Статьи на букву "К" (часть 16, "КРА"-"КРО")
КРА́СНЫЙ У́ГОЛ (святой, светлый, передний, верхний, старший, первый и др.) - наиболее значимая часть рус. традиционного жилища. Противопоставлен печному (бабьему) углу как чистое (мужское) пространство - нечистому (женскому), христианское - языческому. К. У. всегда располагался по диагонали от печного угла. Диагональ печь - красный угол определяла структуру внутр. пространства жилища. Одним концом (К. У.) она указывала на восток ("на свет"), другим (печной угол) - на запад ("на заход). Если из-за особенностей планировки поселения диагональ отклонялась от этого направления, то обозначала его условно (молились на божницу, расположенную в К. У., покойника клали головой в К. У.). К. У. был освещен более остальных - к нему непосредственно примыкали два окна из трех, имевшихся обычно в избе. В К. У. были сосредоточены объекты, которым придавалась высшая культурная ценность: иконы, священные книги, освященные в храме предметы (четверговая соль, богоявленская вода, пасхальные яйца, свадебные свечи и т. д.), а позже и фотографии умерших членов семьи. Божница (полочка) с этими предметами украшалась вышитыми полотенцами и оформлялась как своего рода окно в другой мир. Когда человек входил в дом, он прежде всего крестился на иконы в К. У. и только после этого здоровался. В К. У. обязательно стоял стол, который уподоблялся церковному престолу. Поведение в К. У. должно было соответствовать поведению в храме. Место за столом в К. У. (под образами) считалось наиболее почетным (его занимал хозяин, священник или почетный гость, а во время свадьбы - новобрачные). В календарных обрядах в К. У. помещали соответствующие обрядовые символы - первый сноп (именинник) и последний (поминальник) по окончании жатвы, горшок с кашей на святки, подвешивали "круг" из бумаги и соломы с призывами прихода весны и появления солнца и т. д. К. У. - основное место совершения всех семейных обрядов - родин, свадьбы, похорон. За столом в К. У. совершалась обрядовая трапеза - кульминационный момент любого обряда, во время которой происходило перераспределение семейной доли (символизируемой хлебом) между всеми членами семьи - как живыми, так и умершими. |
КРА́СНЫЙ УГОЛО́К - советский аналог красного угла рус. избы, спец. выделенное место в пространстве производств. типа, предназнач. для идейно-воспитат. воздействия как средства коммунистич. воспитания. Были первичными центрами агит. работы. К. У. работали под общим рук-вом партийных, профсоюзных, комсомольских орг-ций. К. У. возникли первонач. в казармах частей Кр. армии в 1921. Представляли собой один из свободных углов спальни с портретами вождей рев-ции, фотографиями, лозунгами. Портреты вождей всегда были непременным эл-том убранства К. У., как и абсолютное преобладание красного цвета в их отделке: К. У. оформлялись красным цветом, получившим символику революционности. Под портретами могли быть столики для игр, для писания писем, чтения. К. У. создавались в каждой роте. Затем Политуправление РККА ввело К. У. как отд. комнаты во всех частях в кач-ве места проведения повседневной политико-воспитат. работы. В 1924 войсковые К. У. были переименованы в Ленинские комнаты. Одноврем. под влиянием демобилизованных солдат, особенно комсомольцев, К. У. стали создаваться на гражданских предприятиях и в учреждениях. Решением 13-го съезда РКП (б) К. У. стали обязат. центрами агит. работы. К. У. создавались при небольших предприятиях, мастерских, цехах ф-к и з-дов, при рабочих общежитиях и в многоквартирных жилых домах, учреждениях, впоследствии в совхозах, колхозах, МТС и др. В К. У. протекала вся культ. деят-ность сообщества: на первых порах в К. У. проводились не только чтение газет и антирелигиозная пропаганда, но и настольные игры, и пение, и санитарная, спортивная, самообразоват. работа. Соответств. текущим идейным задачам непрерывно менялись плакаты, призывы, лозунги, картины, стенгазеты. Обычно оформлялись К. У. членами коллектива, для к-рого предназначался уголок. К. У. был также местом получения разнообразной справочной информации по политич., коммунальным, юридич. вопросам. При К. У. организовывались коллективы самодеятельности, приобретался граммофон, причем в 1920-х гг. рекомендовалось покупать не только серьезные пластинки, но и юмористич. рассказы. В деревне на первых порах ограничивались громкими читками газет, беседами и развлечениями, а также справочной работой. Позднее работа культ. просвещения переместилась в дома к-ры, клубы, а К. У. стали местом проведения собраний первичных партийных, комсомольских, профсоюзных ячеек и чтения лекций. В средства оформления К. У. входили портреты вождей и ударников труда данного предприятия, иногда биография В. И. Ленина в картинках и плакаты о достижениях СССР, о бдительности, происках империалистов. На самом последнем этапе существования К. У. в них появились материалы по истории предприятия и даже виды живописной природы родного края, арх. памятников и т. п. |
