Статьи на букву "К" (часть 19, "КУП"-"КЯК")
КУПРЕЯ́НОВ Ник. Ник. (1894-1933) - график, педагог. Чл. объединения "4 иск-ва" (1926-28). Автор станковых произв., выполн. в техниках ксилографии или рисунка (сер. "Железнодорожные пути", 1927 и др.) и иллюстраций ("Разгром" А. А. Фадеева, 1932 и др.). Ему свойственны точность передачи натуры, экспрессивность эмоц. строя произв., живописное богатство тональных переходов. Преподавал во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (Москва, 1922-23). Соч.: Литературно-художественное наследие. М., 1973. |
КУПРИ́Н Ал-др Вас. (1880-1960) - живописец, засл. деятель иск-в РСФСР (1956), чл.-корр. АХ СССР (1954); учился в частных студиях Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1902-04), К. Юона (1904-06), в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1906-10). Один из основателей об-ва "Бубновый валет" (1910), чл. объединений "Московские живописцы" (1924), "Бытие", Об-ва моск. художников (1928). Автор пейзажей, натюрмортов, праздничных панно, многочисл. рис. и акварелей, создал ряд эскизов к театр. постановкам. В произв. 1910-20-х гг. ощущается влияние кубизма. Декоративность живописного решения подчинена строгой логике конструктивного построения, аналитич. постижения законов природы. Характерно умение открывать прекрасное в будничном ("Натюрморт с черной бутылкой...", 1917; "Пейзаж с церковью", 1922 и др.). С сер. 20-х гг. пейзаж занимает ведущее место, усиливается интерес к светопередаче, К. много работает на пленэре ("Село Коломенское", 1933; "Крым. Беасальская долина", 1937 и др.). В 30-е гг. создает индустр. Пейзаж эпич. характера (изображение заводов Москвы, Днепропетровска, Донбасса, нефтяных промыслов Баку и др.). Упругость, легкость и красота линий в рисунке, широкий диапазон колористич. исканий в акварелях раскрывают творч. процесс развития художника и составляют самостоят. раздел его иск-ва ("Бахчисарай", 1916; "Натюрморт с гранатами и трубкой", 1922 и др.). Пед. деят-ность: Гос. свобод. худож. мастерские (1918-20, Москва; 1920-22, Ниж. Новгород, Сормово); ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН (1922-30, Москва); Моск. текст. ин-т (1931-39); Моск. высшее худож.-пром. уч-ще (1946-52). Лит.: Кравченко К. С. А. С. Куприн. М., 1973; А. В. Куприн: Альбом / Вступ. ст. В. М. Полевого. М., 1984. |
КУРБА́ТОВ Вл. Як. (1878-1957) - химик, искусствовед, историк архитектуры Петербурга. Учился на естеств. отделении физ.-математич. ф-та Петерб. ун-та. Дипломная работа К. в 1900 была удостоена Бутлеровской премии, а сам он оставлен при ун-те для подготовки к профессорскому званию. К. - чл. Рус. физ.-хим. об-ва (с 1901). В 1905 работал в лаборатории Ле Шателье в College de France и Ecole des mines над строением закаленной стали. В 1908 поступает на службу в Петерб. технологич. ин-т, где вскоре возглавляет лабораторию физич. и коллоид. химии. С 1922 заведует основанной им кафедрой физич. химии. К. - автор кристалло-полиамфионной теории растворов (1925). В 1934 защищает докт. дисс. Одновременно с научной и педагогич. деят-ностью в области химии К. в 1910-20-е гг. участвует в архит. и историч. съездах, публикует свои основные работы по истории архитектуры, садово-паркового искусства, музейному делу, охране памятников. К. - один из основателей и член дирекции музея "Старый Петербург" (1907), сотрудник ж. "Зодчий", "Старые годы", "Аполлон" и др. После Окт. рев-ции работал в системе Наркомпроса в органах охраны памятников иск-ва. В 1918 чл. Комиссии по приему церковных ценностей из домовых церквей, затем комиссар и зав. отделом садов и парков. К. - один из инициаторов создания Музея города (1918) и об-ва "Старый Петербург" (1921), проф. Зубовского ин-та истории иск-в (1920-30) и Ленингр. технологич. ин-та (с 1948). Соч.: Павловск: Худож.-ист. очерк и путеводитель. 2-е изд. СПб., 1912; Петербург: Худож.-ист. очерк и обзор худож. богатства столицы. СПб., 1913; Сады и парки. Пг., 1916; Гатчина. Л., 1925; Детское Село. Л., 1925; Петергоф. Л., 1925; Стрельна и Ораниенбаум. Л., 1925. Лит.: Костригина Н. А. В. Я. Курбатов-химик // Анциферовские чтения: материалы и тез. конф. Л., 1989. С. 56-58; Заварихин С. П. В. Я. Курбатов как архитектурный критик // Петербургские чтения: Тез. докл. науч. конф., посвящ. 291-летию С.-Петербурга, 23-27 мая 1994 г. СПб., 1994. С. 92-95. |
