Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "К" (часть 18, "КУЗ"-"КУП")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 18, "КУЗ"-"КУП")

"Кузница"

"КУ́ЗНИЦА" - группа пролетар. писателей, образов. в Москве в 1920. Ядро группы составили поэты (В. Александровский, М. Герасимов, В. Казин и др.), вышедшие из Пролеткульта. В мае 1920 был осн. ж. "К." (выходил до 1922), от к-рого получила назв. и вся группа. Первая декларация группы (1921) и программная статья Н. Ляшко (1922) повторяли осн. установки Пролеткульта. По инициативе "К." был учрежден Всерос. союз пролет. писателей (1920). Творчество поэтов "К." отличалось рев. романтикой, воспеванием труда и коллективизма, планетарным пафосом и резким неприятием нэпа, к-рый рассматривался как измена рев-ции. В 1922 ч. писателей и поэтов выходит из "К." и участвует в создании нового пролет. объединения "Октябрь". С этого момента "К." начинает терять свое значение. К сер. 20-х гг. группу покинули В. Александровский, В. Кириллов, М. Герасимов и ведущее место заняли прозаики Ф. Гладков, А. Новиков-Прибой, Н. Ляшко, А. Неверов и др. В 1930 в "К." происходит раскол и обе ч. распавшейся группы на правах творч. группировок вступают в РАПП.

Кузькин Викт. Григ

КУ́ЗЬКИН Викт. Григ. (род. 1940) - хоккеист, з. м. с. СССР (1963). Один из лучших защитников в истории сов. хоккея с шайбой. Олимп. чемпион 1964, 1968, 1972. Чемпион мира 1963-69, 1971. Чемпион Европы 1963-69. Чемпион СССР 1959-61, 1963-66, 1968, 1970-73. В 1966 и 1972 капитан сборной команды СССР.

Кузьма и Демьян

КУЗЬМА́ И ДЕМЬЯ́Н (канонич. Косма и Дамиан) - св., пользовались большой популярностью у крестьян, являясь одновременно покровителями ремесел (особенно кузнечного), жен. рукоделия, а также семейного очага, супруж. счастья и свадеб. В свадебных песнях сохранилось своеобразное обращение к К. и Д. - к-рые мыслились как один человек "Кузьма-Демьян", возможно, даже жен. пола. Заклинат. обращение для нач. свадьбы обусловлено нар. этимологией, осмысляющей имя "Кузьма-Демьян" как производное от "кузнеца": "Матушка Кузьма-Демьян! Скуй нам свадьбу Крепко-накрепко, До седой головушки, До долгой бородушки". С др. стороны, "двойная" природа К. и Д. тоже осознавалась, и в таких же свадебных песнях к ним могут обращаться в ряду других "парных" св. ("Петра и Павла", "Флора и Лавра" и т. п.). В день К. и Д. - 1 нояб. по ст. ст. - устраивались кузьминки, праздник с вечеринкой и угощением ("братчинка"). Кузьминки считались гл. обр. девичьим праздником. Девушки готовили обрядовую еду (обязательно кашу), варили пиво, угощали парней; веселье продолжалось до света. В состав угощений входила курятина: К. и Д. считались "курьими богами", в курятниках либо возле них служили молебны. Весной, подкладывая яйца под курицу, говорили: "Матушка Кузьма-Демьян, зароди цыпляток к осени; курочку да петушка тебе зарежем!" День К. и Д. был днем поминок по осени и встречи зимы ("Кузьма-Демьян - кузнец, кует лед на земле и на водах"). Мн. эл-ты культа К. и Д. указывают на связь с дохрист. представлениями о подателях плодородия, а также с представлением о "парных" божествах, в конечном счете восходящих к близнечному мифу и культу.

Кузьмин Ник. Вас.

КУЗЬМИ́Н Ник. Вас. (1890-1987) - график, прозаик, нар. художник РСФСР (1972), чл.-корр. АХ СССР (1967), учился в школе Званцевой (1911) у М. Добужинского, К. Петрова-Водкина, в школе у И. Билибина, А. Рылова, Н. Рериха (1913), посещал уроки гравирования у В. Матэ (1913), во ВХУТЕМАСе (Ленинград, 1922-24). Иллюстратор произв. рус. и заруб. лит-ры. Автор станковых графич. листов пейзажно-жанрового характера. Работал в техниках: акварель, тушь, перо и др. Для К. характерен быстрый, живой рис., чуткое и внимат. отношение к тексту лит. произв., глубокое знание разл. эпох и т. д. Произв.: оформление и иллюстрации к "Евгению Онегину" А. С. Пушкина (1933, 1947, 1961, 1975 и др.), к произв. Н. С. Лескова (1944-1946, 1954, 1961 и др.), к "Азбуке" Козьмы Пруткова (1966-69), "Эпиграммам" А. С. Пушкина (1973-76) и мн. др.

Соч.: Давно и недавно. М., 1982; Круг царя Соломона; Наши с Федей ночные полеты; Рассказы о прошлом. М., 1990.

Лит.: Пистунова А. М. Прикасаясь к книге. М., 1973.

Кузьмин Роман Ив

КУЗЬМИ́Н Роман Ив. (1811-67) - арх. Проф. АХ (1841). Исследователь античной и визант. архитектуры. Автор многочисл. православ. ц., выстроенных в рус.-визант. ст. в Париже, Афинах, в рус. провинции. Собор св. Павла в Гатчине, оформл. росписями ведущих художников академич. школы, является редчайшим храмом этого ст., сохранившимся в России. К. в 1840-50-х гг. расширил Гатчинский дворец: разобрал служебные корпуса и построил их заново, увеличив высоту. В одном из них - Арсенальном каре - он создал новый дворец для Николая I, в к-ром жили и последующие имп. Здесь были парадные залы в ст. неоренессанса, театр, две галереи в готич. ст. с портретами. Личные комнаты имп. семьи имели сводчатые перекрытия, были оформлены рокайльной лепкой, разнообразно отделаны и обставлены. Работы К. за границей впервые познакомили европ. публику с традициями рус. нац. архитектуры.

Кузьмина Ел. Ал-др.

КУЗЬМИНА́ Ел. Ал-др. (1909-79) - актриса. В 1930 окончила Ин-т сценич. иск-в в Ленинграде. Первая роль - парижская девушка Луиза в ф. "Новый Вавилон" (1929). Настоящей жизн. школой для актрисы стала работа над ролью учительницы в ф. "Одна" (1931). Вскоре раскрылось лирич. и лирико-комедийное дарование К. (девочка Манька - "Окраина", 1933 и рыбачка Маша - "У самого синего моря", 1936). С ф. "Тринадцать" (1937) началась работа актрисы в творч. коллективе, руководимом реж. М. Роммом. Создаваемые ею образы отличали глубокая психолог. разработка характера, выразит. внеш. рисунок, мастерство перевоплощения, драматизм. В 40-е гг. осн. темой творчества К. стало формирование характера в тяжелых испытаниях, рождение личности: Анна ("Мечта", 1943), Таня ("Человек № 217", 1945). Мастерство перевоплощения, отличающее К., особенно ярко проявилось в ф. "Секретная миссия" (1950), где она сыграла сов. разведчицу Марту-Марию, два полярных образа в одном: циничную, жесткую сотрудницу гестапо и обаят., самоотверж., скромную женщину. В 1961 К. выступила как характерная комедийная актриса в ф. "Дуэль" (по Чехову). Среди др. ф.: "Корабли штурмуют бастионы" (1953, леди Гамильтон), "Как он лгал ее мужу" (1957, Аврора Бомпас), "Бегство из рая" (1964, Санда Кицан).

