Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "М" (часть 3, "МАО"-"МАР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 3, "МАО"-"МАР")

МАО

МАО (Моск. арх. об-во) - первое объединение арх. и строителей в России (1867-1932). Определенной творч. программы не существовало. Занималось разработкой научно-теоретич. проблем архитектуры и строит. техники, систематич. изучением др.-рус. архитектуры, охраной и реставрацией арх. пам., организатор конкурсов, инициатор съезда архитекторов России (1898) и 1-й арх. выставки (1872). Издавало "Записки МАО" (1905-08), "Ежегодник МАО" (1909-16 и 1928-30). Конкурсы МАО (1923-26, 1927) и др. В состав МАО входили М. Быковский (первый пред.), Ф. Шехтель и др.

Лит.: Из истории сов. архитектуры 1926-32: Документы и мат-лы творч. объединений / Сост., авт. вступ. ст. В. Э. Хазанова. М., 1970; Хазанова В. Э. Сов. архитектура первых лет Октября, 1917-25. М., 1970.

Мар Анна Як

МАР (наст. фам. Леншина) Анна Як. (1887-1917) - писатель. Род. в Пб., юнош. годы провела в Харькове. Дебютировала сб. рассказов "Миниатюры" (1906). При содействии В. Брюсова в ж. "Русская мысль" была опубл. пов. М. "Мимо идущие" (1912, отд. изд. 1914 и 1917) - о судьбе одинокой женщины, завоевывающей право на самост. жизнь. Скандальную известность получил выдержавший три изд. ром. М. "Женщина на кресте" (1916), написанный под влиянием идей Захер-Мазоха и Крафт-Эббинга. Осн. тема произв. М. - психология женщины "переходного периода", колеблющейся между стремлением к независимости и страхом перед неизвестным. М. была популярной киносценаристкой, пробовала свои силы в драматургии. Печаталась в ж. "Рампа и жизнь", "Женское дело", "Журнал для женщин", "Свободный художник" и др. В февр. 1917 покончила жизнь самоубийством.

Маргарит

МАРГАРИ́Т (от греч. μαργαρίται - жемчужины) - переводной сб. уставных чтений, распростр. в Др. Руси в 15-17 вв. М. содержит избранные слова, беседы и поучения Иоанна Златоуста. Морально-учительный характер М. сближает его с др. сборниками: Измарагдом, Златой Цепью, Златоструем. В Византии М. не имел фиксир. состава. Др.-русский М. установился благодаря печатным изданиям (первое: Острог, 1596). К осн. ядру М. в Др. Руси добавлялись др. соч. Иоанна Златоуста, а также слова Кирилла Александрийского, Епифания Кипрского и др., жития святых, прежде всего "Житие Иоанна Златоуста". Время и место пер. М. неизвестны, предположит. он был выполнен у юж. славян не позднее 13-14 вв. Предписаниями уставов 15 в. М. назван среди сб. уставных (обязательных) чтений. Древнейшие рус. списки датированы 15 в.

Изд. и лит.: Маргарит. М., 1890, 1901. Великие Минеи Четии. Сент., дни 14-24. СПб., 1869; Горский А., Иевоструев К. Описание славянских рук. Моск. Синодальной б-ки. М., 1859. Отд. 2; Истрин В. М. Замечания о составе Толковой Палеи // Изв. Отд. рус. языка и словесности Имп. Акад. наук. 1898. Т. 3, кн. 2.

Маргиналия

МАРГИНА́ЛИЯ - пометка (запись) на полях книги, сделанная читателем или вынесенная на поля при изд. (заглавие рубрики, реже - рис., прим., сноска). Заметки на полях рукоп. книг могли носить характер комментария. М. писателей, ученых, полит. деятелей и пр. широко привлекаются исследователями их жизни и тв-ва, включаются в полные собр. соч. (особ. вакадемич.).

Марецкая Вера Петр.

МАРЕ́ЦКАЯ Вера Петр. (1906-78) - актриса театра и кино. Закончила в 1924 школу-студию при Т-ре им. Вахтангова и принята в Студию под рук. Ю. Завадского. В 1936-40 служила в Т-ре драмы им. Горького в Ростове-на-Дону. С 1940 и до конца жизни - в Т-ре им. Моссовета. В кино с 1925. Первая роль - домработница Катя в комедии реж. Я. Протазанова "Закройщик из Торжка" (1925). М. - обаятельная характ. актриса с мягким юмором. Была замечена и снималась в картине реж. Б. Барнета "Дом на Трубной" (1928). Первая гл. роль в ф. реж. А. Зархи и И. Хейфица "Член правительства" (1940) - здесь М. проявила свой драм. дар, создав образ Александры Соколовой. Блеснула М. в ф. "Любовь и ненависть" (1935, рабочая Вера), "Поколение победителей" (1936, Варя Постникова). В годы войны снялась в ф. реж. Ф. Эрмлера "Она защищает Родину" (1943), превосходно сыграв трагич. роль командира партиз. отряда. Тонким лиризмом пронизана роль Варв. Вас. Мартыновой в ф. реж. М. Донского "Сельская учительница" (1947). В 1956 у него же снялась в ф. "Мать" по М. Горькому, правда, ф. признан неудачным. Ей посвящ. т/ф "Что вы знаете о Марецкой" (1976).

Лит.: Бояджиев Г. В. П. Марецкая: Творч. путь актрисы. М., 1954.

Мариенгоф Анат. Бор.

МАРИЕНГО́Ф Анат. Бор. (1897-1962) - поэт, прозаик, драматург, мемуарист. Родился в семье служащего. После окончания г-зии в Пензе (1916) М. - на Зап. фр. В событиях 1917 непосредств. участия не принимал, но несколько позже (1918) свое отношение к ним выразил так: "Верьте, я только счастливый безумец, Поставивший все на Октябрь". В 1919 - секр. изд-ва ВЦИК в Москве, где знакомится с С. Есениным и В. Шершеневичем. Подпись М. стоит под манифестом рус. имажинизма (1919), а его стихи печатаются в многочисл. имажинистских сб-ках нач. 20-х гг. Изощренный ритм стихов М., зачастую осложненный разноударной ассонансной рифмой, сильно затрудняет их восприятие.

