Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "К" (часть 17, "КРО"-"КУЗ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 17, "КРО"-"КУЗ")

Кроссворд

КРОССВОРД (англ. crossword) - "крестословица", "плетенки", "пирамиды", "дорожки", "магические квадраты"; головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, к-рые заполняются словами по заданным значениям. Исследователям встречались находки, напоминающие К., датиров. 1-4 вв. н. э. Самый первый дошедший до нас К. - 9 (times) 9 клеточек - был опубл. в 1875 в сент. номере ж. "Св. Николас" в Нью-Йорке. Важным событием в распространении К. стал выход в свет в 1923 в США первого сб. К. В приложении "Наш мир" к берлинской газете "Руль" в февр. 1925 впервые употребляется термин "крестословица", придуманный писателем В. Набоковым для К., к-рые он составлял для этого изд. Самый первый в нашей стране К. был напечатан в Ленинграде 2 декабря 1925 в лит. ж. "Резец" № 48. Широкую популярность приобрели К., публиковавшиеся в течение мн. десятилетий в ж. "Огонек". К. продолжает развиваться как по форме, так и по содержанию. Существует множество разновидностей этой игры. В разных странах есть свои любимые варианты К., причем они могут использоваться не только как полезное развлечение, но и в уч. целях. Во мн. странах проводятся конкурсы по решению и составлению К., существуют клубы любителей К. (в России - Междунар. клуб рус. К. "Крестословица" в СПб.)

Кроткий Эмиль

КРО́ТКИЙ Эмиль (наст. имя и фам. Эммануил Як. Герман) (1892-1963) - поэт, прозаик-сатирик. Род. в пос. Зиньковицы Подольской губ. (ныне Хмельницкой обл.), в семье адвоката. Образование домашнее. Печатался с 1911 в ж. "Крокодил" (Одесса) и газ. "Южная мысль"; с 1913 - в газ. "Одесские новости"; публиковал фельетоны, юморески, лирич. стихи (под своим наст. именем). С 1917 - в Петрограде, сотр. "Летописи", "Нового Сатирикона", газ. "Новая жизнь". Первая кн. - "Сказка о том, как царь места лишился" (1917). В 1918-20 К. - в Харькове, ред. Литагита. Укр. РОСТА, завлит Всеукр. Госиздата. После переезда в Москву руководит Моск. отделением изд-ва "Всемирная литература"; сотр. ж. "Бузотер", "Огонек", "Красная нива" и др. Сб. стих. "Растопленный полюс. Стихи о России и революции" (1918), "Скифский берег" (1920), "Стихи о Москве" (1922), поэму "Разговор с Вильсоном" (1919) К. опублик. под им. "Эммануил Герман". Со 2-й пол. 20-х гг. до кон. жизни работает только как сатирик, постоянно печатаясь в "Крокодиле" и др. периодич. изд., сотрудничая с худ. Б. Ефимовым, Г. Вальком, Кукрыниксами. Во время Вел. Отеч. войны К. в Астрахани, публикуется в газ. "Коммунист", редактирует в ней сатирич. отдел "Прямой наводкой". Сатирич. и юмористич. произв. К. 50-х - нач. 60-х гг. составили сб-ки "Портрет и зеркало" (1956), "Сатирик в космосе" (1959), "Беспорядки дискуссии..." (1964). К. широко изв. и как автор афоризмов ("Отрывки из ненаписанного", по-видимому, в подражание К. Пруткову).

Крубер Ал-др Ал-др.

КРУ́БЕР Ал-др Ал-др. (1871-1941) - физико-географ. Окончил Моск. ун-т (1896), проф. (с 1905) и зав. кафедрой географии (с 1919) этого ун-та, в 1923-27 - дир. НИИ географии. Основоположник рус. картоведения. Исследовал карстовые р-ны Рус. равнины, Крыма, Кавказа. Автор первого в России курса "Общее землеведение" (3 ч., 1912-22).

"Круг художников"

"КРУГ ХУДО́ЖНИКОВ" - объединение художников, возникло в 1926. Первонач. ядро составили выпусники ВХУТЕИНа. Гл. инициаторы - В. Пакулин, А. Пахомов. В состав входили А. Самохвалов, А. Русаков, Б. Каплянский и др. (до 40 чел.). Ярко выраж. интерес к содержат. стороне произв. сочетался в их творчестве с разнообразными форм. поисками, поисками "стиля эпохи". Участники "К. Х." пытались опереться на традиции монумент. иск-ва Др. Руси, Возрождения, изучали достижения франц. живописи 19-20 вв. В 1929 часть художников из "Круга" ушла в Ассоциацию художников России и "Октябрь".

Лит.: Шихирева О. Н. К истории общества "Круг художников" // Советское иск-вознание, 82. М., 1983. Вып. 1. С. 297-326; Ее же. "Мы органичны с революцией..." // Творчество. 1989. № 6. С. 6-12.

Круглая скульптура

КРУ́ГЛАЯ СКУЛЬПТУ́РА - вид скульптуры, представляющий собой самостоят. трехмерные объемы, не связ. (в отличие от рельефа) с плоскостью стены. Произв. К. С. могут быть рассчитаны как на одну, так и на неск. т. зр., а также на круговой обзор, при к-ром смысл произв. раскрывается в сумме сменяющих друг друга аспектов. Осн. типы К. С. - бюст, статуя, скульптурная группа (бюст Петра I, конная статуя Петра I, скульптурная группа "Анна Иоанновна с арапчонком" - все Б. Растрелли).

Кругликова Елиз. Сер.

КРУ́ГЛИКОВА Елиз. Сер. (1865-1941) - график, живописец. Училась в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества у И. Прянишникова, С. Коровина, К. Савицкого (1890-95), в частных худож. академиях в Париже (1895-1914). Автор портретов, пейзажей, жанровых композиций, натюрмортов, иллюстратор ж. и кн. Работала в техниках офорта и монотипии, создавала силуэты из черной бумаги. Творчески использовала традиции рус. иск-ва 19-20 вв., в т. ч. нар. картинок. Иск-ву К. свойств. тонкое раскрытие образных характеристик, изысканность и точность рисунка, гармоничность и декоративность цветового решения. Тонкий юмор пронизывает иллюстрации сборника "Париж накануне войны в монотипиях Е. С. Кругликовой" (Пг., 1916). На протяжении всего творчества создавала силуэты-портреты своих современников (А. Ахматова, 1926; М. Нестеров, 1938 и мн. др.). В 1920-30-х гг., используя силуэты, оформляет и иллюстрирует дет. кн. изд-ва "Радуга"; в 1920-е гг. работает в Гос. т-ре марионеток, инициатор его создания, оформляет неск. пост. ("Вий" по Н. Гоголю и др.). Преподавала во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1921-29, Ленинград).

Лит.: Елизавета Сергеевна Кругликова: Жизнь и творчество / Сост. П. Е. Корнилов. Л., 1969; Гришина Е. В. Елизавета Сергеевна Кругликова: (Альбом). Л., 1989.

Кругосветные путешествия россиян

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кружева

КРУЖЕВА́ - текст. изделия, образуемые ажурным сплетением нитей без тканой основы. Чаще всего К. изготавливают в виде тесьмы из хлопчатобумажных, шелковых или шерстяных, золотых или серебряных нитей и используют для украшения одежды. В наст. время К. делаются вручную и на машинах. К. ручной выделки могут быть филейные, ленточные, узелковые (макраме), вязанные крючком, плетенные на коклюшках, шитые, изготовл. на спицах и технологией фриволите. Машинные К. изготавливают на челночной кружевной или гардинной, на коклюшечной или вязальной машинах.

К. были известны уже в др. Вавилоне, Египте, Ассирии, Урарту. К. совр. типа начали шить иглой в Италии. В Др. Руси были распространены золотые К., "саженые" жемчугом, к-рыми украшали одежду и хоромные убранства. Нить и шелк стали вводить в золотые К. только в 18 в., но К. из металлич. ниток сохранялись в нар. (гл. обр. женской) одежде и в 18-19 вв. В России плели черные, белые и цветные К. для украшения одежды, полотенец и т. д. Рус. К. были трех видов: численные (по памяти, без нанесения рисунка на шаблон) - узкие изделия с геометрич. узором; парные (по сколоку-шаблону, на к-ром нанесены рис. и точки для вкалывания булавок; плетется по всей ширине сколока); сцепные (осн. узор образует плотная тесьма-вилюшка, к-рую соединяют в узор и с решеткой фона крючком и петлями). Центрами плетения К. на коклюшках стали Вологда, Белозерск, Балахна, Кукарка (Вятская губ.), Орел, Москва, Рязан. губ. Мотивы рус. К. общие с мотивами худож. ремесел дравидов - цветущие деревья с павами, фигуры людей и животных. Для парных К. характерны геометрич. мотивы; в вологод. сцепных К. доминируют растит. мотивы, изображения фантастич. птиц - пав, сказочных петухов. В Торжке в К. вплетали красные (символ счастья), золотые и серебряные нити.

