Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "П" (часть 5, "ПЕР"-"ПЕТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 5, "ПЕР"-"ПЕТ")

Перспектива

ПЕРСПЕКТИ́ВА (франц. perspective, от лат. perspicio - ясно вижу) - система изображения предметов на плоскости, учитывающая их пространств. координаты, удаленность от точки наблюдения. Различают неск. форм П. При создании прямой линейной, или науч., П. из выбранного центра проводят лучи ко всем точкам предмета, на пути прохождения лучей ставят плоскость, на к-рой должно быть получено изображение. Важнейшими понятиями линейной П. являются точки схода - пересечения перспект. изображений параллельных прямых и линии схода - пересечения перспект. изображений параллельных плоскостей. Т. н. панорамная П. создает изображение на внутр. поверхности круглого цилиндра; купольная П. - на внутр. поверхности сферы. Обратная П., в отличие от линейной, состоит в уменьшении предметов по мере их приближения к зрителю, давая предметы как бы видимыми с неск. точек зрения. Данная система использовалась в вост. живописи, рус. иконописи и др. Из эмипирич. систем П. можно выделить параллельную П., при к-рой центр вынесен в бесконечность и перспект. линии не сходятся. Правила линейной П. отражены в трактате Евклида "Оптика", в эпоху Ренессанса П. изучали Пьеро делла Франческа и др. Правила созд. П. (влияния возд. среды на свет, тень, колорит) разрабатывал Леонардо да Винчи. Перспект. изображения также широко применяются в архитектуре и технике.

Лит.: Макаров Н. И. Линейная перспектива на плоскости: Чертежи. СПб., 1896; Барышников А. П. Перспектива. М., 1955; Раушенбах Б. В. Пространств. построения в живописи. М., 1980.

Перстень

ПЕ́РСТЕНЬ - см. Кольцо.

Перфект

ПЕРФЕ́КТ (от лат. perfectus - совершенный) - 1) Используемое в общей и сопоставит. аспектологии назв. видо-временных форм, обозначающих действие или состояние, сохраняющее актуальность для более позднего временного плана - наст. (для собственно перфекта), прош. (для плюсквамперфекта, или давнопрошедшего времени) или буд. (для преждебудущего, или буд. предварительного).

2) Существовавшая в др.-рус. яз. особая сложная (аналитич.) форма прош. времени с этим значением. Она образовывалась сочетанием личных форм наст. вр. вспомогат. глагола быть и краткой формы действит. причастия на -л, изменявшейся по родам и числам; ср. пришълъ есмъ - "я пришел (и сейчас здесь)", поималъ еси - "ты забрал (и сейчас имеешь)". Формы плюсквамперфекта, обозначавшие либо отнесенный к прошлому результат ранее соверш. действия, либо действие, соверш. ранее др. действия в прошлом, имели аналогичное строение, но вспомогат. глагол в них выступал в форме прош. времени - аориста или имперфекта, а позднее - перфекта (ср. есмъ былъ привелъ).

В ходе ист. развития видо-временной системы рус. яз. происходило, с одной стороны, упрощение форм П., выразившееся в утрате вспомогат. глагола, а с др. стороны, расширение сферы их употребления. В конечном счете П. вытеснил формы аориста, имперфекта и плюсквамперфекта, став в неск. измененном виде единств. универсальной формой прош. времени типа читал / прочитал. Что же касается плюсквамперфекта, то его следы усматриваются в сочетаниях форм на -л с частицей "было" со значением прерванного действия (ср. Пошли было, но вернулись).

Лит.: Горшкова К. В., Хабургаев Г. А. Ист. грамматика рус. языка. М., 1981; Маслов Ю. С. Перфектность // Теория функциональной грамматики. Л., 1987.

Перфильев Степ. Вас.

ПЕРФИ́ЛЬЕВ Степ. Вас. (1734-93) - ген.-майор. Происходил из старинного дворян. рода. С 1756 состоял комиссаром при Сухопутном шляхетном кадетском корпусе. В 1761 был флигель-адъютантом Петра III, ему было поручено наблюдение за братьями Орловыми. В ночь, когда А. Г. Орлов спешил в Петергоф к императрице Екатерине с предупреждением, что капитан Пассек арестован, Г. Г. Орлов оставался в Петербурге и удерживал при себе П., чтобы отвлечь его от наблюдений. Однако после переворота 1762 П. становится одним из воспитателей Павла Петровича, а в 1773-74 даже Петерб. ген.-губернатором. В связи с масонскими трудами П. был близок Н. И. Новикову, к-рый рекомендовал его в чл. нац. капитула. Знаменитую оду "На смерть князя Мещерского" Г. Р. Державин посвятил П.

Перцов Петр Петр.

ПЕРЦО́В Петр Петр. (1868-1947) - лит. критик, публицист, поэт, издатель. Имя П. связано с зарождением и становлением рус. символизма. Не обладая значит. писат. дарованием, П., по словам З. Н. Гиппиус, был "человеком с большим вкусом и большим умом", преданно любившим и понимавшим иск-во. Лит. путь П. начал в русле радикально-народнич. традиций, сотрудничал в 1892-93 в ж. "Рус. богатство". К сер. 1890-х гг. увлекся новейшей поэзией. Издал книги "Письма о поэзии" (1895), "Молодая поэзия" (1895), "Филос. течения рус. поэзии" (1896). Во 2-й пол. 1890-х гг. тесно сблизился с Д. С. Мережковским и Гиппиус, позднее став одним из чл.-учредителей организов. ими Религ.-филос. собраний (1901-03), ред.-изд. ж. "Новый путь" (до июля 1904). П. одним из первых высоко оценил поэтич. талант А. Блока и способствовал публикации его ранних стихов. Опред. ценность представляют мемуары П., в к-рых воссозданы быт, атмосфера, лит. жизнь России на рубеже веков ("Лит. воспоминания", 1933).

Перчёнок Феликс Фед

ПЕРЧЁНОК Феликс Фед. (псевд.: И. Вознесенский, К. Громов, Б. Трофимов, Солодов, Р. Бах, Л. Крафт, Ф. Благовещенский и др.) (1931-93) - историк. Род. в Иваново-Вознесенске. Окончил лит. ф-т Ленингр. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена (1948-53). Учился также на матем. и географ. ф-тах. Учительствовал в сельских школах Коми АССР и Сибири, затем около 20 лет преподавал лит-ру, географию, астрономию и биологию в школах Ленинграда. Один из основателей и пост. авторов неподцензурных, издававшихся за рубежом ист. альманахов "Память" (1976-82) и "Минувшее" (с 1986; с 1990 издается также в Москве). Под разл. псевд. опубликовал в этих альманахах большое число архивных материалов и иссл. статей, гл. обр. по истории отеч. науки и культуры. Посвятил ряд работ науч. наследию В. И. Вернадского. Занимался историей репрессий в отношении науч. интеллигенции в СССР, сыграл большую роль в подготовке публикаций справ.-биогр. характера о репрессированных ученых (востоковедах, геологах). Один из ред. 1-го выпуска издаваемого об-вом "Мемориал" историч. альманаха "Звенья" (М., 1991). Всего опубликовал около 40 работ.

