Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛАМ"-"ЛЕВ")
ЛАМА́НСКИЙ Вл. Ив. (1833-1914) - филолог-славист, акад. Петерб. АН. Закончил историко-филологич. ф-т Петерб. ун-та. В 1862-64 путешествовал по слав. землям. По своим взглядам был близок к славянофилам, считал реальной задачу слав. объединения на осн. рус. яз. как общего лит. яз. всех славян. За границей собрал богатый рукописный материал, к-рый использовал в раб. "О некоторых славянских рукописях в Белграде, Загребе и Вене с филологическими и историческими примечаниями" (СПб., 1864). В 1864 получил кафедру в Петерб. ун-те. В 1870 защитил доктор. дисс. "Об историческом изучении греко-славянского мира в Европе", содержащую теорию 2-х разл. по религ., гражд. и нравств. характеру миров - греко-слав. и романо-герман. Основоположник Петерб. школы славистов. Лит.: Кузнецкая О. Б., Хартанович М. Ф. Академик В. И. Ламанский. Обзор материалов Ленинградских библиотек и архивов // Деятели русской науки XIX-XX вв. СПб., 1991. С. 54-74. |
ЛА́НГСДОРФ Григ. Ив. (Георг Генрих фон) (1774-1852) - естествоиспытатель и путешественник. Род. в Вельштейне (Германия). Окончил Геттингенский ун-т (1797). Акад. Петерб. АН (с 1821). В 1797-1802 изучал природные условия Испании и Португалии. В 1803-05 принимал участие в кругосв. эксп. под рук-вом И. Крузенштерна. В 1805 отделился от эксп. и самостоятельно обследовал Алеутские о-ва и сев.-вост. побережье Сев. Америки. Через Сибирь возвратился в Петербург (1807). В кн. "Наблюдения во время путешествия вокруг света в 1803-1807 гг." (1812) привел ценные сведения о быте и нравах нас. Маркизских о-вов, японцев, алеутов, камчадалов, эскимосов и др. народов, о природе посещенных стран. В 1812 назначен рус. консулом в Бразилии. В 1821-28 возглавил рус. эксп. во внутр. р-ны Бразилии. В 1830 вернулся в Германию. Лит.: Комиссаров Б. Н. Г. И. Лангсдорф. Л., 1975. |
ЛАНДЕ́ Жан-Батист (?-1746) - фр. артист, балетмейстер, педагог, основатель 1-й рус. балет. школы. Танцевал в Париже и Дрездене, содержал франц. комедию в Стокгольме. В нач. 1730-х гг. в Петербурге обучал придворных, с 1734 преподавал в Сухопутном шляхетном корпусе. Его воспитанники принимали участие в придворных спектаклях итал. труппы Ф. Арайи. В 1737 Л. подал челобитную имп. Анне Иоанновне, где просил отдать ему в обучение 12 детей для подготовки отеч. балет. артистов. 4 мая 1738 указ об основании танц. школы был издан. Л. подготовил немало рус. танцовщиков, выступавших наравне с иностранными гастролерами. Л. и его воспитанники принимали участие в создании коронац. спектаклей по случаю восшествия на престол Елизаветы Петровны. Был танцмейстером Петра III, организовавшего в 1755 в Ораниенбауме 2-ю балет. школу. |
ЛАНСЕРЕ́ Евг. Ал-др. (1848-86) - скульптор. Автор небольших, детально проработ. жанровых статуэток и групп. Изображал преим. всадников - представителей народностей России - казахов, башкир, киргизов, черкесов, а также рус. крестьян. Во время путешествия по России тщательно изучал жизнь и обычаи народа, что обусловило этнографич. точность в воспроизведении бытовых и воен. сцен, костюмов ("Тройка", 1868; "Крестьянин в телеге", 1870; "Донские казаки-фуражиры", 1878; "Киргизский косяк на отдыхе", 1880). В отд. работах обращался к теме рус. истории, где эмоцион. насыщенность и напряженность композиции сообщали образу героич. приподнятость ("Святослав", 1886). Характерна жизненно верная передача сложных жестов, движений людей, повадок животных. Л. скульптурно оформлял произв. декор.-приклад. иск-ва (чернильницы, подсвечники). Выполнял работы для тиражирования на Каслинском чугунолитейном заводе. Лит.: Шмидт И. М. Е. А. Лансере // Русское иск-во: Очерки о жизни и творчестве художников. Вторая половина XIX века. М., 1971. Т. 2. |
