Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛЕВ"-"ЛЕН")
ЛЕВИ́ТИН Мих. Зах. (род. 1945) - реж., драматург. Окончил реж. ф-т ГИТИСа в 1967 (кл. Ю. А. Завадского). В 1966-77 осуществил 10 пост. в т-рах Москвы, Ленинграда, Риги, Казани. Среди них: "Алиса в Зазеркалье" (1972, Лит. т-р Всесоюзного театр. об-ва); "Концерт для..." М. Жванецкого (1974, Ленингр. т-р комедии); "Странствия Билли Пилигрима" по К. Воннегуту и "Фантазии Фарятьева" А. Соколовой (1975, 1976, Центр. академич. т-р Сов. Армии); "Мерси" по Б. Окуджаве (1977, Рижский Т-р юного зрителя). С 1978 фактически руководит Моск. т-ром миниатюр (позже переименован в Моск. т-р "Эрмитаж"), хотя официально назначен гл. реж. в 1987. Его режиссура поистине авторская: сам пишет тексты для своих спектаклей, ставит в осн. реж. композиции на осн. редко или никогда не исполнявшихся произв., выступает как художник-исследователь. Особенно его интересует сов. иск-во 1920-30-х гг. (лит. монтаж "Мы собрались здесь" на осн. произв., док-тов, биографич. мат-лов Б. Пастернака, И. Бабеля, Ю. Олеши, М. Кольцова, Вс. Иванова, Вс. Вишневского, Вс. Мейерхольда, 1986). Л. обращает особое внимание на творчество "обэриутов". В т-ре "Эрмитаж" идут его постановки "Хармс! Чармс! Шардам!" (1982), дет. спектакль "Чиж" и "Еж" (худож. рук. пост. реж. Е. Ратинер, 1988), "Вечер в сумасшедшем доме" (1989) по стихам и прозе, драматургии Д. Хармса, А. Введенского, Н. Олейникова, Н. Заболоцкого и др. Л. является организатором междунар. фестиваля "Обэриу" на базе своего т-ра (с 1990). Текстологически изучив черновики незаверш. пьесы Ю. Олеши, ставит собств. вариант ("Нищий, или Смерть Занда", 1986). По принципу коллажа объединяет или перерабатывает совр. зап. и сов. прозу: "Хроника широко объявленной смерти" по К. Воннегуту, Г. Маркесу, А. Моравиа, Ю. Трифонову (1983); песни бардов: "Галич" (1988); классич. прозу: "Чехонте в Эрмитаже" (1981), "Здравствуйте, господин де Мопассан" (1984); "Скверный анекдот" по Ф. Достоевскому (1987). Спектаклям Л. свойственны праздничная театральность, сочетание лирики и гротеска, психологич. эксцентрики, клоунады. Он любит водевиль, оперетту: "Соломенная шляпка" Э. Лабиша (1985), "Парижская жизнь" Ж. Оффенбаха (1991). Соч.: Чужой спектакль. М., 1982; Болеро: Повести и рассказы. М., 1983; Мой друг верит. М., 1989. |
ЛЕВИ́ТОВ Ал-др Ив. (1835-77) - писатель. Род. в семье деревенского дьячка на Тамбовщине. Учился в Тамбовской дух. семинарии. Поступил в Петерб. Медико-хирург. академию (1855). В 1856 сослан в Архангельскую губ. (причины не установлены), где 3 года работал фельдшером. Впоследствии жил в Петербурге и Москве, скитался по провинции, сменил неск. занятий, бедствовал, пил, тяжело болел, умер в Моск. ун-тской клинике, похоронен на деньги, собранные студентами по подписке. Лит. деят-ность начал в сер. 1850-х гг. Принадлежал к поколению писателей-разночинцев, демократов-шестидесятников, противопоставлявших себя лит-ре 40-х гг. и создававших широкую эмпирич. панораму жизни крестьянства и гор. низов. Осн. жанром творчества Л. были гл. обр. "физиологич." и путевые очерки, объединенные в кн. "Степные очерки" (1865-67), "Московские норы и трущобы" (1866), "Горе сел, дорог и городов" (1874). Для стиля Л. характерно натуралистически точное воспроизведение быта в сочетании с проникновенной лирич. интонацией, возникающей в связи с автобиографич. мотивами. Творчество Л. высоко ценили И. Бунин и М. Горький. |
