Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "П" (часть 6, "ПЕТ"-"ПИО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 6, "ПЕТ"-"ПИО")

Петровичев Петр Ив

ПЕТРО́ВИЧЕВ Петр Ив. (1874-1947) - живописец, пейзажист. Чл. Т-ва передвижных худож. выставок (с 1906) и "Союза рус. художников" (с 1911). Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1892-1903) у В. А. Серова и И. И. Левитана, оказавшего влияние на все творчество П. Отличит. чертой живописи П. стало своеобразие приглуш. гаммы красок. В изображении особенно близких ему мотивов ранней весны добивался убеждающей правдивости ("Весенняя оттепель в деревне", 1913-14; "Ледоход на Волге", темпера, 1912). От камерных форм часто переходил к крупномасштабным полотнам, в к-рых пейзажные образы достигали героич. звучания ("Ростов Великий", 1912; "Ростов Ярославский", 1915).

Лит.: Круглый И. А. П. И. Петровичев. Л., 1975; П. И. Петровичев: О жизни и творчестве художника / Авт.-сост. В. В. Руднев. М., 1979; Художник П. И. Петровичев: Сб. материалов и кат. выст. / Авт.-сост. В. П. Лапшин. М., 1988.

Петровых Мария Сер.

ПЕТРОВЫ́Х Мария Сер. (1908-79) - поэт, переводчик. Род. в семье инженера-технолога. Училась в Ярославской ср. школе. Будучи ученицей последнего класса, вошла в Союз поэтов Ярославля. Первая публикация - в сб. "Ярославские понедельники" (1926). Поступила на Высш. гос. лит. курсы. Окончила экстерном лит. ф-т Моск. ун-та (1930). С 1934 выступает как поэт-переводчик: с лит., евр., польск., арм. яз. Единств. прижизненная книга стихов П. "Дальнее дерево" вышла в Ереване (1968). Лирику П., в к-рой нет "ни ахматовской кротости, ни цветаевской ярости", отличает исповедальность и строгость стиха. Повод для лирич. высказывания в стихах П. - чувство, граничащее с потрясением (осознание внезапной невозвратимой утраты, чувство материнства, красота внезапно открывшегося глазам пейзажа). Стих. "Назначь мне свиданье на этом свете..." (1956) А. Ахматова называла шедевром лирики. Лучшее из написанного П. за многие годы вошло в кн. "Предназначение" (опубл. в 1983 с предисл. А. Тарковского).

Петроград

ПЕТРОГРА́Д - названиеСПб. в 1914-24.

Петроградки

ПЕТРОГРА́ДКИ - См. Крылатки.

Петроградский богословский институт

ПЕТРОГРА́ДСКИЙ БОГОСЛО́ВСКИЙ ИНСТИТУ́Т - дух. высш. уч. заведение. Открыт в Пг в апр. 1920 для обучения духовенства и мирян, в ин-т принимались и женщины. Срок обучения составлял 3 года. В корпорацию ин-та входили как представители б. Дух. академий (Ф. К. Андреев, А. И. Бриллиантов, Н. Н. Глубоковский, И. А. Карабинов и др.), так и Петрогр. ун-та (Б. А. Тураев, Д. И. Абрамович, С. В. Меликова-Толстая и др.). Ректором был протоиерей Н. К. Чуков (впоследствии митр. Григорий), после его ареста и. о. ректора исполнял Л. П. Карсавин (1922), а затем - И. П. Щербов За время существования ин-та было подано ок. 300 прошений о приеме, реально на каждом курсе занималось неск. десятков человек (среди них Н. Д. Успенский, Б. И. Коплан, В. Я. Пропп, Д. А. Крючков, И. А. Аполлонская-Стравинская, иеромонах Сампсон (Сиверс)). С целью объединения верующей интеллигенции вокруг Церкви П. Б. И. вел широкую просветит. работу: устраивались общедоступные богословские лекции, религ. собрания, преподаватели и студенты читали лекции в храмах, занимались с детьми и т. п. В 1922 нек-рые преподаватели (Чуков, Вл. Б. Шкловский), были арестованы, другие (Л. Карсавин, Н. О. Лосский, С. С. Безобразов) высланы и уехали за границу, третьи (прот. А. И. Боярский, С. М. Зарин) ушли в обновленчество. Все же весной 1923 ин-т сумел сделать единств. выпуск (26 чел., среди них В. К. Лозино-Лозинский, Варлаам (Сацердотский), будущий д-р мед. А. М. Скородумов), после чего в мае под нажимом властей прекратил свою деят-сть.

Ушедшие в обновленчество члены корпорации П. Б. И. открыли в марте 1924 Ленинградский Богословский ин-т, просуществовавший до 1930-х гг.

Сторонники патриаршей церкви открыли в 1925 Высшие Богосл. курсы просуществовавшие до 1928. Ректором их был Чуков. Попытка открыть в Ленинграде в 1929 новое высшее богословское уч. заведение оказалась неудачной.

Лит.: Сорокин В., Бовкало А. А., Галкин А. К. Открытие Петроградского Богословского ин-та в 1920 // Христианское чтение. 1994. Вып. 14.

Петродворец

ПЕТРОДВОРЕ́Ц - название г. Петергофа с 1944 (неудачный перевод). При переименовании ж.-д. станции сохранили прежнее название. Название "П". обычно не употреблялось жителями Ленинграда - Петербурга, говорившими "Петергоф". В результате бытования обоих названий типична ситуация, когда турист в парке Петергофа спрашивает, где здесь П., имея в виду дворец Петра I.

Петродворец. Большой дворец. Корпус под гербом. 1747-51

Петродворец. Большой дворец. Корпус под гербом. 1747-51

Петрокрепость

ПЕТРОКРЕ́ПОСТЬ - название г. Шлиссельбурга; существовало с 1944 по 1992 (истор. название восстановлено по воле жителей на референдуме). Образец топонимического абсурда, т. к. крепость заложена новгородцами и именовалась "Орешек", укреплена шведами, переведшими название (Нотебург), а Петр I ее взял и дал ей название "Шлиссельбург", под к-рым она вошла в историю как "государева тюрьма". Любопытно как единств. топоним в честь царя в сов. время.

