Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "П" (часть 4, "ПАХ"-"ПЕР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 4, "ПАХ"-"ПЕР")

Пахтусов Петр Куз

ПА́ХТУСОВ Петр Куз. (1800-35) - полярный мореплаватель. Окончив Кронштадтское штурманское уч-ще, участвовал в эксп. Ф. П. Литке (1821-24), в ходе к-рой исследовал устье Печоры и берегов Сев. Ледовитого океана. В дальнейшем продолжал гидрографич. работы под рук-вом известного гидрографа вице-адм. М. Ф. Рейнеке. В 1829 составил план дальнейшего изучения берегов Новой Земли. В 1832-35 в ходе трех эксп. исследовал и описал вост. берега архипелага от юж. оконечности до о-ва, назв. его именем (о-в П.). После смерти П. работу продолжил его помощник А. К. Циволька. В 1886 П. поставлен памятник в Кронштадте.

Пачка балетная

ПА́ЧКА БАЛЕ́ТНАЯ - деталь костюма балерины, состоящая из многочисл. слоев прозрачной ткани. Прикрепляется к удлиненному облегающему лифу, образуя пышную, горизонтально стоящую юбку. П. Б. появилась во 2-й пол. 19 в., когда возросла техника классич. танца и возникла необходимость укоротить юбку балет. костюма.

Пашкевич Вас. Ал

ПАШКЕ́ВИЧ (Паскевич) Вас. Ал. (ок. 1742-97) - композитор, скрипач, дирижер. О месте рождения и детстве ничего не известно. 10 апр. 1763 "из находящихся при Певческой капеллии певчих" определен "музыкантским учеником при гофмузыке". Тогда же поступил скрипачом в Придворн. оркестр (2-й состав), более года обучал пению воспитанников муз. классов при АХ (1773).

Существенное влияние на мировоззрение и круг общения П. оказало вступление в члены масонской орг-ции (ложа "Урания"), на собраниях к-рой нередко "брат П." музицировал с "братом Ясникольским". На собраниях ложи бывали А. Радищев, его соученики по Лейпцигу А. Рубановский и П. Челищев, литераторы В. Майков, М. Попов.

Известность П. принесла оп. "Несчастье от кареты" (текст Я. Княжнина, Эрмитаж, 1779). С 1780 по 1782 П. - дирижер и рук. "музыкальной частью" Вольного рос. т-ра К. Книппера. Для труппы т-ра П. написаны оп. "Скупой" (текст Княжнина, 1781, датировка Е. Левашева) и "Тунисский паша" (текст М. Матинского, 1782).

23 авг. 1783 "за недостатком хороших скрипачей" П. вновь принят в Придворн. оркестр (1-й состав), 1 марта 1789 назначен дирижером "на балах" с обязанностью "играния в оркестре", с чином коллеж. асессора (соотв. армейскому полковнику). П. принимает участие в соч. музыки к оп. на тексты Екатерины II: "Февей", "Федул с детьми" (совм. с В. Мартин-и-Солером, 1791) и "Начальное управление Олега" (с К. Каноббио и Д. Сарти, 1790), а также кантат "Амур и Психея" (на стихи Г. Державина, 1793), "Храм всемирного ликования" и дух. концертов.

Лучшей оп. П. считается "Санкт-Петербургский гостиный двор, или Как поживешь, так и прослывешь" (редакция комич. оп. Матинского, СПб., 1792).

Пашковцы

ПАШКО́ВЦЫ - сектанты, названные так по имени своего "главы" - отставного гвард. полк. В. А. Пашкова. Секта образовалась под влиянием проповеди англ. лорда Рестока, приезжавшего в Россию. П. отрицали иконы, святых, Таинство и церк. иерархию. Секта П. пользовалась большим влиянием в 1870-80-х гг. В 1876 они создали "Общество поощрения дух. нравственного чтения", к-рое было закрыто по повелению Александра III лишь в 1884. В 1878 Пашков ответил категорич. отказом на призыв вернуться в лоно офиц. Церкви. Весной 1880 была образована особая правительств. комиссия под председательством гр. П. А. Валуева для изыскания методов борьбы с П., в к-рую вошел и обер-прокурор Св. Синода К. П. Победоносцев. Результаты деят-ности этой комиссии, впрочем, были незначительны: остановить рост влияния П. ей так и не удалось.

Пашуто Вл. Тер.

ПАШУ́ТО Вл. Тер. (1918-83) - историк, д-р ист. наук, проф., чл.-корр. АН СССР (с 1976), крупнейший иссл. истории Др. Руси. Род. в Ленинграде, в 1941 окончил ист. ф-т ЛГУ. После войны учился в аспирантуре Ин-та истории АН СССР (учителя - Б. Д. Греков и В. И. Печета). В 1948 защитил канд. дисс, легшую в основу монографии "Очерки по истории Галицко-Волынской Руси" (1950). В 1955 вышла монография "Помезание", а в 1959 - "Образование Литовского государства", по ней в 1960 была защищена докт. дисс. В соавт. написаны: "Пути развития феодализма" (1972), "Корчула" (1976). В своих трудах автор подвергает комплексному иссл. проблемы становления раннеклассовых об-в, развития феод. формации в Др. Руси и у др. народов Вост. Европы. Ряд работ посв. междунар. положению др.-рус. гос-ва: "Др.-рус. гос-во и его междунар. значение" (1965, в соавт.), "Др.-рус. наследие и ист. судьбы вост. славянства" (1982, в соавторстве), "Внешняя политика Др. Руси", удостоенная премии им. акад. Грекова. Большое внимание уделено борьбе рус. гос-ва за независимость: "Героич. борьба рус. народа за независимость в 13 в." (1956), "Александр Невский" (1974). П. участвовал в создании коллект. тр.: "Очерки по истории нар. СССР", "Всемирная история", многотомной "Истории СССР", учебников для высшей школы; был инициатором и ред. проблемных сб. статей: "Феодальная Россия во всемирно-ист. процессе" (1972), "Общество и гос-во феодальной России" (1975), "Методика изучения древнейших источн. по истории народов СССР" (1979), "Россия на путях централизации" (1982). П. - основатель (1969) и рук. сектора истории древнейших гос-в на терр. СССР в Ин-те истории СССР АН СССР. По его инициативе начала публиковаться многотомная серия "Свод древнейших источн. по истории народов СССР". Благодаря стараниям П. в 1980 был подписан договор между АН СССР и Польской АН о совм. изд. важнейшего собр. источн. по истории народов Вост. Европы - "Литовских метрик". С 1980 П. руководил Науч. советом по ист. географии и картографии, с 1979 - Всесоюзным симпозиумом по аграрной истории стран Вост. Европы. Преподавал в Ист.-архивном ин-те и в Моск. обл. пед. ин-те. Автор 250 работ, в т. ч. 15 монографий.