ЛАПАУ́РИ Ал-др Ал-др. (1926-75) - артист балета, балетмейстер, педагог. Окончил Моск. хореограф. уч-ще в 1944 (кл. Н. Тарасова) и ГИТИС в 1958. В 1944-67 солист Большого т-ра. Среди его ролей: Гирей ("Бахчисарайский фонтан"), Парис ("Ромео и Джульетта"), Абдерахман ("Раймонда"), Ганс ("Жизель"), Командор ("Лауренсия"). Танец Л. отличался строгим благородством стиля, выразительностью пластики, психологич. наполненностью. Л. был партнером Г. Улановой, М. Семеновой, М. Плисецкой, Р. Стручковой. В Большом т-ре поставил балеты "Лесная песня" (1961, Г. Жуковский) и "Подпоручик Киже" (совм. с О. Тарасовой, 1963, С. Прокофьев); в Моск. муз. т-ре - "Жаклин" (совм. с О. Тарасовой, 1969, Ф. Пуленк). Ставил балеты на сцене т-ров Киева, Одессы, Казани; концертные номера на музыку Р. Глиэра, И. Дунаевского, Н. Метнера и др. В 1946-61 преподавал в Моск. хореографич. уч-ще, в 1952-75 - педагог балетмейстерского отделения ГИТИСа. Лит.: Тейдер В. А. Александр Лапаури. М., 1980. |
ЛА́ПИН Бор. Матв. (1905-41) - писатель. Род. в Москве, в семье врача. С 1920 писал экспрессионист. стихи, издавал поэтич. сб. ("Молниянин. Стихи", 1922; "1922-я книга стихов", 1923). В 1924 окончил Высший лит.-худож. ин-т им. Брюсова. Самостоятельно выучил неск. яз., в т. ч. восточных. Предпринял поездки в отдал. обл. страны: пустыню Каракумы, на Памир, на Чукотку. Став матросом, побывал во мн. портах Европы и Азии. К кон. 20-х гг. обратился к жанру худож.-док. прозы, в к-рой, по словам И. Эренбурга, "старался стереть грань между сухим протоколом и поэзией". Известность ему принесла кн. "Повесть о стране Памир" (1929). С 1932 почти все свои произв. писал вместе с др. писателем-путешественником - З. Хацревиным. В числе их совм. работ: "Америка граничит с нами" (1932), "Сталинабадский архив" (1932), "Дальневосточные рассказы" (1935), "Приключения храброго монгола" (1937), "Путешествие" (1937), "Лето в Монголии" (1939), "Рассказы и портреты" (1939); киносценарий "Его зовут Сухэ-Батор" (в сб.: "Избранные сценарии сов. кино", 1950. Вып. 5). В нач. 2-й мир. войны Л. и Хацревин погибли, попав в окружение под Киевом. Посмертно вышла их кн. "Письма с фронта" (1958). |
ЛА́ППО-ДАНИЛЕ́ВСКИЙ Ал-др Сер. (1863-1919) - историк, акад. Происходил из дворян. семьи. В 1882-86 учился на ист.-филологич. ф-те Петерб. ун-та. В 1890 защитил магистер. дисс. "Организация прямого обложения в Московском государстве со времен Смуты до эпохи преобразований" и стал приват-доцентом Петерб. ун-та, впоследствии - проф. В 1899 избран адъюнктом, в 1902 - экстраординарным, а в 1905 - ординарным акад. АН. Вел большую археографич. работу, будучи ред. сб. док. "Письма и бумаги Петра Великого", "Россия и Италия"; разработал "Правила издания грамот Коллегии экономии", под его рук-вом подготовлены к печати 2 т. "Сборника грамот Коллегии экономии" (опубл. в 1922-29). Разрабатывал теоретич. вопросы ист. науки, читал курс методологии истории в ун-те, написал и опубликовал 2 вып. "Методологии истории" (1910-13). Был крупнейшим специалистом в обл. источниковедения рус. истории и прежде всего дипломатики. В ун-те организовал семинар, в к-ром занимались А. Андреев, С. Валк и др. Гл. труд Л.-Д. - "История политических идей в России в XVIII в. в связи с развитием ее культуры и ходом ее политики", опубл. только через 70 лет после смерти автора. Л.-Д. представлял рус. науку на междунар. съездах (в 1903, 1908 и 1913), на собраниях Междунар. союза Академий (в 1910 и 1913). В 1916 удостоен звания поч. д-ра прав Кембриджского ун-та. Лит.: Лаппо-Данилевский А. С. История русской общественной мысли и культуры. XVII-XVIII вв. М., 1990; Русский исторический журнал. Пг. 1920. Кн. 6. |
ЛАПТА́ (мать, матка, матка на выкуп, перекидыши, майдан) - рус. спорт. командная игра. Наряду с городками считается одной из наиб. типичных игр для рус. нар. физич. культуры. Л. изв. под этим же названием ряду южно-и вост.-слав. народов. Название игры совпадает с названием круглой дерев. биты, уплощенной с одного конца, к-рой бьют по мячу. Мяч м. б. сделан из ткани, елового корня, бересты и др. В игре участвуют 2 равные по числу игроков команды - подающая и играющая (бьющая). Игроки бьющей команды находятся перед чертой ("у ближнего сала", "в городе") и по очереди, начиная с самого слабого игрока, наносят удар битой по мячу, посылая его как можно дальше в поле, где находятся игроки подающей команды. Полем называется пространство между "ближним салом" и располож. в 20-80 м от него "дальним салом" ("городок", "стоянка", "полевая черта"). Ударивший бросает биту и бежит через поле и обратно. Если ему удается вернуться в "город", он получает право на дальнейшее