Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "К" (часть 15, "КОХ"-"КРА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 15, "КОХ"-"КРА")

Кох Ив. Эдмундович

КОХ Ив. Эдмундович (1901-79) - создатель уч. дисциплины "Основы сценич. движения", проф. Ленингр. гос. ин-та т-ра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), где б. 30 лет возглавлял кафедру сценич. движения. Первая программа предмета "сценич. движение" разрабатывалась при активном участии Н. С. Стуровой. Постоянно стремясь расширять возможности предмета "сценич. движение", К. в последние годы жизни возглавил руководство эксперимент. кл. пантомимы, существовавшим в ЛГИТМиКе с 1976 по 1980. Широко известна постанов. деят-ность К.: с 1934 по 70-е гг. в качестве постановщика сценич. движения он участвовал в создании более чем 300 спектаклей.

Соч.: Сценич. фехтование. Л., 1946; Основы сценич. движения. Л., 1970.

Кох Марта Болеславовна

КОХ, сестры Марта Болеславовна (род. 1912), Зоя Болеславовна (1915-81), Клара Болеславовна (1923-82) (наст. фам. Кухарж) - артистки, эквилибристки. Засл. артистки России: К. М. Б. и К. З. Б. - в 1939, К. К. Б. - в 1958. Род. в семье акробата и гимнаста Б. Ю. Кухаржа (1886-1967). К. М. Б. и К. З. Б. в цирке дебютировали в 1921 как гимнастки на кольцах, с 1925 выступали как эквилибристки на двойной проволоке, исполняя рекордные трюковые комбинации. В 1936 в номер вошла К. К. Б. В 1943 сестры К. выпустили новый цирковой аттракцион "Семафор-гигант", в 1945 - аттракцион "Гигантское колесо". Конструктором аппаратуры был Б. Ю. Кухарж. Оба аппарата, необычные по своей конструкции, позволяли исполнительницам демонстрировать уник. трюки эквилибра. С "Колесом" артистки выступали 4 года. "Семафор" сестер К. существовал до их ухода с манежа в 1963. Выступления сестер отличались артистизмом, высокой исполнит. культурой. К. З. Б. в 1963-68 работала реж. в Моск. группе "Цирк на сцене". В последние годы жизни была реж. в дирекции по подготовке новых номеров и аттракционов. В 1968 К. З. Б. совм. с И. К. Папазовым восстановила аттракцион "Семафор" для новых исполнительниц - Авдеевых.

Соч.: Кох З. Вся жизнь в цирке. М., 1963.

Лит.: Кузнецов Е. Арена и люди советского цирка. М.; Л., 1947; Дмитриев Ю. Советский цирк сегодня. М., 1968.

Кохановская Над. Степ

КОХАНО́ВСКАЯ Над. Степ. (Соханская) (1823-84) - писательница, из небогатой дворян. семьи. Училась в Харьковском ин-те благородных девиц (1832-39), с 1840 жила в родовом поместье Харьковской губ. В лит-ру вошла при поддержке П. А. Плетнева, сотрудничала во мн. ж., в т. ч. в "Современнике", "Отечественных записках", "Рус. вестнике". Наиб. значит. произв. К. - пов. "После обеда в гостях" (1858), "Гайка" (1860), "Кирилла Петров и Настастья Дмитрова" (1862), "Рой, Феодосий Саввич на спокое" (1863), пьеса "Слава Богу, что мужик лапотку сплел" (1871), автобиография (1840-е гг.). Вела обширную переписку с И. С. Аксаковым. В своих произв., изображ. патриарх. жизнь рус. провинции, К. воссоздала осн., по ее мнению, нар. черты: смирение, мудрость и т. д. Творчество К. высоко оценивалось славянофильской критикой.

Кохно Бор. Петр.

КОХНО́ Бор. Петр. (1904-90) - театр. деятель и сценарист. Окончив Моск. лицей, покинул Россию в 1920. В 1921-29 личный секретарь С. Дягилева и один из рук. "Рус. балета Дягилева". Автор сценариев оперы И. Стравинского "Мавра" (1922) и ряда балетов (под псевд. Собека): "Докучные" (1924, балетмейстер Б. Нижинская, композитор Ж. Орик), "Зефир и Флора" (1925, Л. Мясин, В Дукельский), "Матросы" (1925, Мясин, Орик), "Пастораль" (1926, Д. Баланчин, Орик), "Кошка" (1927, Баланчин, А. Соге), "Ода" (1928, Мясин, Н. Набоков), "Боги-нищие" (1928, Баланчин, на муз. Г. Генделя), "Бал" (1929, Баланчин, В. Риети), "Блудный сын" (1929, Баланчин, С. Прокофьев). Позднее К. - один из организаторов трупп "Русский балет Монте-Карло" (1932-37), "Балет 1933", "Балет Елисейских полей" (1945-49), для к-рых им написаны сценарии балетов "Котильон" (1932, Баланчин, Э. Шабрие), "Детские игры" (1933, Мясин, на муз. Ж. Бизе) и др. Автор кн. о балете, в т. ч. "Дягилев и русские балеты" (1970).

Коц Арк. Як

КОЦ Арк. Як. (1872-1943) - поэт и переводчик. Род. в семье служащего. Окончил горн. уч-ще в Горловке и учился в Горн. ин-те в Париже. Работал штейгером на шахте. В 1903 вступил в партию большевиков; после 1-й рус. рев-ции отошел от них и восстановился в партии в 1920. В юности пережил увлечение С. Надсоном. Изв. как первый переводчик "Интернационала" Э. Потье (1902). На стих. К. "Майская песнь" и "9 января" Д. Д. Шостакович написал музыку, к-рая вошла в ораторию "1905 год".

