Статьи на букву "К" (часть 13, "КОН"-"КОР")
КОНФИРМА́ЦИЯ - 1) Утверждение суд. приговоров верх. властью или воен. начальством. В истории рус. воен. законодательства впервые упоминается в 1706. В дореформ. воен. процессе система К. проводилась последовательно. В дальнейшем, после 1867, сохранилась в отношении полковых судов. 2) В католичестве - таинство миропомазания, совершаемого еп. над детьми 7-12 лет. 3) У протестантов - обряд включения в религ. об-во по достижении 14-16-летнего возраста. |
КО́НХА - полукупол, перекрывающий полуцилиндрич. выступ, напр., апсиды в христ. храме, а также ниши в зданиях самого различного назначения. В византийской традиции, отразившейся в др.-рус. храмах, в К. апсид изображали Христа, Богоматерь или святых. В светских сооружениях барокко К. часто оформлялась раковиной (рокайлем) - напр., К. ниш с аллегорическими статуями по сторонам Петровских ворот Петропавловской крепости в СПб. В архитектуре классицизма ниша с К. часто является осн. эл-том садовых сооружений (Памятник родителям в Павловске, Павильон Орла в Гатчине); классич. К., подобно куполам, обычно декорированы уменьшающимися к верхней точке розетками, иногда встречается и раковина (напр., К. Павильона Орла, К. ниш с античными статуями в Итальянском зале Павловского дворца). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
КОНЧАЛО́ВСКИЙ Дм. Петр. (1878-1952) - религ. мыслитель. Род. в Харькове. Окончил в 1902 ист.-филол. ф-т Моск. ун-та и был оставлен при кафедре др. истории. Участвовал доб-ровольцем в 1-й мир. войне (1914-17). В сов. время преподавал нем. и лат. яз. Оказавшись в 1941 с семьей на терр., оккупиров. немцами, покинул Россию. С 1945 по 1947 находился в лагере "перемещ. лиц" в Германии. В окт. 1947 переехал в Париж, где и скончался. Его осн. тр. изданы посмертно. Соч.: Пути России. Париж, 1969; От гуманизма к Христу. Париж, 1974. |
КОНЧАЛО́ВСКИЙ Петр Петр. (1876-1956) - живописец, педагог; нар. художник РСФСР (1946), действит. чл. АХ СССР (1947); учился в Рисов. школе (Харьков), вечерних кл. Строгановского худож.-пром. уч-ща (Москва), в Акад. Жулианс (Париж, 1896-98), в Петерб. АХ (1898-1907) у В. Е. Савинского, П. С. Ковалевского и др. Щедро одарен разнообразными худож. талантами, знаток поэзии, музыки, истории иск-ва. Автор жанровых композиций, портретов, пейзажей, натюрмортов, работал как художник т-ра. Испытал влияние разных направлений и школ. В работах 1910-х гг. заметна приверженность иск-ву П. Сезанна, кубизму, повыш. яркости цветового решения ("Портрет Г. Б. Якулова", 1910 и др.). Тяготение к монументальности сказалось в использовании опыта старых сиенских мастеров (фресок) ("Семейный портрет", 1917). Одноврем. К. стремится к передаче "вещности" мира сугубо худож. средствами ("Автопортрет в шляпе", 1912; "Автопортрет с женой", 1923 и др.) Портреты К. обычно сохраняют внеш. сходство и индивид. особенности модели, наделены остротой образных характеристик ("Портрет В. Э. Мейерхольда", 1938; "А. Н. Толстой в гостях ухудожника", 1941 и мн. др.). Красоту и богатство окружающего мира, чувствен. ощущения от соприкосновения с ним художник воплощает в натюрмортах и пейзажах ("Сирень", 1933; "Хлеб, ветчина и вино", 1948 и др.). В работе для т-ра успешно использовал свои широкие знания в обл. истории, архитектуры, быта ("Дон Жуан" В. Моцарта, 1914; "Кармен" Ж. Бизе, 1945 и др.) Преподавал в Гос. свободных худож. мастерских (1918-21), ВХУТЕИНе в Москве (1926-29). Лит.: Кончаловский: Художественное наследие. М., 1964; Нейман М. Л. П. П. Кончаловский. М., 1967; Выставка произведений П. П. Кончаловского: Каталог. М., 1976. |