Лит.: Рыбакова И. П. Русское народное кружево. М., 1956; Шенер Ж. Кружево: Технология ручного и машинного изготовления. М., 1990.

Вологодское кружево

Вологодское кружево

Крузенштерн Ив. Фед

КРУЗЕНШТЕ́РН Ив. Фед. (Адам Иоганн) (1770-1846) - мореплаватель, адм. (1842), поч. чл. Петерб. АН (1806), чл.-учредитель РГО. Род. в Хугиди (Эстония). В 1788 досрочно выпущен из Мор. кадет. корпуса и на корабле "Мстислав" участвовал в сражениях со шведами. В 1793 отправлен в Англию для ознакомления с опытом ее воен. флота. Во время стажировки плавал в Канаду, Вест-Индию, Юж. Америку, Ост-Индию и др. Вскоре после возвращения на родину представил в Мор. мин-во проект кругосветного плавания, утвержд. в 1802. Назначен нач. 1-й рус. кругосветной эксп. В ее состав входили 2 корабля: "Надежда", под непосредств. команд. К., и "Нева", под команд. капитан-лейтенанта Ю. Лисянского. В эксп. принимали участие О. Коцебу и Ф. Беллинсгаузен. Целью эксп. являлись: доставка грузов в рус. владения в Сев. Америке и на Камчатку, установление торг. отношений с Японией и Китаем, иссл. в тропич. части Тихого океана и близ рус. владений. В авг. 1803 корабли вышли из Кронштадта, в марте 1804 обошли мыс Горн и вступили в Тихий океан. Во время шторма корабли разлучились и соединились только у о-ва Нукухива (Маркизские о-ва). После посещения Гавайских (Сандвичевых) о-вов "Нева" отправилась в Ново-Архангельск, а "Надежда" на Камчатку и затем в Японию, по пути производя съемку ч. Курильских о-вов. В окт. 1804 "Надежда" прибыла в Нагасаки, а в апр. 1805 вновь отправилась на Камчатку. Во время плавания К. снял и нанес на карту вост. берег Сахалина от зал. Анива до мыса Терпения; описал юго-зап. и юго-вост. берега Камчатки, провел гидрологич. измерения; сделал описания быта, нравов, х-ва, соц. строя нукухивцев, обитателей Сахалина, Камчатки; собрал и систематически изложил сведения о торговле Японии и Китая. Описание своего путешествия изложил в трехтомном тр.: "Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 гг. на кораблях Надежде и Неве", 1809-12), к к-рому был приложен атлас, состоящий из 100 карт и рис. С 1811 - инспектор, а в 1827-42 - дир. Мор. корпуса. Составитель "Атласа Южного Моря" (1823-26). Именем К. назв.: ряд о-вов, пролив, мыс в Тихом океане, гора на Новой Земле и др.

Адмирал И. Ф. Крузенштерн. Неизв. художник. 1830-е гг.

Адмирал И. Ф. Крузенштерн. Неизв. художник. 1830-е гг.

Крупская Над. Конст.

КРУ́ПСКАЯ Над. Конст. (1869-1939) - жена В. И. Ульянова (Ленина), обществ. и гос. деятель СССР. Род. в С.-Петербурге, в обедневшей дворян. семье. В юности приобщилась к рев. идеям, непродолжит. время была толстовкой. В 90-е гг. увлеклась марксист. идеями, вела пропаганду среди рабочих, участвовала в создании петерб. "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". В 1896 К. была арестована, 6 мес. сидела в тюрьме, затем была выслана на 3 года в Сибирь, в село Шушенское Минусинского округа. Здесь вышла замуж за В. И. Ульянова, с к-рым познакомилась еще в С.-Петербурге. В 1891 эмигрировала, стала секр. газ. "Искра". В конце 1905 возвратилась в Россию, работала секр. Центр. к-та РСДРП. С 1908 К. вновь за границей. В апр. 1917 вместе с В. И. Ульяновым (Лениным) приехала в Петроград, работала в разных структурах большевист. партии, была избрана в Выборгскую районную думу. После Окт. рев-ции 1917 стала чл. коллегии Наркомпроса. С 1920 К. - пред. Главполитпросвета, с 1924 - чл. Центр. контрольной комиссии, а с 1927 - чл. Центр. к-та Всесоюз. коммунистич. партии (большевиков). С 1929 - зам. наркома просвещения РСФСР. В 20-30-е гг. К. много внимания уделяла жен. и молодежному движениям, публиковалась в обществ.-политич. периодике. Объективно способствовала формированию культа Ленина в сов. общ-ве. В последние годы жизни находилась в пассивной оппозиции И. В. Сталину.

Крученых Ал. Елис.

КРУЧЕ́НЫХ Ал. Елис. (1886-1968) - поэт, критик, художник, один из основателей и теоретиков кубофутуризма. Закончил худож. школу в Херсоне и Одесское худож. уч-ще. Как поэт дебютировал в печати в 1912 литографиров. кн. "Старинная мебель" и "Игра в аду" (совм. с В. Хлебниковым), входил в футуристич. группу "Гилея", был соавтором манифестов, опубл. в ее изд. "Пощечина общественному вкусу" (1912), "Садок судей 2" (1913) и др. Приобрел известность как изобретатель заумного яз., в основе к-рого лежало абстрагирование звука от смысла, движимое интуицией творца. Теория зауми, впервые сформулиров. в работах К. 1913 - "Слово как таковое" (совм. с В. Хлебниковым), "Декларация слова как такового", "Новые пути слова", приняла окончат. вид в "Декларации заумного языка" (1921). Образцы зауми К. впервые представлены в сб. "Помада" (1913). При создании заумной поэзии К. опирался на глоссолалии мистич. сектантов, нар. заговоры и заклинания, нек-рые принципы словотворчества В. Хлебникова. В кн. "Тайные пороки академиков" (1915), "Малахолия в капоте" (1918), "Сдвигология русского стиха" (1923), "500 новых острот и каламбуров Пушкина" (1924) К. выступал как теоретик "сдвигологии", заключающейся в обнаружении на стыках слов не предусмотр. автором значимых словообразований. К. принадлежит либретто футуристич. оперы "Победа над солнцем" (1913), выдерж. в манере алогического эксцентризма. В 1917-19 К. жил в Грузии, где вместе с И. Зданевичем и И. Терентьевым организовал группу футуристов-заумников "41 градус". В 20-е гг. - в группе "Левый фронт иск-в", писал теоретич. работы, киносценарии. Новым этапом в его творчестве стали лубочно-сатирич. "уголовные романы" в стихах "Разбойник Ванька-Каин и Сонька-Маникюрщица" (1925), "Дунька-Рубиха" (1926) и лирич. цикл "Ирониада" (1930), в к-ром сделана попытка внести в поэзию джазовые ритмы. С 1930-х гг. К. перестали печатать, он занимался библиографич. и архивной работой.

Крылатки

КРЫЛА́ТКИ - денежные знаки полевого казначейства Сев.-Зап. фронта, выпускавшиеся с авг. 1919 Сев.-Западным пр-вом, номиналом в 25 и 50 коп., в 1, 3, 5, 10, 25, 100, 500 и 1000 руб. за подписью главнокомандующего ген. Н. Н. Юденича. Из-за изображения орла с распростертыми крыльями эти знаки сразу же стали ходить в народе под названием "К.", а за объявленное обещание обмена этих знаков на гос. кредитные билеты Петроградским Гос. банком через 3 мес. после занятия Петрограда они получили 2-е назв. - "петроградки".

