Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛЕВ"-"ЛЕН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 3, "ЛЕВ"-"ЛЕН")

Левитин Мих. Зах.

ЛЕВИ́ТИН Мих. Зах. (род. 1945) - реж., драматург. Окончил реж. ф-т ГИТИСа в 1967 (кл. Ю. А. Завадского). В 1966-77 осуществил 10 пост. в т-рах Москвы, Ленинграда, Риги, Казани. Среди них: "Алиса в Зазеркалье" (1972, Лит. т-р Всесоюзного театр. об-ва); "Концерт для..." М. Жванецкого (1974, Ленингр. т-р комедии); "Странствия Билли Пилигрима" по К. Воннегуту и "Фантазии Фарятьева" А. Соколовой (1975, 1976, Центр. академич. т-р Сов. Армии); "Мерси" по Б. Окуджаве (1977, Рижский Т-р юного зрителя). С 1978 фактически руководит Моск. т-ром миниатюр (позже переименован в Моск. т-р "Эрмитаж"), хотя официально назначен гл. реж. в 1987. Его режиссура поистине авторская: сам пишет тексты для своих спектаклей, ставит в осн. реж. композиции на осн. редко или никогда не исполнявшихся произв., выступает как художник-исследователь. Особенно его интересует сов. иск-во 1920-30-х гг. (лит. монтаж "Мы собрались здесь" на осн. произв., док-тов, биографич. мат-лов Б. Пастернака, И. Бабеля, Ю. Олеши, М. Кольцова, Вс. Иванова, Вс. Вишневского, Вс. Мейерхольда, 1986). Л. обращает особое внимание на творчество "обэриутов". В т-ре "Эрмитаж" идут его постановки "Хармс! Чармс! Шардам!" (1982), дет. спектакль "Чиж" и "Еж" (худож. рук. пост. реж. Е. Ратинер, 1988), "Вечер в сумасшедшем доме" (1989) по стихам и прозе, драматургии Д. Хармса, А. Введенского, Н. Олейникова, Н. Заболоцкого и др. Л. является организатором междунар. фестиваля "Обэриу" на базе своего т-ра (с 1990). Текстологически изучив черновики незаверш. пьесы Ю. Олеши, ставит собств. вариант ("Нищий, или Смерть Занда", 1986). По принципу коллажа объединяет или перерабатывает совр. зап. и сов. прозу: "Хроника широко объявленной смерти" по К. Воннегуту, Г. Маркесу, А. Моравиа, Ю. Трифонову (1983); песни бардов: "Галич" (1988); классич. прозу: "Чехонте в Эрмитаже" (1981), "Здравствуйте, господин де Мопассан" (1984); "Скверный анекдот" по Ф. Достоевскому (1987). Спектаклям Л. свойственны праздничная театральность, сочетание лирики и гротеска, психологич. эксцентрики, клоунады. Он любит водевиль, оперетту: "Соломенная шляпка" Э. Лабиша (1985), "Парижская жизнь" Ж. Оффенбаха (1991).

Соч.: Чужой спектакль. М., 1982; Болеро: Повести и рассказы. М., 1983; Мой друг верит. М., 1989.

Левитов Ал-др Ив

ЛЕВИ́ТОВ Ал-др Ив. (1835-77) - писатель. Род. в семье деревенского дьячка на Тамбовщине. Учился в Тамбовской дух. семинарии. Поступил в Петерб. Медико-хирург. академию (1855). В 1856 сослан в Архангельскую губ. (причины не установлены), где 3 года работал фельдшером. Впоследствии жил в Петербурге и Москве, скитался по провинции, сменил неск. занятий, бедствовал, пил, тяжело болел, умер в Моск. ун-тской клинике, похоронен на деньги, собранные студентами по подписке. Лит. деят-ность начал в сер. 1850-х гг. Принадлежал к поколению писателей-разночинцев, демократов-шестидесятников, противопоставлявших себя лит-ре 40-х гг. и создававших широкую эмпирич. панораму жизни крестьянства и гор. низов. Осн. жанром творчества Л. были гл. обр. "физиологич." и путевые очерки, объединенные в кн. "Степные очерки" (1865-67), "Московские норы и трущобы" (1866), "Горе сел, дорог и городов" (1874). Для стиля Л. характерно натуралистически точное воспроизведение быта в сочетании с проникновенной лирич. интонацией, возникающей в связи с автобиографич. мотивами. Творчество Л. высоко ценили И. Бунин и М. Горький.

Левитский Григ. Анд

ЛЕВИ́ТСКИЙ Григ. Анд. (1878-1942) - биолог: цитолог и цитогенетик. Чл.-корр. АН СССР (с 1932). Окончил Киевский ун-т (1902). Ученик акад. С. Навашина. В 1907 за участие в рев. движении и деят-ность во Всерос. крестьянском союзе арестован и выслан за границу, работал в Германии. Вернувшись в 1911, основал цитологич. лабораторию в Ин-те сахарной свеклы в Киеве. В 1925 по приглашению Н. Вавилова переехал в Ленинград, возглавлял лабораторию цитологии Всесоюзного ин-та растениеводства в Детском Селе (1927-41), где вместе со своими учениками и сотр. провел ставшие классич. иссл. морфологии хромосом мн. видов культ. и диких растений. Л. создал первое отеч. рук-во по цитогенетике, материал к-рого во многом не утратил значения до наших дней. В дискуссиях 30-х гг. Л. твердо отстаивал теорию гена и хромосомную теорию наследственности от нападок лысенковцев. После ареста Вавилова и Г. Карпеченко начальство ЛГУ, где Л. преподавал, потребовало от него перестроить читаемый курс в свете требований лысенковской "мичуринской биологии"; Л. отказался и подал в отставку. Вскоре он был арестован (ранее Л. уже пережил кратковрем. аресты в 1924 и в 1933 - по "делу" мифич. "Трудовой крестьянской партии"). Скончался в тюрьме 20 мая 1942.

Соч.: Материальные основы наследственности. Киев, 1924; Цитология растений: Избр. тр. М., 1976; Цитогенетика растений; Избр. тр. М., 1978.

