Статьи на букву "К" (часть 11, "КОЛ"-"КОН")
КОЛЧА́Н - сумка, футляр для ношения стрел или коротких метат. копий. Слово "К." заимствовано из тюрк. яз. В пам. отмечается с 16 в. К. изготовлялся из кожи, дерева, ткани, позднее из металла. Употреблялся у разл. племен и народов, начиная с эпохи неолита. Нек-рые богато украш. К. (напр., скифо-сарматские гориты) представляли собой выдающиеся произв. иск-ва. На Руси воины, вооруж. луками, носили налучие (чехол с луком) на поясе слева, К. - сзади справа. В 16-17 вв., когда на вооружении рус. воинов были короткие метат. копья - сулицы, К. состоял из 4-х гнезд: 3 для сулиц, 4-е для длинного ножа. Иногда К. разделялся на гнезда по числу стрел и имел защит. чехол, надевавшийся поверх них (тохтуй). |
КОЛЫБЕ́ЛЬНЫЕ ПЕ́СНИ - жанр песен. фольклора; осн. их функция - успокоить ребенка, вызвать сон. Отсюда характерная ритмич. орг-ция, музык. специфика, композиц. и сюжетная открытость текстов, многократная их повторяемость при исполнении. Значит. часть мотивов К. П. непосредственно связана с темой сна: рефрен "Баю-баюшки, баю"; картины всеобщего сна в природе ("Все ласточки спят. И касатки спят. Куницы спят, И лисицы спят"); вызов фантастич. персонажей, способных усыпить ребенка ("Сон да Дрема, Приди к Ване в голова"), или кота ("Приходи, котя, коток, На печурочке поспать"), голубей ("А люлюшки, люлюшки, Прилетели гулюшки") и др. К. П. выражают чувства и настроения матери, ее заботы о благополучии ребенка, думы о будущем, надежды на счастливую судьбу. Отсюда - мотивы и образы комфорта, красоты, окружающей младенца ("высокий терем", "позолоч. люля", "пуховая постель"), здоровья, будущего богатства ("Будешь в золоте ходить", "В алом бархате"), радостного труда, удачного брака и т. д. Впрочем, в К. П. проникали и мотивы тревоги, ожидающих ребенка бед и испытаний, а также пожелания смерти ребенку (остается спорным, носят ли они магич. характер - "оберег" или, как объясняют нек-рые фольклористы, вызваны эконом. трудностями, в к-рых лишний рот был обузой). |
КОЛЬЦО́ - украшение, надеваемое на палец (др. назв. - "перстень" от "перст"), его осн. ритуальная функция - свадебная: во время церк. венчания (см.) брачующиеся обмениваются К. В европ. традиции (а отсюда - рус. городской) кольцо дарит невесте жених при помолвке, обручении; в фольклорной традиции такого правила нет (назв. "обручальное К." вместо ожидаемого "венчального" либо имеет городское происхождение, либо какой-то др. смысл). В городской традиции ношение К. выступает как знак брачного состояния (спец. правила ношения К. для женатых/замужних и вдовцов/вдов), в крестьян. традиции это было бы избыточно, т. к. в одежде и так много знаков брачного состояния чел. К. носят (вне обряда венчания) только как украшения, весьма редко. "Колечко" служит типичным подарком при ухаживании, но без ритуальных функций (скорее эту роль играют платки). Обмен К. - обряд чисто церк., но отражающий весьма архаич. глубинные значения и потому очень естественно входящий в смысловой контекст фольклорной свадьбы. К. в силу его "близости" к чел. является как бы "неотторжимой" ч. владельца, теснейшим образом связанной с его индивидуальностью и воплощающей ее: ср. традицию именных перстней, перстней с личной печатью, перстней как знаков светской или дух. власти (т. е. наделяющих ею индивида, к-рый их носит). Передача перстня становится знаком вверения получателю каких-то полномочий, присущих личности дающего (или его должности, если перстень связан с ней) или же знаком личной милости. В рус. ритуальной традиции К. как знак личности выступает в святочных гаданиях. К. девушек - участниц гадания кладутся под блюдо, затем вытягиваются - как жребии под пение песен-предсказаний ("кому вынется, тому сбудется"). Т. о. обмен К. - это обмен знаками (и тем самым сущностями) самих личностей брачующихся. С др. стороны, в эрот. загадках и нек-рых др. текстах К. на пальце осмысляется как образ соития (вероятно, уже вторично к брачной символике К.). В высшей степени показательно, что оба осн. ритуальных предмета в свадьбе - венец и К. - имеют форму круга, воплощающего идеи единства, бесконечности и законченности. Круг также характерный образ границы, отделяющей свое, обжитое пространство, от чужого, враждебного (противопоставление для свадьбы очень важное), ср. магич. круг, к-рым "отчерчивают" себя от нечистой силы. Эта функция круга воплощается и моделируется хороводом, к-рый у южных славян называется коло. Само назв. К. подчеркивает именно его круглую форму (ср. коло, колесо). |
КОЛЬЦО́ ВИСО́ЧНОЕ - головное жен. украшение; непрем. ч. убора женщины Др. Руси 10-13 вв. Изготавливалось из бронзы или серебра и имело ок. десятка разновидностей, присущих, как считается, отд. вост.-слав. племенам: перстнеобразные - полянам, браслетообразные - кривичам, ромбощитковые - словенам новгородским, лучевые - радимичам, лопастные - вятичам и т. д. |
