Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАБ"-"ЛАМ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАБ"-"ЛАМ")

Лабзин Ал-др Фед

ЛАБЗИ́Н Ал-др Фед. (1766-1825) - литератор, издатель, религ. просветитель мистич. направления. Окончил Моск. ун-т (1784). В студенч. годы увлекся идеями моск. масонов. Много общался с И. Шварцем и Н. Новиковым, в 1783 был принят в ложу мартинистов. Занимал важные гос. посты, в т. ч. дир. Департамента военных мор. сил (с 1804). С 1799 был конференц-секр. АХ, а в 1818 стал ее вице-президентом. Лит. деят-ность Л. была весьма активна и разнообразна. Он первым в России перевел комедию П. Бомарше "Женитьба Фигаро" (1787), много переводил зап.-европ. писателей-мистиков, писал многочисл. соч. духовно-просветит. характера, стихи. В 1812 стал чл. Библейского об-ва, а затем и его дир. В 1806 и 1816-17 издавал ж. "Сионский вестник", продолжавший традиции духовно-просветит. журналов Новикова, оба раза закрытый в результате вмешательства представителей офиц. дух. властей. Особенно энергичная атака на Л. была предпринята в 1817, когда в его проповеди "религии сердца", личной религиозности была усмотрена попытка умаления роли церкви. Активнее прочих интриговал против Л. архим. Фотий. По отзывам современников, Л. отличался прямотой и неподкупной честностью, которые, в сущности, и послужили причиной последней его опалы. Когда в 1822 в АХ зашла речь об избрании в нее министра финансов Д. Гурьева, как "человека, близкого к государю", Л. предложил избрать на том же основании царского кучера Илью. За эту шутку он был сослан в г. Сенгилей Симбирской губ. В 1823 Л. было разрешено переехать в Симбирск, где он прожил до кон. жизни.

Лабинский Анд. Маркович

ЛАБИ́НСКИЙ Анд. Маркович (1871-1941) - певец (лирико-драм. тенор). Засл. артист Республики (1924). Род. в семье коллежского асессора. Учился в Тюменском реальном уч-ще. Пел в церк. хоре, играл на мн. муз. инструментах, участвовал в любительских концертах. В 1895-99 обучался пению в Петерб. конс. (кл. С. Габеля и В. Самуся). С 1896 пел в хоре петерб. Мариинского т-ра. В 1899-1912 и 1919-24 солист этого же т-ра, в 1912-19 и с 1926 - моск. Большого т-ра, на сцене к-рого спел 28 партий. В репертуаре певца насчитывалось 34 партии. Обладал ровным, гибким голосом приятного мягкого тембра и широкого диапазона, имел яркую сценич. внешность. Лучшие партии: Собинин, Финн ("Жизнь за царя", "Руслан и Людмила" М. Глинки), Индийский гость ("Садко" Н. Римского-Корсакова), Ленский, Герман ("Евгений Онегин", "Пиковая дама" П. Чайковского). Один из лучших камерных певцов своего времени. Гастролировал в России, а также в зарубеж. странах - Японии (один из первых выступавших здесь рус. певцов, 1907 и 1923), Франции, Италии, Германии. В 1920-22 и в 1923-24 вел пед. работу в Моск. конс. (проф.). В 1941 педагог-вокалист в Большом т-ре.

Лабиринт

ЛАБИРИ́НТ (от греч. λαβύριντοζ) - 1) Здание с запутанными переходами и одним выходом, впервые выстроенное на Крите. Согласно легенде, его построил Дедал для сына царя Миноса Минотавра - чудища с головой быка. Минотавр был убит Тесеем, вышедшим из Л. с помощью нити Ариадны. Сходные постройки впоследствии также назывались Л.

2) То, что имеет сложное, запутанное расположение.

3) Система запутанных дорожек, обсаженных кустарником, - является также одним из эл-тов садов. В ср. вв. Л. символизировал путь Христа, в эпоху барокко обычно предназначался для размышлений о превратностях судьбы (часто обозначаемых скульптурами в Л.), в культуре рококо служил для галантных игр. Высота кустов Л. бывала различной - от чисто символич., при к-рой Л. просматривался, до такой, при к-рой можно было заблудиться. В садах России наиб. изв.: 1-й в России Л. - в Летнем саду; Л. в Павловске - единств. сохранившийся до наших дней; уник. Водный Л. в Гатчине.

Лавис

ЛАВИ́С (франц. lavis - размывка) - один из видов гравюры на металле (родств. офорту), при к-ром рис. наносится кистью, смоченной в кислоте, непосредственно на медную пластину; при печатании краска заполняет образовавшиеся вытравленные углубления. Изобретен художником Ж. Б. Лепренсом (Франция, 18 в.). Тем же термином наз. и оттиск, полученный таким способом.

Лавочкин Сем. Ал

ЛА́ВОЧКИН Сем. Ал. (1900-60) - авиаконструктор, ген.-майор инж.-техн. службы, чл.-корр. АН СССР (1958), дважды Герой Социалистич. труда (1943, 1956). В 1927 окончил Моск. высшее технич. уч-ще им. Баумана и был направлен в авиац. КБ франц. специалиста Ришара. Затем работал конструктором в разл. орг-циях и в 1936 предпринял первую самостоят. попытку сконструировать самолет. В 1938-39 работал в Гл. управлении авиац. пром-сти. В 1939 возглавил собств. КБ, где и были созданы самолеты-истребители ЛаГГ-1, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7 и др., к-рые сыграли большую роль в Вел. Отеч. войне. После войны им были сконструированы самолеты Ла-9 и Ла-1 (поршневые), Ла-150, Ла-176, Ла-190, Ла-200, Ла-250 (реактивные). После Ла-250 его КБ было переориентировано на создание ракетной техники.

