Статьи на букву "К" (часть 18, "КУЗ"-"КУП")
"КУ́ЗНИЦА" - группа пролетар. писателей, образов. в Москве в 1920. Ядро группы составили поэты (В. Александровский, М. Герасимов, В. Казин и др.), вышедшие из Пролеткульта. В мае 1920 был осн. ж. "К." (выходил до 1922), от к-рого получила назв. и вся группа. Первая декларация группы (1921) и программная статья Н. Ляшко (1922) повторяли осн. установки Пролеткульта. По инициативе "К." был учрежден Всерос. союз пролет. писателей (1920). Творчество поэтов "К." отличалось рев. романтикой, воспеванием труда и коллективизма, планетарным пафосом и резким неприятием нэпа, к-рый рассматривался как измена рев-ции. В 1922 ч. писателей и поэтов выходит из "К." и участвует в создании нового пролет. объединения "Октябрь". С этого момента "К." начинает терять свое значение. К сер. 20-х гг. группу покинули В. Александровский, В. Кириллов, М. Герасимов и ведущее место заняли прозаики Ф. Гладков, А. Новиков-Прибой, Н. Ляшко, А. Неверов и др. В 1930 в "К." происходит раскол и обе ч. распавшейся группы на правах творч. группировок вступают в РАПП. |
КУ́ЗЬКИН Викт. Григ. (род. 1940) - хоккеист, з. м. с. СССР (1963). Один из лучших защитников в истории сов. хоккея с шайбой. Олимп. чемпион 1964, 1968, 1972. Чемпион мира 1963-69, 1971. Чемпион Европы 1963-69. Чемпион СССР 1959-61, 1963-66, 1968, 1970-73. В 1966 и 1972 капитан сборной команды СССР. |
КУЗЬМА́ И ДЕМЬЯ́Н (канонич. Косма и Дамиан) - св., пользовались большой популярностью у крестьян, являясь одновременно покровителями ремесел (особенно кузнечного), жен. рукоделия, а также семейного очага, супруж. счастья и свадеб. В свадебных песнях сохранилось своеобразное обращение к К. и Д. - к-рые мыслились как один человек "Кузьма-Демьян", возможно, даже жен. пола. Заклинат. обращение для нач. свадьбы обусловлено нар. этимологией, осмысляющей имя "Кузьма-Демьян" как производное от "кузнеца": "Матушка Кузьма-Демьян! Скуй нам свадьбу Крепко-накрепко, До седой головушки, До долгой бородушки". С др. стороны, "двойная" природа К. и Д. тоже осознавалась, и в таких же свадебных песнях к ним могут обращаться в ряду других "парных" св. ("Петра и Павла", "Флора и Лавра" и т. п.). В день К. и Д. - 1 нояб. по ст. ст. - устраивались кузьминки, праздник с вечеринкой и угощением ("братчинка"). Кузьминки считались гл. обр. девичьим праздником. Девушки готовили обрядовую еду (обязательно кашу), варили пиво, угощали парней; веселье продолжалось до света. В состав угощений входила курятина: К. и Д. считались "курьими богами", в курятниках либо возле них служили молебны. Весной, подкладывая яйца под курицу, говорили: "Матушка Кузьма-Демьян, зароди цыпляток к осени; курочку да петушка тебе зарежем!" День К. и Д. был днем поминок по осени и встречи зимы ("Кузьма-Демьян - кузнец, кует лед на земле и на водах"). Мн. эл-ты культа К. и Д. указывают на связь с дохрист. представлениями о подателях плодородия, а также с представлением о "парных" божествах, в конечном счете восходящих к близнечному мифу и культу. |
КУЗЬМИ́Н Ник. Вас. (1890-1987) - график, прозаик, нар. художник РСФСР (1972), чл.-корр. АХ СССР (1967), учился в школе Званцевой (1911) у М. Добужинского, К. Петрова-Водкина, в школе у И. Билибина, А. Рылова, Н. Рериха (1913), посещал уроки гравирования у В. Матэ (1913), во ВХУТЕМАСе (Ленинград, 1922-24). Иллюстратор произв. рус. и заруб. лит-ры. Автор станковых графич. листов пейзажно-жанрового характера. Работал в техниках: акварель, тушь, перо и др. Для К. характерен быстрый, живой рис., чуткое и внимат. отношение к тексту лит. произв., глубокое знание разл. эпох и т. д. Произв.: оформление и иллюстрации к "Евгению Онегину" А. С. Пушкина (1933, 1947, 1961, 1975 и др.), к произв. Н. С. Лескова (1944-1946, 1954, 1961 и др.), к "Азбуке" Козьмы Пруткова (1966-69), "Эпиграммам" А. С. Пушкина (1973-76) и мн. др. Соч.: Давно и недавно. М., 1982; Круг царя Соломона; Наши с Федей ночные полеты; Рассказы о прошлом. М., 1990. Лит.: Пистунова А. М. Прикасаясь к книге. М., 1973. |
КУЗЬМИ́Н Роман Ив. (1811-67) - арх. Проф. АХ (1841). Исследователь античной и визант. архитектуры. Автор многочисл. православ. ц., выстроенных в рус.-визант. ст. в Париже, Афинах, в рус. провинции. Собор св. Павла в Гатчине, оформл. росписями ведущих художников академич. школы, является редчайшим храмом этого ст., сохранившимся в России. К. в 1840-50-х гг. расширил Гатчинский дворец: разобрал служебные корпуса и построил их заново, увеличив высоту. В одном из них - Арсенальном каре - он создал новый дворец для Николая I, в к-ром жили и последующие имп. Здесь были парадные залы в ст. неоренессанса, театр, две галереи в готич. ст. с портретами. Личные комнаты имп. семьи имели сводчатые перекрытия, были оформлены рокайльной лепкой, разнообразно отделаны и обставлены. Работы К. за границей впервые познакомили европ. публику с традициями рус. нац. архитектуры. |
