Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Статьи на букву "М" (часть 4, "МАР"-"МЕД")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 4, "МАР"-"МЕД")

Маршал

МА́РШАЛ (франц. marechal от позднелат. mariscalcus, от др.-верх.-нем. marah - лошадь и scalc - слуга) - 1) Придворное звание - королевский слуга, смотревший за лошадьми. Во Франции с 12 в. М. - придворный сановник, ведавший телохранителями, кон. стражей и конюшнями короля. В 1180-1223 для королевского М. (в отличие от М., к-рых имели кр. сеньоры) было введено наименование "М. Франции". В 13-15 вв. М. - команд. частью королевских войск.

2) Высш. воинское звание (чин) в армиях ряда гос-в. Введено во Франции в 16 в. М. имел особый знак отличия - марш. жезл. Во время Вел. франц. рев-ции звание М. в 1793 упразднено; восстановлено Наполеоном I 19 мая 1804. В 19 в. звание М. введено в Испании, Турции (мушир), Италии, Японии, а в 20 в. в Великобритании, Индии, Польше, Финляндии, Румынии, Китае (существовало до 1965) и др. странах. В Пруссии (позже в Германии), Австрии (позже Австро-Венгрии) и России званию М. соответствовал чин ген.-фельдм. В СССР с 1935 существуют звания: М. Сов. Союза, с 1943 - М. рода войск и Гл. М. рода войск.

3) Звание нек-рых гражд. должностных лиц. В Польше, напр., М. Сейма, вице-М. Сейма.

Масальский Конст. Петр.

МАСА́ЛЬСКИЙ Конст. Петр. (1802-61) - прозаик, поэт, переводчик, журналист. Из старинной дворян. семьи. Воспитанник Благор. пансиона при Петерб. ун-те (1817-21). В 1821-41 - на гос. службе; действ. статский советник. В 1842-43 и в 1847-52 - ред.-изд. "Сына отечества". Плодовитый ист. беллетрист (романы "Стрельцы", 1832; "Лейтенант и поручик", 1853 и др., повести "Черный ящик", 1833; "Регентство Бирона", 1834; "Осада Углича", 1841 и др.). Первый переводчик "Дон Кихота" М. Сервантеса с исп. на рус. яз. (1838, не полн.). Как поэт отличался интересом к бытописанию (басни, стихотв. пов. "Терпи казак - атаман будешь", 1829 и т. д.). В 1830-е гг. выступил противником романтич. идеализма (пов. "Дон Кихот 19 века", 1834; комедии "Классик и романтик", 1830; "Луна и стихи", 1842), а в 1840-е гг. - Н. В. Гоголя и "натуральной школы" (пародия на "Мертвые души" - "Повесть о том, как господа Петушков, Цыпленкин и Тетерькин сочиняли повесть", 1843; критич. статьи).

Масанов Ив. Фил

МАСА́НОВ Ив. Фил. (1874-1945) - библиограф, составитель библ. пособия "Рус. сатиро-юмористич. журналы" (1910-13. Т. 1-3), автор "Словаря псевдонимов рус. писателей" (при жизни вышел в свет лишь первый том изд. - в 1941, остальные были подготовлены и изданы сыном исследователя, Ю. И. Масановым).

Масанов Юр. Ив

МАСА́НОВ Юр. Ив. (1911-65) - библиограф, автор ист.-лит. работы "В мире псевдонимов, анонимов и лит. подделок" (1963). В 1956-60 М. завершил и издал труд своего отца "Словарь псевдонимов рус. писателей, ученых и обществ. деятелей" (Т. 1-4), являющийся ценным пособием для иссл. по истории лит-ры, печати и обществ. мысли России.

Масленица

МА́СЛЕНИЦА - многодневный праздник, посвящ. проводам зимы и встрече весны. Христ. церковь приурочила М. к неделе перед Вел. постом, наз. мясопустной, сырной, масляной; в течение М. верующим запрещается есть мясо, но разрешается масло, сыр, рыба. По христ. правилам, М. д. б. полупостом, подготовкой к посту, но в нар. традиции она приобрела веселый, а порой и разгульный характер. В М. поминали усопших, пекли для них блины - один из атрибутов поминок. В то же время М. - праздник начала новой жизни, молодой семьи (время от Богоявления до М. было свадебным); масленый блин - символ солнца и приближения весны. Каждый день М. имел свое назв.: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомка, четверг - разгул, перелом, широкий четверг, пятница - тещины вечерки, суббота - посиделки, воскресенье - проводы, прощанье, прощеный день. Единого канонич. ритуала праздник не имел. Обычно он включал в себя встречу и проводы М. - солом. чучела, сжигаемого в последний день, быструю езду на лошадях, катание с гор на санях, качание на качелях, кулачные бои, взятие снежного городка (ср. изв. картину В. И. Сурикова), ряжение, игры, песни, пляски и др. "масленичные потехи". В Москве, Пб. и др. городах и селах строились ледяные горы, сооружались качели, балаганы, выступали кукольники с Петрушкой, вожаки с медведями и т. д. М. завершало прощеное воскресенье, церковь давала наставления о Вел. посте, а люди просили друг у друга прощения. М. - любимый нар. праздник, ей посвящено много пословиц и поговорок. До известной степени аналог. М. - зап.-европ. и латиноамер. карнавалы.

Масленица. Худ. Б. Кустодиев. 1919

Масленица. Худ. Б. Кустодиев. 1919

Маслов Юр. Сер.