ЛЕВИ́ТСКИЙ Григ. Анд. (1878-1942) - биолог: цитолог и цитогенетик. Чл.-корр. АН СССР (с 1932). Окончил Киевский ун-т (1902). Ученик акад. С. Навашина. В 1907 за участие в рев. движении и деят-ность во Всерос. крестьянском союзе арестован и выслан за границу, работал в Германии. Вернувшись в 1911, основал цитологич. лабораторию в Ин-те сахарной свеклы в Киеве. В 1925 по приглашению Н. Вавилова переехал в Ленинград, возглавлял лабораторию цитологии Всесоюзного ин-та растениеводства в Детском Селе (1927-41), где вместе со своими учениками и сотр. провел ставшие классич. иссл. морфологии хромосом мн. видов культ. и диких растений. Л. создал первое отеч. рук-во по цитогенетике, материал к-рого во многом не утратил значения до наших дней. В дискуссиях 30-х гг. Л. твердо отстаивал теорию гена и хромосомную теорию наследственности от нападок лысенковцев. После ареста Вавилова и Г. Карпеченко начальство ЛГУ, где Л. преподавал, потребовало от него перестроить читаемый курс в свете требований лысенковской "мичуринской биологии"; Л. отказался и подал в отставку. Вскоре он был арестован (ранее Л. уже пережил кратковрем. аресты в 1924 и в 1933 - по "делу" мифич. "Трудовой крестьянской партии"). Скончался в тюрьме 20 мая 1942. Соч.: Материальные основы наследственности. Киев, 1924; Цитология растений: Избр. тр. М., 1976; Цитогенетика растений; Избр. тр. М., 1978. |
ЛЕВИ́ЦКИЙ Ал-др Анд. (1885-1965) - кинооператор дорев. и сов. кино. Засл. деятель иск-в России (1946). Основоположник рус. школы операторского иск-ва. Работал фотографом в газ. В кино с 1910. Был оператором "Рус. золотой серии" ("Анна Каренина", "Дворянское гнездо", "Крейцерова соната" - все 1914, "Война и мир", "Отцы и дети", "Портрет Дориана Грея" - все 1915). Л. прекрасно владел совр. ему техникой, сделал немало технич. усовершенствований. Он чувствовал стиль фильма, в экранизациях - поэзию оригинала. Широко использовал новаторские в те годы операторские приемы: игру бликов и теней, динамику света, задымление, двойную экспозицию ("Уход великого старца", 1912), полиэкран ("Драма у телефона", 1914). Одним из первых разрушил театр. систему освещения (передний и верхний свет). В лучшей из дорев. работ "Портрет Дориана Грея" (1915) добивался ощущения воздушной и тональной перспективы. В годы рев-ции и гражд. войны был оператором хроники. Всего на счету Л. 300 снятых ф. Работал с реж. Л. Кулешовым - "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" (1924), "Луч смерти" (1925), В. Гардиным - "Крест и маузер" (1925). Гос. премия СССР (1949). Проф. ВГИКа (с 1939). Соч.: Рассказы о кинематографе. М., 1964. Лит.: Кушниров М. А. А. Левицкий // Десять операторских биографий. М., 1978. Вып. 1. |
ЛЕВИ́ЦКИЙ Сер. Львович (1819-98) - петерб. фотограф. Окончил юрид. ф-т Моск. ун-та, служил в канцелярии Мин-ва внутр. дел. Первые дагерротипные снимки сделал на Кавказе в 1843. В 1844 вышел в отставку. Осн. фотографии изучал в Риме, Париже, Лондоне, Вене. В 1845 выполнил групповой дагерротипный портрет "Н. В. Гоголь в кругу русских художников, живших в Риме". В 1849 пейзажные снимки Кавказа работы Л. были удостоены первой премии на выставке в Париже. Занимался портретной съемкой. В 1851 портреты Л. на Парижской междунар. фотовыставке получили золотую медаль. В 1856 снимал в Москве коронацию Александра II. Снимки Л. входят в состав семейного фотоальбома имп. Александра II, хранящегося в Центр. гос. архиве кинофотодок-тов. С 1859 по 1865 жил и работал в Париже. В 1864 снимал главу франц. гос-ва имп. Наполеона III и получил звание "фотографа франц. императора и императрицы". В Париже у Л. снимался его двоюродный брат А. Герцен. С 1865 до самой смерти жил в Петербурге, работал в собств. ателье. Прославился как мастер портрета. В февр. 1856 снял ныне широко известный групповой портрет писателей - авторов ж. "Современник". В 1856-57 создал "Коллекцию портретов русских литераторов": П. Вяземский, И. Тургенев, Ф. Тютчев, И. Гончаров, Н. Некрасов, Л. Толстой, А. Островский и др. В 1861 Л. снял Д. Менделеева. В марте 1878 Л. был в числе основателей V отдела светописи Имп. Русского технического об-ва. Лит.: Семакова И. Галерея русских писателей Сергея Левицкого // Наше наследие. 1989. № 5. С. 130-135; Никитин В. А. Рассказы о фотографах и фотографиях. Л., 1991. |
ЛЕВКА́С (греч. λευκόζ - белый) - назв. грунта в др.-рус. станковой живописи. С 18 в. термин Л. сохраняется для обозначения традиц. грунта, применяемого в иконописи: меловой порошок, смешанный с животным (рыбьим) клеем. Л. также использовался как грунт под позолоту на дерев. поверхностях. |
