Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "М" (часть 1, "МАВ"-"МАК")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 1, "МАВ"-"МАК")

Мавзолей

МАВЗОЛЕ́Й - усыпальница наместника Карии Мавсола, сооруженная его вдовой Артемисией в 353 до н. э. в Галикарнасе (М. Азия), одно из "семи чудес света". Впосл. М. назывались и др. монум. усыпальницы, напр. М. Александра Македонского в Александрии. Тела в М. иногда (как тело Александра) сохранялись нетленными, но всегда в саркофаге, скрытыми от чьих-л. взоров. Первым М., совмещ. функции гробницы и кунсткамеры, стал М. Ленина у Кремлевской стены на Красной площади в Москве (1924), за ним последовали такие же М. нек-рых вост. лидеров. В 1953 в М. Ленина был помещено тело Сталина, настоящие похороны к-рого в 1962 декларировались и расценивались как посмертное наказание. М. Ленина служил также правительств. трибуной во вр. демонстраций и парадов.

Маврина Тат. Ал

МА́ВРИНА (Лебедева-Маврина) Тат. Ал. (1902-96) - график, чл. группы "13" (до 1931). Засл. худож. РСФСР. Автор оформления и илл. книг рус. нар. сказок, произв. рус. писателей, серий пейзажей рус. городов, эстампов. Творчески использовала традиции нар. рус. иск-ва, лубка (илл. к произв. Пушкина, 1961, 1963; сб. "Рус. сказки", 1963 и др.).

Лит.: Костин В. Т. А. Маврина. М., 1966; Дмитриева Н. Т. Маврина: Графика, живопись. М., 1981.

Т. А. Маврина. Звенигород. 1946

Т. А. Маврина. Звенигород. 1946

Мавродин Вл. Вас.

МАВРО́ДИН Вл. Вас. (1908-87) - историк. В 1926-30 учился в Ленингр. ун-те, с к-рым связана вся его последующая многогранная науч. и пед. деятельность. В 1940-49 и в 1959-71 декан ист. ф-та, в 1938-85 зав. каф. истории СССР (с перерывом). Проф. (с 1940), засл. деятель науки РСФСР (1968). В 1969-85 -пред. Головного совета по истории при Минвузе РСФСР. М. - историк-энциклопедист, равно авторитетный в вопросах ранней истории славян и сложнейших соц. и полит. коллизиях 18 в. Его первые кр. работы (1934) посв. соц.-экон. проблемам 17 в. В сер. 30-х гг. М. становится активнейшим участником дискуссий по проблемам обществ.-экон. формаций (особенно в Др. Руси), в ходе к-рых создавалась новая марксист. концепция отеч. истории. К кон. 30-х гг. М. стал одним из ведущих специалистов по истории рус. феод. гос-ва. Он одним из первых заострил внимание на таком аспекте генезиса феод. отношений, как постепенность, длительность, сопряженность со сложным процессом распада родовых отношений, когда борются три обществ. уклада: первобытный, рабовладельч. и феод. Эти же вопросы остаются главными в его творчестве в послевоен. годы, к ним он возвращается и в последующее время (в центре его иссл. - процесс формирования др.-рус. гос-ва, происхождение рус. народа, нар. восстания в Др. Руси, историография, об-во и природа). Органичным продолжением темы Киевской Руси стали его тр. по формированию рус. государственности в 14-16 вв. В послевоен. дискуссии он отстаивает свою т. зр. на синтетичность этого процесса, не сводя его лишь к экон. факторам, но учитывая его полит. и нац. характер. С сер. 50-х гг. М. в осн. обращается к истории класс. борьбы в феод. России в шир. временном диапазоне: от древности (возвращаясь к начатому в 30-е гг.) до нового времени. Итогом стал фундамент. труд по истории крест. войны под предводит. Е. Пугачева, написанный им в соавторстве. К этому изданию примыкают и 2 тома курсов лекций о класс. борьбе и обществ.-полит. мысли в России 18 в. Нач. периоду новой России посв. его книги о Петре I и возникновении Петербурга. В сферу науч. интересов М. входили также история развития огнестр. оружия и мор. дела в России, история Ленингр. ун-та и др. ист.-теоретич. и историогр. проблемы. М. был талантливым ученым-педагогом и ученым-популяризатором, М. - автор б. 360 печатных работ, в т. ч. 29 монографий, 17 учебников и уч. пособий. Среди его учеников - ок. 50 канд. и 9 д-ров наук.

Соч.: Мавродин В. В. Возникновение феод. отношений у вост. славян. Др.-рус. гос-во - Киевская Русь. М., 1957; Он же. Классовая борьба и общественно-политич. мысль в России в 18 в. (1725-73). (Курс лекций). Л., 1964; 1970; Он же. Крестьянская война в России в 1773-75 гг. Восстание Пугачева. [В 3-х т.]. М., 1966.

Лит.: Дегтярев А. Я., Фроянов И. Я. О Владимире Васильевиче Мавродине // Генезис и развитие феодализма в России. Проблемы идеологии и культуры. К 80-летию проф. В. В. Мавродина. Л., 1987; Фроянов И. Я., Дворниченко А. Ю. Памяти В. В. Мавродина (1908-87) // Вестник Ленингр. ун-та. Сер. 2. 1988. Вып. 2; Фроянов И. Я. Киевская Русь: Очерки отечественной историографии. Л., 1990.

Магеровский Лев Флорианович

МАГЕРО́ВСКИЙ Лев Флорианович (1896-1986) - обществ. и науч. деятель рус. эмиграции, организатор Бахметьевского архива Колумбийского ун-та - одной из крупнейших док. коллекций Рус. Зарубежья. Выпускник Михайловского арт. уч-ща, ветеран 1-й мир. войны и Белого движения. Во время гражд. войны участвовал в разл. конспират. антибольшевист. орг-циях, в т. ч. в организованной В. В. Шульгиным "Азбуке". Получив высш. образование в Чехословакии, стал одним из организаторов Рус. Загран. ист. архива ("Пражского архива"), чл. его Ученого совета, зам. дир. и зав. одного из отд. Был одним из близких сотр. К. Крамаржа по реализации "рус. акции" чехосл. пр-ва, состоял в руководстве Союза рус. писателей и журналистов, "Рус. Сокола" и др. орг-ций. После 2-й мир. войны, находясь в США, принимал активное участие в спасении "перемещенных лиц", а также в орг-ции там аналога Пражского архива (Рус. Загран. ист. архив после 1945 был перевезен из Праги в Сов. Союз). Архив Рус. и вост.-европ. культуры при Колумбийском ун-те (с 1973 - "Бахметьевский архив") был открыт в июне 1951 при содействии быв. посла России в США проф. Колумбийского ун-та Б. А. Бахметьева, ректора ун-та и буд. през. США ген. Д. Д. Эйзенхауэра, профессоров Дж. Т. Робинсона и Ф. А. Мозли. Вплоть до нач. 80-х гг. М. являлся куратором этого архива, способствовал пополнению его новыми уникальными коллекциями рус. эмигрантов. Пользовался глубоким уважением и доверием амер. властей, науч. общественности, а также представителей разл. направлений полит. мысли Рус. Зарубежья.

