Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Л" (часть 4, "ЛЕН"-"ЛЖЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 4, "ЛЕН"-"ЛЖЕ")

Ленц Эмилий Христианович

ЛЕНЦ Эмилий Христианович (1804-65) - физик, акад. Петерб. АН (1834). Род. в Дерпте (ныне Тарту). Участвовал в кругосветном плавании под командованием О. Коцебу (1823-26). За выдающиеся результаты геофизич. иссл., провед. во время эксп., Л. был избран адъюнктом Петерб. АН, в 1830 - экстраординарным и в 1834 ординарным акад. В 1830-х гг. работал в реорганизов. им физич. кабинете АН. Вел большую пед. работу в Петерб. ун-те: в 1836 возглавил кафедры физики и физич. географии, с 1840 - декан физико-математич. ф-та, с 1863 - ректор. Преподавал также в Морском корпусе, в Михайловском артиллерийском уч-ще (1848-61), в Гл. пед. ин-те (1851-59). Занимался вопросами улучшения преподавания физики в ср. школе. Осн. работы Л. относятся к обл. электричества и магнетизма. В 1833 установил правило определения направления электродвижущей силы индукции (закон Л.), а в 1842 (независимо от Дж. Джоуля) - закон теплового действия электрич. тока (закон Джоуля-Л.). Совм. с Б. Якоби впервые разработал методы расчета электромагнитов в электрич. машинах. Открыл обратимость электрич. машин. Учениками Л. были М. Авенариус, Ф. Петрушевский, Ф. Шведов, Р. Ленц и др.

Леньяни Пьерина

ЛЕНЬЯ́НИ Пьерина (1863-1923) - артистка балета. Окончила школу миланского т-ра "Ла Скала" (кл. К. Берета), выступала в т-рах Парижа, Брюсселя и Лондона. В 1893 после двухмесячных гастролей в моск. т-ре "Фантазия" была ангажирована в Мариинском т-ре, где выступала 8 сезонов, заслужив звание "prima balerina assoluta". В ее репертуаре были традиц. спектакли: "Катарина", "Корсар", "Коппелия", "Конек-Горбунок" и поставленные для нее балеты "Золушка", "Лебединое озеро", "Привал кавалерии", "Прелестная жемчужина", "Синяя борода", "Раймонда", "Испытание Дамиса". Редкое сочетание женств. мягкости и пластичности танца с ослепит. виртуозностью помогло Л. создать образ Одетты-Одиллии. В этой роли Л. впервые в России выполнила 32 фуэте (впоследствии эта комбинация вошла во мн. рус. балеты). Близок артистке был и образ Раймонды, решенный М. Петипа средствами совершенного классич. танца.

Леонидов Бор. Леон

ЛЕОНИ́ДОВ Бор. Леон. (1892-1958) - сценарист, начинал газетным фельетонистом. В 1919 написал сценарии агитфильмов "Мир - хижинам, война - дворцам" (с Л. Никулиным) и "На помощь Красному Харькову". По сценарию Л. был создан ф. "Красные партизаны" (1924). С 1925 работал на кинофабрике "Госкино", был также активным участником Ассоциации рев. кинематографии (АРК), в 1925 организовал сценарную мастерскую АРК и руководил ею. Стал сторонником рев.-детективной драматургии. Событиям гражд. войны посв. сценарий приключенч. ф. "Золотой запас" (1925). Также написал сценарий агитфильма "В красном кольце" (1926), кинодрамы "В последний час" (1928). Ист.-рев. тематика лежит в осн. сценариев: "Бухта смерти" (по рассказу "В бухте "Отрада" А. Новикова-Прибоя, 1926), "Сорок первый" (1927, по пов. Б. Лавренева), "Леон Кутюрье" (по "Рассказу о простой вещи" Лавренева, 1927, совм. с В. Касьяновым). По сценариям Л. сняты также фильмы: "Катька - Бумажный ранет" (1926, совм. с М. Борисоглебским), "Дом в сугробах" (по рассказу "Пещера" Е. Замятина, 1928), "Парижский сапожник" (1928, совм. с Н. Никитиным), "Ее право" (1931). Создал сценарии по произв. классич. лит-ры - "Еврейское счастье" (по рассказам Шолом-Алейхема, 1925, совм. с Г. ГригерЧериковером и И. Тенеромо), "Катерина Измайлова" (по "Леди Макбет Мценского уезда" Н. Лескова, 1927).

Лит.: Леонидов Б. Л. // Киножурнал АРК. 1925. № 10.

Леонидов Олег Леон

ЛЕОНИ́ДОВ Олег Леон. (1893-1951) - сценарист, писатель, кинокритик. Учился в МГУ. Начал печататься с 1911. Преподавал в первой в мире Госкиношколе (с 1919). Пришел работать в кино в 1926 на студию "Межрабпом-Русь" (затем "Межрабпомфильм"). Первый ф. по сценарию Л. - "Не все коту масленица" (1927, совм. с И. Заречным) - о борьбе сел. бедноты с кулаками в период гражд. войны. Ист.-рев. теме посв. сценарии ф. "Москва в Октябре" (1927), "Те, которые прозрели" (1931, совм. с Н. Зархи и А. Филимоновым). Классовая борьба в совр. деревне отражена в сценарии "Саша" (1930, совм. с Л. Кулешовым и А. Хохловой), борьба амер. рабочих против предпринимателей в ф. "Просперити" (1933, совм. с Л. Глазычевым). Проблемы современности, морали сов. об-ва в центре внимания ф. "Кукла с миллионами" (совм. с Ф. Оцепом), "Человек родился" (1928), "Последняя обида" (1931). Л. - автор сценариев ф.: "Человек из ресторана" (по И. Шмелеву, 1927, совм. с Я. Протазановым), "Белый орел" (по рассказу "Губернатор" Л. Андреева, 1928, совм. с Я. Уриновым и Протазановым), "Ледяной дом" (по И. Лажечникову, 1928, совм. с Г. Гребнером и В. Шкловским), "Чины и люди" (по рассказам А. Чехова, 1929, совм. с Протазановым), "Дети капитана Гранта" (по Ж. Верну, 1936), "Гобсек" (по О. Бальзаку, 1937, совм. с К. Эггертом), "Остров сокровищ" (по Р. Стивенсону, 1938, совм. с Вайнштоком), "По щучьему велению" (1938, с Е. Тараховской, по ее пьесе). Л. - также автор сценариев мультфильмов "Сердце храбреца" и "Таежная сказка" (1951), "Снегурочка" (по А. Островскому, 1952, совм. с И. Ивановым-Вано, А. Снежко-Блоцкой).

