Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "П" (часть 8, "ПЛЕ"-"ПОД")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 8, "ПЛЕ"-"ПОД")

Плещеев Ал-др Ал

ПЛЕЩЕЕ́В Ал-др Ал. (1778-1862) - композитор-любитель, меломан, виоончелист, драматург, поэт; дальний родственник Н. Карамзина, посвятившего родителям П. "Письма рус. путешественника".

Образование получил в пансионе аббата Николя. С рождения запис. в воен. службу, в 1791 - юнкер Коллегии иностр. дел с определением в канцелярию А. Безбородко. По выходе в отставку до 1817 (года смерти жены, графини А. Чернышевой) жил в родовом поместье вблизи от В. Жуковского, с к-рым был связан пожизненной дружбой. С 1817 П. постоянно живет в Петербурге, завязывает широкие лит. связи (П. Вяземский, А. Пушкин, К. Батюшков), участвует в собраниях "Арзамаса", чл. к-рого избирается, посещает "субботы Жуковского", вечера А. Оленина и др. В 1819 П. принят в театр. дирекцию чиновником по особым поручениям. С 1820 - личный чтец у вдовст. имп. Марии Федоровны, затем до 1843 занимал разл. чиновные должности. Европейски образованный, П. переводил, сочинял пьесы, оперы, романсы на стихи Жуковского (наиб. популярностью пользовался романс "Пловец"), Г. Державина, Вяземского, Пушкина. П. написаны оп.: "Тюремник" (1816), "Принужденная женитьба" (по перераб. пьесе Ж. Б. Мольера, 1819), музыка к стихам Жуковского ("Баллады и романсы Жуковского, положенные на музыку А. А. Плещеевым". СПб., 1832.Ч. 1-2).

Плие

ПЛИЕ́ (фр. plié, от plier - сгибать) - приседания на двух или одной ноге в танц. движениях.

Плинфа

ПЛИ́НФА (от греч. πλίνθος - кирпич) - шир. и плоский обожженный кирпич, использовавшийся в визант. и рус. зодчестве. Характерен для рус. зодчеста домонгольского периода (кон. 10-30-е гг. 13 в.). От кирпича б. позднего времени отличается своими размерами. Его толщина в основном от 2,5 до 4,5 см, дл. и шир. также не оставались постоянными, эволюционируя в сторону уменьшения размера, что хорошо видно при сравнении плинфы киевского Софийского собора (40-е гг. 11 в.) - 37×27×3,5 см и новгородской ц. Спаса-Нередицы (1198) - 26×17×4,5 см. На сопоставлении форматов плинфы разработана методика датировки пам. арх. домонгольского времени (П. А. Раппопорт). С сер. 13 в. плинфа исчезает из др.-рус. строит. практики.

Плисецкая Майя Мих.

ПЛИСЕ́ЦКАЯ Майя Мих. (род. 1925) - балерина и балетмейстер. Окончила Моск. хореогр. уч-ще в 1943 (кл. Е. Гердт и М. Леонтьевой). В 1943-88 артистка Большого т-ра. Первая исполнительница партий: Сюимбике ("Шурале"), Фригия ("Спартак"), Хозяйка Медной горы ("Каменный цветок"), Царь-девица ("Конек-Горбунок"), Мехменэ Бану ("Легенда о любви"), Кармен ("Кармен-сюита"), Нина Заречная и Чайка ("Чайка"), Анна Сергеевна ("Дама с собачкой"), Лауренсия ("Лауренсия"), Анна Каренина ("Анна Каренина"). Среди др. ее ролей: Мирта ("Жизель"), Зарема ("Бахчисарайский фонтан"), Эгина ("Спартак"), Одетта - Одиллия ("Лебединое озеро"), Китри ("Дон Кихот), Раймонда ("Раймонда"), Аврора ("Спящая красавица"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Жар-птица ("Жар-птица"). Выступала в бельгийской труппе "Балет 20 в." в балетах "Айседора" и "Болеро". Выдающаяся балерина современности, П. соединила в своем иск-ве верность акад. традициям рус. классич. школы танца и тяготение к разл. хореогр. стилям балетмейстеров. Наделенная музыкальностью, артистизмом, выигрышными сценич. данными (большой шаг, высокий прыжок, стремительные вращения, редкая выразительность рук), она поражала стихийностью своего темпераментного танца, раскрепощенностью сценич. существования. Внутренне сильные и независимые героини П. обладали масштабностью чувств, неуемностью страстей, трагич. силой переживаний. В 1970-80-х гг. балерина постоянно обращалась к жен. образам рус. лит-ры, психологически тонко воплотив лирич. тему. Среди ее лучших сценич. созданий - миниатюры "Умирающий лебедь" и "Гибель розы". Постановки в Большом т-ре: "Анна Каренина" (совм. с Н. Рыженко и В. Смирновым-Головановым, 1972), "Чайка" (1980), "Дама с собачкой" (1985); комп. всех балетов Р. Щедрин. В 1988-90 худ. рук. балет. труппы исп. "Лирич. т-ра" в Мадриде. Выступала в балетах "Кармен-сюита" и "Мария Стюарт". С 1991 гастролирует за рубежом. Ее творчеству посвящен к/ф "Балерина", ТВ-фильм "Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая" и др.

М. М. Плисецкая в роли Одетты - Одиллии

М. М. Плисецкая в роли Одетты - Одиллии

Площадь

ПЛО́ЩАДЬ - часть городского пространства, предназнач. для собрания большого числа людей. Первонач. П. образовывались перед храмами, там же начинался торг, строились администр. здания, дворцы владетельных особ и др. семиотически важные сооружения. На П. древнего и ср.-век. города часто находился колодец с питьевой водой. С теч. времени, кроме "соборной", "торговой", "дворцовой" П., возникают новые типы П.: перед театром, вокзалом, спортивной ареной, свободные П. для парадов и т. д. Проектирование П. характерно для "классической" организации пространства, при этом учитываются, кроме обязат. наличия семиотически важного здания, размещение монументов, фонтанов, партерных скверов; возможность проезда транспорта.

Площадь у Красных ворот. Москва. Гравюра. Нач. 19 в.

