Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "М" (часть 2, "МАК"-"МАН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 2, "МАК"-"МАН")

Максимов Сер. Вас.

МАКСИ́МОВ Сер. Вас. (1831-1901) - писатель и этнограф. Сын почтмейстера. Учился в Посадском (Костромская губ.) нар. уч-ще, Костромской г-зии, Моск. ун-те и Петерб. Мед.-хирургич. академии. Входил в круг "молодой редакции" ж. "Москвитянин", где особенно сблизился с А. Островским. М. был неутомимым путешественником и исходил пешком почти всю Россию. В рез. появились кн.: "Лесная глушь" (1871), "Год на Севере" (1859), "Сибирь и каторга" (1871), "Бродячая Русь Христа ради" (1877), "Куль хлеба и его похождения" (1873) и мн. др. М. побывал во Владимирской, Вятской, Нижегородской губ. и на Ср. Поволжье (1855), на Белом м. и Ледовитом ок. (1856, в рамках т. н. "лит. экспедиции"), на Амуре и на Урале (1860-63), на Смоленщине и в Белоруссии (1867-68). Это было своего рода "хождение в народ", имевшее целью изучение быта и жизни простонародья и давшее специфич. лит-ру: этнографич. очерки, к-рые оказались органично связаны с беллетристич. соч. шестидесятников и народнических писателей, входя тем самым в общий поток лит-ры о народе 2-й пол 19 в. Критика ставила М. в один ряд с В. Далем, П. Мельниковым-Печерским, П. Якушиным. М. - автор книги "Крылатые слова" (1890), первого у нас иссл. такого рода, переиздающегося и в наст. время. Около 30 лет М. был ред. "Ведомостей СПб. градоначальной и гор. полиции". В 1900 он избран поч. чл. Рос. АН по отд-нию рус. языка и словесности.

Максимова Ек. Серг

МАКСИ́МОВА Ек. Серг. (род. 1939) - балерина и педагог. Окончила Моск. хореогр. уч-ще в 1958 (кл. Е. Гердт), в 1980 - ГИТИС. В 1958-88 артистка Большого т-ра. Первая испол. партий: Фригия ("Спартак"), Эола ("Икар"), Балерина ("Эти чарующие звуки..."), Шура Азарова ("Гусарская баллада"), Маша ("Щелкунчик"), Анюта ("Анюта"). Среди др. ее ролей: Катерина ("Каменный цветок"), Мария ("Бахчисарайский фонтан"), Балерина ("Петрушка"), Жизель ("Жизель"), Золушка ("Золушка"), Аврора ("Спящая красавица"), Китри ("Дон Кихот"), Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"). С 1980 участвует также в спектаклях "Моск. классич. балета": Натали ("Натали, или Швейцарская молочница"), Ева ("Сотворение мира"), Джульетта. Танцевала ведущие партии в заруб. труппах: "Балет 20 в.", Бельгия ("Ромео и Юлия"), "Марсельский балет", Франция ("Голубой ангел"), Т-р "Сан-Карло", Италия ("Анюта", "Парижское веселье", "Нижинский"), Нац. балет, Англия ("Онегин"). Исполнила гл. роли в ориг. телебалетах: "Трапеция", "Галатея", "Старое танго", "Анюта", "Чаплиниана"; в телеф.-бал.: "Вальпургиева ночь", "Эти чарующие звуки", "Адам и Ева", "Я хочу танцевать", "Фрагменты одной биографии" и др. Творчеству М. и В. Васильева посвящены телеф. "Дуэт", "И осталось, как всегда, недосказанное что-то", фр. видеоф. "Катя и Володя". Балерина акад. школы, миниатюрная, изящная, обаятельная, М. обладает большим исполнит. диапазоном: ей в равной степени доступны партии комедийные, лирич., драматич. Классич. чистый танец М. отличается изысканной элегантностью, природной грацией движений, многообразием пластич. нюансов, филигранной отточенностью мелких па. Благодаря редкому артистизму она стала "танцующей актрисой" многих телебалетов, сыграла гл. роль в худож. ф. "Фуэте", выступила в драм. моноспектакле "Песнь песней" по Библии. Женственно-хрупкие героини М. пленяют детской непосредственностью, глубиной и тонкостью чувств, радостным, поэтич. восприятием окружающего мира. С 1990 балетмейстер-репетитор Моск. т-ра балета Кремл. Дворца съездов. Первая исполнительница партии Золушки. С 1982 преподает в ГИТИСе.

Е. С. Максимова и В. В. Васильев в балете «Щелкунчик»

Е. С. Максимова и В. В. Васильев в балете «Щелкунчик»

Макушин Петр Ив

МАКУ́ШИН Петр Ив. (1844-1926) - издатель, книгопродавец, библиотековед, организатор сети книж. магазинов во всех крупных городах Сибири и множ. (ок. 600) частных публ. б-к в сел. местности. С помощью М. были открыты также первый в Сибири нар. ун-т (в Томске), высш. жен. курсы, Дом попечения о нар. образовании. М. издал большое кол-во книг по самым разл. вопросам, пытаясь приобщить к науке и культуре широкие нар. массы, выпускал газ.: "Сибирскую газету" (1881-88), "Сиб. жизнь" (1897) и "Томский листок" (1897-1905). После Окт. 1917 книж. дело М. было национализировано, но он продолжал вести культ.-просвет. деят-ность в Сибири.

Макшеев Вл. Ал-др

МАКШЕ́ЕВ Вл. Ал-др (1843-1901) - актер. Окончил Кадетский корпус, служил офицером в Москве. Играл в любит. спектаклях. Выйдя в отставку, играл в провинц. т-рах в Казани, Саратове, Туле и др. В 1873 с большим успехом исполнил в Моск. общедоступном частном т-ре роль Никона в "Горькой судьбине" А. Писемского, после чего был без дебюта принят в труппу Малого т-ра, где и прослужил до конца жизни. Его актерской манере была свойственна искренность исполнения, мягкий комизм, юмор. Однако в таких ролях, как Городничий ("Ревизор" Н. Гоголя), М. добивался сатирической остроты. Играл преимущ. комедийные и характерные роли. Большое внимание уделял психологич. разработке характеров. Мастерски гримировался. Роли: Расплю ("Свадьба Кречинского" А. Сухово-Кобылина), Варлаам ("Борис Годунов" А. Пушкина), Восмибратов ("Лес" А. Островского), Жорж Данден (одноим. пьеса Ж. Б. Мольера), Гремио ("Укрощение строптивой" У. Шекспира) и др.

