Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Л" (часть 8, "ЛУГ"-"ЛЯЦ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 8, "ЛУГ"-"ЛЯЦ")

Луговской Вл. Ал-др.

ЛУГОВСКО́Й Вл. Ал-др. (1901-57) - поэт. Род. в Москве, в семье преподавателя лит-ры 1-й муж. г-зии. Мать - певица, преподавала пение. Л. начал учиться в 1-м Моск. ун-те, откуда ушел в Кр. армию (служил там до 1924). Окончил Воен.-пед. ин-т (1921). Первая поэтич. публикация - в "Новом мире" (1925). В первом сб. стихов "Сполохи" (1926) тема отчеств. истории тесно соприкасается с темой гражд. войны, стихи пронизаны чувством личной готовности к подвигу, мыслью о жестком очищении, необходимом для достижения будущего. С 1926 Л. участвовал в лит. гр. конструктивистов, эстетика к-рых сказалась в сб. стихов "Мускул" (1929): рассудочность, пафос полного самоотречения, растворение личности в массе. В сб. "Страдания моих друзей" (1930) - постеп. отход от конструктивизма, прорывы к лирике (стих. "Жестокое пробуждение"), черты к-рой выявились позднее в сб. "Каспийское море" (1936) и "Новые стихи" (1941). В 30-е гг. в составе писат. бригад Л. много ездит по стране. Итог поездок в Ср. Азию - поэтич. эпопея "Большевикам пустыни и весны" (1931-33). В кн. "Жизнь" (1933) вошли автобиографич. поэмы - первая попытка филос. осмысления действительности. В 1937 в "Лит. газете" было опубликовано (26 апреля) постановление правления СП СССР, в котором нек-рые стихи Л. признавались "политически вредными". Принеся печатное покаяние (Знамя. 1937. № 6), Л. избежал ареста. После длит. кризиса пережил новый творч. подъем в последние годы жизни. В кн. лирики "Солнцеворот" (1956) вечная тема жизни и смерти, острое ощущение уходящего времени. Образ "Синей весны" (сб. вышел в 1958) был созвучен времени надежд, обществ. перемен. Итог творчества Л. - кн. "Середина века" (опубл. в 1958), начатая еще в годы Вел. Отеч. войны; состоит из 24 поэм, представляющих лирич панораму 20 в. Л. переводил поэтов народов СССР. Статьи и выступления по вопросам лит-ры - в сб. "Раздумье о поэзии" (1960). Сердце Л. похоронено в Ялте.

Лудольф Генрих Вильгельм (

ЛУ́ДОЛЬФ Генрих Вильгельм (1655-1712) - англ. теолог и лингвист, уроженец Саксонии, племянник знаменитого ориенталиста И. Лудольфа. С янв. 1693 по июнь 1694 жил в России. В 1696 выпустил на лат. яз. в Оксфорде первую грамматику рус. яз. (Grammatica russica; переизд. с рус. пер. в 1937 Б. Лариным и в 1959 -Б. Унбегауном). Во введении к грамматике сообщается со ссылкой на рус. собеседников о различии в функциях церк.-слав. яз. и рус. ("Так у них говорится, что разговаривать надо по-русски, а писать по-славянски"). В грамматич. очерке наряду с лат. грамматич. терминологией приводится и слав., заимствованная у М. Смотрицкого. Включ. в грамматику Л. записи рус. разг. речи являются важным источником по истории рус. разг. яз.

Лужский Вас. Вас.

ЛУ́ЖСКИЙ Вас. Вас. (наст. фам. Калужский) (1869-1931) - актер, реж., педагог. Учился на курсах драм. иск-ва при Об-ве иск-ва и лит-ры. В труппе МХТ - со дня основания. В спектакле "Царь Федор Иоаннович", к-рым открывался МХТ, сыграл роль И. Шуйского. Много играл в пьесах А. Чехова - Сорин ("Чайка"), Андрей Прозоров ("Три сестры"), Лебедев ("Иванов"), Серебряков ("Дядя Ваня"), Фирс ("Вишневый сад"). Проявил себя преим. как характерный актер. Участвовал в постановках МХАТа ("Братья Карамазовы" по Ф. Достоевскому, "Анатэма" Л. Андреева и др.). Преподавал в школе А. Адашева и в студиях МХТ. Среди ролей: Федор Павлович Карамазов ("Братья Карамазовы"), сэр Тоби ("Двенадцатая ночь" У. Шекспира), Бургомистр ("Доктор Штокман" Г. Ибсена), Репетилов ("Горе от ума" А. Грибоедова), Мамаев ("На всякого мудреца довольно простоты" А. Островского) и др.

В. В. Лужский. Худ. Б. Кустодиев. 1913

В. В. Лужский. Худ. Б. Кустодиев. 1913

Лузин Ник. Ник

ЛУ́ЗИН Ник. Ник. (1883-1950) - математик, акад. АН СССР (1929). Род. в Томске. В 1901 поступил на математич. отделение физ.-математич. ф-та Моск. ун-та. В 1905 студентом выехал в Париж, где слушал в Сорбонне лекции Э. Бореля, А. Пуанкаре, Ж. Адамара и Ж. Дарбу. В 1910 ф-т командировал Л. на 3 года в Геттинген и Париж для изучения математич. наук. Возвратившись в Москву (1914), читал в ун-те курс теории функций и вел спец. семинар, заложив основы моск. школы теории функций. В 1915 закончил работу "Интеграл и тригонометрич. ряд", за к-рую получил степень д-ра чистой математики (1916). С 1918 работал в Ивановском политехнич. ин-те, с 1922 - в Моск. ун-те, руководил отделом теории функций Математич. ин-та им. В. Стеклова АН СССР. Учениками Л. были М. Суслин, М. Лаврентьев, А. Колмогоров, Л. Келдыш и др. Важной работой Л. по теории функций являются "Лекции об аналитич. множествах и их применении" (1930), в к-рых он подвел итоги своих иссл. В 30-х гг. Л. начал работать в обл. приложений классич. анализа и дифференц. геометрии. В 1936 Л. подвергся жестоким нападкам в прессе - гл. обр. за то, что печатал свои работы за границей. "Дело Л." закончилось относит. благополучно (до ареста не дошло), но явилось прецедентом, в последующие годы облегчавшим применение к ученым, печатавшимся за рубежом, самых диких репрессий (напр., расстрел в 1938 византиниста В. Бенешевича).

Лук

ЛУК - оружие для метания стрел. Применялся повсеместно со времен мезолита. Известны простой и сложный Л. Простой представлял собой согнутую палку, концы к-рой стянуты тетивой, сложный - дерев. основу, усиленную роговыми пластинками и сухожилиями. Все части сложного Л. прочно склеивались, тетива плелась из сухожилий, узких ремней, волос, растит волокон. Дальность стрельбы из Л. достигала 200 м. На Руси Л. в качестве оружия применялся с глубокой древности. Длит время Л. использовался наряду с огнестрельным оружием. Последняя война, в к-рой Л. применялся на поле боя, - Отеч. война 1812, когда им были вооружены иррегулярные части башкирской конницы.

Лука

ЛУКА́ - 1) дугообразный изгиб речной долины; 2) береговой рельеф, образуемый изгибом р.: мыс, п-ов или, напротив, неглубоко врезанная бухта, залив. В нар. говорах термин дает широкий спектр разл. оттенков значения, исходящих из первонач. др.-рус. "изгиб, кривизна". Многочисл. производные на слав. почве (излучина, лукома, лукань, прилук и др.), а также параллели в слав., балтийских и нек-рых др. индоевроп. яз. позволяют отнести термин к др. общеслав. слою лексики. Чрезвычайно велико кол-во топонимов, производных от термина: г. Великие Луки, Самарская Л. на Волге, оз. Лукомльское, р. Лукомка, насел. пункты Краснолуки и Лукомль в Витебской обл., многочисл. Прилуки, Лукавки, Лукавицы, перекликающиеся с подобными же топонимами на терр. др. слав. стран.

Лука Жидята

ЛУКА́ ЖИДЯ́ТА (?-1059) - 1-й рус. епископ Новгорода. Поставлен вел. кн. Ярославом Мудрым при отправке на княжение сына Владимира в 1036. Мирское имя - Жидослав. После смерти Ярослава был вызван в Киев новым митр. - греком Ефремом, сменившим Илариона, и по навету его же холопа Дудики посажен под стражу в 1055. В 1058 вернулся в Новгород. Из новгородских летописей известен рассказ о видении, бывшем Л. Ж. при росписи центр. купола Софийского собора в Новгороде. Автор "Поучения" на темы христианской морали. "Поучение" просто по языку, лишено риторических украшений, что, очевидно, обусловлено особенностью аудитории Л. Ж. Он обращается к массе рядовых, литературно необразов. новгородцев, не очень твердых в христианской вере (в 1071 в Новгороде было языческое восстание). Встречается "Поучение" и в отд. списках.