Соч.: О том, что помню. М., 1989.

Лит.: Колесникова Н., Плейн Т. Нар. артистка РСФСР Елена Александровна Кузьмина. М., 1951; Рудницкий Е. Елена Кузьмина // Сов. экран. 1958. № 15.

Кузьмина-Караваева Елиз. Юр.

КУЗЬМИНА́-КАРАВА́ЕВА Елиз. Юр. (1891-1945) - (во втором браке - Скобцова, девичья фамилия - Пиленко; в монашестве - мать Мария) - поэт, прозаик, религ. и обществ. деятель. Детские годы провела в Анапе, где ее отец был гор. головой. В 1906 семья переехала в Петербург. К.-К. поступает на ист.-филолог. ф-т Бестужевских курсов, вращается в среде петерб. литераторов. Ее первый муж - Д. В. Кузьмин-Караваев - родственник Н. С. Гумилева, "стряпчий" Цеха поэтов (в к-рый входила и К.-К.). В 1912 выходит сб. стихов К.-К. "Скифские черепки", в 1916 - сб. "Руфь". Стихи первого сб. К.-К. навеяны др. легендами, в последующем творчестве преобладали христ. мотивы жертвенности, покаяния, смирения, просветл. любви. В 1919 уезжает в Крым вместе со своим вторым мужем, Л. Е. Скобцовым, оттуда - в Константинополь и Белград. В 1923 приезжает в Париж. Публикует жития св. - "Жатва духа" (1927), монографии "Достоевский и современность", "Миросозерцание Владимира Соловьева", "А. С. Хомяков" (все 1929). В 1932 принимает постриг; сб. "Стихи" (1937) подписывает - "монахиня Мария". Ее обет не предполагал ухода в мон.: она взяла на себя подвиг монашества в миру. Активно занимается благотворительностью, в сер. 30-х гг. организует в Париже центр соц. помощи "Православное дело". Во время 2-й мир. войны К.-К. - мать Мария - участвовала в во франц. Сопротивлении, помогала преследуемым евреям и рус. военнопленным; была арестована фашистами и отправлена в концентрац. лагерь Равенсбрюк, где в кон. войны казнена.

Кузьминки

КУЗЬМИ́НКИ - архит. ансамбль 2-й пол. 18 - нач. 19 в. (с 1960 - в гор. черте Москвы). Загородная резиденция князей Голицыных (18 в. - 1917). В 1918 национализирована. Усадебно-парковый ансамбль выполнен в стиле классицизма. В 18 в. композиц. центром был пруд, вокруг к-рого в пейзажном (англ.) парке располагались усадьба, Померанцевая галерея, оранжерея (кон. 18 - нач. 19 в., арх. Р. Казаков, И. Еготов; не сохранились). В 1820-хгг. арх. Д. Жилярди реконструировал К. По проекту Жилярди в духе ампира была подчеркнута композиц. ось усадьбы благодаря двум симметричным флигелям по сторонам. В сложившийся ансамбль были включены вновь построенные Конный двор, Муз. павильон, Египет. павильон (1812-е гг., арх. Д. Жилярди) и др. сооружения.

Куинджи Архип Ив

КУИ́НДЖИ Архип Ив. (1842-1910) - живописец-пейзажист. Род. в Мариуполе, в семье сапожника, грека по происхождению. Рано начал самостоятельно заниматься живописью. С 1868 по 1872 был вольнослушателем АХ. Вышел из Академии до окончания курса. В 1875 вступил в Т-во передвижных худож. выставок. В 1878 К. получил звание классного художника 1-й ст. С 1892 - проф. АХ, с 1894 - рук. мастерской. Был уволен за поддержку студенч. стачки в 1897. Среди учеников К. - Н. Рерих, К. Богаевский, А. Рылов. В 1909 осн. Об-во художников (позже - Об-во им. Куинджи), куда передал свое состояние для поддержки малоимущих художников. Об-во проводило выставки, ежегодно выплачивало премии.

На раннее творчество К. большое влияние оказал И. К. Айвазовский. В сер. 70-х гг. полотна К. становятся б. реалистич., приобретают соц. направленность. Пейзажи К. поражали выразит. и верными эффектами света. В композиции К. использовал декор.-обобщ. цветовые пятна. Мн. картины, особенно те, на к-рых сказалось воздействие идей передвижников, проникнуты глубоким гражд. чувством ("Чумацкий тракт", 1875). К. стремился передать поэзию и красоту укр. и рус. природы ("Украинская ночь", 1876; "Березовая роща", 1879). Особенно большой успех имела картина "Лунная ночь на Днепре" (1880).

Лит.: Манин В. С. Куинджи. М., 1976; Воронова О. П. Куинджи в Петербурге. Л., 1986; Манин В. С. А. И. Куинджи: Альбом. Л., 1990.

А. И. Куинджи. Березовая роща. 1879

А. И. Куинджи. Березовая роща. 1879

Куйбышев Валериан Вл

КУ́ЙБЫШЕВ Валериан Вл. (1888-1935) - гос. и парт. деятель. Род. в семье офицера в Омске. Учился в станичной школе Кокчетава, Сибирском кадет. корпусе в Омске, Воен.-мед. академии в Петербурге, из к-рой в 1906 был исключен за участие в студенч. забастовке. Затем учился в Томском технолог. ин-те. За рев. деят-ность неоднократно подвергался арестам и ссылкам. В марте 1917, возвратившись из ссылки, возглавил Самарскую орг-цию РСДРП (б), затем работал пред. президиума исполкома Совета рабочих деп. Самары. С окт. 1917 пред. рев. к-та Самары. В 1918-19 находился на воен.-политич. работе в войсках Кр. армии, был пред. Самарского губисполкома. С окт. 1919 зам. пред. комиссии ВЦИК и СНК РСФСР по делам Туркестана. С 1920 входил в состав Президиума Всерос. Совета по нар. х-ву (ВСНХ) РСФСР и Всерос. центр. совета профсоюзов (ВЦСПС), в 1922-23 секр. Центр. к-та (ЦК) Рос. Коммун. партии (большевиков). С апр. 1923 пред. Центр. Контрольной комисии РКП (б) - ВКП (б), нарком рабоче-крестьянской инспекции СССР, с авг. 1926 пред. ВСНХ, с нояб. 1930 пред. Госплана СССР, одноврем. зам. пред. СНК и Совета по труду и обороне (СТО) СССР, с февр. 1934 пред. комиссии сов. контроля при СНК СССР и первый зам. пред. СНК и СТО СССР. Чл. ЦК РКП (б) ВКП (б). С 1922 чл. Политбюро ЦК ВКП (б), с дек. 1927 чл. Всерос. центр. исполнит. к-та и Центр. исполнит. к-та СССР. К., занимавший ответств. посты в партии и гос-ве, входивший в ближайшее окружение И. В. Сталина, несет личную ответственность за формирование командно-адм. системы, за "великий перелом" 1929. Он последовательно отстаивал выдвинутый Сталиным в июле 1928 тезис об обострении классовой борьбы в СССР. Будучи пред. ВСНХ и Госплана СССР, К. энергично проводил ген. линию ВКП (б) на форсир. индустриализацию, на высокие темпы развития тяж. пром-сти, на усиление директивного планирования, адм. нажима на хоз. кадры. Скоропостижно скончался.