Коцебу Август Фридрих Фердинанд, фон

КОЦЕБУ́ Август Фридрих Фердинанд, фон (1761-1819) - нем. писатель. В 1783 стал рус. дворянином и гос. чиновником. С 1813 служил в Мин-ве иностр. дел, был шпионом рус. пр-ва и агентом Свящ. союза в Германии. Убит студентом К. Зандом. В России был изв. как популярный драматург, автор семейно-быт. комедий и мелодрам, чувствит. и утверждавших незатейливые добродетели, обладавших динамичным действием и изобилующих сценич. эффектами ("Ненависть к людям и раскаяние", "Бедность и благородство души", "Бедность и великодушие", "Сын любви" и мн. др.). В нач. 19 в. пьесы К. составляли значит. ч. репертуара рус. драматич. т-ров, в них играли лучшие актеры (М. Щепкин, П. Мочалов, В. Каратыгин и др.), но уже в 1830-х гг. театр. критика выступала против засилья "коцебятины" на рус. сцене. Впрочем, пьесы К. ставились в России и в 1880-х гг.

Коцебу Отто Евстаф.

КОЦЕБУ́ Отто Евстаф. (1788-1846) - рус. мореплаватель, капитан 1 ранга (1829). Род. в Ревеле (ныне Таллинн). Обучался в 1-м кадет. корпусе в СПб., участвовал в кругосветном плавании на корабле "Надежда" под командой И. Ф. Крузенштерна (1803-06). Руководил мор. эксп. на бриге "Рюрик" (1815-18). Открыл ряд о-вов в архипелаге Туамоту, в гряде Маршалловых о-вов, залив на западе Аляски, назв. его именем. В 1823 был назначен нач. новой кругосветной эксп. на шлюпе "Предприятие", цель к-рой состояла в проведении океанографич. иссл., а также доставке груза для рус. поселений в Сев. Америке и охране рос. владений. На обратном пути шлюп обогнул Африку и пришел в Кронштадт в 1826. В кн. "Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив... на корабле "Рюрик"" (1821-23. Ч. 1-3); "Путешествие вокруг света... на военном шлюпе "Предприятие"..." (1828) К. наряду с географич. данными приводит богатый этнографич. мат-л о чукчах, аляск. эскимосах, калифорн. индейцах, жителях о-вов тропич. ч. Тихого океана. Обратил внимание на одинаковое геологич. строение Чукотки и Аляски и высказал мнение о сравнительно недавнем происхождении Берингова пролива. К. принадлежит первое иссл. ископаемого льда на Аляске. В честь К. названы также атолл в о-вах Россиян, гора, залив и ручей на п-ове Аляска.

Кочергин Эд. Степ

КОЧЕРГИ́Н Эд. Степ. (род. 1937) - художник т-ра, нар. художник России (1987), действ. чл. АХ СССР (1991). Автор худож. оформления спектаклей по пьесам классич. и совр. рус. и зарубеж. драматургов. Творчество К. носит новатор. характер, отличается глубиной прочтения лит. текста, яркой образной выразительностью, гармонией живописных решений, рацион. использованием технич. возможностей сцены ("История лошади", Л. Толстой, Академический Большой драматич. т-р им. М. Горького, реж. Г. Товстоногов; "Возвращение на круги своя", И. Друце, Малый т-р, реж. Б. Равенских и мн. др.).

Лит.: Кулешова В. Н. Эдуард Кочергин. М., 1990.

Кочетов Вс. Анисимович

КО́ЧЕТОВ Вс. Анисимович (1912-73) - прозаик. Род. в Новгороде, в крест. семье. Окончил с.-х. техникум. С 1931 работал в совхозе, затем науч. сотр. с.-х. опытной станции. В годы Вел. Отеч. войны - корр., сотр. газ. Ленингр. фронта. Автор воен. пов. "На невских развалинах" (1946), "Предместье" (1946) и сб. пов. и рассказов, посв. людям колхозной деревни. Известность К. принес ром. "Журбины" (1952) о трех поколениях семьи рабочих-судостроителей. В произв. отчетливо выразились черты, присущие прозе К., - жесткое классовое деление действ. лиц, апологетич. отношение к представителям рабочего кл., культ парт. функционеров, недоверие к интеллигенции. В разной степени такой взгляд на жизнь и чел. отразился в ром. К. "Молодость с нами" (1954), "Братья Ершовы" (1958), "Секретарь обкома" (1964), "Чего же ты хочешь?" (1969), в публицистике и в его деят-ности на посту гл. ред. "Лит. газ." (1958-61) и особенно ж. "Октябрь" (1961-73). К. принадлежит ром. о событиях гражд. войны "Угол падения" (1967), незаверш. ром. "Молнии бьют по вершинам" (опубл. 1979). Тяжело заболев, К. покончил жизнь самоубийством.

Кочубей Вас. Леонт.

КОЧУБЕ́Й Вас. Леонт. (1640-1708) - укр. гос. и воен. деятель. Род. в богатой семье, владевшей огромными зем. наделами с крепост. крестьянами на Левобережной Украине. При гетмане И. Мазепе занимал высшие должности в Гетманской уряде: ген. писаря (1687-99), ген. судьи (1699-1708). В составе укр. казацких войск участвовал в Азовских походах (1695-96) Петра I. Узнав о тайных переговорах Мазепы со швед. королем Карлом XII и польск. королем С. Лещинским с целью отделения Украины от России и подчинения ее власти польско-швед. захватчиков, К. неск. раз предупреждал Петра I о готовящейся измене. Однако царь, доверяя гетману, счел эти сведения клеветой и выдал Мазепе бежавших в Россию К. и его единомышленника И. Искру, к-рые после пыток были казнены. Когда стало изв. об измене Мазепы, К. и Искра были перезахоронены в Киево-Печерской лавре.