Лит.: Бугославский С. Поучение еп. Луки Жидяты по рукописям XV-XVII вв. // Изв. Отд. рус. яз. и словесности АН. СПб., 1914. Т. 18, кн. 2.

Лукин Вл. Игн

ЛУКИ́Н Вл. Игн. (1737-94) - писатель и переводчик. Происходил из дворянской семьи. Получил домашнее образование. Начал службу копиистом в Сенате (в 1752), служил в Преображенском лейб-гвардии полку, в 1762 назначен секр. графа К. Разумовского, в 1764-74 - секр. И. Елагина, при содействии к-рого стал масоном. Впоследствии Л. - великий секр. Гл. провинц. ложи и мастер Стула ложи "Урания". С 1774 до смерти служил в Гл. дворцовой канцелярии. Лит. деят-ность Л. в осн. приходится на 1760-е гг. Он занимается прозаич. пер. (заканчивает пер. ром. А. Прево "Приключения маркиза Гххх", начатый Елагиным (ч. 5-6, 1764-65), но осн. внимание сосредоточивает на драматургии, являясь ведущим автором и теоретиком "елагинского кружка". В 1765 он публикует "Сочинения и переводы", куда входят комедии "Мот, любовию исправленный", "Пустомеля", "Награжденное постоянство" и "Щепетильник" - более или менее существ. переделки пьес франц. авторов. В них, ориентируясь на опыт франц. драмы 18 в. (П. Бомарше, Детуш, Д. Дидро), Л. пытается соединить смешное и серьезное, внести в комедию нравоучение, создать образ положит. героя. Пьесы Л. - один из первых в России образцов "слезной" комедии. Они вызвали резкое неприятие со стороны А. Сумарокова, с к-рым Л. полемизировал. В кон. 1760 - нач. 70-х гг. публикует ряд драм. пер. и постепенно отходит от активной лит. деят-ности.

Лукин Лев Ив

ЛУКИ́Н Лев Ив. (наст. фам. Сакс) (1892-1961) - балетмейстер. Окончил Моск. муз. уч-ще им. Гнесиных в 1910 и балет. студию под рук-вом Э. Элирова в 1912. Учился также в балет. студии под рук-вом А. Шаломытовой, где дебютировал как балетмейстер, поставив "Арлекинаду" Р. Дриго. В 1920-24 руководил созданной им труппой "Студия Свободного балета" / "Моск. Свободный балет". Осн. пост.: "Сарказмы" и "Мимолетности" (1920, С. Прокофьев), "Трагич. поэма" и "Сатаническая поэма" (1921, А. Скрябин), "Этюды к "Поэме Экстаза"" и "11 танц. номеров" (1922, Скрябин), "Сафо" (1923, А. Лурье), "Древнееврейские пляски" (1923), "Испанские танцы" (1924), "12 танцев" (1924, Ф. Шопен), "Вторая рапсодия" (1924, Ф. Лист). В 1924-30 балетмейстер и реж. Бакинского рабочего т-ра. В 1936-44 рук. Моск. студии им. А. Дункан. Пост.: "Шестая симфония" П. Чайковского (I и IV ч.), "Карнавал" Р. Шумана, "Шехеразада" Н. Римского-Корсакова, хореографич. номера на музыку Шопена, Скрябина, Ф. Листа и др. Поставил также балет "Кармен-сюита" (1927, Ж. Бизе) в Тифлисском т-ре и "Конек-Горбунок" (1950, Ц. Пуни) в Уфимском т-ре оперы и балета. В 1945-60 занимался режиссурой, работал в цирке, ставил танцы на эстраде, в операх, водевилях, драм. спектаклях; преподавал в худ. самодеятельности. Балетмейстер-экспериментатор, в 1920-е гг. - один из создателей новых пластич. форм. Л. стремился через скульптурно-графич. композиции, в единстве музыки и танца выявить не раскрытые ранее возможности человеч. тела. В пост. сочетал акробатику, классику и свободную пластику. Был причислен критикой к "левым" балетмейстерам, его хореографич. соч. называли "рус. экспрессионизмом".

Луковица

ЛУ́КОВИЦА (луковичная глава) - форма покрытия главы (обычно церкви): напоминающая по силуэту луковицу. Завершение храмов в виде Л. распространяется, вероятно, на рубеже 16-17 вв., хотя имеются свидетельства о применении Л. в архитектуре и декор.-прикл. иск-ве Руси с конца 12 в. Происхождение этого эл-та окончательно не выяснено. Исследователи 19 в. предполагали влияние вост. (мусульманского) зодчества - индийского (Виолле ле Дюк, И. Горностаев, Г. Гагарин; возможно, через посредство визант. архитектуры - Л. Даль, Е. Румянцев) или даже татарского. Однако такой тип завершений получает на Востоке распространение тогда, когда он вполне сформировался в России: в Персии в 16 в., в Индии в 17 в. Наиб. убедит. представляется происхождение Л. от форм деревянного зодчества (И. Забелин, В. Суслов, А. Новицкий) как результата эволюции крещатой бочки, поставленной на многогранное основание, под влиянием традиций щипцовых завершений деревянных храмов и с учетом климатич. условий Севера.

Функциональное значение Л. (препятствие скоплению снега и влаги и т. д.) не представляется существ. В связи с этим распространена символич. религиозно-эстетич. трактовка, наиб. ярко обоснованная Е. Трубецким. По его мнению, Л. "воплощает идею молитвенного горения к небесам", причастности земного мира потустороннему. Это "как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся". Полусферич. купол внутри храма обозначает высший предел Вселенной, небесную сферу; снаружи, под подлинным небесным сводом, "тот же купол принимает подвижную форму заостряющегося кверху пламени", символизирующего необходимость подъема к высшему. А. Лидов предполагает, что Л. - не декоративный или появившийся в ходе эволюции эл-т, а воспроизведение формы купола Иерусалимской Кувуклии - храма Воскресения Христова (луковичный с сер. 12 в.), впервые примененной в Сионе Успенского собора Кремля (1486).

Завершение в виде Л., не характерное для столич. церк. стр-ва 1-й трети 18 в., получает вновь распространение в зодчестве "елизаветинского барокко" в связи с возрождением императрицей нац. стиля (Ф. де Растрелли, С. Чевакинский), вновь почти перестает встречаться в эпоху классицизма и становится одним из важнейших эл-тов рус. стиля со времени К. Тона и по нач. 20 в.

Лит.: Новицкий А. П. Луковичная форма рус. церковных глав: Ее происхождение и развитие // Древности. Труды комиссии по сохранению др. памятников Имп. Моск. археологич. об-ва. М. 1909. Т. III; Плужников В. И. Термины рос. архит. наследия. М., 1995.

Луковицы куполов храма Иоанна Предтечи в Ярославле. 1671-87

Луковицы куполов храма Иоанна Предтечи в Ярославле. 1671-87

"Лукоморье"

"ЛУКОМО́РЬЕ" - ежедневный лит.-худож. и сатирич. ж., существовавший в Петербурге - Петрограде в 1914-17. Ред.-издателем "Л." был М. Суворин. Ставящее своей целью "худож. изображение жизни во всех ее областях", "Л." в годы 1-й мир. войны стало одним из наиб. ярких изд., проводивших в читательские массы идеи офиц. пропаганды. Ж. был богато иллюстрирован, в оформлении широко использовался фотомат-л. В числе постоянных сотр. "Л." были М. Кузмин, С. Городецкий, С. Ауслендер, А. Грин, Г. Иванов и др. При "Л." действовало одноименное изд-во, выпускавшее в годы войны сб. патриотич. прозы и стихов.