КОНЬ Фед. Сав. (наст. фам., возможно, Иванов) (кон. 16 - нач. 17 в.) - арх. 2-й пол. 16 в. Вероятно, выходец из Троицкого мон. в Болдине. Был "гос. мастером", т. е. работал в Приказе кам. дел. Строитель кам. гор. укреплений, имевших ясную и продум. конструкцию. Автор крупных оборонит. сооружений: стен и башен Белого города - 2-го кам. кольца вокруг Москвы (1585-93), снесенного в 18 в.; Смоленского кремля (1595-1602) со стенами выс. от 13 до 19 м и дл. ок. 6,5 км. Среди приписываемых ему сооружений - крепость Борисов Городок близ Можайска, стены и башни Пафнутьево-Боровского мон. и Симонова мон. близ Москвы, Троицкая ц. в Вяземах. Лит.: Косточкин В. В. Государев мастер Федор Конь. М., 1964. |
КОПАНЁВ Ал-др Ил. (1915-90) - историк. Участник Вел. Отеч. войны. Автор иссл. по истории феод. землевладения, издатель важных источников (Судебник 1589, Акты Соловецкого мон. и др.). Руководил археографич. эксп. Осн. направление науч. деят-ности К. - изучение истории рус. крестьянства 15-17 вв., преим. на Севере России ("Крестьяне русского Севера в 16 в.", 1978; "Крестьяне русского Севера в 17 в.", 1984). По концепции К., черносошный крестьянин - лично свободный собственник земли, не знающ феод. эксплуатации и подчиняющийся только гос. власти. На черных землях в 16-17 вв. развиваются первые ростки будущих бурж. отношений. Лит.: А. И. Копанев: Сб. ст. и воспоминаний. СПб., 1992. |
КОПЕ́ЙЩИКИ (пикинеры) - род пехоты в европ. армиях 15-17 вв. Предназначались для рукопашного боя. Вооруж. копьем (пикой) длиной до 3-4 м, К. наносили удар по пехоте противника после залпа стрелков (пищальников, мушкетеров) и прикрывали стрелков от ударов конницы и пехоты противника во время перезарядки оружия. Удельный вес К. в пехотных ч. колебался от 2/3 до 1/3. В России К. появились с введением огнестрельного оружия пехоты (кон. 15 - нач. 16 в.). В стрелецких полках 17 в. К. составляли первые роты, в полках "нового" (иноземного) строя - отд. роты или входили в состав смеш. рот (120 мушкетеров, 80 К.). В 17 в. существовали и конные К., в составе рейтарских и драгунских полков, а также отд. копейных полков. С принятием на вооружение багинета, а затем штыка надобность в К. отпала, и с нач. 18 в. они исчезают из состава всех армий. |
КО́ПЕЛЕВ Лев Зиновьевич (1912-97) - прозаик, филолог-германист. Род. в семье агронома. В 1933 поступил в Харьковский ун-т, завершил образование в Москве. В 1941 защитил канд. дисс. "Драмы Шиллера и Французская революция". Во время войны служил в отделе пропаганды среди войск и нас. противника. 5 мая 1945 К. был арестован по ложному доносу. В 1947 оказался в одной тюрьме-"шарашке" в подмосковном Марфине вместе с А. И. Солженицыным: послужил прототипом Льва Рубина (роман Солженицына "В круге первом"). В 1956 реабилитирован и восстановлен в партии. Занимался науч. работой и переводч. деят-ностью. К. активно выступал в защиту мн. сов. диссидентов; после публикации в Венском коммунистич. ж. "Tagebuch" ст. "Возможна ли реабилитация Сталина?" К. исключен из партии и уволен из Моск. ин-та истории иск-в. Помимо науч. и науч.