Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "К" (часть 10, "КОЗ"-"КОЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 10, "КОЗ"-"КОЛ")

Козловский Ив. Сем

КОЗЛО́ВСКИЙ Ив. Сем. (1900-93) - певец (лирич. тенор). Ученик Е. А. Муравьевой. С 1924 работал в опер. т-рах разных г. страны, в 1926-54 - солист Большого т-ра. Организатор и худ. рук. концерт. Ансамбля оперы (1938-1941). Обладатель редкого по красоте и диапазону голоса, виртуозно владевший певч. техникой, драматич. одарен., К. создал ряд вокально-сценич. образов, навсегда вошедших в историю рус. опер. т-ра (Ленский, Юродивый, Лоэнгрин, Альмавива, Альфред, Берендей). Исключит. популярность К. в предвоен. годы могла сравниться только с популярностью др. выдающегося лирич. тенора - С. Я. Лемешева. После ухода с опер. сцены К. до последних лет жизни выступал с концерт. программами, исполняя наряду с опер. ариями камер. произв., старин. романсы, рус. и укр. нар. песни. Гастролировал за рубежом. Лауреат Сталинских премий (1941, 1949), нар. арт. СССР (1940).

Соч.: Кузнецова А. С. Страницы жизни и творчества И. С. Козловского. М., 1964.

И. С. Козловский

И. С. Козловский

Козловский Мих. Ив

КОЗЛО́ВСКИЙ Мих. Ив. (1753-1802) - скульптор. Представитель классицизма. Худож. образование получил в Петерб. АХ (1764-73, проф. Академии с 1794) у Н. Жилле. Продолжил образование в качестве пенсионера АХ в Риме (1774-79) и Париже (1779-80). Манере К. присущи повыш. интерес к ист. тематике, гуманизм эпохи Просвещения, страстность и эмоциональность образов, изящество пластич. форм. В творчестве К. сочетается стилистика рококо и классицизма, что вообще свойственно рус. скульптуре 2-й пол. 18 в. Осн. произв.: рельефы для Мраморного дворца в СПб. (1787), "Поликрат" (1790), "Спящий Амур" (1792), "Самсон, раздирающий пасть льва" (композиция для Большого каскада в Петергофе, 1800-02), пам. А. Суворова (1799-1801). Среди учеников К.: С. Пименов, В. Демут-Малиновский - ведущие мастера рус. пластики 1-й пол. 19 в.

Лит.: Петров В. Н. М. И. Козловский. М., 1977.

Козловский Осип Ант.

КОЗЛО́ВСКИЙ Осип (Иосиф) Ант. (1757-1831) -композитор. Родился в Варшаве, муз. образование получил в капелле Собора св. Яна, где позднее служил хористом и органистом. В 1773-86 был учителем в доме графов Огиньских. С 1786 - офицер рус. армии, состоял в свите кн. Г. А. Потемкина, с 1791 жил и работал в Петербурге. В том же году создал по случаю взятия Измаила торжеств. полонез для хора и оркестра "Гром победы, раздавайся" (стихи Г. Р. Державина), с этого времени игравший роль рус. гос. гимна. Впоследствии К. был написан еще ряд произведений в жанре полонеза. Создал около 70 произведений в жанре "российской песни" на русские, французские и итальянские тексты ("Прежестокая судьбина", "Милая вечор сидела" и др.). Велика заслуга К. в создании музыки к трагедиям, где композитор проявил себя как драматург, средствами оркестрового и хорового письма создающий яркие муз. полотна ("Эдип в Афинах" Озерова, 1804; "Фингал" Озерова, 1805; "Дебора" Шаховского, 1810 и др.). Среди выдающихся сочинений К. - Реквием памяти польского короля Станислава Августа Понятовского (1798), во 2-й ред. - Траурная месса на погребение Александра I (1826).

Лит.: Асафьев Б. В. Памятка о Козловском // Музыка и муз. быт старой России. Л., 1927; Галкина А. М. Черты героического симфонизма в театральной музыке О. А. Козловского // Из истории русской и советской музыки. Вып. 2. М., 1976.

Козловский Сер. Вас.

КОЗЛО́ВСКИЙ Сер. Вас. (1885-1962) - художник кино. Учился в Одесском худож. уч-ще. Работал в провинц. т-рах Крыма. В кино с 1913 (ф. "Драма на охоте"). Особенно удавались К. декорации, отражающие характер персонажа и его жизн. ситуацию. Одним из первых в России применил комбиниров. съемки (макеты, дорисовки и пр.). В сов. кино работал с реж. Ю. Желябужским - "Поликушка" (1919), "Папиросница от Моссельпрома" (1924); с Я. Протазановым - "Аэлита" (совм. с А. Симовым, И. Рабиновичем, 1924), "Его призыв" (1925), "Дон Диего и Пелагея" (1928), "Праздник св. Йоргена" (с А. Араповым, В. Баллюзеком, 1930); с Вс. Пудовкиным - "Мать" (1926), "Конец Санкт-Петербурга" (1927), "Потомок Чингис-хана" (1928); с Б. Барнетом - "Окраина" (1933) и др. Мастер лаконич. выразит. декорации. Продолжал эксперименты в обл. комбиниров. съемок. Среди ф. К.: "Огородник Лихой" (1915), "По ту сторону щели" (1920), "Кирпичики" (1925), "Месс-Менд" (1926), "Сорок первый" (1927), "Это было в Донбассе" (совм. с С. Кузнецовым, 1945), "Пятнадцатилетний капитан" (совм. с А. Дихтяром, 1945), "Море студеное" (совм. с К. Урбетисом, 1955) и др.

Козловский Фед. Ал

КОЗЛО́ВСКИЙ Фед. Ал. (1740-70) - писатель. Происходил из др. княж. рода. Учился в ун-тской г-зии и Моск. ун-те, служил в Преображенском лейб-гвардейском полку. К. поддерживал друж. отношения со мн. литераторами (в т. ч. с В. И. Майковым, Н. И. Новиковым, Д. И. Фонвизиным, М. М. Херасковым). Автор стихотворных произв., принимал участие в "Переводах из Энциклопедии" (1769). Был близок к "елагинскому" кружку, идеи к-рого сказались в его драматургии (прозаич. комедия "Любовник в долгах", 1764). Начал писать трагедию "Сумбека, или Покорение Казанского царства" и "Похвальное слово Екатерине II". В 1769 послан курьером к А. Г. Орлову, по дороге заезжал по поручению Екатерины II в Ферней к Ф. Вольтеру. Погиб во время Чесменского сражения.

Козырев Ник. Ал-др.

КО́ЗЫРЕВ Ник. Ал-др. (1908-83) - астроном, один из основоположников теоретич. астрофизики в СССР. Окончил в 1928 ЛГУ, с 1931 - науч. сотр. Главной астрономич. (Пулковской) обсерватории. В ранний период деят-ности занимался преим. спектр. иссл. Солнца (совм. с В. А. Амбарцумяном). 6 нояб. 1936 арестован по сфабриков. "делу" о "фашистской троцкистско-зиновьевской террористич. орг-ции", приговорен к 10 гг. тюрьмы, до мая 1939 - в тюрьме г. Дмитровск-Орловский, затем в Норильских лагерях. В кон. 1941 приговорен к 10 гг. дополнительно "за проведение враждебной контрреволюц. агитации среди заключенных" (важнейшее из конкретных обвинений: "сторонник теории расширяющейся Вселенной"). Ходатайства крупных ученых (акад. Г. А. Шайн и др.) привели к досроч. освобождению К. в дек. 1946. Через 3 мес. защитил докт. дисс. "Источники звездной энергии и теория внутр. строения звезд". В обл. наблюдат. астрономии ему принадлежат, в частности, открытия азота в атмосфере Венеры и вулканич. деят-ности на Луне (оба факта подтвердились с развитием космонавтики). До 1957 К. работал в Крымской астрофизич. обсерватории АН, затем (после реабилитации) переехал в Ленинград. В 1958 опубл. работу "Причинная или несимметричная механика в линейном приближении", в к-рой проблема "неядерного источника" звезд. энергии решалась путем выдвижения физич. времени на роль носителя энергии во Вселенной. Оригин. "теория времени" К. вызвала ожесточ. споры и встретила неприятие со стороны мн. авторитет. ученых. В 1969 Междунар. Акад. астронавтики наградила К. именной золотой медалью с алмазами за наблюдения люминесцент. явлений на Луне и открытие лунного тектонизма.

