Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Л" (часть 6, "ЛИТ"-"ЛОБ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 6, "ЛИТ"-"ЛОБ")

Литвинов Макс. Макс.

ЛИТВИ́НОВ Макс. Макс. (наст. фам. и имя Валлах Макс; партийный псевд. - Папаша, Граф Ниц, Максимович, Феликс и др.) (1876-1951) - сов. гос. и обществ. деятель, революционер, дипломат, имел ранг чрезвычайного и полномочного посла. Род. в Белостоке, в семье банковского служащего. В 1898 вступил в РСДРП, вел пропаганду среди рабочих. В 1901 арестован. В 1902 бежал из тюрьмы, эмигрировал в Швейцарию. С 1903 - большевик. Был агентом "Искры", чл. администрации Заграничной лиги рус. рев. социал-демократии. Участвовал в орг-ции газ. "Новая жизнь" в Петербурге. С 1908 - секр. Лондонской группы большевиков, представитель от большевиков в Междунар. социалистич. бюро. С 1917 находился на дипломатич. работе. В 1918 - чл. коллегии Нар. комиссариата иностр. дел. В 1921 - полпред в Эстонии. Был назначен послом в Лондон, где был арестован, поскольку британское пр-во не признало его полномочий. В дальнейшем Л. был обменен на арестов. в России англ. дипломата Р. Локкарта. В 1921-30 - зам. нар. комиссара по иностр. делам РСФСР (с 1923 - СССР). В 1930-39 - нар. комиссар по иностр. делам СССР (с 1936 - иностр. дел). В 1934-38 представитель СССР в Лиге наций. В 1941-46 - зам. нар. комиссара иностр. дел СССР и одновременно в 1941-43 - посол СССР в США. С окт. 1942 - одновременно посланник СССР в Республике Куба. Чл. ЦК коммунистич. партии в 1934-41. С 1946 в отставке. Л. участвовал в работе мн. междунар. конференций и совещаний. Умер в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

М. М. Литвинов (2-й слева), В. В. Воровский, Г. В. Чичерин. 1922

М. М. Литвинов (2-й слева), В. В. Воровский, Г. В. Чичерин. 1922

Литераторские мостки

ЛИТЕРА́ТОРСКИЕ МОСТКИ́ - совр. часть Волкова кладбища в Петербурге, ставшая мемориальной в сов. время. Здесь, в бедной части кладбища, у церкви и рядом с деревянной дорожкой ("мостки"), возле могил В. Белинского (1848), Н. Добролюбова (1861) с 1870-х гг. возникла традиция хоронить литераторов; впоследствии - ученых, деятелей иск-ва и обществ. деятелей. В сов. время сюда были перенесены останки и могильные пам. мн. выдающихся писателей, художников, композиторов, артистов, ученых. Здесь похоронены И. Тургенев, М. Салтыков-Щедрин, Д. Менделеев, И. Павлов, Н. Лесков, Г. Плеханов, В. Засулич, мать В. Ленина М. Ульянова и его сестры.

"Литературная учёба"

"ЛИТЕРАТУ́РНАЯ УЧЁБА" - лит.-критич. и обществ.-политич. ж., с 1930 выходил в Ленинграде, с 1935 после слияния с ж. "Рост" - в Москве с перерывами. Основатель и первый ред. - М. Горький. В состав редколлегии входили Ю. Либединский, Н. Тихонов, М. Чумандрин, В. Саянов, Л. Авербах, А. Бескин, Б. Лавренев, Н. Груздев и др. В 1941 во время войны ж. был закрыт, возобновлен в 1982 как орган Союза писателей СССР и ЦК ВЛКСМ; ред. А. Михайлов (до 1987), В. Малютин. "Л. У.", рассчитанная на молодых рабочих и крестьянских писателей, по замыслу Горького, должна была органически сочетать социалистич. воспитание с обучением технике писательского ремесла. Со ст. о рус. и зап.-европ. лит-ре выступали Б. Реизов, Д. Благой, В. Десницкий, И. Нусинов, Н. Степанов и др. Проблемы теории лит-ры и языка освещали Б. Томашевский, А. Скафтымов, В. Волошинов, В. Жирмунский, С. Балухатый и др. Значит. внимание уделялось технике ред. и журн. работы. На страницах "Л. У." пропагандировалась теория соцреализма, подвергались критике идеи формальной школы, гр. "Перевал", В. Переверзева и его последователей. В ж. находили отражение вопросы этич. порядка, обсуждались проблемы лит. нравов "молодых писателей". "Л. У." знакомила читателя с новинками сов. лит-ры: ст. о творчестве молодых писателей и поэтов (К. Симонов, М. Алигер, А. Твардовский и др.), рец. на "Хлеб" А. Толстого, "Танкер "Дербент"" Ю. Крымова и др. Помимо Горького, опубликовавшего в ж. более 20 ст., секретами писательского мастерства, своим писательским опытом делились Вс. Вишневский, Ф. Гладков, М. Зощенко, В. Каверин, К. Федин, Б. Лавренев, К. Чуковский, П. Павленко и др. Возобновленная "Л. У." продолжает традиции одноим. ж. 30-х гг., но становится менее идеологизированной, имеет постоянные разделы: "Публицистика", "Дебюты и разборы", "Лит-ра и современность", "Штудии" и др. В отд. "К истокам" опубликованы произв., воспоминания, дневники В. Розанова, М. Пришвина, В. Соловьева, П. Флоренского, И. Киреевского, М. Булгакова, А. Платонова, Е. Замятина и др. В отд. "Глобус" представлена зарубеж. лит-ра.