КУ́РБСКИЙ Андр. Мих. (1528-83) - князь, военачальник, полит. деятель, публицист. Участвовал в походах на Казань, в битве за Полоцк командовал Сторожевым полком, руководил осадными работами. Входил в состав "Избранной рады" (полагают, что именно К. дал название этому неофициальному пр-ву при Иване IV), находился в ближайшем окружении царя. В нач. 60-х гг. 16 в. отношения Ивана Грозного и К. начали ухудшаться. К. был удален из Москвы и отправлен в Юрьев наместником Ливонии. Пробыв в этом качестве год, К. в апр. 1564 тайно бежал в Ливонию, в г. Вольмар. Одна из причин этого бегства кроется в боязни К. подвергнуться расправе (в условиях, когда И. Грозный уже вовсю боролся с "боярской изменой"), однако детали этого события не выяснены по сей день. В дальнейшем К. был членом Рады Речи Посполитой, водил иноземные войска на Русь. В 1573 написал обличит. памфлет "История о великом князе Московском", участвовал в знаменитой переписке с Иваном Грозным, ставшей ценнейшим историч. и лит. памятником. Скончался в Ковеле. Потомки К. в кон. 17 в. возвратились в Россию. |
КУРГА́Н - могильный холм над человеч. погребением (слово заимств. из др.-тюрк. яз.). На терр. России древнейшие курганные погребения относятся к эпохе камня. Знаменитые гигантские К. юга - Солоха, Чертомлык и др. - насыпаны скифами в 1 тыс. до н. э. Слав. обычай сооружать холм над погребением фиксируется с сер. 1 тыс. н. э. до 13 в. В наст. время известны сотни др.-рус. курганных кладбищ - могильников. Местные назв. К. различны - сопки, капцы, франц. могилы, швед. могилы и др. Большие языч. К. 9-10 вв. сохранились в нек-рых др.-рус. городах (Черная могила в Чернигове). Обряд погребения и устройство К. многообразны: трупосожжение и трупоположение, камен. и дерев. конструкции, домики мертвых, повозки и др. К. как мемор. сооружение (К. Славы) бытует и в наши дни. |
КУРГА́НОВ Ник. Гаврилович (1725-96) - писатель и ученый. Род. в семье унтер-офицера, учился в Школе навигац. наук (в 1741 преобразов. в Мор. академию), преподавал в ней, а после создания Мор. корпуса - в корпусе, где закончил свою служебную деят-ность в должности инспектора классов. В 1774 К. получил звание проф. АН. К. - автор мн. учебников и руководств по математике, навигации, мореплаванию ("Универсальная арифметика", 1757; "Генеральная геометрия", 1765; "Бугорово новое сочинение о навигации, содержащее теорию и практику морского пути", 1764 и др.). В лит-ру он вошел как автор кн. "Российская универсальная грамматика, или Всеобщее письмословие, предлагающее легчайший способ основательного учения русскому языку с седмью присовокуплениями разных учебных и полезно-забавных вещей" (1769). Во 2-м изд. (1777) кн. получила назв. "Книга письмовник, а в ней наука российского языка..." и неоднократно переиздавалась. Кроме ясного изложения грамматики, кн. содержит неск. "Присовокуплений" (сб-ки пословиц, анекдотов, "кратких замысловатых повестей", свод мифологич. сведений и т. д.), в целом придававших кн. в изв. мере энциклопедич. характер. "Письмовник..." К. был долгое время настольной кн. демократического читателя, мелкого и, отчасти, ср. дворянства. |
КУРГА́ПКИНА Нинелла Ал-др. (род. 1929) - артистка балета, педагог. Окончила Ленингр. хореографич. уч-ще в 1947 (кл. А. Вагановой). В 1947-81 - артистка т-ра им. Кирова. Среди ее партий: Жанна ("Пламя Парижа"), Злюка ("Золушка"), Любимая ("Берег надежды"), Сюимбеке ("Шурале"), Галя ("Родные поля"), Маша ("Щелкунчик"), Ширин ("Легенда о любви"), Параша ("Медный всадник"), Мирта ("Жизель"), Коломбина ("Карнавал"), Чертовка ("Сотворение мира"), Анна Андреевна ("Ревизор"). Мастер виртуозного, жизнерадостного и бравурного классич. танца, ее вращения были стремит. и разнообразны. Ее последняя сценич. работа - Анна Андреевна - подтвердила склонность балерины и к партиям комед. плана. В 1982 К. окончила балетмейстерское отделение Ленингр. конс., с 1969 - педагог т-ра им. Кирова, в 1980-89 преподавала в Ленингр. хореограф. уч-ще. |
КУРДОНЁР (кур д’онёр) (франц. cour d’honneur - двор почета) - парадный двор, отделяет парадный фасад дома усадебного типа от улицы. Функцию К. может исполнять городская площадь перед гл. фасадом, иногда спец. проектируемая для этой цели (Михайловская пл. перед Михайловским дворцом в СПб.). К. имеет спец. декоративную отделку (статуи, сад, фонтан), или ею является отделка стен ограничивающих его зданий. В нач. 20 в. устраивался и в доходных домах для создания большего кол-ва хорошо освещенных престижных квартир. Сад в К. по традиции украшали фонтанами и скульптурами. |
