Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "П" (часть 7, "ПИО"-"ПЛЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 7, "ПИО"-"ПЛЕ")

Пионеры

ПИОНЕ́РЫ - наименование военнослужащих саперных частей рус. армии в 18-19 вв.

Пиотровский Адриан Ив

ПИОТРО́ВСКИЙ Адриан Ив. (1898-1937?) - сценарист, теоретик и кинокритик. Сын иссл. античности Ф. Ф. Зелинского. По образованию филолог, выпускник Петрогр. ун-та. Энциклопедист новой формации. Блистательный переводчик и комментатор Катулла, Аристофана, Эсхила. Знаток антич. и новейшего т-ра. Сценарист и постановщик массовых театрализ. празднеств (1919-20), идеолог т-ра раб. молодежи - ТРАМа, автор пьес "Правь, Британия", "Падение Елены Лей", "Смерть командарма" и др. С 1920 П. связан с Рос. ин-том истории иск-в ("Зубовским особняком"). Деятельный участник Кинокомитета, созд. в 1925 по инициативе А. А. Гвоздева при театр. отделе Рос. ин-та истории иск-в. В 1924-25 перевел на рус. яз. книги "Кино" У. Гада и "Культура кино" Б. Балаша. П. был одним из авторов знаменитой "Поэтики кино" (1927, под ред. Б. М. Эйхенбаума), обогатившей молодое киноведение формальным методом анализа. Как критик П. от истоков наблюдал за становлением фэксовской мастерской. В 1926 по сценарию П. Г. Козинцев и Л. Трауберг сняли эксцентрич. мелодраму "Чертово колесо". Драматургия П. позволила претворить декларацию эксцентризма в кинематографич. стиль. Ответом на соц. заказ был напис. в 1926 с Н. Эрдманом сценарий для ф. С. Тимошенко "Турбина № 3" (по мотивам ром. Ф. Гладкова "Цемент"). Работая в сценарном отделе Ленингр. к/ст (с 1928), П. стал вскоре ее признанным неформальным худож. руководителем. В труднейших условиях, вопреки укоренившемуся мифу о творч. единстве "Ленфильма", П. пытался сохранить многообразие реж. стилей и личностей. В 1934 П. принят в Союз сов. писателей. В 1935 удостоен звания засл. деят. иск-в РСФСР. В 1937 репрессирован.

Соч.: К теории киножанров // Поэтика кино. М.; Л., 1927; Кинофикация иск-в. Л., 1929; Худож. течения в советском кино. Л.; М., 1930.

Лит.: Адриан Пиотровский: Театр. Кино. Жизнь. Л., 1969.

Пиотровский Бор. Бор.

ПИОТРО́ВСКИЙ Бор. Бор. (1908-90) - археолог и востоковед, акад. АН Арм. ССР (1968) и АН СССР (1970). Род. в Пб., в семье преп. математики в военно-уч. заведениях. В 1925-30 студент ист.-филол. ф-та ЛГУ, где специализировался как египтолог. В 1929, до окончания ун-та, принят на работу в Акад. истории матер. культуры. Именно тогда его учителя Н. Я. Марр и И. А. Орбели привлекли внимание начинающего исследователя к малоизуч. гос-ву Урарту. Приступив в 1939 к 20-летним раскопкам урарт. крепости Тейшебаини (Кармир-Блур) в Армении - первому практически полностью исслед. урарт. пам., П., по существу, заложил основы урарт. археологии. В 40-50-е гг. вместе с изучением урарт. клинописных источников исследователи (И. М. Дьяконов, Г. А. Меликишвили, Н. В. Арутюнян) впервые создали комплексную базу для изучения истории Урарту и надолго сделали отеч. урартоведение ведущим в этой обл. знания. Монография "История и культура Урарту", работу над к-рой П. начал в блокадном Ленинграде, была завершена и защищена в качестве докт. дисс. в Ереване в 1944.

С 1953 по 1964 П. зав. Ленингр. отд. Ин-та археологии АН СССР, в 1964-90 - дир. Эрмитажа. Он вел большую пед. работу. На Кармир-Блуре под его рук. была создана школа археологов Армении и начали свой путь в науку мн. известные археологи нашей страны. С 1968 он возглавлял на обществ. началах каф. Др. Востока ЛГУ; с 1947 читал лекции по археологии Закавказья на ист. ф-те. Издание этих лекций стало пособием для мн. поколений археологов, историков и этнографов и в своей основе не устарело до сих пор. Большое значение имели работы П. по развитию и роли скотоводства в истории об-ва, о происхождении скифского иск-ва и его связи с культурой Др. Востока.

В 1961-63 П. возглавлял эксп. ЮНЕСКО в Египте по спасению памятников Нубии в зоне затопления при строительстве Асуанской плотины. Результаты его иссл. в Египте изданы отд. монографией.

Из 82 лет жизни св. 60 лет П. был связан с Эрмитажем, куда пришел 14-летним мальчиком заниматься егип. культурой под рук-вом крупнейшего египтолога Н. Д. Флиттнер и где работал с 1931. Во время блокады был нач. противопожарной команды, вместе с Орбели вел большую работу по спасению и сохранению музейных ценностей, а позднее способствовал пополнению его коллекций и расширению культурных связей с музеями всего мира. П. был поч. чл. мн. науч. центров мира.

Соч.: История и культура Урарту. Ереван, 1944; Археология Закавказья с древнейших времен до 1 тысячелетия до н. э. Л., 1949; Кармир-Блур. Ереван, 1950-55. Вып. 1-3; Ванское царство (Урарту). М., 1959; Искусство Урарту 8-6 вв. до н. э. Л., 1962; Вади Аллаки - путь к золотым рудникам Нубии. М., 1983.

Пирог

ПИРО́Г - выпечное изделие из тонкораскатанного теста с начинкой, исключит. и неотъемлемая часть рус. кухни. П. делались из пресного и дрожжевого теста. Дрож. тесто для П. могло быть и простым, и сдобным. Сдобное - только по большим праздникам или в богатых домах. В старину слово "П." употреблялось в значении лучшего хлеба, приготовленного к праздн. столу. Позднее П. стали называть особый вид печения с начинкой. Названия П. были разные и определялись: способом приготовления - перепечка, лопушник-налистник, пряженник, сканцы; начинкой - ягодник, рыжечник, крупенник, рыбник, курник; придаваемой им формой - сгибник, загибник, косовик, кулебяка, долгий, круглый, треух, глухой, расстегай.

Делали П. и с начинкой из неск. продуктов, были П. без начинки, пустые, называемые пироги с аминем.

П. пекли ко мн. календарным праздникам, семейным торжествам и по воскресеньям. К нек-рым праздникам пекли спец. П. На С. России в каждый пивной праздник готовили пирог-доспешник (из блинов, намазанных маслом и пересыпанных овсяной крупой), к Рождественскому и Крещенскому Сочельникам - сочни с творогом, в день Ивана Постного - постные сочни с ягодами, на Масленицу - П. с рыбой. П. всегда были на крестинах, а кумовья получают по П. от матери ребенка. В дни именин пекли сладкий П.-именинник. Большое кол-во П. делалось для свад. столов. Их определенным образом раскладывали на столах или выносили к столу. Готовились специальные П. девушкам, замужним женщинам, свахам, дружкам, детям, жениху и невесте.

П. в свад. обряде использовались при совершении обрядов рукобитья, раскрывания невесты - снятия покрывала: П. или двумя П. обменивались, их дарили, они использовались в качестве выкупа.

Пирогов Ник. Ив

ПИРОГО́В Ник. Ив. (1810-81) - ученый, врач, педагог, чл.-корр. Рос. АН (1847). В 1832 защитил докт. дисс, в 1836-40 проф. теоретич. и практич. хирургии Дерптского ун-та. В 1841-56 проф. госпит. хирургич. клиники, патологич. и хирургич. анатомии и рук. Ин-та практич. анатомии Петерб. медико-хирург. академии. В 1855 участвовал в Севастопольской обороне. Попечитель Одесского (1856-58) и Киевского (1858-61) уч. округов. Как консультант по воен. медицине и хирургии выезжал на т-р воен. действий во время франко-прусс. (1870-71) и рус.-тур. (1877-78) войн.