Площадь у Красных ворот. Москва. Гравюра. Нач. 19 в.

Плуг

ПЛУГ - орудие для обработки земли. Важнейшие части - дышла, к-рые служат для прикрепления упряжи тяглового скота - быка, лошади, а также лемеха, к-рый собственно и обрабатывает землю и образует борозду. Первонач. изготовлялся из дерева, в дальнейшем из металла (прежде всего лемех). На Руси П. упоминается уже со времен Русской правды 10-11 вв.

"П." - окладная единица на Руси с древнейших времен. В 15 в. "П." был приравнен к 2 новгородским "сохам"; "моск. соха" равнялась 5 "П.". Последний был эквивалентен 120 четвертям "доброй земли" или 60 десятинам. В качестве термина "земельного" оклада "П." просуществовал вплоть до 18 в.

Плюмаж

ПЛЮМА́Ж (от франц. plumage - перья) - украшение из перьев, нитей или др. материала форменного головного убора, как правило - полей шляпы в виде одноцветной или многоцветной их окантовки. В рус. армии шляпы с П. с 1700 были принадлежностью воен. костюма офицеров, а с 1762 по 1809 - ген. С кон. 18 в. по 1917 шляпы с П. были принадлежностью парадного придворного форм. костюма чинов Имп. двора.

В широком смысле слова П. - всякое украшение головного убора, обычно состоящее из перьев.

Плюшар Адольф Ал-др.

ПЛЮША́Р Адольф Ал-др. (1806-65) - книгоиздатель. Сын издателя Ал-дра Ив. Плюшара (1778-1827), от к-рого наследовал типографию и словолитню. Образование получил в Париже у изв. франц. типографа Ф. Дидо. В 1830-е гг. типография П. считалась лучшей в Пб. по выпуску изящных изданий. В 1834 П. задумал изд. рус. энциклопед. словаря наподобие зап.-европ. Гл. ред. был приглашен Н. И. Греч. авторами статей выступали крупнейшие лит. и науч. силы того времени. Предполагалось выпустить за 6 лет 40 т. Начинание П. на первых порах привлекло об-во, на его "Энциклопедический лексикон" подписалось более 6 тыс. чел. Однако к 1841 удалось издать лишь 17 т. (последний том обрывался на букве "Д"). Из-за неопытности издателя и неумелого редактирования изд. растянулось на долгие годы, что привело сначала к сокращению числа подписчиков, а затем и к полному прекращению подписки. В 1840-50-х гг. П. выпустил ряд сб-ков и периодич. изд. Среди них выделялись: сб. перевед. с франц. статей под заглавием "Сорок сороков повестей, тясяча анекдотов, острот, каламбуров, шуток и пр." (1842), в изд. к-рого принимал участие Д. В. Григорович; "Гирлянда. Ж. новейших образцов для шитья и вышивания" (1848-56); "Живописный сборник замечательных предметов из наук, искусств, промышленности и общежития" (1850-59, совм. с В. Генкелем). С 1858 П. возглавил издававшийся им ж. "Весельчак, журнал всяких разных странностей, светских, литературных, художественных и иных", прекративший выходить в 1859 на № 7.

Лит.: Андерсон В. Семейство Плюшар - типографы // Рус. библиофил. 1911. № 1; Куфаев М. Н. История русской книги в 19 веке. Л., 1927; Шицгал А. Г. Русский гражданский шрифт, 1708-19 58. М., 1959.

Плюшкин

ПЛЮ́ШКИН - персонаж поэмы Н. Гоголя "Мертвые души" (1842); нарицат. образ патологически скупого человека, охваченного маниакальной страстью к накопительству.

Пнин Ив. Петр.

ПНИН Ив. Петр. (1773-1805) - поэт, публицист. Внебрачный сын фельдмаршала кн. Н. В. Репнина. Учился в Моск. ун-тском Благородном пансионе (с 1782) и Артиллерийско-инженерном шляхетском кадетском корпусе в Пб. (1787-89). Служил в армии (1789-97). Издавал (совм. с А. Ф. Бестужевым) "Санкт-Петербургский журнал" (1798), пропагандировавший просветительские взгляды. В 1801 познакомился с А. Н. Радищевым, оказавшим на П. значительное влияние. С 1802 - чл., а с 1805 - през. "Вольного об-ва любителей словесности, наук и художеств". Автор трактатов "Вопль невинности, отвергаемой законами" (1802) и "Опыт о просвещении относительно России" (1804; содержит резкую критику крепостного права). Как поэт продолжил традиции гражд. лирики 18 в. ("Слава", 1804), выступил учеником франц. просветителей (филос. оды "Человек", 1804; "Бог", 1805).

Победоносцев Конст. Петр.

ПОБЕДОНО́СЦЕВ Конст. Петр. (1827-1907) - гос. деятель. Происходил из проф. семьи. Окончил уч-ще правоведения, служил в Моск. деп. Сената. В 1860-65 являлся проф. Моск. ун-та по кафедре гражд. права. Преподавал законоведение нек-рым вел. князьям, в т. ч. будущему имп. Александру III. В 1868 П. был назначен сенатором, в 1872 - чл. Гос. совета, а в 1880 стал обер-прокурором Св. Синода. Этот пост он занимал в течение четверти века.

В своих полит. воззрениях П. эволюционировал от либерализма к крайнему консерватизму. В нач. 60-х гг. 19 в. он с энтузиазмом воспринял известие об отмене крепостного права, принимал участие в подготовке суд. реформы 1864, являлся горячим поборником гласности судопроизва. Впоследствии, однако, взгляды П. претерпели коренные изменения, и он стал одним из гл. идейных вдохновителей полит. реакции 80-90-х гг. 19 в. П. выступал в качестве едва ли не наиб. влиятельного советника Александра III. Воздействие обер-прокурора Св. Синода ощущалось далеко за пределами сферы компетенции "ведомства православного исповедения". В П., покончившем с либер. увлечениями, противоречиво сочетались широкое образование, глубокий ум и нетерпимость к любому инакомыслию, фанатизм. Убежденный поборник самодержавия, он всеми силами противился любым проблескам либерализма в правительств. политике. П. пессимистически смотрел на чел. природу и в качестве единств. силы, способной обуздать ее негативные проявления, рассматривал все и вся контролирующую, не допускающую никакой обществ. самодеятности гос. власть. По мнению П., только самодержавие могло обеспечить процветание России. Как обер-прокурор Синода, П. стремился всемерно усилить влияние правосл. церкви на население. С этой целью при нем подвергались гонениям старообрядцы, сектанты, представители др. религий. Следует, впрочем, отметить, что деят-ность П. на посту обер-прокурора Синода, характеризовавшаяся откровенным использованием правосл. церкви в качестве орудия самодержавной власти, вела в конечном счете лишь к подрыву авторитета офиц. православия. П. являлся также активным противником созыва Поместного собора и восстановления канонич. норм нарушенного Петром I церк. управления.

