Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Л" (часть 7, "ЛОВ"-"ЛУГ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 7, "ЛОВ"-"ЛУГ")

Ловиц Товий Ег

ЛО́ВИЦ Товий Ег. (Иоганн Тобиас) (1757-1804) - химик, акад. Петерб. АН (с 1793). Род. в Геттингене. В 1768 вместе с отцом, астрономом Г. Ловицем, прибыл в Россию. Был учеником в Гл. аптеке в Петербурге (до 1780). Учился в Геттингенском ун-те (1780-82). В 1784-97 работал в Петербурге, в Гл. аптеке, где и выполнил значит. часть своих иссл. С 1797 работал в домашней лаборатории, находясь официально на службе в Петерб. АН в качестве проф. химии. Науч. иссл. Л. посв. проблемам общей химии. Открыл (1785) явление адсорбции углем в жидкой среде, подробно иссл. его; предложил использовать уголь для очистки воды, спирта и водки, фармацевтич. препаратов, органич. соединений. В то же время иссл. кристаллизацию солей из растворов; установил условия выращивания кристаллов. Открыл (1789) способ получения ледяной уксусной кислоты. Впервые получил кристаллич. глюкозу (1792), дигидрат поваренной соли и кристаллич. едкие щелочи (1795). Приготовил безводные (абсолютные) диэтиловый эфир и этиловый спирт (1796).

Ловчие птицы

ЛО́ВЧИЕ ПТИ́ЦЫ - хищные птицы (беркут, сокол, ястреб), используемые для спортивной и промысловой охоты на зверя и птицу. Охота с Л. П., особенно развитая в России в 15-17 вв., ныне сохранилась в Абхазии и Аджарии (охота с ястребом-перепелятником на перепелок), в Киргизии и Казахстане (с беркутом на лис, зайцев, волков, с ястребом-тетеревятником - на уток, гусей, фазанов и зайцев). Молодых хищных птиц, вынутых из гнезда или пойманных сетью, длит. время обучают, чтобы воспитать Л. П., способную сбить или догнать вспугнутого зверя и задержать его до прихода охотника.

Ловягин Ал-др Мих.

ЛОВЯ́ГИН Ал-др Мих. (1870-1925) - книговед, библиограф. Род. в Ревеле, в семье служащего. В 1892 окончил Ист.-филологич. ин-т в Петербурге. Сотрудничал в "Энциклопедич. словаре" Брокгауза-Ефрона (1894-1901), "Правительственном вестнике" (1904-07), был ст. ред. политич. отдела (1906-16) и дир.-распорядителем (1917) Рос. Телеграфного Агентства. С 1899 по 1903 и с 1907 по 1919 - президент Рус. библиологич. об-ва.

Соч.: Библиологические очерки. Пг., 1916; Что такое библиология // Библ. изв. 1923. № 1/4.

Логаэды

ЛОГАЭ́ДЫ (от греч. λογαώδικοζ - прозаически-стихотворный) - 1) в метрич. стихосложении - стихи, образов. сочетанием трехсложных (четырехмерных) стоп (дактиль, анапест) с двусложными (трехмерными) (ямб, хорей). Неровный ритм таких стихов определил название. Л. использовались в лирике и хоровых частях трагедий. Из антич. Л. наиб. известны стихи, составляющие сапфич. строфу, асклепиадову строфу, алкееву строфу и др.; в пер. и подражаниях антич. Л. рус. поэты обычно заменяли долгие слоги ударными, а краткие - безударными; 2) в тонич. стихосложении - размеры, в к-рых ударения (икты) внутри стихотворной строки располагаются с неравными слоговыми промежутками (междуиктовыми интервалами) и такое расположение точно повторяется из стиха в стих. В силлабо-тонике Л. интерпретируются как урегулиров. чередование стоп разного метра в стихе (стопные Л.) или стихов разного метра в строфе (строчные Л.). Строчные Л. могут включать в себя стопные Л. как составную часть. В рус. поэзии первые Л. появляются в песнях А. Сумарокова (1740-50-х гг.). Затем эта традиция прерывается. В нач. 19 в. становятся популярными логаэдич. имитации антич. строф, позднее - эксперименты с оригин. рус. Л. в песнях и романсах, своеобразные подступы к дольнику. В нач. 20 в. эти традиции пересекаются: рус. поэты создают оригин. логаэдич. строфы по образцу антич. (В. Иванов и др.), а также стихи новых неклассич. размеров (дольник, тактовик) с повторяющимися ритмич. вариациями, приближающими их к Л. (М. Цветаева, Н. Асеев и др.). В совр. поэзии Л. используются гл. обр. как песенные размеры, опирающиеся на музыку (Л. Ошанин, Е. Долматовский и др.). Пример стопного Л. (М. Кузмин):

