Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Маяковский Вл. Вл

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Маяковский Вл. Вл

МАЯКО́ВСКИЙ Вл. Вл. (1893-1930) - поэт, драматург, публицист; актер, критик кино. Род. в с. Багдади Кутаис. губ., в семье лесничего. Учился в кутаис. г-зии, а после смерти отца и переезда семьи в Москву в моск. г-зии. Принимал участие в рев. движении, был арестован, помещен в Бутырки, освобожден как несовершеннолетний. Занимался в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества. Первые стих. опыты, по свидетельству самого М., носили подражат. хар-р. После сближения с футуристами М. разделял осн. программные установки этого худож. направления: независимость творчества от содержания (идея "самовитого" слова), нигилистическое отношение к культ. наследию, умозрительное конструирование иск-ва будущего и т. д. Однако уже раннее тв-во М. - стихотворения, трагедия "Владимир Маяковский" (1913), поэмы "Облако в штанах" (1915) и "Флейта-позвоночник" (1916), "Война и мир" (1916), "Человек" (1917) несли значит. социальное содержание (протест против окружающей действ-ности, чувство одиночества чел. в кап. городе, неразделенной любви). Для поэзии М. характерен гиперболизм, метафорическая насыщенность, соединение одического и сатирического начал. Восторженное приятие рев-ции ("моя революция") отразилось в стих. М. первых послеокт. лет, в пьесе "Мистерия-буфф" (1918), поэме "150 000 000" (1920), в работе над плакатами для Окон РОСТА, в поэмах "Владимир Ильич Ленин" (1924), "Хорошо!" (1927). В 1923 М. создает поэму о любви "Про это". С кон. 1922 М. - лидер ЛЕФа, лит.-худож. группировки, утверждавшей идею "социального заказа", утилитарной функции иск-ва. Эта идея отразилась не только в декларациях поэта, но и в его худож. практике (реклама, агитационные стих., стихотв. плакаты), нередко вступая в противоречие с трагич. природой дара М. Наряду с утверждающим началом в тв-ве М. сильно заявила о себе сатира, о чем свидетельствуют стих. 20-х гг. "Прозаседавшиеся", "О дряни" и др., сатир. комедии "Клоп" (1928) и "Баня" (1929-30), в к-рых автор выступил как драматург-новатор. Поэтическим завещанием М. стали два вступления к поэме "Во весь голос" (1930). Работать для кино начал в 1913. Пишет для моск. "Кино-журнала" до 1915, публикуя в нем статьи под псевдонимом и шаржи на кинозвезд. В том же году написан первый сценарий М. "Погоня за славою", оставшийся нереализованным, хотя М. полагал, что ф. по его сценарию все же был поставлен. Возможно участие М. в ф. "Кабаре футуристов № 13" (1913, не сохр.) в качестве актера, а возможно, соавт. сценария и худож. В нач. 1918 М. работает на частной кинофирме "Нептун" - пишет сценарии и исполняет гл. роли в ф. "Не для денег родившийся" (по ром. "Мартин Иден" Дж. Лондона), "Барышня и хулиган" (по пов. "Учительница рабочих" Э. Де Амии-чиса, единств. сохранившийся ф. с участием М.), "Закованная фильмой". В 1920 по сценарию М. ставится агитф. "На фронт" (не сохр.). В 1926 начинает сотрудничать с ВУФКУ - Всеукраинским фотокиноуправлением. Были поставлены ф. "Трое" (по сценарию "Дети"), "Декабрюхов и Октябрюхов" (оба - 1928). Не были реализованы сценарии "Слон и спичка", "Сердце кино" (переработка сценария "Закованная фильмой"), "Любовь Шкафолобова". Поэзия М. оказала влияние на формирование эстетики ведущей линии монтажного сов. кино 20-х гг., однако сценарии самого М. тяготели скорее к амер. кино, представленному творчеством Ч. Чаплина и др. выдающихся комиков, - с фигурой актера-автора в центре ф. М. разрабатывал так и не реализовавшийся в сов. кино жанр "высокой" феерии, к-рый ему удалось реализовать в т-ре. Особое положение, к-рое занимал М. в сов. кино, препятствовало установлению контактов с ведущими реж. Постановка сценария "Как поживаете?" (ф. о своем рабочем дне, где М. предполагал выступить в гл. роли) реж. Л. Кулешовым не осуществилась. Контакты с Г. Козинцевым и Л. Траубергом, к-рым М. предложил сценарий "Позабудь про камин", тоже не сложились. Работа в кино была для М. лабораторией для театр. драматургии. Сценарий "Позабудь про камин" он перерабатывает в пьесу "Клоп". Отдельные линии сценария "Товарищ Копытко" (1927) М. развивает в феерич. комедии "Баня", в сценарии "История одного нагана" (1927) появляются неожиданные для М. черты психологизма. Удачного воплощения поэтич. образов М. на экране удалось добиться в мультипликации - "Баня" (реж. С. Юткевич, А. Каранович, 1960), "Лошадь, скрипка и немного нервно" (реж. И. Евтеева, 1991). В 1930 М., несмотря на все попытки примирения с враждебной всякому творческому экспериментаторству официозной группировкой Рос. ассоциацией пролет. писателей - РАПП и даже вступление в нее (что было воспринято многими его соратниками по ЛЕФу как предательство), подвергся особенно жестокой травле со стороны РАППовских функционеров. Комедия "Баня", поставленная в театре В. Мейерхольдом, была снята с репертуара, власти отказали поэту в загран. визе, его выставка "20 лет работы" подверглась бойкоту. Все это вкупе с несчастной любовью привело его к самоубийству 14 апреля 1930. В последующие годы близкие М. супруги Брик приложили максимум усилий для восстановления его поэтич. репутации. После их письма Сталину в 1935 тот внезапно заявил, что М. "был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи". С этого момента началась канонизация М.

Соч.: Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1955-61.

В. В. Маяковский

В. В. Маяковский

В начало словаря