Со 2-й пол. 80-х гг. влияние П. в верхах начало постепенно ослабевать. Александр III мало-помалу разочаровывался в П., к-рый, взяв на себя обязанности ментора, критикуя все и вся, собственной позитивной программы по сути не имел. Тем не менее и при Александре III, а после его смерти в 1894 - при новом царе Николае II П. по-прежнему оставался довольно влият. фигурой, одним из наиб. видных представителей консервативной части бюрократии. В 1905 после издания Манифеста 17 окт. П. вынужден был уйти в отставку с поста обер-прокурора Синода, после чего отошел от полит. деят-ности.

К. П. Победоносцев. 1899

К. П. Победоносцев. 1899

Побудительное предложение

ПОБУДИ́ТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕ́НИЕ - функциональный тип предложения, выражающий адресованное собеседнику побуждение выполнить названное действие. Формой, специально служащей для выражения побуждения, является повелительное наклонение (императив); ср.: Приходи поскорее! Не делай этого! Нужно, однако, заметить, что полного соответствия между П. П. и повелительным накл. нет. С одной стороны, повелительное наклонение может выражать и целый ряд значений, непосредственно не связанных с побуждением. С др. стороны, в функции П. П. используются и предложения иных типов, различающиеся сферой употребления и степенью категоричности побуждения, в соответствии с чем оно может принимать форму разрешения, пожелания, просьбы, требования, приказа и т. п.

К ним относятся: 1) П. П. с формами изъявительного наклонения в разл. временных формах, обозначающие ожидаемое действие адресата; ср.: Вы постараетесь, вы употребите все свое влияние, чтобы я и муж уехали отсюда сегодня же! (А. Чехов); Пошел прочь!; 2) инфинитивные односоставные П. П. типа Молчать!; Без стука не входить!; 3) отрицательные вопросительные П. П. с частицей ли; ср.: Не зайдешь ли к врачу?; Не зайти ли тебе к врачу?; 4) П. П. с формами сослагательного накл. или инфинитивом с частицей бы; ср.: Съездил бы ты на юг!; Съездить бы тебе на юг!; 5) П. П., построенные по образцу придаточных предложений, обозначающих нефактивные действия, в автономном употреблении; ср.: Чтобы завтра тебя здесь не было! - Хочу (требую), чтобы завтра же тебя здесь не было!; 6) П. П., включающие слова разл. частей речи со значением необходимости или возможности в сочетании с инфинитивом; ср.: Ты должен ему помочь! - Помоги ему!; Можешь немного отдохнуть! - Отдохни немного!; 7) безглагольные предложения с подразумеваемой формой повелительного накл., ср.: Иванов, к доске!; Воды!; По местам!

Помимо этого, имплицитное (подразумеваемое) побуждение способны выражать и повествовательные констатирующие предложения типа Здесь очень дует (в кач. косвенного выражения просьбы закрыть окно) или В библиотеке не шумят; Здесь не курят (как призыв не шуметь или не курить в данном месте).

Лит.: Храковский В. С, Володин А. П. Семантика и типология императива. Рус. императив. Л., 1986; Серль Дж. Р. Косвенные речевые акты // Новое в заруб. лингвистике. Вып. 17. М., 1986; Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. Л., 1990.

Повалуша

ПОВАЛУ́ША - имеющая отд. крышу башнеобразная часть дерев. жилых хором 12-17 вв., предназначенная для пиров и связанная с остальным жилищем через сени.

Повар

ПО́ВАР - человек, занимающийся приготовлением пищи. В быту - стряпуха, женщина, готовящая пищу, кухарка, в проф. лексиконе - кулинар. П. появились еще в Др. Греции и Риме, на Руси они работали в княж. и монастырских поварнях, в домах богатых феодалов и горожан. Мн. П. приобрели мировую славу (франц. Эскофье, Карем и др., рус. Зест, Степан Герасимов и др.). В России в 17-19 вв. в частн. домах и ресторанах работало мн. П.-иностранцев. В Др. Риме, в ср.-век. Европе (особенно во Франции) П. считались деятелями иск-ва.

Повар. Миниатюра 16 в.

Повар. Миниатюра 16 в.

Повествовательное предложение

ПОВЕСТВОВА́ТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕ́НИЕ - функциональный тип предложений, коммуникативное предназначение к-рых состоит в расширении "фонда знаний", общего для говорящего и слушающего. В отличие от побудительных и вопросительных предложений, П. П. не требуют определенной реакции адресата сообщения. П. П. в своем первичном предназначении служат для того, чтобы дать говорящему возможность сообщить свои мысли собеседнику и, тем самым, расширить общий фонд знаний и мнений. П. П. являются основным и наиболее употребительным функциональным типом предложений.

Вместе с тем, выступая в диалоге в качестве высказывания, П. П. может выполнять и др. коммуникативные функции; в частности, использоваться для выражения побуждения, ср.: [Аня] У меня есть план. Ты сейчас поедешь домой. А я возьму отпуск, скажу, что путевку дали, и приеду к тебе. Хорошо? (Л. Разумовская), - или предостережения, передавая адресованное слушателю предостережение против действий, к-рые, по мнению говорящего, в случае их осуществления могут нанести тому ущерб; ср.: Упадешь! - крикнул мне снизу Витя Койфман... Смотри, упадешь (Ю. Олеша). Такие высказывания близки по значению формам повелительного наклонения совершенного вида с отрицанием, специализированным на выражении превентивного значения, отличаясь от них, в частности, подчеркиванием непосредственной близости угрозы неблагоприятного развития событий, ср.: Упадешь! (вот-вот) - Не упади! (когда пойдешь на улицу).

