Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "К" (часть 12, "КОН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 12, "КОН")

Кондратенко Ром. Исид

КОНДРАТЕ́НКО Ром. Исид. (1857-1904) - воен. деятель, герой обороны Порт-Артура в 1904, ген.-лейт. Окончил Инж. академию и Академию Ген. штаба. В 1904 - команд. 7-й Вост.-Сиб. стрелк. див. и нач. сухопут. обороны крепости Порт-Артур. Широко образов., деятельный и инициативный, К. пользовался непререкаемым авторитетом в войсках и был душой обороны крепости. Под его рук-вом была фактически заново создана система сухопутных укреплений, отражены 4 япон. штурма с огромными потерями для противника; были разработаны и впервые применены новые средства позиц. борьбы (минометы, мины, ручные гранаты и др.). 2 дек. 1904 К. погиб при бомбардировке крепости тяжелыми япон. гаубицами. Прах К. перевезен в Александро-Невскую лавру.

Кондратов Юр. Григ

КОНДРА́ТОВ Юр. Григ. (1921-67) - артист балета, педагог. Окончил Моск. хореограф. уч-ще в 1940 (кл. П. Гусева). В 1940-62 артист Большого т-ра. Первый исполнитель на моск. сцене партий: Илько ("Светлана"), Фабрицио ("Мирандолина"), Ма Личен ("Красный мак"), Армен ("Гаянэ"), Пенни ("Тропою грома"), Батыр ("Шурале"); среди др. его ролей: Принц ("Золушка"), Данила ("Сказ о кам. цветке"), Фрондосо ("Лауренсия"), Колен ("Тщетная предосторожность"), Франц ("Коппелия"), Альберт ("Жизель"), Базиль ("Дон Кихот"). Один из ведущих классич. моск. танцовщиков 1940-50-х гг., партнер О. Лепешинской, М. Плисецкой, М. Семеновой, Г. Улановой. Обладал большим прыжком и высокой техникой танца, его герои были демократичны и искренни. С 1943 преподавал в Моск. хореограф. уч-ще, в 1959-64 был его худож. рук. В 1964-67 К. возглавлял моск. ансамбль балета на льду.

Ю. Г. Кондратов

Ю. Г. Кондратов

Кондратьева Марина Викт.

КОНДРА́ТЬЕВА Марина Викт. (род. 1934) - артистка и педагог балета. Окончила Моск. хореогр. уч-ще в 1952 (кл. Г. Петровой). В 1952-80 ведущая балерина Большого т-ра. Первая исполнительница партий: Катерина ("Кам. цветок"), Водяница ("Конек-Горбунок"), Муза ("Паганини"), Магнолия ("Чиполлино"). Среди др. ее ролей: Маша ("Щелкунчик"), Золушка ("Золушка"), Аврора ("Спящая красавица"), Жизель ("Жизель"), Гаянэ ("Гаянэ"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Мария ("Бахчисарайский фонтан"), Девушка-птица ("Шурале"), Девушка ("Видение розы"), Анна Каренина ("Анна Каренина"). Хрупкая, утонч.-женств., грац. балерина, К. создавала пленит. романтич. образы, овеян. легкой дымкой печали. Танец К. покорял воздушностью прыжков, певучестью плав. линий, четкостью поз, безупреч. чувством стиля. Ее творчеству посв. т/ф-концерт "Балерина Марина Кондратьева". С 1980 педагог-репетитор Большого т-ра.

Кондратюк Юр. Вас.

КОНДРАТЮ́К Юр. Вас. (наст. имя и фам. - Шаргей Ал-др Игн.) (1897?-1941) - один из пионеров ракет. техники и космонавтики в России. Студентом Петрогр. Политехн. ин-та был мобилизован в армию Деникина, откуда бежал; опасаясь преследований, взял документы умершего от туберкулеза Ю. В. Кондратюка. В 1914-15 закончил рукопис. работу, посв. проблемам межпланет. сообщений: "Тем, кто будет читать, чтобы строить" (1918-19), в к-рой независимо от К. Э. Циолковского оригин. методом вывел осн. уравнение движения ракет, дал схему и описание 4-ступенччатой ракеты на кислородно-водородном топливе, камеры сгорания двигателя с шахматным и др. расположением форсунок окислителя и горючего, параболоидного сопла и др. В кн. "Завоевание межпланетных пространств" (Новосибирск, 1929) К. определил последовательность первых этапов освоения космич. пространства, иссл. проблему тепловой защиты космич. аппаратов при их движении в атмосфере. Науч. и практич. интерес представляет описание устройства отд. ч. межпланет. космич. корабля, органов его управления и стабилизации.

Лит.: Раппопорт А. Г. Ю. В. Кондратюк (А. И. Шаргей): Траектория судьбы. Новосибирск, 1990.

Кондрашин Вл. Петр.

КОНДРА́ШИН Вл. Петр. (род. 1929) - баскетболист, м. с. СССР (1952), засл. тренер СССР (1971). Один из выдающихся тренеров по баскетболу. Старший тренер муж. сборной СССР (1970-76) - чемпиона Олимп. игр 1972, чемпиона мира 1974, чемпиона Европы 1971, обладательницы Кубка наций 1974. С 1967 - ст. тренер муж. команды "Спартак" (Ленинград) - чемпиона СССР 1975, чемпиона СНГ 1992 ("Спартак", СПб.).

Кондрашин Кир. Петр.

КОНДРА́ШИН Кир. Петр. (1914-81) - дирижер. Ученик Б. Э. Хайкина. Начал выступления в 1934. С 1943 по 1956 - дирижер Большого т-ра (Сталинские премии 1948, 1949). В 1960-75 - гл. дирижер симфонич. оркестра Моск. филармонии. Лауреат Гос. премии РСФСР (1969), нар. артист СССР (1972). Первый исполнитель 4-й и 13-й симфоний Д. Д. Шостаковича. Преподаватель Моск. конс. 1950-53 и 1972-78 (с 1976 - проф.). С 1978 работал в Амстердаме (Нидерланды), где после его смерти учрежден в 1984 Междунар. конкурс молодых дирижеров им. К. (См. фото на след. стр.)

Лит.: Ражников В. К. Кондрашин рассказывает о музыке и жизни. М., 1989.