КОЛЬЦО́В Мих. Еф. (наст. фам. Фридлянд) (1898-1940) - журналист, прозаик. Род. в семье ремесленника. Участвовал в Февр. рев-ции 1917, в аресте мин. Врем. пр-ва. В 1918 - в подполье Киева, захвач. белыми. В февр. 1919 ушел в Кр. армию, печатался в армейской газ. "Красная Армия" (Киев), в одес. газ. "ЮгРОСТА", "Известия" и др. Позднее это отразилось в очерках, составивших кн. "Сотворение мира" (1928). С 1920 К. работает в Москве - в отделе печати Наркоминдела, в РОСТА. Первый очерк в "Правде" - "Махно" (9 июля 1920). С 1922 К. - пост. сотр., а вскоре и чл. редколлегии "Правды", где за первые 12 лет напечатано ок. 1200 ст. и фельетонов К. на важные темы современности: о новых явлениях жизни ("145 строк лирики", 1920; "Рождение первенца", 1925 и др.); разоблачит. фельетоны ("Акробаты кстати", 1930; "Куриная слепота", 1930; "К вопросу о тупоумии", 1931 и др.). К. любил ездить по стране; в пору становления сов. авиации участвовал во мн. перелетах (сер. очерков "Хочу летать"); "добывал" мат-л за границей, часто с риском для жизни (поездка под вымышл. именем в Будапешт, где в это время у власти находился М. Хорти; проникновение в Зонненбургскую тюрьму в Германии, где с 1921 отбывал срок М. Гельц, лидер нем. раб. движения; интервью в Париже у белогвард. ген. Шатилова и др.) Особое место занимали поездки в Испанию, 1931 и 1936-37. Исп. эпопея освещена в корреспонденциях К. для "Правды", а затем осмыслена и обобщена в "Испанском дневнике" (1938). К. - создатель и ред. ж. "Огонек" (1923-38), основатель и ред. ж. "Чудак" (1928-30), ж. "Крокодил" (1934-38). С 1931 возглавлял журн.-газ. объединение. Помог осуществлению мн. издат. замыслов М Горького (сер. "Жизнь замечательных людей", "Библиотека романов", кн. "День мира", 1937). Совм. с Горьким основал в 1930 ж. "За рубежом", гл. задачей к-рого была борьба с фашизмом. В нек-рых фельетонах, опубл. в 1936, публично выступил с протестом против нараставшей волны полит. террора внутри СССР. В дек. 1938 арестован, обвинен в шпионаже и террорист. деят-ности; 2 февр. 1940 расстрелян. Лит.: Ваксберг А. Процессы // Лит. газ. 1988. 4 мая; Куманев В. А. 30-е годы в судьбах отечественной интеллигенции. М., 1991. С. 285-292. |
КОЛЬЦО́В Ник. Конст. (1872-1940) - биолог, один из основоположников эксперим. биологии и совр. генетики в России. Чл.-корр. РАН (с 1916), акад. ВАСХНИЛ (с 1935). По окончании Моск. ун-та (1894) специализировался в обл. сравнит. анатомии, работал в лабораториях и на биостанциях в России и за рубежом. Преподавал в Моск. ун-те (1903-11), проф. Моск. Высш. жен. курсов (1903-18), рук. биолог. лаборатории при Моск. нар. ун-те им. А. Шанявского (1913-17). Организатор и бессмен. рук. Ин-та эксперим. биологии (ИЭБ) (Москва, 1917-39). Параллельно заведовал кафедрой в Моск. ун-те (1918-30), был дир. Центр. станции по генетике с.-х. животных Наркомзема РСФСР (1919-30). С 1903 К. преим. занимался цитологией, гл. обр. формой и орг-цией клетки, при изуч. к-рых широко применял физико-хим. методы. С 1916-17 в работе К. начинают доминировать генетич. темы. Важнейшим вкладом К. явилось обоснование положения о хромосомах как наследств. молекулах (1927). Еще в 1916 К. предсказал, что будут найдены способы искусств. вызывания мутаций; впоследствии он явился инициатором работ по химич. мутагенезу, выполнявшихся его учениками и увенчавшихся полным успехом. В 20-е гг. отдал дань популярной тогда евгенике (с 1920 по 1929 - пред. Рус. евгенич. об-ва, с 1922 - ред. "Русского евгенич. журнала"). В ИЭБ К. развернул грандиозную программу изучения явлений жизни с самых разных т. зр. с применением методов генетики, цитологии, физ.-хим. биологии, физиологии развития и эксперимент. биологии, эволюц. учения. В посл. годы жизни К. за свою твердую позицию в отстаивании генетики подвергся инспириров. лысенковцами травле. После ст. акад. Д. Баха и Б. Келлера в "Правде" ("Лжеученым нет места в Академии наук СССР", янв. 1939), направл. против К. и акад. Л. Берга, Президиум АН принял постановление о снятии К. с должности дир. ИЭБ и перепрофилировании ин-та (апр. 1939). Старые ст. К. по евгенике клеветнически использовались для обвинений его в "расизме", "содействии фашизму" и т. д. Длит. преследования подорвали здоровье ученого и привели к смерти от инфаркта в 1940. Соч.: Организация клетки: Сб. эксперимент. исслед., статей и речей. 1903-1935. М.; Л., 1936; Физико-химические основы морфологии // Классики советской генетики 1920-1940. Л., 1968. С. 58-92; Наследственные молекулы // Там же. С. 93-119. |
КОЛЬЧУ́ГА - осн. вид рус. оборонит. вооружения 10-17 вв. Представляла собой рубашку, обычно с короткими рукавами, из продетых друг в друга железных (оч. редко серебр.) колец. Предохраняла воина от поражения холодным оружием. Появилась впервые в Ассирии в 1 тыс. до н. э. Была очень распространена на Востоке, откуда и проникла на Русь раньше, чем в Зап. Европу. С распространением огнестрельного оружия в кон. 16 в. вышла из употребления. |
КОЛЬЧУ́ГИНЫ - книгопродавцы, представители книготорг. династии, существовавшей св. 100 лет. Основатель фирмы Никита Никиф. К. (1753-1827) в 1770-х гг. стал владельцем 3 книж. лавок в Москве. В 1792-96 находился под следствием по делу Н. И. Новикова; книж. торговля К. была закрыта. Он сумел восстановить ее, и после его смерти она перешла к его сыну Григ. Никитичу К. (1779-1835), к-рый занялся также и изд. деят-ностью, выпустив неск. книг. Его сын Ив. Григ. К. (1801-62) сделал свой книж. магазин широко изв. среди рус. писателей. Их привлекал не только весьма обширный ассортимент продаваемой лит-ры, но и возможность приобрести неподцензурные изд. Его сын Ив. Ив. К. (?-1895) в новых условиях, уже после отмены крепост. права, пытался развернуть книж. торговлю и изд. деят-ность, но не выдержал конкуренции с пореформ. бурж.-просветит. коммерч. предприятиями и, разорившись, продал в 1884 свой книж. магазин. Последние годы жизни он работал в книж. магазине И. Д. Сытина и умер в нищете. |