В. В. Куйбышев

В. В. Куйбышев

Кукла

КУ́КЛА - подобие чел. или животного, сдел. из тряпья, кожи, бумаги, дерева и др. мат-лов. 1) Игрушка. К. занимает 1-е место среди всех игрушек. Классич. считается К., сдел. из тряпья. Изготавливают К. и играют с ними преим. девочки. Одевали К. в платья, покрой и цвет к-рых были типичны для одежды взрослых. Были К. "мужчины", "дети" (мальчик, девочка, грудной ребенок). К.-"женщин" изготавливали разных возрастов: старухи, девушки, женщина-мать. Игры с К. были посв. семейным и бытовым сценкам, праздникам и обрядам. 2) Антропоморфное изображение персонажа (божества) того или др. ритуала. Во мн. дер. России на масленицу делали солом. К., одетую в жен. крестьян. костюм. На русалкино заговенье изготавливали большую К. из палок и тряпок, ржаного снопа, большого пучка соломы, из травы. При проводах весны на улицу выносили "соловушку" - К. из лопуха или соломы, одетую в платье. 3) К. в Псков. обл. называют лен в связке. В Твер. и Орлов. обл. так называют "завертку", "закрутку" в хлебе, сдел. знахарем, колдуном.

Куколь

КУКО́ЛЬ - 1) Плащ с капюшоном. 2) Монашеский головной убор в виде капюшона (колпака) у схимников. 3) В 19 в. на Севере - одежда с капюшоном у занимающихся тюленьим промыслом.

Кукольник Нестор Вас.

КУ́КОЛЬНИК Нестор Вас. (1809-68) - драматург, прозаик, поэт, журналист. Род. в семье проф. петерб. Пед. ин-та. Образование получил в Нежинской г-зии высших наук, где учился одновременно с Н. В. Гоголем. По окончании г-зии (1829) преподавал рус. словесность в Вильно, с 1832 служил в СПб. (гл. обр. в финансовом и воен. ведомствах). Петерб. период стал вершиной творчества и лит. известности К. Сенсац. успех принесла ему публ. "драматич. фантазии" в стихах "Торквато Тассо" (1833). Новой удачей стала постановка на сцене Александринского т-ра ист. драмы "Рука Всевышнего Отечество спасла" (1834). Лежащая в ее основе благонамер. патриотич. идея обеспечила автору симпатии двора и одноврем. вызывала сочувствие рядового зрителя. Первые соч. ясно очерчивают осн. тематич. диапазон всего драм. и беллетристич. творчества К.: это темы иск-ва (драмы "Джулио Мости", 1836; "Ермил Иванович Костров", 1851; пов. "Психея", 1840; "Максим Созонтович Березовский", 1844 и т. д.) и ист. прошлого (драма "Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский", 1835; ром. "Эвелина де Вальероль", 1841; "Альф и Альдона", 1842 и др.). Яркий представитель позднеромантич. "ложно-величавого" направления, К. тем не менее эволюционировал в сторону принципов, близких поэтике "натурал. школы". Наиб. показат. в этом отношении его ром. и пов., посв. петровской эпохе, - "Сержант Иван Иванович Иванов, или Все заодно" (1841), "Два Ивана, два Степаныча, два Костылькова" (1844) и др. Их отличают демократич. симпатии автора, подробная бытопись, юмористич. колорит, идеализация Петра I как выразителя общенац. интересов. Укреплению авторитета К. в мире иск-ва способствовала дружба с К. Брюлловым и М. Глинкой (К. участвовал в написании либретто опер Глинки, на слова К. композитор сочинил романсы "Сомнение", "Жаворонок" и др.). В 1836-38 К. издавал "Художеств. газету", в к-рой активно выступал как критик, а в 1845-47 - ж. "Иллюстрация". С 1847 его творч. активность заметно снижается. В 1857 вышел в отставку в чине действит. стат. советника и поселился в Таганроге. Писательскую карьеру завершил в 1865 публ. ром. "Две сестры".

Н. В. Кукольник. Рис. К. П. Брюллова

Н. В. Кукольник. Рис. К. П. Брюллова

Кукрыниксы

КУКРЫНИ́КСЫ - псевдоним трех художников. Куприянов Мих. Вас. (1903-91), Крылов Порф. Никитич (1902-90), Соколов Ник. Ал-др. (1903-2000) -нар. художники СССР (1958), действит. чл. АХ СССР (1947). Учились во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (Москва, 1921-29), начали совм. работать с 1924. Мастера политич. сатиры (карикатура, плакат), авторы иллюстр. к произв. рус. и зарубежной лит-ры (М. Салтыков-Щедрин, А. Чехов, М. Горький и др.), живописных произв. (гл. обр. на темы Вел. Отеч. войны), оформили ряд спектаклей в Москве. В графике использовали акварель, тушь, перо. Сотрудничали в газ.: "Комсомольская правда", "Литературная газета", "Правда" (с 1932), в "Окнах ТАСС" (1941-45). Выбор и трактовка тем плакатов и карикатур 40-50-х гг. несут отпечаток периода "холодной войны". Гротеск, сатира, тонкий легкий юмор характерен для мн. иллюстраций ("Левша" Н. Лескова, 1974 и др.). Индивидуально работали как портретисты и пейзажисты.

Соч.: Втроем. М., 1975; Собр. произв.: В 4 т. / Авт. вступ. ст. В. С. Кеменов; Сост. Н. И. Горянин. М., 1982-1988.

Лит.: Демосфенова Г. А. Кукрыниксы - иллюстраторы. М., 1956; Соколова Н. И. Кукрыниксы. М., 1975.

«Беспощадно разгромим и уничтожим врага». Плакат. Художники Кукрыниксы. 1941

«Беспощадно разгромим и уничтожим врага». Плакат. Художники Кукрыниксы. 1941

Кулакова Гал. Ал

КУЛАКО́ВА Гал. Ал. (род. 1942) - лыжница, з. м. с. СССР (1972). Одна из лучших гонщиц в истории лыжного спорта. Олимп. чемпионка 1972 в гонках на 5 и 10 км, в эстафете 3×5 км и 1976 в эстафете 4×5 км. Чемпионка мира 1970 в гонке на 5 км и эстафете 3×5 км, 1974 в гонках на 5 и 10 км и в эстафете 4×5 км. Участница 4-х Олимпиад (1968, 1972, 1976, 1980), на к-рых завоевала 4 золотые, 2 серебр. и 2 бронз. медали. Многократная чемпионка СССР 1967-79. Автор кн. "Кому покоряется лыжня". Удостоена высш. награды Междунар. олимп. к-та - "Олимп. ордена" (1983).