Кони бьются, храпят в испуге,

Синей лентой обвиты дуги,

Волки, снег, бубенцы, пальба! <...>

Логика

ЛО́ГИКА (греч. λογική - логика) - 1) Способность правильно мыслить. 2) Учение о последовательности и методах познания. Учения о логич. аксиомах, понятии, суждении и умозаключении, взятые вместе, образуют чистую Л. Прикладная Л. охватывает учение об определении, доказательстве, методе и системе. Л. как наука - учение о мышлении в понятиях, но не о познании посредством понятий. Л. служит повышению форм. точности сознания и объективности содержания мышления и познания. Как самостоят. наука Л. слова была создана Аристотелем. Слово "Л." появилось у стоиков, к-рые, наряду с неоплатониками, уточнили отд. ее моменты. В ср. века в Зап. Европе Л. была церк.-школьной дисциплиной, одним из семи обязат. эл-тов христ. образованности. Значительно ее место в итоговой философии средневековья - схоластике, тяготеющей к формально-схематичной систематизации. С 17 в. стало заметным влияние на Л. сфер мысли, связ. с математикой. В России интерес к Л. поддерживался преим. в дух. уч. заведениях, где ориентировались на традиц. аристотелевскую Л. Однако рус. логики всегда были в курсе эволюции мировой логич. мысли, включая начавшееся в 19 в. бурное развитие символич. (математич.) Л. Новые идеи активно перерабатывались и фрагментарно включались в традиц. курсы (Ф. Козловский, М. Троицкий и др.). Собственно логич. иссл. были начаты П. Порецким, М. Каринским в кон. 19 в. В нач. 20 в. стали складываться логич. школы: Одесская математич. (И. Слещинский, Е. Буницкий, С. Шатуновский), школы в Казанском (Н. Васильев) и Львовском ун-тах (С. Лесневский и др. - впоследствии авторитетнейшая Львовско-варшавская логич. школа), в Петербурге (Л. Рутковский, А. Введенский, С. Поварнин), Москве (П. Флоренский). Однако после 1917 процесс формирования логич. культуры в России был прерван. Для сов. периода характерно очевидное снижение логич. культуры об-ва, заметное прежде всего в политич. жизни, полемике, обыденном сознании. В ср. и высших школах отсутствовало преподавание Л. Ее кафедры имеются лишь в неск. ун-тах. В России в наст. время сложились 3 осн. предметные обл. Л.: т. н. "диалектич. Л.", вырастающая из комментирования и анализа марксовой интерпретации гегелевского учения о методе (Э. Ильенков, А. Шептулин и др.); традиц. формальная Л. - своеобразный синтез аристотелевской Л. и фрагментов совр. символич. Л. (работы В. Асмуса, Д. Горского и др.); собственно логич. исследования (символич. Л.) (П. Новиков, А. Марков).

Логин

ЛО́ГИН (Логгин, Лонгин Шишелев) (60-е гг. 16 в. (?) - 1624) - клирошанин Чудова мон. в Москве, после 1594 - клирошанин, затем головщик, уставщик, доместик Троице-Сергиева мон., распевщик. Справщик Моск. печатн. двора, составитель первого печатного Устава (1610). Выявлены произв. Л.: стихиры Благовещению "Благовествует Гавриил", Успению Богородицы "Егда преставление", Сретению иконы Владимирской Богоматери "Егда пришествие", шесть стихир Николаю Чудотворцу, др. распевы, напр., распевы фит. Л. изв. как писец двух рукописей, одна из к-рых представляла полный круг церк. пения наиб. полного состава. Первопечатный Устав Л. является выдающимся пам. рус. культуры: он вобрал в себя достижения литургич. иск-ва за неск. столетий; является наиб. полным в части рус. и слав. праздников, наиб. подробным в освещении и объяснении хода обрядов. Однако в 1633, т. е. после смерти Л., весь тираж этого Устава по указу патриарха Филарета надлежало полностью изъять и уничтожить по причине терминологич. расхождений с нек-рыми источниками канонич. текстов.

"Лодка"

"ЛО́ДКА" - популярная фольклорная пьеса, характерный образчик нар. драмы. Представление начиналось с того, что группа исполнителей входила с песней в избу, "есаул" просил разрешения разыграть спектакль. По приказу "атамана" "изготавливалась" Л., "разбойники" "усаживались" в нее (т. е. располагались на полу), под песни отправлялись гулять по Волге, по пути находили новых сообщников, подплывали к дому богатого помещика, "атаман" приказывал жечь его. Диалоги и речи персонажей - в форме рифмов. стихов ("Возьми подозрительную трубку, поди на атаманскую рубку"). Герои ошибочно воспринимают и по-своему перетолковывают реплики партнеров, что порождает комич. эффект и влияет на ход событий ("Вижу: на воде колода!" - "Какой там черт - воевода"; "На море че́рнедь" - "Что за черти? Это в горах черви..."). "Л." бытовала во множестве разл. версий, в ходе исполнения предполагалась импровизация. Для "Л." характерно обильное проникновение лит. стихотворений, подвергшихся фольклоризации (в частности - разрушению метра).

Лодыгин Ал-др Ник

ЛОДЫ́ГИН Ал-др Ник. (1847-1923) - электротехник, создатель угольной лампы накаливания, один из основателей электротермии. В 1867 окончил Моск. воен. уч-ще, затем слушал лекции в Петерб. ун-те. В 1872 Л. подал заявку и в 1874 получил в России привилегию на лампу накаливания. В 1873 Л. демонстрировал свои лампы в Петербурге в Технологич. ин-те, на Одесской улице на Песках (2 электрич. лампы), в 1874 - в Галерной гавани. Позже лампы Л. и его сотрудника В. Дидрихсона применялись при освещении бельевого магазина на Большой Морской и для подводных работ при стр-ве Литейного моста. В 1874 за изобретение лампы накаливания Л. получил от Петерб. АН Ломоносовскую премию. В том же году Л. основал в Петербурге "Товарищество электрич. освещения А. Н. Л. и Ко". В нач. 80-х гг. уехал за границу. В 1906-16 работал в Петербурге зав. одной из трамвайных подстанций. В 1899 Петерб. электротехнич. ин-т присвоил Л. звание поч. инж.-электрика. Л. был одним из основателей электротехнич. отдела Рус. технич. об-ва и ж. "Электричество". Умер в США. Имя Л. носит быв. Таракановский переулок.

Ложная Готика

ЛО́ЖНАЯ ГО́ТИКА - общее название имитаций готики в архитектуре и декоративном иск-ве периодов преромантизма, романтизма, протомодерна и модерна.

