Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "К" (часть 14, "КОР"-"КОТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 14, "КОР"-"КОТ")

Коровин Конст. Ал

Статья большая, находится на отдельной странице.

Коровин Сер. Ал

КОРО́ВИН Сер. Ал. (1858-1908) - живописец. Брат К. А. Коровина. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1876-86) у И. Прянишникова и В. Перова. Чл. "Союза рус. художников". Продолжал демократич. традиции передвижников, по-новому осмысляя их худож. наследие. Тема рус. деревни - одна из осн. в творчестве К. Для произв. характерна тщат. разработка соц. проблем, гуманистич. направленность в раскрытии психологич. конфликта ("Перед наказанием", 1884). Раскол в сельской общине, противопоставивший богатых и бедных крестьян, - один из ведущих сюжетов в творчестве К. ("На миру", 1893). В произв. раннего периода преобладает тщат. разработка отд. деталей, четкая прорисовка фигур, сдерж. колорит. Во 2-й пол. 1890-х гг. К. начинает использовать широкую этюдную манеру письма, придающую произв. лирич. направленность. Большое внимание уделяет пейзажу ("К Троице", 1902).

Лит.: Суздалев П. С. А. Коровин. Л., 1967.

Коровья смерть

КОРО́ВЬЯ СМЕРТЬ - персонифициров. образ болезни скота, представлялась в виде изможд. старухи в белом саване. Практически повсеместно был распространен обряд изгнания К. С, к-рый совершался во время падежа скота или в профилактич. целях.

Корогодский Зиновий Як

КОРОГО́ДСКИЙ Зиновий Як. (род. 1926) - реж., педагог. В 1950 окончил реж. ф-т Ленингр. театр. ин-та им. А. Н. Островского (кл. Б. Зона). В 1950-54 работает реж. в Калуж. драматич. т-ре ("Бедность не порок" А. Островского, "Двенадцатая ночь" В. Шекспира, "Трактирщица" К. Гольдони и др.). С 1955 - гл. реж. Калинигр. обл. драматич. т-ра ("Пять вечеров" А. Володина, "Улялаевщина" И. Сельвинского, "В поисках радости" В. Розова и др.). С первых же шагов реж. стремился привлечь в т-р молодежь. Не случайно дебютировал он на сцене т-ра премьерой "Коллег" лидера тогдашней молодежной прозы В. Аксенова. И в дальнейшем К. помогал пробиться на сцену молодым начинающим авторам: А. Кургатникову, С. Золотникову, Л. Петрушевской. В пост. К. душа совр. подростка предстала во всей неоднозначности, противоречивости, без излишней благостности и сентиментальности ("Трень-Брень" Р. Погодина, 1966; "Радуга зимой" М. Рощина, 1968; "Весенние перевертыши" В. Тендрякова, 1973). Яркая театр. форма, праздничность, игровая стихия, открытая эмоциональность были привлекательны и для детей, и для взрослых. Репертуар Т-ра юного зрителя учитывал достаточно большое разнообразие вкусов и интересов: К. были поставлены "Борис Годунов" А. Пушкина, "Гамлет" В. Шекспира, "Глоток свободы" Б. Окуджавы, "Гибель эскадры" А. Корнейчука, "Кошка, которая гуляла сама по себе" Р. Киплинга, "Человек-невидимка" по Г. Уэллсу. В Ленингр. Т-ре юного зрителя им. А. Брянцева К. работал до 1986. В 1989 поставил в Гродно "Двойника" Ф. Достоевского. Затем режиссировал за рубежом: во Вьетнаме ("Аленький цветочек"), США ("Конек-Горбунок").

Соч.: Режиссер и актер. М., 1967; Репетиции... репетиции... репетиции. М., 1978; Парадоксы детского театра // Театр и школа. М., 1980. Вып. 8. С. 34-40; Друг мой, подросток! // Театр. 1983. № 8. С. 13-14, 18-19, 23-24; Ваш театр. М., 1984.

Королёв Бор. Дан

КОРОЛЁВ Бор. Дан. (1885-1963) - скульптор (станковист, монументалист), педагог; учился в Моск. унт-те на физ.-матем. ф-те, на курсах иск-в при г-зии Бесс у Ф. Рерберга, Н. Ульянова и др., в частных мастерских В. Мешкова, И. Машкова, С. Волнухина (1907-11), чл. Об-ва рос. скульпторов (1926), Моск. отделения Союза художников (1932); участвовал в рев. движении (1904-06). Автор скульптур. портретов и монумент. пам. В 1910-20-х гг. испытал влияние кубизма, вел поиски структурно-конструкт. средств пластич. выразительности, участвовал в осуществлении плана монумент. пропаганды (проекты пам. К. Марксу, М. Бакунину, 1918-19; Борцам революции, 1925 и др.). В 1930-50-х гг. часто использовал импрессионистич. приемы (свободная живописная лепка), в 1940-50-х подвергался критике как "формалист". Пед. деятность - ВХУТЕМАС, Моск. обл. худож. уч-ще памяти 1905 г. и др. (1913-51). Пед. практика обобщена в уч. пособии по скульптуре для худож. уч-щ.

Соч.: Королев Б. Д. Из литературного наследия. Переписка. Современники о скульптуре. М., 1989.

Лит.: Терновец Б. Н. Б. Д. Королев // Терновец Б. Н. Избранные статьи. М., 1963.

Королёв Ник. Фед

КОРОЛЁВ Ник. Фед. (1917-74) - боксер, з. м. с. СССР (1942). Лучший сов. боксер 2-й пол. 30-40-х гг. в тяжелом весе, один из сильнейших мастеров в истории сов. бокса. Чемпион СССР 1936-39, 1945-49. Абсолютный чемпион СССР 1936, 1937, 1944, 1945. Провел 204 боя, одержал 180 побед (50 - нокаутом). Встречался с зарубеж. боксерами: чемпион мир. рабочей Олимпиады (1937), 1-е место среди тяжеловесов на спорт. празднике в Финляндии (1946). Чемпион слав. народов (1946, Чехословакия). Автор кн. "На ринге".