Лукомский Георг. Крескентьевич

ЛУКО́МСКИЙ Георг. Крескентьевич (1884-1952) - архитектор, художник, иск-вед. Род. в Калуге. В 1901-03 учился на арх. отд. Казанской худ. школы, в 1903-09 - на арх. отд. Петерб. АХ. С 1909 активно занимался иссл. работой, проявляя особый интерес к архитектуре Др. Руси, входил в к-т по созданию Музея допетровского иск-ва и быта, а позже работал в совете музея. В 1910-е гг. Л. побывал во мн. местах провинц. России, изучал памятники др.-рус. и классич. архитектуры, фактически положив начало изучению арх. сокровищ провинц. городов и усадеб, опубликовал мн-во статей и книг, описывающих провинцию. Л. сотрудничал в журн. "Аполлон", "Зодчий", "Столица и усадьба", сблизился с кругом "Мира иск-ва"; его работы (акварель, графика, рисунок) экспонировались на худ. выставках. В 1917 Л. вошел в состав Особого совещания по делам иск-в (пред. М. Горький). Пр-вом был назначен пред. Царскосельской худож. комиссии, задачи к-рой заключались в проверке и описании имущества царскосельских дворцов, в орг-ции охраны и реставрации худ. ценностей, в музеефикации быв. царских резиденций. В нояб. 1918 вышло постановление, согласно к-рому рук-во музеями вверялось комиссарам-инспекторам. В знак протеста Л. подал в отставку и уехал в Киев, где в 1919 занимался орг-цией музея им. Богдана Ханенко, на основе к-рого позже был создан Музей Вост. и Зап. иск-ва. В 1920 выехал в Константинополь для изучения визант. церквей, оттуда в Венецию, затем в Берлин, где в 1921-24 издал ряд книг по рус. иск-ву; в 1925 обосновался в Париже, где поступил на работу в торгпредство СССР, сохраняя сов. подданство. Во Франции продолжил иссл. работу, публиковал статьи, издавал книги, устраивал выставки рус. иск-ва. Худож. работы Л. приобрели мн. европ. музеи. Неоднокр. предпринимал безуспешные попытки вернуться на родину. С 1940 жил в Лондоне, умер в Ницце.

Соч.: Прогулки по старым кварталам Парижа. СПб., 1912; Кострома. Исторические очерки. СПб., 1913; Античные театры и традиции в истории эволюции театрального здания. СПб., 1914; Вологда в ее старине. СПб., 1914; Воронежская старина. Пг., 1915; Галиция в ее старине. Пг., 1915; Памятники старинной архитектуры России в типах художественного строительства. Ч. I. Пг., 1915; Современный Петроград. Пг., 1916; Старинные церкви Костромской губернии. Пг., 1916; Старый Петербург. Пг., 1917; Киев. Церковная архитектура XI-XIX веков. Византийское зодчество. Украинское барокко. Мюнхен, 1923; Мебель. Берлин, 1923; Царское Село. Описание дворцов, сада и павильонов. Мюнхен, 1923; О, Италия! (Очерки Сицилии). Берлин, 1924; Палладио. Париж, 1925.

Лит.: Георгий Крескентьевич Лукомский: Сборник. Казань, 1920; Кобак А. В., Северюхин Д. Я. Материалы к биографии Г. К. Лукомского // Анциферовские чтения. Л., 1989.

Лукьянов Герман Конст.

ЛУКЬЯ́НОВ Герман Конст. (род. 1936) - джазовый трубач и флюгель-горнист, композитор. Окончил Моск. конс. (кл. А. Хачатуряна). Дебютировал на джазовых фестивалях 60-х гг. В 1978 организовал группу "Каданс", наиб. интересно представлявшую совр. камерный джаз, опирающийся на рус. фольклор. Засл. артист России (1989).

Лит.: Петров А. Парадоксы "ЛКНВ" // Советский джаз: Проблемы, события, мастера. М., 1987.

Луначарский Анат. Вас.

ЛУНАЧА́РСКИЙ Анат. Вас. (1875-1933) - драматург, критик, историк лит-ры, обществ. и гос. деятель. Род. в семье чиновника. С нач. 1890-х гг. занялся рев. деят-ностью, стал проф. революционером, впоследствии большевиком, хотя неоднократно расходился с В. Лениным в вопросах теории и практики. В период между двумя рев-циями - один из виднейших представителей особого идейного движения в рус. социализме - т. н. богостроительства ("Религия и социализм", 1908). После рев-ции - нар. комиссар просвещения (1917-29). Автор драм. гл. обр. на ист. темы ("Фауст и город", 1918; "Кромвель", 1920 и др.), эстетич. работ ("Основы позитивной эстетики", 1904; "Марксизм и эстетика", 1905), многочисл. лекций о рус, сов. и заруб. лит-ре, музыке, живописи, читавшихся в разл. аудиториях. Стиль Л. нередко отличает тонкое понимание худож. своеобразия писателя, соединенное с прямолинейным социологизмом. На посту наркома просвещения пытался достичь компромисса и взаимодействия сов. власти с науч.-худ. интеллигенцией. Его устранение с поста наркома в 1929, сопровождавшееся грубыми нападками в печати, было одним из симптомов перехода сталинского режима к политике массовых репрессий против интеллигенции. Нек-рое время Л. оставался в редколлегиях ж. "Новый мир" (до 1931) и "Красная Новь" (до 1930), руководил НИИ лит-ры и иск-ва Комакадемии, в 1930 избран дейст. чл. АН СССР. Чтобы окончательно исключить Л. из культ. жизни страны, его в 1933 отправили послом в Испанию; по дороге туда он умер.

Соч.: Этюды критические и полемические. М., 1905; Мещанство и индивидуализм. М., 1923; Драматические произведения: В 2 т. М., 1923.

Лит.: Лебедев А. А. Эстетические взгляды А. В. Луначарского. М., 1970; О Луначарском. Исследования. Воспоминания. М., 1976; Указатель трудов, писем и литературы о жизни и деятельности: В 2 т. М., 1975-1979.

А. В. Луначарский

А. В. Луначарский

Лунгин Сем. Львович

ЛУНГИ́Н Сем. Львович (род. 1920) - киносценарист и драматург, по сценариям к-рого поставлено б. 30 ф. - игровых, научно-популярных, мультипликационных. В 1943 окончил ГИТИС, работал в моск. т-рах. Первый сценарий написан совм. с И. Нусиновым - "Мичман Панин" (1960, реж. М. Швейцер). В 60-е гг. по сценариям Л. и Нусинова поставлены ф. "Тучи над Борском" (1961, реж. В. Ордынский), "Без страха и упрека" (1963, реж. А. Митта), "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен" (1964, реж. Э. Климов). Л. и Нусинов - авторы диалогов ф. реж. Л. Шепитько "Зной" (1963, по пов. Ч. Айтматова "Верблюжий глаз") и авторы сценариев изв. научно-популярных ф. реж. С. Райтбурта "Что такое теория относительности?" (1964) и "Каникулы в каменном веке" (1967). При участии Л. и Нусинова написан сценарий ф. реж. О. Иоселиани "Жил певчий дрозд" (1972). Совместно с Нусиновым написал сценарий ф. "Агония" (1974, вып. 1985, реж. Э. Климов) - одного из значит. произв. сов. кино 70-х гг. Сценарии Л. для детск. и юнош. фильмов написаны в свободной, занимат. форме, пронизаны юмором и добротой: "Внимание, черепаха!" (1970, совм. с Нусиновым, реж. Р. Быков), "Телеграмма" (1971, совм. с Нусиновым, реж. Р. Быков), "Мальчик и лось" ("Сказка большого города", 1974, реж. И. Туманян), "Розыгрыш" (1976, реж. В. Меньшов), "Дом с привидениями" (1988, реж. Е. Гальперин). Л. - автор сценария историко-биографич. ф.: "Юлия Вревская" (1978, сов.-болг., совм. с С. Цаневым, реж. Н. Корабов), "Я - актриса" (1981, о В. Комиссаржевской, реж. В. Соколов). Л. принадлежат сценарии ф.-экранизаций для телевидения: "Мальчишки" (1978, по Л. Кассилю, реж. В. Зобин), "Трое в лодке, не считая собаки" (1979, по Дж. К. Джерому, реж. Н. Бирман), "Кафедра" (1982, по пов. И. Грековой, совм. с И. Грековой и П. Лунгиным, реж. И. Киасашвили).

Лундстрем Олег Леон

ЛУНДСТРЕ́М Олег Леон. (род. 1916) - дирижер и композитор, рук. джаз-оркестра. Окончил Казанскую конс. по кл. композиции и дирижирования (1949). Первый оркестр собрал в 1934 в Харбине. С 1956 худож. рук. и гл. дирижер Концертного джаз-оркестра в Москве. Автор джазовых произв. и аранжировок. Нар. артист России (1984).

Соч.: Так мы начинали... // Советский джаз: Проблемы, события, мастера. М., 1987; Композиция, аранжировка, исполнительство в биг-бэнде // Там же.

Лит.: Долотказин Г. Любимый оркестр // Советский джаз: Проблемы, события, мастера. М., 1987.

Лунин Мих. Сер.