Лозинский Мих. Леон

ЛОЗИ́НСКИЙ Мих. Леон. (1886-1955) - поэт, переводчик. Род. в Гатчине под Петербургом, в семье адвоката. Окончил юрид. ф-т Петерб. ун-та, затем прослушал курс ист.-филологич. ф-та (1909-14). С 1914 по 1937 работал в Публичной б-ке (гл. библиотекарь, консультант). Первая публикация стихов Л. - в ежемесячнике "Гиперборей" (1912). В 1916 - сб. стихов "Горный ключ" (следы влияния А. Блока, М. Кузмина, В. Брюсова). Первые переводческие опыты Л. относятся к студенческим годам (1911). Л. владел большинством зап.-европ. яз., а также персидским. Гл. работы Л. - пер. "Кола Брюньона" Р. Роллана (1932) и "Божественной комедии" Данте (1939-45; Гос. премия СССР, 1946). В его пер. опубл. также "Гамлет" и "Двенадцатая ночь" У. Шекспира, "Собака на сене" и "Валенсианская вдова" Лопе де Вега, "Тартюф" Ж. Мольера, "Школа злословия" Р. Шеридана, "Кармен" П. Мериме, стих. И. Гете, Н. Бараташвили, Саят-Нова, армянский эпос "Давид Сасунский" и др. Автор работ в обл. лит-ведения и теории худож. перевода. В 1974 вышлакн. "Багровое светило. Стихи зарубеж. поэтов в пер. Михаила Лозинского", в приложении к к-рой опубл. "Слово о Лозинском" А. Ахматовой.

Локальный Цвет

ЛОКА́ЛЬНЫЙ ЦВЕТ - термин в живописи, обозначающий осн. цвет изображ. предметов, лишенный к.-л. оттенков, возникающих под воздействием свето-воздушной среды, рефлексов от ближайших объектов и т. п. Понятие Л. Ц. введено Леонардо да Винчи ("Книга о живописи"). Л. Ц. характерен для живописи европ. средневековья, Ренессанса и классицизма нового времени. Во 2-й пол. 19 в. Л. Ц. был решительно отвергнут импрессионистами как противоречащий их живописным принципам. В 20 в. находит применение во мн. живописных течениях (напр., в кубизме).

Ломоносов

ЛОМОНО́СОВ - назв. г. Ораниенбаума с 1948. Связано с тем, что в 20 км от него была усадьба М. Ломоносова Усть-Рудица, где он устроил фабрику по изготовлению стеклянных украшений и смальты. Жел.-дор. станция сохранила историческое название, что способствовало удержанию его в культ. памяти. Переименование породило анекдоты типа "Моск. университет им. Ораниенбаума".

Ломоносов Мих. Вас.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лонгинов Мих. Ник

ЛО́НГИНОВ Мих. Ник. (1823-75) - гос. деятель и писатель, историк литры, библиограф. Род. в семье сенатора, чл. Гос. совета Н. Лонгинова. Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та (1843). Орловский губернатор (с 1867), нач. Гл. управления по делам печати (с 1871), снискавший себе на этом посту "славу" гонителя прогрессивной печати и ужесточивший цензурные правила (1872). Как литератор изв. переводами, переделками драм и водевилей, а также как автор эротич. стихотворений (изд. Карлсруэ, 1863). Принимал участие в сборе мат-лов и их комментировании для кн. "Материалы для биографии А. С. Пушкина" (1855), автор ст. о М. Хераскове, Д. Фонвизине, М. Жуковском, Н. Новикове и др. писателях 18-19 вв., в к-рых содержится мн. неизв. до того времени сведений о писателях и их эпохе (напр., иссл. "Новиков и московские мартинисты", 1867, к к-рому был приложен каталог масонских изд. Новикова, бывших уже в то время библиографич. редкостью). Большинство работ Л. сопровождается тщательно составл. ист.-лит. и библиогр. комментариями. Значит. интерес представляют публ. Л. о периодич. изд. 18 в.: "Журнале драматическом", "Мешанине", "Пустомеле", "Поденщине", "Кошельке" и др. Внес целый ряд дополнений и уточнений в "Опыт российской библиографии" В. Сопикова. Л. обладал уник. личной б-кой (св. 17 тыс. названий), в состав к-рой входили редчайшие изд. 18-19 вв. и рукописи. Самим владельцем был составлен обстоят. каталог б-ки. После смерти Л. б-ка тщательно сохранялась его дочерью, А. Козловской, и в 1920-21 передана ею в Ин-т рус. лит-ры АН (Пушкинский дом).

Лит.: Библиография трудов М. Н. Лонгинова // Антиквар. 1902. № 5-7; Равич Л. М. В дар Пушкинскому дому // Собиратели книг в России. М., 1988.

Лопатин Герман Ал-др.