К. П. Кондрашин, Д. Д. Шостакович, М. Д. Шостакович. 1964

К. П. Кондрашин, Д. Д. Шостакович, М. Д. Шостакович. 1964

Конев Ив. Степ

КО́НЕВ Ив. Степ. (1897-1973) - военачальник. Маршал Сов. Союза, дважды Герой Сов. Союза. Род. в дер. Лодейно Киров. обл. В 1916 призван в армию, участник 1-й мир. войны. Чл. РКП (б) с 1918, в РККАс 1918. В 1918 участвовал в установлении сов. власти в г. Никольск-Волжский, был уезд. военкомом. В гражд. войну - ком. бронепоезда, стрелк. бригады, дивизии. В 1921-22 - нач. штаба нар.-рев. армии Дальневост. республики, воевал на Восточном фронте против частей адм. А. В. Колчака и атамана Г. М. Семенова. В июле 1918, будучи делегатом 5-го Всерос. съезда Советов, участвовал в подавлении мятежа левых эсеров, в марте 1921, будучи делегатом 10-го съезда РКП (б), - в подавлении Кронштадтского восстания. После 1922 - военком 17-го Приморского стрелк. корпуса, затем 17-й стрелк. див. В 1926 окончил Курсы высшего командного состава при Академии им. Фрунзе, командовал полком, дивизией. В 1934 окончил Воен. Академию им. Фрунзе. В 1931-32 и 1935-37 командовал стрелк. дивизией, корпусом и 2-й Отд. Дальневост. армией. В 1940-41 - командир Забайкальск. воен. округа и Северо-Кавк. воен. округа. Летом 1941 команд. 19-й армией Западного фронта, в сент. - окт. 1941 - команд. Западным фронтом. За разгром войск Западного фронта группой армий "Центр" в окт. 1941 по приказу И. В. Сталина должен был быть отдан под суд, но спасся благодаря заступничеству Г. К. Жукова. В окт. 1941 - авг. 1942 - команд. Калининским фронтом. В авг. 1942 - февр. 94 команд. Западным фронтом. Впоследствии командовал фронтами: Сев.-Западным, Степным, 2-м Укр. и 1-м Укр. Участник Курской битвы. В февр. 1944 отличился при проведении Корсунь-Шевченковской операции. Весной 1945 - участник Берлинской операции, явился одним из гл. виновников огромного кол-ва жертв, понесенных войсками 1-го Укр. фронта. В дальнейшем - главком Центр. группы войск и Верховный комиссар по Австрии (1945-46); главком сухопутных войск и зам. мин. Вооруж. Сил (ВС) СССР (1946-50), гл. инспектор Сов. Армии, зам. мин. ВС СССР (1950-51), команд. Прикарпатским воен. округом (1951-55), 1-й зам. мин. обороны и главком сухопут. войск (1955-56). В 1956-60 - 1-й зам. мин обороны СССР. С мая 1955 по апр. 1960 - главком Объедин. вооруж. сил Варшавского договора. С 1962 - ген.-инсп. группы Мин-ва обороны СССР. Чл. Центр. к-та КПСС с 1952. Награжден 7 орденами Ленина и др. наградами.

Коневской Ив. Ив

КОНЕВСКО́Й Ив. Ив. (наст. фамилия Ореус) (1877-1901) - поэт. Род. в СПб., в семье воен. писателя и историка, нач. Воен.-историч. и Геогр. архива, ген. И. И. Ореуса. В 1890-96 учился в г-зии, затем поступил в Петерб. ун-т на ист.-филол. ф-т. В это же время К. познакомился с А. Добролюбовым, Ф. Сологубом, В. Брюсовым. 1-й сб. стихов и прозы "Мечты и думы" (1900) имел успех у символистов. Трагич. смерть К. - он утонул в реке - сделала его имя своеобразным символом "несбывшейся надежды" нов. рус. поэзии. В 1904 стараниями поклонников и друзей К. вышла его книга "Стихи и проза. Посмертное собр. соч.". Творчество К. высоко оценил Брюсов, к-рый в статье "Мудрое дитя" отметил философ. характер лирики К. и поиски им нов. форм выражения. К. переводил Г. Ибсена, Э. Верхарна, М. Метерлинка, Ф. Ницше и др. К. - автор ст. о лит-ре и живописи ("Живопись Беклина", "Мистическое чувство в русской лирике" и др.).

Конёк

КОНЁК - в рус. дерев. зодчестве стык двух скатов кровли или скульпт. завершение охлупня (венчающего крышу бревна) на его конечной ч., выходившей на фасад дома, в виде коня или птицы. По археолог. и этнограф. данным, лошадиные головы закапывали в осн. дома в качестве строит. жертвы. Дом как бы вырастал из конской головы и увенчивался ее же изображением.

Конёнков Сер. Тим

КОНЁНКОВ Сер. Тим. (1874-1971) - скульптор (станковист и монументалист), нар. художник СССР (1958), действит. чл. Имп. АХ (1916), действит. чл. АХ СССР (1954). чл. Союза рус. художников (1909); учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1892-96) у С. И. Иванова, С. М. Волнухина, Высшем худож. уч-ще в АХ (1899-1902) - в мастерской В. А. Беклемишева. Мастер широкого диапазона, высокой проф. культуры, умело сочетавший в творчестве истоки рус. нар. иск-ва с достижениями мир. классики. К. - автор многочисл. портретов и монумент. композиций. Успешно работал в бронзе, мраморе, дереве. В ранний период создает жанровые композиции, психологически острые портреты и обобщ. образы. Мн. произв. 1900-10-х гг. связаны с рев-цией 1905 ("Рабочий-боевик", 1905; "Иван Гуркин", "Нике" - обе 1906 и др.); богатство творч. фантазии сказывается в фолькл. образах ("Старичок-полевичок", 1910; "Старичок-кленовичок", 1916 и др.). Принимает участие в реализации плана монумент. пропаганды. В 1924-45 живет в США; там и по возвращении на родину осн. видом творчества К. является портрет (А. М. Горький, 1928; И. П. Павлов, 1930; Ф. М. Достоевский, 1933; Ф. И. Шаляпин, 1953). Ряд произв. К. 1940-50-х гг. интонационно близок произв. офиц. линии сов. иск-ва, страдает излишней идеализацией трактовки образов-типов ("Колхозница", 1954). В монумент. композициях 1950-х гг. К. продолжает поиски обобщ. образов, отражающих вечное стремление чел. к свободе ("Освобожденный человек", 1947 и др.). Нар. в своей осн. иск-во К. - значит. вклад в рус. нац. культуру. Преподавал во ВХУТЕМАСе и в студии Пролеткульта (1918-22).

Соч.: Встречи. Воспоминания современников о скульпторе. М., 1980; Воспоминания. Статьи. Письма: В 2 кн. М., 1984-1985.

Лит.: Кравченко К. С. С. Т. Коненков. М., 1967; Каменский А. А. С. Т. Коненков. М., 1975.

С. Т. Коненков

С. Т. Коненков

Конецкий Викт. Викт.