Леонов Евг. Пав

ЛЕО́НОВ Евг. Пав. (1926-94) - актер. В 1943 поступил в Моск. театр. уч-ще, по окончании в 1947 работал в Моск. т-ре Дзержинского р-на. В 1948-68 - актер Моск. т-ра им. К. С. Станиславского. Долгие годы Л. работал под рук-вом М. М. Яншина, что оказало сильное воздействие на формирование его актерской индивидуальности. В Т-ре им. К. С. Станиславского определилось актерское амплуа Л. Его специфич. внешние данные и школа М. М. Яншина позволили Л. стать одним из самых значит. комиков в истории рус. т-ра. Л. можно считать продолжателем традиции, идущей от В. Н. Давыдова, К. А. Варламова и др. блистат. рус. актеров. Среди ролей Л. в Т-ре им. К. С. Станиславского - Робинзон ("Бесприданница", 1953), Джон ("Крошка Доррит", 1953), Лариосик ("Дни Турбиных", 1954), Винченцо ("Де преторе Винченцо", 1958), Пичем ("Трехгрошовая опера", 1963), Куманьков ("Энциклопедисты", 1965), Креон ("Антигона", 1966), Ключицкий ("Однажды в двадцатом", 1967) и др.

В 1968 Л. перешел в Моск. т-р им. Маяковского, где проработал до 1974. Здесь он создал одну из лучших своих театральных работ - роль Ванюшина в спектакле "Дети Ванюшина" (1969). Кроме того, он сыграл роли Нарокова ("Таланты и поклонники", 1971) и Санчо Пансы ("Человек из Ламанчи", 1972).

В 1974-94 Л. работал в Моск. т-ре им. Ленинского Комсомола, где сыграл всего 6 ролей: Иванов ("Иванов", 1975), Отец ("Вор", 1978), Крестьянский ходок ("Революционный этюд", 1979), Вожак ("Оптимистическая трагедия", 1983), Подсудимый ("Диктатура совести", 1986); последней же театральной работой Л. и признанной вершиной его театрального мастерства стала роль Тевье в спектакле "Поминальная молитва" (1989).

Л. много работал в кинематографе. Впервые он снялся в кино в 1949 в эпизоде стереофильма "Счастливый рейс". В числе его 66 киноролей - Пашка Еськов ("Дорога", 1955), Саша Смирнов ("Произведение искусства", 1959), Шулейкин ("Полосатый рейс", 1961), Травкин ("Тридцать три", 1965), Рассомахин ("Фокусник", 1967), Егор Залетаев ("Не горюй", 1969), Орешников ("Зигзаг удачи", 1969), Иллюзионщик Паша ("Гори, гори, моря звезда...", 1969), Алеша ("Чайковский", 1969), Иван Приходько ("Белорусский вокзал", 1970), Нюхин ("Карусель", 1970), Трошкин, Доцент ("Джентльмены удачи", 1971), Король ("Совсем пропащий", 1973), Потапов ("Премия", 1974), Коля ("Афоня", 1975), Сарафанов ("Старший сын", 1975), Ламме Гудзак ("Легенда о Тиле", 1977), Волохов ("Мимино", 1977), Жевакин ("Женитьба", 1978), Регент Алексей Алексеевич ("Смешные люди", 1978), Король ("Обыкновенное чудо", 1978), Сосед ("Осенний марафон", 1979), Банников ("Верой и правдой", 1979), Кушак ("Отпуск в сентябре", 1979), Ихалайнен ("За спичками", 1980), Бубенцов ("О бедном гусаре замолвите слово", 1981), Васин (Слезы капали", 1983), Великан Глюм ("Дом, который построил Свифт", 1985), Уэф ("Кин-дза-дза", 1987), Бургомистр ("Убить дракона", 1988), Сторож посольства ("Паспорт", 1990), Яков Алексеевич ("Настя", 1992), Гоголев ("Американский дядюшка", 1993) и др.

Особое место в творчестве Л. занимает озвучание Винни-Пуха в мультфильмах Ф. С. Хитрука "Винни-Пух" (1969), "Винни-Пух идет в гости" (1971), "Винни-Пух и день забот" (1972).

Леонов Леон. Макс.

ЛЕО́НОВ Леон. Макс. (1899-1994) - прозаик, драматург, акад. АН СССР (1972). Род. в Москве, в семье журналиста, поэта, организатора "Суриковского кружка" стихотворцев из народа. Печататься начал с 1915 в архангельской газ., редактируемой сосланным в 1910 отцом. С 1918 после окончания Моск. г-зии жил в Архангельске, публиковал стихи, очерки в прессе города. С 1920 служил в Кр. армии, работал в армейской печати, был секр. редакции газ. Моск. воен. округа "Красный воин". С 1922 выступал как прозаик, опубл. цикл антимещанских пов. "Петушихинский пролом" (1922), "Записки Ковякина" (1924), "Конец мелкого человека" (1924), ром. "Барсуки" (1924). В ранней прозе Л. сказывалась тяга к орнамент. прозе, к фантастич. преображению реальных картин жизни. Среди значит. произв. Л. - ром. "Вор" (1927) о драм. судьбе быв. комиссара, пережившего дух. надлом в атмосфере нэпа и скатившегося к уголовщине. В ром. "Соть" (1930), рассказавшем о стр-ве целлюлозного комбината в сев. тайге, отразилось стремление писателя к резкому, контрастному противопоставлению миров - старого (тайга, скит) и нового (стройка, люди, охвач. энтузиазмом), человека-автомата, "битюга" рев-ции и обреченного рефлексирующего интеллигента. Подобный идеологич. схематизм проявился и в ром. "Дорога на Океан" (1935), книге-метафоре о пути человечества к коммунизму. Постепенно Л. все более приспосабливался к требованиям "социалистич. реализма". В годы Вел. Отеч. войны Л. создает публицистику, драму "Нашествие" (1942; 2-я ред. 1964; Сталинская премия 1-й степени). Л. - автор пьес "Унтиловск" (1928), "Усмирение Бададошкина" (1929), "Половчанские сады", "Волк" (обе - 1938), "Ленушка" (1943), "Золотая карета" (1946; 2-я ред. 1955, нов. ред. 1964). В послевоен. годы Л. одним из первых ощутил надвигающиеся экологич. проблемы. Самым значит. и актуальным произв. Л. в 50-70-х гг. был признан ром. "Русский лес" (1953). Он рассматривался критикой и лит.-ведением как классич. произв. социалистич. иск-ва, созданное классиком сов. лит-ры. С кон. 50-х гг. Л. переписывает нек-рые свои ранние произв., с целью восстановить те их варианты, которые невозможно было опубл. при И. Сталине (пьесы "Нашествие", "Золотая карета", ром. "Вор"), издает ранее не издававшиеся соч. (пов. "Evgenia Ivanovna" 1938, опубл. 1963), создает кинопов. "Бегство мистера Мак-Кинли" (1961), фрагменты ром. "Миросозерцание по Дымкову".