ЛОПА́ТИН Герман Ал-др. (1845-1918) - революционер, публицист, переводчик. Род. в Ниж. Новгороде, в семье потомств. дворянина, действит. статского советника. В 1862-66 учился на естеств. отделении физ.-математич. ф-та Петерб. ун-та. Подвергался арестам в 1865 и 1866 (дело Д. Каракозова). Успешно защитил канд. дисс, но от продолжения науч. деят-ности отказался. Будучи чел. весьма одаренным и в науч., и в лит. отношении, Л. всю свою энергию отдал рев. борьбе. В 1867 он пытался принять участие в освободит. войне в Италии, посетил в Ницце А. Герцена. По возвращении в Россию занялся распространением рев. идей, но в 1868 был арестован и сослан в Ставрополь. В ссылке увлекся социалистич. идеями, познакомился с работами К. Маркса. В 1870 бежал из России. В Англии лично познакомился с Марксом, усвоил его учение; в 1870 вошел в Ген. совет Интернационала в качестве секр. по делам России. Отправился в Россию, чтобы организовать побег из ссылки Н. Чернышевского, но был арестован в Иркутске. В 1872 в Петербурге вышел пер. "Капитала" на рус. яз., высоко оцененный Марксом. Л., участвовавший в этом пер. (перевел 3-ю ч. кн.), разработал для него всю экономич. терминологию, вследствие чего его и считают основоположником традиции переводов Маркса в России. В 1873 совершил побег из Сибири и выехал за границу. Печатал публицистич. заметки, очерки в газ. П. Лаврова "Вперед!" и в одноим. ж. В 1879 приехал в Россию для рев. работы, снова был арестован, отправлен в ссылку в Ташкент, где руководил рев. кружком молодежи. В 1882 добился перевода в Вологду, откуда в 1883 бежал за границу. Тяжело пережил в 1883 смерть Маркса. В том же году, придя вместе с Ф. Энгельсом к выводу о том, что в России созрели условия для бурж.-демократич. рев-ции, согласился возглавить, несмотря на идейные разногласия, партию "Народная воля". В 1884 арестован, приговорен к смертной казни, замененной на пожизненное заключение в Шлиссельбурге. В заключении до 1905. По освобождении отошел от политич. деят-ности. С 1908 по 1913 жил за границей, где особенно сблизился с В. Бурцевым, А. Амфитеатровым, М. Горьким. Последние годы жизни провел в Доме литераторов. Приветствовал Февр. рев-цию и не принял Окт., считая, что "народ не готов к социалистич. революции".

Лит.: Попов М. М. Г. А. Лопатин. М., 1930; Антонов В. Русский друг Маркса Г. А. Лопатин. М., 1962; Научитель М. В. Г. Лопатин в Сибири. Иркутск, 1963.

Лопатин Инн. Ал-др.

ЛОПА́ТИН Инн. Ал-др. (1839-1909) - геолог и географ. Род. в Красноярске. Окончил Ин-т корпуса горных инж. в Петербурге (1860). Изв. своими путешествиями в малоизуч. обл. Сибири и Дальнего Востока. Наиб. интерес представляют работы в бассейне озера Байкал, по рекам Чулыму, Подкаменной Тунгуске и Енисею, на Витимском плоскогорье, в Туруханском и Уссурийском краях, где собраны мат-лы по стратиграфии, тектонике и полезным ископаемым. В 1871 исследовал др. оледенения в Ср. Азии. Почти не публиковал результатов своих иссл., дневники его готовились к печати др. учеными: "Дневник Витимской экспедиции 1865 года, обработанный Б. К. Поленовым". Зап. РГО по общей географии. Т. 28, ч. 1. СПб., 1895; "Дневник Туруханской экспедиции 1866. Обработал М. Н. Миклухо-Маклай". Зап. РГО по общей географии. Т. 28, ч. 2. СПб., 1897. Награжден серебр. медалью РГО (1864). Именем Л. назв.: высочайшая гора о-ва Сахалин, потухший вулкан в Сев. Прибайкалье, неск. видов ископаемых животных и растений.

Лит.: Клеопов И. Л. И. А. Лопатин: Очерк жизни и науч. деятельности. Неопубликованные дневники. Письма. 1964.

Лопатин Лев. Мих.

ЛОПА́ТИН Лев. Мих. (1855-1920) - проф. философии Моск. ун-та (с 1892); ред. ж. "Вопр. философии и психологии" (1894-1918); пред. Моск. психологич. об-ва (1899-1917). В споре с науч. (В. Вернадский) и религ. (В. Соловьев и др.) рус. философией Л. ясно определил ее "третий путь" - путь метафизич. познания действительности на осн. умозрит. метода, к-рый дает "логич. оправдание и обоснование показаниям опыта и веры". Отправной пункт метафизики - анализ состава и природы душевной жизни. В результате такого анализа Л. приходит к "духовной субстанции" - осн. понятию своей онтологии. Осн. мира - единый абс. дух (Бог), но и "каждый конечный дух есть сверхвременный субстанциальный центр". Свобода для Л. есть "самоопределение к действию", направл. на воплощение идеала, или "нравственно наилучшего". Философию Л. отличает ясное понимание "единства рационального и иррационального" как в познании, так и в действительности; осознание невозможности "логически вывести" все содержание бытия из общих идей (критика панлогизма Гегеля), необходимости для философии уяснить "внутреннюю логику бытия" (критика "философии веры").

Соч.: Положительные задачи философии: В 2 ч. М., 1886-91; Филос. характеристики и речи. М., 1911.

Лит.: Огнев А. И. Л. М. Лопатин. Пг., 1922. (Библиогр.).

Лопатка

ЛОПА́ТКА (арх) - узкий и плоский вертикальный выступ на стене, напоминающий пилястр, но, в отличие от последнего, не имеющий капители и базы, делящий фасад на прясла. Л. является конструктивным эл-том стены, а также выполняет декор. функцию - служит средством членения фасада (Софийский собор в Новгороде, 1040-50; церковь Покрова на Нерли, 1160-е гг.).