КУШХИН Сер. Анат. (1954-1996) - пианист, композитор, автор и реж. концепт. сценич. представлений. Обучался в Муз. уч-ще при Ленингр. конс. и Ленингр. ин-те культуры. Играл в ряде рок-групп (в т. ч. "Аквариум") и джазовых составов (в т. ч. совместно с А. Вапировым, В. Чекасиным); является автором музыки к б. чем 20 ф. и спектаклям, в ряде ф. выступил как актер. Наибольшую известность получил организов. им проект "Поп-Механика" - творч. объединение участников авангардных муз. театр. представлений, в деят-ность к-рого вовлекались музыканты и артисты самых разных жанров и направлений. Замысел этого уник. предприятия, прониз. духом постмодерна, состоял в пародийном обыгрывании стереотипов эстетич. восприятия, бытующих в массовом сознании. Подобное стремление к игре с инерцией слушат. восприятия прослеживается и в сольных записях К. (напр., "Some Combinations of Fingers..."), а свободный джаз и, шире, вообще импровизац. музыка оказываются средством дистанцироваться от набора вездесущих композит. и исполнит. штампов. Творчество К., одного из самых ярких и оригин. представителей поколения 1970-х гг. в рус. культуре кон. 20 в., составляет единое целое с образом автора, который К. старательно культивировал, и его трагич. смертью. |
КУРИ́НЫЙ (КУРЯ́ЧИЙ) БОГ - один из природных камней необычной формы, с к-рыми связываются те или иные мифологич. представления (ср. громовая стрела, чертов палец), а именно камень с естеств. отверстием (характерно, что в нек-рых функциях такой камень могут заменять сосуды с отбитым дном и т. п.). Его также наз. урочный камень или курячий поп, могут использовать как магич. средство в медицине (напр., лечат зубную боль), но гл. его функция - охранять кур. Его вешают в курятнике, так же, как вешают старую обувь (дырявые лапти). Слово "бог" употреблено здесь в значении "икона", весьма обычном в сельск. обиходе. К. Б. (здесь "боги" - "святые") могут именовать также Кузьму и Демьяна, и в их день (1 нояб.) отмечают "курячьи именины". Роль К. Б. могут играть и др. предметы (напр., медвежьи лапы или когти), причем иногда те же, что и роли скотьего бога. Т. о., К. Б. с его эротическими ассоциациями (ср. роль дырявой посуды в свадьбе, в частности, в обряде первой брачной ночи), видимо, был вариантом "скотьего бога"; при этом деление на скотьего и К. Б. отражает разницу между муж. и жен. животноводством. Лит.: Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982. |
КУ́РИЦЫН Фед. Вас. (ум. после 1500) - писатель, еретик, посольский дьяк. В 1482-84 был послан Иваном III в Молдавию и Венгрию для ведения переговоров о союзе против Польши. Задержанный турками, вернулся лишь в 1485. Был сторонником жены старшего сына Ивана III Елены Молдавской и ее сына Дмитрия. В 1499 ездил в Польшу с объявлением войны. В соч. Иосифа Волоцкого К. предстает как глава еретич. кружка в Москве, связ. и с новгородским. Близость к Елене Молдавской и высокое положение К. спасли его от расправы в 1490, когда были осуждены Новгород. еретики. После опалы Елены и Дмитрия в 1502 и начавшегося сближения Ивана III с Иосифом Волоцким положение К. пошатнулось. В 1504 собор осудил еретиков и приговорил их, по предложению Иосифа Волоцкого, к сожжению по примеру инквизиции "шпанского (испанского) короля". Был казнен брат К., Иван-Волк, судьба самого К. неизв. Соч. еретиков не сохранились, противники обвиняли их в критике Отцов ц. и отрицании не только монаш. землевладения, но монашества вообще. Несомненно, К. принадлежит пер. или даже соч. (т. к. оригинал не найден) Лаодикийского послания, толкующего филос. вопросы. К. приписывается с большой долей уверенности "Повесть о Дракуле" - рассказ о сравнительно недавно скончавшемся Валашском господаре Владе Цепеше, устные предания о к-ром К. мог слышать во время своего посольства в 80-е гг. В "Пов." К. Дракула предстает устрашающе жестоким, но справедливым правителем. Очевидно, что для К. единств. путем установления справедливого равно и к богатым и к бедным закона является строгость и даже жестокость. Это сближает К. с публицистами позднейшего времени, прежде всего с И. Пересветовым. Лит.: Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XV - нач. XVI вв. М.; Л., 1955; Памятники литературы Древней Руси, 2-я пол. XV в. М., 1982. |
