приезжает в Россию (первонач. в Прибалтику, в 1787 (?) - в СПб.). Специализировался в обл. портретного и ист. жанров (ранний период), затем обратился преимущ. к гор. пейзажу (ведута). Исполнил около ста живоп. акварельных и гравиров. видов города, в к-рых передал прелесть и своеобразие СПб., его арх. ансамблей, характерные черты столичной жизни. Произведениям П. свойственны сдержанный колорит, камерность, подчеркнутая индивидуальность подхода к изобр. теме, тонкое понимание особенностей сев. природы.

Осн. произв.: "Дворцовая наб. у Мраморного дворца от Петропавловской крепости" (масло, 1793), "Дворцовая наб. у Зимнего дворца и Эрмитажа с Васильевского о-ва" (акварель, 1799), "Михайловский замок со стороны площади Коннетабль" (акварель, ок. 1801).

Патина

ПА́ТИНА (итал. patina) - слой окислов различных оттенков, образующихся на поверхности изделий из металлов (медь, бронза, латунь и др.) под влиянием кислорода, углерода, кислот и солей вследствие хим. реакции или спец. обработки (патинирования). П. не портит металл, а, наоборот, предохраняет его от коррозии. П. на монетах считается красивой и ценной, ее наличие часто является свидетельством подлинности монеты. П. имеет и декорат. значение: иногда она воспроизводится намеренно на худож. произведениях, например, П. наносится на гипсовый слепок с бронзовой скульптуры и т. д. П. нельзя путать со слоем вредных окислов.

Патканов Керопэ Петр.

ПАТКА́НОВ Керопэ (Константин) Петр. (1833-89) - кавказовед, историк Армении и Пер. Азии, арменовед-филолог. Учился в Лазаревском ин-те (Москва), Дерптском ун-те, окончил Гл. пед. ин-т в СПб. Преподаватель СПб. ун-та: с 1861 - адъюнкт, с 1871 - экстраординарный, с 1872 - ординарный проф. В 1885 избран чл.-корр. АН. Издал в оригинале и в пер. большую серию ср.-век. армянских ист. соч., новаторски использовал эти тексты как источники по истории Кавказа, Персии, Вост. Европы. Создал ряд работ по арм. диалектологии. В последние годы жизни обратился к ассириологии, первым в России занялся изучением Ванских (урартских) клинописных текстов. Работа о закавказских цыганах позволяет причислить П. также и к пионерам отеч. цыгановедения.

Соч.: Опыт истории династии Сасанидов по сведениям, сообщаемым армянскими писателями. СПб., 1863; Исследование о составе армянского языка. СПб., 1864; Исследование о диалектах арм. языка. СПб., 1869; Библиографич. очерк арм. исторической лит-ры. СПб., 1879; Очерк истории древней арм. л-ры. СПб., 1880; Цыганы: Несколько слов о наречиях закавказских цыган: боша и Карачи. СПб., 1887.

Патология речи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Патриарх

ПАТРИА́РХ - высший духовный сан в православной церкви, глава поместной церкви. Сан П. является пожизненным. В Др. Иудее П. называли главу синедриона. В христ. церкви существует с 4 в., как главный епископ города или области. Изначально выделились П. Александрийский, Римский, Антиохийский, Константинопольский и Иерусалимский, к-рые обладали всей полнотой церк. власти на своей территории (в патриархате) и были независимы друг от друга. В кон. 6 в. Константинопольский П. получает "преимущество чести" и право высшего надзора за соблюдением церк. законов и созыва Вселенского собора, за ним закрепляется титул "Вселенского П.". В римско-католич. церкви титул П. стали носить главы отдельных епархий. Кроме 4 древних восточных П. (Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского) в наст. время существует еще несколько П., возглавляющих поместные православные церкви - Русскую, Сербскую, Румынскую, Болгарскую, Грузинскую (католикос-П.). На протяжении истории Православной церкви появлялись и исчезали патриархаты: Доростольский, Тырновский (оба в Болгарии), Печский (Сербия), Сремско-Карловацкий (Венгрия). Титул П. существует и в нек-рых др. церквах: Армянской апостольской (П.-католикос), Коптской и несторианской.