КУЗЬМИНА́ Ел. Ал-др. (1909-79) - актриса. В 1930 окончила Ин-т сценич. иск-в в Ленинграде. Первая роль - парижская девушка Луиза в ф. "Новый Вавилон" (1929). Настоящей жизн. школой для актрисы стала работа над ролью учительницы в ф. "Одна" (1931). Вскоре раскрылось лирич. и лирико-комедийное дарование К. (девочка Манька - "Окраина", 1933 и рыбачка Маша - "У самого синего моря", 1936). С ф. "Тринадцать" (1937) началась работа актрисы в творч. коллективе, руководимом реж. М. Роммом. Создаваемые ею образы отличали глубокая психолог. разработка характера, выразит. внеш. рисунок, мастерство перевоплощения, драматизм. В 40-е гг. осн. темой творчества К. стало формирование характера в тяжелых испытаниях, рождение личности: Анна ("Мечта", 1943), Таня ("Человек № 217", 1945). Мастерство перевоплощения, отличающее К., особенно ярко проявилось в ф. "Секретная миссия" (1950), где она сыграла сов. разведчицу Марту-Марию, два полярных образа в одном: циничную, жесткую сотрудницу гестапо и обаят., самоотверж., скромную женщину. В 1961 К. выступила как характерная комедийная актриса в ф. "Дуэль" (по Чехову). Среди др. ф.: "Корабли штурмуют бастионы" (1953, леди Гамильтон), "Как он лгал ее мужу" (1957, Аврора Бомпас), "Бегство из рая" (1964, Санда Кицан). Соч.: О том, что помню. М., 1989. Лит.: Колесникова Н., Плейн Т. Нар. артистка РСФСР Елена Александровна Кузьмина. М., 1951; Рудницкий Е. Елена Кузьмина // Сов. экран. 1958. № 15. |
КУЗЬМИНА́-КАРАВА́ЕВА Елиз. Юр. (1891-1945) - (во втором браке - Скобцова, девичья фамилия - Пиленко; в монашестве - мать Мария) - поэт, прозаик, религ. и обществ. деятель. Детские годы провела в Анапе, где ее отец был гор. головой. В 1906 семья переехала в Петербург. К.-К. поступает на ист.-филолог. ф-т Бестужевских курсов, вращается в среде петерб. литераторов. Ее первый муж - Д. В. Кузьмин-Караваев - родственник Н. С. Гумилева, "стряпчий" Цеха поэтов (в к-рый входила и К.-К.). В 1912 выходит сб. стихов К.-К. "Скифские черепки", в 1916 - сб. "Руфь". Стихи первого сб. К.-К. навеяны др. легендами, в последующем творчестве преобладали христ. мотивы жертвенности, покаяния, смирения, просветл. любви. В 1919 уезжает в Крым вместе со своим вторым мужем, Л. Е. Скобцовым, оттуда - в Константинополь и Белград. В 1923 приезжает в Париж. Публикует жития св. - "Жатва духа" (1927), монографии "Достоевский и современность", "Миросозерцание Владимира Соловьева", "А. С. Хомяков" (все 1929). В 1932 принимает постриг; сб. "Стихи" (1937) подписывает - "монахиня Мария". Ее обет не предполагал ухода в мон.: она взяла на себя подвиг монашества в миру. Активно занимается благотворительностью, в сер. 30-х гг. организует в Париже центр соц. помощи "Православное дело". Во время 2-й мир. войны К.-К. - мать Мария - участвовала в во франц. Сопротивлении, помогала преследуемым евреям и рус. военнопленным; была арестована фашистами и отправлена в концентрац. лагерь Равенсбрюк, где в кон. войны казнена. |
КУЗЬМИ́НКИ - архит. ансамбль 2-й пол. 18 - нач. 19 в. (с 1960 - в гор. черте Москвы). Загородная резиденция князей Голицыных (18 в. - 1917). В 1918 национализирована. Усадебно-парковый ансамбль выполнен в стиле классицизма. В 18 в. композиц. центром был пруд, вокруг к-рого в пейзажном (англ.) парке располагались усадьба, Померанцевая галерея, оранжерея (кон. 18 - нач. 19 в., арх. Р. Казаков, И. Еготов; не сохранились). В 1820-хгг. арх. Д. Жилярди реконструировал К. По проекту Жилярди в духе ампира была подчеркнута композиц. ось усадьбы благодаря двум симметричным флигелям по сторонам. В сложившийся ансамбль были включены вновь построенные Конный двор, Муз. павильон, Египет. павильон (1812-е гг., арх. Д. Жилярди) и др. сооружения. |
КУ́КЛА - подобие чел. или животного, сдел. из тряпья, кожи, бумаги, дерева и др. мат-лов. 1) Игрушка. К. занимает 1-е место среди всех игрушек. Классич. считается К., сдел. из тряпья. Изготавливают К. и играют с ними преим. девочки. Одевали К. в платья, покрой и цвет к-рых были типичны для одежды взрослых. Были К. "мужчины", "дети" (мальчик, девочка, грудной ребенок). К.-"женщин" изготавливали разных возрастов: старухи, девушки, женщина-мать. Игры с К. были посв. семейным и бытовым сценкам, праздникам и обрядам. 2) Антропоморфное изображение персонажа (божества) того или др. ритуала. Во мн. дер. России на масленицу делали солом. К., одетую в жен. крестьян. костюм. На русалкино заговенье изготавливали большую К. из палок и тряпок, ржаного снопа, большого пучка соломы, из травы. При проводах весны на улицу выносили "соловушку" - К. из лопуха или соломы, одетую в платье. 3) К. в Псков. обл. называют лен в связке. В Твер. и Орлов. обл. так называют "завертку", "закрутку" в хлебе, сдел. знахарем, колдуном. |