Петропавловская крепость в СПб

ПЕТРОПА́ВЛОВСКАЯ КРЕ́ПОСТЬ в СПб. - арх. ансамбль. Сложился в 18-19 вв. Первоначально воен. объект, затем полит. тюрьма, ныне музей. Начало стр-ва П. К. - 16 (27) мая 1703 - дата основания новой столицы России - СПб. В комплекс зданий П. К. входят: фортификац. сооружения (возводились по плану имп. Петра I из земли и дерева, 1703-06, в 1706-40 перестроены в кам., арх. Д. Трезини), располож. на Заячьем о-ве (с Ю.-В. крепость прикрывалась р. Невой, с С. - протоком Невы и земл. укреплениями - кронверком и кавальером); Петровские ворота (1717-18, арх. Трезини, петровское барокко; дерев. рельеф - скульптор К. Оснер, петровское барокко); Невские ворота (1784-87, арх. Н. Львов, "строгий стиль" классицизма); собор Св. Петра и Павла (Петропавловский собор; 1712-33, арх. Трезини, трехнефная базилика с колокольней, увенч. золоченым шпилем; резной дерев. иконостас, 1722-27), в к-ром находится усыпальница рос. императоров; Ботный домик (павильон для ботика Петра I, 1761-62, арх. А. Вист, ранний классицизм) и фигура "Навигация" (1891, Д. Иенсен, терракота, эклектизм); Монетный двор (1798-1806, арх. А. Порто, ампир); кронверк (расположен отдельно от осн. комплекса зданий и сооружений П. К. - через Кронверкский канал, с 1872 - Артиллерийский музей); пам. имп. Петру I (установлен в 1991, скульптор М. Шемякин, бронза).

Петропавловская крепость

Петропавловская крепость

Петросян Тигран Вартанович

ПЕТРОСЯ́Н Тигран Вартанович (1929-84) - 9-й в истории шахмат чемпион мира (1963-69), з. м. с. (1960), междунар. гроссмейстер (1952). Шахм. теоретик и журналист, ред. ежемес. "Шахм. Москва" (1963-68), гл. ред. еженед. "64" (1968-77), канд. филос. наук. 9-кратный победитель Всемирных шахм. олимпиад (1958-74), 8-кратный победитель командного чемпионата Европы (1957-83), 4-кратный победитель чемпионатов СССР (1959, 1961, 1969, 1975). П. обладал оригинальностью и глубиной шахм. мышления, шир. эрудицией, сочетал своеобр. стратегич. планы с филигранным технич. мастерством. Его иск-во в позиционной игре, мастерство защиты по праву считаются классическими.

Петрункевич Ив. Ил

ПЕТРУНКЕ́ВИЧ Ив. Ил. (1843-1928) - изв. полит. деятель, один из лидеров либерализма. Окончил в 1866 юрид. ф-т Петерб. ун-та. В 1868 избирается уездным и губ. земским гласным в Черниговской губ. В 1869 избирается мир. судьей, ав 1879 - пред. мир. съезда. П. активно участвует в оппозиц. самодержавию земском движении. В 1879 П. в адм. порядке выселяется в г. Галич Костр. губ. за участие в составлении адреса царю с просьбой дать "истинное самоуправление, неприкосновенность прав личности, независимость суда и свободу печати". В 1886 он возвращается в Чернигов, избирается гласным губ. земства и тут же выселяется за пределы Киевского ген.-губернаторства. Переселившись в Тверь, продолжает оппозиц. земскую деятельность, участвуя в подготовке земских адресов по случаю воцарения Николая II (1894). В 1900 выдвигает идею об орг-ции нелегального либерального печ. органа, издаваемого за границей (начал выходить в 1902 в Штутгарте под назв. "Освобождение", ред. П. Б. Струве). П. активно участвовал в создании в 1903-04 нелег. орг-ции "Союза освобождения", программные требования к-рого включали конституцию и всеобщее избират. право. За это П. был снова подвергнут адм. высылке, но вскоре возвратился в Тверь. Осенью 1904 П. участвовал в конф. рев. и оппозиц. партий России в Париже. Участвовал в создании кадетской партии. Деп. 1-й Гос. думы. Выступая первым из ораторов, вместо благодарности царю потребовал подлинной амнистии и дальнейших реформ. После роспуска Думы подписал Выборгское воззвание с призывом к гражд. неповиновению. За это был подвергнут тюремному заключению. Был изд. кадетских газ. "Речь" и "Современное слово", пред. ЦК кадетской партии (1909-15). После Окт. рев-ции эмигрировал. В эмиграции занимался лит. деят-ностью. Оставил ценные мемуары.

Петрушевская Люд. Стефановна

ПЕТРУШЕ́ВСКАЯ Люд. Стефановна (род. 1938) - драматург, прозаик. Род. в Москве. Окончила ф-т журналистики МГУ (1961). Сменила много занятий, работала радиожурналистом. К лит. деят-ности обратилась в конце 60-х - нач. 70-х гг. Большинство ее произв. увидели свет рампы и были опубликованы значительно позже, во 2-й пол. 80-х гг. Входила в состав Моск. студии молодых драматургов под руководством А. Арбузова (1971-86). Уже в первых произв. П. - одноактных пьесах, пьесах-монологах, рассказах-монологах "Чинзано" (1973), "Лестничная клетка" (1974), "Любовь" (1974), "Анданте" (1975), "День рождения Смирновой" (1977), "Я болею за Швецию" (1977), "Стакан воды" (1978), "Проходите в кухню" (1979) и др. воссоздан менталитет человека 70-х и последующих годов, маргинального по сравнению с господствовавшими героями лит-ры и отмеч. искажением нравственности. П. выработала особый яз., с одной стороны, воспроизводящий живую речь улицы и воссоздающий тип мышления человека, с др. - являющий собой худож. стихию. В своих "больших" пьесах "Уроки музыки" (1973, пост. Студенческий театр МГУ, реж. Р. Виктюк), "Сырая нога, или Встреча друзей" (1973-78), "Три девушки в голубом" (1980, пост. Моск. т-р Ленком, реж. М. Захаров, 1985) показала уродливые человеч. отношения, распад семьи, любовных и дружеских уз. Проза П. отмечена психологич. реализмом. П. - автор пьес для детей "Два окошка" (1975), "Чемодан чепухи, или Быстро и хорошо не бывает" (1975), "Золотая богиня" (1986); автор и соавтор сценариев мультф. Ю. Норштейна "Сказка сказок" и "Шинель" (по Н. Гоголю), а также произв., в к-рых прослеживаются языкотворч. опыты ("Анданте"; лингвистич. сказочки "Пуськи бятые", 1984, 1992; роман "Бурлак" 1992).

Петрушевский Илья Пав

ПЕТРУШЕ́ВСКИЙ Илья Пав. (1898-1977) - историк, спец. по эпохе феодализма на Ближнем и Ср. Востоке, в Закавказье, Ср. Азии, засл. деятель науки Азерб. ССР. В 1926 окончил ист.-фил. ф-т Азерб. гос. ун-та. В 1931 в Ин-те кавказоведения АН СССР в Тбилиси под рук-вом П. К. Жузеи Ю. Н. Марра изучал араб. и персид. яз. Канд. ист. наук (1935, без защиты). В 1933-36 преподавал в Тбилисском ун-те, в 1936-41 работал в Ленингр. отд. Ин-та истории АН СССР, преподавал в обл. пед. ин-те. В 1941 защитил докт. дисс. "Очерки по истории феод. отношений в Азербайджане и Армении в 16-18 вв.". Во время Вел. Отеч. войны преподавал в Баку и Ташкенте. В 1945-47 работал в Ленингр. отд. Ин-та востоковедения АН СССР и преподавал в ЛГУ. С 1950 и до своей кончины заведовал кафедрой Бл. Востока. В 1948-61 заведовал Иранским кабинетом Ленингр. отд. Ин-та востоковедения АН СССР. С 1961 работал только на кафедре, занимаясь пед. и иссл. деят-ностью. Осн. науч. интерес П. - развитие земледелия, аграрные отношения, формы и категории землевладения и земельной собственности на Бл. и Ср. Востоке, эволюция феод. ин-тов и форм эксплуатации крестьян, взаимоотношения кочевников и оседлого земледельч. населения, феод. город, соц. состав нар. движений и их программы в связи с идеол. течениями и сектами в исламе. Вывод П. об отсутствии в Иране, Ср. Азии, Афганистане и араб. странах крупного собств. хоз-ва феодалов, основ. на барщинном труде, раскрывает сущность соц.-экон. процессов на Бл. Востоке в эпоху феодализма. Иссл. П. основаны на глубоком знании источников и архивных документов. Труды его пользуются известностью в мировой ориенталистике, нек-рые из них переведены на перс. яз. Опубликовано более 90 работ.