Др. важным фактором, способным оказать воздействие на коммуникативное предназначение П. П., является восклицательность.

Лит.: Долинин К. А. Имплицитное содержание высказывания // Вопросы языкознания. 1983. № 6; Серль Дж. Р. Косвенные речевые акты // Новое в заруб, лингвистике. Вып. 17. М., 1986; Дэвидсон Д. Общение и конвенциональность // Философия, логика, язык. М., 1987; Гак В. Г. Сопоставительная прагматика // Филол. науки. 1992. № 3.

Повитуха

Статья большая, находится на отдельной странице.

Повратки

ПОВРА́ТКИ - заключит. эпизод свад. обряда, "возвращение" новобрачных в дом родителей молодой.

Повторительные школы

ПОВТОРИ́ТЕЛЬНЫЕ ШКО́ЛЫ - в дорев. России уч. заведения для быв. учеников нач. школ, стремившихся возобновить и расширить получ. в прошлом знания. Первые П. Ш. открыты по инициативе Н. А. Корфа в Александровском у. Екатеринославской губ., в 1890-е гг. по инициативе Н. Ф. Бунакова стали открываться не столько для повторений, сколько для расширения круга знаний молодых людей, окончивших нач. школы. В нач. 20 в. их было 445.

Поговорка

ПОГОВО́РКА - краткое нар. изречение (нередко назидат. характера), метко определяющее к.-л. явление жизни, деят-ности и т. п. Слова, образующие П., употребляются только в прямом значении, поэтому П. имеет только буквальный план содержания. Напр.: "коса - девичья краса"; "деньги - дело наживное"; "поживем - увидим". В живом разговоре П. часто употребляются в усеченной форме. Напр.: "душа в пятки" ("душа в пятки ушла"), "пятая спица" ("пятая спица в колеснице"), "палки в колеса" ("палки в колеса совать"). Лексико-грамматич. структура и синтаксич. функции П. чрезвычайно разнообразны. П. могут употребляться в форме простого предложения ("волосы дыбом становятся", "свет не клином сошелся"), в форме глагольных словосочетаний ("ждать у моря погоды", "плевать в потолок"), в форме именных словосочетаний ("мелкая сошка", "два сапога - пара"), в форме наречных словосочетаний ("черным по белому", "без сучка без задоринки"), в форме фразеологизма со словами: хоть, словно и т. п. ("хоть шаром покати", "словно Мамай воевал", "как рукой сняло"). П. вместе с пословицами образуют пословично-поговорочный фонд, к-рый описывается в толковых словарях и специальных сборниках пословиц и поговорок. П. являются одним из источников образования фразеологизмов.

Лит.: Потебня А. А. Из лекций по теории словесности: Басня. Пословица. Поговорка. Харьков, 1894; Шахнович М. О. Пословицы и поговорки // Рус. нар. поэтич. тв-во. М., 1956; Рыбникова М. А. Рус. поговорка // Рыбникова М. А. Избранные труды. М., 1958; Бабкин А. М. Лексикографическая разработка рус. фразеологии. М.; Л., 1964; Фелицына В. П. О пословицах и поговорках как мат-ле для фразеологич. словаря // Проблемы фразеологии. М.; Л., 1964; Мокиенко В. М. В глубь поговорки. М., 1975.

Погодин Мих. Петр.

ПОГО́ДИН Мих. Петр. (1800-75) - историк, журналист, писатель, коллекционер. Член АН (1841). Род. в семье крепостного, впоследствии получившего отпускную. Окончил г-зию при Моск. ун-те, а затем в 1821 - ун-т. В 1826-35 занимал кафедру всеобщей истории, в 1835-44 - рус. истории Моск. ун-та. В 1844 отошел от преподавания и занимался в осн. науч., издат. и журналистской деят-ностью. В 1824 защитил магистерскую дисс. "О происхождении Руси", а в 1830 - докторскую дисс. "О летописи Нестора". В молодые годы критиковал Н. М. Карамзина за недостаточное филос. осмысление истории России и недостаточно глубокую критику ист. источников. Выступал с критикой М. Т. Каченовского и "скептической школы". Увлекался романтич. философией Шеллинга. По своим полит. взглядам П. был одним из гл. приверженцев "теории офиц. народности". Вместе с Н. Г. Устряловым противопоставлял рус. историю зап.-европ., полагая, что такая противоположность коренится в различии геогр. условий, а также в различии начальных этапов истории: в Зап. Европе начало государственности положило завоевание, а на Руси - добровольное призвание варягов. П. сделал следующий после А. Л. Шлецера шаг в изучении "Повести врем. лет", поставив вопрос о ее источниках. Осн. внимание в своих работах уделял домонгольскому периоду в истории Руси. Вместе с тем разрабатывал тему возвышения Москвы и др. вопросы. П. известен как публикатор "Псковской летописи", соч. И. Т. Посошкова и др. источников. Был изд. ж. "Московский вестник" (1827-30) и "Москвитянин" (1841-65). Помимо науч. и издат. деят-ности занимался публицистикой. Был коллекционером рус. древностей, с 1830-х гг. совершил много поездок по России, покупал рукописи, старинные книги, вещи, портреты, составившие его собств. "Древлехранилище" (рукописные и старопечатные книги, акты, монеты, иконы, гравюры, посуда и др.), к-рое находилось в его доме на Ново-Девичьем поле в Москве, ок. к-рого П. выстроил знаменитую (существующую и ныне) "Погодинскую избу" в русском фольклорном стиле, где проводил лит. вечера, принимал гостей-писателей (Н. В. Гоголя и др.). Собрание П. было приобретено имп. Николаем I за 150 тыс. руб. серебром, большую часть рукописей получила Публ. б-ка, церк. древности переданы в Патриаршую ризницу Кремля, нумизматич. и археологич. предметы - в Эрмитаж.

П. является автором неск. драм. и беллетристич. соч.: "Черная немочь" (М., 1829), "Петр I" (М., 1831), "Повести", ч. 1-3 (М., 1832) и др., особенно известна историч. драма "Марфа, Посадница Новгородская".