Лит.: In Memoriam: Ист. сб. памяти Ф. Ф. Перченка. М.; СПб.; Париж, 1995.

Песенный стих

ПЕ́СЕННЫЙ СТИХ - наименее упорядоченный и одновременно наименее описанный фольклорный стих. Сюда обычно относят все то, что не попадает в разряды "былинный стих", "стих причитаний", "говорной стих", стих ист. песен, дух. стихов, нек-рых лирич. песен; иногда описывают как двухиктный (двухударный) тактовик, иногда - как 4-стопный или 3-стопный хорей и т. п. Т. е. каждое из таких описаний покрывает лишь нек-рую часть мат-ла, вопрос, как и с былинным стихом, в том, искать ли единообразия описания или же считать, что в песенном стихе есть разные метры. Один несомненно выделяемый метр - это силлаб. стих 5+5, т. е. десятисложная строка с цезурой после 5-го слога и ударением, как правило, на 3-м слоге (отсюда произошел лит. стих, т. н. "кольцовский пятисложник": "Не трава в полях Зеленелася"). Замечательно при этом, что в др. славянских традициях, как указывает Дж. Бэйли (неизданная работа), в дестисложном стихе с симметричной цезурой ударение стоит обычно не на 3-м, а на 2-м слоге от конца, т. е. изменение здесь то же, что и в окончании былинного стиха.

Песни, записанные для Ричарда Джемса в 1619-20

ПЕ́СНИ, ЗАПИ́САННЫЕ ДЛЯ РИ́ЧАРДА ДЖЕ́МСА В 1619-20 - пам. рус. фольклора. Свящ. Ричард Джемс (1582-1638), участник англ. посольства в Россию, провел зиму 1619 - весну 1620 в Архангельске Здесь для него неизв. рус. записал 6 песен. В записной книжке Джемса сохранился также рус.-англ. словарь. Кроме того, у него были заметки о стране, нравах и обычаях (рукопись пропала). Материалы Джемса были обнаружены в 40-е гг. 19 в. Тексты песен впервые напечатаны в "Известиях ОРЯС" (1852). Науч. изд. - с фотокопиями, точным воспроизведением текстов и опытом реконструкции, с примечаниями и статьей - осуществлено П. К. Симони в 1907.

Пестель Пав. Ив

ПЕ́СТЕЛЬ Пав. Ив. (1793-1826) - декабрист, полковник. Отец - Сиб. ген.-губернатор (с 1806). До 12 лет воспитывался дома, в 1805-09 - в Дрездене. В 1810 поступил в ст. кл. Пажеского корпуса, в 1811 выпущен прапорщиком в лейб-гвардии Литов. полк (первым по списку с занесением имени на мраморную доску, разбитую и замененную после 14 дек. 1825). Участник Отеч. войны 1812, загран. походов. Тяжело ранен при Бородине, награжден зол. шпагой за храбрость, орденами. В мае 1813 с еще не закрывшейся раной вернулся в действ. армию. Адъютант ген. П. Х. Витгенштейна (1813), с 1814 по 1818 находился при нем в Митаве, в 1818 переведен во 2-ю армию в Тульчин (ныне Винницкая обл. Украины); подполк. Мариупольского гусарского полка (1819), переведен в Смоленский драгун. полк с оставлением при штабе 2-й армии по делам, связ. с греч. восст. (трижды был командирован в Бессарабию), полк., ком. Вятского полка (1821). Масон (1812), чл. лож "Соединенных друзей" и "Трех добродетелей" (1816-17, Пб.). В кон. 1816 принят Н. М. Муравьевым в чл. "Союза спасения"; осн. автор его устава. Организатор Тульчинской управы "Союза благоденствия" (1819). Добился одобрения участниками петерб. совещания Союза респ. программы (1820). В 1821 не подчинился решению о роспуске "Союза благоденствия", стал организатором, одним из дир. и признанным гл. Юж. об-ва. Автор "Рус. правды" - первого в России респ. конституц. проекта, программы Юж. об-ва. Сторонник воен. рев-ции, освобождения крестьян с землей, ограничения помещичьего землевладения, ликвидации сословных привилегий, демокр. свобод. Для налаживания связей с Сев. об-вом ездил в Пб. (1824). В 1825 с С. Г. Волконским продолжил начатые М. П. Бестужевым- Рюминым переговоры с польск. патриотич. об-вом. Готовил совм. выступление Сев. и Юж. об-в в 1826. "Умный человек во всем смысле этого слова" (А. С. Пушкин), П. выделялся обширностью познаний, непреклонной волей. По мнению следствия, он "силой духа вливал в своих сообщников дух преобразований". Арестован 13/25 дек. 1825 по доносу А. И. Майбороды, 3/15 янв. 1826 доставлен в Петербург. Осужден вне разрядов. Повешен на кронверке Петропавловской крепости.

П. И. Пестель. Худ. А. Д. Корин. 1949

П. И. Пестель. Худ. А. Д. Корин. 1949

Пестушки

ПЕ́СТУШКИ (от пестовать - нянчить, растить, холить) - один из видов устной поэзии для детей младенч. возраста: короткие стишки и песенки, к-рыми мать, бабушка, нянька сопровождают физич. движения, упражнения, способствующие развитию ребенка, элементарные игры с ним, убаюкивают проснувшегося ребенка, разводят ему руки или машут кистями, переваливают головку с ладони на ладонь, во время купания или когда хотят успокоить при ушибе и др. Одна из распространенных забав с маленькими - подбрасывание их на руках и качание на коленях под П. В П. много слов уменьшит., ласкат., звукоподражаний, шуточных мотивов ("Потягунюшки, порастунюшки..."; "тюшки, тютюшки..."; "Чук, чук, чук, чук, наловил деди щук…"), создающих особенный эмоц. настрой - сочетание ласковой мягкости и здоровой жизнерадостности.

Петербургская консерватория

Статья большая, находится на отдельной странице.

Петергоф

Статья большая, находится на отдельной странице.

Петерсон Мих. Ник

ПЕ́ТЕРСОН Мих. Ник. (1885-1962) - языковед, д-р филол. наук (1940), проф. Моск. ун-та (1919). Окончил Моск. ун-т (1913). Занимался сравнит.-ист. грам. индоевроп. языков, русистикой, литуанистикой, теорией грамматики, орфографией. П. - один из наиб. последоват. учеников акад. Ф. Ф. Фортунатова, яркий представитель формального направления грамматики. В своей синтаксич. теории развивает учение Фортунатова о словосочетании как осн. единице синтаксиса. За основу различения предложения и словосочетания принимается интонац. критерий. П. подробно описывает интонационные типы предложений, разрабатывает классификацию сочетаний в завис. от вида связи между гл. и завис. словом.

Последоват. применение формальных идей приводит П. ко многим неожиданным выводам. Так, при делении слов на части речи он объединяет в один разряд все неизменяемые слова. Т. о., в этот разряд попадают наречия, несклоняемые сущ. и инфинитив. Первоначально, в книге "Рус. язык, пособие для преподавателей" (1935), П. вообще не выделяет глаголы как часть речи. Позже, однако, его трактовка стала более гибкой.