Королёв Сер. Павл

КОРОЛЁВ Сер. Павл. (1907-66) - ученый и конструктор в обл. ракетостроения. Гл. конструктор первых ракет-носителей, искусств. спутников земли, пилотируемых космич. кораблей, основоположник практич. космонавтики, акад. АН СССР (1958), чл. Президиума АН СССР (1960-66), дважды Герой Социалистич. Труда (1956, 1961). В 1924 окончил Одесскую проф. строит. школу. С 1927 работал в авиац. пром-сти. В 1929 окончил Моск. высш. технич. уч-ще им. Н. Баумана и одновр. Моск. школу летчиков-планеристов. С 1930 - в Центр. КБ завода им. В. Менжинского, с авг. 1931 - в Центр. аэродинамич. ин-те; создал ряд конструкций планеров. В июле 1932 назначен нач. группы изучения реактивного движения, где под его рук-вом запущены первые сов. ракеты на гибридном и жидком топливе. Гл. инж., зам. нач. Ракетного НИИ (1933), нач. группы ракетных аппаратов (1937). После ранения в голову при стендовых испытаниях ракеты провел месяц в больнице, по выходе оттуда 27 июня 1938 арестован, осужден на 10 лет. Вскоре переведен в систему 4-го спецотдела НКВД (Особое технич. бюро) и направлен в Центр. КБ-29 - "шарагу" при авиазаводе № 156, где по списку заключенного А Туполева была создана из арест. специалистов сильнейшая группа для работ в обл. авиапром-сти. Сначала эвакуирован в Омск, работал там на строящемся авиазаводе, осенью 1942 переведен в Казань, в Опытно-констр. бюро-456 моторостроит. завода, где работал зам. гл. конструктора, занимался жидкостными ракетными ускорителями для боевых самолетов. В июле 1944 освобожден досрочно и переведен в Опытно-констр. бюро по реактивному движению (зам. гл. конструктора по летным испытаниям). В авг. 1946 назначен гл. конструктором баллистич. ракет. В 1957 реабилитирован. Под рук-вом К. созданы первый космич. комплекс, мн. баллистич. и геофизич. ракеты, запущены первые в мире межконтинент. баллистич. ракета, ракета-носитель "Восток" и ее модификации, искусств. спутник Земли, осуществлены полеты космич. кораблей "Восток" и "Восход", на к-рых впервые в истории совершен космич. полет чел.; созданы первые космич. аппараты сер. "Луна", "Венера", "Марс", "Зонд", искусств. спутники Земли сер. "Электрон", "Молния-1" и нек-рые искусств. спутники Земли сер. "Космос", разработан проект космич. корабля "Союз".

К. как гл. конструктор осуществлял общее технич. рук-во работами по первым космич. программам и стал инициатором развития ряда прикладных науч. направлений, обеспечивающих прогресс в создании ракет-носителей и космич. аппаратов. Награжден Золотой медалью им. К. Циолковского АН СССР (1958), Ленинской премией (1957), двумя орденами Ленина, орденом "Знак Почета" и медалями. В 1966 АН СССР учреждена Золотая медаль им. К. "За выдающиеся работы в обл. ракетной и космич. техники". Имя К. носят высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь-Шане, астероид, талассоид на Луне. Урна с прахом К. помещена Кремлевскую стену.

С. П. Королев и Ю. А. Гагарин

С. П. Королев и Ю. А. Гагарин

Короленко Вл. Галактионович

КОРОЛЕ́НКО Вл. Галактионович (1853-1921) - писатель, публицист. Род. на Украине, в семье уезд. судьи. Учился в Петерб. технологич. ин-те, Петровской земледельч. академии, Горном ин-те. В 1879 - первый рассказ "Эпизоды из жизни "искателя"", проникнутый народнич. идеями. В том же году был арестован по незначит. поводу и, по его собств. определению, "доставлен в народ за казенный счет". Отбывал ссылку в Вятской губ., жил под полицейским надзором в Перми, в 1881 за отказ принять присягу на верность новому имп. Александру III был сослан в Якутию. После ссылки долгое время жил в Ниж. Новгороде (1885-96), сотрудничал в поволж. и столич. прессе. Годы скитаний дали К. мат-л для очерков и рассказов "сибирского цикла": "Чудная" (1880), "Соколинец", "Убивец", "Сон Макара" (все три - 1883) и др., посв. иссл. нар. характера, сочетанию в нем бунтар. и смирен. черт. В эти же годы создаются пов. о детях "В дурном обществе" (1885) и филос.-психологич. пов. "Слепой музыкант" (1886); на амер. впечатлениях осн. пов. "Без языка" (1895). Созд. в рассказе "Река играет" (1891) образ переводчика Тюлина М. Горький считал "исторически верным типом великоруса". Во время жизни в Ниж. Новгороде К. становится не только крупным писателем, но и изв. всей России обществ. деятелем, защитником гонимых и преследуемых. Участие в помощи голодающим дает мат-л для очерков "В голодный год" (1892); об успешной защите провокационно обвиненных в человеч. жертвоприношениях вотяков рассказано в очерках "Мултанское жертвоприношение". В 1896 К. переехал в Петербург, с 1900 постоянно жил в Полтаве. Входил в ред. ж. "Русское богатство", много работал с молодыми писателям, одним из первых заметил и оценил талант М. Горького. В этот период в его творчестве органич. соединяются собственно беллетристика ("Государевы ямщики", 1901; "Не страшное", 1903), очерковые рассказы о путешествиях ("У казаков", 1901; "В Крыму", 1907 и др.) и страстное публицистич. слово ("Дом № 13", 1903; "Сорочинская трагедия", 1907; "Дело Бейлиса", 1913). С 1905 К. начал работу над обширным мемуарным повествованием "История моего современника", над к-рым трудился до самой смерти (1906-22. Т. 1-4). В нач. 20 в. К. написал воспоминания о Н. Чернышевском, А. Чехове, Н. Михайловском и др., критич. этюды о В. Гаршине, Н. Гоголе, Л. Толстом, И. Гончарове. Посл. поступком К.-гражданина стали "Письма к Луначарскому" (1920), в к-рых дается глубокий, во многом пророч. анализ событий рев-ции и гражд. войны, с позиций подлинного гуманизма отрицается идея насилия, искажающая заявл. большевиками-социалистами высокую цель.

В. Г. Короленко

В. Г. Короленко

Король

КОРО́ЛЬ - титул монарха. Слово "К." заимствовано из лат. Carolus (от им. Карла Великого). По сведениям рим. историка Тацита, королев. власть зародилась у вост.-герм. племен в период воен. демократии и отличалась от княжеской. К. обладал высшей воен., суд. и представит. властью, имел право заключения союзов и подписания мира. В 5-6 вв. в результате образования варварских королевств королев. власть становится органом гос. власти, а К. - главой гос-ва. В период средневековья даровать королевское достоинство могли только рим.-герм. имп. и папа. В Др. Руси титул К. в 40-е гг. 13 в. получил князь Галицкой земли Даниил. Для присвоения королев. титула в Новое и Новейшее время необходимо признание др. гос-в. В иерархич. лестнице К. уступает только имп. Он имеет титул "величества" и пользуется рядом привилегий.

Коростовцев Мих. Ал-др.