Лит.: Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1888-1910.

М. П. Погодин

М. П. Погодин

Погодин Ник. Фед

ПОГО́ДИН Ник. Фед. (наст. фамилия Стукалов) (1900-62) - драматург. Род. в крестьянской семье. С 1920 работал журналистом в Ростове, в 1922-30 - корр. "Правды". Первая пьеса - "Темп" (1929). Гл. проблема - столкновение сознания индивида и коллект. энтузиазма. Подобные черты присущи и следующим пьесам П. - "Дерзость" (1930), "Поэма о топоре" (пост. 1931), "Снег" (пост. 1932). В дальнейшем П. сосредоточивает внимание на психологич. мотивированности поступков своих героев. Значительными для сов. т-ра стали пьесы П. "Мой друг" (1932), "После бала" и "Аристократы" (1934). Автор драматич. трилогии о В. И. Ленине - "Человек с ружьем" (1937), "Кремлевские куранты" (1941, новая ред. 1955), "Третья патетическая" (1958). П. - автор ист. рев. драм "Заговор Локкарта" (1953), "Багровые облака" (1955); психол. драм "Сотворение мира" (1945), "Сонет Петрарки" (1957), "Верность" ("Черные птицы", 1961); комедий "Джиоконда" (1938), "Когда ломаются копья" (1955), "Маленькая студентка" (1958); сценариев популярных фильмов "Человек с ружьем" (1938), "Кубанские казаки" (1950), "Вихри враждебные" (1956), "Борец и клоун" (1957) и др. Многое из созданного П. стало выражением офиц. идеологем.

Сцена из спектакля по пьесе Н. Ф. Погодина «Человек с ружьем». 1937

Сцена из спектакля по пьесе Н. Ф. Погодина «Человек с ружьем». 1937

Погодин Радий Петр.

ПОГО́ДИН Радий Петр. (1925-93) - прозаик, сценарист. Род. в крест. семье. В 1941 добровольцем ушел на фронт, служил в танковых войсках. После войны сменил немало занятий, скитался по стране, был воспитателем в детском санатории, пожарным, лесорубом, слесарем, мастером на заводе, радиокорр. и др. Первая книга - "Муравьиное масло" (1957). Автор сб. "Кирпичные острова" (1958); "Рассказы о веселых людях и хорошей погоде" (1960); "Ожидание" (1963); "Живи, солдат" (1975); "Книжка про Гришку" (1977); "Где ты, Где ты, где ты?" (1985); кн. сказок "Земля имеет форму репы" (1989). По сценариям П. сняты фильмы "Ожидание", "Что у Саньки было". Написал неск. книг для взрослых ("Осенние перелеты", 1972; повести "Мост" - "Боль" - "Дверь", 1980-е гг.) - гл. образом о войне и послевоен. судьбе солдата, отчасти на автобиогр. материале.

Погоны

ПОГО́НЫ - 1) Тесьма или ремень для носки ч.-л. через плечо, напр.: погонный ремень винтовки.

2) Деталь форм. костюма, представляющая собой наплечник, функционально служивший для фиксирования, удержания чрезплечных перевязей снаряжения - патронных сум, носившихся через левое плечо, почему в ряде иностр. и в рус. армии П. как элемент воен. формы первонач. носился только на одном - лев. плече. В рус. армии П. первонач. была нитяная или тесьмяная шлевка на лев. плече, затем, в 1730-е гг., превратившаяся в плетеный шерстяной или тесьмяной знак различия. Такой П. первонач. означал принадлежность военнослужащего к тому или иному полку, команде корабля и т. п. В 1807 П. офицеров рус. армии и флота заменяются эполетами, а для ниж. чинов вводится ношение П. на обоих плечах. В 1843 П. становятся и знаками различия званий для ниж. чинов - вводятся продольные и поперечные нашивки, обозначающие соотв. звание. С 1854 по 1920 П. являлись и знаками различия офицерских и ген. чинов при определ. видах воен. формы. Цвет П., кантов, просветов, галуна обозначал принадлежность к определ. части (роду войск, службе); кол-во звездочек и просветов обозначало чин; вензеля, шифровки, др. изображения показывали должностное положение, указывали на конкретную часть, в к-рой служит данный военнослужащий.

В России 19-20 вв. наплечные знаки различия - П. являлись также эл-том форм. костюма для служащих и учащихся разл. гражд. учреждений - мин-в, ведомств, уч. заведений.

С 1943 П. являются обязат. эл-том воен. форм. одежды и форм. костюма ряда гражд. орг-ций - Мин-ва путей сообщения, Гражд. воздушного флота, Мин-ва иностр. дел и т. д.

3) Вообще любой клапан, деталькостюма, закрепляющая ч.-л.

Погорельский Антоний

ПОГОРЕ́ЛЬСКИЙ Антоний (наст. имя и фам. Ал. Ал. Перовский) (1787-1836) - прозаик, критик, поэт. Внебрачный сын гр. А. Е. Разумовского, возведен во дворянство. Получил разностороннее дом. образование, в 1805-07 учился в Моск. ун-те, окончил его со степенью д-ра философии и права. С 1808 служит в Сенате; в 1812-16 - на воен. службе, участник партизанской войны и заграничного похода 1813. В 1816-22 - чиновник особых поручений Департамента духовных дел иностр. вероисповеданий; в 1825-30 - попечитель Харьковского учеб. округа, одновременно пред. петерб. Комитета для рассмотрения учеб. пособий. Чл. Рос. Академии (1829). Лит. деят-ность начал в 1807 переводом на нем. язык "Бедной Лизы" Н. М. Карамзина, вскоре сблизился с П. А. Вяземским, В. А. Жуковским, был принят в "Об-во рос. словесности" при Моск. ун-те и ряд др. лит. и науч. орг-ций. В 1820 выступил со ст. в поддержку "Руслана и Людмилы" А. С. Пушкина, стал чл. "Вольного об-ва любителей рос. словесности". В 1825 опубликовал первую в рус. лит-ре фантастич. повесть романтич. типа "Лафертовская маковница", заслужившую благожелательный отзыв Пушкина. Позднее она была включена в книгу "Двойник, или Мои вечера в Малороссии" (1828) - цикл из четырех повестей (вошли также "Изидор и Анюта", "Пагубные последствия необузданного воображения", "Путешествие в дилижансе"), обрамленных диалогами автора и его двойника (подобный тип композиционного построения восходит прежде всего к "Серапионовым братьям" Э. Т. А. Гофмана). Тема чудесного была продолжена следующими фантастич. соч. П. - новеллой "Повелитель магика" (1829; пер. с англ.), "волшебной повестью" для детей "Черная курица, или Подземные жители" (1829; адресована прежде всего племяннику П. - А. К. Толстому, воспитанию к-рого он уделял большое внимание), незавершенным ром. "Магнетизер" (1830). В своем последнем произв. - нравоописательном ром. "Монастырка" (2 ч.; 1-я ч. опубл. в 1830, полн. - в 1833) П. обращается к изображению провинциального укр. быта, сочетая его с традициями авантюрного повествования.