Один из основоположников хирургии как науч. мед. дисциплины - тр. "Хирургич. анатомия артериальных стволов и фасций" (1837), "Топографич. анатомия, иллюстрированная распилами через замороженные человеч. трупы" (1852-59) и др. Разработал ряд важных операций и хирург. приемов (резекция коленного сустава, перерезка ахиллова сухожилия и др.). Первым предложил ректальный наркоз; одним из первых использовал эфирный наркоз в клинике. Впервые в мире применил (1847) наркоз в воен.-полевой хирургии. Высказал предположение о существовании болезнетворных организмов, вызывающих нагноение ран. Выполнил ценные исследования по патологич. анатомии холеры (1849). Основоположник воен.-полевой хирургии - тр. "Начала общей военно-полевой хирургии" (1865-66), "Военно-врачебное дело и частная помощь на театре войны в Болгарии и в тылу..." (1879) и др. Разработал и ввел в практику методы иммобилизации конечности (крахмальная, гипсовая повязки), впервые наложил гипсовую повязку в полевых условиях (1854); во время обороны Севастополя привлек (1855) женщин ("сестер милосердия") к уходу за ранеными на фронте. Как педагог П. выступал за автономию ун-тов, за повышение их роли в распространении знаний среди народа. Стремился к осуществлению всеобщ. нач. обучения, был организатором воскресных нар. школ в Киеве. Боролся за отмену телесных наказаний в г-зии и добился замены маршировки преподаванием гимнастики в г-зиях подведомственного ему уч. округа.

Портрет хирурга Н. И. Пирогова. Худ. И. Е. Репин. 1881

Портрет хирурга Н. И. Пирогова. Худ. И. Е. Репин. 1881

Пирогов Ник. Ник

ПИРОГО́В Ник. Ник. (1843-91) - физик. Сын знаменитого рус. хирурга Н. И. Пирогова. Род. в Пб. Обучался в ун-тах за границей - в Гейдельберге, Берлине и Оксфорде. Занимался коммерч. деятельностью, с 80-х гг. начинает вести собств. науч. иссл., посвященные кинетич. теории материи. Наиб. интересные и важные результаты относятся к статистич. обоснованию 2-го закона термодинамики. В отличие от Больцмана, П. поставил вопрос в общем виде, не связывая себя к.-л. модельными представлениями. Разработал спец. матем. аппарат, относящийся к теории вероятности, содержащий зачатки будущей теории случайных процессов, к-рая начала развиваться уже в 20 в. Высказал ряд идей, относящихся к принцип. вопросам статистич. физики. Возражая Томпсону и Клаузиусу против гипотезы о тепловой смерти Вселенной, П. фактич. сформулировал флуктуационную гипотезу, к-рую высказал Больцман позже, но в более развернутом виде. Результаты работ П. были опубл., но не обратили на себя серьезного внимания. Имя П. было забыто.

Пироговы братья

ПИРОГО́ВЫ братья - Ал-др Степ. (1899-1964) - певец (бас). Нар. арт. СССР (1937). Род. в семье рязанского крестьянина Степана Пирогова, славившегося во всей округе своим голосом (дед, Иван Пирогов, за могучий голос получил прозвище - "колокол Ивана Вел."). Учился в рязанской г-зии, по окончании к-рой поступил на ист.-филол. ф-т Моск. ун-та и одноврем. на вок. отделение Моск. Филармонич. уч-ща. В 1920 неудачная проба в Большом т-ре. В 1922-24 солист моск. Свободной оперы. В 1924-54 - солист моск. Большого т-ра, на сцене к-рого спел св. 40 партий в операх рус. и зап. композиторов. Обладал исключит. по силе, звучности и тембру (особенно верх. звуки - одно из богатейших выразительных средств певца; они ярки и мощны, присущее им vibrato - могучее средство воздействия певца на слушателя) голосом шир. диапазона. В совершенстве владел вок.-техн. мастерством, применял разнообразные тембровые нюансы (наиб. специфическое качество в пении больших рус. певцов). Лучшие партии: Борис Годунов ("Борис Годунов" М. Мусоргского), Мельник ("Русалка" А. Даргомыжского), Мефистофель ("Фауст" Ш. Гуно), Нилаканта ("Лакме" Л. Делиба). Славился как мастер камерного пения. Гастролировал за рубежом. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Григ. Степ. (1885-1931) - певец (бас), ст. брат Александра. В 1898 переехал с родителями в Рязань, где работал в плотницкой артели. С 16 лет пел в церк. хоре и изучал нотную грамоту. В 1903-08 обучался пению в Моск. муз.-драм. уч-ще в кл. М. Медведева (два года), затем у Л. Донского. После экзаменац. спектакля (на сцене Большого т-ра) приглашен в Ростов-на-Дону (антреприза Г. Шумского). Неск. раз пытался поступить в Большой т-р. В 1909 дебютировал на сцене петерб. Мариинского т-ра (вок. данные певца высоко оценил Э. Направник). В 1910-15 и в 1917-21 солист моск. Большого т-ра. С 1921 выступал в операх и давал сольные концерты во мн. городах России, Украины, Закавказья, Узбекистана. В 1930 пел в моск. 2-м гос. акад. т-ре оперы и балета. Обладал сильным, полнозвучным и ровным во всех регистрах голосом мягкого "виолончельного" тембра и шир. диапазона (свыше двух октав). Природные вок. данные позволяли певцу исполнять партии баса-профундо, басовые и баритоновые. За 22 года сценич. деят-ности исполнил 52 разнохарактерные партии (из них 28 в рус. репертуаре). Лучшие партии: Руслан ("Руслан и Людмила" М. Глинки), Мельник ("Русалка" Даргомыжского), Владимир Галицкий ("Князь Игорь" А. Бородина), Досифей, Борис Годунов ("Хованщина", "Борис Годунов" Мусоргского), Гремин, Томский ("Пиковая дама" П. Чайковского). С успехом гастролировал за рубежом: в Будапеште (1914), Риге (1923), Берлине (1923-24), Бухаресте, Праге и Копенгагене (1924). Был замечательным камерным певцом. С большим мастерством исполнял рус. нар. песни. Скончался в Ленинграде, похоронен в Москве.

Всего братьев-певцов Пироговых было пятеро: Иван, Михаил, Григорий, Алексей и Александр. Иван, погибший в возрасте 23 лет в войну 1914-18, по утверждению младшего брата Александра, обладал лучшим голосом в семье. Михаил также поражал красотой и мощью голоса. В 1920 он поступил в петрогр. Т-р муз. драмы, но вскоре умер. Три брата (Григорий, Алексей и Александр) стали солистами моск. Большого т-ра. В начале 1920-х гг. в "Свободной опере" С. Зимина в одном из представлений оперы "Демон" А. Рубинштейна участвовали три брата: Григорий (Демон), Александр (Гудал), Михаил (Старший слуга).

Пирожков Мих. Вас.

ПИРОЖКО́В Мих. Вас. (1867-1927) - изд., книгопродавец. Окончил Смоленкую классич. г-зию (1885) и физ.-матем. ф-т Петерб. ун-та (1895). В 1898 основал в Пб. изд-во. В кон. 19 - нач. 20 в. П. выпускает в осн. уч.-пед. лит-ру. Большое воздействие на изд. репертуар П. оказало знакомство с З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковским. С марта 1903 по июнь 1908 П. выпустил 22 назв. книг тиражом 86550 экз., в т. ч. произв. Н. А. Бердяева, Н. М. Минского, В. В. Розанова. Др. важным направлением книгоиздат. деят-ности П. был выпуск науч.-ист. лит-ры, чему в немалой степени способствовало знакомство с М. К. Лемке. Изд-во П. выпускало сер. "Лит. характеристики" (работы Лемке, А. К. Бороздина, Э. К. Пименова и др.), "Ист. б-ку", соч. М. Метерлинка (3 тт., 1906-07), К. Д. Бальмонта, Мережковского, Гиппиус и др. Большую известность изд-ву П. принес вып. сб. "Обществ. движения в России в 1-ю половину 19 в., т. 1. Декабристы: М. А. Фонвизин, кн. Е. П. Оболенский и бар. В. И. Штейнгель" (ст. и публикации В. И. Семевского, П. Е. Щеголева, В. Я. Богучарского-Яковлева) и таких изданий, как "Сочинения" А. П. Щапова (1906, Т. 1-2; 1908. Т. 3), "Смерть Павла I" А. Г. Брикнера в пер. М. Чепинской с предисловием В. И. Семевского (1907), "Очерки по истории рус. цензуры и журналистики 19 столетия" Лемке, "Моя повесть о самом себе... Записки и дневник" А. В. Никитенко (1905), "Антихристианин" Ф. Ницше (1907), "Добро в учении гр. Толстого и Ницше" Л. Шестова, "Сибирь" Дж. Кеннана и др. В 1917 изд-во прекратило свою деятельность, выпустив всего ок. 100 назв. В послерев. время П. занимался преподават. деят-ностью и работал в ред.-изд. учреждениях.

Лит.: Эльзон М. Д. Издательство М. В. Пирожкова // Книга: Исслед. и материалы. М., 1987. Сб. 54.