Крылатые слова

КРЫЛА́ТЫЕ СЛОВА́ - слова и выражения, вошедшие в яз. из определ. лит. или ист. источника. Изречения выдающихся обществ. деятелей, цитаты из произв. худож., публицистич., науч. и др. лит-ры. К К. С. относятся назв. ист. и мифолог. событий и реалий, получивших переносное значение, личные имена ист., мифолог. и лит. персонажей и т. п., образные выражения, возникшие в быту из нар. обычаев и верований, терминологии разл. ремесел и пр. Характерными чертами К. С. являются их достаточно широкая известность, употребительность в речи, афористичность и особая выразительность, образность. Словосочетание "К. С." в качестве термина впервые было использовано в кн. "Крылатые слова" (1864) нем. ученым Г. Бюхманом, к-рый относил к ним все виды слов, словосочетаний и выражений, имеющих определ. источник и распростран. в речи. Фонд К. С. ист. изменяется, однако в рус. яз. существует определ. устойчивый массив К. С., связ. с фольклором, античной лит-рой, пам. христ. лит-ры и произв. рус. и зап.-европ. авторов. Среди них значит. гр. составляют выражения из произв. И. А. Крылова ("А Васька слушает да ест"; "А вы друзья как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь"), Н. В. Гоголя ("А подать сюда Ляпкина-Тяпкина"), А. С. Грибоедова ("А впрочем, он дойдет до степеней известных"; "А смешивать два этих ремесла Есть тьма искусников; я не из их числа"), А. С. Пушкин ("Пора, пора! Рога трубят; Ученый малый, но педант"), М. Ю. Лермонтова ("Легче плакать, чем страдать"; "А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой"), В. В. Маяковского ("Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо"), И. Ильфа и Е. Петрова ("Спасение утопающих - дело рук самих утопающих") и др. В речи К. С. могут выполнять неск. разл. функций. Важнейшей является обобщение человеч. опыта, выражение жизн. мудрости и т. д. ("Все течет"; "Рожденный ползать летать не может"; "Услужливый дурак опаснее врага" и др.). Общеизвестность К. С. приводит к тому, что в устной речи они обычно трансформируются (сокращаются, изменяют свой лексич. состав), однако непрем. условием преобразований является сохранение их связи с исходным выражением и узнаваемость. Общепринятые и преобразованные К. С. широко используются, напр., в качестве заголовков ст., кн. ("А вместо сердца пламенный мотор"; "Не изобретать велосипед"; "А судьи кто?" и т. д.). Состав К. С. в разл. яз. даже одного культ. ареала различен. Нек-рые цитаты одного яз. могут не иметь соответствий в др. языке. Нередко одни и те же К. С. приобретают в разных яз. не совсем идентичный смысл, хотя они и восходят к одному источнику.

Лит.: Бабкин А. М. Русская фразеология, ее развитие и источники. Л., 1970; Шишкина И. П., Финкельштейн Р. В. Крылатые слова, их происхождение и значение. Л., 1972; Шулешкова С. Г. Крылатые выражения руского языка, их источники и развитие. Челябинск, 1995.

Крыленко Ник. Вас.

КРЫЛЕ́НКО Ник. Вас. (партийный псевд.: Абрам, Рено, Гурняк, Постников и др.) (1885-1938) - революционер, сов. гос. и парт. деятель. Род. в дер. Бехтеево Сычевско-го у. Смоленской губ., в семье политич. ссыльного. В 1904 вступил в партию большевиков. Учился на ист.-филол. ф-те Петерб. ун-та, окончил его в 1909. В 1914 окончил юрид. ф-т Харьковского ун-та. Участник рев-ции 1905-07. С 1911 сотрудничал в газ. "Звезда", с 1914 - в газ. "Правда"; чл. думской фракции большевиков. В 1914-15 жил в Швейцарии, участвовал в работе Бернской конференции загран. секций РСДРП. Участник Окт. рев-ции, чл. Петрогр. Военно-рев. к-та. Чл. первого СНК. С 9 нояб. 1917 - Верх. главнокомандующий и нарком по воен. делам. С марта 1918 перешел в ведомство юстиции. В 1922-31 - пред. Верховного трибунала при Всесоюзном центр. исполнит. к-те, зам. наркома юстиции, пом. прокурора, прокурор РСФСР. До 1931 - гос. обвинитель на крупнейших политич. процессах. В 1931-36 - нарком юстиции РСФСР. В 1927-34 - чл. Центр. к-та Всесоюзной коммунистич. партии (большевиков). С 1936 - нарком юстиции СССР. Юрист, ставший активным проводником беззаконной большевист. политики массового террора, К. в кон. концов сам оказался ее жертвой и был расстрелян.

Крылов Ал. Ник

КРЫЛО́В Ал. Ник. (1863-1945) - математик, механик, кораблестроитель, ген. флота (1916), акад. (1916). Герой Соц. Труда (1943). Окончил Мор. корпус (1884), Кораблестроит. отделение Мор. академии (1890). Преподавал в Мор. корпусе и Мор. академии (1890-1900). Будучи гл. инспектором кораблестроения и пред. Мор. технич. к-та (1908-10), К. принимал активное участие в проектировании и постройке первых рус. линкоров типа "Севастополь". С 1916 - дир. Гл. физич. обсерватории и нач. Гл. метеорологич. управления. С 1917 - дир. физич. лаборатории АН. В 1919 К. был назначен нач. Мор. акад. В 1927 возглавил Физ.-математич. ин-т АН СССР. В 1929-34 пред. физ.-математич. группы АН. К. - основоположник теории корабля, автор важных работ по теории компасов, по артиллерии, математике, механике и астрономии. В 1893 он дал приемы и схемы для вычисления осн. характеристик корабля - остойчивости и плавучести, ставшие классич. Написал ряд работ по теории упругих колебаний, по приближенному интегрированию дифференц. ур-ний с приложениями к баллистике. Осн. работы К. по теории корабля: "Новая теория кораблей" (1896), "Общая теория колебания кораблей" (1896). К. написал ряд изв. учебников: "О нек-рых дифференц. уравнениях математической физики, имеющих приложение в технич. вопросах" (Л., 1933), "Лекции о приближенных вычислениях" (2-е изд., Л., 1933) и др. Перевел на рус. яз. "Математич. начала натуральной философии" Ньютона. Автор мемуаров "Мои воспоминания" (1942). В его честь назв. мыс в Карском море, п-ов Земли Виктории в Антарктиде.

Крылов Викт. Ал-др.

КРЫЛО́В Викт. Ал-др. (1838-1906) - драматург. Род. в семье стряпчего. Окончил Петерб. гл. инж. уч-ще (1856) и Инж. академию (1859), затем - преподаватель инж. уч-ща (до 1867). В 1850-х гг. написал неск. романсов и либретто для опер своего друга Ц. Кюи ("Тайна" и др.). В нач. 1860-х гг. писал ст. для театр. отдела газ. "С.-Петербургские ведомости". В 1869, после опубликования кн. "Столбы. Старая погудка на новый лад. Черты нравов города Провалишина", в к-рой говорилось о жестоком отношении псковского помещика Вакселя к его бывшим крепостным, против К. было возбуждено уголовное дело по обвинению в клевете. Драматургич. деят-ностью К. начал заниматься с 1858, но успех пришел к нему в нач. 1870-х гг. Сначала это были пьесы на злободневные темы, а в 1880-90-х гг. - пьесы бенефисные, к-рые К. (под псевд. Виктор Александров) весьма успешно писал, легко приспосабливаясь к любому актер. амплуа и чутко улавливая вкусы и настроения зрителя. К. написал ок. 130 пьес, в осн. инсценировок рус. и иностр. лит. произв., и приобрел прочную репутацию "драмодела" (слово "крыловщина" стало тогда нарицат.). При этом в его пьесах были заняты мн. крупнейшие актеры (М. Савина, М. Ермолова, П. Стрепетова, А. Южин, А. Ленский и мн. др.). В 1893-96 К. был нач. репертуарной ч. петерб. имп. т-ров. В 1901 пост. в Суворинском малом т-ре антисемит. пьесы К. "Контрабандисты" ("Сыны Израиля") вызвала громкий скандал и резкие протесты значит. ч. рус. интеллигенции. Позже М. Горький отказался отдать пьесу "На дне" в т-р, где ставились "Контрабандисты".