В 1920 П. является пред. Моск. лингв. кружка, объединявшего таких ученых, как А. А. Буслаев, Г. О. Винокур, Н. Н. Дурново, Е. К. Поржезинский, Д. Н. Ушаков, Р. О. Якобсон. Теория П. сыграла роль катализатора в развитии грамматики. В скрытой полемике с его идеями написана, в частности, известная статья Л. В. Щербы "О частях речи в рус. яз." (1928), в к-рой сделана попытка преодолеть противоречия формального подхода к морфологии.

П. - один из первооткрывателей статистич. методов иссл. яз. При помощи колич. подсчетов он анализирует соотношения исконно рус., ст.-слав. и заимств. слов в яз. Пушкина (1941). П. также занимался грамматич. описаниями франц. (совм. с К. А. Ганшиной) и литов. яз.

Соч.: Очерк синтаксиса рус. яз. М.; Пг., 1923; Введение в языковедение. М., 1929; Синтаксис рус. яз. М., 1930; Лекции по совр. рус. лит. яз.: Пособие для студентов. М., 1941; О частях речи в рус. яз. // Вопросы грамматич. строя. М., 1955; Очерк литовского яз. М., 1955; Система рус. правописания. М., 1955.

Лит.: Кузнецов П. С. Памяти М. Н. Петерсона // Вестн. МГУ. Сер. 7. 1963. № 2; Виноградов В. В. Синтаксич. система проф. М. Н. Петерсона в ее развитии // Рус. яз. в шк. 1964. № 5; Прокопович Н. Н. Профессор Мих. Ник. Петерсон // Рус. яз. в шк. 1970. № 4.

Петиметр

ПЕТИМЕ́ТР (франц. petite maitre, букв. - маленький господин) - щеголь в России 18 в. Впервые зафиксировано в 1750 в комедии А. П. Сумарокова "Чудовищи". Для дамы соотв. - петиметерка (с 1760), однако употреблялось редко, чаще в качестве аналога использовалось заимст. из франц. - кокетка (зафикс. в 1740). Распростр. персонаж сатирич. и комедийной лит-ры в России начиная с 1760-х гг. И. А. Крылов описал этот тип так: "Примаслить волосы франц. помадой, усыпать свою голову благовон. пудрой, одеться в самом последнем вкусе; говорить обо всем, ничего не размышляя и ничего не зная; прельщаться и прельщать наружностью, менее всего помышляя о внутреннем; с гордой уверенностью говорить о своих достоинствах, не имея их.., говорить дерзновенно о заслугах и проповедовать о своей неустрашимости и волокитстве; отзываться дерзко насчет добродетельных женщин; пресмыкаться по передним вельмож, желать снискать посредством низости чины и почести - вот что такое петиметр...".

Петипа Мариус Ив

ПЕТИПА́ Мариус Ив. (1818-1910) - балетмейстер, артист, педагог. Род. в Марселе, в актерской семье. Учился у отца, Жана Антуана Петипа, и у О. Вестриса. Гастролировал с семьей. В 1834 заключил первый контракт с т-ром Нанта как танцовщик и балетмейстер. Выступал в Бордо, Нью-Йорке, Мадриде. Неоднократно и безуспешно пытался поступить в парижскую Оперу, где в 1838-62 работал его брат Люсьен П. - артист и балетмейстер. В 1847 П. приглашен в СПб. на амплуа мимического танцовщика. Исполнял роли Люсьена д’Эрвильи ("Пахита"), Фабио ("Сатанилла"), Графа ("Своенравная жена"), Феба ("Эсмеральда"), Фауста ("Фауст") и др. В 1847 перенес на сцену петерб. Большого т-ра "Пахиту" на муз. Э. Дельдевеза (совм. с Ф. Малавернем), в 1848 "Сатаниллу" Н. Ребера и Ф. Бенуа (совм. с Ж. А. Петипа). Постановки в Пб. бал. Ж. Перро и А. Сен-Леона, исполнение в них ведущих партий стали для П. высш. школой хореогр. иск-ва. С 1862 П. становится балетмейстером, с 1863 по 1903 - гл. балетмейстером петерб. балета. Поставил свыше 60 одноактных и многоактных бал., создал новые ред. лучших бал. прошлого. Продолжая традиции, П. разработал новую структуру балет. спектакля, где искусно чередовал пантомиму и танц. сцены, отличавшиеся стройной архитектоникой, композиц. мастерством. В них П. создал малые (вариации, сюжетные миниатюры, па-де-де) и крупные (гранд па, па д’аксьон) танц. формы. Среди его бал. "Дочь фараона" (1862), "Царь Кандавл" (1868) Ц. Пуни, "Дон Кихот" (1869, Москва; 1871, Пб.), "Баядерка" (1877) Л. Минкуса и др. Вершин академизма и симфонизации танца достиг в бал. П. Чайковского ("Спящая красавица", 1890; "Лебединое озеро", 1894) и А. Глазунова ("Раймонда", 1898). Сформировал лучшую в мире труппу.

Петипа Мариус Мариусович

ПЕТИПА́ Мариус Мариусович (1850-1919) - драмат. актер. Сын М. И. Петипа. Сценич. деят-ность начал в провинции, в 1875-88 служил в Александринском т-ре, потом опять в провинции. Обладал прекрасными сценич. данными, изяществом, умением красиво носить костюм. Был мастером диалога. В его игре видимая легкость, эффектный рисунок роли сочетались с тщательной проработанностью общего замысла. Выступал преимущественно в ролях героев-любовников и фатов, с большим успехом играл в комедиях, особенно франц. Роли: Дон-Жуан, Тартюф (одноим. пьесы Мольера), Фигаро ("Безумный день, или Женитьба Фигаро" П. Бомарше), Сирано де Бержерак ("Сирано де Бержерак" Э. Ростана), Дульчин ("Последняя жертва" А. Н. Островского), Жорж Дорси ("Гувернер" В. А. Дьяченко).

Петипа Мария Мариусовна

ПЕТИПА́ Мария Мариусовна (1857-1930) - артистка балета. Училась классич. танцу у своего отца М. Петипа и у Х. Иогансона. В 1875-1907 артистка петерб. Большого / Мариинского т-ра. Первая исполнительница партий: Фея Сирени ("Спящая красавица"), Мария ("Привал кавалерии"), среди др. ее ролей: Низия ("Царь Кандавл"), Катти ("Маркитанка"). Начав карьеру как классич. солистка, П. вскоре перешла на амплуа характерной танцовщицы, заняв в нем на долгие годы ведущее положение в труппе. Она с равной увлеченностью и энергией танцевала венг., исп., цыг., рус. и пр. "нац. "танцы в многочисл. операх и бал., выступая порой по 100 раз в сезон. Эффектная внешность и темперамент обеспечивали ей успех на сцене более 30 лет. В 1897-1904 неоднократно танцевала в Будапеште и Париже.

Петит

ПЕТИ́Т (от фр. petit - маленький) - мелкий шрифт (3,01 мм), применяемый для набора справоч. изд. или в изд. с б. крупным шрифтом - для выделения частей текста, носящих пояснит. характер. В последнем качестве П. может быть назв. в обиходе не только собственно П., но и иной шрифт (напр., еще более мелкие - миньон, нонпарель, перл).