участие в ударах лаптой. Один из игроков "команды поля", стоя перед чертой подачи, подбрасывает мяч ударяющему. Остальные его товарищи стоят в поле так, чтобы они могли схватить посланный из "города" мяч, перебросить его друг другу и попасть в игрока "команды города", бегущего через поле. При попадании мяча "команда поля" бежит в "город", если их соперники не смогут нанести ответный удар ("отсалиться"). Попасть в игрока "команды города" называется "взять город"; если игрок "поля" ловит мяч с лета, то это называется "город продан", и команды сразу меняются местами. Ударивший слабо игрок "команды города" может оставаться на месте или добегать только до промежуточ. "сала" (находясь у к-рого, он подвергается насмешкам). Тогда обратно он бежит вместе с тем игроком, к-рый сможет нанести сильный удар. По мере нарастания усталости игроков увеличивается число бегущих одновременно, и исход игры может зависеть от удара самого сильного игрока, как правило, капитана команды. Л. считается дет. игрой, развивающей скорость, глазомер, меткость, выносливость, умение переносить боль от сильного удара. Обрядовые корни игры не прослеживаются, следы символич. нагрузки видны в терминах "поле", "город", "городок", противопоставлении города и поля. Ключевым моментом является нахождение игрока, принадлежащего укрепл. "городу", в "поле", где он оказывается незащищенным и подвергается опасностям. Бита, относящаяся к "городу", возможно, может трактоваться как волшебное оружие, к-рым стремятся овладеть соперники. После создания определ. формальных правил Л. была включена в Классификацию национ. видов спорта РФ. Сходные варианты игры встречаются у др. народов нашей страны, что в ряде случаев признано заимствованием у русских. Сильное сходство с Л. имеет также популярная игра бейсбол. По мнению ряда историков спорта, игры типа Л. были занесены в Европу из Индии в период раннего средневековья, и тогда они имитировали полную опасности жизнь бродячих торговцев. К эпохе Возрождения они разделились на игры с "осаливанием" (типа рус. Л.) и с заниманием "городков" в поле (типа бейсбола). |
ЛА́ПТЕВЫ, мореплаватели, двоюродные братья, участники 2-й Камчатской эксп., в честь к-рых названо море в Сев. Ледовитом океане. Дм. Як. (1701-67) - вице-адм. (1762). В 1718 служил на Балтийском флоте. В 1735 был назначен в Вел. Сев. эксп., в 1736 - нач. отряда, имевшего целью пройти морем от устья Лены на В., к Камчатке или к устью р. Анадырь, производя по пути опись сев. берегов Азии. В 1739-42 обследовал рр. Колыму, Анадырь и Большой Анюй. Передвигаясь частично по морю на боте "Иркутск", а частично по суше на собаках и оленях, произвел съемку вост. побережья Сев. Ледовитого океана и связал ее со съемкой побережья Тихого океана. По окончании эксп. продолжал службу на Балтийском флоте. Его именем назв.: мыс в дельте р. Лены, пролив между о-вом Большой Ляховский и Азиатским материком. Хар. Прокофьевич (1700-63) - капитан 1 ранга (1758). С 1718 служил на Балтийском флоте, в 1734 на фрегате "Митау" захвачен в плен французами, после размена пленными приговорен к смерт. казни, но помилован (1736). В 1737 назначен нач. отряда Вел. Сев. эксп., для продолжения дела В. Прончищева - описи берега от устья Лены до р. Хатанги и Таймырского п-ова. В 1739-40 Л. на шлюпе "Якутск" обследовал и нанес на карту губу Нордвик, Хатангский зал., о-ва Большой и Малый Бегичев. При попытке обогнуть п-ов Таймыр морем судно было раздавлено льдами. В 1741-42, проводя работы санными партиями, Л. со своими помощниками С. Челюскиным и И. Чекиным завершил маршрутную съемку Таймырского п-ова, к-рая послужила единств. источником для изображения его на картах до кон. 19 в. Результаты эксп. изложены в соч.: "Берег между Лены и Енисея" (опубл. в "Записках Гидрографич. департамента Мор. министерства". 1851. Ч. 9), где наряду с мат-лами съемки содержатся сведения о быте, нравах местного нас. После окончания эксп. продолжал службу на Балтийском флоте. В честь Л. назв.: мор. берег между р. Пясиной и Таймыром, два сев.-вост. мыса о-ва Пилота Махоткина, мыс на вост. берегу п-ова Челюскин. Лит.: Троицкий В. А. Записки Харитона Лаптева. М., 1982. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЛА́РИН Бор. Ал-др. (1893-1964) - языковед. Род. в Полтаве, в семье учителя. По окончании Киевского ун-та (1914) оставлен для подготовки к профессуре под рук-вом Ф. Кнауэра и В. Перетца. С 1916 - на стажировке в Петрогр. ун-те. Здесь испытал влияние проф. И. Бодуэна де Куртенэ и особенно Л. Щербы. С дек. 1919 Л. преподавал в вузах Петрограда - Ленинграда. С марта 1933 приступил к работе в Словарной комиссии Ин-та языка и мышления АН СССР по составлению "Словаря древнерусского языка". С 1934 группой сотр. во главе с Л. было начато интенсивное создание базы для ист. словаря - полуторамиллионной картотеки по сотням источников самых разл. жанров др.-рус. письменности. В 1936 был издан "Проект", согласно к-рому предполагалось описать лексику пам. с 15 до сер. 18 в., т. к. это дает ист. освещение осн. составу слов совр. рус. яз., однако затем временные рамки были расширены. По новому плану Словарь должен был охватить лексику с 11 до 2-й пол. 18 в. Реализации грандиозного по размаху начинания помешала война. После нее работа возобновилась, но была прервана (фактически с 1949), картотека и уже составл. ч. Др.-рус. словаря (I и II тома) увезены в Москву. Избранный в 1949 дейст. чл. АН Литовской ССР, Л. уехал в Вильнюс (конец 1951 - сер. 1953), после чего местом его работы стал ЛГУ. Здесь Л. заведовал каф. рус. яз. (1953-54), общего языкознания (1958), слав. филологии (1961-64). С 1954 - декан филфака ЛГУ. В 1960 Л. основал в ун-те науч. лексикографич. центр - Межкафедр. словарный кабинет, занятый подготовкой целого ряда словарей. Осн. тр. Л. - по слав. диалектологии, рус. ист. лексикологии и лексикографии, по укр. и лит. яз.; иссл. по стилистике худож. речи, а также пер. произв. словесного иск-ва. Л. - основатель науч. школы, признающей в процессе языкового развития примат смыслового содержания, ведущую роль живой, разговорной речи. Чл.-корр. АН Украины (1945), акад. Литовской ССР (1949), засл. деятель науки РСФСР (1957). Лит.: Богородский Б. Л., Ковтун Л. О, Лилич Г. А. Борис Александрович Ларин (к юбилею учителя) // Вопросы теории и истории языка. Л., 1963. С. 5-26; Мещерский Н. А. Памяти Бориса Александровича Ларина // Там же. 1969. С. 5-12; Корнев А. И. Б. А. Ларин и рус. диалектология // Там же. С. 13-26; Профессор Борис Александрович Ларин (к 95-летию со дня рождения): Библиогр. указ. по славян. и общ. языкознанию. Самарканд, 1987. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЛА́РРИ Ян Леопольдович (1900-77) - прозаик. Род. в семье рабочего. В 1909 остался сиротой. Был "мальчиком" в трактире, учеником в часовой мастерской, бродяжничал по городам России. Участник гражд. войны. Занимался журналистикой, сотрудничал в газ. Харькова, Новгорода, с 1926 жил в Ленинграде, окончил биолог. ф-т ЛГУ (1931), работал в рыбной пром-сти, учился в аспирантуре Всесоюзного НИИ рыбного х-ва. Писал для детей с нач. 20-х гг. Первая кн. - "Грустные и смешные истории о маленьких людях" (1926). Проза Л. носит науч.-худож. характер ("Окно в будущее", 1929; "Как это было", 1930). Пов. "Необыкновенные приключения Карика и Вали" (1933) в фантастико-приключенч. форме знакомит читателя с основами энтомологии. В предвоен. годы Л. писал "соц.-фантастич." пов. "Небесный гость", к-рую, не указывая своего имени, посылал частями И. Сталину. Госбезопасности не составило большого труда разоблачить наивного анонима: в 1941 писатель был арестован и приговорен к 10 годам лагерей. После реабилитации в 1957 вернулся в лит-ру. Опубл. новые кн. для детей ("Записки школьницы", 1961; "Удивительные приключения Кука и Кукки", 1961; "Храбрый Тилли. Записки щенка, написанные хвостом", 1970). |
ЛА́ТЫ - пластинчатый защитный доспех (оборонит. вооружение), предохраняющий от поражения холодным и огнестр. оружием. Первонач. были кожаными, позднее металлич. - чешуйч. или пластинчатыми. С 14 в. превратились в рыцарский доспех. В России Л. особого распространения не получили и были скорее парадно-церемониальной, чем боевой одеждой. |