КРА́СОВ Вас. Ив. (1810-54) - поэт. Сын сельского священника. Закончил дух. уч-ще и неполный курс семинарии в Вологде; в 1830-34 учился в Моск. ун-те, вошел в кружок Н. Станкевича. С 1837 - адъюнкт кафедры словесности Киев. ун-та, в 1840-50-х гг. преподавал в ср. уч. заведениях Москвы. Сотр. "Московского наблюдателя", "Отечеств. записок" и др. Осн. жанры поэзии К. - элегия и романс, она часто ориентирована на лит. образцы (в частности, творчество М. Лермонтова), характеризуется духом самоанализа, нарастающими с годами мотивами одиночества, пессимизма: "Элегия" ("Я скучен для людей"), 1834; "Грусть", 1835; "Свой век я грустно доживаю", 1843 и др. Не чужда К. и "лирика страстей" ("Она", "Стансы Дездемоне" - оба 1840). В нач. 1840-х гг. обращается к стилизациям нар. песни, по манере близким А. Кольцову. Ряд произв. К. положен на музыку П. Булаховым, М. Балакиревым и др. |
КРАСО́ВСКАЯ Вера Мих. (род. 1915) - историк и критик балета. Окончила Ленингр. хореографич. техникум (1933, кл. А. Вагановой), в 1933-41 - артистка т-ра им. Кирова. Позже окончила Ленингр. театр. ин-т (1951), с 1953 науч. сотр., затем проф. ЛГИТМиК. К. написаны 4 т. "Истории рус. балета" (1971-78) и 3 т. "Истории зап.-европ. балет. т-ра" (1979-83), в к-рых собран и проанализирован обширнейший фактич. мат-л. К. принадлежит ок. 300 ст. (первая публ. в 1941), в осн. посвящ. проблемам ленингр. балета, частично собр. в "Статьях о балете" (1967), а также монографии: "Вахтанг Чабукиани" (1956), "Балет Ленинграда" (1961), "Анна Павлова" (1964), "Нижинский" (1974), "Никита Долгушин" (1985). |
КРА́СОТА - обряд. предмет и рит. символ - один из гл. в свадьбе, теснейшим образом связ. с невестой, символизирующий и воплощающий в себе ее девичество и как физич. девственность, и как соц. статус (частичный синоним - "воля"). Матер. воплощение К. очень разнообразно: 1) обряд. деревце (обычно украш., иногда с куклой на верхушке и т. п. - ср. совр. город. обычай украшать куклой автомобиль, везущий новобрачных), его ставят во дворе, на крыльце и т. п., в нек-рых случаях под образа; 2) льняная кудель (видимо, как знак жен. и девичьего занятия - ср. роль прялки и веретена в родильных обрядах с новорожд. девочкой и т. п.); 3) разные виды головных уборов: венок, платок, более сложные уборы, но чаще всего лента или косник (лента в этом случае всегда красная). К. теснейшим образом связана с обряд. действиями над волосами, прической и головным убором невесты. Наиб. показательна в этом смысле лента, к-рую носят только в косе, т. е. только в девичьей прическе, однако трактовка К. (и воли) в песнях не привязана к тому, какое именно матер. воплощение этого символа выбрано в локальном варианте обряда. Судьбе К. посв. множество текстов, гл. обр. это причитания. В них невеста жалуется на то, что К. ее оставляет или у нее К. отбирают; подробно обсуждается, куда следует деть К., или же описывается, куда она идет, и т. д. Термин "К." восходит к тому периоду истории слова "красный", когда оно значило еще "красивый" и не имело цветового значения. Сам параллелизм терминов "красна(я) К." и "красна(я) девица" указывает на это, а слово "красный" выступает в значении "девичий", "девственный" (в рус. фольклоре оно не сочетается со словами "жена", "женщина") и красная лента в косе невесты - символ девичества. В этом цветовом смысле красная К. противопоставляется белой кике - знаку замуж. статуса. Т. о., в деревен. традиции распределение цветов оказалось обратным по сравнению с город., где под европ. влиянием символом девичества стал белый цвет (ср.: европ. значение красного цвета - страсть, грех, даже блуд - под влиянием жены, облач. в красное, в Апокалипсисе). |
КРА́ТКАЯ ФО́РМА - словоизменит. несклоняемая разновидность качеств. прилаг., противопоставл. полным (склоняемым) формам; ср. хороший - хорош, огромный - огромен. К Ф. не имеют категории падежа, но изменяются по числам и родам (в единств. числе), причем окончания К. Ф. подобны соответствующим окончаниям именит. падежа существит.; ср.: коридор пуст (нулевое окончание), девочка больна, молоко полезно, встречи коротки. К. Ф. используются только в роли сказуемого и - гораздо реже - в составе полупредикативных обособл. оборотов, определ. подлежащее; ср. Терек воет, дик и злобен, вихри снежные крутя (Лермонтов). В типичной для прилагат. функции необособл. определения К. Ф. встречаются лишь в устойчивых выражениях и нар.-поэтич. формулах (ср.: "средь бела дня", "на босу ногу", "красна девица"), в к-рых К. Ф. сохраняют утрач. в совр. яз. способность склоняться. Наличие К. Ф. наряду с полной формой (исторически восходящей к сочетаниям К. Ф. с указат. местоимениями) является одним из осн. признаков, отличающих качеств. прилагат. от относит., употребляющихся только в полной форме; ср.: каменный, городской, березовый. К. Ф. есть не у всех качеств. прилагат. (ср.: злющий, дружеский, старинный), в то же время нек-рые из них не имеют полных форм (ср.: рад, должен). При наличии у прилагат. обеих форм употребление К. Ф. обязательно или предпочтительно в высказываниях, имеющих обобщ. характер (ср.: жизнь прекрасна; дети любознательны; такие разговоры бесполезны), либо, напротив, при обозначении признака, проявляющегося в конкр. момент времени, при определ. условиях (ср.: добр к детям, похож на мать, полезен для здоровья). Возможно и синонимич. употребление К. Ф. и полной формы (ср.: "Наш ребенок очень любознателен / очень любознательный"). К. Ф. есть также у страдат. причастий (ср.: построенный - построен), но у них в предикативной позиции употребляются только К. Ф. Лит.: Шведова Н. Ю. Полные и краткие формы имен прилагательных в составе сказуемого в современном русском литературном языке // Учен. зап. МГУ. 1952. Вып. 150; Богуславский А. О кратких и полных формах прилагательного в сказуемом // Рус. яз. в шк. 1964. № 1; Шелякин М. А. Имя прилагательное // Лопатин В. В. и др. Современный русский язык: Теорет. курс. Словообразование. Морфология. М., 1989. |