Литературное наследство"

ЛИТЕРАТУ́РНОЕ НАСЛЕ́ДСТВО" - непериодич. издание, начавшее выходить с 1931. В нем публикуются (с обширными комментариями) неизд. мат-лы по истории рус. лит-ры и обществ. истории. Основано как ж. РАПП и Ин-та лит-ры и яз. Комакадемии. С 1939 - орган Ин-та рус. лит-ры АН СССР, с 1950 - отдела яз. и лит-ры АН СССР, с 1960 -Ин-та мир. лит-ры АН СССР. Инициатором изд. был И. Зильберштейн, к-рому (вместе с С. Макашиным) принадлежит выдающаяся роль в осуществлении этого уникального в мир. науке изд. К наст. времени вышло ок. 100 томов "Л. Н.".

"Литературные памятники"

"ЛИТЕРАТУ́РНЫЕ ПА́МЯТНИКИ" - серия кн., предназнач. для изд. выдающихся пам. мир. лит-ры (худ. произв., фольклор, мемуары, публицистика, письма и т. д.). Начала выходить в 1948 по инициативе С. Вавилова и В. Волгина. Изд. тщательно подготовлены в текстологич. отношении и снабжены обширными науч. комментариями. В подготовке их принимают участие мн. авторитетные сов. ученые. В организации серии большое участие приняли М. Алексеев, В. Жирмунский, Н. Конрад, Д. Лихачев и др.

Литературные салоны и кружки

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Литературный критик"

"ЛИТЕРАТУ́РНЫЙ КРИ́ТИК" - ж., издавался в Москве с 1933 по 1940; гл. ред. П. Юдин, затем М. Розенталь. Как орган Оргкомитета Союза писателей СССР "Л. К." содействовал подготовке 1-го съезда сов. писателей. В центре интересов ж. находились проблемы критики, истории и теории лит-ры. "Л. К." стремился к консолидации лучших марксистских критич. сил. На его страницах печатались А. Луначарский, Ю. Юзовский, А. Гурвич, Г. Лукач, К. Зелинский, В. Гоффеншевер, И. Сац, Ф. Левин, Г. Фридлендер, М. Лифшиц, М. Левидов, Е. Усиевич, И. Альтман, А. Фадеев и др. С 1936 при "Л. К." начал выходить критико-биографич. ж. "Литературное обозрение". Авторы "Л. К." на осн. тр. представителей классич. философии, рев. демократов, К. Маркса, Г. Плеханова, В. Ленина разрабатывали принципы новой социалистич. эстетики, метода соцреализма, обсуждали проблемы построения истории сов. лит-ры. В ж. публиковались ст. по фольклору, языку лит. произв., истории мир. и рус. лит-ры и эстетики, проводились дискуссии по вопросам жанра. Мат-лом для теоретич. иссл. служило творчество И.-В. Гете, О. Бальзака, Л. Толстого, А. Пушкина и др. Для большинства работ о совр. лит-ре (ст. о творчестве М. Горького, А. Белого, М. Шолохова, В. Катаева и др.) характерны тонкий лит.-ведческий анализ, стремление уйти от догматич. узкоклассовых оценок. "Л. К." выступил в защиту А. Платонова, опубликовал 2 рассказа писателя ("Бессмертие" и "Фро") и приобрел в его лице талантливого лит. критика. Определ. независимость и широта взглядов, борьба с вульгарным социологизмом и командно-административным подходом к лит-ре - все эти качества, определявшие "лицо" ж., противоречили стремлению партии полностью контролировать лит. жизнь. "Лит. газетой" и ж. "Красная новь" "Л. К." был обвинен во враждебных взглядах на социалистич. действительность, в "ликвидации сов. иск-ва", и постановлением ЦК ВКП (б) "О литературной критике и библиографии" ж. был закрыт.

Литературный микроязык

ЛИТЕРАТУ́РНЫЙ МИКРОЯЗЫ́К - более или менее нормализов. форма яз. обособл. этнич. или культ.-языковой группы, имеющая письм. форму и обслуживающая обществ. и культ. жизнь этой группы. В качестве термина принят в осн. в славистике. Л. М. имеет своей основой территориальный диалект, либо генетически восходящий к одному из крупных яз., либо родств. такому яз. Обычно распространен на достаточно обособл. терр., часто островной. Носителем Л. М. обычно является этнич. группа или культ.-яз. группа. Степень нормированности Л. М. меньше, чем у нац. лит. яз.; практически отсутствует устная форма, приближающаяся к диалектной или совпадающая с ней. Л. М. используется в тех же обществ. и культ. сферах, что и крупный лит. яз., но б. ограниченно и всегда наряду с крупным лит. яз. В Европе изв. Л. М. романского (провансальский, валлонский, сардинский, фриульский и др.), германского (фарерский, люксембургский и др.) и иного происхождения. Достаточно полно социолингвистически изучены славянские Л. М.: градищанско-хорватский, молизско-хорватский, чакавский, кайкавский, прекмурско-словенский, резьянский, банатско-болгарский, кашубский, ляшский, вост.-словацкий, карпато-русинский, русинский.

Лит.: Степанов Г. В. Типология языковых состояний в странах романской речи. М., 1976; Дуличенко А. В. Славянские литературные микроязыки. Таллинн, 1981.

Литературный этикет

ЛИТЕРАТУ́РНЫЙ ЭТИКЕ́Т - прием в др.-рус. лит-ре, объясняющий ее традиционность. Описан Д. Лихачевым. Л. Э. зависит от церк. и светской обрядности феод. об-ва. Выражается в использовании др.-рус. книжниками устойчивых лит. формул и образов (напр., "воинских", "житийных", "летописных" и т. д.). Л. Э. складывается из представлений о том, как должны были происходить те или иные события (ситуация микропорядка), как должны вести себя определ. персонажи в соотв. со своим соц. положением (поведение героя), какими словесными выражениями поступки героя описаны в тексте (речевая характеристика). Т. о. выделяются три уровня Л. Э.: 1) этикет ситуации; 2) этикет поведения; 3) этикет речевой, или словесный (см., напр., анонимное "Сказание о Борисе и Глебе", где автор стремится дать образы идеальных героев - князей-мучеников, идущих на "вольную жертву". Еще сильнее Л. Э. выражен в Несторовом "Чтении о Борисе и Глебе"). Выбор писателем средств выражения зависел от предмета изображения и, соответственно, жанра.