КУКО́ЛЬ - 1) Плащ с капюшоном. 2) Монашеский головной убор в виде капюшона (колпака) у схимников. 3) В 19 в. на Севере - одежда с капюшоном у занимающихся тюленьим промыслом. |
КУЛАКО́ВА Гал. Ал. (род. 1942) - лыжница, з. м. с. СССР (1972). Одна из лучших гонщиц в истории лыжного спорта. Олимп. чемпионка 1972 в гонках на 5 и 10 км, в эстафете 3×5 км и 1976 в эстафете 4×5 км. Чемпионка мира 1970 в гонке на 5 км и эстафете 3×5 км, 1974 в гонках на 5 и 10 км и в эстафете 4×5 км. Участница 4-х Олимпиад (1968, 1972, 1976, 1980), на к-рых завоевала 4 золотые, 2 серебр. и 2 бронз. медали. Многократная чемпионка СССР 1967-79. Автор кн. "Кому покоряется лыжня". Удостоена высш. награды Междунар. олимп. к-та - "Олимп. ордена" (1983). |
КУЛЕШО́В Лев Вл. (1899-1970) - реж., теоретик кино, первым внесший вклад в разработку проблем яз. кино и монтажа. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества. В 1916 поступил художником на фирму А. Ханжонкова, продолжил работу у Е. Бауэра. В 1917 поставил ф. "Проект инженера Прайта" (вып. 1918), смонтиров. с применением большого кол-ва крупных планов и короткими кусками, связ. между собой определ. ритмом. В ряде теоретич. ст. 1917-18 К. широко декларировал принципы монтажа как осн. средства для показа реальности снимаемого мат-ла. В 1919 возглавил уч. мастерскую при 1-й Госкиношколе, исследовавшую специфику актер. исполнения в кино (К. отрицал иск-во перевоплощения). Одновременно К. преподавал в Моск. гос. техникуме кинематографии. Второй ф. К. "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" (1924) - эксцентрич. комедия со стремит. и пружинистым действием, с точным ощущением кинематограф. формы. В этом ф. К. в полной мере осуществил свои теоретич. взгляды. В 1925 поставил ф. "Луч смерти". Эти два ф. оказали сильнейшее влияние на творчество В. Пудовкина, С. Эйзенштейна. Ф. "По закону" (1926, по рассказу Дж. Лондона "Неожиданное") - один из удачных примеров ранней экранизации, первая попытка психол. драмы. Ф. "Великий утешитель" (1933) со своей оригин. композицией - соединением реального и условного планов, блистат. актерским ансамблем - является одним из высших творч. достижений реж. Кн. К. "Иск-во кино" (1929), в к-рой подведены итоги творч. размышлений реж., стала классич. тр. по теории кино. Последний ф. К. - "Мы с Урала" (1944). В последующие годы целиком отдается преподават. деят-ности во ВГИКе, там же возглавляет творч. мастерскую. Среди др. ф.: "Ваша знакомая", "Журналистка" (1929), "Два-Бульди-Два", "Веселая канарейка" (1933). Соч.: Собр. соч. М., 1987-1988. Т. 1-2. Лит.: Долинский И. Тридцать лет // Иск-во кино. 1947. № 4; Громов Е. С. Л. В. Кулешов. М., 1984. |
КУЛИ́ГА - лесная поляна, расчищ. под земледелие. В нар. географ. терминологии дает широкий спектр оттенков значения: зем. участок среди оврагов и болот; луг на берегу р. с хорошим травостоем; чистое место среди леса; поляна, где хорошие сенокосы и пашни; группа деревень, располож. по обеим сторонам небольшой речки и вблизи друг от друга. Топонимич. пример: старое назв. пл. Ногина в Москве - Кулишки, т. к. местность эта была покрыта лугами и заводями Москвы-реки. Нек-рые из предлагаемых этимологий отразились в фразеологизме "У черта на куличках (кулижках)" - очень далеко, в отдал., глухих местах (быть, жить, селиться и т. п.). |
КУЛИДЖА́НОВ Лев Ал-др. (род. 1924) - кинорежиссер. Окончил ВГИК (1954, мастерская С. Герасимова). Начал работу на к/ст им. М. Горького. Дебют в кино - ф. "Дамы" (1955, по А. Чехову, совм. с Г. Оганисяном), где было заметно глубокое проникновение в образный строй произведения. В ф. К. и Я. Сегеля "Это начиналось так..." (1956) определились эстетич. принципы реж., к-рые сказались в первую очередь на яз. ф., простом, чуждом патетики. На следующий год, совм. с Сегелем, осуществляет постановку ф. "Дом, в к-ром я живу" - реж. сумели передать поэзию и красоту обыденной жизни в форме простой, ненавязчивой, но вместе с тем передающей масштабность событий Вел. Отеч. войны. Точное соотношение прозы и поэзии и неукоснит. следование выработанным эстетич. принципам