Левицкий Ал-др Анд

ЛЕВИ́ЦКИЙ Ал-др Анд. (1885-1965) - кинооператор дорев. и сов. кино. Засл. деятель иск-в России (1946). Основоположник рус. школы операторского иск-ва. Работал фотографом в газ. В кино с 1910. Был оператором "Рус. золотой серии" ("Анна Каренина", "Дворянское гнездо", "Крейцерова соната" - все 1914, "Война и мир", "Отцы и дети", "Портрет Дориана Грея" - все 1915). Л. прекрасно владел совр. ему техникой, сделал немало технич. усовершенствований. Он чувствовал стиль фильма, в экранизациях - поэзию оригинала. Широко использовал новаторские в те годы операторские приемы: игру бликов и теней, динамику света, задымление, двойную экспозицию ("Уход великого старца", 1912), полиэкран ("Драма у телефона", 1914). Одним из первых разрушил театр. систему освещения (передний и верхний свет). В лучшей из дорев. работ "Портрет Дориана Грея" (1915) добивался ощущения воздушной и тональной перспективы. В годы рев-ции и гражд. войны был оператором хроники. Всего на счету Л. 300 снятых ф. Работал с реж. Л. Кулешовым - "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" (1924), "Луч смерти" (1925), В. Гардиным - "Крест и маузер" (1925). Гос. премия СССР (1949). Проф. ВГИКа (с 1939).

Соч.: Рассказы о кинематографе. М., 1964.

Лит.: Кушниров М. А. А. Левицкий // Десять операторских биографий. М., 1978. Вып. 1.

Левицкий Дм. Григ

ЛЕВИ́ЦКИЙ Дм. Григ. (1735-1822) - художник, портретист. Родом с Украины. Учился у своего отца - укр. гравера Г. Левицкого и в мастерской А. Антропова (с 1758). В Петербурге с 1758. В 1771-87 руководил портретным классом Петерб. АХ. Свои произв. создал в 1769-90-х гг.; после 1800 из-за болезни глаз почти не писал. Для манеры Л. свойственны сочетание торжеств. приподнятости образа и естеств. черт в поведении человека, углубленные и многообразные характеристики персонажей, внимание к роли аксессуаров, передача их вещественности, стремление передать красоту и обаяние портретируемых, чувственность образов, необычайная выразительность живописных средств, избранных мастером. Писал как парадные, так и камерные портреты. Осн. произв. Л.: портреты А. Кокоринова (1769-70), П. Демидова (1773), знаменитая серия аллегорич. портретов воспитанниц Смольного ин-та в Петербурге, заказанная имп. Екатериной II для ее личных комнат в Большом Петергофском дворце (1773-76), портреты Д. Дидро (1773-74), М. Дьяковой (1778), У. Мнишек (1782), имп. Екатерины II (1783), портрет неизвестного со сфинксом (1790-е гг.). Учениками Л. были: В. Боровиковский, П. Дрождин, Л. Миропольский, Е. Камеженков и др.

Лит.: Гершензон-Чегодаева Н. М. Д. Г. Левицкий. М., 1964; Молева Н. М. Д. Г. Левицкий. М., 1980; Д. Г. Левицкий: Сб. науч. тр. Л., 1987.

Портрет Д. Г. Левицкого. Худ. В. Л. Боровиковский

Портрет Д. Г. Левицкого. Худ. В. Л. Боровиковский

Левицкий Сер. Львович

ЛЕВИ́ЦКИЙ Сер. Львович (1819-98) - петерб. фотограф. Окончил юрид. ф-т Моск. ун-та, служил в канцелярии Мин-ва внутр. дел. Первые дагерротипные снимки сделал на Кавказе в 1843. В 1844 вышел в отставку. Осн. фотографии изучал в Риме, Париже, Лондоне, Вене. В 1845 выполнил групповой дагерротипный портрет "Н. В. Гоголь в кругу русских художников, живших в Риме". В 1849 пейзажные снимки Кавказа работы Л. были удостоены первой премии на выставке в Париже. Занимался портретной съемкой. В 1851 портреты Л. на Парижской междунар. фотовыставке получили золотую медаль. В 1856 снимал в Москве коронацию Александра II. Снимки Л. входят в состав семейного фотоальбома имп. Александра II, хранящегося в Центр. гос. архиве кинофотодок-тов.

С 1859 по 1865 жил и работал в Париже. В 1864 снимал главу франц. гос-ва имп. Наполеона III и получил звание "фотографа франц. императора и императрицы". В Париже у Л. снимался его двоюродный брат А. Герцен. С 1865 до самой смерти жил в Петербурге, работал в собств. ателье.

Прославился как мастер портрета. В февр. 1856 снял ныне широко известный групповой портрет писателей - авторов ж. "Современник". В 1856-57 создал "Коллекцию портретов русских литераторов": П. Вяземский, И. Тургенев, Ф. Тютчев, И. Гончаров, Н. Некрасов, Л. Толстой, А. Островский и др. В 1861 Л. снял Д. Менделеева.

В марте 1878 Л. был в числе основателей V отдела светописи Имп. Русского технического об-ва.

Лит.: Семакова И. Галерея русских писателей Сергея Левицкого // Наше наследие. 1989. № 5. С. 130-135; Никитин В. А. Рассказы о фотографах и фотографиях. Л., 1991.

Левкас

ЛЕВКА́С (греч. λευκόζ - белый) - назв. грунта в др.-рус. станковой живописи. С 18 в. термин Л. сохраняется для обозначения традиц. грунта, применяемого в иконописи: меловой порошок, смешанный с животным (рыбьим) клеем. Л. также использовался как грунт под позолоту на дерев. поверхностях.

Левкеева Елиз. Ив

ЛЕВКЕ́ЕВА Елиз. Ив. (1851-1904) - драм. актриса. Училась в балетном и драм. кл. Петерб. театр. уч-ща, ученица П. Васильева. С 1871 и до конца жизни - в труппе Александринского т-ра. Играла роли "сдобных купеч. дочек", позднее - "комич. старух", характерные роли в гротесково-буффонной манере. Имела успех в пьесах А. Островского: Варвара - "Гроза", Лариса - "Не было ни гроша, да вдруг алтын", Улита - "Лес", Белотелова - "Женитьба Бальзаминова", Манефа - "На всякого мудреца довольно простоты" и др. Влияние драматурга на актрису было столь велико, что на частных и провинц. сценах Л. гастролировала под псевд. Островская. Среди др. ее ролей: унтер-офицерша - "Ревизор", Арина Пантелеймоновна "Женитьба" Н. Гоголя, кухарка - "Плоды просвещения" Л. Толстого, Елена - "Злоба дня" А. Потехина.