Л. Леонов (справа) и С. Есенин. Москва. 1924

Л. Леонов (справа) и С. Есенин. Москва. 1924

Леонова Дарья Мих.

ЛЕО́НОВА Дарья Мих. (1829-96) - певица (контральто). Род. в семье отставного офицера. С 1849 обучалась пению в Петерб. театр. уч-ще. В 1850 дебютировала на сцене петерб. Мариинского т-ра как оперная певица в партии Вани ("Жизнь за царя" М. Глинки). Здесь же выступала и в драм. спектаклях. В 1854-55 совершенствовала свое вокальное мастерство под рук-вом Глинки, по совету к-рого с 1855 занималась у А. Лодия. Обладала звонким сильным голосом широкого диапазона, природной музыкальностью, чистой интонацией и ярким сценич. дарованием, особенно проявлявшимся в характерных ролях. В 1856 совершенствовалась в пении у Дж. Мейербера в Берлине, затем в Париже у Д. Обера. Гастролировала по городам Германии, Франции, Бельгии и Польши. Заруб. критики называли Леонову "чудным русским бриллиантом". В 1858-73 - солистка Мариинского т-ра. Репертуар певицы включал 14 партий в операх рус. композиторов и 12 - в операх зарубежных композиторов. Лучшие партии: Ваня ("Жизнь за царя"), Ратмир ("Руслан и Людмила" Глинки), Княгиня ("Русалка" А. Даргомыжского), Рогнеда ("Рогнеда" А. Серова). В 1873 оставила оперную сцену и продолжала выступать на концертной эстраде в России и за границей. Вела пед. деят-ность. В 1880 (вместе с М. Мусоргским) открыла в Петербурге частные вокальные курсы, в 1888-92 преподавала в Моск. театр. уч-ще. С 1893 давала частные уроки в Петербурге. Среди учеников - А. Додонов, Л. Донской, Л. Собинов, А. Южин.

Леонтович Мих. Ал-др.

ЛЕОНТО́ВИЧ Мих. Ал-др. (1903-081) - физик-теоретик, акад. АН СССР (1946), создатель науч. школ по радиофизике и физике плазмы. Род. в Москве. Окончил Моск. ун-т (1923). В 1929-34 работал в НИИ физики Моск. ун-та, в 1934-41 и 1946-52 -в Физ. ин-те АН СССР. С 1951 работал в Ин-те атомной энергии им. И. Курчатова. Одновременно в 1934-35 и в 1955-71 - проф. Моск. ун-та. Тр. по электродинамике, физ. оптике, статистич. физике, термодинамике, квантовой механике, теории колебаний, акустике, радиофизике, теории антенн. В 1951 Л. возглавил теоретич. иссл. по физике плазмы и проблеме управляемого термоядерного синтеза в нашей стране. Ему принадлежит ряд фундамент. физ. идей, в частности по основам теории термоядерного реактора - токамака. В 1953 создал теорию инерц. сжатия плазмы с током, лежащую в осн. импульсных процессов. В 1958 за иссл. по получению высокотемпературной плазмы удостоен Ленинской премии.

Лит.: Воспоминания об академике М. А. Леонтовиче. М., 1990.

Леонтьев Ив. Леонт.

ЛЕО́НТЬЕВ Ив. Леонт. (псевд. Иван Щеглов) (1856-1911) - писатель, драматург, теоретик т-ра. Род. в Петербурге. Окончил Павловское воен. уч-ще, офицер-артиллерист, принимал участие в рус.-турецкой войне 1877-78. В 1883 вышел в отставку и стал проф. литератором. Автор рассказов и пов., посв. воен. быту ("Первое сражение", 1881; "Поручик Поспелов", 1881), жизни актеров ("Кожаный актер", 1889; "Корделия", 1889), любовно-бытового ром. "Гордиев узел" (1887), комедии "В горах Кавказа" (1887), мн. водевилей, кн. "О народном т-ре" (1895) и "Народ и т-р" (1911). Особой популярностью пользовалась комедия Л. "Дачный муж" (1888), написанная по мотивам его юмористич. очерков; назв. пьесы на какое-то время стало нарицат. Л. был дружен с А. Чеховым, вел с ним активную переписку, написал мемуары "Из воспоминаний об Антоне Чехове" (1905).

Леонтьев Конст. Ник

ЛЕО́НТЬЕВ Конст. Ник. (1831-91) - писатель, публицист, философ, лит. критик. Происходил из дворян. семьи. Учился на мед. ф-те Моск. ун-та, во время рус.-турецкой войны 1853-1856 был воен. врачом. В 1850-60 - на дипломатич. службе в Турции, в 1871-72, после перелома в мировоззрении, живет на Афоне. В 1870-80 постоянно бывает в Оптиной пустыни, в 1891 принимает там монашеский постриг (под им. Климента). Умер в Троице-Сергиевой лавре. В 1870-80 обществ.-политич. взгляды Л. резко консервативны, проникнуты неприятием демократич. движения, приводящего, по его мнению, к потере нац. культ. своеобразия и торжеству посредственности ("Национальная политика как орудие всемирной революции", 1888). Он печатается в консервативных изд. ("Русский вестник", "Варшавский вестник", "Гражданин"), имеет репутацию крайнего реакционера. Осн. его мировоззрения оказывается понятие "византизма" (монархич. власть, строгая правосл. церковность, сословная структура об-ва - "Византизм и славянство", 1875). Из худож. прозы Л. наибольший интерес представляют ром. "Подлипки" (1881, во многом автобиографичен) и произв. из "восточной жизни" ("Из жизни христиан в Турции", 1876), в к-рой он находил красоту и культ. "цветение", утерянное Зап. Европой. Как критик Л. стоял на позициях крайнего эстетизма, соединенного с верностью ортодокс. учению православ. церкви. Наиб. значит. лит.-крит. соч. Л. - "Анализ, стиль и веяние. О романах гр. Л. Н. Толстого" (1890), где глубокий анализ поэтики "Войны и мира" и "Анны Карениной" соседствует с предельно субъективным толкованием их идейного содержания в духе мировоззрения Л. (Вронский как положит. герой противопоставляется не только Левину, но и самому Толстому). Незаурядными лит. достоинствами отмечена также публицистика Л. К его наследию обращались мн. представители рус. религ. философии (В. Соловьев, В. Розанов, Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк и др.).

Лит.: Бердяев Н. А. К. Леонтьев. Париж, 1926; Янов А. Л. Славянофилы и К. Леонтьев // Вопросы философии. 1969. № 8; Бочаров С. Г. "Эстетическое охранение" в литературной критике (К. Леонтьев о русской литературе) // Контекст. 1977.

Леонтьев Леон. Сер.