Соч.: Колониальная политика российского царизма в Азербайджане в 20-60-х гг. XIX в.: В 2 ч. / Авт. вступ. ст. и ред. И. П. Петрушевский. М.; Л., 1936; Деревня и крестьяне средневекового Ближнего Востока в трудах ленинградских востоковедов // Учен. зап. Ин-та востоковедения АН СССР. 1960. Т. 25. С. 204-217; Земледелие и аграрные отношения в Иране XIII-XIV вв. Л., 1960; Ислам в Иране в VII-XV веках: Курс лекций. Л., 1966.

Петрушевский Фед. Фомич

ПЕТРУШЕ́ВСКИЙ Фед. Фомич (1828-1904) - физик. Род. в Пб., в семье изв. метролога и комментатора-переводчика др.-греч. классиков. В 1851 П. окончил Петерб. ун-т (со степ. канд. физ.-матем. наук), где с 1862 преподавал, а после смерти Э. Х. Ленца возглавил кафедру физики и руководил ею до 1901. Организатор и рук. по отд. точных и естеств. наук "Энциклопедич. словаря Брокгауза и Ефрона". П. известен своими работами в обл. магнетизма, электричества и оптики. В 1859 разработал новую конструкцию оптич. микрометра к телескопу-рефрактору, внес ряд улучшений в устройства маяков и бакенов, в фотометрич. аппаратуру, создал ориг. конструкцию фотометра (1884). Получили известность работы П. по цветоведению: о цветах тел при искусств. освещении, о цветовом светорассеянии, о взаимодополняющих цветах, а также новые методы и ориг. приборы для изучения цветовых явлений.

Петрушка

ПЕТРУ́ШКА - герой традиц. кукольного ("пальцевого") представления (название "П." прилагается также к самому представлению и к разыгрываемым пьескам). В России т-р с перчаточными куклами известен уже в 17 в. Т-р П., как он зафиксирован в записях и описаниях с конца 19 в., представляет собою результат длит. эвалюции.

Театр П. состоял из легкой складной ширмы, ящика с куклами и шарманки, под звуки к-рой шел спектакль. Число перчаточных кукол (с головками из дерева или папье-маше) варьировалось в завис. от кол-ва сцен и могло достигать двух десятков. На сцене же присутствовали всегда только 2 куклы (по одной на каждой руке кукловода). П. традиционно изображался горбатым, с огромным носом, в красной рубахе (или наряде из пестрых лоскутов), штанах, заправл. в лаковые сапожки, с дурацким колпаком на голове. Представление состояло из набора встреч П. с разл. персонажами. Осн. эпизодами были: появление П. перед публикой; встреча с невестой; покупка лошади у цыгана; лечение у д-ра; обучение солдатской науке; финал, в к-ром либо П. тащили в ад, либо он побеждал, побивая черта. Кроме того, могли подключаться др. сценки: разговор с немцем, встреча с квартальным, ссора с женой и др. Все представление носило преим. комич. характер: это находило выражение в диалогах, насыщ. остротами, игрой слов, грубоватыми шутками; П. придавался особый голос - резкий, визгливый, достигавшийся применением пищика; в представление включались песни и танцы; исполнители старались вовлечь в действие публику; в сценич. событиях преобладали ссоры, драки, П. орудовал своей палкой, побеждая противников. Театр П. был непременным участником ярмарок, праздников и нар. гуляний.

Петушкова Ел. Вл

ПЕТУШКО́ВА Ел. Вл. (род. 1940) - сов. спортсменка (конный спорт), з. м. с. СССР (1970). Одна из лучших в мире мастеров выездки. Олимпийская чемпионка 1972 в командных соревнованиях. Чемп. мира 1970 в личных и командных соревнованиях. Чемпионка СССР 1966, 1968, 1971-73. Награждена орд. Труд. Кр. Знамени и "Знак Почета". Канд. биол. наук.

Печаткин Евг. Петр.

ПЕ́ЧАТКИН Евг. Петр. (1838-1918) - издатель, книгопродавец, обществ. деятель. В апр. 1865 перекупил у своего брата книж. магазин в Пб., а за год до этого открыл жен. переплетную мастерскую, ставшую, как и магазин П., одним из центров распространения нелегал. лит-ры. Как издатель П. проявил интерес к естественно-матем. и точным наукам. В качестве пер. и авторов в изд-ве П. часто выступали его сподвижники по рев. деят-ности. В 1865 выпустил "Самоучитель для начинающих обучаться грамоте" И. А. Худякова, уничтоженный полицией. Среди изданий П. выделяются тр. Г. Спенсера, Р. Оуэна, Р. Вирхова, Д. Тиндаля, К. Фогта, произв. Г. И. Успенского, П. Д. Боборыкина и др. Книж. магазин был закрыт властями в 1866 после кратковрем. ареста П. по делу Д. В. Каракозова, а в нач. 1870-х гг., уступив свою переплетную мастерскую В. А. Иностранцевой, П. отошел от активной обществ. и изд. деят-ности.

Печатный двор

ПЕЧА́ТНЫЙ ДВОР (Московский) - типография, организованная в Москве ок. 1553 благодаря Ивану IV и митр. Макарию. П. Д. издавал "Апостол" (при Ив. Федорове и Петре Мстиславце). Издания 1568-87 не обнаружены. Работа М. возобновилась после 1587. Новое здание П. Д. было построено в 1614 (после пожара 1611).

Деят-ность справщиков, работавших в Правильной палате (Иоанна Наседки, Мардария Хоникова, Савватия, Сильвестра Медведева, Кариона Истомина и др.) играла чрезвычайно важную роль в истории книжного дела, рус. просветительства, лит-ры эпохи барокко. В связи с резким увеличением кол-ва изданий в 1630-60 при П. Д. возникли споры между сторонниками конвенционального и неконвенционального подхода к тексту, что отражалось на отношении справщиков к исправлению книг. Речь, собственно, шла о возможности введения каких-либо исправлений в тексте и (среди сторонников введения исправлений) о принципах этой правки (на основе правил, с опорой на авторитетные источники, на основе предшеств. изд. и т. д.). В связи с этим нек-рые исследователи реформ Никона видят проблему раскола церкви в 17 в. как проблему текстологич. и лингвистич. (а не идеологич. или соц.) характера. В системе аргументации сторонников этого подхода используется "Челобитная справщика Савватия". В 1721 П. Д. переименован в Московскую Синодальную типографию.