Кочубей Викт. Пав

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кошелев Ал-др Ив

КО́ШЕЛЕВ (Кошелёв) Ал-др Ив. (1806-83) - публицист, мемуарист, обществ. деятель. Происходил из старинной дворян. семьи, с детства был близок с В. Ф. Одоевским и бр. Киреевскими. Учился в Моск. ун-те (1821-22), служил в Моск. гл. архиве иностр. коллегии, входил в "Об-во любомудров". В 1826-31, живя в СПб., постоянно общался со своим дядей Р. А. Кошелевым (1749-1827), масоном и мистиком. В 1840-е гг. вошел в кружок славянофилов. Издавал "Московский сборник" (1852), ж. "Русская беседа" (1856-60, К. был также его первым ред.), "Сельское благоустройство" (1858-59). Большую лит. и ист. ценность представляют "Записки" К. (1884). В течение всей жизни занимался практич. Обществ. деят-ностью.

Соч.: Записки А. И. Кошелева. М., 1991.

"Кошелёк"

"КОШЕЛЁК" - сатирич. ж., издававшийся И. И. Новиковым с июля по сент. 1774, последнее его сатирич. изд. и последний в ряду сатирич. ж. 1769-74. Отличался по сравнению в др. новиковскими ж. б. сдерж. характером сатиры, гл. тема - обличение галломании рус. дворянства.

Кошки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кошкин Мих. Ил

КО́ШКИН Мих. Ил. (1899-1940) - конструктор танков. Род. в дер. Брынчати Ярославской губ. В армии с 1918, сначала рядовой, затем политработник. Окончил Коммунистич. ун-т им. Свердлова (1924), направлен на партработу в Вятку. В 1929 - на учебе в Ленингр. политехнич. ин-те, после окончания к-рого (1934) работает в танковом КБ на заводе им. Кирова. В 1937 назначен гл. конструктором на Харьковский тракторный завод, где в это время сосредоточилась работа по дальнейшей модернизации танков БТ, созд. на базе амер. конструкции Кристи. Под его рук-вом создавались танки А-20 и Т-32, послужившие базой для создания легендарного Т-34. Во время показат. пробега этого танка из Харькова в Москву и обратно К. простудился, заболел воспалением легких и умер.

Кошкин Ян Петр.

КО́ШКИН (Алькор) Ян Петр. (1900-38) - этнограф, языковед, организатор науки. Род. в семье революционеров (расстреляны в 1919). С юнош. лет в Риге принимал участие в рев. движении. В марте 1917 вступил в партию большевиков. После окончания в 1924 Обществ.-пед. отделения ЛГУ преподавал истмат на этнографич. отделении географич. ф-та ЛГУ. В 1925-32 - ассистент, преподаватель, доцент; вел курсы по истории и этнографии тунгусо-маньчжуров. В 1926-29 работал на сев. ф-те ЛГУ зав. уч. частью, исполняющим обязанности декана. В 1930 возглавил Ин-т народов Севера, к-рый под его рук-вом стал крупнейшим центром сибиреведения. При ин-те была создана науч.-исследов. ассоциация, издававшая "Труды" по этнографии, истории, экономике, лингвистике, фольклору под его ред. С 1932 - проф. и зав. кафедрой сев. яз. в Ленингр. историко-лингвистич. ин-те и в Пед. ин-те им. Герцена. Осн. внимание уделял науч.-организац. и преподават. деят-ности. С 1926 - чл. редколлегии ж. "Этнография", с 1932 - ж. "Сов. Север". В 1935-37 - старший специалист и зав. этнографич. секцией Ин-та антропологии, археологии и этнографии АН СССР, с февр. 1937 - зав. Кабинетом Сибири и Ср. Азии. В 1936 исключен из партии "за потерю классовой бдительности". 22 мая 1937 арестован, в янв. 1938 по фальсифицир. обвинению приговорен к высшей мере наказания и расстрелян.

Соч.: В. Г. Богораз-Тан // Сов. этнография. 1935. № 4/5. С. 5-31; Проект алфавита эвенкийского (тунгусского) языка. Л., 1930; Вопросы создания и развития национальных литературных языков Севера // Материалы I Всероссийской конференции по развитию языков и письменности народов Севера. М.; Л., 1932.

Кравченко Ал. Ил

КРА́ВЧЕНКО Ал. Ил. (1889-1940) - график, живописец, художник т-ра, музейный деятель; чл. "Московского худож. об-ва", "Об-ва любителей художеств" (в обоих с 1912), "Московского товарищества художников" (1922), объединения "Четыре иск-ва" (1925-28). Автор станковых гравюр, иллюстраций к произв. рус. и зарубеж. классич. лит-ры, экслибрисов. Работал в технике ксилографии, линогравюры, офорта, в карандаше. Характерно романтич. видение мира, приверженность к световым эффектам. Произв.: иллюстрации к произв. Н. Гоголя ("Невский проспект", 1931), С. Цвейга (1934), А. Пушкина (1937), В. Маяковского (1939) и др., сер. гравюр "Париж" (1926), "Днепрострой" (1930-31) и др. В раскрытии ряда тем и сюжетов следовал офиц. версии, однопланово раскрывал действительность (грандиозность и пафос строек и т. д.).

Лит.: Разумовская С. В. А. И. Кравченко. М., 1962; Докучаева В. Н. Рисунки А. Кравченко. М., 1974; Кеменов В. С. Алексей Кравченко: Живопись. Станковая гравюра. Кн. ил. Л., 1986.

Кравчинский Сер. Мих.

КРАВЧИ́НСКИЙ Сер. Мих. (псевд. Степняк) (1851-95) - писатель. Сын воен. врача. Окончил арт. уч-ще (1870), но вскоре вышел в отставку и поступил в Петерб. лесной ин-т (1871), к-рый покинул через 2 года В 1872 вступил в кружок чайковцев и с этого времени стал активным участником народнич. движения. Был участником "хождения в народ", чл. об-ва "Земля и воля", в 1878 совершил удачное покушение на шефа жандармов Н. В. Мезенцова и вскоре эмигрировал. Жил в Швейцарии, Италии, Англии. Общался и дружил с Ф. Энгельсом. Б. Шоу, Э. Войнич, Г. Плехановым. Трагич. погиб в Лондоне, попав под поезд. К. был гл. летописцем народнич. движения. В период "хождения в народ" сочинял пропаганд. сказки ("Сказка о копейке", "Мудрица Наумовна" и др.). Оказавшись в эмиграции, писал документ. кн. и ром., знакомящие европ. читателя с борьбой рус. революционеров. Кн. очерков "Подпольная Россия" впервые опубл. на итал. яз. (1882), ром. "Андрей Кожухов" (1889) под назв. "Карьера нигилиста" и публицистич. исследование "Россия под властью царей" (1885) - на англ. яз. В России произв. К. опубл. только после рев-ции 1905.