Со 2-й пол. 20-х гг. М. начинает работать для т-ра (пьеса "Вавилонский адвокат", 1925). По его сценариям снимаются ф. "Дом на Трубной" (1927), "Проданный аппетит" (1928) и др. После скандального успеха книги М. о Есенине "Роман без вранья" (3 изд., 1927-29) он обращается к прозе. Результатом издания на Западе романов "Циники" (1929) и "Бритый человек" (1930) было десятилетнее едва ли не добровольное молчание М. как писателя. В 1940 М. снова начинает печататься и в 40-50-х гг. издает свыше полутора десятка пьес, вполне отвечающих "требованиям времени", однако у читателей и зрителей успехом не пользующихся. Вместе с тем значит. интерес представляют воспоминания М. "Мой век, мои друзья и подруги", написанные в 50-х гг.

Соч.: Роман без вранья; Циники; Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги / Сост., подгот. текста и послесл. Б. Аверина. Л., 1988; Бритый человек. М., 1991; Неизвестный Мариенгоф: Избр. стихотворения и поэмы 1916-62. СПб., 1996.

С. А. Есенин и А. Б. Мариенгоф

С. А. Есенин и А. Б. Мариенгоф

Мариинский дворец

МАРИИ́НСКИЙ ДВОРЕЦ в СПб. - дворец, в к-ром помещались в 1884-1917 - Гос. совет, в 1917 - Предпарламент. Был построен для старшей дочери имп. Николая I - вел. кн. Марии Николаевны, герцогини Лейхтенбергской. Ее муж, герцог Максимилиан, был потомком Богарнэ - свойственников Наполеона I. По имени дворца называлась одна из центр. городских площадей (часть Исаакиевской). В сов. время во дворце были Ленингр. гор. совет и его исполком, резиденция мэра СПб., ныне - Законодат. собрание. Здание в стиле неоренессанса построено в 1839-44 по проекту А. И. Штакеншнейдера. Архитектор развил в глубину парадную анфиладу залов бельэтажа. Центром здания является эффектная двухъярусная ротонда, украш. 32 каннелированными колоннами и освещаемая верхним светом. Великолепна отделка вестибюля, парадной лестницы, приемной с пилястрами темно-красного искусств. мрамора и барельефами на аллегорич. темы. Скульпт. оформление дворца выполнил И. Герман, живоп. - А. Виги. Стиль парадных интерьеров отражает отход от классицистского восприятия античности, обращение к ренессансной ее интерпретации. Интересны бывшие личные комнаты - домовая церковь в визант. стиле, с росписями кн. Г. Гагарина, кабинет вел. княгини, будуар рококо, ванная с росписями в помпейском стиле и живоп. плафоном, пандус. Когда-то роскошный зимний сад был перестроен Л. Бенуа в 1907 в зал заседаний Гос. совета; для него была написана знаменитая картина И. Репина, после рев-ции перемещенная в Русский музей.

Мариинское Евангелие

МАРИИ́НСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ - глаголический памятник 11 в. (173 л.), содержит 4 канонич. Евангелия. Находилось в мон. св. Марии на Афоне. В 1845 рус. славист В. Н. Григорович привез его в Россию. Хранится в наст. вр. в ГБЛ. Яз. памятника характеризуется архаичными морфологическими чертами. М. Е. издано в 1883 в Петербурге В. Ягичем. Им осуществлен палеографический и граммат. анализ текста пам., к изд. приложен словарь. В 1960 М. Е. фототипически переиздано в Граце.

Марин Сер. Никиф.

МАРИ́Н Сер. Никиф. (1776-1813) - поэт, переводчик. Из дворян. семьи. Окончил воронежское Гл. нар. уч-ще (1789). Служил в Преображенском полку. Один из видных участников заговора против Павла I. В 1812 находился в должности дежурного генерала при П. И. Багратионе. Приобрел известность как поэт-сатирик и пародист, автор военно-патриотич. ("Преображенский марш", 1805) и лирич. песен.

Марина

МАРИ́НА (от франц. marine, итал. marina, лат. marinus - морской) - тип пейзажа, изображающего морской вид. Как самостоят. вид живописи выделялся в европ. иск-ве 17 в. Расцвет М. - Голландия 17 в.: тв-во Я. Порселлиса, Х. Сегерса, В. ван де Велде и др., к-рые обратились к передаче специфич. черт мор. стихии (прежде М. представляла собой иллюстрации, детально передававшие формы кораблей и сражения и т. п.). Среди худ.-маринистов 18-19 вв. У. Тернер (Англия), К. Ж. Берне (Франция), Х. Месдаг (Голландия). В России большую коллекцию М., гл. обр. голланд., впервые собрал Петр I (знач. часть находится в его дворце Монплезир на историч. местах). Екатерина II заказывала нем. художнику Ф. Хаккерту и англ. художнику Р. Петону большие полотна со сценами мор. сражений рус.-тур. войны, находящиеся на историч. местах в Б. Петергофском дворце. В 18 в. жанр М. появляется в рус. живописи. Крупнейшим маринистом 19 в. стал И. К. Айвазовский ("Девятый вал", 1850; "Черное море", 1881). Теме мор. баталий посвящены документально-ист. полотна А. П. Боголюбова, испытавшего влияние Айвазовского, и А. Ахенбаха ("Гренгамское сражение", 1866). В жанре М. работал также Р. Г. Судковский (1850-85), "Очаковская пристань", 1881; "Тишь на море", 1883. Крупнейшая коллекция рус. М. находится в Центр. Военно-морском музее в СПб.

Лит.: Халаминский Ю. Художники-маринисты. М., 1967.

Мария Александровна, вел. кн

МАРИ́Я АЛЕКСА́НДРОВНА (1853-1920) - вел. кн., дочь имп. Александра II. Воспитательницей ее была фрейлина Анна Федоровна Тютчева - дочь поэта. В 1847 вышла замуж за второго сына королевы Виктории Альфреда-Эрнста Альберта Великобританского, герц. Эдинбургского, герц. Саксен-Кобург-Готского.