Пирожок

ПИРОЖО́К - маленький пирог, печеный (подовый) или жаренный в жире (пряженный, фритюрный). Форма П. различная: лодочка, саечка, калачик, карасик (треугольный П. из пресного теста, пряженный в жире), блинчатые (с оболочкой из блинчиков), расстегаи (с отверстием сверху), перемячи и беляши (заимств. у тюрк, народов).

Пиррихий

ПИРРИ́ХИЙ (греч. - πυῤῥίχιος, от πυῤῥίχη - воен. пляска) - 1) В метрич. системе стихосложения - вспомогат. двухмерная стопа, состоящая из двух кратких слогов (ПиррихийПиррихий).

2) В силлабо-тонич. стихосложении - условное назв. пропуска ударения на сильном месте в двусложных размерах (ямбе и хорее) (напр., "Их равноду́шные слива́лися напе́вы", И. Ф. Анненский, где в стихе 6-стопного ямба пропущены схемные ударения на 1-й, 3-й и 5-й стопах). Традиция подобного употребления термина восходит к стопной теории В. К. Тредиаковского - М. В. Ломоносова, в соответствии с к-рой двусложная "стопа" П., состоящая из двух безударных слогов, может заменить стопу ямба или хорея (отсюда распростр. формулировка: "замена ямба пиррихием" и т. п.). Поскольку ср.-статистич. объем слова в рус. яз. превышает 2 слога, П. в двусложных размерах - явление обычное для рус. поэзии. П. является осн. фактором в формировании ритмич. выразительности стиха. На последней стопе П. в рус. стихе невозможен, остальные стопы в разной степени тяготеют к пропускам схемных ударений (в большей степени предпоследняя, затем 4-я от конца стиха и т. д. через одну, создавая своеобразную затухающую волну "вторичного ритма"). П. определяют ритмич. вариации двухсложных размеров; так, их наличие, число и позиции в 4-стопном ямбе определяют осн. ритмич. вариации этого размера: одну - полноударную ("Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил", А. С. Пушкин), З трехударные, т. е. с одним П. на 1-й, 2-й или 3-й стопе ("Он ува́жать себя́ заста́вил", "Печа́льно подноси́ть лека́рство", "Како́е ни́зкое кова́рство", он же), 3 двухударные - с П. на 1-й и 2-й, на 1-й и 3-й или 2-й и 3-й стопах ("И велосипеди́ст лети́т", А. Белый - вариация практически неупотребительная, "Полуживо́го забавля́ть", Пушкин, "Возлю́бленная тишина́", Ломоносов), одна одноударная - с П. на 1-й, 2-й и 3-й стопах ("Я человеконенави́стник / А не революционе́р", И. Л. Сельвинский - вариация практически неупотребительная).

Писарев Ал-др Ив

ПИ́САРЕВ Ал-др Ив. (1803-28) - драматург и критик. В 1821 окончил Благор. пансион при Моск. ун-те. Стал известен как водевильный автор, к-рому удавались занимат. интрига, узнаваемые характеры, актуальность тематики: "Хлопотун, или Дело мастера боится", "Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье", "Три десятки, или Новое двухдневное приключение", "Поездка в Кронштадт", "Волшебный нос, или Талисманы и финики". Несмотря на то, что осн. часть произв. П. была переделкой франц. пьес, поэтич. талант автора, его остроумие, чувство сценич. формы, сотрудничество П. с прекрасными комп. А. Н. Верстовским и А. А. Алябьевым делали писаревские водевили оригинальными. Популярностью пользовалась пьеса П. "Лукавин" - также переделка изв. комедии Р. Б. Шеридана "Школа злословия". Как критик П. отличался консервативностью взглядов и был лит. противником А. С. Грибоедова и П. А. Вяземского.

Писарев Дм. Ив

ПИ́САРЕВ Дм. Ив. (1840 68) - критик, публицист. Род. в дворян. семье сред. достатка. Окончил ист.-фил. ф-т Петерб. ун-та (1861), оставил иронич. воспоминания о своей учебе ("Наша ун-тская наука", 1863). С 1861 стал ведущим сотрудником ж. "Рус. слово", в последний год жизни публ. в "Современнике". В 1862 арестован за антиправительств. статью-прокламацию и четыре с половиной года провел в Петропав. крепости, где с 1863 продолжал заниматься лит. деят-ностью. Автор статей о Л. Н. Толстом, И. С. Тургеневе, И. А. Гончарове, А. Ф. Писемском, Ф. М. Достоевском, Н. Г. Чернышевском, Г. Гейне, философских ("Идеализм Платона", 1861), публицистич. и полемич. работ. Лучшие статьи П. посвящены роману Тургенева "Отцы и дети" ("Базаров", 1862; "Реалисты", 1864), герой к-рого - "нигилист", "новый человек" Базаров стал alter ego П. В 1860-е гг. П. выступает как наиб. последовательный и бескомпромиссный сторонник "реальной критики", признающий только практически полезное, социально действенное иск-во ("Разрушение эстетики", 1865). Этим объясняются его необычайно резкие отзывы об А. С. Пушкине, которого П. считал "чистым" художником ("Пушкин и Белинский", 1865). Безапелляционность нек-рых оценок П. вызывала впоследствии резкое неприятие (бытовало даже понятие "писаревщина"). В то же время его работы, в к-рых утверждалось высокое значение науки в об-ве, оказали влияние на мн. крупных ученых-естествоиспытателей 2-й пол. 19 в.

Д. И. Писарев

Д. И. Писарев

Писарев Модест Ив

ПИ́САРЕВ Модест Ив. (1844-1905) - драм. актер и театр. деятель. С 1859 - на любительской, с 1867 - на провинц. сценах. В 1872-82 - в труппах разл. частных т-ров Москвы. По восп. современников, обладал "необыкновенно красивой наружностью, высоким ростом, прекрасным сложением". Эффектные внеш. данные соединялись с большой сценич. культурой, работоспособностью, тщат. отделкой ролей, что сделало П. одним из ведущ. рос. гастролеров. В 1885 приглашен в Александринский т-р. По выражению А. Р. Кугеля, П. был "пропитан" А. Н. Островским, в пьесах к-рого сыграл свои лучшие роли: Несчастливцев ("Лес"), Краснов ("Грех да беда на кого не живет"), Петр ("Не так живи, как хочется"), Большов ("Свои люди - сочтемся"), Дикой ("Гроза"), Прибытков ("Последняя жертва"), Кнуров ("Бесприданница"). П., как писалось в критике, "договаривал" Островского, придавая образам особую масштабность и силу. Актерским шедевром стало исполнение П. роли Анания в "Горькой судьбине" А. Ф. Писемского. П. называли "львом театра", что отражало значимость этой фигуры для сценич. иск-ва кон. 19 в. Серьезное место в деят-ности П. занимало лит.-критич. творчество, в к-ром большое внимание уделялось драматургии Островского (редактировал его полн. собр. соч.). Кроме того, актер преподавал в Лит.-худож. об-ве и на драм. курсах при Петерб. театр. уч-ще.

Писемский Ал. Феофилактович

ПИ́СЕМСКИЙ Ал. Феофилактович (1821-81) - писатель. Из старинной дворян. семьи. Окончил Костром. г-зию (1834-40) и матем. отд. Моск. ун-та (1840-44). Служил чиновником (до 1854). Начал лит. деят-ность в 1840-х гг. писателем в духе "натуральной школы" (напр., ром. "Боярщина", 1846, опубл. 1858). Известность П. принесла пов. "Тюфяк" (1850) и ряд др. пов. и рассказов о жизни рус. провинц. дворянства и чиновничества ("Комик", "Богатый жених", "Виновата ли она?" и др.). Критика расценила их как явление "чистого иск-ва" (А. В. Дружинин) и объявила П. писателем, преодолевшим тенденции "натуральной школы" благодаря "комич." отношению автора к своим героям (А. А. Григорьев). Этого "комич." отношения были лишены рассказы П. из крест. жизни ("Питерщик", "Плотничья артель" и др.). Вершиной творчества П. явились ром. "Тысяча душ" (1858), одно из самых изв. разоблачит. произв. рус. лит-ры сер. 19 в., и крест. драма "Горькая судьбина" (1859), одна из лучших пьес рус. драм. т-ра. В 1857-63 П. редактировал ж. "Б-ка для чтения" (до 1860 совм. с Дружининым), где под псевд. Никита Безрылов напечатал ряд фельетонов (1861), направл. против демокр. журналистики (редакторы "Искры" даже вызвали П. на дуэль), а в ж. "Рус. вестник" - антинигилистич. ром. "Взбаламученное море" (1863). В кон. 1860-х гг. направление лит. деят-ности П. изменилось. Он пытается переосмыслить рус. обществ. историю 1840-60-х гг. и ее деятелей (романы "Люди 40-х годов", 1869; "В водовороте", 1871); его критицизм теперь направлен против новоявл. стяжателей (пьесы "Ваал", "Просвещенное время", "Финансовый туз", ром. "Мещане", 1877); то же стяжательство он видит и в прошлом (ист. ром. "Масоны", 1880).