ЛАТЫ́НИНА (Дирий) Лар. Сем. (род. 1934) - гимнастка, з. м. с. СССР (1956), засл. тренер СССР (1972). Одна из лучших гимнасток всех времен. Абсолютная чемпионка Олимп. игр (1956, 1960). Олимп. чемпионка в вольных упражнениях (1956, 1960, 1964), в опорном прыжке (1956). По кол-ву завоев. олимп. медалей (18 - из них 9 золотых, 5 серебряных и 4 бронзовых) не имеет себе равных в истории Олимп. игр. Абсолютная чемпионка мира 1958 и 1962, Европы 1957 и 1961. Абсолютная чемпионка СССР 1961, 1962. Неоднократная чемпионка мира, Европы и СССР в отд. видах многоборья и в командном первенстве (1954-64). Автор кн. "Равновесие" (М., 1975) и "Гимнастика сквозь годы" (М., 1977). |
ЛА́ТЫШЕВ Вас. Вас. (1855-1921) - филолог, крупнейший эпиграфист. Окончил ист.-филологич. ф-т Петерб. ун-та (1876), где и проработал большую часть жизни. В 1883 получил магистер. степень за выдающийся труд о локальных календарях Др. Греции; в дальнейшем гл. областью его занятий становится история антич. гос-в Сев. Причерноморья. В 1885 Л. выпускает 1-й, в 1890 - 2-й т. сб. греч. и лат. надписей с юга России, принесшего ему мировую известность и звание сначала чл.-корр. (1890), а затем - ординарного акад. (1893) Рос. АН. Эпиграфич. иссл. составили осн. докт. дисс. Л. "Исследования об истории и государственном строе города Ольвии" (1887). С помощью учеников Л. издал полезнейшую двухтомную хрестоматию, в к-рой собраны сведения антич. авторов о Сев. Причерноморье и Кавказе (1893-1906). Мелкие эпиграфич. публикации Л. были частично объединены в 1909 в сб. "Pontika", а вновь обнаруж. пам. составили 4-й т. свода причерномор. надписей (1901). В 1896 Л. издает "Сборник греческих надписей христианских времен из южной России". Его достижения в причерномор. эпиграфике не имели себе равных в мировой науке. С 1906 в круг его осн. занятий входит византийская агиография; кроме многочисл. пер. житий он публикует и иссл. ряд неизд. текстов. Будучи товарищем пред. имп. Археологич. комиссии, Л. основал ее печатный орган "Известия Археологич. комиссии" (1901-18. Вып. 1-65). Практически все написанное Л. сохраняет свое значение до сих пор. Лит.: Жебелев С. А. Василий Васильевич Латышев // Визант. временник. 1926. Т. 24. С. 105-110; [В. В. Латышев] // Сов. археология. 1958. Т. 28. С. 3-53. Список тр. акад. В. В. Латышева: с. 36-51; Яйленко В. П. Заметки А. В. Никитского о В. В. Латышеве // Вестн. древ. истории. 1972. № 4. С. 181-188. |
ЛАФО́Н Софья Ив. (1717-97) - начальница Воспитательного об-ва благородных девиц в Смольном (1765 -97), статс-дама, кавалерственная дама ордена св. Екатерины. Дочь французов-гугенотов, переселившихся в Петербург, жена, затем вдова действ. статского советника, Л. понравилась И. Бецкому благородством и педагогич. способностями и была назначена сначала правительницей (с 1764), а затем начальницей (с титулом "превосходительства") Воспитательного об-ва и Мещанского уч-ща. Одноврем. руководила младшим отделением Кадетского шляхетного корпуса. Педагогич. деят-ность Л., основанная на религиозно-нравств. воспитании, чувстве любви и благодарности, сделала ее широко известной в культ. кругах России конца 18 в. Ей посвящены слова признания в мемуарах Г. Алымовой-Ржевской, И. Долгорукова и др. Л. пользовалась постоянным расположением императриц Екатерины II и Марии Федоровны. После смерти ее именем были названы Лафонская площадь и сад у Смольного института (ныне Пролетарской диктатуры). |
ЛЕ́БЕДЕВ Георг. Еф. (1903-58) - историк иск-ва. Учился в Белорус. унте и Ин-те истории иск-в в Ленинграде. С 1946 работал на каф. ист. иск-ва в Высш. худож.-пром. уч-ще им. В. Мухиной (Ленинград); преподавал ист. иск-ва в Петерб. ун-те. Иссл. Л. посвящены ист. рус. иск-ва 18 - нач. 20 в. (наиб. значит. - 18 в.). Соч.: Рус. художники XVIII в.: И. Никитин, И. Аргунов, Д. Левицкий, В. Боровиковский. М.; Л., 1937; Рус. живопись перв. пол. XVIII в. М.; Л., 1938; Рус. книжная иллюстрация XIX в. М., 1952. |