Малевич Казимир Северинович

МАЛЕ́ВИЧ Казимир Северинович (1878-1935) - художник. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1904-05) и в частной студии в Москве. В раннем творчестве обращался к идеям импрессионизма ("Цветочницы", 1903; "Весна - цветущий сад", 1904). Разрабатывал темы деревенской и городской жизни, использовал эл-ты примитивизма. Стремясь соединить идеи кубизма и футуризма, резко геометризировал чел. фигуры и пейзаж, добивался имперсональности, отвлеченности образа ("На сенокосе", 1909; "Жница", 1910). Принимал участие в выставках "Бубновый валет" (1910), "Ослиный хвост" (1912) и др. Полное освобождение иск-ва от предмета, реальности и преображение его в "нуль форм" отразилось в произв. "Черный квадрат на белом фоне" (1913), к-рое положило начало системе "нового живоп. реализма", или супрематизма. После 1917 работал в обл. прикл. иск-ва (проекты бытовых вещей, росписи тканей), создавал пространств. композиции ("архитектоны"), изучая с их помощью пластич. возможности иск-ва. В 30-е гг. вернулся к изобразительности ("Скачет красная конница...", 1918-30; "Девушка с красным древком", 1932). В 1919-22 преподавал в Нар. худож. школе в Витебске.

Соч.: От кубизма к супрематизму. Пг., 1916; От Сезанна до супрематизма. Пг., 1920; Супрематизм. Витебск, 1920.

Лит.: Федоров-Давыдов А. Выставка произведений К. С. Малевича. М., 1929; Рейнгардт Л. Абстракционизм // Модернизм. М., 1973. С. 112-115; K. Malevich: [Кат. репрод. из собр. Гос. Рус. музея]. М., 1988; Егоров И. М. Казимир Малевич. М., 1990.

К. С. Малевич. Автопортрет. 1908

К. С. Малевич. Автопортрет. 1908

Малеин Ал-др Иустинович

МАЛЕ́ИН Ал-др Иустинович (1869-1938) - филолог, библиограф, книговед. В 1892 окончил Ист.-фил. ин-т в Петербурге. Впоследствии преподавал латынь в различных петерб. вузах. М. один из основателей Рус. библиологич. об-ва, к-рое он возглавлял в 1919-26. С 1924 работал в Б-ке АН СССР, где организовал Кабинет инкунабул, редких иностр. книг, иностр. рукописей и гравюр, а с 1931 - в Ин-те книги, документа и письма АН СССР. Чл.-корр. Петерб. АН (1916). Д-р римской словесности ("Марциал", 1900). Был - наряду с О. Цыбульским - издателем-ред. ж. "Гермес" (1907-18). В 1913-17 М. возглавлял отд. критики и библиографии "Ист. вестника".

До Окт. рев-ции М. подготовил несколько. библ. указателей, в т. ч. "Библ. указ. книг и статей по Римской истории на рус. языке" (1899) и публиковавшуюся на протяжении 1902-18 в "Изв. археол. комиссии" работу "Новые книги ист.-археол. содержания, вышедшие в России", содержащую сведения о б. чем 12 тыс. изданий. В науч. творчестве М. центр. место занимали история книги (особенно зап.-европ.) и проблемы инкунабуловедения. Результатом его иссл. в этих направлениях явились работы: "Главнейшие издания и пер. "Утопии"" (1935), "Западноевроп. книга ко времени Ивана Федорова" (1935) и каталог "Литература времени Вел. фр. рев-ции в собраниях АН СССР" (1934) и мн. др. Внимание М. привлекали и вопросы истории и совр. состояния иностр. библиографии. Его перу принадлежали брошюра "Краткий очерк истории иностр. библиографии" (1925), статьи "О период. органах науч. библиографии за границей" (1926) и "Ист. очерк развития библиографии и соврем. состояние ее на Западе и в СССР" (1927). М. был крупнейшим знатоком и ценителем книги, обладателем большой личной б-ки.

Лит.: Державин Н. С. Александр Иустинович Малеин: (Некролог) // Вестн. АН СССР. 1938. № 11, 12; История б-ки АН СССР: 1714-1964. М.; Л., 1964; Эльзон М. Д. Александр Иустинович Малеин // Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1983. Вып. 47.

Маленков Георг. Максимилианович

МАЛЕНКО́В Георг. Максимилианович (1902-88) - деятель КПСС и сов. гос-ва. Род. в г. Оренбурге, в семье служащего. С 1919 в Кр. армии, политработник. С апр. 1920 - чл. РКП (б). В 1921 поступил в Моск. высш. техн. уч-ще. В 1925, не окончив уч-ща, перешел на работу в аппарат ВКП (б). Работал техн. секр. Оргбюро ЦК, а затем Политбюро ЦК ВКП (б). С 1930 - зав. отд. руководящих кадров ЦК ВКП (б). В тесном контакте с Н. Ежовым М. участвовал в разработке планов массового террора 1937-38 и определении перс. состава подлежавших репрессиям. На 18-м съезде ВКП (б) (1939) М. возглавил мандатную комиссию, был избран чл. ЦК ВКП (б), а затем секр. ЦК. После 18-й конф. ВКП (б) (1941) М. избран канд. в чл. Политбюро. Занимался развитием пром-сти и транспорта. В годы Вел. Отеч. войны - чл. Гос. К-та Обороны. Отвечал за самолетостроение. С осени 1943 - пред. К-та при СНК СССР по восстановлению х-ва в освобожденных р-нах. С марта 1946 - чл. Политбюро, зам. Пред. Совета Министров. В условиях конфликта с покровительствуемой А. Ждановым группировкой руководителей - выходцев из Ленинграда (А. Кузнецов, Н. Вознесенский, М. Родионов) М. сначала подвергся опале и был послан на работу в Ташкент, а затем (после внезап. смерти А. Жданова в 1948) совм. с Л. Берия инспирировал известное "Ленингр. дело". На 19-м съезде ВКП (б) (1952) М. сделал полит. отчет ЦК, фактически выступив в кач. офиц. преемника Сталина. После смерти Сталина (март 1953) М. занял пост Пред. Совета Министров и на нек-рое время стал первым человеком в партии и гос-ве. М. согласился с необходимостью устранения своего давнего союзника - Л. Берия и участвовал в его аресте (июнь 1953). Он выступил за ослабление перекачки средств из с. х-ва, более быстрое развитие произ-ва предметов потребления за счет нек-рого сокращения темпов роста группы А. В популистских целях М. проводил не вполне обоснованные снижения цен. В выступлениях М. этого периода содержались антибюрократич. пассажи. Проиграв борьбу с опиравшимся на партаппарат Хрущевым, М. потерял в янв. 1955 пост Предсовмина. В июне 1957 участвовал в попытке свержения Хрущева. После этого потерял все руковод. посты, а в 1961 исключен из партии и отправлен на пенсию.

Малиновский Ал. Фед

МАЛИНО́ВСКИЙ Ал. Фед. (1762-1840) - историк-архивист, археограф, переводчик. Окончил Моск. ун-т (1778), служил в Межевой канц. (1778-80). С 1780 до конца жизни - в Моск. гл. архиве Коллегии иностр. дел. С 1814 - нач. гл. управления архива. Сенатор, тайный советник. Чл. Рос. АН (1835). Участвовал в изд. "Слова о полку Игореве" (1800) и "Собр. грамот и договоров, хранящихся в гос. коллегии иностр. дел" (1819-22). Широко использовал в печати док-ты Моск. гл. архива Коллегии иностр. дел. Как переводчик активно сотрудничал в изданиях Н. Новикова. Перевел также ряд книг и пьес (франц. и нем.), шедших на сцене рус. т-ра.

Малиновский Вас. Фед

МАЛИНО́ВСКИЙ Вас. Фед. (1765-1814) - дипломат, литератор, педагог. По окончании курса словесных наук в Моск. ун-те поступил на службу в Коллегию иностр. дел. В 1808 назначен ген. комиссаром в Молдавии, в 1811-14 -первый дир. Царскосельского лицея. Автор филос. трактата "Рассуждение о мире и войне" (1803) и одного из первых проектов отмены крепост. права в России - "Записки об освобождении рабов" (1802).

Малов Сер. Еф.

МАЛО́В Сер. Еф. (1880-1957) - ученый-тюрколог. Чл.-корр. АН СССР (с 1939). Автор первых описаний тюрк. языков Китая, собрал обширный материал по яз., фольклору, этнографии уйгуров, желтых уйгуров, лобнорцев и салар. Часть собранных им коллекций, преим. из обл. дух. культуры тюрко-языч. народов, ныне экспонируется в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого. М. ввел в науч. оборот ряд ценных пам. др.-тюрк. письменности, среди к-рых уникальная уйгурская рукопись "Алтын арук" ("Золотой блеск"). Большое значение имела деят-ность М. в обл. создания и введения письменности у ранее бесписьм. тюрк. народов. М. вел широкую пед. работу, почти все совр. тюркологи старшего и среднего поколений - его ученики.

Соч.: Пам. древнетюркской письменности. Л., 1951; Уйгурский язык. Хамийское наречие: Тексты, переводы, словарь. М.; Л., 1954; Лобнорский язык: Тексты, переводы, словарь. Фрунзе, 1956; Язык желтых уйгуров: Словарь и грамматика. Алма-Ата, 1957; Уйгурские наречия Синьцзяна: Тексты, переводы, словарь. М., 1961.

Малофеевки

МАЛОФЕ́ЕВКИ - См. Колокольчики.

Малыгин Ст. Гаврилович

МАЛЫ́ГИН Ст. Гаврилович (?-1764) - исследователь Арктики, капитан-командор (с 1762). Окончил Моск. школу матем. и навигацких наук (1717). Служил на Балт. флоте, плавал в сев. части Атлантич. ок. В 1736 возглавил зап. отряд 2-й Камчатской эксп. Обследовал юж. побережье Карского м., п-ов Ямал и поднялся по р. Обь до г. Березова. Было описано и заснято побережье от прол. Югорский Шар до устья Оби, составлена карта побережья от Печоры до Оби. Пролив между п-овом Ямал и о-вом Белый носит имя М. В честь М. был назв. также ледокольный пароход, построен. в 1912 и в 1928 участвовавший в поисках эксп. Нобиле.

Малый драматический театр

МА́ЛЫЙ ДРАМАТИ́ЧЕСКИЙ ТЕА́ТР - создан в 1944 для обслуживания воин. частей Ленингр. фр. В теч. 12 лет существовал в кач. передвижного т-ра, в 1956 получил стационар на ул. Рубинштейна, 18. Специфика деят-ности т-ра (долгое время осн. его задачей были поездки со спектаклями по Ленингр. обл.) сказалась на худож. качестве репертуара. Ситуация начала меняться с приходом в т-р В. Голикова (гл. реж. 1967-70). Постепенно у ленингр. зрителя возник стабильный интерес к т-ру. В дальнейшем своими успехами МДТ обязан Е. Падве (гл. реж. в 1973-83). В разные годы на сцене МДТ ставили спектакли Ю. Дворкин, Г. Яновская, К. Гинкас, Л. Додин и др. С назначением в 1983 гл. реж. Додина начался наиб. значит. в творч. отношении период жизни т-ра. Дилогия Додина по ром. Ф. Абрамова ("Дом", 1980 и "Братья и сестры", 1985) стоит в ряду выс. худож. достижений отеч. театр. иск-ва 1980-х гг. Яркие, запоминающиеся образы создали на сцене МДТ актеры Н. Лавров, Т. Шестакова, В. Быкова, С. Бехтерев, И. Иванов, И. Скляр, С. Власов, Н. Акимова, П. Семак, В. Осипчук.

Малый театр

МА́ЛЫЙ ТЕА́ТР - старейший рус. драм. т-р в Москве. Возник на осн. университетской труппы. С 1806 -Императорский. Пост помещение и назв. Малый получает в 1824. В репертуаре были патриотич. трагедии совр. драматургов (В. Озеров, Я. Княжнин), первые пост. запрещаемых цензурой пьес ("Ябеда" В. Капниста, "Горе от ума" А. Грибоедова). С приходом в т-р П. Мочалова и М. Щепкина вырабатывается новая актерская школа - тенденции естественности, жизнеподобия сочетаются с патетичностью и приподнятостью. В сер. 19 в. т-р тесно связан с прогрес. рус. общественностью. Пост. драматургом становится А. Островский (т-р наз. "Домом Островского"). С М. Т. связаны имена династии Садовских. В 90-е гг. 19 в. М. Т. свойственны романтич. тенденции. Ведущая актриса этого периода - М. Ермолова. Ее соратники и сценич. партнеры - А. Ленский, один из первых реформаторов рус. сцены и школы преподавания актерского мастерства, и А. Южин, к-рый в 1909 возглавляет труппу. Ставится преим. классич. репертуар. После 1917 М. Т. один из первых обратился к новой драматургии ("Любовь Яровая"). В 30-е гг. т-р провозглашается идеалом сцены. Культивируется "школа М. Т.", в репертуаре происходит резкий поворот к Островскому. С М. Т. связаны такие арт., как А. Яблочкина, В. Рыжова, Б. Бабочкин, И. Ильинский, реж. А. Дикий, Е. Симонов, С. Радлов. Долгие годы т-ром руководила В. Пашенная. С 1950 по 1987 - М. Царев. С 1987 худож. рук. т-ра является Ю. Соломин. В своем репертуаре т-р ориентируется на классику.

Малый театр. Москва

Малый театр. Москва

Малых Мария Ал-др.

МАЛЫ́Х Мария Ал-др. (1879-1967) - издательница, книгопродавец, типограф. Основала в 1901 в Пб. "Изд-во Марии Малых", к-рое выпускало марксист. лит. в сер. "Совр. научно-образовательная б-ка", книж. серии "Пролетариат", "Научное миросозерцание", издавала произв. К. Маркса, Ф. Энгельса, П. Лафарга, А. Бебеля, В. Либкнехта, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина, М. Горького, Г. Гауптмана, Г. Бюхнера, Ф. Фрейлиграта и др. В 1909 М. эмигрировала в Швейцарию, после Окт. 1917 работала в сов. изд-вах.

Малышев Вл. Ив

МА́ЛЫШЕВ Вл. Ив. (1910-76) - литературовед, археограф. В 1932 поступил в Ленингр. ин-т лит-ры и истории. С мая 1934 по сент. 1936 работал сотр. краеведч. музея в г. Боровске Моск. обл., после чего вернулся в Ленингр. ун-т, к-рый и окончил в 1939 с квалификацией "литературовед-русист". С янв. по сент. 1940 работал старшим библиотекарем в Отд. рукописей Б-ки АН СССР, с сент. 1940 по 3 авг. 1941 был науч. сотр. в Карело-финском НИИ культуры и преподавал в Петрозаводском ун-те. Воевал на Ленингр. фронте, был трижды ранен. С февр. по июль 1946 работал старшим библиотекарем Гос. публ. б-ки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, с 20 июля 1946 -науч. сотр. Ин-та рус. лит-ры АН СССР (Пушкинский дом). Канд. дисс. "Повесть о Сухане (из истории рус. повести 17 в.)" защитил в 1956, докт. - "Иссл. и разыскания по лит. наследию Др. Руси" (по совокупности трудов) - в 1968. В 1972 М. было присвоено звание засл. деят. науки РСФСР. Похоронен на Серафимовском кладбище.

Первая науч. публ. относится к 1940. Все осн. работы связаны с открытием и иссл. новых рукописей и пам. др.-рус. лит-ры. Особое значение имеют статьи, посв. изучению биографии и рукописного наследия протопопа Аввакума. Большое внимание уделял обследованию и описанию малоизв. архивов и частных коллекций. Возродил работу по разысканию др.-рус. рукописей у нас, что позволило создать в Пушкинском доме в 1949 самостоятельное Древлехранилище, насчитывающее ныне более 10 тыс. рукописей 12-20 вв. Итогом археографического обследования р. Печоры стала кн. "Устьцилемские рукописные сборники 16-19 вв." (Сыктывкар, 1960), образцовое иссл. рукописной традиции, истории и культуры этого Сев. края.

Соч.: Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков. М.; Л., 1952; Повесть о Сухане: (Из истории рус. повести XVII в.). М.; Л., 1956; Житие протопопа Аввакума (Прянишниковский список) // Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. М., 1960. С. 305-343, 445-446; Др.-рус. рукописи Пушкинского дома: (Обзор фондов). М.; Л., 1965; Москвичи - собиратели письменной и печатной старины // Тр. Отд. др.-рус. лит. М.; Л., 1965. Т. 21. С. 383-389; Мат-лы к "Летописи жизни протопопа Аввакума" // Др.-рус. книжность: По материалам Пушкинского дома. Л., 1985. С. 227-322.

Малышкин Ал-др Георг

МАЛЫ́ШКИН Ал-др Георг. (1892-1938) - прозаик. Род. в с. Богородском Пензенской губ., в семье крестьянина. Детские годы провел в Мокшане. Окончил в Пензе г-зию (1910), поступил на словесное отд. ист.-филол. ф-та Петерб. ун-та. Лит. дебют - стих. "Ни свет зари, ни луч заката..." (Правда. 1912. 11 мая), ряд стих. в ж. "Студенческие годы" (1913), затем очерки и рассказы в столичной печати, более всего в газ. "Петрогр. курьер" (1915) под псевд. Юнак. Эти произв. посвящены "маленьким людям", тяготящимся провинциальным бытом. По окончании ун-та был призван на военную службу (1916), служил на Черномор. флоте. После Октября командовал отрядом матросов-добровольцев. В 1918 воевал на Вост., Туркестанском и Юж. фронтах. После гражд. войны служил в Херсоне, в штабе 6-й армии и затем в штабе воен. округа в Екатеринославле (Днепропетровск). Здесь была написана пов. "Падение Дайра" (1923) - попытка поэтизировать революц. порыв масс, одержавших победу в борьбе за Перекоп. Летом 1922 М. переведен в Москву в Воен. академию. В 1925-29 заведовал военно-мор. отд. газ. "Красная звезда", написал пов. "Севастополь" (1927-30). В начале 1930-х гг. - работа над ром. "Люди из захолустья" (доведенным лишь до половины из-за ранней смерти писателя). Роман был задуман как эпопея - жанр, в 1930-х гг. получивший большое распространение и призванный рассказать о прошлом и настоящем, о победах и ист. процессах становления социалист. страны. В 1930-е гг. М. активно участвует в лит. и обществ. жизни: он был депутатом Моссовета, чл. редколлегии "Нового мира", "Литературной газеты", много ездил по стране, бывал на больших стройках и в провинц. городках.

Мальцев Ал-др Ник

МА́ЛЬЦЕВ Ал-др Ник. (род. 1949) - сов. спортсмен, хоккеист, з. м. с. СССР (1969). Один из лучших нападающих в истории сов. хоккея. Олимп. чемпион 1972 и 1976. Чемп. мира 1969-71, 1973-75, 1978. Чемп. Европы 1969, 1970, 1973-75, 1978. Был признан лучшим нападающим чемпионатов мира 1970 и 1972. Обладатель Кубка Канады 1981.

Мальчишник

МАЛЬЧИ́ШНИК - возникший по модели девичника: прощание жениха накануне свадьбы (дня венчания) с холостыми друзьями (т. е. с половозрастной группой парней). Обряд не столь обязателен и повсеместен, как девичник (наоборот, жених с парнями часто приезжает на девичник к невесте).

Малюгин Леон. Ант.