КОРОСТО́ВЦЕВ Мих. Ал-др. (1900-80) - египтолог, историк Др. Востока. Род. в с. Поповка Павлоградского у. Екатеринославской губ., в дворян. семье. Уже в гимназич. гг. переписывался с изв. египтологом Б. А. Тураевым. В 1920-22 учился в Политехнич. ин-те в Тифлисе. Затем служил в торговом флоте, одновременно занимаясь др. историей (заочно окончил обществ. ф-т Азербайджан. гос. ун-та). В 1935, оставив флот, по приглашению В. В. Струве перешел на науч. работу в Ин-т востоковедения АН СССР. С 1943 - ученый секр. Ин-та истории в Москве, с 1944 - проф. В 1944 направлен в Египет - одновременно как корреспондент ТАСС и представитель АН СССР по гуманитарным наукам. В 1947 арестован, осужден на 25 лет лишения свободы. 20 января 1955 освобожден после пересмотра дела. После освобождения - ст. науч. сотр. Ин-та востоковедения АН СССР, с 1965 и до кон. жизни - зав. отделом Др. Востока. С 1974 - действ. чл. АН СССР. Поч. чл. Франц. египтологич. об-ва, Египтологич. ин-та в Праге. Осн. вклад К. в египтологию составляют иссл. др.-египет. яз. ("Введение в египетскую филологию". М., 1963). Издал в пер. на рус. яз. с комментариями ряд др.-египет. пам. письменности. Занимался также иссл. дух. культуры Др. Египта. Нек-рые работы К. посв. общим проблемам истории Др. Востока.

Лит.: Стучевский И. А. Михаил Александрович Коростовцев: К 70-летию со дня рождения // НАА. 1970. № 3. С. 202-204; Милибанд С. Д. Биобибл. словарь сов. востоковедов. М., 1977. С. 273-274; Михаил Александрович Коростовцев // Вестник АН СССР. 1981. № 1. С. 132.

Корпус

КО́РПУС - в армиях 18 в. соединение (объединение) войск, составляемое на время боевых действий для решения определ. задачи. С нач. 19 в. во Франции, а затем и в др. гос-вах К. - высш. тактич. соединение, состоящее из неск. дивизий. В рус. армии к 1812 было сформировано 11 пех. и неск. кав. К. Расформиров. в ходе воен. реформ 60-70-х гг. 19 в., К. были воссозданы затем в виде армейских К. В кон. 19 - нач. 20 в. рус. армейский К. состоял, как правило, из двух пех. дивизий, стрелк. бригады, кав., арт. и саперных частей общей числ. до 50-60 тыс. чел. В Сов. армии кав. К. созданы в 1919, стрелк. - в 1921. В дальнейшем появились механизир., танковые, авиац., возд.-десантные К., К. ПВО, а в 1943 - арт. К. прорыва. К кон. Вел. Отеч. войны в составе Сов. армии имелся 161 стрелк. К., 13 механизир. и др.

Корпус военных топографов

КО́РПУС ВОЕ́ННЫХ ТОПО́ГРАФОВ - осн. исполнитель геодезич., топографич. и картографич. работ в России с момента учреждения в 1822 до первых лет сов. власти. Нач. К. В. Т. являлся одновременно нач. военно-топографич. отд. Гл. штаба. В 1797 Указом Павла I топографич.-геодезич. и картографич. работы сосредоточиваются в "Депо карт", переименов. в 1812 в "Военно-топографич. депо, входящее в состав Военного ведомства". С 1822 топографич. работы проводились К. В. Т. в масштабе 200-250 сажен в дюйме. Рельеф изображался штрихами. Эти съемки покрыли б. 20 губ. России. С 1843 начались совм. работы военно-топографич. управления и Межевого ведомства по исправлению недочетов Генер. межевания. Работы были проведены в 7 губ. В результате этих работ были изданы многокрасоч. карты. Точные топографич. съемки с изображением рельефа горизонталями начались в 70-х гг. 19 в. Наиб. значит. результатом работ военно-топографич. управления является карта Европ. России в масштабе 10 верст в дюйме на 158 листах размером 25×19 дюймов каждый (1865-71). Помимо рос. терр. карта захватывает ч. сопред. гос-в. На карту нанесены все границы (гос., губ., уездные), почти все насел. пункты, гидрографич. сеть, леса, болота и пр. Карта изд. в 4 краски. Кроме того, военно-топографич. управлением были изд. карта Азиат. России (100 верст в дюйме на 8 л.), военно-дорожная карта Европ. России (25 верст в дюйме), карта Кавказа (5 верст в дюйме), военно-дорожная карта Кавказа (20 верст в дюйме), карта пограничной полосы Азиат. России (40 верст в дюйме). Осенью 1822 для подготовки кадров для К. В. Т. было открыто военно-топографич. уч-ще, выпускавшее офицеров. В 1822 К. В. Т. насчитывал 153 чел., в 1914-17 - 513 чел. Генералы и офицеры К. В. Т. с 1822 по 1917 носили соотв. униформу Ген. штаба, но вместо красного приборного сукна использовалось светло-синее.

Корпусное письмо

КОРПУСНО́Е ПИСЬМО́ (от лат. corpus - тело) - технич. прием в живописи, состоящий в наложении темперных, масляных и др. красок непрозрачным плотным слоем, с рельефной фактурой. То же, что пастозное письмо. Противопоставляется лессировке - тонкой, просвечивающей, полупрозрачной живописи.

Корректура

КОРРЕКТУ́РА (лат. correctura - исправление) - 1) Исправление ошибок и опечаток, появившихся в тексте будущего изд. в ходе редактирования произв. и набора.

2) Оттиски набора (гранки, верстка и т. д.) - т. н. корректурные листы, на к-рые наносятся необходимые исправления (правка). К. с авторской правкой может служить важным источником в текстологич. работе.

Корректурные знаки

КОРРЕКТУ́РНЫЕ ЗНА́КИ - услов. обозначения, применяемые в процессе корректуры. Междунар. и нац. стандарты регламентируют форму и цвет знаков, порядок их нанесения и т. д., что необходимо для однозначного толкования вносимых исправлений.

Корсов Богомир Богомирович

КО́РСОВ Богомир Богомирович (наст. фам. и имя Геринг Готфрид Готфридович) (1843-1920) - певец (драматич. баритон). Род. в семье врача-гомеопата. С 9 лет учился пению у Л. Пиччиоли, в доме к-рого познакомился с П. Чайковским. В 1861-64 учился на арх. отделении АХ, по окончании к-рого уехал в Милан, где брал уроки пения у Д. Корси (отсюда псевд. Корсов). В 1869 дебютировал на сцене Мариинского т-ра. В 1878-93 был одновременно солистом имп. т-ров в Петербурге и Москве, затем до 1905 пел только в моск. Большом т-ре. С 1897 "Засл. артист имп. т-ров". Обладал хорошо обработ. звучным голосом. Оперный репертуар певца насчитывал 42 партии: Борис Годунов ("Борис Годунов" М. Мусоргского), Петр ("Вражья сила" А. Серова), Олоферн ("Юдифь" А. Серова), Яго ("Отелло" Д. Верди), Риголетто ("Риголетто" Д. Верди), Дон Жуан ("Дон Жуан" В. Моцарта) и др. Обладал ярким драматич. талантом. Вел активную концертную деят-ность, гастролировал по России и Германии. П. Чайковский посвятил К. 2 романса и специально для него написал арию Мазепы ("О, Мария") в одноименной опере. В 1907 К. открыл в Москве сценич. курсы для оперных арт. С 1916 проф. Тифлисского муз. уч-ща.