КРАЧКО́ВСКИЙ Игн. Юлианович (1883-1951) - востоковед-арабист; действ. чл. АН (с 1921). Род. в Вильно (Вильнюс), в семье местного археолога и этнографа, дир. Учительского ин-та. Окончил в 1905 ф-т восточных яз. Петерб. ун-та, специализируясь в обл. араб. филологии и абиссиноведения. После сдачи магистер. экзамена был командирован ун-том в араб. страны (Ливан, Сирия, Палестина, Египет), где пробыл с 1908 по 1910. По возвращении зачислен приват-доцентом Петерб. ун-та, в к-ром и преподавал до кон. жизни (с 1921 - в должности проф.; с 1944 - зав. кафедрой араб. филологии). В 1915 защитил магистер. дисс. С 1916 - науч. сотр. Азиат. музея (впоследствии - Ин-та востоковедения) АН. Преподавал также в Петрогр. ин-те живых восточных яз., Гос. ин-те истории иск-в, состоял действ. чл. НИИ сравнит. истории яз. и лит-р Запада и Востока им. А. Н. Веселовского. 22 июля 1922 арестован ГПУ по вымышл. обвинению в шпионаже; освобожден 12 янв. 1923; в заключении занимался пер. Корана. Всего за годы науч. деят-ности опубл. б. 500 кн., ст., пер. и заметок, посв. истории араб. лит-ры (др. и совр.), рус.-араб. лит. связям, иссл. араб. источников по истории народов СССР, араб. рукописям в отеч. и заруб. книгохранилищах, а также истории арабистики. В годы блокады Ленинграда являлся пред. комиссии Президиума АН СССР по управлению ее учреждениями в осажд. городе. Как автор науч.-популяр. кн. "Над арабскими рукописями" (выдержавшей неск. изд. и перевед. на ряд иностр. яз.) удостоен Гос. премии (1951). Соч.: Избранные сочинения: В 6 т. М.; Л., 1955-1960; Коран / Пер. и коммент. И. Ю. Крачковского. М., 1963. (2-е изд. - М., 1986). |
КРЕЙНО́ВИЧ Ерухим (Юрий) Абр. (1906-85) - лингвист, этнограф. В 1923-26 - студент этнографич. отделения географич. ф-та ЛГУ; в 1926-28 - в науч. командировке и на практич. работе на о-ве Сахалин, где собрал у нивхов оригин. лингв. и этнографич. мат-л. После возвращения - в аспирантуре ЛГУ. В 1929-31 работал также в Музее антропологии и этнографии (МАЭ). В 1931-32 по заданию МАЭ и Ин-та народов Севера (ИНС) собирал мат-л среди амурских нивхов. С 1932 - сотр. науч.-иссл. ассоциации при ИНС, рук. группы палеоазиат. яз. В 1937 в составе большой группы сотрудников ИНС был арестован, в янв. 1938 осужден на 10 лет. В лагере (на Колыме) подготовил работу "Юкагирский яз.", к-рую после освобождения защитил в 1948 в качестве кандидат. дисс. В июле 1947 - дек. 1948 жил в г. Луга, занимаясь обработкой своих науч. мат-лов. В дек. 1948 арестован повторно и выслан в Красноярский край, где работал фельдшером, но продолжал обрабатывать мат-лы по юкагир. яз., изучал связи нивх. яз. с тунгусо-маньчжур. яз. В окт. 1955 реабилитирован. С марта 1956 вплоть до кончины работал в Ин-те языкознания АН СССР (Ленинград). В 1972 защитил докт. дисс. Продолжал исследоват. работу в обл. лингвистики, этнографии. Активно участвовал в деят-ности Восточной комиссии Географич. об-ва СССР. Соч.: Очерк космогонических представлений гиляков о-ва Сахалина // Этнография. 1929. № 1. С. 78-102; Нивхский (гиляцкий) язык // Языки и письменность народов Севера: Ч. 3. Языки и письменность палеоазиатских народов. М.; Л., 1934. С. 181-222; Юкагирский язык. М.; Л., 1958; Нивхгу: Загадоч. обитатели Сахалина и Амура. М., 1973. |
КРЕ́ЙСЕР - тип боевого судна многоцелевого назначения. В рус. флоте собств. имя "К." в 18 - 1-й трети 19 в. последовательно носили 3 фрегата. "К." при закладке в 1869 был назв. также 1-й рус. броненосец "Петр Великий". Развитие кл. К. в рус. флоте определялось соперничеством с Англией, в борьбе с к-рой рус. командование делало ставку на подрыв ее мор. торговли и нанесение ударов по отдал. брит. владениям в Тихом океане. Зарождение крейсер. доктрины рус. флота относится к завершающему периоду Крымской войны. В 1870 в России заложены "полуброненосные фрегаты" "Генерал-адмирал" и "Герцог Эдинбургский", представлявшие собой первые в мире броненосные К. Назв. К. впервые было присвоено судам "Европа", "Азия", "Африка", переоборудов. из амер. пароходов в ходе "секретной эксп." в США в 1878, а также построенному там же "Забияке". В 1886 построены первые рус. броненосные К. "Витязь" и "Рында". По классификации 1892 все прежние фрегаты, корветы и клипера переименовывались в К., делившиеся в зависимости от водоизмещ. на 2 ранга, тогда же был введен ранг минного К. По классификации 1907 деление на ранги отменялось, минные К. переквалифицированы в эсминцы. С появлением накануне 1-й мир. войны кл. линкоров в дополнение к ним началось стр-во линейных К. В 1913 рус. линейные К. достроены не были. Во время 2-й мир. войны К. подразделялись на тяжелые и легкие, возник также тип К. ПВО. В совр. флотах получили развитие типы противолодочного К., ракетного К., авианесущего К., атомного подводного К. |