Магидсон Марк Пав

МАГИДСО́Н Марк Пав. (1901-54) - кинооператор. Работал в кино с 1929, сначала в кач-ве фотографа. Спец. образования не получил. Первый самост. снятый ф. М. "Бесприданница" (1937) стал одним из его высш. худож. достижений. В годы черно-белого кино М. решал сложнейшие свето-тональные задачи, добивался богатой палитры тончайших тональных оттенков в ф. "Весенний поток" (1941), "Лермонтов" (1943), "Здравствуй, Москва!" (1945). В ф. 50-х гг. "Заговор обреченных" (1950), "Вихри враждебные" (1956) предвосхитил появление "субъективной камеры" С. Урусевского. М. широко пользовался цветным освещением, нередко во имя выразительности кадра пренебрегал бытовой достоверностью цвета, успешно экспериментировал с "трудным" для операторов зеленым цветом. Использовал операт. средства (ракурс, цветное освещение) для создания сатирич. образов - "Новые похождения бравого солдата Швейка" (1943), "Заговор обреченных". Среди фильмов М. "Семиклассницы" (1938), "Повесть о настоящем человеке" (1948), "Верные друзья" (1954).

Лит.: Чернышева И. М. П. Магидсон // Десять операторских биографий. М., 1978. Вып. 1.

Магистрат

МАГИСТРА́Т (от лат. magistratus - власти, управление) - сословный орган гор. управления. В России Петром I в 1720 был создан гл. М., в подчинении к-рого были учреждены в 1723-24 городские М. Гор. М. представляли собой коллегиальные учреждения, состоявшие из през. (в больших городах), 2-4 бурмистров и 2-8 ратманов (в завис. от значения и величины города). Должности были выборными, но избирались не из всего нас., а из горожан "первостатейних, пожиточных, добрых и умных". М. хоть и наз. начальством города, но ведали не всем нас., а преим. торгово-пром. слоями, к ним не относились ни шляхетство, ни духовенство, ни иностранцы. Функции гор. М.: 1) судебная - М. были подведомственны все уголовные и гражд. дела, 2) адм.-финанс. - М. наблюдали за раскладкой и сбором гос. податей и отбыванием повинностей, лежащих на гор. населении, и принимали участие в нек-рых общегос. сборах; в ведении гор. М. находились полиция, устр-во школ, сиротских и смирит. домов, госпиталей, стр-во ратуши и биржи. В 1727 после смерти Петра I был упразднен гл. М., гор. М. стали наз. ратушами и попали в полную завис. от губ. и уездной власти, воевод и губернаторов (ранее М. выполняли только предписания гл. М. и Камер-коллегии). На ратуши были возложены только суд. и финанс. функции. В 1743 была предпринята попытка вновь ввести старое устройство М. В СПб. восстановлен гл. М., но гор. М. остались в зависимости от обл. и уездной властей: губернаторы и воеводы могли взять под стражу бурмистра в случае неаккуратной уплаты сборов. В 1775, после реформы местного управления, гор. М. попали в зависимость к губ. М., за ними осталась лишь суд. функция. В 1866 с разработкой новой суд. реформы М. и ратуши были упразднены на терр. всей Европ. России, а затем и в Сибири.

Магницкий Леонт. Фил

МАГНИ́ЦКИЙ Леонт. Фил. (1669-1739) - математик-педагог. Точных биогр. сведений не имеется. По нек-рым источникам, род. в Осташковской патриаршей слободе Тверской губ. (ныне Тверская обл.), окончил Славяно-греко-лат. академию. С 1701 М. работал в Школе матем. и навигацких наук: сначала пом. учителя математики - шотландца А. Д. Фархварсона, а затем ст. учителем и зав. уч. частью. М. - автор неск. практич. пособий. В 1703 издал (в соавт. с др. преподавателями школы) таблицу логарифмов синусов, тангенсов и секансов, а в 1722 - "Таблицы горизонт. сев. и юж. широт". В "Арифметике" (1703) М. не только излагает правила выполнения осн. арифм. действий, но и рассматривает вопросы прикладной арифметики, алгебры, геометрии, тригонометрии, астрономии, геодезии и навигации. Этот учебник широко использовался в школах почти полстолетия. М. В. Ломоносов называл эту кн. "вратами учености".

«Арифметика» Л. Ф. Магницкого. 1703

«Арифметика» Л. Ф. Магницкого. 1703

Магницкий Мих. Леонт.

МАГНИ́ЦКИЙ Мих. Леонт. (1778-1844) - гос. деятель. Окончил Моск. ун-т. Служил в гвардии, в Коллегии иностр. дел. В 1810-11 - сотр. М. М. Сперанского, после отстранения к-рого сослан в Вологду (1812-16). Позднее Воронежский вице-губернатор Симбирской губ. С 1819 на службе в Мин-ве просвещения, где занял место чл. Гл. управления уч-щ, проявил себя как крайний обскурант. Направленный для ревизии Казанского ун-та (1819), а впоследствии назначенный попечителем Казанского уч. округа, подверг ун-т разгрому (увольнение 11 профессоров, отмена ряда предметов, подчинение жизни студентов строжайшей дисциплине и пр.). Вместе с Д. П. Руничем стал одним из авторов т. н. "чугунного" цензурного устава 1826. В 1826 обвинен в служ. злоупотреблениях и уволен в отставку. Еще в 1795 М. начал лит. деятельность, выступая, в частности, как поэт-сентименталист. В 1832 издавал "Ист. альманах", в 1832-33 руководил ревельским ж. "Радуга", позднее сотрудничал в "Одесском вестнике" и "Одесском альманахе", "Москвитянине".

Мадригал

МАДРИГА́Л (итал. madrigale, от лат. matricale - песня на материнском, т. е. родном языке) - 1) Песенная форма в поэзии. М. распространился с 14 в. в Италии, расцвет приходится на эпоху Возрождения. С 16 в. приобрел популярность в Англии. В России в 18 в. М. стал поэтич. жанром в вольной форме - либо салонно-альбомным, с галантным комплиментом (обычно даме), либо отвлеченно-медитативным. А. П. Сумароков посвятил М. первой опере на собственный (русский) текст "Цефал и Прокрис" (1755, муз. Ф. Арайи). М. сочиняли также Н. М. Карамзин, К. Н. Батюшков, И. И. Дмитриев, П. А. Катенин, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. К. Соллогуб.

2) Светский муз. многоголосный песенно-лирич. жанр. Сформировался в 14 в. в Италии (Ф. Ландино, Й. Чикония). Расцвет М. на рубеже 16-17 вв. связан с творчеством К. Джезуальдо, К. Монтеверди, Т. Морли. В России распространения не получил. Возродился в 20 в., толчком послужили пробуждение интереса к старинной музыке и эстетика неоклассицизма. М. 20 в. часто совершенно не похожи на старинные образцы, иногда они предназначались для инструмент. состава.

Мазепа Ив. Степ

МАЗЕ́ПА Ив. Степ. (1644-1709) - гетман Левобережной Украины (1687-1708). Получил воспитание при дворе польск. короля Яна-Казимира, был связан с иезуитами, поступил на службу к гетману Дорошенко и дослужился до звания ген. писаря. При гетмане Самойловиче стал ген. есаулом. После свержения Самойловича в 1687 сам стал гетманом, опирался на казацкую старшину, щедро раздавал ей имения, способствовал подавлению массовых выступлений казаков и крестьян. Стремился отделить Украину от России, вел тайные переговоры с Польшей и Швецией. В то же время открыто выказывал преданность Петру I. В 1705 вел переговоры с польск. королем Станиславом Лещинским, ставленником швед. короля Карла XII. До самого последнего момента ему удавалось скрывать свои цели, Петр не придавал серьезного значения сообщениям об изменнических намерениях М. Во время следования шведов через Украину в 1708 открыто перешел на сторону Карла XII. После Полтавской битвы (1709) бежал вместе с ним и вскоре умер в Бендерах.