Старый печатный двор (Синодальная типография). Нач. 1900-х гг.

Старый печатный двор (Синодальная типография). Нач. 1900-х гг.

"Печать и революция"

"ПЕЧА́ТЬ И РЕВОЛЮ́ЦИЯ" - критико-библ. ж., орган Госиздата, издавался в Москве с 1921, отв. редактор - В. Полонский (В. Гусин). В редколлегию входили А. Луначарский, Н. Мещеряков, И. Сквоцов-Степанов и др. Помимо обзора текущей лит-ры, в ж. печатались статьи по философии, иск-ву, политике, теории, методологии и истории лит-ры, публиковались архивные мат-лы. В лице Луначарского П. И. Р. выступала против идей о свободе иск-ва, пропагандировала марксист. метод в лит-ведении. На страницах ж. были развернуты дискуссии о М. Бакунине и Ф. Достоевском, о формальном методе, велась полемика с журналами "На посту" и "На лит. посту". Среди авторов ж. А. Воронский, Н. Крупская, В. Брюсов, П. Коган, В. Переверзев, П. Сакулин, А. Лежнев, И. Гроссман-Рощин, Н. Асеев. В 1929 после резкой парт. критики Полонский был отстранен от редактирования. В состав редколлегии вошли В. Фриче (отв. ред.), Переверзев, П. Керженцев, И. Маца, Р. Азарх, И. Беспалов. Фактически ж. становится органом "Литфронта". Полемика и работы вульгарно-социологич. характера вытеснили серьезные мат-лы. В 1930 ж. был закрыт.

Печенье

ПЕЧЕ́НЬЕ - мелкие выпечные изделия разнообр. форм дом. изготовления. П. готовили из пресного и кислого теста в кипящем масле на сковороде или выпекали в печи. П. было обязат. компонентом мн. праздников и обрядов, использовалось в обрядах любовной магии и гаданиях. П. - подарок в знак любви, плата, выкуп, средство передачи магич. силы, благопожелания и т. п. Пекли перед Рождеством в каждом доме. Особенно большое кол-во П. раздавали на Святки христославцам и колядовщикам. Много П. пекли в весенние дни. На С. в день весеннего равноденствия теща должна была для своего зятя испечь не менее 40 тетерок. Тетерки (вид П.) приносили и женщины, пришедшие в этот день к молодой. Тетерка представляет собой круг диаметром 13-20 см, состоящий из трех обводов тонкого жгута из теста, завитых вокруг основного узора из таких же жгутов. Повсеместно существовал обычай: на Средокрестье (среда на 4-й неделе Вел. поста) готовилось обрядовое П. в форме крестов, в них запекали зерна хлебных злаков, монету, крестик и др. мелкие предметы. По этим предметам гадали, что кого ожидает. Кресты съедали в тот же день, часто давали и скоту, иногда хранили до посева На Егория их давали коровам и лошадям. Кресты использовали как целебное средство и как оберег. В день Вознесения во многих семьях пекли П. - лесенки. По П. гадали, сбрасывая его с колокольни. Испеч. лесенки несли в поле и там бросали, иногда съедали, предварительно подбросив их выше. В день первого выгона скота - Егорьев день пекли маленькие булочки и скармливали скоту. Считали, что хлеб даст животным силу, здоровье, обеспечит приплод. 9 марта, в день 40 мучеников (сороки), пекли жаворонков и т. д. Форма П. варьировалась в разных местах России, но везде ему старались придать форму птичек. Жаворонками закликали весну, а припевки и приговоры обычно начинались с обращения к жаворонкам:

Жавороночки, Прилетите к нам, Тепло-летичко Принесите нам, Зима надоела - Весь хлеб поела.

Готовили обрядовое П. в виде веночка (перед Троицей) в Семик, когда ходили завивать березку.

П. собств. изготовления на беседах и вечеринках девушки угощали парней. Большое кол-во П. пекли на протяжении всей свадьбы. Оно раздавалось на девичнике и мальчишнике, им одаривал жених родственников невесты и всех присутствующих. П. было непременным угощением на свад. пире, его давали девушкам за пение песен, им выкупали постель молодых, приданое невесты, дорогу и т. п. Повсеместно существовал обычай разбрасывать маленькие витушки (наряду с пирогами и др.) на улице перед участниками свадьбы. В свад. обряде прослеживается связь мелких выпечных изделий со свад. хлебом.

Печерин Вл. Серг

ПЕЧЕ́РИН Вл. Серг. (1807-85) - поэт, прозаик, переводчик. С 1829 по 1831 учился на словесном отд. Петерб. ун-та. В 1833 командирован в Берлин для приготовления к проф. званию, по возвращении (1835) назначен экстраординарным проф. греч. яз. и словесности в Моск. ун-те. В 1836 эмигрировал, намереваясь принять участие в европ. рев. движении, но в дальнейшем перешел к религиозности и в 1840, приняв католичество, вступил в монаш. орден редемптористов; занимался миссионерской деят-ностью в Англии и Ирландии, в 1861 вышел из ордена, с 1862 исполнял должность пастора при больнице в Дублине. К лит. творч. П. обращался эпизодически. В 1831 дебютировал в "Сыне отечества" переводом стих. Ф. Шиллера "Желание лучшего мира", позднее выступил с пер. из греч. антологии. К 1833 относятся драматич. сцены "Вольдемар" и поэма-мистерия "Попурри" (опубликована А. И. Герценом в 1861 в Лондоне в "Рус. потаенной лит-ре 19 столетия" под заголовком "Торжество смерти"). Осн. прозаич. произв. - "Замогильные записки Владимира сына Печерина" (1860-1870-е гг., не оконч., полностью опубликовано в 1932).

Для обществ.-политич. взглядов П. характерна горячая ненависть к социальной несправедливости (ее воплощением для П. было пр. всего российкое самодержавие), стремление к свободе, мечты о грандиозном рев. катаклизме (в "Попурри" звучат возгласы: "Да здравствует смерть!", призывающие гибель как освобождение от невыносимого существования и возрождение к новой жизни) - и отсутствие сколько-нибудь конкретной программы политич. деят-ности. Следствием этого сочетания были крайний политич. пессимизм, личная неустроенность П., его метания - от попыток примкнуть к итал. революционерам до вступления в католич. монаш. орден. Его стремление вернуться в Россию в 1861 так и осталось нереализованным.

Знакомство Ф. М. Достоевского с поэзией П. нашло отражение в ром. "Бесы", в образе С. Т. Верховенского.