Краевский Анд. Ал-др.

КРАЕ́ВСКИЙ Анд. Ал-др. (1810-89) - издатель и журналист. Окончил филос. ф-т Моск. ун-та (1828). Был технич. ред. "Современника" (1836-37), пом. ред. "Журнала Министерства народного просвещения" (1834-38), ред. "Литературных прибавлений к "Русскому инвалиду" (1837-39), "Литературной газеты" (1840, 1844-45), "Русского инвалида" (1843-47 - пом. ред., 1847-52 - ред.), "С.-Петербургских ведомостей" (1852-62), "Голоса" (1863-84). Издавал ж. "Отечественные записки" (с 1839). К. был талантливым организатором газетного и журн. дела, основателем обществ.-полит. газ. в России и одним из тех, кто создал Рос. телеграф. агентство (с 1866). Но у своих современников заслужил репутацию беззастенчивого эксплуататора сотрудников, прежде всего В. Г. Белинского.

А. А. Краевский

А. А. Краевский

Краевский Влад. Францевич

КРАЕ́ВСКИЙ Влад. Францевич (1841-1901) - основоположник тяжелоатлетич. спорта в России, врач. Окончил Варшавский ун-т (1865). В 1866 участвовал в ликвидации эпидемии холеры в СПб. Работал в разл. больницах Петербурга и частнопрактикующим врачом. Основатель первого в России тяжелоатлетич. кружка (1885), организатор и первый пред. петерб. Велосипедно-атлетич. об-ва (1897). Как тренер и врач создал теоретич. основу методики занятий тяжелой атлетикой. Под его рук-вом рус. тяжелоатлеты С. Елисеев, Г. Гаккеншмидт, Г. Мейер добились мир. признания на рубеже 19-20 вв. Организатор проведения первых Всерос. чемпионатов по тяжелой атлетике (1897, 1898).

Крайнев Вл. Вл

КРА́ЙНЕВ Вл. Вл. (род. 1944) - пианист, педагог. В 1967 окончил Моск. конс., в 1969 - аспирантуру по кл. С. Г. Нейгауза. Лауреат Междунар. конкурсов пианистов: в Лидсе (Великобритания, 1963, 2-я пр.), им. Вианада Мота в Лиссабоне (1964, 1-я пр.) и им. П. И. Чайковского в Москве (1970, 1-я пр.). С 1966 - солист Моск. филармонии. Ведет интенсивную гастрольную деят-ность. Уже в юности обладал помимо богатых пианистических данных виртуозностью исполнения, смелостью, даром общения с публикой - качествами, составляющими одну из характерных черт К.-концертанта. Владеет громадным репертуаром, в к-ром представлено множество крупномасштабных произв. К высшим достижениям К. относится исполнение триады сонат С. С. Прокофьева (6-й, 7-й, 8-й), запись на пластинки его пяти концертов, осуществление совместно с кам. орк. под упр. С. Сондецкиса цикла из всех фп. концертов В. А. Моцарта. С 1987 преподает в Моск. конс. Проф. высшей муз. школы в Ганновере (ФРГ). Лауреат премии Ленинского комсомола (1976), Гос. пр. СССР (1986). Нар. арт. РСФСР.

Лит.: Цыпин Г. М. Портреты советских пианистов. М., 1990.

Кракелюр

КРАКЕЛЮ́Р (франц. craquelure) - живописный термин, обознач. мелкие трещины в красочном слое картин, икон и т. п. К. м. б. как в только что исполн. произв. - от быстрой усадки связующего или испарения разбавителя (воды), так и в высохшем - от усушки, отсыревания или механич. воздействий. Во избежание появления К. живописные произв. следует хранить в помещениях с пост. искусств. акклиматизацией.

Краковяк

КРАКОВЯ́К (польск. krakowiak) - двухдольный польский нар. танец. Возник в Краковском воеводстве, но быстро распространился по всей Польше, первонач. в шляхетской среде, затем и в крест. быту. Хотя истоки К. восходят к 14 в., наиб. значение он имел в нач. 19 в. в период утвержд. самобытности польской нац. культуры. На раннем этапе носил характер торжеств. воинского шествия, впосл. приобрел подвижность и острую синкопированность ритмики. Классик польской музыки Юзеф Эльснер (1769-1854) неоднокр. использ. жанр К. в операх, в 1803 создал Рондо a la Krakowiak для фп. Такое же назв. дал своему Большому конц. рондо для фп. с орк. (op. 14) Ф. Шопен (1828; в это время Шопен учился в Варшаве у Эльснера). Многочисл. образцы К. имеются в творчестве польских композиторов К. Курпиньского, С. Монюшко, З. Носковского и др. Великолепный К. создан М. И. Глинкой в "польском акте" оперы "Жизнь за царя".