МА́СЛОВ Юр. Сер. (1914-90) - лингвист, специалист по общему яз.-знанию, славистике и германистике. Сын СИ. Маслова, видного иссл. слав. древностей. Окончил Ленингр. ун-т по отд. герм. филологии (1937) и аспирантуру под рук. проф. В. М. Жирмунского (канд. дисс. "Возникновение сложного прошедшего в нем. яз.", 1940). Во время войны работа воен. переводчика привела М. в Болгарию, и возникший там интерес к болг. яз. во многом определил его науч. судьбу. В 1956 М. издал свою первую книгу - "Очерк болг. грамматики", в 1957 защитил докт. дисс. "Глагольный вид в современном болг. яз.", а в 1981 параллельно в Москве и в Софии вышла "Грамматика болг. яз.". За работы по болгаристике М. удостоен орд. "Кирилл и Мефодий" и звания почет. д-ра Софийского ун-та. После войны вернулся в Ленингр. ун-т, читал осн. курсы по общему яз.-знанию и истории лингв. учений, истории и теор. грамматике болг. языка, с 1960 зав. каф. общ. яз.-знания. В 1975 издал учебник "Введение в языкознание", отражающий шир. круг классич. идей и достижений совр. лингвистики (2-е изд. 1987). Круг науч. интересов М. был очень широк, однако "стержнем" его лингв. размышлений были, несомненно, проблемы глагол. вида, его функционирования в языке и взаимодействия с категорией времени и др. глагол. категориями, а также с разл. группами глагол. лексики. Многолетние иссл. М. в этой обл., обобщенные в кн. "Очерки по аспектологии" (1984), позволили включить слав. вид в широкий типологич. контекст и оказали значит. влияние на развитие совр. аспектологии. В последние годы жизни М. особенно много занимался историей лингв. учений. Уже после его смерти вышли "Грамматика Пор-Рояля" с его предисловием и науч. комментарием и ст. "Из истории слав. аспектологии".

Соч.: Вид и лексич. значение глагола в совр. рус. лит. языке // Изв. Отд. лит. и яз. 1948. Т. 7, вып. 4. С. 303-316; Вопросы глагол. вида: Сб. / Сост., ред., вступ. ст. и примеч. Ю. С. Маслова. М., 1962; Система основных понятий и терминов слав. аспектологии // Вопросы общ. языкознания. Л., 1965. С. 53-80.

Лит.: Зиндер Л. Р. Ю. С. Маслов: (К 60-летию со дня рожд.) // Вестн. ЛГУ. 1974. № 8; Андреев В. Д. Проф. Ю. С. Маслов // Българистика и българисти. София, 1981; Из истории науки о языке: Межвуз. сб.: Памяти Ю. С. Маслова. СПб., 1993.

Масонство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Массандра

МАССА́НДРА - имп. усадьба в одноимен. пос. в 5 км от Ялты. Парки М. (Верхней, Средней и Нижней) заложены в 1840-х гг. садоводом К. Кебахом для гр. Воронцовых. Стр-во дворца в Верхней М. начал в 1880 франц. арх. М. Бушар. С 1882 работы прекратились, в 1892 М. приобретена Удельным ведомством, дворец для Александра III завершил арх. М. Е. Месмахер.

Дворец в М. очень интересен как завершение того стилевого развития эклектики, для к-рого предложено название "протомодерн". Бушар строил здание с двумя башнями в виде франц. замка эпохи раннего Ренессанса. Месмахер, развивая романтич. мотивы, придал его плану асимметрию, дополнил декор элементами барокко, отделал стены в духе своего времени - светлой метлахской плиткой, построил рядом также отделанный керамикой Кухонный корпус, композиция и общий облик к-рого уже вполне принадлежат модерну. Интерьеры, оформленные в разных ист. стилях, также содержат стилевые новации, предвосхищающие новую эпоху. Месмахер отдает предпочтение натур. материалам - резному дереву, камню, керамике, обработанным вручную. Вестибюль отделан керамич. плитками, расписанными в холодных голуб. тонах орнаментами и букетами цветов. Парадная столовая, напоминающая зал рыцарских времен, оформлена высокими панелями из мореного дуба с пышной резьбой, полихромной росписью, в ней устроены барочные встроенные буфеты и колоссальный камин, также с дубовой резьбой и майоликовыми изразцами. Кафельными плитками отделаны также буфетная с изразцовой печью и ванная комната императора (голл. изразцы с пейзажами). В "стиле Жакоб" из красного дерева с бронзовыми накладками выполнена Приемная императора. Опочивальня в стиле рококо выходит к глубокой лоджии, отделяющей комнату от прямых солнечных лучей; в потолок лоджии вделаны цветные витражи, создающие в комнате эффект рассеянного радужного освещения. Приемная императрицы, отделанная дубовыми панелями, представляет собою несомненный интерьер раннего модерна. В формах и сюжетах орнаментов, изобилии растит. мотивов также отчетливо проявляются черты модерна. В целом отделка Месмахером дворца в М. принадлежит к вершинам рус. архитектуры интерьера и уникальна как памятник переходного стиля, запечатлевший формирование модерна в России. Этот забытый исследователями дворец интересен и как историч. документ, отразивший вкусы имп. Александра III, свидетельствующий о его интересе к новейшим художественным открытиям.

Дворец расположен в парке высоко на горном склоне, с панорамными видами на море. Лестницы с террасами, украшенные скульптурами, ведут к партеру, окруженному пейзажным парком, переходящим в натуральный горный ландшафт, с видовыми площадками, гротами и пр. Ближе к морю расположены парки Средней и Нижней М., сильно испорченные строит-вом посл. десятилетий. В М. находится центр одноименного винодельческого предприятия, с подвалами, устроенными в 1897 и хранящими сотни тыс. бутылок коллекционных вин, начиная с 1775 года изготовления.

Мастера аналитического искусства

МАСТЕРА́ АНАЛИТИ́ЧЕСКОГО ИСКУ́ССТВА (МАИ) - объединение учеников П. Н. Филонова (1925-32, неофиц. до 1941); осн. худож. принципы связаны с теорией аналитич. иск-ва Филонова. Объединяло в разные годы до 70 художников. Т. Н. Глебова, Е. А. Кибрик, С. Л. Заклиновская, П. М. Кондратьев и др. работали в разных видах иск-ва - станковой, монумент. и театр. живописи, графике, скульптуре.