отличают режиссуру этого ф. Закономерен приз на МКФ в Брюсселе (1958) "За лучшую постановку", ряд междунар. премий и особый приз на 1-м ВКФ в Москве (1958). Углубленная психологич. разработка поведения героев нашла свое выражение в ф. "Отчий дом" (1959). Элементы лирики отличают другой ф. К. "Когда деревья были большими" (1961), где с неожид. стороны проявил свое актерское мастерство Ю. Никулин, ранее выступавший преимущ. в эксцентрическом жанре. Вообще, честь открытия "актерского кинематографа" принадлежит К.: это и Ю. Никулин, и Г. Тараторкин, и Л. Овчинникова, к-рые в итоге передавали "художественный мир" режиссера. К. вновь обращается к экранизации в 1970, в ф. "Преступление и наказание" (по Ф. Достоевскому, Гос. премия РСФСР, 1971), в к-ром К. остается верным эстетич. принципам, некогда выработанных им в творч. поиске: простота языка кино в сочетании с психологич. анализом. Последний ф. К. "Незабудки" (1994) - о судьбах разных поколений. Указом Президента РФ реж. удостоен приза "За выдающийся вклад в развитие кино" (1999). Среди др. ф.: "Потерянная фотография" (1959); "Синяя тетрадь" (1963); "Звездная минута" (1975, худож.-док. ф.); "Карл Маркс. Молодые годы" (1980, т / ф, 7 серий, Лен. пр., 1982); "Умирать не страшно" (1991). Лит.: Обратная связь // "Искусство кино". 1980. № 3. |
КУЛИКО́В Ник. Ив. (1812-91) - актер, драматург, театр. деятель. Начал на моск. сцене, в 1837 был переведен в Петерб. т-р. Играл водевильные и комедийные роли: Молчалин ("Горе от ума" А. Грибоедова), Бернардо ("Царство женщин, или Свет наизнанку" Ш. Денуайе и бр. Коньяр). Автор популярных пьес: "Средство выгонять волокит", "Минутное заблуждение", "Осенний вечер в деревне", "Пятачок", "Цыганка", "Актер Яковлев", инсценировок произв. А. Пушкина ("Станционный смотритель"), Н. Гоголя ("Мертые души" и "Тарас Бульба", с К. Ефимовичем) и многочисл. переделок франц. водевилей. В 1838-52 - реж. Александринского т-ра. "Дневник режиссера" и "Театральные воспоминания" К. - богатый источник по ист. рус. т-ра 1830-80-х гг. |
КУЛИНА́РИ́Я (от лат. culina - кухня) - иск-во приготовления пищи, а также собират. назв. кушаний. По преданию, Кулина была служанкой и помощницей мифич. врачевателя Эскулапа (покровителя медицины) и его дочери Гигеи (покровительницы здоровья). К. - древнейшая отрасль чел. деят-ности. Одним из первых приемов тепловой кулинарной обработки была жарка на открытом огне, в золе и на раскал. камнях. Позднее появилась варка и вместе с ней кулинарная рецептура. Приемы кулинарной обработки формировались под влиянием природных, ист. и соц.-экономич. факторов. Кулинарные рецептуры и способы обработки пищи, возникшие в результате многовековой эволюции, отражают коллективный опыт народа и поэтому во многом физиологически целесообразны, т. к. пища олицетворяет собой древнейшую связь, соединяющую все живое, в т. ч. и человека, с окружающей его природой. Нац. кухня каждого народа - неотъемлемая часть его матер. культуры. Различают нар. и проф. К. Последняя возникла на осн. нар., к-рую развили и усовершенствовали повара-профессионалы. Проф. К., с одной стороны, иск-во, а с др. - наука, опирающаяся на достижения физики, химии, физиологии питания и др. отраслей естествознания. К. увлекались мн. изв. деятели культуры: Леонардо да Винчи, С. Боттичелли, А. Дюма, В. Одоевский и др. Основоположником науч. К. в России был Д. Каншин. После появления механизиров. предприятий внедомашнего питания К. превратилась в технич. дисциплину - технологию приготовления пищи. |
КУЛИ́Ч - высокий сдобный обряд. хлеб из дрожжевого теста, приготавливаемый к Пасхе. Готовить К. начинали в последний четверг перед Пасхой. Для каждого чл. семьи пекли по К. Считали, что если К. удался, в семье все будет хорошо, если же он в печи не подойдет, растрескается корка и пр. - надо ждать несчастья. Поверхность К. украшали изображением креста из теста, живыми или искусств. цветами. К. вместе с др. обряд. едой (сырная пасха, крашеные яйца) освящали в ц. Этой едой разговлялись утром в воскресенье. |
КУЛИЧЕ́ВСКАЯ Кл. Мих. (1861-1923) - артистка и педагог балета, балетмейстер. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1880 (кл. Х. Иогансона). В 1880-1901 артистка Мариинского т-ра. Первая исполнительница партий: Фея Крошка и Золото ("Спящая красавица"), Алоиза ("Золушка"), Клеманс ("Раймонда"); среди др. ролей: Графиня ("Своенравная жена"), Илька ("Очаров. лес"). В 1901-17 педагог Петрогр. театр. уч-ща, ее ученицами были О. Спесивцева, Е. Гейденрейх, Л. Тюнтина и др. Там же для своих выпускниц регулярно ставила одноактные балеты: "Поле тюльпанов" (комп. Б. Шель, 1902), "Голубая георгина" (Ц. Пуни, 1904), "Парижский рынок" (Ц. Пуни, 1905), "Принц-садовник" (А. Давидов, 1906), "Саланга" (П. Шенк, 1907), "Остров фантазии" (А. Шеффер, 1910), "Весенние грозы" (Р. Дриго, 1910, 1912), "Сказка белой ночи" (1913) и др. В своей творч. деят-ности К. придерживалась традиц.-консерват. принципов и методов. |