Крылов Ив. Анд

КРЫЛО́В Ив. Анд. (1769-1844) - баснописец, драматург, прозаик, журналист. Сын армейского офицера, выслужившегося из солдат. После смерти отца (1778) поступил на службу (Калязинский земский суд, Тверской магистрат, с 1782 - Петерб. казенная палата, в 1787-88 - Горная эксп.). Первое сохранившееся произв. - комич. опера "Кофейница" (1783), соц. сатира, по темам близкая "Живописцу" Н. И. Новикова. В СПб. сближается с театр. кругами, создает трагедии "Клеопатра" (1785, не сохр.) и "Филомела" (1786), сатирич. комедии "Бешеная семья" (1786), "Сочинитель в прихожей" (1786), "Проказники" (1788). В 1789-94 - соиздатель ряда ж., каждый из к-рых после недолгого существования был закрыт ("Почта духов" - 1789, "Зритель" - 1792, "С.-Петербургский Меркурий" - 1793 и др.). После 1794 отходит от журналистики. Наступает малоизв. период биографии К. Ок. 1800 он пишет пародийную антипавловскую "шуто-трагедию" "Трумф" ("Подщипа"), в 1801 - комедию "Пирог". В нач. царствования Александра I возвращается к активной лит. деят-ности. Его писат. позиция определяется в то время идеей защиты нац. культуры. К. выступает против карамзинизма, сближается с кружком А. Н. Оленина, становится чл. "Беседы любителей рус. слова" (1811). Осмеяние галломании дворянства - один из мотивов напис. в 1806-07 комедий К. "Модная лавка", "Урок дочкам", комич. оперы "Илья-богатырь". Они имеют успех, но ведущим, а затем и единств. жанром творчества К. с этого времени становится басня. В 1809 он опубл. 1-ю кн. басен, всего же написал б. 200 произв. этого жанра, объедин. в 9 кн. Именно в баснях наиб. полно раскрылись сила и оригинальность дарования К. Своеобразие басен К. связано с их ярким нац. колоритом, демократизмом авторской позиции и языка, драматургичностью, дет. разработкой образов персонажей как типических и вместе с тем индивидуализиров., психологически достоверных характеров. Внутри этого жанра писатель разрешал задачи, стоящие в ту эпоху перед рус. лит-рой в целом. К. обращается как к критике конкретных, локальных явлений обществ. жизни ("Лиса-строитель"), так и к постановке глоб. проблем, построению своего рода соц. философии ("Волк и ягненок", "Лягушки, просящие царя"). Часто злободневные (напр., цикл, связ. с событиями 1812, - "Волк на псарне" и др.) басни К. неизменно поднимаются до широких обобщений. Смелость и резкость К.-сатирика приобретают особую окраску в силу свойств. ему скептицизма относит. возможности изменения человеч. природы, разумного и справедливого переустройства об-ва. Помимо личного опыта К. в этом сказывается общий кризис просветит. идеологии, на к-рой тот был воспитан. Басенное творчество К. стало вехой в становлении рус. реализма, рус. лит. языка, в демократизации культуры. Отразившее в себе нар. понимание жизни, вековой нац. опыт, оно оказало вместе с тем воздействие на последующее формирование рус. нац. самосознания. Жизнь К. в эту 2-ю ее пол. складывалась благополучно: с 1812 по 1841 он служил в Публич. б-ке, в 1841 стал чл. Рос. АН, в 1838 было торжественно отмечено 50-летие лит. деят-ности писателя.

И. А. Крылов. Худ. К. П. Брюллов

И. А. Крылов. Худ. К. П. Брюллов

Крым

Статья большая, находится на отдельной странице.

Крымов Вл. Пименович

КРЫ́МОВ Вл. Пименович (1878-1968) - прозаик. Из старообрядч. семьи (потомок протопопа Аввакума). Окончил Моск. ун-т (1908), издавал иллюстрир. ж. "Столица и усадьба". В 1-х кн., напис. в форме путевых заметок, преобладает этнограф. эл-т. В эмиграции один из наиб. изв. авторов. Его творчество многообразно: книги путешествий ("Богомолы в коробочке", 1921), сер. произв. о рус. добытчиках богатств (трилогия "За миллионами", 1933; ром. "Фуга", 1935). К. писал в жанре детектива ("Похождения графа Азара", 1938), науч. фантастики (ром. "В царстве дураков", 1939), нравоописания (ром. из жизни старообрядцев "Феничка"), таинств. (из сб. о парапсихологии: "Анатас", 1960). Пользовалась популярностью кн. "Из кладовой писателя" (1951).

Крымов Ник. Петр.

КРЫ́МОВ Ник. Петр. (1884-1958) - живописец, педагог, нар. художник РСФСР (1956), чл.-корр. АХ СССР (1949); учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества на архит. (1904-07) и живописном отд. у А. Архипова, И. Касаткина, Л. Пастернака, в мастерской В. Серова и К. Коровина. Чл. объединений "Голубая роза" (1907), Союза рус. художников (с 1910), Об-ва моск. художников (1928-31). Мастер лирич. и эпич. пейзажа, театр. художник. Для ранних работ свойственно декор.-обобщ. решение, нек-рая близость к примитиву ("Желтый сарай", 1909; "Летний пейзаж. Парк", 1919 и др.), позднее творчески осмыслил традиции рус. пейзажа 2-й пол. 19 в. В 1920-30-е гг. разрабатывает "систему тона", используя ее для передачи в живописи разл. состояний природы России, часто сообщая им романтич. окраску ("Русская деревня", 1925; "Зимнее утро", 1937; "Летний день в Тарусе", 1939-40 и мн. др.). Тогда же оформил спектакли для ряда т-ров Москвы. Преподавал во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (Москва, 1920-22), в Моск. полиграф. ин-те (1922-24), в Моск. изотехникуме памяти 1905 (1934-39).

Лит.: И. Крымов: Альбом / Сост. И. Б. Порто. М., 1984; Николай Петрович Крымов - художник и педагог: Статьи и воспоминания. М., 1989.

Крымов Юр. Сол

КРЫ́МОВ Юр. Сол. (наст. фам. Беклемишев) (1908-41) - прозаик. Отец - один из организаторов изд-ва "Шиповник". Мать, В. Е. Беклемишева, - писательница, переводчица, лит. ред. После 1917 семья поселилась в Москве. Летние месяцы К. часто проводил у Волошиных в Крыму (отсюда псевдоним). Окончил физ.-математич. ф-т Моск. ун-та (1930). Работал на Каспии по налаживанию радиопередатчиков на танкерах, плавал на них по Каспию. С 1935 работал в Москве в Нефтяном ин-те. Первая пов. - "Подвиг" (опубл. в 1961). Наиб. изв. произв. - пов. "Танкер "Дербент"" (1938), в к-рой поставлены мн. важные для лит-ры 30-х гг. вопросы: нужно ли рассказывать читателю о специфике труда героев, о технич. подробностях этого труда, должно ли "производств." проблемы осложнять перипетиями интимной жизни. По замыслу К., "Танкер "Дербент"" и повесть "Инженеры" (1941) должны были войти в цикл "Люди социалистич. индустрии". С нач. Вел. Отеч. войны К. на фронте, опубл. неск. очерков в газ. "Правда", "Сов. патриот". Погиб на Полтавщине ок. села Богодуховка 20 сент. 1941.

Крюки

КРЮКИ́ (иначе: знамена, невмы) - одно из назв. знаков др.-рус. нотации, употреблявшихся для записи церковных одноголосных и многоголосных напевов, начиная с 11 в. В наст. время сохраняются в старообрядч. среде. Назв. "К." связано с одним из самых распростр. знаков нотации - крюком, представленным несколькими разновидностями: крюком простым, крюком мрачным, крюком светлым и т. д. Др.-рус. нотация ведет свое происхождение от нотации палеовизантийской (10-12 вв.), начертания многих знаков к-рой в дальнейшем обрели в Др. Руси собств. наименования и самостоят. значение.

Мелодико-ритмич. содержание К. остается неизвестным вплоть до 16 в. Ранние сведения о знаках свидетельствуют о том, что знаки дифференцировались по длительности, по кол-ву тонов, их составляющих, по способу исполнения. Каждый К. содержал информацию о собственных звуковысотности и ритме. В процессе развития данная "самодостаточность" была, вероятно, утрачена, в результате чего возникла необходимость в дополнит. обозначениях, уточняющих звуковысотность К. Они были введены в нотацию в 17 в. - сначала в виде киноварных помет, а позднее - дополнит. признаков.