Певцов Илларион Ник

ПЕВЦО́В Илларион Ник. (1879-1934) - драм. актер. В 1902 окончил драм. отделение Муз.-драм. уч-ща Моск. филарм. об-ва. В 1902-05 - в "Т-ре новой драмы", рук. В. Мейерхольдом, и в студии на Поварской. В 1906-15 - на провинц. сцене. В 1915-20 - в т-ре Корша (Москва). В 1920-22 руководит Иваново-Вознес. т-ром. В 1922-25 - актер МХАТ и Первой студии МХАТ (МХАТ-2). С 1925 по 34 - в Александрин. т-ре. Выделялся как характерный актер и в амплуа "неврастеника", обладал яркой индивидуальностью актера-психолога и творч. самостоятельностью. "Его исполнение было повестью о мыслящих одиночках, несогласных с окружающим и нашедших спасение в язвит. осуждении и мстит. разочаровании" (П. Марков). Роли: Неизвестный - "Маскарад" М. Лермонтова, царь Федор Иоаннович в одноим. пьесе А. К. Толстого, Карандышев - "Бесприданница", Крутицкий - "На всякого мудреца довольно простоты", Вышневский - "Доходное место" А. Островского, Иван Карамазов и Мышкин в инсц. ром. Ф. Достоевского "Братья Карамазовы" и "Идиот", Протасов - "Живой труп" Л. Толстого, Калгуев - "Новое дело" и Морской - "Цена жизни" В. Немировича-Данченко, Калабухов - "Не убий", Савельев - "Мысль", Тот - "Тот, кто получает пощечины" Л. Андреева, Павел I в одноим. пьесе Д. Мережковского, Незелесов - "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова, Бородин - "Страх" А. Афиногенова, Лир, Отелло в траг. У. Шекспира, Грегорс - "Дикая утка" Г. Ибсена.

Певцов Мих. Вас.

ПЕВЦО́В Мих. Вас. (1843-1902) - географ, путешественник, исследователь Центр. Азии, ген.-майор. Род. в Новг. губ. Окончил Академию Ген. штаба (1872). В 1876 совершил путешествие в Джунгарию, произвел съемку и астр. определения; выполнил разносторонние геогр., зоол. и ботан. иссл. В 1878-79 совершил путешествие через Монголию и Гоби, снял на карту пройд. путь и составил подробное геогр. описание. В 1889-90 осуществил задум. Н. М. Пржевальским эксп. в Кашгарию и Куэнь-Лунь. Эксп. открыла (1890) Токсунскую впадину - зап. часть обширной Турфанской депрессии. Составлена карта Вост. Туркестана и сев. окраины Тибетского нагорья в масш. 10 верст в дюйме, оборудована метеостанция. Разработал метод определения геогр. широт по наблюдениям двух звезд на равных высотах (способ П.). Получ. материалы опубл.: "Тр. Тибетской экспедиции 1889-90 гг..." (1895); "Путешествие в Кашгарию и Кун-Лунь" (М., 1949); "Путешествие по Китаю и Монголии" (М., 1951).

Один из организаторов зап.-сиб. отд. РГО (создано в 1877). Награжден малой зол. медалью (1879), медалью им. Ф. П. Литке (1885), Константиновской медалью (1891) Рус. геогр. об-ва. Именем П. назв. ледник Монг. Алтая.

Певчие

ПЕ́ВЧИЕ - участники церк. хора. Принадлежали к сословию церковнослужителей и поставлялись иерарх. властью, от к-рой находились в зависимости. В 15-18 вв. особые хоры П. состояли при особах царя и патриарха (государевы П., патриаршие П).

Пейзаж

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пекарский Петр Петр.

ПЕКА́РСКИЙ Петр Петр. (1827-72) - историк и библиограф. Род. в поместье Отрада, ок. Уфы. Окончил Казанский ун-т. Занимался изучением истории науки, лит-ры и просвещения в России в 18 в. В 1862 П. опубл. тр. "Наука и литература в России при Петре Великом" (Т. 1-2; Т. 2 - "Описание славяно-русских книг и типографий, 1698-1725"), удостоенный Демидовской премии и открывший ему путь в АН: в 1863 избран в адъюнкты, в 1864 экстраординарным акад., а в 1868 ординарным акад. Вскоре приступил к созданию "Истории императорской АН". Преждеврем. смерть помешала ему закончить этот труд, задум. в форме биобибл. словаря академиков в хронологич. порядке их работы в Академии. Словарь был доведен до 1766, вышли в свет два первых тома (1870-73). Работы П. в равной мере являются ист. и библиогр.; в них он стремился слить воедино ист. науку с библиографией. В них был и один существ. недостаток, отмеч. мн. его современниками: скованность мысли и отсутствие науч. выводов.

Пекарский Эдуард Карл

ПЕКА́РСКИЙ Эдуард Карл. (1858-1934) - языковед, этнограф, фольклорист, востоковед-тюрколог. В 1877 начал учебу в Харьковском ун-те, но уже в след. году уволен за участие в студ. волнениях, подвергался арестам. В 1881 сослан в Якутию с лишением всех прав и состояния. В 1894-96 принял участие в эксп. Вост.-Сиб. отд. РГО, собрал обширный материал по яз., фольклору и этнографии якутов, приступил к работе над "Якут. словарем". В 1903 участвовал в Аяно-Нельканской эксп., продолжил сбор сведений по якут. яз. и этнографии приаянских эвенков. При содействии АН в 1899 переселился в Якутск, а в 1905 - в Пб. В 1905-10 состоял на службе в Этногр. отделе Рус. музея, а с 1911 - в Музее антропологии и этнографии, где продолжал иссл. якут. яз., этнографии якутов и эвенков. Уточнил классификацию жанров якут. фольклора. В 1911-17 - редактор ж. "Живая старина". Публиковал свои труды на рус. и польск. яз. В 1927 был избран чл.-корр. АН СССР, в 1931 - поч. акад.