Мазон Андре

МАЗО́Н Андре (1881-1967) - франц. филолог-славист, иссл. слав. языков, фольклора, рус. клас. и др.-рус. лит-ры. Получил образование в Париже (Сорбонна) и Праге (Карлов ун-т). В 1905-08 преподавал в Харьковском ун-те, в 1919 - проф. Страсбургского ун-та, с 1924 - проф. Коллеж де Франс. В 1921 участвовал в основании ж. "Revue des etudes slaves" и был его бессменным ред. до самой смерти. В 1937-59 - през. Парижского Ин-та слав. иссл., в 1958-67 - вице-пред. Междунар. ком. славистов. Ввел в науч. оборот мн. ценные материалы, связанные с жизнью и творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. И. Герцена, И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. В работе, посв. "Слову о полку Игореве", высказал гипотезу о неподлинности этого произв., встретившую серьезные возражения со стороны б-ва славистов. Написал ряд работ о диалектах и фольклоре славян Балкан. п-ова (Македония, Албания). Был чл. Акад. надписей и изящной словесности (с 1941), иностр. чл.-кор. АН СССР (с 1928), чл. Польской (с 1927), Чехословацкой (с 1929) и Болг. (с 1930) акад. наук.

Соч.: Вид в славянских языках: (Принципы и проблемы). М., 1958.

Мазурка

МАЗУ́РКА - парный трехдольный танец в оживленном темпе. По происхождению связан с нар. танцем польской области Мазовия - мазуром. Хореография нар. мазура характеризуется порывистыми движениями, притоптываниями и подскоками, сменяющимися плавным кружением пар.

В проф. инструмент. музыке 19 в. распространение М. связано с творчеством Ф. Шопена. Его многочисленные М. (Шопен называл их "obrazki" - картинки) -это и наивные сельские сценки, и рыцарственный шляхетский танец, и лирико-психологич. поэмы. К М. обращались и др. польские композиторы: М. Огиньский, Г. Венявский, М. Шимановская, С. Монюшко, в 20 в. - К. Шимановский.

М. широко распространена в рус. музыке 19 в. В аристократич. быту М. (наряду с полонезом) - один из типичных бальных танцев, и на ее фоне разыгрывается ссора Онегина и Ленского в опере Чайковского "Евгений Онегин". В рус. опере со времен М. И. Глинки М. - олицетворение польского характера. В балете 19 в. М. входит в состав дивертисмента - сюиты нац. характерных танцев; напр., она звучит в балетах П. И. Чайковского "Лебединое озеро" (3-й акт), "Спящая красавица" (3-й акт). В "Щелкунчике" М. - один из танцев заводных кукол Дроссельмейера. М. является средством характеристики Принца в балете С. С. Прокофьева "Золушка". М. широко представлена в рус. фп. музыке: в творчестве Глинки (пьеса "Воспоминание о мазурке"); Чайковского (М. из "Детского альбома"); А. К. Лядова (14 М. для фортепиано); А. Н. Скрябина (изысканно-утонченные М. Соч. 3, 28, 40); А. К. Глазунова. Помимо М. для фп., Лядов и Глазунов писали оркестровые М. Лядову же принадлежит программная оркестровая пьеса в характере М. "Сельская сцена в корчме".

Майков Аполлон Ник

МА́ЙКОВ Аполлон Ник. (1821-97) - поэт. Род. в семье изв. худ., впосл. акад. живописи Н. А. Майкова (1796-1873). Получил дом. образование (одним из его учителей был И. А. Гончаров). Дом Майковых в 1830-40-х гг. был одним из изв. лит. салонов Пб.; свои первые произв. М. написал для рукописных ж. и альманахов. Окончил юрид. ф-т Петерб. ун-та (1837-41). Поступил на службу в Мин-во финансов, но уехал за границу, где занимался живописью и историей иск-в; затем служил пом. библиотекаря в Румянц. музее (1844-52), цензором и пред. К-та иностр. цензуры. Первый сб. стихотворений (1842) поставил М. в ряд наиб. значит. поэтов прежде всего в антологич. лирике (цикл "В антологическом роде"). Эта репутация укрепилась после выхода в свет сб. "Очерки Рима" (1847). В сер. 1840-х гг. М. сближается с кружком В. Г. Белинского, сотрудничает в "Отеч. записках", "Современнике", пишет ряд статей в защиту "натур. школы" и произв., отмеч. ее влиянием (поэмы "Машенька", "Две судьбы" и др.). Во время Крымской войны М. пережил патриотич. подъем. (поэма "Клермонтский собор", 1853; сб. "1854-й год"); к сер. 1860-х гг. ему стали близки идеи почвенничества и панславизма (цикл "Из славянского мира" и др.). Один из важных мотивов лирики М. - противопоставление христ. и языческого мира (драмы "Три смерти", 1857; "Смерть Люция", 1863; две ред. поэмы "Два мира", 1872, 1881). В конце века М. воспринимался как наследник пушкинской гармонич. поэзии.

Майков Валериан Ник

МА́ЙКОВ Валериан Ник. (1823-47) - критик. Брат А. Н. и Л. Н. Майковых. Окончил юрид. ф-т Петерб. ун-та (1842). В 1844 сблизился с кружком М. В. Петрашевского и редактировал "Карманный словарь иностр. слов" (Вып. 1, 1845); соред. ж. "Финский вестник". В 1846 заведовал отд. критики в "Отеч. записках" вместо ушедшего В. Г. Белинского; с 1847 сотрудничал в "Современнике". Начал лит. деят-ность как сторонник позитивизма (О. Конт); испытал влияние социалистич. идей и антропологизма Л. Фейербаха; ратовал за внесение в критику методов естеств. и точн. наук, к-рые должны быть основанием для анализа коренных свойств чел. природы (психологии чел. в первую очередь), и первым в рус. критике заговорил о специфике формы и содержания иск-ва в отл. от науки.

Майков Вас. Ив

МА́ЙКОВ Вас. Ив. (1728-78) - поэт. Дворянин, сын военного. Получил дом. образование. В 1747-61 служил в Семеновском полку. Дебютировал как поэт эклогой "Цитемель" и эпиграммой в янв. номере "Полезного увеселения" за 1762. Воцарение Екатерины II приветствовал одой ко дню ее тезоименитства. С этого времени участвовал в культурной и лит. жизни Москвы, был связан с кружком М. М. Хераскова, братьями Бибиковыми. С 1768 - в СПб. С нач. 1770-х гг. - член масонской ложи "Урания", в 1775 - великий провинциальный секр. Вел. провинц. ложи, руководимой И. П. Елагиным. В том же году переехал в Москву, где продолжил масон. деят-ность, сотрудничал в ж. Н. И. Новикова "Утренний свет". В 1778 скоропостижно скончался. Похоронен в Донском мон. Поэтическое наследие М. составляют оды, свидетельствующие о влиянии М. В. Ломоносова, сб. "Нравоучительные басни" (1767), лирические стихи, 2 трагедии, 2 драмы, но гл. его вклад в рус. лит-ру - 2 "ирои-комические" поэмы: "Игрок ломбера" (1763, переизд. в 1765 и 1774; первый рус. образец этого жанра) и "Елисей, или Раздраженный Вакх" (1771), последняя пользовалась особой популярностью. Забавные, "уморительные" (А. С. Пушкин) сценки, сочный народный язык, яркие бытовые краски поэмы до сих пор сохраняют живое воздействие на читателя.

