Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Одежда

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Одежда

ОДЕ́ЖДА - предметы, предназнач. для покрытия тела человека; возникла как средство защиты от воздействия внеш. среды, зависит от геогр. и климат. условий. Отражает этапы обществ. развития, определяется соц. принадлежностью, характером быта, труда и т. п., соответствует эстетич. идеалам эпохи, об-ва, человека. Различается О.: сшитая и несшитая, плечевая и поясная, муж. и жен., светская и церк., праздничная и будничная, гор. и сел. и т. д. Сочетание всех компонентов О. (включая обувь, перчатки, головные уборы) создает ансамбль. По функц. назначению О. подразделяется на нательную, домашнюю, верхнюю, рабочую, народную, ритуальную и др. Характер О. и всего ансамбля обычно соотносится с общими особенностями стиля эпохи. В основе худож. образности О. лежит принцип архитектоничности, учитывающий соразмерность О. и ее частей человеку, ее отд. масс друг другу, способность О. соответствовать характеру движения человека. К худож. средствам О. относятся: фактура, цвет и рисунок материала, его отделки (лент, кружев, меха, фурнитуры).

Ранние сведения о др.-рус. О. относятся к эпохе Киев. Руси, ее особ. во многом опред. введением христ-ва. О. князей и духовенства близка византийской своей нерасчлененностью, столпообразностью форм, но отличается большей простотой, использованием более мягких холщевых или шерст. тканей, нередко с набивным рисунком. Крест. муж. костюм состоит из холщевой рубашки, шерстяных или холщевых штанов, лаптей. Гл. часть жен. гор. и сел. костюма представляет собой рубашку, у крестьянок существовала еще и набедр. О. - понёва. В 16-17 вв. простота и малая расчлен. форм, придающая фигуре торжеств. величавость, сочетается с эффектным декор. оформлением. Широко используются ткани ярких цветов, рельефные, вышивки с жемчугом, разнообр. пуговицы. Муж. костюм состоит из рубашки, у бояр с пристежным вышитым воротником. Верх. О. является армяк или кафтан, головным убором служит колпак. В жен. одежде получает распростр. наравне с рубашкой - сарафан. Большим разнообразием отличаются жен. головные уборы (шапочки, кокошники и т. п.). Для гор. обуви характерны сапоги на каблуках с острыми, загнутыми вверх носами. С 17 в. начинается проникновение в Россию иностр. О., к-рое усиливается в нач. 18 в. реформами Петра I. Барочным формам архитектуры, интерьеров соответствует богатство костюмов знати, насыщенные тона парчовых, шелковых или бархатных тканей, преувеличенная пышность форм, зол. шитье, кружево. Традиц. рус. О. остается у крест-ва и б. ч. горожан. Увлечение античностью с кон. 18 в. приводит к отказу от сложного и пышного костюма. Для жен. О. становятся характерными свободные платья со струящимися складками, высоким поясом на антич. манер. В 19 в. происходит процесс европеизации костюма широких слоев нас. В жен. костюме со 2-й пол. 19 в. заметен отход от антич. простоты, для силуэта характерен пышный рукав, затянутая в корсет талия, расширяющаяся юбка, предпочтение отдается тяжелым плотным тканям. Для праздничной нар. О. используются свободный покрой платья, яркая декорат. тканей, вышивки, кружева. Особой красотой отличаются головные уборы, шитые зол. нитями и жемчугом. Со 2-й пол. 19 в. происходит постепенное распространение фабрич. изделий, увеличение объема произ-ва хлопчато-бум. тканей. Рус. ситцы - ивановские, московские, владимирские, подражающие в расцветке как зап.-европ. образцам, так и мотивам рус. стиля, становятся самыми распростр. и модными тканями. Костюм рубежа 19-20 вв. несет печать стиля "модерн" в его разнообр. проявлениях. После Окт. рев-ции происходят значит. изменения в О. Для О. характерна стандартизация и черты милитаризации (в моде детали воен. одежды - френчи, галифе, шлемы "буденовки"). О. часто шьется из солдатского сукна, в качестве головного жен. убора используются красные косынки. О. теряет черты этнич., нац. принадлежности. На уровне гос-ва выдвигается задача создания массовой общенар. О. В 1919 в Москве создана спец. мастерская совр. костюма (худож. Н. П. Ломанова), с 1923 начинает издаваться первый сов. ж. "Ателье мод", создается центр иск-ва моделирования и теории бытового костюма. В 20-х гг. в проектировании О. принимали участие: В. И. Мухина, А. А. Экстер, В. Ф. Степанова, Л. С. Попова, А. А. и В. А. Веснины, А. М. Родченко, В. Е. Татлин и др. Утверждаются новые принципы конструирования О., в основе к-рых лежит демократичность, рациональность, простота. В 40-50-е гг. преобладает обширная тенденция механ. перенесения нац. черт. в совр. костюм без творч. осмысления Начиная с 60-х гг. отношение к традиции меняется. Источником творч. вдохновения становятся разнообр. явления природы, иск-ва, спорта. В 70-е гг. широко используются ткани с сюжетными изображениями, природными мотивами, орнаментом. Фольклорная О. сохраняет натуральные ткани, использование ручных кружев, изделий из кожи. В 80-е гг. заметно тяготение к комплексности О., костюм становится многопредм., представляет собой многом. ансамбль. На характер О. с 80-х гг. заметное влияние оказывает амер. и зап.-европ. мода. Традиц. рус. О. с разрушением крест. быта в результате коллективизации к 60-70-м гг. полностью вышла из употребления, сохр. гл. обр. в фольклорных ансамблях.

Одежда крестьянок Русского Севера. Нач. 19 в.

Одежда крестьянок Русского Севера. Нач. 19 в.

В начало словаря