Лит.: Лобанов В. М. Худож. группировки за последние 25 лет. М., 1920; Советское иск-во 20-30-х гг.: Каталог врем. выст. / Авт. вступ. ст. Е. Ф. Ковтун. Л., 1988.

Мастихин

МАСТИХИ́Н (от итал. mestichino) - инструмент, применяемый в живописи маслом; тонкая стальная (иногда роговая) пластина, напоминающая по форме нож или лопаточку. М. служит для нанесения грунта, удаления красок с отд. фрагментов полотна, чистки палитры. Используется также вместо кисти для наложения масл. краски ровным тонким слоем или отд. рельефными мазками.

Матвеев Ал-др Тер.

МАТВЕ́ЕВ Ал-др Тер. (1878-1960) - скульптор (станковист, монументалист), педагог, засл. деят. иск-в РСФСР (1931); чл. объединений "Мир иск-ва" (1901), "Голубая роза" (1907), "4 иск-ва" (1925), "ОРС" - Об-во рус. скульпторов (1926). Автор станковых портретов и композиций, монумент. и монументально-декор. скульптур. Произв. 1900-10-х гг. свидетельствуют об увлечении М. античным иск-вом, творческом осмыслении иск-ва скульптуры Франции рубежа 19-20 вв., отличаются совершенством обобщенных форм, гармонией, архитектоничностью, передают состояние покоя ("Сидящий мальчик", 1909; "Юноша", 1911; надгробие В. Э. Борисова-Мусатова, 1910 и др.). После рев-ции М. участвовал в реализации плана монументальной пропаганды (пам. К. Марксу, 1918). Классич. традиции свойственны группе "Октябрь" (1927). Много работал в мелкой пластике ("Кариатида", 1923 и др.). Создал серию портретов А. С. Пушкина (1938-60). Преподавал в АХ (1918-48), оказав значит. влияние на развитие отеч. скульптуры. В 1948 репрессирован.

Лит.: Александр Матвеев / Авт. ст. и сост. Е. Б. Мурина. М., 1979.

А. Т. Матвеев. Юноша. 1911

А. Т. Матвеев. Юноша. 1911

Матвеев Анд

МАТВЕ́ЕВ Анд. (1701/02-39) - живописец. Один из первых рус. художников, получивших европ. худож. образование. Учился в Нидерландах (1716-24 в Амстердаме, в 1725-27 в антверпенской АХ) как пенсионер имп. Петра I и Екатерины I. С 1727 работал в СПб. В 1727-39 возглавлял "живописную команду" "Канцелярии от строений": монум. работы в Петропавловском соборе, росписи "Сенацкой залы" здания 12 коллегий (ныне Петровский зал СПб. ун-та), иконы ц. Симеона и Анны на Хамовой (ныне Моховой) ул. и др. Один из первых рус. портретистов (портреты М. и А. Голицыных, 1728; "Автопортрет с женой", 1729). Манере М. свойственны наблюдательность и чуткость к индивидуальному, мягкость характеристик моделей, изыск. колорит, умение передать нюансы в настроении персонажей. Вместе с И. Никитиным М. знаменует начало рус. станкового иск-ва.

Матвеев Фед. Мих.

МАТВЕ́ЕВ Фед. Мих. (1758-1826) - живописец, пейзажист. Представитель классицизма. Худож. образование получил в Петерб. АХ (1764-78). Пенсионер Академии в Риме. Большую часть жизни провел в Италии. Манере М. свойственны героич. идеализация природы, торжественность, величие, монументальность живописных форм. Мастер видового и вымышл. пейзажа, т. н. "героич." пейзажа ("Вид в окрестностях Неаполя", 1806; "Вид на Лаго-Маджоре", 1808).

Матвеева Новелла Ник

МАТВЕ́ЕВА Новелла Ник. (род. 1934) - поэт. Отец М. - краевед, мать писала стихи. Детство М. прошло в Подмосковье. Начала писать стихи в детские годы. Первая большая публикация - в "Комсомольской правде" (1959). Первый сб. стихов - "Лирика" (1961), затем - "Кораблик" (1963). В зрелых книгах М. - "Душа вещей" (1966), "Ласточкина школа" (1973), "Река" (1978), "Закон песен" и "Страна прибоя" (обе -1983) - открывается "республика грез", "страна поэта", исповедующего свободу самовыражения. М. написала пьесу "Предсказание Эглея" по мотивам "Алых парусов" А. Грина (шла на сцене Центр. детского т-ра). Автор слов и мелодий лирич. песен ("Окраины", "Караван", "Цыганка-молдаванка", "Платок вышивая цветной...", "Капитаны без усов", "Миссури", "Кораблик" и др.).

Материализм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Матинский Мих. Ал

МАТИ́НСКИЙ Мих. Ал. (1750-1820) - драматург, переводчик, педагог. "Собственный человек" гр. С. П. Ягужинского. Получил образование в моск. г-зии для разночинцев, довершив его образоват. путешествием (Италия). Знание иностр. яз. позволило М. заняться пер. (преимущ. с нем.). На это существенно повлияло вступление в масонскую орг-цию и сближение с "Об-вом, старающимся о переводах книг" и с "Об-вом, старающимся о напечатании книг", возглавляемым Н. И. Новиковым, а также вступление в чл. Вольного экон. об-ва. М. публикует ряд своих пер.: "Республика ученых, или Аллегорич. и критич. описание художеств и наук" Фаярда (1774), басни и сказки Г. Геллерта (1775), комедия "Богомолка" (1774). Сочинил и опубликовал кн. о весах и мерах разл. гос-в: "Описание разл. мер и весов...". Получив "вольную", М. преподавал в Воспитат. об-ве благор. девиц (математика, география, история) с 1779 по 1802 и с 1810 по 1818. Нек-рое время М. был привлечен к деят-ности "Комиссии об учреждении уч-щ" под рук. М. М. Сперанского. Имя М. стало изв. в связи с его соч. для т-ра. В 1779 была представлена оп. на либр. М. "Тунисский паша" с музыкой В. А. Пашкевича. Наиб. успех имела оп. "Гостиный двор", "сочиненная на рос. яз. путешествующим по Италии крепостным человеком гр. Ягужинского, и на музыку также им положена" (в редакции Пашкевича получила назв. "СПб. гостиный двор, или Как поживешь, так и прослывешь").