Мария Александровна, императрица

МАРИ́Я АЛЕКСА́НДРОВНА (1824-80) - императрица, супруга имп. Александра II (с 1841), урожденная принцесса Максимилиана-Вильгельмина-Августа-София-Мария Гессен-Дармштадская, мать имп. Александра III. Рано выйдя замуж, М. А. посвятила первые два десятилетия пребывания в России рождению и воспитанию детей: Александры, Николая, Александра, Владимира, Алексея, Марии, Сергея и Павла. В конце 1850-х гг., еще при жизни свекрови, имп. Александры Федоровны, приняла на себя рук-во жен. учебными заведениями. При ней была проведена прогрессивная реформа ин-тов: введены каникулы; убраны парапеты, разделявшие девочек и посетителей в приемные часы; изменена учебная программа: введено изучение естественнонаучных предметов, лит-ры, гимнастики и т. д. Первые жен. открытые учебные заведения - г-зии, осн. при ее содействии, - наз. Мариинскими. По ее инициативе были созданы жен. епархиальные уч-ща. М. А. были основаны ремесл. школы для мальчиков, рукодельные школы для девочек, многочисл. начальные школы, сиротские приюты, расширена сеть жен. ин-тов. М. А. принимала активное участие в организации Рос. Красного Креста, попечительствовала слепым.

После смерти старшего сына, наследника-цесаревича Николая Александровича (1843-65), скончавшегося в Ницце, М. А. заболела. Она продолжала заниматься делами учебных заведений, но практически отошла от светской жизни. Неск. месяцев в году она проводила вне Петербурга, за границей или на юге России; в Киеве для нее был отделан дворец, к-рый стал ее резиденцией и получил наименование Мариинского.

Мария Николаевна

МАРИ́Я НИКОЛА́ЕВНА (1819-76) - вел. кн., старшая дочь имп. Николая I, с 1839 - супруга герц. Максимилиана Лейхтенбергского. Покровительствовала художникам, после смерти супруга заняла место Президента АХ и пред. "Общества поощрения художеств". Управляла Им. Патриотич. об-вом, в ведении к-рого находились несколько жен. ин-тов и сеть рукодельных школ. Во втором, морганатическом, браке за гр. Г. А. Строгановым.

Мария Павловна

МАРИ́Я ПА́ВЛОВНА (1786 -1859) - вел. кн., третья дочь имп. Павла I и его супруги Марии Федоровны. Воспитывалась, как и ее сестры, под рук-вом бабушки, имп. Екатерины II. Из всех дочерей Павла самая одаренная, с большими способностями к живописи и музыке.

В 1804 году М. П. выдана замуж за Карла Фридриха, принца Саксен-Веймарскогго, и уехала из России. При Веймарском дворе образовался лит.-муз. круг известнеших людей того времени. Личным другом веймарского принцессы стал Иоганн Вольфганг Гете, к-рый считал ее одной из выдающихся женцин эпохи. При дворе читались лекции изв. литераторами, музыкантами и художниками. При непосредств. участии М. П. в Веймаре был создан музей памяти Гете, Шиллера, Виланда. В 1842 году по ее приглашению в Веймар приехал Ф. Лист. Сама М. П. продолжала свое образование под наблюдением выдающихся проф. Йенского ун-та. Единств. сын М. П. - вел. герцог Сансен-Веймарский Карл Александр, впоследствии женившийся на нидерландской принцессе Вильгельмине.

Мария Фёдоровна, императрица

Статья большая, находится на отдельной странице.

Марк Фрязин

МАРК ФРЯ́ЗИН (ошибочно Руффо) - итал. арх. 2-й пол. 15 - нач. 16 в., специалист в обл. фортификации. По свид-вам летописей, в 1487-91 работал в Москве. Принимал участие в возведении кирп. стен и башен Моск. Кремля, строил совм. с П. А. Солари Грановитую палату в традициях флорент. архитектуры. В эти же годы М. Ф. построил Набережную палату великокняж. дворца.

Марка финляндская

МА́РКА ФИНЛЯ́НДСКАЯ (markka) - осн. ден. единица Финляндии с 1864, равна 100 пенни. Согласно изданному 12 июня 1860 указу автоном. Вел. кн-ва Финляндского, входившего в 1809-1917 в состав Рос. империи, чеканились М. Ф. достоинством в ¼ руб. На аверсе монет помещена композиция: на груди гербового орла размещен герб Вел. кн-ва Финляндского; фин. герб окружен цепью орд. Андрея Первозванного, короны над рус. гербовым орлом украшены лентами. На реверсе - обозначение номинала и года чеканки в венке. В обращении в 1864-1915 были монеты достоинством в 1 и 2 М. Ф., чекан. Из серебра, а также монеты в 10 и 20 М. Ф., чекан. из золота.

Маркевич Болеслав Мих.

МАРКЕ́ВИЧ Болеслав Мих. (1822-84) - писатель. Из дворян. Род. в СПб., детство провел в Киеве и в Волынской губ. Окончил г-зию при Ришельевском лицее в Одессе и юрид. отд-ние лицея (1841). В Пб. и Москве был вхож в аристократич. салоны и близок ко двору. Кр. чиновник, камергер, один из самых близких друзей М. Н. Каткова и сотр. "Рус. вестника" и "Моск. ведомостей", М. был человеком необыкновенно осведомл. о жизни бюрократии, аристократич. салонов и двора и благодаря этому играл роль во внутр. делах рус. гос-ва, хотя, впрочем, был и героем скандалов; в последние годы жизни был одним из самых приближ. к Александру III лиц. Среди многочисл. сочинений М. гл. место занимают ром. из великосветской жизни ("Марина из Алого Рога", 1873; "Четверть века назад", 1878; "Перелом", 1880-81; "Бездна", 1883-84), полные намеков на конкр. лиц и подчиненные идеям Каткова, к-рого М. считал своим учителем. Вызвавшие резкое неприятие либер. и радикальной критики, они в то же время пользовались очень большим успехом у читателей и переводились на иностр. языки.

Марков Ал. Конст.

МА́РКОВ Ал. Конст. (1858-1920) - археолог и нумизмат. Получил образование в Париже и в Петерб. Археол. ин-те. С 1888 начал работать в отд. нумизматики Эрмитажа, а в 1900 стал его рук. В 1907 избран чл.-корр. Археол. комиссии. Читал курс лекций по антич. и рус. нумизматике в Археол. ин-те. Огромная эрудиция, шир. и разнообр. интересы М. нашли отражение в его науч. наследии. Им изданы работы по нумизматике эллинистич. В., а также по антич. и визант. нумизматике. Однако наиб. близкой для М. обл. были вост. монеты. Составл. им каталог вост. монет Эрмитажа, а также топография находок вост. монет до сих пор не потеряли своего науч. значения. М., в частности, принадлежат работы: Инвентарный каталог мусульм. монет Имп. Эрмитажа. СПб., 1896; Каталог Джалаиридских монет. СПб., 1897; Топография кладов вост. монет (сасанидских и куфических). СПб., 1910.