ЛЕО́НТЬЕВ Леон. Сер. (1885-1942) - артист и педагог балета. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1903 (кл. Н. Легата). В 1903-41 артист Мариинского т-ра / т-ра им. Кирова, в 1920, 1922-25 управляющий балетом т-ра. Среди его ролей: Франц ("Коппелия"), Кузнечик ("Капризы бабочки"), Гренгуар ("Эсмеральда"), Никез ("Тщетная предосторожность"), Фея Карабос ("Спящая красавица"), Арлекин ("Карнавал"), Иван ("Конек-Горбунок"), Ли Шанфу ("Красный мак"), Камюзо ("Утраченные иллюзии"), Пульчинелла ("Пульчинелла"), Петрушка ("Петрушка"). Там же поставил балеты "Саломея" (1922, на музыку А. Глазунова), "Красный мак" (1929, Р. Глиэр, совм. с Ф. Лопуховым, В. Пономаревым), создал новые ред. спектаклей "Петрушка" (1920), "Жавотта" (1923, К. Сен-Санс), "Времена года" (1924, Глазунов). Преподавал в Петрогр. театр. уч-ще / Ленингр. хореограф. уч-ще в 1911-16, 1918-41. Среди его учеников А. Вильтзак, Д. Баланчин, Б. Шавров, А. Лопухов. Невысокий рост помешал Л. - мастеру классич. танца стать балетным премьером, но он был большим артистом, великолепно владевшим истинно балетной пантомимой.

Лепёхин Ив. Ив

ЛЕПЁХИН Ив. Ив. (1740-1802) - путешественник, иссл. Поволжья, Урала и севера европ. части России. Акад. Петерб. АН (с 1771); зав. Ботанич. садом Петерб. АН (с 1771) и академич. г-зией (1777-94). С 1783 до конца жизни - непременный секр. Рос. АН. Род. в Петербурге, учился в г-зии при АН (1751-60) и в Академич. ун-те (1760-62). Ученик С. Крашенинникова. В 1762-67 совершенствовал знания в Страсбургском ун-те. В 1767 вернулся в Петербург, где был избран адъюнктом АН. В 1768 назначен рук. одного из отрядов Академич. эксп., направл. в разл. р-ны России для иссл. в обл. естеств. наук, а также для сбора сведений о хозяйстве, городах, нас. Отряд Л. проехал (1768-71) по маршруту: Москва, Симбирск, Самара, Саратов, Царицын, Гурьев, Оренбург, Екатеринбург, Тобольск. В 1771-72 Л. осуществил свой план путешествия на север европ. части России и добился разрешения иссл. Архангельский край и Белое море. В 1773 Л. был направлен в эксп. по Белоруссии. Эксп. Л. в 1768-73 по науч. результату были наиб. значит. (наряду с эксп. П. Палласа) из эксп., предпринятых АН во 2-й пол. 18 в., и сыграли важнейшую роль в деле географич. изучения России. Труд Л. "Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства" (1771-1805) - одно из классич. произв. отеч. географии - характеризует его как крупнейшего ученого Ломоносовской школы.

Лит.: Лукина Т. А. И. И. Лепехин. М.; Л., 1965.

Лепешинская Ольга Бор.

ЛЕПЕШИ́НСКАЯ Ольга Бор. (1871-1963) - биолог (цитолог). Чл. РСДРП с 1898. Окончила частные женские мед. курсы и в 1915, сдав экзамен при Моск. ун-те, получила диплом лекаря. В 1920, уйдя с партийной работы, занялась наукой. В 1934 высказала мысль о наличии бесструктурного живого вещества, к-рое постоянно образует живые клетки с их ядрами (т. е. вернулась к теории самозарождения жизни, опровергнутой Л. Пастером еще в сер. 19 в.). В 1945 опубл. кн. "Происхождение клеток из живого вещества и роль живого вещества в организме", хвалебное предисловие к к-рой написал Т. Лысенко. Кн. вызвала резко отрицат. реакцию компетентных биологов. Однако после августовской сессии Всесоюзной академии с.-х. наук 1948, где единомышленник Л. - Лысенко одержал победу над подлинной наукой, всякое сопротивление антинауч. взглядам Л. было подавлено. С 1949 она заведует Отделом развития живого вещества Ин-та эксперимент. биологии Академии мед. наук СССР. В 1950 ей присуждается Сталинская премия. Только в 1955-58 удалось произвести проверку фактич. данных Л., в результате чего вскрылась полная несостоятельность ее "учения". На склоне лет Л. занималась в осн. проблемами долголетия и продления жизни.

Лит.: Гайсинович А. Е., Музрукова Е. Б. "Учение" О. Б. Лепешинской о "живом веществе" // Репрессированная наука. Л., 1991. С. 71-90.

Лепешинская Ольга Вас.

ЛЕПЕШИ́НСКАЯ Ольга Вас. (род. 1916) - балерина и педагог. Окончила Моск. хореограф. уч-ще в 1933 (кл. А. Чекрыгина). В 1933-63 артистка Большого т-ра. Первая исполнительница партий: Суок ("Три толстяка"), Оксана ("Тарас Бульба"), Ассоль ("Алые паруса"), Параша ("Медный всадник"), Сари ("Тропою грома"), Светлана ("Светлана"), Золушка ("Золушка"), Мирандолина ("Мирандолина"). Среди др. ее ролей: Лиза ("Тщетная предосторожность"), Сванильда ("Копеллия"), Полина ("Кавказский пленник"), Лиза ("Барышня-крестьянка"), Жанна ("Пламя Парижа"), Тао Хоа ("Красный мак"), Маша ("Щелкунчик"), Аврора ("Спящая красавица"), Китри ("Дон Кихот"), Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Лауренсия ("Лауренсия"). Исполнила роль Натальи Павловны в ориг. телебалете "Граф Нулин". Виртуозный, броский, эмоционально насыщ. танец Л. был полон жизнерадостной энергии и веселой раскрепощенности. Ее движения сочетали угловатость и ритмич. четкость. Балерина предпочитала стремительные темпы вариаций, динамику прыжков и вращений, заражая всех своим безудержным темпераментом. Обаятельным, непосредств. героиням Л. были присущи оптимизм, бесстрашие, волевая устремленность к цели. Ей особенно удавались комедийные характеры, наделенные озорством и лукавством. С 1963 работает педагогом-репетитором за рубежом: в Римской акад. танца, в оперно-балетных т-рах Будапешта, Берлина, Стокгольма, Вены, Токио, Милана, Мюнхена, Лондона и др.

Лит.: Солодовников Л. В. Ольга Лепешинская. М., 1983.