КРЕМЛЬ (детинец, град) - род крепост. сооружения: крепость др.-рус. города, в к-рой располагался обществ. и администрат. центр и, возможно, связ. с ней местная топограф. особенность. Обычно объясняется из др.-рус. "К." и производного "крем(ь)никъ" в значении "крепость внутри города". Параллели термину в балт. яз. создают неоднознач., но выразит. семантич. набор мотивов называния: по принципу изолированности; по форме терр. (К. часто строились на мысах, образов. острым углом двух рек); по внеш. виду крепости (первонач. вид - частокол из остро отесанных вверху бревен); по назв. самого места в устье реки и т. д. К. строился на возвышении, с использованием естеств. возможностей рельефа. К естеств. преградам (река, озеро) в оборон. целях добавлялись искусств. рвы. На терр. К. воздвигались храмы, княж. дворец, бояр. хоромы. Назв. "К.", включающее эти признаки (зафиксиров. или допускаемые), прилагалось к крепостным сооружениям ряда рус. городов. Одни из древнейших - К. Новгорода, Москвы, Пскова, Коломны, Смоленска. Впервые в летописи упоминается под 1331: "…бысть пожаръ на Москве, погоре город Кремль". Лит.: Тверской Л. М. Русское градостроительство до конца XVII в. Л.; М., 1953. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
КРЕНДО́ВСКИЙ Евграф Фед. (1810 - после 1853) - живописец и акварелист. Представитель венециановской школы. Первонач. образование получил в Арзамасской школе живописи А. В. Ступина. В 1830-35 обучался в Петербурге у А. Г. Венецианова и одновременно посещал рисов. кл. АХ. В 1839 получил звание свободного художника ("живописи портретной"). С кон. 1830-х гг. жил на Украине. В картине "Сборы на охоту" (1836) представил характерную для венециановцев сцену в интерьере, естественно передав атмосферу раннего утра; тонко найдены силуэты и соотношение фигур, колорит, в к-ром отд. цвета объединены смягчающим их холодным светом. Повыш. интерес к чертам и характерным образам окружающего мира проявился в полотне "Площадь провинциального города" (40-е гг.). Создал ряд. портретов (миниатюра с портретом детей Капнист, 1848). Непосредственность наблюдений, новизна мотивов связывают творчество К. с реалистич. исканиями. Лит.: Савинов А. Н. Е. Ф. Крендовский // Русское иск-во: Первая половина девятнадцатого века. М., 1954. |
КРЕНИ́ЦЫН Петр Куз. (1728-70) - мореплаватель, исследователь Алеутских о-вов. Мор. офицер. В 1764-70 возглавлял эксп., к-рая в 1768 вышла из устья р. Камчатки, обследовала о-ва Умнак, Уналяску, Унимак, зап. ч. побережья Аляски, произвела астрономич. определения. В 1770 К. утонул в р. Камчатке. В 1771 мат-лы эксп. были доставлены в СПб. его пом. М. Д. Левашовым. В 1777 на их осн. была составлена карта Алеутских о-вов. Именем К. назв.: пролив между о-вами Онекотан и Харимкотан (Курильские о-ва), вулкан и мыс на о-ве Онекотан и о-ва в группе Лисьих. |
КРЕПОСТНИ́ЧЕСТВО - в большинстве стран Европы последняя и наиб. жесткая форма феод. зависимости крестьянина с максим. ограничением его полит. и гражд. прав. В России К. наступило позже, чем в странах Зап. и Центр. Европы. В кон. 16 в. с отменой Юрьева дня ликвидируется право крестьян. перехода, Соборное Уложение 1649 полностью прикрепляет владельч. крестьян к земле. При этом крестьяне сохраняют изв. личные и имуществ. права, их жизнь охраняется законом и т. п. Значит. ч. рус. крестьянства (Север, Сибирь) не знала К., находясь в непосредств. зависимости от гос-ва. По мере разложения феод. отношений К. оказывало все б. тормозящее влияние на ход обществ. развития. Крепост. право в Росси было отменено в 1861. |
КРЕПОСТНЫ́Е СООРУЖЕ́НИЯ - система укреплений (стены, рвы и т. п.), созд. для защиты определ. терр. (города, резиденции) от внеш. нападения. Первонач. возводились из земли и дерева, впоследствии из камня. Один из важнейших эл-тов архитектуры антич. и ср.-век. городов. С развитием городов К. С. нередко вписывались в ансамбль этих городов, последовательно отделяя радиальными кольцами разл. р-ны застройки. Помимо защиты локальных объектов известны К. С., обороняющие большие терр. (Римские валы, Великая Китайская стена). В рус. архитектуре складывается нац. вариант К. С. - кремли, сохранившиеся во мн. старых городах (Москве, Смоленске, Коломне и т. д.) и определяющие их планировку и внеш. облик. В 15-17 вв. в погранич. р-нах Рус. гос-ва строились т. н. "остроги" - дерев. укрепления, соедин. между собой сплошной стеной. В 18 в. в связи с повсеместным распространением огнестрельного оружия, артиллерии К. С. утрачивают свое предназначение как средства защиты. В 19-20 вв. разрабатываются новые типы оборонит. сооружений. В наст. время К. С. - пам. антич. и ср.-век. архитектуры (остатки рим. К. С. в г. Колчестер, Великобритания; др.-рус. детинцы-кремли Новгорода, Пскова, Смоленска, Москвы). |
КРЕСТИ́НЫ - назв. церк. обряда крещения и сопровождающих его фольклорных обрядов. В отличие от родильных обрядов, где ч. действий обращена не столько на ребенка, сколько на родителей, особенно мать, в крестинах гл. "герой" обряда - ребенок. Родители часто даже не сопровождают ребенка в ц. Это именно его инициация, после к-рой он рождается в соц. и дух. смысле, т. е. становится чл. коллектива дер., общины и коллектива христиан (православных), получает человеч. и христиан. имя. Ребенок, умерший до крещения, считался "заложным" покойником, таких детей хоронили в особых выморочных местах. Имя ребенку в давней слав. традиции давалось в честь кого-то из умерших родственников (на еще б. архаич. срезах культуры этот обычай подразумевал "воскрешение" покойника в лице нового носителя того же имени), впоследствии его стали выбирать по святцам (в пределах 8 дней до или после дня рождения). В процессе выбора имени непременно участвовали крестные родители, кое-где также и повитуха. В ц. младенца везли крестные родители. Т. о., с первых дней своего существования чел. оказывался связ. рит. родством с повитухой и с крестными. Особыми обрядами сопровождалась отправка, если предыдущий ребенок умер (и тем б. если умерли неск. детей). Крестным в этом случае приглашался "первый встречный" (его находили на перекрестке или шли прямо к ц., рассчитывая встретить по дороге; встречный выступал как посланец судьбы, Бога). После церк. крещения устраивался крестинный обед, на к-ром заправляет повитуха. Повсеместно бытуют действия, направл. на благополучие ребенка. Крест. обряды кое-где сопровождаются спец. песнями. |