Соч.: Словарь якутского языка: В 13 вып. СПб.; Пг.; Л., 1899-1930 (М., 1958. Т. 1-3); К вопросу о происхождении слова "тунгус" // Этногр. обозрение. М., 1906. Кн. 70-71; Образцы народной литературы якутов: Т. 1, вып. 1-5. СПб., 1907-1911; Предания о том, откуда произошли якуты. Иркутск, 1925.

Пельмень

ПЕЛЬМЕ́НЬ - вареное изделие из пресного теста в виде ушка с сочным фаршем, чаще всего из мяса (обычно 2-3 видов). Заимств. из финно-угорск. яз., где оно обозначает "ухо из теста". Распространены преим. в Сибири, на Урале, С. России. Изделия типа П. встречаются у мн. народов: татар, грузин (хинкали), узбеков и таджиков (чучвара) и т. д.

Пельмени русские

Пельмени русские

Пензенки

ПЕ́НЗЕНКИ - См. Колокольчики.

Пенкина Зин. Мих.

ПЕ́НКИНА (Триполитова) Зин. Мих. (1861-87) - первая в России женщина-библиограф. В 1885 окончила Высш. жен. Бестужевские курсы в СПб., ученица В. И. Межова. Осн. библ. тр. П.: "Полесье. Библиогр. мат-лы по истории, географии, статистике, этнографии и экономическому состоянию Полесья" (1883), "Рус. библиография морского дела за 1701-1882 гг. "(1885), "Закаспийский край" (1888), "Библиогр. материалы по ж.-д. делу. 1876-83 гг." (1888). П. собрала картотеку, состоящую из неск. тыс. заглавий печ. работ по истории жен. вопроса в России. Преждеврем. смерть от чахотки помешала ей завершить этот труд.

Пентон

ПЕНТО́Н (от греч. πέντε - пять) - в силлабо-тонич. стихосложении - стопа из 5 слогов. В завис. от места ударного слога различают: П. 1-й, П. 2-й, П. 3-й, П. 4-й, П. 5-й. Впервые П. (3-й) выделил и описал Д. Самсонов (в 1817). В рус. поэзии в качестве самостоят. размера получил распространение П. 3-й; др. виды в поэтич. практику не вошли (отдельные эксперименты Г. Шенгели и Ю. Левитанского). Пример П. (П. 2-й; Г. Шенгели):

Безводные золотистые пересыпчатые барханы

Стремятся в полусожженную неизведанную страну,

Где правят в уединении златолицые богдыханы,

Вдыхая тяжелодымную златоопийную волну.

Пенязь

ПЕ́НЯЗЬ - др.-рус. название пфеннига и денария. В 13-14 вв. - "деньги", гл. обр. для обозначения зап.-европ. монет, имевших хождение в нек-рых частях России.

Пеон

ПЕО́Н - в рус. стихосложении: 1) однородные двустопия (диподии) ямба или хорея с правильным чередованием ударных и безударных иктов (сильных мест); 2) стопа из 4 слогов. В завис. от места ударения различают: П. 1-й, П. 2-й, П. 3-й и П. 4-й. Два значения связаны с разными стиховедческими традициями. "Спи́те, полуме́ртвые увя́дшие цветы́" (К. Бальмонт) - в первом случае интерпретируется как 7-стопный хорей с пропусками метрич. ударений на 2-й, 4-й и 6-й стопах; во втором случае - как П. 1-й. Впервые 4-сложную стопу (П. 1-й) на материале рус. стиха выделил и описал Д. Самсонов (1817), следом (П. 3-й) - Н. Цертелев (1820). Пеонич. размеры редки в рус. поэзии, т. к. требуют большого кол-ва многосложных слов, хотя встречаются с 18 в. на всем протяжении истории рус. стиха. Из 4 видов П. наиб. изв. П. 3-й, использовавшийся как один из осн. размеров подражаний нар. песням (напр., у А. Мерзлякова). П. 1-й и П. 2-й в 19 в. представлены единичными примерами (Л. Мей "Хозяин", И. Мятлев "Фонарики"). Посл. четв. 19 в. дает все виды П. (И. Анненский, Ф. Сологуб, С. Городецкий, В. Брюсов и др.), впервые входит в стихотв. практику П. 4-й, к-рый долгое время считался несуществующим (К. Бальмонт "Равнина", "Змеиные валы"). П. встречается и в совр. поэзии (А. Кушнер, К. Чуковский и др.). Пример П. (П. 1-й; Н. Львова):

Ирисы печальные, задумчивые, бледные,

Сказки полусонные неведомой страны!

Слышите ль дыхание ликующе-победное

Снова возвратившейся, неснившейся весны?

Пепел

ПЕ́ПЕЛ - широко использовался для гаданий. Сжигали кудель и следили, куда полетят частицы пепла: если вверх, то это сулило благополучие, а для девушек - скорое замужество.

Первая брачная ночь

ПЕ́РВАЯ БРА́ЧНАЯ НОЧЬ - обычно ночь после свадебного дня (если в этот день невеста переезжает к жениху). В обряды, связ. с П. Б. Н., входит приготовление постели (ср. обряд греть постель: участники группы жениха, чаще - дружки ложатся на постель перед молодыми; правдоподобно, что обряд отражает ритуальную дефлорацию невесты не женихом, а др. лицом - ср. право сеньора - или, по крайней мере, он соотносим с сюжетами, в к-рых эту роль выполняет могучий помощник, Зигфрид в "Нибелунгах"; если молодой оказывался импотентом, то невеста просила позвать дружку, и он совершал дефлорацию), проводы молодых на постель, бужение молодых и демонстрация простыни или рубашки новобрачной для доказательства ее девственности. Разработана сложная система знаков, сигнализирующих о том, "честной" или "нечестной" оказалась невеста (напр., в крынке пробивают дырку и т. п.), нечестная невеста осмеивается, как и ее родители (если они присутствуют в этот момент свадьбы). Ночуют молодые, как правило, на "подклете" или же в клети. Клеть (подобно бане) выступает как "не вполне дом", помещение, обладающее признаками дома и в то же время необжитого, чужого пространства. Как всякий переход, дефлорация должна происходить в "маргинальном", "лиминальном" пространстве, в то же время молодые тем самым как бы постепенно переходят в дом. В зап.-европ. традиции с первой ночью в нек-рых местах было связано т. н. право сеньора, или право первой ночи (первую ночь с невестой мог провести сюзерен, к-рому принадлежали брачующиеся, - на этом мотиве построен сюжет "Женитьбы Фигаро" Бомарше).