МАЛЮ́ГИН Леон. Ант. (1909-68) - драматург. Окончил Ленингр. ин-т иск-в, был аспирантом Ленингр. гос. ин-та театра, музыки и кино. Начал печататься в 1925 как журналист. Первая пьесаМ. - "Дорога в Нью-Йорк" (1942). В годы войны заведовал литчастью БДТ. Автор популярной лирико-героической комедии "Старые друзья" (1945; Стал. пр. 2-й степ за 1945; с успехом вновь вернулась на сцену в конце 60-70-х гг.), а также ряда менее известных лирич. комедий: "Родные места" (1952), "Путешествие в ближние страны" (1957), "Семь километров в сторону" (1960). В период кампании по "борьбе с космополитизмом" подвергался нападкам как "антипатриотический критик" и "клеветник". Центр. место в творчестве М. занимает документально-биографич. жанр. Он известен как автор пьес о Н. Г. Чернышевском - "Молодая Россия" (1950), А. П. Чехове - "Насмешливое мое счастье" (1965), А. де Сент-Экзюпери - "Жизнь Сент-Экзюпери" (1966), пов.-хроники "Чехов", завершенной после его смерти И. Гитович (отд. изд. М., 1983). По сценариям М. поставлены ф. "Поезд идет на восток" (1948), "Доброе утро" (1955), "К Черному морю" (1958), "Сюжет для небольшого рассказа" (1969). Автор ряда теоретич. работ, собранных в книгу "Театр начинается с литературы" (1967).

Малютин Сер. Вас.

МАЛЮ́ТИН Сер. Вас. (1859-1937) - живописец, график, художник т-ра, занимался декор.-прикл. иск-вом, участвовал в создании арх. проектов. Чл. Союза рус. художников (с 1903), Т-ва передвижных худож. выставок (с 1915), один из организаторов Ассоциации художников революц. России. Творч. судьба М. неразрывно связана с крупным худож.-культ. центром России "Талашкино", его организатором-меценатом М. К. Тенишевой. В 1900-10-х гг. в графике, декор.-прикл. иск-ве и архитектуре воплотил искания, свойственные стилю модерн и его "неорус. варианту" (театр "Теремок", музей "Русская старина" в Талашкино, нач. 1910-х гг.; дом Перцова в Москве, 1910 и др.). Создал серию портретов деят. культуры (К. Ф. Юон, 1914; Д. А. Фурманов, 1922 и др.), эволюционировал от свободной, динамичной декор. живописи 1900-х гг. к более строгим монументализированным формам.

Лит.: Сарабьянов Д. С. В. Малютин. М., 1952; Абрамова А. В. Жизнь художника С. Малютина. М., 1978; Журавлева Л. С. Талашкино. М., 1989.

С. В. Малютин. Автопортрет в шубе. 1901

С. В. Малютин. Автопортрет в шубе. 1901

Малютин Як. Осипович

МАЛЮ́ТИН (наст. фам. Итин) Як. Осипович (1886-1967) - актер. Учился в оперном классе Петерб. конс. В 1915 окончил Петерб. театр. уч-ще (педагог М. Ю. Юрьев) и вступил в труппу Александринского т-ра. Музыкальность, пластичность, разносторонняя одаренность позволяли ему выступать в ролях самых разнообразных: в начале творч. пути он сыграл Скалозуба ("Горе от ума" А. Грибоедова) и Несчастливцева ("Лес" А. Островского). Среди ролей М.: Рогожин ("Идиот" по Ф. Достоевскому), Тетерев ("Мещане" М. Горького), Дикой ("Гроза" Островского), акад. Моргунов ("Все остается людям" С. Алешина), проф. Серебряков ("Дядя Ваня" А. Чехова), Вершинин ("Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова) и др.

Малявин Фил. Анд

МАЛЯ́ВИН Фил. Анд. (1869-1940) - живописец. Начал худож. деят-ность в иконописной мастерской на Афоне (1885-91). При содействии скульптора В. А. Беклемишева переехал в Пб. Учился в АХ (1892-99) у И. Е. Репина, оказавшего значит. влияние на портр. живопись М. ("К. А. Сомов", "И. Э. Грабарь", оба - 1895; "А. П. Остроумова", 1896). Самобытность худож. мышления и органичность живописных решений ощущается уже в ранних работах. Для них характерна точность лепки фигуры, живоп. единство фигуры и возд. пространства (портрет сестры - "За книгой", 1895; "Старуха. Портрет Д. И. Татаринцевой", 1898). Крест. тематика становится осн. в творчестве М. Обобщенность образов, передаваемая декор., крупными мазками почти чистых красок - оранжевых, синих, зеленых, сближает произв. кон. 1890-х - нач. 1900-х гг. со стилем "модерн". Образы становятся менее конкретизированными, исчезает жанрово-повествоват. эл-т, рис. отступает перед игрой интенсивных красочных пятен, создающих впечатление вихревого движения, организованных единым ритмом и обрамляющих четко прорисованные лица и руки ("Смех", 1899; "Крестьянская девушка", 1899; "Девка", 1903; "Вихрь", 1906). В более поздних работах живоп. динамика и яркая декоративность ослабевают, появляются черты жанровости, четче прорисовываются лица, приближаясь к портрету ("Две девки", 1910-е гг.; "Верка", 1913). Использующее "репинскую линию" портретное иск-во М. в дальн. получило развитие в рис., отличающемся лаконизмом, точностью моделировки, изысканностью графич. мастерства. С 1903 - чл. "Союза рус. художников". С 1922 жил за границей.

Лит.: Александрова Н. Ф. А. Малявин. М., 1966; Живова О. А. Ф. А. Малявин. М., 1967.

Ф. А. Малявин. За книгой. 1895

Ф. А. Малявин. За книгой. 1895

Мамай

МАМА́Й (?-1380) - темник Зол. Орды при хане Бердибеке (1357-61), был женат на дочери хана. После смерти Бердибека начинается междоусобная борьба в Зол. Орде. Гос-во раскололось на две враждующие части, границей между ними была р. Волга. Правобережной частью управлял Мамай. Не будучи потомком Чингизхана, М. правил через ханов-марионеток. В 1363, 1368, 1372-73 М. удавалось на короткое время захватить столицу Зол. Орды г. Сарай и объединить обе половины гос-ва. В Куликовской битве 8 сент. 1380 его войска потерпели сокрушительно поражение от рус. сил. М. бежал с поля боя. Остатки его сил были разбиты ханом Тохтамышем, вновь объединившим обе половины Зол. Орды. М. бежал в Кафу (совр. Феодосия), где был убит.

Мамин-Сибиряк Дм. Наркисович

МА́МИН-СИБИРЯ́К Дм. Наркисович (наст. фам. Мамин) (1852-1912) - писатель. Род. в семье священника. Учился в дух. семинарии, мед.-хирургич. академии, на юрид. ф-те Петерб. ун-та, к-рый оставил по болезни (1877). В теч. многих лет жил на Урале, с 1891 - в Пб. Лит. деят-ность начал в сер. 1870-х гг. публикацией расказов и очерков ("От Урала до Москвы", 1881-82). Популярность М.-С. принесли бытовые ром. "Приваловские миллионы" (1883), "Горное гнездо" (1884), "Три конца" (1890), "Золото" (1892), "Хлеб" (1895), рисующие шир. панораму рус. пореформенной действит-сти, становления капитализма на Урале. М.-С. также автор ром. из жизни интеллигенции ("Черты из жизни Пепко", 1894; "Падающие звезды", 1899), рассказов и сказок для детей.