Патриаршество в России было учреждено в 1589 при царе Федоре Иоанновиче стараниями Бориса Годунова (до того времени главой рус. церкви был митрополит). Фактически же рус. церковь уже с 15 в. сохраняла лишь номинальную зависимость от Константинопольского патриархата. Первым П. Московским и всея Руси стал Иов. Собор вост. П. отвел Московскому П. последнее, 5-е место (после Иерусалимского), к-рое сохраняется и поныне. В 1700 со смертью П. Адриана патриаршество в России было прекращено, т. к. Петр I решил всецело подчинить церковь своей власти. С 1721 РПЦ управлял Святейший Правительствующий Синод во главе с обер-прокурором (мирянином). Синодальный период в истории рус. церкви продолжался до 1917, когда на Поместном соборе патриаршество было восстановлено.

В наст. время П. Московский и всея Руси управляет церковью совместно со Священным Синодом, подотчетен только Поместному и Архиерейскому соборам и является полномочным представителем церкви перед гос-вом.

Патриархи Московские и всея Руси: Иов (1589-1605), Игнатий (1605-06), Гермоген (1606-12), Филарет (1619-33), Иоасаф I (1634-40), Иосиф (1640-52), Никон (1652-66), Иоасаф II (1667-72), Питирим (1673), Иоаким (1674-90), Адриан (1690-1700), Тихон (1917-25), Сергий (1943-44), Алексий I (1945-70), Пимен (1971-90), Алексий II (с 1990).

Патристика

ПАТРИ́СТИКА (от лат. pater - отец) - богословская наука, занимающаяся изучением соч. святых Отцов Церкви и систематическим изложением содержащегося в них учения. Кроме "вселенских учителей" (свв. Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Афанасия Александрийского и др.) русская П. причисляет к Отцам Церкви и канонизированных святых, учение к-рых полностью согласуется с учением правосл. церкви.

Патроним

ПАТРО́НИМ (от греч. πατήρ - отец и όνομα - имя) - вид антропонима: именование, произвед. от имени или прозвища (прозвания) отца, отчество, фамилия от прозвища отца или предков по отцовской (муж.) линии.

Паузник

ПА́УЗНИК - см. Дольник.

Паулс Раймонд(с) Волдемарович

ПА́УЛС Раймонд(с) Волдемарович (род. 1936) - композитор и джазовый пианист. Окончил Латвийскую конс. по фп. у Г. Брауна (1958) и в дальнейшем там же обучался композиции у Я. А. Иванова (1962-65). В 1964-71 - худож. руководитель РЭО (Рижского эстрадного оркестра), в 1973-78 - ансамбля "Модо". Автор мюзиклов "Сестра Керри", "Шерлок Холмс" (оба 1979). Всесоюзную известность приобрел как автор песен для А. Б. Пугачевой ("Маэстро", "Миллион алых роз" и др.). Лауреат Всесоюзного смотра молодых композиторов (1961), премии комсомола Латвии (1970), Гос. премии Латвии (1977), премии комсомола СССР (1981). Нар. артист СССР (1985).

Паустовский Конст. Георг

ПАУСТО́ВСКИЙ Конст. Георг. (1892-1968) - прозаик. Род. в семье ж.-д. чиновника. Детство и юность провел на Украине. Закончил г-зию в Киеве, учился в Киевск. ун-те на естественно-ист. ф-те (1911-13), затем на юрид. ф-те Моск. ун-та (курса не кончил). В годы 1-й мир. войны был на фронте санитаром, в годы рев-ции занимался журналистской работой в Киеве, Одессе, на Кавказе, с 1923 - в Москве. Первый рассказ опубликован в 1912, первый роман "Романтики" написан в 1916-23, опубл. в 1935. П. создатель лирико-романтич. прозы о путешествиях, благородных людях, совершающих подвиги человеколюбия, возвыш. чувствах, прекрасной природе: "Блистающие облака", 1929; "Кара-Бугаз", 1932; "Колхида", 1934; "Судьба Шарля Лонсевиля", 1933; "Северная повесть", 1938. П. создал ряд худож. биографий ("Орест Кипренский", 1937; "Исаак Левитан", 1937; "Тарас Шевченко", 1939). Во 2-й пол. 30-х гг. много пишет для детей ("Заячьи лапы", 1937; "Летние дни", 1937; "Мещерская сторона", 1939; "Кот-ворюга", 1941 и др.). В воен. годы сотрудничал в газетах. После войны много лет работал над автобиогр. "Повестью о жизни" (1945-63), а также книгой о тайнах творчества "Золотая роза" (1956). Выступал против полит. преследований писателей. П. преподавал в Лит. ин-те им. Горького, был составителем альм. "Лит. Москва" (1956) и "Тарусские страницы" (1961).