Лопухин Ив. Вл

ЛОПУХИ́Н Ив. Вл. (1756-1816) - писатель, философ, гос. деятель. Занимая должность пред. Моск. уголовной палаты, пытался внести в судейскую практику взгляд на исправительное (а не карающее) значение наказаний. Способствовал предотвращению возмущения духоборов и переселению их на Молочные Воды, пропагандировал идеи веротерпимости. Активно занимался масонской деят-ностью, был великим мастером одной из лож, изд. и автором масонских соч., прежде всего моральных и нравоучит. рассуждений, автор "Нравоучительного катехизиса истинных франкмасонов" ("Записки сенатора И. В. Лопухина". Лондон, 1859). Был одним из организаторов масонской типографии, после закрытия к-рой (1792) привлекался по делу Н. Новикова, был приговорен к ссылке, но оставлен в Москве "ради старого отца". Осн. обл. теоретич. иссл. - мораль, религия, право. Л. пытался максимально сблизить мораль и право, был сторонником теории "естественного права", полагал, что семья - идеальная модель гос-ва. Между людьми "естественным" является неравенство, об этом свидетельствует то, что ни Космос, ни микрокосм (семья) не дают примеров равенства. Л. полагал, что идеальной формой правления для России является единоначалие - монархия ("Благость и преимущество единоначалия". М., 1795). Особ. опасным явлением Л. считал попытки перемены правления, что всегда сопровождается "лютостью, своеволием, необузданностью". Целью человеч. стремлений, по мнению Л., должны быть не "мечтательное равенство", а внутр. свобода и реальное счастье.

Соч.: Рассуждение о злоупотреблении разума нек-рыми новыми писателями и опровержение их вредных правил. М., 1780; Нек-рые черты о внутренней церкви; о едином пути истины и о различных путях заблуждения и гибели с присовокуплением краткого изображения качеств и должностей истинного христианства. СПб., 1798; Духовный рыцарь, или Ищущий премудрости. М., 1809.

Лопухов Анд. Вас.

ЛОПУХО́В Анд. Вас. (1898-1947) - артист и педагог балета. Окончил Петрогр. театр. уч-ще в 1916 (ученик С. Андрианова, Л. Леонтьева). В 1916-45 артист Мариинского т-ра / т-ра им. Кирова. Первый исполнитель партий: Чернобог ("Ночь на Лысой горе"), Нурали ("Бахчисарайский фонтан"), Меркуцио ("Ромео и Джульетта") и др. В его репертуаре были роли: Эспада ("Дон Кихот"), Флорестан ("Карнавал"), Баск ("Пламя Парижа"), а также характерные танцы в операх и балетах. Ведущий характерный танцовщик ленингр. балета 1930-х гг. Строгость и чистота академич. традиций сочетались у Л. с активным поиском нового. Его танец отличался гармоничным сплавом мощи и легкости, темперамента и сдержанности. Л. был знатоком народно-характерного танца, великолепным педагогом и методистом. Он преподавал в Ленингр. хореографич. уч-ще с 1927, в Моск. хореографич. уч-ще с 1938. Среди его учеников: Ю. Григорович, И. Вельский, Т. Балтачеев. Обобщая свой опыт, Л. совм. с А. Бочаровым и А. Ширяевым создал первый учебник "Основы характерного танца" (1939).

Лопухов Фед. Вас.

ЛОПУХО́В Фед. Вас. (1886-1973) - балетмейстер. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1905 (кл. Н. Легата). В 1905-09, 1911-22 артист, в 1922-31, 1944-45, 1955-56 гл. балетмейстер Мариинского т-ра / т-ра им. Кирова. 10 лет рук-ва балетной труппой (1922-31) были для Л. временем интенсивных и разноликих поисков: от бережного восстановления классич. спектаклей до эксперимент. переосмысления "Щелкунчика" (1929) в духе т-ра В. Мейерхольда, от бессюжетной танцсимфонии "Величие мироздания" (1923, на муз. Л. Бетховена) до "веселого представления с пением" - "Байка о Лисе..." (1926, И. Стравинский), от конструктивистской "синтетич. поэмы" "Красный вихрь" (1924, В. Дешевов) до хореодрамы "Крепостная балерина" (1925, К. Корчмарев), от "скоморошье-бесовского позорища" "Ночь на Лысой горе" (1924, М. Мусоргский) до плясок сов. матросов в "Красном маке" (1929). Вершиной его творчества стал балет "Ледяная дева" (1927, Э. Григ), не сходивший со сцены 10 сезонов. В нем привлекало богатство пластич. мат-ла, включавшее и почти этнографич. характерный танец, и обогащ. акробатикой классику. В 1931-35 Л. создает балет. труппу ленингр. Малого т-ра с комедийным репертуаром: "Арлекинада" (1933, Р. Дриго), "Коппелия" (1934, Л. Делиб), "Светлый ручей" (1935, Д. Шостакович). Последний имел столь большой успех, что был перенесен в моск. Большой т-р. Жестокая и несправедливая "партийная критика" не только прервала судьбу спектакля, но и надолго испортила творч. карьеру балетмейстера. Л. поставил еще ряд спектаклей в т-рах Минска, Ташкента, Москвы и Ленинграда, однако они уступали работам 1920-х гг. Зато вырос авторитет Л. - теоретика и педагога. Им написан ряд кн. об иск-ве балета. В 1937-41 Л. организует и руководит балетмейстер. отделением при Ленингр. хореографич. уч-ще (среди учеников Б. Фенстер и К. Боярский), в 1962-67 руководит балетмейстер. отделением в Ленингр. конс. (ученики Г. Алексидзе, Н. Боярчиков и др.). Влияние творч. личности Л. на сов. балет несомненно, особенно на раннее творчество Ю. Григоровича и И. Вельского.

Лопухова Лид. Вас.