Лит.: Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967.

Лития

ЛИТИЯ́ (от греч. λιτη - просьба, усердное моление) - особое богослужеб. действо (или самостоят. богослужение), тесно связ. с литанией. В древности - моление вне храма. В наст. время различаются: 1) "Л. вне монастыря"; 2) Л. на Великой Вечерне, во время Всенощного бдения, совершаемая в храмовом притворе; при этом освящается хлеб, пшеница, вино и елей. Исхождение в притвор символизирует полное исхождение из храма в древности; 3) Л. по окончании праздничной и воскресной Утрени; 4) "Л. за упокой" - краткое богослужение мемориального характера, совершаемое при разл. обстоятельствах и в разное время.

Литке Фед. Петр.

ЛИ́ТКЕ Фед. Петр. (1797-1882) - мореплаватель, адм. (1855), ген.-адъютант (1842), чл.-корр. (1829), поч. чл. (1855), президент (1864-82) Петерб. АН, один из основателей РГО (1845), его вице-пред. (1845-50, 1857-72), граф (1866). Род. в Петербурге. На флоте волонтером с 1813, участвовал в осаде Данцига. В 1817-19 принимал участие в кругосветном плавании под команд. В. Головнина. В 1821-24 проводил иссл. в Сев. Ледовитом океане. Описал побережье Кольского п-ова, обследовал Новую Землю. Написал кн. "Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан... на военном бриге "Новая Земля" в 1821-1824 годах" (1828). В 1826-29 возглавил кругосв. плавание на шлюпе "Сенявин". Обследовал рус. берег Азии, прежде всего Камчатку. Составил точные карты Каролинских о-вов и открыл здесь 12 новых о-вов и атоллов. Об этом плавании написал кн. "Путешествие вокруг света... на военном шлюпе "Сенявин" в 1826-1829 годах" (1834-36). С 1832 назначен состоять при вел. кн. Константине Николаевиче и был его воспитателем, а с 1847 - попечителем. С 1846 возглавлял Мор. ученый к-т. В 1850-58 - воен. губернатор Ревельского, затем Кронштадтского портов. С 1855 - чл. Гос. совета. Поч. чл. мн. рус. и заруб. науч. об-в. РГО учредило (1873) Большую золотую медаль им. Л. В честь Л. назв.: пролив между п-овом Камчатка и о-вом Карагинским; мыс, п-ов, гора, залив на Новой Земле; неск. о-вов в Арктике; течение из Карского моря в Баренцево море и др.

Литография

Статья большая, находится на отдельной странице.

Литта Юлий Помпеевич

ЛИ́ТТА Юлий Помпеевич (1763-1839) - граф, рус. гос. и воен. деятель. Род. в Милане, в семье ген. комиссара австрийских войск. Окончил римскую Коллегию Св. Климента. С 1780 - рыцарь Мальтийского ордена. В 1789 принят на рус. службу, командовал легкой флотилией в рус.-шведской войне 1788-90, произведен в контр-адм. С 1792 - в отставке. В период царствования Павла I - чрезвычайный посол Мальтийского ордена в России, получил титул графа, пользовался расположением имп. Способствовал избранию Павла I Вел. магистром Мальтийского ордена. С 1799 - вновь в отставке (в результате дворцовых интриг). С 1811 - пред. Департамента гос. экономии Гос. совета, с 1826 - обер-камергер.

Литургия

ЛИТУРГИ́Я - 1) Обществ. повинность в греч. полисах, сопряж. с денежными издержками, к-рую по очереди брали на себя богатые граждане. В др. Афинах Л., по-видимому, появились при Солоне (нач. 5 в. до н. э.). К несению Л. привлекались все граждане, чье имущество превышало 3 таланта, причем в 4 в. эта форма благотворительности из добровольной стала практически принудит. В число Л. входили триерархия (снаряжение воен. корабля, триеры), хорегия (содержание хора для постановки трагедий), гимнасиархия (содержание гимнасиев) и др. В Др. Риме аналогичные повинности назывались мунера (munera).

2) Со 2 в. н. э. Л. - главное христ. богослужение, на к-ром совершается таинство евхаристии. По церк. преданию, Л. включает ритуальные действия, символизирующие жизнь и смерть Христа, чтение отрывков из Библии, молитвы и песнопения. Согласно христианской традиции Л. была установлена самим Иисусом Христом на тайной вечере. Окончат. вид Л. приобрела в 6 в., когда в Вост. церкви в основном сложились 2 главных типа (чина) Л. - Л. Иоанна Златоуста и Л. Василия Великого, отлич. друг от друга редакцией, а также протяженностью молитв и песнопений (Л. Василия Великого является более протяж. по времени). Л. начинается проскомидией (от греч. - приносить), к-рая происходит в алтаре при закрытых дверях. Строго соблюдая ритуал, священник вырезает части из пяти (у старообрядцев из семи) просфор и наливает вино в чашу. Затем следует Л. оглашенных, т. е. тех, кто готовится к крещению, на к-рой могут присутствовать и эти последние. Центр. место среди молитв и песнопений занимает выход клира из алтаря с Евангелием. Эта часть Л. подводит верующих к совершению таинства причащения. Третья часть - только для верующих - называется Л. верных. Гл. обряды совершаются в алтаре. Читая особую молитву, священник смешивает вино с водой, опускает хлеб в вино, освящает дары, превращающиеся, по убеждению церкви, в тело и кровь Христовы. Причащаются сначала священник и дьякон, а затем миряне. В правосл. церкви Л. может совершаться каждый день, за нек-рыми исключениями (как правило, это Л. Иоанна Златоуста). Л. Василия Великого проводится 10 раз в году: в воскресенья 5 недель Великого поста, в четверг и субботу страстной недели, накануне Рождества и Богоявления, 1 (14) янв. - в день памяти Василия. В среду и пятницу каждой недели Великого поста и в первые три дня страстной недели служат Л. преждеосвящ. даров (на ней используются дары, освящ. накануне), поэтому она не имеет проскомидии, а Л. верных сокращается. Католич. Л. (месса) проводится на лат. яз., протестант. - на родном яз.; по составу и чину они отличаются друг от друга и от правосл. Л.