Пискарёвское мемориальное кладбище

ПИСКАШВСКОЕ МЕМОРИА́ЛЬНОЕ КЛА́ДБИЩЕ - арх. ансамбль на терр. Пискаревского лесопарка, посв. павшим в годы блокады и защиты Ленинграда в Вел. Отеч. войну. Мемориал открыт 9 мая 1960. Авторы проекта - арх. А. Васильев и Е. Левинсон. Вход на кладбище отмечен пропилеями - павильонами, на фризах к-рых помещены эпитафии, написанные поэтом М. Дудиным. В павильонах расположена выставка, повествующая о 900-дневной блокаде города. На кладбище похоронено 470000 чел. Перед могилами горит вечный огонь, зажженный от вечного огня Марсова поля. Завершает композицию бронз. фигура, олицетворяющая Мать-Родину (скульпторы В. Исаева и Р. Таурит).

Пискаревское мемориальное кладбище

Пискаревское мемориальное кладбище

Пистолет

ПИСТОЛЕ́Т (от чеш. píštala - дудка, либо от назв. итал. г. Пистойя - места изобретения) - индивид. короткоствольное огнестр. оружие. Изобретателем П. считается оружейник Ветеили. П. подразделяются на воен., гражд. и спорт. Как вид оружия для стрельбы одной рукой П. оформился в сер. 16 в. До сер. 19 в. усовершенствования касались только способа воспламенения (колесные, кремневые, ударные замки) дульнозарядных гладкоствольных П. В 50-х гг. 19 в. П. были вытеснены многозарядными револьверами. Но изобретение в кон. 19 в. многозарядных автоматич. П. возвращает их на вооружение, и уже они, в свою очередь, в 20-30-х гг. 20 в. вытесняют из вооружения армии револьверы.

В России на вооружении в 17-19 вв. состояло неск. образцов кремневых и ударных П. В нач. 20 в. автоматич. П. на вооружении армии не было. Офицерам разрешалось за свой счет покупать на частном рынке П. рекомендованных образцов (Браунинг обр. 1903, 1910/12 и др., Маузер обр. 1897, Борхарда-Люгера и др.). В Кр. армии в 1930 принимается на вооружение П. ТТ (тульский Токарева) калибра 7,62 мм. В 1951 его сменяет 9-мьм пистолет Макарова (ПМ). Одноврем. с ним на вооружение принимается 9-мм автоматич. пистолет Стечкина (АПС) для военнослужащих спецподразделений. Наиб. популярным из гражд. П. в России до рев-ции был П. системы Браунинга образца 1906.

Спец. спорт. П. появляются в 40-е гг. 20 в. В России наиб. изв. П. М. В. Марголина (МЦ-М) и Е. Л. Хайдурова (ТОЗ-35).

Пистолет-пулемёт

ПИСТОЛЕ́Т-ПУЛЕМЁТ - тип легкого стрелкового оружия, представляющий собой по сути упрощенный пулемет со свободным затвором (как правило), приставным магазином и сконструированный под пистолетный патрон. Как тип существовал с 1918, наиб. широко использовался во 2-й мир. войне (нем. МР-38, англ. Стэн, сов. ППД-40, ППШ-41, ППС-43 и др.), часто под названием "автомат". После 2-й мир. войны постепенно уступил позиции осн. индивидуального оружия войск другому типу оружия, называемому в России "автомат", а на Западе - "штурмовая винтовка".

Первый П.-П. в СССР был принят на вооружение в 1934. Это было оружие конструкции В. А. Дегтярева. Но затем был снят с вооружения из-за отрицат. отношения к этому типу оружия зам. наркома обороны маршала Г. И. Кулика, считавшего, что "это оружие нужно амер. полицейским, чтобы разгонять рабочих, и амер. гангстерам, чтобы грабить банки". Только сов.-фин. война 1939-40 заставила сов. военное рук-во вновь принимать П.-П. навооружение, а пром-сть - налаживать его выпуск, но время уже было упущено. Принятые на вооружение в 1940 и 1941 П. П. конструкции Дегтярева и Г. С. Шпагина в войска в сколько-нибудь значит. кол-вах попасть не успели. В 1943 на вооружение был принят очень простой в произ-ве П.-П. конструкции А. И. Судаева, созданный на базе конструкции И. К. Безручко-Высоцкого.

Пища

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пищаль

ПИЩА́ЛЬ - назв. рус огнестрельного оружия в 15-18 в. Делились на ручные и затинные (стреляющие из-за тына, укрытия). Те и другие по конструкции вначале не отличались друг от друга и представляли собой глухую трубу с запальным отверстием. В 15 в. ручные П. имели фитильные, а с 16 в. кремневые замки. П. большого калибра эволюционировали в арт. орудия. Они делились по назначению на крепостные, осадные, полковые и полевые. По материалу - на медные, жел. и чуг. Снарядами для них служили ядра и дробь (кам. щебень, рубленые куски железа). Калибры были самые разнообр. - от 30 мм до 250. Масса снаряда до 30 кг.

Пищаль

Пищаль

Плавильщиков Вас. Ал

ПЛАВИ́ЛЬЩИКОВ Вас. Ал. (1768-1823) - издатель, типограф, книгопродавец, владелец б-ки. В 1794 на базе типографии, принадлежавшей ранее И. А. Крылову "с товарищи", основал в Петербурге изд-во. После запрещения в 1796 деят-ности "вольных" типографий их владельцы стремились передать свои заведения гос. учреждениям, т. к. это была надежная возможность их сохранить. Заведение П. продолжало работу под маркой типографии при С.-Петерб. губ. правлении (1797-1804), а затем - Театр, типографии (1804-07). С 1807 типография П. возобновила свою деят-ность. П. издавал в осн. драм. сочинения рус. и иностр. авторов, беллетристику, книги по иск-ву, работы о Пб. Типография П. печатала издания Публ. б-ки, сочинения членов кружка А. Н. Оленина, в частности Крылова, пьесы П. А. Плавилыцикова и А. И. Клушина, произв. Вольтера - "Магомет", "Поэма на разрушение Лиссабона", "Белый бык. Истинная повесть". В 1807 вышли в свет трагедии В. А. Озерова "Дмитрий Донской" и "Фингал", причем "Фингал" был отпечатан на рус. и франц. языках, иллюстрирован гравером А. Г. Ухтомским по рис. И. А. Иванова, с приложениями, включающими музыку хоров, пантомимы и балета. В 1814 П. напечатал азбуку "Подарок детям в память 1812 года", состоявшую из 34 листов, оформленных худож. А. Г. Венециановым, И. А. Ивановым, И. И. Теребеневым. П. издал "Рассуждение о старом и новом слоге рос. языка" А. С. Шишкова (1818), "Всеобщую систему познаний человеческих" Д. Дидро (1800), "Опыт исторический, политический и нравственный о древних и новейших переворотах" Ф. Р. Шатобриана (1817), первое систематич. "описание войны 1812 года" Д. И. Ахшарумова (1819), первое отд. изд. комедии А. С. Грибоедова "Молодые супруги" (1815), одну из первых отеч. хрестоматий по теории и истории иск-в - "Начертание художеств, или Правила в живописи, скульптуре, гравировании и архитектуре..." А. А. Писарева (1806), "Достопамятности Санктпетербурга и его окрестностей" в 5 ч. (1816-28) изв. литератора, историка и географа П. П. Свиньина (в типографии П. печатался также издаваемый Свиньиным ж. "Отечественные записки"). В 1817 типография П. выпускала ежемес. ж. "Волшебный фонарь, или Зрелище С.-Петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников..." с рис. Венецианова, в 1820-21 - ж. "Невский зритель", в к-ром сотрудничали А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, К. Ф. Рылеев и др. За 30 лет изд-во П. выпустило более 300 изд. В 1815 П. открыл при своем книжном магазине б-ку (7 тыс. т.), каталог к-рой составил В. Г. Анастасевич (1820). После смерти П. все его книжное дело перешло к А. Ф. Смирдину.

Лит.: Бабинцев С. М. И. А. Крылов: Очерк его изд. и библ. деятельности. М., 1955; Баренбаум И. Е., Костылева Н. А. Книжный Петербург - Ленинград. Л., 1986.