Крамской Ив. Ник

КРАМСКО́Й Ив. Ник. (1837-87) - живописец, рисовальщик, худож. критик. Род. в г. Острогожске Воронеж. губ. в бедной мещан. семье. С детства самостоятельно занимался рисованием. В 16 лет поступил в ретушеры к харьковскому фотографу. В 1857 был принят в Петерб. АХ. Стал инициатором борьбы молодых художников против академич. методов преподавания. В 1863 14 выпускников АХ отказались писать программную дипломную работу на заданную тему и покинули АХ, образовав независимую "Артель художников". К. принимал участие в создании и деятельности Т-ва передвиж. худож. выставок, был одним из гл. идеологов движения передвижников. 70-80-е гг. - расцвет творчества К. Им созданы портреты современников, писателей и художников, деятелей культуры, воплотившие возвыш. идеалы К. Наиб. близкой художнику была тема чел.-гражданина (портреты М. М. Антокольского, 1876; В. Г. Перова, 1882; И. И. Шишкина, 1880; М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1879). Портреты К. отличает простота и лаконичность композиции, сосредоточивающая внимание на выражении лица, глазах. Демократич. взгляды К. нашли отражение в портретах крестьян ("Полесовщик", 1874; "Мина Моисеев", 1882). Тема самопожертвования, моральной ответственности чел. перед об-вом была воплощена в большом полотне на евангельскую тему "Христос в пустыне" (1872). Вслед за А. А. Ивановым К. продолжает религ.-филос. традицию в рус. живописи. Нек-рые работы К. можно отнести одноврем. к портрету и тематич. картине ("Неизвестная", 1883; "Неутешное горе", 1884). К. оставил богатое эпистолярное наследие, ряд статей. Его передовые эстетич. воззрения оказали большое влияние на худож. жизнь России.

Соч.: Письма. Статьи: В 2 т. М., 1965-66; Об иск-ве. М., 1989.

Лит.: Гольдштейн С. Н. Иван Николаевич Крамской. Жизнь и творчество. М., 1965; Порудоминский В. И. И. Н. Крамской. М., 1974.

И. Е. Репин. Портрет художника И. Н. Крамского. 1882

И. Е. Репин. Портрет художника И. Н. Крамского. 1882

Крандиевская-Толстая Нат. Вас.

КРАНДИЕ́ВСКАЯ-ТОЛСТА́Я Нат. Вас. (1888-1963) - поэт. Дочь издателя и публициста В. Крандиевского и писательницы А. Тарховой. Начала писать стихи в 7-летнем возрасте. Печаталась с 1902. Стихи К.-Т. (первые кн. "Стихотворения", 1913-19; "От лукавого", 1922) ценили М. Горький и И. Бунин. В 1914 стала женой А. Толстого, посвятила себя его делам, почти перестала писать (исключение - стихи для либретто оперы "Декабристы"). Драма ухода А. Толстого из семьи в 1935 возвратила К.-Т. к поэзии. Цикл "Разлука" - лирич. дневник; классически отточенным стихам К.-Т. свойственно сочетание женств. мягкости и философичности. Вел. Отеч. войну встретила в Ленинграде. Цикл стих. "В осаде" - поэтич. летопись будней осажд. города. Лирика К.-Т. разных лет - в посмертных изд. "Вечерний свет" (1972) и "Дорога" (1985). Писала для детей ("Звериная почта", 1925). Мемуары К.-Т. - в кн. "Воспоминания" (1977).

Краса

КРАСА́ - 1) То же, что красота, ср. фразеологизмы: "на красе расти" - расти в холе, в неге, "на красе стоять" - стоять на красивом месте (напр., о городе).

2) То же, что кра́сота (см.), в не-к-рых контекстах эта форма предпочитается из-за созвучия со словом "коса". Ср. в песне: "Вот (вон) идет расплетай (расплети) косу / Вот идет потеряй красу" (речь идет о женихе). В редких случаях может означать саму косу - здесь любопытным образом соединяются фонетич. созвучие и смысл. близость, "смежность" (красота в значении "лента в косе").

Красильников Анд. Дм

КРАСИ́ЛЬНИКОВ Анд. Дм. (1705-73) - астроном, пионер рус. полевой астрономии. Адъюнкт Петерб. АН (с 1753). Окончил Мор. академию (1724). Участник 2-й Камч. эксп. в составе академич. отряда, проводившего описание внутр. р-нов Восточной Сибири (1733-43). Во время эксп. определил 10 астрономич. пунктов и неск. десятков пунктов только по широте. В 1750-53 определил положение Москвы и 3-х астрономич. пунктов в Прибалтике. Впервые вычислил по долготе протяженность России от вост. берегов Камчатки до зап. оконечности о-ва Даго. К. - автор первого на рус. яз. учебника по астрономии и ряда календарей.

"Красин"

"КРА́СИН" - линейный ледокол. Построен в 1916 в Англии (первонач. наименование "Святогор"). Дл. 98,5 м, шир. 21,6 м, водоизмещ. 10800 т. В 1920 принимал участие в операции по спасению в Карском м. ледокольного парохода "Соловей Будимирович". В 1928 был послан для спасения эксп. Нобиле в р-не о-ва Фойн (к сев. от Шпицбергена). В 1932-35 "К." совершал первые зимние плавания в Арктике, где вел гидрогр. исследования. Позднее "К." использовался в качестве стационарной энергетич. базы на Шпицбергене, а после перестройки и ремонта - для коммерч. рейсов.

Красин Леон. Бор.