ЛЕВКЕ́ЕВА Елиз. Ив. (1851-1904) - драм. актриса. Училась в балетном и драм. кл. Петерб. театр. уч-ща, ученица П. Васильева. С 1871 и до конца жизни - в труппе Александринского т-ра. Играла роли "сдобных купеч. дочек", позднее - "комич. старух", характерные роли в гротесково-буффонной манере. Имела успех в пьесах А. Островского: Варвара - "Гроза", Лариса - "Не было ни гроша, да вдруг алтын", Улита - "Лес", Белотелова - "Женитьба Бальзаминова", Манефа - "На всякого мудреца довольно простоты" и др. Влияние драматурга на актрису было столь велико, что на частных и провинц. сценах Л. гастролировала под псевд. Островская. Среди др. ее ролей: унтер-офицерша - "Ревизор", Арина Пантелеймоновна "Женитьба" Н. Гоголя, кухарка - "Плоды просвещения" Л. Толстого, Елена - "Злоба дня" А. Потехина. |
ЛЕВКЕ́ЕВА Елиз. Матв. (1827-81) - драм. актриса. Окончила в 1845 Петерб. Театр. уч-ще, после чего была принята в труппу Александринского т-ра. Удачно выступала в водевильных ролях, привлекала симпатии публики живостью, миловидностью, выразит. пением и прекрасной балетной подготовкой. Позднее проявилась как яркая характерная актриса, особенно удавались Л. героини пьес А. Островского: Липочка - "Свои люди - сочтемся", Варвара - "Гроза", Вышневская - "Доходное место", Евгения - "На бойком месте", Бедоногова - "Богатая невеста". Др. роли: Верочка - "Дочь рус. актера" П. Григорьева, Наталья Дмитриевна - "Горе от ума" А. Грибоедова, Анна Андреевна - "Ревизор" Н. Гоголя, Каролина Ивановна - "Отрезанный ломоть" А. Потехина, Перепелиха - "Каширская старина" Д. Аверкиева, Марселина - "Свадьба Фигаро" П. Бомарше, Прюданс - "Как поживешь, так и прослывешь" ("Дама с камелиями" А. Дюма-сына). |
ЛЕ́ВЧЕНКО Митр. Вас. (1890-1955) - историк-византиновед. По окончании Нежинского ист.-филологич. ин-та (1915) проходил подготовку к проф. званию в Петерб. ун-те под рук-вом крупнейшего антиковеда М. Ростовцева, передавшего Л. характерный для рос. ист. науки интерес к соц.-экон. проблемам. Осн. работы Л. посвящены внутр. истории ранней Византии (5-7 вв.), особенно проблемам разложения рабовладельч. строя и генезиса феодализма, и столь же традиц. для отеч. византиноведения теме рус.-византийских отношений. Л. - автор первой марксистской (в духе времени) "Истории Византии" (1940). Ему принадлежит весьма удачный пер. "Истории" Агафия Миринейского (1953). Гл. заслугой Л. является его науч.-организатор. деят-ность по возрождению в СССР подвергшегося разгрому после 1928 византиноведения. Лит.: Курбатов Г. Л. М. В. Левченко и византиноведение в Ленинградском университете // Очерки по истории Ленинградского университета. Л., 1962. Т. 1. С. 72-80; Удальцова З. В. Советское византиноведение за 50 лет. М., 1969. С. 41-119. |
"ЛЕГА́ЛЬНЫЙ МАРКСИ́ЗМ" - идейно-полит. течение, давшее критич. интерпретацию марксизма в рус. легальной печати 1894-1901. "Л. М." возглавляли П. Струве, Н. Бердяев, М. Туган-Барановский, С. Булгаков, С. Франк. Обозначение "Л. М.", широко использовавшееся его полит. оппонентами, неточно, поскольку "легальные марксисты" во главе со Струве участвовали и в нелегальной полит. деят-ности. Однако "легальные марксисты" сосредоточивали свое внимание на науч. критике марксизма, для них марксизм представлял интерес прежде всего как экон. и соц. теория, а не "идеология рабочего класса" или "руководство к действию", как для В. Ленина или Г. Плеханова. Первая кн. Струве "Критич. заметки к вопросу об экономич. развитии России" (1894) содержала анализ ключевого вопроса, обсуждавшегося рус. интеллигенцией в 90-е гг. 19 в.: возможно ли развитие капитализма западного образца в условиях России? Струве давал утвердит. ответ, хотя господствовавшие тогда воззрения народников скептически оценивали перспективы движения России по капиталистич. пути. Включившись в полемику с народниками, "легальные марксисты" оказали поддержку молодой рос. социал-демократии. Издания "легальных марксистов", выходившие во 2-й пол. 90-х гг., - "Новое слово", "Научное