Марков Сер. Леон

МА́РКОВ Сер. Леон. (1878-1918) - ген.-лейт., один из вождей Белого движения. Из семьи офицера. Выпускник Академии Ген. штаба, участник рус.-япон. войны. В 1914-17 прошел путь от нач. штаба бригады до нач. штаба Зап. и Юго-Зап. фронтов, был нагр. Георгиевским оружием и орд. св. Георгия 4-й ст. В рез. конфликта между А. Ф. Керенским и ген. Л. Г. Корниловым был отстранен от должности и арестован. 19 нояб. 1917 бежал из Быховской тюрьмы и прибыл на Дон, где принял участие в создании Добровольч. армии. Командовал 1-м Офицерским полком, затем, 1-й бригадой и 1-й див. Погиб в бою у станции Шаблиевка в нач. 2-го Кубанского похода. Отличался высокими проф. качествами, поразит. храбростью и мужеством, демократизмом, пользовался легендарной любовью в войсках. Имя ген. М. носили лучшие части Добровольч. армии и Вооруж. сил Ю. России - трехполковая Марковская пех. див., Марковская арт. бригада, сформиров. на основе его быв. подчиненных.

Марковников Вл. Вас.

МАРКО́ВНИКОВ Вл. Вас. (1837-1904) - химик, основатель науч. школы. Развивая теорию хим. строения А. М. Бутлерова, иссл. взаимное влияние атомов в органич. соединениях и установил ряд закономерностей (в т. ч. правило, назв. его именем, 1869). Открыл (1865) изометрию жирных кислот. С нач. 80-х гг. исследовал кавк. нефти, открыл нафтены. Содействовал развитию отеч. хим. пром-сти. Один из организаторов Рус. хим. об-ва (1868).

Марковцы

МА́РКОВЦЫ - полуофиц. именование военнослужащих белогв. воинских частей, получивших именное шефство ген. С. Л. Маркова. После гибели Маркова 23 (13) июня 1918 1-й Офицерский полк 1-й дивизии Добровольч. армии был переименован в 1-й Офицерский ген. Маркова полк. В авг. 1919 из него выделился 2-й Офицерский ген. Маркова полк, а в окт. 1919 - 3-й, была образована Офицерская ген. Маркова дивизия. В нояб. 1919 1-я Артиллер. бригада была преобразована в Артиллер. ген. Маркова бриг. В Рус. армии П. Н. Врангеля эти части именовались Марковской див. и Марковской арт. бриг. Шефство Маркова имели также инженерная, ж.-д. и телеграфные роты, бронеавтомобиль, бронепоезд, санитарная летучка и Черном. конный дивизион. После Крымской эвакуации, в Галлиполи, остатки марковских частей были сведены в Марковский полк и Марковский арт. дивизион. М. отличались особым обмундированием: черные мундиры с белым кантом, фуражка с белой тульей и черным околышем и, в завис. от части и подразделения, черные погоны с белой или красной выпушкой, вензелем "М" или "ГМ".

Маркс Адольф Фед

МАРКС Адольф Фед. (1838-1904) - книгоиздатель и книгопродавец. Род. в г. Штеттине (ныне Щецин, Польша), сын фабриканта. С 1859 в Петербурге, работал в книж. магазинах Ф. А. Битепажа и М. О. Вольфа, с 1870 издавал еженед. иллюстрир. ж. "Нива" - с 1879 с бесплатными прилож. книг, картин, портретов, календарей. С 1894 по 1904 прилож. к "Ниве" вышли полн. собр. соч. А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова, Г. П. Данилевского, Ф. М. Достоевского, В. А. Жуковского, М. В. Ломоносова, Г. И. Успенского, соч. иностр. авторов - Ж. Б. Мольера, Э. Ростана, Г. Гейне, М. Метерлинка, О. Уайльда и мн. др. И "Нива", ставшая самым популярным иллюстрир. ж. в России, и особенно многотиражные изд. классиков и совр. писателей позволяют считать М. одним из наиб. значит. деятелей нар. просвещения России рубежа 19-20 вв. По завещанию М., после его смерти изд-во было преобразовано в акционер. об-во "Т-во издат. и печатного дела А. Ф. Маркс".

Марксизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Марли

МАРЛИ́ - См. Петергоф.

Марр Ник. Як

МАРР Ник. Як. (1864/65-1934) - историк, археолог, востоковед. По окончании Кутаисской г-зии был назначен стипендиатом на вост. фак-т Петерб. ун-та, где изучал Кавказ. и вост. языки, специализируясь по армянской филологии. В 1912 избран дейст. чл. Петерб. АН. Автор трудов по истории, археологии, этнографии и языкам Кавказа. Скандальную известность, из-за политизации сов. науки, приобрела его "яфетическая гипотеза" (см. "Новое учение о языке"). Несомненны заслуги М. в орг-ции ленингр. Ин-та истории материальной культуры и Ин-та языка и мышления, к-рые к 1950 были преобразованы в отделения моск. Ин-та археологии и Ин-та языкознания (в 1991 первый из них восстановлен под прежним названием, второй воссоздан как петерб. Ин-т лингвист. иссл. РАН). Сохраняют свое значение немногие кавказоведческие труды М. Однако заслуживает внимания проблематика "Нового учения...", остающаяся в русле глоттогонических идей 19-20 вв. - характер генетич. связи яз. и мышления, место яз. в антропосоциогенезе, особенности глоттогенеза в доисторич. периоды, становление грамматич. категорий в яз. разного типа, проблема лингвистич. и гносеологич. относительности, возникающая при обращении к "стадиальным" этапам языкового развития, вопрос о моногенезе или полигенезе историч. языков, обретающий новый смысл на фоне ностратич. гипотезы.

Соч.: Избр. труды: В 5 т. М.; Л., 1933-37.

Лит.: Абаев В. И. Н. Я. Марр (1864-1934): К 25-летию со дня смерти // Вопр. языкознания. 1960. № 1.