КОЛЯ́ДКИ - вид устной обрядовой поэзии: песенки, исполнявшиеся в обряде колядования. Исполнялись группами колядовщиков под окнами домов во время святок и заключали величание хозяина и его близких и пожелания урожая, благополучия, здоровья. Композиция К. довольно стабильна: колядовщики ищут двор хозяина, затем этот двор описывается (он весь из золота и серебра и т. п.), потом следует требование вознаграждения, сопровождаемое угрозами ("Не дадите пирога, Мы корову за рога"), - проявление ритуальных привилегий колядовщиков. Традиционно считается, что т. н. "идеализированное" описание дома должно продуцировать благополучие. Со временем К., как и обряд колядования, утратили магич. назначение и приобрели характер праздничных песен. Лит.: Виноградова Л. П. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. Генезис и типология колядования. М., 1982. |
КОМАНДА́РМ - 1) Сокращ. назв. должности команд. армией. 2) Воинское звание высш. команд. состава Кр. армии в 1935-40. Имело 2 ступени: 1-го и 2-го рангов. В 1940 было заменено званиями ген. армии и маршала. |
КОМАНДО́Р (франц. commandeur) - 1) Одно из высших званий в ср.-век. воен.-монаш. орденах. 2) Воинское звание в воен.-мор. флотах нек-рых стран. В России в 18 в. существовал чин капитан-К. - между чином капитана 1-го ранга и контр-адм. С 1799 капитанам 1-го ранга стал сразу присваиваться чин контр-адм. и т. о. чин капитан-К. был ликвидирован. |
КОМАРО́В Вл. Леонт. (1869-1945) - ботаник, географ и путешественник, акад. (с 1920), вице-през. (1930-39) и през. (1936-45) АН СССР. Род. в Пб. В 1894 окончил Петерб. ун-т. Еще в студенч. годы К. начал крупные ботанич. иссл., совершив в 1892-93 путешествия по Ср. Азии. Позже по предложению РГО иссл. Маньчжурию (1896) и сев. ч. Кореи (1897); в 1902 совершил путешествие в Вост. Саяны и прилегающую ч. Монголии. После защиты магистер. дисс. (1905) К. был зачислен приват-доцентом по кафедре ботаники Петерб. ун-та. В 1911 защитил докт. дисс.; в 1918 был утвержден в проф. звании и возглавил кафедру ботаники Петрогр. ун-та. Большое значение имела почти 50-летняя науч. и организаторская деят-ность К. в Петерб. ботан. саду, к-рый в значит. мере благодаря его усилиям стал одним из первых в Европе ботан. учреждений; сад был реорганизован в Ботан. ин-т, к-рому в 1940 присвоено имя К. В результате многочисл. эксп. К. опубл. капит. тр. по флоре исследов. им р-нов ("Флора Маньчжурии", 1901-07. Т. 1-3; "Флора полуострова Камчатки", 1927-30. Т. 1-3), по общим вопросам биологии ("Учение о виде у растений", 1940), по истории науки ("Ботанич. маршруты важнейших рус. эксп. в Центр. Азию", 1920-28. Ч. 1-2), руководил созданием тр. "Флора СССР" (1934-64. Т. 1-30). К. является одним из авторов геогр.-морфол. концепции вида. Активный участник перестройки АН СССР, орг-ции ее баз и филиалов. В годы Вел. Отеч. войны 1941-45 был одним из рук. иссл. по мобилизации прир. ресурсов вост. р-нов страны для нужд обороны. Удостоен серебряной медали (1894), премии им. Н. М. Пржевальского (1898) и золотой медали им. Ф. П. Литке (1917) РГО. Вчесть К. назв. ледник на Урале, гора на Камчатке. |
КОМАРО́В Матвей (ок. 1733-1812?) - писатель. По происхождению - крепост. крестьянин, в 1785 получил вольную. Не имел никакого систематич. образования. Первое печатное произв. К. - стихотвор. послание "Письмо его сиятельству князю А. В. Хованскому" (1771). Известность получил лит. обработками рукопис. авантюрных соч. В 1779 выпускает кн. о Ваньке Каине (Иване Осипове - моск. разбойнике, ставшем затем сыщиком, но продолжавшем заниматься и первонач. своим ремеслом), напис. на осн. "автобиографии" и суд. дела самого Ваньки Каина и устных его рассказов. В 1782 выходит предпринятая К. переделка рукопис. переводной пов. о рыцаре Гереоне - "Повесть о приключении английского милорда Георга и о бранденбургской маркграфине Фридерике Луизе", в 1789 - ром. "Невидимка. История о фецком королевиче Аридесе и брате его Полумедесе, с разными любопытными повестями". Выступал также как издатель ряда компилятивных соч. и своеобразных антологий ("Разные письменные материи, собранные для удовольствия любопытных читателей", 1791 и др.). Произв. К. пользовались большим успехом у малообразов. читателей, на к-рых ориентировались; они получили широкое распространение в лубоч. изд. 19-20 вв. Сам К. обладал репутацией "мелкотравчатого" писателя, угождающего "низким" лит. вкусам. |