Соч.: Замогильные записки. М., 1932; Стихотворения // Поэты 1820-30-х гг. Л., 1972. Т. 2. С. 459-488.

Лит.: Гершензон М. О. Жизнь В. С. Печерина. М., 1910; Герцен А. И. Былое и думы, ч. 7. Собр. соч. В 30 тт. Т. 11. М., 1957.

Печковский Ник. Конст.

ПЕЧКО́ВСКИЙ Ник. Конст. (1896-1966) - певец (драм. тенор). Нар. арт. РСФСР (1939). Род. в семье горн. инженера. С шести лет начал петь рус. песни. В 1913 окончил Моск. реальное уч-ще. Обучался пению у Л. Д. Донского, а затем у М. Г. Гуковой. В 1918 дебютировал на сцене Нар. дома в роли Синодала ("Демон" А. Г. Рубинштейна). С 1921 солист в оперной студии К. С. Станиславского. В 1923 гастролировал в Одессе. В 1924-41 ведущий солист Ленингр. т-ра оперы и балета. В 1928 совершенствовал вок. технику в Милане. Обладал редким по красоте (Э. А. Старк сравнивал тембр голоса П. с тембром итал. теноров А. Мазини и Э. Карузо), силе и диапазону голосом, блестящим драм. талантом. Образы, создаваемые певцом, отличались большой психологич. глубиной, чему в немалой степени способствовали яркая внешность и искрящийся темперамент П. Необыкновенное актерское обаяние певца передавалось и его партнерам по сцене. Лучшие партии: Отелло ("Отелло" Дж. Верди), Радамес ("Аида" Верди), Хозе ("Кармен" Ж. Бизе) и неповторимый образ Германа ("Пиковая дама" П. И. Чайковского). "Образ Германа, созданный Н. К. Печковским, - явление историческое" (С. Я. Лемешев). Выступал в концертах. Был тонким исполнителем романсов Чайковского. С 1958 худож. рук. оперного коллектива Дома культуры им. Цурюпы в Ленинграде. Похоронен на Шуваловском кладбище в СПб.

Соч.: Воспоминания оперного артиста. СПб., 1992.

Печорин

ПЕЧО́РИН - центр. персонаж ром. М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" (1840), разочаров., рефлектирующий человек, исключит. личность, не находящая применения своим силам. Его имя приобрело нариц. характер.

Пешковский Ал-др Матв

ПЕШКО́ВСКИЙ Ал-др Матв. (1878-1933) - языковед, автор фундамент. тр. "Рус. синтаксис в науч. освещении".

В 1897 поступил на естеств. ф-т Моск. ун-та, продолжал изучать естеств. науки в Берлинском ун-те, в 1901 поступил на ист.-филол. ф-т Моск. ун-та и окончил его в 1906. Преподавал рус. и лат. яз. в частных г-зиях Москвы (1906-14), был лектором Высш. пед. курсов им. Д. И. Тихомирова (с 1914). Проф. каф. сравнит. яз.-ведения ун-та в Екатеринославе (Днепропетровск) (1918-21), проф. 1-го МГУ и Высш. лит.-худож. ин-та (1921-24), Редакционно-издат. ин-та и 2-го МГУ (1926-32).

Грамматич. концепция П. складывалась на основе принципов школы Ф. Ф. Фортунатова и под воздействием идей А. А. Потебни. К числу тем, проблем и понятий, получивших ориг. истолкование в трудах П., относятся принципы системного подхода к яз., разграничение психологич. и язык. категорий, методика эксперимента в грамматике и стилистике, "смысловая сторона речи" и грамматика, значение и форма (слова и словосочетания), системное представление грамматич. категорий (их значения и структуры), учение о предметности и сказуемости, понятия слова, лексемы (этот термин ввел П.), фразы, синтагмы, описание интонации в синтаксисе, функцион. истолкование понятия речевого стиля. С именем П. связано раскрытие системы язык. представления выражаемого содержания, выявления специфики язык. значений в сфере грамматики. Труды П. оказали влияние на формирование структурных и функцион. направлений лингвистич. иссл. Идеи П. актуальны и в наст. время для проблематики когнитивной лингвистики, для разработки функцион. аспектов грамматики, для теории грамматич. значений.

Соч.: Избр. труды. М., 1959; Наш язык: В 2 вып. М.; Л., 1923-25; Методика родного яз., лингвистика, стилистика, поэтика. Л.; М., 1925; Школьная и науч. грамматика: Опыт применения науч.-грамматич. принципов в школьной практике. 6-е изд. М., 1925; Вопросы методики родного яз., лингвистики и стилистики. М.; Л., 1930; Рус. синтаксис в науч. освещении. 7-е изд. М., 1956.

Лит.: Белов А. И. А. М. Пешковский как лингвист и методист. М., 1958; Хухуни Г. Т. Принципы описательного анализа в трудах А. М. Пешковского. Тбилиси, 1979.

Пианино

ПИАНИ́НО (итал. pianino, букв. - маленькое фортепиано) - разновидность фортепиано с вертикальным, в отличие от рояля, расположением струн. Отдаленный предшественник П. - клавицитериум, а также вертикальное фортепиано, сконструированное в 1739 Д. Дель Мело (Италия). Первые П. созданы Дж. Хокинсом (США, 1800) и М. Мюллером (Австрия, 1801). В сер. 19 в. получило совр. форму, чугунную раму, перекрестные струны. Левая педаль не сдвигает механику вправо, как на рояле, а приближает молоточки к струнам. В последние годы нередко прибавляется третья педаль, позволяющая отдаленно имитировать звук клавесина. На многих моделях т. н. модератор может по желанию исполнителя заглушать звучание, что бывает необходимо в бытовых условиях. Обычное П. - около 1,5 м в длину и в высоту. Стремление уменьшить размеры привело к созданию П. до 0,8-0,9 м высоты (минипиано). Широко распространенное благодаря компактности в быту, П. неспособно, однако, конкурировать с роялем на концертной эстраде. Лучшие зарубежные производители П. - фирмы "Стейнвей" (США) и "Бехштейн" (Германия), лучшие отеч. образцы изготовлены фабрикой "Красный Октябрь" (бывш. "Я. Беккер", СПб.).

Пиастр

ПИА́СТР (от исп. piastra d’argento - плитка серебра) - 1) назв. старин. исп. монеты песо в Европе, а также испано-мексиканских песо-слитков; 2) П. весом 14,5-17,0 г серебра чеканились в Крыму ханом Шагин-Гиреем в 1780-82; 3) в России тур. П. чеканились в 1808-09 для нужд рус. войск, находившихся в Молдавии и Валахии во время войны с Турцией. П. рус. чеканки копировали монеты султанов Мустафы IV, Селима III и Махмуда II, датиров. (впер. на европ. летоисчисление) 1807-09. П. чеканились на Петерб. монетном дворе без ведома пр-ва Турции.