Левкеева Елиз. Матв

ЛЕВКЕ́ЕВА Елиз. Матв. (1827-81) - драм. актриса. Окончила в 1845 Петерб. Театр. уч-ще, после чего была принята в труппу Александринского т-ра. Удачно выступала в водевильных ролях, привлекала симпатии публики живостью, миловидностью, выразит. пением и прекрасной балетной подготовкой. Позднее проявилась как яркая характерная актриса, особенно удавались Л. героини пьес А. Островского: Липочка - "Свои люди - сочтемся", Варвара - "Гроза", Вышневская - "Доходное место", Евгения - "На бойком месте", Бедоногова - "Богатая невеста". Др. роли: Верочка - "Дочь рус. актера" П. Григорьева, Наталья Дмитриевна - "Горе от ума" А. Грибоедова, Анна Андреевна - "Ревизор" Н. Гоголя, Каролина Ивановна - "Отрезанный ломоть" А. Потехина, Перепелиха - "Каширская старина" Д. Аверкиева, Марселина - "Свадьба Фигаро" П. Бомарше, Прюданс - "Как поживешь, так и прослывешь" ("Дама с камелиями" А. Дюма-сына).

Левченко Митр. Вас.

ЛЕ́ВЧЕНКО Митр. Вас. (1890-1955) - историк-византиновед. По окончании Нежинского ист.-филологич. ин-та (1915) проходил подготовку к проф. званию в Петерб. ун-те под рук-вом крупнейшего антиковеда М. Ростовцева, передавшего Л. характерный для рос. ист. науки интерес к соц.-экон. проблемам. Осн. работы Л. посвящены внутр. истории ранней Византии (5-7 вв.), особенно проблемам разложения рабовладельч. строя и генезиса феодализма, и столь же традиц. для отеч. византиноведения теме рус.-византийских отношений. Л. - автор первой марксистской (в духе времени) "Истории Византии" (1940). Ему принадлежит весьма удачный пер. "Истории" Агафия Миринейского (1953). Гл. заслугой Л. является его науч.-организатор. деят-ность по возрождению в СССР подвергшегося разгрому после 1928 византиноведения.

Лит.: Курбатов Г. Л. М. В. Левченко и византиноведение в Ленинградском университете // Очерки по истории Ленинградского университета. Л., 1962. Т. 1. С. 72-80; Удальцова З. В. Советское византиноведение за 50 лет. М., 1969. С. 41-119.

Лёвшин Вас. Ал

ЛЁВШИН Вас. Ал. (1746-1826) - писатель, переводчик, философ. Происходил из дворян. семьи. С 1765 по 1772 служил в армии, участвовал в рус.-турецкой войне 1768-74. Затем занимал выборные должности в Тульской губ.: в 1779-82 секр., с 1793 - судья Белевского уездного суда. С 1803 по 1818 служил в Петербурге, в 1818 вышел в отставку. Л. принимал активное участие в книгоиздат. деят-ности Н. Новикова, переводя и сочиняя книги на разнообразные экономич. темы ("Словарь коммерческий...", 1787-92 и мн. др.). За заслуги в этой обл. был избран чл. и непременным секр. Вольного экономич. об-ва (1793), чл. Саксонского экономич. об-ва (1795), Итальянской АН в Неаполе (1806). Л. также состоял непременным секр. Филантропич. об-ва (с 1812) и поч. чл. Вольного об-ва любителей словесных наук и художеств (с 1818). Л. выступал как плодовитый переводчик прозы и драматургии (К. Виланда, С. Геснера, А. Коцебу, Ж. Мармонтеля), автор оригин. пьес ("Траян и Лида", 1780; "Торжество любви", 1787; "Кто старое помянет, тому глаз вон", 1791 и др.), историч. соч. ("Жизнь... князя Г. А. Потемкина-Таврического", 1811). Центр. место в наследии Л. занимает повествоват. проза. В 1780 Л. напечатал пер. "Библиотеки немецких романов", ориентируясь на к-рую создает свои оригин. "Русские сказки, содержащие древнейшие повествования о славных богатырях, сказки народные и прочие..." (1780-83) - опыт синтеза лит. и фольклорных традиций, где обнаруживаются как волшебно-рыцарские, так и сатирико-бытовые тенденции. Они существенно повлияли на развитие лубочной лит-ры и в то же время послужили одним из источников для "Руслана и Людмилы" А. С. Пушкина. Вслед за "Русскими сказками..." Л. публикует в 1787-88 "Вечерние часы, или Древние сказки славян древлянских". Кроме того, его перу принадлежит соц.-полит. утопия "Новейшее путешествие. Сочинено в г. Белеве" (1784), произв. "Письмо, содержащее нек-рые рассуждения о поэме г. Вольтера на разрушение Лиссабона, писанное Левшиным к приятелю его господину Зххх" (1788) и оригин. кулинарная книга "Словарь поваренный, кондитерский и дистиллаторский" (1797), где впервые была сделана попытка дать образ рус. нац. кухни ("Поварня русская").

В. А. Левшин. Неизв. худ. 1790-е гг.

В. А. Левшин. Неизв. худ. 1790-е гг.