Кулешов Лев Вл

КУЛЕШО́В Лев Вл. (1899-1970) - реж., теоретик кино, первым внесший вклад в разработку проблем яз. кино и монтажа. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества. В 1916 поступил художником на фирму А. Ханжонкова, продолжил работу у Е. Бауэра. В 1917 поставил ф. "Проект инженера Прайта" (вып. 1918), смонтиров. с применением большого кол-ва крупных планов и короткими кусками, связ. между собой определ. ритмом. В ряде теоретич. ст. 1917-18 К. широко декларировал принципы монтажа как осн. средства для показа реальности снимаемого мат-ла. В 1919 возглавил уч. мастерскую при 1-й Госкиношколе, исследовавшую специфику актер. исполнения в кино (К. отрицал иск-во перевоплощения). Одновременно К. преподавал в Моск. гос. техникуме кинематографии.

Второй ф. К. "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" (1924) - эксцентрич. комедия со стремит. и пружинистым действием, с точным ощущением кинематограф. формы. В этом ф. К. в полной мере осуществил свои теоретич. взгляды. В 1925 поставил ф. "Луч смерти". Эти два ф. оказали сильнейшее влияние на творчество В. Пудовкина, С. Эйзенштейна. Ф. "По закону" (1926, по рассказу Дж. Лондона "Неожиданное") - один из удачных примеров ранней экранизации, первая попытка психол. драмы.

Ф. "Великий утешитель" (1933) со своей оригин. композицией - соединением реального и условного планов, блистат. актерским ансамблем - является одним из высших творч. достижений реж. Кн. К. "Иск-во кино" (1929), в к-рой подведены итоги творч. размышлений реж., стала классич. тр. по теории кино. Последний ф. К. - "Мы с Урала" (1944). В последующие годы целиком отдается преподават. деят-ности во ВГИКе, там же возглавляет творч. мастерскую. Среди др. ф.: "Ваша знакомая", "Журналистка" (1929), "Два-Бульди-Два", "Веселая канарейка" (1933).

Соч.: Собр. соч. М., 1987-1988. Т. 1-2.

Лит.: Долинский И. Тридцать лет // Иск-во кино. 1947. № 4; Громов Е. С. Л. В. Кулешов. М., 1984.

Кулибин Ив. Петр.

КУЛИ́БИН Ив. Петр. (1735-1818) - изобретатель, механик и конструктор-самоучка. Род. в Ниж. Новгороде в семье мелкого торговца. Начал свои занятия механикой с часового дела. За 5 лет (1764-69) изготовил часы "яичной фигуры", к-рые потребовали около 1000 миниатюрных деталей точнейшей работы. С 1769 - зав. мастерскими АН в Петербурге. К. создал ряд оригин. приборов и механизмов. В 70-х гг. К. разработал проект и в 1776 построил модель однопролетного моста через Неву длиной 298 м, впервые в мире применив при его расчете теорию веревочного многоугольника. В 1779 сконструировал фонарь с отражателем из зеркал - прототип прожектора. В 1784-86 изобрел повозку-самокатку, имевшую оригин. и надежное тормозное устройство, рулевое управление. Создал "машинное водоходное судно" для замены тяжелого труда бурлаков, передвигавшееся против течения. Сконструировал семафорный телеграф (1794). Как придворный механик К. изобрел устройство для открывания, стоя на полу, оконных переплетов во дворцах, бездымный фейерверк, подъемное кресло (лифт) для подъема Екатерины II в верхние этажи Зимнего дворца. В 1791 сконструировал "механические ноги" - протезы. В 1801 был уволен из АН и уехал в Ниж. Новгород. Всю жизнь занимался попытками создания вечного двигателя. Имя К. носит Воскресенская пл. в СПб.

Лит.: Пипуныров В. Н., Раскин Н. М. И. П. Кулибин. Л., 1986.

Портрет И. П. Кулибина. Неизвестный художник. 1810-е гг.

Портрет И. П. Кулибина. Неизвестный художник. 1810-е гг.

Кулига

КУЛИ́ГА - лесная поляна, расчищ. под земледелие. В нар. географ. терминологии дает широкий спектр оттенков значения: зем. участок среди оврагов и болот; луг на берегу р. с хорошим травостоем; чистое место среди леса; поляна, где хорошие сенокосы и пашни; группа деревень, располож. по обеим сторонам небольшой речки и вблизи друг от друга. Топонимич. пример: старое назв. пл. Ногина в Москве - Кулишки, т. к. местность эта была покрыта лугами и заводями Москвы-реки. Нек-рые из предлагаемых этимологий отразились в фразеологизме "У черта на куличках (кулижках)" - очень далеко, в отдал., глухих местах (быть, жить, селиться и т. п.).

Кулиджанов Лев Ал-др.

КУЛИДЖА́НОВ Лев Ал-др. (род. 1924) - кинорежиссер. Окончил ВГИК (1954, мастерская С. Герасимова). Начал работу на к/ст им. М. Горького. Дебют в кино - ф. "Дамы" (1955, по А. Чехову, совм. с Г. Оганисяном), где было заметно глубокое проникновение в образный строй произведения. В ф. К. и Я. Сегеля "Это начиналось так..." (1956) определились эстетич. принципы реж., к-рые сказались в первую очередь на яз. ф., простом, чуждом патетики. На следующий год, совм. с Сегелем, осуществляет постановку ф. "Дом, в к-ром я живу" - реж. сумели передать поэзию и красоту обыденной жизни в форме простой, ненавязчивой, но вместе с тем передающей масштабность событий Вел. Отеч. войны. Точное соотношение прозы и поэзии и неукоснит. следование выработанным эстетич. принципам отличают режиссуру этого ф. Закономерен приз на МКФ в Брюсселе (1958) "За лучшую постановку", ряд междунар. премий и особый приз на 1-м ВКФ в Москве (1958). Углубленная психологич. разработка поведения героев нашла свое выражение в ф. "Отчий дом" (1959). Элементы лирики отличают другой ф. К. "Когда деревья были большими" (1961), где с неожид. стороны проявил свое актерское мастерство Ю. Никулин, ранее выступавший преимущ. в эксцентрическом жанре. Вообще, честь открытия "актерского кинематографа" принадлежит К.: это и Ю. Никулин, и Г. Тараторкин, и Л. Овчинникова, к-рые в итоге передавали "художественный мир" режиссера. К. вновь обращается к экранизации в 1970, в ф. "Преступление и наказание" (по Ф. Достоевскому, Гос. премия РСФСР, 1971), в к-ром К. остается верным эстетич. принципам, некогда выработанных им в творч. поиске: простота языка кино в сочетании с психологич. анализом. Последний ф. К. "Незабудки" (1994) - о судьбах разных поколений. Указом Президента РФ реж. удостоен приза "За выдающийся вклад в развитие кино" (1999).