ЛУ́НИН Мих. Сер. (1787-1845) - декабрист, подполковник. Из богатой дворянской семьи. Двоюродный брат Н. М. Муравьева. Получил домашнее образование. Юнкер лейб-гвардии Егерского полка (сент. 1803), переведен эстандарт-юнкером в лейб-гвардии Кавалергардский полк (1805), участник войн против Наполеона 1805-07 (Аустерлиц, Фридланд), в чине штабс-ротмистра участвовал в Отеч. войне 1812 (после Бородинского сражения получил золотую шпагу за храбрость) и в заграничных походах (ротмистр, награжден 3 орденами), в окт. 1814 вернулся с полком в Петербург, был уволен в отставку в окт. 1815. В 1816-17 жил в Париже, где перешел в католичество. В 1822 вновь поступил на воен. службу ротмистром Польского уланского полка (М. Ружены, г. Слуцк), в 1824 переведен в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк с назначением состоять при вел. кн. Константине Павловиче, назначен командиром 4-го эскадрона (Варшава). Кумир гвардейской молодежи, масон, член ложи "Трех добродетелей". Чл. Союза спасения (1816), первым предложил план цареубийства, пытался расширить деят-ность об-ва путем литографирования его док. Чл. Коренного совета Союза благоденствия (1818), участник петерб. совещаний 1820, сторонник республики. Чл. Сев. об-ва. В 1820 с Муравьевым посетил П. Пестеля для обсуждения программы тайного об-ва. Пестель предполагал поставить Л. во главе "обреченного отряда" цареубийц и выдвинуть посредником на переговорах с Польским патриотич. об-вом. В день восстания 14 дек. находился в Варшаве, где в марте 1826 дал первые показания - ответы на вопросы Следственного к-та, был арестован и доставлен в Петербург. Следствие не могло доказать ни одной "крамолы" в поведении Л. После 1822 он, однако, вел себя как активный чл. об-ва и был осужден по 2-му разряду (политич. смерть и вечная каторга, позднее сокращенная до 10 лет). Находился в Свеаборгской крепости (1826), переведен в Выборгский замок (1827), доставлен в Сибирь в Читинский острог (1828), затем в Петровский завод (1830), отправлен на поселение в с. Урик Иркутского округа, где жил в собственном доме (1836). В 1836-40 написал (и стремился распространить в рукописи) публицистич. произв.: "Письма из Сибири", "Розыск исторический", "Взгляд на рус. тайное об-во с 1816 до 1826", "Разбор донесения Тайной следственной комиссии в 1826" (совм. с Муравьевым), "Взгляд на польские дела", "Общественное движение в России в нынешнее царствование. 1840" и др. Первый историк декабристов, Л. подвел итоги процесса над ними, дал беспощадный анализ 15 николаевских лет. За "Письма из Сибири" был в 1838 на год лишен права переписки с сестрой, Е. Уваровой. В результате доноса иркутского чиновника П. Успенского в ночь на 27 марта 1841 в доме Л. был проведен обыск, его арестовали и заключили в Акатуевский тюремный замок, где он скончался при невыясненных обстоятельствах.

Лит.: Гессен С. Я., Коган М. С. Декабрист Лунин и его время. Л., 1926; Окунь С. Б. Декабрист М. С. Лунин. Л., 1962; Эйдельман Н. Я. Лунин / Обреченный отряд. М., 1987.

М. С. Лунин

М. С. Лунин

Лунц Лев Нат.

ЛУНЦ Лев Нат. (1901-24) - драматург, прозаик. Род. в Петербурге, в семье фармацевта. Окончил ист.-филологич. ф-т Петрогр. ун-та (1922). Посещал занятия Лит. студии при Доме иск-в. Один из организаторов группы "Серапионовы братья" и ее теоретик. Статьи Л. "Почему мы Серапионовы братья", "Об идеологии и публицистике", "На Запад!" вызывали споры не только в момент публикации (1922-23), но и на протяжении последующих десятилетий. Л. - автор пяти пьес: драмы "Сын шейха" (1919); трагедии "Вне закона" (1919-20; поставлена в Кельне и Праге; в России в 1923 спектакль был запрещен перед самой премьерой); трагедии "Бертран де Борн" (1922); фарса "Обезьяны идут" (1923); символич. драмы-притчи "Город правды". Л. - автор ряда рассказов, а также статей, посв. драматургии и т-ру. В 1923 Л., изнуренный работой и недоеданием, отправился на лечение в Германию и вскоре умер в Гамбурге от эмболии головного мозга. После смерти Л. никогда не издавали в СССР. Нек-рые его произв. были переизданы лишь в последние годы.

Лурье Сол. Як

ЛУРЬЕ́ Сол. Як. (1891-1964) - историк и филолог, исследователь классич. древности. В 1908 поступил на ист.-филологич. ф-т Петерб. ун-та, где специализировался по греко-римской истории и филологии. Выпускное соч. Л. было удостоено большой золотой медали (1911). По рекомендации С. Жебелева, был оставлен при ун-те для подготовки к проф. званию, но из-за начавшихся в России потрясений смог приступить к работе только в 1923. В 1934 Л. стал д-ром ист. наук, в 1943 также д-ром филологич. наук. В ходе кампании по борьбе с космополитизмом 1 июня 1949 Л. был уволен из Ленингр. ун-та. Работал в Ин-те иностр. яз. в Одессе (1950-52), а затем с 1953 до самой смерти был проф. кафедры классич. филологии Львовского ун-та. Научн. наследие Л. составляет около 200 работ. В осн. внимание ученого было сосредоточено на истории и дух. жизни Др. Греции. Л. активно занимался переводами, перевел, в частности, Ксенофонта (1935) и Плутарха (1940). Наиболее значит. тр. Л. были: "История античной общественной мысли" (1929), "Очерки по истории античной науки" (1947), "Архимед" (1945), "Геродот" (1947). Ряд осн. тр. Л. вышел посмертно: обширный тр. "Демокрит: тексты, перевод, исследования" (1970) и курс лекций "История Древней Греции", полностью изд. только в 1993. Будучи прекрасным педагогом, Л. создал возле себя круг учеников, многие из к-рых стали крупными иссл. древности (И. Амусин, В. Борухович, М. Ботвинник, Л. Глускина, Э. Соломонник и др.).

Лурье Як. Сол

ЛУРЬЕ́ Як. Сол. (1921-96) - историк, филолог, публицист. Сын историка античности С. Лурье. Выпускник (1941) историч. ф-та ЛГУ, ученик М. Приселкова. В 1942 защитил канд. дисс. "История русско-английских отношений в эпоху Ивана Грозного". В 1944-49 преподавал рус. историю в Пед. ин-те им. Герцена и АХ. В 1949-53 - без постоянной работы. До 1957 - в Музее истории религии и атеизма. До 1982 - в секторе др.-рус. лит-ры Пушкинского дома.

Осн. науч. интересы: история летописания, обществ. движения на Руси 15-16 вв. "Проигравшая сторона" в офиц. историографии и летописании Моск. Руси не имела права голоса, еретики и вольнодумцы или вообще не упоминались, или представлялись монстрами и изменниками. Л. пытался восстанавливать их действия и образ мысли на основе заведомо недобросовестных и враждебных источников. Этим сюжетам посвящены осн. монографии Л.: "Антифеодальные и еретические движения на Руси 14 - нач. 16 в." (М.; Л., 1954, совм. с Н. А. Казаковой); "Послания Иосифа Волоцкого" (М.; Л., 1959, совм. с А. А. Зиминым); "Идеологическая борьба в русской публицистике кон. 15 - нач. 16 в." (докт. дисс; М.; Л., 1960); "Повесть о Дракуле" (М.; Л., 1964); "Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским" (Л., 1979) и др.

Л. занимался также поэтикой др.-рус. лит-ры, историей кинематографа, проблемами философии истории ("После Льва Толстого". СПб., 1993), историей и лит-рой 20 в. ("Россия древняя и Россия новая". СПб., 1997; "История одной жизни". Париж, 1987, под псевд. Б. Я. Копржива-Лурье).

Мировоззрение Л., сложившееся еще в 1930-е гг., было близко рос. социал-демократам. С того же времени он участвует в обществ. движении. В 1940 вместе с однокурсником Ю. Ф. Поляковым распространял в Ленинграде листовки против Финской войны. С конца 1960-х гг. поддерживал связи с правозащитниками, из-за чего и был изгнан из Пушкинского дома.

Луспекаев Пав. Бор.