КОНЕ́ЦКИЙ Викт. Викт. (род. 1929) - прозаик, кинодраматург. Род. в Ленинграде. Окончил Высшее воен.-мор. уч-ще, до 1955 офицер ВМС, мн. лет работал на судах мор. флота. Первый рассказ опубл. в 1956. Пов. и рассказы К. представлены в кн.: "Сквозняк" (1957), "Если позовет товарищ" (1961), "Завтрашние заботы" (1961), "Кто смотрит на облака" (1967) и др. В своей совокупности произв. К. являются рассказом о судьбе поколения "не воевавших, но хлебнувших" и смыкаются с прозой дебютировавших в кон. 50-60-х гг. Ю. Казакова, А. Битова, Г. Горышина и др. Кн. "Соленый лед" (1969), "Среди мифов и рифов" (1972), "Морские сны" (1975) образуют ром.-странствие "За доброй надеждой" (1977); К. также автор кн.: "Начало конца комедии" (1978), "Вчерашние заботы" (1979). В 80-е гг. он опубл. кн. "Ледовые брызги" (1988), "Некоторым образом драма" (1989), в к-рые включены письма В. Шкловского, Ю. Казакова, В. Некрасова, воспоминания о встречах с писателями и т. д. К. - автор сценария ф. "Путь к причалу", в соавторстве им созданы сценарии ф. "Полосатый рейс", "Тридцать три" и др.

Кони Анат. Фед

КО́НИ Анат. Фед. (1844-1927) - юрист, обществ. деятель и литератор; д-р права (1890), поч. чл. Моск. ун-та (1892), поч. акад. Петерб. АН (1900), сенатор (1897), чл. Гос. совета (1907). Сын писателя и театр. деятеля Ф. А. Кони. Окончил юрид. ф-т Моск. ун-та (1865). С 1866 служил в суд. органах (пом. секр. суд. палаты в Петербурге, секр. прокурора Моск. суд. палаты, тов. прокурора Сумского и Харьковского окружных судов, прокурор Казанского окружного суда, тов. прокурора, а затем прокурор Петерб. окружного суда, обер-прокурор кассац. деп. Сената. Сторонник демократ. принципов судопроиз-ва, введенных суд. реформой 1864 (суд присяжных, гласность суд. процесса и т. д.). Широкую известность приобрел в связи с делом В. И. Засулич (1878), обвинявшейся в покушении на убийство петерб. градоначальника ген. Ф. Ф. Трепова. Деят-ность К. носила прогресс., гуманный характер. Был превосходным суд. оратором. С 1876 преподавал курс угол. судопроиз-ва в Уч-ще правоведения. Был чл. законодат. комиссий по подготовке многочисл. законов и положений, чл. и пред. Петерб. юрид. об-ва (1916). После Окт. рев-ции - проф. угол. судопроиз-ва в Петрогр. ун-те (1918-22), выступал с лекциями в науч. об-вах, творч. орг-циях и культ.-просветит. учреждениях. С кон. 1890-х гг. занимался лит. деят-ностью. Автор биогр. очерка о докторе Ф. П. Гаазе (1897), издатель и ред. соч. И. Ф. Горбунова (1901), автор очерков и воспоминаний (о И. С. Тургеневе, И. А. Гончарове, Н. А. Некрасове, Л. Н. Толстом, А. П. Чехове и мн. др. рус. писателях), вошедших в мемуарный цикл "На жизненном пути" (1912-29. Т. 1-5). Неоднократно издавались также судебные речи К.

А. Ф. Кони. 1900-04

А. Ф. Кони. 1900-04

Кони Фед. Ал

КО́НИ Фед. Ал. (1809-79) - драматург и критик. Окончил мед. ф-т Моск. ун-та. С нач. 30-х до нач. 50-х гг. - один из самых популяр. и репертуарных водевилистов. Пьесам К. присущи злободневность, остроумие; особенно удавались ему водевили-обозрения с яркими колорит. персонажами. Среди оригин. пьес и переделок К.: "Муж всех жен, или Савойская граница", "Девушка-гусар", "Женишок-горбунок", "Титулярные советники в домашнем быту", "В тихом омуте черти водятся", "Не влюбляйся без памяти, не женись без расчета", "Петерб. квартиры", "Деловой человек, или Дело в шляпе", "Беда от сердца и горе от ума" и др. С сер. 30-х гг. начинает выступать как театр. критик. В 1840-41 - ред. ж. "Пантеон рус. и всех европ. т-ров", в 1847-56 - ред. ж. "Репертуар и Пантеон". Автор ряда ист. работ, д-р философии Иенского ун-та.

Конклюзия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Конкурсы балетные международные

КО́НКУРСЫ БАЛЕ́ТНЫЕ МЕЖДУНАРО́ДНЫЕ - проводятся в Москве с 1969 на сцене Большого т-ра раз в 4 года. Осн. задача конкурса - открытие новых имен талантливых молодых исполнителей из разных стран мира. В конкурсе могут принимать участие танцовщики 17-28 лет (начиная с V Междунар. конкурса - до 25 лет). Конкурс проходит в 3 тура. В 1-м туре участники должны исполнить классич. па-де-де или 2 сольные классич. вариации. Во 2-м туре участники должны исполнить классич. па-де-де (или 1 сольную вариацию) и самостоят. концертный номер совр. хореографии или фрагмент из совр. балетного спектакля. В 3-м туре конкурсанты исполняют па-де-де или 2 сольные вариации из рус. классич. балетов. Пред. жюри I Междунар. конкурса была Г. Уланова, начиная со II конкурса пред. жюри постоянно был Ю. Григорович. В состав жюри входят изв. хореографы, артисты балета, педагоги, композиторы из разных стран мира. Высший приз Большого т-ра "Гран-при" присуждался дважды - на II Междунар. конкурсе (1973) Н. Павловой и на IV Междунар. конкурсе (1981) И. Мухамедову. Среди лауреатов I конкурса (1969) - М. Барышников, И. Сорокина, Ю. Владимиров, М. Сабирова, Л. Семеняка, А. Богатырев, И. Большакова, В. Гуляев, Н. Ковмир; II конкурса (1973) - А. Годунов, В. Гордеев, О. Ченчикова, В. Ковтун, М. Дроздова, В. Тедеев; III конкурса (1977) - А. Михальченко, Н. Семизорова, М. Крапивин, Т. Терехова, Г. Мезенцева, В. Анисимов, В. Деревянко; IV конкурса (1981) - А. Артюшкина-Ханиашвили, С. Смирнова, К. Заклинский, В. Кириллов, Ю. Васюченко; V конкурса (1985) - Н. Ананиашвили, М. Леонькина, А. Ветров, В. Писарев, А. Лиепа, С. Вихарев, Ж. Люпова, Т. Чернобровкина; VI конкурса (1989) - В. Малахов, Г. Степаненко, И. Яковлева.

