Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Кострома

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Кострома

КОСТРОМА́ - обряд, совершавшийся в разные сроки от Троицы до Петрова дня. Слово "К." возводят к "костерь" ("костюра", "костеря", "кострица") - бородка колосьев, колосистое растение. Гл. моментом обряда были похороны К. или Кострубоньки - по-праздничному украш. куклы. Ее носили по деревне, оказывали ей рит. почести, а затем топили в воде или хоронили в поле, при этом исполнялись причитания, носившие откровенно пародийный, шутовской характер и сопровождавшиеся смехом участников и плясками. Имитировалось сражение за К., с чучела срывали платье, топтали его, бросали в воду. После "похорон" возвращались домой с веселыми песнями. К. могла идентифицироваться с вост.-слав. божеством Ярилой. Др. смысл обряда заключался, в частности, в воздействии на плодородие земли и на поддержание смены времен года. Семантика его связана с широко распространен. у разных народов культом умирающего и воскресающего божества растительности (в актах умирания и воскрешения символизировались ежегодное угасание и пробуждение животворящих сил природы). Своеобразие К. в том, что в обряде разыгрываются похороны, но нет явных мотивов воскрешения (есть лишь их следы в виде рит. смеха). В песнях, сопровождавших похороны К., она описывается как живое существо: к ней обращаются ("государыня Костромушка"), славят ее богатства ("много золота-казны"), ее угощают пирогами и кашей, она пляшет, а затем умирает, и ее оплакивают.

-----------------------------------

КОСТРОМА́ - старинный приволжский город, основанный при впадении в Волгу одноименной реки. (Ныне после постройки водохранилищ р. Кострома оказалась на 14 км выше по течению.) Предполагается, что К. была заложена Юрием Долгоруким примерно в 1152-57, впервые упоминается в летописи под 1213. С сер. 13 до сер. 14 в. - столица удельного княжества, затем в составе Московского гос-ва. Первый костромской кремль, начатый в 13 в. и построенный в 14 в., был уничтожен пожаром. Второй, со стенами из дуба, с 14 боевыми башнями, не раз выдерживал нападения неприятеля.

В нач. 17 в. К. стала одним из центров сопротивления польской интервенции; в 1609 крепостная артиллерия разбила крупный отряд поляков, пытавшихся захватить город. Уроженцем города был Иван Сусанин; первый памятник герою был установлен в 1851 на гл. площади по проекту В. И. Демут-Малиновского и представлял собой бюст юного Михаила Федоровича Романова, внизу - коленопреклоненного Ивана Сусанина и на пьедестале - барельефное изображение его гибели. Памятник уничтожен в первые годы сов. власти; новый, "Сусанину - патриоту земли Русской" скульптора Н. А. Лавинского, установлен в 1967.

В кремле были расположены административные учреждения, поставлен Успенский собор, расширенный в 1776-91, и триумфальные ворота в честь посещения Костромы Екатериной II в 1767. В К. находится одна из гл. святынь России - Ипатьевский мон. По-видимому, он был основан в 1275 вел. кн. Владимирским Василием Ярославовичем Квашней, жившим в К. Однако предание говорит, что в 1330 из Золотой Орды на службу к моск. кн. Ивану Калите выехал знатный татарин Чет. Остановившись у стрелки рек Волги и Костромы, Чет заболел. Во сне ему явилась Богоматерь с апостолом Филиппом и мучеником Ипатием Гангрским и обещала исцеление. Выздоровевший Чет, приехав в Москву, принял крещение (он считается родоначальником фамилии Годуновых) и основал на месте своего исцеления Ипатьевский мон. После упразднения Костромского княж-ва монастырю покровительствовали Годуновы, чьи земли располагались по соседству. Расцвет монастыря пришелся на 2-ю пол. 16 в. - время возвышения Годуновых: воздвигнут и расписан Троицкий собор (1558; разрушен взрывом пороха в 1649 и восстановлен в 1652 по решению царя Алексея Михайловича), а дубовые крепостные стены монастырского Старого города заменили каменными в 1586-90 на средства братьев Бориса и Дмитрия Годуновых, тогда же выстроены каменные кельи Старого города, в 1603-05 возведена звонница. В монастыре были сконцентрированы огромные ценности, в т. ч. вклады семьи Годуновых и знаменитая б-ка, в к-рой хранилась Ипатьевская летопись - один из основных источников изучения истории Др. Руси.