ЛУСПЕКА́ЕВ Пав. Бор. (1927-70) - актер т-ра и кино. Окончил театр. уч-ще им. М. Щепкина при Малом т-ре в Москве (1950, педагоги К. Зубов и А. Дикий). В 1950-55 - в труппе Рус. драм. т-ра им. А. Грибоедова в Тбилиси. Легкий юмор и эмоцион. заразительность отличали исполнение Л. первых ролей на сцене - Хлестакова в "Ревизоре" Н. Гоголя и Ленского в комедии С. Михалкова "Раки", драм. взрывчатость и глубина - Алексея в "Оптимистич. трагедии" В. Вишневского и Тригорина в "Чайке" А. Чехова. В 1957-58 - артист Рус. драм. т-ра им. Леси Украинки в Киеве. С 1959 по 1965 - в труппе БДТ им. М. Горького. Актер выдающегося драм. темперамента, яркого сценич. обаяния, проникнов. лирич. дара и органичности, Л. создал ряд безусловных сценич. шедевров: роли Черкуна в "Варварах" Горького (1959) и Галлена в "Не склонивших головы" Н. Дугласа и Г. Смита (1961) - оба реж. Г. Товстоногов; Боннара в "Четвертом" К. Симонова (1961, реж. Р. Агамирзян) и Нагульнова в "Поднятой целине" по М. Шолохову (1964, реж. Товстоногов). Сложностью и напряжением внутр. жизни отмечено исполнение Л. ролей Матвея Кожемякина и Ноздрева в телеспектаклях "Жизнь Матвея Кожемякина" по Горькому и "Мертвые души" по Гоголю. Всенародное признание и любовь принесла Л. роль таможенника Верещагина в к/ф В. Мотыля "Белое солнце пустыни" (1970). Среди др. ролей: Жора Поцелуйко ("Не называя фамилий" В. Минко, 1953, т-р им. Грибоедова); Котовский ("Рассвет над морем" Ю. Смолича, 1958), Бакланов ("Второе дыхание" А. Крона, 1958) - т-р им. Леси Украинки; Гайдай ("Гибель эскадры" А. Корнейчука, 1960), Виктор ("Иркутская история" А. Арбузова, 1960) - БДТ им. М. Горького; Андрей Бабичев в телеспектакле "Зависть" по И. Бабелю (1967). Снимался в кино: Карцев, "Тайна двух океанов", 1955; Кузнецов, "Балтийское небо", 1961; Степано, "Капроновые сети", 1963; Косталмед, "Республика Шкид", 1966; Генерал Караска, "Три толстяка", 1966; Ферапонтов, "Третье апреля", 1969; Майор, "Зеленые цепочки", 1969.

Лучизм

ЛУЧИ́ЗМ - одно из направлений абстрактного иск-ва. Создан, теоретически обоснован и практически реализовался М. Ларионовым и Н. Гончаровой. Л. основывался на идее возникновения пространств. форм из "пересечения отраженных лучей разл. предметов", т. к. человеком в действительности воспринимается не сам предмет, а "сумма лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета и попавших в поле нашего зрения". Лучи на полотне передаются с помощью цветных линий.

Лит.: Ларионов М. Лучизм. М., 1913.

Лыжный спорт

ЛЫ́ЖНЫЙ СПОРТ - один из осн. зимних видов спорта, включающий гонки на разл. дистанции, прыжки с трамплина, слалом, слалом-гигант, скоростной спуск и многоборья (лыжное, горнолыжное и совр. зимнее двоеборье, горное двоеборье). Междунар. федерация лыжного спорта (ФИС) осн. в 1924. Л. С. входит в программу Зимних Олимпийских игр с 1924. Чемпионаты мира проводятся с 1925 (до 1950 - ежегодно, а затем один раз в 4 года).

В России первые (отмеч. в печати) лыжные соревнования состоялись в 1894 в Петербурге. 1-й чемпионат России по лыжным гонкам проведен в 1910. В 1948 федерация Л. С. СССР стала чл. ФИС, и с тех пор сов. лыжники являются непременными участниками всех крупнейших соревнований в мире. На Олимпийских играх и чемпионатах мира неоднократно побеждали: Л. Баранова, П. и А. Колчины, К. Боярский, В. Веденин, Г. Кулакова, Р. Сметанина, В. Кузин, В. Белоусов, Г. Напалков, А. Тихонов, В. Меланьин, В. Маматов, А. Алябьев и др.

Лысенко Троф. Денисович

ЛЫСЕ́НКО Троф. Денисович (1898-1976) - агроном, глава т. н. "мичуринской биологии". Из крестьян. Окончил уч-ще садоводства в Полтаве и двухгодичные курсы селекционеров в Киеве. Работал на селекц. станциях Украины и Азербайджана. В 1925 заочно окончил Киевский с.-х. ин-т. С 1929 - сотр. Ин-та селекции и генетики в Одессе, в 1934-38 - его дир. В нач. 30-х гг. предложил метод яровизации, вызвавший интерес науч. общественности; с этих пор выдвигал одно за др. предложения, сулившие якобы быстрые положит. изменения в сельском хоз-ве (скоростное выведение новых сортов растений посредством их "воспитания", внутрисортовое скрещивание и т. д.), но на практике оказывавшиеся бесплодными. Однако посулы скорых и богатых урожаев обеспечили Л. покровительство политич. рук-ва СССР (П. Постышева, Я. Яковлева, затем И. Сталина и Н. Хрущева). Избр. в 1934 дейст. чл. АН Украины, а в 1935 - дейст. чл. Всесоюзной академии с.-х. наук им. В. Ленина (ВАСХНИЛ), Л. широко развернул пропаганду собств. учения, осн. положением к-рого было признание наследуемости приобрет. признаков. Вторым гл. положением Л. было признание, что свойством наследуемости обладает клетка или организм в целом; на этом основании гены объявлялись несуществующими, хромосомная теория наследственности - несостоят. Извратив идеи покойного И. Мичурина, Л. использовал его авторитет, окрестив свои построения "мичуринской биологией". Л. и создававшие "философско-методологич. базу" его учения марксистские начетчики типа И. Презента и М. Митина играли на политич. конъюнктуре, превознося "мичуринскую биологию" как "материалистич." и "советскую" науку, противопоставляя ей совр. генетику Н. Вавилова, Н. Кольцова и др. как "идеалистич." и "бурж.". Политич. компрометация со стороны лысенковцев имела следствием аресты мн. передовых ученых в ходе кампании террора 1937-38 и последующих годов. В 1938 Л. стал президентом ВАСХНИЛ, в 1939 - акад. АН СССР; в 1940, после ареста Вавилова, возглавил Ин-т генетики. Лысенковцы пытались разгромить науч. генетику в дискуссиях 1936 и 1939, но получили сильный отпор. Дальнейшее наступление лысенковщины было прервано войной, а после войны наблюдалось даже нек-рое оживление классич. генетики. Однако на сессии ВАСХНИЛ 1948 Л., заручившись поддержкой Сталина, добился осуждения классич. генетики и права на монополию "мичуринской биологии" в сов. науке. После сессии многие ин-ты и лаборатории были закрыты, тысячи биологов-теоретиков, селекционеров, преподавателей вузов уволены с работы. До 1956 господство "мичуринской биологии" было безраздельным. Но и после возрождения генетики потребовалось немало лет, прежде чем учение Л. было разоблачено как лженаука. Хрущев настолько симпатизировал "мичуринской биологии", что после первых антилысенковских выступлений на собрании АН в 1964 планировал разгон АН. После падения Хрущева в 1966 эпоха лысенковщины закончилась; Л. лишился всех высоких постов, оставаясь до конца жизни лишь науч. рук. эксперимент. станции "Горки Ленинские". В пору своего могущества Л. был зам. пред. К-та по Сталинским премиям в обл. науки (с 1940), зам. пред. Высшей аттестац. комиссии; депутатом Верховного Совета (1937-66), чл. Центр. Исполнит. К-та СССР (1935-37), зам. пред. Совета Союза Верховного Совета СССР (1937-50), трижды лауреатом Сталинской премии, Героем Соц. труда; награжден золотой медалью им. И. Мечникова, множеством орденов.

Львов Ал. Фед

ЛЬВОВ Ал. Фед. (1798-1870) - скрипач, дирижер, муз. деятель, автор музыки гимна "Боже, царя храни" (на стихи В. Жуковского, 1833). Сын Ф. Львова. Получил домашнее образование, игре на скрипке обучался в т. ч. у Ф. Бема. Окончил Ин-т инж. путей сообщения (1818), служил инж. в аракчеевских поселениях, с 1826 - флигель-адъютант. Как скрипач-солист выступал в салонах, благотворит. концертах. Дружески общался с Ф. Мендельсоном, Д. Мейербером, Г. Спонтини, Р. Шуманом и др. С 1835 Л. - постоянный участник устраиваемых в его доме квартетных вечеров (с Л. Маурером, Г. Вильде и М. Виельгорским), организатор симфонич. "Концертного об-ва" (1850). С 1837 по 1861 - дир. Придвор. хора, издатель Полного круга богослужебного пения в 4-голосной гармонизации. Необходимость подобной реорг-ции богослужебного пения, вызвавшей полемику в церк. кругах, Л. обосновывает в трактатах: "О свободном, или несимметричном, ритме" (1858), "Несколько слов о правилах, необходимых для сочинений гармонического пения" (1850), "О церковных хорах" (1853). Из муз. соч. Л. в пед. репертуаре использовалась скрипичная школа (с 24 каприсами), а также концерт для скрипки с оркестром, увертюра к опере "Ундина", хоровая обработка "Стабат матер" Д. Перголези. Оперы Л. ("Бьянка и Гвальтьеро", "Ундина") успеха не имели.