"Первенец"

"ПЕ́РВЕНЕЦ" - первый оснащенный паровой машиной боевой корабль с брониров. корпусом, артил. вооружением, предназначенный для разрушения приморских крепостей и др. береговых укреплений противника. В рус. флоте было три корабля подобного назначения: "Первенец", "Не тронь меня", "Кремль". Построен в Англии в 1863. Стоимость судна без паровой машины - 916981,5 руб. Спереди судно имело таран, толщина бронир. плит - 4,5 дюйма, вес корпуса - 143580 пудов, мощность паровой машины - 300 л. с. На вооружении - 26 орудий большого калибра.

Пергамент

ПЕРГА́МЕНТ, ПЕРГА́МЕН - лист специально обработ. для письма кожи. Свое название П. получил от Пергама в М. Азии, где в 3-2 вв. до н. э. возникло его произ-во. Для изготовления П. использовали кожу маленьких или еще не родившихся ягнят, к-рых вырезали из утробы матери. Произ-во П. способствовало появлению кожаной книги-кодекса, к-рая к концу античности стала вытеснять из употребления папирус. В ср. века до начала книгопечатания пергаментный кодекс был осн. видом книжной продукции. Пергаментные книги часто иллюстрировались миниатюрами. В это время мат-лом для изготовления П. становится телячья кожа.

Пергола

ПЕ́РГОЛА (итал. pergola) - укрывающая от зноя увитая зеленью беседка или коридор, составл. из трельяжей (легких решеток) на столбах или арках. В садах и парках 16-18 вв. П. составляли единую композицию с ровно подстриж. насаждениями. Напр.: П. в Собственном садике Екатерин. парка Царского Села (арх. А. Видов, 1860-е гг.).

"Перевал"

"ПЕРЕВА́Л" - лит. группа, возникла в Москве в кон. 1923. Свое назв. ведет от статьи гл. ред. ж. "Красная новь" А. Воронского "На перевале", многие положения к-рой легли в основу платформы "Перевала". Группа издавала периодич. сб-ки "Перевал" (1924-28, вышло 6 сб.), "Ровесники" (1930-32), антологию "Перевальцы" (1930). Первоначально группу составили поэты и писатели, вышедшие из "Октября" и "Молодой гвардии" (М. Светлов, А. Ясный, М. Голодный и др.). Позднее к "П." присоединились прозаики А. Веселый, А. Малышкин, М. Пришвин, А. Платонов, И. Катаев, А. Караваева, Н. Огнев, поэты Э. Багрицкий, Д. Кедрин, критики Д. Горбов, В. Правдухин, А. Лежнев и др. Под Декларацией Всесоюзного объединения рабоче-крестьянских писателей "П." (Красная новь, 1927, № 2) подписалось около 60 чл. группы. Декларация была направлена против претензий РАППа единовластно руководить лит-рой, против "схематизма", голого бытописательства, "отсутствия мастерства" у ряда "пролетарских писателей". "Перевальцы", отмечая "свою органическую принадлежность к рев-ции" и признавая соц. заказ, настаивали на его органич. сочетании с творч. индивидуальностью писателя. Важным пунктом программы "П." была борьба за реализм, отсюда неприятие рационализма, техницизма, голых агитац. форм, пропагандируемых ЛЕФом и конструктивистами. Теоретики "П." выдвигали лозунги "искренности", "моцартианства", "правдивости" в иск-ве, "нового гуманизма" и др. Теоретич. установки "П." и ряд худож. произв. его членов (рассказ Катаева "Молоко" и др.) вызывали резкую критику со стороны РАПП и парт. печати. В 1930 "П." покидают Малышкин, Пришвин, А. Новиков, П. Павленко и др. Новая декларация "Перевал и иск-во наших дней" (1930) свидетельствовала о кризисе, переживаемом группой. "П." прекратил свое существование после партийного постановления от 23 апр. 1932 "О перестройке лит.-худ. орг-ций".

Переверзев Валериан Фед

ПЕРЕВЕ́РЗЕВ Валериан Фед. (1882-1968) - лит-вед. Учился на физ.-мат. ф-те Харьковского ун-та. В 1905-11 находился в заключении и в ссылке. После Окт. рев-ции - член Социалистич. (Коммунистич.) академии (с 1918), один из редакторов "Лит. энциклопедии" (1929-30), проф. Моск. ун-та (с 1921). Его попытки обосновать марксистский метод в лит-ведении (сб. "Лит-ведение", 1928) были осуждены как "механистич." (дискуссия о "переверзевской школе" в 1929-30). В 1938 репрессирован; реабилитирован в 1956. Первые работы П. опубликованы в 1910-х гг. (книги о Ф. М. Достоевском, 1912; Н. В. Гоголе, 1914 и др.). П. сделал попытку создать поэтику на основе диалектико-материалистич. социологии Г. В. Плеханова. С т. зр. П., все элементы стиля писателя определяются его классовым мироощущением и потому стиль есть эквивалент соц. закономерности. Такая методологич. посылка по существу была одним из теоретич. обоснований вульгарного социологизма.

Переворачивание предметов

ПЕРЕВОРА́ЧИВАНИЕ ПРЕДМЕ́ТОВ - действие в ритуалах мн. славян. народов, символизирующее переход героя ритуала из одного состояния в другое; особенно характерно для "обрядов перехода" (родины, свадьба, похороны). Ритуальное П. П. может иметь разные пространств. направления: по вертикали (сверху вниз, с ног на голову, вверх дном), по горизонтали (справа налево, с запада на восток), по линии внутри/снаружи (выворачивание наизнанку); оно функционально родственно ритуальной порче предметов (напр., битью горшков, к-рое может рассматриваться и как их "выворачивание наизнанку") и исторически нередко замещает такую порчу.