КУЛЬТ - обряд. сторона верований и религий; почитание к.-л. предметов или сверхъестеств. существ, управляющих процессами и явлениями матер. мира, с целью снискать их расположение (благословение) и получить от них помощь. К. включает все виды действий, связ. с религ.-магич. представлениями (обряды, жертвоприношения, молитвы, праздники). Осн. формы К. соответствуют ист. формам верований: тотемич., шаманский, погребальный, семейно-родовой, промысловый, аграрный. Различают также виды К. по их объектам поклонения: К. предков, правителей (властителей), личных духов-покровителей, плем. богов, животных, деревьев, гор, камней, источников огня, солнца, неба, звезд, воды и т. п. Развитие и усложнение К. тесно связано с обособлением служителей К. - шаманов, колдунов, жрецов, духовенства. Лит.: Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь. М., 1980; Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1986; Его же. Ранние формы религии. М., 1990. |
КУЛЬТ ПРЕ́ДКОВ - форма позднепервобытных верований, основ. на поклонении душам или духам умерших предков (прародителей). Предки считаются хранителями земли и гарантами благосостояния своего рода (семьи, племени), они постоянно присутствуют среди живых и оказывают воздействие на повседневную жизнь конкр. каждого чел. и всего соц. коллектива. С дифференциацией об-ва по соц. признаку происходит и дифференциация предков, при этом на первый план выдвигается культ вождей и старейшин. Различают К. П. семейно-родовой, общеплем. и общенар. (К. П. правителей). К. П. тесно связан с погреб. культом и похоронными обрядами, в нем слились представления о личных и семейно-родовых покровителях, душах и духах умерших людей, сакрализация власти, эл-ты тотемизма и фетишизма. К. П. широко распространен у народов тропич. Африки, занимает видное место в политеистич. религиях др. греков, римлян, индийцев и славян, составляет основу конфуцианства и синтоизма. На базе К. П. в антич. об-вах возник культ героев, в христианстве и исламе - культ святых. У рус. в качестве пережитков К. П. рассматривают почитание родителей в родит. субботы (перед масленицей и перед Троицей) и на радуницу (послепасх. неделя), веру в домового - покровителя семьи. Лит.: Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1986; Кара-Мурза А. А. Культ предков // Традиционные и синкретические религии Африки. М., 1986. |
КУЛЬТЗАСА́ДА - одна из форм комсомольской работы в обл. культуры. Проводились в рамках более широкого движения - культпохода с кон. 20-х гг. Суть К. состояла во внезапных проверках деят-ности заводских, фабричных, сельских и др. комсомольских орг-ций по ликвидации неграмотности, пропаганде науч. знаний и т. д. |
КУЛЬТПОХО́Д - одна из форм работы комсомола в обл. ликвидации неграмотности. К. был начат 2 сент. 1928 по решению Центр. к-та комсомола после успешно провед. в авг. 1928 месячника по ликбезу. Особенность этого движения состояла в объединении усилий обществ. орг-ций и сотен тыс. грамотных трудящихся, обучавших неграмотных на добровольных нач. В составе участников К. выделялись 2 категории - культармейцы, обучавшие на обществ. нач., и штатные учителя, к-рых было меньшинство. Культармейцы выполняли разл. обязанности: обучали неграмотных, создавали б-ки, привлекали к чтению уже умеющих читать и т. д. Успехи похода за ликвидацию неграмотности и общий подъем культуры явились осн. осуществления в стране обязат. всеобщего нач. обучения. Эта задача была поставлена на 16-м съезде Всесоюзной коммунистич. партии, состоявшемся в июне 1930. |