КРА́СИН Леон. Бор. (1870-1926) - деятель рос. социал-демократии и сов. гос-ва, дипломат. Род. в г. Кунгуре Тобольской губ., в семье чиновника. Окончил реальное уч-ще в Тюмени (1887). Учился в Петерб. технологич. ин-те, где вступил в марксист. кружок. Пропагандировал идеи марксизма среди рабочих. За участие в орг-ции манифестации во время похорон писателя-народника Н. В. Шелгунова исключен из ин-та и выслан из столицы. Призв. на воен. службу, К. продолжал пропаганду марксизма, за что подвергался арестам и ссылке. После отбытия ссылки (1897) поступил в Харьковский технологич. ин-т, к-рый успешно окончил в 1900. Работая инж. в Баку, заслужил репутацию квалифицир. специалиста. Восстановил связи с социал-демократами, организовал типографию, к-рая печатала газ. "Искра". После 2-го съезда РСДРП (1903) кооптирован в чл. Центр. к-та. При расколе между меньшевиками и большевиками К. занял примиренч. позицию, впоследствии перешел на сторону большевиков. К. активно участвовал в подготовке 3-го съезда РСДРП, выступил на нем с отчетом Центр. к-та и был снова избран в его состав. Вернувшись в Россию, продолжал успешную деят-ность в качестве инж. в Петербурге, маскируя ею рев. работу (в т. ч. и по технич. подготовке восстания). В 1908 К. был арестован, но из-за отсутствия улик отпущен на свободу. Выехав за границу, отошел от политич. деят-ности. В качестве инж. сумел выдвинуться в среде берлинской технич. интеллигенции. После Окт. рев-ции К. активно служил новой власти. Он участвовал в Брест-Литов. переговорах, был одним из авторов доп. соглашения с Германией. Возглавлял ЧК по снабжению Кр. армии, был чл. Президиума Верх. Совета нар. х-ва, наркомом путей сообщения. С осени 1919 по просьбе В. И. Ленина сосредотачивается на дипломатич. работе (подготовка Тартуского договора с Эстонией, англо-сов. переговоры). В марте 1921 К. подписывает англо-сов. торг. соглашение, возглавляет сов. представительство в Лондоне. К. участвовал от РСФСР в Генуэзской и Гаагской конференциях, работал наркомом внешней торговли. В ряде выступлений и ст. К. высказывался за демократизацию сов. политич. и экономич. системы, большую открытость по отношению к Западу. В 1924 К. был назначен полпредом в Париж, а в 1925 - в Лондон, где вскоре умер.

Красная девица

КРА́СНАЯ ДЕ́ВИЦА (Душа красная девица, чаще в форме "Красна девица") - типовой персонаж нар. песен. Эпитет "красная", помимо значения "красивая", "прекрасная", в данном сочетании включает еще ряд смыслов, связ. с понятиями добра, высоких нравств. качеств, совершенства и т. д. В большинстве песен К. Д. - героиня, одно из гл. действ. лиц, ей отданы симпатии и сочувствие. К. Д. - это незамуж. девушка, чья-то возлюбл., дочь родителей (тема взаимоотношений с родителями - одна из важных), сестра. Она - предмет чьих-то домогательств, преследования, ее угнетают, заставляют делать выбор против воли. К. Д. наделена глубокими чувствами, страдает, редко счастлива. В песнях о любви отношения с добрым молодцем часто окрашены драматич. обстоятельствами, брак между ними невозможен, К. Д. остается в одиночестве, тоскует, вынуждена идти замуж за немилого. Особый цикл составляют песни, в к-рых К. Д. из-за любви, ревности, по ошибке совершает преступление: поит брата спец. приготовл. зельем, хочет дать "зелье лютое" возлюбл. Песни о переживаниях, судьбе К. Д., ее любви составляют один из самых значит. разделов рус. нар. поэзии. Само словосочетание К. Д. (с краткой формой прилагат.) представляет собой песен. и былин. формулу, идеально укладывающуюся и в первое, и в последнее полустишие былинного стиха.

Красная книга

КРА́СНАЯ КНИ́ГА - список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений всего мира. Виды, включ. в К. К., делятся на исчезающие, редкие, сокращающиеся, неопредел., восстановл. Из зверей и птиц, обитающих на терр. нашей страны, в К. К. внесены: выдра морская (калан), волк красный, тигр, леопард, белый медведь, выхухоль, пятнистый олень, винторогий козел, Кавказ. тетерев, дикуша, краснозобая казарка, дрофа и др.

"Красная Новь"

"КРА́СНАЯ НОВЬ" - первый рус. сов. "толстый" лит.-худож. и науч.-публицистич. ж., изд. в Москве с 1921. Создан при участии В. Ленина. Отв. ред. А. Воронский ставил своей целью сплочение вокруг ж. талантливых писателей, стоявших на платформе сов. власти. Лит.-худ. отделом первонач. руководил М. Горький. Осн. авторами ж. были т. н. писатели-попутчики. В ж. печатались произв. А. Толстого, М. Горького, В. Шишкова, М. Пришвина, "В тупике" В. Вересаева, "Партизаны" и "Бронепоезд 14-69" В. Иванова, "Голый год" Б. Пильняка, "Барсуки" и "Вор" Л. Леонова, "Конармия" И. Бабеля, "Цемент" Ф. Гладкова, стихи В. Ходасевича, М. Волошина, С. Есенина, Б. Пастернака. Н. Тихонова, Э. Багрицкого, В. Маяковского, Н. Асеева и др. В науч.-публицистич. отделе сост. по важнейшим полтич., экономич. и культ. проблемам выступали В. Ленин, М. Фрунзе, Л. Троцкий, К. Радек, Н. Бухарин и др. Лит. критику и публицистику представляли А. Воронский, А. Луначарский, В. Фриче, В. Полонский и др. Одной из задач критич. отдела являлось разоблачение зап. бурж. культуры и эмигрант. прессы. "К. Н." вела полемику с идеями Пролеткульта, с литераторами, группировавшимися вокруг ж. "На посту" и "ЛЕФ". Суть полемики заключалась в разных взглядах на задачи иск-ва в период строительства социализма. Направление ж. в значит. степени определялось ст. А. Воронского, к-рый выступал против сектантства, конъюнктурности и схематизма в лит-ре. После отстранения в 1927 А. Воронского от редактирования ж. в состав редколлегии входили Ф. Раскольников, И. Беспалов, А. Фадеев и др. Ведущим критиком стал В. Ермилов. В 30-е гг. роль "К. Н." в лит. и обществ. жизни резко снизилась, хотя отдел беллетристики сохранял свою роль ("Подпоручик Киже" Ю. Тынянова, "Зависть" Ю. Олеши, "Впрок" А. Платонова, "Голубая книга" М. Зощенко). В 1942 ж. прекратил свое существование.