Широко распространено П. П. при похоронах, что символизирует переход человека на "тот свет" и имеет дополнит. апотропейную функцию - защиту от возвращения покойного в мир живых. При похоронах переворачивают сани или телегу, на к-рых везли покойного на кладбище, колыбельку (к-рую в таком виде кладут на могилу при похоронах ребенка), ведро, котел, корыто, стол, стулья, на к-рых стоял гроб; выворачивают наизнанку одежду. Аналог. образом П. П. служит для защиты от нечистой силы - оборотней, вампиров, неуспокоившихся мертвецов. Переворачивание треножника, миски, котла, саней, сошника, ярма у разных групп славян считается средством защиты от природных стихий (градовой тучи и т. п.). При лечении ребенка от рахита, сухотки и др. переворачивают котел, ведро, стол, надевают на ребенка одежду наизнанку. Зажигание перевернутой фитилем вниз свечи используют для возвращения украденной вещи, наказания вора или обидчика. В перевернутом положении (ничком) хоронили колдунов, чтобы избежать продолжения ими вредоносных действий и после смерти. Надевание вывернутой наизнанку одежды входит в нек-рые свадеб. обряды. У рус. запрещалось переворачивать хлеб коркой вверх - "покойник в доме будет"; в Полесье не принято класть ложки тыльной стороной вверх в обычные дни; это, напротив, считается обязательным при поминках.

Лит.: Маслова Г. С. Нар. одежда в вост.-славянских традиц. обычаях и обрядах 19 - нач. 20 в. М., 1984; Толстой Н. И. Переворачивание предметов в славянском погребальном обряде // Исследования в обл. балто-славянской дух. культуры: Погребальный обряд. М., 1990; Топорков А. Л. Домашняя утварь в поверьях и обрядах Полесья // Этнокультурные традиции рус. сельского населения 19 - нач. 20 в. М., 1990. Вып. 2.

Перевощиков Дм. Матв

ПЕРЕВО́ЩИКОВ Дм. Матв. (1788-1880) - астроном и математик, акад. Окончил Казанский ун-т (1808). С 1818 - преподаватель, с 1826 - проф., в 1848-51 ректор Моск. ун-та. В 1830-32 по иниц. и под рук-вом П. построена Моск. обсерватория. В 1851 переехал в Пб. В 1852 избран адъюнктом Петерб. АН, а в 1855 - акад. Автор работ по небесной механике. Создал первые на рус. яз. оригин. курсы астрономии - "Руководство к астрономии" (1826), "Основания астрономии" (1842). Популяризатор науч. наследия М. В. Ломоносова.

Передвижники

Статья большая, находится на отдельной странице.

Передвижные школы

ПЕРЕДВИЖНЫ́Е ШКО́ЛЫ - школы в ряде стран, имеющих редконаселенные р-ны или терр. с кочевым населением, - в Зап. Европе, затем в Канаде, Австралии. В дорев. России опыт работы таких школ начал использоваться с 70-80-х гг. 19 в. в нек-рых обл. с поселениями казачьих войск, при орг-ции казанских аульных школ. Учитель обучал детей обычно в 2-х поселках по 3-4 недели в каждом по очереди.

Пережины

ПЕРЕЖИ́НЫ (прожины) - узкие длинные полоски в поле (длиной в полосу и даже в целое поле), с к-рых загадочным образом исчезают колосья. Народ видел в этом деят-ность колдунов, к-рые присваивают урожайность чужих хлебов.

Перенос

ПЕРЕНО́С - членение слова на части и написание его на двух строках в случае, когда оно не помещается на одной. Правила П. в русском языке базируются на морфемно-слоговом принципе: при П. сохраняется слоговая и по возможности морфемная структура слова: голо-ва, а не гол-ова; под-бе-жать, не по-дбе-жать и т. д. Не разбиваются П. также аббревиатуры, сокращ. обозначения мер с соответствующей цифрой, условные графич. сокращения и т. п. Не переносится на другую строку знак препинания, не оставляют в конце строки открывающую скобку или кавычки. Существует множество других частных правил П., к-рые тем не менее на практике соблюдаются не очень строго.

-----------------------------------

ПЕРЕНО́С (переброс) (франц. enjambement, букв. - перескок) - несовпадение синтаксич. и ритмич. единиц стиха, когда конец фразы или колона не совпадает с концом стиха. В стихосложении выделяют 3 вида П.:

1) конец фразы приходится немного позже конца стиха (rejet - "сброс"):

Но, как бы то ни было, я избегал

Их взглядов. Я не замечал их приветствий

(Б. Пастернак);

2) начало фразы приходится немного раньше начала стиха (contre-rejet - "наброс"):

Тоска по родине! Давно

Разоблаченная морока!

(М. Цветаева);

3) начало фразы приходится раньше начала стиха, конец - немного раньше конца стиха (double-rejet - "двойной бросок"):

Восточный конец Империи погружается в ночь.

Цикады умолкают в траве газонов. Классические цитаты

на фронтонах неразличимы. Шпиль с крестом безучастно

чернеет, словно бутылка, забытая на столе.

(И. Бродский).

В завис. от характера объединяемых единиц различают строчный и строфич. П., последний встречается реже и, как правило, в стихе со строчными П. (напр., строфич. П. 3-й и 8-й гл. "Евгения Онегина" А. Пушкина). П. ощущается тем резче, чем короче перебрасываемые отрезки фраз и чем они сильнее связаны по смыслу и синтаксически; наиб. сильный ритмич. перебой возникает при слоговом переносе:

Вы играли уж при мерцаньи

утра бледной лампе

Танцы нежные Химер

(И. Анненский).

а также при переносе слов с проклитиками или энклитиками:

Ты не ответишь мне

не по причине

застенчивости и не

со зла, и не

затем, что ты мертва

(И. Бродский).

Совпадение ритмич. и синтаксич. единиц в фольклоре и древней лит-ре было обязательным; в поэзии нового времени эта норма, однако, может нарушаться. Особенно активно использовался П. в 20 в. (В. Маяковский, Цветаева, Пастернак, Бродский и мн. др.). В поэтич. тексте П. часто способствует прозаизации стиха, может быть средством создания повыш. эмоц. напряженности, экспрессивности стиха, эмфатич. выделенности ключевых слов.