обозрение", "Начало" - несомненно способствовали популяризации марксизма. "Легальные марксисты" подчеркивали прогрессивную роль капитализма, его модернизирующее воздействие на Россию, его роль проводника западной цивилизации. С др. стороны, "Л. М." представлял собой классич. пример "ревизионизма". Струве в 1899 в ст. "Марксова теория социального развития" поддержал нем. ревизионист. теоретика Э. Бернштейна, подчеркнув свой приоритет в отказе от выводов К. Маркса о надвигающемся всемирном крушении капитализма и способности пролет. осуществить соц. рев-цию. "Экономич. материализм" "легальных марксистов" не был родственен ист. и филос. материализму Маркса. Взгляды Бердяева, Булгакова, Франка развивались в русле популярного тогда в России неокантианства. В обл. развития экономич. теории Маркса признанным авторитетом пользовался Туган-Барановский. "Легальные марксисты" выступали за демократич. свободы, конституционные реформы в России. В 1902 в Штутгарте Струве основывает ж. "Освобождение", вокруг к-рого формируется ядро будущей кадетской партии. После поражения первой рус. рев-ции бывшие "легальные марксисты" выпустили сб. "Вехи", отразивший их полит. эволюцию вправо. Лит.: Струве П. Б. Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России. СПб., 1894; Плеханов Г. В. Статьи против Струве // Соч. М., 1928. Т. 11; Ленин В. И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве: (Отражение марксизма в буржуазной лит.) // Поли собр. соч. М., 1958. Т. 1; Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. |
ЛЕГА́Т Сер. Густавович (1875-1905) - артист и педагог балета. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1894 (ученик П. Гердта, Х. Иогансона). В 1894-1905 артист Мариинского т-ра. Первый исполнитель партий: Щелкунчик ("Щелкунчик"), Ацис ("Ацис и Галатея"), Принц ("Волшебное зеркало"), среди др. его ролей: Люсьен ("Пахита"), Джемиль ("Ручей"), Таор ("Дочь фараона"), Артур ("Синяя борода"), Пьер ("Привал кавалерии"), Вестрис ("Камарго"), Жан де Бриен ("Раймонда"). С 1896 преподавал в Петерб. театр. уч-ще. В 1903 вместе со своим братом Н. Легатом поставил "Фею кукол" на музыку И. Байера, с ним же создал уник. альбом "Рус. балет в карикатурах" (1903, ок. 100 листов). Великолепно начавшаяся карьера Л., щедро одаренного танцовщика и артиста, незаурядного педагога и хореографа, трагически оборвалась в окт. 1905. Не выдержав напряжения околорев. страстей, артист покончил с собой. |
"ЛЁГКАЯ КАВАЛЕ́РИЯ" - форма участия молодежи в борьбе против бюрократизма, за укрепление гос. аппарата. Группы и отряды "Л. К." возникли в кон. 1927 - нач. 1928 по инициативе укр. комсомольцев. Первые итоги деят-ности "Л. К.", к-рая стала помощницей крестьянской РКИ, были обсуждены на 8-м съезде ВЛКСМ (май 1928), к-рый одобрил этот почин. После съезда создание групп и отрядов "Л. К." развернулось широко и повсеместно. Само назв. комсомольского контроля указывало на методы его работы: быстроту, оперативность, эффективность. Работа групп "Л. К." началась с проверки жалоб трудящихся, с контроля за трудовой деят-ностью служащих разл. учреждений, их отношения к посетителям, с обследования магазинов, столовых. Впоследствии деят-ность "кавалеристов" развернулась и на произ-ве: выясняли причины брака, прогулов, добивались устранения недостатков в цехах, бригадах, сменах и т. д. Результаты обследований доводились до сведения администрации, партийных и профсоюзных орг-ций, органов РКИ. |
ЛЕЖЕБО́КИ - см. Колокольчики. |
ЛЕЙБ (нем. Leib - тело) - эл-т сложных слов, обознач. назв. частей войск, составляющих конвой государей. В России - с 1698. Входил в наименование особых с точки зрения своего статуса формирований (напр., лейб-швадрон при А. Д. Меншикове, созд. в 1705, или лейб-регимент, конный полк, сформиров. в 1721 из дворян). В 18 - нач. 20 в. - эл-т назв. гвардейских частей рус. армии; прибавлялся также к назв. армейских частей, шефом к-рых являлись император или императрица. Придавался отборным час-тям рус. армии, а также за отличия (напр., лейб-компания - гренадерская рота Преображенского полка, назв. так за содействие восшествию на престол Елизаветы Петровны; была упразднена Петром III). Входил в состав слов, обозначающих состояние непосредственно при монархе, а также придворный характер службы (напр., лейб-медик). |