-популяр. кн. и ст. о нем. писателях (И. Гете, Г. Гейне, Б. Брехте, Г. Бёлле, Э. Штритматтере и др.) К. написал автобиографич. ром.-трил. "И сотворил себе кумира" (1978), "Хранить вечно" (1975; в СССР опубл. в 1990), "Утоли моя печали" (1981). Наиб. известна 2-я ч. трил., в к-рой рассказывается о десятилетнем пребывании автора в ГУЛАГе. К. прослеживает стадии развития фанатич. сознания, построенного на убеждении о допустимости любых средств в достижении высоких целей, и говорит о крахе веры в необходимость пренебрежения "маленькими" правдами конкретных людей во имя всемирн. торжества коммунизма. В 1980 вместе с женой выехал по офиц. приглашению для чтения лекций за рубеж; через 2 мес. лишен сов. гражданства, его соч. изъяты из библиотек. До кон. жизни жил и работал в Кельне. Гражданство СССР было ему возвращено президент. указом 15 авг. 1990. Соч.: Мы жили в Москве, 1956-1980. М., 1990 (совм. с Р. Д. Орловой). |
КО́ПИЯ (лат. copia - множество) - худож. произв., точно воспроизводящее стиль, манеру и композицию оригинала. М. б. исполнена как самим автором, так и др. мастерами. Техника и размеры К. могут отличаться от оригин. произв. К. выполняются для замены утрач. произв., в учеб. целях и т. п. Изготавливаются также К.-подделки с целью введения в заблуждение относительно оригинала. |
КОПТЯ́ЕВА Ант. Дм. (1909-91) - прозаик. Род. в семье служащего Верхнеамурской компании (прииск Южный Амурской обл.). Окончила Лит. ин-т в 1947. Печаталась с 1935. Среди произв. К. популярностью пользовался ром. "Иван Иванович" (1949), рассказывающий о работе и нелегкой личной жизни врача-хирурга. Внимание автора к частной жизни персонажа придавало произв. человечность, теплоту, к-рой так недоставало послевоенной лит-ре. История дел и дней героя продолжена в ром. "Дружба" (1954) и "Дерзание" (1958), однако появились они в новые времена и уже не вызвали благожелат. отклика. |
КОПЫ́ТОВ Ник. Вас. (1833-1901) - воен.-мор. деятель, вице-адм. (1888), ген.-адьютант. Окончил Мор. корпус (1852), Николаевскую мор. академию (1855). В 1854-55 участвовал в обороне Кронштадта от англо-франц. эскадры. В 1863 был одним из инициаторов посылки рус. эскадр в Сев. Америку для угрозы коммуникациям Англии, готовившейся напасть на Россию, и участвовал в этой эксп., командуя фрегатом "Пересвет"; затем командовал эскадрами на Балтийском море и в Тихом океане, Черноморск. флотом и портами Черного моря (1891-98). С 1898 - чл. Адмиралтейств-совета. К. - автор одного из первых проектов броненосного крейсера, сторонник активных действий на океан. т-рах в случае войны с Англией, в то время гл. противником России. Наряду с Г. И. Бутаковым и А. А. Поповым, К. - один из первых адм. рус. парового броненосного флота. |
КОПЬЁ - 1) Метат. или колющее оружие, представляющее собой древко с наконечником, общей длиной от 1,5 до 5 м. Появилось еще в палеолите. Было распространено повсеместно. В Др. Руси К. было оружием как пеших, так и кон. воинов. Разновидность длинного облегч. К. - пика сохранялась в рус. пехоте до появления штыка (в нач. 18 в.), а в кавалерии - до 30-х гг. 20 в. 2) Низшая единица рыцарского войска 14-16 вв. Включала в себя ок. 10 воинов. В нач. 15 в. в России термин "К." был заменен назв. "десятня". |