О. В. Лепешинская. Худ. А. Герасимов

О. В. Лепешинская. Худ. А. Герасимов

Лепик Шарль

ЛЕПИ́К Шарль (1749-1806) - франц. артист и балетмейстер. Сын известного танцовщика, у к-рого учился во время постоянных гастролей. Завершил образование в Штутгарте у Ж. Новера, где выступал в 1761-64. Танцевал на сцене Королевской академии музыки в Париже и в лондонском Королевском т-ре. С 1786 по 1806 вместе с женой, танцовщицей Г. Росси, Л. П. выступал в Петербурге; с 1792 - балетмейстер петерб. балета. Поставил здесь "Дезертира" Ж. Доберваля, "Оставленную Дидону" Г. Анджьолини, "Смерть Геркулеса", "Амур и Психея", "Медея и Язон", "Анета и Любен", "Александр и Кампаспа" Ж. Новера, а также собств. балеты: "Прекрасная Арсена", "Два савояра", "Любовь Баярда", "Танкред", танцы в спектакле "Начальное управление Олега" (совм. с Д. Канциани). Благодаря его инициативе в Петербурге изданы "Письма о танце" Новера (1803-04).

Лепка

ЛЕ́ПКА - 1) В скульптуре: процесс создания скульптуры из мягких пластичных материалов (глины, воска, пластилина и т. п.) руками скульптора - пальцами, ладонями, также стеками. Является наращиванием (или удалением) масс исходного материала, нанесенного обычно на металлич. каркас-опору. Исполненная Л. скульптура может быть как самостоят. законченным произведением, так и одним из нач. этапов работы скульптора - эскизом или моделью будущего произв. Л. широко используется также в детском худож. воспитании.

2) В изобр. иск-ве (помимо скульптуры, также в живописи и графике): выявление и способствование более удачной передаче свойств предметов (в этом смысле также используется термин "моделировка").

3) В архитектуре - см. Лепнина.

Лепнина

ЛЕПНИ́НА (лепка) - рельефный (скульптурный) декор на фасаде или в интерьере, выполн. из гипса, извести, цементных растворов, бетона, штукатурки, папье-маше и др. мягких мат-лов, обычно отлитый или отпрессованный (в отличие от резьбы из дерева и камня, литья из металла). Самый распростр. тип декора, позволяющий многократно копировать исходную модель, и гораздо более дешевый, чем отливка из металла. Обычно Л. привинчивается к декорируемой ею поверхности. В иск-ве барокко, рококо, в уник. постройках классицизма и в модерне обычно выполнялась от руки на месте (намазная лепка). В обиходе Л. (лепкой) наз., по общему впечатлению, также и литые из металла детали фасадов, и резной декор интерьеров.

Лермонтов Мих. Юр.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лерри

ЛЕ́РРИ - семья цирковых артистов.

Ив. Абр. Л. (наст. фам. - Легалов) (1874-1953) - выступал на арене цирка с 6 лет. Наиб. успехов добился в дрессировке лошадей. Его сын Кенсарин Ив. (псевд. Генри или Геннадий Чаплин) (1911-42) в цирке с 5 лет. Владел многими цирковыми жанрами. Наиб. успеха достиг в прыжковой акробатике. С 1929 работал как коверный (в маске Чарли Чаплина). Его дочь Вал. Кенсариновна Л. (род. 1934) под рук-вом деда подготовила номера - вольтижировка на пони, гротеск на лошади. На манеже с 7 лет. Была одной из лучших гротеск-наездниц. В 1967-92 вместе с В. Шилинским демонстрировала номер "Конная эксцентриада".

Лесгафт Петр Францевич

ЛЕ́СГАФТ Петр Францевич (1837-1909) - педагог, анатом и врач; основоположник науч. системы физич. образования и врач.-пед. контроля в физич. культуре, один из создателей теоретич. анатомии, д-р медицины и д-р хирургии. Род. в семье купца-ювелира. В 1861 окончил Мед.-хирург. академию в Петербурге. С 1868 зав. кафедрой физиол. анатомии в Казанском ун-те. Уволен в 1871 без права заниматься пед. деятельностью за выступление против произвола администрации Казанского ун-та. В 1872-74 руководил кружком рус. женщин, впервые допущ. к занятиям в Мед.-хирург. академии в Петербурге. В 1874-86 работал в обл. орг-ции физич. воспитания и образования в воен.-уч. заведениях. В этот период сформировалась его оригин. концепция физич. образования, гл. принцип к-рой - единство умственного и физич. развития чел-ка. Основал уч.-гимнастич. курсы для офицеров при 2-й Петерб. воен. гимназии. В 1886-97 читал лекции по анатомии на естеств. ф-те Петерб. ун-та, на Рождественских жен. курсах. В 1893 организовал Биологич. лабораторию, к-рая в 1918 была преобразована в Естеств.-науч. ин-т им. Л. В 1896 основал Курсы воспитательниц и руководительниц физич. образования; в 1919 на базе курсов был открыт Гос. ин-т физич. образования им. Л. (ныне Санкт-Петербургский ин-т физич. культуры, носящий его имя). В 1905-06 открыл Вольную высшую школу и при ней вечерние курсы для рабочих, ставшие одним из центров рабочего просвещения в Петербурге. Авторитет Л. как разностороннего ученого был повсеместно признан: он был избран чл. мн. науч. об-в. Автор многочисл. работ по теоретич. анатомии, физич. образованию, семейному воспитанию и т. д. Многочисл. ученики Л. под его рук-вом проводили в жизнь его систему физич. образования б. чем в 160 городах России. Скончался в Египте, где находился на лечении. Похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.

Соч.: Собр. пед. соч. Т. 1-5. М., 1951-54.

Лит.: Шабунин А. В. П. Ф. Лесгафт. М., 1982.

Лесевич Вл. Викт.

ЛЕСЕ́ВИЧ Вл. Викт. (1837-1905) - философ-позитивист. Окончил военно-инж. уч-ще, служил в инж. войсках на Кавказе, затем учился в Академии Ген. штаба, после чего (в 1861) вышел в отставку. За связи с рев. кругами был выслан в Сибирь. По политич. взглядам примыкал к П. Лаврову и Н. Михайловскому. Защищал "субъективный метод в социологии", в понимании к-рого следовал Лаврову. Филос. воззрения Л. формировались под влиянием концепций О. Конта, И. Канта, Р. Авенариуса, И. Петцольдта. В философии Канта на Л. оказала влияние прежде всего ее антиметафизич. тенденция - ограничение знания пределами эмпирич. опыта. Но Л. считал ценность фактов относительной и придавал существ. значение "правильному образованию понятий". Определяя понятие как обобщение "относительно ценных" фактов, Л. считал, что сами науч. понятия неизбежно эволюционируют. Философия, по его мнению, не более (но и не менее) чем продолжение развития науч. знания, его завершение и обобщение.

Соч.: Собр. соч.: В 3 т. М., 1915-17; Этюды и очерки. СПб., 1886; Эмпириокритицизм как единственная научная точка зрения. СПб., 1909.

Лит.: Шкуринов П. С. Позитивизм в России XIX века. М., 1980.