Перепёлкин Юр. Як

ПЕРЕПЁЛКИН Юр. Як. (1903-82) - египтолог, историк, филолог и эпиграфист. Д-р ист. наук, в разные годы сотр. Музея документа, книги, письма АН СССР, Ин-та истории АН СССР, Ленингр. отд. Ин-та востоковедения АН СССР. Труды П. могут служить образцом непредвзятого анализа источников, строгости и обоснованности выводов, умелого использования данных филологии для ист. реконструкции. П. - автор важнейших работ, посв. орг-ции егип. об-ва Старого царства (3 тыс. до н. э.). Гл. тема иссл. П. на протяжении мн. десятилетий - история и идеология эпохи религ. и гос. реформ Аменхотепа IV Эхнатона (15 в. до н. э.); благодаря П. этот сложнейший период изучен досконально. Иссл. П. отличает глубокое проникновение в мировосприятие древних египтян, основ. на исчерпывающем знании пам. К сожалению, П. не признавал жанра науч. статьи, а его книги издавались нелегко и с большими опозданиями (в т. ч. и посмертно), поэтому уникальные познания отражены в его наследии далеко не полностью. В той или иной мере П. был учителем большинства египтологов ленингр. школы, начиная с 1940-х гг.

Соч.: Частная собственность в представлении египтян Старого царства. М.; Л., 1966; Переворот Аменхотепа IV: В 2 ч. М., 1967-84; Тайна Золотого гроба. М., 1968; Кэйе и Семнех-ке-рэ: К исходу солнцепоклоннич. переворота в Египте. М., 1979; Хозяйство староегипетских вельмож. М., 1988; Др. Египет // История Др. Востока. М., 1988. Ч. 2. С. 293-580, 596-605.

Лит.: Коростовцев М. А. Ю. Я. Перепелкин // Народы Азии и Африки. 1967. № 3. С. 184-187.

Пересвет Ал-др

ПЕРЕСВЕ́Т Ал-др (?-1380) - боярин родом из Любеча, постригшийся в монахи Троице-Сергиева мон. По преданию, вместе с другим монахом, Родионом Ослябей, был послан Сергием Радонежским в войско Дмитрия Донского. На Куликовом поле участвовал в поединке с татарским богатырем Темир-мурзой (Челубеем), к-рый стал прелюдией к битве. Оба соперника погибли в единоборстве.

Перестиани Ив. Ник

ПЕРЕСТИА́НИ Ив. Ник. (1870-1959) - кинореж., сценарист, актер. С 1886 актер и реж. провинц. и передвижных т-ров России, в 1916 - один из известнейших актеров, сценарист и реж. рус. дорев. кино. После рев-ции работал на к/ст Грузии, Украины и Армении. Один из создателей груз. нац. кинематографии. Преподавал в Госкиношколе (1919-20, ныне ВГИК), Тбил. театр. ин-те и школе киноактеров при Тбил. к/ст.

Как актер участвовал в полусотне картин, в т. ч. в 36, снятых на частных кинофирмах России в 1916-19, вместе со звездами рус. кино В. Холодной, В. Полонским, Л. Бауэр, М. Горичевой, В. Коралли. Большинство этих картин поставлено крупнейшим кинореж. Е. Бауэром. Актерские работы П.: Воронцов-Дашков ("Арсен Джорджиашвили", 1921, первый игровой груз. ф., реж. П.), барон Розен ("Арсен", 1937, реж. М. Чиаурели), рус. посол ("Георгий Саакадзе", 1942-43, 2 сер., реж. М. Чиаурели), директор г-зии ("Колыбель поэта", 1947, реж. К. Пипинашвили). П. автор 35 сценариев ф., большинство из к-рых поставлено им самим. Как реж. П. снял 39 картин, в т. ч. 15 в частных кинофирмах "Биофильм" и А. Ханжонкова в 1916-19. П. снял "Красных дьяволят" (1923, по пов. П. Бляхина) - лучший приключенч. ф. сов. немого кино, пользовавшийся более 20 лет исключит. успехом. Фантастич. успех картины вызвал желание П. продолжить рассказ о судьбе ф., однако 4 картины, сделанные в 1925-26, оказались менее удачными и быстро забылись. Среди др. ф. "Три жизни" (1925, по мотивам ром. Г. Церетели "Первый шаг"), 7 ф. 1928-33, снятых на к/ст Одессы и Еревана. В 1933 П. возвращается в Тбилиси, где занимается в осн. актерской, лит. и препод. деят-ностью.

Соч.: Гриф старого борца: (Сценарий) // Пегас. 1916. № 8 (под псевд. Ив. Неведомов); 75 лет жизни в искусстве. М., 1962.

Лит.: Чачиков А. И. И. Перестиани. М., 1939; Чахирьян Г. 70 лет жизни в искусстве // Иск-во кино. 1956. № 3.

И. Н. Перестиани

И. Н. Перестиани

Перетолчин Сер. Пав

ПЕРЕТО́ЛЧИН Сер. Пав. (1863-1914) - геолог. Чл.-сотр. Вост.-Сиб. отд. РГО (с 1897). Род. на Надеждинском прииске Бодайбинского у. Иркут. обл. Окончил Томский технол. ин-т (1910). Ученик В. А. Обручева. С 1912 - преподаватель Первого сиб. ср. политехн. уч-ща г. Томска. Полевые иссл. проводил в верховьях Белого Иркута и р. Оки, в Саянах и Сев. Монголии. Изучал оз. Косогол и оз. Байкал. В 1912 иссл. кратер близ Черного оз. у границ Монголии, в 1914 возобновил свои работы, но 3 июля погиб в Саянских горах, вблизи оз. Хара-Нур, при загадочных обстоятельствах. За иссл. Саян и оз. Косогол награжден малой зол. медалью РГО (1909).

Соч.: Физико-географ. очерк оз. Косогол // Тр. Об-ва естествоиспытателей при Казанском ун-те. 1903. Т. 38, вып. 6; Ледники хребта Мунку-Сардык. Томск, 1908.