Лавра

ЛА́ВРА (греч. λαυρα - часть населенной местности, обнесенная стеной) - крупный, широко изв. муж. мон., имеющий особое значение. Л. объединяла 2 типа монастырей, сложившихся еще в византийское время (4-5 вв.) - отшельнич. и общежит. Крупнейшим мон. Афона была Л. Афанасия, владевшая в 10 в. переданными ей монастырскими и зем. наделами. На Руси статус Л. первым получил Киево-Печерский мон., возникший в сер. 11 в. как место пребывания отшельников. Постепенно, благодаря славе своих подвижников - Антония, Феодосия, Нестора, Никона и др., он становится притягат. центром для рус. христиан. В соотв. со строгим уставом монахи Л. жили изолированно, участвовали в совместных церк. обрядах и подчинялись игумену. Важной ст. дохода были богатые пожертвования движимого и недвижимого имущества, в т. ч. зем. угодий. Настоятелями Л. обычно являются епархиальные архиереи. В исключит. случаях (Троице-Сергиева Л.) настоятелем может быть Патриарх. Непосредств. управление Л. находится в руках наместника настоятеля, архим. До 18 в. Л. в России подчинялись непосредственно Патриарху, с 1721 управление перешло к Св. Синоду. Л. имела особые права, численность монахов, как правило, не ограничивалась. В дорев. России статус Л. имели 4 мон.: Успенская Киево-Печерская Л. (с 1598, статус подтвержден в 1688), Троице-Сергиева (Свято-Троицкая) Л. (с 1744), Александро-Невская (Свято-Троицкая) в С.-Петербурге (с 1797), Почаевско-Успенская Л. (в г. Почаеве Волынской обл., ныне Тернопольская обл., с 1833).

Троице-Сергиева лавра

Троице-Сергиева лавра

Лавренёв Бор. Анд

ЛАВРЕНЁВ Бор. Анд. (1891-1959) - писатель, драматург, публицист. Род. в семье учителя. Окончил юрид. ф-т Моск. ун-та. Лит. деят-ность начал в 1916. Писал стихи, входил в группу эгофутуристов. Офицер на фронтах 1-й мир. войны. Во время гражд. войны командир красного бронепоезда, затем комендант Ташкента, работал в газ. Среди ранних произв. выделяются пов. "Ветер" (1924), "Сорок первый" (1924), "Рассказ о простой вещи" (1925), "Седьмой спутник" (1927), "Мир в стеклышке" (1928), "Белая гибель" (1929), "Синее и белое" (1933), "Чертеж Архимеда" (1937) и др. Первая пьеса "Дым" ("Мятеж", поставлена в 1925) посв. истории подавления мятежа против сов. власти в Туркестане в 1919. Наиб. значит. в творчестве Л. стала драма "Разлом" (1927). И тема пьесы (распад семейных отношений дворян. рода, противопоставленный единству матросской "братвы"), и ее гл. герой - офицер-дворянин, перешедший на сторону рев-ции, и ее стиль (сочетание форм агитац. и психологич. драмы, отказ от бытовой детализации) были официально признаны образцовыми для т-ра тех лет. В 1929 Л. пишет драму "Враги", в к-рой утверждается сталинская идея об усилении классовой борьбы, вызванной сопротивлением враждебных пролетариату классов, и необходимости бдительности. С нач. Вел. Отеч. войны Л. возвращается к героич. теме - "Повесть о черноморцах" (1943), "За тех, кто в море" (1945, Сталинская премия). Среди др. пьес: "Мы будем жить" (1930), "Голос Америки" (1949; за эту пьесу, представлявшую собой типичный образец антиамер. пропаганды тех лет, Л. также получил Сталинскую премию), "Лермонтов" (1952). Л. - также автор очерков, статей, фельетонов.

Лаврентьев Анд. Ник

ЛАВРЕ́НТЬЕВ Анд. Ник. (1882-1935) - актер, реж. Поступил в школу МХТ в 1902; после ее окончания был принят в труппу МХТ. В 1910-18 был актером и реж. Александринского т-ра. Л. - один из активных организаторов Большого драматич. т-ра (ныне - им. Г. Товстоногова), руководил им с нек-рыми перерывами с 1919 по 1929. Поставил спектакли "Дон Карлос", "Отелло", "Король Лир" и др. Как актер выступал в героич. и характерных ролях - Берсенев ("Разлом" Б. Лавренева), Фальстаф ("Сэр Джон Фальстаф" по У. Шекспиру), Шприх ("Маскарад" М. Лермонтова), Епиходов ("Вишневый сад" А. Чехова), Крутицкий ("На всякого мудреца довольно простоты" А. Островского) и др.

Лавров Герман Ник

ЛАВРО́В Герман Ник. (род. 1929) - кинооператор, реж. В 1954 закончил ВГИК. В кино с 1955 (работал на хронике). Снял ф. "У тихой пристани" (совм. с С. Шемаховым, 1959). Творч. индивидуальность Л. проявилась в работе с реж. М. Роммом над ф. "Девять дней одного года" (1962). Работу Л. в ф. М. Ромма отличают лаконизм, стремление к "чистому" кадру, освобождающему от бытовых подробностей и изолирующему героев; четкие, продуманные композиции кадров, заранее определ. для каждого персонажа световая характеристика, пристрастие к острым ракурсам, верхним точкам съемки, графичность рисунка. В док. ф. М. Ромма "Обыкновенный фашизм" (1966) и "И все-таки я верю" (1976) участвовал в отборе док. мат-ла и, совм. с М. Хуциевым и Э. Климовым, в завершении последнего. В др. операторской манере снял ф. М. Хуциева "Июльский дождь" (1976): свободные мизансцены, импровизационность, перенесение центра тяжести с предварит. обдумывания на процесс съемок, стремление передать "поток жизни" и вписать в него героев, чувство поэтичности совр. городской жизни. Постановщик ф. "Позови меня в даль светлую" (совм. с С. Любшиным, 1978), "Оставить след" (1983), "Байка" (совм. с Г. Бурковым, 1987). Среди ф.: "Десять шагов к востоку" (1960), "Убить человека" (1961), "Большая руда" (1964), "Карусель" (т/ф 1970).

Лавров Кир. Юр.