КУРНАКО́В Ник. Сем. (1860-1941) - химик, основатель физ.-хим. анализа, акад. (с 1913). В 1877-82 учился в Петерб. горном ин-те, командирован на алтайские з-ды для иссл. операций по выплавке меди, свинца и серебра. В 1883 изучал за границей соляное дело, металлургию и пробирное иск-во. С 1885 по 1893 состоял адъюнктом Горного ин-та. В 1893 - проф. неорганич., а в 1899 - проф. аналитич. химии и зав. хим. лабораторией ин-та. В 1902-30 - проф. общей химии Петерб. политехнич. ин-та. В 1899-1908 - проф. физич. химии Эл.-тех. ин-та. С 1918 - основатель Ин-та физ.-хим. анализа, с 1919 - дир. Ин-та прикладной химии, с 1922 - дир. Ин-та по изуч. платины и др. благородных металлов. С 1934 К. - рук. Ин-та общей и неорганич. химии АН СССР в Москве, ныне носящего его имя. К. заложил осн. физ.-хим. анализа, широко применяемого в химии, металлургии и др. Применил геометрич. метод к изучению соотношений между составом и свойствами равновесных систем. К. является автором классич. трудов по теории растворов и сплавов, а также по химии комплексных соединений. Сыграл выдающуюся роль в создании и развитии в СССР калиевой, алюмин. и магниевой пром-сти. Премия им. В. И. Ленина (1928). Осн. печ. тр. К. - "Введение в физ.-хим. анализ" (1936). |
КУ́РНИК (КУ́РНЫЙ ПИ́РОГ, КУКУ́Й) - сдобный или пресный пирог с курицей (мог быть с уткой, петухом, говядиной, бараниной, кашей, картофелем, орехами), всегда украш. узорами из теста, цветами, деревцем, веточками, фигурками из теста животных, птиц и людей. К. - свадебное блюдо, угощение со стороны жениха стороне невесты до обряда венчания, на 2-й день свадьбы - подарок молодой от ее родителей. К. заменил когда-то обязательное угощение курицей или другой птицей на свадьбе. Обряд. использование птицы связано с символикой возрождения жизни, плодородия. |
КУРОПА́ТКИН Ал. Ник. (1848-1925) - воен. деятель, ген. от инфантерии, окончил Акад. Ген. штаба. Участвовал в ср.-азиат. походах, в войне 1877-78 - нач. штаба М. Скобелева (16-я пех. див.), отличился во мн. боях, служил в Гл. штабе. С 1898 - воен. министр. Уделял большое внимание орг-ции снабжения и улучшению довольствия войск, значит. меньше интересуясь оперативными вопросами. С нач. войны с Японией К. - командующий маньчжурской армией, с окт. 1904 по март 1905 - главнокомандующий вооруж. силами на Дальнем Востоке. Используя пассивность К., японцы беспрепятственно развернули свои войска в Корее и Маньчжурии, одержали ряд частных побед, заблокировали Порт-Артур. В первом большом сражении под Ляояном (17-21 авг. 1904) К., располагая общим превосходством в силах и опираясь на хорошо укрепл. позиции, упустил реальную возможность нанести противнику крупное поражение, к-рое могло бы изменить весь ход войны. К. оставил Ляоян и отступил к северу. Попытка в дальнейшем перейти в наступление на р. Шахэ оказалась неудачной, а в февр. 1905 армии К. потерпели решит. поражение под Мукденом, после чего он был снят с поста главнокомандующего. В 1916 К. неск. мес. (и неудачно) командовал Сев. фронтом, руководил подавлением восстаний в Ср. Азии. К. признал Сов. власть и последние годы жизни провел в своем бывшем имении, где организовал с.-х. школу. В воен. историю К. вошел как хороший администратор, лишенный полководч. способностей. Автор ряда воен.-ист. и воен.-геогр. тр. |
КУ́РОЧКИН Вас. Степ. (1831-75) - поэт, переводчик, журналист. Отец его был отпущ. на волю крепостным, к-рый чиновничьей службой получил потомств. дворянство. К. получил образование в Дворянском полку (1849), в 1853 вышел в отставку, потом (до 1857) служил на граждан. службе. Начал лит. деят-ность в 1850-х гг. как поэт и переводчик. Пер. из П. Беранже принесли ему широкую лит. известность: они оказались созвучны осн. мотивам демократ. поэзии 1860-х гг. (т. н. поэзии "некрасовской школы"). Широко известен был К. и как издатель сатир. ж. "Искра". Оригин. сатир. стих. К., печатавшиеся в этом ж., составляют органичное целое с произв. поэтов "Искры". |
КУ́РОЧКИН Ник. Степ. (1830-84) - писатель. Брат В. С. Курочкина. Окончил Петерб. г-зию (1848) и Мед.-хирург. акад. (1854). Привлекался к следствию по делу М. Петрашевского (из-за знакомства с С. Ф. Дуровым). Участвовал как врач в Крымской войне, потом занимался частной врачебной практикой, служил врачом в Рус. об-ве пароходства и торговли (1858-59). Был связан с рев.-демократ. кругами (А. Герценом, М. Бакуниным, Н. Ножиным, Т. Шевченко, Н. Добролюбовым, Н. Некрасовым). С 1860 - один из самых активных сотр. "Искры"; принадлежит к группе т. н. поэтов "Искры". |