Марсово поле

МА́РСОВО ПО́ЛЕ - площадь в Др. Риме на левом берегу р. Тибра, где первонач. происходили военные и гимнастич. состязания. С началом республики (кон. 4 в. до н. э.) М. П. стало местом нар. собраний по центуриям (сотням), представляющих собой сходки вооруженных граждан. В б. позднее время значит. часть поля была застроена и М. П. стала называться только площадь вокруг алтаря. Представление о М. П. как о месте воен. смотров перешло из античности в европ. культуру. М. П. наз. площадь в Париже на левом берегу Сены. Во 2-й пол. 18 в. она была местом воен. учений, а с 1889 на М. П. в Париже неоднократно устраивались междунар. выставки.

М. П. в Петербурге - огромная площадь, являющаяся одним из осн. звеньев в планировочной системе центра города. С двух сторон ограничено водой - Лебяжьим каналом и р. Мойкой, с третьей связано с Невой. Традиц. место воен. парадов и смотров. В связи со стр-вом у М. П. новой имп. резиденции - Михайловского (позже Инженерного) замка - поблизости от него были поставлены обелиск "Румянцева победам" (1799, арх. В. Бренна, в 1818 перенесен на Васильевский о-в к зданию 1-го Кадетского корпуса, выпускником к-рого был Н. Румянцев) и памятник А. Суворову (1800-01, скульптор М. Козловский), изображенному в виде Марса (позже перенесен на приневскую сторону М. П.). В 1818 площадь получила назв. М. П. (по аналогии с М. П. в Риме и Париже). В ансамбль М. П. входят Летний сад, Михайловский замок, Мраморный дворец (1768-85, арх. А. Ринальди), казармы лейб-гвардии Павловского полка (1817-20, арх. В. Стасов). В центре М. П. были погребены первые жертвы революции, в 1917-19 на этом месте сооружен памятник (арх. Л. Ильин, тексты А. Луначарского); отдельные захоронения производились и позднее. В 1920-23, осуществив мечту героя Ф. Достоевского Р. Раскольникова, на площади был устроен партерный сад (арх. И. Фомин), в 1957 в центре мемориала установлен первый в СССР Вечный огонь.

Марсово поле. Памятник А. В. Суворову. Санкт-Петербург

Марсово поле. Памятник А. В. Суворову. Санкт-Петербург

Мартенс Фед. Фед

МА́РТЕНС Фед. Фед. (Фридрих Фромгольд) (1845-1909) - дипломат, историк, спец. по междунар. праву. Род. в г. Пернове (ныне Пярну). В 1867 окончил СПб. ун-т, в том же году опубликовал первую кн. "Об отношениях между Россией и Оттоманской империей в царствование Екатерины II", в 1869 - "О праве частной собственности во время войны", в 1873 - "О консулах и консульской юрисдикции на Востоке". С 1873 по 1905 - проф. междунар. права СПб. ун-та. В 1874 в составе рос. делегации на Брюссельской конф. держав, на к-рой по инициативе России обсуждался вопрос о запрещении варварских методов ведения войны и обращения с военнопленными, участвовал в разработке принятой на ней Декларации о запрещении употребления ядов и отравляющ. оружия. Принимал участие в работе др. междунар. конференций о законах и обычаях войны, в т. ч. Женевской (1906), одобрившей конвенцию об улучшении участи больных и раненых в действ. армиях. В 1874 избран чл. Ин-та междунар. права (с 1885 - вице-през.). С 1874 занимался подготовкой и изданием фундам. собр. внешнеполит. соглашений России, ставшего гл. делом его жизни. В 1877 - чл. комиссии, решавшей вопрос о приобретении крейсеров в США на случай войны с Англией. В 1880 опубликовал кн. "Россия и Англия в Ср. Азии", в 1881 - "Россия и Китай", в дальнейшем издал серию работ по истории англо-рус. отношений в 16-19 вв., а также по истории взаимоотношений России с Пруссией и с Францией. С 1881 - чл. совета Мин-ва иностр. дел. В 1882 опубликовал работу "Египетский вопрос и междунар. право", в 1882-83 - иссл. "Совр. междунар. право цивилизованных народов", принесшее ему мир. известность. Книга была переведена на франц., нем., исп., япон., перс, серб. языки, в 1904-05 переиздана в России. В 1899 участвовал в работе 1-й Гаагской конф. мира, ставшей этапным событием в истории кодификации междунар. законодательства о праве войны. Избран чл. Междунар. суда в Гааге. В кач-ве эксперта участвовал в мирной конференции, завершившей рус.-япон. войну 1904-05, занимался непосредств. формулированием проекта Портсмутского мирного договора.

Соч.: Собр. трактатов и конвенций, заключенных Россией с иностр. державами. СПб., 1874-1909. Т. 1-15.

Лит.: Пустогаров В. В. С пальмовой ветвью мира: Ф. Ф. Мартенс - юрист, дипломат, публицист. М., 1993.

Мартинисты

МАРТИНИ́СТЫ - последователи Луи Клода де Сен-Мартена (1743-1803), франц. философа, ученика Мартинеца Паскалиса - основателя мартинистских масонских лож в 1770 в Бордо, Марселе, Тулузе, Лионе и Париже. Сен-Мартен считал человека "прообразом" всей природы. Постижение чел. было для него постижением природы. С т. зр. Сен-Мартена, и чел., и природа последовательно деградировали от момента создания мира Богом. Движение к совершенству вплоть до возможности созерцания своего божеств. происхождения и самого Творца есть "движение вспять". Совершить его можно через деятельную любовь к ближнему и особого рода дух. упр. Самую изв. кн. Сен-Мартена "О заблуждениях и истине" (1775) петерб. масоны разных направлений встретили с восторгом. Она подтолкнула их к установлению новых связей с европ. ложами. Особенное влияние идеи М. оказали на моск. розенкрейцеров во главе с И. Г. Шварцем и Н. И. Новиковым. Близкий к их кругу П. И. Страхов сделал в 1784 пер. гл. труда Сен-Мартена, и в 1785 кн. была отпечатана в масонской типографии. Широкое ее распространение, а затем запрещение и изъятие в 1786 (книга входила в число изд., признанных архиеп. Платоном "мнительными и могущими служить к разным вольным мудрованиям") создало вокруг филос. установок и деят-ности мартинистов ореол крамольности. Их тем более можно было опасаться, что в руках Новикова с товарищами были сосредоточены значит. типографские мощности. В 1792 гнездо моск. М. - Типографическая компания Новикова - было разгромлено, Новиков арестован.

Мартино Бор. Бор.

МАРТИНО́ Бор. Бор. (1917-62) - педагог и обществ. деятель Рус. Зарубежья. Старший Скаутмастер Орг-ции Рос. Юных Разведчиков. Род. в Кронштадте. В 1919 вместе с родителями выехал в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. В 1939 окончил юрид. ф-т Белградского ун-та. В 1930 вступил в Союз Югославянских Скаутов, в 1931 - в Нац. Орг-цию Рус. Скаутов (НОРС) Старшего Рус. Скаутаполк. О. И. Пантюхова. В 1931-34 - вожак звена рус. скаутов. В 1934 окончил югославянские руководительские курсы скаутмастера М. В. Агапова-Таганского, ознакомившись с системой "Будем как солнце!" (БКС). С 1935 - нач. отряда ген. от инфантерии Л. Г. Корнилова в Сараево. В 1937 переехал в Белград и основал 2-й Белградский отряд рус. скаутов-разведчиков Генералиссимуса А. В. Суворова. С 1937 - член Нац.-Трудового Союза Нового Поколения (НТС). В 1940-41 редактировал "Вестник Инструкторской части НОРС". В 1943 в Зондерштабе "Р" Абвера в Варшаве выполнял задание рук-ва НТС по установлению связи с партиз. отрядами антифаш. и антисов. ориентации. С осени 1944 по весну 1945 работал в молодежном отделе Гражд. управления Комитета Освобождения Народов России ген.-лейт. А. А. Власова. С лета 1945 - организатор отрядов рус. скаутов-разведчиков в беженских лагерях Зап. оккупац. зон. В нояб. 1945 провел съезд руководителей лагерей "перемещ. лиц", на к-ром предложил новое название орг-ции - Орг-ция Рос. Юных Разведчиков (ОРЮР). В 1947-62 - 1-й Старший Скаутмастер ОРЮР. В 1952-53 преподавал на курсах для чл. НТС, готовившихся к заброске в СССР, в 1955 прекратил членствовНТС. В 1953-62 работал на радиостанции "Освобождение" ("Свобода"). Автор многих статей по теории и методикам внешкольной воспитат. деят-ности, один из создателей пед. системы разведчества как альтернативы англ. бойскаутизму. Умер в Мюнхене, похоронен на кладбище Перлахер Форст.

Лит.: Жуков Р. Г. Старший Скаутмастер Орг-ции Рос. Юных Разведчиков Бор. Бор. Мартино. Изд. Австралийского отд. ОРЮР. Б. м., б. г.

Мартов Л.

МА́РТОВ Л. (Цедербаум Юл. Осип.) (1873-1923) - полит. деятель, один из лидеров меньшевизма. Вместе с В. И. Лениным принимал участие в создании Петерб. "Союза борьбы за освоб. раб. класса". На 2-м съезде РСДРП (1903) возглавил меньшевистское теч., выступил против ленинской концепции партии проф. революционеров. В 1905 чл. Петерб. Совета рабочих деп., затем в эмиграции. Вернулся в Россию в мае 1917 и стал лидером меньшевиков-интернационалистов. Критикуя др. течения меньшевизма, выступавшие за коалицию с буржуазией, призывая к созданию "пр-ва демократии", М. так и не создал собств. партии. На 2-м Всерос. съезде Советов М. выдвинул предложение о создании пр-ва из представителей всех социалистич. партий, но оно было отвергнуто большевиками. На чрезвыч. съезде партии меньшевиков в дек. 1917 М. отстаивал тактику соглашения с большевиками и создания "однородного социалистич. пр-ва". В янв. 1918 М. вошел в состав ВЦИК, избранного 3-м Всерос. съездом Советов. Признавая, что в развитых капиталистич. странах созрели предпосылки для социалистич. рев-ции, М. допускал возможность установления в них диктатуры пролет., но отвергал такую возможность для России. В 1920 ЦК меньшевиков решил направить М. за границу с целью создания там руководящего органа партии, в связи с чем обратился к рук-ву большевиков с просьбой разрешить выезд М. в Германию. В июле 1920 Пленум ЦК РКП (б) удовлетворил это ходатайство. В эмиграции М. редактировал "Социалист. вестник".

Мартос Ив. Петр.

МА́РТОС Ив. Петр. (1754-1835) - скульптор. Предст. классицизма. Худож. образование получил в Пб. АХ у Н. Жилле (1764-73), преподавал там с 1779, ректор с 1814. Продолжил образование в качестве пенсионера Академии в Риме (1773-79). Мастер мемориальной пластики. Манере М. свойственны органичное соединение идеальной возвышенности, гражд. пафоса и лиризма образов; воплощение античного идеала мужества и красоты. Оказал значит. влияние на сложение стиля рус. пластики 1-й пол. 19 в.

Осн. произвел.: надгробия С. Волконской, М. Собакиной (оба - мр., 1788), Н. Панина (мр., 1788), Е. Гагариной (1803), имп. Павла I (мр., гр., 1807); пам. купеч. старшине К. Минину и кн. Д. Пожарскому (1804-18), имп. Александру I (бр., гр., 1828-31), Э. Ришелье (бр., гр., 1823-28); декор. скульптура - статуя "Актеон" (бр., позолота, 1801), рельеф "Источение Моисеем воды в пустыне" (известняк, 1804-07).

Мартынов Ал-др Евстаф.