Кортик

КО́РТИК - холодное колющее оружие с коротким прямым клинком, принадлежность форм. одежды чинов ВМФ, а также начальств. состава гражд. флота мн. стран мира. К. появился как оружие абордажного боя в кон. 16 в. В России К. первонач. использовался как замена др. холодного оружия - шпаги или сабли при определ. формах одежды. В 1803 К. были присвоены всему офицерскому составу флота и гардемаринам Мор. кадетского корпуса. В 1903, 1909 право ношения К. было распространено на кондукторов ВМФ. В ходе 1-й мир. войны право ношения К. получили генералы, офицеры, воен. чиновники, врачи сухопут. и авиац. частей рус. армии. В Вооруж. Силах СССР К. - принадлежность определ. формы одежды генералов, адмиралов, офицеров и др. категорий командного и начальств. состава ВМФ, с 1955 - Сов. армии, погран. и внутр. войск, войск КГБ СССР.

Корф Модест Анд

КОРФ Модест Анд. (1800-76) - историк, гос. деятель. В 1817 окончил Царскосел. лицей. Был сторонником концепции офиц. просвещения, убежд. монархистом. К. считал, что интересы укрепления существовавшего в России строя требовали развития пром-сти, подготовки грамотных кадров и образов. чиновников для гос аппарата. Служил в Мин-ве юстиции, в Мин-ве финансов; с 1831 управлял делами Кабинета министров, с 1834 - гос. секретарь, с 1843 - чл. Гос. совета. С 1848 - чл. К-та по надзору за книгопечатанием, с 1855 - его председатель. В 1849-61 занимал пост дир. Имп. публич. б-ки в Петербурге. Он способствовал совершенствованию обслуживания читателей, комплектования и орг-ции фондов, часто сам был инициатором составления каталогов. Для улучшения матер. положения б-ки К. добился в 1850 перевода ее в ведомство Мин-ва имп. двора. В нач. 1850-х гг. усовершенствовал отделенч. структуру Публич. б-ки и ввел систему ответственности библиотекарей за определ. отделения. Отделенч. структура Публ. б-ки с нек-рыми уточнениями просуществовала до 1930. В 1861 К. был назначен управляющим 2-м отделом собств. Е. И. В. канцелярии, а в 1864 - пред. департамента законов Гос. совета.

М. А. Корф. Литография. 1859

М. А. Корф. Литография. 1859

Корф Ник. Ал-др.

КОРФ Ник. Ал-др. (1834-83) - деятель в обл. нар. образования, педагог и методист. Активно участвовал в создании нач. земских и воскресных повторит. школ. Выступал за всеобщее обязат. нач. обучение на родном языке, отстаивал звуковой аналитико-синтетич. метод обучения грамоте. В 1871 издал кн. для чтения "Наш друг". Создал тип одноклассной земской школы с 3-годичным курсом обучения, разработал методику ведения урока при одноврем. работе учителя с тремя кл.

Корчагина-Александровская Ек. Пав

КОРЧА́ГИНА-АЛЕКСАНДРО́ВСКАЯ Ек. Пав. (1874-1951) - актриса. Род. в Костроме, в семье провинц. актеров. Начала выступать на провинц. сцене, где, по ее собств. свидетельству, сыграла ок. 400 ролей. С 1895 работала под именем К. (Александровский - фам. мужа, провинц. актера). В 1904 приглашена в т-р В. Комиссаржевской. В 1907-08 служила в Петерб. т-ре М. Красова, в 1909-15 - в Петерб. Малом (Суворинском) т-ре. С 1915 по 1951 - актриса Александринского т-ра. Репертуар К.-А. огромен: за гг. работы она сыграла практически весь рус. нац. репертуар. С ранней молодости К.-А. была признана в амплуа "комических старух", высоко ценилось ее умение создать неповторимый индивид. характер в очередной свахе, приживалке или кухарке (Ефросинья Потаповна в "Бесприданнице", Феклуша в "Грозе", Домна Пантелеевна в "Талантах и поклонниках", Кукушкина в "Доходном месте" - все пьесы А. Островского, графиня Хромина в "Горе от ума" А. Грибоедова и др.). После Окт. рев-ции изменилась соц. оценка, и "простонародные" героини К.-А. из комедийно-характерных превратились в патетико-драматич. Реж. Н. Петров, остро ощущавший политич. нервозность времени, превратил К.-А. в драматич. героиню спектакля "Страх" - большевичку Клару Стасову. Вошла в театр. историю ее Христина Архиповна из пьесы А. Корнейчука "Платон Кречет". Неожиданное "возвышение" в героини ничуть не помешало К.-А. по-прежнему играть своих любимых старух. Последняя роль К.-А. - нянька Василиса в "Уроке дочкам" И. Крылова. Нар. артистка СССР (1936).

Корчной Викт. Львович

КОРЧНО́Й Викт. Львович (род. 1931) - шахматист, междунар. гроссмейстер (1956), з. м. с. СССР (1960). Один из выдающихся шахматистов - претендент на мир. первенство. Чемпион СССР 1960, 1962/63, 1964/65, 1970. В составе команды СССР победитель шахматных Олимпиад 1960, 1966, 1968, 1970, 1972, 1974 и чемпионатов Европы 1957, 1961, 1965, 1970, 1973. С 1962 вступил в борьбу за мир. первенство. В матчах на первенство мира проиграл А. Карпову в Багио (1978) и Мерано (1981). Победитель ряда междунар. турниров. С 1976 живет в Швейцарии. Автор кн. "Антишахматы".

Корш Фед. Адам

КОРШ Фед. Адам. (1852-1923) - театр. деятель, антрепренер. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. Был присяжным поверенным в Москве. После отмены в 1882 монополии имп. т-ров в столице открыл частный драм. т-р. Дело вел очень умело. Ориентировался на крупные актерские имена. В разное время в труппе К. играли П. Н. Орленев, В. Н. Давыдов, Н. П. Рощин-Инсаров, И. М. Москвин, М. Т. Иванов-Козельский и др. К. ввел утренние спектакли для учащихся по удешевленным ценам. Был автором неск. пьес, переводил с франц. пьесы В. Сарду, А. Доде и др.