Красная площадь

КРА́СНАЯ ПЛО́ЩАДЬ - центр. площадь Москвы, примыкающая к Кремлю. Здесь проводятся торжеств. церемонии. Включает все три компонента главной площади: резиденцию, храм и торг. Резиденция - Кремль, стеной к-рого площадь ограничена с запада, с въездом в Кремль через Спасские ворота в одноименной башне (арх. Х. Галоуэй, 17 в.). Храм - расположенный с юга храм Василия Блаженного (Покровский собор,), к к-рому в сов. время перемещен от кремлевской стены открытый в 1818 пам. К. Минину и Д. Пожарскому (скульптор И. Мартос). Перед ним находится Лобное место. Торг - Верхние торговые ряды (ныне ГУМ, арх. А. Померанцев), построенные в 1889-93 в мотивах традиц. рус. зодчества. Хранилищем истории гос-ва Российского, воплощенной в нац. сознании К. П., является сооруженный в 1875-81 Ист. музей (арх. В. Шервуд), архитектура к-рого созвучна кремлевским башням. В 1924-30 построен Мавзолей В. И. Ленина (арх. А. Щусев) - уникальный вариант храма-усыпальницы, служивший одновременно трибуной во время церемоний; за ним у Кремлевской стены находятся могилы виднейших сов. деятелей. Ансамбль К. П., складывавшийся в теч. многих веков, образует выразит. архитектурное единство благодаря верно найденным цветовым сочетаниям - воплощенное в красном кирпиче ист. назв. площади. К. П. считается, наряду с Кремлем, символом России.

Красная площадь. Парад Победы. 1945

Красная площадь. Парад Победы. 1945

Красная строка

КРА́СНАЯ СТРОКА́ - первая строка абзаца рукопис. кн., выделяемая цветом. Далее в печатных кн. перестала выделяться (или раскрашивался только инициал), но назв. строки сохранилось. В наст. время К. С. наз. неполную строку, равноудал. от обоих боковых полей страницы (заглавие подраздела, ст. и т. п.)

Красноармеец

КРАСНОАРМЕ́ЕЦ - воинское звание рядового состава РККА в 1918-46; как персон. воинское звание введено пост. ЦИК и СНК СССР от 22 сент. 1935. В июле 1946 звание К. заменено воинским званием рядовой.

Краснов Ник. Петр.

КРАСНО́В Ник. Петр. (1864-1939) - арх. Род. в крест. семье, окончил Мос. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1885), служил гор. арх. Ялты, с 1911 - арх. Высочайшего двора, с 1913 - акад. АХ. Вел в Крыму стр-во и реставрацию дворцов, в т. ч. Большого Ливадийского в духе неоренессанса - последней по времени создания имп. резиденции (1910-11). С 1922 работал в Белграде (Мин-во финансов, 1926-28, 1938; Мин-во лесных и природ. ресурсов, 1926-29 - одно из самых грандиозных зданий Белграда; интерьеры Старого королев. дворца, 1929-34, гл. обр. в стиле рус. дворцов 17 в.).

Краснов Петр Ник

КРАСНО́В Петр Ник. (1869-1947) - ген. от инфантерии, воен. писатель. Казак станицы Каргинской области Великого Войска Донского. Род. в С.-Петербурге, в семье историка казачества, ген.-лейтенанта Н. И. Краснова. Нач. образование получил дома. В чине вице-унтер-офицера окончил Александровский кадетский корпус в 1887 и I Павловское военное уч-ще в 1889. Из уч-ща в чине хорунжего выпущен в лейб-гвардии Атаманский Е. И. В. Государя Наследника Цесаревича полк 3-й бригады I Гв. кав. дивизии.

В 1891 опубликовал первые рассказы в столичной прессе, а в 1894 - первый сб. рассказов "На озере".

В 1897-98 - нач. конвоя рус. дипломатич. миссии в Абиссинии. В 1901-05 - в военных командировках в Китае, на юж. границах Рос. империи, на фронте в период рус.-японской войны 1904-05. В 1906-07 - командир сотни. В июне 1911 занял должность ком. полка.

Участник 1-й мир. войны. В ноябре 1914 за боевые отличия произведен в чин ген.-майора. Отличился в период Луцкого (Брусиловского) прорыва. Георгиевский кавалер и кавалер Георгиевского оружия (1916). В авг. 1917 произведен в чин ген.-лейтенанта. В период Окт. рев-ции командовал группой войск, наступавшей на Петроград. Был взят в плен, но отпущен. Уехал на Дон. После общедонского восстания в мае 1918 Кругом Спасения Дона избран атаманом Войска Донского, а в авг. 1918 произведен в чин ген. от кавалерии. Ввиду противоречий с А. И. Деникиным 15 февр. 1919 подал в отставку. С 22 сент. 1919 - в списках Сев.-Зап. Добровольческой Армии ген. Н. Н. Юденича, совместно с поручиком А. И. Куприным редактировал газ. "Приневский край". В нач. 1920 - рус. воен. представитель в Эстонии.

По окончании гражд. войны жил в Париже и преимуществ. в Берлине. В 1924-30 - один из рук. военно-политич. конспиративной орг-ции "Братство Русской Правды", занимавшейся боевыми операциями в СССР. Автор более 20 романов и повестей, переведенных на мн. иностр. языки ("Опавшие листья", 1923; "Все проходит", 1926; "За чертополохом", 1929; "Цареубийцы", 1938 и др.). Наиб. известность автору принес роман "От двуглавого орла к красному знамени, 1894-1921", завершенный в 1930, - хроника жизни рус. офицера на фоне трагич. событий предрев. и рев. лет.

В 1941 К. приветствовал нападение Германии на СССР, ожидая неизбежного крушения сов. обществ.-политич. системы. Автор ряда открытых писем на Дон с призывами к вооруж. восстанию против сов. власти (1942), сотрудник Казачьего управления при Политич. отделе Мин-ва по делам вост. оккупированных территорий (1942-43). В дек. 1943 возглавил Управление Дона, Кубани и Терека, а 31 марта 1943 - созданное на его основе Главное упр. казачьих войск. Номинально возглавлял процесс формирования казачьих добровольч. частей в составе Вермахта и Ваффен-СС в 1944-45. Сдался 8 мая 1945 в Вост. Тироле представителям британской армии. 29 мая 1945 выдан в Юденбурге сов. представителям. Повешен по приговору суда. Определением Военной коллегии Верховного суда РФ от 25 дек. 1997 К. отказано в посмертной реабилитации.