Соч.: Избранные труды. Л., 1991.

Койне

КОЙНЕ́ - особая языковая форма, служащая для общения носителей разных диалектов или близкородств. яз. К. образуется, как правило, на базе одного определ. яз. или диалекта, хотя может включать в себя эл-ты др. диалектов или яз. Выбор этих эл-тов определяется: а) тенденцией к устранению наиб. специфич. эл-тов, чуждых носителям остальных диалектов или яз.; б) тенденцией к общему упрощению системы. Различают нар.-разговор. К., обслужив. бытовые потребности нас. в общении, и устно-поэтич. К., в изв. смысле заменяющее лит. яз. в отсутствие письменности. На базе К. часто формируется общенац. лит. яз.

В истории рус. яз. К. постулируется для периодов гос. консолидации вокруг единого центра (киевское К. для периода Киевской Руси, новгородское К. для Новгородской республики 12-15 вв., московское К. для 16-17 вв.). В совр. отеч. диалектологии под К. (городское К.) понимают разговор. языковые формы, сложившиеся в условиях отсутствия единой диалект. базы (К. крупных городов).

Лит.: Десницкая А. В. Наддиалектные формы устной речи и их роль в истории языка. Л., 1970.

Коковцов Вл. Ник

КОКО́ВЦОВ Вл. Ник. (1853-1943) - гос. деятель дорев. России, граф, помещик Новгородской губ. Получил образование в Александровском лицее, в 1872 поступил на службу в Мин-во юстиции. С 1879 служил в тюрем. ведомстве, а затем (1892-96) - в гос. канцелярии. С 1896 по 1902 был тов. мин. финансов С. Ю. Витте. В 1902 получил назначение на пост гос. секр., сменив В. К. Плеве. В нач. 1904 возглавил Мин-во финансов России и оставался в этой должности вплоть до 1914 с перерывом с окт. 1905 по апр. 1906, когда стал чл. Гос. совета. С сент. 1911 по дек. 1914 - глава правительств. кабинета России. Будучи мин. финансов, К. ставил гл. задачей для своего ведомства поддержание бездефицит. бюджета. Предпринятые им попытки реформ в обл. налоговой системы не принесли значит. успехов. Полит. взгляды К. отражали воззрения довольно широкого круга ср. и высш. бюрократии, к-рая считала возможной реорг-цию монархич. строя России вне парламент. форм. В обл. внеш. политики он склонялся в пользу союза с Францией и одноврем. стремился к поддержанию добрососед. отношений с Германией. Относительно внутриполит. преобразований был сторонником курса П. А. Столыпина. С 1915 до окт. 1917 был чл. совета Русского для внеш. торговли банка. В 1918 эмигрировал во Францию, где возглавлял "International Bank of Commerce" (быв. отделение Петрогр. междунар. коммерч. банка). Автор мемуаров "Из моего прошлого", впервые изд. в Париже в 1935.

Коковцов Пав. Конст.

КОКО́ВЦОВ Пав. Конст. (1861-1942) - семитолог. Окончил ф-т вост. яз. Петерб. ун-та, ученик Д. А. Хвольсона и В. Р. Розена. С 1894 преподаватель, с 1900 - проф. Петерб. ун-та. Адъюнкт (1903), экстраордин. акад. (1906), действ. чл. АН (1919). Владел всеми семит. яз. и видами письменности, включая ассиро-вавилон. клинопись и эфиоп. письмо. В 1911 К., выступив на процессе Бейлиса как эксперт по иудаизму, доказал абсурдность обвинения евреев в ритуальных убийствах. Науч. деят-ность К. начинал как эфиопист, но со временем в центре его внимания оказываются евр.-араб. письменность и семитская (финик., евр., арам.) эпиграфика. Наряду с гебраистич., К. продолжил и сириологич. линию наследия Д. А. Хвольсона: изучал христ.-сирийские надписи, выступил ред. пер. кн. В. Райта "Краткий очерк истории сирийской лит-ры" (СПб., 1902), к к-рому сделал столько дополнений, библиограф. отсылок, справок, что рус. издание значительно превзошло информативностью англ. подлинник. В 1910-20-х гг. К. подготовил группу достойных учеников, к-рым предстояло развивать иссл. по осн. направлениям отеч. семитологии; к несчастью, мн. из них стали жертвами репрессий (гебраист М. Н. Соколов, сириологи А. П. Алявдин и Н. В. Пигулевская). Посл. годы жизни К. прошли в бесплод. хлопотах о смягчении участи арестов. учеников. Скончался К. в 1942 в блокадном Ленинграде.

Соч.: Книга сравнения еврейского языка с арабским Абу Ибрагима (Исаака) Ибн Баруна. СПб., 1893; Новые м-лы для характеристики Иехуды Хайюджа, Самуила Нагида и некоторых других представителей еврейской филологической науки в X, XI и XII вв. Пг., 1916; Еврейско-хазарская переписка в X веке. Л., 1932.

Кокорев Вас. Ал-др.

КО́КОРЕВ Вас. Ал-др. (1817-89) - купец, предприниматель, меценат. Сын солигаличского купца средней руки. Не имея образования, рано начал заниматься торг. деят-ностью и приобрел необходимый опыт. Не обладая значит. средствами в начале предпринимат. деят-ности, нажил огромное состояние на винных откупах. Вел торговлю с Персией, основал первый нефтеперег. з-д в Баку (1858), на базе к-рого в 1873 учредил Бакинское нефт. об-во, Волжско-Камский банк (1870, оставался в руках наследников до 1917), был учредителем мн. ж.-д. компаний, пароходств, пром. и торг. предприятий. В период подготовки крест. реформы 1861 занимал либер. позиции, предлагал на средства купечества выкупить усадьбы помещичьих крестьян, выступал за замену откупов налогом. Критиковал в печати экон. политику пр-ва, защищая интересы рус. нац. капитала. Автор кн. "Экономические провалы" (1887). В 1856 организовал в Москве встречу героев обороны Севастополя. Построил в Москве "Кокоревское подворье" - громадную гостиницу на Софийской наб. против Кремля, участвовал в проведении в Москве конно-железных дорог. С 1840-х гг. коллекционировал картины рус. и иностр. художников. В его собрании были полотна И. К. Айвазовского, А. П. Боголюбова, В. Л. Боровиковского, К. П. Брюллова (предмет особой гордости К., занимали несколько залов), Д. Г. Левицкого, С. Ф. Щедрина, Ван Дейка, П. Брейгеля, Н. Пуссена, совр. франц. живописцев. Открытая им в спец. перестроенном собств. особняке в Москве (1862) "Общедоступная галерея" содержала св. 500 картин. В то время это была единств. в Москве публичная картинная галерея. Экспозиция была систематизирована по школам, эпохам, мастерам, тогда это было новинкой. В 1870 из-за финансовых затруднений К. коллекция была распродана, картины рус. мастеров в осн. приобрело Мин-во двора, в дальнейшем они перешли в Рус. музей; часть картин приобрел П. М. Третьяков. Картины зап. мастеров купил Д. П. Боткин. В 1884 ок. Вышнего Волочка на р. Мсте К. построил "Творческую дачу" для учеников Петерб. АХ (сохр. как уч. центр живописцев до наст. времени). Воспоминания К. опубликованы в "Русском архиве" (1885-87).