Перетц Вл. Ник

ПЕ́РЕТЦ Вл. Ник. (1870-1935) - лит-вед, театровед, проф., специалист по др.-рус. лит-ре. Род. в семье преподавателя математики. Учился в г-зии Человеколюбивого об-ва, где работал его отец. В 1893 окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та и был оставлен при кафедре рус. яз. и словесности (ученик А. И. Соболевского). По окончании ун-та опубликовал статью о нар. песнях, собранных в Новгородской губ. во время каникул, и был избран чл. РГО по отд. этнографии. Пед. деят-ность начал в г-зии Человеколюбивого об-ва, а в 1896 в качестве приват-доцента Петерб. ун-та начал читать лекции по истории др.-рус. лит-ры. Одноврем. преподавал в ряде др. уч. заведений. В 1900 защитил магистерскую дисс. ("Ист.-лит. иссл. и материалы". Т. 1-2), посв. истории рус. и укр. виршевой поэзии и влиянию на нее польск. силлабич. поэзии, а в 1902 - докторскую (Там же Т. 3), где рассматривал вопрос о переходе от силлабич. к тонич. стихосложению. В 1903 был избран по конкурсу экстраординарным проф. кафедры рус. яз. и словесности ун-та Св. Владимира в Киеве. В 1907 организовал семинарий по рус. филологии (отчеты о работе семинария публиковались в "Известиях" Киевского ун-та). Преподавал историю т-ра и драмы на драм. курсах Лит.-худож. об-ва, печатал театр. рецензии в киевских газетах. С 1904 по 1914 опубликовал около ста статей и рецензий, преим. посв. рус. и укр. стихосложению и театру. Подготовил обзоры неск. рукоп. собраний, разработал методику описания рукописей, заключавшуюся в постатейном раскрытии их содержания. В 1914 П. был избран ординарным акад. ОРЯС АН и переехал в Пб., куда перенес и работу семинара. Читал лекции по древней рус., укр. и белорус. литературе и нар. словесности на ист. ф-те Петерб. ун-та. В 1915 организовал при ОРЯС АН Комиссию по составлению толковой библиографии по др.-рус. лит-ре (картотека хранится в Секторе др.-рус. лит-ры ИРЛИ РАН). Работы П. отличают строгий науч. подход и использование большого числа разнообр. источ. Курсы П. по истории др.-рус. лит-ры и методологии имели большое значение для развития филол. науки.

Соч.: Очерки по истории поэтич. стиля в России. СПб., 1905-07; Новые труды по источниковедению др.-рус. литературы. Краткий библиогр. обзор. Киев, 1905; Новые данные для истории старинной украинской лирики. СПб., 1907; Из начального периода жизни рус. театра. СПб., 1907; Семинарий рус. филологии акад. В. Н. Перетца. Л., 1929.

Лит.: Адрианова-Перетц В. П. Владимир Николаевич Перетц // Перетц В. Н. Иссл. и мат-лы по истории старинной украинской лит-ры 15-18 вв. М.; Л., 1962.

Перетяткович Марьян Марьянович

ПЕРЕТЯ́ТКОВИЧ Марьян Марьянович (1872-1916) - арх., инженер, предст. неоклассицизма. Учился в Ин-те гражд. инженеров и Петерб. АХ (1901-06) у Л. Н. Бенуа. С 1913 - акад. В своем творчестве, тяготевшем к эклектизму, органично сочетал разл. арх. стили прошлого (преимущ. эпохи Ренессанса) и рус. ампира. Возвел Пб. банкирский дом Вавельберга (1912), здание Рус. торг.-пром. банка (1912-14) и др., а также Гос. банка в Ростове-на-Дону (1912-14). Занимался вопросами строит. техники и благоустройства, градостр-ва (разрабатывал проекты новых магистралей) и т. д.

Периодическое издание

ПЕРИОДИ́ЧЕСКОЕ ИЗДА́НИЕ - издание в виде отд. выпусков, выходящих регулярно, через установл. интервалы времени: еженедельно, ежемесячно и т. д. Выпуски имеют, как правило, единое заглавие, оформление, структуру (пост. разделы и рубрики), целевое и читат. назначение. Каждый выпуск датирован и (или) пронумерован и не повторяет других выпусков по содержанию. П. И. может быть офиц., науч., популярным, массовым, библиогр. и т. д. и обычно имеет вид газеты или журнала.

Пермское хореографическое училище

ПЕ́РМСКОЕ ХОРЕОГРАФИ́ЧЕСКОЕ УЧИ́ЛИЩЕ - открыто в 1945. Его основатель и рук. до 1955 Е. Гейденрейх. Основой для создания уч-ща послужила небольшая студия из местных детей, принятых на обучение эвакуированным в Пермь в 1941-45 Ленингр. хореогр. уч-щем. С тех пор традиции ленингр. хореогр. школы стали определяющими в системе преподавания П. Х. У. Среди его первых педагогов были Гейденрейх, Е. Таубер, В. Обухова-Трояновская, К. Есаулова, С. Хецелиус, С. Тулубьева, И. Воронин, Л. Таубе, Ю. Плахт. Начиная с 1970-х гг. выпусники П. Х. У. становятся победителями на балетных конкурсах в Варне, Москве, Токио, получая междунар. признание. Среди них Р. Шлямова, Л. Асауляк, Г. Рагозина, Л. Кунакова, М. Даукаев, С. Исаев, Н. Павлова, О. Ченчикова, С. Смирнова. За время своего существования уч-ще подготовило свыше 700 артистов бал., мн. из к-рых стали ведущими солистами в отеч. и заруб. труппах. Среди них М. Подкина, Н. Меновщикова, К. Шморгонер, К. Малышева, Л. Воробьева, Л. Фоминых, Г. Шляпина, И. Хакимова, Ю. Петухов, Л. Шипулина, Р. Кузмичева, В. Полушин, А. Боровик, Н. Ахмарова, В. Дик. Худ. рук-во уч-щем в 1955-73 осуществляли Есаулова, Тулубьева, Плахт, с 1974 Л. Сахарова. Ведущие педагоги: Е. Быстрицкая, С. Губина, М. Мальцева, Л. Уланова, Шлямова, Ю. Сидоров, В. Толстухин, Шморгонер и др. (все они выпускники П. Х. У.). С 1946 уч-ще ставит самостоят. спектакли, входящие в репертуар Перм. т-ра оп. и бал. им. П. Чайковского. Среди них "Репка", "Доктор Айболит", "Щелкунчик", "Коппелия", "Любка". Ученики П. Х. У. постоянно заняты в спектаклях т-ра. В 1985 в уч-ще открыт свой учебный т-р.