Среди др. ф.: "Потерянная фотография" (1959); "Синяя тетрадь" (1963); "Звездная минута" (1975, худож.-док. ф.); "Карл Маркс. Молодые годы" (1980, т / ф, 7 серий, Лен. пр., 1982); "Умирать не страшно" (1991).

Лит.: Обратная связь // "Искусство кино". 1980. № 3.

Куликов Ник. Ив

КУЛИКО́В Ник. Ив. (1812-91) - актер, драматург, театр. деятель. Начал на моск. сцене, в 1837 был переведен в Петерб. т-р. Играл водевильные и комедийные роли: Молчалин ("Горе от ума" А. Грибоедова), Бернардо ("Царство женщин, или Свет наизнанку" Ш. Денуайе и бр. Коньяр). Автор популярных пьес: "Средство выгонять волокит", "Минутное заблуждение", "Осенний вечер в деревне", "Пятачок", "Цыганка", "Актер Яковлев", инсценировок произв. А. Пушкина ("Станционный смотритель"), Н. Гоголя ("Мертые души" и "Тарас Бульба", с К. Ефимовичем) и многочисл. переделок франц. водевилей. В 1838-52 - реж. Александринского т-ра. "Дневник режиссера" и "Театральные воспоминания" К. - богатый источник по ист. рус. т-ра 1830-80-х гг.

Кулинария

КУЛИНА́РИ́Я (от лат. culina - кухня) - иск-во приготовления пищи, а также собират. назв. кушаний. По преданию, Кулина была служанкой и помощницей мифич. врачевателя Эскулапа (покровителя медицины) и его дочери Гигеи (покровительницы здоровья). К. - древнейшая отрасль чел. деят-ности. Одним из первых приемов тепловой кулинарной обработки была жарка на открытом огне, в золе и на раскал. камнях. Позднее появилась варка и вместе с ней кулинарная рецептура. Приемы кулинарной обработки формировались под влиянием природных, ист. и соц.-экономич. факторов. Кулинарные рецептуры и способы обработки пищи, возникшие в результате многовековой эволюции, отражают коллективный опыт народа и поэтому во многом физиологически целесообразны, т. к. пища олицетворяет собой древнейшую связь, соединяющую все живое, в т. ч. и человека, с окружающей его природой. Нац. кухня каждого народа - неотъемлемая часть его матер. культуры. Различают нар. и проф. К. Последняя возникла на осн. нар., к-рую развили и усовершенствовали повара-профессионалы. Проф. К., с одной стороны, иск-во, а с др. - наука, опирающаяся на достижения физики, химии, физиологии питания и др. отраслей естествознания. К. увлекались мн. изв. деятели культуры: Леонардо да Винчи, С. Боттичелли, А. Дюма, В. Одоевский и др. Основоположником науч. К. в России был Д. Каншин. После появления механизиров. предприятий внедомашнего питания К. превратилась в технич. дисциплину - технологию приготовления пищи.

Кулич

КУЛИ́Ч - высокий сдобный обряд. хлеб из дрожжевого теста, приготавливаемый к Пасхе. Готовить К. начинали в последний четверг перед Пасхой. Для каждого чл. семьи пекли по К. Считали, что если К. удался, в семье все будет хорошо, если же он в печи не подойдет, растрескается корка и пр. - надо ждать несчастья. Поверхность К. украшали изображением креста из теста, живыми или искусств. цветами. К. вместе с др. обряд. едой (сырная пасха, крашеные яйца) освящали в ц. Этой едой разговлялись утром в воскресенье.

Куличевская Кл. Мих.

КУЛИЧЕ́ВСКАЯ Кл. Мих. (1861-1923) - артистка и педагог балета, балетмейстер. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1880 (кл. Х. Иогансона). В 1880-1901 артистка Мариинского т-ра. Первая исполнительница партий: Фея Крошка и Золото ("Спящая красавица"), Алоиза ("Золушка"), Клеманс ("Раймонда"); среди др. ролей: Графиня ("Своенравная жена"), Илька ("Очаров. лес"). В 1901-17 педагог Петрогр. театр. уч-ща, ее ученицами были О. Спесивцева, Е. Гейденрейх, Л. Тюнтина и др. Там же для своих выпускниц регулярно ставила одноактные балеты: "Поле тюльпанов" (комп. Б. Шель, 1902), "Голубая георгина" (Ц. Пуни, 1904), "Парижский рынок" (Ц. Пуни, 1905), "Принц-садовник" (А. Давидов, 1906), "Саланга" (П. Шенк, 1907), "Остров фантазии" (А. Шеффер, 1910), "Весенние грозы" (Р. Дриго, 1910, 1912), "Сказка белой ночи" (1913) и др. В своей творч. деят-ности К. придерживалась традиц.-консерват. принципов и методов.

Кульнев Як. Петр.

КУ́ЛЬНЕВ Як. Петр. (1763-1812) - военач., ген.-лейт. (1812), герой Отеч. войны 1812. Род. в семье офицера. Окончил Сухопутный шляхетский корпус (1785), служил в гусарах. Участник рус.-тур. войны 1787-91 и Польской кампании 1794-95. Во время войны с Францией в 1807 командовал Гродненским гусарским полком. Отличился в ряде сражений в рус.-швед. войне 1808-09: командуя авангардом, совершил переход по льду Ботнического зал. и занял г. Грислехамн в Швеции. В 1810-11 командовал передовыми кавлалер. отрядами во время рус.-тур. войны (1806-12), одержал ряд побед. В нач. Отеч. войны 1812 командовал 5-тыс. кавалер. отрядом, действовавшим в арьергарде, нанес ряд поражений противнику. В сражении при Клястицах, командуя авангардом, а затем центром, разбил войска маршала Н. Удино и пресек попытки французов продвинуться к СПб. Был смертельно ранен в бою. Последователь А. Суворова, талантливый военач., участник 55 боев, К. отличался исключит. храбростью и решительностью. Был противником аракчеевщины, придерживался демократич. взглядов; отпустил на волю своих крепост. крестьян. На месте гибели К. в 1830 поставлен пам., на к-ром выбиты стихи В. Жуковского о К.

Я. П. Кульнев

Я. П. Кульнев

Культ

КУЛЬТ - обряд. сторона верований и религий; почитание к.-л. предметов или сверхъестеств. существ, управляющих процессами и явлениями матер. мира, с целью снискать их расположение (благословение) и получить от них помощь. К. включает все виды действий, связ. с религ.-магич. представлениями (обряды, жертвоприношения, молитвы, праздники). Осн. формы К. соответствуют ист. формам верований: тотемич., шаманский, погребальный, семейно-родовой, промысловый, аграрный. Различают также виды К. по их объектам поклонения: К. предков, правителей (властителей), личных духов-покровителей, плем. богов, животных, деревьев, гор, камней, источников огня, солнца, неба, звезд, воды и т. п. Развитие и усложнение К. тесно связано с обособлением служителей К. - шаманов, колдунов, жрецов, духовенства.

Лит.: Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь. М., 1980; Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1986; Его же. Ранние формы религии. М., 1990.