Пиво

ПИ́ВО - древний праздничный напиток из ячменного (ржаного, овсяного, пшеничного) солода и хмеля. П. варили по большим праздникам (на Пасху, Дмитриевскую субботу, Масленицу и Рождество), а также по поводу крестин и свадеб. В России П. известно с глубокой древности, а в сер. 19 в. создана отеч. пивовар. пром-сть. В 1914-17 большинство пивовар. з-дов было закрыто, и их работа возобновлена в 1922. В нек-рых р-нах России П. варили и к местным деревенским, престольным праздникам. На Сев. России П. варили семьями, деревнями, церковными приходами. Варили П. в спец. срубах "пивоварных" в больших артельных котлах, а пили из одной большой чаши - братины. Во мн. рус. обл. все большие праздники назывались "пивные". За праздн. столом питье было тесно связано с пением: "сколько П., столько песен". К свадьбе П. начинали варить в доме жениха и невесты за неск. дней. Выражение "заварить П." означало - готовиться к свадьбе. Загадывали: "если П. сварится к свадьбе удачно, то жизнь молодых будет счастлива". Употребление П. на свадьбе было обставлено многочисл. обрядами: пили из одной чаши; П., привез. из дома жениха, сливали в один сосуд с П., приготовл. в доме невесты.

Пигулевская Нина Викт.

ПИГУЛЕ́ВСКАЯ Нина Викт. (урожд. Стебницкая) (1894-1970) - историк-востоковед и византинист. Окончила (в 1917) Бестужевские курсы, аспирантуру в Петерб. ун-те (1918-22). Ученица византиниста А. А. Васильева и семитолога П. К. Коковцова. Работала хранителем Отд. рукописей Гос. публ. б-ки (1922-28), издала ряд уник. сирийских текстов, подготовила сводный каталог сирийских рукоп. в собр. Ленинграда. 11 дек. 1928 арестована вместе с др. бывшими участниками рел.-филос. кружка "Воскресение", в 1931 "актирована" из Соловков, до 1934 - в ссылке в Архангельске. По возвращении в Ленинград - науч. сотр. Ин-та истории естествознания и техники (1934-36), Ин-та востоковедения (1937-70). Условия 30-х гг. вынудили П., как и многих историков, сузить круг изучаемых тем, обратившись гл. обр. к соц.-экон. и полит. истории. В последующие годы П. создает серию блестящих работ, в к-рых сирийские источники с макс. эффективностью использованы для изуч. истории Византии, Ирана, народов СССР. В 1941-42 П. - зам. директора Ин-та востоковедения в блокадном Ленинграде. В 1946 избрана чл.-корр. АН СССР.

Соч.: Сирийские источники по истории народов СССР. М.; Л., 1941; Византия и Иран на рубеже 6-7 веков. М.; Л., 1946; Византия на путях в Индию. М., Л., 1951; Бл. Восток. Византия. Славяне. Л., 1976; Культура сирийцев в средние века. М., 1979.

Лит.: Гранстрем Е. Э. Нина Викторовна Пигулевская // Археограф. ежегодник за 1970. М., 1971. С. 400-403; Курбатов Г. Л. и др. Нина Викторовна Пигулевская // Бл. Восток. Византия. Славяне. Л., 1976. С. 10-50.

Пика

ПИ́КА (польск pika, от франц. pique) - колющее оружие, разновидность длинного копья. На вооружении пехоты и кавалерии с древнейших времен. Состоит из древка и наконечника. Длина до 3,5 м. В пехоте применялась до нач. 18 в. В рус. кавалерии - до 1931.

Пикар Петр

ПИКА́Р (Пикард) Петр (ок. 1668 - после 1732) - гравер, голландец по происх., приглашен из Амстердама в Москву в 1702, в 1714-27 старший гравер Петерб. типографии. Мастер резцовой гравюры. Среди его учеников - И. Зубов и др. рус. граверы петровского времени. Гравюры П. посвящены событиям Сев. войны ("Полтавская баталия", 1710 и др.); видам Москвы, Пб., Котлина; портрет Петра I (1717). В 1723 П. гравировал вид Александро-Невского мон. (проект Т. Швертфегера).

П. П. Пикар. Панорама Москвы. 1707-08

П. П. Пикар. Панорама Москвы. 1707-08

Пиксанов Ник. Кирьякович

ПИКСА́НОВ Ник. Кирьякович (1878-1969) - лит.-вед, библиограф. Род. в с. Дергачи, ныне Саратовской обл. Окончил ист.-филол. ф-т Юрьевского (Дерптского) ун-та. Проф. Сарат., Моск., Ленингр. ун-тов, чл.-корр. АН СССР (1931). Круг писательских имен, к-рым посв. тр. П., разнообразен: А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, поэты-декабристы и мн. др. Среди б. чем 600 работ, написанных и отредактир. ученым, важное место занимают тр. по библиографии: разработка и редактирование библ. пособий; рецензирование библиографий, принадлежащих др. авторам; создание науч.-вспомогат. пособий синтетич. характера, где биобиблиография сочеталась с историографией, хронологией, источниковеением, краеведением. В 1903 был опубл. первый библиогр. опыт П. - "Дополнения к труду Н. М. Лисовского: Список указателей к рус. период. изд. 18 и 19 столетий". Его библиогр. деят-ность дорев. поры связана прежде всего с рекомендат.-пед. направлением отеч. библиографии: две кр. работы - "Семинарий по рус. литературе" (1909) и "Три эпохи" (1912) положили начало новому типу библиогр. пособия - семинарию по истории лит-ры. Наиб. интерес представляет труд "Три эпохи", содержащий обширный библиогр. мат-л, посв. осн. родам и жанрам худож. лит-ры, а также критике, публицистике, журналистике, цензуре и т. д. После 1917 П. были выпущены еще два семинария - "Пушкинская студия" (1922) и "Два века рус. лит-ры" (1923), однако гл. направлением его библиогр. деят-ности становится краеведение. В 1928 вышел справочник П. "Областные культурные гнезда", а в 1934 ст. "Областные лит-ры и лит. областничество".

Лит.: Барсук А. И. Вклад ученого в отеч. библиографию // Сов. библ. 1963. № 2; Николай Кирьякович Пиксанов. М., 1968; Рабочая лаборатория ученого // Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1968. Сб. 17.

Пилихина Марг. Мих.

ПИЛИ́ХИНА Марг. Мих. (1926-75) - оператор. В 1950 окончила ВГИК. Первые ф. - "За власть Советов" (1956, с В. Дульцевым), "Двое из одного квартала" (1957), в них П. показала себя оператором ясной, четкой манеры. Позднее ее операт. стиль стал свободнее, раскованнее. Работала в ф. разных жанров: "Ночной патруль" (1957, с Дульцевым), "Человек с планеты Земля" (1959), "Рыжик" (1961). В яркой, контрастной манере сняла ф. реж. М. Донского "Фома Гордеев" (1959). В большинстве ф. П. важное место отводилось работе над гор. пейзажем. Особую известность получила работа П. в ф. реж. М. Хуциева "Мне двадцать лет" (1965). Операт. работа способствовала созданию поэтич. образа Москвы, многознач. коллект. портрета совр. молодежи. П. удачно использовала в игровом ф. приемы документалистики - незавершенность комп., подвижность камеры и пр., добившись полного погружения персонажей в гор. среду, уловив поэзию будничного течения жизни. Интересной была работа П. в цветных ф.: "Дневные звезды" (1968), "Чайковский" (1970), "Дела сердечные" (1974), где цвет становился выразителем авторского мировосприятия, приобретал символич. значение.