КОМАРО́В Сер. Петр. (1891-1957) - актер и реж. кино, один из ведущих актеров эксперимент. мастерской Л. Кулешова, сыграл ок. 40 ролей, преподавал актер. мастерство во ВГИКе. Одна из первых ярких, острого внеш. рисунка ролей - Одноглазый в ф. Кулешова "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" (1923). Снимался затем в большинстве ф. Кулешова: Томас Ланн ("Луч смерти, 1924), Ганс ("По закону", 1926), большевик Брянский ("Веселая канарейка", 1929), Бульди-отец ("Два-Бульди-два", 1930), унтер ("Горизонт", 1933), Терентий ("Сибиряки", 1940). Из наиб. значит. ролей, сыгр. в ф. др. реж.: авантюрист Чиче в ф. Ф. Оцепа и Б. Барнета ("Мисс Менд" 1926), пристав ("Конец Санкт-Петербурга", 1927, реж. В. Пудовкин), иезуит Бржезинский в сов.-герм. ф. "Саламандра" (1928, реж. Г. Рошаль). Снимался в ф. Б. Барнета: Лядов ("Дом на Трубной", 1920), Грешин ("Окраина", 1933), эпизод ("У самого синего моря", 1936). Сыграл кн. Трубецкого в ф. В. Пудовкина и М. Доллера "Минин и Пожарский" (1939), нем. полковника в ф. А. Довженко "Щорс" (1939), капеллана в ф. Э. Гарина и Х. Локшиной "Принц и нищий" (по М. Твену, 1942), мин. Синегории в ф. Э. Гарина и Х. Локшиной "Синегория" (по пов. Л. Кассиля "Дорогие мои мальчишки", 1946), врача в ф. С. Герасимова "Молодая гвардия" (по ром. А. Фадеева, 1948). К. сыграл множество больших и эпизодич. ролей, всегда добиваясь достоверности и худож. выразительности. В 20-е гг. К. поставил 2 ф.-комедии: "Поцелуй Мэри Пикфорд" (1927) и "Кукла с миллионами" (1928) с участием И. Ильинского, В. Фогеля, Г. Кравченко, А. Войцик и самого К. в одной из ролей. В дальнейшем реж. деят-ностью не занимался. Последняя актерская работа в кино - проф.-океанолог в ф. К. Пипинашвили "Тайна двух океанов" (1957). |
КОМАРО́ВО (до 1948 - Келомякки) - дачный пос. на Карельском перешейке ок. СПб. Переименован в честь акад. В. Л. Комарова, през. АН СССР в 1936-45. Возник в 1870-х гг. в связи со строительством Финляндской жел. дороги. Популярности К. среди петерб. дачников способствовали его удачное расположение на берегу Финского залива и неподалеку от Щучьего оз. и особый микроклимат, благодаря к-му К. считается лучшим среди дачных мест на побережье Финского залива. В 1920-е гг. здесь построил свою дачу И. П. Павлов. К. находилось на терр. Вел. княжества Финляндского и затем Финляндской республики до 1940, когда Карельский перешеек был присоединен к СССР после сов.-финляндской войны 1939-40. После Вел. Отеч. войны К. стало местом отдыха ленингр. науч. и худож. интеллигенции. Здесь были открыты дома творчества писателей (ныне - им. Н. С. Тихонова) и театр. деятелей (ныне - им. Е. П. Корчагиной-Александровской, к-рой принадлежал дом на его терр.). В К. был построен дачный пос. для ученых (т. н. "Академгородок"). На дачах, принадлежавших Литфонду СССР, жили мн. литераторы. Долгие гг. одну из дач на Озерной ул. занимала А. А. Ахматова. Собств. дома в К. были у В. М. Жирмунского, Г. А. Товстоногова, Н. К. Черкасова и др. В К. возникла особ. атмосфера. Комаровские знакомства перерастали в дружбу и способствовали тесному сближению людей разл. профессий. Феномен К. был важ. эл-том рос. культуры. Поселковое кладбище в К. стало некрополем петерб. ученых и деятелей культуры. 10 марта 1966 на нем была похоронена А. А. Ахматова. Среди погребенных на кладбище в К. - литературоведы и лингвисты А. П. Баранников, В. Ф. Шишмарев, В. М. Жирмунский, П. Н. Берков, Н. Я. Берковский, Г. П. Макогоненко, Г. В. Степанов, историки С. Б. Окунь, Н. Г. Сладкевич, В. С. Дякин; писатели В. Ф. Панова, Н. Г. Долинина; художник Н. И. Альтман; деятели т-ра и кино Р. Р. Суслович, А. И. Кацман, И. Е. Хейфиц, Л. П. Штыкан и др. |
КОМАРО́ВСКИЙ Вас. Ал. (1881-1914) - поэт, прозаик, переводчик. Род. в Москве, в старин. дворян. семье. С кон. 90-х гг. жил в Царском Селе, в 1900-06 учился на юрид. и ист.-филол. ф-тах Петерб. ун-та. В 1908 К. познакомился с Н. С. Гумилевым, к-рый вскоре ввел его в круг поэтов - сотрудников ж. "Аполлон". В 1911 К. вошел в "Цех поэтов". Единств. книга стихов К. "Первая пристань" вышла в 1913. Вскоре после объявления Германией войны России К., страдавший наследств. душев. болезнью, в припадке сумасшествия покончил с собой. Как и его лит. учитель И. Ф. Анненский, К. стремился к синтезу парадокс. глубоко психологич., трагически-филос. содержания и классически ясной формы, мастерской стилизации. Изв. блестящие пер. К. из Ш. Бодлера и Д. Китса. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
КОМИНТЕ́РН - Коммунистич. (Третий) Интернационал, орг-ция, объединившая компартии разн. стран, "единая всемир. коммунистическая партия". Действовал в 1919-43. Идею создания междунар. коммунистич. орг-ции, обособленной от социал-демократии, В. И. Ленин высказывал еще в годы 1-й мир. войны в связи с кризисом Второго Интернационала и расхождением большевиков с лидерами междунар. социал-демократии. Учредит. конгресс состоялся в марте 1919 в Москве. Был создан Исполнит. к-т К. (ИККИ), куда вошли в осн. большевики. Пред. ИККИ (этот пост существовал до 1926) стал Г. Е. Зиновьев. К. призвал объединиться формирующиеся компартии разн. стран для совм. курса на мир. рев-цию и поддержки большевиков в России. Хотя первая задача являлась для К. превалирующей, реально, по мере того, как перспективы мир. рев-ции становились все туманнее, роль "всемирной компартии" как проводника сов. внеш. политики становилась все очевиднее. Важным этапом в унификации коммунистич. движения по сов. образцу, превращении компартий в лишенные собств. голоса "секции К." стал 2-й конгресс (июль - авг. 1920). Специально к нему Ленин подготовил брошюру "Детская болезнь "левизны" в коммунизме", в к-рой дал рекомендации заруб. единомышленникам о том, какой тактики им необходимо придерживаться, сделав вывод, что большевизм является тактич. образцом для всех. Было принято "двадцать одно условие" вступления в К., закрепившие жесткие условия членства и направл. против центристов и лев. группировок. В годы сталинизма курс на "большевизацию компартий" был продолжен. В сер. 20-х гг. в К. развернулась борьба с троцкизмом. Под влиянием рук-ва К. сторонники Л. Д. Троцкого изгонялись из зарубеж. компартий. Крайне напряженно складывались отношения К. с социал-демократией, Вторым Интернационалом. Сталин, считая социал-демократию гл. врагом, навязал К. тактику открытой конфронтации с лев. силами. Это в немалой степени способствовало нарастанию фаш. угрозы и приходу к власти фашистов в Германии, поскольку левые силы оказались расколоты и были не в состоянии оказать сопротивление правой диктатуре. Только 7-й конгресс К. в 1935 пришел к выводу о различии фашизма и "бурж. демократии", до этого определявшейся К. как "диктатура буржуазии", и о том, что для борьбы с наст. фашизмом необходимо широко использовать тактику "нар. фронта", объединения левых сил. Поворот к новой тактике в этот период был связан с активизацией курса СССР на союз с зап. демократиями. Антифаш. борьба К. была, однако, прервана германо-сов. пактом 1939, после чего партии К. резко переориентировались в сторону нового курса Молотова, явно дискредитировав себя в своих странах. Во 2-й пол. 30-х гг. на К. обрушилась мощная репрессивная волна. В 1937 НКВД арестовал рук. герм., югосл., венг., швейц., греч. и мн. др. компартий. Еще в 1933 были расстреляны лидеры польск. коммунистов по обвинению в троцкизме, в 1937 массовые репрессии настигли уцелевших рук. компартии Польши, а в 1938 она была распущена. После заключения пакта Молотова - Риббентропа мн. коммунисты, бежавшие из Европы в СССР от гитлер. оккупации, были выданы Сталиным нацистам. В 1943 К. был распущен. Как заявлялось, компартии будут теперь самостоятельно определять тактику действий, исходя из конкретной ситуации в разных странах. Однако коминтерновская практика диктата из Москвы была продолжена, что привело, в частности, к сов.-югосл. конфликту 1948. |
КОМИССА́Р (франц. commissaire) - 1) Термин, обознач. должностное лицо, представителя исполнит. власти. В России до сер. 17 в. слово употреблялось для обозначения должностных лиц иностр. гос-в. В качестве представителей администрации появляются в России в нач. 18 в., в период проведения воен. реформы и преобразований местного управления. Так, выделяются К., контролировавшие состояние ден. казны губ. (обер-К. Ингерманландской губ.), К. (полковые), представляющие губ. в полках (находились на их содержании), сенатские К. и пр. К. представляли и Врем. пр-во после февраля 1917. 2) Лицо, возглавляющее воен. комиссариат (совр. военком). 3) В 1917-46 до образования мин-в назв. чл. пр-ва, стоявших во главе комиссариатов. 4) Воен. К. - особо уполномоч. коммунистич. партией и пр-вом лица, ответств. наряду с командирами воинск. подразделения за его боевое, полит. и матер.-хоз. состояние и за выполнение боевых задач (с 1918 с перерывами до 1942). 5) Персон. звание воен.-полит. работников в 1935-42. 6) Звание в органах МВД СССР и нек-рых заруб. стран. |
КОМИССАРЖЕ́ВСКИЙ Фед. Фед. (1882-1954) - реж., педагог, теоретик театра. Брат В. Ф. Комиссаржевской. Получил образование арх. С 1906 был зав. худож.-монтиров. ч. в т-ре В. Ф. Комиссаржевской. Здесь же начал пробовать себя в режиссуре. С 1910 работал в Москве в Малом т-ре ("Лекарь поневоле", "Огненное кольцо"), в т-ре Незлобина ("Не было ни гроша, да вдруг алтын", "Фауст", "Идиот" и др.). Тогда же организовал студию, на базе к-рой в 1914 был создан Т-р им. В. Комиссаржевской. В 1918 возглавил Т-р-студию, преобразов. позднее в Новый т-р. Здесь К. ставил не только драматич., но и муз. спектакли: "Женитьба Фигаро", "Буря", "Похищение из сераля", "Сказки Гофмана". В студии К. пытался воспитывать "универсал." актера. Его учениками были М. Бабанова, И. Ильинский, певица В. Барсова, танцовщик А. Мессерер и др. К. много работал и как опер. реж. Как теоретик и практик т-ра К. утверждал философско-романтич. направление в иск-ве, искал новые формы выразительности, стремился к созданию "синтетич. т-ра", придавая огромное значение декорациям, музыке, световому оформлению спектакля. В 1919 уехал в Англию. Ставил спектакли в т-рах Лондона, Нью-Йорка, Парижа, Вены. Наибольшую известность снискал как тонкий интерпретатор А. Чехова. Оказал серьезное влияние на англ. актер. школу. К. - автор ст. и кн. о т-ре: "Театральные прелюдии", "Творчество актера и теория Станиславского", "О гармонии искусств на сцене", "Немцы и русский театр", "Костюм" и др. |