ЛЕ́БЕДЕВ Гер. Степ. (1749-1817) - востоковед, первый рус. индолог (самоучка). Гастролируя как музыкант-виолончелист по Европе, попал в Лондон, где заинтересовался санскритом и индийской культурой. В 1785 прибыл морем в Индию, 2 года провел в Мадрасе (изучал яз. тамили и малаялам), остальное время (1787-97) - в Калькутте. Освоил основы санскрита, а местные яз. - бенгальский и хиндустани - изучил настолько, что перевел и адаптировал к местным обычаям 2 англ. пьесы и открыл 1-й бенгальский т-р европ. типа. После разорения т-ра, вернувшись в Лондон, издал здесь грамматику хиндустани, до сих пор сохраняющую ценность, поскольку в ней зафиксирован разговорный, "базарный" яз. Сев. Индии 2-й пол. 18 в. В 1801 вернулся в Россию, по именному указу имп. Александра I определен в чине коллежского асессора в Азиатский департамент Коллегии иностр. дел, где и работал до конца дней. Основал 1-ю в Европе типографию, располагавшую наборным индийским шрифтом, и издал в ней свой труд "Беспристрастное созерцание систем Восточной Индии Брагменов..." - 1-е рус. описание культуры, быта, религии, истории индийцев, нек-рые разделы к-рого (например, ч. III: "О священных брагменских обычаях и народных обрядах") и сейчас не утратили науч. значения. Соч.: Беспристрастное созерцание систем Восточной Индии Брагменов, священных обрядов их и народных обычаев. СПб., 1805. Лит.: Булгаков Ф. И. Герасим Степанович Лебедев - рус. путешественник, музыкант в Индии в конце века // Ист. вестн. 1880. Т. 3; Воробьев-Десятовский В. С. Рус. индианист Г. С. Лебедев (1749-1817) // Очерки по истории рус. востоковедения. М., 1956. Сб. 2; Ямпольский И. Первый рус. музыкант в Индии // Музыка народов Азии и Африки. М., 1973. Вып. 2; История отечеств. востоковедения до сер. XIX в. M., 1990. С. 318-326. |
ЛЕ́БЕДЕВ Ив. Вл. (псевд. Дядя Ваня) (1879-1950) - атлет, арбитр чемпионатов борьбы, театр. и цирковой деятель, литератор. Воспитанник и сподвижник д-ра В. Ф. Краевского. В нач. 20 в. Л. содержал в Петербурге частные атлетич. арены. Талантливый организатор чемпионатов по франц. (ныне классич.) борьбе на арене цирка, Л. способствовал превращению цирковой борьбы в театрализов. зрелище: ввел парады участников чемпионата, муз. сопровождение, изобрел своеобразные амплуа борцов - "герой", "комик", "злодей" и др. Впервые выступил в качестве арбитра в 1905, когда борьба стала развиваться в цирках России с небывалой популярностью. Постоянно находился в тесном контакте со зрит. залом. Остроумно комментировал ход борцовских схваток, отвечал на вопросы из зала. Л. был ред. и издателем популярнейшего спорт. ж. "Геркулес" (1912-17). Выступал в рус. поддевке, лакиров. сапогах, на голове носил студенч. фуражку, что придавало ему особый шик. Л. написал ряд пов. и рассказов из жизни атлетов. Выступал и как драм. актер. Оставил неопубл. мемуары. Соч.: Сила и здоровье. СПб., 1914; Тяжелая атлетика. Пг., 1916; История проф. франц. борьбы. М., 1928. |
ЛЕ́БЕДЕВ Петр Ник. (1866-1912) - физик, основатель первой рус. науч. школы физиков. Род. в Москве, в купеч. семье. Окончил реальное уч-ще, в 1884 поступил в Моск. высшее техн. уч-ще. В 1887-91 работал в Страсбурге и Берлине в лабораториях А. Кундта, Ф. Кольрауша, Г. Гельмгольца. В 1891 в Страсбурге защитил дисс. "Об изменении диэлектрич. постоянных водяных паров и о теории диэлектриков Моссотти-Клаузиуса". С 1891, вернувшись на родину, работал в Моск. ун-те, в 1900 избран проф. Здесь организовал первую в России физич. лабораторию. В 1911 ушел из ун-та в знак протеста против реакционных действий министра просвещения Л. Кассо. На частные средства создал физическую лабораторию в ун-те Шанявского. Л. впервые установил общие закономерности для волн различной природы (звуковых, гидравлич., электромагнитных). Иссл. явления, присущие световым волнам (отражение, двойное лучепреломление, интерференцию и др.). В 1901 обнаружил и измерил давление света на твердое тело, количественно подтвердив теорию Максвелла. В 1909 установил и измерил давление света на газы. Иссл. роль вращения Земли в возникновении земного магнетизма. Имя Л. носит Физич. ин-т РАН. Лит.: Сердюков А. Р. П. Н. Лебедев. М., 1978. |
ЛЕ́БЕДЕВА Праск. Прох. (1835-1917) - артистка балета. Окончила Моск. театр. уч-ще в 1857 (ученица Г. Ворониной и Ф. Монтассю), совершенствовалась в Петербурге у Э. Гюге и Х. Иогансона. В 1854-67 первая танцовщица моск. Большого т-ра. Среди ее ролей: Маргарита ("Фауст"), Гитана ("Гитана"), Катарина ("Катарина, дочь разбойника"), Жизель ("Жизель"), Эсмеральда ("Эсмеральда"), Газельда ("Газельда, или Цыганы"), Пакеретта ("Пакеретта"), Метеора ("Метеора, или Долина звезд"), Сатанилла ("Сатанилла, или Любовь и ад"). Одновременно с тем же репертуаром регулярно выступала в петерб. Большом т-ре. Была танцовщицей яркого темперамента и сильной драм. экспрессии, ее мимика была выразит. и красноречивой. Наибольших удач добилась в исполнении романтич. репертуара. Л. пришлось оставить сцену после ожога на спектакле в 1867. |