КУРСИ́В (от лат. cursivus - бегущий, беглый) - начертание наборного шрифта, имитирующее рукописный почерк, с характерным наклоном вправо, "нажимом" (различием в ширине осн. и соединит. штрихов), закругл. рисунком букв. Применяется для выделения необходимых слов, фраз, абзацев и т. д. |
КУРЬЁЗНЫЕ ВИ́РШИ - тип виршей, представляющих собой искусств. конструкцию, предполагавшую не только чтение, но и созерцание. В К. В. семантически значимым оказывается графич. оформление текста. Связи между словами, словосочетаниями, строфами фиксируются слабо, поэтому читатель свободно варьирует как понимание самих виршей, так и представление о связях между явлениями, о к-рых идет речь, или конструирует новые поэтич. тексты на осн. данного. В поэтиках 17 в. (киевской поэтике 1637, "Кастальском ключе", поэтике Довгалевского и др.) в качестве К. В. указываются анаграмма, логогриф, акростих, леонинский стих, хроностих (с указанием даты с помощью букв: "Аз млеком питала / Христа в летех мала / Чистаго Младенца / А тварем первенца"; АХЧА - это 1691 г. И. Величковский), эхо, лабиринт, пифагорейский стих (в виде буквы "игрек"), графич. стих. ("С Богом S Д Е пребывати в свете..." читается как "С Богомъ зело добро есть пребывати"...), кабалистич. (из числовых значений букв складывается число), раки (рак словный, где в обратном порядке читаются не буквы, а слова, и рак противословный, где слова читаются в обратном порядке и выражают при этом смысл, противоположный исходному). Известны К. В. С. Полоцкого, К. Зиновьева, И. Величковского, теоретика К. В., и др. В 18 в. (начиная с Ф. Прокоповича) интерес к К. В. утрачивается. Лит.: А. С.(околов) Из старых лекций о стихосложении // Библиограф. 1892. № 10-11. С. 323-328; Сазонова Л. И. К понятию элогиарного стиля в русской поэзии // Славяноведение. 1996. № 1. С. 102-114. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
КУСО́К - см. Колокольчики. |
КУСТА́РЬ - ремесленник, занятый в домашнем произ-ве. |
КУТА́ЙСОВ Ив. Пав. (ок. 1759-1834) - граф, любимец имп. Павла I. По национальности турок. Взят в рус. плен под Бендерами, отдан в услужение вел. кн. Павлу Петровичу. Обучался парикмахер. и фельдшер. делу в Париже и Берлине, после возвращения из Европы К. стал камердинером Павла. Обладая от природы сметливостью и умом, отлично изучил характер вел. князя, прекрасно ориентировался при дворе, исполнял малейшие прихоти Павла. После воцарения имп. Павла I сделал головокружит. карьеру. К. стал кавалером ордена св. Анны 1-й ст. (1798), ордена св. Александра Невского (1799), ордена св. Иоанна Иерусалимского и св. Андрея Первозванного (1800), ордена св. Лазаря (пожалован Людовиком XVIII). Барон (1799), граф (1799), обер-шталмейстер (1800). К. был владельцем обширных имений в Курляндии, имел "рыбные ловли" на Волге (впоследствии отобраны имп. Александром I). После переворота 11 марта 1801, закончившегося убийством Павла I, К. был арестован. После освобождения совершил заграничное путешествие, по возвращении в Россию занимался хоз. деят-ностью в своем имении. Приближение К. было одной из наиб. непопулярных акций имп. Павла I. |
КУТЕ́ПОВ Ал-др Пав. (1882-1930) - один из. вождей Белого движения, ген. от инфантерии (1920). Род. в Череповце, в семье лесничего. Выпускник Владимирского воен. уч-ща, ветеран рус.-япон. войны (в составе 85-го Выборгского полка). В 1907 за боевые отличия был переведен в лейб-гвардии Преображенский полк, в составе к-рого участвовал в 1-й мир. войне, был трижды ранен, награжден орд. св. Георгия 4-й ст. В 1917 в чине полковника командовал лейб-гвардии Преображенским полком. С кон. 1917 - в Добровольч. армии, командовал офицер. ротой, батальоном, Корнилов. ударным полком, 1-й пехотной дивизией, был Черноморским воен. губернатором, командиром 1-го армейского корпуса. При П. Врангеле в 1920 командовал 1-й армией, был организатором Крымской эвакуации. Отличался твердостью и решительностью, но в то же время недостаточной дальновидностью и гибкостью. Находясь в эмиграции, вел большую работу по сохранению армии для будущей борьбы с большевиками. После смерти Врангеля стал во главе "Рус. общевоинского союза", пытался развернуть активную разведыват. боевую работу против СССР. 26 янв. 1930 был похищен в Париже сов. агентами, тайно вывезен из Франции и, согласно офиц. информации КГБ СССР (дек. 1989), скончался на борту судна близ Новороссийска. |