Занималась режиссурой - поставила ф.-балет "Анна Каренина" (1976, операторы П. и В. Папян). С 1959 преподавала во ВГИКе.

Соч.: Я - кинооператор. М., 1976.

Пилотка

ПИЛО́ТКА - летний форменный головной убор. В России впервые введен под назв. "мягкая складная шапка" в 1913 в авиации и воздухоплават. частях, чем и объясняется его назв. В Кр. армии принят в 1935. П. носится с летней полевой и повседневной формой одежды.

Пилсудский Бронислав Осип

ПИЛСУ́ДСКИЙ Бронислав Осип. (1866-1918) - польск. и рус. этнограф, иссл. малых народностей Сахалина и Д. Востока; старший брат през. Польши Ю. Пилсудского.

В 1887 был арестован за причастность к заговору против имп. Александра III и приговорен к 15 годам ссылки на Сахалин. Под влиянием этнографа Л. Я. Штернберга приступил к изучению быта аборигенов Сахалина: гиляков (нивхов), ороков, ульчей и айнов. В 1899-1906 уже в качестве куратора Владивостокского музея и секр. РГО занимался закупкой этногр. коллекций и сбором этногр. и лингв. мат-ла на Сахалине, в Приморье и на о-ве Хоккайдо. На основании полевых иссл. П. опубл. более 30 ст. в науч. и популярных изданиях на рус., англ., франц., нем., польск. и япон. языках. Шир. известность принесло П. изд. 1-го тома "Мат-лов для изуч. айнского языка и фольклора" (1912). П. первым среди этнографов использовал фонограф для записи уст. текстов. Значит. часть науч. наследия П. была опубликована только посмертно.

Соч.: Из поездки к орокам о. Сахалин в 1904 г. Южно-Сахалинск, 1989; Аборигены Сахалина / Сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммент. В. М. Латышева. Южно-Сахалинск, 1991.

Лит.: Латышев В. М., Прокофьев М. М. Каталог этнографич. коллекций Б. О. Пилсудского. Южно-Сахалинск, 1988; Б. О. Пилсудский - исследователь народов Сахалина: (Мат-лы междунар. науч. конф. 31 окт. - 2 нояб. 1991 г.): В 2 т. Южно-Сахалинск, 1992.

Пильман Филипп

ПИ́ЛЬМАН Филипп (1684-1730) - франц. живописец, мастер декорат. монумент. живописи, работал в России с 1717 по 1724. Широко использовал в росписях растит. и стилизов. орнамент, утонченные рокайли, гротесковые маски, характерные для декоративной живописи Франции стиля "Регентства". Основные работы П. связаны с Монплезиром (1718-21). Он расписывал падуги и зеркало плафона Центрального (Ассамблейного) зала (1718), затем плафоны в Секретарской, Спальне и Морском кабинете (1718-19), в двух Восточных комнатах (1719), расписывал два помещения в Верхних палатах (1719), вместе с командой рус. живописцев - потолки в Зап. и Вост. галереях Монплезира (1720-21), а также плафоны Вост. и Зап. люстгаузов (1721).

Пильняк Бор. Анд

ПИЛЬНЯ́К Бор. Анд. (наст. фамилия Вогау) (1894-1938) - писатель. Отец - ветерин. земский врач, из немцев-колонистов Поволжья; мать - из старин. купеческой семьи. Учился в Саратовской г-зии, окончил нижегородское Владимирское реальное уч-ще (1913). Собират. образ уездной России эпохи 1-й рус. рев-ции нарисован П. в романе "Соляной амбар" (1937). После рев-ции окончил Моск. Коммерческий ин-т (1920). Жил гл. обр. в Москве, но много ездил по стране в поисках заработка и лит. материала. Начало лит. деят-ности П. относил к 1915; первый сб. - "С последним пароходом и другие рассказы" (1918). Известность П. принес ром. "Голый год" (1920), одно из первых произвед. о рев-ции и гражд. войне, оказавшее значительное влияние на лит-ру 1920-х гг. Экспрессивно написанный калейдоскоп эпизодов воссоздавал в совокупности образ новой отеч. смуты. В ром. была сделана попытка создать образы "кожаных курток" (большевики). П. принадлежат также сб.: "Простые рассказы" и "Смертельное манит" (1922), "Никола-на-Посадьях" (1923), "Английские рассказы" (1924), "Рассказы с Востока" и "Расплеснутое время" (1927), "Рождение человека" и "Избр. рассказы" (1935), 10 пов. и 6 ром. Среди учителей П. - А. Белый, Евг. Замятин и А. Ремизов, к-рому он посвятил пов. "Третья Москва, или Мать и мачеха" (1922). Эпоху рев-ции П. воспринимает как преображение природной стихии, а ист., обществ. имеет для автора свои биол. проявления: рев-ция сокрушает пласты культуры и цивилизации и делает явной стоящую за ним "биомеханику" бытия. Важной вехой на творч. пути П. была "Повесть непогашенной луны" (1926). Она вызвала полит. скандал: в герое повести командарме Гаврилове, умершем насильств. смертью, современники увидели М. Фрунзе, и только публичное покаяние П. и извинение редколлегии "Нового мира" (тираж номера был уничтожен) позволили "сгладить" ситуацию. П. предугадал надвигающийся культ личности. После издания в Берлине пов. "Красное дерево" (1929; вошла составной частью в ром. "Волга впадает в Каспийское море") П. был исключен из РАППа (вместе с П. шельмованию был подвергнут Замятин). На 1-м съезде Союза писателей СССР П., однако, был избран в правление, а путевой ром. "Созревание плодов" (1936) и публицистич. ром. "О’кэй" (1933) оказались близки к офиц. идеологии. И все же в 1937 П. был арестован и вскоре расстрелян. Реабилитирован в 1956. В 80-е гг. опубликованы романы: "Двойники, или Одиннадцать глав классического повествования" (1933) и "Соляной амбар" (1937). П. вошел в лит-ру как писатель ориг. мироощущения и ориг. лит. техники, широко использовавший приемы лит. монтажа и орнаментального стиля.

Б. А. Пильняк. Худ. Ю. Анненков

Б. А. Пильняк. Худ. Ю. Анненков

Пилястра

ПИЛЯ́СТРА, ПИЛЯ́СТР (итал pilastro, от лат. pila - колонна, столб) - плоская полуколонна прямоуг. сечения, одной гранью вделанная в стену или столб. Имеет ствол, капитель, базу. Применялась гл. обр. в ордерной архитектуре. Напр., у фасада здания Малого Эрмитажа (1764-67, Ж.-Б. Валлен-Деламот) по Миллионной ул. П. расчленены плоскости стен 2-го и 3-го этажей.