Соч.: Василий Майков. Избр. произв. (Б-ка поэта, Большая серия). 2-е изд., М.; Л., 1966.

Майков Леон. Ник

МА́ЙКОВ Леон. Ник. (1839-1900) - историк лит-ры, фольклорист. Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та, много лет служил в Центр. статистич. к-те. С 1868 - проф. Археологич. ин-та. Пом. ред. (с 1868), затем ред. (1883-90) "Ж. Мин-ва нар. просвещения". Пом. дир. Публичной б-ки (1882-93). Был пред. Этногр. отд-ния РГО. С 1891 академик, с 1893 по 1900 вице-през. АН. М. сыграл большую роль в становлении в России истории лит-ры как науки. Возглавлял школу ученых, работавших на принципах т. н. ист. фактич. метода. Труды М. отличались полнотой и надежностью библиогр. разысканий и учета фактов, концептуальностью, проникновением в суть лит. явлений, изяществом изложения. Осн. труды по рус. лит-ре 18-19 вв.: О жизни и соч. Вас. Ив. Майкова (и изд. его соб. соч., 1867); Соч. К. Н. Батюшкова в трех томах (1885-87) и монография "Батюшков, его жизнь и соч." (1896); Пушкин. Библиогр. мат-лы и ист.-лит. очерки (1899); акад. изд. "Сочинения Пушкина". т. 1 (1899). В историю фольклористики М. вошел сб. "Великорус. заклинания" (1869) и монографией "О былинах Владимирова цикла" (1863), в к-рой былины рассматривались как "пам. нар. быта и понятий" и сопоставлялись с данными летописей. Согласно М., Владимиров цикл складывался в 10-12 вв. и вполне установился не позднее времени татарского ига. Книга М. положила начало "исторической школе", изучавшей былины с т. зр. их отношения к летописным фактам. Сам М. в значит. мере был свободен от крайностей этой школы.

Майолика

МАЙО́ЛИКА (итал. Maiolica от Majolica - старого названия о-ва Мальорка / Майорка в Средизем. м., через к-рый в Италию поступали произв. исп. и мавританской керамики) - 1) Итал. керамич. изделия 15-17 вв. с цв. пористым черепком и сюжетной росписью по сырой непрозрачной оловянной глазури (продукция керамич. мастерских Флоренции, Фаэнцы, Сиены, Урбино и др. гор.). Итал. майоликовая живопись (портреты, фигуративные композиции на декор. посуде и т. д.) и скульптура сближаются с произв. станкового иск-ва (изделия семейства делла Роббиа) и носят самостоят. характер.

2) Изд. из цв. обожженной глины, покрытые глазурью; для них характерны текучесть силуэтов, контрастность цветов, массивность, яркий блеск глазури, световые блики. М. зарождается на Бл. и Ср. Востоке (Египет, Вавилон, Персия), распространяется в европ. странах (Испания, Франция, Германия). В России известна с 11 в. Расцвет М. приходится на 17 в. В Ярославле и Москве она используется в осн. как архит. декор (порталы, наличники, фризы, изразц. печи). В 18 в. изделия с монохромной росписью по белому фону выпускал з-д Гребенщикова в Москве, с полихромной - мастерские Гжели. В кон. 19 - нач. 20 в. произв. М. создавали М. Врубель, В. Васнецов, А. Головин, С. Малютин; в архитектуре модерна М. широко используется в отделке фасадов и интерьеров, известны иконостасы из М. (собор свв. Петра и Павла в Петергофе, арх. И. Султанов). Для совр. М. хар-ны новые пластич. и живоп. решения массы, глазури, эмалей (произв. Ф. Леже, П. Пикассо - Франция, И. Ефимова - Россия), использование М. в изделиях керамич. з-дов, в оформлении зданий, станций метрополитена и др.

Майолика. Рукомойник. 18 в.

Майолика. Рукомойник. 18 в.

Майор

МАЙО́Р (от лат. major - больший, старший) - воин. звание старшего офиц. состава. Впервые появилось в Испании в 16 в. В России зв. М. было введено для полков "нового строя" и иностранцев на рус. службе в 1698. В петровской армии с 1711 был первым штаб-офицерским чином. Существовал до 1731 и с 1798 по 1884. До 1797 было 2 чина: премьер-м. и секунд-М. Как правило, М. командовали батальонами и эскадронами. Кроме чина М., в 18-19 вв. существовали и должности план-М. - они были комендантами крепостей 5-го разряда или исполняли обяз. коменданта в более крупных крепостях. За входом и выходом людей в крепостях и в Зимнем дворце в СПб. наблюдал офицер, исполнявший спец. должность "М. от ворот" Были и еще должности, в назв. к-рых входил термин "М.". В Кр. армии звание М. было введено в 1935. На флоте ему соотв. звание капитана 3 ранга.

Майоровы

МАЙО́РОВЫ - бр.-хоккеисты.

Бор. Ал-др. (род. 1938) - хоккеист, з. м. с. СССР (1963), засл. тренер СССР (1979). Один из лучших нападающих в истории сов. хоккея с шайбой. Чемпион Олимп. игр (1964, 1968). Чемп. мира и Европы 1963-68. Чемп. СССР 1962, 1967, 1969. Капитан сборной СССР в 1963-65 и 1967-68. Автор книги "Я смотрю хоккей".

Евг. Ал-др. (1938-98) - хоккеист, з. м. с. СССР (1963). Один из лучших нападающих 1-й пол. 60-х гг. Олимп. чемпион 1964. Чемп. мира и Европы 1963, 1964. Чемп. СССР 1962, 1967. В последние годы жизни - спорт. комментатор Гостелерадио.

Макаренко Антон Сем

МАКА́РЕНКО Антон Сем. (1888-1939) - педагог, прозаик. Род. в г. Белополье Харьковской губ., в семье мастера ж.-д. мастерских. После переезда семьи в Кременчуг окончил четырехклассное городское уч-ще и одногодичные пед. курсы при нем (1905), получил звание нар. учителя, неск. лет учительствовал. В 1915 окончил Полтавский учит. ин-т. В 1916 призван в армию, но вскоре демобилизован по зрению. Работал инспектором высшего нач. ж.-д. уч-ща. После рев-ции 1917 занялся стр-вом новой сов. школы, стал чл. коллегии Отд. нар. образования. С 1919 - в Полтаве, где учительствует и одновременно заведует 2-м гор. уч-щем. В 1920 назначен зав. колонией несовершеннолетних правонарушителей, в к-рой работал 8 лет. Колонии было присвоено имя М. Горького, к-рый поддерживал педагог. идеи М. и переписывался с колонистами. В 1927 М. организовал детскую трудовую коммуну им. Ф. Э. Дзержинского и стал ее зав., а с 1932 - нач. пед. части. В 1935-37 работал в руководстве отдела труд. колоний НКВД УССР. С 1937 - в Москве, где занимался преимущ. лит. деят-ностью.