КШСТНЫЕ РОДИ́ТЕЛИ - крестный отец, крестная мать (синонимы - божат, божатка, кока) - вид рит. родства, мужчина и женщина, заменяющие родителей ребенка в обряде крещения. Эта замена оказывается необходимой, т. к. настоящие родители, как правило, в ц. на крестины не идут, а дожидаются дома. Даже если родители при крещении присутствуют (в город. обряде), от свящ. после купели ребенка принимают К. Р., отсюда еще одно их офиц. название - восприемники. Оно, несомненно, ассоциируется с родильной терминологией (принимать ребенка, принимать роды), тем б. что в крестинах К. Р. и повитуха выполняют гл. роли. Функции К. Р. определяются так: "поручиться перед ц. за веру крещаемого и по крещении принять его под свое попечение для утверждения его в вере". Вообще считается, что К. Р. выступают как посредники между родителями и общиной, санкционируют прием ребенка в общину. В любом случае К. Р. вступают в рит. родство с крестником и берут на себя определ. обязательства: они играют особую роль в последующих обрядах, через к-рые проходит крестник (постриги, свадьба), участвуют в его воспитании (не только дух., но и светском), обязаны помогать ему, если он осиротеет. В город. традиции характерен обычай делать подарки крестнику на именины. Каковы бы ни были родств. отношения между крестными и кровными родителями (а также между самими К. Р.), но, совершив обряд, они и между собой вступают в рит. родство - все они становятся кумами друг другу. Рит. родство при этом настолько значимо, что те, кто вместе крестили детей (т. е. кум и кума), не могут вступать в брак между собой. Выбор К. Р. в разных местах, в деревне и в городе, определялся своими правилами. В одних случаях на эту роль приглашали ближайших родственников, напр. брата матери, сестру отца и др. или любых родственников, соседей, знакомых. По др. сведениям, наоборот, К. Р. не должны были состоять в родстве с крестником. Особый случай выбора крестного отца - случайный выбор: если 1-й ребенок умирал, то в качестве крестного ко 2-му приглашали первого встречного (шли на перекресток или же прямо в ц. и первого встречного звали крестить); такой крестный назывался "божий кум" и рассматривался, судя по названию и по аналогии с др. обрядами, как божий посланец. |
КРЕСТОВИ́К - название полновесного серебр. рубля, чекан. Петром I, Петром II и Павлом I, по монограмме, составл. в виде креста из нач. букв им. царя и римской цифры I. |
КРЕСТО́ВСКИЙ Вс. Вл. (1840-95) - писатель. Принадлежал к старинному дворян. роду. Учился на ист.-филол. ф-те Петерб. ун-та (1856-57), где подружился с Д. И. Писаревым. С 1857 сотрудничал в разл. периодич. изд. как поэт, автор психологич. пов. и очерков из петерб. быта. Широкую известность К. принес ром. "Петербургские трущобы" (1864-66), к-рый критика не без оснований расценила как подражание "Парижским тайнам" Э. Сю. Авантюрный сюжет составил также осн. дилогии К. "Кровавый пуф" ("Панургово стадо", 1869; "Две силы", 1874) - антинигилистич. ром. с "польск. интригой". В 1868 К. поступил на воен. службу, участвовал в рус.-тур. войне, служил секртарем при эскадре ген.-адъютанта С. С. Лесовского (1880), участвовал в посольствах в Бухару и Хиву ген.-губернатора Туркестана М. Г. Черняева (1882) и т. д. С 1892 - ред. официозного "Варшавского дневника". В 1870-80-х гг. К. написал множество воен. корреспонденций, пов. и рассказов на воен. темы, в т. ч. ром. "Вне закона" (1873) и откровенно антисемит. трил. "Тьма египетская" (1881-88), "Тамара Бендавид" (1889-90), "Торжество Ваала" (1891-92). |
КРЕСТО́ВЫЕ БРА́ТЬЯ, СЁСТРЫ - вид побратимства (посестримства), т. е. рит. родства между людьми одного поколения (как правило, без привлечения др. "родственников", как в случае "крестного родства"); при заключении этого родства обмениваются нательными крестами (воплощающими осн. сущность человека как христианина - ср. роль кольца). В эпосе побратимство и обмен крестами часто происходят во время поединка как условие его бескровного исхода. Так, в былине К. Б. оказываются Добрыня и Алеша (им напоминает об этом Илья Муромец, чтобы примирить их в сюжете о неудавшейся женитьбе Алеши на жене Добрыни). Характерно, что др. родство, заключаемое в такой же ситуации, - это брак в случаях, когда безымянный богатырь оказывается женщиной. Меняются крестами (и вешают кресты на дерево) и при обряде кумления в русальской (троицкой) обрядности, в к-рой участвуют и венки - также характерные "замены" индивидуальности человека. Сам термин "кумство", "кума" тесно связан с обрядом крещения, результатом к-рого становится крестное родство - в т. ч. и среди людей одного поколения: крестные братья и сестры, а также кумы и кумовья в обычном смысле слова. Взаимосвязи терминологии крещения (кум, кума, крестные братья, сестры) и побратимства, кумления (кума, К. Б. и С.) доходят иногда до полного неразличения, так что разграничение "крестные" - братья, сестры по крещению, крестовые - побратимы, по обмену крестами - это скорее тенденция, нежели строгое противопоставление, во всяком случае в диалектах "крестовый" часто может употребляться в значении "крестный" (относящийся к крещению), обратное употребление, по всей видимости, не встречается. Лит.: Веселовский А. Н. Генварскии русалии и готские игры в Византии // Веселовский А. Н. Разыскания в области русских духовных стихов. СПб., 1889. Вып. 5; Топоров В. Н. О "Крестовых сестрах" А. М. Ремизова: поэзия и правда: Ст. первая // Биография и творчество в русской культуре нач. XX в.: Блоковский сб. IX. Тарту, 1989. (Учен. зап. Тартуск. ун-та; Вып. 857); То же. Статья вторая // Функционирование русской литературы в разные исторические периоды: Тр. по рус. и славян. филологии. Литературоведение. Тарту, 1988. (Учен. зап. Тартуск. ун-та; Вып. 822); Федотов Г. П. Стихи духовные: Рус. нар. вера по духов. стихам. М., 1991. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
КРЕ́ЧЕТОВ Фед. Вас. (ок. 1744-1801) - издатель-просветитель, разночинец. Анонимно и без цензурного разрешения К. выпустил проспект книгоизд-ва "Открытие нового издания... души и сердца пользующего. О всех и за вся и о всей, или Российский патриот и патриотизм" (1787), в к-ром перечислялись кн., намеч. им к изд. Проспект был конфискован. Это первое в России конфисков. и уничтож. библиограф. изд. К. был привлечен к ответственности, в 1793 арестован, бессрочно заключен в Шлиссельбургскую крепость. Освобожден по приказу Александра I 22 марта 1801. |
КРЕЩЕ́НИЕ ГОСПО́ДНЕ - один из двунадесятых праздников РПЦ, отмечаемый 6 (19) янв. Установлен в память описанного в Евангелиях крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем в р. Иордан. Др. назв. - Богоявление - происходит от того, что согласно Евангелиям во время крещения Иисуса на него сошел Дух Святой в виде голубя Впервые упоминается Климентом Александрийским (ум. ок. 215). До 4 в. включит. он замещал для вост. христиан римский по происхождению праздник Рождества Христова (25 дек.). После принятия Востоком римского праздника Рождества Христова смысл торжества Богоявления сосредоточился на крещении (букв. "омовении") Иисуса Христа в Иордане. С К. Г. связан обряд "великого освящения воды в Иордане", к-рый чаще всего совершается в проруби в естеств. водоемах или в храмах. Духовенство зачастую называет К. Г. "праздником просвещения", поскольку именно после своего крещения Христос начал "просвещать" людей. Время праздника К. Г. в России обычно совпадает с морозами, называемыми потому "крещенскими". Завершая собой святочный период, К. Г. является в нар. сознании веселым "зимним" праздником, окруженным разл. ритуалами и приметами: "Раз в крещенский вечерок / Девушки гадали: / За ворота башмачок, / Сняв с ноги, бросали..." (В. А. Жуковский. "Светлана"). В старину день К. Г. именовался в народе "Водокрещи" или просто "Иордань", по названию проруби на реке. После ее освящения многие бросались в ледяную воду, особенно безудержные весельчаки, предававшиеся традиционным "национальным излишествам" на святочных играх и теперь желавшие столь радикальным методом разом смыть с себя все грехи. Лит.: Туркин И. Праздник К. Г. или Богоявление. СПб., 1905; Дмитриевский А. А. Праздник Богоявления на реке Иордане и в св. граде Иерусалиме. 2-е изд. М., 1994. |
КРИВИ́ЦКИЙ Вальтер Германович (наст. имя и фам. Самуил Гершевич Гинзберг) (1899-1941) - сов. разведчик, капитан Госбезопасности. Род. в семье торг. служащего в Подволоческе (Австро-Венгрия). Чл. коммунистич. партии с 1919. Владел польск., рус, нем., франц., итал., голл. языками. В 1918-21 - на нелегальной парт. работе по линии Коминтерна в Австрии и Польше. С 1921 - сотр. IV (Разведыват.) управления Штаба РККА. Награжден орденом Боевого Красного Знамени и почетным оружием. С 1931 в Иностр. отделе (ИНО) ОГПУ. В 1934 зам. дир. ин-та военпрома. В окт. 1935 направлен в Голландию руководить нелегальной резидентурой ИНО. Осенью 1937, получив указание вернуться в СССР, попросил полит. убежища во Франции, затем в США. Опубл. ряд ст., разоблачающих сталинский режим. Выдал сотрудникам англ. разведки ок. 100 имен сов. разведчиков в странах Зап. Европы. В 1941 покончил жизнь самоубийством. По др. версии, убит в Вашингтоне сов. органами безопасности. |
КРИ́ВИЧИ - одна из крупных групп ср.-век. нас. Вост. Европы. Впервые упоминается рус. летописью среди др. слав. и неслав. племен. Происхождение этнонима обычно связывается с им. литов. жреца (родоначальника) Криве. Из рус. заимствовано лат. krievs - "русский", Krievija - "Россия". По летописи, терр. обитания - "на верхъ Волги и на верхъ Двины и на верхъ Днепра, их же градъ есть Смоленскъ". Как данники варягов упоминаются под 859. Участвуют в воен. походах кн. Олега (882, на Киев; 907, на греков) и кн. Игоря (914, на греков), в стр-ве южнорус. порубежных городов (988). Кривическими в 12 в. именовались и полоцкие князья. Археологич. соответствием летописным К. является археологич. культура 1-й пол. 1 тыс. н. э. длинных курганов Верх. Поднепровья и Подвинья и сопредельных р-нов. Назв. дано по валообразной форме погреб. сооружений (до 100 м длиной), содержащих по неск. разноврем. захоронений по обряду сожжения. Этнич. принадлежность К. 8-9 вв. остается неясной (славяне, балты, балто-славяне). |