Плавильщиков Петр Ал

ПЛАВИ́ЛЬЩИКОВ Петр Ал. (1760-1812) - драматург, актер, издатель. Род. в моск. купеческой семье. Первоначальное воспитание П. было поручено близкому знакомому его отца магистру Моск. ун-та Д. Аничкову. В 1768 П. поступил в г-зию при ун-те, в 1776 был зачислен в студенты ун-та, по окончании к-рого в 1779 занялся преподаванием истории. Впоследствии, уже будучи известным актером, преподавал в АХ и в первом Кадетском корпусе рус. словесность "по собственному начертанию", а в Горном корпусе - риторику "своего собственного сочинения". Актерский дебют П. состоялся в 1779 в Москве на сцене т-ра Медокса, а в 1782 П. вышел на петерб. сцену в роли фонвизинского Правдина на премьере "Недоросля". Современники считали, что как актер П. был традиционней. Его "выразительная и благородная" наружность способствовала успеху в ролях резонеров, в трактовке типов положит., где недостаток внутр. огня актер восполнял отточенной техникой. Играя попеременно то в моск., то в петерб. т-ре, П. одновременно приступает к изданию лит. ж. "Утра" с отчетливо сентименталистской направленностью. Раннее ориг. творчество П. эклектично. В его произв. явственно ощущается влияние А. Сумарокова (трагедия "Дружество" и комедия "Исправление, или Добрые родственники"). В "Сговоре Кутейника" (1789) мы встречаемся с героями фонвизинского "Недоросля". В нач. 1790-х гг. П. начинает издавать совместно с Крыловым ж. "Зритель", в к-ром помещает ряд программных статей, посвященных описанию рус. национального характера, порицающих дворянство, к-рое предпочитает франц. язык и франц. культуру. Именно в эти годы П. пишет самые выразительные свои пьесы: "Бобыль" (1790) и "Сиделец" (1793). С последней пьесы фактически начинается рус. буржуазная драма.

Плагиат

ПЛАГИА́Т (от лат. plagiatus - похищение) - присвоение авторских прав на чужое произв. Как правило, П. связан с публикацией чужого произв. под своим именем или созданием произв., использующего сюжет, замысел и иные особенности произв. другого автора. Нарушение автор. права, каковым является П., преследуется по закону. Не преследуются нек-рые случаи компиляции, к-рые П. не являются.

Плакат

ПЛАКА́Т (нем. plakat, от франц. placard - объявление, афиша) - один из видов графики. Обычно броское, полихромное или монохромное изображение, часто сопровождаемое кратким пояснит. текстом. Для П. характерны яркость, простота, доступность и лаконичность изображения. Изначально использовался для торг. рекламы, позже - для обществ. агитации. Совр. П. обычно является полигр. воспроизведением созданного художником оригинала. В России П. развивался на основе традиций рус. сатирич. графики и лубка: работы Д. С. Моора, В. Н. Дени, В. В. Лебедева, А. А. Дейнеки, Л. М. Лисицкого, Ю. И. Пименова, А. М. Родченко, бр. Стенбергов, В. С. Иванова, Кукрыниксов, А. А. Пластова, И. А. Серебряного. См. также "Окна РОСТА", "Окна ТАСС", "Боевой карандаш".

Лит.: Кениг Т. Реклама и плакат как орудия пропаганды. Л., 1925; Полонский В. Рус. рев. плакат. М., 1925; Бутник-Сиверский Б. Советский плакат эпохи гражд. войны 1918-21 М., 1960; Демосфенова Г., Нурок А., Шантыко Н. Советский полит. плакат. М., 1962; Советский рекламный плакат. Торговая реклама. Зрелищная реклама, 1917-1932: Альбом. М., 1972; Рев. праздничный плакат, 1917-1927. Л., 1982; Советский полит. плакат. М., 1984.

Плакат. 1918

Плакат. 1918

Плакетка

ПЛАКЕ́ТКА (от франц. plaquette - пластинка) - 1) Четырехугольная или многоугольная медаль с мелким рельефным изображением, как правило, без изображения на оборотной стороне. В спорте используется как награда победителю и как значок.

2) Пластинка из металла, керамики и т. п. с рельефным изображением, служит для украшения интерьера.

Пластов Арк. Ал-др.

ПЛА́СТОВ Арк. Ал-др. (1893-1972) - живописец, график, нар. худож. СССР (1962), действ. чл. АХ СССР (1947), член Моск. отд. Союза художников (1937); учился в Строгановском худож.-пром. уч-ще (1912-14) у Ф. Ф. Федоровского, в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1914-17) - на скульп. отделении у С. М. Волнухина, посещал занятия А. Е. Архипова, А. М. Васнецова, А. М. Корина, Л. О. Пастернака и др. Жил и работал в с. Прислониха (ныне Ульяновская обл.). Автор сюжетных композиций, портретов, пейзажей, иллюстраций к произв. А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и др. В 20-30-х гг. гл. обр. работает над плакатами и книжными илл. К 1935 относится создание первых живописных полотен ("Стрижка овец" и др.). Работам П. присущ ярко выраженный нац. характер, связь с идейными и живописными традициями рус. реалистич. иск-ва 2-й пол. 19 - нач. 20 в. Крест. тема - осн. тема творчества. Пафос творчества - глубокое познание и поэтич. истолкование жизни рус. деревни, стремление в обычных ситуациях и персонажах раскрыть внутр. закономерности жизни, взглянуть на них сквозь призму вечных проблем ("Фашист пролетел", 1942; "Сенокос", 1945; "Весна", "Юность", обе - 1954 и др.). Иск-ву П. не свойственно прямое обличение об-ва, его проблем. Для него важны гуманистич. сущность и эстеч. ценность окружающего мира. Портетные образы П составляют самоценную своеобраз. галерею нар. крест. типов, широкую амплитуду характеров и судеб, раскрывают жизнь в многообразии ее проявлений.

Лит.: Аркадий Александрович Пластов: Каталог произведений. М., 1976.

А. А. Пластов. Весна. 1954

А. А. Пластов. Весна. 1954

Платок

ПЛАТО́К - квадратный или прямоуг. кусок ткани - плат, гумулька; разрезанный по диагонали - косынка, косок, косячек. П. носили отдельно, или он был составной частью сложных головных уборов. В 19 - нач. 20 в. П., обычно из фабричной ткани, реже - из домотканой, постепенно вытеснил все остальные головные уборы. П. и косынки были очень разнообразны. В одних районах их изготавливали из холста, домотканой пестряди, края украшали травным узором и кумачовой оборкой, в др. были распространены мелковые, красного, голубого, черного или коричневого цвета, расшитые зол. или сереб. нитью, с орнаментом в виде листьев, веток, бутонов и цветов. "Золотой плат" носили на Севере. Шили его из белой бумажной ткани, а один из углов расшивали золотом и серебром. Носили "золотой плат" молодые женщины поверх кокошника только в праздники или на свадьбу. Больше всего носили фабричные платки из ситца, шерсти, шелка.

Способы ношения П. разнообразны. П. набрасывали на голову, не повязывая его, такой способ ношения сохранился в похоронной и свадебной обрядности. Внакидку носили тяжелые шерстяные шали, отправлялись в дорогу в зимнее или ненастное время. П. повязывали на голову на покромку, в развернутом виде, или косяком - сложенным по диагонали. Концы скрепляли при помощи булавки - на притычку или завязывали - на узел. Существовало неск. способов завязывания концами назад и концами вперед. В способах ношения П. были отмечены и возрастные особенности. Девушки ходили в П., к-рым закрывали только лоб и уши, оставляя открытой макушку. Голову П. покрывали полностью при дальних переездах и при выполнении длит. работ на улице. Молодухи в холода поверх повойника повязывали теплый платок, к-рый завязывали на затылке. Пожилые женщины - еще один, концы к-рого завязывали под подбородком. Старухи оба платка завязывали под подбородком.

Из П. развился особый головной убор - повязка, наколка, сколка: П. или косынку обертывали вокруг головы, концы завязывали спереди, скалывая или сшивая их.

П. употребляли не только как головные покрывала, но и для прикрывания шеи и плеч. Шейные П. носили мужчины. На Севере девушки на гулянья, в хороводы, надевали на плечи от трех до десяти шелковых и гарусных П., сложенных клином, причем вниз надевали самый большой, а поверх самый маленький, чтобы все П. были видны. П. - атрибут многих обрядов. Особую роль П. играл в свад. обряде. П. был непременным подарком от невесты жениху, дружке и другим участникам обряда. Жениху повязывали П. на голову, пришивали к одежде так, что он свешивался на спину или накидывали на плечи. Через П. держались жених с невестой, а также и остальные участники свадьбы во время перемещения в пространстве (танец, обход вокруг стола и т. п.). Это поддерживалось обычаем не касаться друг друга голой рукой, что, по представлениям народа, могло принести бедность. Велико значение П. в похоронных обычаях. Его специально вывешивали у окна как знак того, что в доме есть покойник. Эта ткань висела 40 дней, считалось, что на ней находилась душа умершего. П. вкладывали в руки умершего, чтобы он мог утереть слезы. П. бросали в могилу, чтобы расстаться с тоскою.