"Легальный марксизм"

"ЛЕГА́ЛЬНЫЙ МАРКСИ́ЗМ" - идейно-полит. течение, давшее критич. интерпретацию марксизма в рус. легальной печати 1894-1901. "Л. М." возглавляли П. Струве, Н. Бердяев, М. Туган-Барановский, С. Булгаков, С. Франк. Обозначение "Л. М.", широко использовавшееся его полит. оппонентами, неточно, поскольку "легальные марксисты" во главе со Струве участвовали и в нелегальной полит. деят-ности. Однако "легальные марксисты" сосредоточивали свое внимание на науч. критике марксизма, для них марксизм представлял интерес прежде всего как экон. и соц. теория, а не "идеология рабочего класса" или "руководство к действию", как для В. Ленина или Г. Плеханова. Первая кн. Струве "Критич. заметки к вопросу об экономич. развитии России" (1894) содержала анализ ключевого вопроса, обсуждавшегося рус. интеллигенцией в 90-е гг. 19 в.: возможно ли развитие капитализма западного образца в условиях России? Струве давал утвердит. ответ, хотя господствовавшие тогда воззрения народников скептически оценивали перспективы движения России по капиталистич. пути. Включившись в полемику с народниками, "легальные марксисты" оказали поддержку молодой рос. социал-демократии. Издания "легальных марксистов", выходившие во 2-й пол. 90-х гг., - "Новое слово", "Научное обозрение", "Начало" - несомненно способствовали популяризации марксизма. "Легальные марксисты" подчеркивали прогрессивную роль капитализма, его модернизирующее воздействие на Россию, его роль проводника западной цивилизации. С др. стороны, "Л. М." представлял собой классич. пример "ревизионизма". Струве в 1899 в ст. "Марксова теория социального развития" поддержал нем. ревизионист. теоретика Э. Бернштейна, подчеркнув свой приоритет в отказе от выводов К. Маркса о надвигающемся всемирном крушении капитализма и способности пролет. осуществить соц. рев-цию. "Экономич. материализм" "легальных марксистов" не был родственен ист. и филос. материализму Маркса. Взгляды Бердяева, Булгакова, Франка развивались в русле популярного тогда в России неокантианства. В обл. развития экономич. теории Маркса признанным авторитетом пользовался Туган-Барановский. "Легальные марксисты" выступали за демократич. свободы, конституционные реформы в России. В 1902 в Штутгарте Струве основывает ж. "Освобождение", вокруг к-рого формируется ядро будущей кадетской партии. После поражения первой рус. рев-ции бывшие "легальные марксисты" выпустили сб. "Вехи", отразивший их полит. эволюцию вправо.

Лит.: Струве П. Б. Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России. СПб., 1894; Плеханов Г. В. Статьи против Струве // Соч. М., 1928. Т. 11; Ленин В. И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве: (Отражение марксизма в буржуазной лит.) // Поли собр. соч. М., 1958. Т. 1; Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

Легат Ник. Густавович

ЛЕГА́Т Ник. Густавович (1869-1937) - артист и педагог балета, балетмейстер. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1888 (ученик П. Гердта, М. Петипа), совершенствовался у Х. Иогансона. В 1888-1914 артист Мариинского т-ра, с 1905 балетмейстер. Среди его ролей: Мутча ("Конек-Горбунок"), Франц ("Коппелия"), Лука ("Волшебная флейта"), Гренгуар ("Эсмеральда"), Принц Коклюш ("Щелкунчик"), Арлекин ("Арлекинада"), Базиль ("Дон Кихот"), Альберт ("Жизель"), Дезире ("Спящая красавица"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Жан де Бриен ("Раймонда"). Л. поставил новые балеты: "Фея кукол" (1903, П. Байер, совм. с С. Легатом), "Кот в сапогах" (1906, А. Михайлов), "Аленький цветочек" (1907, Ф. Гартман) и обновил старые: "Времена года" (1907), "Талисман" (1909), "Синяя борода" (1910). В 1915 поставил на сцене петерб. Нар. дома одноактные балеты: "Роза Маргитты" (И. Армсгеймер), "Белая лилия" (Б. Асафьев). Л. преподавал в 1896-1914 в Петерб. театр. уч-ще, позднее в Моск. театр. уч-ще и школе рус. балета А. Волынского. С 1922 жил в Англии, где в 1923 открыл школу балета. В 1925-26 преподавал в "Рус. балете Дягилева". В своей творч. деят-ности Л. активно боролся за незыблемость традиций классич. хореографии. Л. не отличался виртуозностью танца и по своим внешним данным мало соответствовал ролям героич. плана, но был превосходным партнером и имел успех в партиях комедийно-характерного плана. В балетмейстерской деят-ности Л. не шел далее не слишком удачного эпигонства М. Петипа. Зато консерватизм принципов способствовал его успехам на пед. поприще. Подход Л. к ученикам был индивидуален при высочайших требованиях к проф. мастерству. В Петербурге у Л. учились или совершенствовались А. Павлова, Т. Карсавина, А. Ваганова (перенявшая у Л. немало пед. приемов), М. Фокин, В. Нижинский и др. В Лондоне он воспитал лучшие кадры англ. бал.: Н. де Валуа, А. Маркову, М. Фонтейн, Ф. Аштона.

И. Г. Легат в балете «Арлекинада»

И. Г. Легат в балете «Арлекинада»

Легат Сер. Густавович

ЛЕГА́Т Сер. Густавович (1875-1905) - артист и педагог балета. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1894 (ученик П. Гердта, Х. Иогансона). В 1894-1905 артист Мариинского т-ра. Первый исполнитель партий: Щелкунчик ("Щелкунчик"), Ацис ("Ацис и Галатея"), Принц ("Волшебное зеркало"), среди др. его ролей: Люсьен ("Пахита"), Джемиль ("Ручей"), Таор ("Дочь фараона"), Артур ("Синяя борода"), Пьер ("Привал кавалерии"), Вестрис ("Камарго"), Жан де Бриен ("Раймонда"). С 1896 преподавал в Петерб. театр. уч-ще. В 1903 вместе со своим братом Н. Легатом поставил "Фею кукол" на музыку И. Байера, с ним же создал уник. альбом "Рус. балет в карикатурах" (1903, ок. 100 листов). Великолепно начавшаяся карьера Л., щедро одаренного танцовщика и артиста, незаурядного педагога и хореографа, трагически оборвалась в окт. 1905. Не выдержав напряжения околорев. страстей, артист покончил с собой.