В 1994 и 1996 в СПб. по инициативе М. Плисецкой на сцене Александринского т-ра прошли К. Б. М. "Майя".

Конногвардеец

КОННОГВАРДЕ́ЕЦ - 1) Наименование ниж. чина (рядового) лейб-гвардии Кон. полка рус. армии.

2) Общее в просторечии назв. всех чинов лейб-гвардии Кон. полка.

Коннотация

КОННОТА́ЦИЯ (от лат. con - вместе и notatio - обозначение) - совокупность разнород. семантич. эл-тов (экспрессив., оценоч., стилистич., ассоциатив. и др.), к-рые закреплены за лексич. значением слова в качестве добавочного сопутствующего смысла и несут информацию об отношении говорящего к предмету речи.

Термин К. в совр. лингвистике употребляется в широком и узком значениях. В широком значении под понятие К. подводится почти не огранич. круг ассоциаций - соц.-политич., этич., этнографич., культ. и др., отражающихся в яз. В узком значении термин К. приложим к понятию "созначение" - к информации, дополняющей значение слова. Напр., слово карьерист, имеющее лексич. значение "тот, кто стремится к продвижению по службе", имеет К. неодобрения. Обычно К. обладают слова, называющие действия или свойства, отличающиеся недостаточностью или избыточностью по отношению к стандартной мере, закрепл. в сознании носителей яз. как некая норма, ср. плестись - "медленно идти", тараторить - "быстро говорить", тощий - "чрезмерно худой" и т. п. Часто понятия, концентрирующие оценочные "созначения", выражаются в яз. метафорически, ср.: колода - о толстом неповоротливом человеке; тряпка - о бесхарактерном чел.; кислый - "унылый" и т. п.

Лит.: Шаховский В. И. К типологии коннотации // Аспекты лексического значения. Воронеж, 1982; Говердовский В. И. Диалектика коннотации и денотации: (Взаимодействие эмоционального и рационального в лексике) // Вопр. языкознания. 1985. № 2.

Коновалов Анд. Ив

КОНОВА́ЛОВ Анд. Ив. (1875-1948) - влият. предприниматель и обществ. деятель. Мин. Врем. пр-ва. Род. в семье крупных фабрикантов. Учился на физ.-матем. ф-те Моск. ун-та, а затем в проф.-техн. Школе прядения и ткачества в Мюльгаузене (Германия), стажировался за границей на текст. предприятиях. С 1897 пред. правления Т-ва мануфактур "Иван Коновалов с сыном". Предприятия К. отличались использованием передовых технологий и обеспечением хороших условий для рабочих. Являлся товарищем пред. Моск. биржевого к-та, пред. совета Моск. банка Рябушинских, финансировал газ. "Утро России". В 1905 участвовал в орг-ции Торг.-пром. партии, в 1912 - один из создателей партии прогрессистов, чл. ее ЦК. Деп. IV Гос. думы, избран товарищем пред. Думы. С 1912 чл. масонской ложи "Вел. Восток народов России". В Думе активно выступал за осуществление политики соц. партнерства, автор ряда законопроектов по рабочему вопросу. В 1915 стал одним из создателей Прогрес. блока. Во время Февр. рев-ции чл. Врем. к-та Гос. думы, мин. торговли и пром-сти в первом составе Врем. пр-ва. Выступал против вмешательства Советов и фабзавкомов в дела частных предприятий и чрезмерной политики гос. регулирования; вследствие острых разногласий 18 мая 1917 подал в отставку. В июле вступил в партию кадетов, избран чл. ЦК. 25 сент. вновь стал мин. торговли и пром-сти. 26 окт. арестован в Зимнем дворце вместе с др. мин. Врем. пр-ва, освобожден в янв. 1918. В эмиграции во Франции стал одним из лидеров Респ.-демокр. группы, являлся пред. правления газ. "Последние новости" (ред. П. Н. Милюков) и одним из рук. Земско-Гор. союза. В 1940 переехал в США.

Кононов Анд. Ник

КО́НОНОВ Анд. Ник. (1906-86) - востоковед-тюрколог. Акад. АН с 1974. Диапазон науч. интересов - иссл. в обл. грамматики тюрк. яз., изучение пам., текстология, историография тюркологии и востоковедения, история тюрк. яз. и алтаистика. Много лет К. возглавлял кафедру тюрк. филологии вост. ф-та Ленингр. ун-та, избирался деканом этого ф-та, руководил Ленингр. отд. Ин-та востоковедения АН СССР. Стоял во главе Сов. к-та тюркологов со дня его основания (1973). Под его рук-вом в Ленинграде было проведено 7 всесоюз. конференций, посв. памяти выдающихся рус. и сов. тюркологов.

Соч.: Грамматика современного турецкого литературного языка. М.; Л., 1956; Грамматика современного узбекского литературного языка. М.; Л., 1960; Грамматика языка тюркских рунических памятников VII-IX вв. Л., 1980.

Лит.: Тенишев Э. Р. Академик А. Н. Кононов - ученый и организатор науки // Сов. тюркология. 1976. № 3. С. 66-71.

Конрад Ник. Иос.

КО́НРАД Ник. Иос. (1891-1970) - рус. японовед и китаевед, акад. АН (1958). Род. в Риге. После окончания вост. ф-та Петерб. ун-та по япон.-кит. отд. (1912) был направлен на стажировку в Японию (1914-17), где изучал в Токийском ун-те япон. и кит. яз., культуру и классич. лит-ру Японии. По возвращении на родину К. вначале преподавал в Орловском ун-те (1919-23), а с 1922 работал в школе Вост. яз. при Петрогр. ун-те (с 1926 - проф.), совмещая это с науч. работой в Ин-те востоковедения. В июле 1937 был арестован, по фальсифициров. обвинению осужден в нояб. 1939 на 5 лет лагерей. Благодаря хлопотам акад. В. Л. Комарова и др. в сент. 1941 был освобожден и дело против него прекращено. С 1941 - проф. Моск. ун-та. Помимо чисто преподават. деят-ности и подготовки учеб. пособий он был ред. "Большого японско-русского словаря" (М., 1970), по широте представл. в нем мат-лов по сей день не имеющего себе равных. Науч. интересы К. были необычайно широки: япон. классич. и совр. лит-ра; соц.-эконом. и политич. история ср.-век. Японии; система япон. образования; япон. и кит. классич. философия; лингвистика и пр. Всего им опубл. б. 250 науч. работ. Большое внимание К. уделял проблеме худ. пер.; его переводы вошли в составленную им антологию "Японская литература в образцах и очерках" (Л., 1927). Универсализм подхода К. к проблемам культуры нашел яркое отражение в его знаменитой кн. "Запад и Восток" (М., 1966), где в сер. ст. на разные темы он попытался проследить культ.-ист. параллели и способы разного выражения одних и тех же идей в культурах Запада и Востока. При всей спорности мн. положений эта кн. вызвала широкий резонанс и стимулировала б. глубокое изучение параллельных процессов в разл. культурах. В 1969 за выдающиеся заслуги в деле распространения знаний о Японии К. удостоился от япон. пр-ва награды - ордена Восходящего Солнца (2-й ст.).