Платон

ПЛАТО́Н (в миру - Левшин Петр Георг.) (1737-1812) - церк. деятель и писатель. Сын священика. Учился в Славяно-греко-лат. академии. Монашество принял в 1758. В 1763 назначен законоучителем вел. кн. Павла Петровича. Рукоположен в епископы в 1770, с 1775 занимает Моск. кафедру, митр. с 1787. Много внимания уделял улучшению преподавания в дух. школах и просвещению духовенства, желая приблизить его к культурному типу дворянского об-ва. Интересовался философией (Вольтер, К. А. Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо), с известным сочувствием относился к масонству, видя в нем стремление к нравств. усовершенствованию. П. пользовался огромной славой церк. проповедника; автор "Краткой рос. церк. истории" (1805) - первого систематич. курса истории рус. церкви. Впервые создал катехистические произв. на рус. языке ("Православное учение веры", 1765 и др. сочинения), долгое время считавшиеся образцовыми. Им свойствен особый интерес к нравств. проблемам, собственно богословские вопросы раскрыты в меньшей степени.

Платонов Анд. Платонович

ПЛАТО́НОВ (наст. фам. Климентов) Анд. Платонович (1899-1951) - прозаик, драматург. Род. на окраине Воронежа (слобода Ямская), в многодетной семье машиниста, слесаря ж.-д. мастерских, учился в церковноприходской школе, Воронежском гор. уч-ще, к-рое не окончил. С 13 лет был вынужден пойти работать. В нач. 20-х гг. окончил Воронежский ж.-д. политехникум. Освоил ряд инженерных профессий, был мелиоратором, занимался агрономией, проблемами электрификации. П. принадлежит ряд изобретений, рационализаторских новаций. Печатался с 1918. В многочисл. воронежских журналах и газетах, альм., выходивших после рев-ции, публиковал стихотворения, очерки, рассказы, статьи. В 1922 вышел сб. стихотворений "Голубая глубина", носивший в значит. степени ученич. характер. В поэзии, публицистике, прозе П. 1-й пол. 20-х гг. отчетливо проявилась пролеткультовская идеология и эстетика, сказался культ массы, машинного произ-ва, отразилось космич. мироощущение. О преодолении пролеткультовского романтич. максимализма свидетельствовали повести и рассказы П., созданные в сер. 20-х гг. и составившие первые книги прозы "Епифанские шлюзы" (1927), "Сокровенный человек" (1928), гл. герои к-рых мастеровые, деревенские мечтатели, машинисты, доморощенные философы, стремящиеся постичь происходящее, взыскующие правды. В сатирич. повести "Город Градов" (1926) П. с тревогой писал о злой и губительной силе бюрократизма, о чиновниках, ставших "заместителями пролетариев". Антибюрократическая сатира П. "Город Градов", рассказ "Усомнившийся Макар" (1929), повесть "Впрок" (1931), отразившие заботу писателя, чтобы во время переделки деревни не был забыт труженик, "душевный бедняк", вызвали резкую, тенденциозную критику, полит. обвинения. На годы П. был отключен от лит. процесса, лишен возможности публиковаться. Не были напечатаны в России самые значит. произв. П. - ром. "Чевенгур" (1929, опубл. 1988), пов. "Котлован" (1930, опубл. 1987), "Ювенильное море" (1934, опубл. 1986) - антиутопии, показывающие цену и последствия эксперимента по социальному переустройству жизни. Поездка П. в Ср. Азию (1934), впечатления от увиденного отразились в рассказах "Песчаная учительница", "Такыр", в пов. "Джан" (1934, 1947). В трудные годы писателя поддержал ж. "Литературный критик", опубл. крит. работы П. о классике и совр. лит-ре (вошли в кн. "Размышления читателя", 1970, 1980), рассказы "Фро", "Бессмертие".

В годы Вел. Отеч. войны П. работал корр. "Красной звезды", публикуя на страницах газеты и др. изданий очерки и рассказы. Отд. книгами выходили его рассказы "Одухотворенные люди", "Броня", вышли сб. рассказов "Под небесами Родины" (1942), "Рассказы о Родине" (1943), "В сторону заката солнца" (1945). Опубл. после войны (1946) рассказ "Возвращение" ("Семья Ивановых") был подвергнут разносной критике. П. - автор пьес "Шарманка", "Высокое напряжение", "14 красных избушек". Интерес к творческому наследию П. нарастает с конца 50-х гг.

А. П. Платонов с дочерью. 1946

А. П. Платонов с дочерью. 1946

Платонов Сер. Фед

Статья большая, находится на отдельной странице.

Плафон

ПЛАФО́Н (от франц. plafond - потолок) - в шир. смысле - перекрытие к.-л. помещения, плоское, сводчатое или купольное. П. также называется и монум.-декор. живопись и скульптура на потолке. П. могут исполняться непоср. на штукатурке красками, на прикрепленном к потолку холсте, мозаикой и др. способами. В рус. иск-ве П. получили широкое распространение в 18-19 вв., они изображали обычно аллегорич. композиции или фигуры, антич. сцены, архит. детали, использовался эффект прорыва в открытое пространство.

Лит.: Кузнецов А. В. Своды и их декор. М., 1938.

Плахов Лавр Куз

ПЛА́ХОВ Лавр Куз. (1810-81) - живописец. Учился в Пб. у худ.-литографа К. П. Беггрова, с 1829 - у А. Г. Венецианова. В 1832-36 занимался пейзажной живописью в АХ под рук. М. Н. Воробьева. Летом 1835 и в 1836-42 жил в Берлине и Дюссельдорфе, где работал у Э. К. Писториуса и А. Шредтера. Создавал несложные нравоописат. произв., имевшие положит. значение для иск-ва сер. 30-х гг. Изображал разл. нар. типы, с большой наблюдательностью передавая привычки, занятия мастеровых, извозчиков, пришедших в город на заработки крестьян ("Кучерская в Академии художеств", 1934; "Каменщик", 1-я пол. 30-х гг.; "В кузнице", 1845; "Приготовление к работе", 30-е гг.; "Столярная мастерская", 1845). Следуя бытовому жанру венециановской школы, стремился точно воссоздавать окружающую обстановку, иногда виденное изображалось пассивно, неск. самостоят. эпизодов сочетались в картине механически. Но в целом произв. П. создавали впечатление типичности воссозданной жизн. сцены. В кон. 1840-х гг. отошел от худож. деят-ности, занявшись фотографией.

Лит.: Смирнов Г. В. Л. К. Плахов // Русское иск-во: Очерки о жизни и творчестве художников. Перв. пол. 19 в. М., 1954.

Плащаница

ПЛАЩАНИ́ЦА - четырехуг. кусок ткани, на к-ром находится большое, во весь рост, изображение тела Иисуса Христа в том виде, как оно было снято с креста и положено в гроб. П. хранится в алтаре. В Великую пятницу с особой торжественностью ее выносят из алтаря на середину церкви и кладут на катафалк для поклонения верующих, где она остается до пасхальной полунощницы, после чего ее снова вносят в алтарь.

Плащаница «Положение во гроб». 17 в.

Плащаница «Положение во гроб». 17 в.

Плевако Фед. Никиф.

ПЛЕВА́КО Фед. Никиф. (1842-1908/09) - адвокат. Окончил юрид. ф-т Моск. ун-та. Адвокатскую деят-ность начал в 1870 и быстро завоевал популярность как один из самых ярких судебных ораторов России. Современники видели в нем специфич. моск. адвоката (в противоположность петербург.). В молодости П. занимался и науч. работой (так, он перевел на рус. яз. и издал в 1874 курс рим. гражданского права нем. юриста Г. Ф. Пухты), однако в дальнейшем целиком сосредоточился на практич. деят-ности. Блестящими образцами судебного красноречия были речи П. по делу игуменьи Митрофании, обвинявшейся в моск. окружном суде (1874) в подлогах, мошенничестве и присвоении чужого имущества (П. выступил гражданским истцом), в защиту Бартенева по делу об убийстве артистки Висновской (1891; это дело послужило основой рассказа И. А. Бунина "Дело корнета Елагина"), в защиту Качки, 19-летней девушки, обвинявшейся в убийстве студента Байрошевского, с к-рым она находилась в любовной связи. Нередко П. выступал также по делам о крестьянских волнениях, о фабричных беспорядках (в частности, о стачке на фабрике Т-ва С. Морозова), в защиту рабочих, обвинявшихся в сопротивлении властям, в буйстве и истреблении фабричного имущества. Был депутатом Гос. думы по списку "Союза 17 Октября". Популярность П. сделала его имя нарицательным.