"Лёгкая кавалерия"

"ЛЁГКАЯ КАВАЛЕ́РИЯ" - форма участия молодежи в борьбе против бюрократизма, за укрепление гос. аппарата. Группы и отряды "Л. К." возникли в кон. 1927 - нач. 1928 по инициативе укр. комсомольцев. Первые итоги деят-ности "Л. К.", к-рая стала помощницей крестьянской РКИ, были обсуждены на 8-м съезде ВЛКСМ (май 1928), к-рый одобрил этот почин. После съезда создание групп и отрядов "Л. К." развернулось широко и повсеместно. Само назв. комсомольского контроля указывало на методы его работы: быстроту, оперативность, эффективность. Работа групп "Л. К." началась с проверки жалоб трудящихся, с контроля за трудовой деят-ностью служащих разл. учреждений, их отношения к посетителям, с обследования магазинов, столовых. Впоследствии деят-ность "кавалеристов" развернулась и на произ-ве: выясняли причины брака, прогулов, добивались устранения недостатков в цехах, бригадах, сменах и т. д. Результаты обследований доводились до сведения администрации, партийных и профсоюзных орг-ций, органов РКИ.

Лежебоки

ЛЕЖЕБО́КИ - см. Колокольчики.

Лейб

ЛЕЙБ (нем. Leib - тело) - эл-т сложных слов, обознач. назв. частей войск, составляющих конвой государей. В России - с 1698. Входил в наименование особых с точки зрения своего статуса формирований (напр., лейб-швадрон при А. Д. Меншикове, созд. в 1705, или лейб-регимент, конный полк, сформиров. в 1721 из дворян). В 18 - нач. 20 в. - эл-т назв. гвардейских частей рус. армии; прибавлялся также к назв. армейских частей, шефом к-рых являлись император или императрица. Придавался отборным час-тям рус. армии, а также за отличия (напр., лейб-компания - гренадерская рота Преображенского полка, назв. так за содействие восшествию на престол Елизаветы Петровны; была упразднена Петром III). Входил в состав слов, обозначающих состояние непосредственно при монархе, а также придворный характер службы (напр., лейб-медик).

Лейкин Ник. Ал-др.

ЛЕ́ЙКИН Ник. Ал-др. (1841-1906) - писатель-юморист. Род. в старинной купеч. семье. Закончил Петерб. нем. реформатское уч-ще. Служил приказчиком в Гостином дворе, в страховом об-ве. Лит. деят-ностью занимался с нач. 1860-х гг. Автор 36 ром. и пов., драм и неск. тыс. юмористич. рассказов-сценок ("Апраксинцы", 1864; "Неунывающие россияне", 1879; "Цветы лазоревые", 1885; "Наши за границей", 1890 и др.). Произв. Л. отличаются злободневностью, точностью воспроизведения быта, непритязат. юмором. Будучи одной из характерных фигур "массовой лит-ры", в далекой от подлинной культуры мещанской и купеч. среде Л. пользовался большой популярностью, имел репутацию "маленького Щедрина". В 1882-1905 Л. редактировал юмористич. ж. "Осколки", в к-ром в 1883-87 активно сотрудничал А. Чехов, назвавший Л. в одном из писем своим "крестным батькой". Чехов особенно ценил ром. Л. "Стукин и Хрустальников" (1886). Сохранилась обширная переписка Чехова и Л.

Лейтенант

ЛЕЙТЕНА́НТ (франц. lieutenant - заместитель) - воинское звание мл. офицер. состава. В России с 1701 по 1917 существовало только на флоте. В СССР введено 22 сент. 1935 как на флоте, так и в сухопутных войсках.

Лейтмотив

ЛЕЙТМОТИ́В (нем. Leitmotiv - ведущий мотив) - термин, утвердившийся в 1870-е гг. в кругу адептов Р. Вагнера: Г. Вольцогена, В. Тапперта, И. Лефлера, Г. Федерляйна. Впервые встречается в работе Ф. Иенса "Сочинения Карла Марии фон Вебера" (1871). Понятие "Л." используется обычно для обозначения муз. мотива, а чаще фразы или муз. темы, наделенной символич. смыслом и служащей характеристикой какого-либо персонажа, предмета, идеи в процессе оперного действия. В творчестве Вагнера (особ. в тетралогии "Кольцо нибелунга") использование Л. вырастает до размеров гигантской системы муз. символов, к-рая практич. перестает выполнять свою функцион. роль. Семантически Л. является одним из видов муз. знака и наряду с иными знаковыми средствами может служить способом воплощения программного замысла.

Историч. прообразы Л. можно видеть в "мотивах воспоминания" опер предромантич. периода (Моцарт, Гретри, Мегюль), в ярких мотивах-характеристиках романтич. опер (Вебер, Шпор, Маршнер и др.), в методах цитирования и концентрич. развертывания оперного тематизма.

В рус. опере 19 в. элементы лейтмотивной техники, в частности оригин., используются в операх Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского и др. Антивагнерианские настроения в европ. муз. иск-ве 1910-х гг. приводят в целом к отказу от лейтмотивной техники (Стравинский называет Л. "номерками от вешалки"), хотя отд. элементы ее сохраняются в творчестве Штрауса, Пуччини, Бриттена, Прокофьева и др. В инструмент. музыке лейтмотивная техника встречается в романтич. симфонии (напр., "Фантастич. симфония" Берлиоза), камерной сонате (Скрипичная соната Франка), в фортепианных сонатах и симфонич. произв. Скрябина.

Лит.: Друскин М. С. Вопросы музыкальной драматургии оперы: На материале классич. наследия. Л., 1952; Ярустовский Б. М. Драматургия русской оперной классики: Работа рус. композиторов-классиков. М., 1953; Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.

Лекари царские

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лексика

ЛЕ́КСИКА (от греч. λεχικόσ - словесный) - словарный состав яз., вся совокупность слов яз. или диалекта. В сочетании с ограничивающим определением термин "Л." может означать и некий фрагмент словарного состава (жаргонная Л., профессиональная Л., общеславянская Л. и т. п.).