Культ предков

КУЛЬТ ПРЕ́ДКОВ - форма позднепервобытных верований, основ. на поклонении душам или духам умерших предков (прародителей). Предки считаются хранителями земли и гарантами благосостояния своего рода (семьи, племени), они постоянно присутствуют среди живых и оказывают воздействие на повседневную жизнь конкр. каждого чел. и всего соц. коллектива. С дифференциацией об-ва по соц. признаку происходит и дифференциация предков, при этом на первый план выдвигается культ вождей и старейшин. Различают К. П. семейно-родовой, общеплем. и общенар. (К. П. правителей). К. П. тесно связан с погреб. культом и похоронными обрядами, в нем слились представления о личных и семейно-родовых покровителях, душах и духах умерших людей, сакрализация власти, эл-ты тотемизма и фетишизма. К. П. широко распространен у народов тропич. Африки, занимает видное место в политеистич. религиях др. греков, римлян, индийцев и славян, составляет основу конфуцианства и синтоизма. На базе К. П. в антич. об-вах возник культ героев, в христианстве и исламе - культ святых. У рус. в качестве пережитков К. П. рассматривают почитание родителей в родит. субботы (перед масленицей и перед Троицей) и на радуницу (послепасх. неделя), веру в домового - покровителя семьи.

Лит.: Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1986; Кара-Мурза А. А. Культ предков // Традиционные и синкретические религии Африки. М., 1986.

Культзасада

КУЛЬТЗАСА́ДА - одна из форм комсомольской работы в обл. культуры. Проводились в рамках более широкого движения - культпохода с кон. 20-х гг. Суть К. состояла во внезапных проверках деят-ности заводских, фабричных, сельских и др. комсомольских орг-ций по ликвидации неграмотности, пропаганде науч. знаний и т. д.

Культпоход

КУЛЬТПОХО́Д - одна из форм работы комсомола в обл. ликвидации неграмотности. К. был начат 2 сент. 1928 по решению Центр. к-та комсомола после успешно провед. в авг. 1928 месячника по ликбезу. Особенность этого движения состояла в объединении усилий обществ. орг-ций и сотен тыс. грамотных трудящихся, обучавших неграмотных на добровольных нач. В составе участников К. выделялись 2 категории - культармейцы, обучавшие на обществ. нач., и штатные учителя, к-рых было меньшинство. Культармейцы выполняли разл. обязанности: обучали неграмотных, создавали б-ки, привлекали к чтению уже умеющих читать и т. д. Успехи похода за ликвидацию неграмотности и общий подъем культуры явились осн. осуществления в стране обязат. всеобщего нач. обучения. Эта задача была поставлена на 16-м съезде Всесоюзной коммунистич. партии, состоявшемся в июне 1930.

Культура

КУЛЬТУ́РА (от лат. cultura - возделывание, обработка) - 1) Абстрактный объект, используемый в теоретич. построениях ряда научных дисциплин для описания орг-ции, функционирования и продуктов деят-ности человеч. об-ва.

2) С оценочно-нормативной т. зр. - совокупность "форм жизни", к-рые чл. данного сообщества полагают образцовыми (в этом смысле говорят "культ. чел." или "вести себя культурно / некультурно"). Понятие "К." отражает потребность чел. осознать свою человеч. самость в противопоставлении нечеловеч. существам и людям других об-в. Это дает возможность говорить о множестве К. наряду с К. вообще как видовым признаком чел. К. есть информация, к-рая передается внегенетич. путем. Хотя способность к обучению не является специфически человеч., чел. единств. из живой природы переместился в новую область адаптации, к-рая целиком основывается на научении: чел. прибавил традицию к наследственности. Сообщество людей передает от поколения к поколению корпус информации, превосходящий объем памяти индивида и имеющий тенденцию к возрастанию. Этот корпус информации (коллективная память) частично воплощен в поведенч. моделях и идеях, частично в артефактах (т. н. "матер. культура"), частично в специально созд. семиотич. механизмах сохранения и порождения информации. В совокупности эти воплощения коллективной памяти составляют жизненный мир чел. - постоянно воспроизводящуюся культ. среду, вторичную по отношению к среде собственно природной, куда К. вносит дополнит. факторы орг-ции. Развитие вторичной среды есть экзосоматич. (внетелесная) эволюция чел., в большой мере независимая от биологич. адаптации и от нужд удовлетворения физиологич. потребностей и направл. на формирование и удовлетворение вторичных, собственно культ. потребностей. Несмотря на то, что культ. регламентации прямо или косвенно подвержены все сферы поведения, а также до нек-рой степени психич. и даже физиологич. процессы, эта регламентация не является исчерпывающей, оставляя пространство индивид. выбору. Индивидуальность не растворяется в коллективном функционировании об-ва, а проявляет себя как личность в К., несущая в себе отпечаток К. в целом.

Лит.: Маркарян Э. С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969; Лотман Ю. М. Избр. статьи. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн, 1992.

"Культура и свобода"

"КУЛЬТУРА И СВОБОДА" - об-во деятелей культуры, организов. М. Горьким (март 1918 - март 1919) в память 27 февр. 1917 (нач. Февр. рев-ции). В состав оргкомитета вошли В. Фигнер, Г. Лопатин, В. Засулич, В. Базаров, Г. Плеханов и др. Об-во ставило задачей "объединение всей интеллигенции на почве культ. работы" и звало "всех честных людей на дело дух. возрождения страны". Оно проводило митинги в защиту культуры, организовало сбор кн. для нар. б-к, открыло "Красный Крест помощи лицам интеллект. труда". При об-ве было создано изд-во "К. и С.", выходила газ. "Кн. и жизнь" и ж. "Вестник К. и С.".

Культура речи

КУЛЬТУ́РА РЕ́ЧИ - понятие включает в себя, во-первых, требование правильности речи, знания и соблюдения языковых норм и, во-вторых, стремление к выразительности, наиб. эффективности высказывания. В обл. соблюдения языковых норм К. Р. в первую очередь предусматривает правильность произношения слов, борьбу с распростран. речевыми ошибками (ср.: "ходата́йство" вместо правильного ударения "хода́тайство"; "собрание прове́дено" вместо "проведено́"). Велика роль К. Р. в нормализации словоупотребления. До сих пор не изжиты еще и такие ошибочные, неграмотные употребления, как "ихний" (вместо "их"), "одел пальто" (вместо "надел пальто") и мн. др. В задачу К. Р. входит противостояние неумер. и неоправд. применению иноязычной лексики (ср.: "параметры воротника", "дом отдыха еще не функционирует"), а также увлечению жаргонными словечками ("потрясно", "фанатеть", "балдеж" и т. п.). Совр. речь, к сожалению, засорена языковыми штампами ("поднять, заострить вопрос", "встретиться в районе пяти часов" и т. п). Устранить безликий "канцелярит", предостеречь от таких выражений, как "форум животноводов района", "плеяда тракторов", также входит в задачу К. Р. В совр. речи наряду с псевдонауч. словами стали неоправданно употреблять слова с уменьшительно-ласкат. суффиксами: "передайте билетик", "взвесьте колбаски" и т. п. Ни высокопарность, ни приторно-вежливая фамильярность не украшают нашей речи. К. Р. чужда крайностей. Истинный вкус, по словам А. Пушкина, состоит в чувстве соразмерности и сообразности.