Соч.: Очерки японской литературы. М., 1973; Избранные труды: Синология. М., 1977; Избранные труды: Литература и театр. М., 1978; Очерк истории культуры средневековой Японии VII-XVI в. М., 1980.

Лит.: Выдающийся ученый Н. И. Конрад // Историко-филологические исследования: Памяти академика Н. И. Конрада. М., 1974; Николай Иосифович Конрад / Сост. Р. И. Кузьменко. М., 1994. (Материалы к биобиблиогр. ученых. Сер. лит. и языка. Вып. 20).

Консерватория

КОНСЕРВАТО́РИЯ (итал. conservatorio от лат. conservare - охранять) - высшее муз. уч. заведение. Первонач. К. - гор. приюты в Неаполе (первый открыт в 1537), где сирот и беспризорных детей обучали ремеслам, а также музыке. В Венеции аналогичные учреждения наз. оспедале (госпиталь, сиротский дом). В 18 в. итал. К. играли важную роль в подготовке проф. музыкантов, в т. ч. иностранных. С кон. 18 в. К. (под разл. назв. - Высшая школа музыки, Муз. академия, Муз. ин-т и др.) открываются во мн. крупных городах Европы (первая - в Париже, 1793), затем др. континентов. Сегодня термином К. за рубежом часто наз. и ср. уч. заведения.

В России первые К. появились в Петербурге (1862) и Москве (1866), затем Саратове (1912), Киеве и Одессе (1913); в них было низшее (в т. ч. для детей) и высшее отделения; права К. получило также (с 1886) Муз.-драмат. уч-ще Моск. филармонич. об-ва. Общедоступные народные К. в Москве (1906) и др. городах выполняли скорее культ.-просвет. роль. Сегодня в России К. - высш. муз. уч. заведение, где обучают музыкантов всех специальностей. В СССР К. были созданы в столицах всех союзных республик, Астрахани, Казани, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Петрозаводске, Свердловске и др.

Консервация

КОНСЕРВА́ЦИЯ (от лат. conservatio - сохранение) - комплекс мер, обеспечивающих длит. сохранение внеш. облика, прочности и хим. инертности произв. иск-ва (архит. сооружений, объектов изобр., декор., прикл. иск-ва, рукописей, кн. и т. п.), пам. истории и культуры. В музеях, б-ках, архивах К. обеспечивается искусств. поддержанием температуры, влажности, хим. состава воздуха в помещении, в к-ром находятся объекты, нуждающиеся в спец. условиях хранения. Для каждого рода произв. иск-ва предполагается свой способ К. Гравюры, рис., акварели, пастели и т. п. помещаются под стекло. В особых случаях произв. живописи располагаются в витринах, снабж. фильтрами для очистки воздуха. Печат. тексты укрепляются путем наката на них прозрачной синтетич. пленки. Глиняные и дерев. изделия пропитываются синтетич. смолами. Ткани и кожи обрабатываются антисептич. составами и наклеиваются на дублирующую осн. Объекты из металла и стекла покрываются спец. лаками. К. архитект. сооружений производится посредством укрепления грунта, стен, сводов, куполов, возведения спец. защитных навесов и павильонов. Дерев. постройки пропитываются водоотталкивающими и предохраняющими от возгорания составами. Произв. монумент. живописи укрепляются спец. смолами, обеспечивающими воздухопроницаемость красочного слоя и грунта при сохранении фактуры и цвета живописи.

Лит.: Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись: Техника и реставрация. М., 1961; Грабарь И. Э. О древнерусском иск-ве. М., 1966; Михайловский Е. В. Реставрация памятников архитектуры: (Развитие теоретических концепций). М., 1971; Реставрация произведений станковой масляной живописи. М., 1977.

Консистория

КОНСИСТО́РИЯ - в дорев. России наименование коллег. церк. органа. В системе управления рус. правосл. церкви К. существовали с 1720 в качестве спец. присутств. мест при епарх. архиереях. Согласно Уставу 1841 К. под рук. епарх. архиерея осуществляли церк.-адм. и церк.-суд. функции в масштабах епархии. Чл. дух. К. назначались епарх. архиереем из свящ. и утверждались Синодом. Огромное влияние на работу К. оказывали нач. их канцелярий - секретари, к-рые подчинялись обер-прокурору Синода. При епарх. архиерее дух. К. играли роль совещат. органа. В дорев. России К. именовались также коллег. учреждения, заведовавшие делами ряда неправослав. христ. исповеданий - генер. К. лютеран. церкви, римско-католич. и армяно-григориан. К.

Консоль

КОНСО́ЛЬ (франц. console) - арх. деталь, представляющая собой выступ в стене или выступающую из стены балку. Предназначена для поддержки балкона, карниза, статуи и т. п. Имеет декорат. значение, стилистически сочетаясь с поддерживаемым предметом (эл-ты наруж. скульпт. декора здания Нового Эрмитажа в СПб., арх. Л. Кленце, 1839-52).

Консоль

Консоль

Константин Всеволодович

КОНСТАНТИ́Н ВСЕ́ВОЛОДОВИЧ (1186-1219) - кн. Ростовский (1212-16), вел. кн. Владимирский (1216-18). Ст. сын Всеволода Большое Гнездо. Ходил в походы на половцев, в 1205-07 по поручению отца княжил в Новгороде. В конфликте Юрия Владимировича и Ярослава Переяславского с Новгородом К. В. принял строну последнего и после Липицкой битвы (1216) занял Владимирский великокняж. стол. При К. В. Ростовское княжество переживало расцвет: развивалось кам. стр-во, велось летописание, Ростовская епархия отделилась от Суздальской (1214). К. В. был типичным для своего времени удельным князем, лишенным общерус. интересов и перспектив, при его сыновьях и внуках Ростовское княжество быстро распалось на множество мельчайш. уделов.

Константин Константинович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Константин Николаевич

КОНСТАНТИ́Н НИКОЛА́ЕВИЧ (1827-1892) - вел. кн., 2-й сын имп. Николая I. Ген.-адм. (1831) рус. флота, управляющий Морским мин-вом (1855-81). Ближайший сподвижник имп. Александра II в его реформах. В 1860-61 председатель Гл. к-та по крестьян. делу. Пред. Гос. совета (1865-81). Наместник Царства Польского, должность, к-рую он был вынужден покинуть в связи с недовольством рус. об-ва слишком мягкими мерами при замирении польского восстания. Участник Венгерской кампании 1848. После гибели имп. Александра II был вынужден подать в отставку со всех занимаемых гос. должностей.