КРИВОПОЛЕ́НОВА Мария Дм. (1843-1924) - знаменитая сказительница. Крестьянка дер. Шотогорка на р. Пинеге в Архангельской губ. Впервые записи от нее сделал в 1900 А. Д. Григорьев (изд. "Архангельские былины и исторические песни". М., 1904), затем - в 1915 О. Э. Озаровская (изд. "Бабушкины старины". М., 1916, 1922). По инициативе последней были организованы выступления К. в Москве, прошедшие с исключит. успехом: на слушателей особенное впечатление произвели артистичность исполнения, живость и непосредственность, обаяние в общении с аудиторией. В обычной обстановке исполнение былин К. отличали строгость, сдержанность. В ее репертуаре - классич. былины, ист. песни, баллады, дух. стихи, небылицы (скоморошины), сказки. От К. записана былина "Вавило и скоморохи", уник. не только по сюжету, но и по стиху: двусложное (жен.) окончание вместо обычного трехсложного (дактилич.). Исследователи, склонные находить в ист. формах фольклора следы скоморошества, считают К. наследницей скоморошьего иск-ва. |
КРИВОШЕ́ИН Ал-др Вас. (1857-1921) - статс-секр., гофмейстер, чл. Гос. совета. Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та. По инициативе изв. предпринимателя и мецената С. И. Мамонтова был назначен юрисконсультом Сев.-Донецкой железной дороги. С 1884 служил по Мин-ву юстиции. С 1896 - в переселенч. управлении, сначала в качестве пом. нач., затем исполняющего обязанности нач., а с 1904 - нач. В 1905 - товарищ главноуправляющего землеустройством и земледелием. Деятельно участвовал в заселении и освоении Сибири. В 1906 - товарищ мин. финансов. В 1908-15 - главноуправляющий землеустройством и земледелием, был одним из ближайших соратников П. А. Столыпина. Находился в родств. связях с влият. представителями моск. купечества, в частности с семьей Морозовых. После Февр. рев-ции стал одним из дир. мануфактуры "Савва Морозов Сын и Ко". После Окт. рев-ции вошел в состав "Правого центра", стал товарищем пред. совета "Гос. объединения" России. В 1918 нелегально, с фальшивым паспортом, уехал на Украину, участвовал в создании широкого антибольшевист. фронта. В нач. 1920 заведовал продовольств. снабжением тыла у А. И. Деникина. После Новороссийской катастрофы эвакуировался в Константинополь, затем перебрался в Париж, однако в апреле 1920 откликнулся на предложение П. Н. Врангеля приехать в Крым, где возглавил Пр-во Юга России. Организовал работу пр-ва, следствием чего явилось дипломатич. признание последнего Францией в 1920. Автор земельной и волостной реформ, не заверш. ввиду оставления белыми Крыма. В нояб. 1920 эвакуировался из Крыма в Константинополь. 28 окт. 1921 скончался в Берлине. |
КРИ́ГЕР Викторина Вл. (1893-1978) - балерина. Окончила Моск. театр. уч-ще в 1910 (кл. В. Тихомирова). В 1910-20, 1925-48 артистка Большого т-ра. Среди ее партий: Сванильда ("Коппелия"), Лиза ("Тщетная предосторожность"), Царь-девица ("Конек-Горбунок"), Китри ("Дон Кихот"), Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Тао Хоа ("Красный цветок"), Фея Карабос ("Спящая красавица"), Мачеха ("Золушка"). В 1920-23 К. гастролирует за границей, в т. ч. с труппой А. Павловой в США, с 1923 активно концертирует по городам страны. В 1929-39 балерина и руководитель моск. Худож. т-ра балета, в к-ром танцует Лизу ("Соперницы"), Жанну ("Карманьола"), Зарему ("Бахчисарайский фонтан") и др. К. - виртуозная классич. танцовщица властного темперамента, ее неск. размашистый танец был напорист и азартен. В ее интерпретации даже классич. партии наполнялись ритмом новых времен. С 1926 К. активно выступает в печати, в 1930 выпустила кн. "Мои записки"; в 1955-62 - зав. музеем Большого т-ра. |
КРИЖА́НИЧ Юр. (ок. 1618-83) - слав. ученый-энциклопедист, писатель. Хорват. Получил богослов. образование в Загребе, Болонье, Риме. В 1642 защитил доктор. дисс. в Риме. Был свящ.-миссионером, состоял на службе Ватикан. конгрегации пропаганды веры. Много путешествовал по Европе; пропагандировал идею "слав. единства". В поисках конкретных путей культ. и политич. возрождения славян предлагал, в частности, унию православ. и католич. церквей. Гл. роль в сплочении славян отводил Рус. гос-ву, к-рое посетил впервые в 1647. Прибыв в Москву в 1659, по неизв. причине был сослан в 1661 в Тобольск. В 1676 получил разрешение выехать из России. К. владел шестью яз., занимался философией, историей, политэкономией, эстетикой, музыкой, историографией, богословием и др. Большинство его соч. было опубл. лишь в 19 в. В соч., напис. в ссылке - "Политика" (1663-67), "Об Божием смотрению" (1666-67), "Толкование исторических пророчеств" (1674), подвергнуты критике разл. стороны жизни совр. К. рус. об- ва и выдвинута программа преобразований в Моск. гос-ве, осн. на анализе экономич. положения и внутр. политич. обстановки. В 1678 постригся в монахи в доминикан. ордене в Вильно, где получил имя Августин, под к-рым и написал свое изв. соч. "История о Сибири...". Погиб при осаде Вены тур. войсками. |
КРИТИ́ЧЕСКИЙ РЕАЛИ́ЗМ - термин, утвердившийся в сов. лит-ведении для обозначения реалистич. лит-ры от 1840-х гг. до 1917. Его истоком можно считать цикл ст. Н Чернышевского "Очерки гоголевского периода русской литературы" (1855-56), согл. к-рому лит-ра 1840-50-х гг. явилась наследницей гоголевского "отрицат." (т. е. критич. по отношению к действительности) периода рус. лит-ры. Критич. пафос рус. лит-ры 2-й пол. 19 - нач. 20 в. и признавался за гл. основание ее прогрессивности. Выражение "К. Р." было введено в лит. обиход М. Горьким. |