КУЛЬТУ́РА (от лат. cultura - возделывание, обработка) - 1) Абстрактный объект, используемый в теоретич. построениях ряда научных дисциплин для описания орг-ции, функционирования и продуктов деят-ности человеч. об-ва. 2) С оценочно-нормативной т. зр. - совокупность "форм жизни", к-рые чл. данного сообщества полагают образцовыми (в этом смысле говорят "культ. чел." или "вести себя культурно / некультурно"). Понятие "К." отражает потребность чел. осознать свою человеч. самость в противопоставлении нечеловеч. существам и людям других об-в. Это дает возможность говорить о множестве К. наряду с К. вообще как видовым признаком чел. К. есть информация, к-рая передается внегенетич. путем. Хотя способность к обучению не является специфически человеч., чел. единств. из живой природы переместился в новую область адаптации, к-рая целиком основывается на научении: чел. прибавил традицию к наследственности. Сообщество людей передает от поколения к поколению корпус информации, превосходящий объем памяти индивида и имеющий тенденцию к возрастанию. Этот корпус информации (коллективная память) частично воплощен в поведенч. моделях и идеях, частично в артефактах (т. н. "матер. культура"), частично в специально созд. семиотич. механизмах сохранения и порождения информации. В совокупности эти воплощения коллективной памяти составляют жизненный мир чел. - постоянно воспроизводящуюся культ. среду, вторичную по отношению к среде собственно природной, куда К. вносит дополнит. факторы орг-ции. Развитие вторичной среды есть экзосоматич. (внетелесная) эволюция чел., в большой мере независимая от биологич. адаптации и от нужд удовлетворения физиологич. потребностей и направл. на формирование и удовлетворение вторичных, собственно культ. потребностей. Несмотря на то, что культ. регламентации прямо или косвенно подвержены все сферы поведения, а также до нек-рой степени психич. и даже физиологич. процессы, эта регламентация не является исчерпывающей, оставляя пространство индивид. выбору. Индивидуальность не растворяется в коллективном функционировании об-ва, а проявляет себя как личность в К., несущая в себе отпечаток К. в целом. Лит.: Маркарян Э. С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969; Лотман Ю. М. Избр. статьи. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн, 1992. |
"КУЛЬТУРА И СВОБОДА" - об-во деятелей культуры, организов. М. Горьким (март 1918 - март 1919) в память 27 февр. 1917 (нач. Февр. рев-ции). В состав оргкомитета вошли В. Фигнер, Г. Лопатин, В. Засулич, В. Базаров, Г. Плеханов и др. Об-во ставило задачей "объединение всей интеллигенции на почве культ. работы" и звало "всех честных людей на дело дух. возрождения страны". Оно проводило митинги в защиту культуры, организовало сбор кн. для нар. б-к, открыло "Красный Крест помощи лицам интеллект. труда". При об-ве было создано изд-во "К. и С.", выходила газ. "Кн. и жизнь" и ж. "Вестник К. и С.". |
КУЛЬТУ́РА РЕ́ЧИ - понятие включает в себя, во-первых, требование правильности речи, знания и соблюдения языковых норм и, во-вторых, стремление к выразительности, наиб. эффективности высказывания. В обл. соблюдения языковых норм К. Р. в первую очередь предусматривает правильность произношения слов, борьбу с распростран. речевыми ошибками (ср.: "ходата́йство" вместо правильного ударения "хода́тайство"; "собрание прове́дено" вместо "проведено́"). Велика роль К. Р. в нормализации словоупотребления. До сих пор не изжиты еще и такие ошибочные, неграмотные употребления, как "ихний" (вместо "их"), "одел пальто" (вместо "надел пальто") и мн. др. В задачу К. Р. входит противостояние неумер. и неоправд. применению иноязычной лексики (ср.: "параметры воротника", "дом отдыха еще не функционирует"), а также увлечению жаргонными словечками ("потрясно", "фанатеть", "балдеж" и т. п.). Совр. речь, к сожалению, засорена языковыми штампами ("поднять, заострить вопрос", "встретиться в районе пяти часов" и т. п). Устранить безликий "канцелярит", предостеречь от таких выражений, как "форум животноводов района", "плеяда тракторов", также входит в задачу К. Р. В совр. речи наряду с псевдонауч. словами стали неоправданно употреблять слова с уменьшительно-ласкат. суффиксами: "передайте билетик", "взвесьте колбаски" и т. п. Ни высокопарность, ни приторно-вежливая фамильярность не украшают нашей речи. К. Р. чужда крайностей. Истинный вкус, по словам А. Пушкина, состоит в чувстве соразмерности и сообразности. Как речевое мастерство К. Р. предполагает умелое владение разнообразными стилистич. средствами яз.: метафорой, синонимами, эпитетами, фразеологией и т. д. Использование метафоры повышает выразительность высказывания, создает образное представление о предмете речи (ср. у С. Есенина: "ситец неба", "костер рябины красной"). В этом отношении немалую роль играет удачно найденный эпитет (ср. у А. Солженицына: "колокольчатый смех", "солнечный запах травы"). К. Р. предполагает уместное использование фразеологизмов, крылатых выражений. Естественно, что высокая степень К. Р. в этом смысле связана с уровнем общей культуры, широтой эрудиции и сознат. отношением к отбору выразит. средств яз. Борьба за К. Р. не сводится к мелочной опеке и погоне за отд. безграмотными оборотами. Позитивная программа языковой политики и совершенствования К. Р. м. б. построена только на осн. научного осмысления яз. как непрерывно развивающегося феномена. Лит.: Винокур Г. О. Культура языка. М., 1929; Костомаров В. Г. Культура речи и стиль. М., 1960; Головин Б. Н. Основы культуры речи. М., 1980; Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989. |