ЛАВРО́В Кир. Юр. (род. 1925) - артист т-ра и кино. Род. в Киеве в актерской семье. Проф. актерскую деят-ность начал в труппе Рус. драм. т-ра им. Леси Украинки в Киеве (1950). С 1955 - артист Большого драм. т-ра им. Горького в СПб. С 1990 - худож. рук. т-ра. Непосредств. открытость и душевное здоровье ранних героев Л. в пьесах В. Розова, А. Володина, А. Арбузова (Слава, "Пять вечеров", 1959; Сергей Серегин, "Иркутская история", 1960) постепенно сменились психологич. сложностью и драматизмом (Платонов, "Океан" А. Штейна, 1961; Давыдов, "Поднятая целина" по М. Шолохову, 1964). Качественно новым в сложившейся традиции стало исполнение Л. роли Нила в спектакле Г. Товстоногова "Мещане" (1966). Жесткий напор, грубость, скрытый за мягкой улыбкой разрушительный азарт поставили под сомнение истинность мировоззрения чел. "новой эпохи". Способность Л. к скрытой иронии, своеобразному филос. резонерству (Молчалин, "Горе от ума" А. Грибоедова, 1962; Соленый, "Три сестры" А. Чехова, 1965) органично соединяется с тонким психологизмом и силой сценич. мышления (Городничий, "Ревизор" Н. Гоголя, 1972; Астров, "Дядя Ваня" А. Чехова, 1982; Президент фон Вальтер, "Коварство и любовь" Ф. Шиллера, 1990). Неоднократный исполнитель роли В. Ленина в т-ре и кино ("Перечитывая заново", 1980). Роли в кино: Лапшин, "Верьте мне люди", 1965; Синцов, "Живые и мертвые", 1964; Иван Карамазов, "Братья Карамазовы", 1968; Башкирцев, "Укрощение огня", 1972. Нар. арт. СССР (1972).

Лит.: Яснец Э. Я. Кирилл Лавров. Л., 1977.

Лавров Петр Ал

ЛАВРО́В Петр Ал. (1856-1929) - историк и филолог-славист, специалист в обл. др.-слав. письменности и истории болгарского яз. Окончил ист.-фил. ф-т Моск. ун-та (1879). Ученик А. Дювернуа, Н. Тихонравова, В. Миллера. В 1883 защитил канд. соч. о сербских нар. песнях косовского цикла, в 1887 - магистер. дисс. "Петр II Петрович Негош, владыка Черногорский, и его литературная деятельность". С 1887 - приват-доцент Моск. ун-та. В 1893 защитил докт. дисс. "Обзор звуковых и формальных особенностей болгарского языка". С 1898 - проф. Новороссийского, с 1900 - Петерб. ун-та. С 1902 - чл.-корр., с 1923 - дейст. чл. АН. Гл. труды Л. посв. кирилло-мефодиевскому вопросу, изучению деят-ности Кирилла и Мефодия и их ближайших учеников Климента и Наума. Л. исследовал пам. югославянской письменности, ему принадлежит ряд открытий, первых публикаций и анализ древнеслав. пам. Изучение рукописных хранилищ России, юж. и западных слав. стран позволило ему создать капит. тр. по слав. палеографии: "Палеографические снимки с югославянских рукописей болгарского письма" (СПб., 1905), "Палеографическое обозрение кирилловского письма" (Пг., 1914), "Альбом снимков с югославянских рукописей болгарского и сербского письма" (Пг., 1916). Л. опубл. ст. о научно-пед. деят-ности П. Шафарика, И. Добровского, А. Дювернуа, Ф. Буслаева, Ф. Фортунатова и др.

Лавров Петр Лаврович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лавровская Елиз. Анд

ЛАВРО́ВСКАЯ Елиз. Анд. (1845-1919) - певица (контральто). Род. в семье мелкого чиновника. В 1865-68 обучалась пению в Петерб. конс. (кл. Г. Ниссен-Саломан). В 1868-72, 1875-76, 1879-80 и 1886-87 солистка петерб. Мариинского т-ра. В 1890-91 солистка моск. Большого т-ра. В 1872 после незаслуж. отчисления из Мариинского т-ра певица уехала совершенствоваться в вокальном иск-ве в Париж к П. Виардо и через год с триумфом гастролировала в Европе. Обладала красивым, звучным, ровным голосом чарующего "бархатного" тембра и обширного диапазона (св. 2-х октав), что позволяло петь и меццо-сопрановые партии. Муз. критики Германии сравнивали Л. со мн. вел. артистами и отмечали, что у рус. певицы больше теплоты, чувства и выразительности. Лучшие партии: Ваня, Ратмир ("Жизнь за царя", "Руслан и Людмила" М. Глинки), Княгиня ("Русалка" А. Даргомыжского), Амнерис ("Аида" Д. Верди), Зибель ("Фауст" Ш. Гуно). В концертных программах особое место занимали романсы рус. композиторов, нек-рые из них (С. Рахманинов, С. Танеев, П. Чайковский) посвятили певице свои произв. В 1888-1919 проф. Моск. конс. (с 1917 - засл. проф.).

Лавровский Леон. Мих.

ЛАВРО́ВСКИЙ Леон. Мих. (наст. фам. Иванов) (1905-67) - артист балета, балетмейстер. Окончил Петрогр. театр. уч-ще (1922, кл. В. Пономарева). В 1922-35 в Гос. Академич. т-ре оперы и балета исполнял роли: Юноша ("Шопениана"), Актер ("Пламя Парижа"), Амун ("Египетские ночи"), Жан де Бриен ("Раймонда"), Дезире ("Спящая красавица") и др. Одаренность Л.-хореографа показали первые его постановки в Ленингр. хореографич. техникуме: "Симфонические этюды" (на музыку Р. Шумана, 1930), "Фадетта" (Л. Делиб, 1934), "Катерина" (на музыку А. Адана и А. Рубинштейна, 1935). В 1935-38 худ. рук. балета Малого т-ра, где ставит спектакль "Кавказский пленник" (Б. Асафьев, 1938). В 1938-44 возглавлял балет т-ра им. Кирова. Здесь в 1940 поставил балет "Ромео и Джульетта", к-рый стал не только лучшим спектаклем Л., но и вершиной достижений сов. балета 1930-х гг. В 1944-64 (с перерывами) - гл. балетмейстер Большого т-ра, где, помимо редактирования "Жизели" и "Раймонды", осуществил неск. не всегда удачных постановок: "Паганини" (на музыку С. Рахманинова, 1960), "Ночной город" (на музыку Б. Бартока, 1961). Л.-балетмейстер был приверженцем "драмбалета", с к-рым прошел путь от первых удач до полного упадка в конце 50-х гг. В нач. 60-х гг. боролся против новаторских поисков Ю. Григоровича и И. Вельского, отстаивая "реалистич. направление" в сов. балете. С 1948 преподавал в ГИТИСе, в 1959-64 руководил первым сов. "Балетом на льду".