Мамонтов Конст. Конст.

МА́МОНТОВ (Мамантов) Конст. Конст. (1869-1920) - один из военачальников Белого движения на Ю. России. Донской казак, выпускник Николаевского кав. уч-ща, ветеран рус.-япон. и 1-й мир. войн, кавалер мн. орденов. Вступил в борьбу против большевиков в кон. 1917 в чине полк., участвовал в Степном походе, командовал группой войск Донской армии, 4-м Донским кон. корпусом, произведен в ген.-майоры и ген.-лейт. В авг. - сент. 1919 со своим корпусом общей числ. в 9 тыс. штыков и сабель совершил рейд по тылам Юж. фр. сов. войск. Рейд нанес большой урон красным в Тамбовской и Воронежской губ., вызвав панику в большевист. руководстве, но сопровождался грабежами, мародерством, приоритетом захвата трофеев перед достижением воен. целей. Резко негативная оценка Мамонтовского рейда дана в воспоминаниях ген. А. И. Деникина и П. Н. Врангеля. Был отстранен от командования, умер от тифа в Екатеринодаре.

Мамонтов Савва Ив

МА́МОНТОВ Савва Ив. (1841-1918) - промышленник, предприниматель, меценат. Учился в Горном ин-те в Пб., потом на юрид. ф-те Моск. ун-та. Несколько лет жил в Италии, где брал уроки пения, изучал историю изобразит. иск-ва. Сблизившись с худ. И. Е. Репиным, В. Д. Поленовым, скульптором М. М. Антокольским, М. в 1873 организовал в своем имении Абрамцево под Москвой мастерские живописи, керамики, резьбы по дереву. Активно содействовал возрождению нар. тв-ва. Поддерживал и субсидировал творч. деят-ность худ., музыкантов, актеров - К. А. Коровина, С. В. Рахманинова, Ф. И. Шаляпина, И. И. Левитана, В. М. Васнецова, М. М. Ипполитова-Иванова. В 1885 М. на свои средства открыл Моск. частную рус. оперу, где объединились передовые деятели рус. муз. иск-ва, художники. В труппе были Н. И. Забела-Врубель, Шаляпин и др. Особенное значение М. придавал постановочной и режиссерской работе, предполагающей сочетание вокального мастерства исполнителей с драматич. выразительностью. Финансировал ряд худож. изданий, в т. ч. ж. "Мир иск-ва" (совм. с М. К. Тенишевой).

Мандельштам Анат. Максимилианович

МАНДЕЛЬШТА́М Анат. Максимилианович (1920-83) - археолог, востоковед. Окончил Вост. ф-т МГУ (1941). Участник Вел. Отеч. войны. С 1948 - аспирант Ин-та археологии (Ленинград), в 1951 защитил канд. дисс. "Сложение таджикской народности в среднеазиатском Междуречье". В 1951-56 работал в Таджикистане, затем до конца жизни - в Лен. отд. Ин-та археологии АН СССР. Д-р ист. наук (с 1973). М. первым начал широкомасштабное изучение пам. кочевых племен Ср. Азии, сопоставляя данные археологии со сведениями письм. источников на араб., перс. и китайском яз. Рез-ты осн. работ М. в Ср. Азии явились вкладом в изучение др. истории не только этого региона, но и Индии: на Памире он исследовал погребения скифов-саков, позднее явившихся в Индии под именем "шака"; пам. бронз. века в долине р. Бишкент достаточно убедительно были сопоставлены ученым с мат. культурой ведийских индоариев, а раскопанные им курганные могильники Сев. Бактрии 2-1 вв. до н. э. пролили свет на предысторию еще одних кочевых завоевателей Индии - кушан. С 1965 М. перенес свои полевые исследования в Центр. Азию (Юж. Сибирь), где, в соотв. со своими методология. принципами, предпринял, как и в Ср. Азии, комплексное и максимально полное изучение кочевнических пам. на ограниченной терр. (Улуг-Хемский р-н Тувинской АССР), что позволило воссоздать сложную картину взаимосвязей и смены раннекочевнических культур. К сожалению, фундамент. труд М. о культуре Тувы в "скифскую" эпоху остался незавершенным и не опубликован.

Соч.: Мат-лы к ист.-геогр. обзору Памира и припамирских обл. с древнейш. времен до 10 в. н. э. Сталинабад, 1957; Кочевники на пути в Индию. М.; Л., 1966; Пам. эпохи бронзы в Юж. Таджикистане. Л., 1968; Пам. кочевников кушанской эпохи в Сев. Бактрии. Л., 1975.

Мандельштам Леон. Исаакович

МАНДЕЛЬШТА́М Леон. Исаакович (1879-1944) - физик, акад. АН СССР (1929). Учился в Новорос. ун-те (Одесса). Окончил Страсбург. ун-т (1902), где работал (с 1913 - проф.). В 1914 возвратился в Россию. В 1918-22 - зав. каф. физики Одесс. политехн. ин-та. С 1925 - зав. каф. теоретич. физики Моск. ун-та и сотр. НИИ физики ун-та. С 1934 работал также в Физ. ин-те АН СССР. Работы М. относятся к оптике, радиофизике, теории нелинейных колебаний, квант. механике, истории и методологии физики. В 1926 предсказал, что при рассеянии света упругой средой должно наблюдаться расщепление линии рассеян. света (эффект Бриллюэна-М.). В 1928 совм. с Г. С. Ландсбергом открыл комбинац. рассеяние света. Открыл совм. с Ландсбергом селективное рассеяние света, с М. А. Леонтовичем разработал теорию рассеяния света в тв. телах. Иссл. М. в области теории колебаний, выполн. гл. обр. совм. с Н. Д. Папалекси, привели к созданию нового напр. - теории нелинейных колебаний. Вместе с Папалекси внес существ. вклад в радиофизику и радиотехнику. Разработал новые радиоинтерференц. методы иссл. распространения радиоволн и измерения расстояния, создал новую область радиотехники - радиогеодезию и др. Лен. премия (1931), Стал. премия (1942). Создал школу физиков (А. А. Андронов, А. А. Витт, Ландсберг, Леонтович, И. Е. Тамм и др.).