КО́РБУТ Ольга Вал. (род. 1955) - гимнастка, з. м. с. СССР (1972). Одна из лучших гимнасток 1-й пол. 70-х гг. Олимп. чемпионка 1972 в вольных упражнениях, упражнениях на бревне и командном первенстве, 1976 - в командном первенстве. Чемпионка мира 1974 в опорных прыжках и в командном первенстве. Абсолютная чемпионка СССР 1975. Чемпионка СССР 1970, 1974, 1976 в отд. видах многоборья. Впервые выполнила сложнейший гимнастич. эл-т - сальто на бревне. Автор кн. "Жила-была девочка..." |
КОРГУ́ЕВ Матв. Мих. (1883-1943) - один из крупнейших сказочников-мастеров 1-й пол. 20 в. Крестьянин с. Кереть Арханг. губ. (ныне Республика Карелия), стал изв. в 30-е гг., когда А. Н. Нечаев записал от него свыше 100 текстов (Сказки М. М. Коргуева. В 2-х кн. Петрозаводск, 1939). Был принят в Союз писателей СССР, выступал в Москве, Ленинграде, Петрозаводске. Следуя традиц. сказочному стилю, К. создавал крупные по объему тексты за счет введения в сюжеты эл-тов из др. сказок, контаминации из неск. самостоят. сказок. К. любил насыщать сказки подробностями быта, реалиями из жизни сев. поморов, а также включать разного рода совр. мотивы. К. известен попытками создания "советской" сказки ("Про Чапая"), переложениями в сказки старинных пов. ("Франциль Венциан") и былин. |
КОРДЕБАЛЕ́Т (от франц. corps de ballet) - танцовщицы (-ки) - исполнители массовых танцев и сцен в балете. В зависимости от жанра балета К. создает в нем реальный жизн. фон или играет декор. роль, представляет обобщ. образ или нар. массу с ее отд. персонифициров. представителями; иногда он является подобием "хора", порой пластич. аккомпанементом. |
КОРЕ́ЛА - эпич. страна, без конкретной геогр. привязки, с типовыми значениями: "чужая" земля, лежащая на пути героя; преодоление ее связано с некоей опасностью (сравн.: Илья Муромец "проехал... Корелу проклятую. Не доехал... до Индии он богатыи. И наехал... на грязи на смоленские"). Топоним введен в эпос, видимо, сев.-рус. сказителями. Совпадает с реальным др.-рус. (и финским) этнонимом, применявшимся к финнам, но, как и чудь и нек-рые другие этнонимы в былинах, реально с ними не связан. Лит.: Бубрих Д. В. Ямь и Корела // Бюллетень Лен. Об-ва исслед. культуры финно-угорских народностей. Л., 1929. Вып. 2. С. 4-6. |
КОРЕ́ЛКИ - назв. датских копеек с им. короля Христиана IV, чеканившихся в Дании в 20-30-х гг. 17 в. с согласия Михаила Федоровича по образцу моск. копеек спец. для торговли датских купцов в Лапландии, нас. к-рой отдавало предпочтение рус. деньгам. К. чеканились из серебра худшего качества, нежели рус. копейки, и несли на себе надписи с им. Михаила Федоровича (1-й вып.) и с им. и титулом Христиана IV, исполн. рус. и лат. буквами на монетах последующих вып. |