Лесков Ник. Сем

ЛЕСКО́В Ник. Сем. (1831-95) - писатель. Род. в семье мелкого чиновника. Учился в Орловской г-зии, служил чиновником в Орле и Киеве. Лит. деят-ностью занимался с 1860, публикуя ст. в киевской и петерб. прессе. В 1861 переехал в Петербург. Публикация ст. о петерб. пожарах в газ. "Северная пчела" (1862) была воспринята как провокационное выступление, направл. против рев. демократов. Полемику с радикальными идеями, с опасностью экстремизма Л. продолжил в антинигилистич. ром. "Некуда" (1864) и "На ножах" (1871), после к-рых он был надолго подвергнут лит. остракизму. В 1860-70-е гг. сложился гл. жанр лесковского творчества - рассказ-очерк, написанный, как правило, в сказовой манере и живописующий колоритные, противоречивые, безудержные в добре и зле характеры провинциальной России ("Овцебык", 1862; "Леди Макбет Мценского уезда", 1865; "Запечатленный ангел", 1873 и др.). Гл. героями ром.-хроники "Соборяне" (1872) стали чистые духом "праведники" из среды провинциального духовенства. Тема праведничества чрезвычайно важна для Л. Цикл "Праведники" составил особый том в собр. его соч. ("Однодум", 1879; "Несмертельный Голован", 1880; "Левша", 1881; "Очарованный странник", 1873; "Человек на часах", 1887 и др.). В 1880-90-е гг. в творчестве Л. нарастает соц. критицизм, его взгляды и убеждения становятся более радикальными. Он обращается к трагич. конфликтам эпохи крепостного права ("Тупейный художник", 1883), с сатирич. злостью изображает жизнь совр. чиновничества, духовенства, распад семейных связей ("Административная грация, 1893; "Загон", 1893; "Зимний день", 1894 и др.). Том собр. соч., куда входил сатирич. цикл "Мелочи архиерейской жизни" (1878-80), был в 1889 изъят и сожжен по пост. дух. цензуры, а пов. "Заячий ремиз" (1894) опубл. только в 1917. Поиск положит. идеалов у позднего Л. продолжен циклом легенд-стилизаций на сюжеты древнерус. житийного сб. "Пролог" ("Прекрасная Аза", 1888; "Гора", 1890; "Невинный Пруденций", 1891). В этих произв. ощутимо влияние Л. Толстого, проповедь к-рого привлекает Л.: он ведет с Толстым переписку, пропагандирует его учение в своих ст. Л. также автор критич. ст. о ром. Н. Чернышевского "Что делать?", о Толстом, Ф. Достоевском, Т. Шевченко. Воспринимаемый мн. современниками как "писатель-анекдотист", Л. постепенно стал в ряд крупнейших рус. писателей-классиков 19 в.

Н. С. Лесков

Н. С. Лесков

Лессировка

ЛЕССИРО́ВКА (от нем. Lasierung) - распростран. прием в европ. масляно-лаковой живописи 16-19 вв. (в России - в 18-19 вв.), нанесение на не совсем просохший плотный красочный слой легких и тонких прозрачных (либо полупрозрачных) слоев красок с целью изменения общего колорита изображения. Л. способствуют обогащению красочной гаммы, ее единству и гармонии, а также "уточнению формы".

Лестница Иакова

ЛЕ́СТНИЦА ИА́КОВА (слав. Ле́ствица Иа́ковля) - один из важнейших христ. религиозно-худож. символов, основанный на эпизоде из жизни библейского патриарха Иакова, внука Авраама, родоначальника двенадцати "колен Израилевых". Спасаясь от гнева своего брата Исава, у к-рого он обманом приобрел право первородства, Иаков бежал к своему дяде Лавану в Харран (Верхняя Месопотамия). Заночевав по пути в местечке, названном им Вефиль ("Дом Божий", в 16 км к северу от Иерусалима, современный Бейтин), Иаков видел сон, не только определивший судьбу будущего богоизбранного народа, но и в символич. форме содержавший основы библейской "философии истории" (Быт 28:10-19). Лестница, по которой нисходят и восходят ангелы, утверждается на земле, но касается неба; стоящий на ней Бог подтверждает обетования, данные предкам Иакова, обещая его потомству землю, на которой он сейчас спит (отсюда ее название "Земля обетова́нная").

Согласно христ. богословию Л. И. указывает на неразрывную связь неба и земли, осуществляемую Богом через своих посредников - ангелов. Она также рассматривается как символ воплощения Сына Божия, соединившего небо и землю (ср. Ин 1:51), и Божией Матери, через к-рую исполнилась эта "страшная тайна". Поэтому службы богородичных праздников включают чтение паримии о сне Иакова, а литургич. тексты именуют Деву Марию "Лествица небесная, еюже сниде Бог", "Мост, возводяй сущих от земли на небо" (из Акафиста Богородице). Данная символика имеет и иконографич. воплощение: присутствие на иконах Богоматери изображения лестницы (наряду с "Неопалимой купиной", "Жезлом Аароновым прозябшим" и др. ее библейскими символами).

Лит.: Булгаков С. Н. Лествица Иаковля (об ангелах). Париж, 1929.

Лесток Ив. Ив

ЛЕСТО́К Ив. Ив. (Арман) (1692-1767) - лейб-медик имп. Елизаветы Петровны, граф Св. Римской империи. Из старинного франц. дворянского рода. Род. в Германии, хирургии обучился у отца - лейб-хирурга. Служил лекарем во франц. армии, с 1713 - в России, стал лейб-медиком царицы Екатерины (буд. Екатерины I), сопровождал ее и Петра I в европ. путешествии. В 1719 выслан в Казань, с воцарением Екатерины I возвращен и назначен лейб-хирургом к цесаревне Елизавете Петровне. Был ловкий придворный, участник множества интриг, веселый собеседник, светский кутила и карточный игрок. По воцарении Елизаветы пожалован в первые придворные лейб-медики с чином действ. тайного советника, назначен архиатром (главный лекарь России, 1741-48), гл. директором медиц. канцелярии и "всего мед. факультета". Имел привилегию пускать кровь имп-це. В 1748 арестован, сослан, незадолго до смерти вернулся в Петербург.