Мандельштам Над. Як

МАНДЕЛЬШТА́М Над. Як. (урожд. Хазина) (1899-1980) - мемуарист, жена О. Э. Мандельштама. Род. в семье адвоката. Окончила г-зию в Киеве. Занималась в студии худ. А. А. Экстер. Переводила с англ. (Коген Р. "Сквозь ночь", 1927; Маргерит В. "Вавилон", 1935). В 1934-38 вместе с мужем находилась в ссылках. Преподавала англ. язык в вузах, канд. филол. наук. После 1953 подготовила свод стих. Мандельштама, к-рый получил шир. распространение в списках "самиздата". Автор книг воспоминаний о Мандельштаме: "Воспоминания" (Нью-Йорк, 1970), "Вторая книга" (Париж, 1972). Очерки, письма, эссе, коммент. к стихам Мандельштама собраны посмертно в кн. "Мое завещание и другие эссе" (Нью-Йорк, 1982) и "Книге третьей" (Париж, 1987). В 1989-90 мемуары М. "Воспоминания" и "Вторая книга" изданы в Москве.

Мандельштам Осип Эмильевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мандолина

МАНДОЛИ́НА (ит. mandolino, нем. Mandoline, фр. mandoline, англ. mandolin) - струнный щипковый инструмент, происшедший от лютни. Наиболее распространена неаполитанская М., имеющая 4 парные струны, настроенные как струны скрипки. Имеет грушевидное дно, плоскую верхнюю деку, на грифе расположены металлич. порожки (лады). Играют на М. медиатором. Основные приемы игры - отдельный щипок и тремоло, позволяющее получить тянущийся звук. Популярный итальянский народный инструмент. Оркестр, состоящий из мандолин и гитар, получил название "неаполитанского".

Маневич Белла Сем

МАНЕ́ВИЧ Белла (Берта) Сем. (род. 1922) - худ. кино. В 1949 окончила ВГИК. Студенткой работала ассистентом худ. в ф. "Молодая гвардия" (1947). С 1949 на к/ст "Ленфильм" сначала худож. по костюмам, потом худож.-постановщик. Мн. работы М. выполнены совм. с И. Капланом. Работает преимущ. в ф. реж. актерской направленности - И. Хейфица, В. Мельникова, И. Масленникова и др. Проявила обостренное чувство современности в ф. "Дело Румянцева" (1956), "Дорогой мой человек" (1958), "Семь невест ефрейтора Збруева" (1971), "Здравствуй и прощай" (1972), "Ксения, любимая жена Федора" (1974), "Старший сын" (1976), "Отпуск в сентябре" (1979), "Уникум" (1984), "Зимняя вишня", "Выйти замуж за капитана" (оба - 1985) и др. Тонкое проникновение в дух оригинала отмечает работу М. в экранизациях лит. классики - "Шинель" (совм. с Капланом, 1959), "Женитьба" (1977). Особенно близок ей мир А. Чехова - "Дама с собачкой" (1960), "В городе С." (1965) - оба совм. с Капланом. М. разрешила труднейшую задачу воспроизв. мира Чехова в оформлении ф.-балета "Анюта" (1982). М. - худ. кинематогр. коллектива, умеющего все подчинить интересам ф., чуждый самопоказа и внеш. эффектности. Ее работам свойственны тонкая одухотворенность, глубинный лирич. подтекст, интерес к повседневному существованию обыкнов. человека. М. упорно работает над эскизами, отыскивая эмоц. ядро изображаемого эпизода, хотя образ у нее получает завершение лишь в процессе съемок. Среди ф.: "Неоконченная повесть" (совм. с Капланом, 1955), "Кроткая" (совм. с Б. Кропачевым, 1960), "Белое солнце пустыни" (совм. с В. Костриным, 1969), "Мы смерти смотрели в лицо" (1980), "Собака Баскервилей" (1982), "Сокровища Агры" (1983), "Чаплиниана" (1987), "Царская охота" (1990). Работы в т-ре: "Не называй фамилий", "Девицы-красавицы", "Тень" (костюмы, Ленингр. т-р им. Ленсовета), "Профессия миссис Уоррен" (Ленингр. т-р комедии) и др.

Лит.: Белла Семеновна Маневич: Беседа с художником // Художник и сцена. М., 1988.

Манжелли

МАНЖЕ́ЛЛИ - семья цирковых артистов, наездников, дрессировщиков. М. (наст. фам. Шевченко) Пав. Аф. (1872-1948) с 1896 работал у В. Дурова. С 1917 выступал самостоят. - дрессировщик лошадей. Бор. Павл. (1917-89) - сын. Начал под рук. отца как жокей. Впервые с дрессиров. лошадьми выступил в 1938. Продолжая традиции кон. цирка, демонстрировал лучшие образы дрессуры лошадей. Им были подготовлены крупные номера с большим кол-вом лошадей: "Рус. карусель", "Мексиканс. карнавал", "Вост. фантазия". Принимал участие в создании кон.-балет. пантомимы "Бахчисарайская легенда" (1963), в к-рой исполнил роль Гирея. В цирке работали: жена Бор. Павл. Ант. Ив. (род. 1911) - дрессировщица лошадей и его сын Валер. Бор. (1944-91) -наездник, дрессировщик лошадей. М. воспитал мн. мастеров кон. цирка, среди них - Л. Котова и Ю. Ермолаев, В. Россини, А. Каткова и др.

Лит.: Матвеева Н. Борис Манжелли. М., 1983.

Манилов

МАНИ́ЛОВ - персонаж поэмы Н. Гоголя "Мертвые души" (1842), слащаво чувствит. человек, склонный к пустым и бесполезным мечтаниям; перен. нарицательное обозначение праздного фантазера; "маниловщина" - прекраснодушные мечты и планы при отсутствии реального действия.

Манифест

МАНИФЕ́СТ (от позднелат. manifestum - явный - от лат. manifesto - показываю, открываю, делаю очевидным) - 1) В России 18 - нач. 20 в. - одна из форм законодат. актов, торжеств. обращение монарха к подданным. М. сообщали о кончине одного императора и восшествии на престол другого, о рождении, браке и смерти членов имп. фамилии, др. событиях из жизни царской семьи, о начале войны, заключении мира, введении новых законов и проведении реформ. Они начинались с краткого имп. титула, были написаны высоким слогом и завершались подписью монарха и печатью. Особым видом М. являлись всемилостивейшие М., к-рыми императоры осуществляли помилование преступников (появились при Петре I, были связаны с поминовением членов царской семьи, позднее стали издаваться в честь коронации и в память об ист. событиях). М читались после литургии в церквах, а также на гор. площадях и мирских сходах. Важную роль в развитии высокого стиля рус. языка сыграли имп. М. 1812, написанные А. С. Шишковым.

2) Полит. воззвание какой-л. орг-ции, имеющее программный характер.

3) Письм. изложение творч. принципов опред. лит. или худож. направления (напр., "Пощечина общественному вкусу" - М. рус. футуристов).

Провозглашение манифеста в Кремле. Гравюра втор. пол. 19 в.

Провозглашение манифеста в Кремле. Гравюра втор. пол. 19 в.