Лит.: Леонид Михайлович Лавровский: Документы, статьи, воспоминания. М., 1983.

Лавровский Мих. Леон

ЛАВРО́ВСКИЙ Мих. Леон. (род. 1941) - артист балета и балетмейстер. Сын Л. Лавровского. Окончил Моск. хореограф. уч-ще в 1961 (кл. Н. Тарасова и Г. Евдокимова) и ГИТИС в 1979. В 1961-88 - артист Большого т-ра. Первый исполнитель партий: Сын Георгия ("Страницы жизни"), Виктор ("Ангара"), Артынов ("Анюта"). Среди др. его ролей: Филипп ("Пламя Парижа"), Принц ("Золушка"), Фрондосо ("Лауренсия"), Кайс ("Лейли и Меджнун"), Вацлав ("Бахчисарайский фонтан"), Ферхад ("Легенда о любви"), Клавдио ("Любовь за любовью"), Альберт ("Жизель"), Базиль ("Дон Кихот"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Щелкунчик ("Щелкунчик"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Спартак ("Спартак"), Иван Грозный ("Иван Грозный"), Паганини ("Паганини"). Исполнил гл. роли в оригин. телебалетах: "Ромео и Джульетта", "Белые ночи", "Федра", "Три карты"; в т/ф-балете "Жизель". Виртуозный танец Л. отличался темпераментом, артистизмом, динамикой прыжков, четкостью линий, скульптурностью поз. Его мужеств., романтич., восторженно-пылкие герои были полны рыцарского благородства и отчаянной, безрассудной смелости. Танцовщику была особенно близка тема бунтаря, готового пожертвовать собой ради обретения свободы. Образы, созданные Л. в балетах Ю. Григоровича, получили трагич. окраску. Был партнером Н. Бессмертновой, Н. Тимофеевой, Е. Максимовой, Н. Сорокиной. Поставил оригин. телебалеты: "Мцыри" (1977, Д. Торадзе), "Прометей" (1981, А. Скрябин), "Хореограф. новеллы" (1986, И.-С. Бах, Ф. Лист и совр. композиторы); видеофильм "Фантазер" (1989, Дж. Гершвин), исполнив в них гл. роли. Поставил балеты: "Ромео и Джульетта" (1982, С. Прокофьев, Тбилисский т-р оперы и балета), "Порги и Бесс" (1983, Дж. Гершвин, там же; Л. - первый исполнитель партии Порги), "Вариация на темы любви Казановы" (1989, В. А. Моцарт, Атланта), "Откровения" (1991, В. Кикта, Моск. т-р-студия "Группа граждан"). Творчеству Л. посвящены т/ф-концерты "Танцуют Нина Сорокина и Михаил Лавровский" и "Солисты Большого театра".

Лагарп Фредерик Сезар де

ЛАГА́РП Фредерик Сезар де (1754-1838) - швейцарец, в 1784-95 - воспитатель вел. кн. Александра Павловича (буд. Александра I). По профессии адвокат, придерживался республиканских идей и либер.-просветит. взглядов в духе энциклопедистов и Ж.-Ж. Руссо, к-рые привил своему воспитаннику (читал вместе с ним Демосфена и Мабли, Тацита и Гиббона, Локка и Руссо). Отстранен от цесаревича в связи с участием в рев. событиях в Швейцарии. В 1798-1800 Л. возглавлял Директорию (пр-во) Гельветической респ., созд. в Швейцарии в ходе рев. войн. В 1814-15 на Венском конгрессе стремился восстановить положение Швейцарии и родного кантона с помощью Александра I, к-рый сохранил к Л. чувство дружеской привязанности.

Лагерные деньги

ЛА́ГЕРНЫЕ ДЕ́НЬГИ - ден. знаки лагерей особого назначения ОГПУ 1929 и исправительно-трудовых лагерей ОГПУ 1932 номиналом 2, 5, 20, 50 коп., 1, 3, 5, 10 руб. Изготовлялись на плотной бумаге с водяными знаками. Выпуски разных годов отличались подписями разных чл. коллегии ОГПУ - Г. Бокия, Л. Когана, М. Бермана. В связи с расширением системы лагерей после 1932 были изъяты из внутрилагерного обращения.

Лагутин Бор. Ник

ЛАГУ́ТИН Бор. Ник. (род. 1938) - боксер, з. м. с. (1963). Один из сильнейших мастеров сов. бокса. Олимп. чемпион 1964 и 1968 в 1-м ср. весе. Чемпион Европы 1961, 1963 в той же весовой категории. Чемпион СССР 1959, 1961-64, 1968.

Лад

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ладан

ЛА́ДАН (от греч. λαδανον - смола кустарника) - смола желтого или красного цвета, дающая при сжигании ароматич. дым. Получается из надрезов на коре дерева босвелия (Boswellia cartezii) семейства бурзеровых (Аравийский п-ов, Вост. Африка). Л. применяется в религ. обрядах для ароматич. курений (воскурение фимиама, выкуривание злых духов).

Ладанка

ЛА́ДАНКА (ЛА́ДОНКА) - 1) Ладанница, или курильница, - так называли крестьяне лампаду перед киотом.

2) Сумочка или мешочек с ладаном или к.-л. иным амулетом, талисманом, святыней, снадобьем, записочкой, содержащей заговор, молитву и т. п. Л. носится на груди вместе с крестом в надежде на ее магич. свойства отгонять злых духов, предохранять от болезни и несчастья. Может служить и орудием вредоносной магии. Характерный лит. пример - в "Князе Серебряном" А. К. Толстого (гл. "Ладанка Вяземского" и "Ладанка Басманова"). В 20 в. ср. у А. Ахматовой в стих. "Родная земля": "В заветных ладанках не носим на груди" (землю) - на фоне реального обычая увозить родную землю в Л.

Ладинский Антонин Петр.