Лексическая система

ЛЕКСИ́ЧЕСКАЯ СИСТЕ́МА - организация лексич. состава яз., все звенья к-рой закономерно связаны друг с другом, взаимодействуют и обусловливают друг друга и вне к-рой не может функционировать и восприниматься ни одно слово языка. Устройство Л. С. отражает упорядоченность понятий и знаний о мире в сознании носителей яз. В связи с этим Л. С. имеет сложную, иерархически организованную структуру, отражающую как положение слов по отношению друг к другу, так и соотношение понятий внутри одной лексемы. В рамках Л. С. вычленяются такие осн. лексич. объединения, как лексич. поле, семантич. поле, лексико-семантич. группа, ассоциативное поле, тематич. группа, синонимич. ряд, антонимич. пара, словообразоват. гнездо; каждое из этих лексич. объединений является фрагментом Л. С. и одновременно ее единицей. Внутрисловные связи, отражающие внутр. аспект Л. С., реализуются в полисемии. В осн. такого двуаспектного понимания Л. С. лежат воззрения Л. Щербы. Лексика яз. организована как открытая и динамич. система - доступная для вхождения новых эл-тов, выпадения отживших и испытывающая постоянные изменения под воздействием непрерывно меняющейся действительности.

Лит.: Виноградов В. В. Основные типы лексических значений слова // Вопр. языкознания. 1953. № 5; Уфимцева А. А. Опыт изучения лексики как системы. М., 1962; Щерба Л. В. Опыт общей теории лексикографии // Л. В. Щерба. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974; Денисов П. Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. М., 1980.

Лемех

ЛЕ́МЕХ (гонт) - в рус. дерев. архитектуре тонкие, слегка изогнутые дощечки, употреблявшиеся, подобно черепице, для покрытия глав, шей, шатров, бочек, кокошников и др. эл-тов кровель (т. н. "чешуйчатое обивание"); встречаются 3 вида декор. завершения Л.: ступенчатое ("городчатое"), треугольное и округлое.

Лемешев Сер. Як

ЛЕ́МЕШЕВ Сер. Як. (1902-77) - певец (лирич. тенор). Окончил Моск. конс. (1925), ученик Н. Г. Райского. С 1926 работал в оперных т-рах разл. городов, в 1931-56 - солист Большого т-ра. Обладал легким, подвижным и ярким голосом уник. "серебристого" тембра. Его исполнение отличалось эмоцион. проникновенностью, сценич. непосредственностью и обаянием. Пользовался огромной популярностью. Один из лучших исполнителей партии Ленского, интерпретация к-рой легла в основу исполнит. традиции. Среди мн. партий Л. - Левко, Альфред, Владимир Игоревич, Герцог, Граф Альмавива, Фауст, Ромео, партии характерных персонажей (Афанасий Иванович в оп. "Сорочинская ярмарка" и Син-Бин-У в оп. "Никита Вершинин" Кабалевского). Среди особ. удач - образ Фра-Дьяволо. Выступал как камерный певец, изв. тонкой интерпретацией рус. вок. лирики (цикл из 5 концертов с исполнением романсов Чайковского). В репертуар Л. входили также рус. нар. песни. Исполнил гл. роль в ф. "Музыкальная история" (1940). Работал как оперный реж. ("Травиата" в Ленингр. Малом т-ре оперы и балета, 1951; "Вертер" в Большом т-ре, 1957; одноврем. исполнитель гл. партий). Руководил Оперной студией Моск. конс. (1951-61). Нар. артист СССР (1950), лауреат Гос. премии СССР (1941).

Соч.: Путь к искусству. М., 1982.

Лит.: Трошева Е. А. Сергей Яковлевич Лемешев. М., 1960; С. Я. Лемешев: Из биогр. записок. Статьи. Беседы. Письма. Воспоминания о С. Я. Лемешеве / Сост., ред. и вступ. ст. Е. Грошевой. М., 1987.

С. Я. Лемешев в роли Ленского. 1944

С. Я. Лемешев в роли Ленского. 1944

Лемке Мих. Конст.

ЛЕ́МКЕ Мих. Конст. (1872-1923) - историк, журналист. Родился в г. Демьянске Новгородской губ., в семье помещика. Окончил 2-е военное Константиновское уч-ще (1893). В 1898 был уволен в запас. Редактировал газ. "Орловский вестник" (1898-1901) и "Приднепровский край" (1901-02), ж. "Книга" (1906). В 1902 переехал в Петербург и занялся изучением рус. цензуры и журналистики 19 в. С 1904 по 1906 заведовал ист. отделом книгоизд-ва М. Пирожкова. В 1906-17 был управляющим типографией и книжным складом М. Стасюлевича. После окт. 1917 был ред. ж. "Книга и революция". Л. издал полное собр. соч. и писем А. Герцена (1915-25) и Н. Добролюбова (1911), к-рые содержат ценные документы по истории рев. и демократич. движения в России. Л. - автор ряда фундамент. иссл. по истории отеч. цензуры и журналистики. Среди них: "Думы журналиста" (1903), "Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX столетия" (1904), "Эпоха цензурных реформ. 1859-1865 гг." (1904), "Николаевские дармы и литература. 1826-1855" (1909) и др.

Лемм Оскар Эд

ЛЕММ Оскар Эд. (1856-1918) - египтолог; основатель отеч. коптологии. Учился в Германии у Р. Лепсиуса и Г. Эберса. В 1882 получил ученую степень д-ра философии Лейпцигского ун-та. С 1883 до конца жизни - ученый хранитель Азиатского музея Рос. АН. Преподаватель Петерб. ун-та (1886-1902), первым в России начал преподавание египет. яз. С 1906 - чл.-корр. Рос. АН. Изв. как издатель огромного количества коптских текстов и их скрупулезный комментатор: фрагменты разл. библейских текстов, фрагменты легенды о Киприане Антиохийском, фрагменты "Романа об Александре", Мученичество св. Виктора и Стефаниды, позднекоптская поэма "Триадон" и др. Колоссальный свод коптологич. мат-ла содержится в его непревзойденных Kleine koptische Studien и Koptische Miscellen (печатались с 1899 по 1915). Теоретич. трудов по коптскому яз. не оставил.

Соч.: Коптская легенда о нахождении Гроба Господня // Зап. Вост. отд. Имп. Рус. геогр. об-ва. 1889. Т. 4. С. 1-18.

Лит.: Берлев О. Д. Египтология // Азиатский музей - Ленинградское отделение Ин-та востоковедения АН СССР. М., 1972. С. 500-501; Еланская А. И. Коптология // Там же. С. 516-523.