Как речевое мастерство К. Р. предполагает умелое владение разнообразными стилистич. средствами яз.: метафорой, синонимами, эпитетами, фразеологией и т. д. Использование метафоры повышает выразительность высказывания, создает образное представление о предмете речи (ср. у С. Есенина: "ситец неба", "костер рябины красной"). В этом отношении немалую роль играет удачно найденный эпитет (ср. у А. Солженицына: "колокольчатый смех", "солнечный запах травы"). К. Р. предполагает уместное использование фразеологизмов, крылатых выражений. Естественно, что высокая степень К. Р. в этом смысле связана с уровнем общей культуры, широтой эрудиции и сознат. отношением к отбору выразит. средств яз. Борьба за К. Р. не сводится к мелочной опеке и погоне за отд. безграмотными оборотами. Позитивная программа языковой политики и совершенствования К. Р. м. б. построена только на осн. научного осмысления яз. как непрерывно развивающегося феномена.

Лит.: Винокур Г. О. Культура языка. М., 1929; Костомаров В. Г. Культура речи и стиль. М., 1960; Головин Б. Н. Основы культуры речи. М., 1980; Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989.

Культурная революция

КУЛЬТУ́РНАЯ РЕВОЛЮ́ЦИЯ - составная ч. социалистич. стр-ва, создание социалистич. культуры, ликвидация "культ. монополии буржуазии и дворянства". Сам термин "К. Р." впервые использован В. И. Лениным в работе "О кооперации" (1923). К. Р. должна была, с одной стороны, приобщить рабочих и крестьян к той ч. мировой культуры, к-рая считалась приемлемой с т. зр. коммунистич. идеологии, а с др. - выработать новую "социалистич. культуру", перевоспитать ст. "бурж. интеллигенцию и воспитать новую, "социалистич."", преодолеть ст. идеологию и утвердить марксистско-ленинскую, создать социалистич. лит-ру и пр. Нек-рые радик. меры, предпринятые в рамках К. Р., имели очевидный положит. эффект. Так, проведение кампании ликбеза, создание сети б-к, клубов, музеев и т. п. способствовало повышению общеобразоват. уровня нас. СССР, подготовило успехи сов. науки и техники. В то же время проводилась интенсивная "промывка мозгов", насаждение коммунистич. культа. С кон. 1960-70-х гг. выражение "К. Р." ассоциируется прежде всего с кампанией, проводившейся в Китае.

Д. Моор. Карикатура «Перерегистрация святых» («Крокодил». 1922)

Д. Моор. Карикатура «Перерегистрация святых» («Крокодил». 1922)

Культурно-историческая школа

КУЛЬТУ́РНО-ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА - в лит-ведении, возникла в сер. 19 в. Филос. основой К.-И. Ш. был позитивизм и, в первую очередь, тр. И. Тэна. История, по Тэну, - прикладная психология, и, объясняя общие психолог. черты к.-л. группы человеч. душ (обществ. психологию), ученый должен открыть законы, управляющие движением истории. Эти психолог. черты определяются совокупностью 3-х факторов: расы (врожд. нац. особенности), среды (окружающий мир и обществ. обстоятельства) и момента (традиции). Рус. сторонники К.-И. Ш. отвергли, по существу, тэновский фактор расы, уделив гл. внимание соц.-ист. причинам в развитии лит-ры и тем самым отождествив ист. лит-ры с ист. обществ. мысли или ист. обществ. самосознания. Наиб. крупные представители рус. ветви К.-И. Ш. - А. Пыпин, И. Тихонравов, позднее П. Сакулин, И. Пиксанов, С. Венгеров и др.

Кульчицкий Мих. Вал

КУЛЬЧИ́ЦКИЙ Мих. Вал. (1919-43) - поэт. Род. в Харькове, в семье литератора. Проучившись год в Харьковском ун-те, перевелся на 2-й курс Лит. ин-та им. М. Горького. В дек. 1942, закончив пулеметно-минометное уч-ще, уехал на фронт. Перед отъездом в доме Л. Брик переписал на память ей стихи: "Война ж совсем не фейерверк, а просто - трудная работа". К. погиб под Сталинградом в янв. 1943. Стих., напис. в армии, не сохранились. Наиб. важная прижизн. публ. - поэма "Самое такое" в ж. "Октябрь" (1941).

Кумовство

КУМОВСТВО́ - форма искусств. родства, возникшая на осн. отношений между кумовьями (крестными отцом и матерью) с родителями крестника и друг с другом. В рус. дер. К. широко использовалось в целях взаимопомощи и воспитания детей-крестников.

Кун Бела

КУН Бе́ла (1886-1939) - деятель венг. социал-демократии и междунар. коммунистич. движения, активный участник гражд. войны в России, сов. парт. и гос. работник. Род. в местечке Силадчех (совр. рум. Трансильвания), в семье пекаря. Учился на юридич. ф-те Клужского ун-та (1904-05). С 1902 - член с.-д. партии. В 1914 мобилизован в армию. В 1916 попал в рус. плен. В лагере для военнопленных (г. Томск) установил связи с большевист. подпольем и вступил в РСДРП (б). После Окт. рев-ции К. прибыл в Петроград, познакомился с В. Лениным. В марте 1918 К. был одним из создателей венг. группы Рос. коммунистич. партии (большевиков). С мая 1918 - пред. Центр. федерации иностр. групп. Рос. коммунистич. партии (большевиков). Руководил созданием интернац. отрядов Кр. армии, участвовал в обороне Петрограда от немцев (февр. 1918), подавлении левоэсеровского мятежа в Москве (июль 1918). Во время герм.-австр. оккупации Украины вел большевист. пропаганду в войсках оккупантов. В нояб. 1918 вернулся в Венгрию. Основал компартию Венгрии. В февр. 1919 арестован. В марте 1919 во время волнений в Будапеште К. и др. сидевшим в тюрьме коммунистам было предложено возглавить пр-во. К. был наркомом иностр. дел и наркомом по воен. делам Венг. республики. Сторонник жесткой террористич. политики в отношении полит. противников. После падения сов. власти в Венгрии вернулся в Россию. Был чл. реввоенсовета Юж. фронта. Возглавил Крымский ревком. В нарушение объявл. амнистии проводил политику жестокого террора в отношении остатков врангелев. войск и граждан. нас. В 1921 участвовал в попытках спровоцировать рев-цию в Германии в качестве представителя Коминтерна. С 1921 на руководящей работе в Рос. коммунистич. партии (большевиков) и Коминтерне в России и за границей. После ареста в Вене в 1928 вернулся в СССР, откуда продолжал руководить нелегальной компартией Венгрии. В 1937 арестован и в 1939 расстрелян.