Корыто

КОРЫ́ТО - первоначально делалось из расколотого вдоль ствола дерева (липы, осины, ветлы), к-рое затем выдалбливалось с плоской стороны; в нар. представлениях устойчиво ассоциировалось с гробом (ср. в загадке: "Несут корыто, другим покрыто"). Из корыта обычно "переливали путь" погреб. процессии - т. е. лили воду на дорогу после прохождения похорон, чтобы смерть не нашла обратной дороги. Во вторичной лит. мифологии особую роль играет разбитое корыто из "Сказки о рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина, вошедшее в пословицу: "остаться у разбитого корыта" - "остаться ни с чем", "ничего не приобрести".

Коса

КОСА́ - осн. традиц. вид девичьей прически. Волосы, заплет. в 3, реже 4 и б. пряди, закрепл. и украш. лентой (косоплеткой, косником), могли выступать в роли кра́соты (см.). Восприятие К. как знака девственности отразилось в противопоставлении жен. и девичьей прически. Расплетение косы - один из важнейших обрядов, производимых с невестой. Девушки заплетают одну косу (пряди - одна поверх другой), свободно свисающую по спине, причем головной убор или отсутствует, или оставляет открытой макушку (венок), женщины - 2 косы (пряди - одна под другой), улож. в прическу и закрытые головным убором (повойником, кокошником, очипком и др.). Женщине крайне неприлично появиться вне дома "простоволосой", с непокрытой головой, тогда как девушке разрешается распускать волосы в праздники (ср. пословицу "На Благовещенье девка косы не заплетает", В. И. Даль), во время венчания, в дни траура по умершему родственнику и т. д. Незамуж. девушка, родившая ребенка, не имеет права носить косу, как и замуж. женщины и вдовы. Символич. значение К. и ленты отражено в фольклоре, а также в ориентир. на фольклор произв. худож. лит-ры, где подчеркивается игровой или реальный эротич. характер тех или иных обрядов: "Жалко мне, девушке, русой косы, / Станет мое сердце до гроба ныть. / Будет мне девоцью волю отроду не забыть." Ср. у А. А. Ахматовой: "Лучше б мне частушки задорно выкликать, / А тебе на хриплой гармонике играть, / И, уйдя обнявшись на ночь за овсы, / Потерять бы ленту из тугой косы".

Косвен Марк Осип

КО́СВЕН Марк Осип. (1885-1967) - этнограф, историк первобытного об-ва, кавказовед и славист. Учился на естеств. ф-те Парижского ун-та, закончил юридич. ф-т Петерб. ун-та в 1909. Работал адвокатом, с 1914 - в армии, в учреждениях Красного Креста. В 1917-21 в Кр. армии, затем на руководящей хоз. работе. С 1924 на науч. работе в ин-тах истории АН, народов Сов. Востока, народов Севера, Моск. отд. Гос. академии истории матер. культуры, отделе этнографии "Большой сов. энциклопедии". В 1935-37 и 1943-65 - ст. науч. сотрудник и зав. сектором народов Кавказа (1943-57) Ин-та этнографии АН СССР. В 1946-59 - чл. редколлегии ж. "Советская этнография". Мн. годы вел преподават. работу в МГУ в качестве доцента (1927-34) и проф. (1934-54). Автор б. 400 науч. работ, в т. ч. 7 кн. Осн. темы иссл.: периодизация первобытной истории, матриархат, патриархат, ранние формы брака, авун-кулат, куначество, аталычество, соотношение рода и племени, соотношение семейной и сел. общины, генезис власти, ранние формы обмена, воен. демократия, историография первобытной истории и история этнограф. изучения Кавказа.

Лит.: Гарданов В. К. Марк Осипович Косвен // Советская этнография. 1967. № 6. (Библиогр.).

Косвенная речь

КО́СВЕННАЯ РЕЧЬ - один из способов передачи чужой речи, при котором ее содержание оформляется как придаточная ч. при глаголе речи или мысли; ср.: "Он сказал, что хочет ее видеть", "Он думал, что уже не вернется". В отличие от прям. речи, допускающей букв. повторение сказ. ранее, К. Р. передает речь с т. зр. воспроизводящего ее лица, что влечет за собой разнообразные преобразования чужой речи. Личные местоимения и формы лица глагола передаются в К. Р. с т. зр. воспроизводящего речь, а не того, кому она принадлежит; ср.: "Я не смогу этого сделать" - "Он сказал, что не сможет этого сделать". Предложения с формами повелит. наклонения заменяются придаточным предложением с союзом "чтобы" и глаголом в форме сослагат. наклонения; ср.: "Ложись спать!" - "Он сказал, чтобы я ложился спать". Утрачиваются субъективно-модальные значения, выражавшие отношение первонач. говорящего к сообщаемому, вследствие чего содержание восклицат. предложений, экспрессивных разновидностей побудит. предложений, предложений, содержащих междометия, эмоц.-экспрессивные частицы, м. б. передано в К. Р. только приблизит.; ср.: "Молчать!" - "Он сказал, чтобы я замолчал"; "Если бы ты знала, сколько у меня врагов!" - "Он сказал, что у него очень много врагов"; "Где тебе это сделать!" - "Он сказал, что я этого не сделаю". При этом, однако, временные формы глагола могут сохраняться; ср.: "Я ездил (поеду) на юг" - "Он сказал, что ездил (поедет) на юг".

Лит.: Падучева Е. В. Семантические исследования. М., 1996.

Косичкин Викт. Ив

КОСИ́ЧКИН Викт. Ив. (род. 1938) - конькобежец, з. м. с. СССР (1960). Один из лучших стайеров 1-й пол. 60-х гг. Олимп. чемпион (1960) на дистанции 5000 м. Чемпион мира (1962) и Европы (1961) в многоборье. Чемпион СССР (1961) в многоборье. 9-кратный чемпион СССР (1960-62, 1964, 1965) на стайерских дистанциях.

Косматов Леон. Вас.

КОСМА́ТОВ Леон. Вас. (1901-77) - кинооператор. Закончил Гос. техникум кинематографии. Работу в кино начал с реж. Ю. Райзманом - "Круг" (1927), "Каторга" (1928), "Земля жаждет" (1930). Первый крупный успех - ф. "Летчики" (1935, реж. Ю. Райзман), снятый светло, празднично. Эпизод в солярии, пробег по аэродрому стали классикой операт. иск-ва. Фильмами "Зори Парижа" (1937), "Семья Оппенгейм" (1939) началось многолетнее сотрудничество К. с реж. Г. Рошалем и худож. И. Шпинелем. Операт. почерк К. отличали живописность, своеобразное светотеневое построение, интерес к актеру, чутье к стилевым особенностям каждого ф. Большим успехом К. стал его первый цветной ф. "Мичурин" (1949, реж. А. Довженко - премия за лучший цветной ф. на МКФ в Марианске-Лазне, 1949), доказавший, что выразительность цвета может быть достигнута и в фильме, снятом преим. на натуре. Разрабатывая новые принципы композиц. орг-ции кадра, К. способствовал освоению широкоэкр. (трилогия "Хождение по мукам", 1957-59) и широкоформатного кино ("Суд сумасшедших", 1962, оба - реж. Г. Рошаль). Писал ст. и кн. об оператор. иск-ве, преподавал во ВГИКе, вносил усовершенствования в оператор. технику. Среди ф.: "Дело Артамоновых" (1941), "Клятва" (1946), "Падение Берлина" (1950), "Вольница" (1956), "Каменный гость" (1967).