Петлицы

ПЕТЛИ́ЦЫ - один из знаков различия военнослужащих. Представляют собой нашивки из цветной ткани на воротнике форменной одежды. Цвет П. и знаки на П. указывают на принадлежность военнослужащего к определ. роду войск, а иногда и его звание. В рус. армии введены в 1764 для генералов, а в 1798 для офицеров и рядовых. В Кр. армии - в 1919.

Петлюра Симон Вас.

ПЕТЛЮ́РА Симон Вас. (1879-1926) - один из рук. Укр. нац. движения, пред. Укр. Директории (1919). Сын извозчика, учился в дух. семинарии, вступил в Укр. с.-д. рабочую партию. Участник 1-й мир. войны, после Февр. рев-ции возглавлял Укр. фронт, к-т Центр. Рады, занимал должность секр. (мин.) по воен. делам Ген. секретариата Рады, осуществлял рук-во формированием укр. воин. частей и занятием ими Киева в нояб. 1917. После прихода к власти П. Скоропадского поддерживал контакты с разл. враждебными гетману силами, в июне 1918 был арестован за антиправительств. деят-ность, но в окт. 1918 освобожден (после соглашения гетмана с Укр. Нац. Союзом). Был одним из рук. вооруж. выступления против гетмана, вошел в состав образов. в Белой Церкви Директории в кач. атамана (команд. армией) Укр. нар. респ., с февр. 1919 - пред. Директории. Войска П. сражались против Кр. армии, махновцев, вступили в вооруж. столкновения с Добровольч. армией. Осн. ударную силу этих войск составляли "сечевики" (укр. сечевые стрельцы) - быв. военнослужащие австро-венг. армии. В апр. 1920 подписал с Ю. Пилсудским Варшавское соглашение об участии войск Директории в войне против Сов. России, после занятия Киева в мае 1920 возглавил зависимое от поляков пр-во. Попытки орг-ции совм. действий войск П. и П. Врангеля, предпринимавшиеся с обеих сторон, не увенчались успехом прежде всего из-за непоколебимой "самостийности" П. Летом 1920 эмигрировал. Убит в Париже 25 мая 1926 мстителем за евр. погромы на Украине С. Шварцбартом. Существует версия, что Шварцбарт был использован ОГПУ СССР.

Петляков Вл. Мих.

ПЕТЛЯКО́В Вл. Мих. (1891-1942) - авиаконструктор. Род. в с. Самбек под Ростовом. Окончил Моск. высш. тех-нич. уч-ще им. Баумана (1922). В 1921-36 работал в Центр. аэрогидродинамич. ин-те - ЦАГИ у А. Н. Туполева над самолетами АНТ-2, ТБ-1, ТБ-3, АНТ-20 "Максим Горький". С 1936 зам. гл. конструктора ЦАГИ, и том же году совершил первый полет стратегический бомбардировщик ТБ-7 (впоследствии Пе-8), созданный бригадой под его руководством в ЦАГИ. Был арестован вместе с Туполевым и работал вместе с ним в "шарашке" на ул. Радио в Москве. Руководимая им бригада работала над проектом высотного истребителя ВИ-100. Цифра "100" в ее буквенном выражении означала аббревиатуру СТО - Спецтехотдел НКВД, и все самолеты, созданные в этой орг-ции, в своем шифре имели эту цифру - В. М. Мясищев делал самолет "102", Туполев - "103", Д. Л. Тамашевич - "110". Самолет П. был построен в варианте пикирующего бомбардировщика и запущен в серию под назв. "Пе-2". После освобождения П. был направлен на авиазавод в Казань для налаживания произ-ва своих самолетов. Погиб в авиакатастрофе при перелете в Москву.

Пётр

ПЁТР (нач. 12 в.) - Новгород. зодчий, строитель Георгиевского соб. Юрьева мон. В летописном сообщении под 1119 о закладке храма наряду с заказчиками - кн. Всеволодом и игуменом Кириаком назван и зодчий: "а мастер трудился Петр". Это первое упоминание кам. дел мастера в др.-рус. письм. источниках.

Георгиевский собор - одно из наиб. соверш. созданий др.-рус. зодчества, яркий образец Новгород. арх. стиля. Трехнефная внутр. структура храма дополнена квадр. башней с лестницей на хоры у сев.-зап. угла, асимметрия объемной комп. подчеркнута трехглавым завершением. Огромные размеры, лаконизм величавых форм, суровый, исполн. мужеств. силы образ создают мощный худож. эффект.

С именем мастера П. связывают также стр-во Благовещенской ц. на Городище (1103) и Никольского собора на Ярославовом дворище (1113). Иногда в ряду его предполагаемых построек называют Рождественский собор Антониева мон. (1117-19). Возможно, что с деят-ностью артели, возглавлявшейся мастером П., связано кам. стр-во во Пскове (Троицкий собор, собор Иоанновского мон.).

На стенах башни собора Антониева мон. среди изображений 12 в. сохранился рис. муж. фигуры с надписью рядом - "Петр". Не исключено, что это портрет зодчего.

-----------------------------------

ПЁТР (в миру - Полянский Петр Фед.) (1862-1937) - изв. церк. деятель 1920-х гг. Родился в Воронежской губ., в семье священника. Окончил Моск. дух. академию (1892) со степенью канд. богословия. В дальнейшем служил по ведомству правосл. исповедания. Преподавал в дух. уч. заведениях. С 1897 - магистр богословия ("О пастырских посланиях"). С 1906 - чл., с 1916 - постоянно присутствующий чл. Учебного комитета при Св. Синоде. Действит. стат. советник. Ближайший сподвижник патриарха Тихона (Белавина), по предложению к-рого и стал архиереем. В 1920 постригся в монашество, стал иеромонахом и еп. В том же году П. был сослан (на 3 года) в Великий Устюг. 1923 - архиеп., 1924 - митр. Крутицкий. Согласно завещанию патриарха Тихона, митр. П. - третий кандидат на должность Патриаршего Местоблюстителя - после митр. Кирилла (Смирнова) и Агафангела (Преображенского). Неутомимый борец с обновленчеством. Не шел на компромисс с Сов. властью, к-рый бы повлек за собой допущение ее представителей к контролю за назначениями на архиерейские кафедры. Именно поэтому в декабре 1925 был арестован. В своем завещании передавал права Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому), к-рый в 1920 постригал П. в монашество и совершал иерейскую хиротонию. В дальнейшем, вплоть до смерти, пребывал в тюрьмах и ссылках. В 1931 отверг предложение ОГПУ о сотрудничестве. Отверг предложение отказаться от прав Патриаршего Местоблюстителя. Осень 1936 - офиц. объявление о кончине П. Через год - в окт. 1937 - он действительно был расстрелян. Причислен к лику святых в 1997.

Пётр I Алексеевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пётр II Алексеевич

ПЁТР II АЛЕКСЕ́ЕВИЧ (1715-30) - рос. император (1727-30), сын царевича Алексея Петровича и принцессы Шарлотты Христианы Софии Брауншвейг-Вольфенбюттельской. В младенчестве лишился матери. В соответствии с завещанием Екатерины I вступил после ее смерти на престол. Оказался заложником придворных интриг, противоборства А. Д. Меншикова (сумевшего обручить П. со своей дочерью Марией) и Долгоруковых, вынашивавших планы породниться с императорской фамилией путем женитьбы П. на Екатерине Долгорукой. После отстранения и ссылки Меншикова попал под сильное влияние Долгоруковых, гос. делами практически не занимался, неделями пропадал на охоте, предавался разного рода развлечениям и забавам. 30 ноября 1729 П. обручился с Екатериной. Незадолго до свадьбы, к к-рой он вовсе не стремился, но уступил уговорам Долгоруких, П. простудился, заболел и умер. С его смертью род Романовых по муж. линии пресекся.