КОРЖА́ВИН (Мандель) Наум Моис. (род. 1925) - поэт. Род. в Киеве. Приехав из эвакуации в Москву, поступил в Лит. ин-т им. Горького (1945, окончил в 1959). В конце 1947 был арестован и после 8-месячного пребывания во внутренней тюрьме на Лубянке отправлен в ссылку в дер. Чумаково Михайловского р-на Новосибирской обл. В 1953 окончил горный техникум в Караганде, в 1954 вернулся в Москву по амнистии (реабилитирован в 1956). Во время "оттепели" печатал стихи в периодике; первой значительной публикацией была подборка из 16 стихотворений в альманахе "Тарусские страницы" (1961). В эти годы К., по собств. его выражению, "окончательно стал свободным человеком". Это нашло свое выражение и в творчестве, и в гражданском поведении поэта. Афористическая точность и емкость текстов К. в сочетании с нравственной определенностью авторской позиции способствовали его популярности, несопоставимой с кол-вом опубликованных произв. (до эмиграции вышел лишь один сборник "Годы", 1963). Ироническое стихотворение "Памяти Герцена. Баллада об историческом недосыпе. (Жестокий романс по одноименному произведению В. И. Ленина)" (1972) было одним из самых известных текстов "самиздата" 70-х гг. В 1973 после допроса в прокуратуре К. был вынужден эмигрировать. Входил в редакцию ж. "Континент", выпустил во Франкфурте-на-Майне сб. "Времена" (1976) и "Сплетения" (1981). С конца 1980-х гг. стихи и проза К. печатаются на родине. В 1992 вышел большой сб. стихотворений и поэм "Время дано". |
КО́РЖЕВ (Коржев-Чувелёв) Гелий Мих. (род. 1925) - живописец, нар. художник СССР (1979), действит. чл. АХ СССР (1970). Художник "сурового стиля". Мастер крупномасштабных живописных композиций, портретов, натюрмортов символич.-филос. по содержанию, реалистич. по худож. методу воплощения. Творчеству К. свойственны многоплановость раскрытия тем и характеристик персонажей, диалектичность постижения жизн. коллизий. Осн. произв.: "Коммунисты", 1957-60; сер. "Опаленные огнем", 1962-67; "Егорка-летун", 1981; "Дон Кихот". 1980-85; "Беседа", 1975-85. Лит.: Лапшин В. П. Гелий Михайлович Коржев. Л., 1962. |
КОРЗУ́ХИН Ал. Ив. (1835-94) - живописец-жанрист. Род. в семье уральских горнозаводских крестьян. Учился в АХ (1858-63). Участник "Бунта четырнадцати" и Артели художников. Член-учредитель Т-ва передвиж. худож. выставок. С 1868 - акад. Мн. ранние произв. имеют антиклерик. направленность ("Перед исповедью", 1877). Для жанровых сцен характерна исключит. жизненность впечатления, яркая характеристика образов, доходящая до предела типической выразительности, а также соц. направленность ("В монастырской гостинице", 1882). Связь творчества К. с академич. традицией выразилась в обращении к классич. принципам построения картины, разобщенности цветового решения, отчасти смягчаемого передачей свето-воздушной среды, объединяющей звучание отд. пятен ("Возвращение с сельской ярмарки", 1868). В поздний период обратился к дет. теме ("Птичьи враги", 1887; "У краюхи хлеба", 1890). Лит.: Толстой Вл. А. И. Корзухин. М.; Л., 1948; Зайцев Г. Б. Художник Корзухин. Свердловск, 1971. |
КОРИ́ЛЬНЫЕ ПЕ́СНИ - подвид свадеб. песен, а именно величальных, но "перевернутых", т. е. содержащих не восхваление соответвующего персонажа-адресата, а его порицание или поношение. Они адресованы небольшому кол-ву персонажей: свату, свахе, дружке, тысяцкому и т. п. Содержат укоры тем персонажам, из-за к-рых невеста выходит замуж (т. е. "покидает" подружек, прежнюю семью, иногда и дер., утрачивает свою девичью волю и т. п.), а также часто карикатурное описание их внешности, привычек и т. п. Другое название: хаёна. |