Матица

МА́ТИЦА - в рус. доме брус, служащий основанием для потолка. М. располагалась перпендикулярно к оси вход - красный угол. Проекция М. на пол являлась своего рода границей между внеш. и внутр. частями жилища. Под М. хранили разл. обереги и предметы, обеспечивающие благополучие семьи и дома. Постороннему, вошедшему в дом, не полагалось пересекать эту границу без приглашения хозяев. Считалось, что для успешного путешествия следует перед уходом из дома подержаться за М.

Матроним

МАТРО́НИМ (от греч. μήτηρ - мать и όνομα - имя, название; матронимическое имя) - вид антропонима: именование, произведенное от имени или прозвища (прозвания) матери, матчество ("отчество" от имени матери, как, напр., у киевского кн. Игоря Ольговича), фамилия от прозвища матери (напр., Бабич, Машкин, Купчихин и т. п.).

Матрос

МАТРО́С (от голл. matroos) - чин и звание лиц рядового состава ВМФ. В рус. флоте появилось в кон. 17 в., первый набор в М. был произведен в 1702. До 1793 срок службы был пожизн., затем - 25 лет, а с 1874 - 7 лет. В сов. флоте с сер. 20-х гг. до 1946 заменялось званием "краснофлотец"; мор. служащий в составе судовой команды на торг. флоте.

Маттарнови Георг Иоганн

МАТТАРНО́ВИ (МА́ТТАРН) Георг Иоганн (Юрген) (1663/77?-1719) - нем. скульптор и архитектор. С 1696 по 1711 служил скульптором у маркграфа Бранденбургского в г. Шведт (на Одере). В Германии нет ни одного свидетельства его работы в качестве арх. В февр. 1714 он приехал в СПб. к арх. Шлютеру, пригласившему его в кач. скульптора, резчика и рисовальщика, но через 3 мес. Шлютер умер, и уже на след. год М. выступает в роли арх. Очевидно, ему помогли оставш. после Шлютера чертежи, наброски и книги. В СПб. М. строит деревянную галерею в Летнем саду (1715), Зимний дворец для Петра I на углу Невы и Зимней канавки (1716-19), Исаакиевскую церк. (1717-19), Кунсткамеру на Стрелке Васильевского о-ва (1718-19), Партикулярную верфь на лев. берегу Фонтанки напротив Летнего сада (1717-19), Грот в Летнем саду (1718-19), дом гр. П. И. Ягужинского на наб. Невы (1718-19), исполняет проекты кам. Мытного двора на углу Невского и Мойки (1717) и Хамовного двора на Моск. стороне (1717), а также проект застройки ч. города к З. от Невской перспективы по лев. берегу Фонтанки (1719). Кроме того, он занимается отделкой интерьеров в Летнем дворце Петра I в Летнем саду и в построенном им новом Зимнем дворце. Перечисл. работы показывают разносторонность его архит. таланта. Практически одноврем. М. проектирует и строит разл. типы зданий: дворец, музей, церковь, промышл. комплекс, парковый павильон. Сохранившиеся чертежи Зимнего дворца и Кунсткамеры свидетельствуют о его профессиональной архит. квалификации.

Матье Милица Эдвиновна

МАТЬЕ́ Милица Эдвиновна (1899-1966) - египтолог, сотр. Гос. Эрмитажа (в разные годы - зав. сектором Др. Востока, зав. отд. Востока, зам. дир.). Д-р ист. наук, проф. Автор более 80 науч. и научно-попул. работ. Ее труды, посвященные егип. мифологии и религии, отличает комплексный подход, сочетающий анализ текстов и памятников материальной культуры. В ряде важнейших религ. текстов М. выявила их культовую составляющую, оказавшуюся ключом к их пониманию. К сожалению, в условиях запрета подобных иссл. глубокие познания М. в этой обл. не могли реализоваться в полной мере. Др. сфера интересов М. - история др.-егип. и (в меньшей степени) коптского иск-ва. Для ее работ характерна оценка егип. иск-ва не только как самост. феномена, но и как одного из проявлений древнего мировоззрения. Серьезным недостатком исследований М. был марксистский догматизм, вступавший в противоречие с ее талантом ученого; отсюда упрощения в подходе к егип. иск-ву (утверждение о якобы имевшем в нем место развитии реалист. тенденций). Как хранитель Эрмитажа М. проделала большую работу по систематизации др.-егип. и коптских памятников музея и по спасению их в годы войны. М. активно занималась преподаванием в Ленингр. ун-те и была крупнейшим популяризатором египтологии в СССР.

Соч.: Тексты пирамид - заупокойный ритуал // Вестн. древ. истории. 1947. № 4. С. 30-56; Др.-егип. мифы. М.; Л., 1956; Иск-во древнего Египта. М.; Л., 1961.

Лит.: Некролог и библиогр. трудов ученого // Вестн. древ. истории. 1966. № 3. С. 239-242.

