Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Параскева-Пятница

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Параскева-Пятница

ПАРАСКЕ́ВА-ПЯ́ТНИЦА - персонаж вост.-слав. двоеверия, совмещающий в себе дохристианский персонаж - Пятницу (не обязательно носивший в точности это имя) и чисто христ. - Св. Параскеву. Христ. церковь знает неск. св. Параскев, но имя П.-П. (греч. слово в языке Н. Завета значит, в частности, "день накануне субботы") закрепилось за великомученицей Параскевой, посвятившей себя аскетич. жизни, несмотря на происхождение (она была дочерью богатых и благородных родителей), и погибшей мученич. смертью во время гонений на христиан при имп. Диоклетиане (происходивших в 303-04 н. э.). Ее привели на суд к правителю обл., к-рый предложил взять ее в жены, если она отречется от Христа (такое отречение, видимо, было бы для язычников "изменой" христ-ву и суд. доказательством того, что она не является христианкой, в чем ее обвинял суд). Параскева отказалась отречься и была обезглавлена. Прибавление к имени великомученицы названия дня недели, вероятно, не случайно (есть Св. Пятница и у румын, а следы языч. "Пятницы" есть у юж. славян, слитые с культом Св. Петки). Видимо, это как-то связано с характеристикой самого дня. Рус. пословица "Пятница - страстям Христовым причастница" явно ассоциирует мученичество греч. святой с выделением в пасхальной неделе Страстной пятницы (наряду со Страстным четвергом).

Вост.-слав. (и, видимо, общеславянская) "Пятница" является одним из продолжений осн. жен. божества славян, известного под именем Мокошь. Древнейшее состояние этого персонажа реконструируется как персонификация нечетного дня недели в противоположность четвергу - дню четному и мужскому (ср. рус. названия и их грамматич. род), к-рый в разных индоевроп. традициях связывался с Громовержцем (названия четверга в герм. и романских языках "день Тора" или "день Юпитера"). Оппозиция "чет-нечет" обычно соотносится с оппозицией "мужской-женской", а названия пятницы во многих традициях связаны с именем жен. ("день Фреи", "день Венеры"). Соответственно пара "Четверг-Пятница", видимо, в более ранний период выступала в лице осн. божеств Перун-Мокошь.

В актуальной слав. традиции Пятница связана со специфически жен. поведением, ремеслами. Ее называют льняницей, т. е. покровительницей прядения, к-рое всегда было чисто жен. занятием, и льна - лен начинали мять со дня Св. Пятницы - 28 окт. ст. ст. Ее называли иногда "бабьей святой", причем "баба" понималась здесь в спец. смысле, как повитуха, и сама Пятница, по нек-рым представлениям, повивала. Гл. функции Пятницы - это связанные с ее днем запреты - необходимость поста и запрет на прядение, иногда шитье и др. подобные работы (Пятница ходит исколотая иглами, веретенами и др.). Пятницу, по нек-рым сведениям, в обрядах персонифицировала "жонка проставласая"; изв., что ее называли "водяной и земляной матушкой". Здесь первое назв. относится к влаге, но сближается с такими наименованиями, как "водяной", "водяной хозяин", т. е. с назв. нечисти. Второе же, "земляная матушка", скорее всего сближает ее с "матерью сырой землей" (ср. мотив влаги) и тем самым отчасти с Богородицей. Оба эти признака иногда проявляются во встречающихся изображениях Св. Пятницы на обороте икон Богородицы. Др. круг мотивов связан с влагой, водой - в пятницу нельзя купать детей, стирать одежду ("мыть", по формулировке "Стоглава"), вода входит и в наказания за нарушение запретов: тому, кто не постится в пятницу, угрожает опасность утонуть. Еще откровеннее эта тема выступает в названии обряда "мокрида" (ср. с именем Мокоши), к-рый состоит в принесении жертв Св. Пятнице - кудель, ткани (т. е. результаты прядения и ткачества, продукты жен. труда) бросались в колодец. На колодцах ставилась деревянная скульптура Св. Пятницы - подтверждение двоеверческого характера культа. Правосл. церковь активно боролась с религ. скульптурой (очень распростран. в католичестве), исключениями были, пожалуй, лишь изображения Пятницы и Николы. Вообще культ Пятницы обнаруживает много параллелей и перекличек с культом Николы. Это, видимо, объясняется не только симметричным противопоставлением их языческих прообразов - Волоса и Мокоши - одному и тому же персонажу Громовнику, Перуну, но и непосредств. связью жены Громовержца с его противником. Есть следы усложненного культа "Двенадцати Пятниц", маргинальный характер носит проявление Пятницы в сказке (наряду с Понедельником и Средой), более показательны дух. стихи, где Пятница велит поститься по пятницам. Видимо, производным от Пятницы или от того же прототипа, что и Пятница, является гораздо менее известный культ Недели (здесь в смысле "Воскресение"); у них много общих черт - Неделя также страдает от женской работы в ее день (прядут не лен, а ее волосы) - этот запрет более согласуется с церк. предписаниями. Юж. славяне иногда утверждают, что Пятница - мать Недели.

Лит.: Потебня А. А. О мифич. значении нек-рых обрядов и поверий // Чтения Об-ва истории и древностей российских. 1865. Кн. 3; Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Слав. языковые моделирующие семиотич. системы. М., 1965; Иванов Вяч. Вс. Мотивы вост.-слав. язычества и их трансформация в рус. иконах // Нар. гравюра и фольклор в России 17-19 вв. М., 1976; Успенский Б. А. Филологические разыскания в области слав. древностей. М., 1982. Экскурс 6.

Параскева-Пятница в Житии. Икона 16 в.

Параскева-Пятница в Житии. Икона 16 в.

В начало словаря