ЛЕ́ЙКИН Ник. Ал-др. (1841-1906) - писатель-юморист. Род. в старинной купеч. семье. Закончил Петерб. нем. реформатское уч-ще. Служил приказчиком в Гостином дворе, в страховом об-ве. Лит. деят-ностью занимался с нач. 1860-х гг. Автор 36 ром. и пов., драм и неск. тыс. юмористич. рассказов-сценок ("Апраксинцы", 1864; "Неунывающие россияне", 1879; "Цветы лазоревые", 1885; "Наши за границей", 1890 и др.). Произв. Л. отличаются злободневностью, точностью воспроизведения быта, непритязат. юмором. Будучи одной из характерных фигур "массовой лит-ры", в далекой от подлинной культуры мещанской и купеч. среде Л. пользовался большой популярностью, имел репутацию "маленького Щедрина". В 1882-1905 Л. редактировал юмористич. ж. "Осколки", в к-ром в 1883-87 активно сотрудничал А. Чехов, назвавший Л. в одном из писем своим "крестным батькой". Чехов особенно ценил ром. Л. "Стукин и Хрустальников" (1886). Сохранилась обширная переписка Чехова и Л. |
ЛЕЙТЕНА́НТ (франц. lieutenant - заместитель) - воинское звание мл. офицер. состава. В России с 1701 по 1917 существовало только на флоте. В СССР введено 22 сент. 1935 как на флоте, так и в сухопутных войсках. |
ЛЕЙТМОТИ́В (нем. Leitmotiv - ведущий мотив) - термин, утвердившийся в 1870-е гг. в кругу адептов Р. Вагнера: Г. Вольцогена, В. Тапперта, И. Лефлера, Г. Федерляйна. Впервые встречается в работе Ф. Иенса "Сочинения Карла Марии фон Вебера" (1871). Понятие "Л." используется обычно для обозначения муз. мотива, а чаще фразы или муз. темы, наделенной символич. смыслом и служащей характеристикой какого-либо персонажа, предмета, идеи в процессе оперного действия. В творчестве Вагнера (особ. в тетралогии "Кольцо нибелунга") использование Л. вырастает до размеров гигантской системы муз. символов, к-рая практич. перестает выполнять свою функцион. роль. Семантически Л. является одним из видов муз. знака и наряду с иными знаковыми средствами может служить способом воплощения программного замысла. Историч. прообразы Л. можно видеть в "мотивах воспоминания" опер предромантич. периода (Моцарт, Гретри, Мегюль), в ярких мотивах-характеристиках романтич. опер (Вебер, Шпор, Маршнер и др.), в методах цитирования и концентрич. развертывания оперного тематизма. В рус. опере 19 в. элементы лейтмотивной техники, в частности оригин., используются в операх Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского и др. Антивагнерианские настроения в европ. муз. иск-ве 1910-х гг. приводят в целом к отказу от лейтмотивной техники (Стравинский называет Л. "номерками от вешалки"), хотя отд. элементы ее сохраняются в творчестве Штрауса, Пуччини, Бриттена, Прокофьева и др. В инструмент. музыке лейтмотивная техника встречается в романтич. симфонии (напр., "Фантастич. симфония" Берлиоза), камерной сонате (Скрипичная соната Франка), в фортепианных сонатах и симфонич. произв. Скрябина. Лит.: Друскин М. С. Вопросы музыкальной драматургии оперы: На материале классич. наследия. Л., 1952; Ярустовский Б. М. Драматургия русской оперной классики: Работа рус. композиторов-классиков. М., 1953; Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЛЕ́КСИКА (от греч. λεχικόσ - словесный) - словарный состав яз., вся совокупность слов яз. или диалекта. В сочетании с ограничивающим определением термин "Л." может означать и некий фрагмент словарного состава (жаргонная Л., профессиональная Л., общеславянская Л. и т. п.). |