Лит.: Указатель картин и художественных произведений галереи В. А. Кокорева. М., 1863; Из истории российского предпринимательства: династия Кокоревых / Сост. М. Л. Гавлин. М., 1991.

Кокоринов Ал-др Фил

КОКО́РИНОВ Ал-др Фил. (1726-72) - арх., ученик И. Бланка и Д. Ухтомского в Москве. С 1758 преподаватель АХ в СПб., с 1762 - дир., с 1765 - проф., с 1769 - ректор АХ. С 1764 возглавлял "экспедицию строения" нового здания Академии, возводившегося по проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота. Изв. 3 проекта построек К.: увеселит. охотничьего домика для вел. кн. Екатерины Алексеевны, перестройки и внутр. отделки дома графа П. Чернышева на набережной Невы и дворца графа К. Разумовского на набережной Мойки. Осн. заслугами К. являются орг-ция повседнев. деят-ности АХ, преподавание архитектуры и рук-во стр-вом здания АХ.

А. Ф. Кокоринов. Дом И. И. Шувалова

А. Ф. Кокоринов. Дом И. И. Шувалова

Кокошкин Ив. Ал

КОКО́ШКИН Ив. Ал. (1765-1835) - драматург, поэт. Род. в дворян. семье. В печати выступил с комедией на "злобу дня" (шла русско-шведская война 1788-90) "Поход под шведа" (изд. анонимно), в к-рой описал реакцию разл. слоев рус. об-ва на объявление войны. Комедия была отмечена Екатериной II и имела успех у зрителей. В том же году К. издает поэтич. сб. "Стансы. Екатерине II". С сент. 1816 К. становится почет., а в 1817 действит. чл. Всерос. об-ва любителей рус. слова. В первые годы К. усердно посещает заседания об-ва. В 1817 он - пом. его пред. С. П. Салтыкова; часто представляет на суд его чл. свои произв. в стихах и прозе. Как отмечается в ежегодном "Журнале упражнений" об-ва, многие из произв. К. отвергались его сочленами, поскольку страдали "вялостью и темнотой смысла, бессистемностью мыслей". За все время издания ж. об-ва "Соревнователь просвещения и благотворения" (1818-25) было опубл. всего лишь 1 стих. К. (1819, № 12). Обширен круг лит., театр. связей К. Вместе со своим двоюродным братом, изв. театралом и меценатом Ф. Ф. Кокошкиным играл в дом. т-ре С. С. Апраксина; там же часто бывали драматурги Ф. Ф. Иванов и Н. И. Ильин. В свою очередь, у Ф. Ф. Кокошкина бывали А. Ф. Мерзляков, П. А. Вяземский, В. Л. Пушкин и др.

Кокошкин Фед. Фед

КОКО́ШКИН Фед. Фед. (1871-1918) - политич. деятель, один из основателей и рук. партии кадетов. Род. в Москве, окончил юрид. ф-т Моск. ун-та, в к-ром затем стал проф. права. Один из инициаторов создания либер. орг-ции "Союз освобождения", автор подготовл. к его учредит. съезду (1904) проекта рос. конституции. С 1905 чл. ЦК кадетской партии и, по авторитет. мнению П. Н. Милюкова, ее гл. идеолог. После Февр. рев-ции пред. Юридич. совещания при Врем. пр-ве, принимал активное участие в разработке положения о выборах в Учредит. собр. В июле - авг. 1917 входил в состав Врем. пр-ва в качестве его контролера. В нояб. 1917 избран депутатом Учредит. собр. от партии кадетов. 28 нояб. 1917 арестован ВЧК и помещен в Петропавловскую крепость. Убит 5 янв. 1918 вместе с А. И. Шингаревым в Мариинской больнице матросами-анархистами.

Кокошник

КОКО́ШНИК - 1) Декоративный эл-т, обычно в венчающей части здания или завершающий портал, оконный наличник и имеющий полуциркульную, трехчастную (трехцентровую), килевидную (полукруглую с внешним заострением над серединой дуги) или треугольную форму. В отличие от закомар, являющихся конструктивным эл-том и соответствующих кривизне закрываемого свода, за К. нет сводчатой конструкции, он является "знаком" закомары. Конструктивно появление К. объясняется необходимостью оформления на фасадах распространившихся в кон. 16-17 в. ступенчатых, кресчатых и сомкнутых сводов (многоярусные К. Малого собора Донского мон., 1593). Масса кокошников ("горка") в это время - характерная черта посадской эстетики (напр., в ц. Пресв. Троицы в Никитниках, 1630-е гг.; Свят. Николая "Посадского" в Коломне, кон. 17 в.) и важный эл-т "узорочья". Храм с К. вытеснил почти все типы культовых построек, к-рыми был богат 16 в. Наиб. частота применения килевидных К. в сравнении с круглыми и особенно треугольными и их использование в венчающих частях церквей объясняется символическим значением К. как образов "пламени огненного", языков огня, в виде к-рых представлялись в средневековье Небесные Силы, Небесное Воинство, обычно они окружают главу, обозначающую Спасителя. Разнообразные формы венчания наличников в данный период - результат срастания К.

С 1830-х гг. К., особенно килевидный, воспринимается как семантически значимый эл-т рус. стиля. Уже в проектах К. А. Тона, начиная с ц. Св. Екатерины в Екатерингофе (1830), К. достигают такого крупного масштаба, к-рый не встречался в др.-рус. постройках. К. используется как киот с размещением в его поле икон и орнаментальных композиций в рус. стиле (П. П. Зыков); А. А. Парланд в храме Воскресения Христова (1883-1907) впервые применяет мотив одного гигантского К., завершающего фасад, впоследствии повторенный, например, В. А. Косяковым (церкви Староладожского и Киево-Печерского подворий в С.-Петербурге, в с. Кукобой) или П. А. Винорадовым (собор Перервинского мон.) и трансформировавшийся в работах мастеров неорус. стиля (А. П. Аплаксин).

2) К. (кокошка, кокуй, златоглав, головка, наклонник, наклонка, шеломок, ряска) - празднич. головной убор замужней женщины. В 18-20 вв. К. носили в крест., купеч. и мещан. среде. В 19 в. К. распространился с Севера на Юг России и вытеснил сороку. К. изготовлялся спец. мастерицами и стоил дорого. Использовался в свадеб. обряде как головной убор замуж. женщины - девич. прическа заменялась К. или кикой.

Лит.: Кудрявцев М. П., Мокеев Г. Я. О типичном русском храме XVII в. // Архитектурное наследство. М., 1981. № 29. С. 75-79; Попадюк С. С. Теория неклассических архитектурных форм. Русский архитектурный декор XVII в. М., 1998.

Кокошники, шитые жемчугом. Фото 1890-х гг.

Кокошники, шитые жемчугом. Фото 1890-х гг.