КРИЧИ́НСКИЙ Степ. Самойлович (1874-1923) - арх. Автор б. 20 зданий в СПб. и провинции, участвовал в стр-ве рус. ц. в Виши. Виртуозно сочетал достижения модерна с историческим стилями, работая в широком диапазоне от протоконструктивизма до тонких стилизаций. Важнейшие постройки: особняк художника П. Е. Щербова в Гатчине (1910-11) - эталон частного дома в сев. модерне; Соборная мечеть в СПб. (1909-20) - синтез среднеазиат. традиции с сев. модерном; дом эмира Бухарского в СПб. (1913-14) - синтез восточных и ренессансных реминисценций в архитектуре многоквартирного дома; дворец Е. А. Воронцовой-Дашковой в Шуваловском парке (Парголово под Петербургом, 1916) - образец неоклассицизма ретроспективист. направления, вдохновленного зданиями классич. эпохи (не достроен: интерьеры не оформлены). Гл. вкладом К. в рус. культуру являются его постройки в неорус. стиле: Федоровский собор в память 300-летия Дома Романовых (перестроен в завод) и ц. св. Николая Мирликийского (не сохр.) в Петербурге (1913-15) и особенно Федоровский городок в Царском Селе (1913-14), соединивший в архитектуре своих зданий разл. местные стили традиц. рус. зодчества и являющийся образцом нац. культуры, - итог творч. исканий неск. поколений рус. художников и арх. Он был задуман как программный - но этой программе не суждено было осуществиться. Лит.: Бадялов А. Г. Петербургский зодчий С. С. Кричинский // Вопросы истории, теории и практики архитектуры: Межвуз. сб. тр. Л., 1985. |
КРОВА́ВЫЙ НАВЕ́Т - обвинение иноконфессионального меньшинства в использовании в тайных ритуалах человеческих жертв, в частности, крови. В первые века н. э. жертвами К. Н. были христиане, в средние века - катары и вальденсы. Наиб. распространенный тип К. Н. - обвинение евреев в употреблении крови христианских детей для тайных ритуалов, например, для приготовления пасхальной мацы. Первый К. Н. возник в 1235 в Германии и тогда же германский император и римский папа выступили с опровержением этих обвинений как абсолютно необоснованных. Римская курия впоследствии неоднократно издавала буллы, разоблачающие К. Н., тем не менее он постоянно возникал по всей Европе вплоть до нач. 20 в. К. Н. неоднократно провоцировал еврейские погромы. Дети, якобы погибшие от рук евреев, становились источником местных культов. Аналогичные по смыслу обвинения предъявлялись евреям и в мусульманских странах. В России К. Н. возникает в 1799 (Сенненское дело). В 1817 повелением Александра I было запрещено принимать к судебному рассмотрению обвинения евреев в ритуальных убийствах, однако это повеление было нарушено в 1825 "Велижским делом", которое расследовалось под личным надзором Николая I вплоть до 1837 и закончилось оправданием подследственных. К. Н. сопровождал всю историю евреев в Рос. имп. (Тельшевское, Саратовское, Кутаисское, Таркинское дела). На всех процессах обвиняемые были оправданы. Итогом этих процессов стало знаменитое "Дело Бейлиса" (1911-13) в Киеве, в к-ром обвинямый был также оправдан. |
КРОВОПУ́СКОВ Викт. Ал. (род. 1948) - фехтовальщик, з. м. с. СССР (1976). Первый в истории сов. фехтования победитель двух индивид. Олимп. турниров. Четырехкратный олимп. чемпион (1976, 1980) в фехтовании на саблях (личное и командное первенство). Чемпион мира 1974-75, 1979, 1985 в командных соревнованиях, чемпион мира 1978, 1982 в личных соревнованиях. Обладатель Кубка мира 1983, Кубка европ. чемпионов 1984, 1985 (командные соревнования Кубка СССР 1980, 1983, 1984 (личные соревнования). Неоднократный чемпион СССР 1976-1986 в личных и командных соревнованиях. В 1979 признан Междунар. федерацией фехтования лучшим саблистом мира. |
КРОЛЕ́НКО Ал-др Ал-др. (1889-1970) - изд. и книговед. Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та (1912). В 1920-21 заведовал библиотечным сектором политотдела Петроград. воен. округа, одновременно сотрудничал в изд-ве "Наука и школа". В дек. 1921 стал заведовать изд-вом науч. об-ва Петроград. ун-та "Academia". Первым изд. стали соч. Платона - отсюда и название изд-ва по имени школы философа. Изд-во имело характер науч. учреждения, в его ред. совет входили видные ученые С. А. Жебелев, Ф. Ф. Зелинский, Н. И. Кареев, А. А. Франковский. Изд-во ставило своей задачей выпуск науч. лит-ры, преимущественно гуманитарной, лучших произв. мировой классики, причем с самого нач. большое внимание уделялось текстологич. подготовке изд. В изд-ве выходили книжные сер.: "Мастера совр. лит-ры", "Вопросы совр. лит-ры", "Иск-во совр. Европы" (под. ред. Н. Э. Радлова), "Проблемы совр. эстетики", "Вопросы поэтики", "Поэтика" (среди авторов этой сер. - В. Б. Шкловский, Ю. Н. Тынянов, Б. М. Эйхенбаум, В. В. Виноградов, В. М. Жирмунский), "Памятники лит. быта", "Театр. мемуары". С 1927 "Academia" приступила к выпуску замеч. сер. "Сокровища мировой лит-ры", отличавшейся глубокой текстологич. подготовкой, мастерским пер. и обстоят. науч. комментариями. В 1929 после пер. изд-ва в Москву К. стал представителем в Ленинграде моск. изд-ва "Федерация", в 1933-43 заведовал изд-вами ленингр. академич. т-ров, преподавал ред.-изд. дело в ленингр. уч. заведениях, разрабатывал теорию книговедения в НИИ книговедения (1926-33), опубликовав ряд ст. на эту тему. |
КРО́НВЕРК - фортификац. сооружение: вспомогат. укрепление, находящееся впереди крепостной ограды и состоящее из бастиона и двух полубастионов. В России один из наиб. известных примеров К. - К. Петропавловской крепости (1705-08). Здесь 13 июля 1826 были казнены пять декабристов. |