Константин Павлович

КОНСТАНТИ́Н ПА́ВЛОВИЧ (1779-1831) - вел. кн., 2-й сын имп. Павла I, брат имп. Александра I и Николая I. Воспитывался под надзором своей бабки, имп. Екатерины II, и с детства по ее замыслу предназначался в византийские имп. будущей Греческой империи, которую она пыталась создать. У К. П. была поэтому кормилица гречанка и его с детства обучали греч. яз. Учился военному делу в Гатчине и участвовал в Швейцарском и Итальянском походах А. Суворова. Павел I назначил его ген.-инспектором кавалерии и за участие в походах 1799 пожаловал титул цесаревича. В 1796 вел. кн. К. П. женился на принцессе Юлиане-Генриетте-Фридерике Кобургской, в православии крещеной Анной Федоровной. Из-за тяжелого характера супруга она покинула Россию в 1801, и по настоянию К. П. их брак был расторгнут в 1820. В царствование брата, имп. Александра I, был назначен председателем Воен. комиссии, разрабатывавшей воен. реформы, но не занимался политикой, хотя и участвовал во встрече императоров в Тильзите. Принимал участие в боях 1805 и 1807, а в 1812 в боях под Смоленском. Затем покинул армию из-за резкой критики распоряжений Барклая-де-Толли. Был противником продолжения войны с Наполеоном за пределами России, но все же сражался в битвах под Бауценом, Лейпцигом и Кульмом. С 1815 под командование К. П. были переданы рус. войска, квартировавшие в герцогстве Варшавском, а с 1817 из них был составлен отд. Литовский корпус. В силу своего высокого положения цесаревич фактически управлял Царством Польским.

В 1820 К. П. женился морганат. браком на графине Иоанне Грудзинской, получившей титул светл. кн. Лович. Вследствие этого брака он был вынужден отречься от прав на престол, и в 1823 имп. Александр I подписал манифест о назначении наследником вел. кн. Николая Павловича. В Польше правление К. П. закончилось восстанием 1830, в котором он едва не был убит (был отозван из Польши имп. Николаем I). Подавл. катастрофой, он заболел в Витебске холерой и скончался.

Константинов Антипа

КОНСТАНТИ́НОВ Антипа (1-я пол. 17 в.) - др.-рус. архитектор, имевший звание "государева подмастерья". В числе немногих в 1-й пол. 17 в. умел "составлять чертежи". В 1630-х гг. К. А. участвует в стр-ве собора Архангела Михаила в Н. Новгороде. С его именем связывают сооружение Преображенской ц. в Алексеевском мон. в Москве и крепости в Вязьме. Под "смотрением государева мастера" К. А. зодчие Б. Огурцов, Т. Шарутин, Л. Ушаков возводят царский дворец, получивший назв. Теремного (1635-36). Дворец был сооружен на высоких белокам. подклетах 16 в. с использованием железных связей для уменьшения толщины стен, с улучшением вентиляции и отопления. Несмотря на отказ от традиц. мат-ла жилых строений - дерева, план дворца имеет хоромные черты: 1-й этаж - хоз., 2-й - царские покои, 3-й - терема на гульбище. В решении гл. фасада использованы эл-ты ордера в сочетании с приемами нар. зодчества, что сказывалось и в ярком декор. внутр. убранстве ("травные" орнаменты, библейские сюжеты и др.). В 1644 по чертежу К. А. Л. Ушаков строит ц. в с. Троицкое-Голенищево. В сер. 17 в. под рук-вом К. А. перестраивается Патриарший дом в Кремле. В конце жизни зодчий работал, вероятно, в Печерском мон. Н. Новгорода.

Константинов Конст. Ив

КОНСТАНТИ́НОВ Конст. Ив. (1817-71) - ученый и изобретатель в обл. артиллерии, ракет. техники, приборостроения и автоматики, ген.-лейт. (1864). Род. в семье купца. В 1836 окончил Михайловское артиллер. уч-ще и после произ-ва в офицеры был оставлен на 2 года для "продолжения изучения высших наук". В 1845 К. назначили командиром Пиротехнич. школы, а в 1849 нач. Охтинского капсюльного з-да в СПб. В 1850-59 К. возглавлял Петерб. "ракет. заведение", а с 1859 исполнял должность зав. приготовлением и употреблением боевых ракет. С 1861 руководил стр-вом Николаевского ракет. з-да, с 1867 - его работой. С сер. 40-х гг. К. посвятил свое творчество усовершенствованию ракет. оружия: коренным образом перестроил Петерб. "ракет. заведение", создал неск. нов. систем ракет, к-рые успешно прошли испытание в период Крымской войны (1853-55). В 1840-44, 1857-58 изучал состояние ракет. техники за границей. В 1847 построил ракет. баллистич. маятник, с помощью к-рого установил закон изменения движущей силы ракеты во времени, и иссл. влияние формы и конструкции ракеты на ее баллистич. свойства, заложив осн. расчета и проектирования ракет. К. - автор работ по разл. вопросам ракет. техники, артиллерии, ручного огнестрельного оружия, пиротехники, порохового дела, воздухоплавания. К. был трижды удостоен Михайловской пр., к-рая присуждалась за выдающиеся открытия и изобретения в обл. артиллерии (1851, 1859, 1870).

Константиновский рубль

КОНСТАНТИ́НОВСКИЙ РУБЛЬ - пробная серебр. монета достоинством в 1 рубль с изображением на аверсе гос. герба Рос. империи - двуглавого орла с регалиями, окруж. венком из лавровых листьев; под орлом имеются три буквы: С. П. Б. - знак Петерб. монетного двора. По кругу размещена надпись: "Рубль. Чистаго серебра 4 золотн. 21 доля". На реверсе монеты помещен профильный портрет вправо лысоватого чел. с бакенбардами и коротким вздернутым носом. Под портретом дата "1825", вокруг изображения - круговая надпись: "Б. М. КОНСТАНТИН I ИМП. И САМ. ВСЕРОСС". На гурте монеты обозначены проба и вес монеты в старинных метрологич. единицах - золотниках и долях. Вес монеты составляет чуть б. 20 г. В период династич. кризиса нояб. - дек. 1825 в обстановке полной неясности вопроса о престолонаследии после смерти Александра I до манифеста о восшествии на престол Николая I Петерб. монетный двор срочно изготовил нов. штемпели и отчеканил 7 экз. пробных рублевиков с портретом вел. кн. Константина Павловича, 2-го сына Павла I. В обращение монета не поступила, а после отказа Константина от престола и последовавших затем событий на Сенатской площади сама эта акция была засекречена, что вызвало особый интерес к истории создания этой редкой монеты и ее дальнейшей судьбе. Вскоре после воцарения Николая I события и люди 14 дек. стали запретной темой. Эту участь невольно разделил и К. Р. 6 экз. К. Р. и штемпели были "арестованы" и более 50 лет хранились в секр. архиве канцелярии Мин-ва финансов. В 1879 гриф секретности с монет был снят и они были подарены царем разным лицам. Судьба почти всех изв. экз. прослежена вплоть до сегодняшнего дня. В нашей стране сохранились 2 экз. К. Р. - в Отделе нумизматики Гос. Эрмитажа, где находятся и штемпели этой монеты, и в Гос. Ист. музее.