Пимен

ПИ́МЕН (в миру - Извеков Сер. Мих.) (1910-90) - патриарх Моск. и всея Руси (с 1971). Д-р богословия, поч. чл. Ленингр. (1962) и Моск. (1963) дух. академий. Принял постриг в 1927 с именем Платон в моск. Сретенском мон. Тогда же возглавил хор в моск. храме Пимена Великого. В 1931 рукоположен в иеродиакона, а в 1932 - в иеромонаха. Стал регентом Дорогомиловского Богоявленского собора, кафедрального моск. храма. Во время Вел. Отеч. войны призывался в действующую армию. После войны служил в храмах Мурома, Одессы, Ростова. В 1949 назначен наместником Псково-Печерского мон., а в 1950 возведен в сан архимандрита. В 1954 переведен наместником в Троице-Сергиеву лавру. В годы его управления лаврой был восстановлен академич. храм и сооружены два придела в трапезном храме преп. Сергия. В 1957 хиротонисан во епископа Балтского и переведен в Москву на Дмитровскую кафедру. В 1960 удостоен архиепископского сана и в 1961 переведен сначала на Тульскую, а затем на Ленинградскую митрополичью кафедру. В 1963 назначен митрополитом Крутицким и Коломенским, став ближайшим помошником патриарха Алексия I. В 1970 перед своей кончиной Алексий объявил П. своим преемником. В 1970-71 П. оставался Местоблюстителем Патриаршего престола. Избран патриархом в 1971 на Поместном соборе РПЦ. Основные усилия П. в годы его патриаршества были направлены на урегулирование отношений РПЦ с гос-вом, политика к-рого после отставки Н. С. Хруенщева оставалась неизменной: жесткий контроль за всеми проявлениями церк. жизни, противодействие попыткам расширить сферу дозволенного для церкви, но без массовых репрессий и закрытия церквей и без шумных атеистич. кампаний. Деят-ность в этом направлении патриарха П. осуждалась как нерешительная и пассивная отдельными деятелями церкви и представителями интеллигенции (свящ. Глеб Якунин, А. И. Солженицын и др.). В 1-й пол. 80-х гг. в связи с резким ухудшением здоровья П. практически отошел от дел, руководство же церк. жизнью осуществлял митрополит Таллиннский и Эстонский Алексий (в будущем - патриарх Алексий II).

Патриарх Московский и всея Руси Пимен на Поместном соборе Русской православной церкви. 1988

Патриарх Московский и всея Руси Пимен на Поместном соборе Русской православной церкви. 1988

Пименов Ник. Степ

ПИ́МЕНОВ Ник. Степ. (1812-64) - скульптор. Сын С. С. Пименова. Предст. рус. классицизма. Учился в АХ (1824-33) у своего отца и С. И. Гальберга. Пенсионер при АХ в СПб. (1833-36), Риме и Флоренции (1837-50). Автор станковых композиций, портретов-памятников. В тв-ве П. ориентация на образы антич. иск-ва сочетается с поисками нац. рус. сюжетов, привлечением жанр. мотивов ("Парень, играющий в бабки", гипс, 1836). В нек-рых работах П. присутствует предчувствие реализма, получившего развитие во 2-й пол. 19 в. С 1855 П. - преподаватель А. Х. Среди учеников - Ф. Ф. Каменский, М. А. Чижов, М. П. Попов, М. В. Харламов, И. И. Подозеров.

Пименов Степ. Степ

ПИ́МЕНОВ Степ. Степ. (1784-1833) - скульптор, предст. классицизма. С 1795 по 1803 учился в АХ. В 1807 получил звание академика, с 1814 - проф. В 1809-31 преподавал в АХ, в 1809-30 заведовал скульпт. частью Имп. фарфорового з-да. Создавал модели ваз, посуды, статуэток. Оказал значит. влияние на развитие мелкой пластики в рус. иск-ве. Работал в обл. монумент.-декорат. скульптуры, добиваясь единства арх.-скульпт. композиции. Участвовал в создании ряда арх. памятников Пб. совм. со скульптором В. И. Демут-Малиновским, зодчими А. И. Воронихиным, А. Ф. Захаровым и К. И. Росси. Автор статуй кн. Владимира и Ал. Невского (обе 1807-11) в Казанском соборе, аллегорич. скульпуры, оформляющей гл. башню Адмиралтейства, горельфа "Живопись" (1820) для Чугунной лестницы здания АХ, скульп. группы "Геркулес, задушающий Антея" для здания Горного ин-та (1809-11), фигур Славы и Воина (1830-33) для Триумфальных Нарвских ворот в Пб. Большинство скульптур П. создано для построек Росси в Пб.: скульптура гл. фронтона, барельефы на аттиках и около окон Михайловского дворца (1823-24), статуи для фасадов Сената и Синода (нек-рые закончены уже после смерти П.), колесница Аполлона для Александринского т-ра (1830-32), статуи Платона и Гомера для здания Публ. б-ки (1830-31), статуи Кухонного корпуса (1818-19), маски и барельефы Оранжереи (1820) для комплекса Елагина дворца, скульпт. группа на аттике арки Гл. штаба (1827-28).

В монумент. скульптуре П. использовал принципы классицизма, включая в поэтич. ряд решения худож. образа антич. аллегорию, идеализированные формы, наполняя их героико-патриот. пафосом.

Пинаева Люд. Иос.

ПИНА́ЕВА (Хведосюк) Люд. Иос. (род. 1936) - байдарочница, з. м. с. СССР (1964). Олимп. чемпионка (1964, 1968) в гребле на одиночке, 1972 в гребле на двойке (с Ек. Курышко). Чемп. мира 1966 в гонках одиночек и четверок, 1973 в гонках четверок. Чемп. Европы 1961 в гонках двоек (с Н. Грузинцевой), 1965 в гонках одиночек и четверок, 1967 в гонках одиночек, двоек (с А. Серединой) и четверок. По кол-ву наград, полученных на Олимп. играх, чемпионатах мира и Европы, занимает 1-е место среди сов. гребцов на байдарках и каноэ. 19-кратная чемп. СССР 1960-62, 1964-68, 1970-73 на одиночках, двойках и четверках.

Пино Никола

ПИНО́ Никола (1684-1754) - франц. резчик по дереву, работал в Санкт-Петербурге с 1716 по 1728. Согласно заключенному контракту обязался работать "в резном деревянном деле, какое ему прикажут, как например, станет он делать потолоки, двери, стенные уборы и протчее, также картинные рамы, столовые ноги, подсвешники, на которых шандалы ставят, и иные мобили". П. делал балясы к лестнице и рисовал проекты резных панно и десюдепортов для кабинета Петра I в Большом Петергофском дворце, часть из к-рых исполнил сам (1720), резал из дерева фигуры к фонтану "Фаворитка" в Петергофе (1725), делал рисунки сервиза для Англии (1726).

Пионерская организация

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница