Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Л" (часть 5, "ЛИБ"-"ЛИТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 5, "ЛИБ"-"ЛИТ")

Либединскии Юр. Ник

ЛИБЕДИ́НСКИИ Юр. Ник. (1898-1959) - прозаик. Род. в семье врача. После окончания челябинского реального уч-ща (1918) сотрудничал в "Известиях Златоустовского Совета рабочих и солдатских депутатов". Участник гражд. войны. В 1920 - в политотделе губвоенкомата Челябинска. С 1921 - в Москве на политич. и пед. работе в одной из высших воен. школ (см. пов. "Коммунисты", 1925). После демобилизации из Кр. армии (1923) работал на заводе. Первые рассказы написал еще гимназистом. Известен стал после публикации пов. "Неделя" (1922), написанной как политич. отклик на рассказ Б. Пильняка "При дверях". С сер. 20-х гг. Л. - активный участник группы "Октябрь" и один из теоретиков РАППа. Как воплощение идей РАППа были задуманы ром. "Поворот" (1927) и "Рождение героя" (1930), но рапповская критика осудила их за "психологич. излишества" и "самодовлеющий психологизм". В 30-х гг. Л. был корреспондентом "Правды" (очерки "Петя Гордюшенко", 1931; "Рассказы товарищей" и др.). Автор ром. "Баташ и Батай" (1939-40, переработан и дописан в 1947 и получил назв. "Горы и люди"). В годы Вел. Отеч. войны Л. пошел в ополчение, работал в ред. газ. "Красный воин", был корреспондентом газ. "Красная звезда", писал очерки и рассказы ("Пушка Югова" и др.). В послевоен. годы переводил и издавал нартские сказания, рассказы осетинских писателей, написал ром. "Утро Советов" (1957), посв. путям кавказских народов к рев-ции. Произв. Л., за вычетом раннего периода, находились в русле пропагандистской схематизиров. лит-ры своего времени. В последние годы Л. работал над воспоминаниями ("Воспитание души", 1960; "Поездка в Крым", 1957; "Современники", 1958). Благополучно пережил все "чистки", с 1934 до конца жизни оставался на посту пред. Центр. ревизионной комиссии Союза писателей СССР.

Либретто

ЛИБРЕ́ТТО (итал. libretto - книжечка, уменьшит. от libro - книга) - первонач. (в 18 в.) опубликованный в книжечке или тетради мал. формата лит. текст сценич. муз. произв. (оперы, оперетты, зингшпиля), а также оратории, кантаты, серенады; в переносном смысле - сам текст этих произв. В соотв. с эстетикой драмы, свойств. 18 в., в композиции Л. господствовала единая схема, обусловленная нормативностью муз.-драматич. задач. Поэтому удачные Л. (например, классич. Л. Метастазио) многокр. использовались разными композиторами. Позднее при пересмотре эстетич. представлений о драматургии муз. спектакля Л. стали создаваться для разового использования и в непосредств. контакте либреттиста с композитором. Таковы, например, созд. М. И. Чайковским Л. к "Пиковой даме" П. И. Чайковского или Л. В. И. Вельского к ряду опер Н. А. Римского-Корсакова. Начиная с 19 в. ряд композиторов (в числе первых - Берлиоз и Вагнер) создают Л. своих опер самостоятельно либо используют чужую помощь частично (среди рус. композиторов - М. П. Мусоргский, С. С. Прокофьев). Типы Л. разнообразны, общая черта Л., написанного по лит. источнику, - обычно большая краткость в сравнении с оригиналом.

Либрович Сигизмунд Феликсович

ЛИБРО́ВИЧ Сигизмунд Феликсович (лит. псевд. Виктор Русаков) (1855-1918) - журналист, историк книги, писатель. Род. в Варшаве. Образование получил в высш. технич. ин-те в г. Хемниц в Саксонии и в политехнич. академии в Дрездене. С 1875 состоял секр. - чл. правления издат. фирмы "М. О. Вольф" в Петербурге и принимал деят. участие в ее книжных и журн. предприятиях. С 1876 был секр. ред. и постоянным сотр. ж. "Задушевное слово". Принимал активное участие в ж. "Новь" (1885-98), "Новый мир", "Вестник лит-ры" и "Известия книжных магазинов товарищества М. О. Вольф", в к-рых поместил неск. сот ст. по истории, истории лит-ры, иск-ву, библиографии. Автор книг, пользовавшихся популярностью у современников: "Пушкин в портретах" (1890), "Царь в плену" (1901), "Петр Великий и женщины" (1904) и др. Неск. его книг обращено к детям и юношеству: "Гроза гимназии" (1892), "Семнадцать дочерей" (1898), "Приготовишки и старшеклассники" (1902) и др. Л. принадлежит одна из первых в России науч.-популярных работ по истории книжного дела - "История книги в России" (1913-14).

Ливадия

ЛИВА́ДИЯ - дворцово-парковый ансамбль в Крыму ок. Ялты, имп. резиденция. Расположен на склонах г. Могаби, спускается к морю, включает луговые поляны, давшие имя парку (греч. - луг). Участок освоен с 1830-х гг. гр. Л. Потоцким, первый садовод - К. Кебах, создатель парка Алупки. В 1860-х гг. приобретен для имп. фамилии, здания перестроены и возведены заново И. А. Монигетти; сохр. церковь, построенная в духе древних христ. храмов Причерноморья. В 1894 в Л. умер имп. Александр III.

В 1910-11 арх. Н. П. Краснов перестроил ансамбль. Новый Большой дворец оказался последним имп. дворцом, построенным в России. Возведенный из белого камня, высотою в 2-3 этажа, дворец, традиционно для Крыма, включает мотивы мавританского стиля, в целом следуя итал. Ренессансу. Итал. и араб. дворики, наруж. лестницы, балконы, лоджии, колоннады и аркады дворца переходят в террасы и цветники, органично связывая здание с природой. Наиболее интересен замкнутый итал. дворик с фонтаном, дорожками и цветниками в центре, окруженный аркадами на дорич. колоннах, за к-рыми в лоджиях устроены резные мраморные диваны. В парке - разнообразные беседки для созерцания далеких видов на горы и море, античные древности и пр. Растительность включает много экзотич. видов и пород. От Л. до Гаспры в 1843-61 была проложена удобная для прогулок Царская тропа, соединившая многочисл. имения дома Романовых.

В феврале 1945 в Большом Ливадийском дворце состоялась Ялтинская (Крымская) конференция глав держав антигитлеровской коалиции. Заседания проходили в Белом зале дворца.

Император Александр III с семьей и придворными в Ливадии. 1891

Император Александр III с семьей и придворными в Ливадии. 1891

Ливанов Бор. Ник

ЛИВА́НОВ Бор. Ник. (1904-72) - актер. Окончил Театр. школу при МХАТ в 1924 и был принят в труппу т-ра, где проработал до 1970.

Л. сразу стал одним из ведущих актеров МХАТа, его роли были созданы под непосредств. рук-вом К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Огромное влияние на молодого Л. оказали В. И. Качалов и Л. М. Леонидов. Первая работа Л. на сцене МХАТа - роль кн. Андрея Шуйского в спектакле "Царь Феодор Иоаннович" (1924). Затем последовали роли, принесшие Л. заслуженное признание, - Павел Потемкин ("Пугачевщина", 1925), Оболенский ("Николай I и декабристы", 1926), Бондезен ("У врат царства", 1927), Аполлос ("Унтиловск", 1928), Емельян Черноземный ("Квадратура круга", 1928), Кассио ("Отелло", 1930), Граф Альмавива ("Женитьба Фигаро", 1931), Кимбаев ("Страх", 1931), Наркис ("Горячее сердце", 1932), Кавалер ди Риппафрата ("Хозяйка гостиницы", 1933), Ноздрев ("Мертвые души", 1934), Кудряш ("Гроза", 1934), Муарон ("Мольер", 1936), Швандя ("Любовь Яровая", 1936), Гетман ("Дни Турбиных", 1937), Чацкий ("Горе от ума", 1940), Соленый ("Три сестры", 1940), Рыбаков ("Кремлевские куранты", 1942), Огнев ("Фронт", 1942). В послевоенные годы Л. сыграл на сцене МХАТа роли Астрова ("Дядя Ваня", 1947), Ломоносова ("Ломоносов", 1953), Забелина ("Кремлевские куранты", 1956), Дмитрия Карамазова ("Братья Карамазовы", 1960), Егора Булычева ("Егор Булычев и другие", 1963).

Л. был постановщиком спектаклей "Ломоносов" (1953), "Братья Карамазовы" (1960), "Егор Булычев и другие (1963), "Чайка" (1968) и др.

С 1924 Л. снимался в кино. Среди его киноролей - Морозко ("Морозко", 1924), Терещенко ("Октябрь", 1927), Дубровский ("Дубровский", 1936), Бочаров ("Депутат Балтики", 1937), Пожарский ("Минин и Пожарский", 1939), Муров ("Без вины виноватые", 1945), Николай I ("Глинка", 1946), Руднев ("Крейсер Варяг", 1947), Ломоносов ("Михайло Ломоносов", 1955), Генерал Федорченко ("Поэма о море", 1958), Максим Яценко ("Слепой музыкант", 1961), Седов ("Степень риска", 1969) и др.

Многолетняя дружба связывала Л. с Б. Л. Пастернаком, Вс. И. Ивановым и др. деятелями культуры. На протяжении всей жизни Л. занимался изобразит. иск-вом. Популярностью пользовались его дружеские шаржи на К. С. Станиславского, Вл. И. Немировича-Данченко, Вс. Э. Мейерхольда, М. М. Тарханова, И. М. Москвина, С. М. Эйзенштейна, Н. К. Черкасова и др.

Ливанов Вас. Бор.

ЛИВА́НОВ Вас. Бор. (род. 1935) - актер, режиссер, литератор. Сын Б. Н. Ливанова. Снимался в ф.: "Неотправленное письмо" (1959), "Коллеги" (по пов. В. Аксенова, 1962), "Звезда пленительного счастья" (1975), "Охота" (1994). Т/ф "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" (1980) превратил Л. из просто популярного актера в народного любимца.

Работает в мультиплик. кино как сценарист, режиссер, актер. Голосом Л. говорят популярнейшие персонажи отеч. мультипликации: Карлсон ("Малыш и Карлсон"), Гена ("Крокодил Гена") и мн. др.

В 1997 поставил ф. "Дон Кихот возвращается". С 1988 возглавляет моск. т-р "Детектив".

Автор пов. "Мой любимый клоун" (1979; экранизирована), сб. повестей и сказок "Агния, дочь Агнии" (1990) и др. Нар. артист России (1988).

Ливонезы

ЛИВОНЕ́ЗЫ - название серебряных монет, чекан. для Прибалтийских провинций в 1756-57 достоинством 96, 48, 24, 4 и 2 коп. (по талерной системе). На аверсе монет в 96, 48 и 24 коп. (достоинством в 1, ½ и ¼ Л. соответственно) - погрудный портрет Елизаветы Петровны и лат. надпись "Елизавета I божьей милостью императрица всероссийская"; на реверсе - двуглавый орел с налож. поверх него щитами Лифляндии и Эстляндии, надпись "Ливо-эстонская монета", год и номинал. На аверсе монет достоинством 4 и 2 коп. - изображение гос. орла, на реверсе - гербы Ливонии и Эстляндии. На образцах монет 1756, не принятых к массовому выпуску, имелась надпись "Монета Ливонии и Эстляндии", однако она была отклонена Рос. АН.

Лившиц Бенедикт Конст.

ЛИ́ВШИЦ Бенедикт Конст. (1887-1938) - поэт, переводчик. Окончил юридич. ф-т Киевского ун-та. Начал печататься с 1909. В первом сб. стихов "Флейта Марсия" сказалось влияние А. Рембо и В. Брюсова. В 1912 сблизился с бр. Д. и Н. Бурлюками и вошел в группу футуристов "Гилея". В сб. "Дохлая луна" (1913) был опубл. манифест Л. "Освобождение слова", содержащий призывы к автономии слова и отказу от традиц. деления литры на эпос, лирику и драму. Кн. стихов "Волчье солнце" (1914), в к-рой Л. сделал попытку применить к поэзии принципы кубистич. живописи, - точка его наибольшего сближения с футуристами и начало создания собств. поэтич. системы: благодаря неожиданным ассоциациям действительность субъективно перетолковывается и преображается, а словесно-живописные и звуковые образы создают подспудный лирич. поток, самоценную поэтич. реальность. С 1914 начался постепенный отход Л. от футуризма. В поэтич. сб. "Из топи блат" (1922), "Патмос" (1926) ярко выражено тяготение к рус. классицизму. Новые поэтич. тенденции проявились в последнем незаверш. цикле стихов "Картвельские оды". Важнейшая грань творчества Л. - переводы. Ему принадлежит антология франц. поэзии ("От романтиков до сюрреалистов", 1934; "Французские лирики XIX-XX вв.", 1937; "У ночного окна", изд. 1970). Переводил также грузинских поэтов - Н. Бараташвили, Г. Табидзе, Т. Табидзе, П. Яшвили, Г. Леонидзе. Л. - автор широко изв. кн. "Полутораглазый стрелец" (1933), воспоминаний и размышлений о левых течениях в рус. иск-ве (1911-14), о футуристах. В 1938 арестован по фальсифициров. обвинению в подготовке теракта и расстрелян. Посмертно реабилитирован.

Лига образования

ЛИ́ГА ОБРАЗОВА́НИЯ - добровольное просветит. об-во бурж.-либерального направления, ставившее целью распространение образования среди всех слоев России. В инициативную группу входили видные педагоги и деятели нар. просвещения Н. Бекетов, С. Венгеров, С. Ольденбург и др. В 1906 во мн. городах страны возникли местные отделения Л. О. Активно действовало Моск. областное отделение Лиги. В состав Л. О. входили просветительские об-ва: Об-во содействия внешкольному просвещению, Об-во школьного просвещения и др. Ун-тское об-во Л. О. объединяло значит. группу столичных проф. При содействии Л. О. в Петербурге была открыта Пед. академия. Л. О. внесла во 2-ю Гос. Думу проект закона "О развитии и расширении нач. обучения", предусматривавший введение бесплатного всеобщего нач. образования. Активно выступала за прекращение преследований учителей по политич. мотивам. Деят-ность Л. О. прекратилась в 1917.

Лигатура

ЛИГАТУ́РА (позднелат. ligatura - связь) - 1) Знак любой системы письменности или транскрипции, образов. соединением эл-тов двух букв или транскрипционных знаков. Используется также в скорописи или для украшения текстов.

2) Сложная графема, представляющая собой соединение двух или более букв.

3) Добавка менее ценного металла к осн. драгоценному металлу при составлении сплава, идущего на чеканку монет и медалей, для придания ему большей твердости или для его удешевления. Для монет рекомендуются Л., обладающие наибольшей устойчивостью к изнашиванию. С этой целью к золоту и серебру, напр., добавляют нек-рое кол-во меди. Такой сплав называется легированным золотом (серебром), а масса (вес) сплава, израсходованного на монету, - лигатурной массой (весом) этой монеты. Содержание Л. в сплаве определяется пробой. При изготовлении Л. для медалей наряду с эстетич. данными (цвет) учитываются в первую очередь пластичность и хорошие литьевые свойства (напр., бронза). Л. применяется также при изготовлении ювелирных изделий.

Лидваль Фед. Ив

ЛИДВА́ЛЬ Фед. Ив. (1870-1945) - архитектор. Родился в Петербурге. Автор проектов зданий в Москве, Омске, Астрахани, Киеве, Харькове; в основном работал в Петербурге. Один из основоположников модерна в России, Л. был крупнейшим зодчим, разработавшим на осн. прибалтийских и скандинавских нац. эстетич. традиций худож. направление, получившее назв. "северный модерн". Осн. постройки Л.: доходный дом с особняком семейства Л. (1900-05), Азовско-Донской банк (1908-13), доходный дом М. Толстого (1910-12), гостиница "Астория" (1912). Л. мастерски применял новейшие строит. мат-лы и технологии. Ввел новые декоративные формы. Свободно компонуя жилое пространство, он создавал доходные дома, строя каждую квартиру с индивидуальной планировкой и максим. комфортом.

Л. строил производств. здания, был арх. здания "Товарищества бр. Нобель" и шведской ц. св. Екатерины. В архитектуре банковских зданий, гостиницы "Астория" и в реставрации Биржи показал себя глубоким знатоком рус. классич. традиций.

С 1918 работал в Швеции, построил ряд зданий и жилых комплексов в Стокгольме.

Лидин Вл. Германович

ЛИ́ДИН Вл. Германович (наст. фам. Гомберг) (1894-1978) - прозаик. Род. в Москве, в семье служащего. Окончил Лазаревский ин-т вост. яз. и юридич. ф-т Моск. ун-та. Печататься начал с 1903 в ж. "Путь", позднее в ж. "Солнце России", "Аргус", "Новая жизнь", "Свободный жрнал", "Современник" и др. Первый сб. - "Трын-трава" (1916). В период 1-й мир. войны 2 года провел на фронте. В гражд. войну добровольцем вступил в Кр. армию (1919-22); сначала служил в штабе 5-й пехотной дивизии, потом в Вост. Сибири и при Реввоенсовете в Москве. Рев. годы отразились в "Повести о многих днях" и сб. рассказов "Мышиные будни" (оба - 1923). Автор ром. "Идут корабли" (1926), "Отступник" (1927), "Искатели" (1929), "Могила неизвестного солдата" (1931). В 1930-е гг. Л. много ездил по стране - сб. очерков и рассказов "Норд", "Путина", "О Дальнем Востоке", а также ром. "Великий или Тихий" (1932) и пов. "Большая река" (1937). В годы Отеч. войны работал при штабе Юж. фронта в газ. 2-го Укр. фронта "Суворовский натиск" и в "Солдатской газете", издававшейся на нем. яз. Автор пов. "Изгнание" (1947). В последние 2 десятилетия жизни Л. напечатал сб. рассказов ("Ночные поезда", 1959; "Шум дождя", 1963 и др.), воспоминания ("Люди и встречи", 1957). Л. был известен также как библиофил и автор множества рецензий и статей о лит-ре. Более 30 лет Л. преподавал в Лит. ин-те им. Горького в Москве.

Лиепа Андрис Марисович

ЛИЕ́ПА Андрис Марисович (род. 1962) - артист балета. Окончил Моск. хореографич. уч-ще в 1981 (кл. А. Прокофьева). В 1981-88 артист Большого т-ра. Среди его ролей: Бенедикт ("Любовью за любовь"), Принц ("Деревянный принц"), Курбский ("Иван Грозный"), Борис ("Золотой век"), Щелкунчик ("Щелкунчик"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Альберт ("Жизель"), Дезире ("Спящая красавица"), Жан де Бриен ("Раймонда"). В 1988 исполнял ведущие партии в балетах "Аполлон Мусагет", "Симфония in С" и др. в труппе "Нью-Йорк сити белэй". В 1988-89 танцевал в "Амер. т-ре балета" Зигфрида ("Лебединое озеро"), Ромео, Альберта, а также ведущие партии в спектаклях "Сильфиды", "Скрипичный концерт" в "Ballet Imperial". С 1989 Л. сотрудничает с Т-ром им. Кирова (Мариинским). Здесь он создал роль Петрушки, станцевал "Видение розы", а также партии Альберта, Дезире, Конрада ("Корсар"), Солора ("Баядерка"), Ромео. Классич. танцовщик преимущ. лирич. плана, чуткий и надежный партнер. Его танец легок и мощен, а романтизир. выразительность сценич. образов всегда тщательно продумана. Л. - первый исполнитель ролей Макбета ("Макбет, 1990) и Принца ("Золушка", 1991) в Балете Кремлевского Дворца съездов. Гастролировал в т-рах Парижа, Рима, Милана, танцевал "Песни странствующего подмастерья" в труппе М. Бежара (1991).

Лиепа Марис-Рудольф Эд

ЛИЕ́ПА Марис-Рудольф Эд. (1936-89) - артист балета, балетмейстер, педагог. Учился в Рижском хореографич. уч-ще (кл. В. Блинова), окончил Моск. хореографич. уч-ще в 1955 (кл. Н. Тарасова). В 1955-56 артист Рижского т-ра оперы и балета, в 1956-60 солист Моск. Муз. т-ра. Среди его ролей: Феб ("Эсмеральда"), Лионель ("Жанна д’Арк"), Конрад ("Корсар"), Поэт ("Штраусиана"), Зигфрид ("Лебединое озеро"). В 1960-84 солист Большого т-ра. Первый исполнитель партий: Юноша ("Ночной город"), Черт ("Сказка о солдате и черте"), Ферхад ("Легенда о любви"), Красс ("Спартак"), Вронский ("Анна Каренина"). Среди др. его ролей: Армен ("Гаянэ"), Юноша ("Шопениана"), Ленни ("Тропою грома"), Принц ("Золушка"), Жан де Бриен ("Раймонда"), Вацлав ("Бахчисарайский фонтан"), Принц Лимон ("Чиполлино"), Каренин ("Анна Каренина"), Базиль ("Дон Кихот"), Альберт ("Жизель"), Спартак ("Спартак"), Дезире ("Спящая красавица"), Ромео ("Ромео и Джульетта"). Был партнером М. Плисецкой, Н. Тимофеевой, М. Кондратьевой, Н. Бессмертновой и др. Снимался в оригин. телебалетах "Гамлет" и "Галатея", в к/ф-балете "Спартак", в худож. и т/ф. Исполнительскому мастерству Л. была свойственна масштабность, драм. насыщенность образов, редкая актерская выразительность. Его танец отличался мужественностью, элегантностью, четкостью рисунка. Вершина творчества Л. - партия Красса в "Спартаке" Ю. Григоровича. Его внешне блистат., властолюбивый герой олицетворял собой зло, насилие, жестокость. В 1963-80 Л. преподавал в Моск. хореограф. уч-ще, в 1980-х гг. ставил танцы в драм. т-рах, кино и на телевидении, участвовал в спектаклях Рижского т-ра оперы и балета и Ленингр. т-ра совр. балета, работал за рубежом. Возобновил балет М. Фокина "Видение розы" (1967, Большой т-р), создал новую сценич. ред. "Дон Кихота" в Днепропетровском т-ре оперы и балета (1979). Его творчеству посв. док. т/ф "Я начинаю новый монолог" и "А дольше всего продержалась душа..."

Соч.: Вчера и сегодня в балете. М., 1986.

Лит.: Львов-Анохин Б. А. Марис Лиепа. М., 1976; Рославлева Н. П. Марис Лиепа. М., 1978.

М. Э. Лиепа и Н. В. Тимофеева в балете «Лебединое озеро»

М. Э. Лиепа и Н. В. Тимофеева в балете «Лебединое озеро»

Ликвидаторы

ЛИКВИДА́ТОРЫ - представители умеренного, реформаторского течения в рос. социал-демократии, образовавшегося после поражения рев-ции 1905-07 и выступавшего за преобразование РСДРП в б. открытую орг-цию и ликвидацию отживших свой век подпольных структур. Л. предложили преобразовать Центр. к-т в "информац. центр", предоставить больше самостоятельности местным орг-циям. Лидерами Л. были видные меньшевики-теоретики А. Потресов, Н. Череванин, П. Аксельрод, А. Мартынов, Ф. Дан, Ю. Ларин; меньшевики-практики в России П. Гарви и К. Гвоздев. Л. группировались вокруг газ. "Голос социал-демократии" (Женева, Париж), ж. "Возрождение" (Москва) и "Наша заря" (Петербург). В. Ленин, уделявший вопросам организац. строения партии ключевое внимание, очень активно боролся с Л., обвиняя их в "буржуазном влиянии на пролетариат". В 1912 большевистская конференция в Праге "исключила" Л. из партии, а затем Ленин добился раскола с Л. в с. д. думской фракции. На фоне глубокого кризиса социал-демократии и спада рабочего движения практич. деят-ность Л. в России была важным фактором, способствовавшим пробуждению новой волны активности рабочих. Существ. роль сыграли и созданные при поддержке Л. рабочие группы в Воен.-пром. к-тах в годы 1-й мир. войны, внесшие эл-т организованности в стихию Февр. рев-ции 1917.

Лимон

ЛИМО́Н - См. Колокольчики.

Лимонард

ЛИМО́НАРД - См. Колокольчики.

Лингвистическая география

ЛИНГВИСТИ́ЧЕСКАЯ ГЕОГРА́ФИЯ (диалектография, ареальная лингвистика) - лингвистич. дисциплина, тесно связанная с диалектологией, осн. предметом к-рой является иссл. территориального распространения языковых явлений (как правило, диалектов одного и того же яз., реже - разных яз.) и их картографирование (составление лингвистич. атласов). Л. Г. изучает "языковой ландшафт" данного яз., к-рый представлен на лингвистич. картах в виде совокупности изоглосс (линий, ограничивающих области распространения тех или иных языковых явлений). Сопоставление изоглосс позволяет изучать историю развития яз. и диалектов, устанавливать их ист. связи, относительную хронологию отдельных языковых изменений. Л. Г. как особая дисциплина возникла в кон. 19 в., когда по мере накопления диалектных данных выяснилось, что изоглоссы отдельных языковых явлений не совпадают с традиционно принятыми границами диалектов и яз. В связи с этим появились идеи об отсутствии диалектных границ и о смешанном характере диалектов (Г. Пауль, П. Мейр, Г. Парис). Опыты составления лингвистич. карты были и прежде: уже в 1821 Королевскому об-ву франц. древностей была представлена составленная К. де Монбре карта говоров Франции. В России И. Срезневский отмечал в 1851 в качестве "первой и насущной потребности диалектологии" необходимость составления "географич. карты". Первая карта вост.-слав. наречий была подготовлена в 1868 Н. Алябьевым. Собственно лингвогеографич. изучение рус. диалектов связано с деят-ностью Моск. диалектологич. комиссии, осн. в 1903 по инициативе А. Шахматова (существовала до 1933). В 1915 комиссия опубл. первую работу по классификации восточно-слав. диалектов - "Опыт диалектологической карты русского языка в Европе" (Н. Дурново, Н. Соколов и Д. Ушаков). В 30-е гг. был создан пробный атлас небольшой территории (М. Мальцев, Ф. Филин, "Лингвистический атлас района озера Селигер", изд. в 1949). С 1946 работу по академич. программе возглавлял Р. Аванесов, под рук-вом к-рого был разработан метод картографирования противопоставленных диалектных различий, имеющих более четкое ареальное распределение. На протяжении 40-60 гг. по специально созданной программе собирался мат-л для "Диалектологического атласа русского языка" (1 т. - 1986, 2 т. - 1989). Дальнейшее развитие приемов и методов Л. Г. связано с подготовкой "Общеславянского лингвистического атласа" (с 1958).

Лит.: Ареальные исследования в языкознании и этнографии. Л., 1977; Ареальные исследования в языкознании и этнографии: (Язык и этнос). Л., 1983.

Лингвистическая карта

ЛИНГВИСТИ́ЧЕСКАЯ КА́РТА (диалектологическая карта) - географич. карта, на к-рой зафиксированы сведения о территориальном распространении того или иного языкового явления (употребления отд. диалектных слов, оканья или яканья и т. п.). На Л. К. могут быть нанесены данные полевого анкетирования (исходная карта) или результаты их обобщения (аналитич. карта), часто объединяющего на одной Л. К. ряд языковых признаков, связ. между собой (синтетич. карта). Такие Л. К. представлены в "Атласе рус. нар. говоров центр. областей к востоку от Москвы" (1957) и в "Общеславянском лингвистич. атласе". Чтобы не перегружать Л. К. общегеографич. информацией и экстралингвистич. сведениями, в лингвистич. атласы, как правило, включают физико-географич. этнографич., демографич., ист. карты.

Лит.: Сухачев Н. Л. Лингвистические атласы и карты // Проблемы картографирования в языкознании и этнографии. Л., 1974. С. 33-44; Звонарев К. А. Лингвистические и этнографические карты в системе картографии // Лингвоэтногеография. Л., 1983. С. 45-50; Кручинина А. А., Озерова Г. Н. Некоторые тенденции в развитии лингвистического картографирования // Там же. С. 51-65.

Линицкий Петр Ив

ЛИНИ́ЦКИЙ Петр Ив. (1840-1906) - философ, представитель религ. направления. Окончил Киевскую дух. академию (1865) и долгое время состоял при ней проф. философии. В осн. печатался в "Трудах Киевской духовной академии": "Общий взгляд на философию" (1867), "Нравственные и религиозные понятия древних греческих философов" (1870), "Образовательное значение философии" (1872), "Идеализм и реализм", "Вера и разум" (1884-88), "Вера и знание" (1889), "Основные черты учения об абсолютном" (1889-90). Отдельные изд. Л.: "Обзор философских учений" (1874), "Учение Платона о Божестве" (1876), "Об умозрении и отношении умозрительного к опыту (теоретическому и практическому) "(1881), "Славянофильство и либерализм" (1882), "Основные вопросы философии" (1901), "Есть ли какая-либо связь между религией, верою и наукой" (Харьков, 1898), "Об искусстве" (Киев, 1905). Осн. идеи религ.-филос. концепции Л. сводятся к интерпретации ист. процесса, к-рый характеризуется через борьбу двух начал - рацион. и эмпирич. Будучи рационалистом, Л. подвергает критике эмпиризм и осуждает попытки построить богословскую систему эмпирич. методами. Гл. мотивом развития филос. мысли в России, по мнению Л., должно быть стремление согласовать интеллектуальные интересы с религ. духом рус. народа.

Лит.: Кудрявцев П. Труды Киевской духовной академии. Киев, 1906. Т. 2.

Линогравюра

ЛИНОГРАВЮ́РА - вид гравюры, изображение на полимерных мат-лах (линолеуме и т. д.). Возникает в нач. 20 в. Специфич. чертами Л. являются контрасты черного и белого, лаконизм, живописный и выразительный штрих, возможность быстрой работы, использование цветной печати, большая тиражность. Для Л. характерен обобщенно-декоративный стиль изображения. В России в технике Л. работали И. Павлов, Д. Митрохин, О. Розанова, В. Фалилеев, В. Фаворский, И. Соколов (1-я пол. 20 в.). Новый расцвет Л. в рус. графике происходит во 2-й пол. 1950 - 1-й пол. 1960-х гг. и связан с именами Г. Захарова, И. Голицына и др.

Линогравюра. Худ. Б. Кустодиев. 1927

Линогравюра. Худ. Б. Кустодиев. 1927

Линская Юл. Ник

ЛИ́НСКАЯ (Коробьина) Юл. Ник. (1820-71) - драм. актриса. Училась в Петерб. театр. уч-ще. Дебютировала в Александринском т-ре в 1841. В первые годы играла без особого успеха мелодрам. героинь: Парашу в "Параше Сибирячке" и Веронику в "Уголино" Н. Полевого, Елену в "Велизарии" Э. Шенка, Груню в "Двумужнице, или За чем пойдешь, то и найдешь" А. Шаховского. В 1850 покинула сцену и вернулась вновь в Александринский т-р в 1853. Перешла на комедийные роли, в к-рых нашла свое истинное призвание. Современники называли Л. "Мартыновым в юбке", а А. Григорьев - "комическим поэтом", столь оригинальна и выразительна она была в комедиях Н. Гоголя (Анна Андреевна в "Ревизоре" и Арина Пантелеймоновна в "Женитьбе"), Д. Фонвизина (Бригадирша в "Бригадире" и Простакова в "Недоросле"), А. Грибоедова (Хлестова и Тугоуховская в "Горе от ума"), И. Тургенева (Пряжкина в "Холостяке"), Ж. Б. Мольера (Госпожа Пернель в "Тартюфе", Госпожа Журден в "Мещанине во дворянстве" и Фрозина в "Скупом"). Особое место в творчестве актрисы занимала драматургия А. Островского, в пьесах к-рого она неизменно выступала: Сваха ("Праздничный сон до обеда" и "Свои люди - сочтемся"), Хорькова ("Бедная невеста"), Аграфена Платоновна ("В чужом пиру похмелье"), Арина Федотовна ("Не в свои сани не садись"), Афимья ("Не так живи, как хочется"), Пузатова ("Картины семейного счастья"), Кабаниха ("Гроза"), Кукушкина ("Доходное место"), Василиса Перегриновна ("Воспитанница"), Курослепова ("Горячее сердце"), Глумова ("На всякого мудреца довольно простоты") и др.

Лиознова Тат. Мих.

ЛИО́ЗНОВА Тат. Мих. (род. 1924) - кинорежиссер, нар. артистка СССР (1984). В 1949 окончила реж. ф-т ВГИКа (мастерская С. Герасимова и Т. Макаровой) и в том же году была зачислена в штат киностудии им. Горького. Самост. постановки с 1958. В 1962 Л. преподавала во ВГИКе, в мастерской Герасимова и Макаровой. В 1975-80 вместе с Л. Кулиджановым руководила актерско-реж. мастерской во ВГИКе. В ф., поставл. Л., явственно проступает "женское начало" ее режиссуры. Оно ощущается и в доброте, тепле, нек-рой сентиментальности ее картин, и в том, что в центре многих из них - история женщины, превратности жен. судьбы. Фильмы Л. 1960-х гг. "Евдокия" (1961) и "Три тополя на Плющихе" (1967) окрашены в мелодрам. тона, особенно последний: тема неотвратимого рока, победа нравственности над страстью, морализаторство. Сохраняя и далее интерес к показу жен. судеб, Л. в 1982 поставила ф. "Карнавал". Но время изменило реж. почерк Л., он стал б. жестким, ироничным, порою экстравагантным. "Карнавал" - уже не мелодрама, а комедия, муз. шоу. Есть в творчестве Л. и ф. по содержанию сугубо "мужские", напр. "Мы покоряем небо" (1963) - о летчиках. В поставленном ею по ром. Ю. Семенова телесериале "Семнадцать мгновений весны" (1973, Гос. премия РСФСР, 1976) почти нет жен. ролей. При этом ф. насыщен лиризмом; мягкий голос Е. Копеляна за кадром; задушевные песни на музыку М. Таривердиева. В военный, строгий и абсолютно "мужской" мир ром. Семенова Л. сумела внести интонацию доброты и особой сердечности - качества, присущие всему ее творчеству. Среди др. фильмов Л.: "Мы, нижеподписавшиеся..." (1980), "Конец света с последующим симпозиумом" (1986).

Лит.: Гербер А. Беседы в мастерской. М., 1981; Пайкова Л. Ю. Стратегия успеха. М., 1988.

Липавский Леон. Сав

ЛИПА́ВСКИЙ Леон. Сав. (1902-41) - писатель, философ, лингвист. В 1926 окончил филос. отд. ф-та обществ. наук Петрогр. ун-та. В 1919-23 писал стихи (опубл. "Диалогическая поэма" - 3-й альманах "Цеха поэтов", 1922). В дальнейшем публиковал прозаич. научно-популярные кн. для детей по естествознанию и истории России (под псевд. Л. Савельев). Наиб. содержат. часть творч. наследия Л. не опубл. Это оригин. "Теория слов" - лингвистич. трактат, сходный по своим идеям с теорией амер. этнолингвиста Б. Уорфа (с к-рой Л. не был знаком). Кроме того, им написаны филос. соч. "Объяснение времени", "Созерцание движения", "Исследование ужаса" и др. Идеи Л. легли в основу лит.-филос. эзотерич. содружества "Чинари", объединившего в 1925-41 Д. Хармса, А. Введенского, Я. Друскина и Н. Олейникова. Нек-рые из филос. трудов Л. могут служить своеобразным комментарием к лит. произв. "Чинарей". В 1933-34 Л. вел записи бесед "Чинарей", объединенные им под заглавием "Разговоры" (частично опубл.: Аврора, 1989. № 6). Погиб на фронте.

Липковская Лид. Як

ЛИПКО́ВСКАЯ Лид. Як. (1884-1958) - певица (колоратурное сопрано). Род. в семье сел. учителя. Училась в Каменец-Подольской г-зии, пела в церк. хоре и с 14 лет участвовала в концертах. С 1903 обучалась пению в Петерб. конс. (кл. Н. Ирецкой). В 1907 и 1909 совершенствовалась в вокальном мастерстве в Милане под рук-вом В. Ванцо. В 1906-1909, 1911-1913 и 1916-1917 солистка петерб. Мариинского т-ра. В 1908 и 1929 гастролировала на сцене моск. Большого т-ра. В 1909 по приглашению С. Дягилева вместе с Ф. Шаляпиным принимала участие в "Рус. сезоне". До 1919 пела на сценах разл. частных опер Петербурга, Москвы, Киева, Одессы и др. городов России. С 1919 жила за границей. В 1924-27 солистка Бухарестской оперы. В 1927-29 с большим успехом выступала на оперных сценах и в концертных залах в городах СССР. Обладала необычайным по красоте голосом "серебристого" теплого тембра и широкого диапазона (три октавы), легко исполняла виртуозные пассажи. Ее голос сравнивали с флейтой и скрипкой, а критики, называя артистку "северной звездой", ставили ее в ряд выдающихся певиц. Лучшие партии: Марфа, Снегурочка ("Царская невеста", "Снегурочка" Н. Римского-Корсакова), Татьяна ("Евгений Онегин" П. Чайковского), Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Виолетта, Джильда ("Травиата", "Риголетто" Дж. Верди). В 1937-41 рук. кафедры сольного пения Кишиневской конс. С 1952 преподавала в Рус. конс. в Париже, в 1950-х гг. - в Бейруте.

Липограмма

ЛИПОГРА́ММА греч. λειπω - пренебрегаю, отказываюсь и γράμ - буква) - один из приемов звуковой орг-ции поэтич. речи, т. н. "отрицат. инструментовка"; Л. наз. текст, написанный без употребления к.-л. звука или группы звуков. В европ. поэзии Л. известна со времен античности: так, Лазос Герлионский (6 в. до н. э.) написал гимн Деметре, ни разу не использовав звук "с". В России Л. писали гл. обр. в эпоху барокко. Из б. поздних образцов известны Л. А. Голенищева-Кутузова и Г. Державина ("Соловей во сне" и нек-рые др., написанные без звука "р").

Лира

ЛИ́РА - 1) Древнегреч. инструмент, сходный по принципу устройства с совр. арфой: каждая струна Л. позволяла взять только один тон - основной.

2) На окраинах администр. терр. России, вблизи границы с Украиной (Орловская обл., Ростовская обл.) бытовала колесная Л. - струнный муз. инструмент, распростр. по всей Европе и изв. под многочисл. назв.: языч. Л., крестьянская Л., Л. нищих и др. Колесная Л. имеет корпус, напоминающий виолончель, но неск. меньший, на к-ром размещены три струны, закрывающиеся дерев. футляром; клавиатуру, позволяющую изменять амплитуду колебаний одной из струн для получения нескольких звуков и простейшей мелодии, а также обтянутое войлоком колесо у основания корпуса с ручкой для его вращения. При игре музыкант вращает колесо без перерыва, оно касается всех струн одноврем. и приводит их в звучание, причем две нижние струны дают тянущийся бас, как на волынке или дуде, а на третьей, верхней музыкант исполняет мелодию. С колесной Л. по Украине ходили слепцы-нищие и пели, подыгрывая себе, причем во время пения звучали нижние струны, а на третьей исполнялся наигрыш в виде интерлюдии между строфами. Полагают, что колесная Л. ведет свое происхождение от монохорда Пифагора, к к-рому позднее были пристроены другие части конструкции Л.

В Византии в 10-13 вв. Л. была изв. под названием "органиструм" и была так велика, что ею управляли 2 человека. Имела долгую жизнь в професс. муз. культуре, временами исчезая и вновь возрождаясь в разных модификациях - то под именем "симфония" (13-16 вв.), то "вьель" (Франция, начиная с 15 в.).

Лиса Патрикеевна

ЛИСА́ ПАТРИКЕ́ЕВНА (Л. Патрикиевна; также Лисичка-сестричка, Лисонька и др.) - гл. персонаж рус. сказок о животных. От реального природного животного в сказочном образе Л. П. - лишь неск. внеш. деталей; образ полностью принадлежит сфере сказочного вымысла. Сюжеты о похождениях и проделках Л. П. представляют ее хитроумным, коварным и вероломным существом; своими проделками и мнимо доброжелат. советами она ставит др. (чаще всего волка, также медведя, тетерева) в нелепые положения, толкает их к гибели. В иных случаях ее хитрость и коварство оборачиваются против нее самой. Гл. сюжеты сказок с участием Л. П.: Л. крадет с воза рыбу, притворившись мертвой; советует волку половить рыбу, опустив хвост в прорубь; едет на обманутом ею волке ("Битый небитого везет"); попав головой в квашню, притворяется, будто ее избили; съедает мед, доказывая затем, что его съел волк ("Лиса-повитуха"); единственная спасается из ямы, в то время как звери, попавшие туда, пожирают друг друга ("Звери в яме"); советует голодному волку (медведю) распороть брюхо и наесться собств. внутренностями; заманивает волка в капкан и затем уносит мясо; совершает ряд выгодных обменов ("курочку за гусочку..."); съедает медвежат ("Лиса-нянька"); потеряв весной свою ледяную хату, пытается завладеть лубяной хатой зайца (волка); исповедует петуха, чтобы съесть его ("Лиса-исповедница"); выманивает из дому и уносит Петю-Петушка; засовывает голову в кувшин с едой и не может вытащить ее. Она боится собак, иногда и др. домашних животных, напр. кота (хотя есть и сказка о браке кота и Л. П., где они обманывают др. животных). В соответствующих сюжетах о таких же хитроумных существах в др. (нерус.) традициях могут фигурировать похожие животные: песец, шакал, койот. Лиса как персонификация хитрости есть во мн. пословицах и в лит. языке.

Лисенков Ив. Тим

ЛИСЕ́НКОВ Ив. Тим. (ок. 1802-81) - издатель и книгопродавец. Книготорговую деят-ность начал в 1820 в качестве разъездного агента моск. книгопродавца О. Свешникова, с 1826 Л. был приказчиком и управляющим книжным магазином И. Глазунова в Петербурге. Собств. книжную торговлю и издат. деят-ность начал в Петербурге в 1836, выпустил "Илиаду" Гомера в пер. И. Гнедича, "Кобзарь" и "Гайдамаки" Т. Шевченко, соч. Г. Квитко-Основьяненко, И. Котляревского, азбуку, дет. книги, географич. карты. В книжной лавке Л. часто бывал А. Пушкин (Л. прославился распространением его прижизн. изд.) и мн. др. рус. писатели и поэты, любители старых, редких книг.

Соч.: Воспоминания в прошедшем времени о книгопродавцах и авторах // Материалы для истории русской книжной торговли. СПб., 1879. С. 61-70.

Лисиацкий Лазарь Маркович

ЛИСИ́АЦКИЙ (псевд. Эль Лисицкий) Лазарь Маркович (1890-1941) - арх., график. Учился в Дармштадте на архит. ф-те Высшей технич. школы. В 1919-20 жил в Витебске, преподавал в Нар. худож. школе; позже преподавал во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе. Чл. группы УНОВИС ("Утвердители нового иск-ва", Витебск), с к-рой связано оформление "фигуринами" оперы М. Матюшина "Победа над солнцем" на либретто А. Крученых и В. Хлебникова. Входил также в группу АСНОВА и голл. группу "Стиль". Увлекался идеями супрематизма. В 1922 вместе с И. Эренбургом издавал в Берлине ж. "Вещь", посвящ. проблемам совр. иск-ва. Первые эксперимент. арх. проекты - "Проуны" ("Проекты утверждения нового", 1919-24), соединявшие супрематизм с конструктивизмом. Разрабатывал проекты вертик. гор. застройки, "горизонтальные небоскребы" для Москвы - колоссальные башни-параллелепипеды, венчаемые горизонтально поставленными же параллелепипедами. Участвовал в арх. конкурсах, проектировал встроенную и трансформируемую мебель, писал агитац. плакаты, занимался сценографич. опытами. Разрабатывал новые принципы выставочных экспозиций (Дрезден, 1925; Ганновер, 1927; Кельн, 1928 и др.), методы простанств. конструирования книги (В. Маяковский "Для голоса", 1923 и др.), им оформлен ряд фотоальбомов 1930-х гг. и журнал "СССР на стройке" (1932-41). Оказал влияние на развитие отеч. дизайна.

Л. М. Лисицкий. Иллюстрация к еврейской сказке «Козочка». 1919

Л. М. Лисицкий. Иллюстрация к еврейской сказке «Козочка». 1919

Лисициан Пав. Гер.

ЛИСИЦИА́Н Пав. Гер. (Погос Карапетович) (род. 1911) - певец (баритон). Учился в Ленингр. конс. (1930-32). Солист Ленингр. Малого т-ра оперы и балета (1935-37), Армянского т-ра оперы и балета (1937-40), Большого т-ра (1940-66). В 1960 закончил экстерном Ереванскую конс. Л. обладает голосом очень красивого бархатистого, теплого тембра с широким диапазоном. Иск-во Л. отличают благородство исполнения, высокий вкус, большая музыкальность, безупречная интонация, ясная дикция. Его лучшие партии относятся как к классич. (Онегин, Елецкий, Мазепа, Роберт, Амонасро), так и к совр. и армянскому нац. репертуару: Рылеев ("Декабристы"), Наполеон ("Война и мир"), Татул ("Алмаст" Спендиарова) и др. На концертной эстраде с успехом исполнял романсы П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, произв. сов. композиторов. Гастролировал во мн. зарубежных странах. Преподавал в Ереванской конс. (1967-73, с 1969 зав. кафедрой сольного пения, с 1970 - проф.). Ведет курсы вокального мастерства в Ростоке (Германия). Нар. артист СССР (1956).

Лит.: Яковенко С. Б. Павел Герасимович Лисициан: Уроки одной жизни. М., 1989.

Лисянская Анна Григ

ЛИСЯ́НСКАЯ Анна Григ. (род. 1917) - актриса т-ра и кино. Училась в муз. техникуме в г. Николаеве в 1932-36, в студии при Киевском Т-ре юного зрителя (ТЮЗе). В 1931-36 - актриса ТЮЗа (Николаев), в 1936-41 - ТЮЗа (Киев). В 1941-43 работает на киевской киностудии (Ашхабад); в 1943-47 - на киностудии "Мосфильм", в Т-ре-студии киноактера (1947-49). С 1949 по 1966 - в труппе Академич. т-ра драмы им. А. С. Пушкина (Ленинград). С 1966 - актриса т-ра Муз. комедии (Ленинград). Блестящая комедийная и характерная актриса, Л. начала свой путь с ролей Джульетты ("Ромео и Джульетта" У. Шекспира) и Юлиньки ("Доходное место" А. Островского) на сцене Киевского ТЮЗа. Склонность к сценич. парадоксу и яркость пластич. рисунка, речевое богатство и музыкальность раскрылись в ролях Улиты ("Лес" Островского, 1949), Глафиры ("Пучина" Островского, 1955; оба - реж. В. Кожич), Марии ("Двенадцатая ночь" Шекспира, 1951, реж. Л. Вивьен). Исполнила роль эксцентрич. Соседки в дуэте с А. Райкиным в к/ф "Волшебная сила искусства". Уникальное дарование актрисы, в к-ром слились гротеск и душевная доброта, ирония и деликатность, позволяет Л. создавать легкие, искрометные образы на сцене т-ра Муз. комедии. Среди др. ролей: Софа ("Полярная звезда" В. Баснера, 1966), Биби-Ханум ("Кавказская племянница" Р. Гаджиева, 1970), Клава ("Требуется героиня" В. Баснера, 1968), Семеновна ("Бабий бунт" Е. Птичкина, 1979). Снимается в кино: Мария ("Двенадцатая ночь", 1955, реж. Я. Фрид), Н. Крупская ("Ленин в Польше", 1965, реж. С. Юткевич).

Лисянский Юр. Фед

ЛИСЯ́НСКИЙ Юр. Фед. (1773-1837) - мореплаватель, капитан 1 ранга (1809). Род. в Нежине. Окончил Морской шляхетский кадетский корпус. Участвовал в рус.-шведской войне (1788-90). В 1790-93 служил на Балтийском флоте. В 1793-1800 стажировался в Англии и плавал волонтером на кораблях брит. флота (в Сев. Америку, Вест-Индию, Индию, Юж. Африку). По возвращении в Россию принял участие в снаряжении 1-й рус. кругосветной эксп. на кораблях "Надежда" (под командованием И. Крузенштерна) и "Нева" (под командованием Л.). В авг. 1803 корабли покинули Кронштадт и до Гавайских о-вов следовали одним путем. Далее "Надежда" направилась на Камчатку, а "Нева" - к Аляске. Л. около года пробыл в рус. владениях в Америке. Он установил новый путь к рус. владениям в Америке, произвел гидрографич. исследов., уточнил карты нек-рых р-нов Тихого океана, открыл о-ва архипелага Александра и один из Гавайских о-вов. Достигнув Кантона, корабли Л. и Крузенштерна встретились и вместе достигли Юж. Африки, затем вновь разлучились. В авг. 1806 эксп. вернулась в Кронштадт. После окончания эксп. Л. продолжил службу на Балт. флоте, в 1809 вышел в отставку. В честь Л. названы: о-в в сев.-зап. части архипелага Гавайских о-вов, бухта в зал. Аляска, п-ов на сев. побережье Охотского моря и гора на о-ве Сахалин.

Соч.: Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 гг. на корабле "Нева". М., 1947.

Лит.: Невский В. В. Первое путешествие россиян вокруг света. М., 1951.

Литавры

ЛИТА́ВРЫ - ударный инструмент семейства мембранофонов (барабанов), но имеющий определенную высоту звука. Состоит из мембраны (традиционно кожаной, сейчас обычно пластиковой) и резонатора - медного котла, на открытую сторону которого мембрана и натягивается. Высота тона зависит как от размеров котла, так и от степени натяжения мембраны. Играют на Л. палочками с мягкими шарообразными головками.

В Европе Л. известны со времен поздней античности. Во времена крестовых походов небольшие Л. крепились к поясу барабанщика, позднее по бокам лошади. Уже в 17 в. Л. появились в составе оркестра, где они обычно играли вместе с трубами, усиливая звучность оркестра в форте. С тех пор Л. постоянно входят в состав симфонич. оркестра, их строчка - традиционно первая в группе ударных инструментов. Количество Л. (котлов) колеблется от 2-х (в оркестре классицизма) до 4-х. Большее количество котлов встречается редко, т. к. для игры на них требуются два и более исполнителей. У И. Стравинского в "Introitus памяти Т. С. Эллиота" использовано макс. количество Л. - 12.

До 20 в. перестройка Л. на другую высоту осуществлялась с помощью винтов, натягивающих мембрану. Это требовало времени, которое должно было быть предусмотрено композитором. В начале 20 в. был изобретен механизм, перестраивающий Л. практически мгновенно. В результате к традиц. приемам игры на Л. (различные ритмические фигуры, акценты, тремоло) прибавилась возможность глиссандо. Звук Л. может быть изменен сурдиной, а также использованием палочек с более твердыми наконечниками.

Литания

ЛИТА́НИЯ (греч. λιτανεια - просьба, моление) - торжеств. обществ. процессия (из одного храма в другой, на городскую площадь или за город) к местам упокоения мучеников (храмам, хранящим их останки), при перенесении св. мощей, а также по случаю обществ. бедствий. В последнем случае - в древнейшей форме восходит к аналогичным языческим процессиям - шествие с пением антифонного типа и молитвами о ниспослании небесной помощи в случае засухи, особенно губительной в весеннее время. В Риме днем Л. было 25 апр. В церк. источниках Л. упоминается с 3 в. В католич. богослужебном обиходе в наст. время "Л. "наз. аналогичное ектенье молитвословие, исполняемое по типу 135-го псалма во время церк. церемоний.

Литвин Фелия Вас.

ЛИТВИ́Н (ФРАНСУАЗА ЖАННА ШЮТЦ) Фелия (Фекла, Фанни) Вас. (1861-1936) - певица (лирико-драм. сопрано). Музыке и пению обучалась у лучших педагогов Италии. С 15 лет жила в Париже, где брала уроки пения у Барт-Бандералли, затем у П. Виардо. В 1884 дебютировала на сцене парижского Итал. т-ра. Затем гастролировала по всему свету до окончания сценич. деят-ности (1924). В 1890 дебютировала в моск. Большом т-ре. В 1891-92 пела в петерб. Мариинском т-ре. В 1898 в составе нем. оперной труппы выступила в Петербурге перед рус. зрителями в операх Р. Вагнера, впервые исполненных в России. В 1899-1904 и 1912 ежегодно гастролировала в пе-терб. Мариинском т-ре. В 1903 получила звание "Солистка Его Императорского Величества". В 1907 принимала участие в первом "Рус. сезоне" С. Дягилева в Париже. Во время своих многочисл. гастролей пела практически со всеми выдающимися певцами своего времени: Ф. Шаляпиным, И. Ершовым, Ф. Стравинским, Д. Смирновым, М. Баттистини, Э. Карузо, Т. Руффо, А. Мазини и др. Обладала феномен. по силе и широте диапазона голосом (две с половиной октавы с контральтовым регистром), отличной муз. памятью, легко преодолевала технич. трудности. Голос ("героич. сопрано") отличался драм. выразительностью, исполнение - чувством стиля. Репертуар включал свыше 40 партий - лирико-драм. сопрано, меццо-сопрановые и контральтовые. Лучшие партии: Юдифь ("Юдифь" А. Серова; превзошла всех предыдущих исполнительниц этой роли) и все партии в операх Р. Вагнера (Л. считалась одной из лучших интерпретаторов этих ролей). Была выдающейся камерной певицей.

Предыдущая страница Следующая страница