ЛАДИ́НСКИЙ Антонин Петр. (1896-1961) - прозаик и поэт. Род. в с. Общее Поле Псковской губ. В 1-ю мир. войну ушел на фронт с юрид. ф-та Петрогр. ун-та. В гражд. войну - офицер Белой армии, в 1920 эмигрировал. С 1926 публиковал в парижских эмигрантских изд. стихи. Выпустил неск. поэтич. сб. ("Черное и голубое", 1931; "Северное сердце", 1931; "Стихи о Европе", 1937). Во 2-й пол. 30-х гг. обратился к жанру ист. ром. ("XV легион", Таллинн, 1937, позже переиздан в Москве под назв. "В дни Каракаллы", 1961; "Голубь над Понтом", Таллинн, 1938, 2-е изд. - Москва, 1959, под назв. "Когда пал Херсонес"). В 1946 принял сов. гражданство. Работал в газ. "Сов. патриот", был корреспондентом "Правды". В 1950 выслан из Франции, жил в ГДР. С марта 1955 в СССР. Новые ром. "Анна Ярославна - королева Франции" и "Последний путь Владимира Мономаха" образовали с романом "Когда пал Херсонес" трил., посв. ранней истории Руси и ее отношениям с Византией и Западом (все 3 ром. изданы вместе в 1973).

Ладога Старая

ЛА́ДОГА СТА́РАЯ - др.-рус. город в Новгородской земле на лев. берегу р. Волхов, в 12 км от Ладожского озера (ныне - Ст. Ладога, пос. гор. типа Волховского р-на Ленингр. обл.). Один из древнейших рус. городов. Первое упоминание о Ладоге датируется в Ипатьевской летописи 862 годом в рассказе о призвании на Русь варягов: "и придоша к Словеномъ первее и срубиша городъ Ладогу..." В дальнейшем неоднократно упоминается в рус. летописях и скандинавских сагах (Aldeigjuborg). По археологич. данным как раннегородское поселение Ладога фиксируется с сер. 8 в. Назв. (прибалт.-фин. происх.) город получил от небольшой р. Ладоги (совр. назв. Ладожка) - лев. притока р. Волхов. До 10 в. опорный пункт на торг. пути из Балтийского моря на Волгу (в Болгары) и на Днепр ("из варяг в греки"); в 11-15 вв. крепость и торгово-ремесл. центр Новгородской феод. республики, а с 1478 - Моск. вел. княжества. Экономич. значение Ладоги упало после того, как сев. портом Моск. гос-ва стал Архангельск. Воен. значение сохранялось до 17 в. В 1704 в устье р. Волхов, на месте существовавшего здесь насел. пункта, Петром I был построен город-крепость, получивший назв. Новая Ладога. С тех пор за прежней Ладогой закрепилось название Ст. Ладога. От древней Ладоги сохранились земляное городище (окружено валами в 18 в.) и "каменный город", обнесенный в нач. 12 в. каменной стеной с 5 башнями (крепость перестроена в 15-16 вв.). Сохранились ц. Георгия и ц. Успения (12 в.), более поздние ц. Иоанна Предтечи и ансамбль Никольского мон. По одной из версий, "вещий Олег" умер в Ладоге (сопка в сев. части Л. носит назв. "Олегова могила"). На противоположном берегу Волхова в урочище Плакун сохранились остатки варяжского кладбища кон. 9 - нач. 10 в. Археологич. раскопки в Ладоге ведутся с перерывами с 80-х гг. 19 в.; с 60-х гг. 20 в. в крепости осуществляются реставрац. работы.

Ладушки-ладушки

ЛА́ДУШКИ-ЛА́ДУШКИ - нач. стих из дет. потешки, при к-рой взрослый берет руки ребенка в свои и заставляет его хлопать в ладоши; приобрел характер устойчивой формулы, выражающей настроение легкой беззаботности, веселости. Сам стих, вероятно, осн. на паронимич. (каламбурном) соотнесении слов "ладоши" и "лад, ладный" (ср. "ладушки" в знач. "ладно", "ну и ладно", напр., в песне А. Галича "Красный треугольник").

Ладыжников Ив. Пав

ЛАДЫ́ЖНИКОВ Ив. Пав. (1874-1945) - издатель, участник рев. движения кон. 1890-х - нач. 1900-х гг. Род. в Пермской губ. В 1905 по поручению Центр. к-та РСДРП и при содействии М. Горького организовал в Женеве изд-во "Demos", в том же году перенесенное в Берлин под назв. "Издательство И. П. Ладыжникова". Л. выпускал марксист. лит-ру, соч. М. Горького и писателей горьковской группы "Знание". После ликвидации изд-ва (1913) работал с Горьким в изд-ве "Парус" (с 1915), в ж. "Летопись". В изд-ве "Парус" вышли произв. В. Ленина, В. Маяковского, М. Горького, Г. Уэллса, К. Тимирязева и др. После окт. 1917 Л. - сотр. газ. "Новая жизнь" (1917-18) и чл. редколлегии изд-ва "Всемирная литература", основ. М. Горьким в Петрограде в 1918. С 1921 по 1930 Л. - один из рук. акционерного об-ва "Книга" и "Международная книга", а с 1937 по 1943 - науч. консультант архива М. Горького.

Лит.: Антропов В. И. И. П. Ладыжников. Челябинск, 1972.

Ладынина Марина Ал

ЛАДЫ́НИНА Марина Ал. (род. 1908) - актриса кино. В 1933 окончила ГИТИС. В 1933-35 - актриса МХАТ. В 1936 перешла на работу в кино, где за 10 лет снялась в 12 картинах. В 50-80-х гг. играет в спектаклях и выступает в концертах Т-ра-студии киноактера. Героинь Л. - хороших тружениц и верных возлюбленных, очень близких и знакомых, несмотря на определ. киноусловность, сразу принял и полюбил зритель, а музыкальность и обаяние, искренность и душевная чистота образов, созд. актрисой, оказались созвучными требованиям нормативной эстетики, царствовавшим в 30-50-х гг. в стране. Первая роль в кино - Линка ("Вражьи тропы", 1935, реж. О. Преображенская и И. Правов) подтвердила незаурядный драм. талант актрисы, проявившийся в ее театр. ролях. Вся дальнейшая деят-ность Л. в кино - гл. роли в картинах, большинство из к-рых пост. реж. И. Пырьевым. Колхозницу Маринку ("Богатая невеста", 1938), трактористку Марьяну ("Трактористы", 1939), животновода Глашу ("Свинарка и пастух", 1941), воспитательницу дет. сада Варю ("В шесть часов вечера после войны", 1944) можно назвать образами лирико-комедийного плана. У б. поздних героинь Л. появляются черты острой характерности - Галина Ермолаевна ("Кубанские казаки", 1950) и нек-рой сентиментальности - Наташа Малинина ("Сказание о земле Сибирской", 1948), Ольга Калмыкова ("Испытание верности", 1954), идущие от общего мелодраматич. решения ф.