Мать-сыра земля

МАТЬ-СЫРА́ ЗЕМЛЯ́ - традиц. фольклор. образ, встречается в текстах разной жанр. принадлежности. Его употр. в разл. контекстах сохраняет следы древнейших мифол. связей и представлений о земле как жен. производящем начале (согласно нек-рым толкованиям эпитет "сырой" несет значение сексуального плана; земля "сырая", т. к. оплодотворена дождем и потому способна стать матерью). В заговорах М.-С. З. выступает как прародительница всего сущего, кормилица, источник богатства (в дух. стихе о "Голубиной книге": "Телеса наши от сырой земли"), средоточие красоты ("Сукрасило тебе красно солнце, светлый месяц, ясные звезды и вечерние зори"). К М.-С. З. обращались с просьбами о защите от болезней, от неправедных судей и начальников, за помощью при собирании целебных трав. У нее просили прощения - "В чем я согрешил". В нар. песне герой перед казнью обращается к М.-С. З. Представления о М.-С. З. как живом существе закрепилось в выражениях: "земля родит", "пьет дождевую воду", "дрожит при землетрясениях", "засыпает зимой", "пробуждается по весне". С М.-С. З. связана вера в ее магич. очистительные способности. В заговорах просили М.-С. З. успокоить волнения в природе, сдержать метели и ветры, унять "всяку гадину нечистую", "поглотить нечистые силы в бездны кипучие". Этот последний мотив трансформировался в былинах: отчего М.-С. З. не расступится, чтобы поглотить татарские полчища? В нар. правовой практике долгое время сохранялась клятва землей: клявшийся заявлял, что если он солгал, то "пусть сама М.-С. З. прикроет его". Мифология М.-С. З. предполагала соотнесение ее с жен. персонажами (ср. сырость, влажность как признак Мокоши и др.) - что в период двоеверия преобразовалось в отождествление с Богородицей. Наиболее известное лит. отражение этого мотива - проповедь "Хромоножки" в "Бесах" Ф. М. Достоевского, проанализированная в знаменитой статье Вяч. И. Иванова "Основной миф в романе "Бесы"" (сб. "Борозды и межи". М., 1916), ср. отражение ее в стихах О. Э. Мандельштама ("Есть женщины сырой земле родные").

Матэ Вас. Вас.

МАТЭ́ Вас. Вас. (1856-1917) - художник-гравер. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Л. А. Серякова, в 1875-80 - в АХ, после чего до 1883 изучал технику тонкой гравюры и офорта в Париже. С 1884 преподавал в Центр. уч-ще технич. рисования. В 1894 стал проф. АХ. Создал много офортов и гравюр на дереве. Для работ М. хар-ны свобода и живописность техники, точность рис. М. - учитель известных граверов Л. Ф. Овсянникова, А. П. Остроумовой-Лебедевой, П. А. Шиллинговского и др. Автор портретов деятелей рус. культуры. Воспроизводил в гравюре картины и рис. В. И. Сурикова, И. Е. Репина и др.

Лит.: Лазаревский И. А. В. В. Матэ. М.; Л., 1948.; Федоров В. И. В. В. Матэ и его ученики. Л., 1982.

В. В. Матэ. Худ. Б. Кустодиев. 1902

В. В. Матэ. Худ. Б. Кустодиев. 1902

Матюшин Мих. Вас.

МАТЮ́ШИН Мих. Вас. (1861-1934) - живописец, график, композитор, писатель, худож. критик, педагог; организатор объединения "ЗОРВЕД" (1919-26). Развивал идеи "расшир. смотрения", разработал новую живоп. систему, установив, что между двумя цветами в движении возникает третий, связующий их (цвет-сцепление). Итоги иссл. опубликованы в "Справочнике по цвету" (Л., 1932). Произв.: "Стог", 1921; "Движение в пространстве", 1922 и др. Автор оп. "Победа над солнцем" (пролог В. Хлебникова, либретто А. Крученых, декорации К. Малевича), музыки к пьесам Е. Гуро.

Лит.: История русского авангарда: И. Харджиев, К. Малевич, М. Матюшин. Стокгольм, 1976; Жадова Л. Цветовая система М. Матюшина // Иск-во. 1977. № 8; Советское иск-во 20-30-х гг.: Каталог врем. выст. / Авт. вступ. ст. Е. Ф. Ковтун. Л., 1988.

Матюшкин Фед. Фед

МАТЮ́ШКИН Фед. Фед. (1799-1872) - мореплаватель, исследователь Арктики, адм. (1867), сенатор (1865). В 1817 окончил Царскосельский лицей (вместе с А. С. Пушкиным). В 1817-19 волонтером участвовал в кругосв. плавании В. М. Головнина на шлюпе "Камчатка". В 1820-24 М. в эксп. Ф. П. Врангеля исследовал и описал о-в Четырехстолбовый (Медвежьи о-ва), тундру к В. от устья Колымы, Чаунскую губу, часть сев. берега Чукотского п-ова и собрал ценный этногр. мат-л. В 1825-27 участвовал в кругосв. плавании Врангеля на транспорте "Кроткий". Впоследствии занимал важные посты в рук-ве мор. ведомства: вице-дир., инспектор деп. (1852-54), гл. команд. порта и воен. губернатор Свеаборга (1854-56), пред. Мор. ученого к-та (1858-65). Именем М. назв. гора на о-ве Врангеля и мыс в Чаунской губе.

Махаев Мих. Ив

МАХА́ЕВ Мих. Ив. (1718-70) - рисовальщик и гравер, учился и работал в Ландкартно-словорезной палате Петерб. АН (1731-70), за это время исполнил лучшие карты России 18 в. Но наиб. важной сферой деят-ности М. было рисование арх. проспектов. Самые значит. работы в этой обл. он выполнил в 1748-57, когда под рук. итал. живописца Дж. Валериани создал графич. образ СПб. своего времени. Для создания худож. образа М. использовал новые в рус. иск-ве приемы (не фронтальную, как прежде, а диагональную комп., кулисное построение, тональную градацию планов от темного к светл., свободное размещение арх. объектов относит. друг друга), допускал вольную трактовку построек, вводил в пейзаж уже или еще не существовавшие, а только проектируемые сооружения, активно использовал второстеп. детали для макс. оживления гор. пейзажа. На основе созданных М. графич. пейзажей в Гравировальной палате АН были исполнены 12 проспектов, составивших альбом "План столичного города Санктпетербурга с изображением знатнейших онаго проспектов, изданных трудами императорской Академии Наук и Художеств в Санктпетербурге" (1753), к-рый пользовался огромным успехом в России и в Зап. Европе. В 1754-56 М. нарисовал 5 проспектов с видами загор. резиденций в Петергофе, Царском Селе и Ораниенбауме. В 1763 он был послан в Москву для создания рисунков к коронац. альбому Екатерины II и съемки проспектов, из к-рых в 1764 в АН были исполнены две сер. по 7 гравюр "Триумф. арки Москвы" и "Виды Москвы". Последней кр. работой М. была перерисовка для гравирования 12 видов поволжских городов, нарисованных подполк. А. И. Свечиным (1766-68). За два десятилетия занятий рисованием проспектов М. стал крупнейшим мастером графич. гор. пейзажа в рус. изобразит. иск-ве. Гравюры по его проспектам стали фактически первыми произв. рус. иск-ва, получившими признание и распространение в Европе.