Конституционная монархия

КОНСТИТУЦИО́ННАЯ МОНА́РХИЯ - одна из форм монархии, при к-рой власть монарха определяется конституцией и в соотв. с ней ограничивается представит. учредителями (парламентом), при этом монарх сохраняет право назначения пр-ва, смещения мин., изд. декретов, роспуска парламента. В условиях развития парламентаризма политич. роль монархии падает, монарх выполняет нередко представит., номин. функции (Великобритания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды, Бельгия). В России процесс перерождения абсолютизма в К. М. проходил медленно и не получил полного завершения.

Конституция

КОНСТИТУ́ЦИЯ (от лат. constitutio - организация, устройство) - в Римской империи общий термин для обозначения имп. актов и указов, к-рые включали в себя эдикты (постановления общего характера), декреты (постановления по конкретным поводам), мандаты (поручения к имп. чиновникам), а также рескрипты (письм. ответы юрид. характера). В Новое и Новейшее время К. стал называться осн. закон гос-ва, определяющий принципы его устройства, как правило, представляющий единый систематизиров. законодат. акт. Первыми К. Нового времени были франц. К. 1791, 1793, 1795 и 1799 и К. США 1781, 1785. К. РСФСР была принята в 1918. После образования СССР были приняты К. 1924, 1936, 1977. В Рос. Федерации после ликвидации СССР К. была принята в 1993.

Первая Советская Конституция. 1918

Первая Советская Конституция. 1918

Конструктивизм

КОНСТРУКТИВИ́ЗМ - стиль пластич. иск-в кон. 1910-20-х гг. (преим. в России). В контексте всемир. истории иск-в рассматривается как течение внутри функционализма (архитектура) и модернизма (изобразит. иск-ва). Последователи К. выдвинули задачу "конструирования" окружающей среды, осмысляя формообразующие возможности новой техники, эстетику таких мат-лов, как дерево, стекло, бетон, металлич. конструкции; стремились противопоставить роскоши арх. стилей прошлых эпох простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм. Принципы К. в архитектуре были сформулированы в теоретич. работах А. Веснина, М. Гинзбурга. Практически они впервые были воплощены в проекте Дворца труда в Москве (1923, бр. Веснины). В 1924 создается орг-ция конструктивистов - ОСА, участники к-рой разработали функц. метод проектирования, осн. на анализе особенностей функционирования зданий и градостроительных комплексов. Эстетика К. способствовала развитию худож. конструирования (разработки А. Родченко, А. Гана и др.). Создавались удобные и рассчит. на массовое произ-во новые типы посуды, мебели, одежды. К. оказал сильное влияние на развитие графики (бр. Стенберги, А. Родченко), иск-ва книги (Л. Лисицкий), театрально-декорат. иск-ва, а также на развитие всего мир. худож. процесса 20 в.

Контактные языки

КОНТА́КТНЫЕ ЯЗЫКИ́ - языки, возникающие в результате смешения двух и более неблизкородств. языковых традиций в ситуации контактов языковых (ср. ст. Койне). Наиб. элементарный К. Я. в креолистике (лингвистич. дисциплине, изучающей К. Я.) принято называть жаргоном. Жаргон в указ. понимании обслуживает начинающих билингвов и является "языком для иностранцев" - упрощ. вариантом, к-рым пользуются носители яз., общаясь с плохо им владеющими иноплеменниками. Жаргон имеет узкую коммуникативную направленность, поэтому словарь его ограничивается неск. сотнями единиц, а граммат. структура крайне примитивна. Чем б. регулярный характер имеют контакты, чем стабильнее круг тех, кто прибегает к услугам жаргона, тем выше вероятность перерастания такого элементарного К. Я. в следующую стадию - пиджин. В процессе пиджинизации жаргона стабилизируются его словарный состав и грамматич. структура. В силу историч. условий могут возникать достат. большие социумы, в пределах к-рых единств. средством общения служит пиджин. В этом случае К. Я. становится родным для нового поколения, креолизуется. Возникающий т. о. креольский яз. выполняет существенно больший спектр обществ. функций, чем предшествовавшие ему жаргон и пиджин. По своим структурным характеристикам, а также потенц. коммуникативным возможностям креольские яз. не имеют принцип. отличий от яз. др. генезиса. Креолизация - не единств. путь функцион. развития пиджина. Обстоятельства могут сложиться так, что родными для большинства его носителей по-прежнему служат этнич. яз., но нек-рые важные коммуникат. задачи об-ва (вплоть до администрат. на гос. уровне) обслуживает пиджин. В результате неизбежны его дальнейшая стабилизация, лексич. и грамматич. обогащение. Образуется т. н. расшир. пиджин.

На протяжении истории К. Я. (в первую очередь торговые жаргоны и пиджины) возникали на базе яз. разл. типологии. К их числу относятся, напр., "базарный малайский" в Юго-Вост. Азии, ассамский пиджин в Нагаленде (сев.-вост. Индия), араб. пиджин нубийцев (юг Судана), "чинукский жаргон" на сев.-зап. США и юго-зап. Канады. Начиная с эпохи Вел. географ. открытий на лексич. базе ряда зап.-европ. яз. возникли десятки К. Я., креолизовавшихся в Карибском бассейне, прибрежных р-нах Африки и Азии, на о-вах Тихого и Индийского океанов. Мн. из них остаются бесписьм., но нек-рые получили офиц. признание или развитие. Таковы англокреольские яз. - крио (Сьерра-Леоне), сранан (Суринам), криол аборигенов Австралии; франкокреольские яз. - гаитянский, маврикийский, сейшельский; испанокреольский папьяменту (Кюрасао, Вест-Индия); расшир. пиджины на англ. основе - ток-писин (Папуа Новая Гвинея) и бислама (Респ. Вануату). Ряд пиджинов возник на рус. лексич. осн. (рус.-китайский пиджин, руссенорск и др.).

Лит.: Возникновение и функционирование контактных языков: Материалы рабочего совещ. Отв. ред.: И. Ф. Вардуль, В. И. Беликов. М., 1987; Дьячков М. В. Специфика процессов пиджинизации и креолизации языков. Вопр. языкознания. 1988. № 5.