МАРТЫ́НОВ Ал-др Евстаф. (1816-60) - драм. актер. С 1827 обучался в Пб. театр. уч-ще, сначала в балетном кл. Ш. Дидло, затем в драм. кл. П. А. Каратыгина. На сцене начал выступать в 1832. После окончания уч-ща в 1835 - в труппе Александрин. т-ра. Первонач. проявил себя в водевильном жанре, где показал себя актером с хорошей школой, безупречно владеющим пластикой, иск-вом трансформации и имитации. Именно в водевиле М. создал типичные образы чиновников, приказчиков, актеров, набросал контуры "маленького человека" (Карлуша - "Булочная, или Петербургский немец" П. А. Каратыгина, Лисичкин - "Дочь русского актера" П. И. Григорьева, Ганс - "Заколдованный принц, или Переселение душ" К. Плетца, Мордашев - "Аз и Ферт" П. С. Федорова, Жучок - "Деловой человек, или Дело в шляпе" Ф. А. Кони, Ергачев - "Ай да французский язык" Н. И. Ольховского). В этих ролях М. удалось добиться соединения комич. и драм. приемов, слияния смех. и патетич. элементов. "Школа естеств. и выразит. игры", к к-рой причислял М. А. Н. Островский, была связана с общим движением рус. культуры к реализму. Заявив себя актером перевоплощения и серьезного комизма, М. создавал яркие образы в пьесах Д. И. Фонвизина (Митрофан - "Недоросль", Советник - "Бригадир"), А. С. Грибоедова (Фамусов - "Горе от ума"), Н. В. Гоголя (Бобчинский, Хлестаков - "Ревизор", Подколесин - "Женитьба", Пролетов - "Тяжба"), И. С. Тургенева (Мирволин - "Завтрак у предводителя", Ступендиев - "Провинциалка", Шпуньдик, Мошкин - "Холостяк"). Талант актера превращал в наст. характеры героев пьес "второстепенных" драматургов: Дряшкин - "Кащей, или Пропавший перстень" К. Д. Ефимовича, Михаила - "Чужое добро впрок не идет" А. А. Потехина. Иск-во сценич. психологизма, утверждение к-рого в рус. т-ре связано с творчеством М., наиб. объемно выразилось в пьесах Островского (Бальзаминов - "Праздничный сон до обеда", Беневольский - "Бедная невеста", Брусков - "В чужом пиру похмелье", Тихон - "Гроза"). На руках Островского М. умер во время гастролей в Харькове.

Мартынов Леон. Ник

МАРТЫ́НОВ Леон. Ник. (1905-80) - поэт. Род. в семье техника путей сообщения. Закончил четыре класса г-зии в Омске. Начал писать стихи гимназистом. Первая публ. (стих. "Мы - футуристы невольные...") - в омском ж. "Искусство" (1921). Печатался в ж. "Сибирские огни", "Сибирь", "Наши достижения", много ездил по Сибири, Семиречью, Туркестану. Был сослан в Вологду за "опасный" интерес к прошлому Сибири. Первая кн. М. - "Стихи и поэмы" (1939), затем - сб. "Поэмы" (1940), "Лукоморье" и "Эрцинский лес" (1945). Послевоен. критикой обвинен в аполитичности и вневременности своей поэзии и лишен возможности печататься. Известность к М. пришла после выхода сб. "Стихи" (1955) и последовавших вскоре сб. "Новая книга" (1962), "Первородство" (1965), "Голос природы" (1966), "Людские имена" (1969), "Гиперболы" (1972), "Узел бурь" (1979). В 1966 получил Гос. премию им. Горького, в 1974 - Гос. премию СССР. В 1971 выбран в правление Союза писателей СССР. Был среди подписавших письмо, направленное против А. И. Солженицина и А. Д. Сахарова ("Лит. газета", 1973, 5 сент.). К особенностям лирики М. можно отнести стремление поэта приобщить читателя к процессу познания мира с т. зр. археолога, астронома, математика, биофизика и т. д.; одним из ведущих мотивов и стала мысль об ответственности чел. за судьбу Земли. В последние годы жизни М. готовил к печати поэтич. сб. "Золотой запас" (1981), мемуарную книгу "Черты сходства" (1982). Ему принадлежит книга пер. ("Поэты разных стран", 1964) и др. мемуарная книга "Воздушные фрегаты" (1974). В 1989 вышел сб. "Воспоминания о Леониде Мартынове".

Марфа Посадница

МА́РФА ПОСА́ДНИЦА (МА́РФА БОРЕ́ЦКАЯ) - вдова Новгород. посадника Исаака Анд. Борецкого, боярина Неревского конца. По данным моск. летописи, в нач. 70-х гг. 15 в. М. стояла во главе "литовской" партии Новгород. бояр, стремившейся передать город под власть короля Казимира. Летопись приписывает М. интриги, связ. с приглашением и пребыванием в Новгороде кн. Михаила Олельковича и даже стремление выйти замуж за "королевского пана" (что маловероятно). Сын М., Дмитрий, - один из бояр, подписавших договор с Казимиром (1471), воевода, взятый в плен в Шелонской битве и обезглавленный как изменник. Др. сын, посадник Федор, умер в заточении. Сама М. взята под стражу после падения боярской респ. (1478), по нек-рым сведениям - пострижена в одном из мон. Рус. лит. традиция со времен Н. М. Карамзина видит в М. символ Новгород. "вольности".

Марфино

МА́РФИНО - арх. ансамбль 18-19 вв. Расположен в Мытищинском р-не Моск. обл. В разные времена М. принадлежало разл. представителям рос. дворянства (Б. Голицын, Салтыковы, С. Панина). Старинный усадебный ансамбль с пейзажным парком кон. 18 в. включает церковь в стиле барокко (1701-07, арх. В. Белозеров), классич. беседки и 2 корпуса псарен кон. 18 в. Однако осн. постройки - усадебный дом, парадная лестница, ведущая к пристани с грифонами и украшенная скульптурой, служебные корпуса, 2-арочный мост - сооружены арх. М. Быковским (1837-38) в стиле романтической неоготики; именно они сделали М. одним из самых поэтич. и известных парковых ансамблей Подмосковья и России.

Марфино. Мост

Марфино. Мост

Марченко Анат. Тих.

МА́РЧЕНКО Анат. Тих. (1938-86) - участник диссидентского и правозащит. движения в СССР. Окончил неполную ср. школу в г. Барабинске, работал на стройках Сибири, получив специальность бурового мастера. В 1958 арестован за участие в драке, осужден на 2 года. В 1959 пытался бежать из Карлага за границу, был пойман и осужден на 6 лет "за измену Родине". Срок отбывал во Владимирской тюрьме и мордовских полит. лагерях, в к-рых, общаясь с политзаключенными, сформировался как личность и обществ. деятель. После освобождения опубликовал в "самиздате" и на Западе кн. "Мои показания", свидетельствовавшую о режиме политлагерей в СССР. В 1968-69 жил под Москвой, на неоднократные предложения эмигрировать из страны отвечал отказом. В 1968 написал ряд открытых писем - А. Чаковскому, в Сов. Кр. Крест и т. д., в к-рых призывал обратить внимание на судьбу сов. политзаключенных. В 1968 арестован и приговорен к 1 году лишения свободы "за нарушение паспортного режима". В 1969 в лагере осужден дополнительно на 2 года по ст. 1901 УК РСФСР за "клеветнич. измышления, порочащие сов. гос. и общественный строй". Освободился в июле 1970 и направлен под надзор в пос. Чуна Иркутской обл. В 1972-75 жил в Тарусе. 26 февр. 1975 арестован и осужден к ссылке в Сибирь сроком на 4 года "за нарушение правил надзора и пасп. режима". Автор кн. "От Тарусы до Чуны" (1975). В сент. 1978 освобожден и поселился в Карабаново Владимирской обл., работал оператором газовой котельной. Автор мемуаров "Живи как все", конфискованных КГБ при обыске. В марте 1980 обратился с открытым письмом в защиту А. Д. Сахарова к акад. П. Л. Капице. После нового отказа эмигрировать в Израиль в марте 1981 арестован. 4 сент. 1981 приговорен к 10 годам особого режима и 5 годам ссылки за антисов. деятельность по совокупности ст. 70, 72, 1901 УК РСФСР как "особо опасный рецидивист". Содержался в Чистопольской тюрьме, неоднократно объявлял голодовки против нарушения прав политзаключенных. Умер в тюрьме при не до конца выясненных обстоятельствах.