КОМИТЕ́Т МИНИ́СТРОВ - высш. гос. учреждение Рос. империи 19 - нач. 20 в. Учрежден в 1802 в целях обеспечения единства в деят-ности созд. тогда же мин-в. Закон о К. М. был утвержден Александром I в 1812. Чл. К. М. являлись мин., главноуправляющие отд. ведомствами на правах мин., пред. департаментов Гос. совета (с 1810), гос. секр. (с 1893), обер-прокурор и лица, специально назнач. имп. С 1840 на заседаниях К. М. присутствовали без права голоса наследники престола. Во главе К. М. стоял пред. К. М., к-рый назначался имп. Влияние пред. на ход гос. управления обычно было невелико, и назначение на этот пост нередко являлось формой поч. отставки неугодного царю мин. Компетенция К. М. отличалась чрезвычайным разнообразием. При этом стать центром, координирующим работу ведомств, К. М. в конечном счете не смог. В условиях крайней централизации власти К. М. был перегружен текущими, сравнит. маловажными делами. Впрочем, в К. М. рассматривались и весьма существ. вопросы управления страной. В К. М. часто обсуждались разл. законопроекты перед утверждением их царем в тех случаях, когда норм. порядок прохождения такого рода дел - через Гос. совет - казался правящим кругам в силу к.-л. причин неудобным. В апр. 1906 К. М. был упразднен, а дела, входившие в его компетенцию, в своем большинстве перешли в ведение Совета мин. |
КОМИТЕ́ТЫ И О́БЩЕСТВА ГРА́МОТНОСТИ В РОССИ́И - обществ. просветит. орг-ции, ставившие своей целью развитие нач. образования в стране. Моск. к-т грамотности образован в 1845; постепенно установил связь с земствами, открыл летние пед. курсы для учителей. В 1895 преобразован в Об-во грамотности и подчинен Мин-ву нар. просвещения. В 1861 образован С.-Петерб. к-т грамотности при Вольном экон. об-ве. Сосредоточил свои усилия на открытии школ для подготовки сельских учительниц, проводил конкурсы на лучший учебник для нач. школы, издавал дешевые кн. В его работе принимали участие Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, В. В. Стасов, И. С. Тургенев и др. В 1895 преобразован в Петерб. об-во грамотности и подчинен Мин-ву нар. просвещения. В 1869 было осн. Харьковское об-во распространения в народе грамотности, сосредоточившее свои усилия гл. обр. на орг-ции общеобразоват. ежедневных и воскресных школ для народа, оказании матер. помощи учителям. В кон. 19 - нач. 20 в. подобные просветит. орг-ции образовались во мн. городах России, сыграли немалую роль в деле распространения грамотности среди нар. масс. |
КО́МЛЕВА Габриэла Троф. (род. 1938) - артистка балета, педагог. Окончила Ленингр. хореогр. уч-ще в 1957 (кл. В. Костровицкой). С 1957 - артистка т-ра им. Кирова. Среди ее партий: Девушка ("Ленинградская симфония"), Асият ("Горянка"), Планета ("Далекая планета"), Потерявшая любимого ("Берег надежды"), Ариадна ("Икар"), Злюка, Золушка ("Золушка"), Сари ("Тропою грома"), Бабочка ("Карнавал"), Маша ("Щелкунчик"), Офелия ("Гамлет), Мехменэ Бану ("Легенда о любви"), Фея ("Фея Рондских гор"), Жизель ("Жизель"), Солистка ("Пахита"), Жар-птица ("Жар-птица"), Хозяйка Медной горы ("Каменный цветок"), Никия ("Баядерка"), Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Аврора ("Спящая красавица"), Раймонда ("Раймонда"), Китри ("Дон Кихот"), Сильфида ("Сильфида"). Виртуоз. классич. балерина со строго акад. манерой танца. Ее отличают музыкальность и внутр. темперамент, артистизм и редкое чувство стиля. Много и успешно работала с совр. хореографами - от И. Вольского и О. Виноградова до Б. Эйфмана и Д. Брянцева. После окончания балетмейст. отделения с 1984 преподает в Ленингр. конс. Автор ряда ст. о балете. |
КОММЕНТА́РИЙ (от лат. commentarius) - эл-т науч. аппарата кн., пояснения и уточнения к тексту произв. Может принадлежать автору произв., переводчику, ред., издателю. К. содержит: необх. читателю сведения о личностях, фактах и событиях, упоминаемых в тексте; исправление ошибок и неточностей, допущ. автором; разъяснение и интерпретацию текста и подтекста; в ряде случаев сведения об истории создания произв. и оценку произв. и его места в лит-ре, науке, культуре и т. п. К. располагается на полях (в рукописн. кн.), в сносках - постранично либо в кон. произв. или кн. Нач. комментированию произв. положено антич. авторами, затем оно получило развитие в богословской лит-ре. Науч. К. появился в Новое время, в России - в кон. 18 в. |
КОММЕ́РЧЕСКИЕ УЧИ́ЛИЩА - ср. уч. заведения в дорев. России, к-рые открывались на частные и обществ. средства пром. и торг. буржуазии. В 19 в. большая ч. К. У. подчинялась Мин-ву нар. просвещения, в 1894-1906 - Мин-ву финансов, а затем Мин-ву торговли и пром-сти. Готовили учащихся для торг.-пром. деят-ности и поступления в высш. коммерч. и техн. уч. заведения. С 1914 (после сдачи экзамена по латыни) - в ун-ты. Курс обучения - 7-8 лет, во мн. из них было совм. обучение юношей и девушек. Кроме общеобразоват. изучались спец. предметы - бухгалтерия, товароведение и др. Первое К. У. было открыто в Москве в 1772, в 1913-14 их было ок. 250. |
КОММУ́НА (от лат. communis - общий) - одна из форм коллект. земледелия в России в первые годы после Окт. рев-ции. К. выражали социалистич. тенденцию преобразований в дер. Создавались как центры агрокультуры и орг-ции обществ. произ-ва на базе бывших помещичьих имений. К кон. 1918 в центр. р-нах европ. ч. России насчитывалось ок. 1600 с.-х. К. и артелей. В К. обобществлялись все средства произ-ва, земля, инвентарь, рабочий и продукт. скот, птица. Распределение доходов осуществлялось на осн. уравнит. принципа, как правило, по едокам. Под воздействием рев. энтузиазма создание К. зачастую форсировалось. Принудит. меры встречали сопротивление крестьян (лозунг "Да здравствует Сов. власть, долой коммунию!"). С переходом к нэпу большинство К. в силу нежизнеспособности распалось. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