КОРКУНО́В Ник. Мих. (1853-1904) - социолог и юрист. Закончил юрид. ф-т Петерб. ун-та (1874), проф. ряда ун-тов. Сторонник позитивист. психологизма. Гл. темы творчества - происхождение и развитие права, гос. власть. К. остро критиковал естеств. теорию права и волюнтарист. теорию власти. Властью, по мнению К., является не столько воля (народа, правящей группы, вождя) - ибо воля м. б. бессильной, безвластной, сколько объект воли, причем воли подчиненных, а не властвующих. Трактовка власти как психолог. ориентации была заимствована у К. Л. Петражицким и его учениками, а также имела и солидных критиков - Б. Кистяковского и др. Соч.: Лекции по общей теории права. СПб., 1886; Указ и закон. СПб., 1894. Лит.: Зорькин В. Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978; Экимов Э. А. Коркунов. М., 1983. |
КОРМЛЕ́НИЕ - на Руси 11-16 вв. форма вознаграждения феодала за службу и одноврем. - форма местного управления. В К. жаловались терр. единицы (город, стан, волость), а также отд. ст. доходов. Назнач. на К. феодал пользовался доходами с нас. в виде обязат. сборов и суд. штрафов, а часть доходов передавал в княж. казну. Срок К. формально не был ограничен и мог продолжаться от года до многих лет. Кормленщик управлял поруч. ему терр. с помощью собств. слуг (тиунов), осуществлял суд.-полиц. функции. Крупные феод. вотчины подпадали под власть кормленщика только частично, пользуясь иммунитетом. Первый изв. док., регулирующий нек-рые вопросы К., - Двинская уставная грамота 1397. Вопросы компетенции кормленщика и его отношений с мест. нас. подробно разработаны в Белозерской уставной грамоте 1488 и Судебнике 1497. С этого времени наблюдается ограничение власти кормленщиков вплоть до отмены К. в результате земской реформы 50-х гг. 16 в. |
КО́РМЧИЙ - рулевой, человек, управляющий кораблем. Перен. - правитель гос-ва (тот, кто стоит у кормила правления). Отсюда Кормчие кн. - на Руси сб. церк. и светских законов и правил. |
КО́РМЩИК - 1) Управляющий ходом судна, кормовым веслом или рулем; рулевой. В нек-рых р-нах - кормовик, кормовщик. 2) На рыбных и зверобойных промыслах Беломорья, Каспия, Дона, Юж. Урала К. в прошлом наз. управляющего судном рук. промысл. артели, отвечавшего за ее работу и за судно на промысле. Большую роль играли К. на рус. С. К ним предъявляли высокие требования. К. должен был "душу крепкую иметь, да и руку тоже". К. выбирали опытного, знающего мореплавателя. Отправляясь на промысел, он нередко давал клятву "перед совестью своей, перед людьми, да на страшном суде, коли погибнет кто". Руководимые К. суда поморов ходили по морям Сев. Ледовитого океана от о-ва Шпицберген до устьев сиб. рек. К. рус. С. Пользовались рукопис. лоциями, демонстрируя иск-во водить корабли (по терминологии поморов - "знание") среди о-вов и шхер Беломорья, у берегов Новой Земли. Народ сохранил память об известных К., о них сложены легенды и сказания. |
КОРНЕ́Т - 1) (франц. cornette - штандарт). Первый обер-офицер. чин в кавалерии рус. армии и армиях ряда иностр. гос-в. В рус. армии введен в 1801. Соответствовал чину прапорщика (в пехоте) и хорунжего (в казачьих войсках). 2) Медный дух. муз. инструмент. Изобретен в нач. 19 в., вошел в состав опер., симфонич., а затем и воен. дух. оркестра в кон. 1-й трети 19 в. К. бывает в тонах си бемоль, ми бемоль, до. Наиб. употребителен корнет в тоне си-бемоль. К. с помповым механизмом назыв. корнет-а-пистон. |