Ленин Вл. Ил

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ленин Мих. Францевич

ЛЕ́НИН (Игнатюк) Мих. Францевич (1880-1951) - актер, нар. арт. РСФСР (1937). В 1902 окончил драматич. курсы при Театр. уч-ще по кл. А. П. Ленского (отсюда псевдоним) и вступил в труппу Малого т-ра. Прекрасная внешность, красивый голос способствовали успеху актера в романтич. и героич. ролях классич. и сов. драматургии. Замечательно декламировал стихи, был изящен в так называемых фрачных ролях.

Ленинградский завод художественного стекла

ЛЕНИНГРА́ДСКИЙ ЗАВО́Д ХУДО́ЖЕСТВЕННОГО СТЕКЛА́ - создан в 1949 на базе зеркальной фабрики, где в 1939 по инициативе В. Мухиной и Н. Качалова был открыт цех худож. стекла; развивает традиции Петерб. хрустального и стекольного завода, укр. кустарных стекольных мастер ских 16-17 вв. и подмосковных стекольных заводов 18 в. Завод выпускает уникальную и серийную продукцию, отличающуюся изысканностью пропорций, строгостью форм, классич. простотой. Используется красное (селеновое), зеленоватое (урановое) и др. стекло, часто в сочетании с бесцветным, а также разл. средства декорировки ("венецианская нить", алмазная грань, филигрань). С кон. 1940-х гг. применяется двухслойное и трехслойное стекло, прорезанное алмазной гранью. Над разработкой изделий работали худож. А. Успенский, Н. Тырса, А. Остроумов, Л. Юрген, мастера М. Вертузаев, Б. Еремин.

Лит.: Шелковников Б. Русское художественное стекло. Л., 1969.

Ленинская комната

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ленский Ал-др Пав

ЛЕ́НСКИЙ Ал-др Пав. (наст. фам. Вервициотти) (1847-1908) - актер, реж., педагог, театр. деятель. Внебрачный сын князя П. Гагарина и О. Вервициотти. Рано лишившись родителей, воспитывался в семье своей сводной сестры, жены актера Малого т-ра К. Полтавцева. С детства приобщился к т-ру, участвовал в любительских спектаклях, с 1865 - на проф. сцене. До 1875 служил в провинции. В 1876 Л. был приглашен на роли "первых любовников" в труппу Малого т-ра. Дебютировал ролью Чацкого ("Горе от ума" А. Грибоедова). В первые годы работы в Малом т-ре Л. чаще всего играл молодых людей, благородных и честных, но безвольных, мучимых внутр. противоречиями: Ртищев ("Виновные, но не судимые" И. Ге), Плеянов ("Дело Плеянова" В. Крылова), князь Красавин ("В забытой усадьбе" И. Шпажинского) и др. Гуманистич. направленность творчества Л. соответствовала идейно-худож. атмосфере Малого т-ра тех лет. Наиб. близка актерской индивидуальности Л. была психол. драма и высокая комедия. Он считался лучшим исполнителем шекспировских комедий, был блистат. Бенедиктом ("Много шума из ничего") и Петруччио ("Укрощение строптивой"); создал поэтич. образ юноши, вступившего в борьбу с фанатизмом и косностью ("Уриэль Акоста" К. Гуцкова); был первым исполнителем ролей Дульчина ("Последняя жертва"), Паратова ("Бесприданница"), Великатова ("Таланты и поклонники") в пьесах А. Островского; демонстрировал виртуозное мастерство внеш. и внутр. перевоплощения в роли Кругосветлова ("Плоды просвещения" Л. Толстого). Худож. метод Л. восходил к щепкинской традиции. Л. было присуще безупречное ощущение авторского стиля, тонкий вкус, стремление к ист. достоверности. С 1888 Л. преподавал на драм. курсах Моск. театр. уч-ща. С 1895 Л. стал активно работать как реж., сначала ставя утренники в Малом т-ре, потом - спектакли в Новом т-ре (филиал Малого) и в Малом, где в 1907 стал гл. реж. В своих реж. работах добивался целостности спектакля, гармонии всех его эл-тов. Свой практич. опыт обобщил в ряде ст. по вопросам театр. иск-ва. Его театр.-пед. деят-ность в большой степени закладывала фундамент для дальнейших новаторских поисков К. Станиславского и В. Немировича-Данченко. Однако самому Л. реализовать свои реформаторские устремления в рамках имп. сцены не удалось. Незадолго до смерти он был вынужден покинуть Малый т-р, к-рому отдал б. 30 лет жизни. Среди ролей: Дон Жуан ("Дон Жуан" Ж. Б. Мольера), Фамусов ("Горе от ума" Грибоедова), Городничий ("Ревизор" Н. Гоголя), Муромский ("Дело" А. Сухово-Кобылина, пьеса шла под назв. "Отжитое время"), Глумов, Мамаев ("На всякого мудреца довольно простоты" Островского), Лыняев ("Волки и овцы" Островского), князь Дубецкой ("Закат" А. Сумбатова), Демурин ("Цена жизни" Немировича-Данченко). Постановки: "Снегурочка" Островского; "Женитьба" Гоголя; "Севильский цирюльник" и "Женитьба Фигаро" П. Бомарше; "Сон в летнюю ночь", "Ромео и Джульетта", "Кориолан", "Буря" Шекспира и др.

Соч.: Статьи. Письма. Записки. М., 1950.

Лит.: Зограф Н. Г. А. П. Ленский. М., 1955; Пажитнов Л. Н. А. П. Ленский. М., 1988.

Ленский Дм. Тим

ЛЕ́НСКИЙ Дм. Тим. (наст. фам. Воробьев) (1805-60) - актер и драматург. Закончил Коммерч. академию. На моск. сцене с 1824. Первый исполнитель ролей Молчалина ("Горе от ума" А. Грибоедова) и Хлестакова ("Ревизор" Н. Гоголя) в Малом т-ре, Л. все-таки не обладал большим сценич. дарованием. Более успешно выступал на драматургич. поприще. Собств. театр. опыт, знание малейших нюансов сцены он использовал в своих многочисл. пер. и переделках. Формально все пьесы Л., включая самый знаменитый рус. водевиль "Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка", не были произв. оригин. и писались на осн. франц. источника (пьес Э. Скриба, М. Теолона, Ж. Байяра и др.). Но наблюдательность автора, жанровые зарисовки отеч. быта, ощущения нац. характера вместе с отличными куплетами и остроумными каламбурами делали его пьесы совершенно самостоят. произв.: "Павел Степанович Мочалов в провинции", "Хороша и дурна, и глупа и умна", "Простушка и воспитанная", "Стряпчий под столом", "Два купца и два отца", "Гамлет Сидорович и Офелия Кузминишна", "Первая любовь", "У страха глаза велики, или Уберег, но надолго ли?", "Дезертир, или Тоска по отчизне", "Любовное зелье, или Цирюльник-стихотворец", "Кеттли, или Возвращение в Швейцарию", "Мальвина, или Урок богатым невестам" и др.