ЛОПУХО́ВА Лид. Вас. (1891-1981) - артистка балета. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1909 (кл. М. Фокина) и один сезон танцевала в кордебалете Мариинского т-ра. В 1910 успешно дебютировала в "Русском сезоне", дублируя Т. Карсавину в "Жар-птице" и "Карнавале". В 1911-15 с группой рус. артистов гастролировала в Сев. и Юж. Америке. Шарм и артистизм юной Л. были высоко оценены за рубежом. Впоследствии Л. стала едва ли не лучшей комедийной артисткой дягилевского балета. В 1916-24 Л. снова в "Русском балете Дягилева", среди ее ролей: Акробатка ("Парад"), Снегурочка ("Ночное солнце"), Половчанка ("Половецкие пляски"), Танцовщица канкана ("Волшебная лавка"), Мариучча ("Проказницы"), Аврора, Флорина, Фея Сирени ("Спящая красавица"). В 1924 Л. танцует Уличную танцовщицу на парижской премьере "Голубого Дуная". В 1925 Л. выходит замуж за англ. экономиста, основоположника кейнсианства, Д. Кейнса. В дальнейшем Л. изредка выступает и как балерина в "Обществе Камарго" (1931) и в т-ре "Сэдлер Уэллс", и как драм. актриса в пьесах У. Шекспира и Г. Ибсена (1933-34, Кембридж).

Лорис-Меликов Мих. Тариелович

ЛОРИ́С-МЕ́ЛИКОВ Мих. Тариелович (1825-88) - гос. деятель. Выходец из высшего армейского дворянства. Обучался в Лазаревском ин-те и школе гвардейских подпрапорщиков. Избрав воен. карьеру, Л.-М. служил в гвардии, затем в кавказской армии, занимал ряд административных постов на Кавказе. Во время рус-турецкой войны 1877-78 Л.-М. командовал Отд. кавказским корпусом. Несмотря на нек-рые неудачи (поражение при Зевине 13 июня 1877), Л.-М. во время войны приобрел репутацию талантливого и энергичного полководца. Вершиной успехов в руководимой им армии стало взятие Карса, за что Л.-М. получил титул графа. Вскоре после окончания рус.-турецкой войны Л.-М. снискал общерос. известность на административном поприще. В связи с вспыхнувшей в с. Ветлянке Астрахан. губ. эпидемией чумы Л.-М. был назначен астраханским, саратовским и самарским ген.-губернатором с практически неогранич. полномочиями. Хотя Л.-М. прибыл к месту назначения, когда эпидемия пошла на убыль, деят-ность на посту ген.-губернатора принесла ему репутацию способного, решительного администратора. Поэтому вскоре Л.-М. был назначен временным ген.-губернатором в Харьков (временные ген.-губернаторства были учреждены в апр. 1879 после одного из покушений на Александра II, с целью укрепления репрессивного аппарата самодержавия). На новом росту Л.-М. сочетал карательные меры в борьбе с рев. движением с уступками либералам. В февр. 1880 Л.-М. возглавил чрезвычайный высший правительств. орган - Верховную распорядит. комиссию, а после ее упразднения был назначен министром внутр. дел. Растерявшись в обстановке народовольч. террора, Александр II пошел на наделение Л.-М. фактически диктаторскими полномочиями. Будучи по существу главой царского пр-ва, Л.-М. попытался теперь в общерос. масштабе применить ту тактику борьбы с рев. движением, к-рой следовал в бытность свою временным ген.-губернатором в Харькове, сочетая репрессии с изв. уступками об-ву. Венцом политики уступок стала "Конституция" Л.-М. - док., предусматривавший привлечение представителей земств и городов к участию в законосовещат. работе. Этот проект был в принципе одобрен Александром II, но после убийства царя 1 марта 1881 новый имп., Александр III, под давлением наиб. консерват. кругов отверг план Л.-М., что означало и конец политич. карьеры последнего. В мае 1881 Л.-М. получил отставку и провел остаток жизни за границей, отойдя от политич. деят-ности.

Лосев Ал. Фед

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лосенко Ант. Пав

ЛОСЕ́НКО Ант. Пав. (1737-73) - живописец, портретист. Худож. образование получил в мастерской И. Аргунова (1753-58) и Петерб. АХ (1758-60). Первый рус. проф. (с 1770), дир. с 1772. Пенсионер Акад. в Париже (1760-65) и Риме (1766-69). Манера Л. представляет собой сочетание позднебарочной патетики и усложненности композиций с нарождающимся классицистич. тенденциями. В центре внимания живописи Л. античная тематика и нац. рус. история, осмысляемая с позиций патриотизма и гражданственности. В рамках классицистич. схемы передал этич. проблемы и гамму человеч. чувств с позиций просветительства. Осн. произв.: "Чудесный улов рыбы" (1762), "Зевс и Фетида" (1769), "Владимир перед Рогнедой" (1770), "Прощание Гектора с Андромахой" (1773, не закончена); портреты: П. Шувалова (1760), Ф. Волкова (1763) и др. Л. - составитель уч. пособия "Изъяснение краткой пропорции человека..." (1772), по к-рому обучались мн. поколения живописцев и скульпторов. Оказал влияние на развитие отеч. ист. живописи. (И. Акимов, П. Соколов, Г. Угрюмов).

А. П. Лосенко. Владимир перед Рогнедой

А. П. Лосенко. Владимир перед Рогнедой

Лосины

ЛОСИ́НЫ - форменные узкие брюки в нек-рых частях рус. армии 17 - нач. 19. в. Первоначально делались из лосиной кожи, позже - из сукна. Как эл-т парадной формы в 1-й Гвардейской конной дивизии сохранились до 1-й мир. войны.

Лоскутов Мих. Петр.