М. Махаев. Вид Новгорода

М. Махаев. Вид Новгорода

Махайский Ян Вацлав

МАХА́ЙСКИЙ Ян Вацлав (1867-1926) - революционер, публицист, автор оригин. теории конфликтности интеллигенции и раб. кл. Род. в семье мелкого польского чиновника. В конце 80-х гг. 19 в. примыкает к молодежной полутеррористич. орг-ции Лиги польской. В 1881 арестован и после непродолжит. заключения вынужден эмигрировать в Цюрих. Во время поездки в Польшу вновь арестован. После двух с половиной лет тюр. заключения на 5 лет сослан в Вилюйск. В 1898 М. пишет свою осн. теоретич. работу "Умственный рабочий" (опубл. полностью в Женеве в 1904-05 под псевд. А. Вольский). Доктрина махаевизма объединяет в себе отд. положения марксизма, анархизма и синдикализма. Ядром концепции является идея об интеллигенции как будущем правящем кл., обеспечивающем свое господство в новом об-ве репрес. методами. В 1902 в Иркутске была создана первая гр. приверженцев идей М. Эта гр. просуществовала ок. года и была разгромлена полицией. М. снова арестован и приговорен к ссылке на 6 лет. По дороге к месту поселения он бежал и вскоре тайно эмигрировал в Женеву. В 1905-06 в Петербурге, Екатеринославе, Одессе, Харькове и др. городах действовали небольшие гр. махаевцев. В 1906 М. возвратился в Петербург и включился в работу по орг-ции партии "Рабочий заговор". С 1907 М. нелегально жил в Кракове, затем в Закопане. В 1911 переехал в Россию, где пытался воссоздать свою орг-цию. После Окт. рев-ции постепенно отошел от активной полит. жизни. С кон. 1918 М. работал в органе Высш. совета нар. х-ва "Нар. хозяйство". Умер в Москве.

Махлис Исаак Петр.

МА́ХЛИС Исаак Петр. (1893-1958) - худ. кино. Закончил Харьк. худож. уч-ще (1911), учился в Париже. Работал в т-рах. В кино с 1914 (на кинофирме А. Ханжонкова). С 1927 худ. на к/ст. "Ленфильм". Работал с реж. Л. Кулешовым ("По закону", 1926), Г. Рошалем ("Господа Скотинины", 1927), Я. Протазановым ("Его превосходительство", 1928), П. Петровым-Бытовым ("Каин и Артем", 1929). Особую известность принесла ему работа с бр. Васильевыми. Декорации М. в ф. "Спящая красавица" (1930) были изобретательны, экспрессивны, содержали элементы абсурдизма, имели сатирич. характер, высмеивая рутинность старого т-ра. Совсем др. была работа М. в ф. "Чапаев" (1934), отмеченная жизн. достоверностью, конкретностью, простотой, скромностью, соединенными с героич. интонацией, что особенно проявилось в эскизах костюмов. Изобразит. решение ф. не препятствовало главному - игре актеров. Наряду с ф., требующими скромного, реалистич. решения, М. удавались ф., отмеченные блеском, эффектностью, изобретательностью, - "Золушка" (совм. с Н. Акимовым, 1947), "Солистка балета" (1947). Среди ф.: "Первые огни" (1923), "Бывшие люди", "Абрек-Заур" (оба - 1928), "Небесный тихоход" (1946), "Александр Попов" (1949) и др.

Махно Нестор Ив

МАХНО́ (Михниенко) Нестор Ив. (1889-1934) - один из видных рук. рев.-повстанч. крест. движения в период гражд. войны в России. Из крест. семьи, работал литейщиком на Гуляйпольском з-де с.-х. машин Екатеринославской губ., примыкал к анархистам. За участие в подготовке террор. акта был приговорен к смертной казни, замененной бессрочными каторж. работами. Амнистирован Врем. пр-вом после Февр. рев-ции, был избран пред. Гуляйпольского Совета крест. депутатов; отличался храбростью, решительностью, выступал за немедленные радикальные преобразования. В апр. 1918 организовал партиз. отряд, сражавшийся против австро-герм. интервентов, затем против петлюровцев и деникинцев, освободив значит. часть Вост. Украины. В нач. 1919 армия М. насчитывала более 30 тыс. чел., имела богатую и надежную тыловую базу, отличалась высокой мобильностью, налаженной разведкой и связью. М. выступал под лозунгами "безвластного гос-ва" и "вольных Советов", в определ. степени ориентировался на анархистов конфедерации "Набат" (В. Волина, П. Аршинова, А. Барона и др.). Трижды вступал в соглашения с Сов. властью и трижды нарушал их. Рейд армии М. по белым тылам осенью 1919 способствовал разгрому А. Деникина Кр. армией. В 1920 подчиненные М. партиз. формирования вступали в контакт с предст. врангелевского командования, однако попытки белых использовать их против Кр. армии не увенчались успехом. Более того, махновцы на стороне красных участвовали в Перекопско-Чонгарской операции. После ожесточенных вооруж. столкновений с красноармейскими частями осн. силы махновских войск были ликвидированы, а сам он перешел в Румынию. В эмиграции активной полит. деят-ностью не занимался. Опубликовал две кн. восп. Умер в Париже.