КУТУ́ЗОВ Ал. Мих. (1748-97) - писатель-переводчик и крупный деятель масонства. Происходил из старинного дворян. рода. Учился в Пажеском корпусе, затем в Лейпцигском ун-те в 1766-71, одноврем. с А. Радищевым, с к-рым был дружен и к-рый посвятил ему "Житие Ф. В. Ушакова" и "Путешествие из Петербурга в Москву". Служил в Сенате, затем - на воен. службе (1773-83). В 1772 К. вступает в масон. ложу, в 1780 он один из рук. моск. розенкрейцеров, деятельный чл. Дружеского уч. об-ва и Типографической компании. Послан по масон. делам в Берлин, где прожил последние 10 лет жизни. К. активно выступал в масон. изд. как переводчик, переводил собственно масон. лит-ру, а также произв. Геллерта, "Мессиаду" Ф. Клопштока (1785-87), "Ночные размышления" Э. Юнга (1778). Стиль последнего пер. оказал большое влияние на "поэзию ночи" рус. преромантизма. Лит. значение имеют и письма К., отмеченные глубоким аналитич. психологизмом. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
КУТЬЯ́ - обрядовая каша из обдирного ячменя (пшеницы, толстой крупы) с сытою (мед, разведенный на воде) или изюмом. К. - обязат. святочное угощение. В святки готовили три К.: постную, голодную и богатую. Постную К. готовили накануне Рождества, в сочельник. Выставляли на стол К. после появления первой звезды на небе. Голодную К. подавали под Новый год. Богатую К. варили ко второму сочельнику, под Крещение. По рождественской К. гадали о будущей жизни. К. также - обязат. угощение при похоронах и помин. обрядах. К. подавали всем, кто приходил в дом проститься с покойным. Во время похорон К. несли на могилу. Готовили К. и в последующие помин. дни. |
КУФА́ЕВ Мих. Ник. (1888-1948) - книговед, библиограф, библиофил, автор "Истории русской книги в 19 в." (1927), ряда публикаций о деятелях рус. кн. и библиогр.: "Библиофилия и библиомания" (1927), "Библиография педагогич. журналов с 1860 по 1917" (1927), "Теория библиографии: Указ. лит. за 10 лет (1917-1927)" (1928), "Проблемы философии книги" (1924), "Книга в процессе общения" (1927) и др. Соч.: Избранное. М., 1981. |
КУ́ХНЯ (от нем. Kuche - кухня) - 1) Помещение для приготовления пищи (стар. назв. - поварня). В традиц. рус. жилище функции К. выполнял печной ("бабий") угол избы. В богатых усадьбах К. устраивались вне жилого дома. Петр I ввел в свои дворцы голл. кухни, богато отделанные изразцами, с голл. плитами и вытяжной трубой (Летний дворец в С.-Петербурге, Монплезир и Марли в Петергофе). Эти К. входили в систему парадных комнат, по голл. обычаю царь Петр сделал К. местом сбора семьи. В послепетровское время дворцовые К. вновь стали располагать отдельно. Кухонный корпус Александровского дворца в Царском Селе состоял из 65 помещений. В ранний сов. период в домах-коммунах К. устраивались только общие для всего дома. Наследием этого эксперимента явились большие "фабрики-К." в рабочих р-нах городов - крупные столовые, в дальнейшем трансформировавшиеся в недорогие вечерние рестораны, с магазинами кулинарии и полуфабрикатов. Специфич. чертой сов. образа жизни были большие К. коммунальных квартир. Огромна роль коммунальных К. как места общения - праздничных ужинов, совместного курения мужчин, пьянок, ежедневных скандалов. Плиты, конфорки к-рых зачастую строго распределялись между жильцами, отражали социальный статус жильца и степень его инкорпорированности в коллектив квартиры - от "хозяина", к-рому на К. все дозволено, до "изгоя", проникающего к конфорке, только когда на К. никого нет. Кухонные ситуации многократно обыгрываются в сов. лит-ре (И. Ильф и Е. Петров, М. Зощенко и др.). В хрущевский и брежневский периоды сов. жизни маленькая К. отд. квартиры становится гостиной сов. интеллигенции (см. пьесу Ю. Кима "Московские кухни"). 2) Подбор блюд, кушаний. К. каждого народа складывалась веками и отражает его нац. вкусы, условия быта, ре лиг. воззрения. |
КУЦ Вл. Петр. (1927-75) - з. м. с. СССР (1954). Окончил Ленинградский Гос. ин-т физ. культуры им. П. Лесгафта (1961). Первый среди сов. легкоатлетов-мужчин чемпион Олимп. игр (1956, Мельбурн, бег на 5000 и 10000 м). Чемпион Европы (1954, бег на 5000 м) и СССР (1953-57, 9 раз на дист. 5000 и 10 000 м). Рекордсмен мира в 1954-65. Награжден орденом Ленина и медалями. Автор кн. "Повесть о беге" (1964). |