ЛЕКСИ́ЧЕСКАЯ СИСТЕ́МА - организация лексич. состава яз., все звенья к-рой закономерно связаны друг с другом, взаимодействуют и обусловливают друг друга и вне к-рой не может функционировать и восприниматься ни одно слово языка. Устройство Л. С. отражает упорядоченность понятий и знаний о мире в сознании носителей яз. В связи с этим Л. С. имеет сложную, иерархически организованную структуру, отражающую как положение слов по отношению друг к другу, так и соотношение понятий внутри одной лексемы. В рамках Л. С. вычленяются такие осн. лексич. объединения, как лексич. поле, семантич. поле, лексико-семантич. группа, ассоциативное поле, тематич. группа, синонимич. ряд, антонимич. пара, словообразоват. гнездо; каждое из этих лексич. объединений является фрагментом Л. С. и одновременно ее единицей. Внутрисловные связи, отражающие внутр. аспект Л. С., реализуются в полисемии. В осн. такого двуаспектного понимания Л. С. лежат воззрения Л. Щербы. Лексика яз. организована как открытая и динамич. система - доступная для вхождения новых эл-тов, выпадения отживших и испытывающая постоянные изменения под воздействием непрерывно меняющейся действительности. Лит.: Виноградов В. В. Основные типы лексических значений слова // Вопр. языкознания. 1953. № 5; Уфимцева А. А. Опыт изучения лексики как системы. М., 1962; Щерба Л. В. Опыт общей теории лексикографии // Л. В. Щерба. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974; Денисов П. Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. М., 1980. |
ЛЕ́МЕХ (гонт) - в рус. дерев. архитектуре тонкие, слегка изогнутые дощечки, употреблявшиеся, подобно черепице, для покрытия глав, шей, шатров, бочек, кокошников и др. эл-тов кровель (т. н. "чешуйчатое обивание"); встречаются 3 вида декор. завершения Л.: ступенчатое ("городчатое"), треугольное и округлое. |
ЛЕ́МКЕ Мих. Конст. (1872-1923) - историк, журналист. Родился в г. Демьянске Новгородской губ., в семье помещика. Окончил 2-е военное Константиновское уч-ще (1893). В 1898 был уволен в запас. Редактировал газ. "Орловский вестник" (1898-1901) и "Приднепровский край" (1901-02), ж. "Книга" (1906). В 1902 переехал в Петербург и занялся изучением рус. цензуры и журналистики 19 в. С 1904 по 1906 заведовал ист. отделом книгоизд-ва М. Пирожкова. В 1906-17 был управляющим типографией и книжным складом М. Стасюлевича. После окт. 1917 был ред. ж. "Книга и революция". Л. издал полное собр. соч. и писем А. Герцена (1915-25) и Н. Добролюбова (1911), к-рые содержат ценные документы по истории рев. и демократич. движения в России. Л. - автор ряда фундамент. иссл. по истории отеч. цензуры и журналистики. Среди них: "Думы журналиста" (1903), "Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX столетия" (1904), "Эпоха цензурных реформ. 1859-1865 гг." (1904), "Николаевские дармы и литература. 1826-1855" (1909) и др. |
ЛЕММ Оскар Эд. (1856-1918) - египтолог; основатель отеч. коптологии. Учился в Германии у Р. Лепсиуса и Г. Эберса. В 1882 получил ученую степень д-ра философии Лейпцигского ун-та. С 1883 до конца жизни - ученый хранитель Азиатского музея Рос. АН. Преподаватель Петерб. ун-та (1886-1902), первым в России начал преподавание египет. яз. С 1906 - чл.-корр. Рос. АН. Изв. как издатель огромного количества коптских текстов и их скрупулезный комментатор: фрагменты разл. библейских текстов, фрагменты легенды о Киприане Антиохийском, фрагменты "Романа об Александре", Мученичество св. Виктора и Стефаниды, позднекоптская поэма "Триадон" и др. Колоссальный свод коптологич. мат-ла содержится в его непревзойденных Kleine koptische Studien и Koptische Miscellen (печатались с 1899 по 1915). Теоретич. трудов по коптскому яз. не оставил. Соч.: Коптская легенда о нахождении Гроба Господня // Зап. Вост. отд. Имп. Рус. геогр. об-ва. 1889. Т. 4. С. 1-18. Лит.: Берлев О. Д. Египтология // Азиатский музей - Ленинградское отделение Ин-та востоковедения АН СССР. М., 1972. С. 500-501; Еланская А. И. Коптология // Там же. С. 516-523. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЛЕ́НИН (Игнатюк) Мих. Францевич (1880-1951) - актер, нар. арт. РСФСР (1937). В 1902 окончил драматич. курсы при Театр. уч-ще по кл. А. П. Ленского (отсюда псевдоним) и вступил в труппу Малого т-ра. Прекрасная внешность, красивый голос способствовали успеху актера в романтич. и героич. ролях классич. и сов. драматургии. Замечательно декламировал стихи, был изящен в так называемых фрачных ролях. |