Коктебель

КОКТЕБЕ́ЛЬ - уник. лит.-мемор. и природный комплекс, связ. с жизнью и творчеством М. Волошина и получивший известность как "дом поэта". К. (ныне Планерское) - пос. неподалеку от Феодосии, на берегу Черного моря, у подножия древнего потухшего вулкана Карадаг. В 1893 мать поэта, Е. Волошина, приобрела здесь участок земли, на к-ром в 1903 был построен дом. Полынные нагорья К., его суровая красота многократно отразились в стих. поэта ("Киммерийские сумерки", "Коктебель", "Карадаг" и др.) и в его акварелях. Дом Волошина в К. стал еще одним его творч. делом и заметным явлением культуры. Здесь бывали поэты Н. Гумилев, Е. Дмитриева (Черубина де Габриак), М. Цветаева, О. Мандельштам, А. Белый, В. Брюсов и др., писатели К. Чуковский, И. Эренбург, М. Булгаков, А. Грин, художники К. Богаевский, А. Остроумова-Лебедева, Н. Альтман. Атмосфера непринужденности, творчества запомнилась мн. посетителям "дома поэта" и отразилась в мемуарах о К. и о Волошине (М. Цветаева "Живое о живом", А. Остроумова-Лебедева "Лето в Коктебеле", И. Эренбург - в кн. "Люди, годы, жизнь" и др.) В 20-е гг. дом в К. стал бесплат. Домом отдыха для писателей. По завещанию Волошина он был передан Союзу писателей. В течение мн. лет вдова поэта, М. Волошина, хранила дом, где мн. было сделано руками Волошина, драгоцен. б-ку, собр. рукописей и произв. иск-ва. С 1986 в доме Волошина в К. открыт музей.

Колбасьев Сер. Адамович

КОЛБА́СЬЕВ Сер. Адамович (1899-1937) - поэт, прозаик. Род. в Одессе, в семье присяж. поверенного. Обучался в Петерб. г-зии Лентовской и в Мор. корпусе. В пестрой биографии К. поочередно сменяют друг друга служба на флоте, переводч. деят-ность (изд-во "Всемирная литература", 1922; сов. посольство в Афганистане, 1922-23 и Торгпредство в Финляндии, 1923-28), лит. деят-ность (вместе с Н. Тихоновым, К. Ватиновым, В. Рождественским был чл. гр. "Островитяне"). Вошел в лит-ру трагич. безысход. поэмой "Открытое море" (1922). Поэтич. произв. публиковал в ж. "Красная новь", альм. "Недра", "Наши дни", "Островитяне", в газ. Стихи были положительно оценены В. Брюсовым. Личность К. привлекала Н. Гумилева, написавшего о нем в "Моих читателях" ("Лейтенант, водивший канонерки под огнем неприятельских батарей..."). Изв. как прозаик - певец флота и моря, автор кн. "Поворот все вдруг" (1930), "Салажонок" (1931), "Правила совместного плавания" (1934), тетралогии "Двести судеб" (1936, неоконч.), пов., множества рассказов, ист. очерков, науч.-популяр. кн. о радиотехнике, ст. (из них наиб. известная - "Jazz"; К. был уник. знатоком мир. джаза). Парт. критика обвиняла К. в буржуазности мировоззрения, интересе преим. к быту "старорежимного" офицерства, игнорировании роли "революц. масс" и т. п. В 1937 К. арестован и расстрелян.

Колегаев Анд. Лукич

КОЛЕГА́ЕВ Анд. Лукич (1887-1937) - чл. партии социалистов-революционеров (эсеров), с 1906 примыкал к ее левому течению. Явился одним из создателей партии лев. эсеров (интернационалистов), чл. ее Центрального к-та (ЦК). К. был чл. Учредит. собр. и чл. Всерос. центр. исполнит. к-та. С дек. 1917 по март 1918 входил в состав Совнаркома РСФСР в качестве наркома земледелия. Находясь на этом посту, внес замет. вклад в разработку "Основного закона о социализации земли", гл. положения к-рого были одобрены 3-м Всерос. съездом Советов. Из состава Сов. пр-ва вышел по решению ЦК партии лев. эсеров в связи с подписанием Брест. мира. В знак протеста против убийства лев. эсерами герм. посла В. Мирбаха вышел из партии. В сент. 1918 был одним из основателей партии "рев. коммунизма", созд. из части левых эсеров, избран в состав ее ЦК. В нояб. 1918 вступил в Рос. комунистич. партию (большевиков). В годы гражд. войны занимал должность нач. снабжения Юж. фронта, был чл. Реввоенсовета этого фронта. В 1920-21 чл. коллегии наркома путей сообщения, затем - на хоз. работе. В 1937 арестован, расстрелян. Реабилитирован посмертно.

Коллаж

КОЛЛА́Ж (франц. collage - букв. наклеивание) - прием в изобр. иск-ве и выполненное им произв.: создание целостной композиции из разнородных материалов. К холсту приклеиваются газеты, обои, куски цветной бумаги, ткани, фотографии, щепки, проволока, веревки и пр. Появляется в нач. 20 в. в творчестве представителей кубизма, футуризма, особенно дадаизма (П. Пикассо "Бутылка аперитива", 1913). Применялся художниками рус. авангарда - А. В. Лентуловым, П. П. Кончаловским, О. В. Розановой. Расширительно наименование К. применяется к любым композициям из разнородных материалов, и не только в изобразит. иск-вах.

Коллегии

КОЛЛЕ́ГИИ - центр. гос. учреждения в Росии 18 - нач. 19 в. Коллежская реформа была проведена Петром I в осн. в 1717-21, когда возникли важнейшие К. Дела между К. распределялись по отраслевому принципу. Все К., кроме Воен., Адмиралтейской и иностр. дел, подчинялись Сенату. Организац. устройство К. и порядок их работы определялись Ген. регламентом 1720. Каждая К. состояла из присутствия (общего собр.) и канцелярии. Чл. присутствия являлись президент, вице-президент, 4-5 советников и 4 асессора. Дела в К. решались большинством голосов. Созданная Петром I система К. при его преемниках претерпела изменения. Число К. то увеличивалось, то сокращалось, обозначилась тенденция к расширению прав президента К. Губернская реформа Екатерины II (1775), отражая взятый курс на децентрализацию управления, привела к ликвидации большинства К. Павел I восстановил К., увеличив полномочия президента, что свидетельствовало о начавшемся переходе к построенной на принципе единоначалия министер. системе управления. Нек-рые коллегиальные учреждения возглавили мин. (напр., Коммерц-К.). После образования мин-в в 1802 К. вошли в их состав. В 1802-11 большинство К. было ликвидировано. Дольше всех в структуре соотв. мин-в просуществовали Воен. К. (до 1812), Адмиралтейская К. (до 1827) и К. иностр. дел (до 1832).