Лит.: Бутовский Я. Л. В. Косматов // Десять операторских биографий. М., 1978. Вып. 1.

Косметика народная

КОСМЕ́ТИКА народная - обл. нар. знаний, представляющая совокупность средств и приемов, направл. на изменение внеш. черт физич. облика чел. в соотв. с принятыми представлениями о красоте и здоровье. Нар. К. выполняет сходные функции с костюмом и украшениями. Выделяются К. гигиенич. (нацеленная на поддержание волос, кожи, ногтей, зубов в здоровом состоянии) и эстетич. (предназначенная для улучшения внешних данных). Необходимо также выделение рит. нар. К., изменяющей облик чел. в соотв. с принципами магии разл. видов (любовной, апотропич. и др.), для выполнения обрядов. Наиб. ранние приемы К. Н. - раскрашивание тела, нанесение несмываемых рис. (татуировка), изменение формы нек-рых ч. тела (удаление волос, зубов, деформация ушных раковин и др.), что обозначало реальные и воображаемые связи между людьми, социумами и внеш. миром. С эволюцией культуры украшение тела сосредоточилось на его открытых ч., а ведущими приемами стали манипуляции с цветом (макияж) и запахом (парфюмерия). Изв. роль К. в стимулировании нек-рых видов нервной деят-ности, а также во влиянии на секс. влечение. Не менее важным было влияние гигиенич. норм. Выделяются специфич. косметич. приемы для ряда соц. и проф. групп (жрецы, воины, актеры, проститутки, гомосексуальные группы и др.). Нар. К. знает мн-во приемов - использование мазей, духов, ароматич. притираний, благовонных ванн, окуривание, разновидностей макияжа, видов причесок, ухода за бровями, зубами, ногтями и т. д. Близкими обл. нар. знаний являются нар. медицина, фармацевтика, примитивная химия. Рус. нар. К. опирается на приемы нар. медицины, где в уходе за кожей и волосами особую роль играла баня, включает в себя компоненты европ. и вост. К., в ср. века отмечается сильное влияние Византии, особенно в быту господств. слоев. Нар. К. использовала преимущ. естеств. средства - кислое и пресное тесто, простоквашу, яичный желток, муку, свеклу, уголь, "холодец" (настой перечной мяты), животные жиры и т. д., а также массажные действия, вызывающие реакцию вегетативных кровеносных сосудов. В рус. нар. К., особенно крестьянской, практически не было приемов для мужчин. К. замужних женщин была ограничена принципами костюма, требованием скрывать волосы, быт. ограничениями, подобными одному из заветов "Домостроя": "Отучай жену от румян и белил, приучай к украшению тела заботами о хозяйстве". Крестьянки в быту пользовались самыми простыми средствами - свеклой, мукой, сажей, покупали белила и румяна, к-рые могли быть свадебным подарком и постоянно фигурируют в этом качестве в свадебных песнях.

Космология русская

Статья большая, находится на отдельной странице.

Косник

КО́СНИК - лента или шнурок, вплетаемые в косу, или чаще - украшение, привязываемое к концу косы, пучок лент, кисть из лент, бус и т. п., лоскуток или подушечка (треугольная, в форме сердца), вышитая бисером. Это же слово может означать нек-рые (разные в разных диалектах) виды девичьего или жен. головного убора (последние от первонач. значения "косы" - волосы).

Косник. Северные губернии России. 19 в.

Косник. Северные губернии России. 19 в.

Костомаров Ник. Ив

КОСТОМА́РОВ Ник. Ив. (1817-85) - рус., укр. историк, этнограф, писатель, чл.-корр. Петерб. АН (1876). Сын помещика Воронежской губ. В 1836 закончил ист.-филол. ф-т Харьковского ун-та. В 1842 представил магистер. дисс. "О значении унии в истории Западной Руси", к-рая была запрещена цензурой. В 1844 защитил магистер. дисс. "Об истории и значении русской народной поэзии". В 1845-47 преподавал в Киевском ун-те. В 1847 арестован, а затем сослан в Саратов за участие в Кирилло-Мефодиевском братстве. После возвращения из ссылки поселился в Петербурге. В 1859-62 - проф. Петерб. ун-та. В марте 1862 студенты устроили обструкцию К. на его публ. лекции за то, что он не поддержал протест против ссылки проф. П. В. Павлова. К. был вынужден подать в отставку. С тех пор занимался иссл. и публицистич. деят-ностью. К. первым в историографии занялся монографич. изучением нар. восстаний ("Богдан Хмельницкий и возвращение Южной Руси к России", 1857; "Бунт Стеньки Разина", 1858). К. в ряде ст. выдвинул собств. концепцию рус. ист. процесса, в центре к-рой борьба двух начал: "федеративного" (вечевого), гл. носителем к-рого являлась "южнорусская", или "малороссийская", народность, и "начала единодержавия", носителем к-рого была великорусская народность. Различие в психич. типах возникло в глубокой древности и в ходе истории все углублялось. Коренная черта укр. народа, по К., - господство нач. личной свободы - привела к созданию в 9-11 вв. свободной федерации рус. земель - Киевской Руси, в то время как гл. черта великороссов - готовность подчиниться прочной самодержавной власти - явилась решающим фактором создания единого рус. гос-ва. К. впервые стал широко использовать в ист. иссл. этнографич. и фольклорный мат-л. Известен также как поэт-романтик, издавший сб-ки "Украинские баллады" (1839), "Ветка" (1840). Им написаны пов. "Сорок лет" (1840), "Сын" (1865) и др., неск. драм. К. был одним из основателей и деятельных авторов укр. ж. "Основа", выходившего в 1861-62 на укр. и рус. яз.

Соч.: Собр. соч.: В 2 т. СПб., 1903-1906.

Лит.: Очерки истории исторической науки в СССР. М., 1960. Т. 2; Пинчук Ю. А. Исторические взгляды Н. И. Костомарова. Киев, 1984.