КОРНИ́ЛОВ Бор. Петр. (1907-38) - поэт. Муж О. Берггольц. Род. в с. Покровском Нижегородской губ. Родители К. - сельские учителя. Стихи начал писать школьником. Первая публикация - в нижегородской газ. "Молодая рать" (1925). В 1926 К. приехал в Ленинград, вступил в лит. группу "Смена", скоро заслужил репутацию самого талантливого поэта группы. В 1927-28 учился на курсах при Ин-те истории иск-в. Первый сб. стих. - "Молодость" (1928). Сам К. связывал нач. пути с "Первой книгой" (включившей лирику 1927-31) и сб. "Все мои приятели" (обе кн. - 1931). К. - автор поэм: "Триполье" (1933-34), воссоздающей один из героич. эпизодов борьбы комсомола за сов. власть на Украине, и "Моя Африка" (1934-35), в центре к-рой тема интернацион. братства трудящихся, крепнущего на фронтах гражд. войны (высокую оценку поэме дал Р. Роллан). Гл. достижения К. - в обл. лирики ("Похваляясь любовью недолгой...", "Соловьиха", "В Нижнем Новгороде с откоса...", "Вечер" и др.). К. утверждал в поэзии свои темы, интонации, был "сентиментален, оптимистам липовым назло". В стихах К. - весенняя, озорная поэтич. сила, романтич. приподнятость, тяготение к песенности. Широкую популярность приобрела его "Песня о встречном" для к/ф "Встречный" (1932), полож. на музыку Д. Шостаковичем. В числе последних произв. К. - цикл стих., посв. А. Пушкину. В 1937 репрессирован как участник антисов. террористич. группы, 20 февраля 1938 расстрелян, впоследствии реабилитирован. |
КОРНИ́ЛОВ Вл. Ник. (род. 1928) - поэт, прозаик, переводчик. Из семьи инженера-строителя. Обучался в Лит. ин-те им. Горького. Вошел в лит-ру публикацией стих., позднее - стихотв. подборок в ж. "Новый мир", "Юность", "Простор", "Москва", "Знамя", "Октябрь" и др. Был замечен читателями после выхода в свет "Тарусских страниц" (1961), куда вошла его пов. в стихах "Шофер". Успешно работая в этом жанре, К. написал стихотв. пов. "Заполночь. (Удача Родиона Мордвинова)", 1958-60; "Пасха 61-го года", 1962-63; "Прощание", 1983; "Плач по Слуцкому", 1986. Вынужден был издаваться в "самиздате", публиковаться за границей; в 1977 был исключен из Союза писателей (восстановлен в 1988). К. - автор неск. стихотв. сб.: "Пристань" (1964); "Возраст" (1967); "Музыка для себя" и "Надежда" (оба - 1988); "Польза впечатлений" (1989). Первая кн. прозы - пов. "Девочки и дамочки" - рассказывает об обрушившихся на женщин военных буднях 41-го. Пов. "Без рук, без ног" (1974-75), "Демобилизация" (1976), ром. "Каменщик, каменщик..." (1980) автобиографичны. |
КОРНИЛО́ВИЧ Ал-др Осипович (1800-34) - историк, писатель, декабрист. Из дворян. Образование получил в Одесском благородном пансионе (1808-15) и Моск. уч-ще колонновожатых (1815-16). С 1821 - в Генер. штабе, с 1822 - штабс-капитан. Чл. Юж. об-ва декабристов (1825). Прибыв в Петербург незадолго до восстания, участвовал в его подготовке. Приговорен к каторжным работам, но в 1828 возвращен из Нерчинских рудников и заключен в Петропавловскую крепость. В 1832 определен рядовым на Кавказ. Чл. "Вольного об-ва любителей российской словесности" (1821), сотр. "Сына отечества", "Северного архива", "Полярной звезды" и др. изд. В 1824 совм. с В. Д. Сухоруковым выпустил альм. "Рус. старина". Ист. и лит. тр. К. (очерки, рассказ "Утро вечера мудренее", 1820; напис. в заключении ром. "Андрей Безыменный", 1831 и др.) связаны гл. обр. с эпохой Петра I. |