Погост

ПОГО́СТ - первонач. постоялый двор, на к-ром временно останавливались князь и духовные лица, а также купцы (гости). Происходит от др.-рус. "погостити" - побывать в гостях.

1) В Др. Руси податный округ, сборный пункт сельских жителей округа.

2) Сел. община и ее центр в Рус. гос-ве 11-13 вв.

Постепенно П. стали называться адм.-терр. единицы, состоявшие из мн. селений, и их центры. С распространением на Руси христ-ва в П. строились церкви, близ к-рых находились кладбища. Назв. П. обычно получали двойное - по селению и церкви. По П. зачастую раскладывались разл. повинности. Дольше всего П. сохранялись в сев. уездах европ. части Рус. гос-ва, где было мн. черных (государственных) и дворцовых земель. Разделение на П. было офиц. прекращено в 1775.

3) Небольшое поселение с церковью и кладбищем в центр. уездах Рус. гос-ва в 15-16 вв.

4) Кладбище, чаще всего сельское. В этом значении слово "П." в 19-20 вв. получило распространение в уст. нар. творчестве и худож. лит-ре.

Погром

ПОГРО́М - гражд. беспорядки, вызванные насилием над этнич. или конфес. меньшинством. Как правило, П. происходит при попустительстве со стороны властей или даже при негласном поощрении ими. Т. к. с древности таким меньшинством зачастую были евреи, еврейские П. стали типичными примерами П. вообще. Именно после еврейских П. нач. 20 в. слово "П." вошло во все европ. яз. Первые еврейские П. происходили еще в Александрии в I в. н. э. Затем П. оставались неотъемлемой чертой еврейской истории в разных странах еврейской диаспоры. В 1821, 1859 и 1871 имели место столкновения между евреями и греками в Одессе. Первые еврейские П. в истории России произошли в 1881-84, в основном на юге России (Елисаветград, Киев, Балта - всего свыше 50 П.), были спровоцированы убийством Александра II. Эти П. происходили в основном без человеч. жертв. В 1884 произошел первый крупный П. вне черты оседлости, в Нижнем Новгороде, сопровождавшийся человеч. жертвами. Местные власти зачастую попустительствовали погромщикам. Также поощряла П. "Народная воля", видя в них проявление революц. активности масс. В целом П. 1880-х гг. были достаточно энергично подавлены по распоряжению центр. власти, в т. ч. с помощью войск, т. к. власть видела в погромах разновидность бунта.

6-7 апр. 1903 в Кишиневе произошел П., послуживший прологом к кровавым событиям еврейской истории в 20 в. Было убито свыше 50 чел., несколько сот искалечено, множество женщин изнасиловано. П. был спровоцирован антисемитской агитацией в газете "Бессарабец", издававшейся П. Крушеваном. Многие погромщики верили, что исполняют "царскую волю". В 1905 сразу после провозглашения Манифеста от 17 окт. по всей России прошла волна еврейских погромов. Всего произошло 690 П. Вместе с рядом П., произошедших после "октябрьских П.", общее число жертв составило: 936 убитых, 1918 раненых, много тысяч разоренных дотла людей. В П. участвовали гл. обр. железнодорожные и почтово-телеграфные служащие, мелкие торговцы и рабочие, в том числе "сознательные". Власти и полиция зачастую бездействовали, а то и прямо поощряли погромщиков. Николай II лично амнистировал ряд активных участников П., осужденных к разл. срокам заключения. П. спровоцировали массовую эмиграцию: в 1906-07 из России выехало около полумиллиона евреев.

П. возобновились после Февр. рев-ции. Массовые П. сопровождали гражд. войну. Число жертв гражд. войны среди мирного еврейского населения составило свыше 100 тыс. чел. Избиение евреев происходило не только на Украине (петлюровцы, а также различные банды) и в Белоруссии (отряды Булак-Булаховича), но и на Кавказе, и в Сибири (атаман Аненков), и даже в Монголии (барон Унгерн). В П. участвовали и белые, и красные отряды. Но Кр. армия по крайней мере пыталась бороться с П., так что еврейское население естественно тянулось к красным. Жестоко расправлялся с погромщиками Нестор Махно, на к-рого впоследствии сов. пропаганда пыталась возложить ответственность за П.

Подать

ПО́ДАТЬ - в ср.-век. Руси совокупность платежей в княж. (позднее гос.) казну; то же, что "тягло", в этом смысле П. упоминается с нач. 15 в. В феод. время от П. частично освобождалось нас. привилегир. светских и церк. вотчин. В 15-17 вв. П. платились с определ. тяглых оплатных единиц (обжа, соха, живущая четверть), с 1768 - со двора. Петр Великий ввел подушную П., от к-рой были освобождены только дворяне, несшие действит. службу, и духовенство; единицей обложения стала "душа" муж. пола. В 18 в. круг лиц, освобожденных от П., расширился (неслужилое дворянство, купечество); плательщиками П. остались мещане в городах и крестьяне в сел. местности, к-рые и составляли "податные сословия" - характерную черту позднего феодализма в России.