ЛО́СКУТОВ Мих. Петр. (1906-40) - писатель. Род. в Курске. В 1928-29 работал как журналист (опубл. 3 сб. очерков и фельетонов). В 1930-32 был радиожурналистом в Ср. Азии, много путешествовал по пустыне Каракумы. По возвращении в Москву, издал написанную на основе путевых заметок кн. "Тринадцатый караван" (1933), выгодно отличавшуюся стилистич. мастерством, свежестью взгляда, включением фольклорно-этнографич. мат-ла от др. тогдашних произв. на тему "социалистич. преобразований" в среднеазиатской пустыне. Л. был дружен с К. Паустовским и Р. Фраерманом. Участвовал в 1-м автопробеге "Москва - Каракум - Москва", где почерпнул мат-л для новых произв. ("Рассказы о дорогах", 1935). В творчестве Л. постепенно обозначился переход от очерковой прозы - к худож. В 1937 писатель был арестован, погиб в заключении. Только после реабилитации в 1956 нек-рые его произв. были переизданы ("Белый слон", 1958; "Следы на песке", 1959; "Немного в сторону", 1968, 1985). В предисловии к одному из переизданий в 1958 К. Паустовский писал о Л. как о "чертовски талантливом писателе" со своеобразным чувством юмора и неповторимым взглядом на мир.

Лит.: Казак В. Энциклопедический словарь русской литературы с 1917 года. Лондон, 1988. С. 446-447.

Лосский Вл. Ник

ЛО́ССКИЙ Вл. Ник. (1903-58) - правосл. богослов, сын Н. Лосского. В раннем возрасте увлекся зап. средневековьем. Его преподавателями в Петерб. ун-те были И. Гревс, О. Добиаш-Рождественская, Л. Карсавин, пробудивший в нем интерес к Отцам Церкви. Высланный с семьей (массовая высылка интеллигенции в 1922) на Запад, Л. учился в Праге у Н. Кондакова, а с 1924 - в Сорбонне у Ф. Лота и Э. Жильсона, с к-рым оставался в тесных науч. и дружеств. отношениях до самой смерти. Он общался с передовой франц. интеллигенцией и именно по просьбе друзей писал тр. о православ. богословии. Однако гл. своей работой он считал изучение ср.-век. Запада и законч. перед самой смертью докт. дисс. о Майстере Экхарте (изд. посмертно с предисловием Э. Жильсона - Отрицательное богословие и познание Бога у Майстера Экхарта. Париж, 1960; на франц. яз.). Эта работа, с его т. зр., была лишь подготовкой к б. обширному и значит. тр. - сравнит. иссл. двух феноменов 14 в.: нем. мистики и афонского исихазма. В его представлении именно тр., посв. дух. реальностям Запада, способны открыть доступ православ. свидетельству, для чего надо извлечь из недр самого Запада родств. ему темы и реальности, к-рые выходят за обычные рамки рим. схоластики и догматики. Основа богословия Л. - патристич. наследие и апофатич. богословие "Ареопагитик". Л. всегда оставался в юрисдикции Моск. Патриархата, был близок к митр. Сергию (с 1943 - Патриарху). Он вступил в православ. Братство Св. Фотия (впоследствии его возглавил). Члены Братства стремились понять Божеств. Промысел православ. рассеяния среди зап. инославия и ответить на вопросы, что является глубочайшей сутью православия и в какой мере оно связано с опред. нац. культурой. Л. был деканом и проф. догматич. богословия Богослов. ин-та во имя Св. Дионисия Парижского, созд. после 2-й мир. войны. Курсы его лекций были изданы посмертно на франц., англ. и рус. языках. В 1935 по просьбе митр. Сергия Л. провел критич. богослов. анализ кн. С. Булгакова "Агнец Божий", на осн. к-рого митр. Сергий осудил нек-рые богослов. положения последнего. Сам Л. воспринимал свой анализ лишь как исполнение послушания, Братство же настояло на публ. текста (Спор о Софии. Париж, 1936). При этом Л. считал Булгакова, несмотря на нек-рые опасные, на его взгляд, уклоны мысли, самым выдающимся богословом нашего века. Всецело преданный Церкви и науке, Л. никогда не занимался политикой, не погружался в партийные споры рус. эмиграции, оставаясь при этом монархистом. Во время войны Л., стремясь попасть в действ. армию, пошел пешком через всю Францию, принял участие в движении Сопротивления, помогал спасать евреев. Л. был одним из наиб. глубоких свидетелей православия на Западе. Два его классич. тр. - "Очерк мистического богословия Восточной Церкви" и "Догматическое богословие" - изд. в пер. на рус. яз. в "Богословских трудах" (Сб. 8), а многочисл. статьи - в Моск. Патриархии за разл. годы (см. также "Богослов. труды", Сб. 14, 26).

Лит.: Ведерников А. В. Владимир Лосский и его богословие // Богослов. труды. 1972. Сб. 8. С. 215-230; Клеман О. Владимир Лосский, богослов Святого Духа // Вестн. Западноевроп. Экзархата. Париж, 1959. Т. 30/31. С. 137-206; Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991; Василий, архиеп. (Кривошеин). Памяти Лосского // Богослов. труды. Т. 26. С. 156-158.

Лосский Ник. Онуфриевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лотман Юр. Мих.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лохвицкая Мирра Ал-др.

ЛО́ХВИЦКАЯ Мирра Ал-др. (1869-1905) - поэтесса. Сестра Н. Лохвицкой (Тэффи). Род. в Петербурге, в семье изв. адвоката. Окончила Александровский ин-т в Москве (1888). С этого времени начала публиковать стих. в ж. "Север", "Северный вестник", "Русское обозрение", "Русская мысль" и др. Вскоре приобрела славу "рус. Сафо"; высокие отзывы о ее поэзии принадлежат Н. Минскому, К. Фофанову, К. Бальмонту, И. Северянину, Вяч. Иванову. Наибольшую известность получили пейзажные стих. Л. и лирика, воспевающая бурные, в значит. степени стилизов., любовные страсти, мучения и восторги. В 1896 Л. была удостоена Пушкинской премии АН.