Лит.: Кириенко З. Жизнерадостный талант // Сов. экран. 1983. № 13.

М. А. Ладынина в фильме «Свинарка и пастух». 1941

М. А. Ладынина в фильме «Свинарка и пастух». 1941

Лажечников Ив. Ив

ЛАЖЕ́ЧНИКОВ Ив. Ив. (1792-1869) - прозаик, мемуарист. Происходил из богатой купеч. семьи. Получил разностороннее домашнее образование. В 1812 вступил в армию, участвовал в загран. походах 1813-15 (впечатления этих лет легли в основу "Походных записок русского офицера", 1817-18). С 1819 на службе в Мин-ве нар. просвещения (в 1821-24 - дир. нар. уч-щ Пензенской губ., в 1831-37 - Тверской губ., в 1842-54 - тверской, затем витебский вице-губернатор, в 1856-58 - цензор Петерб. к-та). В печати дебютировал в 1807, выступал в "Вестнике Европы", "Русском вестнике" и др.; ранние произв. Л., лежащие в русле сентименталист. традиции, собраны в кн. "Первые опыты в прозе и стихах" (М., 1817). Лит. известность Л. связана гл. обр. с его ист. ром., относящимися к высшим достижениям этого жанра в 1830-е гг., - "Последний Новик" (1831-33), "Ледяной дом" (1835), "Басурман" (1838). На разл. мат-ле (эпоха петровских преобразований, "бироновщина", правление Ивана III) автор исследует в них единый конфликт - прогресса и реакции. Как писателя-романиста Л. отличает внимание к исключит. личности, наделенной трагич. судьбой, свободное отношение к ист. фактам, стремление выявить в первую очередь "идею эпохи", "поэзию истории". Ром. 1830-х гг. стали вершиной творчества Л. Впоследствии он обращается к драматургии ("Христиан II и Густав Ваза", 1841; "Опричник", 1843, послужил осн. либретто одноименной оперы П. И. Чайковского; "Окопировался", 1854 и др.), мемуаристике (воспоминания о А. С. Пушкине, В. Г. Белинском, очерк "Новобранец 1812 года", 1853); в последних ром. "Немного лет назад" (1862) и "Внучка панцирного боярина" (1868) касается совр. тематики.

И. И. Лажечников. Худ. А. В. Тыранов

И. И. Лажечников. Худ. А. В. Тыранов

Лазарев Викт. Никитич

ЛА́ЗАРЕВ Викт. Никитич (1897-1976) - историк иск-ва. Чл.-корр. АН СССР (1943). Учился в Моск. ун-те (1917-20), проф. к-рого стал впоследствии (с 1935); в 1924-36 - гл. хранитель, зав. картинной галереей, зам. дир. по науч. части Гос. музея изобразит. иск-в. Написал целый ряд тр. по истории визант. и др.-рус. иск-ва, зап.-европ. иск-ва Возрождения, иск-ва 17 и 18 вв. Л. был признанным мастером атрибуции произв. иск-ва

Соч.: История византийской живописи: В 2 т. М., 1948; Происхождение итальянского Возрождения: В 3 т. М., 1956-79; Феофан Грек и его школа. М., 1961; Андрей Рублев и его школа. М., 1966; Русская средневековая живопись. М., 1970; Византийская живопись. М., 1971; Старые итальянские мастера. М., 1972; Древнерусские мозаики и фрески XI-XV вв. М., 1973; Старые европейские мастера. М., 1974.

Лазаревы братья

ЛА́ЗАРЕВЫ братья - флотоводцы, мореплаватели. Мих. Петр. (1788-1851) - адмирал, первооткрыватель Антарктиды. Окончил Мор. корпус, служил на англ. флоте волонтером, затем участвовал в рус.-шведской войне и Отеч. войне 1812. В 1813-25 совершил три кругосв. плавания (на судне "Суворов", шлюпе "Мирный" в составе экспедиции Ф. Беллинсгаузена и на фрегате "Крейсер" вместе с буд. декабристами Д. Завалишиным и Ф. Вишневским). Участвовал в Наваринском сражении (1827), в рус.-тур. войне 1828-29. Впоследствии командовал Черноморским флотом, был воен. губернатором Севастополя и Николаева.

Анд. Петр. (1787-1849) - адмирал. Участник войн с Наполеоном (1806-07; 1812-14), принимал участие в неудачной экспедиции на Новую Землю. В 1822-24 совершил кругосв. плавание на шлюпе "Ладога". В дальнейшем служил на Балтийском флоте. Автор "Записок", в к-рых описаны его морские путешествия.

Ал. Петр. (1793-?) - адмирал. Участвовал в Архипелагской экспедиции, в Дарданелльском и Афонском мор. сражениях. В 1819-22 совершил кругосв. плавание на шлюпе "Благонамеренный", к-рое описал в дневнике (обнаруж. и изд. в 1950). С 1824 - в лейб-гвардии Измайловском полку, был адьютантом буд. имп. Николая I. Впоследствии служил на флоте и в гос. учреждениях. С 1851 - в отставке.

Лазаренко Вит. Еф.