Подблюдные песни

ПОДБЛЮ́ДНЫЕ ПЕ́СНИ - песни, исполнявшиеся в составе святочных, новогодних гаданий. Осн. тип гаданий состоял в том, что участники складывали в блюдо свои кольца, серьги и др., закрывали платком; пели коротенькие песни, по окончании каждой вынимался чей-то фант: пропетая песня содержала предсказание владельцу фанта ("Кому вынется, тому сбудется, Тому сбудется, не минуется"). Обряд обычно начинался с венчальной хлебу - она не содержала гадального смысла. Далее П. П. исполнялись в определенном порядке: предвещавшие богатство и счастье либо, напротив, разорение, неурожай; предсказывавшие свадьбу или долгое девичество, разлуку, дорогу; тексты с предсказанием бедности, вдовства, смерти. Образы и мотивы П. П. заключают чаще всего символич. смысл, это своего рода загадки, разгадки к-рых участникам гаданий должны быть изв. Так, песенка об Илье-пророке, подсчитывающем сотни суслончиков по полю, предсказывает богатый урожай; слова П. П. "Бежит бобер за куницей... Да все к себе манит" означают скорый брак; "Я на пе́чи сижу, Заплачки плачу́, Еще посижу, Еще поплачу́" - долгое девичество; "Едут бояре из города, Торчат ноги из короба" - смерть.

Подворье

ПОДВО́РЬЕ - 1) Дом, имеющий надворные постройки и принадлежащий к.-л. иногороднему лицу, предназначался для врем. проживания, хранения товаров и т. п. В России обладателями П. часто были купцы.

2) Заезжий, постоялый двор, позже также и гостиница.

3) Жилая местность, бывшая собственность мон., находившегося вне города или даже за границей (подворновладение). При П. часто устраивались церкви, имевшие штат священнослужителей и церковнослужителей из монашествующих того же мон. П. строилось с целью сбора пожертвований и доходов в пользу мон.

Подворье Мысника в Тамани. Реконструкция

Подворье Мысника в Тамани. Реконструкция

Подделка

ПОДДЕ́ЛКА - создание произв. изобр. и декор.-прикладного иск-ва, фальсифицирующее стиль к.-л. эпохи или мастера; само произв., созд. с помощью подобной фальсификации. Может являться копией подлинника, а также репликой или компиляцией мотивов, характерных для произв. эпохи или мастера. Для придания большего правдоподобия при создании П. используются старинные материалы, техн. приемы, создается искусств. средствами впечатление древности произв. (напр., с помощью патины).

Лит.: Либман М. Я., Островский Г. С. Поддельные шедевры. М., 1966.

Поддержка балетная

ПОДДЕ́РЖКА балетная - в дуэтном танце помощь балерине в исполнении разл. эл-тов танца на полу (партерные П.) и в воздухе (воздушные П). П. употребляются во многих видах сценич. и бального танца. До 20 в. преобладали партерные П. и небольшие подъемы танцовщицы. В 1920-е гг. началось бурное развитие П. с привлечением гимнастич., акробатич. приемов, с подъемом партнерши на вытянутых руках, подбрасыванием ее в воздухе и т. д.

Поддубный Ив. Макс.

ПОДДУ́БНЫЙ Ив. Макс. (1871-1949) - спортсмен, проф. борец. В 1893-96 работал портовым грузчиком. Начал выступать в цирке в 1897 (вначале специализировался в рус. борьбе на поясах). С 1903 участвовал в чемпионатах по франц. (классич.) борьбе. Огромная физ. сила, своеобразная тактика, отменные волевые качества способствовали становлению П. как одного из самых выдающихся проф. борцов мира. Многократный победитель Всемир. чемпионатов по франц. борьбе (в т. ч. самых престижных в Париже - в 1905, 1906 и 1908). Гастролировал в 14 странах четырех континентов. Прославился как "король борцов" и "чемпион чемпионов". Оставил ковер в 1941. Засл. арт. РСФСР (1939) и з. м. с. СССР (1945). С 1962 проводятся Междунар. соревнования по классич. борьбе на приз им. И. М. Поддубного.

Лит.: Эдер Б. Чемпион чемпионов Иван Поддубный. Л., 1927; Гринвальд Я. Русский богатырь Иван Поддубный. Л.; М., 1948; Жуков Д. А. Иван Поддубный. М., 1975.

"Подёнщина, или Ежедневные издания"

"ПОДЁНЩИНА, ИЛИ ЕЖЕДНЕ́ВНЫЕ ИЗДА́НИЯ" - петерб. журнал, печатавшийся ежедн. ненумерованными выпусками в апр. - марте 1769. Издатель и автор всех произв. В. В. Тузов. Изд. печаталось в типографии АН. В нем публиковались бытовые сценки, статьи о происхождении нар. обычаев и суеверий, статьи об иск-ве, переводы из сочинений Овидия и Ю. Т. Оксеншерна. В последних номерах - перечень араб., турецких и татарских слов с объяснениями автора.

Подклет

ПОДКЛЕ́Т - нижний этаж жилой постройки или храма, обычно хоз. назначения; в П. размещались подсобные помещения - кухни, кладовые, бани. Избы ставились на П. для сохранения тепла. Наличие П. в храмах - особенность псков. архитектуры.

Подлежащее

ПОДЛЕЖА́ЩЕЕ (калька лат. subjectum - субъект) - один из двух гл. чл. двусоставного предложения, выраженный именит. падежом существительного (и его эквивалентами) или инфинитивом и обозначающий носителя того признака, к-рый назван др. гл. чл. - сказуемым.

Наиб. распространенной разновидностью П. является номинативное П., выраженное именами сущ. и местоименными существительными в именит. падеже; ср.: Мальчик гуляет; Шлюпки качались у борта; Лес - это здоровье; Кто ты (П.). такой?; Вдруг что-то (П.) засвистело вдали: это (П.) был отдаленный крик петуха (Н. Гоголь). Разновидностями номинативного П. считаются и разнообр. сочетания слов, называющих некое множество как единое целое; ср.: Мы с ним давно не виделись; Двадцать человек уехало; Трое из них опоздали; Прошло около месяца и др.

Инфинитивные П. употребляются гораздо реже; ср.: Победить - вот наша главная цель; Какое же счастье быть земским врачом (А. Чехов).