"Лошадиная фамилия"

"ЛОШАДИ́НАЯ ФАМИ́ЛИЯ" - рассказ А. П. Чехова, герой к-рого по законам психол. ассоциации мучительно вспоминает нужную ему фамилию; в перен. смысле - ситуация внезапной, комич. забывчивости.

Луб

ЛУБ - расположенный непосредственно под корой слой древесины (подкорье); широко использовался в х-ве. Из Л. делался нижний слой кровли, из него плели лукошки, мочало, готовили лыко для лаптей, на Л. вырезались картинки (см. Лубок). Особенно ценился липовый Л. Заготавливали Л. в теплую сырую ветреную погоду. Лубяная избушка фигурирует в сказке о лисе и зайце (волке, медведе): лиса строит себе ледяную избу, а др. животное лубяную, весной ледяная изба тает, и лиса хитростью занимает чужую лубяную.

Лубок

ЛУБО́К (лубочные картинки, нар. картинки) - особый вид печатных изд.: листы с картинками и относящимися к ним текстами. Изготовлялись путем гравирования на дереве, меди, позднее - способом литографии; одно- и многоцветные. Первые Л. появились в Китае (первонач. рукописные, затем в виде гравюр на дереве). В Европе изв. с 15 в. (гравюра на дереве); с 17 в. распространяются гравюры - Л. на меди, с 19 в. - литографии. Л. в России появился в 17 в. На листах Л. изображались либо отд. эпизоды сюжета, либо неск. эпизодов, передававших его развитие. Содержание Л. составляли преим. сказки ("Еруслан Лазаревич", "О Ерше Ершовиче"), былины ("Илья Муромец и Соловей-разбойник"), песни ("Вниз по матушке по Волге"), сюжеты авантюрного ("Храбрый витязь Францыл Венециан") и бытового ("Московский сбитенщик и ходебщик") характера, сатирич. и комич. тексты ("Мыши кота погребают", "Шут и шутиха"), легендарно-ист. ("Славное побоище Александра Македонского с царем Пором индийским", "Синопское сражение"), нравоучит. ("Семь смертных грехов"), гадат. листы, толкования снов. В 18-19 вв. Л. более всего был популярен в среде крест-ва, мещанства, купечества, городских низов, являясь своеобразной формой нар. лит-ры. Назв. "Л." происходит, по одним версиям, от луба как материала, по др. - от лубяных коробов, в к-рых картинки разносились бродячими торговцами - офенями, по третьим - от моск. Лубянки, где в старину картинки продавали. Традиции Л. были использованы писателями и живописцами 20 в. (Окна РОСТА, стихи В. Маяковского, графика В. Дени, Кукрыниксов и др.).

Лит.: Ровинский Д. А. Русские народные картинки: В 5 т. СПб., 1881; Русский лубок XVII-XIX вв. / Авт.-сост. В. С. Бахтин и Д. М. Молдавский. М.; Л., 1962.

Лубочная картинка. Худ. И. Теребенев. «Хлеб-соль французам». 1812

Лубочная картинка. Худ. И. Теребенев. «Хлеб-соль французам». 1812

Лубянка или Большая Лубянка

ЛУБЯ́НКА или БОЛЬША́Я ЛУБЯ́НКА (иногда - Большой Дом) - резиденция сов. органов госбезопасности, семиэтажное здание в Москве, принадлежавшее дорев. страховому об-ву "Россия". Главный фасад выходит на Лубянскую пл., а боковой на Большую Лубянскую ул. В 1926 обеим присвоено имя Ф. Дзержинского. Вслед за Сов. пр-вом в 1918 в Москву переезжает и ВЧК. 10-12 янв. 1918 она расположилась в особняке на Поварской, а 30 марта 1918 занимает здание страхового об-ва "Якорь". В нач. дек. 1920 ВЧК переезжает на Большую Лубянку, ставшую резиденцией органов Госбезопасности СССР. В здании на Большой Лубянке находятся кабинеты следователей, внутр. тюрьма со 115 камерами, располож. на 6 этажах, и подвалы. Тюрьма рассчитана на 200-500 подследственных. В камерах паркетные полы, в дверях нет форточек, но в каждой - волчок. Это была самая фешенебельная тюрьма СССР. Прогулочные дворики расположены на крыше здания, высокий забор заслоняет вид. Л. - т. н. расстрельная тюрьма. С 30-х гг. подвалы были специально оборудованы для пыток, расстрелов и т. п. В 1955 к существующему зданию было пристроено новое, фасадом на площадь. На Б. Л. попадали самые важные заключенные: Б. Савинков, все ленинские соратники, сов. маршалы, генералы, адмиралы, министры, антикоммунисты, нем. и япон. генералы и фельдмаршалы и пр.

Луг

ЛУГ - пространство земли, покрытое травянистой растительностью; сенокосное, пастбищное угодье. Ботанич. термин, обозначающий тип многолетней растительности. В др.-рус. яз. имело значение: лес, дубрава, болото, низменное место, заливной Л. Близкие значения сохранились во мн. слав. яз. и рус. нар. говорах. Топонимы, образованные этим термином, чрезвычайно многочислены (Л., Луговая, Лужки и т. п. Отметим г. Луганск; Лужники - р-н Москвы на лев. низменном берегу р., знаменитый своим стадионом).

Предыдущая страница Следующая страница