Куна

КУ́НА - ден. единица Др. Руси. Назв. происходит от шкурки куницы, игравшей важную роль в торговле вост. славян. Т. к. К. была одной из осн. платежных единиц, др.-рус. ден. система получила наименование "кунной". В нее входили гривны, ногаты, К., резаны и веверицы, или векши. Указ. денежно-платежные ед. были в соответств. кратном соотношении между собой. В 11 в. К. - 1/25 гривны, в 12-13 вв. К. была уравнена с резаной и составляла 1/50 гривны. Термином "К." в Киев. Руси вообще наз. серебр. монеты (дирхемы, денарии, сребреники). Слово "К." к 13 в. закрепилось в слав. яз. в общем знач. "деньги", вытеснив термин "сребро". К. просуществовала до кон. 14 - нач. 15 в., когда в Моск. и др. княжествах вновь началась чеканка денег и стали появляться новые назв. денежных единиц.

Куницын Ал-др Петр.

КУНИ́ЦЫН Ал-др Петр. (1783-1840) - юрист, философ, педагог. Из духовного звания. Учился в Тверской семинарии, Пед. ин-те, закончил образование в Гейдельбергском и Геттингенском ун-тах (1808-11). С 1811 адъюнкт-проф. Царскосельского лицея по кафедре нравств. философии и правоведения; с 1817 - ординарный проф. Гл. пед. ин-та по кафедре "прав общих"; после открытия в 1819 Петерб. ун-та читал в нем те же предметы. Автор "Изображения взаимной связи государственных сведений" (1817) и "Права естественного" (2 т., 1818-20). Последняя работа по представлению Д. Рунича была признана вредной, ее экз. уничтожены, а К. в 1821 уволен. С 1826 - во II Отделении собств. Е. И. В. канцелярии, с 1838 - пред. К-та для надзора за печатанием Полного собрания законов. Поч. чл. Петерб. ун-та (1838). Дир. Департамента иностр. исповеданий (1840).

Кунсткамера

Статья большая, находится на отдельной странице.

Купала

Статья большая, находится на отдельной странице.

Купец

КУПЕ́Ц - представитель сословия, занимавшегося торговлей, владелец частного торг. предприятия. Первые упоминания о К. на Руси относятся к 10 в. В 12 в. в Новгороде уже известна купеч. корпорация "Ивановское сто". В источниках по истории России встречаются 2 термина для обозначения К.: "К" - горожанин, занимающийся торговлей, и "гость" - ведущий торговлю с др. городами и странами. В 16 в. К. вместе с ремесленниками и мелкими торговцами объединяются в одно сословие. Небольшая ч. была включена в состав корпораций: гостей, торг. людей Гостиной сотни, суконной сотни. С 17 в. К. начинают делиться на гильдии. В 20-х гг. 18 в. они входят в посадское податное сословие. С 1775 К. выделяются своими особыми сословными правами и входят в состав трех гильдий: объявившие свой капитал более чем в 10 000 руб., от 1000 до 10 000 руб. и от 500 до 1000 руб. Имевшие менее 500 руб. причислялись к мещанам. В 1785 нормы капитала в гильдиях были повышены. В 1-й пол. 19 в. в Петербурге издавался ж. "Купец" (первонач. на трех яз., с 1835 - только на рус), к-рый содержал информацию о торг. домах России, фабриках и заводах. В 1863 3-я гильдия была упразднена, а оставшиеся две подразделялись так: оптовая торговля, розничная торговля и фабрично-заводская деят-ность. Купечество как сословие (уже немногочисл.) существовало до 1917.

Купец в шубе. Худ. Б. Кустодиев. 1920

Купец в шубе. Худ. Б. Кустодиев. 1920

Куплет

КУПЛЕ́Т (от фр. couplet - строфа) - 1) Муз. построение, к-рое повторяется с различным поэт. текстом. В 14 в. термин "К." обозначал две строки, объединенные рифмой, позднее - поэт. строфу. Муз. К. обычно соответствует стихотворной строфе, его форма - период, в К. с припевом - простая двухчастная, в народной обрядовой песне К. состоит из одной-двух фраз. При повторении К. с новыми строфами текста возникает куплетная форма. В музыке К. обобщается содержание поэт. текста. Отражение сюжетного развития текста приводит к варьированию К. ("Я ли в поле да не травушка была" и романс Полины из "Пиковой дамы" П. Чайковского).

Куплетная форма преобладает в народной и массовой песне. В романсах она обычно включает 2-3 развернутых строфы ("Не искушай" М. Глинки). Большее число К. характерно для жанра "русской песни" ("Лихорадушка" А. Даргомыжского). Появление куплетной формы в опере связано с введением туда жанра песни (песня Каспара из "Волшебного стрелка" К. Вебера, песня Марфы из "Хованщины" М. Мусоргского, колыбельная Волховы из "Садко" Н. Римского-Корсакова).

2) Во франц. комедии 17 - нач. 18 в. - известная песенка, переходившая из пьесы в пьесу, синоним "водевиля". Позднее К. - муз. номер в рус. водевиле. В опере и оперетте "куплеты" - сольный, часто комический номер, который поют, обращаясь к окружающим (Куплеты Мефистофеля из "Фауста" Ш. Гуно, Куплеты Трике из "Евгения Онегина" П. Чайковского).

3) Эпизод в рондо в музыке франц. клавесинистов 17-18 вв.

Лит.: Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений. М., 1986; Анализ вокальных произведений. Л., 1988.

Купол

КУ́ПОЛ (от итал. cupola - свод) - арх. эл-т, представляющий собой перекрытие, внутр. поверхность к-рого имеет форму полушария. Используется для покрытия крупных, многоугольных, эллиптич. в плане помещений. Форма К. образуется многочисл. кривыми линиями, выпуклыми наружу. В осн. конструкция К. применяется в стр-ве обществ. зданий. На протяжении вв. К. изготовлялся из камня (или кирпича), с сер. 19 в. к традиц. мат-лам добавляются металл, стекло, железобетон. К. был изобретен в Др. Риме, и в антич. эпоху расцвет стр-ва купольных сооружений происходит в архитектуре Др. Рима и Византии. К. устанавливались либо на цилиндрич. конструкции, либо на квадратном осн. при помощи особых сводов. В ср. века подобная традиция стр-ва купольных зданий распространяется в странах Европы, где господствует крестово-купольная система храма (т. е. Византия, Балканы и Русь) и центрич. купольные здания (Ближний и Ср. Восток). Помимо чисто конструктивной функции К. обладает, будучи арх. доминантой, громадным эстетич. значением. С появлением в эпоху Ренессанса теорий градостроительства купольным конструкциям отводится особая роль в облике городов. С осознанием худ. ценности купольной конструкции во внеш. облике здания происходит изменение ее наружных очертаний относительно внутр. Появляются внеш. оболочки, отличные по своим формам от собств. конструктивной части К. и часто представляющие собой криволинейное покрытие, устанавливаемое на дерев. стропилах. Подобные внеш. оболочки были широко распространены и в др.-рус. архитектуре. В 15-18 вв. этот прием становится неотъемлемой частью европ. купольного стр-ва. В 19-20 вв. технология создания К. усложняется, и с появлением новых мат-лов резко увеличивается многообразие структур и форм К. Появляются К. ребристые, ребристо-кольцевые, сетчатые, с волнистой внутр. структурой и др. Создаются новые типы К. из полимерных материалов с использованием тонкостенных сводов-оболочек, двойных надувных оболочек и т. п.

Предыдущая страница Следующая страница