Коллективизация

КОЛЛЕКТИВИЗА́ЦИЯ - объединение мелких индивид. крест. х-в в кр. коллект. - колхозы. К. сел. х-ва в СССР охватывает 3 периода. Первый - окт. 1917-20. В этот период на базе помещичьих имений деревен. беднота, гор. рабочие, прибывшие в сел. местность из пром. центров в связи с голодом и разрухой, организовывали коллект. х-ва (коммуны, с.-х. артели и т-ва по совм. обработке земли). Нек-рые мест. парт. и сов. органы в условиях "воен. коммунизма" искусственно форсировали развитие коллект. земледелия, администрат. методами навязывали его крестьянам, к-рые в подавляющем большинстве отрицательно относились к колхозам. В 1920 в них объединялось ок. 0,5% всех крест. х-в. С переходом к нэпу начинается нов. период в колх. движении, к-рый охватывает 20-е гг. В годы нэпа процесс К. развивался стихийно, без какого бы то ни было администрат. вмешательства со стороны гос. органов. Одни колхозы, не выдержав новых условий хозяйствования, ликвидировались, в то же время др. создавались крестьянами на добровольных началах. Коллект. х-ва этого периода по своим размерам были сравнительно небольшими, они объединяли примерно 8-10 крест. дворов. В 20-е гг. число с.-х. коммун как высш. формы колх. движения сокращалось, а кол-во простейших форм - с.-х. артелей и т-в по совм. обработке земли - возрастало, ибо в них б. удачно сочетались интересы личности и коллектива. В кон. 20-х гг. начинается третий, завершающий период К. сел. х-ва. Она приобретает насильств. и массовый характер. В нояб. 1929 сталинское рук-во провозгласило курс на сплошную К., что означало "великий перелом" в дер., принудит. объединение крестьян в колхозы. Для проведения массовой К. в стране отсутствовали необходимые матер., соц. и психолог. предпосылки, крестьяне не были готовы к объединению своих средств произ-ва, к вступлению в колхозы, оставались привяз. к индивид. х-ву, к тому же существовавшие колхозы не могли убедить их в преимуществе объедин. труда. Поэтому крестьяне сопротивлялись принудит. объединению в колхозы, мн. из них подвергались репрессиям и под видом кулаков высылались в малообжитые сев. и восточные р-ны СССР. Сплошная К. сопровождалась сокращением произ-ва, особенно животноводч. продукции. К. стала одной из причин голода в 1932-33 в ряде регионов страны. Во 2-й пол. 30-х гг. К. была завершена и в СССР утвердилась колхозная система.

Коллективизация. Плакат. 1936

Коллективизация. Плакат. 1936

Коллекционирование

Статья большая, находится на отдельной странице.

Колло Мари Анн

КОЛЛО́ Мари Анн (1748-1821) - франц. скульптор. Представительница классицизма. В 1766-78 работала в России, помогала своему учителю Э.-М Фальконе. Чл. Имп. АХ (1767). Манере К. присущи психологизм образов, точность характеристик, лаконичность, выразительность худож. формы. Осн. произв.: модель головы имп. Петра I (1773) для пам. работы Фальконе в СПб. ("Медный Всадник"); "Вольтер" (1770); "Дидро" (1772).

М. А. Колло. Камея «Екатерина II»

М. А. Колло. Камея «Екатерина II»

Коллонтай Ал-дра Мих.

КОЛЛОНТА́Й Ал-дра Мих. (урожд. Домонтович) - обществ. и гос. деятель, публицист, прозаик. Род. в семье полковника Ген. штаба. Получила разностороннее дом. образование, владела неск. иностр. яз., сдала экзамен на звание нар. учительницы. С 1890-х гг. в рев. движении, участвовала в рев-ции 1905-07, симпатизировала меньшевикам, была знакома с Г. В. Плехановым (с 1901) и В. И. Ульяновым (Лениным) (с 1905). В 1908-17 К. находилась в эмиграции, состояла в с.-д. партии Германии, сотрудничала с Франц. социалистич. партией, участвовала в работе II Интернационала. В 1915 начала вести антивоен. пропаганду, солидаризировалась с большевиками, стала выполнять поручения Ленина. В марте 1917 приехала в Петроград, стала сотруд. газ. "Правда", депутатом Петрогр. совета, чл. его исполкома. С нач. июля по сер. авг. 1917 находилась под арестом, затем под дом. арестом. После Окт. рев-ции К. - нар. комиссар гос. призрения (до марта 1919). Была депутатом Учредит. собрания, участвовала в жен. движении, интересовалась проблемами семьи, материнства и т. п. С 1922 К. - на дипломат. работе: советник представительства, врем. поверенный в делах СССР, полпред и торгпред СССР в Норвегии. В 1926-27 - полпред СССР в Мексике, в 1927-30 -в Норвегии, в 1930-41 - полпред, а в 1941-45 - посланник СССР в Швеции. Впоследствии К. работала в центр. аппарате НКИД (МИД) СССР. К. вошла в историю как первая в Сов. Союзе женщина-посол, как автор кн. по жен. вопросу ("Социальные основы женского вопроса", 1909; "Общество и материнство", 1916 и др.), по проблемам войны, мира и рев-ции ("Классовая борьба", 1906; "Финляндия и социализм", 1907; "Кому нужна война?", 1916 и др.), а также по вопросам морали, сексологии ("Рабочий класс и новая мораль" и др.). К. - автор неск. беллетристич. соч. (сб. "Любовь пчел трудовых", 1923; "Большая любовь", 1927 и др.).

Колмогоров Анд. Ник

КОЛМОГО́РОВ Анд. Ник. (1903-87) - математик, акад. АН СССР (1939). Род. в Тамбове. Окончил Моск. ун-т (1925). С 1930 - проф. того же ун-та, д-р физ.-мат. наук (1935). Ученик Н. Н. Лузина. Изв. работы К. о сходимости тригонометр. рядов, по теории меры, обобщению понятия интеграла и общей теории операций над множествами. В 1956 получил важные результаты по представимости функций неск. переменных функциями меньшего числа переменных. К. внес существ. вклад в разработку т. н. конструктивной логики; в топологии создал теорию т. н. верхних гомологий. В теории вероятностей К. совм. с А. Я. Хинчиным начал (1925) применять методы теории функций действит. переменного, что позволило решить ряд трудных проблем и построить изв. систему аксиоматич. обоснования теории вероятностей (1933). К. развил теорию стационар. случайных процессов, совм. с А. М. Обуховым открыл законы статистич. теории турбулентности. Ему принадлежат также иссл. по теории стрельбы, по статистич. методам контроля продукции и по теории информации по каналам связи. Имя К. встречается в разл. отраслях математики. К. опубл. б. 350 работ. Создал большую школу в обл. теории функций и теории вероятностей. Среди учеников К.: А. И. Мальцев, С. М. Никольский, В. И. Арнольд и др. Иностр. чл. Парижской АН, чл. Лондон. Королев. об-ва и др. заруб. акад., науч. учреждений и об-в. Ленинская премия (1965, совм. с В. И. Арнольдом), Гос. премия СССР (1941), премия им. П. Л. Чебышева (1949), междунар. премия им. Больцано (1963) и др.

Кологривов Юр. Ив

КОЛОГРИ́ВОВ Юр. Ив. (ок. 1690-1754) - деятель рус. культуры 1-й пол. 18 в. Стольник, с 1718 - камергер имп. Петра I. В 1711-16 учился в Голландии и Италии. В 1716-17 К. купил для Петра I 143 картины в Голландии и 117 картин во Фландрии, большинство к-рых находится сейчас в Петергофе и Эрмитаже. В 1718-19 находился в Риме, где покупал для царя антич. и совр. скульптуру, в т. ч. "Венеру Таврическую" и группу "Амур и Психея" (Летний сад). В 1718 он отправил в С.-Петербург ок. 100 скульптур и барельефов, в том числе более 50 антич. Одновременно ему был поручен присмотр за 4-мя учениками архитектуры - Еропкиным, Усовым, Исаковым и Колычевым. По возвращении в Россию в 1728 К. жил в Москве, проектировал и строил по заказам А. Черкасского, П. Мусина-Пушкина и А. Волынского. Начиная с 1740 граф П. Шереметев привлек его к управлению строит. делами в своем моск. доме и подмоск. имениях. К. руководил созданием дворцово-паркового ансамбля в Кусково.