Махров Петр Сем

МАХРО́В Петр Сем. (1876-1964) - один из военач. Белого движения на Ю. России. Из потомств. дворян. Выпускник Виленского пех. юнкерского уч-ща и Академии Ген. штаба. Ветеран рус.-япон. и 1-й мир. войн, кавалер мн. орденов. В качестве нач. оперативного отд. штаба 8-й армии принимал активное участие в разработке операций во время Галицийской битвы 1914 и Брусиловского (Луцкого) прорыва 1916. В Белом дв. с нач. 1919 в качестве нач. передвижения войск Кавк. армии. С февр. 1920 в чине ген.-майора занимал должности ген.-квартирмейстера Штаба Воор. сил Юга России (ВСЮР), нач. штаба ВСЮР (затем - Рус. армии). При вступлении П. Н. Врангеля в должность главкома представил ему обстоят. доклад с анализом уроков гражд. войны и перспектив будущей политики. В июне 1920 назначен предст. Врангеля в Польше, вел переговоры о создании там 3-й армии. Находясь в эмиграции, ориентировался на А. И. Деникина и его окружение, занимался лит. деят-ностью. Во время 2-й мир. войны занимал антинацист. позицию, нек-рое время находился в заключении в концентрац. лагере в Берне. Скончался в Канне (Франция). Воспоминания М. о событиях гражд. войны находятся в Архиве Гуверовского ин-та войны, рев-ции и мира Стенфордского ун-та (США).

Мачтет Григ. Ал-др.

МАЧТЕ́Т Григ. Ал-др. (1852-1901) - писатель. Сын чиновника. Был исключен за неблагонадежность из Немировской (1865) и Каменец-Подольской г-зий. В 1872 уехал в Америку с целью орг-ции там земледельч. коммун. По возвращении в Россию (1874) вскоре был арестован (1876): год в Петропавл. крепости, ссылка в Архангельскую губ. (1877-79), затем в Сибирь. Дебютировал в печати очерками о сев.-амер. жизни в газ. "Неделя", затем в разл. изданиях печатал очерки и рассказы, осн. на его жизн. опыте ("Рассказы о сибирской жизни", ром. "И один в поле воин", 1886; "На заре", 1892-93 и мн. др. произв.). Шир. популярность приобрело стих. М. "Последнее прости" ("Замучен тяжелой неволей...", 1876), ставшее рев. песней.

Машикули

МАШИКУЛИ́ (франц. machicoulis) - навесные бойницы, располож. в верх. части крепостных стен и башен, предназнач. гл. обр. для вертик. обстрела штурмующих стены. В архитектуре - элемент оформления карнизов наружных стен, символич. уподобляющий сооружение замку или долженствующий напомнить о его (реальном или игровом) фортификац. прошлом. Истинные М. встречаются на др.-рус. крепостных сооружениях, затем, после долгого перерыва, вводятся в архитектуру в качестве декора - впервые в псевдоготике. В классицизме используются редко, получают широкое распространение в неоготике и неоренессансе.

Машков Ил. Ив

МАШКО́В Ил. Ив. (1881-1944) - живописец. Засл. деятель иск-в РСФСР (1928), чл.-учредитель объединения "Бубновый валет" (1910-14), чл. объединений: "Мир иск-ва" (с 1925), "Московские живописцы" (с 1925), АХРР (Ассоциации художников рев. России) - АХР (Ассоциации художников рев-ции) (1925-30, 32), Об-ва моск. художников ОМЗ (1928). Автор портретов, пейзажей, натюрмортов. В 1910-х гг. испытал влияние творчества П. Сезанна, кубизма, традиций рус. лубка. Характерна сочная пастозная живопись, особое чувственное отражение матер. мира. Произв.: "Синие сливы", 1910; "Автопортрет", 1911; "Снедь московская, хлебы", 1924; "Натюрморт с магнолиями", 1928 и др.

Лит.: И. Машков. Л., 1973; Болотина И. С. И. И. Машков. М., 1977; Поспелов Г. Г. Бубновый валет. М., 1990.

И. И. Машков. Дама с фазаном. 1911

И. И. Машков. Дама с фазаном. 1911

Машкова Мария Вас.

МАШКО́ВА Мария Вас. (1909-97) - библиограф, книговед. Окончила вост.-европ. отд. ф-та языка и матер. культуры в Ленингр. ун-те (1930). В 1930-39 работала в разл. б-ках Ленинграда, с 1941 по 1979 с перерывами - в Публ. б-ке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (ныне Рос. Нац. б-ка). Д-р пед. наук (1972). Науч. работа М. посвящена истории рус. библиографии и деятелям рус. книги. Опубл. ок. 20 биографич. материалов о Н. В. Здобнове, А. В. Мезьер, П. П. Пекарском, Н. А. Рубакине, В. С. Сопикове, М. В. Сокуровой, А. Г. Фомине и др. отеч. библиографах и книговедах. Продолжила "Историю рус. библиографии до нач. 20 века" Здобнова монографией "История рус. библиографии нач. 20 века (до окт. 1917)", 1969. В дальнейшем М. опубл. ряд значит. работ по истории отеч. книги и библиографии после 1917: "Изучение дорев. и сов. истории библиографии в Сов. Союзе" (1973), "История нац. библиографии в союзных и авт. республиках" (1973), "Спорные вопросы нац. библиографии" (1975).

Лит.: Гудовщикова И. В. М. В. Машкова: К 75-летию со дня рожд. // Сов. библиогр. 1984. № 3; Ее же. М. В. Машкова - библиограф, книговед, историк библиографии // Ист.-библиогр. иссл. Л., 1990.

Маяковский Вл. Вл

Статья большая, находится на отдельной странице.