Львов Георг. Евг

ЛЬВОВ Георг. Евг. (1861-1925) - политич. деятель, первый министр-пред. Врем. пр-ва. Род. в Тульской губ., окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. С 1886 в земском либер. движении, пред. Гл. к-та Всерос. земского союза. Депутат Гос. думы, один из лидеров Прогрес. блока. После Февр. рев-ции глава Врем. пр-ва и одновременно министр внутр. дел. По признанию П. Милюкова, В. Набокова и др., Л. не сумел оправдать возлагавшихся на него надежд, не проявив ни сильной воли, ни гос. ума. В июле 1917 Л. подал в отставку, уступив свое место А. Керенскому. После Окт. рев-ции принял участие в борьбе против Сов. власти, с 1918 в эмиграции. Чл. Рус. политич. совещания в Париже, претендовавшего на роль руководящего центра Белого движения. Умер в Париже.

Г. Е. Львов

Г. Е. Львов

Львов Ник. Ал-др.

ЛЬВОВ Ник. Ал-др. (1751-1803) - деятель рус. культуры кон. 18 в. Закончил офицерскую школу Измайловского гвардейского полка в Петербурге. Обладал многочисл. и разностор. дарованиями - арх., рисовальщик и гравер, поэт, переводчик с итал., музыкант и инж. Один из первых рус. теоретиков и историков иск-ва.

Л. служил одновременно в Иностранной коллегии (с 1769) и в гвардии (с 1770), в горном ведомстве и в Гл. управлении почт (1782-97). Он был избран чл. Российской АН (1783) и поч. чл. АХ (1796).

Среди первых построек Л. - собор св. Иосифа в Могилеве (1780-е гг., не сохранился) - однокупольный храм с дорич. портиками, Невские ворота Петропавловской крепости (1787), Петерб. почтамт (1782-89). Мн. постройки того времени, выполн. Л., не сохранились, но известно, что он строил много усадеб и загородных дач. Сохранилась ц. св. Троицы (1785-87) в усадьбе ген.-прокурора кн. А. Вяземского, прозв. в народе "Кулич и пасха" за форму церкви (ротонда) и колокольни (пирамида); ц. св. Екатерины в усадьбе графов Воронцовых в селе Мурино (1780-е гг.), где он смело поместил колокольню прямо на куполе, решив ее в виде изящной ротонды. У себя на родине, в Торжке, Л. построил великолепный по пропорциям собор Борисоглебского мон. в стиле строгого классицизма, положивший начало застройке города в этом стиле (1785-90).

С нач. 1770-х гг. Л. пробует себя в лит-ре. Печатался он относительно редко (в "Собеседнике любителей российского слова", "Московском журнале", "Аонидах" и др.). Обращался к драматургии - комич. опера "Ямщики на подставе" (1788) и др.; выпустил "Собрание рус. народных песен с их голосами" (1790, совм. с И. Прачем). Л. сыграл большую роль в развитии анакреонтики, опубликовав сб. "Стихотворения Анакреона Тийского" со своим программным предисловием (1794). Из малых стихотворных жанров особый интерес представляют его дружеские послания. Он начинал писать поэму "Добрыня" (1794, не оконч.), создал оригин. в жанровом отношении соч. "Ботаническое путешествие на Дудорову гору 1792, мая 8", немало переводил.

Во 2-й пол. 1790-х гг. Л. увлекся технологией стр-ва из нового мат-ла - спрессованной земли, скрепленной раствором извести. Он открыл уч-ща, где обучал подобной технологии, в своем поместье в селе Никольском под Торжком и в Москве. По этой технологии Л. построил в Гатчине замок для приора мальтийских рыцарей принца Конде.

Львов Пав. Юр.

ЛЬВОВ Пав. Юр. (1770-1825) - писатель. Воспитывался в Моск. ун-тском пансионе, служил в гвардии в статской службе, неск. лет был Петерб. губернским прокурором. Чл. Рос. АН. Проза Л. (пов. "Роза и Любим", 1790; "Александр и Юлия", 1801) - характерный образец сентиментализма. Наиб. изв. его ром. "Российская Памела, или История Марии, добродетельной поселянки" (1789) - попытка, опираясь на традиции европ. сентимент. прозы (в частности, С. Ричардсона), создать психологич. ром. Несамостоятельность Л. способствовала закреплению за ним репутации малооригин. автора, искажающего свои образцы и воплотившего худшие свойства сентимент. направления. В 1800-10-х гг. Л. создает ряд ист. соч. ("Пожарский и Минин", 1810; "Боярин Матвеев", 1815 и др.), в целом не отвечавших уровню ист. науки того времени.

Львов Фед. Петр.

ЛЬВОВ Фед. Петр. (1776-1836) - муз. деятель, глава Придворного хора, отец А. Львова, двоюродный брат Н. Львова, литератор. Как поэт выступал под псевд. Схимник, был близок кружку Г. Державина - Н. Львова, а также "Беседе любителей российского слова" в доме Державина. После смерти Д. Бортнянского возглавил Придворный хор (1826-36). Л. выступал против итал. влияния в музыке православ. церкви и за восстановление знаменного церк. пения; он руководил порученной П. Турчанинову работой по гармонизации церк. круга богослужебного пения, против к-рой активно выступали видные церк. деятели (митр. Амвросий и Филарет). Автор кн. "О пении в России" (СПб., 1834). Л. приписывается также ст. "Церковная музыка. Об образовании древнего церковного пения" (1831).

Львов-Рогачевский Вас. Львович

ЛЬВОВ-РОГАЧЕ́ВСКИЙ Вас. Львович (наст. фам. Рогачевский) (1873-1930) - критик, историк лит-ры. Окончил Петерб. ун-т (1900). Чл. "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" (с 1898), впоследствии меньшевик. Лит. деят-ностью занимался с кон. 1890-х гг. Сотрудничал в ж. "Русское богатство", "Современный мир" и др. Автор крит.-биографич. работ о М. Горьком, В. Вересаеве (1914), А. Блоке (1921), И. Тургеневе (1926), Л. Толстом (1928), рабоче-крестьянских писателях. Часто объяснял творчество писателей с позиций вульгарной социологии.

"Львовский кружок"

"ЛЬВО́ВСКИЙ КРУЖО́К" (иначе - "львовско-державинский", "державинский") - не оформленное организационно объединение петерб. литераторов, художников, композиторов (1770-90); сложился вокруг Н. Львова. Ядром "Л. К." были Г. Державин, В. Капнист, Н. Львов, И. Хемницер, позднее к нему примыкали А. Бакунин, И. Дмитриев, А. Оленин и др. Интересы "Л. К." были многообразны, в целом он способствовал раскрепощению словесности от лит. стереотипов и жанровых догм, общение помогало его участникам выработать новые средства для поэтич. воплощения индивид. личности. Для мн. участников "Л. К.", особенно в 1790-е гг., было характерно увлечение античностью, в частности Горацием и Анакреонтом (Державин, Капнист, Львов, Оленин).

Любавский Матв. Куз

ЛЮБА́ВСКИЙ Матв. Куз. (1860-1936) - историк. Родился в семье дьячка, учился в Рязанской дух. семинарии, окончил ист.-филологич. ф-т Моск. ун-та. В 1894 защитил магистер. дисс. "Областное деление и местное управление Литовско-Русского гос-ва ко времени издания первого Литовского Статута" (М., 1892), в 1900 - доктор. дисс. "Литово-Рус. сейм". Приват-доцент, затем проф. с 1901 и ректор (1911-17) Моск. ун-та, с 1913 - пред. Об-ва истории и древностей российских, чл.-корр. АН (1917), акад. (1929). В 1931-36 - сотр. Башкирского НИИ нац. культуры в Уфе.

Осн. круг его интересов связан с изучением проблем истории Вел. княжества Литовского. Работы его в этой обл. носят фундамент. характер и опираются на док. источники. На осн. этих тр. Л. написал обобщающий "Очерк истории Литовско-Рус. гос-ва до Люблинской унии включительно" (М., 1910), к-рый до сих пор не имеет аналогов.

Большое внимание уделил Л. ист. географии. Он подготовил и прочитал в Моск. ун-те в 1908-09 курс "Ист. география России в связи с колонизацией" (М., 1909). В целом им написано б. 200 работ по разным проблемам отеч. и зарубеж. истории. Творчество этого историка требует гораздо б. объективной и высокой оценки, чем это принято в сов. историографии.

Любимов Юр. Петр.