ЛЕ́БЕДЕВА Сарра Дм. (1892-1967) - скульптор, художник т-ра, декор.-прикладного иск-ва, засл. деят. иск-в РСФСР (1945), чл.-корр. АХ СССР (1958). Жена В. Лебедева. Училась в мастерских М. Бернштейна, Л. Шервуда, П. Кузнецова, участвовала в выставках "Мира иск-ва" (1918). Была чл. Об-ва рос. скульпторов (1926), принимала участие в осуществлении плана монумент. пропаганды (бюсты Ж. Дантона - 1918, М. Робеспьера - 1920 и др.). Л. - автор остропсихологич., правдивых портретов деятелей сов. гос-ва (Ф. Дзержинский, 1925; П. Дыбенко, 1920-е гг. и др.), науки и культуры (В. Чкалов, 1939; В. Татлин, 1934-45; Н. Удальцова, 1952 и др.), героев Вел. Отеч. войны. В 1930-е гг. создала масштабные этюды обнаженной натуры. В 1961-63 создала надгробный пам. Б. Пастернаку. Л. творчески осмыслила уроки иск-ва Возрождения, интонац. строй импрессионизма, конструктивную сущность кубизма. Важное значение в творч. методе Л. принадлежит пространств. решениям, искусному использованию худож. возможностей бронзы - экспрессивной живописной моделировке. Мн. произв. Л. в мелкой пластике нашли свое воплощение на Конаковском фаянсовом заводе в фаянсе и майолике. Л. преподавала в уч-ще Штиглица (1919-20), оказала большое влияние на развитие отеч. скульптуры. Лит.: Посмертн. выставка произведений... С. Д. Лебедевой: Каталог. М., 1969; С. Лебедева: (Альбом). М., 1973; А. В. Куприн, С. Д. Лебедева, Н. П. Ульянов: Каталог выст. / Сост. З. В. Лукина. Л., 1977. |
ЛЕ́БЕШЕВ Пав. Тим. (род. 1940) - кинооператор. В 1972 окончил операторский ф-т ВГИКа. С 1957 работал на киностудии "Мосфильм" ассистентом оператора. Картина "Белый вокзал" (1971, реж. А. Смирнов) сделала его известным, хотя и была снята в строго документ. манере, к этому времени уже отходившей в прошлое. Особое внимание Л. уделяет свету и цвету, тонко выражающим атмосферу фильма. Не случайно его творч. удачи связаны в первую очередь с картинами реж. Н. Михалкова, Г. Данелия, С. Соловьева, к-рые придают изображению, его фактуре наиважнейшее значение. Манера Л. во многом определила пути развития операторского иск-ва 60-80-х гг. Снимал многие ф. Н. Михалкова: "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974), "Раба любви" (1976), "Неоконченная пьеса для механического пианино" (1977), "Пять вечеров" (1979), "Несколько дней из жизни Обломова" (1980, премия "Серебряный Оксфорд" за операторскую работу на МКФ в Оксфорде, Англия); "Сибирский цирюльник" (1999). Среди др. ф.: "Кин-дза-дза" (1986, реж. Г. Данелия), "Щит и меч" (1967, реж. В. Басов), "Серафим Полубес и другие жители Земли" (1983, реж. В. Прохоров), "Звонят, откройте дверь" (1965, реж. А. Митта), "Праздники и таинства русской православной церкви" (документ., 1983), "Время отдыха с субботы до понедельника" (1984), два последних - совм. с Г. Рербергом, "Кавказский пленник" (1996, реж. С. Бодров). |
ЛЕБЛО́Н Жан Батист Александр (1679-1719) - франц. архитектор, ученик Жирара. Прославился написанной совм. с д’Аржанвиллем кн. "Теория и практика садоводства", изд. в 1709 и переиздававшейся в разных странах 12 раз. Л. написал также "Дополнения" к "Курсу архитектуры" Давилье с предложением новых конструкций, новых способов планировки зданий и их оформления, изд. в 1710 и неск. раз переиздававшиеся. Наиб. известные практич. работы Л. в Париже - реконструкция отеля "Вандом" с садом и постройка отеля "Клермон" (1713-14). По приглашению Петра I Л. поступил на рус. службу с чином ген.-арх. и окладом 5 тыс. руб. в год. Он приехал в С.-Петербург в авг. 1716 с большой группой франц. мастеров разных специальностей. Здесь он организовал комплекс мастерских как базу стр-ва и школу для обучения рус. мастеров новым методам работы. Л. разработал "Генеральный чертеж С.-Петербурга" (1717), вобравший в себя передовые градостроит. и фортификац. идеи, но не учитывавший реальные природные и матер. условия С.-Петербурга того времени и потому не имевший практич. значения. За 2 с пол. года работы в С.