К. используются для записи песнопений в знаменном распеве, с конца 16 в. в несколько измененном виде - в путевом и демественном распеве. Появившиеся в конце 16 в. многоголосные песнопения сохраняют традицию записи К., дополненными нек-рыми спец. обозначениями. В связи с переходом в конце 17 в. на пятилинейную нотацию (первоначально "киевскую", или "квадратную") система фиксации произв. использовала параллельное изложение текста двумя нотациями (крюковой и пятилинейной), создавая т. н. "двознаменники". Снач. 18 в. К. были заменены пятилинейной нотацией.

Лит.: Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972.

Крюков Фед. Дм

КРЮ́КОВ Фед. Дм. (1870-1920) - писатель, обществ. и лит. деятель. Отец - станичный атаман. К. окончил Усть-Медведицкую г-зию, Петерб. ист.-филолог. ин-т. 12 лет учительствовал в г-зиях Орла и Ниж. Новгорода: преподавал историю и географию. Печататься начал в 1892: в "Северном вестнике" опубл. очерк "Казачьи старинные суды". Первое крупное произв. - "Гулебщики. Очерк из быта стародавнего казачества" - о набегах казаков на черкес. аулы. Печатался в "Петербургской газете", "Историч. вестнике", с 1896 - в "Русском богатстве"; в 1912 стал ред. отдела беллетристики этого ж. К. славился яркими зарисовками природы, быта, характеров казачества; он "первый дал нам настоящий колорит Дона" (В. Г. Короленко). Изв. его рассказы "В родных местах", "Клад", "Казачка" и др. В 1906 избран уполномоч., затем депутатом 1-й Гос. думы от Области Войска Донского. Февр. рев-цию встретил настороженно, боясь, что она повредит казаку-труженику. Весной 1917 Петроградским Первым съездом казачьих войск избран чл. Союза казачьих войск. Круг признал Врем. пр-во, но стал в оппозицию к большевизму. К. был сотр., затем ред. белоказачьего ж. "Донская волна". В авг. 1918 избран секретарем Большого войскового круга. Круг дал согласие на ведение воен. действий против большевиков, утвердил войсковым атаманом П. Краснова. Будучи ред. "Донских ведомостей", К. выступал против красного террора. Участвуя в одном из отступлений армии А. Деникина, скончался от тифа в кубанской станице. Среди исследователей активно обсуждается вопрос о факте и степени возможного участия последней неопубл. кн. К. в создании ром. М. Шолохова "Тихий Дон".

Крюковы

КРЮ́КОВЫ - неск. поколений выдающихся былинных сказителей кон. 19 - 20 в. из с. Зимняя Золотица (Зимний Берег Белого м.): Гаврила Леонт. К. (1842-1913), невестка его покойного брата Аграфена Матв. К. (1855-1921), родом с Терского Берега, ее старшая дочь Марфа Сем. К. (1876-1952), вторая дочь - Павла Сем. Пахолова (1879-1946) и др. менее известные исполнители былин. К. открыл и записал от них значит. репертуар в 1898-1901 А. В. Марков: тексты Г. Л. К. и А. М. К. составили осн. корпус его сб. "Беломорские былины" (М., 1901). В 30-е гг. был записан репертуар М. С. К. и П. С. Пахоловой. Репертуар этот, особенно М. С., оказался громадным (публ.: Былины М. С. Крюковой. В 2 т. М., 1939-41; Былины Печоры и Зимнего Берега (новые записи). М.; Л., 1961). Для сказит. манеры К. была характерна тяга к объемным текстам (за счет детализации описаний, введения побочных эпизодов, свободной импровизации), они любили перекладывать в былины сказки, книжные пов. и т. п. Эта особенность наиб. ярко проявилась в творчестве М. С. К., к-рая развертывала былины в простр. повествования, насыщая их разного рода подробностями; она переложила в былины множество фольклорных и лит. сюжетов, а также сложила в традиц. стиле былины о событиях и людях сов. времени ("Сказание о Ленине", "Слава Сталину будет вечная", "Сказание про Полюс" и др.). Последние тексты - типичный пример конъюнктурного фольклоризма, обусловл., видимо, не столько спонт. интересом сказительницы к современности, сколько давлением псевдособирателя-фольклориста В. А. Попова (ср. ряд газетных публикаций и неск. книжных изд. "в записи и обработке В. Попова"). Творчество М. С. К. - своеобразный пам. эпохи и одноврем. наглядное свидетельство распада традиции сказит. иск-ва.

Крючков Ник. Аф.

КРЮЧКО́В Ник. Аф. (1910-94) - актер кино, сыгравший в ф. 30-80-х гг. ок. 100 ролей; с 1928 играл в моск. Т-ре рабочей молодежи, учился актер. мастерству у И. Судакова, Н. Хмелева, И. Савченко. В кино с 1932. Первые роли - партизан в ф. Л. Кулешова "Горизонт" (1932), Сенька-сапожник в ф. Б. Барнета "Окраина" (1933). Играл героев-современников, мужеств., открытых, жизнерадостных рабочих парней и военных: комсомольский секр. Андрей Сазонов ("Комсомольск" С. Герасимова, 1938), комендант погранзаставы Тарасов ("На границе" А. Иванова, 1938), шахтер Степан Кулагин ("Ночь в сентябре" Б. Барнета, 1939), Сергей Луконин ("Парень из нашего города" А. Столпера и Б. Иванова, 1942), Клим Ярко ("Трактористы" М. Пырьева, 1939), Сергей Горлов ("Фронт" бр. Васильевых, 1943), майор Булочкин ("Небесный тихоход" С. Тимошенко, 1945), разведчик Мамочкин ("Звезда" А. Иванова, 1949, вып. - 1953), полк. Иванов ("Сталинградская битва" В. Петрова, 1949), Кухарьков ("Бессмертный гарнизон" Э. Аграненко, 1956). Все персонажи К. отличаются естественностью и простотой, покоряют актер. обаянием и человеч. неповторимостью. Среди героев К. 50-60-х гг. встречаются сложные, нередко противоречивые и неоднозначные характеры. Значит. след в творч. биографии К. оставили роли, сыгр. в ф. реж. В. Скуйбина, - Нач. угрозыска ("Жестокость" по пов. П. Нилина, 1959) и Семен Тетерин ("Суд" по пов. В. Тендрякова, 1962). В ф. Г. Чухрая "Сорок первый" (по рассказу Б. Лавренева, 1956) - комиссар Евсюков и "Баллада о солдате" (1959) - генерал. В 60-80-е гг. К. сыграл немало характерных, возрастных ролей - в ф. "Женитьба Бальзаминова" К. Воинова (1964), "Служили два товарища" Е. Карелина (1968), "Особо важное задание" Е. Матвеева (1980), "Дамское танго" С. Мамилова (1983), "Цыганское счастье" С. Никоненко (по Е. Носову, 1981). Среди работ К. этого периода - водитель такси из ф. В. Рогового "Горожане" (1975), дядя Коля в ф. Г. Данелия "Осенний марафон" (1979).

Лит.: Парфенов Л., Якубович-Ясный О. Нар. артист РСФСР Н. А. Крючков. М., 1951; Скуйбин В. Николай Крючков // Актеры сов. кино. М., 1964. Вып. 1 (с фильмогр.); Кульманова А. Николай Крючков. М., 1982.

Ксенофонтов Гавр. Вас.

КСЕНОФО́НТОВ Гавр. Вас. (1888-1938) - этнограф, фольклорист, историк. Окончил юрид. ф-т Томского ун-та (1912). Науч. деят-ность К. связана в осн. с Иркутским ун-том: здесь он работал в 1920-23 и в 1928-37. К. принимал активное участие в работе Вост.-Сиб. отделения РГО. Уделял большое внимание сбору полевого этнограф. мат-ла, регулярно выезжал в длит. эксп.: в 1921, 1923-26 и 1933 - в Якутию, в 1922 и 1926 - в Бурятию, а также в др. р-ны страны, тщательно обследовал местные архивы. Круг науч. интересов К. был довольно широк: сравнит. изучение истории религии и культуры народов Азии, вост.-сибир., прежде всего - якут. шаманство, происхождение якутов, их быт и его связь с традиц. мировоззрением. В 1937 К. поселился в Подмосковье, предполагая сосредоточиться на публ. своих работ, однако в марте 1938 он был арестован, по ложному обвинению осужден и вскоре расстрелян. Реабилитирован в 1958.