КУЧИ́НСКАЯ Нат. Ал-др. (род. 1949) - спортсменка, гимнастка, з. м. с. СССР (1966). Одна из лучших гимнасток 2-й пол. 60-х гг. Олимпийская чемпионка 1968 в упражнениях на бревне, в командном первенстве. Бронзовый призер Олимп. игр 1968 в многоборье и вольных упражнениях. Чемпионка мира 1966 в вольных упражнениях, упражнениях на бревне и брусьях. Абсолютная чемпионка СССР 1965-68. Неоднократная чемпионка СССР 1965-67 в отд. видах многоборья. |
КУЧУ́МОВ Анат. Мих. (1913-93) - музейный работник. С 1932 работал в Александровском дворце, с 1941 - зав. Центр. хранилищем музейных фондов пригородных Дворцов-музеев Ленинграда (ЦХМФ), объединявшим эвакуиров. фонды всех дворцов (находилось в Новосибирске, после войны в Пушкине). После войны К. участвовал в розыске худож. ценностей из Дворцов-музеев, вывезенных гитлеровцами в Германию или присвоенных нас., и возвратил множество вещей; позднее подбирал предметы, максимально близкие к утраченным. В 1952-54 гл. хранитель Ленингр. музея А. В. Суворова. После объединения ЦХМФ с Дирекцией дворца и парка г. Павловска в 1956 (по окончании 1-й очереди реставрации Павловского дворца) - гл. хранитель Павловского дворца, ставшего "Музеем худож. убранства рус. дворцов кон. 18 и 1-й пол. 19 в.". К. в полной мере использовал исключит. возможности ЦХМФ - лучшего в стране собрания декор.-приклад. иск-ва - и по мере восстановления залов дворца создавал экспозиции, ставшие событиями в культ. жизни страны. Экспозиция Павловского дворца, не будучи вполне адекватна довоенной ист., стала для неск. поколений образцом рус. дворца. К. создал также ряд выставок из фондов ЦХМФ: "Рус. декор.-приклад. иск-во" и первую в СССР экспозицию "Рус. жилой интерьер 19 в." (1974), каждый из залов к-рой воссоздавал образ интерьера определ. времени и назначения, а в целом экспозиция охватывала период с 1800 по 1910. Эта экспозиция открыла изучение интерьера как худож. и бытового явления. Соч.: Убранство русского жилого интерьера XIX в. Л., 1977; Рус. декор.-прикл. искусство в собрании Павловского дворца-музея. Л., 1981. |
КУШНЕШВ Ив. Ник. (1827-96) - издатель, типограф. В 1869 основал в Москве типографию, к-рая вскоре стала одним из лучших полигр. предприятий. 1-е изд. К. - "Народная газета", с 1869 издавал "Всеобщую газету", переименов. в 1871 в "Московскую биржевую газету". В янв. 1876 основал издат. т-во на вере "Кушнерев И. Н. и Ко", начавшее выпускать на высоком полиграф. уровне собств. и заказные изд. Были выпущены соч. М. Лермонтова в 3-х т., 1891, с рис. 14 крупнейших рус. художников М. Врубеля, К. Коровина, И. Репина, В. Серова и др. (в этом изд. произошло худож. открытие - рис. М. Врубеля к "Демону"), сказки "Тысяча и одна ночь" в 3-х т., 1889-90 и др. Большую известность получила сер. популярных брошюр "Война и Культура". Всего т-во издало ок. 60 назв. кн. К. прославился как меценат, дававший большие средства на благотворит. цели в Москве. В 1883-84 К. принял активное участие в создании при моск. отделении имп. Рус. технич. об-ва особой Графич. группы из типографов и литографов. В 1918 т-во было национализировано, а типография позже стала называться "Красный пролетарий". Лит.: Краткий очерк развития мастерских Товарищества "И. Н. Кушнерев и Ко" в Москве. М., 1895; Фабрика книги Красный Пролетарий: История тип. бывшего "Т-ва И. Н. Кушенерев и Ко" / Ист. очерк М. Фишелева. Воспоминания. М., 1932. |
КУЩЕ́ВСКИЙ Ив. Аф. (1847-76) - прозаик и публицист. Из обедневшей дворян. семьи. Начал лит. деят-ность в 1864 как писатель-разночинец и является одним из типичных писателей-шестидесятников. Гл. его соч. - ром. "Николай Негорев, или Благополучный россиянин" (1871), обладающий характерными чертами т. н. ром. о "новых людях". |
КШЕСИ́НСКАЯ Матильда (Матильда-Мария) Феликсовна (1872-1971) - балерина. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1890 (кл. Х. Иогансона), позднее совершенствовалась у Э. Чеккети. В 1890-1917 артистка Мариинского т-ра, с 1895 - прима-балерина. Среди ее ролей: Нирити ("Талисман"), Аспичия ("Дочь фараона"), Лиза ("Тщетная предосторожность"), Фенелла (опера "Фенелла"), Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Аврора ("Спящая красавица"), Эсмеральда ("Эсмеральда"), Никия ("Баядерка"). "Последняя актриса балет. классицизма", как называли К., была танцовщицей бравурно-виртуозного плана. Она сумела соединить соверш. технику итал. балерин с мягкостью и женственностью отеч. школы. Интимная связь сначала с будущим имп. Николаем II, а затем с двумя вел. кн. сделала К. на долгие годы фактич. "хозяйкой" петерб. балета - она определяла репертуар, смещала директоров и т. п. В 1911-12 в спектаклях "Русских сезонов" танцевала с В. Нижинским в "Лебедином озере" и "Видении розы". В 1920 покинула Россию, в 1921 обвенчалась с вел. кн. Андреем Владимировичем, получив титул графини Красинской. В 1929 открыла в Париже школу балета. Последнее выступление К. на сцене состоялось в Лондоне в 1936. В 1960 вышли ее воспоминания. Соч.: Воспоминания / Предисл. В. Гаевского. М., 1992. |