КОРНИ́ЛОВЦЫ - 1) Военнослуж. рус. армии, принимавшие участие в походе ген. Л. Г. Корнилова на Петроград в авг. 1917. 2) Полуофиц. назв. военнослужащих рус. армии 1917 и белогвард. воин. ч., получивших именное шефство ген. от инфантерии Л. Г. Корнилова. Родонач. корниловских ч. явился 1-й Ударный отряд Юго-Зап. фронта, сформиров. 10 июня 1917 и преобразов. 11 авг. 1917 в 4-батальонный Корнилов. ударный полк, ок. 600 чинов к-рого вошло в Добровольч. армию вскоре после ее создания. В мае 1919 был сформирован 2-й Корнилов. ударный полк, а в авг. 1919 - 3-й. Эти полки составили Корнилов. ударную бригаду, а затем - Корнилов. ударную дивизию, куда вошел и 4-й полк. В нояб. 1919 из ч. 1-й и 2-й артиллер. бригад Добровольч. армии была сформирована Корнилов. артиллер. бригада. Шефство получили также инж. роты и отд. конный дивизион. После крымской эвакуации в Галлиполи остатки Корнилов. ч. были сведены в Корнилов. ударный полк и Корнилов. артиллер. бригаду. К. отличались особ. обмундированием: черные мундиры с белым кантом и черно-красным шевроном на правом рукаве и, в зависимости от частей, фуражки с черным околышем, красной или зеленой тульей, черно-красные или черные погоны с белой или красной выпушкой, литерой "К" или без нее. |
КОРНИ́ЛОВЫ - семья цирк. артистов, дрессировщиков. Ал-др Ник. (1903-77) - в цирке с 1925. В 1929-31 работал дрессировщиком в передвиж. цирках. В 1931-37 - дир. передвиж. цирков. Затем выступал со смеш. группой животных (львы, бурые и гималайские медведи, нем. овчарки). С 1939 дрессировал слонов. В 1943 выпустил аттракцион "Слоны и танцовщицы", в к-ром сочетались первоклассная дрессура животных с балетно-акробатич. трюками танцовщиц. В течение мн. лет с К. работал его сын Анат. Ал-др. (1924-91). Возглавил аттракцион после того, как отец оставил манеж. Постоянно усовершенствовал и обновлял аттракцион. Последней его работой стал аттракцион "На слонах вокруг света", к-рый возглавила его дочь Таисия Анат. (род. 1961). В цирке также работает сын Анат. Ал-др. - Мих. Анат. (род. 1950). Дрессиров. слоны К. неоднократно принимали участие в съемках худ. ф. Лит.: Кузнецов Е. Арена и люди советского цирка. Л.; М., 1947. |
КО́РОВ Я́КОВИЧ (КО́РОВЬ Я́КОВИЧЬ) (кон. 12 в.) - новгород. зодчий, строитель ц. Кирилла в Кирилловском мон. Храм Кирилла, характерный для Новгород. зодчества кон. 12 - нач. 13 в. (близкий в плане к квадрату, 4-столпный, 3-апсидный), в 18 в. был в верхней ч. перестроен, а во время Вел. Отеч. войны разрушен фашистами. Существует предположение о том, что в 1198 К. Я. возглавлял артель, построившую Спасо-Преображенскую ц. на Нередице. Лит.: Булкин В. А. Архитектурно-строительная ситуация в новгородском зодчестве конца XII - начала XIII в. // Генезис и развитие феодализма в России. Л., 1987. |
КОРО́ВИН Ал. Конст. (1897-1950) - живописец, сын К. А. Коровина. В раннем детстве в результате несчастного случая лишился обеих ног. Учился у отца. Участвовал в выставках 1918-21, в т. ч. "Мира иск-ва". В 1923 выехал с родителями во Францию. Писал в осн. пейзажи Парижа, занимался под рук. отца сценографией. После неоднократных попыток покончил с собой. |