Основной подтип П. составляют такие номинативные П., у которых связь со сказуемым находит формальное проявление в грамматич. согласовании сказуемого с П.; ср.: Он любит петь - Они любят петь; Это яблоко зеленое - Эти яблоки зеленые. Отсутствие согласования гл. чл. предложения, что наблюдается в тех случаях, когда П. выражено количеств. сочетанием или инфинитивом, может затруднять определение П.

В актуальном членении предложения рус. П. обычно является темой. Тем не менее в определении П. традиционно решающую роль играют формально-грамматич. факторы - форма именит. падежа и, если это возможно, согласованность с ним сказуемого. Поэтому в предложении У него теперь есть машина (в отличие от Он купил машину) позицию П. занимает слово машина, а предложения типа Ей грустно (в отличие от Она грустит) обычно рассматриваются как односоставные бесподлежащные. Для того чтобы отразить различие между собственно синтаксич. и семантич. функцией словоформы, используется более широкое понятие субъекта, аналогичное разграничению дополнения и объекта.

Лит.: Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты рус. синтаксиса. М., 1982; Кинэн Э. А. К универсальному определению подлежащего // Новое в заруб лингвистике Вып 11 М, 1982; Лекант П А. Синтаксис простого предложения в совр рус яз М, 1986; Бабайцева В В Система членов предложения в совр рус яз М, 1988; Теория функциональной грамматики Субъектность. Объектность. Коммуникативная перспектива высказывания. Определенность / неопределенность. СПб., 1992.

Подлинник

ПО́ДЛИННИК - 1) Док-т офиц. происхождения в окончат. редакции, соответствующим образом удостоверенный.

2) Подлинный предмет (оригинал) - образец для воспроизведения.

3) Подлинное произв. иск-ва в отличие от копии, репродукции, подделки.

Подмалёвок

ПОДМАЛЁВОК - в живописи (гл. обр. масляной) подготовит. проработка картины одним или неск. тонами с расчетом на просвечивание их сквозь последующие тонкие верхние слои красок. Такая многослойная живопись была распространена в рус. изобр. иск-ве до сер. 19 в., когда ее вытеснила живопись алла прима.

Подобед Порф. Артемьевич

ПОДОБЕ́Д Порф. Артемьевич (1886-1965) - актер, реж. В прошлом морской офицер-минер. С 1919 учился в 1-й Госкиношколе, затем в мастерской Л. В. Кулешова, работал инспектором МХАТа. Дебют - в комедии "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" (1924, реж. Кулешов). Актер сильного психол. плана, сыграл роли Подобеда ("Луч смерти", 1925), Датчи ("По закону", 1926), Дана ("Горизонт", 1933, все - реж. Кулешов). Был ассистентом оператора в ф. "Праздник св. Йоргена" (1930). Как сореж. принимал участие в постановках ф. "Мертвый дом" (по Ф. М. Достоевскому, 1932), "Марионетки" (1934), "О странностях любви" (1936). В ф. "Салават Юлаев" (1941) - 2-й реж. С 1942 служил на студии "Центрнаучфильм", вел также практику на реж. ф-те ВГИКа.

Лит.: История сов. кино. М., 1969.

Подол

ПОДО́Л - нижний край одежды, ему придавалось особое значение: если одежда оберегала человека от невидимых, воображаемых бед, то края ее оказывались наиб. уязвимыми. П. рубах, сарафанов, юбок, фартуков обязательно украшались вышивкой, тканым узором. Особенно это относилось к праздничной и обрядной одежде. Рубахи с обильной вышивкой по П. назывались подольницы. На С. ниж. часть рубах, надеваемых на покос и жатву, почти полностью заполняли вышивкой, а иногда тяжелым разноцветным браным узором, края таких рубах обшивали мохрами из разноцветного гаруса. Известна примета: если у девушки часто подол мокрый или в грязи, то муж будет пьяница.

-----------------------------------

ПОДО́Л - 1) Подошва горы, предгорн. равнина; вообще низкое место, особенно близ реки.

2) Ниж. часть др.-рус. города. (П. - часть Киева, расположенная на низкой террасе у самого Днепра, в противоположность Горе.)

Топонимич. примеры интересны отражением геогр. реалий (г. Молев-Подольский, Каменец-Подольский, связанные с Карпатским понизовьем; Подолия - ист. обл. между Днепром и Бугом и т. п.).

Подолинский Анд. Ив

ПОДО́ЛИНСКИЙ Анд. Ив. (1806-86) - поэт. Воспитанник Благородного пансиона при Петерб. ун-те (1821-24). В 1824-50 - чиновник Почтового ведомства (до 1831 - в Пб., затем - в Одессе); действ. стат. советник, камергер. Дебютировал в 1827 "восточной" поэмой "Див и Пери", за к-рой последовали поэмы "Борский" (1829), "Нищий" (1830), "Смерть Пери" (1837). Выступал как лирик. В 1837 издал сб. "Повести и мелкие стихотв." (2 ч.), после чего надолго отошел от участия в лит. жизни. Новое изд. стихотв. П. появилось в 1860 (2 ч.) и было воспринято как анахронизм; в 1885 опубликовал цикл стихотв. в "Рус. старине". Раннее творчество П. - заметное явление в рус. романтизме кон. 1820-30-х гг., его отличает тяготение к экзотичности, эмоциональной гиперболизации. Достижения последних лет связаны с филос. лирикой.

А. И. Подолинский

А. И. Подолинский

Подорожная

ПОДОРО́ЖНАЯ - в 18-19 вв. письм. свидетельство, необходимое для проезда по почтовым дорогам. П. выдавалась губ. или уезд. властями и удостоверяла право получить на почтовой станции опред. кол-во лошадей, зависевшее от чина и звания проезжающего. П. для путешествия по казенной надобности была бесплатной, за П. для поездок по частным нуждам взималась поверстая плата (в сер. 19 в. - 0,5 коп. за версту и лошадь).

Подполковник

ПОДПОЛКО́ВНИК - воинское звание в рус. армии, промежуточное между майором (а в периоды отсутствия этого звания - капитаном) и полковником. В России существовало с 17 в. В Сов. армии введено в 1939, сохранилось в Вооруж. Силах РФ.

Предыдущая страница Следующая страница