На костромских землях располагались вотчины бояр Романовых - предков последней царской династии. Мать первого царя инокиня Марфа вместе с сыном Михаилом в нач. 1613 жила в Ипатьевском мон. Сюда в марте явилось посольство Земского собора, чтобы объявить Михаилу Романову об избрании его на царский трон. Марфа благословила сына древней костромской иконой Феодоровской Божией Матери. В честь отбытия Михаила Романова в Москву на месте, где останавливался крестный ход, сопровождавший его, была сооружена мемориальная, с церковью во втором ярусе, квадратная надвратная башня зап. участка монастырской стены - Нового города. С этих пор монастырь становится фамильной святыней Романовых. Во время празднования 300-летия царствования императорского дома, в 1913, имп. Николай II с семьей совершил паломничество в Ипатьевский монастырь, где для его приема построили деревянный ансамбль в рус. стиле: костромские плотники славились на всю Россию.

С 1955, спасая из затопляемых водохранилищами зон, к стенам Ипатьевского мон. перенесли многочисл. ценные деревянные постройки, образовавшие музей деревянного зодчества. Первой сюда поставили ц. Преображения из села Вежи (1628), затем ц. Собора Богородицы из села Холм (1552), жилые и хозяйств. постройки. Среди др. храмов К.: Богоявленско-Анастасьинский мон. (на его территории располагаются: собор Богоявления 1559-65, с росписями 1672), ц. Иоанна Богослова (1681-87), ц. Спаса в рядах (нач. 18 в.). "Узорочная" краснокирпичная церковь Воскресения на Дебре (1652) послужила одним из образцов для создания в 19 в. "рус. стиля".

С 1719 К. - провинциальный город Моск. губ., с 1778 - губернский город. Ген. план К. был разработан и утвержден в 1784. В центре города сохранилась радиально-полукольцевая веерная планировка эпохи классицизма с центральной полукруглой площадью на берегу Волги и с застройкой по образцовым, "апробированным" проектам, характерной для губернских городов кон. 18 - нач. 19 вв. Многие постройки этого времени представляют интерес: Присутств. места (1806-09), здание гауптвахты (губернский арх. П. И. Фурсов, 1824-25), почтовая станция, детский приют, дома соборного причта, частные дома Акатова, Дурыгиных, Колодезникова и др. На высоком берегу Волги привлекает внимание шестиколонная ротонда - так наз. "беседка Островского".

Город издавна был крупной торговой пристанью: здесь продавали хлеб, кожу железо, соль, привезенные с востока товары. Торговали в лавках под крепостной стеной у Спасских ворот и на Вымле. Торговый центр - едва ли не самый крупный в России - составляют грандиозные Красные и Большие Мучные ряды (с 1789, строитель С. Воротилов), Мелочные ряды (1830-е гг., П. Фурсов) и Табачный ряд (1822, В. Стасов). К. - крупнейший в России историч. центр льнообрабатывающей и льноткацкой пром-сти; особенно интересно здание полотняной мануфактуры, основанной в 1751.

Лит.: Лукомский В. К., Лукомский Г. К. Кострома: Исторический очерк. СПб., 1913; Фехнер М. В. Кострома. М., 1955.

Кострома. Памятник Ивану Сусанину. Фотография. 1867

Кострома. Памятник Ивану Сусанину. Фотография. 1867

В начало словаря