ЛЕНИНГРА́ДСКИЙ ЗАВО́Д ХУДО́ЖЕСТВЕННОГО СТЕКЛА́ - создан в 1949 на базе зеркальной фабрики, где в 1939 по инициативе В. Мухиной и Н. Качалова был открыт цех худож. стекла; развивает традиции Петерб. хрустального и стекольного завода, укр. кустарных стекольных мастер ских 16-17 вв. и подмосковных стекольных заводов 18 в. Завод выпускает уникальную и серийную продукцию, отличающуюся изысканностью пропорций, строгостью форм, классич. простотой. Используется красное (селеновое), зеленоватое (урановое) и др. стекло, часто в сочетании с бесцветным, а также разл. средства декорировки ("венецианская нить", алмазная грань, филигрань). С кон. 1940-х гг. применяется двухслойное и трехслойное стекло, прорезанное алмазной гранью. Над разработкой изделий работали худож. А. Успенский, Н. Тырса, А. Остроумов, Л. Юрген, мастера М. Вертузаев, Б. Еремин. Лит.: Шелковников Б. Русское художественное стекло. Л., 1969. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЛЕ́НСКИЙ Ал-др Пав. (наст. фам. Вервициотти) (1847-1908) - актер, реж., педагог, театр. деятель. Внебрачный сын князя П. Гагарина и О. Вервициотти. Рано лишившись родителей, воспитывался в семье своей сводной сестры, жены актера Малого т-ра К. Полтавцева. С детства приобщился к т-ру, участвовал в любительских спектаклях, с 1865 - на проф. сцене. До 1875 служил в провинции. В 1876 Л. был приглашен на роли "первых любовников" в труппу Малого т-ра. Дебютировал ролью Чацкого ("Горе от ума" А. Грибоедова). В первые годы работы в Малом т-ре Л. чаще всего играл молодых людей, благородных и честных, но безвольных, мучимых внутр. противоречиями: Ртищев ("Виновные, но не судимые" И. Ге), Плеянов ("Дело Плеянова" В. Крылова), князь Красавин ("В забытой усадьбе" И. Шпажинского) и др. Гуманистич. направленность творчества Л. соответствовала идейно-худож. атмосфере Малого т-ра тех лет. Наиб. близка актерской индивидуальности Л. была психол. драма и высокая комедия. Он считался лучшим исполнителем шекспировских комедий, был блистат. Бенедиктом ("Много шума из ничего") и Петруччио ("Укрощение строптивой"); создал поэтич. образ юноши, вступившего в борьбу с фанатизмом и косностью ("Уриэль Акоста" К. Гуцкова); был первым исполнителем ролей Дульчина ("Последняя жертва"), Паратова ("Бесприданница"), Великатова ("Таланты и поклонники") в пьесах А. Островского; демонстрировал виртуозное мастерство внеш. и внутр. перевоплощения в роли Кругосветлова ("Плоды просвещения" Л. Толстого). Худож. метод Л. восходил к щепкинской традиции. Л. было присуще безупречное ощущение авторского стиля, тонкий вкус, стремление к ист. достоверности. С 1888 Л. преподавал на драм. курсах Моск. театр. уч-ща. С 1895 Л. стал активно работать как реж., сначала ставя утренники в Малом т-ре, потом - спектакли в Новом т-ре (филиал Малого) и в Малом, где в 1907 стал гл. реж. В своих реж. работах добивался целостности спектакля, гармонии всех его эл-тов. Свой практич. опыт обобщил в ряде ст. по вопросам театр. иск-ва. Его театр.-пед. деят-ность в большой степени закладывала фундамент для дальнейших новаторских поисков К. Станиславского и В. Немировича-Данченко. Однако самому Л. реализовать свои реформаторские устремления в рамках имп. сцены не удалось. Незадолго до смерти он был вынужден покинуть Малый т-р, к-рому отдал б. 30 лет жизни. Среди ролей: Дон Жуан ("Дон Жуан" Ж. Б. Мольера), Фамусов ("Горе от ума" Грибоедова), Городничий ("Ревизор" Н. Гоголя), Муромский ("Дело" А. Сухово-Кобылина, пьеса шла под назв. "Отжитое время"), Глумов, Мамаев ("На всякого мудреца довольно простоты" Островского), Лыняев ("Волки и овцы" Островского), князь Дубецкой ("Закат" А. Сумбатова), Демурин ("Цена жизни" Немировича-Данченко). Постановки: "Снегурочка" Островского; "Женитьба" Гоголя; "Севильский цирюльник" и "Женитьба Фигаро" П. Бомарше; "Сон в летнюю ночь", "Ромео и Джульетта", "Кориолан", "Буря" Шекспира и др. Соч.: Статьи. Письма. Записки. М., 1950. Лит.: Зограф Н. Г. А. П. Ленский. М., 1955; Пажитнов Л. Н. А. П. Ленский. М., 1988. |