Соч.: Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурят и тунгусов: (Материалы к мифологии урало-алтайских племен в Северной Азии). Ч. 1. Иркутск, 1928 (2-е изд. - М., 1930); Ураангхай-сахалар: Очерки по древней истории якутов. Т. 1. Иркутск, 1937; Эллэйада: Материалы по мифологии и легендарной истории якутов. М., 1977; Шаманизм: Избр. тр. Якутск, 1992.

Ксилография

КСИЛОГРА́ФИЯ - один из видов гравюры, гравюра на дереве. Изображение отпечатывается с плоской поверхности дерев. доски, покрытой краской. Между эл-тами изображения оставляются незакраш. углубления. Существуют 2 типа К.: "обрезная" (на досках продольного распила линии и пятна рисунка обрезаются ножом, а дерево между ними обрабатывается долотом), к-рой свойственны обобщенность рисунка, контрастные сочетания белого и черного; "торцовая" (на досках поперечного распила прорезаются тонкие штрихи, остающиеся белыми в оттиске), в к-рой комбинации штрихов позволяют создать тона разл. насыщенности (часто используется для репродуцирования произв. живописи). Возникновение К. связано с распространением бумаги, а также с развитием резьбы по дереву. Первые К. в Европе появляются в кон. 14 в. Начиная с 15 в. распространяются кн., иллюстрир. гравюрами на дереве. Крупнейший европ. мастер К. - А. Дюрер (Германия). В России появление К. связано с им. Ивана Федорова (первого отечеств. издателя). С 18 в. К. в европ. иск-ве постепенно уступает место репродукционной гравюре на металле. Возрождение К. происходит в кон. 19 в. с развитием стиля модерн. Складывается своеобразный декор. стиль, осн. на ритмич. игре мягких пятен и силуэтов (А. Остроумова-Лебедева, сер. "Петербург", 1908-11). Крупнейшими мастерами К. в рус. иск-ве 20 в. являются П. Шиллинговский, А. Кравченко и В. Фаворский, к-рый создал особую манеру иллюстрирования лит. произв. (иллюстрации к "Слову о полке Игореве", 1953; "Маленьким трагедиям" А. Пушкина, 1961).

Ксилография. Н. Н. Купреянов. Натюрморт. 1920

Ксилография. Н. Н. Купреянов. Натюрморт. 1920

Ктитор

КТИ́ТОР (греч. χτήτωρ - основатель) - попечитель храма, жертвователь. Лицо, на средства к-рого строился или расписывался православ. храм в вост.-христ. странах (Византия, Россия, Болгария, Сербия и т. д.). Портретное изображение К. (с моделью храма в руке), предстоящего перед Христом, Богоматерью, святыми, выполнялось среди др. росписей храма (ц. Спаса на Нередице под Новгородом, 1198). Соответствует термину "донатор" в зап.-европ. иск-ве.

Кторов Анат. Петр.

КТО́РОВ Анат. Петр. (1898-1980) - актер т-ра и кино, окончил театр. студию Ф. Комиссаржевского в 1919. С 1917 выступал на сцене, состоял в труппах разных моск. т-ров. С 1933 - во МХАТе, сыграл на сцене б. 100 ролей. В кино с 1925. Дебютировал в роли Владимира Заглобина в ф. Я. Протазанова "Его призыв", снимался в ф. Протазанова "Закройщик из Торжка" (в роли молодого человека) и в ф. В. Пудовкина и Н. Шпиковского "Шахматная горячка" (роль Оштрафованного гражданина). Персонажи К. в немом кино, как правило, элегантные авантюристы, наделенные умом и значительностью личности: растратчик Владимир Полянский ("Круг" Ю. Райзмана, 1927), проф. Друммонд ("Кто ты такой?" Ю. Желябужского, 1927), инженер-саботажник Гриц ("Железная бригада" М. Вернера, 1930). Снялся в неск. ф. Я. Протазанова, сыграв роли комедийно-гротесковые, эксцентрич., требующие высокого владения формой, худож. выразительности и мастерства: Каскарилья - "Процесс о трех миллионах" (1926), Микаэль Коркис - "Праздник св. Йоргена" (1930, озвуч. вариант - 1935), принц До - "Марионетки" (1934), Паратов - "Бесприданница" (1937, приз на Междунар. выставке в Париже). В 1952 снялся в роли Джозефа Сэрфеса (одна из наиб. изв. театр. ролей К.) в ф. А. Роома "Школа злословия". В дальнейшем каждое из немногочисл. появлений К. на экране делается событием кинематографич. жизни: старый кн. Болконский в ф. С. Бондарчука "Война и мир" (1965-67), король в ф. Н. Натансона "Посол Советского Союза" (1970).

Лит.: Рудницкий К. Анатолий Кторов // Актеры сов. кино., 1973. Вып. 9 (с фильмогр.); Полежаева Е. Анатолий Кторов. М., 1978 (с фильмогр.)

Кубофутуризм

КУБОФУТУРИ́ЗМ - специфич. направление в рус. живописи 1-й пол. 1910-х гг. Представляет собой сочетание приемов франц. кубизма (геометризация и расчленение реального объема, сдвиг формы) и итал. футуризма (совмещение точек зрения, умножение контуров, хаотич. вторжение в композицию обрывков текста, предельная деформация фигур). Крупнейшие представители - К. Малевич и В. Татлин (творчество периода 1910-13), к-рые, продвигаясь по пути пространств. построений, доходили до последоват. отрицания реального пространства и натуры (К. Малевич - "Авиатор", 1913; "Станция без остановки", 1911; В. Татлин - "Натурщица", 1913).

Кубофутуризм. Н. А. Удальцова. На турщица. 1914

Кубофутуризм. Н. А. Удальцова. На турщица. 1914

Кувада

КУВА́ДА (от фр. couvade - высиживание яиц) - обрядовая имитация родовых мук мужем роженицы (мужчина симулирует родовые схватки, ложится в постель роженицы, принимает поздравления с благополучным для него исходом родов, нянчит ребенка и т. п.). В б. широком смысле под этим понимают и такие явления, как соблюдение мужем определ. запретов до или после родов, но чаще имеется в виду прямая имитация родов. К. обычно трактуется как отражение перехода от матрилинейности к патрилинейности или же перехода от группового брака к парному. Объяснение же К. как родовспомогат. магии справедливо, но слишком абстрактно, а конкретные логич. механизмы этой "магии" прослежены очень слабо. К. распространена у мн. народов, описана еще в др. греч. историками (Диодор Сицилийский - на Корсике, Страбон - у кельтов Испании и др.). У вост. славян подобные явления б. или менее надежно засвидетельствованы (еще в 19 в.) у белорусов и в прилегающих к Белоруссии р-нах рус. терр. (Смоленская губ.). В нек-рых местах муж (при трудных родах) должен был пролезать между ногами стоящей роженицы или лежать лицом вниз на пороге, чтобы она перешагнула через него. Наиболее характерны, однако, случаи, когда муж надевает платье или юбку, повязывает голову платком и стонет. Характерно, что, по поверью, родовые муки можно "перевести" с жены на мужа; это делается уже во время свадьбы способом, очень похожим на упомянутые выше обряды: жена должна трижды перекувырнуться через мужа. Как раз у рус. (Ельнинский у. Смоленской губ.) записан любопытный обряд: муж лежит на полатях и к его половым органам привязана нитка; когда роженица стонет, повитуха дергает за нитку, заставляя стонать и мужа. Здесь совмещается "рационализация" обряда (насильств. его исполнение: муж стонет от настоящей, а не мнимой боли) с вполне осмысл. - с т. зр. ритуала - мотивом, т. к. нитка как бы "связывает" причину родов и ее следствие. Однако по др. правилам у рус. отцу иногда предписывалось во время родов жены заниматься своей обычной работой (особенно если он занимался каким-то ремеслом), чтобы новорожд. сын - а рождение сына всегда считалось предпочтит. - перенял профессию и навыки отца.

Лит.: Хазанов А. М. Загадочная кувада: (Этнографы рассказывают). М., 1978.

Кудель

КУДЕ́ЛЬ - вычес. и перевяз. пучок льна или пеньки, сверток избитой шерсти, готовый для пряжи. При прядении К. привязывали к личине (лопасти) прялки, иногда прибивали гвоздем; на Украине К. обычно оборачивали тряпкой. У вост. славян К. использовалась в обрядах, символизирующих приближение к природе, в "обрядах перехода", связ. с изменением героем ритуала своего статуса. Так, при посвящении девочек (5-6 лет) в пряхи полагалось, выпряв первую нить из К., эту нить сжечь, а пепел съесть с хлебом либо выпить с водой или глотать дым от горящей пряжи. На Рус. Севере из К. изготавливали красоту (похожую на косу); перед свадьбой ее сжигали и гадали по форме пепла. К. была осн. мат-лом для ряжения.