Основа пед. концепции М. - соединение воспитания и обучения с коллективным производит. трудом. Взгляды М. во многом перекликались с совр. ему исканиями в области социальной педагогики и пед. психологии, однако при его жизни не пользовались безоговорочным авторитетом, подвергались резкой критике как со стороны представителей гуманистич. педагогики, так и со стороны сов. идеологич. инстанций. Противниками его системы были, напр., Н. К. Крупская и А. В. Луначарский. Практическая деят-ность М. неоднократно прерывалась вмешательством властей. Последние годы жизни М. прошли в атмосфере непрекращающейся травли, однако после смерти педагог был провозглашен классиком, а его система, превращенная в догмат, объявлена основой сов. педагогики. В 1960-е гг. идеи М. привлекли внимание на Западе (особенно в ФРГ).

Первой опубл. работой М. был очерк о зерносовхозе в Сальских степях в соавторстве с Н. Фере (1930, на укр. яз.). Еще до рев-ции был написан рассказ "Глупый день". В 1915-16 М. редактировал подпольный ж. "Институтская щель". Системат. лит. деят-ность М. началась с пов. "Марш 30 года" (1932). Осн. произв. М.: "Педагогическая поэма" (1933-35), пьеса "Мажор" (1935), пов. "Честь" (1937-38), "Книга для родителей" в соавт. с женой - Г. Макаренко (1937), "Флаги на башнях" (1938). К худож. произв. примыкают пед. труды, статьи об опыте работы в колониях, о детской лит-ре. Характерные черты М.-писателя воплощены в "Педагогической поэме". Это сплав разных жанров: документальной прозы, исповеди и "поэмы". "Педагогич. поэма", в к-рой утверждалась идея особой силы коллектива в воспитании и к-рая стала как бы художественной иллюстрацией к педагогич. идеям М., положила начало "воспитательной" прозе и играла особую роль в системе "идейно-воспитат. работы" сов. школы.

Макарий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Макаров Аскольд Анат.

МАКА́РОВ Аскольд Анат. (род. 1925) - артист балета. Окончил Ленингр. хореогр. уч-ще в 1943 (кл. В. Пономарева). В 1943-70 артист т-ра им. Кирова. Первый испол. партий: Батыр ("Шурале"), Ма Личен ("Красный мак"), Рыбак ("Берег надежды"), Поэт ("Клоп"), Данила ("Каменный цветок"), Остап ("Тарас Бульба"), Спартак ("Спартак"), Отелло ("Отелло"). Среди др. его ролей: Добрый молодец ("Весенняя сказка"), Фрондосо ("Лауренсия"), Принц ("Золушка"), Филипп ("Пламя Парижа"), Вацлав, Гирей ("Бахчисарайский фонтан"), Голубая птица ("Спящая красавица"), Базиль ("Дон Кихот"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Жан де Бриен ("Раймонда"), Солор ("Баядерка"). Классич. танцовщик героич. плана, умевший крупными штрихами создать активный, мужеств. и волевой сценич. характер. Богатырская стать, широта жеста, скульптурность поз приносили М. успех в балетах Л. Якобсона, Ю. Григоровича, И. Вельского. М. заочно окончил ГИТИС (1957). В 1970-83 преподавал на балетмейст. отд-нии Ленингр. конс., с 1976 - худ. рук. труппы "Хореогр. миниатюры".

Макаров Степ. Осип

МАКА́РОВ Степ. Осип. (1848-1904) - флотоводец, вице-адмирал (1896). Окончил морское уч-ще в Николаевске (на Амуре), служил на кораблях Сибирской флотилии и эскадры Тихого океана, на Балтийском и Черноморском флотах. Участвовал в рус.-турецкой войне 1877-78; впервые в отеч. воен.-мор. истории применил торпеды (самодвижущиеся мины). Совершил два кругосветных плавания - в 1886-89 на корвете "Витязь" и в 1894-96 в составе соед. эскадры Тихого океана. Участвовал в разработке проекта ледокола "Ермак", руководил его постройкой, ходовыми испытаниями. Совершил ряд плаваний на "Ермаке" в Баренцевом море. В 1899-1901 - гл. командир Кронштадтского порта. В начале рус.-японской войны 1904-05 был назначен командующим Тихоокеанской эскадрой. 31 марта 1904 погиб вместе с флагманским броненосцем "Петропавловск", подорвавшись на японской мине (по др. версии -на минной банке). М. внес значит. вклад в военно-морскую науку, судостроение, океанологию; он является автором более 50 науч. трудов и изобретений. Именем М. назвали город в Сахалинск. обл. (быв. Селютора, Сиритору), Морск. инж. уч-ще в СПб. ("Макаровка"), Николаевский кораблестр. ин-т, ряд геогр. объектов.

С. О. Макаров

С. О. Макаров

Макарова Нат. Ром

МАКА́РОВА Нат. Ром. (род. 1940) - балерина. Окончила Ленингр. хореогр. уч-ще в 1959 (кл. Е. Ширипиной). В 1959-70 артистка т-ра им. Кирова. Первая исполнительница партий: Любовь ("Человек"), Планета ("Далекая планета"), Зоя ("Клоп"), Девица-краса ("Страна чудес"), Жемчужина ("Жемчужина"). Среди др. ее ролей: Мария ("Бахчисарайский фонтан"), мазурка и 7-й вальс ("Шопениана"), Аврора ("Спящая красавица"), Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Золушка ("Золушка"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Раймонда ("Раймонда"), Царь-Девица ("Конек-Горбунок"), Жизель ("Жизель"). В 1970 после гастролей в Лондоне М. отказалась вернуться в СССР. С 1970 М. - балерина Амер. т-ра балета. Здесь ее репертуар пополнился ролями: Лиза ("Тщетная предосторожность"), Сванильда ("Коппелия"), Клара ("Щелкунчик"), Никия ("Баядерка"), а также гл. партиями в совр. балетах "Другие танцы", "Тема с вариациями", "Сиреневый сад", "Чудесный мандарин", "Огненный столп", "Темные элегии" и др. С 1974 М. сотрудничает и с Лондонским Королевским балетом, где исполнила такие роли, как Татьяна ("Евгений Онегин"), Манон Леско, Джульетта и гл. партии в спектаклях "Танцы на вечеринке", "Лани", "Этюды", "Шахматы", "Соната № 5" и др. В Марсельском балете М. станцевала Розу в "Голубом ангеле" и Эсмеральду в "Соборе Парижской Богоматери". В 1983 М. получила премию Тони за роль Веры в бродвейском мюзикле "На пуантах" (балетм. Баланчин). Создала свою ред. балета "Баядерка" (1980, Нью-Йорк, позже Лондон). Снялась во мн. кино- и видеофильмах, в т. ч. спец. посвященных ее торчеству. Последние выступления М.-танцовщицы состоялись в Ленинграде в 1989 и 1990. С 1991 выступает на англ. драм. сцене. Дарование М. проявилось достаточно рано, однако масштаб и уникальность ее таланта стали ясны лишь в 1970-х гг. Сохранив и развив лучшие черты отеч. хореогр. школы, М. органично дополнила их пластическими достижениями совр. заруб. балета. Лирико-драм. балерина, к-рая одинаково интересна в хореографии М. Петипа и Д. Роббинса, Л. Иванова и К. Макмиллана, Баланчина и А. Эйли, Р. Пти и М. Бежара, ныне признана одним из виднейших мастеров танца 2-й пол. 20 в.