Контакты языковые

КОНТА́КТЫ ЯЗЫКОВЫ́Е - сосуществование и взаимодействие яз. (или разных форм одного и того же яз.) в языковом сознании индивида и в языковом коллективе. Важнейшим условием, делающим К. Я. возможным, является многоязычие (и его частный случай двуязычие). Результатом К. Я. двух или б. яз. являются обычно языковые изменения в одном из них, в обоих или во всех. Следствием интерференции м. б. сближение языковых систем и образование языковых союзов. Источник последствий К. Я., отличных от интерференции, - неадекватные представления носителей первого яз. о втором яз. (Напр., широкое распространение в англ. яз. жителей Индии форм на -ing). Особые следствия К. Я. - возникновение койне, с одной стороны, и пиджинов и пиджинообразных образований, с др. Помимо перечисл. выше изменений яз. и случаев образования новых яз. и языковых форм существуют принципиально иные следствия К. Я., относящиеся к тому, как используются яз. многоязычным индивидом или языковым коллективом. Радикальным следствием К. Я. м. б. полное или частичное (в рамках данного языкового коллектива) исчезновение одного или неск. из контактирующих яз.

Лит.: Щерба Л. В. Избранные работы по языкознанию и фонетике. Л., 1958; Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию. М., 1963. Т. 1; Розенцвейг В. Ю. Языковые контакты: Лингвистич. проблематика. Л., 1972; Вайнрайх У. Языковые контакты: Пер. с англ. Киев, 1979.

Контекст

КОНТЕ́КСТ (от лат. contextus - соединение, связь) - фрагмент текста, словесное окружение избранного для анализа эл-та текста, являющееся необходимым и достаточным для определения значения этого слова. Ср., напр., как благодаря разным контекстам обнаруживается значение звукового комплекса "коса": "девочка заплетает косу"; "косец взмахнул косой"; "мы шли по песчаной косе". Ср. также: "осел несет поклажу" (прямое значение); "ах ты упрямый осел - опять все сделал по-своему!" (перен. значение).

С т. зр. объема К. м. б. узким - словосочетание, идентифицирующее семантику определяемого слова (напр., "прозрачная вода" - "прозрачный намек"), и широким - предложение или ряд предложений, а в нек-рых случаях и текст всего произв., к-рые не только дают осн. отнести слово к тому или иному семантич. классу, но и полностью раскрыть его смысл.

За пределами лингвистики термин "К." используется для обозначения окружения, ситуации, условий и т. п., в пределах к-рых вычленяется исследуемое явление, ср.: "спектакль в историч. К."; "Дягилевские сезоны в К. эпохи" и т. п.

Лит.: Виноградов В. В. Основные типы лексических значений слова // Вопр. языкознания. 1953. № 5; Русский язык: Текст как целое и компоненты текста / Виноградовские чтения, XI. М., 1982.

"Континент"

"КОНТИНЕНТ" - лит. ж., выходящий ежеквартально в Париже с 1974 под ред. В. Максимова. В редакцию в разное время входили Н. Горбаневская, В. Некрасов, Е. Терновский и др. Редколлегию представляли В. Аксенов, А. Галич, А Сахаров, П. Григоренко, Н. Коржавин и др. "К." печатает произв. эмигрантов и неподцензурные произв., ходившие в быв. СССР "самиздатом". Осн. ж. стали лит. произв., им сопутствовали критич. ст., эссе, док. и иссл. по совр. истории, религ. трактаты. Ж. объединял авторов из стран, входивших в сферу влияния СССР. Из широко изв. имен в "К." представлены имена В. Аксенова, И. Бродского, Л. Бородина, А. Галича, В. Максимова, А. Синявского, С. Довлатова, Ф. Канделя, В. Некрасова и др.

Контральто

КОНТРА́ЛЬТО (ит. contralto) - низкий женский голос. Для контральто созданы партии: Ольга ("Евгений Онегин"), Бабариха ("Сказка о царе Салтане"), а также ряд партий мальчиков: Ваня ("Иван Сусанин"). Выдающимися певицами, обладавшими контральтовым голосом, были: А. Я. Петрова-Воробьева, Д. М. Леонова, Е. А. Лавровская, Б. Я. Златогорова.

Контртитул

КОНТРТИ́ТУЛ (от лат. contra - против и titulus - заглавие) - левая страница разворотного титула (оборот авантитула). Содержит: в многотомном изд. - выходные сведения о всем изд. в целом (в отл. от осн. титула, содержащего сведения о данном томе); в переводном изд. - выходные сведения на яз. оригинала. В остальных случаях левая ч. разворотного титула дублирует правую (целиком или частично) или остается свободной, а также м. б. занята изображением (фронтиспис).

Контрфорс

КОНТРФО́РС (франц. contre force - противодействующая сила) - эл-т арх. конструкции, представляющий собой вертик., суживающийся кверху выступ стены, к-рый противодействует силам распора (напр., от сводов здания), передающимся стене, и увеличивает ее устойчивость. К. может также выступать поперечная стенка или ребро, усиливающее осн. несущую конструкцию - наружную стену. К. используются при возведении или укреплении стен, реставрации пам. архитектуры и т. п. Выполняются из кирпича, камня, бетона или железобетона. К. является одним из осн. эл-тов конструкции готич. зданий.

Контрфорс

Контрфорс

Конфедерация

КОНФЕДЕРА́ЦИЯ - форма гос. устройства, при к-рой гос-ва, образующие К., полностью сохраняют свою независимость, имеют собств. органы гос. власти и управления; они создают спец. объединит. органы для координации в определ. целях (воен., внешнеполит).

Конференция при Высочайшем дворе

КОНФЕРЕ́НЦИЯ ПРИ ВЫСОЧА́ЙШЕМ ДВОРЕ́ - высш. гос. учреждение России 18 в. Образована в царствование Елизаветы Петровны в 1756. В состав К. входило 10 чел. из числа высших сановников империи (одним из чл. К. являлся наследник престола, будущий имп. Петр III). Создание К. было вызвано вступлением России в Семилетнюю войну, в результате чего возникла потребность в органе, способном оказывать помощь имп. в решении разл. воен.-дипл. проблем, в рук-ве деят-ностью администрации по снабжению армии всем необходимым. Значение К. в системе управления империи по мере того, как война приобретала затяжной характер, неизменно возрастало. Будучи органом, особо приближ. к верхов власти, К. во мн. отношениях направляла работу всего гос. механизма, хотя ее положение в этом механизме и не определялось к.-л. законодат. актом. После смерти Елизаветы в 1761 К. прекратила свое существование.

Предыдущая страница Следующая страница