Кудрявцев Петр Ник

КУДРЯ́ВЦЕВ Петр Ник. (1816-58) - историк, писатель, лит. критик, обществ. деятель западнич. ориентации. Сын свящ. Окончил Моск. дух. семинарию (1836) и филос. ф-т Моск. ун-та (1836-40). В 1845-47 в науч. командировке за границей, по возвращении преподает на кафедре всеобщей истории Моск. ун-та (с 1855 - проф.). Автор тр. по истории Рима и ср.-век. Европы ("Судьбы Италии... ", 1850; "Римские женщины", 1856; "Дант, его век и жизнь", 1855 и др.). Как беллетрист дебютировал пов. "Катенька Пылаева" (1836). Проза К., лежащая на границе между романтизмом и реализмом, характерна для лит. ситуации кон. 1830-40-х гг, на к-рые и приходится расцвет творчества писателя (пов. "Флейта", 1839; "Звезда", 1841; "Живая картина", 1842; "Последний визит", 1944; "Сбоев", 1847; путевые очерки "Письма к Галахову" и т. д.). Еще в студенч. годы, сблизившись с моск. кружком В. Г. Белинского, К. сотрудничает в "Телескопе", "Московском наблюдателе", позднее в "Отечеств. записках" и "Современнике", выступает с критич. ст. и рец.

Кудрявцев-Платонов Вик. Дм

КУДРЯ́ВЦЕВ-ПЛАТО́НОВ Вик. Дм. (1828-91) - религ. философ-метафизик. Род. в Новоржевском у. Псковской губ., в семье полкового свящ. После окончания дух. семинарии поступил в Моск. дух. академию, где ему за блестящие успехи была дана стипендия митр. Платона и присвоена 2-я почетная фам. - Платонов. В 1852 К.-П. закончил академию и был оставлен при ней в звании бакалавра. После смерти своего учителя Ф. А. Голубинского занял кафедру философии и метафизики. В теч. 1861 читал при дворе лекции вел. кн. Николаю Александровичу и Николаю Максимилиановичу. В 1873 защитил дисс. "Религия, ее сущность и происхождение". Написал уч. пособия, целый ряд серьезных филос. произв.; участвовал в пер. и редактировании пер. творений св. Отцов Восточной Церкви, издаваемых Моск. дух. академией. К.-П. заложил основу цельной и в то же время достаточно открытой и динамичной системы религ. философии в духе христ. теизма, назвав ее метафизич. принцип "трансцендентальным монизмом". Осн. мировоззренч. идея в метафизике К.-П. состоит в том, что природа и дух, вопреки своему различию, имеют общий трансцендентный Божеств. Первоисточник и так связаны идеальной телеологич. связью, что представляются сторонами мир. целого, достаточно самостоят. относит. Творца, отображением совершенств К-рого оно служит и от К-рого зависит по происхождению и по бытию. Мыслитель твердо и последовательно выступает против абсолютизации материалистич. и идеалистич. идей в философии как односторонних субстанц. (имманентного) монизма. Столь же решительно К.-П. подвергает критике пантеистич. тенденции в религ. сознании, угрожающие отобрать относит. самостоятельность у природы, с одной стороны, непосредственно вовлекая ее в абсолютное, и уничтожить суверенность абсолютного, с др., делая его имманентным принципом бытия. Все гносеологич., онтологич., космологич. и нравств. аспекты филос. системы К.-П. проникнуты христ. теизмом, к-рому мыслитель стремился придать предельно ясную и логичную форму. К.-П. являл собой тип подлинно христ. философа, чуждого стремлению к броской новизне и оригинальности. Творчество К.-П. способствовало высвобождению рус. филос. мысли из-под влияния Запада, сближению религ. и светской культуры. Хотя к.-л. собств. школы К.-П. не основал и не имел широкой обществ. известности, его журн. ст. по вопросам, служившим предметом обществ. внимания, особенно в 60-е гг. 19 в. (о позитивизме и материализме, о прогрессе и дарвинизме), явились факторами предуготовления того рус. религ.-филос. подъема, к-рый ознаменовал нач. 20 в.

Соч.: Сочинения. Сергиев Посад, 1882-94. Т. 1-3.

Лит.: Введенский А. О характере и значении философии В. Д. Кудрявцева-Платонова. Сергиев Посад, 1893.

Кузин Вл. Сем

КУ́ЗИН Вл. Сем. (род. 1930) - з. м. с. СССР (1954), засл. тренер СССР (1970), канд. биол. наук (1972). Один из лучших лыжников-гонщиков. Первый сов. спортсмен, одержавший победы на крупнейших междунар. соревнованиях лыжников. Олимп. чемпион 1956 в эстафете 4×10 км. Чемпион мира 1954 в гонках на 30 и 50 км. Чемпион СССР 1953 в гонке на 18 км и 1958 в гонках на 18 и 15 км.

Кузмин Мих. Ал

КУЗМИ́Н Мих. Ал. (1872-1936) - поэт, прозаик, музыкант, критик, теоретик иск-ва. Род. в Ярославле, в дворян. семье. В 1891 поступил в Петерб. конс., где проучился ок. 2-х лет. В 1895 совершил путешествие в Грецию и Египет. Во 2-й пол. 90-х гг. переживает дух. кризис, пытается покончить ссобой, затем едет в Италию (1897), где обращается к католицизму и готовится принять постриг. По возвращении в Россию К. увлекся старообрядчеством, посещал раскольнич. поселения в Поволжье и Олонецкой губ., изучал сектантское пение (впоследствии сам напишет цикл "Духовные стихи"). Все это время К. не переставал заниматься музыкой, его пьесы исполнялись в нач. 1900-х гг. на петерб. "Вечерах совр. музыки". В 1905 К. дебютировал в лит-ре, поместив свои сонеты и рассказ в коллективном "Зеленом сборнике стихов и прозы". По приглашению В. Я. Брюсова К. начал сотрудничать в ж. "Весы". Первый большой успех ему принесли опубликов. в 1906 в "Весах" стихи из ставшего впоследствии знаменитым цикла "Александрийские песни" - непревзойд. в рус. лит-ре образца поэтич. стилизации и интуитивного погружения в мир далекой (позднеантичной) культуры. В дальнейшем выступает как прозаик (пов. "Крылья", 1907; три "Книги рассказов", 1910, 1913; ром. "Плавающие - путешествующие", 1915 и др.), драматург и поэт. К. был дружен со мн. символистами, однако принимал не все каноны символист. эстетики; свое понимание иск-ва выразил в ст. "О прекрасной ясности" (1910), где сформулировал принципы "кларизма". Ранние стихи К. (сб. "Сети", 1908; "Осенние озера", 1912; "Глиняные голубки", 1914) - образцы камерной лирики "Серебряного в.", изысканно-простые и мелодичные. Однако пред. откровенность и воспевание однополой любви придали успеху нек-рых произв. К. сканд. характер. Причастность поэта к ряду сканд. и трагич. происшествий в 1912-13 создала вокруг него ореол таинственности и своеобразного "демонизма". Февр. рев-цию К. встретил сочувственно, Окт. - не принял, однако остался в России. Первые послерев. годы были чрезвычайно плодотворны для К.: за 6 лет он опубликовал 4 сб. стихов ("Вожатый", 1918; "Нездешние вечера", 1921; "Параболы", 1923; "Новый Гуль", 1924) и сб. эссе "Условности" (1932); сотрудничал в "Красной газете" и газ. "Жизнь иск-ва" в качестве муз. и лит. критика, выступал на поэтич. вечерах. В 1923 К. был, вместе с А. Радловой, основателем группы "эмоционалистов", к-рая противостояла форм. школе. С сер. 20-х гг. имя К. появляется в печати все реже; завершающий сб. стихов - "Форель разбивает лед" вышел в 1929. В последние гг. К. жил в постоянной нужде, зарабатывая пер. и музыкой к спектаклям. В позднем творчестве К. много места занимает филос. лирика; она отмечена тяготением к усложнению стиля, к поэтич. "шифрам", "тайнописи". В нек-рых произв. (драма "Смерть Нерона" и др.) осуждаются тирания и рев. экстремизм. Творчество К. оказало большое влияние на всю постсимволич. поэзию.