Петр П. Литография В. И. Грицианского

Петр П. Литография В. И. Грицианского

Пётр III Федорович

ПЁТР III Федорович (Карл-Петер-Ульрих) (1728-62) - рос. император (1761-62), сын герцога Шлезвиг-Голштейн-Готторпского Карла Фридриха и дочери Петра I Анны. Род. в Киле (Голштиния). В 1742 по приглашению Елизаветы Петровны приехал в Россию, отказался от швед. короны, предложенной ему посольством из Стокгольма, принял православие и был объявлен наследником рос. престола. Вступил в брак с княжной Ангальт-Цербстской Фредерикой-Софией-Августой (Екатериной Алексеевной). После смерти Елизаветы Петровны - рос. император. Будучи поклонником прус. короля Фридриха II, насаждал в армии прус. порядки, чем вызвал крайнее неудовольствие значит. части военных. По указанию П. производилась секуляризация монаст. владений, что повлекло за собой нарастающее раздражение духовенства. Впрочем, ряд шагов, предпринятых П., должен был вызвать позитивную реакцию общества. Была упразднена Тайная канцелярия, наводившая страх на рос. подданных, приняты Указы о дворян. вольностях, о запрещении преследований за веру и т. д. Мн. начинания императора впоследствии развила и использовала в своих интересах Екатерина II. Непоследовательность, противоречивость политики П. обусловили консолидацию сил, заинтересованных в устранении императора. Возник заговор с участием Екатерины Алексеевны, в результате к-рого П. был вынужден отречься от престола; препровожден в Ропшу и при не вполне ясных обстоятельствах убит. "Случайный гость рус. престола" (В. О. Ключевский), П. оценивался современниками и потомками неоднозначно. С откровенно уничижительными хар-ками П. зачастую соседствует образ справедливого "народного царя", царя-мученика.

Петр III. Худ. А. П. Антропов

Петр III. Худ. А. П. Антропов

Петражицкий Лев Иос.

ПЕТРАЖИ́ЦКИЙ Лев Иос. (1867-1931) - правовед и социолог, создатель психол. школы права. В социологии П. решал многие теоретико-методол. вопросы в духе совр. ему неокантианства, но испытывал известное влияние позитивисткого психологизма. Закончил юрид. ф-т Киевского ун-та. Возглавлял популярный в ун-те студенч. иссл. кружок, воспитавший крупнейших рус. обществоведов - П. Сорокина, Г. Гурвича, Н. Тимашева, Н. Кондратьева и др. По полит. взглядам П. - умер. кадет, депутат 1-й Гос. думы. После Февр. рев-ции П. переезжает в Варшаву, где возглавляет кафедру социологии в местном ун-те. Взрыв национализма, оголтелая вражда к рус. культуре, к-рые переживала Польша, воспринимались им крайне болезненно. В результате срыва П. покончил жизнь самоубийством.

П. последовательно боролся с социологич. реализмом. Социология должна изучать именно человеч. участие в разл. процессах обществ. жизни, т. е. психическую деят-ность индивидуального характера, опираясь на "интроспекцию", теорию "естественного права", картину человеч. мотивов. Специфику соц. явлений П. сводил к понятию "мотивы соц. поведения", к-рое имеет психол. синоним в понятии - "эмоции". Они, по П., являются генетич. основой нашей психики. Воля, чувства, интеллект - продукты эволюции эмоций, впрочем, с развитием психики сами эмоции меняются. Благодаря взаимод. индивидов образуется новый эффект - групповая, "нар. психика", ее "нормы-законы", к-рые теперь определяют мотивацию. Вся история человечества есть рост разумности норм и учреждений через право. Долгое время взаимодействие "норм-законов", ин-тов и поведения людей осуществлялось "бессознательно-эмпирически", но с возникновением социологич. науки появляется возможность вести человечество сознательно, путем особой "политики права". П. резко отрицал объективный, естественно-ист. характер обществ. отношений и их развития. Содержание любого соц. явления состоит не в объективном отношении, связи людей, "оно существует реально в психике того, кто изучает его, переживает в данную минуту". Этот взгляд П. применял в анализе самых разнообр. явлений - права, наказания, идеала, власти, экон. кризисов и др. Работы П. вызывали массу откликов разнообразного толка. Крайности его номинализма критиковались Б. Кистяковским, Е. Трубецким, П. Новгородцевым; но ряд его идей активно поддержали Г. Иванов, А. Круглевский, К. Соколов, П. Люблинский, Сорокин, Гурвич и др.

Соч.: Теория государства и права: В 2 т. СПб., 1909-10.

Лит.: Рейснер М. Теория Л. И. Петражицкого, марксизм и социальная идеология. СПб., 1908; Исаев А. А. Профессор Л. И. Петражицкий как обновитель политической экономии. СПб., 1912; Кистяковский Б. А. Социальные науки и право. М., 1915. Гл. 5; Социологическая мысль в России. Л., 1978. Гл. 8.

Петри Бернгард Эд

ПЕ́ТРИ Бернгард Эд. (1884-1937) - археолог, этнограф, краевед, музеевед. Сын изв. антрополога и географа, проф. СПб. ун-та Э. Ю. Петри. В 1904-10 - студент отд. естеств. наук физ.-мат. ф-та СПб. ун-та, в 1910-17 - мл. этнограф Музея антропологии и этнографии; с 1918 работал в разл. науч. учреждениях Иркутска: проф. ун-та, дейст. чл. Вост.-Сиб. отделения РГО, науч. сотр. Биолого-геогр. ин-та; в 30-е гг. также науч. сотр. орготдела Вост.-Сибир. облисполкома. При каф. первобытной культуры Иркутского ун-та, на к-рой он читал курс этнографии коренных народов Сибири, основал кабинет археологии и этнографии с б-кой и музеем. Крупный специалист в таких обл., как этногенез, х-во, культура, шаманство народов Вост. и Юж. Сибири; создатель школы исследователей-сибиреведов (М. М. Герасимов, Г. Ф. Дебец, А. П. Окладников и др.). Собиратель уник. археол. и этногр. коллекций для музеев Ленинграда, Иркутска и др. городов. Науч.-иссл. деят-ность П. пытался тесно увязать с выработкой практич. рекомендаций, прогнозированием развития традиц. х-ва и культуры народов Сибири. 28 мая 1937 П. арестован НКВД, 15 нояб. по сфабриков. обвинению приговорен к смертной казни и 25 нояб. расстрелян.

Соч.: Обл. музей и его организация на демокр. началах. Иркутск, 1921; Нар. иск-во в Сибири: (Вопр. собирания и изучения). Иркутск, 1923; Внутриродовые отношения у северных бурят. Иркутск, 1925; Сибирский палеолитич. атлас. Иркутск, 1927; Этнограф. иссл. среди малых народов в Вост. Саянах. Иркутск, 1927; Далекое прошлое Прибайкалья. Иркутск, 1928.; Промыслы карагасов. Иркутск, 1928.