Плеве Вяч. Конст.

ПЛЕ́ВЕ Вяч. Конст. (1846-1904) - гос. деятель России кон. 19 - нач. 20 в. Окончил юрид. ф-т Моск. ун-та, избрал карьеру чиновника. Служил сначала по суд. ведомству; затем, перейдя в Мин-во внутр. дел в апр. 1881, занял пост дир. Деп. полиции, а в 1885 - тов. мин. внутр. дел. Ум, энергия, огромная работоспособность и не в последнюю очередь абсолютная беспринципность обеспечили успешное продвижение П. по служебной лестнице. В 1894 П. получил должность гос. секр., затем в 1899 - мин. статс-секр. по делам Вел. кн-ва Финляндского, а в 1902 возглавил Мин-во внутр. дел. Заняв ключевой пост в аппарате управления в условиях прогрессировавшего обострения ситуации в стране, П. гл. своей задачей считал предотвращение назревшего рев. взрыва. П. принадлежал к консервативному крылу высш. бюрократии, являясь едва ли не наиб. яркой и сильной фигурой в стане убежденных противников к.-л. перемен. Во время пребывания П. на посту мин. внутр. дел значительно активизировал свою работу карат. аппарат самодержавия. Репрессии обрушивались не только на участников рев. движения, но и на самых умеренных либералов. Вместе с тем, в условиях нарастания общего недовольства в стране, П. широко использовал тактику маневрирования, поддержав в конечном счете политику "полицейского социализма", заигрывая с нек-рыми земскими деятелями. П. активно одобрял авантюристич. курс "безобразовской клики" в дальневост. делах, приведший к конфликту с Японией, поскольку, будучи уверенным в успехе, полагал, что "маленькая и победоносная война" укрепит позиции самодержавия и позволит избежать рев-ции. Политика П. вела, однако, лишь к ослаблению режима и его изоляции от лояльных слоев нас. В обстановке приближавшейся, несмотря на все усилия мин. внутр. дел, рев-ции П. был убит эсером Е. С. Созоновым.

Плевицкая Над. Вас.

ПЛЕВИ́ЦКАЯ (Винникова) Над. Вас. (1884-1940) - эстрадная певица (меццо-сопрано). Род. в Курской губ., в многодетной крестьянской семье. Два года была послушницей в Троицком мон. в Курске, затем покинула обитель, работала в бродячем цирке, а вскоре, не имея муз. образования, но отличаясь несомненным талантом, стала проф. артисткой. Выступала в составе труппы "Шато-де-флер", пела в ресторанах, напр., в знаменитом московском "Яре". После триумф. выступления в 1909 на благотворит. концерте в Нижнем Новгороде совместно с Л. Собиновым и Н. Фигнер была приглашена петь в Большом зале Моск. консерватории. Неоднокр. выступала в Царском Селе, где произвела сильное впечатление на Николая II, ставшего поклонником ее таланта. Исполняла гл. обр. песни эпич. характера - "Варяг", "Среди лесов дремучих", "Шумел, горел пожар московский" и др. Характ. чертой ее творчества было сочетание драматич. дарования с вокальным иск-вом. Современники называли П. "курским соловьем".

В 1914 добровольно поехала на рос.-герм. фронт в Вост. Пруссию в кач-ве сиделки Николаевской общины. Во время гражд. войны сначала находилась на территории, занятой красными, выступала с концертами. В 1919 была пленена Корниловской дивизией, стала женой ее начальника - Н. В. Скоблина, с к-рым связала свою дальнейшую судьбу. Оказавшись в эмиграции, гастролировала во Франции, Бельгии, США, Германии, Польше и др. странах, выступала гл. обр. перед соотечественниками. Исключит. популярностью пользовалась ее песня "Замело тебя снегом, Россия".

В 1930 П. и ее муж были завербованы сов. разведкой, начали сотрудничать с иностр. отделом ОГПУ (в агентурной переписке П. упоминалась под псевд. "Фермерша"). П. имела отношение к скандальным похищениям из Парижа деятелей рус. воен. эмиграции, организованным Н. В. Скоблиным. После похищения в 1937 пред. РОВСа ген.-лейт. Е. К. Миллера П. была арестована франц. контрразведкой. Содержалась в Парижской тюрьме "Пти-Рокетт". Была признана виновной в инкриминированных ей преступлениях и приговорена франц. судом к 20 годам каторги. Наказание начала отбывать в каторжной тюрьме г. Ренна, где скончалась в сент. 1940. Похоронена на гор. кладбище в общей могиле.

Соч.: Дежкин карагод: Воспоминания. СПб., 1994.

Лит.: Нестьев И. В. Звезды русской эстрады. М., 1974; Прянишников Б. В. Незримая паутина ВЧК - ОГПУ - НКВД против белой эмиграции. СПб., 1993.

Пленэр

ПЛЕНЭ́Р (франц. plein air, букв. - открытый воздух) - в живописи - воспроизведение изменений возд. среды и цвета, обусловл. солнечным светом, атмосферой. Воспроизведение художником натуры в условиях естеств. освещения. Наиб. полно принципы П. воплотились в рус. пейзажной живописи 2-й пол. 19 - нач. 20 в. (картины В. Д. Поленова, И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В. А. Серова и др.).

Плёс

ПЛЁС - живописнейший уголок Поволжья, называемый "жемчужиной Волги", "изумрудом Севера", "рус. самоцветом". На полпути между Костромой и Кинешмой на крутых склонах высокого прав. берега Волги (выс. берега 80 м - самое высокое место в Верхневолжье). Адм.-территориально П. входит в состав Ивановской обл. Небольшая терр. П. состоит из трех рельефно различимых частей: нагорной, прибрежной, заречной. Сухой воздух, смягченный рекой, свеж и чист. обладает целебными свойствами. П. был заложен в 1420 как деревянная воен. крепость с земляным валом. Возле крепости располагалась Троицкая слобода, в к-рой селились ремесленники и ямщики. В 1808 построена церковь, сохранившаяся до наст. времени, речной порт. С П. связано имя худож. И. И. Левитана, неоднокр. бывавшего здесь (иногда П. называют левитановской землей). В П. работает картинная галерея и музей Левитана. Под впечатлением этого рос. уголка Левитан написал более 40 картин.

Плетение

ПЛЕТЕ́НИЕ - способ изготовления разнообр. предметов из разл. материалов: нитей, растит. стеблей, волокон, коры, прутьев, корней. Выделяется полуплетение (сочетание П. с др. способами скрепления: прокалыванием, наматыванием, связыванием, перевязыванием нитями) и настоящее П. Используется П. при стр-ве домов и изгородей, изготовлении посуды, мебели, одежды и украшений, обуви и головных уборов. П. может быть поперечным (полосы переплетаются крест-накрест под прямым углом) или диагональным (переплетение не под прямым углом). Встречается П. сосудов на вертик. осн. (стебли основы на стенках сплетаются более тонкими растит. волокнами, прутьями и т. д.) и спирально-кольцевое (гибкий прут скручивают в спираль, наращивая его, увеличивая или уменьшая диаметр спирали и скрепляя соседние нитки спирали друг с другом). Иногда изготовленные при помощи П. посуду, изгороди, стены обмазывают глиной или др. мат-лом, чтобы добиться водонепроницаемости. Видом П. можно считать и вязание.

У рус. традиционно плели лапти и корзины, короба (кошели) для переноски грузов за спиной, плетни с маленьким горлышком для хранения конопляного или льняного семени, солонки для соли, корзины для грибов и ягод (из бересты или лыка на Севере), всевозможные корзины из веток, древесных корней, соломы. Укранцы также плели и часто носили летом соломенные шляпы.

Плетнёв Мих. Вас.