ЛЕ́НСКИЙ Дм. Тим. (наст. фам. Воробьев) (1805-60) - актер и драматург. Закончил Коммерч. академию. На моск. сцене с 1824. Первый исполнитель ролей Молчалина ("Горе от ума" А. Грибоедова) и Хлестакова ("Ревизор" Н. Гоголя) в Малом т-ре, Л. все-таки не обладал большим сценич. дарованием. Более успешно выступал на драматургич. поприще. Собств. театр. опыт, знание малейших нюансов сцены он использовал в своих многочисл. пер. и переделках. Формально все пьесы Л., включая самый знаменитый рус. водевиль "Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка", не были произв. оригин. и писались на осн. франц. источника (пьес Э. Скриба, М. Теолона, Ж. Байяра и др.). Но наблюдательность автора, жанровые зарисовки отеч. быта, ощущения нац. характера вместе с отличными куплетами и остроумными каламбурами делали его пьесы совершенно самостоят. произв.: "Павел Степанович Мочалов в провинции", "Хороша и дурна, и глупа и умна", "Простушка и воспитанная", "Стряпчий под столом", "Два купца и два отца", "Гамлет Сидорович и Офелия Кузминишна", "Первая любовь", "У страха глаза велики, или Уберег, но надолго ли?", "Дезертир, или Тоска по отчизне", "Любовное зелье, или Цирюльник-стихотворец", "Кеттли, или Возвращение в Швейцарию", "Мальвина, или Урок богатым невестам" и др. |
ЛЕ́НТА - цветная тканая полоса разной ширины, чаще шелковая. Девушка, достигшая совершеннолетия, вплетала в косу Л., до этого она носила гарус или косник. Л. была знаком того, что девушку можно сватать. Девушки заплетали волосы в одну косу с Л., на конце косы делали бант. Со дня просватанья Л. заплетали только в полкосы и без банта, т. к. к ней крепился знак просватовства невесты - длинная и широкая Л. красного или желтого цвета. Л. наз. и девичий головной убор, головная повязка - широкая Л. украш. жемчугом или позументом, с поднизью спереди и парчовыми лопастями (крыльями) сзади. Для жесткости Л. обшивали кольцо из бересты высотой 5-6 см. Головной убор завязывался двумя тесемочками, скрытыми широкой парчовой Л. В день венчания или накануне Л. (воля, красота) отдавалась невестой подругам. |
ЛЕНЦ Роберт Христианович (1808-36) - востоковед: индолог, санскритолог. Выпусник Дерптского ун-та. С 1830 - в СПб., в 1831 для занятий вост. философией выезжает в Германию, до 1833 изучает в Берлине санскрит и сравнит. языкознание под рук-вом Ф. Боппа. В 1833 вернулся в СПб., где работал в Азиатском музее АН; в том же году командирован АН в Англию. Неск. мес. занимался в Оксфорде с одним из основоположников санскритологии Х. Уилсоном, но большую часть времени провел в рукописных хранилищах Лондона, снимая копии с заинтересовавших его индийских рукописей и готовя тем самым мат-л для дальнейшей работы. Интересы его были исключит. широки: история буддизма и буддийская лит-ра, классич. драма др. Индии (творчество Калидасы), традиц. индийская поэтика, метрика, теория музыки. Интерес к истории побудил Л. начать изучение рукописи эпич. поэмы на средневековом хинди (брадже) "Притхвирадж-расо", изучал он и б. поздние формы яз. хиндустани (урду и хинди), что позволяет считать его первым рус. иссл. новоиндийских яз. и лит-р. В 1835 Л. вернулся в СПб., избран адъюнктом АН. В марте 1836 Л. начал читать при Петерб. ун-те интенсивный публичный курс санскрита и сравнит. индоевропейского языкознания. Однако в июле 1836 молодой ученый внезапно скончался от "нервной горячки". Л. не успел создать в России науч. школы, но его лекции оказали большое влияние на формирование интересов крупнейшего рус. индолога следующего поколения П. Петрова (1814-75). Соч.: Отчет о деятельности за 1834 и 1835 гг. // Журн. Мин-ва нар. просвещения. 1834. Ч. 1. С. 255-262; Ч. 2. С. 277-283; Ч. 4. С. 279-291; 1835. Ч. 7. С. 537-538. Лит.: Зограф Г. А. Роберт Христианович Ленц // Учен. зап. ЛГУ. Сер. востоковед. наук. 1960. № 279, вып. 9. С. 31-38; История отечественного востоковедения до сер. XIX века. М., 1990. С. 326-329. |