Костров Ермил Ив

КОСТРО́В Ермил Ив. (1755-96) - писатель. Род. в семье гос. крестьянина. Учился в Вятской семинарии, в Моск. слав.-греко-латин. акад., Моск. ун-те (1777-79), с к-рым связана дальнейшая жизнь К., бывшего офиц. поэтом ун-та. Он сотрудничал во мн. ж. ("Собеседник любителей русского слова", "Зеркало света", "Приятное и полезное препровождение времени" и др.). В творчестве К. отразился постепенный переход от классицизма к предромантизму. Сначала он писал, следуя традиции М. В. Ломоносова, преимущ. торжеств. оды. Высоко оценив одическое новаторство Г. Р. Державина ("Письмо к творцу оды, сочиненной в похвалу Фелице, царевне Киргиз-Кайсацкой", 1783), К. создает ряд произв. в его духе, в частности стихи, посв. А. В. Суворову. Близость к М. М. Хераскову определила обращение К. и к "легкой" поэзии с ее изяществом, простотой и гладкостью стиха и яз. ("К бабочке"). В течение своей жизни К. много занимался пер., из к-рых наиб. значит. прозаич. пер.: "Превращение, или Золотой осел" Апулея (1780-81, переизд. в 19 и нач. 20 в.), "Оссиан, сын Фингалов" (1792) и принесший поэту лит. известность стихотворный пер. "Илиады" Гомера (1787, 1811), ориентиров. на жанрово-стилистич. принципы "высокой" поэзии классицизма.

Кострома

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кострюк

КОСТРЮ́К (Кострюк-Мастрюк) - персонаж популярнейшей нар. ист. песни-былины 16 в. Согласно сюжету К., брат Марьи Темрюковны, невесты Ивана Грозного, на свадебном пиру вызывает на поединок к.-л. из рус. богатырей, намереваясь посрамить Москву, но терпит позорное поражение. Образ К. - пародия на былин. татар. нахвальщиков, угрожавших Киеву, борьба с ним описывается в шутовской скоморошьей манере. Условно-вымышл. сюжет песни не отражает ист. реалий (факт женитьбы в 1561 Ивана IV на дочери кабард. князя Темрюка и казнь брата Марьи Темрюковны Мастрюка в Москве в 1571). В др., "эпич." версии песни К. участвует в походе "царицы крымской" на Москву, выступая в роли врага-нахвалыцика и угрожая захватом города. Поединок с рус. богатырями К. описывается в былин. духе. После гибели К. "царица крымская" бежит от Москвы.

Костюм

КОСТЮ́М - см. Одежда.

Костюм балетный

КОСТЮ́М БАЛЕ́ТНЫЙ - один из эл-тов оформления балет. спектакля, связ. с его жанром, стилем, содержанием, характеризующий персонаж. К. Б. первых балетов почти не отличался от бытового. Его трансформация определялась развитием танцев. техники, влиянием доминирующих эстетич. направлений, моды. Общая ист. тенденция изменений К. Б. сводится к постепенному освобождению тела, рук и ног исполнителя от деталей одеяния, скрывающих пластику. Как правило, эскизы К. Б. создает художник спектакля. Большое влияние на развитие К. Б. в нач. 20 в. оказали рус. художники Л. Бакст, А. Бенуа, И. Рерих, К. Коровин. В сов. балете специфику К. Б. особенно точно ощущали Т. Бруни, С. Вирсаладзе, В. Левенталь, Г. Соловьева, И. Пресс и др.

Л. Бакст. Жар-птица. Эскиз балетного костюма. 1917

Л. Бакст. Жар-птица. Эскиз балетного костюма. 1917

Косыгин Ал. Ник

КОСЫ́ГИН Ал. Ник. (1904-80) - гос. деятель. Род. в СПб. Из рабочих. С 15 лет - доброволец в Кр. армии (1919-21). Закончил Ленингр. кооперат. техникум (1924) и Ленингр. текст. ин-т (1935). После окончания ин-та за 2 года сделал карьеру от мастера цеха до нач. прядильно-ткацкой фабрики. В 1938 переведен в аппарат Ленингр. обкома ВКП (б) на должность зав. пром.-трансп. отделом. К. назначается наркомом текст. пром-ти, а в 1940 - зам. Пред. Совнаркома СССР. Оставаясь на этом посту в течение всей Отеч. войны, а с 1943, будучи Пред. Совнаркома РСФСР, К. отвечал за эвакуацию из прифронтовых р-нов нас. и пром. ресурсов и за развертывание произ-ва в новых регионах. Значит. роль К. сыграл в орг-ции снабжения Ленинграда в критич. период блокады города (янв. - июль 1942). Сохранив свой пост после преобразования Совнаркома в Совет Министров (1946) и избежав репрессий по "Ленинградскому делу", К. занимал ряд министер. должностей, был Пред. Госплана СССР (1959-60), с 1960 - первым зам. Предсовмина СССР. После смещения Н. С. Хрущева К. становится главой пр-ва. На этом посту К. руководил реализацией экономич. реформы, идея к-рой вызревала еще в недрах хрущевского аппарата. Суть ее заключалась в попытке ввести экон. стимулы и рычаги в управление стагнирующей командно-администрат. системой. Объект. логика реформы требовала в дальнейшем перехода от установл. принципа хозрасчета в осн. экономич. звене к созданию рыночной инфраструктуры, постепенной реабилитации всех осн. эл-тов рынка (прежде всего персонифицир. собственности и свободы экономич. инициативы) и перехода от системы плана-приказа к плану-прогнозу. Это означало бы утрату для партийно-хоз. номенклатуры возможности распоряжаться экономич. потенциалом страны, не неся экономич. ответственности за результаты своей деят-ности, и входило в непримиримый конфликт с господствовавшими в сов. системе идеологич. установками. В результате первонач. импульс, данный реформой и во многом осн. на экстенсивных факторах, скоро иссяк. Резко усилилось действие механизма торможения экономич. прогресса (объективно созданного в сталинскую эпоху). В 70-е гг. сов. экономика оказалась в глубочайшем кризисе, прикрываемом и амортизируемом беспрецедентной внешнеэкономич. конъюнктурой (рост мировых цен на энергоносители и сырье). В этот период действия пр-ва К. носили тактич. характер и были направлены на поддержание относит. стабильности за счет массиров. эксплуатации природных ресурсов страны. В 1980 К. ушел в отставку по состоянию здоровья и в том же году скончался.