Макарова Там. Фед

МАКА́РОВА Там. Фед. (1907-97) - киноактриса. В 1930 окончила Ленингр. ин-т сценич. иск-ва. Сниматься в кино начала еще в студенч. годы (фильм "Чужой пиджак", 1927). Лучшие роли М. сыграла в ф. реж. С. Герасимова, с к-рым в 1934 связала свой жизн. и творч. путь. В его ф. 1930-х гг. актриса создала немало образов современниц, женщин решительных, энергичных, соц. активных и одноврем. отличающихся внешним очарованием и женственностью: Женя Охрименко ("Семеро смелых", 1936), Наташа ("Комсомольск", 1938), Аграфена Шумилина ("Учитель", 1939). Во время войны М. воплотила на экране натуры жертвенные, страдающие и сильные духом (Настя Ковалева в "Непобедимых", 1943; Анна Свиридова в "Большой земле", 1944). В 1940-х гг. М. играет не только совр., но и классич. роли: Нина в ф. Герасимова "Маскарад" (1941, по пьесе М. Лермонтова), хозяйка Медной горы в ф.-сказке реж. А. Птушко "Каменный цветок" (1946, по уральским сказам П. Бажова). М. на экране всегда была "положит. героиней", несущей начала добра и нравственности. Но в нек-рых совр. ролях, созд. М. в послевоен. годы, появились нотки фальши. Так, насквозь надуманным, ложно величавым, был образ Ксении в ф. М. Чиаурели "Клятва" (1946). Излишней патетичностью отличалось и ее исполнение роли Елены Кошевой в ф. Герасимова "Молодая гвардия" (1948). Однако созд. в том же году образ учительницы в ф. И. Фрэза "Первоклассница" был психол. тонким и достоверным. В 1960-80-х гг. М. снималась почти во всех ф. Герасимова. Одна из ее несомненных удач - роль Васильевой в ф. "Дочки-матери". Весьма значительным был и образ С. А. Толстой в последнем ф. Герасимова "Лев Толстой" (1984). В течение мн. лет М. вместе с Герасимовым руководила актерской мастерской во ВГИКе. После смерти Герасимова (1985) продолжала заниматься пед. деят-стью. Среди др. фильмов: "Сельский врач" (1941), "Дорога правды" (1956), "Люди и звери" (1962), "Журналист" (1967), "Любить человека" (1973).

Лит.: Ягункова Л. Тамара Макарова. М., 1978; Туманова Н. Т. Макарова. М., 1982.

Макет

МАКЕ́Т (от франц. maquette, итал. macchietta - набросок) - масштабная модель к.-л. объекта. 1) В архитектуре объемно-пространств. изображение проектируемого сооружения, воспроизводит оригинал во всех деталях и предназначен для совершенствования проекта и его демонстрации; выполняется из дерева, картона, гипса и др. М. может быть также эл-том экспозиции архит. музеев.

2) В полиграфии предварит. образец издания (книги, ж. и т. п.).

Маклаков Вас. Ал

МАКЛАКО́В Вас. Ал. (1869-1957) - обществ. и политич. деятель, адвокат. Род в семье окулиста проф. А. Н. Маклакова и писательницы Л. Ф. Маклаковой. Брат Н. А. Маклакова. В 1894 окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та, а в 1896 сдал экстерном экзамены за юридич. ф-т и поступил в число помощников адвоката Ф. Н. Плевако. Став в дальнейшем одним из самых популярных адвокатов, участвовал во мн. громких судебных процессах (дело павловских сектантов, дело А. А. Стаховича с кн. Мещерским и др.). Наибольший обществ. резонанс имело его участие в защите членов I Думы, подписавших выборгское воззвание (1907), и речь на процессе Бейлиса (1913). Последовавшая за этим делом публикация М. в "Русской мысли" привела на скамью подсудимых самого М.

М. - один из основателей партии конституц. демократов, чл. ее центр. к-та (с 1906), лидер правого крыла партии. По списку партии кадетов избирался во II, III и IV Гос. думы. Участвовал в разработке партийных проектов "о гражданском равноправии" и "свободах" для внесения их в I Думу. Один из наиб. выдающихся думских ораторов. Выступая с позиций законности и права, М. считал возможным искать компромисса с пр-вом. Важнейшие думские речи М. были произнесены по поводу внутр. политики пр-ва при обсуждении бюджетов мин-в: внутр. дел, юстиции и нар. просвещения, а также по запросам о незакон. деят-ности моск. ген.-губернатора Гершельмана в отношении приговоров военно-полевых судов (во II Думе) и по делу Азефа (в III Думе). После Февр. рев-ции был комиссаром в Мин-ве юстиции, затем чл. Особого совещания по подготовке положения о выборах в Учредит. собрание. Будучи назначен послом во Францию, прибыл туда уже после Окт. рев-ции. Сохраняя статус дипломата вплоть до признания Францией СССР (1924), активно участвовал в финансовом и дипломатич. обеспечении Белого движения. Впоследствии играл значит. роль в эмигрантских орг-циях. В годы 2-й мир. войны был арестован гестапо и неск. месяцев провел в тюрьме. В эмиграции выпустил неск. книг мемуаров.

Маклаков Ник. Ал

МАКЛАКО́В Ник. Ал. (1871-1918) - гос. деятель. Брат В. А. Маклакова. Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1893). Служил по ведомству Мин-ва финансов в столице и провинции, в 1909-12 - черниговский губернатор. С дек. 1912 - управ. делами Мин-ва внутр. дел, а с февр. 1913 - мин. внутр. дел. Уволен в оставку в июле 1915 после немецкого погрома в Москве. Чл. Гос. совета (с 1915). Придерживался крайне консервативных политич. взглядов. В дек. 1916 предлагал императору распустить Гос. думу. В августе 1918 расстрелян ВЧК.

"Маковец"

"МА́КОВЕЦ" - худож. объединение (1921-25, Москва) худ. и поэтов, задача М. - романтич. осмысление действительности. Наряду с молодежью в "М." вошли художники быв. "Бубнового валета"; сотрудничали Н. Н. Асеев, Б. Л. Пастернак, В. В. Хлебников и др. М. в своих рядах объединял более 20 чел.: С. В. Герасимов, Л. Ф. Жегин, В. Н. Чекрыгин, Н. М. Чернышев и др. В 1927 часть чл. "М." организовала об-во "Путь живописи", часть перешла в объединение "4 иск-ва" и Об-во московских художников (ОМХ).

Лит.: Сов. иск-во 20-30-х гг.: Каталог врем. выст. / Авт. вступ. ст. Е. Ф. Ковтун. Л., 1988.