Краснов Платон Ник

КРАСНО́В Платон Ник. (1866-1924) - критик, переводчик. Из старинной дворян. донской фамилии. Предки по муж. линии - казачья воен. верхушка; дед и отец еще и воен. писатели; брат - П. Н. Краснов. По образованию - магистр "чистой математики" Петерб. ун-та (1889); служил в Воен. мин-ве, в Мин-ве путей сообщения. После Октября - преподаватель, конторщик на Окт. ж. д. В ж. "Изящная лит-ра" П. И. Вейнберга выступил с пер. из Н. Ленау, Г. Лонгфелло и Т. Мура (1884). В "Журнале Мин-ва народного просвещения" помещал пер. др. поэтов (Овидия, Горация, Катулла, Марциала, особенно Тибулла), письма Сенеки к Люцилию, трагедии Софокла, Эсхила, "Размышления" Марка Аврелия (отд. изд. 1895). Выпустил кн. пер. зап. лириков: Ш. Бодлера, П. Верлена, С. Малларме, Ж. Эредиа, М. Гюйо, А. Мюссе, В. Гюго (1901). В ж. "СПб. жизнь", "Всемирная иллюстрация", "Новый мир" печатал собств. стихи. Ч. наследия К. занимают ст. с критикой системы ср. и высшего образования (ж. "Неделя") и по экономич. вопросам ("Торгово-промышленная газета", "Вестник финансов" и др.). С кон. 80-х гг. широко изв. как критик-эссеист (ст. об А. Толстом, Н. Лескове, А. Чехове, К. Р., мн. др.). Из писателей рубежа веков б. всего К. интересовали "новые поэты" К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, "женская лит-ра" (А. Вербицкая, М. Лохвицкая, Т. Щепкина-Куперник), реалисты горьковского круга - И. Бунин, В. Вересаев, А. Серафимович. Под ред. К. вышло 4-е изд. полного собр. соч. А. Пушкина (1904-12). Последние работы К. относятся к 1910-м гг.

Красногвардеец

КРАСНОГВАРДЕ́ЕЦ - 1) Общее назв. бойцов и командиров красногв. отрядов, отрядов рабочей милиции, боевых дружин в России в 1917-18.

2) Назв. большой дизельной торпедной подводной лодки типа Д-3 ВМФ СССР в 1931-42.

Краснофлотец

КРАСНОФЛО́ТЕЦ - воинское звание рядового состава Кр. армии в 1918-46. Как персон. воинское звание введено пост. ЦИК и СНК СССР от 22 сент. 1935. Для ст. специалистов срочной службы ВМФ в нояб. 1940 установлено воинское звание ст. К. В июле 1946 звания К. и ст. К. заменены воинскими званиями матрос и ст. матрос.

Краснощёковки

КРАСНОЩЁКОВКИ - см. Колокольчики.

"Красноярские столбы"

"КРАСНОЯ́РСКИЕ СТОЛБЫ́" (или "Столбы") - гос. заповедник, организов. в 1925. Расположен вблизи г. Красноярска (сев. граница вплотную подходит к пригор. зоне) на отрогах Вост. Саяна, т. н. Куйсумском хр., к-рый выходит в Красноярскую степную котловину. Пл. 47154 га терр. простирается на 34 км в дл. и до 24 км в шир. по возвыш. водоразделу между рр. Мана и Базаиха, впадающими в Енисей. Рельеф резкопересеченный с узкими долинами рек и ручьев. Часть заповедника, примыкающая к городу и стихийно превратившаяся в нац. парк, выделена в особый экскурс.-туристич. участок пл. 1,4 тыс. га. Именно здесь сосредоточены Столбы - ок. 80 групп скал до 100 м выс., сложенных сиенитами - кристаллич. горн. породой, близкой к граниту. Образовавшись в девоне, они постепенно разламывались и разрушались вследствие выветривания, постепенно окрашиваясь в желтые и красные тона за счет разложения железистых соединений. Мн. скалам даны назв., красноречиво говорящие об их причудливых формах: "Дед", "Крепость", "Беркут", "Баба", "Перья", "Колокольня".

Красноярский театр оперы и балета

КРАСНОЯ́РСКИЙ ТЕА́ТР О́ПЕРЫ И БАЛЕ́ТА - открыт в 1978 в честь 350-летия со дня осн. города. Это первый оперно-балет. т-р в Вост. Сибири. Создателем его балет. труппы и гл. балетмейстером в 1977-81 был Н. Макарьянц. Труппа сформирована из выпускников хореографич. уч-щ Москвы, Ленинграда, Перми, Алма-Аты, Воронежа. Со дня осн. т-ра ведущие танцовщики труппы - Н. Чеховская и В Полушин. В первые сезоны возобновлены классич. балеты: "Лебединое озеро", "Шопениана", "Пахита", "Жизель", "Дон Кихот"; Макарьянцем поставлены спектакли: "Кармен-сюита", "Барышня и хулиган". "Сказка о попе и работнике его Балде", "Спартак", "Щелкунчик". В 1981-84 худож. рук. балет. труппы был В. Бурцев, возобновивший "Баядерку". Впервые на сцене К. Т. О. Б. поставлен балет "Одисея" (1983, композитор А. Геворкян, балетмейстер Р. Ибатуллин). В 1984-91 гл. балетмейстером т-ра был С. Федянин. Его постановки: "Конек-Горбунок", "Сотворение мира", "Ромео и Джульетта", "Тысяча и одна ночь", "Тщетная предосторожность", "Иисус Христос - суперзвезда", концертная программа "Полет и вдохновение". Труппа пополнилась выпускниками Краснояр. хореграфич. уч-ща. Солисты - Н. Шильников, Г. Будько, Л. Волховская, П. Нагорная, Л. Доброжан.

Предыдущая страница Следующая страница