ЛАЗАРЕ́НКО Вит. Еф. (1890-1939) - артист цирка, клоун. В цирке с 1898. Освоил ряд цирковых жанров, особых успехов добился в акробатич. прыжках. Выступал как клоун (с 1905), под влиянием А. Дурова свой репертуар строил из сатирич., злободневных реприз. В 1914 показал рекордный трюк, сделав сальто-мортале через трех слонов. После 1917, работая в гос. цирках, постоянно сотрудничал с изв. писателями - В. Маяковским, Н. Адуевым, А. Арго и др., писавшими специально для него. В 1919 совм. с худ. Б. Эрдманом разработал новую клоунскую маску - двухцветный клоунский костюм, почти полное отсутствие грима. Насыщал свои выступления акробатич. трюками и злободневными стихами. Часто принимал участие в разл. шествиях и демонстрациях: на них Л. появлялся на высоких ходулях, с рупором в руках и выкрикивал шутки и приветствия. Постоянно участвовал в пантомимах, к-рые ставились на арене цирка. Л. проявил себя как яркий клоун-сатирик, активно откликавшийся на все события жизни. Сын Л., В. Лазаренко (1912-48), работал под рук-вом отца и после его смерти продолжил традицию сатирич. клоунады.

Лазарь

ЛА́ЗАРЬ (сокр. форма древнеевр. Елеазар - "помощь Божия") - имя двух библейских персонажей, фигурирующих в важных для последующего развития христ. богословия эпизодах евангельской истории.

1) Нищий из евангельской притчи "О богаче и Л." (Лк 16:19-31). Покрытый струпьями, "он лежал у ворот богача в надежде, что ему достанутся куски, брошенные под стол. Прибегали собаки и лизали его язвы". После смерти каждого происходит восстановление попранной на земле справедливости: Л. пребывает в раю (на "лоне Авраамовом"), а богач мучится в адском пламени, причем его молитвы об облегчении состояния Авраамом отклоняются. Притча фиксирует уже сформировавшуюся в определенных кругах иудаизма идею загробного воздаяния, иногда сразу определяющего конечную участь грешника. Судьба Л., импонировавшая обездоленным, сделала его популярным героем множества русских и украинских духовных стихов; в нек-рых он становится родным братом богача. При этом выражение "петь Лазаря" стало указанием тоскливого мотива их исполнения и вообще синонимом заунывного причитания нищих. Имя Л. отразилось в слове "лазарет" (первоначально больница для бедных), а также в названии нищих Юж. Италии "лаццарони".

Изд.: Сборник русских духовных стихов / Сост. В. Баренцевым. СПб., 1860; Калеки перехожие / Сб. стихов и исследование П. Бессонова. М., 1861. Вып. 1-6; Русские драматические произведения 1672-1725 гг. / Собраны и объяснены И. [С.] Тихонравовым. СПб., 1874. Т. 2.

2) "Л. Четверодне́вный" - житель Вифании (селения близ Иерусалима), брат Марии и Марфы, оказывавших гостеприимство Иисусу Христу (Лк 10:38-41; Ин 12:1-2). Воскрешение его из мертвых на 4-й день после погребения (отсюда прозвание) совершено Христом в форме публичного мессианского "знамения". Христ. богословие рассматривает это чудо как зримый символ власти Христа над жизнью и смертью, как уверение учеников в своем воскресении и будущем воскрешении мертвых. Богослужебный календарь посвящает этому событию субботу 6-й "седмицы" Великого поста ("Лазарева суббота"), перед Вербным воскресеньем, или Входом Господним в Иерусалим. (Здесь календарно-литургич. время не совпадает с историческим: воскрешение Л. произошло за месяц или два до Входа в Иерусалим - см. Ин 11:54). Согласно церковному преданию, Л. прожил еще 30 лет и стал христианским еп. Китиона (о. Кипр). В кон. 9 или нач. 10 в. его мощи перенесли в Константинополь.

Лит.: Кассиан (Безобразов). Воскрешение Л. и Воскресение Иисуса Христа // Путь. Париж, 1929. № 16.

Воскресение Лазаря. Икона. 16 в.

Воскресение Лазаря. Икона. 16 в.

Лазо Сер. Георг

ЛАЗО́ Сер. Георг. (1894-1920) - участник гражд. войны, один из организаторов борьбы сов. партизан с японскими интервентами на Дальнем Востоке. Род. на станции Пятры в Молдавии. Учился в Петерб. мех. ин-те, затем на физмате МГУ. Участвовал в работе нелегальных рев. студенч. кружков. В 1916 мобилизован на фронт 1-й мир. войны. Окончил Алексеевское воен. уч-ще в Москве. Прапорщик, ком. роты (1916) в запасном пех. полку в Красноярске. Чл. партии левых эсеров (1917). В марте 1917 избран чл. полкового к-та, пред. солдат. секции Совета. Делегат 1-го Всесибирского съезда Советов. В ночь на 11 нояб. 1917 руководил отрядами красногвардейцев, захвативших власть в Красноярске. В дек. 1917 руководил подавлением антисов. восстания в Иркутске, затем - нач. гарнизона и воен. комендант Читы. В нач. 1918 - чл. Центросибири, с февр. 1918 - комиссар войск Забайкальского фронта. С 1918 чл. Рос. коммунистич. партии большевиков - РКП (б), участник борьбы с частями атамана Г. Семенова. С осени 1918 - чл. подпольного Дальневосточного обл. к-та РКП (б) во Владивостоке. С весны 1919 - комиссар и командир партизан. отряда в Приморье. С 31 янв. 1920 - чл. Реввоенсовета и чл. Дальбюро Центр. к-та РКП (б). В апр. - мае 1920 арестован японской контрразведкой. В кон. мая 1920 вместе с А. Луцким и В. Сибирцевым заживо сожжен в топке паровоза на станции Муравьева-Амурская Приморского края.

Лаки

ЛА́КИ (лаковая миниатюра) - произв. приклад. иск-ва, изделия из дерева, металла или папье-маше, покрытые лаком и украш. росписью, резьбой, гравировкой, инкрустацией. Появляются во 2-м тысячелетии до н. э. в Китае. Широкое распространение получили в иск-ве стран Дальнего Востока (Япония, Вьетнам, Индия, Корея). Изв. в Европе с 15 в. Собств. произ-во Л. в Европе начинается в 17 в. в связи с увлечением китайским иск-вом. В технологию изготовления были внесены изменения (масляные краски, горячая сушка и т. д.), упростившие процесс создания лаковых миниатюр. Крупнейшие центры произ-ва лаковых миниатюр в Западной Европе - фирма "Мартен" (Франция), фабрика И. Штобвассера (Германия).