Лента

ЛЕ́НТА - цветная тканая полоса разной ширины, чаще шелковая. Девушка, достигшая совершеннолетия, вплетала в косу Л., до этого она носила гарус или косник. Л. была знаком того, что девушку можно сватать. Девушки заплетали волосы в одну косу с Л., на конце косы делали бант. Со дня просватанья Л. заплетали только в полкосы и без банта, т. к. к ней крепился знак просватовства невесты - длинная и широкая Л. красного или желтого цвета. Л. наз. и девичий головной убор, головная повязка - широкая Л. украш. жемчугом или позументом, с поднизью спереди и парчовыми лопастями (крыльями) сзади. Для жесткости Л. обшивали кольцо из бересты высотой 5-6 см. Головной убор завязывался двумя тесемочками, скрытыми широкой парчовой Л. В день венчания или накануне Л. (воля, красота) отдавалась невестой подругам.

Лентулов Аристарх Вас.

ЛЕНТУ́ЛОВ Аристарх Вас. (1882-1943) - живописец, художник т-ра. В 1903 г. окончил Пенз. худож. школу, учебу продолжил в Киеве (1903-05) и в Петербурге в мастерской Д. Кордовского (1906). Один из организаторов и активных участников выставок "Венок" (1907) и "Бубновый валет" (1910). Последняя явилась началом одноим. объединения художников (Л., М. Ларионов, Н. Гончарова, П. Кончаловский, Р. Фальк), отрицавших "импрессионистич." принципы "непосредств." живописи и противопоставивших им "первозданный хаос красок", взрывоподобное повышение цветовой активности.

К 1912 относятся первые "кубистские" опыты Л., позднее развившиеся в своеобразный "смешанный" стиль, напоминающий аналогичные поиски "симультанности" С. и Р. Делоне (живописные панно "Москва", "Собор Василия Блаженного. Красная площадь", "Колокольня Ивана Великого" ("Звон"), "Страстной монастырь").

Первый опыт театр. работы - замысел оформления трагедии "Владимир Маяковский" (1914, не осущ., совм. с автором - В. Маяковским, с к-рым Л. был дружен).

За годы работы в разл. т-рах страны (1915-42) Л. оформил б. 20 спектаклей в пост. К. Станиславского, А. Таирова, А. Дикого, Ю. Завадского, Б. Бабочкина, А. Плотникова, С. Бирман. Макет и эскизы костюмов к опере А. Рубинштейна "Демон" (1920, оперный т-р Моссовета) были удостоены золотой медали на Междунар. выставке театр. иск-ва а Париже (1925), а худож. оформление спектакля "Испанский священник" Д. Флетчера (1934, МХАТ-2) - 1-й премии Междунар. театр. фестиваля в Москве (1936). К 1910-м гг. относится увлечение Л. идеями композитора А. Скрябина об аналогиях между звуком и цветом. В 1918 Л. создал своеобразную цветовую партитуру симфонии А. Скрябина "Прометей" в виде живописного панно, освещаемого цветными лучами. В 1924 оформил пост. пьесы А. Блока "Незнакомка" в т-ре "Питтогротеск".

В конце 1920-х гг. Л. постепенно переходит на позиции натурализма, вступает в Ассоциацию художников рев. России (АХРР). Гл. место в его творчестве последнего периода занимают пейзажи и портреты.

А. В. Лентулов. Автопортрет

А. В. Лентулов. Автопортрет

Ленц Роберт Христианович

ЛЕНЦ Роберт Христианович (1808-36) - востоковед: индолог, санскритолог. Выпусник Дерптского ун-та. С 1830 - в СПб., в 1831 для занятий вост. философией выезжает в Германию, до 1833 изучает в Берлине санскрит и сравнит. языкознание под рук-вом Ф. Боппа. В 1833 вернулся в СПб., где работал в Азиатском музее АН; в том же году командирован АН в Англию. Неск. мес. занимался в Оксфорде с одним из основоположников санскритологии Х. Уилсоном, но большую часть времени провел в рукописных хранилищах Лондона, снимая копии с заинтересовавших его индийских рукописей и готовя тем самым мат-л для дальнейшей работы. Интересы его были исключит. широки: история буддизма и буддийская лит-ра, классич. драма др. Индии (творчество Калидасы), традиц. индийская поэтика, метрика, теория музыки. Интерес к истории побудил Л. начать изучение рукописи эпич. поэмы на средневековом хинди (брадже) "Притхвирадж-расо", изучал он и б. поздние формы яз. хиндустани (урду и хинди), что позволяет считать его первым рус. иссл. новоиндийских яз. и лит-р. В 1835 Л. вернулся в СПб., избран адъюнктом АН. В марте 1836 Л. начал читать при Петерб. ун-те интенсивный публичный курс санскрита и сравнит. индоевропейского языкознания. Однако в июле 1836 молодой ученый внезапно скончался от "нервной горячки". Л. не успел создать в России науч. школы, но его лекции оказали большое влияние на формирование интересов крупнейшего рус. индолога следующего поколения П. Петрова (1814-75).

Соч.: Отчет о деятельности за 1834 и 1835 гг. // Журн. Мин-ва нар. просвещения. 1834. Ч. 1. С. 255-262; Ч. 2. С. 277-283; Ч. 4. С. 279-291; 1835. Ч. 7. С. 537-538.

Лит.: Зограф Г. А. Роберт Христианович Ленц // Учен. зап. ЛГУ. Сер. востоковед. наук. 1960. № 279, вып. 9. С. 31-38; История отечественного востоковедения до сер. XIX века. М., 1990. С. 326-329.

Предыдущая страница Следующая страница