-Петербурге Л. создал проекты мазанкового дома кн. А. Меншикова на Адмиралтейской стороне (1716), фасада двухэтажного жилого особняка для гор. застройки (1716), ансамбля в Стрельне (1717), скульптурного оформления Большого Грота в Петергофе и интерьеров Петергофского дворца (1717), Летнего сада (1717), дома ген.-адм. Ф. Апраксина (1716-18). Деят-ность в С.-Петербурге не принесла Л. признания. Он рассорился с кн. Меншиковым, а своими проектами неск. раз вызывал разочарование и недовольство Петра I, грустные последствия к-рого, согласно донесению франц. посланника де Лави, Л. "почувствовал на себе", что, возможно, ускорило его кончину. |
ЛЕВ, ЛЕВО́К - распространенное на вост.-слав. землях и в России на протяжении 16-18 вв. назв. голландских левендальдеров ("львиных" талеров), на к-рых был изображен лев. |
ЛЕВАШЁВ Вл. Ал-др. (род. 1923) - артист балета, педагог. Окончил Моск. хореограф уч-ще в 1941 (кл. П. Гусева). В 1941-78 солист Большого т-ра. Первый исполнитель партий: Шурале ("Шурале"), Северьян ("Каменный цветок"), Ибн-Салом ("Лейли и Меджнун"), Дроссельмейер ("Щелкунчик"), Фея Карабос ("Спящая красавица"). Среди др. его ролей: Рипафратта ("Мирандолина"), Нурали ("Бахчисарайский фонтан"), Ли Шанфу ("Красный мак"), Тибальт ("Ромео и Джульетта"), Командор ("Лауренсия"), Ганс ("Жизель"), Визирь ("Легенда о любви"), Кащей ("Жар-птица"), Царь ("Конек-Горбунок"), Ротбарт ("Лебединое озеро"), Дон Кихот ("Дон Кихот"). Ведущий характерный танцовщик, Л. обладал редким артистизмом, выразит. пластикой, большим мимич. дарованием. В балетах Ю. Григоровича создал наиб. яркие образы, наполненные драматизмом и огромной внутр. силой. Одна из лучших его ролей - Дроссельмейер. В 1978-85 педагог-репетитор Большого т-ра. |
ЛЕ́ВИН Макс. Григ. (1904-63) - антрополог, этнограф, археолог, географ. Еще студентом МГУ участвовал под рук-вом В. Бунака в эксп. в Туву для изучения антропологии и этнографии тувинцев. После окончания ун-та принят на работу в Центр. музей народоведения, откуда уехал на 2 года для науч. и практич. работы на Дальний Восток. По возвращении в Москву - ученый секр. Ин-та антропологии МГУ, а с 1944 зам. дир. Ин-та этнографии АН СССР, с 1949 также и зав. Отделом антропологии в том же ин-те. Л. - крупный организатор науки. Под его редакцией и при непосредств. его участии как автора изданы такие капитальные работы, как "Происхождение человека и древнее расселение человечества" (М., 1951), "Народы Сибири" (М.; Л., 1956), "Историко-этнографический атлас Сибири" (М.; Л., 1961) и др. Ответств. ред. "Кратких сообщений Ин-та этнографии АН СССР" и чл. редколлегии ж. "Советская этнография". В сферу осн. интересов Л. входили антропология, этнография, археология Сибири, проблемы общей антропологии и этнографии, ист. науки. Л. - один из создателей теории хоз.-культ. типов и ист.-этнографич. обл. Д-р ист. наук (1957), проф. МГУ. Соч.: Основы антропологии. М., 1955 (совм. с Я. Я. Рогинским); Антропологические типы Сибири и их генезис. М., 1956; Очерки по истории антропологии в России. М., 1960; Этническая антропология Японии. М., 1971. |
ЛЕВИНСО́Н Анд. Як. (1887-1933) - историк и критик балета. По окончании Петерб. ун-та с 1911 сотрудничал в ж. "Аполлон", "Муз. современник", "Искусство", в "Ежегоднике имп. т-ров". Выступая "в защиту и прославление классич. танца" как основного выразит. средства балет. спектакля, с общеэстетич. позиций критиковал иск-во А. Дункан и творчество М. Фокина, А. Горского, В. Нижинского. Л. написаны очерки по ист. и теории танца "Мастера балета" (1914) и сб. "Старый и новый балет" (1918). Эмигрировал в 1919, был ред. театр. раздела парижского ж. "Comedia illustre", опубликовал на фр. яз. книги о театр. танце, романтич. балете, монографии о М. Тальони, Л. Баксте, С. Лифаре и др. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЛЕВИТА́Н Юр. Бор. (1914-83) - диктор Всесоюзного радио (с 1931), нар. артист СССР (1980). Читал важнейшие офиц. сообщения, в т. ч. во время Вел. Отеч. войны 1941-45. Яркий, выразительный и торжественный голос Л. стал в сознании современников неотъемлемой чертой эпохи, сформировал своего рода канон высокого стиля публичной звучащей речи. |