КО́МОВ Олег Конст. (1932-94) - скульптор (станковист и монументалист); нар. худож. РСФСР (1976), чл.-корр. АХ СССР (1975). Автор станковых портретов и жанровых сцен, пам. деятелям рус. культуры, науки, полководцам. Большинству работ К. свойственны жанровая и нетрадиц. трактовка тем и образов, ист. достоверность, камерность, глубина внутр. переживаний героев, внимание к деталям. Работал преим. в бронзе, уделял большое внимание проблемам синтеза скульптуры и окружающей среды. Произв.: пам. А. С. Пушкину (1974, Тверь), пам. А. Г. Венецианову (1980, Вышний Волочек), пам. А. В. Суворову (1982, Москва) и мн. др. Лит.: Воронов Н. В. О. К. Комов. Л., 1982; Московские скульпторы / Авт.-сост. Л. В. Марц, К. М. Шмакова. М., 1986; Осмоловский Ю. Э. О. Комов: [Альбом]. М., 1988. |
КОМПИЛЯ́ЦИЯ (от лат. compilatio - букв. ограбление) - произв. лит-ры или науки, сост. из мат-лов, опубл. прежде др. авторами, без их творч. переработки и собств. осмысления составителем. Такое заимствование м. б. оправдано учебно-популяризат. или просветит. целями компиляторов, в противном случае должно рассматриваться как плагиат. Особым случаем являются К. в рукопис. кн. (в т. ч. и в рус.) в те отдален. времена, когда не существовало совр. понимания авторства. |
КОМПОЗИ́ТОР (от лат. compositor - составитель, сочинитель) - музыкант, занимающийся сочинением музыки, автор муз. произведений. Термин К. получил распространение в Италии в кон. 16 в. В отличие от исполнителя, К. не обязательно должен виртуозно владеть каким-либо инструментом (хотя большинство выдающихся К. были одновр. и выдающимися исполнителями-виртуозами) и обладать артистич. даром воздействия на большую аудиторию. Занятия композицией обязат. предполагают теоретич. и практич. подготовку: владение инструментом, умение импровизировать, знание гармонии, полифонии, инструментовки, владение муз. анализом и знание музыки разных эпох и стилей. Но гл. компонент одаренности К. - способность конципировать внутренним слухом новую, оригинальную музыку, создать запоминающуюся муз. тему, мелодию. Соц. положение К. в России до рев-ции мало чем отличалось от положения в др. странах Европы: К. мог служить (в оркестре, театре, капелле, консерватории), мог быть свободным художником либо иметь другую профессию, занимаясь композицией в свободное время. В сов. время К. были объединены в Союз К., орг-цию, субсидировавшуюся Мин-вом культуры. С распадом СССР Союз К. разделился на региональные организации, не получающие гос. субсидий. |
КОМПОЗИ́ЦИЯ (от лат. composition - составление, соединение) - построение худож. произв., согласованность его частей, обусловл. его содержанием, характером и назначением; организующий эл-т худож. формы. В пластич. иск-вах К. объединяет частные моменты построения худож. формы (формирование пространства, объема, объединение отд. ч. произв. в гармоничное единство, согласованность масштабов и пропорций изображения, особенности тонального и цветового решения и т. п.). Разные страны и эпохи характеризуются своими собств. сравнительно устойчивыми формами (канонами) К. в архитектуре и изобр. иск-ве. К. непосредственно участвует в формировании стиля в иск-ве. |
КОМУ́Ч (к-т чл. Учредит. собр.) - антибольшевист. политич. учреждение периода "демократ. контррев-ции", соединявшее в себе законодат., исполнит., суд. и воен. функции на ч. терр. России. Образован 8 июня 1918 после свержения сов. власти в Самаре из чл. ранее нелег. к-та во гл. с эсером В. К. Вольским. Первоначально объявил себя "врем. властью" в Самарской губ., затем распространял свое управление на др. освобождавшиеся от Советов терр. К авг. 1918 "терр. Учредит. собр." охватывала кроме Самарской Симбирскую, Уфимскую, Казанскую и ч. Саратовской губ. В составе К. к тому времени было 29 чел., а через 2 мес. - 97. С кон. авг. 1918 исполнит. власть К. осуществлялась Советом управляющих ведомствами во гл. с эсером Е. Ф. Роговским. Было провозглашено восстановление демократ. свобод, введен красный гос. флаг, установлен 8-часовой рабочий день, разрешена деят-ность фабзавкомов и профсоюзов, созыв рабочих конф. и крестьян. съездов. Проводилось восстановление гор. и земского самоуправлений, денационализация банков и пром. предприятий, возрождение частной торговли. На демократ. осн. была организована нар. армия. Будучи типичным примером "демократ. контррев-ции", К. испытывал серьезное давление как слева, так и справа. После образования Уфимской директории он был преобразован в "Съезд чл. Учредит. собр." с местом пребывания в Уфе, а затем в Екатеринбурге; 19 нояб. 1918 после колчаковского переворота был арестован, но затем по настоянию командования Чехословацкого корпуса освобожден. Окончат. упразднение "Съезда" и "Совета управляющих ведомствами" произошло в дек. 1918. |