Петри Эд. Юл

ПЕ́ТРИ Эд. Юл. (1854-99) - географ и антрополог. Учился в Медико-хирургич. акад. в СПб. Проф. Бернского ун-та, с 1887 проф. Петерб. ун-та. Автор монографии "Антропология" (2 тт., 1890-95), работы "Методы и принципы географии" (1892), ред. "Большого всемирного настольного атласа Маркса" (1905, закончен Ю. М. Шокальским). Награжден серебр. медалью РГО (1887).

Петров Ал-др Дм

ПЕТРО́В Ал-др Дм. (1794-1867) - первый рус. шахм. мастер, шахм. композитор, литератор, выдающ. предшественник М. Чигорина. Служил чиновником "Канцелярии статс-секретаря у принятия прошений на высочайшее имя приносимых", впоследствии тайный советник. В шахматы начал играть с 7 лет. В 15 лет победил лучшего шахматиста Пб. А. Копьева. В течение полувека был сильнейшим шахматистом России. Постоянно выходил победителем в состязаниях с ведущими мастерами России: К. Янишем (40-е гг. 19 в.), С. Урусовым (1853), И. Шумовым (1862). Автор ряда теоретич. статей, рассказов и очерков, напечат. в рус. и иностр. ж., а также учебника "Шахм. игра, приведенная в систематич. порядок..." (1824). Один экз. из 300 выпущенных был подарен автором А. Пушкину. Один из инициаторов создания в СПб. "Об-ва любителей шахм. игры" (1837-40). Родоначальник рус. проблемистов (составителей задач).

Петров Алекса

ПЕТРО́В Алекса (кон. 13 в.) - Новгород. иконописец. Автор храмовой иконы "Св. Никола с избр. святыми на полях", напис. в 1294 для построенной двумя годами раньше кам. ц. Николы на Липне близ Новгорода. На ниж. поле иконы сохранилась надпись, относящаяся, вероятно, ко 2-й пол. 16 в. В тексте наряду с др. сведениями из истории иконы назван и ее автор. Др. упоминаний о П. А. не сохранились.

Поясное изображение Николы сохраняет стилистич. и образную преемственность с домонг. живописью Новгорода, обнаруживая вместе с тем черты линейно-орнамент. трактовки формы, близкие роман. иск-ву. Икона находится ныне в Новгород. музее.

Петров Анд. Пав

ПЕТРО́В Анд. Пав. (род. 1930) - композитор, муз.-обществ. деятель. Закончил Ленингр. конс. у О. А. Евлахова (1954). Автор большого кол-ва соч. разных жанров: опер ("Петр Первый", 1975; "Маяковский начинается...", 1983); балетов ("Заветная яблонька", 1953; "Станционный смотритель", 1955; "Берег надежды", 1959; "Сотворение мира", 1971; "Пушкин", 1979); оперетт; симфонических и ораториальных произв.; музыки к спектаклям (свыше 20); к кинофильмам (более 30), в числе к-рых "Белый Бим Черное ухо", "Берегись автомобиля", "Зигзаг удачи", "Служебный роман", "Человек-амфибия", "Я шагаю по Москве" и др.; вокальных циклов, романсов и популярных эстрадных песен. С 1964 пред. Правления Союза композиторов Ленинграда, с 1965 секретарь Правления Союза композиторов СССР. Лауреат Гос. премий СССР (1967, 1976). Нар. артист СССР (1980).

Лит.: Андрей Петров. Сборник статей / Ред. М. С. Друскин. Л., 1981.

Петров Вас. Вл

ПЕТРО́В Вас. Вл. (1761-1834) - крупнейший физик-экспериментатор. Окончил Харьк. коллегиум, прошел путь от учителя провинц. г-зии до проф. физики Медико-хирург. академии в Пб. В 1802 открыл явление электрич. дугового разряда в газах, назв. им "вольтовой дугой"; наблюдал разряд и при пониж. давлении, что можно рассматривать как открытие плазмы. Обнаружил явление расплавления металлов и их восстановления из окислов в пламени электрич. дуги. Одним из первых в мир. науке изучал явление люминесценции, выполнил ряд иссл. по статич. электричеству, впервые произвел разложение воды электролизом.

Петров Вас. Петр.

ПЕТРО́В Вас. Петр. (1736-99) - поэт. Род. в семье священника. В 1752 был принят в Моск. славяно-греко-лат. акад. Обучение было прервано из-за конфликта с префектом академии, закончившегося для П. жестокой поркой. В 1754 он восстанавливается в академии и заканчивает ее в 1760. По окончании обучения П. оставляют при академии, где он преподает сначала синтаксис, затем курс поэзии и риторику. Первое же выступление П. в лит-ре было удачным. За оду "На карусель" (1766), посв. описанию придворного праздника, он получает золотую табакерку с 200 червонцами и право ношения шпаги от Екатерины II, а также язвит. эпиграмму "Дифирамб Пегасу" от А. П. Сумарокова. За первыми произв. появились следующие, в к-рых поэт удачно "перелагал" на стихи положения манифестов и указов императрицы, что, как полагают, было одной из причин приближения П. ко двору. В 1768 он был сделан переводчиком при кабинете Ее Величества и личным чтецом императрицы. В 1770 П. публикует перевод перв. песни "Энеиды" Вергилия с программным предисловием. Критики и поэты В. Майков, Ф. Эмин, Н. Новиков, А. Сумароков издевались над переводом, пародируя нелепые, с их т. зр., стихи. Современников "карманного стихотворца" императрицы, как именовал себя сам П., раздражала в его поэзии не столько конъюнктурность, сколько вычурная лексика, перенасыщ. мифологич. образами и неуместными славянизмами, латинизиров. поэтич. синтаксис и т. п. На фоне легких ямбов М. М. Хераскова и позднего Сумарокова поэзия П. выглядела абсурдно архаичной. В 1780 поэт выходит по болезни в отставку и поселяется в своей деревне в Орловской губ. Он по-прежнему пишет оды, работает над завершением пер. "Энеиды". К 1788 труд был закончен, но ожидаемых лавров поэту он не принес. Так, А. Н. Радищев замечал, что перевод П. это "древний треух, надетый на Вергилия ломоносовским покроем".

Петров Вас. Род

ПЕТРО́В Вас. Род. (1875-1937) - певец (бас). Нар. артист РСФСР (1933). В 1891-93 учился в Волчанской учит. г-зии. Пению обучался в 1898-1902 в Моск. конс. (кл. А. Барцала). С 1899 участник консерваторских ученич. спектаклей на сцене Большого т-ра. В том же году заменил заболевшего Ф. Шаляпина в партии Досифея в спектакле Моск. частной рус. оп. С. Мамонтова. В 1902-36 солист моск. Большого т-ра (дебютировал в партии Мельника - "Русалка" А. Даргомыжского). Гастролировал по России и за границей: в Берлине, Монте-Карло, Вене, Варшаве, Париже и Лондоне. Обладал редким по силе голосом мягкого тембра и шир. диапазона (три октавы), ярким сценич. дарованием. Лучшие партии: Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки), Собакин ("Царская невеста" Н. Римского-Корсакова), Кончак ("Князь Игорь" А. Бородина), Руслан ("Руслан и Людмила" Глинки), Пимен ("Борис Годунов" М. Мусоргского). Один из лучших интерпретаторов партий в операх Р. Вагнера. В 1925-29 рук. по вокалу Оперной студии К. Станиславского. В 1935-37 возглавлял Оперную студию Большого т-ра.