Манкин Вал. Григ

МА́НКИН Вал. Григ. (род. 1938) - яхтсмен, з. м. с. СССР (1968). Один из лучших яхтсменов мира 60-70-х гг. в классах "Финн", "Темпест" и "Звездный". Олимп. чемпион 1968 в кл. "Финн", 1972 в кл. "Темпест", 1980 в кл. "Звездный". Первый сов. яхтсмен, завоевавший первенство мира. Чемпион мира и Европы 1973 в кл. "Темпест", Европы 1979 в кл. "Звездный". Неоднокр. чемпион СССР в 1959-77 в разл. кл. яхт. Автор кн. "Белый треугольник".

Маннергейм Карл Густав Эмиль

МАННЕРГЕ́ЙМ Карл Густав Эмиль (в среде рус. офицеров - Густав Карлович) (1867-1951) - гвардии ген.-майор Рус. Имп. армии, ген.-лейтенант Рус. армии, ген. Свиты Е. И. В., гос., воен. и полит. деятель Финляндии, фельдмаршал.

Род. на Ю.-З. Вел. Кн. Финляндского. Окончил лицей в Гельсингфорсе. В 1889 блестяще окончил Николаевское кав. уч-ще в СПб. Вышел корнетом в 15-й Драгунский Александрийский полк, с прикомандированием к Кавалергардскому полку. В мае 1896 участвовал в церемонии коронации последнего рос. имп. Николая II. В 1899 произведен в чин ротмистра и прикомандирован к Мин-ву Имп. Двора. В 1903 назначен ком. эскадрона Офицерской кав. школы. В 1904 добровольцем отправился на рус.-япон. фронт, за боевые заслуги произведен в чин полк.

В 1906-08 по заданию рус. Ген. штаба участвовал в развед.-науч. эксп. по Китайскому Туркестану и Сев. Китаю. В 1908 назначен ком. 13-го Уланского Владимирского Е. И. В. полка с дислокацией в Варшаве. В 1910 произведен в чин ген.-майора, а в 1912 зачислен в Свиту Е. И. В. Государя Николая II. С 1913 командовал Отдельной Гв. кав. бригадой. Выступил с ней на войну 1914-18. С 1915 - нач. 12-й кав. дивизии. Умело провел ряд боевых операций, проявил личное мужество. Награжден Георг. крестом 4-й ст. и именным Георг. оружием. С мая 1917 - ком. 6-го кав. корпуса, произведен в ген.-лейт. С 22 сент. 1917 - в резерве, в кон. нояб. того же года покинул рус. службу и в дек. прибыл в Финляндию.

С 16 янв. 1918 - главнокоманд. сухопут. и мор. силами Финляндии, гл. рук. и организатор финляндского Белого движения. В кон. янв. 1918 возглавил борьбу с фин. Красной гвардией на Ю. страны. С мая 1918 - ген. от кавалерии. В дек. 1918 - июле 1919 - регент Финляндии. Обеспечил переход страны к мирной жизни, ратифицировал конституцию и организовал выборы в сейм 19 июля 1919. Призывал рук-во страны поддержать борьбу рус. белогвардейцев с большевиками и выступить союзником Сев.-Зап. Добр. армии ген. Н. Н. Юденича.

В 1920-е гг. на обществ. работе по разв. здравоохранения. В 1931 стал Пред. Совета Обороны страны и фельдмаршалом (1933). Именем М. названа система финских погран. укреплений на Карельском перешейке - линия М. (сооружена в 1927-39). Сов. войска дважды прорывали линию М. - во вр. сов.-финл. войны 1939-40 и во вр. 2-й мир. войны в 1944.

Являясь общенац. лидером, М. руководил Вооруж. Силами Финляндии в период отражения сов. агрессии 1939-40 и участия Финляндии в войне против СССР на стороне Германии в 1941-44. С авг. 1944 по март 1946 - Президент Республики. Последние годы жизни провел в Швейцарии; автор мемуаров.

Мансурова Цецилия Львовна

МАНСУ́РОВА Цецилия Львовна (1897-1976) - актриса. Окончила юридич. ф-т Киевск. ун-та. В 1919 поступила в Студию Е. Б. Вахтангова. Первая роль М. - Елена Кармина в самостоят. отрывке из "Женитьбы Белугина" А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева.

М. была первой исполнительницей заглавной роли в легендарном вахтанговском спектакле "Принцесса Турандот" (1922). Вся дальнейшая актерская жизнь М. была связана с Т-ром им. Евг. Вахтангова.

Обостренная эмоциональность М. предопределила особенности ее актерской манеры. Для М. было характерно тонкое проникновение в сущность образов ее героинь. В течение мн. лет репертуар Т-ра им. Евг. Вахтангова держался на ролях, сыгранных М.

Роли М. в Третьей студии МХАТ и Т-ре им. Евг. Вахтангова: Донья Урака ("Рай и Ад" / "Комедии Мериме", 1924), Зойка ("Зойкина квартира", 1926), Ксения ("Разлом", 1927), Соня ("Авангард", 1930), Молли ("Сенсация", 1930), Леди Мильфорд ("Коварство и любовь", 1930), Шурка ("Егор Булычев и другие", 1932), Жанна Барбье ("Интервенция", 1933), Дельфина де Нюсенжен ("Человеческая комедия", 1934), Вера Газгольдер ("Дорога цветов", 1935), Беатриче ("Много шума из ничего", 1936), Леонтина де Серизи ("Человеческая комедия", 1937), Инкен Петерс ("Перед заходом солнца", 1941), Баронесса Штраль ("Маскарад", 1941), Роксана ("Сирано де Бержерак", 1942), Татьяна Львовна ("Новогодняя ночь", 1945), Алиса Лэнгдон ("Глубокие корни", 1947), Ольга ("Макар Дубрава", 1948), Христина Падера ("Заговор обреченных", 1949), Фантина ("Отверженные", 1950), Мать Хуана ("Седая девушка", 1952), Частухина ("Кандидат партии", 1953), Аркадина ("Чайка", 1954), Маргарита ("Одна", 1956), Филумена ("Филумена Мартурано", 1956), Георгия ("Ангела", 1958), Наталья Сергеевна ("Русский лес", 1961), Анна Дмитриевна Каренина ("Живой труп", 1962), Софья Казимировна ("Железный ангел", 1963), Бабушка Лиза ("Человек с ружьем", 1970).

Единственная киноработа М. (роль Ашхен Оганян) стала украшением картины реж. И. Е. Хейфица "Дорогой мой человек" (1958). Выступала М. и на концертной эстраде с чтением поэзии и прозы (А. С. Пушкин, А. А. Ахматова, Г. Гейне, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев и др.); много и плодотворно работала на радио.

С 1925 М. преподаватель, а с 1946 - проф. уч-ща им. Б. В. Щукина при Т-ре им. Евг. Вахтангова.

Предыдущая страница Следующая страница