Летний дворец Петра I

ЛЕ́ТНИЙ ДВОРЕ́Ц ПЕТРА́ I - старейший дворец С.-Петербурга, построен в 1710-12; осн. строителем был Д. Трезини. Дворец в Летнем саду при жизни Петра был с 3-х сторон окружен водой: берег Невы был совсем близко, а с противоположной стороны был гаванец, из к-рого выходили к парадному входу (сохранились кам. стенки гаванца с причальными кольцами). Над входом - рельеф "Триумф Минервы" (1713-14) - аллегория побед в Северной войне; композицию венчает самое раннее изображение имп. короны, сделанное задолго до принятия титула. Между окнами 1-го и 2-го этажей по всему зданию - рельефы с сюжетами гл. обр. из "Метаморфоз" Овидия - аллегории ситуаций Северной войны. Над кровлей - флюгер со св. Георгием (эмблема рус. царя). Дворец был предназначен для интимной жизни царя. Это первое известное здание с европ. архитектурой интерьера. Его анфиладная планировка удачно сочетается с внутр. коридорами. Половина комнат дворца имеет живописные плафоны - старейшие известные в России. Во дворце сохранились лепные камины, печи и панели из голландских и рус. изразцов с росписями на темы басен Эзопа, "Метаморфоз" Овидия и др. Уникальной достопримечательностью дворца является ветровой прибор с часами с секундомером в великолепной резной раме, сделанный в 1714 в Германии. Полностью сохранилась облицов. изразцами кухня со старейшей в России голландской печью и водопроводом. Также полностью сохранился "Зеленый кабинет" - кабинет редкостей, со шкафами, застекл. стеклом петровского времени, и стенными росписями. Дворец обставлен редкой мебелью нач. 18 в. и имеет собрание картин, гл. обр. голландской школы. Уникальны дет. мебель и люлька того времени. На одной из дверей - изображение Голгофы, по преданию, работы Петра I. Его подпись несет богатая ореховая рама одного из зеркал, сделанная им в Ропше. Во дворце сохранилась токарная мастерская со станками, на к-рых работал Петр.

Летний сад в С.-Петербурге

Статья большая, находится на отдельной странице.

Летосчисление

ЛЕТОСЧИСЛЕ́НИЕ - счет лет, система исчисления больших промежутков времени. Обычно ведется от каких-либо историч. или легендарных событий в прошлом. Начальный момент Л., а также саму его систему называют эрой. Известны, напр., эра Диоклетиана, эра Французской рев-ции и др. В большинстве соврем. гос-в преобладает эра от Рождества Христова. Мусульмане используют эру, отсчитываемую от Хиджры - переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину (622).

На Руси после принятия христианства (988) утвердилась византийская эра "от сотворения мира". Согласно этому летосчислению Христос родился в 5508 г. Год при этом начинался в марте, а с 1492 (7000), в соотв. с византийской традицией, - с 1 сент.

Эру от Рождества Христова в России ввел Петр I в 7208 (1700) г. Одноврем. начало года переносилось на 1 янв. Эру от Рождества Христова принято называть также "нашей эрой" и "новой эрой". При указании даты в случае, когда это может вызвать недоразумения, принято уточнять: до н. э. или н. э.

В Сов. России, а затем в СССР обсуждался вопрос о введении новой эры, отсчитываемой от 1917, однако эти планы были реализованы лишь частично: в советских календарях, помимо года от Р. Х., указывался также и год Окт. рев-ции.

"Летучая мышь"

"ЛЕТУ́ЧАЯ МЫШЬ" - т-р-кабаре. Осн. в 1908 в Москве актером МХТ Н. Балиевым. Первоначально размещался недалеко от Красной пл. в подвале дома Перцова и служил местом знаменитых мхатовских "капустников". В 1910 Балиев со своим т-ром переехал в дом Арбатского в Милютинском пер. и стал давать постоянные представления, хотя формально кабаре по-прежнему было открыто только для актеров МХТ и гостей пускали по письм. приглашению, подпис. 12 постоянными посетителями. В 1915 т-р переехал в просторное помещение в доме Нирнзее в Б. Гнездниковском пер., расписанное С. Судейкиным. К тому времени "Л. М." стала средоточием моск. ночной жизни, каковым и оставалась до своего закрытия в 1919. Балиев привлекал к работе крупных писателей, реж., актеров: Л. Андреева, А. Белого, В. Брюсова, С. Городецкого, В. Лужского, В. Мейерхольда, И. Москвина, А. Толстого. В ранние годы существования т-ра-кабаре здесь выступали Ф. Шаляпин, К. Станиславский, Л. Собинов. В 1916-18 гл. реж. был будущий вел. балетмейстер-конструктивист К. Голейзовский. Муз. рук. и в России, и в эмиграции оставался А. Архангельский. Среди постоянных художников - Судейкин и Реми (И. Ремизов). Репертуар составляли короткие скетчи, пародии, "живые картины". В 1920 в Париже Балиев собрал остатки своей труппы и вновь стал давать представления, гастролируя по Франции, Англии, Германии с неизменным успехом. С 1922 более или менее постоянным домом "Л. М." становится Нью-Йорк. В 1936 после смерти Балиева т-р закрылся. Попытка его возрождения, предпринятая в 1943, успеха не имела.

"Леф"

"ЛЕФ" - литературно-худож. ж., орган Левого фронта иск-в, издавался в Москве с 1923. Гл. ред. и один из организаторов В. Маяковский. В редколлегию входили Б. Арватов, Н. Асеев, О. Брик, Б. Кушнер, С. Третьяков, Н. Чужак. Ж. отражал идейно-худож. взгляды группы ЛЕФ. Ведущее место в "Л." занимал теоретич. отдел, где, помимо членов редколлегии, сотрудничали К. Зелинский, М. Левидов, И. Гроссман-Рощин, В. Шкловский, Ю. Тынянов, Б. Эйхенбаум, Г. Винокур, Л. Якубинский и др. В лит. отделе печатались Маяковский ("Про это", главы из поэмы "Владимир Ильич Ленин"), В. Хлебников ("Ладомир", "Уструг Разина"), Асеев ("Лирическое отступление"), Б. Пастернак, А. Крученых, И. Терентьев, В. Каменский, Третьяков ("Рычи, Китай!"), Брик, А. Веселый, И. Бабель и др. Первый номер "Л." за 1924 в значит. части был посв. яз. и стилю В. Ленина. Изобразит. иск-во было представлено фотомонтажами А. Родченко, эскизами производств. одежды Л. Поповой, работами нем. худ. Г. Гросса. В 1925 на 7-м номере ж. прекратил свое существование. Преемником "Л." стал ж. "Новый Л.", выходивший в Москве с 1927 по 1928 под ред. Маяковского (с № 8/1928 гл. ред. - Третьяков). Одной из осн. задач ж. Маяковский считал "сращение искусства с произ-вом". Установка на "соц. заказ" и "лит-ру факта" привела к крайней бедности лит. отдела, где печатались в осн. очерки (Третьяков, Кушнер, Шкловский) и стихи, посв. технич. достижениям ("Автомобильный роман" С. Кирсанова). "Новый Л." полемизировал с М. Горьким, В. Переверзевым, ж. "На литературном посту".