Колодец

КОЛО́ДЕЦ - в нар. представлениях - "вход" в иной мир; это особенно актуально для гаданий: в К. смотрят девушки, чтобы увидеть суженого; с той же целью К. запирают на замок и прячут ключ под подушку (жених придет во сне просить ключ). Вместе с тем увидеть во сне К. (тем б. смотреть в него) - к смерти. Не менее устойчивы представления о связи К. с жен. началом (женщина - сосуд - К.). Генитальная символика К. обыгрывается в тех же дев. гаданиях, сопровождаемых прозрачным призывом: "Суженый-ряженый, приходи коня поить, ключа просить". В рус. дер. К. - место свиданий и жен. сходок. К. может служить и местом контакта с водяным: царь наклоняется над К. и водяной хватает его за бороду, а отпускает только после обещаний отдать то, чего царь у себя дома не знает, - это оказывается сын, родившийся в его отсутствие (типовое нач. сказки "Служба у водяного").

Колодки

КОЛО́ДКИ - тяжелые дерев. оковы, расколотые пополам доска или бревно с отверстиями, надевавшееся на ноги или на руки и шею арестантов (в нач. 19 в. заменены кандалами).

Колодник

КОЛО́ДНИК (от слова "колодки") - в офиц. документах до нач. 19 в. - лицо, находившееся под стражей во время следствия, по приговору суда или решению адм. органов. В др.-рус. пам. К. - пленник. До кон. 17 в. заключенных по суд. приговору чаще называли "тюремными сидельцами", а подследственных - "приводными людьми". В указе Петра I от 17 июня 1718 впервые появилось выражение "арестант", обозначавшее в 18 - нач. 19 в. исключительно обвиняемых и преступников воен. ведомства, остальных задерж. правонарушителей называли К. Александр I указом от 24 июля 1816 повелел, чтобы "отныне все невольники именованы были арестантами". Последний раз слово К. употребляется в указе от 7 июня 1816.

Колокол

КО́ЛОКОЛ - ударный муз. инструмент, используется у мн. народов мира. Европ. К. представляет собой полое тело конусовидной формы с расширением книзу, снабженное внутри ударником (языком). Изготавливаются К. чаще всего из бронзы. В России К. появились вскоре после принятия христ-ва. 2-я пол. 16 - нач. 17 в. - время расцвета иск-ва колокольного звона и литейного мастерства, что связано с общим подъемом культуры крепнущего рус. гос-ва. В кон. 19 - нач. 20 в. рус. К. заслуженно пользовались мир. известностью благодаря своему кол-ву, размерам и муз. гармонии. В кон. 19-20 в. традиция колокольного иск-ва была прервана, секреты рус. колокололитейного ремесла утрачены.

Рус. К. представляли собой замечат. произв. декорат.-прикл. иск-ва, богато украшались разл. орнаментами и иконопис. изображениями, имели надписи, содержащие сведения о времени и месте отливки К., его весе, мастере или владельце завода, ист. личностях и т. д.

К. и его звон являлись многогранным символом: в религ. сознании К. уподоблялся "ангельской трубе"; с "вечевым" К. были связаны представления о независимости и воле; звон набата - тревога и опасность; благовест - призыв к молитв. единению. К., как символу единения России, большое значение придавалось в период объединения гос-ва. Образ К. получил широкое распространение в лит-ре и иск-ве.

Колокол

Колокол

Колокольня

КОЛОКО́ЛЬНЯ - арх. сооружение, представляющее собой башню с открытым ярусом для колоколов. К. или является составной ч. здания христ. храма, или размещается вблизи него. Часто К. становятся арх. доминантами, определяющими облик мон., городов, сел. Два осн. типа К. - шатровые и ярусные. Особой разновидностью сооружений для подвески колоколов является настенная или стоящая отдельно от храма "звонница" в виде стенки, завершенной проемами для колоколов. В 15-16 вв. на Руси был широко распространен тип храмов-К. с ц. в нижнем и К. в верхнем ярусе. Этот тип постройки возродился в К. классицизма кон. 18 - нач. 19 в.

Колокольня церкви св. Софии на Софийской набережной в Москве. Арх. Н. Козловский. 1862-68

Колокольня церкви св. Софии на Софийской набережной в Москве. Арх. Н. Козловский. 1862-68

Колокольчики

КОЛОКО́ЛЬЧИКИ - нар. назв. билета гос. казначейства достоинством в 1000 руб., выпускавшегося Гл. командованием вооруж. силами Юга России в 1919-20, - по изображению Царь-колокола на одной из сторон ассигнации. В разное время на терр. нашей страны курсировали ден. знаки, получившие в народе собств. назв. Думки, думские деньги - кредит. билеты Врем. пр-ва достоинством в 1000 руб. - по рисунку на них Таврич. дворца в Петрограде, где с 1905 заседала Гос. дума. Назв. перешло и на билет в 500 руб. того же выпуска. Обращались в 1917-22 грушевки - чеки Армавирского отделения Госбанка достоинством в 50, 100, 200 и 500 руб. Были оформлены рамкой с изображением груш (1918). Краснощековки - ден. знаки Дальневост. СНК, подпис. его пред. А. Краснощековым (1918). Кузнецы - знаки Центросибири достоинством в 50 руб. - по изображению на них горных инструментов - молотка, лопаты, кирки (1918). Моржовки - чеки Архангельского отделения Гос. банка достоинством в 25 руб. - по изображению моржа на фоне голубых льдов (1918). Пензенки - знаки РСФСР образца 1918 по месту произ-ва. Табачные боны Екатеринодарского отделения, выпущ. под обеспечение табачного акциза (1918). Уралки - обл. кредит. билеты Урала, выпущенные Екатеринбургским отделением Госбанка (1918). Мотыльки - первые расчетные знаки РСФСР упрощенного типа (1919). Медведи - кредит. билеты Дальневост. республики - по изображению медведя на купюре (1920). Буферы - ден. знаки Дальневост. республики (буферного гос-ва, 1920). Коврики - ден. знаки Бухарской сов. республики достоинством в 10000 руб. образца 1338 года хиджры - по удлин. форме, цвету и орнаменту напоминали восточные ковры (1920). Шелковки, шелковые деньги - ден. знаки Хорезмской нар. сов. республики, исполн. на шелке (1920-21). Лежебоки - казначейские билеты СССР номиналом в 3 руб. золотом - по изображению картинно лежащих рядом рабочего и крестьянина (1924). Голубки - ден. знаки, выпущенные. без согласования с адм. А. Колчаком в Забайкалье атаманом Г. Семеновым. Так назывались, очевидно, потому, что на одной из купюр преобладал голубой цвет.

Не менее интересными и звучными были (а отчасти остаются и сегодня) назв. сумм. Так, сумма в 1000 руб. называлась кусок, в млн - лимон, а в млрд - лимонард.