ЛЮБИ́МОВ Юр. Петр. (род. 1917) - реж., актер, театр. педагог. В 1940 окончил студию при Т-ре им. Е. Вахтангова. В 1940-47 Л. служил в рядах Сов. армии, работал в ансамбле песни и пляски НКВД. С 1947 по 1964 Л. - актер Т-ра им. Вахтангова. Среди его ролей - Бенедикт ("Много шума из ничего" У. Шекспира), Моцарт ("Маленькие трагедии" А. Пушкина), Шубин ("Накануне", по одноим. ром. И. Тургенева), Олег Кошевой ("Молодая гвардия", по одноименному ром. А. Фадеева), Виктор ("Иркутская история" А. Арбузова) и др. С 1947 снимался в кино ("Беспокойное хозяйство", "Кубанские казаки и др.). В 50-е гг. Л. начинает заниматься преподават. деят-ностью в театр. уч-ще им. Б. Щукина при Т-ре им. Вахтангова. Дипломный спектакль курса Л. "Добрый человек из Сезуана" Б. Брехта (1963) стал сенсацией в театр. Москве. Выпускники курса составили осн. актерской труппы Моск. т-ра драмы и комедии на Таганке, к-рый открылся 23 апр. 1964. В течение 18 лет (1964-82) Л. был гл. реж. и худож. рук. Т-ра на Таганке. Л. создал новый для сов. т-ра жанр - поэтич. представление, в к-ром поэтич. текст был осн. драматич. действия. Т-р на Таганке стал одной из "легенд" шестидесятников. Л. постоянно испытывал притеснения со стороны властей. Его пост. выходили с большими трудностями. В то же время т-р Л. получил мировое признание. Конфронтация с властями привела к тому, что в 1982 Л. выехал из СССР для постановки спектакля за границей и сразу был лишен сов. гражданства. В наст. время он живет в Израиле и ставит оперные и драматич. спектакли в т-рах разных стран. С 1988 Л. регулярно приезжал в Москву, где работал в Т-ре на Таганке над возобновлением старых и постановкой новых спектаклей. Однако конфликт в т-ре и возникновение "Содружества актеров на Таганке" привели к фактич. закрытию Т-ра на Таганке и развалу труппы. В наст. время Л. работает со своими актерами или за границей (Афины), или во время редких гастролей в России (напр., гастроли в СПб. в янв. 1995). Спектакли Л. в Т-ре на Таганке: "Добрый человек из Сезуана", "Герой нашего времени" (1964), "Антимиры", "10 дней, которые потрясли мир", "Павшие и живые" (1965), "Жизнь Галилея" (1966), "Послушайте", "Пугачев" (1967), Тартюф" (1968), "Живой" (1968, премьера 1989), "Мать", "Час пик", "Берегите ваши лица", "Что делать" (1970), "А зори здесь тихие", "Гамлет" (1971), "Под кожей статуи Свободы" (1972), "Товарищ, верь", "Бенефис" (1973), "Деревянные кони" (1974), "Пристегните ремни" (1975), "Работа есть работа", "Обмен" (1976), "Мастер и Маргарита", "Перекресток" (1977), "Ревизская сказка" (1978), "Преступление и наказание", "Турандот, или Конгресс обелителей" (1979), "Дом на набережной", "Надежды маленький оркестрик" (1980), "Три сестры" (1981), "Владимир Высоцкий" (1981, восст. 1988), "Борис Годунов" (1982, восст. 1988), "Пир во время чумы. Маленькие трагедии", "Дочь, отец и гитарист" (1989), "Самоубийца" (1990), "Электра" (1990, Афины), "Живаго (Доктор)" (1993), "Медея" (1995, Афины).

Ю. П. Любимов

Ю. П. Любимов

Любищев Ал-др Ал-др.

ЛЮ́БИЩЕВ Ал-др Ал-др. (1890-1972) - биолог, теоретик и историк науки, ученый-энциклопедист. Окончил в 1911 Петерб. ун-т. Преподавал на Бестужевских жен. курсах (1911-14). В годы 1-й мир. войны мобилизован, работал в воен. орг-ции по произ-ву взрывчатых веществ под началом выдающегося химика, проф. В. Ипатьева. Преподаватель Крымского ун-та в Симферополе (1918-21), Пермского ун-та (1921-27), Самарского с.-х. ин-та (1927-30). В 1930-37 Л. работал в Ленинграде во Всесоюзном ин-те защиты растений, а в 1937-41 возглавлял Отдел экологии в Ин-те биологии в Киеве. С нач. войны эвакуировался в Ср. Азию, где работал в Пржевальске, затем в г. Фрунзе, в Пед. ин-те, С.-х. ин-те и в Киргизском филиале АН СССР. После сессии ВАСХНИЛ, на к-рой науч. генетика была разгромлена лысенковцами (1948), Л., не считаясь с опасностью, вступил в открытую борьбу с т. н. "мичуринской биологией". И во Фрунзе, и в Ульяновске, где Л. работал с 1950 до конца жизни, на лекциях и в беседах со студентами и проф. он неустанно разоблачал взгляды Т. Лысенко как ненауч., а его практич. предложения - как нелепые и убыточные. С 1953 Л. пишет труд "О монополии Лысенко в биологии", в к-ром деят-ность этого малограмотного фанатика подверглась уничтожающей критике. По этому же вопросу Л. обращался с письмами в Отдел науки ЦК КПСС, Мин-во сельского хоз-ва, в ряд центр. и местных газет. С сер. 60-х гг. Л. вернулся к проблемам теоретич. биологии. Его гл. интересы лежали в обл. теории эволюции, систематики и морфологии, методологии применения математики в биологии. В архиве ученого есть также ряд работ по философии и истории науки и культуры. Антилысенковские работы Л., долгое время ходившие по рукам в качестве своего рода "научного самиздата", и такие его крупные труды, как "Линии Платона и Демокрита в истории культуры", "Наука и религия", "Философия и наука", "Уроки истории науки", были опубл. лишь в последние годы.

Соч.: К методике количественного учета и районирования насекомых. Фрунзе, 1958; Проблемы формы, систематики и эволюции организмов. М., 1982; Дисперсионный анализ в биологии. М., 1986; В защиту науки: Статьи и письма. Л., 1991.

Любомудры

ЛЮБОМУ́ДРЫ - чл. филос.-лит. кружка "Общество любомудрия", образов. в 1823 и распущ. после восстания декабристов 14 дек. 1825. Об-во возникло на осн. кружка, к-рый сложился в Благородном пансионе при Моск. ун-те под рук. преподавателя С. Раича. В "Об-во любомудрия" входили поклонники нем. идеалистич. философии В. Одоевский, Д. Веневитинов, А. Кошелев, бр. Киреевские, Н. Рошалин. Тесные отношения с об-вом поддерживали В. Кюхельбекер, А. Хомяков, М. Погодин, С. Шевырев, М. Максимович. Отрицательно относившиеся к франц. просветительству 18 в., участники об-ва гл. своей задачей ставили изучение и распространение нем. идеализма. На регулярных заседаниях об-ва, считавшего себя "тайным", читались и обсуждались произв. И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Л. Окена. Для пропаганды своих идей использовали альм. "Мнемозина". Несмотря на то, что к об-ву были близки нек-рые декабристы - Кюхельбекер, М. Нарышкин, оно не было политич. орг-цией, не занималось ни политикой, ни естествоиспытательством, а лишь "чистой" философией, отрывая ее от жизни и конкретных наук. "Об-во любомудрия" сыграло положит. роль в истории рус. философии, обществ. и науч. мысли. Оно явилось 1-м филос. кружком в России, стало идейным воспитателем мн. крупных представителей партии "славянофилов" (бр. Киреевские, Кошелев, Хомяков), идеологов офиц. народности (Шевырев, Погодин). Идеи об-ва оказали влияние на развитие ист. мысли (Погодин), экономич. науки (В. Андросов), лит-ры (Одоевский, В. Титов). После роспуска "Об-ва любомудрия" его участники пытались объединиться вокруг "Моск. вестника".

Люди

ЛЮ́ДИ - в Др. Руси наиб. общее обозначение народа, населения (в ед. ч. - людин), по преимуществу - свободные (не холопы), не привилегированные. В "Рус. Правде" (11-12 вв.) - члены общины (верви), в противоположность княж. дружине. В 14-16 вв. термин "Л." дифференцируется: страдные Л. - холопы, занятые физич. трудом, они же - деловые (от "дело"); Л. лучшие - зажиточные члены гор. или сел. общины, соответственно Л. середние, молодшие и т. п.; тяглые Л. - плательщики тягла (податей) в городе и деревне. Житьи Л. - в Вел. Новгороде времен независимости следующий после бояр-аристократов слой горожан.