Маяцкие

МАЯ́ЦКИЕ - семья цирк. артистов. Петр Никиф. М. (1905-68) - эквилибрист, мотогонщик. В 1925 дебютировал в цирке как акробат и эквилибрист. В 1931 выпустил номер "Ренское колесо на перше", в к-ром вместе с К. Барышниковой продемонстрировал ряд рекордных трюков. В 1937 М. совм. с группой партнеров выпустил аттракцион собств. конструкции "Мотогонки по наклонному треку". По ходу номера артисты строили на движущихся мотоциклах сложные акробатич. пирамиды. Выдающимся достижением стал выпущенный в 1950 аттракцион "Шар смелости". В сетчатом шаре диаметром 7 м артисты под рук-вом М. демонстрировали езду на мотоциклах и велосипеде по горизонтали и вертикали. В финале шар раскрывался и М. продолжал на большой скорости ездить по верхней полусфере. В последние годы партнерами М. были его жена Над. Ром. (род. 1926) и его дочь Марина Петр. (род. 1948), работавшая в аттракционе с 1966. После его смерти мать и дочь М. работали вдвоем до 1975. В 1979 Марина М. под руководством матери выпустила аттракцион "Черные терьеры и африканские гепарды".

Лит.: Дмитриев Ю. Сов. цирк. М., 1963.

Мгебров Ал-др Авельевич

МГЕ́БРОВ Ал-др Авельевич (1884-1966) - актер и реж. В 1905 в Батуми, будучи подпоручиком, вывел солдат на помощь восставшим. Заочно приговорен к расстрелу. Эмигрировал в Скандинавию. За рубежом встретился с П. Орленевым и присоединился к его гастрольной труппе. Дебютировал в роли Алеши (инсц. "Братьев Карамазовых" Ф. Достоевского, 1906). В 1907 учился на муз.-драм. курсах Рапгофа, затем поступил в МХТ, где в том же году сыграл скрипача и доктора в "Жизни человека" Л. Андреева). Разочаровавшись, уходит из т-ра и переезжает в Пб. С 1908 - актер т-ра В. Комиссаржевской. После смерти Комиссаржевской отправляется в поездку с Орленевым (1910), играет в пьесах Г. Ибсена, в "Преступлении и наказании" по Ф. Достоевскому. По предл. Орленева организует крест. т-р в Голицино с крестьянами-толстовцами (1910). В 1912 - один из чл. Териокского т-ва актеров, писателей, худож., музыкантов. В териокских спектаклях В. Мейерхольда М. сыграл лучшие свои роли: Панталоне (пантомима "Арлекин, ходатай свадеб"), Крейслер (пантомима "Влюбленные"), Морис ("Виновны-невиновны" А. Стриндберга), Эусебио ("Поклонение кресту" П. Кальдерона). Работам М. была свойственна классич. величавость, благородство, нек-рая экзальтированность и налет мистицизма. Все это вместе с высокой фигурой, аскетичным, кр. лепки лицом, сильным голосом делало его незаменимым в ролях пророков, волхвов, патриархов и т. д. Вместе с женой В. Чекан М. создает Т-р на Обводном канале, где ставит "Каменного гостя" А. Пушкина, позже вступает в "Наш театр" А. Зонова. Здесь он впервые исполнил свою любимую роль - короля Лира. Накануне Октября М. с женой организует раб. т-р при Балт. з-де. Первая премьера коллектива - "На дне" М. Горького (пост. М.) вышла 26 дек. 1917. В 1918 М. возглавляет т-р-студию петрогр. Пролеткульта. М. пытался поставить эстетику и философию символизма на службу пролет. иск-ву. Его реж. приемы: коллект. экстатизм, декламация под музыку, статуарные позы с неожиданными жестами и выкриками, рев. символика. В 1918 студия Пролеткульта преобразовалась в Арену пролет. творчества с гл. реж. М. После раскола в петрогр. Пролеткульте (1919) М. с женой организуют Первый раб. рев. героич. т-р, закрылся в 1920. В 1921 пробует возродить в Петрограде т-р Пролеткульта, но резкая критика постановок привела к распаду т-ра и уходу М. в Акад. т-р драмы. В 1924-35 М. руководит Мастерской по изучению Островского и Шекспира (позднее переименована в "Глобус"), пробует себя в комич. роли Бальзаминова ("Женитьба Бальзаминова" А. Островского). В 1939 возвращается в Ленингр. акад. т-р драмы им. Пушкина. В 1956 уходит со сцены и занимается пед. деят-ностью с актерами-любителями. Снимался в кино: Державин ("Юность поэта", 1937), Пимен ("Иван Грозный", 1945). Автор кн. "Жизнь в театре" (Л., 1929-32).

Мебель

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мёд

МЁД - 1) Продукт жизнедеят-ности пчел, вырабатываемый ими из цветочного нектара и пыльцы. Слово общеславянское (литов. и лат. - medus и др). Добыча дикого М. (бортничество) - одна из важнейших отраслей х-ва вост. славян с глубокой древности. На Руси М. был осн. сладким в-вом (второе место занимала патока): так, в подвалах путивльского князя (1146) хранилось 5000 пудов М. Искусств. разведение пчел указывается с 13-14 вв.

2) Алкогольный напиток (мед, медок), получаемый сбраживанием разведенного М. Известен у индо-европ. народов с глубокой древности. Об употреблении М. у русов упоминает Ибн Фадлан (10 в.). М. готовили сладкие (спирта 4-5%) и хмельные, крепкие, или черствые (спирта 8-10%). С появлением водочных изделий и виноградных вин медоварение на Руси стало сокращаться и в 19 в. уже играло незначит роль в х-ве рус. людей. М. был осн. хмельным напитком пиршественных столов Др. Руси и Моск. гос-ва. В 16-18 вв. в медоварнях Сытного дворца Моск. Кремля готовили неск. десятков его разновидностей: с гвоздикой, имбирем, кориандром, кардамоном, хмелем, мускатным орехом, корицей, вишневые, малиновые, черемуховые, можжевеловые, смородиновые и т. д. Особ. славились монаст. М.

Предыдущая страница Следующая страница