КОНВЕРГЕ́НЦИЯ ЯЗЫКО́ВАЯ (от лат. convergo - сходиться к одному центру) - сближение разл. языковых систем в результате языковых контактов (см. Контакты языковые). Осуществляется в осн. вследствие действия процессов интерференции. Чаще всего интерференц. процессы имеют однонаправл. характер, поэтому обычно речь идет о влиянии одного яз. на др. Когда К. охватывает неск. яз., образуются т. н. языковые союзы (в результате действия разноврем. и многосторонних интерференц. процессов). Экстрем. случаи интерференции, приводящие к крайней степени К. (напр., "переход на чужую грамматику"), являются ступенью к полному исчезновению яз. Лит.: Новое в лингвистике: Вып. 6. Языковые контакты. М., 1972; Вайнрайх У. Языковые контакты: Пер. с англ. Киев, 1979. |
КОНВОЛЮ́Т (от лат. convolotus) - подборка тематич. однородных изд. и (или) рукописей, к-рые владелец заключает в общий переплет, образуя т. о. из отд. брошюр, ст. и т. п. единый том. |
КОНГРЕ́СС РУ́ССКИХ АМЕРИКА́НЦЕВ - неполитич. орг-ция, ставящая задачи сохранения рус. дух. и культ. наследия, противодействия русофобии, защиты интересов рус. американцев перед властями США. Образован на учредит. съезде в февр. 1973 в Нью-Йорке. Чл. К. Р. А. м. б. лица, считающие себя рус, независимо от их политич. взглядов (за исключением коммунистич.), родившиеся как в России, так и за границей. Работа осуществляется с благословения Синода Рус. Заруб. Правосл. Церкви и в контакте с местными и центр. властями США. Высш. орган К. Р. А. - съезд, происходящий раз в 2 года; в период между съездами - пред. и Гл. правление. Действуют разл. к-ты и комиссии, местные отд. и т. д. Осн. Рус.-Амер. Палата Славы для чествования выдающихся амер. граждан рус. происхождения за их вклад в науку, технику, иск-во, обществ. и дух. жизнь страны и мира; ее лауреатами стали изобретатель телевидения В. К. Зворыкин, изв. обществ. деятель А. Л. Толстая, лауреат Нобелевской пр. экономист В. В. Леонтьев, основатель и рук. Донского казачьего хора С. А. Жаров, выдающаяся балерина А. Д. Данилова и др. К. Р. А. ведет большую работу по воспитанию молодого поколения, поощряет изучение рус. яз., истории России и Рус. Америки, широко занимается благотворит. деят-ностью. Дух.-нравств. основы в значит. мере определяются представителями рус. эмиграции 1-й волны и их потомками. |
КОНДА́К - в визант. традиции представлял собой многострофное песнопение. Число строф могло достигать 25, причем собств. К. наз. 1-я строфа, все последующие строфы получили назв. икосов. Время расцвета жанра в Византии приходится на 6-7 вв., позже кол-во строф в К. сокращается до двух (К., икос). В таком виде либо вообще без икоса он появляется с 12 в. в др.-рус. нотиров. кн. - Кондакарях. В 15 - 1-й пол. 17 в. полный корпус К. в нотиров. кн. уже не обнаруживается, а Кондакарь вообще выходит из употребления. Сохраняется лишь 4 нотиров. песнопения этого жанра: К. Богородице, К. кресту, Пасхе и К., исполнявшийся в службе погребения. Они фиксировались в Триодном Стихираре и Обиходе. Во 2-й пол. 17 в. исправление певч. кн. по греч. образцу привело к частичному возрождению др. традиции - в нотиров. кн. появляется спец. раздел, составл. из тропарей и К., располож. в порядке следования двунадесятых праздников, позже в кн. включаются К. воскресные. В то же время развитие общерус. и местных традиций проявляется в создании К. рус. святым. На протяжении всего своего существования в ежедн. богослужении К. распевался неоднократно на Утрене, на Часах, на Литургии. Текст К. кратко излагает самую суть празднуемого события. С переходом муз. иск-ва в эпоху Нового времени эволюция жанра не завершается. К. сохраняется и видоизменяется в певч. рукописях и практике старообрядцев, одноврем. существуя и в дух.-муз. практике офиц. Правосл. Церкви. |
КОНДАКА́РЬ - певч. кн. богослужеб. содержания, объединяющая кондаки на памяти избр. святых и праздники годового церк. круга. К. вошел в певч. практику Руси, по-видимому, с момента принятия христ-ва; как отд. кн. изв. лишь в 12-13 вв. Списки К. содержат также в ряде случаев икосы, ипакои, а в прибавлениях - стихиры на нек-рые праздники. |
КОНДАКО́В Никодим Пав. (1844-1925) - крупнейший специалист по христ. археологии. Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1865), в 1870 занял каф. теории и ист. иск-в в Новорос. ун-те (Одесса), в 1888 - в Петерб. ун-те. Развив возникший в языкознании и впервые примен. его учителем Ф. И. Буслаевым в искусствознании сравнит.-ист. метод, К. создал историю визант. иск-ва как особую дисциплину. Его докт. дисс. "История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей" (1876) стала значит. достижением мир. науки. Новатор. тр. К. посв. эмали, мозаикам, архитектуре Византии, Палестины, Афонского и Синайского мон., Грузии, а также прикл. иск-ву, фрескам, рельефам, иконописи Руси. Замечательно иссл. "Иконография Богоматери", прослеживающее, в частности, связи греч. и рус. иконописи с итал. живописью Возрождения. Влияние К., создавшего в России школу блестящих иск-воведов, широко распространялось и за пределы России. В 1898 К. был избран ординарным акад. Рос. АН. В 1920 эмигрировал в Болгарию, с 1922 жил в Чехословакии (проф. Карлова ун-та в Праге). После его кончины ученики создали в Праге Ин-т Н. П. Кондакова, издававший в 1927-38 ж. "Seminarium Kondakovianum". Лит.: Лазарев В. Н. Никодим Павлович Кондаков // Лазарев В. Н. Византийская живопись. М., 1971. С. 7-19; Кызласова И. Л. История изучения византийского и древнерусского искусства в России. М., 1985. |