В. Р. Петров в роли Кончака

В. Р. Петров в роли Кончака

Петров Вл. Мих.

ПЕТРО́В Вл. Мих. (1896-1966) - реж. кино. Учился в Петрогр. ун-те и в уч-ще при Александринском т-ре. Был актером т-ра, работал в Англии ассистентом реж. у Г. Крэга. В кино с 1924. Был ассистентом реж. в ф. Г. Козинцева и Л. Трауберга "Шинель", В. Висковского "Девятое января" и др. Первая самост. работа - "Золотой мед" (1928, совм. с Н. Бересневым). В 1934 на "Ленфильме" снимает звук. ф. "Гроза" (приз на МКФ в Венеции, 1934) по драме Островского, в к-ром заняты актеры моск. и ленингр. т-ров А. Тарасова, В. Массалитинова, Е. Корчагина-Александровская, М. Тарханов, М. Царев, М. Жаров, И. Зарубина. В ф. "Петр I" (гл. премия за 1-ю сер. на Междунар. выставке в Париже, 1937) событием стало исполнение гл. роли Н. Симоновым. В роли царевича Алексея - Н. Черкасов.

Высокая постановочная культура и актерский ансамбль отличают и следующие кинематогр. работы реж., выполненные на "Мосфильме". Как правило, это все сложные в постановочном отношении произв., сюжеты к-рых черпаются из рус. лит-ры. В воен. годы широкую известность получил ф. "Кутузов" с А. Диким в гл. роли. В послевоен. годы - "Без вины виноватые" (по пьесе Островского, приз на МКФ в Венеции, 1946), где весь ансамбль составлен из мастеров МХАТа, и "Сталинградская битва" (гл. приз на МКФ в Марианске-Лазне, 1949) с Диким в роли Сталина и Симоновым в роли Чуйкова.

Среди ф. последнего периода жизни П. - "Ревизор" (1952, по Н. Гоголю), с к-рым связан кинематогр. дебют И. Горбачева в роли Хлестакова, "Поединок" (1957, по пов. А. Куприна), "Накануне" (1959, по И. Тургеневу, совм. с Болгарией), "Русский лес" (1963, по ром. Л. Леонова). В большинстве случаев - один или в соавт. - реж. принимал участие в написании сценариев своих ф.

Лит.: Бродянский Б. Л. Владимир Петров. М., 1939; Морозевский А. Образ Петра // Иск-во кино. 1940. № 1/2; Юренев Р. Автор фильма "Петр I" // Там же. 1941. № 5; Жаров М. Работа с В. М. Петровым // Там же 1972. № 2; Школвский В. За 60 лет. М., 1985. С. 219-226.

Петров Вс. Ник

ПЕТРО́В Вс. Ник. (1912-78) - историк иск-ва, иск-вовед. Окончил Ленингр. ин-т философии, лит-ры и иск-ва в 1934. С 1931 работал в Рус. музее (последоват. в секциях графики, рисунка, скульптуры). Воевал. В связи с гонением на "космополитов" был уволен из Рус. музея в 1949, после чего вся его деят-ность худож. критика была связана с Союзом художников.

Осн. сфера интересов П. - графика и скульптура; проявлял большой интерес к изучению отд. памятников (напр., пам. Петру I, В. Растрелли), а затем к общим проблемам - прежде всего нац. своеобразия рус. иск-ва (в барокко - Растрелли, в классицизме - М. Козловский и т. д.). Гл. его работы посв. рус. скульптуре 18-19 вв., живописи и графике "Мира иск-ва", ленингр. школе графики (В. Лебедев, Н. Тырса, Ю. Васнецов, А. Пахомов, В. Курдов и др.). Им написаны отд. главы "Истории рус. иск-ва" под ред. И. Грабаря: М. Козловский (Т. 6. 1961), И. Мартос, Ф. Щедрин, И. Прокофьев. (Т. 8. 1963). Скульптура 2-й трети 19 в. (Т. 8, кн. 2. 1964), "Мир иск-ва" (Т. 10. 1968) и др.

Соч.: К. П. Брюллов. М., 1958; Укротители коней: Скульптурные группы П. К. Клода. Л., 1962; Памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Скульптор Орловский. Л., 1967; Юрий Васнецов. М., 1967; Владимир Васильевич Лебедев. Л., 1972; Конная статуя Петра I работы Растрелли. Л., 1972; Петр Карлович Клодт. Л., 1973; Мих. Ив. Козловский. М., 1977; Очерки и исследования: Избр. статьи о рус. иск-ве 18-20 вв. М., 1978.

Петров Дм. Конст.

ПЕТРО́В Дм. Конст. (1872-1925) - филолог, испанист, проф. СПб. ун-та, чл.-корр. АН СССР (1922). Ученик А. Н. Веселовского и изв. франц. ученого А. Мореля-Фасьо, приверженец культурно-ист. школы. П. явился основоположником науч. испанистики в России. Занимался гл. обр. историей исп. лит-ры, в частности исп. драмой 16-17 вв., рус.-исп. лит. связями. Читал в СПб. ун-те курс лекций по введению в ром. филологию, вел романистич. кружок. Переводил с исп. и староисп.

В связи с проблемой араб. источников исп. лит-ры обратился к араб. яз. и лит-ре и стал профессион. арабистом. Важнейшая работа П. в этой обл. - впервые осуществленное им изд. (по уникальной рук. из Лейдена) сочинения андалузского поэта и богослова 11 в. Ибн Хазма - трактата о любви "Ожерелье голубки" (рус. пер. М. А. Салье, 1933 и 1957). Работы П. по арабистике и его лекции в ун-те ввели арабистику в обязат. круг образованности отеч. испанистов.

Тяготение к вост. проблематике и науч. темперамент П. обусловили его обращение к лингвистич. учению Н. Я. Марра. При образовании Яфетического ин-та (единств. в те годы чисто лингвистич. ин-та) он стал членом его ученого совета и печатался в "Яфетическом сб. "

Соч.: Россия и Николай I в стихотв. Эспронседы и Россетти. СПб., 1909; Лекции по введ. в ром. филологию: 1908-09 учеб. год. СПб., 1909; Данте в связи с общим очерком ср.-век. лит-ры: Курс лекций, чит. в 1912/13 г. <...> СПб., 1913; А. А. Мандзони и романтизм в Италии // История западной литературы (1800-1910). М., 1914. Т. 3; А. И. Герцен и Доносо Кортес. СПб., 1914.

Лит.: Крачковский И. Ю. Д. К. Петров - арабист // Зап. Коллегии востоковедов. 1927. Т. 11, вып. 2; Шишмарев В. Ф. Памяти Д. К. Петрова // Рукописное наследие В. Ф. Шишмарева в Архиве Акад. наук СССР. М.; Л., 1965.