КУЛЬТУ́РНО-ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА - в лит-ведении, возникла в сер. 19 в. Филос. основой К.-И. Ш. был позитивизм и, в первую очередь, тр. И. Тэна. История, по Тэну, - прикладная психология, и, объясняя общие психолог. черты к.-л. группы человеч. душ (обществ. психологию), ученый должен открыть законы, управляющие движением истории. Эти психолог. черты определяются совокупностью 3-х факторов: расы (врожд. нац. особенности), среды (окружающий мир и обществ. обстоятельства) и момента (традиции). Рус. сторонники К.-И. Ш. отвергли, по существу, тэновский фактор расы, уделив гл. внимание соц.-ист. причинам в развитии лит-ры и тем самым отождествив ист. лит-ры с ист. обществ. мысли или ист. обществ. самосознания. Наиб. крупные представители рус. ветви К.-И. Ш. - А. Пыпин, И. Тихонравов, позднее П. Сакулин, И. Пиксанов, С. Венгеров и др. |
КУЛЬЧИ́ЦКИЙ Мих. Вал. (1919-43) - поэт. Род. в Харькове, в семье литератора. Проучившись год в Харьковском ун-те, перевелся на 2-й курс Лит. ин-та им. М. Горького. В дек. 1942, закончив пулеметно-минометное уч-ще, уехал на фронт. Перед отъездом в доме Л. Брик переписал на память ей стихи: "Война ж совсем не фейерверк, а просто - трудная работа". К. погиб под Сталинградом в янв. 1943. Стих., напис. в армии, не сохранились. Наиб. важная прижизн. публ. - поэма "Самое такое" в ж. "Октябрь" (1941). |
КУМОВСТВО́ - форма искусств. родства, возникшая на осн. отношений между кумовьями (крестными отцом и матерью) с родителями крестника и друг с другом. В рус. дер. К. широко использовалось в целях взаимопомощи и воспитания детей-крестников. |
КУН Бе́ла (1886-1939) - деятель венг. социал-демократии и междунар. коммунистич. движения, активный участник гражд. войны в России, сов. парт. и гос. работник. Род. в местечке Силадчех (совр. рум. Трансильвания), в семье пекаря. Учился на юридич. ф-те Клужского ун-та (1904-05). С 1902 - член с.-д. партии. В 1914 мобилизован в армию. В 1916 попал в рус. плен. В лагере для военнопленных (г. Томск) установил связи с большевист. подпольем и вступил в РСДРП (б). После Окт. рев-ции К. прибыл в Петроград, познакомился с В. Лениным. В марте 1918 К. был одним из создателей венг. группы Рос. коммунистич. партии (большевиков). С мая 1918 - пред. Центр. федерации иностр. групп. Рос. коммунистич. партии (большевиков). Руководил созданием интернац. отрядов Кр. армии, участвовал в обороне Петрограда от немцев (февр. 1918), подавлении левоэсеровского мятежа в Москве (июль 1918). Во время герм.-австр. оккупации Украины вел большевист. пропаганду в войсках оккупантов. В нояб. 1918 вернулся в Венгрию. Основал компартию Венгрии. В февр. 1919 арестован. В марте 1919 во время волнений в Будапеште К. и др. сидевшим в тюрьме коммунистам было предложено возглавить пр-во. К. был наркомом иностр. дел и наркомом по воен. делам Венг. республики. Сторонник жесткой террористич. политики в отношении полит. противников. После падения сов. власти в Венгрии вернулся в Россию. Был чл. реввоенсовета Юж. фронта. Возглавил Крымский ревком. В нарушение объявл. амнистии проводил политику жестокого террора в отношении остатков врангелев. войск и граждан. нас. В 1921 участвовал в попытках спровоцировать рев-цию в Германии в качестве представителя Коминтерна. С 1921 на руководящей работе в Рос. коммунистич. партии (большевиков) и Коминтерне в России и за границей. После ареста в Вене в 1928 вернулся в СССР, откуда продолжал руководить нелегальной компартией Венгрии. В 1937 арестован и в 1939 расстрелян. |
КУ́НА - ден. единица Др. Руси. Назв. происходит от шкурки куницы, игравшей важную роль в торговле вост. славян. Т. к. К. была одной из осн. платежных единиц, др.-рус. ден. система получила наименование "кунной". В нее входили гривны, ногаты, К., резаны и веверицы, или векши. Указ. денежно-платежные ед. были в соответств. кратном соотношении между собой. В 11 в. К. - 1/25 гривны, в 12-13 вв. К. была уравнена с резаной и составляла 1/50 гривны. Термином "К." в Киев. Руси вообще наз. серебр. монеты (дирхемы, денарии, сребреники). Слово "К." к 13 в. закрепилось в слав. яз. в общем знач. "деньги", вытеснив термин "сребро". К. просуществовала до кон. 14 - нач. 15 в., когда в Моск. и др. княжествах вновь началась чеканка денег и стали появляться новые назв. денежных единиц. |