Литургия

Литургия

Литьё

ЛИТЬЁ - технология изготовления произв. иск-ва путем заполнения форм расплавл. металлом. Л. - один из осн. способов перевода в металл произв. скульптуры и изготовления мн. произв. прикладного иск-ва. Известно с глубокой древности. С течением времени появилась отд. отрасль Л. - худож. Л. Осн. мат-л для изготовления произв. иск-ва - бронза. Для Л. небольших по размерам вещей употребляли олово (медали, чаши, кубки и т. д.); для парковой скульптуры - свинец (Петергоф); для надгробий, решеток, оград, садовой мебели и т. д. - чугун. Поверхность отливок дорабатывалась (часто автором оригинала) путем чеканки, гравировки, золочения, что придавало тиражируемому изделию уникальный характер.

Литюшки

ЛИТЮ́ШКИ - денежные знаки Саранского акционерного об-ва "ЛисмаСИС и ЭВС" достоинством в 50, 100, 200, 500, 1000, 3000, 5000 и 10000 руб., отпечатанные на белой бумаге с разл. цветовыми оттенками на лицевой стороне денег и выпущенные в 1996 для обращения на терр. завода "Лисма". На с обеих сторон присутствует надпись "В счет заработной платы". Назв. происходит по фам. дир. завода Литюшкина.

Лифарь Сер. Мих.

ЛИФА́РЬ Сер. Мих. (Серж) (1905-86) - артист балета, балетмейстер. Учился танцу в киевской студии Б. Нижинской, позже совершенствовался у Э. Чеккети. В 1923-29 солист "Русского балета Дягилева". Первый исполнитель гл. партий в балетах "Зефир и Флора", "Барабо", "Ромео и Джульетта", "Пастораль", "Кошка", "Аполлон Мусагет", "Блудный сын" и др. Там же в 1929 дебютировал как балетмейстер ("Лиса", И. Стравинский). В 1929-77 (с перерывами) солист и балетмейстер парижской "Гранд-Опера". Здесь и в др. труппах поставил более 200 балетов и дивертисментов в операх. Среди них: "Творения Прометея" (1929, Л. Бетховен), "На Днепре" (1932, С. Прокофьев), "Икар" (1935, А. Онеггер), "Истар" (1941, В. Энди), "Жоан из Цариссы" (1942, В. Эгк), "Сюита в белом" (1943, Э. Лало), "Федра" (1950, Ж. Орик), "Фантастич. свадьба" (1955, М. Деланнуа), "Дафнис и Хлоя" (1958, М. Равель). Мастер классич. танца, искусно использовавший его в своих "неоклассич." балетах, сюжеты к-рых, как правило, брались Л. из античной и библейской мифологии. Автор ряда книг о балете, в т. ч. на рус. яз. - "Дягилев и с Дягилевым" (1939). Унаследовав от С. Дягилева уникальное собрание мат-лов, связ. с именем А. Пушкина, Л. всю жизнь пополнял эту коллекцию, часть к-рой впоследствии передал рос. музеям.

Лиханов Альберт Анат.

ЛИХА́НОВ Альберт Анат. (род. 1935) - писатель. Род. в рабочей семье. В 1958 окончил отделение журналистики Уральского ун-та. Выступал с очерками о молодежи. Первая кн. - "Юрка Гагарин, тезка космонавта" (1966). В 1975-87 - гл. ред. ж. "Смена". Пред. Сов. Детского фонда им. Ленина (с 1987). Творч. интересы Л. связаны с жизнью подростка, становлением его отношения к миру, самопознанием (трил. "Семейные обстоятельства": "Лабиринт", "Чистые камушки", "Обман", 1970-73; "Голгофа", 1979; "Благие намерения", 1980, Междунар. премия им. Горького, 1983; "Обман", 1989; "Мой генерал", 1975 и др.). Пов. о судьбах детей в годы войны ("Магазин ненаглядных пособий", 1984; "Детская библиотека", 1986; "Последние холода", 1984 и др.). Публицистич. кн. "Драматическая педагогика: очерки конфликтных ситуаций" (1983, Междунар. премия им. Я. Корчака). Ром. "Невинные тайны" (ж. "Мы". 1990).

Лихачёв Дм. Сер.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лихачёв Ник. Петр.

ЛИХАЧЁВ Ник. Петр. (1862-1936) - историк, иск-вед, книговед, коллекционер. Чл.-корр. Петерб. АН (с 1901), дейст. чл. АН СССР (с 1925, исключен в 1931, восстановлен в 1990). Окончил ист.-филологич. ф-т Казанского ун-та (1884). Затем неск. лет вел архивные поиски др.-рус. разрядных книг в архивах и б-ках Москвы и Петербурга. Результатом явились магистерская дисс. "Разрядные дьяки XVI в." (1889), а затем и докт. дисс. "Бумага и древнейшие бумажные мельницы в Моск. гос-ве" (1892). С 1894 преподавал рус. дипломатику в Петерб. археологич. ин-те, тогда же избран чл. Археографич. комиссии Мин-ва нар. просвещения. С 1902 (и до 1914) - пом. дир. Гос. Публичной б-ки. Поездки Л. в Зап. Европу, в Константинополь и на Афон, розыски пам. иконописания в России имели следствием не только исключит. по полноте и редкости экз. собрание икон, переданное им в Русский музей в 1914, но и издание знаменитого атласа снимков рус. иконописания. Труды Л. широко освещали также историю дворян. родословия, гос. учреждений и приказного делопроизводства в России 15-17 вв. В годы рев-ции и гражд. войны ученому стоило больших усилий спасти от гибели свою огромную коллекцию книг, рукописей, печатей, монет, миниатюр. В 1919-29 Л. работает в Рос. (Гос.) Акад. материальной культуры. Делом жизни ученого стало создание Музея палеографии (открыт в 1925) на базе переданных Л. гос-ву коллекций. Л. занимал пост дир. этого музея в течение 4 лет. 28 янв. 1930 Л. был арестован по т. н. "делу АН". Год спустя общее собрание АН исключило его (вместе с нек-рыми др. арестованными акад.) из дейст. чл. По ложному обвинению в "активной антисоветской деятельности" 8 авг. 1931 Л. был осужден к ссылке на 5 лет в Астрахань. Личное имущество Л. и его семьи было разграблено, даже рукописями его неизд. работ завладел новый дир. музея (переименованного в Музей ист. кн., документа и письма), быв. ученик Л., акад. А. Орлов. В авг. 1933 тяжелобольному ученому разрешено было вернуться "для производства операции" в Ленинград, где его ждали бесконечные мытарства с получением документов, а также отказ в приеме хоть на какую-нибудь должность в созданный им музей. В условиях крайней нужды Л. все же пытался доработать и опубл. новые выпуски своих "Материалов для истории русской и византийской сфрагистики". Скончался Л. от гангрены, последовавшей за ампутацией ноги. Истинную причину гонений, сокративших его век, Л. сформулировал сам в письме из ссылки: "Я... никогда ни одной строки не написал против марксизма. Я только не могу признать, что вся "буржуазная" литература по гуманитарным наукам ненаучна и подлежит забвению и уничтожению".

Соч.: Библиотека и архив московских государей в 16 столетии. СПб., 1894; Боярский список 1611 г. СПб., 1895; Палеографическое значение бумажных водяных знаков: В 3 т. СПб., 1899; Дипломатика. СПб., 1901; Западная и русская дипломатика и сфрагистика Древнего Востока. СПб., 1907; Манера письма Андрея Рублева. СПб., 1907; Материалы для истории русского иконописания. СПб., 1907; Историческое значение итало-греческой иконописи. СПб., 1911; Генеалогическая история одной помещичьей библиотеки (рода Лихачевых): В 2 т. СПб., 1913; Материалы для истории русской и византийской сфрагистики. Л., 1928.

Лихуды Иоанникий и Софроний

ЛИХУ́ДЫ Иоанникий (1633-1717) и Софроний (1653-1730) - греч. монахи, возглавлявшие в 1685-94 Славяно-греко-лат. академию. Получили образование в Падуанском ун-те, в 1685 по приглашению рус. пр-ва прибыли в Москву, где приняли активное участие в борьбе сторонников "греч." и "лат." направлений развития просвещения. Поддерживали традиционалистскую, т. е. "греч.", ориентацию, выступали против распространения в России западного влияния. В полемич. соч. ("Мечец духовный", "Показание истины" и др.) подвергли критике взгляды Симеона Полоцкого и Сильвестра Медведева. Но, несмотря на союз с традиционалистами, Л. строили систему обучения в академии, используя западный опыт, за что по обвинению в "латинстве" были лишены права преподавания, однако успели составить учебники (на др.-греч. и лат. яз.) по грамматике, поэтике, риторике, логике, психологии и физике, осн. на тр. Аристотеля и его комментаторов. Использовалась ими и совр. европ. лит-ра, причем делались попытки смягчения схоластич. традиций. Чтением курса "естеств. философии", состоявшей из комментариев к "Физике" Аристотеля, положили начало проф. преподаванию философии в России. Рукописное наследие Л. содержит большое кол-во проповедей, поучений, писем, похвальное слово Петру I и т. п.

Лит.: Сменцовский М. Братья Лихуды. СПб., 1899; Галкин А. Академия в Москве в XVII столетии. М., 1913.

Лихутина Анаст. Анд

ЛИХУ́ТИНА Анаст. Анд. (по 1-му браку Люстих, по 2-му - Кузьмина) (1802-75) - артистка балета, педагог. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1819 (кл. Ш. Дидло). Уже в 1817 выступила в балете "Ацис и Галатея". Среди ее ролей: Тамаида ("Молодая островитянка"), Муска ("Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники"), Маргарита ("Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов"), Зелия ("Приключение на охоте"). Танец Л. отличался чистотой, выразительностью, легкостью, грациозностью. С 1826 преподавала в Петерб. театр. уч-ще; храня традиции Дидло, ставила балеты для школьных спектаклей.

Лицевой иконописный подлинник

ЛИЦЕВО́Й ИКОНОПИ́СНЫЙ ПО́ДЛИННИК - рук-во для иконописца в виде собрания канонических изображений соответствующих персонажей или сцен для использования при написании иконы. При отсутствии лицевого образца правила изображения излагались в виде текста с комментариями (толковый подлинник). Сохранились в основном подлинники 17-18 вв.

Лит.: Филимонов Г. Д. Строгановский иконописный лицевой подлинник. М., 1869; Сводный иконописный подлинник по XVIII века списку Г. Филимонова. М., 1874; Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. Вып. 1-4. М., 1894-1897.

Лицеисты

ЛИЦЕИ́СТЫ - выпускники рус. лицеев (привилегиров. уч. заведений с программой ср. и высшей школы). Особо заметную роль в обществ., политич. и культ. жизни рус. об-ва 19 - нач. 20 в. сыграли выпускники Царскосельского (Александровского) лицея. Среди окончивших его в 1817 (1-й выпуск) были: Ал-др Сер. Пушкин (1799-1837), великий рус. поэт; Ал-др Мих. Горчаков (1798-1883), дипломат, министр иностр. дел, гос. канцлер; Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797-1846), писатель, декабрист; Сер. Григ. Ломоносов (1799-1857), дипломат; Модест Анд. Корф (1800-76), гос. деятель, историк; Фед. Фед. Матюшкин (1799-1872), моряк, адмирал; Ант. Ант. Дельвиг (1798-1831), поэт; Вл. Дм. Вольховский (1798-1841), ген.-майор, участник декабристских орг-ций; Ив. Ив. Пущин (1798-1859), декабрист, участник восстания на Сенатской площади. Первыми Царскосельский лицей окончили также: Д. Маслов, И. Корсаков, Ф. Стевен, С. Комовский, П. Греневиц, А. Илличевский, М. Яковлев, П. Юдин, К. Костенский, А. Мартынов, С. Есаков, П. Саврасов, А. Корнилов, А. Бакунин, И. Малиновский, К. Данзас, И. Ржевский, П. Мясоедов, А. Тырков, С. Броглио. Обстановка дружбы, творчества и свободомыслия, сложившаяся в лицее в 1811-17, наложила неизгладимый отпечаток на облик этих людей, сохранивших до конца жизни традиции лицейского братства. Среди выпускников Царскосельского лицея следующих выпусков были: Я. Грот (1812-93), акад., литературовед, славист, переводчик, вице-президент АН; К. Веселовский (1819-1901), экономист, статистик, акад.; И. Гирс (1820-95), дипломат, министр иностр. дел России; А. Головнин (1821-86), гос. деятель, министр нар. просвещения; А. Николаи (1821-99), гос. деятель, министр нар. просвещения; М. Рейтерн (1820-90), гос. деятель, министр финансов; М. Буташевич-Петрашевский (1821-66), утопический социалист, демократ, революционер; Л. Мей (1822-62), литератор, поэт, переводчик; Д. Толстой (1823-89), гос. деятель, министр внутр. дел, министр нар. просвещения, обер-прокурор Св. Синода; Н. Данилевский (1822-85), публицист, естествоиспытатель, участник кружка петрашевцев; М. Е. Салтыков-Щедрин (1826-89), писатель и гос. деятель и др. Заметный след в истории России оставили и выпускники др. лицеев. Так, Нежинский лицей окончил Н. В. Гоголь (1809-52), вел. рус. писатель, и др.

Лит.: Гастфрейнд Н. Товарищи Пушкина по Императорскому Царскосельскому Лицею. Материалы для словаря лицеистов Первого курса 1811-1817 гг. В 3 т. СПб., 1912; Грот К. Я. Пушкинский Лицей (1811-1817). Бумаги 1-го курса. СПб., 1911; Грот Я. К. Пушкин, его лицейские товарищи и наставники. 2-е изд. СПб., 1899; Кобеко Д. Ф. Императорский Царскосельский лицей. Наставники и питомцы. 1811-1843. СПб., 1911; Руденская М. П., Руденская С. Д. 1) Они учились с Пушкиным. Л., 1976; 2) Пушкинский лицей. Л., 1980; 3) С лицейского порога. Л., 1984; 4) "Наставникам за благо воздадим..." Л., 1986.

Лицей

ЛИЦЕ́Й (от греч. Λύκειον - назв. школы в Афинах, к-рую основал Аристотель) - привилегир. уч. заведения с программой ср. и высшей школ и сроком обучения от 6 до 11 лет, предназнач. для дворян. детей. Первым из Л. был открыт Царскосельский Л. (1811). В 1817 был основан Ришельевский Л. в Одессе, к-рый в 1865 был преобразован в Новороссийский ун-т. Существовали также Нежинский (осн. в 1820), Демидовский (в Ярославле, осн. в 1833), Волынский (в Кременце-Волынском) Л. Последний существовал с 1819 по 1831. В 1868 в Москве был открыт Л., назв. "в память цесаревича Николая". Л. прекратили свое существование после 1917. В наст. время наблюдается возрождение лицейского образования.

Здание лицея в Царском Селе. 1789-1792

Здание лицея в Царском Селе. 1789-1792

Личков Бор. Леон

ЛИЧКО́В Бор. Леон. (1888-1966) - ученый-натуралист, геолог; занимался гидрогеологией, геоморфологией, астрогеологией, теоретич. проблемами естествознания. Окончил биологич. и геологич. отделения Киевского ун-та. Первые науч. тр.: "О тригониях" (1913) и "Границы познания в естеств. науках" (1914). Во время 1-й мир. войны выполнял задания по геологич. обеспечению армии Юго-Зап. фронта (фортификац. работы и водоснабжение). Приват-доцент Киевского ун-та. В 1918 участвовал в создании Украинской АН, был ученым секр. Комиссии по вузам и ученым учреждениям. Здесь Л. познакомился с В. Вернадским, став на последующую четверть века его преданнейшим другом и сподвижником, а отчасти и учеником (в своем науч. творчестве Л. развивал нек-рые идеи Вернадского). Один из организаторов Украин. Геолкома (1918) и его дир. (1920-22, 1925-27). После переезда в Ленинград - ученый секр. Комиссии по изучению естеств. производит. сил России - КЕПС, позднее реорганизов. в Совет по изучению производит. сил - СОПС (1927-34). Проф. ЛГУ (1930-34). Р-нами полевых иссл. Л. были в разное время Мангышлак, Украина, Армянское нагорье, Прибайкалье, горные р-ны Ср. Азии. 5 янв. 1934 Л. был арестован и по ложному обвинению в принадлежности к фашист. орг-ции приговорен к 10 годам лагерей. Был заключенным Сазлага, Дмитлага (канал "Москва - Волга"), лагерей Волгостроя, где работал как инж.-геолог. В 1939 досрочно освобожден, но оставлен на Волгострое "вольнонаемным" до янв. 1941. Нек-рое время работал в Ср. Азии, защитил докт. дисс. в Ташкенте, был дир. Таджикского филиала АН. По возвращении в Ленинград - проф. каф. гидрогеологии в ЛГУ (1946-66). Опубл. 195 тр. Л., еще 89 до недавнего времени оставались неизданными. Исключит. интерес представляет обширная переписка Л. с Вернадским (не прерывавшаяся даже в "лагерные" годы), в к-рой оба ученых откровенно делились самыми глубокими науч. и филос. идеями (Переписка В. И. Вернадского с Б. Л. Личковым (1918-1939). М., 1979; (1940-44). М., 1980). В последние годы все большее внимание привлекает к себе и собств. науч. наследие Л.

Лит.: Баландин Р. К. Борис Леонидович Личков. М., 1983; Флоренский П. В. Пришло ли время перечитывать Б. Л. Личкова? // Природа. 1985. № 11. С. 122-124.

Личное письмо

ЛИЧНО́Е ПИСЬМО́ - в иконописи изображение ликов (лиц), рук, ног, не закрытых одеждой или окладом иконы. Выводилось "личником", лучшим мастером иконописной артели. Фон иконы, изображение одежд и т. д. называлось доличны́м письмом.

Личный архивный фонд

ЛИ́ЧНЫЙ АРХИ́ВНЫЙ ФОНД - док. мат-лы, сложившиеся в результате деят-ности отд. лица. Обобщающим справочником Л. А. Ф. является указатель "Личные архивные фонды в государственных хранилищах СССР". Т. 1-3. (М., 1962-1980).

Лишенец

ЛИШЕ́НЕЦ - лицо, зачисл. в соответствии с "Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа РСФСР" в категорию граждан, "лишенных прав, к-рые используются ими в ущерб социалистической революции" (ст. 23). Ст. 65 "Декларации" относит к ним "классово чуждые элементы": эксплуататоров, служителей культа, сумасшедших, осужденных за порочащие преступления. Идеологич. кампания Сов. власти создает вокруг Л. атмосферу, вследствие к-рой они не считаются за людей в новом гос-ве. Их преследуют в Гулаге: они не имеют права занимать административно-хоз. должности, как и "каэры". В Уголовном кодексе 1922 поражение прав названо в числе прочих "родов наказания" - ст. 32-ж, состоит в "лишении пассивных и активных избирательных прав" и "назначается на срок не свыше 5 лет" - ст. 40. В Уголовном кодексе 1926 поражение политич. и отд. граждан. прав названо в числе прочих "мер социальной защиты судебно-исправительного характера" (ст. 20-д); оно состояло в "лишении активного и пассивного права,... права занимать выборные должности в общественных организациях, родительских прав" и др. (ст. 31) и назначалось "на срок не свыше 5 лет" (ст. 32), "как дополнительная или самостоятельная мера социальной защиты" (ст. 34). Конституция 1936 термин "лишенец" не употребляет, он постепенно исчезает. Но в нач. 60-х гг. в сов. уголовном праве формула "поражение политических и отдельных гражданских прав" употребляется вместо формулы "лишение права занимать определенные должности".

"Лишний человек"

"ЛИ́ШНИЙ ЧЕЛОВЕ́К" - лит. тип. Наименование ему было дано И. Тургеневым в пов. "Дневник лишнего человека" (1850), но герои такого рода появились значительно раньше (Онегин, Печорин, Бельтов, романтики, поведение и взгляды на жизнь к-рых не обусловлены жизн. обстоятельствами), и вскоре тургеневское наименование распространилось и на них, а также на вновь создаваемых героев этого типа (Рудин, Лаврецкий, Райский и др.). Родовая черта типа - несоответствие между личным и общим, словом и делом, идеалом и способностью его реализовать. Вариация типа "Л. Ч." - "подпольный человек" Ф. Достоевского ("Записки из подполья").

Лобанов Ив. Карпович

ЛОБА́НОВ Ив. Карпович (1797-1840) - артист и балетмейстер. В 1816 окончил Моск. театр. уч-ще (кл. А. Глушковского). Выступал на сцене со школьных лет. Стал выдающимся исполнителем народно-характерных танцев, особенно рус. и цыганских в дивертисментах И. Аблеца. Выступал в пантомимных ролях др. балетов. Интересовался танцевальным фольклором разных народов. Ставил исключительно народно-характерные дивертисменты: "Русские качели на берегах Рейна" и "Ирбитская ярмарка" (1818), "Деревня на берегу Волги" и "Цыганский табор" (1819), "Маскарад в Краковском редуте" (1822), "Венгерский праздник в лесу Кисберге" (1822). В 1837 покинул сцену и занялся преподаванием бальных танцев по собств. оригин. методу.

Лобанов-Ростовский Ал. Бор.

ЛОБА́НОВ-РОСТО́ВСКИЙ Ал. Бор. (1824-96) - князь, гос. деятель и дипломат. Окончил Царскосельский лицей (малая золотая медаль) и поступил на службу в Мин-во иностр. дел (1844). Секр. посольства в Париже (1847), Берлине (1850). В 1856 послан в Париж с секретным поручением под именем мещанина Рубинштейна, вел тайные переговоры, предварявшие Парижский мир. В 1859-63 - посол в Константинополе, защищал интересы слав. народов. В 1866 - губернатор в Орле, в 1867-78 - товарищ министра внутр. дел, сенатор. Участвовал в разработке городового положения, преобразовании следств. части, занимался проблемами раскола. С 1870 - статс-секр. Его Величества. После окончания рус.-турецкой войны 1877-78 - посол в Константинополе, вел переговоры о заключении мира с Турцией (подписан в янв.-февр. 1879). В 1879-82 - посол в Лондоне, в 1882-95 - в Вене, в 1895-96 - министр иностр. дел. Опытный и искусный дипломат, Л.-Р. на этом посту оставил заметный след в дальневосточной политике России. Вместе с министром финансов С. Витте организовал одноврем. дипломатич. выступление России, Германии и Франции, заставившее Японию смягчить условия Симоносекского мира, к-рый завершил ее войну с Китаем (23 апр. 1895). В июне 1895 Л.-Р. и Витте разработали и подписали с китайским посланником декларацию о заключении займа на выгодных для Китая условиях, а также договор о союзе с Китаем, стр-ве и принципах эксплуатации Китайско-восточной железной дороги. Л.-Р. подписал также соглашение о совместном рус.-японском протекторате над Кореей (Протокол Лобанова-Ямагата, июнь 1896). Изв. как генеалог, автор труда "Российская родословная книга" (т. 1-2, 1895), любитель истории, коллекционер (богатое нумизматич. собр., иностр. соч. о России, письма, мемуары, док. по рус. истории 18 - нач. 19 в., на основе к-рых написал неск. иссл. и опубл. ряд ст. и заметок в "Русской старине" и "Русском архиве").