Коломенское

КОЛО́МЕНСКОЕ - великокняж., затем царская усадьба под Москвой (сейчас в черте Москвы). Вперв. упоминается в летописях в 1339. В 1532 построена ц. Вознесения - один из первых кам. шатровых храмов, залож. в честь рождения Ивана Грозного, высотой 60 м (высота шатра 28 м). Храм построен из кирпича с белокам. деталями. Осн. композиции - центричность и вытянутость по вертикали всего объема, состоящего из поставл. на подклете четверика и восьмерика и восьмигран. шатра с небольшой главой. Образ строится на противопоставлении системы горизонт. вытянутых аркад, лестниц и гульбищ с резко взметенным над ними ввысь массивом церкви, вертикализм к-рой подчеркивается узкими пилястрами, вытянутыми вверх килевидными кокошниками и стреловидными оконными обрамлениями. В арх. ансамбль усадьбы помимо ц. Вознесения входят: ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи (с. Дьяково), залож. в честь вступления Ивана Грозного на царство (1547), храм-колокольня Георгия Победоносца (16 в.), Казанская ц. (1660-е гг.), въездные ворота (1670-е гг.). Знаменитый дерев. Теремной дворец царя Алексея Михайловича, считавшийся чудом рус. дерев. зодчества (1667-71, арх. С. Петров и И. Михайлов), был разобран "за ветхостью" в 1768. Он представлял собой совокупность разновысотных объемов, связ. между собой переходами, крыльцами, со множеством декорат. эл-тов, украш. богатой резьбой. В наст. время Коломенское - музей-заповедник, пам. рус. дерев. зодчества. Кроме ист. построек усадьбы, в К. привезены разл. дерев. постройки из разных местностей (домик Петра I из Архангельска и др.).

Лит.: Гра М. А., Жиромский Б. Б. Коломенское. М., 1971.

Колонизация

КОЛОНИЗА́ЦИЯ (от лат. colonia - поселение) - процесс заселения и хоз. освоения пустующих окраин. земель внутри своей страны (внутр. К.) или за ее пределами (внеш. К.). Причинами К. м. б. как относит. перенаселение в метрополии (городе или стране, выводящей колонии), давление внеш. врага и внутриполитич. конфликты, так и стремление метрополии найти сырьевые ресурсы и рынки сбыта для собств. товаров или захватить важные стратег. позиции. Внеш. (а иногда и внутр.) К. часто связаны с притеснением, а подчас и истреблением местного нас. Вместе с тем К. иногда оказывалась благоприятным фактором для развития экономики, политич. орг-ции и культуры колонизиров. стран. История России была в значит. степени историей К. На 6-8 вв. приходится К. славянами бассейна Днепра, Днестра, Зап. Буга, оз. Ильмень и верховья Оки, а в 11-13 вв. под давлением степных кочевников, половцев, а затем монголо-татар происходит дальнейшая К. Окско-Волжского бассейна, где пришлое нас. частью оттеснило, частью ассимилировало местные финно-угорские племена. В 16-17 вв. проходила К. земель к югу от Оки, Среднего и Нижнего Поволжья и Приуралья. В кон. 16 в. началась К. Сибири и Дальнего Востока, где появились новые города и развернулась культ.-хоз. деят-ность. Освоение и заселение Сибири и Дальнего Востока особенно усилились в 19 в. и продолжались в 20 в. В 16-18 вв. заселялись юж. р-ны Европ. России, в 18 в. - Сев. Причерноморье. Процесс К. юга России продолжился и в 19 в. путем переселения из центра на юг крепост. крестьян. Известным продолжением К. была политика Рос., а затем и Сов. гос-ва, приведшая к значит. увеличению рус. нас. не только в Ср. Азии, Сибири и на Дальн. Востоке, но и на Украине, в Прибалтике и Закавказье. Распад СССР в 1991 вызвал в числе прочих крайне острую проблему русскоязыч. нас. на терр. вновь образовавшихся гос-в т. н. ближнего зарубежья.

Колонна

КОЛО́ННА (от франц. colonne) - 1) Арх. эл-т несущей конструкции зданий и арх. ордеров, круглая в сечении вертик. опора. Худож. интерпретацию получает в египет. и антич. архитектуре. В классич. арх. ордерах гл. часть К. - ствол, обычно утончающийся кверху и иногда обработ. вертик. желобками - каннелюрами. Ствол опирается на базу и венчается капителью. К. - арх. эл-т как фасадов зданий, так и их внутр. пространства. Применяется также в качестве опоры арок и сводов. Худ. выразительность К. определяется ее пропорциями, членением, пластич. обработкой, соотношением высоты и диаметра с размерами сооружения.

2) Отдельно стоящие К., иногда увенч. скульптурой, являются пам. выдающимся деятелям или ист. событиям: Александровская К. в СПб. (1830-34, арх. О. Монферран) - пам. имп. Александру I и победе рус. оружия в Отеч. войне 1812.

Колоннада

КОЛОННА́ДА (от франц. colonnade) - ряд или ряды колонн, объедин. горизонт. перекрытием с арками или без них и составляющие единое арх. целое. К. призвана включать здание в пространств. структуру двора или пл., а также в окруж. природу. В наружной композиции здания К. присутствует в виде портиков и галерей, кроме того, может являться самостоят. сооружением (в садово-парковом иск-ве). Внутри здания К. используется как связующее звено парад. интерьера.

Колонтитул

КОЛОНТИ́ТУЛ - эл-т справоч. аппарата издания, сведения, помещаемые на полях страницы (обычно в верх. поле, над страницей или колонкой текста) и указывающие на автора произв., заглавие издания или отд. произв. (в сб.), заглавие раздела изд., вокабулу, с к-рой начинается и (или) на к-рой заканчивается данная страница, столбец (в словарях, справочниках) - в т. ч. вокабула может даваться целиком или в сокращении до заглавного слова. К. позволяет ориентироваться внутри изд., не прибегая ни к оглавлению, ни к тексту произв.

Колоратура

КОЛОРАТУ́РА (итал. coloratura - украшение, от лат. colorare - украшать) - подвижные, виртуозные пассажи и мелизмы в вок. партии. Истоки К. восходят к ср.-век. практике диминуции - дробления осн. звуков мелодии на несколько более коротких длительностей, а также колорирования - орнаментального распева осн. звуков. К. расцвела в ариях для любого вок. тембра в итал. опере 17-19 вв. и, располагаясь в конце к.-л. раздела, представляла собой множество трелей, пассажей широкого диапазона, больших скачков, изысканно варьировавших прозвучавшую мелодию. Певцы, стремясь продемонстрировать блестящую технику, дополняли выписанные композитором К. собственными, что порой нарушало драматургическую функцию арии. Разновидность К. - фиоритура - относится к приемам мелодич. фигурации и состоит из чередований аккордовых звуков с соседними неаккордовыми. В операх и дивертисментах К. применяли С. И. Давыдов ("Русалка"), К. А. Кавос ("Ополчение, или Любовь к Отечеству"), М. И. Глинка ("Жизнь за царя", "Руслан и Людмила"), Н. А. Римский-Корсаков ("Сказка о царе Салтане", "Золотой петушок"). Уникален Концерт для голоса с оркестром Р. М. Глиэра, в значительной мере построенный на колоратурах. В вок. иск-ве способность легко преодолевать виртуозные трудности исполнения К. наз. "колоратурным голосом". Им обладали А. В. Нежданова, В. В. Барсова, Е. К. Катульская и др.

Колорит

КОЛОРИ́Т (от итал. colorito) - система соотношения цветовых тонов в полихромных произв. иск-ва (картинах, орнаментах, убранстве интерьеров). К. - одно из важнейших средств эмоц. воздействия произв. Образуется посредством взаимодействия красок, сочетающихся по правилам гармонии, контраста и т. д. Характер К. соотносится с эпохой, стилем, индивид. манерой мастера, сюжетом. Худож. предназначение К. зависит от вида иск-ва, мат-ла, функции конкр. произв. К. обладает самостоят. худож. ценностью.

По характеру цветовых сочетаний К. бывает холодным (преобладание синего, зеленого, фиолетового цветов), теплым (преобладание красного, желтого цветов); напряженным, спокойн. По степени насыщенности цвета - ярким, приглушенным и т. п. В процессе развития живописи сложились 2 осн. типа К.: 1) с применением локальных цветов, когда цвет выполняет роль символа, - ср.-вековая европ. живопись; 2) стремящийся передать всю цветовую гамму окр. пространства - европ. живопись Нового времени (напр., импрессионисты).