К. Г. Паустовский

К. Г. Паустовский

Пахомов Ал. Фед

ПАХО́МОВ Ал. Фед. (1900-73) - график, живописец (станковист и монументалист), нар. худож. СССР (1971), действ. чл. АХ СССР (1964), учился в Центр. уч-ще технич. рисования (1915-17, 1921) у Н. Тырсы, С. Чехонина, М. Добужинского, В. Лебедева; в Ленингр. отд. ВХУТЕИНа (1922-25) у А. Савинова; один из организаторов об-ва "Круг" (1926-31), чл. Ленингр. отд. Союза художников (с 1932). Худож. деят-ность начинает как живописец (роспись "Хоровод детей всех наций", 1929; "Жница", "Портрет работницы", 1927-28 и др.). В 20-е гг. определяется специфика худож. яз. П. - обобщение, лаконизм, создание образов типов. С 30-х гг. уделяет осн. внимание графике (станковой и книжной) - рис., акварели, литографии. Широко использует разнообр. возможности техник - от линеарных до живописных, достигая высокого уровня худож. культуры. Иллюстрирует произв. заруб. и отеч. классики (Н. Некрасов, И. Тургенев, Е. Шварц, С. Маршак и др.), создает выразит. дет. образы - типы рус. деревенских детей, фактически открывает нового героя в иск-ве. В сер. литографий "Ленинград в дни блокады" (1942-44) худож. документально запечатлено мужество людей, высота их нравств. подвига. Высокой худож. уровень, народность образов и характеров отличают илл. к произв. Л. Толстого (1960-70, "Азбука", "Филиппок" и др.).

Преподавал в Ленингр. ин-те живописи, скульптуры и архитектуры с 1948, руководил отд. станковой графики, в 1949 утвержден в звании проф.

Лит.: Матафонов В. С. А. Ф. Пахомов. М., 1981.

Пахомов Евг. Ал-др.

ПАХО́МОВ Евг. Ал-др. (1880- 1965) - археолог и нумизмат. Род. в г. Ставрополе Кавказском. В 1902 окончил Технол. ин-т в Пб., а 2-мя годами ранее - Петерб. археол. ин-т. В 1920 был избран действ. чл. науч. ассоциации Бакинского ун-та, а с 1922 по 1930 заведовал каф. археологии и нумизматики. В 1920 являлся одним из организаторов Музея истории Азербайджана. В 1947-53 заведовал каф. археологии Азерб. гос. ун-та. Засл. деятель науки АзССР (1955). В 1962 избран чл.-корр. АН АзССР. П. - один из крупнейших иссл. монетного дела и ден. обращения Азербайджана. Его перу принадлежат ок. 100 науч. работ, посв. истории, археологии и нумизматике Кавказа, в т. ч.: "Монетные клады Азербайджана и др. республик и краев Кавказа" (Баку, 1926-66. Вып. 1-9), "Монеты Азербайджана" (Баку, 1959-62. Вып. 1-2), "Монеты Грузии" (Тбилиси, 1970).

Пахомова Люд. Ал

ПАХО́МОВА Люд. Ал. (1946-86) - фигуристка, з. м. с. СССР (1970), засл. тренер РСФСР (1984). Одна из лучших фигуристок мира, добившаяся выдающихся результатов в танцах на льду. Чемпионка Олимп. игр (1976), неоднокр. чемп. мира и Европы (1970-76), СССР (1964-75) в спорт. танцах на льду (с В. И. Рыжкиным в 1964-66, с А. Г. Горшковым с 1969).

Л. А. Пахомова и А. Г. Горшков

Л. А. Пахомова и А. Г. Горшков

Предыдущая страница Следующая страница