Марш

МАРШ - один из основных бытовых муз. жанров. М. присущи строгий, неизменный темп, четкий ритм, активные мелодич. интонации, к-рые часто образуют фанфарные ходы. Муз. размер - почти исключит. 4/4, иногда 2/4. Редкие примеры трехдольных песен-маршей: песня времен 1-й мир. войны "Слушайте, деды" (переинтонированный вальс) и "Священная война" А. В. Александрова (близка полонезу).

М. является одним из ведущих жанров военной музыки. Основные виды военных М.: строевой (парадный), походный, встречный и похоронный (траурный). М. сформировался как жанр военной музыки на основе синтеза походной песни, воинских сигналов, элементов танцев-шествий в 14-16 вв. Ранние формы М. возникли из исполнения песен на каком-либо духовом инструменте (обычно флейте) в сопровождении барабана. Впоследствии были созданы спец. военные инструмент. капеллы из медных и деревянных духовых, к-рые дополнились в конце 18 в. ударными инструментами. Маршевая музыка достигает расцвета в эпоху Великой франц. рев-ции, когда в этой сфере работают А. Гретри, Э. Мегюль, Ф. Ж. Госсек и др. Несколько военных М. создал во время войн с Наполеоном Л. Бетховен.

В России М. входит в репертуар военных оркестров в нач. 18 в. Вскоре почти каждый полк имел свою муз. эмблему - М. В кон. 18-19 вв., помимо военных капельмейстеров, военные М. писали Д. С. Бортнянский, Н. А. Титов, позднее П. И. Чайковский (под псевд. П. Синопов). В послерев. годы военный М. в России обогащался интонациями рев. и массовой песни. Среди авторов М. - С. А. Чернецкий, Н. П. Иванов-Радкевич, В. С. Рунов, Б. А. Диев, а также А. И. Хачатурян, В. И. Мурадели и др.

В истории М. постоянно взаимодействовали его "прикладная" и "художественная" формы. Так, не имеющие прикладного значения М. встречались уже в сборниках клавирных пьес У. Берда, Г. Перселла, Ф. Куперена, И. С. Баха, далее - в оркестровых сюитах, дивертисментах, серенадах доклассич. и классич. эпох. Начиная с Ж. Б. Люлли и до настоящего времени М. получает многообразное претворение в оперной и балетной музыке. В то же время "художественный" М. из оперы "Сципион" Г. Ф. Генделя (1726) приобретает впоследствии "прикладное" значение, став парадным М. британской гвардии гренадеров. Знаменитый венгерский "Ракоци-М." стал частью худож. концепции драматич. легенды "Осуждение Фауста" Г. Берлиоза и 14-й Венгерской рапсодии Ф. Листа, а "Свадебный М." из музыки к "Сну в летнюю ночь" Ф. Мендельсона и траурный М. из фортепианной сонаты op. 35 Ф. Шопена заняли прочное место в слушательском сознании как прикладные виды М.

Маршак Сам. Як

МАРША́К Сам. Як. (1887-1964) - поэт, переводчик. Род. в Воронеже, в семье техника, химика-самоучки. Писать стихи начал в раннем возрасте. О детстве и юности М., о большой роли в его судьбе В. Стасова и М. Горького см. пов. "В начале жизни" (1960). С 1907 печатался в лит. альманахах, в "Сатириконе". Слушал лекции в Лондонском ун-те (1913-14), пешком исходил Юж. Англию. Накануне 1-й мир. войны вернулся в Россию. В 1915-17 в ж. "Северные записки", "Русская мысль" напечатал серию пер. из В. Блейка, В. Вордсворта, англ. и шотландских баллад. После рев-ции работал в детской колонии около Петрозаводска, затем в Краснодаре, где участвовал в создании "Детского городка" и писал (вместе с Е. Васильевой) пьесы-сказки для детского театра. С 1922 - в Пг., работает в Т-ре юных зрителей, в ж. "Новый Робинзон", в Гос. изд-ве. Уже первые стих. книжки М. ("Детки в клетке", "Сказка о глупом мышонке", "Пожар", "Дом, который построил Джек" и др.) стали настольными для многих поколений детей. Большую популярность получили и более поздние стихи М.: "Багаж" (1926), "Почта" (1927), "Мистер Твистер" (1933) и др. М. - один из организаторов детской лит-ры в СССР. В 1937 ленингр. редакция детской лит-ры была фактически разгромлена (многие сотрудники арестованы). Осенью 1938 М. переехал в Москву. Здесь вновь обратился к англ. поэзии (переводы англ. народных баллад и песен, Р. Бернса, Дж. Китса, снова Блейка). Много лет посвятил пер. сонетов Шекспира (полностью впервые опубл. в 1948). В 50-е гг. М. открыл рус. читателю Дж. Родари. В период Вел. Отеч. войны М. создавал агитплакаты (часто в сотворчестве с худ. Кукрыниксами), делал подписи к карикатурам и т. д. В последние два десятилетия жизни М. - автор пьес-сказок "Двенадцать месяцев" (1946), "Горя бояться - счастья не видать" (1954), "Умные вещи" (1964) и статей о поэзии ("Воспитание словом", 1961), двух поэтич. сборников ("Избр. лирика", 1962; "Лирич. эпиграммы", 1964).

Предыдущая страница Следующая страница