КШЕСИ́НСКИЙ Феликс Ив. (Кржесинский-Нечуй Адам-Феликс) - артист балета. Окончил Варшавскую балетную школу у М. Пиона. В 1838-53 классич. и характерный артист т-ра в Варшаве. В 1853-1903 артист Мариинского т-ра, 1-й исполнитель партий: Царь нубийский ("Дочь фараона"), Флорестан ("Спящая красавица"); среди др. его ролей: Хан ("Конек-Горбунок"), Иниго ("Пахита"), Клод Фролло ("Эсмеральда"), Черногорец ("Роксана"), Полковник ("Привал кавалерии"). К. был ведущим характерным танцовщиком, славился исполнением цыган., венг. и особенно польских танцев в балетах и операх, считался лучшим в России "мазуристом". Исполняемые им мимич. роли были продуманно живописны, порой торжественны, многие их них К. играл на сцене не один десяток лет. Поставил в Петербурге балеты: "Крестьянская свадьба" ("Свадьба в Ойцуве", 1853, Я. Стефани), "Роберт и Бертрам, или Два вора" (1858, Ц. Пуни, А. Шмидт). |
КЮСТИ́Н Астольф, де (1790-1857) - маркиз, франц. писатель. Потомок аристократич. рода, подвергшегося репрессиям в период якобинской диктатуры. Автор очерков, описывающих его многолетние странствия по Англии, Шотландии, Швейцарии, Испании. Лит. известность К. была связана также с его ром. ("Этель", 1839; "Ромуальд, или Признание", 1848 и др.) и пьесами (трагедия "Беатриса Ченчи", пост. 1833). В 1839 совершил путешествие в Россию, итогом к-рого стала кн. "Россия в 1839" (4 т., 1843), переведенная на мн. яз. и оказавшая серьезное воздействие на европ. обществ. мнение. В ней К. подверг резкой критике режим Николая I, однако точность и яркость мн. негативных суждений сочетались с тенденциозностью и категоричностью оценок. К. склонен объяснять пороки самодержавной системы спецификой рус. нац. характера, проявляет непонимание своеобразия рус. культуры. Пытаясь бороться с впечатлением от кн. К., царское пр-во запретило ее ввоз в Россию, инспирировало публикацию за границей опровержений Н. Греча, Я. Толстого, К. Лабенского, И. Головина. Сложной оказалась реакция на кн. рус. интеллигенции, в среде к-рой возмущение К. (В. Жуковский, Ф. Тютчев, П. Вяземский) сочеталось с признанием справедливости выдвинутых обвинений (А. Тургенев, А. Герцен). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
КЯКШТ (Кякшто) Георг. Георг. (1873-1938) - артист и педагог балета. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1891 (кл. П. Гердта), совершенствовался у Э. Чеккети. В 1891-1910 артист Мариинского т-ра. Первый исполнитель партии Арлекина ("Арлекинада"), среди др. его ролей: Франц ("Коппелия"), Альберт ("Жизель"), Базиль ("Дон Кихот"). С 1902 активно гастролировал за границей, в 1910 уехал из России. В 1911-13 участвовал в "Рус. сезонах", позднее работал в Вене, ставил спектакли в Буэнос-Айресе, в 1930-х гг. в Каунасе. Ловкий, сильный, техничный танцовщик классич. и гротескового плана, превосходный партнер таких балерин, как О. Преображенская, А. Павлова. |
КЯКШТ (Кякшто) Лид. Георг. (1885-1959) - артистка балета. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1902 (кл. П. Гердта). В 1902-08 артистка Мариинского т-ра. Среди ее ролей: Тереза ("Привал кавалерии"), Сванильда ("Коппелия"), Флорина ("Спящая красавица"). В 1908 К. покидает т-р и страну. В 1908-12 - прима-балерина лондонского т-ра "Эмпайр" ("Коппелия", "Озеро русалок", "Вокруг света" и др.), затем выступает там же на сцене "Колизеума" ("Тщетная предосторожность") и "Альгамбры", гастролирует в Италии и США. В 1919 К. танцует в "Русском балете Дягилева". Впоследствии руководила гастрольной труппой, преподавала в англ. т-ре "Сэдлерс Уэллс". Подкупающая внешность и легкий, порывистый стиль танца обеспечили К. сравнительно быстрое признание на родной сцене. Однако танцовщица (едва ли не 1-я из рус. балерин нашего в.) предпочла карьеру и финансовый успех в иных странах. |