Петров Евгений

ПЕТРО́В Евгений (наст. имя и фам.: Катаев Евг. Петр.) (1903-42) - писатель, сатирик, публицист, брат В. Катаева. Род. в Одессе. В 1924 в сатир. ж. "Красный перец" появились первые фельетоны и рассказы под псевд. Петров или под именем гоголевского "Иностранца Федорова". Выходит неск. юмористич. сб. ("Без доклада", "Невероятно, но..." и др.). Наиб. значит. произв. созданы в соавт. с И. Ильфом, - романы "Двенадцать стульев" (1928) и "Золотой теленок" (1933). Последней совм. работой была книга "Одноэтажная Америка". После смерти Ильфа пишет книгу "Мой друг Ильф", комедию-памфлет "Остров мира" и в соавторстве с Г. Мунблитом сценарии ф. "Антон Иванович сердится" и "Музыкальная история". С первых дней войны - на фронте в качестве корр. Совинформбюро. Его видели защитники Москвы, он был в освобожд. Волоколамске, вместе с командой крейсера "Ташкент" участвовал в боях под Севастополем. Итогом стали публицист. книги "Фронтовой дневник", "Фронтовые записки", "Фронтовые заметки" и др. Погиб в авиакатастрофе 2 июля 1942.

Петров Ник. Арнольдович

ПЕТРО́В Ник. Арнольдович (род. 1943) - пианист. Окончил Моск. конс. (1967) и аспирантуру (1969) по кл. Я. И. Зака. Лауреат междунар. конкурсов им. Х. Л. Клайберна в Форт-Уэрте (1962) и им. Королевы Елизаветы в Брюсселе (1964). С 1966 - солист Моск. филармонии. Репертуар П. группируется вокруг мастеров 18 в., включает множество крупнейших соч. виртуозных композиторов 19 в. и совр. композиторов. Интерпретации П. масштабны, рационалистичны, конструктивно совершенны. П. - автор ряда нестандартных программ. В их числе - "Вечер фортепианных фантазий", "Французская музыка 18-20 веков", "К 200-летию со дня рождения Н. Паганини", "Фантастическая симфония" Г. Берлиоза в транскрипции Ф. Листа и др. П. записал множество дисков, в частности, им сделаны записи 9 фп. сонат С. С. Прокофьева. Широко и с большим успехом гастролирует за рубежом, выступая с лучшими оркестрами, выдающимися дирижерами и в лучших филармонических залах мира. Нар. артист РСФСР (1986).

Лит.: Цыпин Г. М. Портреты советских пианистов. М., 1990.

Петров Осип Аф.

ПЕТРО́В Осип Аф. (1807-78) - певец (бас). Род. в семье торговцев. С 7 лет пел в церк. хоре. В 1830 зачислен в труппу Петерб. оп. (Большой т-р, с сер. 1850-х гг. Т-р-цирк, с 1860 - Мариинский т-р), где выступал до 1878. Обладал голосом феномен. силы, ровности, богатством тембровых красок и обширного диапазона (две с половиной октавы), к-рый позволял исполнять низкие басовые и баритоновые партии. Первый исполнитель партий: Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки; выступал в этой роли ок. 300 раз на протяжении 40 лет; трактовка роли, подготовл. под рук. комп., стала эталоном для последующих поколений рус. певцов), Руслан ("Руслан и Людмила" Глинки) и др. На оперной сцене выступил в 109 операх, в к-рых исполнил ок. 130 разнохарактерных партий (героич., комич., буффонные, лирич.).

Петрова-Воробьёва Анна Як

ПЕТРО́ВА-ВОРОБЬЁВА Анна Як. (урожд. Воробьева, по мужу Петрова) (1817-1901) - певица (контральто). Жена О. Петрова. Род. в семье репетитора хоров имп. петерб. т-ров. Окончила Петерб. театр. уч-ще (кл. пения А. Сапиенцы и Г. Ломакина). Позже совершенствовалась в вок. иск-ве под рук. К. Кавоса и М. Глинки. С 1835 солистка Петерб. оперы. Сценич. деят-ность П.-В. продолжалась всего 13 лет. В 1840 из-за большой голосовой нагрузки (дирекция т-ра заставляла певицу выступать в мужских ролях) сорвала голос и была вынуждена оставить сцену (офиц. числилась в оперной труппе т-ра до 1850). Обладала голосом феноменально редкой красоты и силы, "бархатного" тембра, шир. диапазона (две с половиной октавы). Первая исполнительница партии Вани ("Жизнь за царя" Глинки). С большим успехом выступала в операх итал. композиторов, с легкостью соревнуясь в вок. технике с изв. итал. певцами. "Голос Воробьевой был одним из самых необычайных, изумительных контральто в целой Европе..." (В. Стасов).

Петров-Водкин Куз. Сер.

ПЕТРО́В-ВО́ДКИН Куз. Сер. (1878-1939) - живописец (станковист, монументалист), график. Засл. деят. иск-в РСФСР (1930); учился в Классах живописи и рисования (Самара, 1894-95), в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества у В. Серова, И. Левитана, К. Коровина, (1897-1904), в худож. школе А. Ашбе (1901), в Академии Коларосси и др. студиях Франции (1906-08); чл. объединений "Мир иск-ва" (с 1910), "4 иск-ва" (с 1924), 1-й пред. правления ленингр. отд. Союза художников (1932). Автор живописных и графич. портретов, сюжетных композиций, натюрмортов, теоретик иск-ва, педагог, литератор, видный обществ. деятель. Испытал влияние нем. и франц. мастеров рубежа 19-20 вв. Творчески осмыслил широкий круг традиций иск-ва разных стран и эпох (др.-рус., Возрождения, произв. М. Врубеля, В. Борисова-Мусатова и др.). Ранние работы П.-В. несут в себе черты стиля модерн ("Сон", 1910; "Юность", 1913 и др.), для них характерны монументализация, сопоставление открытых цветов, аллегоричность ("Играющие мальчики", 1911; "Купание красного коня", 1912; "Богоматерь Умиление злых сердец", 1914-15). После 1917 принимает участие в оформлении рев. праздников (панно "Степан Разин", "Микула Селянинович", 1918), разрабатывает теоретич. проблемы перспективы (идея "Сферической перспективы"), композиции, колорита, реализует их в натюрмортах ("Селедка", 1918; "Натюрморт с самоваром", 1920 и др.), неск. картинах на рев. тему ("1918 год в Петрограде", 1920; "Смерть комиссара", 1928), портретах ("Автопортрет", 1918; "А. А. Ахматова", 1922 и др.). С кон. 30-х, в 40-50-е гг. иск-во П.-В. находится в забвении, т. к. не укладывается в рамки социалистич. реализма; признание приходит во 2-й пол. 1960-х гг.

Соч.: Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. Л., 1982; Письма. Статьи. Выступления. Документы. М., 1991.

Лит.: Костин В. И. К. С. Петров-Водкин. М., 1966; Кузьма Петров-Водкин: (Альбом) / Авт. вступ. ст. Ю. А. Русаков. Л., 1986.

К. С. Петров-Водкин. Автопортрет. 1912

К. С. Петров-Водкин. Автопортрет. 1912

Предыдущая страница Следующая страница