Лобанчик

ЛОБА́НЧИК - одно из нар. назв. "известной монеты" - зол. голл. дуката, тайно чеканившегося в России с 1735 по 1868 для обращения на внутр. и внеш. рынках страны. В народе червонцы, на к-рых находилось изображение воина с пучком стрел в руке, получили неск. назв. - Л., арапчик, пучковый. Назв. "Л." происходит от изображения воина с забритым лбом, т. е. "залобаненного" (ранее в России рекрутам брили лоб). Назв. "арапчик" связано с непривычным для русских видом изображ. на монете воина, выглядевшего необычно и странно, как экзотич. "арап". Назв. "пучковый" определяется изображением пучка стрел в руке воина.

Всего в 1735-1868 в России было отчеканено б. 28.250.000 "известных монет".

Лобачевский Ник. Ив

ЛОБАЧЕ́ВСКИЙ Ник. Ив. (1792-1856) - математик, создатель неевклидовой геометрии. Род. в Ниж. Новгороде. В 1807 стал студентом Казанского ун-та. В 1811 получил звание магистра и был оставлен при ун-те для подготовки к проф. званию. В 1814 получил звание адъюнкта чистой математики, в 1816 Л. утверждают экстраординарным проф., и с 1816-17 начинается его профессорская деят-ность. В 1820-21, 1823-25 работает деканом физ.-математич. ф-та. С 1825 Л. - пред. строит. к-та ун-та, в 1827-46 - ректор Казанского ун-та. В 1829-30 в "Казанском вестнике" опубл. работа "О началах геометрии", в "Науч. зап. Казанского ун-та" - "Воображаемая геометрия", а в 1835-38 - "Новые начала геометрии с полной теорией параллельных линий", в к-рой дается полное систематич. изложение новой неевклидовой геометрии. Открытие Л. не получило признания современников, но впоследствии совершило переворот в представлении о природе пространства. Л. был избран чл.-корр. Геттингенского об-ва наук как один из "выдающихся математиков Рос. империи". В конце жизни Л., потеряв зрение, продиктовал свою последнюю работу - "Пангеометрию", к-рая в 1885 была опубл. в "Науч. зап. Казанского ун-та". Л. внес большой вклад в развитие не только геометрии, но и всей математич. науки, в частности в анализ и алгебру. В его работах различаются понятия дифференцируемости и непрерывности функций. Л. получил важные результаты в теории тригонометрич. рядов, теории Г-функций. В кн. "Алгебра, или Исчисление конечных" Л. предложил метод приближ. решения алгебраич. уравнений высших степеней с числовыми коэффициентами, к-рый известен как метод Л.-Греффе. Он внес значит. вклад в теорию определителей. В 1895 Казанское физ.-математич. об-во учредило Междунар. премию им. Л. за труды по геометрии, преим. неевклидовой (в наст. время эти премии присуждает Рос. АН). Именем Л. назван кратер на обратной стороне Луны.

Н. И. Лобачевский. Худ. Л. Крюков. 1850-е гг.

Н. И. Лобачевский. Худ. Л. Крюков. 1850-е гг.

Лобное место

ЛО́БНОЕ МЕ́СТО - круглый каменный помост на Красной пл. Москвы. Назв. производят от крутого берега ("взлобья") р. Москвы. Л. М. служило трибуной для объявления высочайших указов, судебных приговоров и местом проведения торжеств. церковных служб. Рядом с Л. М. на бревенчатых помостах совершались казни гос. преступников. Построено из кирпича в 1530-х гг., впервые упомянуто в летописи 1549. Соврем. вид Л. М. придан в 1786 арх. М. Ф. Казаковым (сохр. историч. конфигурация, облицовка и парапет белого камня).

Лобовиков Сер. Ал-др.

ЛОБОВИКО́В Сер. Ал-др. (1870-1941) - вятский фотограф. Учился фотографии у вятского купца и фотографа П. Тихонова. В 1894 открыл мастерскую "Фотография, цинкография и типография Лобовикова". С 1908 пред. Вятского фотографич. об-ва. Одним из первых фотографов в провинции применил при съемке искусств. освещение. Мастер фотопортрета (портрет И. Шаляпина, отца певца Ф. Шаляпина). Снимал сцены из жизни крестьян, к-рые при несомненном мастерстве автора страдали излишним натурализмом. Одним из первых обратился к дет. тематике. Участвовал в междунар. выставках (Петербург, Будапешт, Киев, Гамбург). Чл. Рус. фотографич. об-ва, поч. чл. Лондонского фотографич. салона, чл.-корр. Дрезденского об-ва развития любительской фотографии.

Л. организовал в Вятке худож. музей. В 1920-е гг. читал лекции и преподавал фотографию в пединституте. С 1934 жил в Ленинграде и работал фотографом в одной из лабораторий АН.

Лит.: Мартынова Н. Фотограф из Вятки // Наше наследие. 1991. № 2. С. 147-149.

С. А. Лобовиков. 1928

С. А. Лобовиков. 1928

Предыдущая страница Следующая страница