Лит.: Ивенс Р. Введение в теорию цвета. М., 1964; Волков Н. Н. Цвет в живописи. М., 1984.

Колосова Евг. Ив

КО́ЛОСОВА Евг. Ив. (1770-1869) - артистка и педагог балета. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1799 (кл. И. Вальберха). Выдающаяся пантомимная танцовщица, выступала в балетах Канциани, Ле Пика, Вальберха, Шевалье, Дидло. Первая исполнительница ролей Изоры ("Рауль - Синяя Борода"), Аделаиды ("Рауль де Креки"), Юлии ("Ромео и Юлия"), Медеи ("Медея и Язон"), Федры ("Федра и Ипполит"), Девушки ("Новый Вертер"), Василисы ("Русские в Германии, или Следствие любви к Отечеству") и мн. др. Огр. успехом пользовалось ее исполнение рус. пляски. Имела большой драм. талант, выступала в пьесах А. Коцебу. Вызывала восторж. отзывы современников, в т. ч. и А. Пушкина. Внесла мн. нов. в преподавание. Среди ее учениц М. Данилова, А. Истомина, А. Лихутина и др.

Е. И. Колосова. Худ. А. Варнеке

Е. И. Колосова. Худ. А. Варнеке

Колофон

КОЛОФО́Н - эл-т справочн. аппарата рукопис. и старопеч. кн.; располагается в кон. текста произв. и содержит сведения о заглавии книги, (переписчике) произв., выходных данных. Выполняет ту же функцию, что титульный лист в позднейших изд.

Колпакова Ир. Ал-др.

КОЛПАКО́ВА Ир. Ал-др. (род. 1933) - балерина. Окончила Ленингр. хореогр. уч-ще в 1951 (кл. А. Вагановой). В 1951-88 арт. т-ра им. Кирова. Первая исполнительница партий: Катерина ("Каменный цветок"), Любимая ("Берег надежды"), Дездемона ("Отелло"), Нина ("Маскарад"), Ширин ("Легенда о любви"), Ева ("Сотворение мира"), Ала ("Скифская сюита"), Любовь ("Человек"), Птица-мечта ("Икар"), Меле ("Тиль Уленшпигель"), Наталья Николаевна ("Пушкин"), Фея ("Фея Рондских гор"). Среди др. ее ролей: Маша ("Щелкунчик"), Сюимбике ("Шурале"), Мария ("Бахчисарайский фонтан"), Панночка ("Тарас Бульба"), Девица-краса ("Страна чудес"), Тао Хоа ("Красный мак), Джульетта ("Ромео и Джульетта), Золушка ("Золушка"), Сильфида ("Сильфида"), Жизель ("Жизель"), Раймонда ("Раймонда"), Аврора ("Спящая красавица"). Снималась во мн. к/ф и т/ф., в т. ч. в "Танцует Ирина К." и "Ирина К.". Балерина лирич. плана, с легким выс. прыжком и академически строгой манерой танца. Помимо гармонично-соверш. интерпретации традиц. хореографии, К. много и успешно работала с совр. балетмейстерами: Ю. Григоровичем, И. Вельским, Л. Якобсоном, Н. Касаткиной, В. Василевым, О. Виноградовым и др. В 1982 К. окончила балетмейст. отд-ние Ленингр. конс., с 1988 репетитор т-ра им. Кирова, одноврем. с 1990 преподает в "Амер. театре балета".

Лит.: Ильичева М. А. Ирина Колпакова. Л., 1986.

Колтоновская Ел. Ал-др.

КОЛТОНО́ВСКАЯ Ел. Ал-др. (урожд. Сасько) (1870-1952) - лит. критик. Дочь пом. проректора Киев. ун-та, жена поэта и переводчика А. Колтоновского. После оконч. Киев. жен. г-зии училась на ист.-филол. отд. Высш. жен. курсов в СПб. (1892-96). В кон. 90-х гг. сблизилась с Л. Туган-Барановской, привлекшей ее к участию в ж. "Мир Божий" и "Юный читатель", где К. печатала библиограф. ст. С 1900 началась пост. лит.-критич. деят-ность К. в ж. "Жизнь", "Образование", "Новый журнал для всех", газ. "Северный курьер", "Речь" и др. В 1910-е гг. наиб. важные ст. помещала в ж. "Русская мысль", "Вестник Европы" и "Библиотекарь". В 1910 вышел первый сб. К. "Новая жизнь", отмеч. рецензентами за благожелательно-объективный тон критич. анализа. В 1912 появились сб. ст. "Женские силуэты" - о вкладе женщин в совр. рус. культуру и сб. ст. "Критич. этюды", посв. молодым писателям-прозаикам. Лит.-эстет. взгляды К. близки воззрениям С. Венгерова. Под его началом К. работала в "Вестнике самообразования", Новом энциклопед. словаре Брокгауза и Ефрона и др. Для К. лит-ра - отражение обществ. мысли; худож. произв. - всегда продукт своей эпохи. Ст. К. присуще стремление выявить характерные тенденции в совр. лит. процессе. Одной из перв. К. стала писать о появлении в лит-ре 20 в. "неореализма", относя к этому течению реалистов, тяготевших к модернизму (Б. Зайцева, С. Сергеева-Ценского, И. Новикова и др.). Концепция "неореализма" наиб. четко изложена в ст. К. "Наша худож. лит-ра в 1913 г." ("Библиотекарь", 1914. № 1). После Окт. рев-ции 1917 К. отошла от лит.-критич. деят-ности, писала воспоминания.

Колчак Ал-др Вас.

КОЛЧА́К Ал-др Вас. (1873-1920) - адм. рос. имп. флота, один из вождей Белого дела, крупный ученый-гидрограф, один из крупнейших полярных исследователей кон. 19 - нач. 20 в. Род. в Пб. в семье мор. офицера. В 1888 поступил в Мор. корпус, к-рый окончил в 1894, получив по окончании премию адм. П. Рикорда. Ученик Ф. Нансена и С. Макарова. Участник эксп. Э. Толля в р-н Новосибирских о-вов (1900-02), во время к-рой совершил переход по Ледовитому океану на о-в Беннета. За участие в эксп. получил высшую награду РГО - Константиновскую медаль (1905). Участник рус.-япон. войны 1904-05, один из инициаторов возрождения рус. флота после Цусимы. В 1914-17 прошел путь от командира полудивизиона миноносцев до командующего Черноморским флотом (1916), награжден орденом св. Георгия 4-й ст. Отстранен от должности после Февр. рев-ции и направлен с воен. миссией в Англию и США. С 4 нояб. 1918 - воен. мин. Совета мин. Уфимской директории, а 18 нояб. 1918 в результате гос. переворота провозглашен Верховным правителем России и Верховным главнокомандующим всеми рус. армиями. На практике единого рук-ва Белым делом и единого командования антибольшевист. силами осуществлять не мог. Достигнув максим. успеха в кон. апр. 1919 (армии К. практически вышли к Волге и Каме), он был разбит в результате контрнаступления красных осенью 1919. Во время отступления был выдан военнослужащими Чехословацкого корпуса эсеро-меньшевист. полит. центру. Расстрелян без суда в ночь с 6 на 7 февр. 1920 на льду р. Знаменки в Сибири.

А. В. Колчак

А. В. Колчак

Предыдущая страница Следующая страница