Леф

ЛЕФ (ЛЕ́ВЫЙ ФРОНТ ИСКУ́ССТВ) - лит. группа, осн. в Москве в 1922. В нее входили В. Маяковский, Б. Арватов, Н. Асеев, О. Брик, Б. Кушнер, С. Третьяков, Н. Чужак, В. Каменский, Б. Пастернак (до 1927), художники А. Родченко, А. Лавлинский и др. Л., подчеркивая, что является преемником футуризма, выступал за объединение всех левых сил с целью создания нового рев. иск-ва. Одну из важнейших сторон деятности Л. составляли поиски новых выразит. средств, обновление и демократизация яз., борьба с лит. пуризмом и бурж. эстетикой. Из отрицания теоретиками группы иск-ва как особой формы познания жизни вытекали стремление растворить иск-во в действительности ("искусство - жизнестроение"), идея "соц. заказа", призыв к созданию произв. с утилитарной функцией. В творч. практике лефовцы отдавали предпочтение "лит-ре факта" (очерк, репортаж, фотография), разл. агитац. видам иск-ва. Л. были близки установки ОПОЯЗа, искания В. Мейерхольда, С. Эйзенштейна, Д. Вертова. Л. резко полемизировал с "Перевалом", пытался сотрудничать с пролетарскими лит. орг-циями (соглашение с МАПП в 1923). В 1928 Маяковский, недовольный замкнутым узкогрупповым характером Л., вместе с Н. Асеевым, О. Бриком, С. Кирсановым выходит из группы. В 1929 Л. прекращает свое существование. Попытки Маяковского создать в 1929 РЕФ ("Революционный фронт") успеха не имели, так как пришлись как раз на период окончат. ликвидации всех инакомыслящих групп и полного торжества враждебного "левому искусству" РАППа.

Лефорт Франц Як

ЛЕФО́РТ Франц Як. (1655/56-99) - швейцарский офицер на рус. службе, первый рус. адмирал (1695), глава Великого посольства (1697-98), друг и сподвижник Петра I. Род. в купеч. семье, служил во франц. и нидерл. армиях, приехал в Россию в 1675, с 1678 на воен. службе в чине капитана. Участвовал в рус.-тур. войне 1676-81, в Крымских походах 1687 и 1689. Сблизившись в 1689 или 1690 с царем Петром I, участвовал в его развлечениях в Немецкой слободе Москвы, познакомил Петра с Анной Монс.

С 1690 Л. - ген.-майор, с 1691 - ген.-лейт.; был одним из организаторов рус. гвардии. В 1695-96 Л. участвовал в Азовских походах, командовал флотом на Дону и первым в России получил звание адмирала. В 1697-98 вместе с П. Б. Возницыным и Ф. А. Головиным возглавлял Великое посольство. По возвращении единств. из приближенных царя отказался участвовать в казни мятежных стрельцов.

Построенный Д. Аксамитовым в 1690-х гг. дворец Л. на Яузе стал прообразом первых дворцов европ. типа в России, местом увеселений и офиц. приемов молодого царя. Л. знакомил Петра с новейшими философ. и политич. идеями европ. культуры. Впервые в России он дал представление монарху о правах человека: понятие естеств. права, основы "юридич. мировоззрения", концепцию гос-ва, принципы веротерпимости - как они были сформулированы к тому времени Г. Гроцием, Т. Гоббсом, С. Пуфендорфом, Д. Локком и др.

Леший

ЛЕ́ШИЙ (лесовик, лесной царь) - дух - хозяин леса. Представлялся в виде старика, чел. огромного роста (с лесом вровень), в шерсти или в звериной шкуре, нередко с рогами на голове. Считалось также, что Л. может прикинуться обычным чел.; иногда в тексте может отсутствовать внятное описание его внешности. В описаниях Л. подчеркивается его связь с левым: левый лапоть надет на правую ногу, левая пола одежды запахнута на правую сторону. Поэтому для того, чтобы не бояться Л., нужно в лесу переодеться. Л. выдает свое присутствие хохотом, пугает людей, сбивает их с пути, заставляет плутать по лесу; хорошему пастуху помогает пасти скот, плохому - вредит. Л. не любит шума и ночной работы в лесу, наказывает людей за воровство, хвастовство, смех, боится матерной ругани, креста, молитвы. Спастись от Л. можно с помощью чертополоха или лутовки (куска очищенного от коры липового дерева). Вместе с Л. в лесу живет его жена - лешачиха.

Лещенко Петр Конст.

ЛЕ́ЩЕНКО Петр Конст. (1898-1954) - эстр. певец, гитарист, исполнитель русских, украинских, цыганских нар. песен. С 1918 жил в Румынии. Гастролировал в Европе и Азии, выступал в Одессе в 1942-43. Репрессирован в сер. 40-х - нач. 50-х гг.

Лжедмитрий I

ЛЖЕДМИ́ТРИЙ I (?-1606) - самозванец, рус. царь в 1605-06. По мнению больш-ва исследователей, под этим именем скрывался Юрий Богданович Отрепьев, в иночестве Григорий, выходец из небогатой дворянской семьи. Рано лишившись отца, стрелецкого сотника, юноша был послан в Москву "на ученье". Обучившись грамоте и приобретя хороший почерк, Отрепьев поступил на службу к Романовым, однако после того, как они оказались в опале (1600), стал искать спасения за монастырскими стенами. Принял монашеский постриг, побывал в Суздале и Галиче и, наконец, нашел пристанище в Чудовом мон., откуда через нек-рое время бежал в Речь Посполитую. Здесь, обретя покровительство польских магнатов (А. Вишневецкого, Ю. Мнишека), выдавая себя за чудесным образом спасшегося царевича Димитрия, заявил о своих претензиях на рус. трон. Расстригся, тайно перешел в католич. веру и, собрав войско, осенью 1604 вступил в пределы России. Нанес ряд поражений войскам Б. Годунова, после смерти к-рого вступил в Москву, короновался, присвоил себе имп. титул (первый в рус. истории) и находился на троне почти год. В его правление был составлен Сводный судебник (в основу к-рого был положен Судебник Ивана IV), начато преследование взяточников, в Москву были возвращены Шуйские и прощены уцелевшие Годуновы. Вскоре после женитьбы на М. Мнишек был убит в Кремле заговорщиками.

Лжедмитрий I. Гравюра из альбома «Достоверные портреты московских государей»

Лжедмитрий I. Гравюра из альбома «Достоверные портреты московских государей»

Лжедмитрий II

ЛЖЕДМИ́ТРИЙ II (?-1610) - самозванец, авантюрист, выдававший себя в период Смуты за якобы спасшегося в 1606 царя Дмитрия Ивановича (Лжедмитрия I). Предположительно под этим именем скрывался некто Богданко, бродячий учитель из г. Шклова. Во многом повторяя путь и судьбу Г. Отрепьева, он с войском двинулся к Москве, однако взять город не смог и разбил лагерь в Тушине, под Москвой (отсюда - "Тушинский вор"). Два года безуспешно осаждал Москву, к-рую охраняли верные В. Шуйскому войска. В 1610 был убит в Калуге собственной охраной.

Предыдущая страница Следующая страница