Маковский Вл. Ег

МАКО́ВСКИЙ Вл. Ег. (1846-1920) - живописец. Брат К. Е. и Н. Е. Маковских. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества - МУЖВЗ (1861-66) у Е. С. Сорокина и С. К. Зарянко. В раннем творчестве обращался к портр. бытописат. жанру ("Мальчик, подающий квас", 1861; "Мастерская художника", 1865). За картину "Ночное" (1869) получил большую зол. медаль АХ. С 1872 - гл. Т-ва передвижных худож. выставок. С сер. 70-х гг. перешел к соц.-обществ. темам, передающим драматизм чел. переживаний ("Посещение бедных", 1875; "Свидание", "На бульваре", 1886-87). Обращался к сюжетам, связанным с событиями освободит. движения ("Узник", 1882). В портр. живописи сосредоточивал внимание на психол. облике и настроении чел. (портрет И. М. Прянишникова, 1883; Е. С. Сорокина, 1891). В 80-е гг. путешествовал по России, Кавказу, Украине; постепенно перешел к пленэрной живописи, высветляя цветовую гамму. Стремился показать характерные нац. типажи, нар. костюмы, местные обычаи ("Ярмарка на Украине", 1882). Продолжая тему жизни города, совершенствовал выразительность изображения персонажей ("Деловой визит", 1881). В произв. "малого жанра", построенных гл. обр. по принципу двухфигурной композиции, создавал мизансцены, передающие тонкие нюансы чел. поведения, многообразие характеров ("Идеалист-практик и материалист-теоретик", 1900). В 1896 совершил поездку на Волгу, создав серию "На Волге" ("Босяки", 1896). Живоп. и графич. наследие М. включает также пейзажные произв., илл., гравюры. Преподавал в МУЖВЗ (1882-94) и АХ (1894-1918, ректор в 1894-96).

Лит.: Друженкова Г. А. В. Маковский. М., 1962; Журавлева Е. В. В. Е. Маковский. М., 1972.

В. Е. Маковский. Явление Богоматери и апостолов преподобному Сергию

В. Е. Маковский. Явление Богоматери и апостолов преподобному Сергию

Маковский Конст. Ег

МАКО́ВСКИЙ Конст. Ег (1839-1915) - живописец. Брат В. Е. и Н. Е. Маковских. Родился в семье худож. деятеля Е. И. Маковского, одного из учредителей 1-го натурного класса в Москве (затем - Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества - МУЖВЗ). Большую роль в развитии творчества М. сыграл В. А. Тропинин; испытал также влияние К. П. Брюллова. Учился в МУЖВЗ (1851-58) у С. К. Зарянко и в АХ (1858-62). Участник "бунта 14" и Артели художников. Член-учредитель Т-ва передвижных худож. выставок. В работе над портретом использовал эффектность позы, подчеркивая мягкость, правильность линий, изящество форм ("С. Л. Строганова", 1864). Определ. влияние на творчество М. оказал салонный академизм. Обращался к жанр. сценам, композициям из жизни горожан. Жанр. произв. 60-70-х гг. отличаются убедительностью, тщательной проработкой деталей, знанием натуры. Затрагивал тему пореформенной деревни ("Похороны в деревне", 1872). Нек-рым произв. М. свойственно глубокое лирич. звучание ("Дети, бегущие от грозы", 1872). Работа "Балаган на Адмиралтейской площади" (1869) композиц. завершенностью и точностью в передаче настроения оказала влияние на развитие жанр. живописи. Создал ряд портретов деятелей науки и иск-ва ("О. А. Петров", 1870). С поездкой в Египет, страны Бл. Востока, Сербию связаны работы этногр. характера ("Перенесение священного ковра в Каире", 1876). В 80-90-е гг. обратился к сюжетам из рус. истории ("Поцелуйный обряд", 1895).

Лит.: Помыткина Л. И. К. Маковский: Воззвание Минина: Альбом. Горький, 1978.

Маковский Ник. Ег

МАКО́ВСКИЙ Ник. Ег. (1842-86) - живописец и арх. Брат В. Е. и К. Е. Маковских. Учился в Дворцовом арх. уч-ще и АХ (1859-66). Служил "архитекторским помощником" при Мин-ве имп. двора. Оставив архитектуру, в 70-х гг. посвятил себя живописи. Член-учредитель Т-ва передвижных худож. выставок. Совершил путешествие в Египет, где работал над этюдами жанр. сцен, нац. типов, видов арх. пам. ("Каир", 1874; "В Каире", 1874; "Улица в Каире", 1876). М. часто обращался к арх. пейзажу, отводя особое место др.-рус. архитектуре ("Благовещенский собор в Москве", 1884). Много работал над видами Москвы, стремясь передать ее своеобразную колористич. красоту. В 1881 совершил путешествие по России, создав ряд работ, посв. изображению нар. ярмарок, базаров и гуляний ("Ярмарка", 1886). Обращался к теме крест. труда ("На пашне", 1882).

Лит.: Князева В. Н. Н. Е. Маковский // Рус. иск-во: Очерки о жизни и творчестве художников: 2-я пол. XIX в. М., 1962.

Маковский Сер. Конст.

МАКО́ВСКИЙ Сер. Конст. (1877-1962) - худож. критик, иск-вед, поэт. Сын худ. К. Е. Маковского. Получил юрид. образование, но уже в юности увлекался поэзией и иск-ведением. Первый сб. стихов выпустил в 1905. В 1906-13 выпустил три книги под общим назв. "Страницы худож. критики", посв. творчеству совр. художников. В истории рус. культуры имя М. связано прежде всего с ж. "Аполлон", бессменным ред. к-рого он был и на страницах к-рого выступал как теоретик иск-ва и худож. критик. Летом 1917 М. уезжает в Крым, потом в Прагу, где издает неск. иск-ведческих работ. В 1924 организует выставку нар. иск-ва Прикарпатья. В том же году уезжает в Париж, где сотрудничает в ж. "Возрождение", нек-рое время возглавляет "Союз рус. писателей в Париже". Уже в преклонном возрасте вновь обращается к поэзии и в 1940-56 издает 6 поэтических сб-ков, благожелательно встреченных эмигр. критикой. О своей жизни в России М. оставил обширные воспоминания - "Портреты современников" (1965) и "На Парнасе Серебряного века" (1962).

Максакова Мария Петр.

МАКСА́КОВА Мария Петр. (1902-74) - певица (меццо-сопрано). Нар. арт. СССР (1971). С 10 лет пела в церк. хоре. С 1918 начала учиться пению, но первые педагоги определили голос певицы как сопрано. В 1919 вок. педагогом певицы стал ее буд. муж М. К. Максаков (правильно определивший голос певицы как меццо-сопрано). В 1923-52 солистка моск. Большого т-ра (в 1925-27 откомандирована в Ленинград, где подготовила несколько партий). Обладала прекрасным звучным голосом шир. диапазона, теплого лирич. тембра (высокое лирич. меццо-сопрано), великолепной дикцией, высокой вок.-техн. культурой, драм. талантом, ярким темпераментом. Лучшие партии: Кармен ("Кармен" Ж. Бизе), Марфа, Марина Мнишек ("Хованщина", "Борис Годунов" М. П. Мусоргского), Любаша ("Царская невеста" Н. А. Римского-Корсакова). Выступала как камерная певица. С 1935 гастролировала за рубежом.

Максим Грек

Статья большая, находится на отдельной странице.

Максимов Ал. Мих.