Кузнецов Ал. Ал-др.

КУЗНЕЦО́В Ал. Ал-др. (1905-50) - сов. политич. деятель. Род. в г. Боровичи, в семье рабочего. С 19 лет на руководящей комсомольской работе в Сев.-Зап. регионе (Новгород и Ленингр. орг-ции). С 1932 - в парт. аппарате. Инспектор, секретарь райкома (Ленинград). Замеч. А. Ждановым, в 32 г. становится 2-м секретарем Ленингр. обкома, а через год и горкома Всесоюзной коммунистич. партии (большевиков). На 18-м съезде ВКП (б) (1939) избран чл. Центр. к-та. В 1939-46 - чл. Воен. совета Балт. флота. В нач. Вел. Отеч. войны (авг. 1941) И. Сталин лично поручил К. взять на себя на нек-рое время рук-во обороной Ленинграда. В дальнейшем К. - чл. Воен. совета Ленинград. фронта, ген.-лейтенант (1943). В 1945-46 - 1-й секретарь Ленингр. обкома и горкома. В 1946 назначен секретарем Центр. к-та и чл. Оргбюро ВКП (б). Покровительствуемый А. Ждановым, К. сосредоточил в своих руках работу с кадрами, оттеснив Г. Маленкова. К. предпринял попытки поставить под контроль секретариата карат. органы. После внезапной смерти А. Жданова (авг. 1948) Л. Берия и Г. Маленков организуют "Ленинград. дело", одной из гл. жертв к-рого стал К. Специально к процессу, рассматривавшему дело К. и его товарищей, в СССР была восстановлена смертная казнь. Реабилитирован посмертно - после ареста и уничтожения Л. Берии.

Кузнецов Евг. Мих.

КУЗНЕЦО́В Евг. Мих. (1900-58) - историк, теоретик, критик циркового и эстрадного иск-ва, театровед. В 1917 окончил Царскосельский лицей. С 1919 постоянно выступал в печати по вопросам цирка, эстрады, т-ра. В 1928 был одним из организаторов 1-го в мире Музея циркового иск-ва, создатель и рук. Ленингр. эксперимент. мастерской по подготовке новых цирковых номеров. К. - автор нового либретто цирковой пантомимы "Черный пират" (1934), сценариев "Люди морского дна" (1935), "Шамиль" (1936), соавтор сценария "Тайга в огне" (1938). В 1931 опубл. кн. "Цирк. Происхождение, развитие, перспективы" - капит. науч. иссл. о происхождении и эволюции циркового иск-ва. В 1933-36 и в 1944-47 - худож рук. Ленингр. цирка, затем зам. управляющего Центр. управления госцирками по худож. ч. В 1957 был одним из организаторов и первым ред. ж. "Сов. цирк". К. - основоположник цирковедения в нашей стране, автор мн. творч. и организац. начинаний. По инициативе К. стали проводиться смотры новых номеров циркового иск-ва.

Соч.: Конный цирк: Выставка. Л., 1930; Советский цирк, 1918-1938 / Ред.-сост. Е. Кузнецов. Л.; М., 1938; Арена и люди советского цирка. Л.; М., 1947; Иван Федорович Горбунов. Л., 1947; Из прошлого русской эстрады. М., 1958; Цирк. 2-е изд. М, 1971.

Лит.: Дмитриев Г. Советский цирк. М., 1963; Зискинд Е. Режиссер на арене цирка. М., 1971.

Кузнецов Ив. Сер.

КУЗНЕЦО́В Ив. Сер. (1867-1942) - арх. В 1887-95 работал в мастерской Ф. О. Шехтеля. После этого совершил поездку в Италию. Наряду с доходными домами и особняками, К. строил пром. предприятия, благотворит. учреждения и храмы. К интереснейшим постройкам К. относятся: особняк М. С. Кузнецова (1893), оформленный при участии С. Т. Коненкова, Медведниковская г-зия (1901-04), Дома призрения И. Д. Баева, Моск. Контрольная палата, Саввинское подворье (1905-07), санаторий "Гульрипш" в Сухуми (1910), комплекс сооружений "Деловой двор" (1913). Строил в модерне, неорусском стиле и неоклассицизме. В 1934-37 построил ансамбль санатория им. С. Орджоникидзе в Сочи - крупнейший для того времени.

Кузнецов Ник. Дм

КУЗНЕЦО́В Ник. (Микола) Дм. (1850-1929) - живописец. В 1876-79 был вольнослушателем АХ у П. П. Чистякова. В нач. 1880-х гг. познакомился с С. И. Мамонтовым и художниками В. Д. Поленовым, В. М. Васнецовым, И. Е. Репиным, В. А. Серовым, с 1881 участвовал в передвижных выставках, в 1887 был одним из учредителей Т-ва южнорус. художников. В 1870-80-х гг. писал сельские пейзажи и сцены из крестьянской жизни ("Стадо свиней", "Мировой посредник", "В своем саду"). С 1880-х гг. писал портреты: И. Е. Репин, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, П. И. Чайковский, А. И. Бенуа, Ф. И. Шаляпин, Е. Ф. Направник и мн. др. С 1900 по ходатайству Репина - действ. чл. АХ. В 1920 выехал в Югославию, писал гл. обр. офиц. портреты. Существует портрет К. кисти Репина (1884). К. послужил Репину моделью в картинах "Искушение Христа" (Дьявол), "Николай Чудотворец останавливает казнь" (Палач), "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (казак с повязкой на лбу).

Кузнецов Пав. Варфоломеевич

КУЗНЕЦО́В Пав. Варфоломеевич (1873-1968) - живописец, засл. деятель иск-в РСФСР (1928). Один из организаторов выставки "Голубая роза", чл. объединений "Мир иск-ва" и "Четыре иск-ва". Учился в школе Саратов. об-ва поощрения изящных иск-в (1891-96), затем в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1897-1907) у В. Серова и К. Коровина. В 1904 получил звание неклассного живописца. Покинул уч-ще после поездки в Париж для участия в выставке рус. иск-ва, организов. С. Дягилевым (1906). С нач. 1900-х гг. находился под влиянием В. Борисова-Мусатова, что проявлялось в общем образном строе, лаконизме построения композиции, характере колорита, тяготеющего к монохромности ("Утро", 1905); часто обращался к теме сна, ирреальности. "Киргизская серия" связана с поездками К. в Заволжье. Образы этих полотен глубоко метафоричны, наполнены поэтич. символикой ("Стрижка баранов", 1908; "В степи за работой", 1913; "Спящая в кошаре", 1911). К. развивает живописные идеи В. Серова и К. Коровина, вместе с тем выдвигая на первый план задачи разработки новой живописно-пластич. системы. К. вносит в станковую живопись черты монумент.-декор. иск-ва. В 20-30-х гг. К. использовал в пластич. и цветовом построении станковых полотен технику настенных росписей ("Отдых пастухов", 1927). В 1917-37 и 1945-48 преподавал в Гос. своб. худож. мастерских - ВХУТЕМАСе и др. ин-тах Москвы. К. создал многочисл. пейзажи, натюрморты, портреты, произв. монумент. и театр.-декор. живописи, а также графики.

Лит.: Алпатов М. В. П. В. Кузнецов: Альбом. 2-е изд. М., 1972; Будкова Л. А., Сарабьянов Д. В. П. Кузнецов. М., 1975; Русакова А. Павел Кузнецов. Л., 1977.

П. В. Кузнецов. Сартянка с барашком. 1923

П. В. Кузнецов. Сартянка с барашком. 1923

Кузнецова Гал. Ник

КУЗНЕЦО́ВА Гал. Ник. (1902-76) - писательница. В эмиграции с 1920; переводила в аппарате ООН (с 1949). Сб. ранних рассказов ("Утро") и стих. ("Оливковый сад") опубл. лишь в 1930 и 1937. В 1927-42 (с перерывами) жила в семье Буниных (см. кн. ее воспоминаний "Грасский дневник", 1967). Рассказы и ром. К. "Пролог" (1933) свидетельствуют о том, что она испытала влияние И. Бунина.

Кузнецы

КУЗНЕЦЫ́ - см. Колокольчики.

Предыдущая страница Следующая страница