КУНИ́ЦЫН Ал-др Петр. (1783-1840) - юрист, философ, педагог. Из духовного звания. Учился в Тверской семинарии, Пед. ин-те, закончил образование в Гейдельбергском и Геттингенском ун-тах (1808-11). С 1811 адъюнкт-проф. Царскосельского лицея по кафедре нравств. философии и правоведения; с 1817 - ординарный проф. Гл. пед. ин-та по кафедре "прав общих"; после открытия в 1819 Петерб. ун-та читал в нем те же предметы. Автор "Изображения взаимной связи государственных сведений" (1817) и "Права естественного" (2 т., 1818-20). Последняя работа по представлению Д. Рунича была признана вредной, ее экз. уничтожены, а К. в 1821 уволен. С 1826 - во II Отделении собств. Е. И. В. канцелярии, с 1838 - пред. К-та для надзора за печатанием Полного собрания законов. Поч. чл. Петерб. ун-та (1838). Дир. Департамента иностр. исповеданий (1840). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
КУПЛЕ́Т (от фр. couplet - строфа) - 1) Муз. построение, к-рое повторяется с различным поэт. текстом. В 14 в. термин "К." обозначал две строки, объединенные рифмой, позднее - поэт. строфу. Муз. К. обычно соответствует стихотворной строфе, его форма - период, в К. с припевом - простая двухчастная, в народной обрядовой песне К. состоит из одной-двух фраз. При повторении К. с новыми строфами текста возникает куплетная форма. В музыке К. обобщается содержание поэт. текста. Отражение сюжетного развития текста приводит к варьированию К. ("Я ли в поле да не травушка была" и романс Полины из "Пиковой дамы" П. Чайковского). Куплетная форма преобладает в народной и массовой песне. В романсах она обычно включает 2-3 развернутых строфы ("Не искушай" М. Глинки). Большее число К. характерно для жанра "русской песни" ("Лихорадушка" А. Даргомыжского). Появление куплетной формы в опере связано с введением туда жанра песни (песня Каспара из "Волшебного стрелка" К. Вебера, песня Марфы из "Хованщины" М. Мусоргского, колыбельная Волховы из "Садко" Н. Римского-Корсакова). 2) Во франц. комедии 17 - нач. 18 в. - известная песенка, переходившая из пьесы в пьесу, синоним "водевиля". Позднее К. - муз. номер в рус. водевиле. В опере и оперетте "куплеты" - сольный, часто комический номер, который поют, обращаясь к окружающим (Куплеты Мефистофеля из "Фауста" Ш. Гуно, Куплеты Трике из "Евгения Онегина" П. Чайковского). 3) Эпизод в рондо в музыке франц. клавесинистов 17-18 вв. Лит.: Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений. М., 1986; Анализ вокальных произведений. Л., 1988. |
КУ́ПОЛ (от итал. cupola - свод) - арх. эл-т, представляющий собой перекрытие, внутр. поверхность к-рого имеет форму полушария. Используется для покрытия крупных, многоугольных, эллиптич. в плане помещений. Форма К. образуется многочисл. кривыми линиями, выпуклыми наружу. В осн. конструкция К. применяется в стр-ве обществ. зданий. На протяжении вв. К. изготовлялся из камня (или кирпича), с сер. 19 в. к традиц. мат-лам добавляются металл, стекло, железобетон. К. был изобретен в Др. Риме, и в антич. эпоху расцвет стр-ва купольных сооружений происходит в архитектуре Др. Рима и Византии. К. устанавливались либо на цилиндрич. конструкции, либо на квадратном осн. при помощи особых сводов. В ср. века подобная традиция стр-ва купольных зданий распространяется в странах Европы, где господствует крестово-купольная система храма (т. е. Византия, Балканы и Русь) и центрич. купольные здания (Ближний и Ср. Восток). Помимо чисто конструктивной функции К. обладает, будучи арх. доминантой, громадным эстетич. значением. С появлением в эпоху Ренессанса теорий градостроительства купольным конструкциям отводится особая роль в облике городов. С осознанием худ. ценности купольной конструкции во внеш. облике здания происходит изменение ее наружных очертаний относительно внутр. Появляются внеш. оболочки, отличные по своим формам от собств. конструктивной части К. и часто представляющие собой криволинейное покрытие, устанавливаемое на дерев. стропилах. Подобные внеш. оболочки были широко распространены и в др.-рус. архитектуре. В 15-18 вв. этот прием становится неотъемлемой частью европ. купольного стр-ва. В 19-20 вв. технология создания К. усложняется, и с появлением новых мат-лов резко увеличивается многообразие структур и форм К. Появляются К. ребристые, ребристо-кольцевые, сетчатые, с волнистой внутр. структурой и др. Создаются новые типы К. из полимерных материалов с использованием тонкостенных сводов-оболочек, двойных надувных оболочек и т. п. |