Лютня

ЛЮ́ТНЯ - струнный щипковый инструмент вост. происхождения. Инструменты, родственные лютне, до сих пор распространены в арабских странах, Ср. Азии и на Кавказе. В Европу Л. проникла через Испанию и Сицилию в средние века и быстро получила широкое распространение. Корпус Л. - грушевидной формы, дека плоская. Кол-во струн иногда доходило до 25, хотя обычно составляло 5-7 парных струн, которые были настроены в октаву или унисон. Играют на Л. пальцами, реже медиатором. В 15-17 вв. Л. была основным аккомпанирующим инструментом, для нее была создана огромная муз. лит-ра. Л. и ее разновидности - теорба и китаррон были основой первых оперных оркестров, где они обеспечивали гармоническую основу (цифрованный бас) муз. ткани. Ноты для Л. записывались в осн. в виде табулатуры. В более поздние времена Л. была вытеснена из оркестра клавесином, а из сольной практики - ее потомком, гитарой. Ныне Л. встречается в осн. в ансамблях старинной музыки.

Лядов Анат. Конст.

ЛЯ́ДОВ Анат. Конст. (1855-1914) - композитор, дирижер, педагог. Происходил из семьи, давшей многих известных музыкантов. Окончил Петерб. конс. (1878), ученик Н. Римского-Корсакова. Участник Беляевского кружка, продолжавшего традиции "Могучей кучки" ("Новой рус. муз. школы"). Для его музыки характерно широкое использование нац.-фольклорных традиций. Автор ярких симфонич. миниатюр ("Баба-Яга", 1904; "Волшебное озеро", 1909; "Кикимора", 1909; "Танец амазонки", 1910 и др.), камерно-инструмент. ансамблей, фортепианных произв. (сюита "Бирюльки", 1876; "Арабески", 1878; "Про старину", 1889; "Баркарола", 1898 и др.), хоров, песен, романсов. Написал б. 200 обработок нар. песен ("Сб. рус. нар. песен...". СПб., 1898; "35 песен рус. народа...". СПб., 1902; "50 песен рус. народа...". СПб., 1903). Выступал как дирижер в концертах Петерб. кружка любителей музыки, в "Русских симфонич. концертах". С 1878 - преподаватель (с 1886 - проф.) Петерб. конс. Среди его учеников - Б. Асафьев, М. Гнесин, Н. Мясковский, С. Прокофьев.

Лит.: Запорожец К. А. К. Лядов: Жизнь и творчество. М., 1954; Михайлов М. А. К. Лядов: Очерк жизни и творчества. Л., 1985.

А. К. Лядов

А. К. Лядов

Лядова Вера Ал-др.

ЛЯ́ДОВА Вера Ал-др. (1839-70) - певица (сопрано), драматич. актриса и балерина, двоюродная сестра композитора А. Лядова. Окончила Петерб. балетную школу в 1858 (кл. Э. Гюге). В 1858-69 одна из ведущих характерных танцовщиц петерб. Александринского т-ра, исполнительница партий Лизы ("Тщетная предосторожность"), Чеккины ("Парижский рынок") и др., а также танцев в разл. операх и балетах. С 1866 Л. исполняла гл. партии в постановках водевилей, с 1869 - и в опереттах. Л. - первая отеч. примадонна оперетты.

Ляпунов Прокопий Петр.

ЛЯПУНО́В Прокопий Петр. (?-1611) - политич. и воен. деятель. Происходил из старинного рязанского дворянского рода. Род Ляпуновых к кон. 16 в. стал одним из самых авторитетных в Рязанском краю. В 1604 Л. участвовал в походе против Лжедмитрия I. В мае 1605, узнав о смерти Бориса Годунова, перешел на сторону Лжедмитрия I, при к-ром стал воеводой в Переяславле-Рязанском. После гибели Лжедмитрия I отказался признать власть Василия Шуйского, сохраняя верность своему прежнему господину, о к-ром говорили, что он жив и в скором времени вернется занять свой престол. Л. примкнул к отрядам И. Болотникова, "большего воеводы царя Димитрия", вместе с ними принимал участие в осаде Москвы. В нояб. 1606 принес повинную Василию Шуйскому, после чего ему был пожалован чин думного дворянина. В новом кач-ве принял участие в разгроме отрядов своего бывшего союзника. В 1608-10 возглавлял походы против Лжедмитрия II, организовал оборону Переяславля-Рязанского. После смерти М. Скопина-Шуйского Л. обвинил Василия Шуйского в убийстве племянника. После свержения Шуйского поддерживал боярина В. В. Голицына как кандидата на освободившийся престол. В янв. 1611, после занятия Москвы польскими войсками, стал организатором Первого ополчения. В марте 1611 ополчение подошло к Москве и блокировало интервентов. Наряду с Д. Трубецким и И. Заруцким входил в "Совет всей земли" (Земское пр-во). Принятые Л. суровые меры по прекращению грабежей и мародерства вызвали недовольство среди казачества. Л., явившийся на Казачий круг для объяснений, был зарублен казаками.

Ляпунов Сер. Мих.

ЛЯПУНО́В Сер. Мих. (1859-1924) - композитор, пианист, дирижер. Участвовал вместе с М. Балакиревым в издании полного собр. соч. М. Глинки; после смерти Балакирева закончил и инструментовал ряд его произв. (фп. фантазия "Исламей" и др.). В собственном творчестве Л. выделяются 2 концерта и Рапсодия на укр. темы для фп. с оркестром; фп. соната, этюды высшего исполнит. мастерства; прелюдии, вальсы, мазурки и др.; 2 симфонии (1887, 1917), Концертная увертюра (1883; во 2-й ред. - Баллада, 1896), Торжеств. увертюра на рус. темы (1896), симфонич. поэмы. Развивая традиции "Могучей кучки", много внимания уделял нац. муз. фольклору, записывал, изучал, обрабатывал нар. песни ("Песни рус. народа". СПб., 1899). Выступал с концертами как пианист и дирижер. Служил пом. управляющего придворной певч. капеллой (1894-1902), дир. Бесплатной муз. школы (1908-17). С 1910 - проф. Петерб. (Петрогр.) конс. по кл. фп., с 1917 - по кл. композиции. С 1919 преподавал также в Петрогр. ин-те истории искусств.

Ляцкий Евг. Ал-др.

ЛЯ́ЦКИЙ Евг. Ал-др. (1868-1942) - этнограф, фольклорист, историк лит-ры, прозаик, критик. Сын дворянина-землевладельца, дальний родственник поэта Л. Мея. С 16 лет Л. увлекся изучением нар. творчества, ездил в фольклорные эксп. В 1889-93 учился на словесном отделении ист.-филологич. ф-та Моск. ун-та, по окончании к-рого был оставлен на кафедре. С 1893 до кон. 90-х гг. жил в Москве и занимался преподават. деят-ностью. Продолжал собирать фольклор и этнографич. мат-лы в эксп. в Полесье, Приволжье, на Рус. Север и др. В кон. 90-х гг. Л. переехал в Петербург и служил сначала в Ин-те антропологии и этнографии, затем ст. этнографом, зав. отделом во вновь организов. этнографич. отделении Рус. музея (до 1907). Как лит.-вед Л. принадлежал к культурно-ист. школе, был другом и соратником акад. А. Пыпина. Гл. объект его иссл. в 1890-1910-х гг. - фольклор, лит-ра 18 в., творчество Н. Гоголя, В. Белинского, И. Гончарова, Н. Чернышевского, Л. Толстого. Л. выступал с критич. ст. в ж. "Обозрение", "Современный мир", "Журнал для всех" и др. С 1902 Л. - постоянный сотр. ж. "Вестник Европы". В 1912-13 Л. был ред. ж. "Современник", привлек к рук-ву худ. отделом М. Горького, а к сотрудничеству - крупнейших историков лит-ры. В 1909 Л. основал в Петербурге изд-во "Огни", где публиковалась худож., общ.-политич., науч.-популярная, дет. лит-ра.

В кон. 1917 Л. уехал в Финляндию. В 1918-19 - ред. газ. рус. колонии в Финляндии "Северная жизнь". Организовал в Стокгольме изд-во "Северные огни" (1920-21), издававшее рус. классич. лит-ру. С 1922 жил в Праге, занимал кафедру рус. яз. и лит-ры в Карловом ун-те, преподавал в Свободном Рус. ун-те. В 1923-26 организовал изд-во "Пламя" и руководил им, сотрудничал в газ. "Воля России", ж. "Новая русская книга", "Русский архив" и др. В 1925 опубл. ром. "Тундра" о жизни рус. эмигрантов. Л. был избран поч. д-ром Белградского ун-та, поч. чл. Союза рус. писателей и журналистов в Праге. Сыграл значит. роль в популяризации рус. литры в слав. странах.

Предыдущая страница Следующая страница