ПЛЕТНЁВ Мих. Вас. (род. 1957) - пианист, дирижер, композитор. Окончил Центр. муз. школу (1974) по кл. Е. М. Тимакина. В Моск. конс. учился у Я. В. Флиера (в 1974-78), окончил конс. (1979) и аспирантуру (1981) по кл. Л. Н. Власенко. Занимался композицией в кл. А. С. Лемана. Лауреат Всесоюзн. конкурса пианистов (1977, 1-я премия), Междунар. конкурса им. П. И. Чайковского (1978, 1-я премия). Своеобразие исполнит. стиля П. - в преобладании рационального начала, в ясности видения формы муз. произв. и в точном, расчетливом применении необходимых выразительных средств. Интерпретации П. отличаются совершенством архитектоники, масштабностью, стилистической чуткостью, строгостью, богатством тембровой палитры, блестящей виртуозностью. В репертуаре П. особенно выделяются произв. Чайковского. Концертирует в России и за рубежом. Записал множество дисков. С 1991 интенсивно занимается дирижерской деят-ностью. Создатель и до 1999 гл. дирижер Российского нац. симфонич. оркестра. П. - автор ряда соч., в т. ч. фп. переложения фрагментов из "Щелкунчика", фп. транскрипции фрагментов из балета Р. К. Щедрина "Анна Каренина", балетной транскрипции партитуры "Евгения Онегина", симфонич. произв. "Триптих", Фантазии на казахские темы для скрипки с оркестром, камерных ансамблей.

Лит.: Цыпин Г. М. Портреты советских пианистов. М., 1990.

Плетнёв Петр Ал-др.

ПЛЕТНЁВ Петр Ал-др. (1792-65/66) - критик, поэт, журналист, издатель. Сын священника. Первонач. образование получил в Тверск. дух. семинарии. Окончил Гл. пед. ин-т в Пб. (1814), был оставлен в нем в кач. учителя. Позднее служил в Екатерин. и Патриотич. ин-тах, воен.-уч. заведениях. С 1828 преподавал лит-ру наследнику престола Александру Николаевичу и вел. княжнам. В 1832-49 - проф. рус. словесности Петерб. ун-та, в 1840-61 - ректор. Акад. Петерб. АН (1841). С 1818 П. выступает в печати как поэт (элегии, послания, баллады). Его первые стихотворения отмечены воздействием Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова. К удачам П. относятся ист. элегии "Гробница Державина" (1819) и "Миних" (1821), в к-рых автор обращается к разработке общественно значимых тем. Этот характерный для эпохи интерес сказался и в оде П. "Долг гражданина" (1823), его послании "К Вяземскому" (1822). Лит.-обществ. позиция П. выражена также в его посланиях "К Н. И. Гнедичу", "К А. С. Пушкину" (оба 1822) и др. Позднее обратился к антологич. лирике. С кон. 1820-х гг. оставил поэтич. творчество. Активную роль П. играл в лит. жизни своей эпохи. В 1819 он вступил в Вольное об-во любителей словесности, наук и художеств и Вольное об-во любителей рос. словесности, в к-ром примкнул к умеренно-либеральному крылу. Нек-рое время негласно редактировал ж. "Соревнователь просвещения и благотворения". Большое значение для лит. самоопределения П. имело его сближение во 2-й пол. 1810-х гг. с В. К. Кюхельбекером и А. А. Дельвигом, завязавшаяся позднее дружба с Пушкиным (он посвятил П. ром. "Евгений Онегин"). В критич. работах нач. 1820-х гг. П. выступил приверженцем возникающей романтич. школы, хотя и сохранял зависимость от традиц. нормативной поэтики. Одним из первых дал характеристику романтизма Жуковского, выступил сторонником "элегич. школы" ("Письмо к графине С. И. С. о рус. поэтах", 1824). Авторкритич. разборов произв. Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, А. Ф. Писемского, биогр. очерков, посв. Пушкину, Крылову, Жуковскому, Баратынскому. С 1820-х гг. П. занимался изд. деят-ностью, участвуя в выпуске соч. В. А. Озерова, Жуковского, Пушкина, Гоголя, помогал Дельвигу в изд. "Северных цветов" и "Лит. газ.", Пушкину - "Современника". С 1838 по 1846 выпускал "Современник" самостоятельно, пытаясь придерживаться в нем пушкинских принципов. Соч. и письма П. собраны в трехтомнике 1885. Ист.-лит. и мемуарную ценность имеет переписка П. с Я. К. Гротом (СПб., 1896. Т. 1-3).

П. А. Плетнев. Худ. А. Тыранов. 1836

П. А. Плетнев. Худ. А. Тыранов. 1836

Плеханов Георг. Вал

ПЛЕХА́НОВ Георг. Вал. (1856-1918) - публицист, критик, деятель рос. и междунар. рабочего движения. Род. в семье потомств. дворянина в Тамбовской губ. Учился в Воронежской воен. г-зии, в Константиновском арт. уч-ще в Петербурге, в 1874 поступил в Горный ин-т. В 1876 стал одним из организаторов первой полит. демонстрации в России у Казанского собора. Принимал активное участие в народнич. движении, был одним из рук. орг-ции "Черный передел". С 1880 в эмиграции. В 1883 в Женеве создал первую рос. марксистскую орг-цию "Освобождение труда". П. поставил своей задачей борьбу с самодержавием в России и орг-цию рабочей партии, осн. на идеях науч. социализма. Входил в ред. "Искры" и "Зари", сотрудничал с В. И. Лениным, но после 2-го съезда РСДРП между ними произошел разрыв. Несмотря на тяжелую болезнь (туберкулез), П. готовил к изд. многотомную "Историю рус. обществ. мысли". После Февр. рев-ции вернулся в Россию. П. выступил против "Апр. тезисов" Ленина и против его курса на социалистич. рев-цию, но из-за болезни активного участия в полит. жизни страны не принимал. Осудил Окт. рев-цию, обратившись с "Открытым письмом к петроградским рабочим".

Автор трактата о природе иск-ва "Письма без адреса" (1899-1900), очерков по истории эстетич. мысли (о Герцене, Белинском, Чернышевском и др.), критич. статей о Толстом ("Толстой и природа", 1908; "Карл Маркс и Лев Толстой", 1911) и др.

Плещеев Ал. Ник

ПЛЕЩЕ́ЕВ Ал. Ник. (1825-93) - поэт, переводчик, прозаик, лит. и театр. критик. Воен. карьера не привлекала П., и, уволившись "по болезни" из школы гвард. подпрапорщиков и юнкеров, где учился в 1840-42, он продолжил образование на ист.-филол. ф-те Петерб. ун-та (1843-45, не оконч.). В 1844 первые стихотворения П. появились на страницах ж. "Современник". В 1846 вышел первый сб. его лирики явными следами увлечения социалистич. идеями, что отразилось, в частности, в стихотвор. "Вперед! Без страха и сомнения..." и "По чувствам братья мы с тобой". Во 2-й пол. 1840-х гг. П. довольно успешно выступил и как прозаик с рассказами ("Енотовая шуба", "Папироска", "Протекция") и повестями ("Шалость", "Дружеские советы"). В те же годы начинается активная журналистская деят-ностьП.: в 1846-47 он вел отд. критики в газ. "Рус. инвалид", где среди рассуждений о погоде, выставках, концертах и светских новостях немалое место отводилось т-ру.

В ночь на 23 апр. 1849 были арестованы все члены кружка М. В. Буташевича-Петрашевского (Ф. М. Достоевский, С. Ф. Дуров, А. И. Пальм, И. А. Слепнев), куда П. входил с ун-тских времен. Все они были заключены в Петропавл. крепость, а затем приговорены к расстрелу, но в последнюю минуту помилованы. П. отправили рядовым в Оренбург. линейный полк. Отличившись в одном из походов, П. получил офицерский чин, а вскоре ему были возвращены дворян. звание и свобода.

В 1859 П. поселился в Москве: сотр. и пайщик газ. "Моск. вестник", печатается в газ. "Моск. ведомости", ж. "Рус. вестник", в нек-рых петерб. изданиях ("Светоч", "Искра", "Время", "Рус. слово"). Связи П. с ж. "Современник" не прерывались даже в годы его Оренбург. ссылки: идеалы Н. Г. Чернышевского, по признанию П., "были и навсегда остались" его собственными идеалами.

В 1860-80-х гг. П. много выступает как театр. критик, переводит и переделывает пьесы Ф. Понсара, Э. Лабиша и др. франц. драматургов. Принял участие в полемике вокруг драмы А. Н. Островского "Гроза", солидаризируясь с "реальной критикой" Н. А. Добролюбова.

В 1865 по инициативе Островского в Москве организован "Артистич. кружок", объединивший артистов Имп. т-ров. Старшиной был избран П.

В 1867 Н. А. Некрасов возобновил изд. ж. "Отеч. записки" и привлек кработе П., в 1872 П. стал секр. ред. ж. и переселился в Пб. В 1874-79 - осн. театр, рецензент газ. "Биржевые ведомости".

П. - один из учредителей Об-ва рус. драм. писателей, поч. чл. Об-ва сценич. деятелей, чл. Театр.-лит. к-та. Последние годы жизни (1887-93) его связывала теплая дружба с А. П. Чеховым.

Предыдущая страница Следующая страница