МАКСИ́МОВ Ал. Мих. (1813-61) - актер Александринского т-ра. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1833. Играл в разножанровой драматургии, особый успех имел в ролях повес и в комедиях и водевилях (Зефиров - "Лев Гурыч Синичкин" Д. Ленского и др.). Отличался стремлением к эффектной игре "на зрителя", техникой внешней формы, трансформацией и имитацией (Вихляев - "Натуральная школа" П. Каратыгина). Постепенно репертуар М. расширяется, включает все б. кол-во классич. ролей: Иванушка ("Бригадир" Д. Фонвизина), Чацкий и Молчалин ("Горе от ума" А. Грибоедова), Хлестаков ("Ревизор" Н. Гоголя), Фердинанд, Поза ("Коварство и любовь" и "Дон Карлос" Ф. Шиллера), Меркуцио, Кассио и Яго, Эдгар ("Ромео и Джульетта", "Отелло", "Король Лир" У. Шекспира). Необычна трактовка М. роли Гамлета, в к-рой Ф. Кони увидел "такую простоту, столько общечел. черт, столько убедительной истины, что такого рода олицетворение трагич. характера можно назвать новым шагом в искусстве". Отличавшие актера в ранние годы ловкость, приятные манеры дополнились в зрелую пору естественностью и психолог. убедительностью персонажей, что позволяло М. долгое время занимать одно из ведущих мест в Александринском т-ре.

Максимов Вас. Макс.

МАКСИ́МОВ Вас. Макс. (1844-1911) - живописец. Род. в крест. семье. Учился в Петербурге в иконописных мастерских (1855-62) и в АХ (1863-66). С 1864 - член Артели художников, с 1872 - Т-ва передвижных худож. выставок. С 1886 жил в деревне. Осн. темами творчества стали сел. пейзаж и сцены из жизни рус. деревни ("Бабушкины сказки", 1867; "Приход колдуна на крест. свадьбу", 1875). Свето-теневые контрасты в произв. М. усиливают их эмоц. выразительность, своеобразную колористич. звучность. Одно из важнейших явлений жизни пореформенной деревни - распад патриарх. семьи - отражено в картине "Семейный раздел" (1876). Большое внимание М. уделяет созданию жен. нар. типа ("Больной муж", 1881; "Лихая свекровь", 1893). Осн. произв. М. отличаются повествоват. развитием сюжета, стремлением к поэтизации персонажей. Элегич. восприятие уходящего дворян. быта нашло отражение в последней значит. работе "Все в прошлом" (1889).

Лит.: Леонов А. В. М. Максимов: Жизнь и творчество. М., 1951; ЛазукоА. К. В. Максимов. Л., 1982.

Максимов Вл. Вас.

МАКСИ́МОВ (наст. фам. Самусь) Вл. Вас. (1880-1937) - актер театра и кино. В 1904 работал в МХТ, где сыграл роли Треплева ("Чайка" А. Чехова) и Дмитрия Шуйского ("Царь Федор Иоаннович" А. К. Толстого). С 1906 по 1918 с небольш. перерывами работал в Малом т-ре. Роли: Молчалин ("Горе от ума" А. Грибоедова), Глумов, Бакин ("Бешеные деньги" и "Таланты и поклонники" А. Островского), Малькольм ("Макбет" У. Шекспира) и др. В 1909 играл в труппе Синельникова Чацкого ("Горе от ума"), Фердинанда ("Коварство и любовь" Ф. Шиллера), Незнамова ("Без вины виноватые" Островского); в 1910 - Армана Дюваля ("Дама с камелиями" Дюма-сына) в т-ре Незлобина. М. имел красивый голос, был хорош собой, элегантен, пластичен, умел эффектно носить костюм. Наиб. успех снискал в ролях неврастеников в салонных мелодрамах. М. - "король экрана" рус. дорев. кино. Работал тапером, вплоть до гражд. войны выступал с кинодекламациями (чтение текста во время демонстрации фильма). Первая роль - Саввушка в ф. "Каширская старина" (1911) по роману Д. Аверкиева. Снимался в ф. "Рус. зол. серии": "Труп № 1346", "Разбитая ваза", "Ключи счастья". Ритм актерской игры в "великом немом" понимал как применение крупных планов, отказ от театральности. Незаурядный талант перевоплощения проявил в ф. "Очи старой гадалки", где сыграл роли Деда, Отца, Сына. Впервые ввел в практику кинематографа предварит. репетиции. Среди творч. удач М. роль Феди Протасова в ф. "Живой труп" (1917, по Л. Толстому). Снимался в ф. "Петербургские трущобы" (1915, Вересов), "У камина", "Позабудь про камин" (1917-18, Юрий Мещерский), "Слесарь и канцлер" (1924, Франц Фрей). Принимал участие в создании Большого драм. т-ра, где работал с 1919 по 1924. На открытии сыграл роль Дон Карлоса. Роли: Карл Моор ("Разбойники" Ф. Шиллера), Антоний ("Юлий Цезарь" Шекспира), Рюи Блаз (одноим. пьеса В. Гюго) и др. Работал в провинции, выступал на эстраде как чтец. С 1924 преподавал в Ленингр. ин-те сценич. иск-в.

Максимов Вл. Ем

МАКСИ́МОВ Вл. Ем. (наст. фам. и имя Самсонов Лев Ал.) (1932-95) - прозаик, публицист, драматург. Род. в рабочей семье. Отец - чл. ВКП (б), был осужден на 8 лет, пропал без вести. Сын скитался по стране, был помещен в дом для малолетних правонарушителей (отголоски детских впечатлений - в ром. "Прощание из ниоткуда"). В 1949 закончил школу фабрично-заводского обучения, работал каменщиком и штукатуром на стройках Сибири, Тулы, Красноярска; затем экспедиционным рабочим на Таймыре, завклубом речников в Игарке, прицепщиком на Кубани, культработником, газетчиком. Кн. стихов М. "Поколение на часах" (1956) не привлекла внимания читателей. Пов. "Мы обживаем землю" была включена К. Паустовским в сб. "Тарусские страницы". Известностью пользовалась пов. М. "Жив человек" (1962), к-рая в авторской инсценировке с успехом шла в разл. т-рах страны. В 60-е гг. М. создает: сб. рассказов "Шаги к горизонту", пов. "Дорога", "Стань за черту", "Баллада о Савве" и ряд пьес ("Позывные твоих параллелей", "Дом без номера", "Эхо в конце августа"). В 1963 М. стал чл. Союза писателей - СП и чл. редколлегии ж. "Октябрь". Ром. "Семь дней творения", опубл. на Западе, привел М. к конфликту с руководством СП и властью. За распространение ром. "Карантин" в "самиздате" и инакомыслие М. был исключен из СП и направлен для принудит. лечения в психиатрич. лечебницу (1973). Кн. М. "Семь дней творения", "Карантин" и "Прощание из ниоткуда" (1973-82) содержат отрицание рев-ции, повествуют о разочаровании в ней людей и обосновывают идею обновления России через христ-во. В 1974 М. уехал в Париж, где создал и возглавил ж. "Континент". В 1975 вышла заново переписанная и дополненная "Сага о Савве", эпопея лагерного беглеца, ром. "Ковчег для незваных" (1976) и "Заглянуть в бездну" (1986), посвящ. трагедии жизни и любви А. Колчака. В этом же ряду стоит ром. М. о трагедии казачества "И Аз воздам" (не оконч.). В 1991 М. печатает книгу публицист. статей "Сага о Носорогах". В 1990 указом през. М. возвращено сов. гражданство.

Предыдущая страница Следующая страница