Косяковы

КОСЯКО́ВЫ, братья Вас. Ант. (1862-1919), Вл. Ант. (1866-1922), Георг. Ант. (1872-1925) - арх., часто работали совм. Наиб. изв. старший брат Вас. Ант., к-рый был арх. Высочайшего Двора и первым выборным дир. Инт-та гражд. инженеров. Братья преподавали и были авторами науч. тр. и уч. пособий. Строили в СПб., Кронштадте, Воронеж. и Ярослав. губ., в Либаве. Значит. постройками К. стали созд. в неорус. и неовизант. стилях храмы в СПб.: Милующей Божией Матери (1889-98), Богоявления (1891-99), подворья Киево-Печерской лавры (1895-1900), Благовещенского синодального (1896-99) и Старо-Ладожского Успенского мон. (1905-1910). Крупнейшими их работами являются Морской Никольский собор Кронштадта и Казанская ц. Новодевичьего мон. В постройках К. традиц. мат-лы и декорат. средства, присущие рус. церк. зодчеству (керамика, резной камень, фресковая роспись), приобрели новое звучание. Применение новых технологий нач. 20 в., новых конструктивных методов сделали их постройки столь прочными, что все петерб. ц. К. уцелели за годы сов. власти.

Лит.: Исаченко В. Г. Творчество братьев Косяковых // Строительство и архитектура Ленинграда. 1981. № 6.

Котин Жозеф Як

КО́ТИН Жозеф Як. (1908-79) - танковый конструктор, ген.-полк.-инж., д-р техн. наук, проф. В 1927 поступил в Харьковский политехнич. ин-т, откуда в 1930 был переведен в Воен.-технич. академию им. Дзержинского, к-рую окончил в 1931. С 1932 работал конструктором в разл. воен. орг-циях. С 1937 - гл. конструктор танкового КБ Кировского з-да в Ленинграде, где и прошла большая часть его конструктор. деят-ности. Здесь под его рук-вом были разработаны тяж. танки СМК (ведущий конструктор А. С. Ермолаев), КВ (ведущий конструктор Н. Л. Духов). Танк КВ и его модификации был осн. тяжелым танком Кр. армии до 1943, когда им на смену пришли танки серии НС, также разработ. под рук-вом К. Во время войны К. - зам. наркома танковой пром-сти и гл. конструктор з-да. С 1968 зам. министра оборонной пром-сти.

Котова Люд. Тим

КО́ТОВА И ЕРМОЛА́ЕВ Люд. Тим. (1931-91) и Юр. Мих. (род. 1932) - дрессировщики лошадей, наездники. К. в 1947 после окончания дет. акробатич. студии при Одесском цирке работала как эквилибристка. В 1948-58 - в разл. конных жанрах, затем до 1960 дрессировала смеш. группу животных (ламы, пумы, зебры, гепарды). Е. в цирке с 1944. С 1949 выступал как дрессировщик и наездник. В 1960 К. и Е. выпустили конно-балетную сюиту "Штраусиана", в 1964 сюжетную композицию "Русская березка". В этих двух больших конных номерах артисты демонстрировали высочайшее мастерство дрессуры в сочетании с высшей школой верховой езды и хореографией. С 1975 артисты выступали самостоятельно: К. как дрессировщица собак, Е. продолжает выступать как дрессировщик лошадей. В 1987 он выпустил конную пантомиму "Гусарская история".

Лит.: Дмитриев Ю. Советский цирк сегодня. М., 1968.

Котовский Григ. Ив

КОТО́ВСКИЙ Григ. Ив. (1881-1925) - участник гражд. войны, командир Кр. армии. Род. в г. Ганчешты Бессарабской губ., окончил сельхозуч-ще. Работал пом. управляющего и управляющим имением. В 1902-03 арестовывался за защиту батраков. В 1905 призван в армию, бежал, в Бессарабии организовал банду из крестьян, с к-рой грабил помещиков, ч. захвач. раздавая батракам. В 1907 арестован, приговорен к 12 годам каторги. С 1910 находился в Нерчинске, в 1913 совершил побег. С 1915 вновь руководил отрядом крестьян. В 1916 арестован, приговорен к смертной казни с заменой пожизн. каторгой. В мае 1917 условно освобожден и отправлен в армию на Румын. фронт. Чл. полкового комитета. С нояб. 1917 - левый эсер, чл. комитета 6-й армии, затем - в Кишиневе, во фронтовом отделе Центр. исполнит. к-та Советов Румын. фронта, Черномор. флота. В РККА с 1918. В янв. - марте 1918 командовал добровольч. отрядом, воевавшим против румын, германцев и австрийцев. В апр. 1918 - марте 1919 возглавлял военно-диверс. работу в Одесском коммунистич. подполье. С июля 1919 - командир кавалер. бригады 45-й стрелковой дивизии. В нояб. 1919 вместе с дивизией участвовал в боях с частями Н. Н. Юденича под Петроградом. С янв. 1920 - командир кавалер. бригады на юге Украины и сов.-польском фронте. Весной 1920 награжден орденом Красного Знамени за освобождение Тирасполя. Летом 1920 участвовал в польском походе. В 1920 за разгром осн. сил С. В. Петлюры получил 2-й орден Красного Знамени. С дек. 1920 - нач. 17-й кавалер. дивизии. Чл. Рос. коммунистич. партии (большевиков) с 1920. В 1921 участвовал в боях с войсками С. В. Петлюры, Н. И. Махно и А. С. Антонова. В 1921 награжден Почетным рев. оружием Реввоенсовета РСФСР. С сент. 1921 - нач. 9-й Крымской кавалер. дивизии. За отличие в бою в нояб. 1921 награжден 3-м орденом Красного Знамени. С окт. 1922 - командир 2-го кавалер. корпуса. Зам. наркомвоенмора (1925). По офиц. версии убит неизвестным 6 авг. 1925 в пос. Чебанка под Одессой.

Г. И. Котовский. 1919

Г. И. Котовский. 1919

Котошихин Григ. Карпович

КОТОШИ́ХИН Григ. Карпович (ок. 1630-67) - автор соч. "О России в царствование Алексея Михайловича" (назв. дано в рус. публикации 1840). Служил в Посольском приказе - сначала писцом, затем подьячим. Участвовал в переговорах со шведами, в 1660 за ошибку, допущенную в донесении к царю, был бит батогами. В 1661 отвез царское письмо в Стокгольм. Запутавшись в сложных интригах, бежал в польские владения, затем в Пруссию и наконец оказался в Швеции. В 1666-67 написал по поручению канцлера Делагарди сочинение, в к-ром дал описание рус. обычаев и структуры Моск. гос-ва.

В драке К. убил своего квартирного хозяина и был по приговору суда казнен. Соч. К. принадлежит к числу важнейших историч. источников, являясь в то же время памятником публицистики.

Соч.: О России в царствование Алексея Михайловича. Сочинение Григория Котошихина. 4-е изд. СПб., 1906.

Лит.: Маркевич А. И. Григорий Карпович Котошихин и его сочинение о Московском государстве в половине 17 века // Записки имп. Новороссийского ун-та. 1896. Т. 68. С. 263-440; Никоненко В. С. Русская философия накануне петровских преобразований. СПб., 1996. С. 42-52.

Предыдущая страница Следующая страница