Перов Вас. Григ

ПЕРО́В Вас. Григ. (1833/34-82) - живописец. Учился в Арзамасской школе живописи А. В. Ступина (1846-49, с перерывами), в МУЖВЗ - Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1853-61). Являлся пенсионером АХ за границей (1862-69). В произв. 1860-х гг. обращался к остро соц. темам, показывая отрицат. явления совр. ему действительности. Мн. работы имеют также антиклерикальную направленность ("Сельский крестный ход на Пасхе", 1861; "Монастырская трапеза", 1865-75). Мн. произв. посв. тяжелой жизни народа, в них даны точные и емкие образы ("Гитарист-бобыль", 1865; "Проводы покойника", 1865; "Тройка", 1866; "Утопленница", 1867; "Последний кабак у заставы", 1868). Общее настроение произв. создается единством фигур и пейзажа, а также особым колористич. единством полотна: для усиления драматич. содержания картины П. использовал серовато-коричневую гамму, лиричность образа подчеркивалась золотистой цветовой гаммой. Создал образы представителей передовой рус. интеллигенции ("А. Н. Островский", 1871; "В. И. Даль", "Ф. М. Достоевский", оба 1872). В 70-е гг. все реже обращался к сюжетам, содержащим соц. обличение, перейдя к картинам, изображающим с мягким юмором бытовые сцены из жизни рус. провинции ("Птицелов", 1870; "Охотники на привале", 1871; "Никита Пустосвят", 1881). П. - чл.-учредитель Т-ва передвижных худож. выставок. С 1871 преподавал в МУЖВЗ.

В. Г. Перов. Охотники на привале. 1871

В. Г. Перов. Охотники на привале. 1871

Перовская Софья Львовна

ПЕРО́ВСКАЯ Софья Львовна (1853-81) - революционерка, народница, одна из видных деятельниц "Нар. воли". Из дворян. семьи: правнучка К. Разумовского, дочь петерб. губернатора. В кон. 1870, порвав с отцом, ушла из дома. Вместе с сестрами Корниловыми организовала жен. кружок самообразования, к-рый, объединившись с кружком М. Натансона, положил нач. орг-ции "чайковцев". В 1871 привлечена к следствию по делу "чайковцев". Весной 1872 преподает на курсах нар. учительниц в г. Ставрополе Самар. губ., затем занимается оспопрививанием в деревнях. Зимой 1872-73 - пом. нар. учительницы в Твер. губ., весной 1873 получает диплом нар. учительницы. Вернувшись в Пб., активно работает в кружке "чайковцев", содержит конспират. квартиру, ведет пропаганду среди рабочих. В 1874 арестована, отпущена на поруки отцу. В 1874-77, окончив фельдш. школу, работала в земской больнице в Симферополе. В августе 1877 вызвана в Пб. на "процесс 193", по к-рому ее оправдали (янв. 1878). Лето 1878 - чл. "Земли и воли", инициатор неосуществл. плана освобождения политкаторжан в Пб.; в связи с пересмотром приговора по "делу 193" арестована в Крыму и сослана в Олонец. губ. По пути в ссылку бежала, перешла на нелег. положение, уехала в Харьков для орг-ции массового освобождения политзаключенных из централа (попытка не удалась). Участвовала в работе Воронеж. съезда "Земли и воли" (июнь 1879). С кон. 1879 чл. Исполнит. к-та и Распорядит. комиссии "Нар. воли". Участвовала в подготовке покушений на царя (нояб. 1879 и весна 1880). В Пб. вела пропаганду среди рабочих, студентов, военных, готовила вып. "Раб. газеты". После ареста А. Желябова (27 февр. / 11 марта 1881) стала организатором покушения, приведшего к гибели Александра II 1/13 марта 1881. Арестована 10/22 марта. В последнем слове на суде заявила: "Тот, кто знает нашу жизнь и условия, в к-рых нам приходится действовать, не бросит в нас ни обвинения в безнравственности, ни обвинения в жестокости". Вместе с 4 др. первомартовцами публично повешена на Семеновском плацу. Первая женщина в России, казненная по полит. мотивам. Пользовалась любовью товарищей, видевших в ней "одну из лучших рус. женщин, беззаветно преданных делу освобождения своей родины, способную на безграничное самопожертвование" (Л. Дейч). Гражд. жена Желябова, его близкий друг и пом.

С. Л. Перовская и А. Л. Желябов

С. Л. Перовская и А. Л. Желябов

Перро Жюль Жозеф

ПЕРРО́ Жюль Жозеф (1810-92) - франц. артист и балетмейстер. В детстве выступал в т-рах парижских бульваров. Учился у О. Вестриса, проявив незаурядные способности танцовщика. Дебютировал в Лондоне (1830), затем выступал с М. Тальони на сцене парижской Оперы, исполняя роль Зефира ("Зефир и Флора") и др. В 1841 для жены и партнерши К. Гризи сочинил танцы в бал. "Жизель" А. Адана (балетм. Ж. Коралли). В 1843-48 работал в лондонском Королевском т-ре, где поставил свои знаменитые бал. на муз. Ч. Пуньи: "Ундина" (1843), "Эсмеральда" (1844), "Эолина" (1845), "Катарина" (1846). В 1848 на сцене миланского т-ра "Ла Скала" поставил бал. "Фауст" Пуньи. Сочинил танц. сюиту "Па-де-катр" на муз. Пуньи для знаменитых романтич. танцовщиц Тальони, Гризи, Ф. Черитто и Л. Гран (1845); "Суд Париса" для Тальони, Черитто, Гран, А. Сен-Леона и др. В 1848-59 танцовщик и гл. балетм. петерб. бал., куда перенес свои лучшие постановки: "Эсмеральда" (1848), "Катарина" (1849), "Питомица фей" Адана (1849), "Наяда и рыбак" (1851), "Фауст" (1854) комп. Пуньи, "Корсар" (1859) Адана-Пуньи. На сцене петерб. Большого т-ра исполнял партии: Пьер Гренгуар ("Эсмеральда"), Дьяволино ("Катарина"), Алин ("Питомица фей"), Мефистофель ("Фауст") и др. Проявил себя как острохарактерный актер, способный сочетать комедийное и драм. начало. Для постановок П. характерно преобладание драм. стороны над танцевальной. Современники отмечали, что П. был большим мастером на выдумку эффектных сценич. ситуаций, увлекавших и потрясавших зрителей.

"Персей"

"ПЕРСЕ́Й" - парусно-моторная шхуна, построенная в 1921 в Архангельске и оборудов. для мор. экспедиц. работ Плавучего мор. науч. ин-та. Водоизмещ. 500 т. Науч.-иссл. работы "П." проходили в Баренцевом, Белом, Карском и Гренландском м. Всего было проведено 84 эксп., во время к-рых сделано 5525 океанографич. иссл. С началом Вел. Отеч. войны "П." использовался для транспортировки воен. грузов. В 1941 затонул в губе Эйна у п-ова Рыбачьего.

Предыдущая страница Следующая страница