В России изделия из дерева (мебель), металла (подносы), папье-маше (шкатулки), расписанные масляными красками (жанровые сцены, цветы, портреты, пейзажи) изв. с 18 в. В 1720 по желанию Петра I во дворце Монплезир в Петергофе арх. И. Браунштейн устроил Лаковый кабинет для китайского фарфора, стены и двери к-рого покрыты лаковыми декорат. панно с росписями на китайские темы, выполн. голл. мастером Брумкорстом и его рус. учениками (сохр. 1 панно, остальные были воссозданы палехскими художниками). С этого начинается история лаковой живописи в России, продолж. в сер. 18 в. в работах Ф. Власова, росписи к-рого на китайские темы сохр. во дворце Петра III в Ораниенбауме (арх. А. Ринальди); большой лаковый зал был также в построенном Ринальди Мраморном дворце.

В нач. 19 в. в России возникают центры отеч. лаковой живописи: Федоскино, Жостово (оба в р-не Москвы). В 20 в. появляются новые центры: Палех (Ивановская обл.), Мстера (Владимирская обл.), Холуй (Ивановская обл.).

Лактионов Ал-др Ив

ЛАКТИО́НОВ Ал-др Ив. (1910-72) - живописец и график, нар. худож. РСФСР (1969), дейст. чл. АХ СССР (1958), лауреат Гос. премии РСФСР им. И. Е. Репина (1971). Учился в АХ (1932-38) у И. И. Бродского, преподавал в Ин-те живописи, скульптуры и архитектуры (1936-44), Мос. заочном пединституте (1967-70). Автор портретов, жанровых сцен, пейзажей. Ему свойственны точность академич. рисунка, сосредоточенная, точная до иллюзорности передача видимого мира, материальной сущности предметов, сочетающиеся в ряде произв. с заметными чертами поверхностности. В 1940-50-х гг. Л. воспринимался как образцовый художник.

Самой известной картиной Л. явл. "Письмо с фронта" (1947, Сталинская премия 1948): сцена чтения письма на фоне идиллич. уголка старой Москвы или провинц. города, передающая разнообразные переживания участников. Др. произв.: портрет В. И. Качалова (1940), автопортреты (1945, 1972 и др.), "В новую квартиру" (1952), "Обеспеченная старость" (1958-60), портрет космонавта В. М. Комарова (1967), портрет архитектора А. Н. Душкина (1967).

Лит.: Николаева Е. В., Мямлин И. Г. А. И. Лактионов. Л., 1978.

А. И. Лактионов. Письмо с фронта

А. И. Лактионов. Письмо с фронта

Лакшин Вл. Як

ЛАКШИ́Н Вл. Як. (1933-93) - литературовед, лит. критик. Д-р филол. наук (1982), чл.-корр. Академии пед. наук (1989), чл. Союза писателей (1962), чл. Всесоюзного театр. об-ва (1982). Окончил филологич. ф-т МГУ (1955), аспирантуру по кафедре рус. лит-ры (1958). Преподаватель филолог. ф-та МГУ (1958-61), зав. отделом критики "Лит. газеты" (1961-62). Чл. ред. коллегии (1962-67), зам. гл. ред. (1967-70) ж. "Новый мир". Лит.-критич. позиция Л. заключалась в стремлении сделать восприятие худ. произв. фактом не только эстетич., но и нравств. порядка (ст. "Иван Денисович, его друзья и недруги" (1964), "Писатель, читатель, критик" (1966), "Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита"" (1968). Годы работы в "Новом мире" и общения с его гл. ред. А. Твардовским стали темой воспоминаний Л. (""Новый мир" во времена Хрущева", 1991). С 1970 по 1986 Л. сотрудничает с ж. "Иностр. лит-ра", проявляя особый интерес к творчеству А. Камю, У. Голдинга. В 1987-89 Л. - зам. гл. ред. ж. "Знамя", с 1991 - гл. ред. ж. "Иностр. лит-ра". Как лит.-вед Л. разрабатывал проблемы сравнит.-ист. анализа худ. произв. и научной биографии писателя ("Толстой и Чехов", 1963; "А. Н. Островский", 1976). Ряд работ Л. посвятил истории рус. драмы, проблеме "лит-ра и телевидение" ("Искусство психологич. драмы: А. П. Чехов и Л. Н. Толстой", 1958; "Судьбы: от Пушкина до Блока. Телевизионные опыты", 1990).

Соч.: Биография книги. М., 1979; Булгакиада (О М. А. Булгакове). М., 1987; Чеховиана. М., 1990; Пути журнальные. М., 1990; Берега культуры. М., 1994.

Ламанова Над. Петр.

ЛА́МАНОВА Над. Петр. (1861-1941) - художник-модельер, создатель отеч. школы моделирования. Род. в дер. Шузилово Нижегор. губ. в семье военного. Рано потеряв родителей, начала трудовую жизнь, чтобы помочь младшим сестрам. В 1881-1883 Л. училась в изв. моск. школе кройки О. Суворовой, после окончания к-рой попала в мастерскую Войткевич и вскоре стала ведущим мастером. В 1885 открыла свою мастерскую в доме Адельгейма на Б. Дмитровке. Уже ранние работы Л. отличали изящество и тонкое чувство стиля. Мастерская Л. выполняла заказы имп. двора. Участвовала в междунар. выставках костюма: 1902-03 - 1-я Междунар. выставка ист. и совр. костюма в Таврическом дворце в Петербурге; 1925 - Всемирная выставка в Париже (Гран-при). Работы Л. приобрели мировую известность. В 1920-е гг. Л. работала инструктором по худож. пром-сти Наркомпроса, заведовала Мастерской совр. костюма. Одновременно много внимания уделяла работе в т-ре (МХАТ, Т-р Евг. Вахтангова, Т-р Красной Армии) и кино (костюмы к к/ф "Цирк", "Бесприданница", "Александр Невский", "Аэлита").

Лит.: Стриженова Т. Из истории советского костюма. М., 1972. С. 28-56; Костюм серебряного века в России, 1890-1914: Каталог выст. из фондов Гос. Эрмитажа / Авт. вступ. ст. и сост. Т. Т. Коршунова. СПб., 1993.

Предыдущая страница Следующая страница